Пять субдоша Вата

Михаил Суботялов - «Основы Аюрведической Медицины» - Пять субдоша Вата
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:35:08 | качество: mp3 40kB/s 10 Mb | прослушано: 6 | скачано: 30 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Итак, мы поговорим о Субдоша, это виды Доша, то есть каждая доша, их 3, да, Вата, Питта, Капха, они представлены каждой пятью видами, 5 видами, но это не части Доша, это одно целое, но представлены пятью аспектами или видами. Это понятно, да? То есть нельзя сказать, что одна и Субдоша, это часть целой доша, она не делится, доши не делится уже никуда дальше.

00:00:42 Итак, существует 5 видов Вата доша, пять видов Питта Доша и пять видов Капха доша, итого получается сколько Доша, Субдоша? 15. И в связи с этим мы можем нарисовать вот такую таблицу, в первой колонке у нас будет, то есть можно три таблицы разных сделать, для Вата, Субдоша Вата, Субдоша Питта и Субдоша Капха. В первой колонке мы будем писать Субдоша, во второй колонке мы будем писать "локализация", понятно, да, что такое, где она в организме локализована, то сейчас мы продолжаем разбирать теорию тридоша, но уже углубляемся в виды Доша.

00:01:46 Следующая колонка мы будем писать "функция Субдоша" и последняя колонка это "признаки дисбаланса", дисбаланс, как она будет давать о себе знать в дисбалансе, то есть вот эта последняя колонка "дисбаланс" позволит нам опять же затронуть аспекты диагностики, да, то есть по признакам мы можем определять какая Субдоша вышла из равновесия, это будет играть роль затем в фитотерапии, например разные растения, они действуют на разные Субдоша. Понятно, да. Хорошо.
Итак, существует 5 Субдоша Вата, начнем с них, и когда мы будем их описывать, я буду читать тексты как вообще описываются вот эти Субдоша, и мы будем их разбирать, эти тексты. Хорошо? Это переводы канонических текстов.

00:02:54 Пять видов Вата-доша, 5 Субдоша, на санскрите называются, я сейчас просто перечислю, а потом будем каждый раз, когда разбирать, записывать. Пока просто послушайте, на санскрите они называются Прана, Удана, Вьана, Самана, и Апана, вот так они называются, пять названий, и они образуются путем прибавления приставок к корню ана, заметили, Прана, Удана, Вьана, Самана, и Апана. Ана означает дышать, дышать, или второе значение. Здесь ана с 1 Н, не анна, пища, да, а ана. Второе значение, снабжать энергией, снабжать энергией, фактически, Вата это то, что позволяет нам снабжать энергией наш организм.

00:03:57 И прежде, чем мы будем разбирать Субдоша, я хочу вам не напомнить, а рассказать, потому что еще этого не говорил, что для каждой доши существует тонкий эквивалент в нашем теле, то есть каждая доша имеет еще тонкого двойника. Сама по себе доша грубая, а есть ещё тонкий двойник. Знаете кто про двойников? Кто они? Просто про двойников?
Итак, для Вата доша двойником является Прана сама по себе Прана как жизненная энергия, мы употребляем Прана в двух значениях, как жизненная энергия, и как один из, одна из Субдоша Вата, понятно, да, два раза у нас в разных смыслах используется этот термин.

00:04:53 Аналогом прана является понятие ци, в китайской медицине понятие ци существует, жизненная энергия. Как вообще точный перевод Ци? Вот, если мы доктора спросим, вы можете точный перевод ци? Жизненная энергия тоже переводится? Правильно как? Чи. Есть некоторые ки произносят, некоторые чи, некоторые ци. Будем чи произносить, и вот значение тоже самое, в Аюрведе жизненная энергия обозначается Прана, и Прана является тонким эквивалентом Вата доша, и если Вата доша в дисбалансе, то и Прана в дисбалансе, если Прана в дисбалансе, то и Вата-доша в дисбалансе, как двойники такие. #0:06:06# Прана это более тонкая субстанция, это жизненная энергия, благодаря которой вообще тело существует, и есть жизнь, как только прана покидает это тело, и жизнь покидает это тело. И Прана переносится, кстати вот именно как жизнь энергия, считается, что она переносится эритроцитами, кровью, по телу она переносится кровью. Раз у меня есть возможность пополнить свои знания филологии, как кровь правильно? Сюйе. Так немножко с корыстной целью задаю вопросы, чтобы свои знания пополнить, пополнить в китайской медицине за одном, вот хорошо. Мы потом будем когда ткани разбирать, одна из тканей она называется тоже кровь, вот, то что в китайском языке сюйе, на санскрите называется ракта, это мы потом будем, когда ткани разбирать, мы к этому вернемся. Итак, пять видов Вата.

Прана

00:07:17 Первая Субдоша, которую мы будем разбирать, она называется Прана, и сюда пишите Прана, Прана, но пожалуйста сейчас ещё раз я акцент делаю, запомните это не та Прана, которая жизненная энергия, а Прана как Субдоша Вата, и поэтому иногда для того, чтобы отличать терминологию, Субдоша Вата называются приставкой Вата, или с приставкой Вайю, как главный первоэлемент, помните, да, Воздух главный первый элемент Вата. Поэтому будет звучать так Прана-вата или Прана вайю, запомнили, да, или потом следующая там будет у нас Удана, Удана вайю, ну Удана уже ни с чем не спутать, но всё равно по традиции вот эту приставку ставят. Я почему говорю, потому что в литературе, если вы будете серьёзные и начнете изучать литературу, вы можете столкнуться с немножко другой терминологией, это будет просто разные варианты терминологии, ясно, да. Хорошо. Итак, Прана. Я сначала зачитаю текст, мы его послушаем, текст не пишите, мы будем записывать главное, какова локализация, какова функция, что будет при дисбалансе.

00:08:42 Сразу хочу вам объяснить, что вот Субдоша Вата, все пять Субдоша, Субдоша как во множественном, так и в единственном числе тоже звучит Субдоша, они менее осязаемы, то есть их вообще уловить трудно. Вата сама по себе тонкая, неуловимая, и поэтому мы должны просто принять, что они существуют, и узнавать об их существовании по косвенным признакам.

00:09:12 Итак, Прана, Прана это первичный воздух, движущийся вперёд, воздух движущийся вперёд. Заполняя голову и концентрируясь в мозге Прана движется вниз, в горло, и грудь, управляя вдохом и глотанием, вдохом и глотанием, а также чиханием, сплевыванием и отрыванием, она регулирует чувства, ум, сердце и сознание. Это наша доля космической жизненной энергии, она потому и называется Прана, потому что это доля общей Праны. Понятно? Да? То есть как бы наша индивидуальная Прана, наша доля космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами Вата в организме, тоже очень важный момент, да. Прана предопределяет наше воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет нас с нашим внутренним "Я", то есть с нашим эго, истинным эго, и такая, такая добавка, что слово Прана, вот ещё кстати в каком смысле используется, слово Прана используется и в более широком смысле, обозначая Вата доша в целом. Поскольку все остальные виды Вата происходят от неё. Вот мы начинаем с этой Субдоша разбирать. И она на самом деле главная.

00:10:39 Итак, Прана, где локализуется, значит мы сказали, что она. А перевод, надо обязательно перевод, да воздух, движущийся вперёд, вот здесь пишите, воздух движущийся вперёд. Кстати в тибетской медицине, так и звучит, когда описываются Субдоша, так и пишут, воздух, движущийся вперёд, вперёд, хорошо. Локализуется в груди, хотя изначально она заполняет голову, и концентрируется в мозге, но затем движется вниз, и через горло в грудь, локализуется в груди, говорится, что локализуется в области сердца.

00:11:27 Я, честно говоря не сторонник так называемых адаптационных подходов в Аюрведе, сразу вот хочу предупредить, адаптационных подходов, это значит перевести язык Аюрведа на язык современной медицины, я считаю, что это не совсем правильно, то есть поэтому, если вы обратите внимание, я буду всю давать так, как оно есть, так вот, так и принимайте, вот нужно принять так как есть, буквально, нет, здесь нет никаких аллегорий на самом деле, и поэтому я не склонен, например рассматривать, что Вата-Доша это интегральный принцип Центральной Нервной Системы, это не совсем верно, а Питта-Доша это интегральный принцип катаболического звена Эндокринной Системы, а Капха анаболического, более того это ошибочно, потому что Питта-Доша всё-таки не за катаболизм отвечает, а за метаболизм, а за катаболизм Вата доша отвечает, если по большому счёту говорить. Вот но я. Я боюсь вот такие термины современной медицины произносить, не потому что я их не знаю, я знаю, я на кафедре физиологии 9 лет работаю, но я не хочу чтобы у вас возникли вот эти ассоциации в сознании. Я хочу, чтобы вы запомнили терминологию такой, как она есть. Хорошо?

00:12:52 Это важный момент, потому что у вас возникнут не те ассоциации, вы все, имея, вот кто врачи, имея уже западное образование, и у вас уже какие-то стереотипы свои наработаны в восприятии. Если мы будем говорить, что Питта-доша это катаболическое звено эндокринной системы, то вы так её и воспримете, но это не так. Если мы сейчас будем Субдоша разбирать, вы увидите, что это не так. Вот Алочака Питта в глазах локализуется, какой тут катаболическое звено? Я понять не могу. Хорошо, идем дальше.

00:13:25 Итак, написали локализуется в груди, да. Какие функции? Функций много, вдох и глотание, только не выдохом, не занимается, да, понятно, вдох, потому что когда мы вдыхаем, что мы делаем? Мы из воздуха забираем Прану, и фактически, Прану мы получаем из воздуха, и ещё откуда? Из пищи, да, из растений например, из молока мы получаем прану, жизненую энергию, пища плохая, плохая Прана, мало праны, воздух плохой, мало Праны, понятно да? Вот, кстати одна из гипотез, я не знаю так это или нет, но вот в Аюрведе говорится, что зевота возникает тогда, когда в организме дефицит праны, человек форсированно вдыхает, и пополняет запасы Праны, интересный момент. Вот, итак вдох, глотание, чихание, во время этого процесса человек освобождается от патогенных микроорганизмов, например там и так далее, которые не дают возможности Пране полноценного циркулировать в организме. Сплёвывание и отрыгивание, сплёвывание и отрыгивание. Есть ещё важные функции праны, регуляция чувств ума, регуляция чувств ума, помните мы разбирали чувства и ум, и написали, что чувства они функционируют за счет праны, Прана-майа-коша, помните, вот Прана определяет регулирует чувства, регулирует ум, регулировать сердце, и сознание.

00:15:25 Устали, перерыв надо или что? Ничего? нормально? Хорошо, дальше ещё какие функции? У Праны много функций, предопределяет наша воодушевление и позитивный настрой, воодушевление, во-одушевление, воз-дух однокоренное слово, да, здесь корень воодушевление, душа в воздухе корень дух, вот и по-гречески воодушевление звучит "энтузиазм" да, а энтузиазм, если дословно разобрать этот термин, Н значит в, находиться в чём-либо, находиться в тэо, в энтузиазм, что значит тео? Находиться в Боге. Энтузиазм находиться в Боге. И вот воодушевление, это когда мы находимся в осознании Всевышнего, сознании абсолютной истины.
Так и соединяет нас в нашим внутренним я, да, соединяет нас с душой, тело с душой соединяет Прана. Мы говорили, Прана покидает тело, и душа за ней покидает тело, просто вот. Те, кто занимается разными видами йоги, Аштанга йога патанджали, например, они занимаются в том числе и контролем Праны в организме, контролем праны.

00:17:11 Что будет при дисбалансе? При дисбалансе будут возникать проблемы, связанные с дыхательной системой, то есть это различные простудные заболевания, астма, сердечные заболевания, неврозы различные могут быть связаны с этим, например когда у человека пропадает в жизни позитивный настрой, и он начинает испытывать такие моменты апатии, негативизма, так можно считать, что неврозы.
Удана

00:18:05 Следующая субдоша называется Удана, Удана, и сразу подпишите это воздух движущийся вверх, воздух движущийся вверх, я сначала зачитаю текст, потом мы запишем основное.
Так, располагаясь в груди, и концентрируясь в горле, она управляет выдохом и речью, а также отвечает за память, силу, волю и усилия. Удана определяет наши жизненные стремления, жизненные стремления, в момент смерти она отделяется от тела, и направляет нас в тонкие миры в зависимости от нашей воли и кармы, которые действуют через Удану, поэтому первое, что человек чувствует, Удана в горле находится, он начинает задыхаться, да. Когда она развивается в совершенстве, человек овладевает различными психическими способностями, и может выходить с её помощью за граници обычного мира. С развитием Уданы связана практика йоги.

00:19:25 В Аюрведе говорится, что мы должны, будучи разумными людьми, в какой-то степени даже боятся вот этих способностей, потому что это очень серьезная искушение свернуть не туда, иногда возникает склонность, например эти способности использовать в корыстных целях, да, поэтому мы не должны стремиться к различным способностям экстрасенсорного плана, выходящих за границы обычного. Это может нас сбить с пути, так говорится.

00:20:03 Где локализуется, в груди и в горле, в груди, и в горле локализация.
Каковы её функции, функции Уданы она управляет выдохом и речью, наша речь связана с Уданой, благодаря ей мы говорим, память, воля, усилия, жизненные стремления, жизненные стремления. Таковы её функции.
При дисбалансе будут возникать следующие проблемы, заболевания дыхательной системы тоже будут здесь, заболевания лор-органов, это различные могут быть заболевания горла. Ну синуситы вряд ли здесь, немножко другое.

00:21:24 Дальше, нарушение памяти, ухудшение памяти, также неврозы различные и некоторые психические расстройства, которые будут связаны с неправильными медитациями и духовными практиками, в Аюрвеле это описывается, что когда человек неправильно занимается медитацией и дыхательными практиками, то это может привести его к болезни, в том числе к психическим расстройствам. А Удана, она как раз связана с дыханием, с выдохом в частности, да и речью.
Запомните пожалуйста, что это именно воздух движущийся вверх. Это очень важный момент к этому еще вернемся чуть позже, что именно Удана на движущийся вверх.
Самана

00:22:29 Следующая Субдоша звучит Самана, Самана переводится как уравновешивающей воздух, уравновешивающей, и как-то вот эту Субдоша, пометьте у себя, галочку поставь, потому что у нас будут три Субдоша, от каждой доши, которые участвуют в пищеварении, они для нас важны, вообще пищеварение это один из главнейших процессов, которые должен протекать хорошо в организме, если плохо, то будут проблемы. Пока пищеварение не нормализуется, остальные болезни лечит невозможно, так говорится, то есть нужно привести в равновесие желудочно-кишечный тракт сначала, так вот Самана, это одна из Субдош, участвующих в пищеварении, её как-то там пометьте, буковку поставьте какую-то. Самана концентрируется в тонком кишечнике, и сразу можете локализацию написать тонкий кишечник, тонкий кишечник, она находится, говорится в области двенадцатипёрстной кишки прежде всего локализована. И её основная главная функция это управление пищеварительной системой, управление пищеварительной системой. Вот уже ближе к телу, у нас Аюрведа проходит под девизом "Через прямую кишку к Богу", и телесные вопросы затрагиваем, и духовные. Вот такая у нас наука, вот.

00:24:28 Итак, управление пищеварительной системой фактически, это как бы вынесенная на периферию часть нервной системы, которая локализована в желудочно-кишечном тракте, вы знаете, там есть разные нервные сплетения в слизистой, и так далее. Это Самана-вайю.
Следующая Субдоша.
А, дисбаланс, дисбаланс здесь просто болезни пищеварительной системы, так и напишите, это различные диспепсия, гастродуоденит, энтероколиты, холециститы, и так далее, то есть, ну это будут какого характера болезни? Это будет характер когда неврогенное влияние будет преобладать, сейчас гастроэнтерологи об этом много говорят. Есть гастроэнтерологи в аудитории? Да, что это функциональные нарушения так называемые, особенно у детей это чаще всего проявляется, вот. Это как раз Самана-вайю в балансе, стоит нормализовать, и всё, и болезнь ушла, болезнь ушла. Дисбактериоз другое, в какой-то степени здесь будет участвовать конечно самана-вайю, для дисбактериоза нужны другие факторы.

00:25:52 Следующая Субдоша называется Вьяна. Обрали внимание, "ь" нигде не пишу, "Й", это более правильно с точки зрения санскрита, Вьяна означает "проникающий воздух", проникающий, или рассеянный. Вьяна можно перевести рассеянный или проникающий воздух.
Вьяна концентрируется в сердце, поэтому сразу можете написать локализацию сердце, Вьяна находится в сердце, и оттуда распространяется по всему организму.

00:26:35 Вьяна управляет системой кровообращения, это уже в функция надо писать, управляет системой кровообращения, движение мышц, суставами, это именно регуляторная функция, понятно, да. Управление, основное конечно система кровообращения, а через систему кровообращения, так говорится в Аюрведе, это не совсем совпадает с теми правилами, которые мы привыкли в современной физиологии, но через системы кровообращения она регулирует движение мышц, деятельность суставов, нервные импульсы также связаны с Вьяна-вайю, нервные импульсы, и также регулирует внутреннюю секрецию, то есть это деятельность так называемых экзокринных желез.

00:27:40 Следующую Субдоша.
Дисбаланс, всё время забываю.
Ну, в принципе вы уже сами можете выводить дисбаланс, судя по функциям, каждый Субдоша, то здесь заболевания сердечно-сосудистой системы, если более точно, то именно сосудистой системы, то есть это вегето-сосудистой дистонии, например, да, это различные нервно-мышечные расстройства, параличи например, да, это же Вьяна управляет мышечными движениями, поэтому различные заболевания нервно-мышечной системы будут связаны именно с поражением Вьяна-вайю, понятно, да. Болезни суставов некоторые, не все, потому что именно должен присутствовать элемент нарушения регуляции данных функций. Вот, болезни экзокринных желез, внутренней секреции.
Апана

00:28:51 Следующая Субдоша очень важна, я хотел сказать, что с проблемой данной Субдоша вы будете сталкиваться почти у всех пациентов, сначала у себя решите.
Апана. Апана, Апана вайю это воздух движущийся вниз, и, тоже обратите на это внимание, воздух движущийся вниз, или, так называемый удаляющий воздух, удаляющий. Но более правильно говорить движущийся вниз, но удаляющий иногда тоже так его называют в литературе, и он, апана вайю, локализуется в толстом кишечнике. Кстати, толстый кишечник это как раз царство Вата-доша, и Апана, там находится именно Апана-вайю, не вся эта Вата-Доша, а вот это, вот её вид Апана, и Апана управляет импульсами, которые направлены вниз, всё что направлено вниз, опорожнение кишечника, мочеиспускание, менструации у женщин, семяизвержения у мужчин, роды, процесс родов сам управляется Апана-вайю.

00:30:35 И, так как это прежде всего органы малого таза, и сама Апана локализуется в толстом кишечнике, то одной из самых распространенных проблем, вы уже поняли, сюда пишите, дисбаланс. Прямо номер один надо поставить, с этой болезни будем начинать вообще всю терапию на втором цикле, с этой, с этого заболевания мы начнём. И говорится в Аюрведе, что если не избавиться от этого заболевания, то остальные ведь невозможно. Что это за болезнь? Запоры, запоры, вот прямо выделить надо, что запоры это бич современной цивилизации, запоры, причин очень много, мы будем разбирать. Вот, кстати, кто диски взял, там уже могут немножко послушать, там по пищеварительной системе, там в том числе запоры говорится, вот.

00:31:37 И хочу теперь вернуть ваше внимание на то, что я попросил запомнить, что Удана, это воздух движущийся вверх, а Апана, это воздух движущийся вниз, и, фактически каждый человек находится как бы вот, раздираем, да, вот туда один вверх его тянет, вверх. Каким-то эволюционным процессом нашего сознания, да, он способствует эволюции нашего сознания, а Апана тянет вниз, и мы находимся вот на таком, между этими двумя Субдоша, Апана вниз, она несет как бы в себе деградацию, фактически, регресс. То есть сознание наше может или туда уйти, или туда. И мы на таком разрыве находимся, и Апана она, также как и Прана, поддерживает и контролирует все виды Вата-доша, все Субдоша, все остальные, и, фактически нарушения Апаны лежат в основе большинства расстройств Ваты, именно нарушение Апаны, которая вниз, и будучи силой, направленной вниз, в своём возбуждённом состоянии, то есть в дисбалансе Апана-вайю, она вызывает деградацию личности, разложение, распад, регресс, вот такие вызывают изменения. Поэтому при лечении Вата-доша следует в первую очередь уделять внимание лечению Апана-Вайю. Запомнили это все?

00:33:27 Дело в том, что если мы не будем уделять должного внимания, то это всё нас утянет туда, утянет, и мы будем жить вот этим воздухом, который вниз идёт. Фактически сейчас у очень многих пациентов мы находим запоры, неправильно работает толстый кишечник, и каков критерий того, что кишечник работает правильно? В Аюрведе есть критерий, который звучит следующим образом, здоровый человек должен опорожнять кишечник ежедневно утром до приема пищи, простое правило. Вот, всё что в этом правиле сказано, всё играет большую роль, ежедневно, как минимум 1 раз в день, утром, то есть это в определенные часы, и до приема пищи. Очень важно до приема пищи, прием жидкости ещё не считается приёмом пищи, например если вы попили, это ещё не приём пищи. Даже рекомендуется, если есть запоры, утром натощак пить жидкость, воду. И это часы в идеале должны быть тогда, когда у нас доминируют активность меридиана толстого кишечника. А когда это? Кто знает правильный ответ? С 5 до 7 правильный отве, пик активности меридиана толстого кишечника приходится на 6:00. Понятно? Хорошо.

транскрибирование: Елена Брайнис | Иерусалим | Израиль | 05 октября 2020