Ментальные типы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Мы поговорим о том, как влияют гуны на доша, и вы можете зарисовать таблицу. У нас ещё будет несколько таблиц. Потом вам будет удобнее материал прорабатывать, потому что сейчас вы, конечно, всё не запоминаете. Вам придётся ещё работать с этим материалом. Нужно будет сделать 3 колонки – это сатва, раджас и тамас. Начнём, сначала, как вата будет себя проявлять, как питта и потом как капха. Понятно, да?
00:01:12 Фактически, то, что мы сейчас будем с вами рассматривать – это промежуточное резюме по качествам. Фактически, мы сейчас объединим то, что мы писали в таблице по гурвадигуна и выделим главное, основное, на что следует опираться. Вы сходу не начнёте работать на уровне 20 качеств, хотя бы освойте 3 доши. Потом будете их углублять, как бы индивидуализировать конституцию данного человека. Мы говорили, человек питта-конституции будет отличаться от другого человека питта-конституции. Тот и другой питта, но они могут быть абсолютно разные. Внешне вы можете увидеть, что они непохожи. Мы с вами к концу первого цикла попробуем потренироваться, вы будете анамнез собирать и определять тип конституции. Попрактикуемся в этом отношении.
00:02:44 Вам нужно понимать, как каждая доша будет проявлять себя на разных уровнях сознания - сатва, раджас и тамас. Кстати, задавали вопрос, что мы должны определять – пракрити или викрити? Мы должны определять и то и другое. Но, когда мы используем методики опросников, таблиц, которые есть в литературе, то мы определяем викрити. Определяем ту конституцию, которая у человека сегодня сформирована, которая есть сейчас. Мы договорились, что она может отличаться от врождённой конституции. Существует только один способ более или менее точно определить врождённую конституцию. Если вы этим способом не владеете, то вам надо опираться на, так называемые, постоянные признаки или относительно постоянные признаки, например, телосложение, цвет волос, цвет глаз и т.д. Морфологические признаки более или менее постоянны и опираясь на них вы сможете хотя бы приближённо пракрити определять.
00:04:03 Книга, думаю, у вас должна быть, «Ароматерапия с позиции аюрведы». Я весьма рекомендую изучать эту книгу. Там есть опросники и очень хорошо опросники разделены на группы: постоянные признаки, непостоянные. Если постоянные, это ближе к пракрити. Единственный способ определить пракрити точно - это составить карту рождения пациента.
00:04:39 В связи с этим, я хочу подчеркнуть такой момент, что для определения пракрити мы должны использовать ведическую астрологию. Это отличается от западной астрологии, от всех других школ. Недавно обнаружили хорошую программу по ведической астрологии, которая выгодно отличается тем, что она русскоязычная. В основном, все на английском языке. Мы обнаружили в интернете бесплатную программу, русскоязычную, по ведической астрологии. Я потом на диск сброшу. Ведическая астрология, там есть отличие определённое от западной, я сразу это подчёркиваю, и от глобовской школы, и от авестийской, от всех школ. Очень серьёзные отличия. Я буду вас учить определять пракрити с помощью ведической астрологии.
00:06:23 Итак, давайте будем рассматривать, как изменяются проявления доша на разных уровнях сознания. Если мы возьмём таблицу, то в этот столбик будут перечислены признаки здорового проявления доши: как здоровый человек должен выглядеть, у которого доминирует та или иная, или третья доша. Как выглядит здоровый человек. Раджас и тамас – это будет больной человек. Раджас – это больной, а тамас – это уже совсем плохо. Тамас – это низменная сторона нашей жизни, это уже склонность к нарушению тех или иных законов - законов жизни, юридических законов. Тут даже склонность к криминалу будет, мы это увидим сейчас. Попытаемся это с вами описать.
00:07:21 Итак, в сатва-гуне начнём с вата-доши. Обычно мы вата, питта, капха, в таком порядке разбираем. Вата-доша - человек, у которого доминирует вата. Мы сейчас будем разбирать крайние варианты, когда доминирует вата, когда доминирует питта и когда капха. В жизни реально эти качества, эти характеристики перемешиваются. Вы можете обнаружить что-то из одной доши, из другой, потому что в основном это двойная конституция.
00:07:55 Человек, у которого доминирует вата в сатва-гуне, обладает следующими признаками: энергичность, легко приспосабливается к изменениям, обладает гибкостью и быстротой в понимании чего-либо – хорошие качества. Мы сейчас перечисляем благоприятные качества: очень приятен в общении, если в сатва-гуне, человек энергичный, коммуникабельный. Обладает очень сильным чувством единства со всем человечеством, как бы ощущает себя частицей человечества, частицей Вселенной.
00:08:55 Обычно, вата-доша в сатва-гуне даёт сильную целительную энергию. Истинный энтузиазм, напишите (есть ещё ложный энтузиазм). Оптимизм, обычно они очень оптимистичны. Обладают позитивизмом, положительный взгляд на все события, явления, которые происходят в их жизни. Очень важная характеристика – способность к начинаниям, позитивным переменам, прогрессу, прежде всего духовному.
00:09:51 Это их качество способности к начинаниям очень важно. Фактически в социуме люди, у которых доминирует вата-доша, способны быть генераторами различных идей. Нужно это выделить, подчеркнуть – это одно из их самых больших достоинств. Их можно использовать. Фактически, когда мы говорим о едином бизнесе, в хорошем смысле этого слова, социальном, когда какое-то дело выполняется коллективом, то люди, обладающие вата-доша, являются генераторами идей. Это их позитивное качество.
00:10:48 Проблема только в том, что 90% этих идей беспочвенны. Большое количество, не всё качество. Они очень много могут предлагать разных идей, разных вариантов. Их нужно ценить за это. Но кто-то должен просеять, профильтровать эти идеи. Кто это сделает, мы позже поймём, тот, кто умеет трансформировать. А их нужно за это ценить. Поэтому их не надо заставлять что-то другое делать, а привлекать с этих позиций. Мало найдёте вы таких людей, именно кто вата конституцией обладает. В сатва-гуне они продуцируют идеи, причём часто эти идеи могут оказаться такими, которые вам в голову не пришли, а им приходят. У них там ветер, воздух, эфир и много идей.
00:11:53 Теперь давайте понаблюдаем, какие изменения будут происходить, если влияет раджас. О чём мы говорим? Мы говорим о болезни, фактически, т.е. признаки болезни. Болезнь – это не обязательно проблемы в биохимии или на УЗИ. Болезнь, мы говорим в аюрведе, это более тонкие проявления, более деликатные. Мы можем это рано обнаружить на основании признаков, о которых мы говорим. Мы говорим о раджасе и о тамасе - это болезнь. Только обнаружили диагноз – всё, это болезнь. Представьте себе, тот же самый человек, но оказавшийся под влиянием раджаса.
00:12:38 Итак, нерешительность, суета, ненадёжность. Узнаём? Неумение отдыхать. Дейл Карнеги описывает такой пример, он описывает историю жизни одного бизнесмена, олицетворение американской мечты. Он начал работать с 13 лет чистильщиком обуви и, как обычно, он сделал карьеру, стал президентом корпорации. Проблема в том, что для него это было целью жизни. Он никогда не брал отпуска, ни одного выходного дня. Даже, насколько я помню, у него даже не было семьи. Его семьёй стала его работа.
00:13:41 Так он дожил до 61 года и, будучи владельцем огромной корпорации, огромного количества финансов, подумал, что надо и отдохнуть. Первый раз в жизни в 61 год взял отпуск и поехал на природу и там умер от разрыва сердца. Он не знал, как отдыхать, он не умел этого делать. Он умер, потому что он не знал, чем заняться, он привык работать. Не попадите в эту ситуацию.
00:14:13 В аюрведе говорится, что 3/4 своего сезонного времени, мы должны работать и ¼ выделить для отдыха. Сюда не входят выходные дни, они отдельно, от них никуда не деться, они должны быть. ¼ - 25% мы должны посвятить отдыху и научиться отдыхать с семьёй, т.е. отдых с построением взаимоотношений с детьми, с родителями, с мужем, с женой. Это очень важно, чтобы были семейные отношения. Это позволит поддерживать семейные традиции.
00:15:10 Возбуждённость, беспокойство, чрезмерная болтливость. Если мы говорили, что в сатва-гуне этот человек приятен в общении, он может много интересного рассказать, то в раджасе это просто болтливость. В аюрведе это называется праджалпа. Праджалпа переводится «пустая, глупая болтовня». Праджалпа характерно именно для вата-конституции в раджасе, когда человек глупо болтает всякую ерунду. Праджалпа сравнивается с кваканьем лягушек, о которых мы с вами говорили, которые зовут цаплю.
00:16:15 Если у вас есть эта проблема праджалпы, вы любите болтать, если вы это замечаете за собой, то идите читать лекции. Так вы будете позитивно использовать ваш порок. Господь наградил меня праджалпой, я решил её использовать. Зачем болтать попусту?
00:16:50 Поверхностность, поверхностный подход к ситуации, т.е. человек не склонен глубоко проникать в знания, в информацию, в идеи – поверхностный подход. Этот принцип используется в журналистике. Когда нужно создать какой-то материал по радио, в других средствах массовой информации или в газетах, или по телевидению. Никогда глубоко не преподносится этот материал, просто поверхностные факты. Когда ум в раджасе, он привлекается. Поэтому люди склонны читать газеты, тратить время на просмотр телевизора. На самом деле там пишут процентов на 98 всякую глупость, по большому счёту, чтобы привлечь внимание. Это своего рода бизнес.
00:17:57 Я когда возвращался из командировки, это была Уфа и мы летели на самолёте, компания «Даль-авиа». Летели Уфа - Новосибирск и то ли Петропавловск-Камчатский, здесь рядом. «Даль-авиа» часто газеты раздают, не все компании это делают. Они раздали прессу и там, кажется, была «Комсомолка», может кто видел эту публикацию. На развороте огромная статья под названием «Почему падают самолёты». Я обратил внимание, мы уже летели, я посмотрел, почти все читали эту статью. Представьте себе, лететь на самолёте и изучать, почему они падают. Я так и не узнал, почему они падают. Но удивительное умонастроение было в этом самолёте, хорошо, что 2 часа лететь было. Если б дольше, то умонастроение стало всеобщей медитацией.
00:19:30 Разрушительность, тенденция к разрушению, «слон, в посудной лавке». Такой человек приходит к вам домой и постоянно что-то заденет, что-то разобьёт. Как Пьер Ришар в фильмах, постоянно в какие-то ситуации попадает. Склонность к разрушению, разрушительная тенденция. В другой раз вы уже в глазок смотрите и его не пускаете, знаете уже, что он опять всё разнесёт в пух и прах.
00:20:03 Шумливость, т.е. склонность к шуму. На самом деле шум очень неблагоприятен для вата-доши. Громкие звуки неблагоприятны для вата-доши, но здесь появляется склонность быть шумным. Они создают в тех местах, где появляются, шум. Любят громкую музыку включать, например, водители автобусов или такси любят радио погромче включить, чтобы ехать было весело. Склонность, чтобы шум был – это раджас, это болезнь. Мы говорили, что это признак болезни, признак дисбаланса вата-доши.
00:20:42 Ещё один признак запишите очень важный – псевдоэнтузиазм. Помните, мы сказали, что на самом деле, люди вата-конституции обладают энтузиазмом. Но здесь появляется ложный энтузиазм, псевдоэнтузиазм. Это значит, что такой человек будет всем казаться такой активный, столько всего, но это будет ложный энтузиазм. Он или будет это делать на публику, или не на публику, но у него ничего получаться не будет. Он будет хвататься за много дел сразу. Такая ещё есть идея, когда вата в раджасе, хвататься за много дел сразу.
00:21:26 Я вам это рассказываю, чтобы, когда вы будете анамнез у пациента собирать, всё это анализировали. Вы понимаете, что это для диагностики мы сейчас рассматриваем, а не как художественную литературу.
00:21:42 Они будут браться за много дел одновременно, минимум два-три они всегда склонны дела делать и, обычно, ни одно из них до конца не доводить толком. Вот такая идея в раджасе.
00:21:52 В тамасе будет вообще проблема. Всё что в тамасе – это серьёзные проблемы. В тамасе вата-доша будет проявлять следующие характеристики: страх, такой человек боится, в страхе будет жить. Услужливость, появится такая услужливость. Помните, мы говорили: «служить бы рад, прислуживаться тошно», вот это раболепие, услужливость.
00:22:26 Лживость, скрытность. Обычно, эти люди, даже если они что-то неправильно сделают, они стараются это скрыть, чтобы другие об этом не узнали. Потом они забывают, что кому говорили, запутываются в этом. Уже начинают верить в то, что они сами кого-то обманули, в то, что они сказали, начинают верить. Это тамас, невежество.
00:22:50 Подавленность, склонность к деструкции. Т.е. если в раджасе это тенденция к разрушению, разрушительные тенденции, то здесь уже целенаправленная деструкция появляется. В раджасе человек случайно дорогую вазу опрокинул, здесь он будет целенаправленно деструктивные действия принимать, чтобы кому-то сделать больно, плохо. Понимаете, такая идея.
00:23:22 Вата в тамасе определяет склонность к наркотикам любой формы, потому что наркотики – это не только героин, ЛСД и мескалин. Наркотики это и табак, и алкоголь, и даже кофеинсодержащие напитки и продукты. В аюрведе кофе рассматривается как один из наркотиков. Даже чай рассматривается как один из наркотиков. У нас будет «питание», мы об этом будем говорить.
00:23:56 Склонность к половым извращениям, психическим нарушениям. Крайний вариант – это шизофрения, расщепление ума. Склонность к суициду. Это тамас, вы чувствуете? Это явное отличие от раджаса. Не путайте, иногда люди говорят: «Раджас, тамас, всё одно». Очень серьёзное отличие. Лучше раджас, чем тамас, если по большому счёту.
00:24:40 Мы говорили с вами, что тамас каким-то образом всегда связан с нарушением законов, то эти люди во многом будут склонны к криминальной деятельности. Но в сфере криминала они тоже будут занимать определённую нишу. Это кто? Те, кто любят послужить кому-то за какое-то вознаграждение, при этом нарушая закон. Т.к. это тамас, поэтому они об этом особо не задумываются, что они нарушают закон. Такие люди на побегушках, «шестёрки» называются.
00:25:23 Почувствовали эту разницу? Это очень важно. Это один и тот же человек, одна и та же вата-доша. Накануне начала наших занятий я заезжал к Вячеславу Олеговичу Рузову, он мне показал в компьютере такую интересную фотографию, он скачал из интернета: одна и та же девушка, которую 12 или сколько-то раз в течение года полиция забирала в участок. Когда забирают в участок, фотографируют. Она была склонна, судя по хабитусу, к наркомании, и что с ней стало за этот год, изменения какие. Началось от приятного выражения лица, когда первый раз её забрали. Обычная молодая девушка, студентка, судя по всему, ближе к сатва-гуне может быть. И последняя фотография: за один год – взглянуть страшно. Если сравнить первую и последнюю фотографию – трудно понять, что это один и тот же человек. Это уже полный тамас наступил: отёкшее лицо, землистый цвет лица, от причёски ничего не осталось, взгляд туповатый. Интересно для нас для обсуждения, для неё нет.
00:27:09 Питта-доша. Питта-доша тоже может проявляться по-разному. Это может быть сатва-гуна, раджас, тамас. В сатве – проницательность, проницательный человек. Люди, у которых доминирует питта-доша, умеют смотреть вглубь, в глубину. Они очень проницательны, умеют различать хорошее от плохого. Помните, мы говорили «тикшна» - это качество, проникновение вглубь и разделение хорошего от плохого. В сатва-гуне они умеют различать хорошее от плохого.
00:27:52 Интеллектуальность. Питта определяет нашу интеллектуальность, разумность. У каждого есть питта-доша, не забывайте, если она доминирует и в сатва-гуне находится. Необязательно, чтобы она ещё и доминировала. Человек может иметь конституцию не питта, но быть интеллектуальным, если в сатва-гуне находится питта-доша. Интеллектуальность, просвещённость, т.е. люди обычно просвещённые, обладают большим запасом знаний. Питта-доша отвечает за функцию накопления нужных нам знаний, как материальных, так и духовных.
00:28:38 Независимость – очень интересное качество. Людям питта-конституции очень трудно работать под чьим-то началом. Если доминирует питта-доша – это обычно лидеры по своему характеру. Так и напишите – хорошие лидеры. Они обычно сами устанавливают правила, порядки и ведут за собой других людей. Если мы будем внимательны, мы обнаружим, что у большинства духовных лидеров и пророков доминировала питта-доша. Иисус – это классический пример питта-доша.
00:29:23 Хороший оратор. Этот человек умеет овладеть вниманием аудитории и повести их за собой, т.е. в чём-то убедить. Причём, эти качества даются от рождения, их просто надо развивать. Вопрос в том, в каком направлении он этот талант будет использовать? Например, Адольф Шикльгрубер обладал удивительнейшим талантом оратора, тоже питта-доша. Если вы смотрели старые кадры, 1933-1934 годы, как он зажигал толпы людей в Берлине на свою идеологию. Понятно, что ни к чему хорошему это не вело, не было у него позитивных мотивов. Ленин хороший оратор, это тоже питта-конституция. Ораторы должны этим качеством обладать.
00:30:45 В ведической литературе описывается, что появление таких личностей на нашей планете неслучайно. Многие из этих личностей, особенно те, кто ведут общество в неправильном направлении – это ставленники более высоких иерархий и структур. Такой пример описывается в ведической литературе, это история из «Махабхараты».
00:31:21 Это было давно, 5000 лет назад. Были братья – пандавы и кауравы. Пандавы были благочестивые, кшатрии, цари. Это были сыновья царя Панду, поэтому их звали пандавами. И были кауравы. Пандавов было пятеро, и они были законные наследники престола. Т.к. их отец умер, когда они ещё были маленькие, престол занял его брат. Кауравы были сыновья его брата, его звали Дхритара́штра и он был слеп от рождения. Он управлял государством, которое называлось Бхаратаварша. Это государство занимало практически всю планету. Арийское государство, и он управлял этим.
00:32:27 И когда они выросли, пандавы, они начали претендовать на престол, потому что они были цари, а царям нельзя чем-то другим заниматься, кроме как управлять, это дхарма. В те времена люди жили очень благочестиво, они не занимались тем, что им не дано. Т.е. они свои задачи знали, каждый. Это мы сейчас до сих пор не знаем чем заниматься, а тогда уже с детства ребёнок знал, чем он будет заниматься. Представьте, как хорошо: в воспитании, в педагогике, какую роль это играет.
00:32:59 Так как к тому времени кауравы уже привыкли управлять государством, они пошли на мошенничество, чтобы устранить пандавов от устранения государством. Были разные истории, как они это делали. В конце концов, они их вызвали на игру в кости. Этот пример очень показательный в «Махабхарате», который демонстрирует, что азартные игры всегда приводят к неблагоприятным последствиям. Это неслучайно. Очень благочестивые личности были вынуждены принять этот вызов игры в кости и проиграли абсолютно всё. Всё было проиграно. Это была обманная игра. По телевизору несколько месяцев назад показывали индийский фильм «Махабхарата». Он типа спектакля, там как раз эти истории все показаны были. Эта игра в кости была показана, как это произошло. Их обманули, и они проиграли всё. И они вынуждены были принять наказание, которое им дали братья, эти мошенники.
00:34:18 Они их отправили в изгнание на 13 лет. Они вынуждены были принять это изгнание. Они скитались по лесам, по степям, по горам. Представьте себе, цари, они вынуждены были снять царскую одежду, надеть лохмотья и скитаться. Такое было у них наказание.
00:34:41 Один раз старший из этих братьев Дурьодхана, такое имя звучащее. Дурьотхана в латыни, в русском языке «дура» - это «твёрдый», в санскрите то же самое, «твердолобый». «Dura lex, sed lex» - твёрдый закон, суровый закон, но это закон. Дурьодхана был завистливым, своенравным. Он узнал, что пандавы где-то недалеко расположились, около столицы. Где-то в степях около реки они некоторое время жили. И он сказал своим: «Давайте соберёмся и расположимся на другом берегу реки и будем пировать. Пусть они посмотрят и позавидуют, что мы тут живём нормальной полноценной царской жизнью, а они пусть там сидят и смотрят на нас». Поиздеваться так он над ними хотел.
00:35:46 Об этом узнали определённые личности, полубоги. Произошла такая ситуация, они решили защитить пандавов. Пандавы находились под защитой самого Всевышнего. По пути на Дурьодхану напали, его избили и в итоге победили. Когда воина побеждают, для него это бесчестье, какой бы он ни был, благочестивый, неблагочестивый. Он был воином, его победили. Побеждённый воин, которого не убили, раньше принимал такой обет: ложится и не сходит с этого места. Где его победили, он там ложится и лежит, пока не оставит это тело, пока не умрёт. Это честь воина.
00:36:40 Я не буду рассказывать, как его победили, это неинтересно. Там гандхарвы участвовали, это нужно читать. Все эти приключения описываются очень интересно. Кстати, именно поэтому Вьясадева, тот, кто записал эту всю литературу, это литературное воплощение Бога, он специально написал эти истории в интересной форме, чтобы людям Кали-юги интересно было их читать. Там вся философия глубокая сокрыта, но т.к. мы не склонны философию читать, поэтому для нас написана «Рамаяна», «Махабхарата». Там такие блокбастеры, в Индии детей на этом воспитывают. При этом философия изучается, очень глубокая философия.
00:37:26 И вот его победили, он дал такой обет, лёг и лежит. В то время самый был демонический царь. Гитлер по сравнению с ним – детский сад. Его победили, но так как он честь имеет воина, он сказал: «Я здесь буду лежать». Как пришёл туда пировать, пировать не удалось, он лежит. День лежит, другой лежит. Приходят к нему, говорят: «Дурьодхана, хватит глупостями заниматься, пошли в царство, царствовать будем». «Нет, я буду умирать».
00:38:04 Так он пролежал несколько дней без пищи, воды. Похоже, оставляет тело. Прошло несколько дней, может больше недели. Как-то ночью он обнаружил, что возле него какие-то личности. Он думает: « Всё, наконец, тело оставляю». Эти личности взяли его и куда-то унесли. Унесли с планеты, через всю Вселенную в какое-то место его унесли. Он вдруг обнаружил себя сидящим в каком-то месте, вокруг него какие-то неизвестные личности, и они ему начали говорить. Это описывается очень интересно.
00:38:50 Есть книга современного автора о НЛО с точки зрения ведической литературы, «Ведический взгляд на пришельцев», что-то такое. Очень интересно издана эта книжка. Итак, его увезли, и эти личности начали ему говорить следующее: «Дурьодхана, ты что делаешь? Ты почему такие обеты даёшь, оставить это тело? Ты знаешь, кто ты на самом деле? Мы тысячелетиями здесь ждали, чтобы сформировать тебя как личность, отправить на эту планету. У нас свои планы и ты в них просто марионетка. На самом деле ты даже не представляешь, кто ты есть, и какие задачи мы для тебя ставим. Мы вынашивали эту идею. Ты должен восстановить наш порядок на этой планете, демонический порядок, и ты наш ставленник».
00:40:00 Он этого не представлял, хоты был очень могущественным царём, правда, демонического характера. Они его назад вернули, посадили на трон и сказали: «Ещё раз дёрнешься, прибьём, сиди и царствуй». В итоге его победили. На Курукшетре он погиб в ту войну. Он являлся одной из причин той войны. Вот такая интересная история. Мы не всегда знаем, что происходит вне этих процессов, которые происходят на нашей планете.
00:40:41 На самом деле идея борьбы сил добра и зла, которая прослеживается в разных традициях, присутствует постоянно на планете. Не только на нашей, вообще во всей Вселенной. Она присутствует постоянно. Она проявляется на минимальных уровнях, на максимальных уровнях. Мы не всегда этот процесс до конца понимаем. Очень много об этом пишет Джон Фэйворс в своих книгах «Духовный воин». Кто-нибудь читал эти книги? Почитайте, пожалуйста, возьмите эту серию книг. Вы поймёте многие вопросы. Есть ещё у него две книги «Лидер новой эпохи». Вторая часть полностью основана на наставлениях Бхимы, который умирал во время этой битвы при Курукшетре.
00:41:57 Очень интересная личность. Бхима лежал весь пронзённый стрелами, а ему было благословение умереть тогда, когда он захочет. Не каждому даётся такое благословение, у нас у всех его нет. Бхима уже был пронзён всеми стрелами, всё его тело, он не мог лежать. Он лежал как на ложе из этих стрел. Единственное, куда не попала стрела, это голова. У него голова была запрокинута. Подошли Арджуна, все братья пандавы. Все стояли, плакали, потому что это их наставник был, он умирал. Он повернукл голову и сказал Арджуне: «Арджуна, у меня нет подушки, у меня голова падает». Кто-то попытался ему принести подушку, он говорит: «Вы меня не поняли». Арджуна тогда выпустил две стрелы, он говорит: «Это правильно». Арджуна был самым великим лучником.
00:42:56 В книгах «Великий воин», начиная со второй части изображён Арджуна, который целится глядя в зеркало: целится вверх, а смотрит в зеркало. Интересная история с этим связана, я не буду её рассказывать.
00:43:09 Бхима давал наставления, каким должен быть настоящий лидер, руководитель, царь. В книге «Лидер духовной эпохи» это описано. Эти все наставления Джон Фэйворс взял за основу наставлений лидерам. В позапрошлом году Джон Фэйворс был во Владивостоке. В прошлом году в августе месяце он тяжело заболел, ему пришлось пережить несколько операций, одна из них по ампутации ноги даже. Сейчас он находится в очень тяжёлом состоянии. Уделите немного времени, помолитесь за его здоровье. Он даёт свои знания, и мы должны заботиться через молитву о таких людях, о таких личностях. Его тело доставляет ему большие беспокойства в связи с этим, но он не беспокоится. Я на рассылке сижу и постоянно получаю информацию.
00:44:54 Та ситуация, в которой он оказался, (врачи знают, что такое меланома плюс сахарный диабет внезапно обнаружился) в этой ситуации любой обычный человек просто опустил бы руки в лучшем случае, а в худшем наложил бы эти руки на себя. Он продолжает писать книги. Сейчас он пишет четвёртую часть «Нищих» о смерти и умирании. В рассылке он такие вещи интересные пишет, иронию сохраняет даже в такой ситуации. Мы ещё не знаем, как поведём себя, когда окажемся на пороге смерти. Надо брать пример с таких людей, с таких личностей.
00:45:40 Итак, питта-доша. В сатва-гуне это лидерство, независимость, теплота в общении. В сатва-гуне люди питта-конституции очень дружественны в общении, очень тёплое общение. Храбрые, это обычно руководители, лидеры, те, за кем идут.
00:46:08 Теперь давайте обнаружим, что произойдёт с человеком, который будет находиться под влиянием раджаса. Произойдут другие уже изменения, появятся такие качества как упрямство, импульсивность, агрессия, склонность доминировать и контролировать ситуацию. Если в сатве это была просто независимость и лидерство, то здесь этот человек хочет контролировать ситуацию, контролировать каждый шаг. Если он руководитель, у него становится проблематичным что-то делегировать своим подчинённым, он всё должен проконтролировать сам. Если это родитель, он всё должен проконтролировать за ребёнком. Если это муж, он должен всё проконтролировать за женой, а если жена, то всё за мужем. Это проблема жизненная становится.
00:47:21 И желание при этом ещё доминировать, т.е. быть на высоте. Раджас, постоянная напряжённость приходит в жизнь, постоянное беспокойство. Склонность к критике появляется. Питта в раджасе – это желание критиковать, тем самым можно самому ещё возвыситься. А что будет с теми, кто критикует? Мы уже знаем – гнев, безрассудство, горячий такой джигит. Гордость, гордыня, тщеславие, честолюбие, опрометчивость – вот такие качества. Питта – горячая, раджас тоже не холодный, явно. Это, фактически, человек, как говорят психологи, типа А. это тип поведения человека. Обычно, в этом случае, склонность к язвенной болезни может сформироваться, сердечно-сосудистой патологии.
00:48:46 Язвительность тоже можно сюда записать. Такой человек любит кого-то себе на язык посадить и проехаться там, все косточки перемыть. Бойтесь попасть на язык к такому человеку, хотя потом, всё равно надо о нём позаботиться: он если вас критикует, он забирает… Если вы в ответ не будете критиковать, то потом будете передачки в больницу носить и благодарить его. Фрукты носите, сладости, позаботьтесь о нём. Торт сделайте ему большой вегетарианский; бурфи - сладости сделайте и носите ему, очень благоприятно. Тогда он перестанет вас критиковать. Если вы хотите, чтобы продолжал критиковать, тогда ничего не носите.
00:49:43 В тамасе питта-конституция – это страшное дело. Если вата, там хотя бы для себя страшно, то тут ещё для общества становится страшным, потому что питта-доша это то, что связано с обществом. Мы же сказали – это лидерство. Здесь появляются такие качества как ненависть, мстительность, желание мстить, объявить кому-то войну, и даже скрытую. Потом, правда, нам объявят.
00:50:21 Деструкция, т.е. склонность к целенаправленному разрушению каких-то устоев, каких-то вещей, взаимоотношений, целенаправленному разрушению. Говоря языком психологии – это психопатия. Очень часто здесь встречается МДП – маниакально-депрессивный психоз, это именно питта в тамасе. То маниакальный период, то немножко подавленность, то опять маниакальный.
00:50:50 Я помню, нам показывали такого больного, когда мы учились в мединституте на кафедре психиатрии. У нас кафедру тогда возглавлял Короленко Цезарь Петрович, звезда мировой величины. Нам показывали такого пациента, у него МДП был. Как он попал в больницу, очень интересно. Его друзья сдали. Когда маниакальный наступал период, он практически не спал, и у него было желание праздновать. Он садился на машину, ездил от друга к другу в любое время дня и ночи: «Что вы в депрессии находитесь? Давайте отдыхать, праздновать, пойдём в ресторан». Если кто-то отказывался, он очень серьёзно это переживал. В конце концов, друзья позвонили и увезли его. Он любил всем студентам рассказывать, как его забрали.
00:52:43 Мы говорили с вами, что тамас – это ещё и криминал. Здесь очень интересный момент всплывает: люди питта-конституции, когда они попадают под влияние гуны невежества, у них очень сильная тяга к криминалу фомируется, но в криминале они занимают всегда не последнее место. Помните, что это лидеры. Но это не просто лидер, это такой «серый кардинал», который контролирует процессы. Помните, желание доминировать, желание контролировать. Он будет контролировать процессы преступного мира, это такой профессор Мориарти: желание иметь власть над миром. Они в преступном мире всегда очень серьёзную позицию занимают. Если уж попадают под влияние тамаса, они начинают делать преступную карьеру. К ним все очень уважительно относятся, они обычно лидеры преступного мира. Их мало кто знает, но они контролируют весь процесс. Это очень опасные личности становятся, для общества очень опасные личности становятся.
00:54:05 Гуна невежества – это не просто тамас, сонливость и инерция, это ещё и опасность для общества очень серьёзная. Поэтому, мы не должны наплевательски относится, когда мы сами находимся под влиянием этой гуны или кто-то из близких. Наплевательски нельзя относиться, потому что когда кто-то пропитан различными эмоциями, он распространяет эти эмоции вовне. Мир, в котором мы живём, он единый и мы все влияем друг на друга. Чем больше в обществе людей, находящихся под влиянием тама-гуны, то хуже становится жить в этом обществе.
00:54:54 В ведической литературе есть такое выражение, что криминал начинает появляться, когда происходит урбанизация. Городская жизнь, она сама по себе опасна по своим проявлениям характеристикам. В ведах есть упоминание, что в одном поселении нельзя жить более, чем ста тысячам человек. Если больше – это высокий риск возникновения преступности в этом населённом пункте, т.е. контролировать невозможно становится.
00:55:32 У нас в Новосибирске несколько миллионов человек живёт. Третье место в России по площади мы занимаем, огромнейший город. Те, кто не из Москвы, не из Питера, кто к нам приезжают, они не могут понять. У нас люди по полтора-два часа на работу добираются на транспорте, из одного конца в другой ездят. Кстати, это одно из проклятий Кали-юги – работать не там, где ты живёшь. В Москве это вообще чётко видно. Там люди на электричках из Подмосковья ездят, чуть ли не в 6 утра начинают добираться на работу.
00:56:14 В Кали-югу есть проклятья, есть льготы. Знаете о льготах кали-юги? Льготы потом расскажу. А одно из проклятий то, что люди работают не там, где живут. Это серьёзная проблема. Представьте себе, вы минимум 2-3 часа в день тратите просто на дорогу на работу. Раньше люди жили простой жизнью и думали о возвышенном. Жить просто и думать о возвышенном – идея ведической философии.
00:56:54 Вот он живёт у себя в доме, спокойно утром вышел… Например, сапожником он работал, у него рядом во дворе оборудование, он начинает обувь чинить или изготавливать. На обед он спокойно идёт домой, тут же рядом. Зашёл, пообедал, жена приготовила обед, сел покушал, никуда не торопится. Не так как 20-тиминутный перерыв где-то там. Сейчас очень многие, кто, так называемым серьёзным бизнесом занимается, дают маленькие промежутки для перерыва своим сотрудникам, чтобы те больше работали. Это плохая идея на самом деле.
00:57:33 Он спокойно обедает, отдыхает, дом рядом. Он устал, пошёл домой. Он не думает, кто ему больничный выпишет, если он плохо себя будет чувствовать. Так люди жили простой жизнью. Так в деревнях люди живут. Такой жизнью надо жить, это идеальная жизнь.
00:57:53 Питта в тамасе – это очень серьёзная фигура преступного мира, профессор Мориарти. Мы должны стараться, чтобы как можно меньше это проявление было в обществе. Фактически, идёт борьба между силами добра и зла. Силы добра стремятся, чтобы общество жило в сатва-гуне, силы зла стремятся к тому, чтобы общество жило в тамасе. Раджас – это что-то среднее.
00:58:27 Есть одно интереснейшее проявление этой борьбы. Мы об этом не задумываемся, но это проявляется следующим образом. Я вам расскажу интересную вещь, это отражается в питании, в пропаганде тех или иных продуктов. Вдумайтесь, это очень серьёзный момент, это касается животных продуктов. Животные продукты есть двух типов: есть молочные, есть мясные продукты.
00:59:03 Если вы видите, что где-то пропагандируют мясные продукты, а говорят о том, что молоко вредно, например, то это понятно, какими силами поддерживается. Пропаганда продуктов мясных – это пропаганда насилия. Пропаганда молочных продуктов – это пропаганда сатва-гуны. Если говорят о том, что молоко вредно – это очень опасная информация, потому что молоко единственный продукт (мы будем с вами говорить о питании), который воздействует на разум. Единственный продукт, больше ничего не воздействует. Поэтому в Индии молоко называют «жидкая религия», такое образное выражение. Религия укрепляет разум и молоко укрепляет разум. Когда мы видим идеи, что молоко – это вредное, отказ от мяса – это плохо, это силами зла поддерживаемо. Те, кто об этом говорят, они даже могут не догадываться, так же как Дурьодхана не догадывался, что он был ставленником определённых сил высших иерархий, потому что это отражается.
01:00:20 Теперь капха-конституция, капха-доша. Капха-доша считается в аюрведе, с точки зрения здоровья, лучшей. Она не лучшая вообще, а именно с точки зрения душевного здоровья. Она устойчивая, более устойчивая к внешним факторам и поэтому в аюрведе считается, что лучше иметь капха-конституцию, по крайней мере, они меньше болеют. Это действительно так, но если болеют, то болеют серьёзно, но болеют реже. В аюрведе выделяется 140 болезней, из них 80 связано с вата-доша, 40 – с пита-доша и 20 с капха-доша. Капха более устойчивая к болезням, но есть свои особенности.
01:01:30 Капха в сатва-гуне – это удивительные качества, это женские на самом деле качества. Питтовские – это больше мужские, а капха – это больше женские. Это те качества, которых у нас дефицит в обществе. Мы должны стараться культивировать эти качества. Посмотрите, у нас в правительстве практически нет женщин, это не совсем правильно. Правительство, руководство, должно быть 50/50, тогда будут правильные решения приниматься. У нас, в основном, решения касаются какой-то ерунды, а что касается семьи, детей, женщин, пожилых людей, у нас нет никаких законов касающихся этого или то, что есть всё глупо. Мужчины вообще об этом не думают, такова мужская психология.
01:02:28 Мужчины, у них такая проблема связана со структурой, связывающей левое и правое полушарие, называется мозолистое тело. Они не могут одновременно включить 2 полушария, или-или. Или они живут логикой – левое полушарие, всё логично должно быть, а этот мир не логичен или на эмоциях. Женщины могут уравновешивать, поэтому женщина более внимательна. Если видит, что мужчина на эмоциях пошёл, она говорит: «Подожди, сейчас сообразим». Она видит, что у него включилось правое полушарие – всё, он логически уже не соображает, а женщина ещё продолжает. Она говорит: «Ты что-то не то делаешь». А мужчина, он или-или, такая проблема. Поэтому нужно к женщинам прислушиваться в том плане, что они этику могут сделать логической, а логику этической. Когда-то нужно эмоционально принять решение, а когда-то логически, а можно это уравновесить. Женщины умеют, а мужчина нет. Но иногда необходима только логика, вот здесь нужно мужское решение или только эмоции – это опять мужской вариант. Такие интересные моменты.
01:03:50 В сатва-гуне капха-доша проявляется как спокойствие - спокойный человек, умиротворение, мирное настроение - мирный человек, постоянство, устойчивость, последовательность, вот такие качества. Последовательный человек в своих поступках, очень устойчив в своих взглядах, мировоззрении, лояльный человек. Любящий, такая материнская любовь проявляется, любящий человек. Очень хорошие качества, у нас в обществе надо культивировать.
01:04:47 Сострадание, умение прощать, всепрощающая личность. На самом деле, если человек не умеет прощать – это значит, что проблема у него внутри. Мы должны уметь всех прощать, потому что если кого-то не простим, придётся возвращаться за этим. Мы же не знаем, когда смерть придёт, а мы ещё кого-то не простили, придётся возвращаться. Нужно всех успеть простить.
01:05:20 Терпеливый человек, умение терпеть. Преданность: преданность делу, преданность семье, детям, родителям, корпорации, стране, профессии, преданность Всевышнему, т.е. идея преданности. Благосклонность - такой человек всегда благожелательный, благосклонный. Обладание сильной верой, т.е. если такой человек верит, то он верит очень сильно. Это в сатва-гуне.
01:06:00 В раджасе это начинает проявляться как привязанность, жадность, материалистичность, излишняя сентиментальность, сентиментальный человек. Например, если такие люди занимаются духовной практикой, они занимаются на эмоциях. Они привязаны к внешним обрядам, ритуалам, через эмоции воспринимают.
01:06:48 Желание быть опекаемым, чтобы его опекали. Такое желание в раджасе капха-доша даёт, чтобы заботился кто-то, опекал. Желание комфорта и роскоши, т.е. излишнего комфорта, излишней роскоши. Ещё один момент – это желание контролировать. Так же как и у питта-доши появляется желание контролировать ситуацию. Это что касается раджаса.
01:07:20 В тамасе, как всегда, картина непристойная. Помните, главное качество капха какое? Тяжесть, гуру, это качество само характерно для тамаса, а тут ещё само влияние тамаса присоединилось. Поэтому будет постоянное уныние, депрессия, ощущение тяжести, тяжело на душе, сонливость, апатия, медлительность появляется, откровенная тупость, т.е. медленно понимают, что происходит в этом мире. Бесчувственный человек становится. В криминале – это желание воровать, желание присваивать чужое, брать не своё.
01:09:02 Это что касается типологии доша в зависимости от влияния гун. Какие есть по этой теме вопросы? Диагностику провели? Что-то нашли? Я об этом говорил, что мы разобрали чистые варианты, а в жизни они смешаны будут и вы должны уметь увидеть это смешение.