Гурвадигуна 1

Хабаровск -
Снигдха и Рукша (влажность - сухость). Манда и Тикшна (медлительность - активность). Слакшна и Кхара (гладкость - шершавость)
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа, здоровье» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:23:09 | качество: mp3 40kB/s 23 Mb | прослушано: 356 | скачано: 414 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Снигдха и Рукша (влажность - сухость)

00:00:00 Следующая, следующая пара, которую мы будем рассматривать это сухость и влажность или сухость и маслянистость, в другом порядке напишем, сначала напишим маслянистость, потом сухость. Маслянистость, я подчеркиваю это тоже самое, что влажность. Вы запомнили, да? Это просто два разных, ну как бы обозначение для одного качества, на санскрите называется снигдха, вот так вот пишется, а сухость звучит рукша, вот мы сейчас будем разбирать. Вот это третья пара качеств и три пары, первые две мы разобрали уже, и сейчас вот эта третья, вот это в первую очередь вам надо запомнить, вот эти три пары, остальные они как бы дополнять уже будут, но вы их постепенно тоже будете запоминать.

Снигдха

00:01:15 Итак маслянистость, начнем с Снигдха, маслянистость или влажность. Вата, что? Вата у нас какая? Сухая, значит маслянистость уменьшает. Питта увеличивает. Капха увеличивает. Эта идея понятна.
И мы сразу обнаруживаем, что Вата доша, она уникальна по проявлению качества сухости. Ясно. Да? по проявлению качества сухости, нет. Почему? Не все, 3, Вата сниз, а Питта и Капха вверх, это у меня спрашивайте, а соседи обманывают, такая традиция у них.
Вернёмся к маслянистости. Не буду спрашивать какая Тригуна, вы всё равно не догадаетесь, потому что маслянистость участвует в 2х из 3х, это в первую очередь Тамос, и Раджас, да, пишете, если Вы буквами, Т и Р, именно в таком порядке, то есть сначала Тамос, потом Раджас, больше вклад в Тамос.

00:02:50 Агни уменьшается, уменьшается. Маслянистость проявляется тем, что это качество питает, это качество питает, напишите питание, питает, смазывает, вот такие проявления. Всё, что питает, смазывает, это маслянистость, увлажняет, и, ещё очень важно маслянистость дает силу.

Про важность жиров в рационе человека

00:03:17 Например, если вы принимаете пищу, в которой нет жиров, обезжиренная, нет липидов, то постепенно, если вы целый день, например будете питаться без жиров, вообще полностью их не будет, вы постепенно почувствуете, что сил не будет, именно поэтому многие люди, кстати не умеют перестроиться на вегетарианское питание, это проблема, давайте немножко затроним этот момент, потому что я потом могу забыть, но когда будем говорить о питании, ещё раз вернемся.
Современная медицина тоже уже пришла к тому, особенно на западе, что здоровое питание, это молочное растительное питание, есть много работ, современных исследований. Это сейчас даже нет смысла доказывать, это факт, его нужно принять как факт и всё, какие бы уловки ума у вас сейчас не были, но проблема в том, что мясные продукты мясо, рыба, птица, яйца, да, они являются источником, но прежде всего белков и липидов, липидов там очень много, правда они тяжело усвояемые, способствуют атеросклерозу, но, по крайней мере, когда человек их чувствует в пищу, он сытость, он чувствует не сытость, а тяжесть, но так или иначе, хоть так, да.

00:04:40 И когда человек в силу правильных желаний и убеждений пытается изменить свой рацион, отказывается от этих продуктов, это хороший шаг будет, то есть молочное растительное питание оно более здоровое, но там тоже должны липиды быть, и в достаточном количестве, но те же растения, там нет липидов. Какие там липиды в растениях? Там яблоко, какие липиды? Овощи, какие липиды? Мало их, практически нет, Вот, и что является источником жиров? Что является источником липидов? Сами масла. Почему сразу орехи? Масла должны быть растительные и животные тоже, и на самом деле в Аюрведе говорится, что более важны животные масла, чем растительные, и самое главное из масел, это топлёное масло.

00:05:35 Оно называется ги на санскрите, более правильно гхи произносится. Его нужно специально готовить, это можно изучить этот вопрос, но очень важно наличие масла в рационе, это очень важный момент, потому что если не будет хватать липидов, вот это качество Снигдха уменьшится, силы не будет, сытости, питания тканей не будет, смазывания, ну вот у нас почти все процессы в организме протекают с участием липидов, мембраны клеток содержат липиды, липиды они везде. И я специально на это указываю, чтобы вы, и вы сами, если вдруг настроетесь заниматься Аюрведой, вам придется менять питание, потому что других вариантов нет, вы не сможете работать с пациентами. Это я просто говорю искренне, не потому что я вас в чём-то хочу убедить, у меня такой идеи в чем-то убеждать вообще нету, моя задача вычитать информацию, как уж вы с ней распорядитесь, ваше дело. Да? Ну, если будете заниматься действительно аюрведической медициной, вам придется сначала над собой поработать годик, другой, третий, вот. И тогда вы сможете работать с пациентами, и вы тогда может им объяснять вот эти нюансы питания, не будет в питании липидов, будут проблемы. У нас нет такой традиции, например топлёное масло регулярно использовать, ну, у многих нет такой традиции, растительные, дай Бог если там используют.

00:07:06 И то растительное часто неправильно используют, например растительное нельзя нагревать, кроме оливкового, оливковое можно, вот. Топлёное можно нагревать, оливковое можно, остальные нельзя, вот. Кроме того, мы привыкли только одно, там подсолнечное масло, традиция подсолнечное масло, оно охлаждает, например. Поэтому зимой лучше согревающие масла применять. Ладно, для Питты это хорошо, охлаждать, да. А для Ваты и Капха постоянно подсолнечное масло это будет охлаждать, поэтому нужно знать эти нюансы. Можно горчичное использовать, горчичное согревает. Горчичное согревает. Для Капха очень хорошо, для Ваты у вас есть вообще тут идеальное масло, у вас уникальное в этом отношении места, да. Вот. Кунжутное масло, кунжутное, идеальное для Вата конституции, вот. Поэтому, ну я буду говорить для какой конституции мы поговорим, давайте вернёмся. Я боюсь уже вопросы питания затрагивать, только затрону, знаю что это важно и нужно, начинают обсуждать. Ну, что такое? Со мной, со мной разговаривать нужно, со мной.

00:08:34 Так даёт силу, мы сказали Снигдха, и вот очень интересно, вот это качество, эта гуна, проявляется в Саттве. Удивительнейшее проявление, те характеристики, которых нам в обществе не хватает, мы должны культивировать. Проблема в том, что мы не знаем как внести в свою жизнь вот эту Снигдху, ещё называется снеха. Интересно, кстати на санскрите, вот это качество ещё называется снеха, снеха переводится жир, понятно да, маслянистость. А ещё снеха знаете как переводится? Нет, снеха любовь, один из переводов снеха это любовь. Есть разные термины для обозначения разных уровней любви, есть любовь к другому человеку, есть любовь к ребёнку, есть любовь к жене, к мужу, есть к Богу, природе, и разные термины присутствуют, мы всё называем любовь, и даже у нас по телевизору говорят заниматься любовью. На санскрите это сказать невозможно будет, потому что любовь и секс это вообще разные вещи, да. Вот а у нас путаем, запутались уже в конце концов. Интересно, что одним и тем же термином липиды, да, жир и любовь обозначены. Интересно когда мы будем говорить об избыточном весе, мы к этому вернемся.

00:10:03 Итак, какие проявления в Саттва-гуне? Сострадание, любовь, мягкосердечие, дефицит этих качеств в обществе, дефицит. Поэтому, кстати это же для какой больше доша характерно? Для Капха характерна, а Капха, у неё больше качество Снигдха представленно, Капха является женской доша, Питта мужской. Интересно, да? Питта это мужская доша, Капха женская, то есть это женские качества, у нас их в обществе не хватает, то есть они должны быть проявлены именно в Саттва-гуне. Мы видим в обществе много таких питтавских качеств, то есть мужское влияние, мужская, мужское мышление доминирует. Вата не относятся к... здесь в этом случае, то есть Питта является таким эталоном мужских качеств, Капха женских, Капха побольше женская, Питта больше мужская. Это совсем не значит, что женщина, например Питта конституции будет мужеподобной, это абсолютно необязательно, просто это значит, что эти доши связаны с полом, вот и всё. То есть качества больше представлены, вот и вот эти качества необходимы в обществе культивировать, их не хватает, их дефицит, у нас общество живёт по мужским стереотипам, больше по питтовским таким, и так как Раджас доминирует, поэтому в обществе доминирует Питта в Раджасе, агрессия, гнев, насилие, вот. Поэтому нужно культивировать именно саттвичные качества.

00:11:50 В Раджасе Снигдха уже проявляет совсем по-другому себя, сентиментальность, та же самая любовь становится сентиментальной. Ты меня любишь, а? Сентиментальность такая, то есть появляется уже какие-то оттенки немножко привязанности, привязанности, сентиментальность. Это в Раджасе. Давайте ударение все-таки переставлять, привыкать, да. Иногда бывает так, что новые термины в литературе читаешь, и не знаешь как ставить ударение, и сам придумываешь как ставить. А потом уже привыкаешь, да, так наверное, поэтому. Бывает такое, ну ничего страшного, надо перестроиться просто, есть определенные правила.

00:12:41 Хотя, открою секрет, в санскрите ударение можно ставить свободно. Есть такое, такая особенность санскрита, можно ставить свободно ударение, но есть уже стереотипные как бы, ну традиции, мы их придерживаемся. Но вообще свободно, и более того, гласные даже свободно стоят, гласные. Главное, главное согласные, такие особенности восточных древних языков, это в иврите то же самое может быть, если кто изучал иврит, знает эту особенность. Просто там никудот, так называемые, огласовки, не, там не знаешь какие гласные, потом сами придумывали, ставили.

00:13:21 Вот, сентиментальность, ну а что это будет в Тамасе? Привязанность, плаксивость, да, вот такие качества, привязанность, плаксивость. Поэтому если вы обнаруживаете у пациента эти качества, сразу, так ставите ему диагноз, Снигдха в Тамасе и лечите его, вы ему сухость, и в Саттве, наоборот, и в Саттву его.

Рукша

00:13:46 Теперь поговорим о сухости, сухость это звучит как Рукша, очень Это очень интересное качество, с медицинской точки зрения, оно интересно тем, что это уникальное качество Вата-Доши. Когда мы говорим: Вата, подразумеваем — «сухость». Говорим: «сухость», подразумеваем — Вату. Поэтому легко стрелки уже поставили я думаю, да. Сейчас уже ставите. Сухость увеличивает Вата, и, соответственно для Питта и Капха благоприятно, то есть уменьшает.

00:14:26 Хорошо что у нас с тригуна?
Но здесь тоже я вам подскажу, потому что здесь 2 из 3 гуна участвуют. В первую очередь сухость это Раджас, на втором месте Саттва, Раджас и Саттва.
Агни усиливается понятно, да? Сухие дрова хорошо горят, а влажные не очень.
Итак, сухость представьте себе, если взять губку, и когда она сухая, губка, она в тебя легко всё впитывает воду, жидкость легко сразу впитывает, без проблем, поэтому качество сухости отвечает за вот эти функции, в частности за абсорбцию всего и вся, да абсорбцию, всасывание, всасывание, например, всасывании питательных веществ в кишечнике. Понятно? Да? Всасывание, например на сухую кожу нанесли масло, раз впиталось. У людей Вата конституции, когда им процедуры проводятся, масляные процедуры, у них на глазах прямо масло уходит в кожу, может быть кто-нибудь видел как это делается.

00:15:48 Например кунжутное. Кунжутное в этом отношении лучше, потому что оно во-первых для Вата хорошо подходит, во-вторых это единственное масло, кунжутное, которое проникает через все слои кожи, единственное. Поэтому в процедурах очень часто используется именно кунжутное масло, сезамовое, и буквально на кожу наносится, и прямо на глазах, через некоторое время трогаешь, опять кожа сухая, если не много масла внесли, раз ушло, опять сухая кожа. У Вата такая тенденция. Ну, постепенно организм промасливается, и это качество Снигдха увеличивается, и тогда видим хорошую тенденцию, что промаслели. Мы будем об этих процедурах рассказывать в эту сессию, я буду рассказывать, это скорее всего будет у нас в пятницу или в субботу, ближе уже там, вот.

00:16:36 Дальше, слабость. То есть мы говорили, что Снигдха даёт, масленистость даёт силу, а сухость даёт слабость, слабость даёт, поэтому люди Вата конституция, они более слабые физические, изначально, хотя энтузиазма много, но слабые. Слабость. Просто сама по себе сухость, так и напишите, что сухость, то есть это сухость кожи, сухость слизистых, сухие во взаимоотношениях, эмоционально сухой человек, сухарь. Беспокойство связано с этим качеством, нервозность, часто бывает так, что особенно у людей Вата конституции, так как у них качество сухости преобладает, сухая слизистая вызывает дискинезия кишечника. И у них склонность к запорам формируется, но склонность к запорам, напишите, запор он связан с качеством сухости, не только в кишечнике бывает, и здесь бывает запор. В уме запор может быть, это качество эмоциональной сухости может дать в сознании, в нашем сознании.

Диуретики

00:18:04 Отёки? Отёки, как вы думаете с сухостью будут связаны? Сухостью мы будем лечить отёки, мы будем давать осушающие растения, все осушающие растения, каким обладают? Диуретическим свойством, но есть опасность, например когда мы назначаем диуретики, осушающие растения, они могут пересушить почки, для почек это же опасная вещь, сухость. Поэтому нужно знать какие растения обладают диуретическим свойством, и не осушают почки. Таких растений немного, 2-3, ну, Якорцы стелющиеся, или Гокшуры называется, да, правильно, входит в состав Чаванпраша, кстати, в Цистон, Цистон препарат в аптеках продаётся, в его состав входит, из наших местных растений это Алтей, он обладает диуретическим свойством, и питает почки одновременно. Поэтому если вы какие-то мочегонные сборы составляете, их нужно защищать, Алтеем, Солодкой, то есть. Понятно, да? Иначе иссушит. Многие сборы, которые в аптеках продаются, они не защищены. Человек принимает, некоторые годами пьют мочегонные сборы, а потом у них, они сухие становятся, высушенные, плохо очень.

00:19:21 Берёзовые листья? Сушат, давайте потом отдельно о растениях.
Так, с запором понятно, да, что он не только в кишечнике, но и в уме бывает, поэтому нам всем нужно это качество Снигдха, как-то чтобы оно было у нас, именно в Саттва-гуне. Вот, противоположным чтобы действовать.

00:19:47 Итак, в Саттве как Сухость проявляется в Саттве? Нет, помните мы сказали, сухая губка впитывает, да, и Рукша под влиянием Саттва-гуны, она нам даёт возможность поглощать что-либо. Вы сейчас это качество все тут проявляете, или приходится проявлять, даже если нет такой способности. Поглощённость чем-либо то есть вы поглощены изучением Аюрведы, и благодаря этому вы можете впитывать в себя эту информацию, если бы этого качества у вас не было, вы бы не смогли. У кого его не хватает, тем труднее. Сидят, ничего впитать не могут. Абсорбция нарушена. Понятно? Поглощённость, увлечённость чем-либо, это качество позволяет увлечься чем-то, каким-то направлением, какой-то деятельностью, взаимоотношениями, увлечься. Это очень важно, потому что если мы не увлечемся, мы не сможем инициировать начало какой-то деятельности, на каком-то этапе нам нужно это увлечённость человеком, чтобы в конце концов потом замуж выйти или жениться, там на нём или за него. Не будет увлеченности, так и будем сидеть, друг напротив друга смотреть. Сначала увлечённость, потом другие этапы. Увлеченность какой-то наукой, каким-то направлением может быть, да. Увлеченность, если не будет увлеченности, человек не может заняться этим, этой деятельностью, увлеченность каким-то знанием.

00:21:33 Вот вы увлеклись Аюрведой, и удача в вашу жизнь пришла, на самом деле я даже завидую, так хорошо, увлечёны вы. Не сгорело бы это, не пропало. Больше уже. Важно чтобы эта увлеченность осталась с годами, не пропала. Чтобы эта увлеченность переросла в серьезность, например да. Потому что если всё время увлеченность, это что такое поверхностное, чтобы оно переросло в серьезность. Если сразу будет серьёзность, это может оттолкнуть, да, то есть поэтому увлечённость, она позволяет инициировать, захватить, захватить.

00:22:18 В Раджасе это эмоциональная сухость, такой сухой человек, что вот вообще хоть, хоть ты тресни, сухой эмоционально. А вот в старых фильмах. Я люблю пример из фильмов приводить, когда я их ещё смотрел, а некоторые запомнил. Челентано таких играет, эмоционально сухой, там его и так, и всяко его пытаются там обработать, ничего не получается, сухой и "Укращение", и там куча таких фильмов, на эту тему "Ворчун" там, и так далее, эти все фильмы. Такой эмоционально сухой, хоть ты тресни. Как палка. Знаете сухая палка, и говорится, в Аюрведе есть сравнение, что если палка сухая, и вы начнете что-то с ней делать, она сломается, для этого нужно сначала её промаслить. Именно поэтому процедуры очищения организма начинается с этапа, который называется Снехана, промасливание. Есть русское слово, которое это обозначает, умощение. Слышали? Сначала промаслить организм, прежде чем начать очищать, поэтому эти процедуры, мы потом их будем описывать. Смазать можно.

00:23:47 Так, излишняя рассудочность, вот тоже в Раджас напишите, человеком сухой, он много рассуждает, да, даже в тех ситуациях, когда нужно принять решение просто сердцем, просто там, не надо ничего рассуждать, решение сердцем, такое бывает, причём очень часто. Захваченость каким-то горем тоже это Рукша в Раджасе, когда захвачен каким-то горем, он культивирует это горе, культивирует его, уже всё прошло, горе прошло, всё надо забыть. Он всё равно продолжает в себе развивать длительное время, даже это используется как механизм для того, чтобы к нему выражали сострадание, например, а сострадание, это помните это противоположная да? Это как раз Снигдха.

00:24:46 Человека? Кто ответит, как избавиться? Специалисты по Аюрведе, доктора, давайте. Так, значит первое умощение, правильно, действие противоположным, потому что нам нужно противоположным подействовать, и умощение может быть через пищу, а может через отношение, да. Сострадание, мягкосердечие, любовь, да. А ещё что нужно сделать? Там угол у нас время смеётся, смеётся из Восточной Сибири нам юмор привезли, что-то смеются, всё время смотрю, как не посмотрю, всё время смеётся, никак не могу понять, что такое. Так, и второе, произнесли сейчас, в Саттва-гуну переводить, пусть увлечётся чем-то, чем будет культивировать эту свою эмоциональную сухость и захваченость горем. Увлечётся, поглощён будет каким, какой-то идеей, он потому и в горе, что ему ничем увлечься, увлечётся и горя не будет. Так, заразно, переходит в другие ряды, ну вы всем расскажите-то в конце концов. Или для других это не смешно? Только для вас, ну, ладно. Ну, хорошо. Так .

00:26:26 В Тамосе. Это фанатизм, фанатизм, в минуту опасности говорят "О, Боже!" Слышали? Чуть что, "О, Боже!", поэтому нужно чаще говорить, повторять, взывать надо чаще, чтобы не ждать опасности. Итак, фанатизм, это когда человек излишне рассудителен, он сухой, и он говорит, то что делаю я это правильно, остальные делают неправильно. Знаете, вот есть футбольные фанаты, есть религиозные фанаты, религиозные фанаты 11 сентября садятся на самолет, и полетели. Страшное дело, да. Религиозный фанатизм, он тоже истекает из этой сухости эмоциональной, в Тамо-гуне, естественно это Тамос, моя религия самая правильная, я иду верным путём, все остальные неверные, заблуждаются.

00:27:18 Это касается любой религии, кстати господа, это фанатизм не есть привилегия одной какой-то традиции, это везде, в любой, возьмите любую религию, нет идеальной религии, везде есть фанатики. Более того, фанатизм является одним из этапов духовного пути, что интересно. Приходится пройти этот путь многим, в духовном пути, пройти, побыть какое-то время фанатиком, чтобы укрепиться в верности своего пути, побыть немножко, но если это затягивается, Тамо-гуна уже, не должно затягиваться, это может побыть, но несколько месяцев, человек фанатик, говорит, он по крайней мере хоть себя порадует, что я туда пришёл, куда нужно. Вот, но это опасно становится, когда это станет постоянным, это опасно становится, поэтому это не является характеристикой религии на самом деле. Но так как мы часто сталкиваемся с фанатиками, мы думаем, что религиозный человек это фанатик.

00:28:26 Знаете, такая идея, что религиозные люди это фанатики, там вы идёте по улице, раз кто-то привязался, приходи к нам в воскресенье на программу, будем Библию изучать. В Бога веришь? Приходи на программу, обязательно. Телефон только не давайте ни в коем случае, потом не отстанут от вас. И таких много, кто Библию, Коран, кто ещё что-то, но Коран пока не предлагают. Я по крайней мере не сталкивался, может не в тех регионах бывал. Свидетелей Иеговы тоже хорошо, но на самом деле все эти движения хорошие, никаких проблем там нету. Какие проблемы быть свидетелем Иеговы?

00:29:15 То, что пишут о так называемых сектах, это ложь на 100%. Интересная вещь, да? Ну кроме этих терактов, там Ау́м синрикё, это всё понятно конечно, это никакого отношения к духовности, понятно не имеет. Но в основном всё, что пишут о так называемых сектах, и духовных движениях, это ложь стопроцентная, нет ещё ни одного судебного процесса, который бы обвинил секту в том, что она действительно так является. Само слово "Секта" на самом деле в нём нет ничего плохого, ещё сто лет назад люди когда знакомились, и представляясь друг другу, они говорили там John Smith, член такой-то секты, да, например. И никто не рассматривал это как, там что-то негативное, просто слово "Секта" что означает? Секция, отделение, какая-то ветка, одной из традиций. В христианстве этих сект пруд пруди, например. Также в мусульманстве, иудаизме и буддизме этих сект море, в самом слове ничего плохого нет. Другое дело когда мы говорим о конкретных людях.

00:30:20 Саентология? Но это знаете, кому принадлежат такие слова, сейчас слова зацитирую Рона Хабарта, помните что он сказал? Он сказал так, сейчас может чьи-то чувства затрону, не расстраивайтесь. Это киртан господа, у меня мало времени, я не могу Ачаром, поэтому. Понятно, да? Мне приходится ломать сердца, такая вот у меня работа. Он сказал так, "Хочешь стать миллиардером, придумай свою религию", это кенгуру безусловно. Никого не затронул? Не убьёте меня вечером? Фанатики не убьют? Фанатизм, очень важный момент.

00:31:38 В Тамас так же напишите фанатизм, и напишите ещё ложное отречение, очень интересная вещь, ложное отречение, я расскажу эту Легенду, что такое ложное отречение, это когда человек соблюдает аскезы, которые совершает по отношению к себе насильно. Помните мы сказали, что изменения в жизнь надо привносить естественным путем, чтобы это было для вас естественно, ну предложите нормальному хинду покушать мясо, но не поймет вас. Понимаете? Не поймёт человек, и тем более если предложите говядину, за это вас могут в тюрьму посадить, кстати. Реально в Индии за это могут посадить в тюрьму, если вы корову ударите, в тюрьме окажитесь, это реальность. Ложное отречение, это значит, что человек отказывается от чего-либо, но сам при этом страдает. Но это страдание он не хочет никому продемонстрировать, он всё равно держится зубы сожмёт, кулаки сожмёт, анус сожмёт, всё сожмёт, будет держаться, но не выдаст себя. Вот я какой. Многие иногда вот из-за Аюрведы вот так вот делают, то есть люди изучают информацию, но она не трансформируется у них практику. Я просто реально знаю, так много езжу по регионам, я вижу людей, которые соблюдают какие-то правила предписания, но это не их, и они ещё не готовы этого делать.

00:33:18 Например есть такое правило в Аюрведе, вставать вовремя, в Брахма Мухурту, мы потом будем это рассказывать, но не все готовы это делать, человек напрягается, встаёт рано, но у него есть причины почему он не может проснуться рано, он заведёт эти 5 будильников, в итоге всё равно встанет, а потом весь день мучается. Ну, встань как тебе удобно, постепенно измени свою жизнь, и ты сможешь легко вставать рано, без будильника вообще, без будильников, легко. Да, так, тогда не будет ложного отречения. Ложное отречение приводит к проблемам, такие люди становятся фанатиками постепенно, вот взаимосвязано, да, ложное отречение и фанатизм. Очень важный момент, поэтому мы должны все изменения в свою жизнь вносить постепенно. Но кроме каких-то конечно там, если там не знаю, если человек на игле это понятно, что там надо уже что-то предпринимать, как-то спасать его, да. Но если какие-то простые вещи, ну, меняйте вы постепенно, не становитесь фанатиками, чтобы не было ложного отречения.

Анекдот про отречение

00:34:30 Я вам анекдот по этому поводу расскажу. Хотите? Католический. У меня несколько католических анекдотов есть, и другие. Католики есть? Итак, в католицизме мы знаем, что принято, те кто принял монашеский образ жизни придерживаться целибата. Анекдот такой.

00:35:05 В монастырь пришёл молодой послушник, приняли его, он принял какой-то там послушнический сан, вот. И ему нужно было дать какое-то служение в монастыре, чтобы он чем-то занимался. Он обратился к старшему наставнику, и попросил его, сказал чем мне заниматься. Ну по ходу выяснилось, что он очень аккуратно пишет, ему было предложено переписывать, это был очень давно, переписывать священные писание, Библию, Евангелие, Житие святых, этим он должен был заниматься.

00:35:43 Он начал этим заниматься, переписывать, и через некоторое время он пришел к старшему наставнику, и говорит, вот мы переписываем книги да, а я переписываю с оригинала или копии? С копии, потому что оригиналы хранятся в архивах, это драгоценные рукописи, и мы не можем использовать для переписывания, они могут повредиться, мы их аккуратно храним. И тогда молодой послушник задал второй вопрос. Если мы переписываем с копии, то тот, кто переписывал с оригинал мог ошибиться. А мы с этой копии переписываем постоянно. И тут старший наставник задумался, какой разумный молодой человек, да, попался, никто, никто за много столетий не задумывался в этом монастыре, что такое могло произойти. Что делать?

00:36:34 И было принято такое решение, что старший наставник, говорит я отправлюсь в архив и буду сверять копии с оригиналами, и так дальше чтобы понять смысл анекдота, нужно немножко знать английский язык, или более внимательно смотреть рекламу в последнее время по телевизору. Через некоторое время он выбежал из архива с огромными глазами, и криком ужаса, и закричал, там было написано "селебрейт!" Значит праздник. Праздновать. Сейчас идёт реклама, конфеты. Но тот, кто переписывал одну букву потерял. Вот такой анекдот. Кто понял? Так, английский язык немножко нужно знать. Хорошо.

00:37:34 Чтобы у нас не было ложного отречения, да, чтобы у нас не было фанатизма, нам нужно из гуны невежества перейти ну, хотя бы Раджаса, или ещё лучше Саттвы.

00:37:45 Итак, следующие пары. Вот здесь как-то отчертите, что вот эти три пары, я о них говорил много, об остальных буду говорить коротко.
Да, там буквы Р не стало, и стало целибат, это половое воздержание, а в предписании было праздновать, перепутали немножко, ну бывает, ну, я думаю это всё равно не спроста, всё подряд, каждый день праздник. Мы проводим тренинг, называется "Праздник жизни", каждый день праздник. Как прожить так, чтобы каждый день был праздник, это аюрведическая традиция, каждый день праздник. Сегодня, говорится, первый день всей моей оставшейся жизни, и нужно прожить так, чтобы не было обидно, и больно, а дальше вы знаете. Да? Вот, поэтому каждый день у нас праздник на самом деле.

00:38:44 Так, вот так вот смотрю у нас по времени уже, ещё минут 35-40 мы ещё поработаем. Не устали? У нас видите, более продолжительный учебный день, вам тяжеловато, но вы всё равно держитесь. Осталось уже 5 дней, а потом ещё 7, и всё, немного. Так. Вот.

00:39:12 Эти три пары, отметьте их, и на них уделить особое внимание при изучение этих качеств, я ещё раз задаю вопрос, сама идеология понятна? Когда вы будете изучать растения, вы уже сразу смотрите, что делает это растение, утяжеляет или облегчает, да, согревает или охлаждает, и увлажняет или осуждает, и всё, и вы уже, фактически будете главное знать, эти три момента.

Манда и Тикшна (медлительность - активность)

00:39:50 Манда и Тикшна. Манда это значит медлительность, Тикшна это резкость, активность, быстрота, да, вот такие качества, резкость, активность, быстрота. Манда это значит медлительность или вязкость, вязкость ещё переводится, я ещё раз подчеркиваю, что это уже пошли дополнительные признаки, да, они нам тоже необходимы, если вы овладеете и ими, ну вообще будет здорово, всё.

Степени познания Аюрведы

00:40:39 Знаете, что в Аюрведе тоже присутствует в медицине градация по типу, там доцент, профессор и так далее, академик, в Аюрведе тоже есть, и минимальный уровень в Аюрведе называется вайдья, это тот, кто знает что делать, и если вы обладаете знанием, вы становитесь вайдьей.

00:41:10 Более высокий уровень, следующий, второй уровень это как бы уже уровень доцента, звучит кавирадж, переводится как царь. Ну, радж - это царь, кави это поэт, царь среди поэтов, кавирадж тот, кто имеет право комментировать каноны уже, это очень высокий уровень, доцент, обучающий, есть ещё уровень профессора в Аюрведе, вдумайтесь в название Аюрвед-Ачарья, ачар тот, кто реализовал это знание в жизни, то есть он реально, эти люди, пациенты, например на него смотрят, они уже исцеляются. Аюрведа-Ачарья, это должность такая, звание, которое не каждому дается в Аюрведической медицинской традиции, кавирадж это предшествующий этап, а минимальный это вайдья, я просто к тому, что может быть кто-нибудь из вас серьёзно изучая Аюрведу станет кавираджем, Аюрведа-ачарьей, так что давайте серьезно изучать.

00:42:33 Итак, вязкий или медлительный. Вата уменьшает, понятно, потому что Вата она активная, поэтому противоположные качества, Питта тоже уменьшает, но Капха увеличивает, Капха она медлительная, медлительная. Вы не успеваете, не могу понять, как-то. Успеваете, да? Потому что начинаете смотреть к соседу. Это мы пишим вот сюда, в таблицу. Да, а куда ещё? Вата уменьшает Питта уменьшает, Капха увеличивает, это гуна невежества. Понятно, да?
Агни уменьшает.

00:43:21 Вот эти качества, которые мы с вами будем разбирать, они гуна Тамос, Тамос, невежество, Тамос, одно и тоже, вот эти качества дополнительные 7 пар, которые мы будем с вами сейчас будем разбирать, они в какой-то степени будут сходны с главными, например медлительность будет напоминать тяжесть. Понятно, да? Но это уже будут другие оттенки, и когда уже в оттенках ориентируетесь, это конечно ну уровень уже повыше, да, уровень вайдьи, вот, а пока мы слушатели курсов повышения квалификации. Хорошо.

00:44:00 Характеристика, характеристика этого качества медлительности, проявляется следующим образом, замедляет любые эффекты, замедляет эффекты, привносит пассивность в нашу жизнь, привносит пассивность, замедляет или тормозит точнее говоря, активность, тормозит активность, вот такая характеристика, это всё, что тормозит, замедляет привносит пассивность. Это нужная вещь, иногда нужно замедлится в этом темпе жизни, быть пассивными, это необходимо. Нет хороших и плохих качеств, есть просто разные.

00:44:58 В Саттва-Гуне медлительность проявляется как неторопливость, очень важное качества, например для реализации каких-то проектов нам нужно быть неторопливыми, чтобы не наделать ерунды, не наломать, как говорится дров, да, неторопливость, пассивность это тоже Саттва-Гуна, быть пассивным иногда это Саттва-Гуна, медлительность это тоже иногда Саттва-Гуна.
Но иногда мы путаем, иногда человек в Тамо-гуне начинает быть похожим вот на медлительного в Саттва-гуне, да, человек лежит на диване, плюёт в потолок, пассивность, пассивность, такая неторопливость, заниматься глупостями, тупо смотрит телевизор, мы думаем какая Саттва-гуна. Ясно, да? Ясно?

00:46:02 В Раджасе это будет проявляться как лень, лень ленивый человек, поэтому нужно отличить лень от неторопливости, да, от неторопливости. Можно сюда также записать вялость, такие проявления.

00:46:31 В Тамосе это будет проявляться как просто тупость, медлительный, тупой мы говорим человек, мы же говорим так, говорим, реально, есть даже фильм про это сняли, и ещё тупее. Невежество, аппатия. Там Джим Кэрри играет, видели такой фильм? Джима Кэрри никто не любит в Голливуде, потому что он ведёт себя так как ему естественно, так как на экране, ужасно, говорят. Но человек самоактуализировался. Ну, какие проблемы? Ведёт себя так же, нормально, ему так хорошо, он же криминал никакого не делает.

00:47:24 Апатия написали, самодовольство, можно самодовольство написать, разные проявления, может быть или, или то есть не обязательно, все проявления, которые мы в одну клеточку пишем, да, не обязательно, чтобы они все были представлены у человека, может или, или, а может и несколько, может 2-3 проявления быть из перечня.

Тикшна

00:47:49 Тикшна очень интересная. Сейчас будем говорить о Тикшне, очень интересное качество, оно, на самом деле, больше всего характерно для Питта, одно из таких ярких проявлений. Это активность переводится, резкость, резкий, активный, и понятно, что это больше характерно для Вата и Питта, и нехарактерно для Капха, поэтому Вата и Питта стрелочку вверх, а Капха вниз. Еще Тикшна переводится как проникающий в глубь, очень интересное значение этого слова, проникающие в глубь, и вот это качество Тикшна, оно очень яркое, оно само по себе активное, да, резкое, ещё и ярко выраженное у людей с доминирующей Питта-Доша, поэтому такие люди они обычно активные, подвижные, резкие.

00:48:47 И вот это качество проникновения в глубь проблемы, оно у них проявлено, очень сильно проявлено, такой человек умеет проникать в глубь проблемы, в находить решение, и кроме того, он умеет смотреть в самую суть, в самую суть. Такие люди умеют смотреть в глубь другого человека, говорят насквозь смотрит, да, насквозь, и если человек, обладающий Питта конституцией использует это качество во благо, то он просто видит, например достоинства и недостатки, негативные и позитивные качества того или иного человека, он никогда не будет язвить, критиковать и так далее. Обычно так они и делают, они очень умело, прямо проникают в глубь, насквозь, видят человека вот так вот отделяют хорошее от плохого, и потом все своё внимание на плохое сосредотачивают, и по поводу этого человека они могут прямо вообще.

00:49:52 Сатирики вот так вот работают. Знаете так? Сатирики это Питта в Раджасе. Нет, почему Задорнов? Там немножко другое, то есть вот это когда они прямо критику такую, вот сатира и юмор это же разные вещи, мы знаем, да. То есть такой человек он язвительным становится, критиком, он начинает прямо остроумный мы говорим, вот, это качество Тикшна люди Питта конституции должны использовать следующим образом, будучи врачами, например, это очень хорошее качество. Когда вы насквозь видите человека, и видеть его позитивные и негативные характеристики, вы помогает ему проявить его позитив, и справиться с негативом не критикуя и не язвя по этому поводу, вот, поэтому с людьми Питта-конституции надо быть осторожными, чуть что они вас на язык-то и возьмут, вот. Понятно, итак, понятно, что это Раджас, да? Это Раджас.
Агни увеличивается.

00:51:00 Тикшна, люди имеющие Питта конституцию, они у них это качество очень сильно проявлено, поэтому им нужно его использовать с позитивной точки зрения, с позитивной.
Агни увеличивается, понятно, да.

00:51:30 Что? Тригуна какая? Ражджас. Это не Тамас. Почему? Раджас.
Характеристика Тикшна это активность прежде всего, любая форма активности, всё, что связано с быстрым и немедленным эффектом, что-то быстрое, это качество связано с проникновением, проникновение в глубь проблемы, проникновения вглубь организма, а например язвенная болезнь, когда она, она характеризуется тем качеством Тикшна. Да, понятно. Она может проникнуть в глубь слизистой и вызвать прободение, да, прободение, пожалуйста, одно из проявлений этого качества, Тикшна.

00:52:44 В Саттва-гуне, теперь пишем в этот столбик, Саттва-гуна это острота восприятия, острота восприятия, позитивное использование, да, этого качества, острота восприятия, строгость, строгость, проницательность, мы же говорим, такой человек он в грубь проникает, в глубь, он проницательный становится, проницательность, проникновенность. Это в Саттве. Искусность, то есть человек такой искусен в своих делах, он активный, поэтому в Саттва-гуне это искусность, творчество какое-то он может реализовать, например.

00:53:36 В Раджасе это будет проявлено как чёткость, такая чрезмерная четкость, также это будет проявлено как язвительность, нет педантизм нет, язвительность, язвительность, едкость, колкий человек, на язык, колкая речь, колкость, язвительность, такие проявления.
В Тамосе это жестокость, коварство, жестокость и коварство это качество Тикшна, человек будет направлять вовне, на других живых существ, а может направить это качество и на себя, это будет называться самоедство, тоже в Тамосе. Просто направление разное, или он жестокий по отношению к другим, или он самоедством занимается. Себя ест, самоедство.

Слакшна и Кхара (гладкость - шершавость)

00:54:50 Следующая пара качеств Слакшна и Кхара. Так и запишем. Дальше сложнее, много больше терминов, Слагшна это гладкий, гладкость. Кто у нас гладкий? Капха и Питта тоже кстати гладкая, но Капха больше выражена. Гладкость, ещё иногда Слагшна переводится кротость, кроткий человека, знаете такое качество кротости есть, и, соответственно Кхара переводится как? Если противоположное гладкости, что? Шершавость, итак, будем говорить а Слагшна, сейчас я буду более быстром просто информацию давать, так как эти качества они второстепенные являются. Но их тоже нужно запомнить, тоже нужно знать, просто мы более коротко сейчас будем разбирать, что сегодня успеем, остальное завтра будем прямо с утра на свежую голову начнем, да, вот.

00:56:23 Ну, понятно, Слагшна Вата уменьшает, Питту, Капху увеличивают, да, потому что сходно, сходно Питта, Капха увеличивается, это Саттва-Гуна, кстати. Кротость, гладкость Саттва-Гуна, интересно.
Агни уменьшается, уменьшается, не увеличивается, уменьшается.

Слагшна

00:56:45 Итак, какова характеристика Слагшна? Это качество, это качество оно сглаживает, сглаживает взаимоотношения, сглаживает суставы, да, смягчает, полирует, округляет, вот так вот это всё будет проявлено, облегчает взаимодействие, как между людьми, так и между суставными поверхностями, да, то есть на разных уровнях, и на уровнях физиологии, психологии это будет проявлено. Кстати, всё что мы сейчас разбираем, это чистой воды психосоматика. Понятно? Вату уменьшает. Потому что это противоположное качество для Вата-доши. Так, нет, не отвлекаемся, начали говорить между собой, что такое, женщинам трудно долго не разговаривать, напряженность какая-то, надо как-то реализовать. Хочется поговорить, со мной разговаривайте.
Вата ширшавая, да. Кто сказал гладкая? Она грубая, шершавая. Помните мы говорили, сухая. Сухая поверхность она разве гладкая? Она ширшавая. Сухая кожа гладкая? Она шершавой. Сухой человек разве гладко строит взаимоотношения? Шершаво строит, грубо. Увеличивает скольжение, то есть какие-то вот такие проявления, когда меньше сопротивляемости, поэтому вот Капха конституция, у них это явно выражено, явно выражено.

00:58:39 И очень важные качества в Саттва-Гуне Слагшна, она дает удивительные качества, которых у нас дефицит опять же в обществе, не хватает нам этого, культивировать надо эти качества, знать их. Ненасилие, любовь, кротость, вера, терпимость. Видите какой набор, да? Спокойствие, удивительный набор качеств, дефицит в обществе, дефицит, то есть надо в Саттва-Гуне культивировать. Фактически вот когда мы сейчас пишем, да, всё это, вы потом возьмите эту колонку ещё раз перечитайте, вот что мы должны в жизни культивировать, всё что в Саттва-Гуну попадет, это мы должны культивировать. И болезней тогда не будет, потому что Саттва-Гуна это отсутствие болезней, а Раджас и Тамос - это наличие болезней.

00:59:44 И вот что интересно, вот смотрите, например, помните мы говорили жар, жар это в Раджасе будет раздражительность, ненависть, в Тамосе, да там ревность, в Раджасе, это будет. И когда мы знаем, что это жар, и действуем противоположным способом, а противоположное это будет что? Сита, холод, например можем использовать охлаждающие растения, охлаждающие растения.

Про охлаждающие растения

01:00:25 И, например Маргоза очень сильно охлаждает организм, и на сайте у Васант Лад, я вчера упоминал этого автора, да, у него очень много растений описан, это англоязычный сайт. Я к сожалению адреса не помню, ну можно найти через поисковик, Васант Лад, он почти все растения препараты очень-очень подробно у него описаны. Когда он описывает Маргозу, или она называется ещё Ним, он пишет показания пишет, раздражительность, в показаниях прямо написано, потому что он-то Аюрведический вайдья, он мыслит по аюрведически, мы не понимаем, что раздражительность, это диагноз. Но в Аюрведе мы видим, это диагноз на самом деле, это Раджас, значит уже болезнь. Он пишет показания раздражительность, смягчает, охлаждает, нужно охладить ум, человек раздражительный, нужно его охладить, потому что у него жар доминирует. Понятно? Продолжим, Слагшна, дальше мы пишем в Раджас. В Раджасе Слагшна будет проявляться как лицемерие, видите, он такой же скользкий, это же гладкость, скользскость, лицемерие, услужливость услужливость. Так это будет выражено лицемерие, услужливость.

Про верное и ложное служение

01:01:48 Есть такое выражение, народное имени Грибоедова: "Служить бы рад, прислуживаться тошно." Вот служить действительно дает человеку радость, когда мы кому-то реально служим, и в идеале говорится в Аюрведе мы все должны служить Всевышнему, это доставляет истинную, настоящую радость. Служить бы рад, а вот прислуживаться это другое, и поэтому долг или дхарма нашей духовной природы, это служение. Так говорится в Аюрведе, что это наше неотъемлемое качество. Дхарма нашей духовной природы, служение другим живым существам, и поэтому когда человеку некому служить, и он не знает кому служить.

Ведическая притча о служении

01:02:41 Есть одна знаменитая история, это ведическая притча об одном мужчине, который занимался, он был прачка, в Индии популярно, что мужчина стирают одежду, это целый цех, такое сословие. И он знал, что нужно служить, но не знал кому, он тогда начал смотреть кому другие служат. И он жил в деревне, обнаружил, что все служат главе деревни, и он пришел к нему, и сказал, возьмите меня к себе, я буду вам служить. Потому что вы самый великий человек. И глава деревни ему сказал, я не самый великий, я езжу в город, и отчитываюсь перед мэром, перед главой города. И тогда человек уехал в город, и он нашел этого главу города, и обнаружил, что тот служит тоже, он служит священнику, он приходит к нему за советом, и этот мужчина понял, что нужно уйти к священнику. И он пошёл к священнику, и обнаружил, что священник ходит в храм, и он понял, что он там кому-то служит, он пошел в храм, но он опоздал, был вечер.

01:03:59 И обычно это сословие невысокое, да, вот эти прачки, это в сословие низкое в обществе. И он опоздал, увидел, что всё закрыто, и он не знал, что ему делать, и он лёг спать на ступеньках храма. Некуда больше идти. И наутро его, спящего обнаружили священники, которые пришли утром, такие немножко фанатичные священники, ортодоксальные, и они начинали на него кричать. Что ты делаешь? Ты в храме, зачем тебе здесь появляться? Кто ты такой? Лёг на ступень, ещё и укрылся чадаром, это такая накидка, ну в холодную погоду надевают. И они обнаружили, что это такой красивый чадар был. Он говорит, у меня не было никогда в жизни никакого чадара. Я вообще просто прачка, и тут до них дошло, кто его укрыл этим чадаром, потому что Господь увидел, что этот мужчина идёт по правильному пути, ну пришёл просто ночью и укрыл его от холода. Эти священники поняли, что произошло. Это знаменитая такая притча о том, кому надо служить, он ушёл. Он шёл искал, кому нужно служить.

01:05:10 И наша идея заключается в том, что мы все должны на самом деле реализовать свой талант в служении другим, потому что на самом деле, если мы говорим о таланте, да, мы со вчерашнего дня об этом говорим о таланте, ну на кой ляд он нужен, если мы его только для себя используем. Он реализуется в служении другим людям. Поэтому служить бы рад, да прислуживаться тошно.

Служение в гуне невежества

01:05:33 Но если нам некому служить, мы начинаем служить какими-то глупостям, кошкам и собакам, говорится так в ведической литературе начинаем служить. Кстати, всегда в традиции было не держать дома этих животных. Но мы начинаем держатель дома, они садятся на нашу подушку, оставляют там шерсть, мы умиляемся этому. Вот что такое служение в гуне невежества, в Тамосе. Они там шерсть оставили, слюну оставили, а мы туда ложимся щекой, и думаем какой у меня кошечка там, и собачка. Кошка помечает все углы, потому что она знает, что она хозяин в доме, она сразу там такой запах создаёт специфический, к кому-то вы приходите, там сразу вы знаете кошка есть. Кот есть, кошка есть неважно кто. Лижет в лицо языком, и этот хозяин радуется, просто перед этим правда, анус себе вылизывал это животное, и человек радуется.

01:06:38 Это служение в гуне невежества, в Тамосе. Это значит что? Почему это происходит? Потому что кому-то всё равно есть желание служить, когда человек не знает куда, он не может, вот это из него рвётся, да, это желание, и он направляет его на какие-то ненужные ему объекты. Старики, например, да они назаводят таких кошек, собак, чтобы просто кому-то служить, они потому, это связано с тем, что они знают об этапах жизни. На разном этапе мы должны служить, на каком-то этапе родителям, потом семье, обществу, а потом, есть такая поговорка, пришла пора задуматься о Боге.

01:07:18 Давайте. Правильно, очень хорошо, конечно эта цитата очень хорошая, я вот раньше не слышал, спасибо вам за неё, очень хорошая цитата, это о вегетарианстве. Это реально. А куда? Это не я сюда, это Библия туда. Как это? Да реально, это сострадание, когда мы не едим животных, это реально сострадание, конечно, потому что это минимально, это не высшее, это минимально, это значит, что мы не убиваем того, кто является также сыном божьим или дочерью. Понимаете, да, о чём идёт речь? Потому что любое живое существо, это такой же ребёнок Всевышнего, как и мы с вами, только другую форму тела имеет, другую форму тела, в этот раз ему не повезло, в силу каких-то заслуг он получил другую форму тела, но если мы его убиваем, значит мы его не жалеем. В древнерусском жалеть это значит было любить. Вот у моей жены бабушка, она несколько лет назад умерла, но до последнего времени говорила вместо любить жалеть. Вот. Жалость, любовь, мы так, и эта фраза говорит о том, что нельзя убивать животных, очень хорошо, что вот, хорошая цитата. В Библии много, где-то около полутора десятков цитат о вегетарианстве, жесткие цитаты, очень жёсткие, там четко говорится.

01:08:49 Потом, когда будем говорить о питании, у меня несколько цитат из Библии заготовлено, я процитирую, вот дополнительно, пожалуйста, спасибо, очень хорошая. Это о том, что нельзя убивать животных, жалеть это значит любить, если мы любим, как мы можем их убивать. Даже если мы сами не убиваем, это делается по-нашему спецзаказу. Когда грабится банк, заказчик преступления не находится в банке, он главный, он не сидит, не находится в банке, он сидит и ждёт когда его принесут деньги. Поэтому исполнители и заказчик они несут равную ответственность, заказчика даже большую. Также как заказчик убийства, киллер убивает, а заказчик сидит дома, ждёт. Поэтому вы сидите дома и ждёте, ради вас убивают животных, потом вы идёте и спокойно в близлежащий супермаркет, и кусочки разлагающихся трупов, пропитанных антибиотиками, селитрой и гормонами, принимает, берёте и принимаете, и вы думаете что это человеческая форма жизни. А? Что вы расстроились?

01:10:04 Итак, дальше, дальше в Тамосе это лесть, лесть и подобострастие, подобострастие понятно это слово? То есть одно из проявлений лести. Здесь всё понятно. Это Тамос. Льстивый человек понятно, что он использует это качество Слагшна в неправильном направлении.

Кхара

01:10:43 Кхара или шершавость это увеличивает Вата-Доша, и уменьшает Питта и Капха, Кхара вообще это уникальное качество для Вата-Доша, и оно является оттенком сухости. Понятно, да? Оттенком сухости. Вата увеличивает, Питта и Капха уменьшает. Что интересно, на уровне тригуна, это 2 гуны из трёх, это Раджас сначала, и Тамос. Вот так вот, Раджас и Тамос.
Агни увеличивается.

01:11:19 Итак, шершавость, она проявляется, собственно характеристику сейчас будем писать, характеристика шершавости, это собственно во-первых сама шершавость, шершавая кожа например, трещины на коже, также это проявляется как грубость, грубость, угловатость, такой человек угловатый, знаете да. Вот, все углы зацепляет и неуклюжо себя ведет во взаимоотношениях, например, неуклюжесть да. Это качество увеличивает трение, потому что Слагшна уменьшает трение, а это увеличивает трение, поэтому этот, увеличивает трение во взаимоотношениях во-первых, и тренер в суставах, например, да.

01:12:13 Также Кхара увеличивает хрупкость костей, костной ткани, костей ногтей хрупкость, поэтому, например, такое заболевание остеопороз связано с проявлением Кхара. И не даром остеопороз начинается в тот период у женщин, когда начинается климакс, а климакс это связано с наступлением периода Вата в организме, то есть вот такие взаимосвязи чтобы их видели. Хорошо.

01:12:45 В Саттва-гуне шершавость проявляется очень интересно, как отрицание, отрицание Слагшны в Раджасе и Тамосе. Продиктую, вы пишите. Отсутствие лести, лицемерия и подобострастия. Это в Саттва-Гуне проявляется как отсутствие лести, лицемерия и подобострастия. Очень хорошо, просто у человека этих качеств нет, он грубый, он шершавый, но зато не будет некому льстить, не будет лицемерным, будет говорить прямо, за это его будут бить. Ясно, да? Он прямо говорит, никаких проблем. Тот, у кого Слагшна доминирует, он будет как-то, ему неудобно сказать человеку грубое, неприятное, а здесь прямо. Вот так и всё.

01:13:41 Поэтому в Раджасе это грубость, правда, если, например. Вот в Аюрведе врачу предписывается как говорить с пациентом. У меня в статье это тоже есть, вы можете почитать. Например, говорится что слова должны быть приятными, мягкими, к месту. Вот. Ну, иногда нужно что-то жестко, более жестко сказать, вот здесь качество Кхара может понадобиться. Есть люди, которые нужно более жестко что-то говорить. Вот вчера помните, мы про гипердиагностику говорили? Вот она здесь пригодится, гипердиагностика, да Вы не представляете как вы больны, да ещё так будете себя вести, вообще помрёте завтра, но нужно знать кому так сказать, да, это не, знаете, дамочкам чувствительным так не говорите, завтра помрёт точно. Вот, а это нужно кому-то, знаете, хватит с этим дымить этими сигаретами, хватит этот кофе глотать литрами. Что такое? Посмотри, у тебя печень разваливается.

01:14:50 Иногда нужно, иногда в процессе, иногда работаю с пациентом, и вижу если ему сейчас, ну уже третья, четвёртая, пятая консультация мы встречаемся, там 6 раз, я чувствую, что если сейчас я что-то жестко не скажу, то он дальше так и будет на компромиссах ехать. То есть иногда бывает так, что вот мне что-то, я вроде хочу, но не получается, знаете вот иногда такая идея, вроде я хочу, это очень важное качество пациента, желание, если нет желания, гнать вообще надо поганой метлой, если нет желания. Зачем нужен, такой пациент? Он говорит, но каждый раз оправдательные мотивы находит. Причём ну, действительно от него независящие, вроде бы как. И потом уже на 3, 5 раз надоедает, нужно так, жёстко что-то раз ему сказать, к следующему разу как огурчик приходит, целый месяц всё делал, говорит, слушайте, как всё здорово, и всё прошло, всё стало хорошо. Понимаете, да? То есть иногда нужно жёстко вот так сказать ему, но это нужно знать кому, а то иной раз скажите жёстко, потом он это с инфарктом загремел куда-нибудь. Ну, смотрите аккуратно, уже с опытом это обнаружится кому и как говорить.

01:16:01 Вот, грубость, резкость, жестокость это всё Раджасе, резкий человек, грубый, потому что отсутствие лести и лицемерия, это не, это не подразумевает грубость, это подразумевает, что он говорит прямо в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Он знает кому и что когда сказать, говорит прямо.

01:16:25 У меня отец, ему сейчас восьмой десяток уже идёт, старый стал, он работал, у него стаж работы, он начал работу в 13 лет помощником там что-то на заводе что делал. И у него стаж 48 лет, потому что он там на шахте работал, у него какие-то там год за два, за полтора шло. Он в отпуск вот, я практически не помню когда он ходил в отпуск, он ни разу не ходил в отпуск, не потому, что он не хотел ходить в отпуск, а потому что он нигде больше 11 месяцев не работал. Вот такая чувство, вот это Кхара у него проявлена была со страшной силой. Моя мать, царствие небесное, святая женщина, как она смогла с ним прожить, это вообще страшное дело. Вот чуть что он, никакой лести и лицемерия, всё прямо и обычно начальнику, начальнику, без посредников, прямо. Что не нравится, всё. Больше 11 месяцев нигде не мог проработать, а по закону чтобы пойти в отпуск нужно 11 месяцев проработать, в отпуск почти не ходил, а ещё были те времена, когда рабочим 15 дней был отпуск, если уж доставался, ну, эти 15 дней и всё.

01:17:43 Вот я сколько помню за, на моей памяти три или четыре раза в отпуск ходил за всё время, пока на пенсию не ушёл. Вот, что Кхара. Прямо и всё, никакой лести и лицемерия, прямо. Поэтому сейчас к нему из родственников только я один езжу, четыре сестры, было два брата, пять сестёр, вот осталось в живых 4 сестры, ну одна вот ездила летом в прошлом году, говорит, всё, я больше к нему не поеду. Никто не ездит к нету, один живёт. Как сыч. Так вот, вот так вот.

01:18:18 Надо знать, когда использовать это качество Кхара. В Тамосе это фанатизм, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих, у него и так иногда бывало, нетерпимость к мнению окружающих, только попробуй поперёк сказать. Такая неотёсанность это может проявиться, такой человек, некоторые слушают, что им не нравится, они промолчат, сожмутся и промолчат, ладно, Бог с ним. Вот, а некоторые, вот если при них что-то скажут, затрагивающее чувства, всё, они нетерпимы, они там промеж глаз кулаком сразу въедут.

01:19:06 У меня такой пациент интересный есть, я с ним работаю уже лет пять наверное, очень интересный пациент, мы уже стали друзьями, Александр Николаевич его зовут, он из криминального мира в своё время, спортсмен, борьбой занимался, вот как раз из этой оперы. Вот и он ко мне пришёл лет пять или шесть назад, и вот мы с ним всё это время работаем, уже так подружились. Значит какая ситуация? Еще будучи в школе он стал заниматься борьбой, спортом, при этом у него порок сердца, ревматизм, язвенная болезнь. Питта-Доша явно выражена, всё в Раджасе. Питта-Доша вообще говорит, и вот он чтобы заняться спортом, он посылал других на обследование, знаете, да спортсменов обследует. Его бы никогда не допустили ни к каким соревнованиям.

01:20:06 Но он вот именно через спорт так вот прошёл, попал в криминальный мир. Там у нас есть разные структуры мафиозные, долго там крутился. Потом, интересные изменения, он познакомился с ведической он стал вегетарианцем, причем долгое время он стал вегетарианцем очень давно, лет уже почти 13 назад, ко мне уже пришёл вегетарианцем, и он рассказывал, как он ходил так к своим там, брал за грудки, говорил, мясо будешь жрать, убью. Таким вегетарианцем был, он такой аюрведический подход там вообще. Вот и постепенно он преобразился, удивительно, он для детей построил, там в Академгородке, не в самом Академгородке, у нас там рядом, построил спортивный зал для детей, чтобы дети на улице не шлялись, очень интересные изменения у него такие хорошие произошли, вот.

01:21:07 И вот он рассказывал, что говорит раньше я если ехал на машине, и там кто-то что-то не так, как мне показалось, я просто его останавливал, выходил и бил промеж глаз. Вот так вот вёл себя. И сейчас он более умиротворённый, более спокойный, по-другому реагирует на те или иные события. Сейчас у него такая там кутерьма в его бизнесе, я думал что там вообще, там, как он говорит, Курукшетра, это 5000 лет назад там была битва в Индии, такое место называется Курукшетра, там 640 миллионов человек погибло за 18 дней, да, так говорят, что это невероятно, но это так на самом деле. Не, битва была, такая жестокая битва, за духовные принципы, это была религиозная война, за принципы, и перед этой войной, кстати, когда войска собрались друг напротив друга, выехали на середину поля колесница была вывезена, и в этой колеснице сидел Арджуна. И Арджуна увидел всю эту ситуацию, и начался диалог между ним и его коленичим. Его коленичим был сам Господь Всевышний, и этот диалог записан как Бхагават гита, песня Бога. Очень, самый глубокий философский диалог всех времен и народов, Бхагават гита.

01:22:38 И он говорит, у меня Курукшетра постоянно я ему звоню, он говорит Курукшетра, понятно. И он сейчас спокоен, как не знаю кто. Я смотрю на него, наверное уже давно поубивал, у него Тойота Королла спейс, вот здесь под сиденьем Калашникова лежит. Говорю, что такое? Он говорит на всякий случай. Мало ли на дороге всякие ситуации бывают, с ним вообще интересно общаться, такая личность. Про качества мы поговорили, половину разобрали, половина завтра будет.

транскрибирование: Елена Брайнис | Иерусалим | Израиль | 21 September 2020