Основные причины болезней
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Аштанга-Хридаям-Самхита, глава 1, текст 20
00:00:00 Итак, сегодня мы начнем с текста 20-го, Аштанга-Хридайям-Самхита, 20-й текст. И я постараюсь не сильно долго задерживаться на каждом тексте, чтобы мы успели несколько текстов сегодня разобрать. Все видят, со слова
«Рогасту доша вайшамьям»
Давайте пойдем по порядку. «Рога» написано, что такое «рога»? Болезнь, вы уже практически санскрит полностью знаете. «Рога» - это болезнь. «Ту» означает ранить, ушибить, испортить, повредить, повредить что-либо или повредить кому-либо, то есть причинить какое-то зло, ущемить.
00:01:02 Но основное что? Повреждение, здесь заложено какое-то повреждение. И дальше идет «доша вайшамьям», то есть результат дисбаланса. Итак, получается, болезнь – это результат повреждения доша, и все, коротко и ясно. Такой постулат: болезнь возникает в результате дисбаланса доша. И дальше в этой же строчке написано:
«доша самьям арогата».
Что это получается?
00:02:00 «Самья», видите слово «самья»? Ну «доша» понятно, «самья» означает баланс, равновесие, устойчивость, равновесность, уравновешенность. Кстати, «самья» переводится также как спокойствие и выдержанность характера. Тоже интересно, как бы разный перевод, но он свидетельствует ещё о характере, выдержанность характера, «самьям», то есть какая-то стабильность в характере. Итак, если баланс доша - «арога», что такое? Отсутствие болезни, то есть здоровье, «арогата». Здесь такое двойное отрицание «арогата», а – отрицание «роги», болезни, «та» означает нездоровье. То есть смотрите, «рога» означает болезнь, «та» означает нездоровье, то есть отрицание болезни и отрицание нездоровья.
00:03:01 То есть здесь Вабхата разводит эти два понятия, потому что, на самом деле, они разные. Помните, мы говорили, человек здоровый может иметь какую-то болезнь, вот человек здоров, но у него есть какая-то болезнь. Это не значит, что он нездоров, помните, мы обсуждали? Это не надо противопоставлять, не надо думать, здоровье и болезнь – это противоположности. Итак, баланс доша отрицает болезнь и отрицает нездоровье. Итак, это первая строчка, всем ясна она? Дальше, «ниджаганту». «Ниджа» переводится как органический, внутренний, возникающий в теле. То есть что-то внутреннее. Потом «аганту», то есть здесь два слова в одном, всем видно. «Аганту» означает внешний, возникающий от внешних причин. Также «аганту» переводится как травматический.
00:04:09 Итак, «ниджаганту», получается тут два слова: «ниджа» означает внутренний, «аганту» означает внешний. Дальше, «вибхагина», это можно такое слово модное сейчас, как дистрибуция, то есть распространение. Ну, по крайней мере, в английском словаре оно переводится как дистрибуция, «вибхагина», и также, интересно, как аранжировка оно ещё переводится. Поэтому что получается? Чтобы было понятно.
00:05:08 «Ниджаганту» понятно? Два понятия – внутренний и внешний. Дальше идет «вибхагина», потом «татра», «татра» переводится тогда, в то время, в это время, в ту пору, затем, позже, после, потом, далее, в таком случае. То есть понятно, да, вот такие переводы. Итак переводится, значит переводится. То есть «татра» как бы такое резюме короткое заключает. Дальше «рога» - болезнь, «двидха» - два типа, «смрита» - это повелительное наклонение. Что значит? Запомни, именно запомни, потому что «смрити» - это память.
00:06:12 Есть такой препарат лекарственный аюрведический, он называется «Смрити Сагар», «сагар» означает океан, «смрити» - это память, переводится океан памяти. Человек принимает препарат для чего? Для улучшения памяти, «Смрити Сагар». Итак, «смрита» означает запомни. Итак, вернемся к началу, чтобы нам понять полностью эту строчку. Болезнь может быть двух типов, «двидха», да, «ниджа» - возникающая из-за внутренних причин, и «аганту» - возникающая от внешних причин. «Татра» означает таким образом, в таком случае, кроме того, к тому же, следовательно. Всем ли понятно?
Аштанга-Хридаям-Самхита, глава 1, текст 21
00:07:07 То есть болезнь имеет два пути, два типа может быть, из-за внутренних причин и из-за внешних причин. Внешние - «аганту» - иногда переводится как травматическая, могут быть травмы, то есть внешние причины. Разобрали этот текст? Теперь перейдем дальше, 21-й. То есть мы вот сейчас так вот кратко будем говорить.
«Тишам кайя мано бхеда адхиштханам апи двидха»
Сразу последнее слово «двидха» - два типа, два пути, два источника. Стоп, на нижнюю не переходите, эти две строчки будут разными вообще по смыслу, по теме разные будут. Пока только одну разбираем.
Основная концепция ведической науки и мироздания
00:08:20 Вот смотрите, в середине стоит слово «бхеда», «бхеда» означает распознавание, различение или умение распознавать, различать, также «бхеда» переводится как проницательный, догадливый, прозорливый. Основная концепция ведической науки, она звучит на санскрите, то есть вообще вся концепция этого мироздания, она заключается в следующем, слушайте внимательно, на санскрите она звучит так:
«Ачинтья бхеда абхеда таттва».
Это означает, «ачинтья», а – отрицание, «чинтья» от слова «чит» - знание, «ачинтья» означает непостижимое умом. «Бхеда абхеда», смотрите, «бхеда», вот это слово, «абхеда». Итак «бхеда» - различие, «абхеда» - единство, «таттва» означает сущность.
00:09:21 Так вот, вся концепция этого мира, говорится «одновременное непостижимое умом единство и различие». Вот на этой концепции очень много в своих лекциях строил постановку того или иного вопроса Бхакти Тиртха Свами. То есть в обществе, например, мы все отличны друг от друга, но есть что-то общее, и если мы опираемся только на что-то одно, то мы всегда потерпим крах. То есть если мы опираемся только на различия, то что будет? Будут проблемы, потому что я и мы, мы и они, плохой-хороший, другой, разный. И будут возникать проблемы. Когда только единство, тогда нет возможности для творчества и для развития индивидуальности, поэтому должна быть золотая середина. Так вот «бхеда» - это распознавание, различение.
00:10:23 Смотрите, «кайя», что такое «кайя», кто помнит? Тело, правильно. «Мано» - ум. Итак, что получается? «Адхиштхана», видите «адхиштхана», - это источник. «Тишам» я забыл, что значит, но здесь уже нам смысл ясен. А, «тишам» указывает на болезни, их. Вот, где у нас перед этим-то было. Перед этим-то мы говорили о болезнях. Их, болезней, источников «двидха» - два. И говорится, «кайя» - телесный источник и «мано» - ум, то есть ещё раз подчеркивается, что два источника болезней существует: болезни, источником которых является тело, и болезни, источником которых является ум.
00:11:42 Кстати, вот эту концепцию, в том числе, Рудигер Дальке в этой вот книге прорабатывает. То есть «тишам» указывает на болезни, потому что здесь слово болезнь, видите, ни разу не упомянуто, подразумевается, что в предыдущем тексте мы как раз говорили о болезнях, мы закончили на этом. Все понятно, да, я не буду комментировать? То есть есть два источника болезней – тело и ум. Теперь идем дальше. Сейчас будете сами переводить.
«Раджас тамас ча манасо два ча доша удахрита».
Раджас, что это такое? Кто сказал невежество? Зачетку на стол. Итак, что такое Раджас? Да, страсть. Раджас переводится как страсть.
00:12:43 Тамас – это и есть невежество. И вот здесь очень…, вот в этой строчке сокрыта одна вещь, на которую многие так называемые специалисты в Аюрведе внимания вообще не обращают, это одна из важных ключевых строк вообще в первой главе. Смотрите, Раджас, Тамас, что такое «ча»? И. То есть Раджас и Тамас, здесь написано. В санскрите правило такое, что «ча» ставится после перечисления, в русском языке мы говорим: «Вася и Петя», а в санскрите будет звучать: «Вася Петя ча». Понятно, да? Поэтому Раджас Тамас ча, «манасо» - умственный, ум, имеющее отношение к уму. «Два» что такое? Два. Видите, я же говорю, вы сейчас все переведете, вы уже специалисты.
Раджас и Тамас – Доша ума
00:13:44 «Ча» - и или также. То есть и, также можно перевести. Дальше, «доша удахрита» - считаются. Раджас и Тамас считаются Доша «манаса», ума – умственные Доша. Это очень важные понятия, потому что когда мы говорим Доша, нам нужно уточнять, что существуют Шарира Доша – телесные или Кайа Доша – Вата, Питта, Капха, и на них мы строим конституциональную концепцию: строение тела, телосложение, Вата, Питта и Капха. Но фактически, возьмите большинство популярных книг по Аюрведе, вы там не найдете упоминания того, что Доша, на самом деле, не три, а пять. И вот эти ещё две здесь перечислены, они находятся в уме.
00:14:40 То есть Доша что подразумевает? Разрушение, дисбаланс, дисгармонию, нарушение, выход из равновесия. Так вот, кроме того, что Вата, Питта и Капха, они поддерживают тело в состоянии баланса, как мы читали в предыдущем тексте, и, в то же время, в состоянии дисбаланса, вызывают болезнь, то есть ещё две доша. Эти две доша – это Раджас и Тамас. И обратите особое внимание, что здесь одна из Махагун не упомянута – Саттва – она не является Доша, она не разрушает ум. Но есть разные точки зрения на эту тему, некоторые авторы все-таки относят Саттва к Доша, считая, что она тоже является Доша ума, потому что есть ещё четвертая Махагуна – это Шуддха Саттва, то есть чистая Саттва, когда человек находится на трансцендентном уровне.
00:15:38 Но так как мы говорим сейчас не с точки зрения трансцендентного уровня, то мы вполне правомочны сказать, что Саттва не относится к Доша. Всем понятно? Поэтому, помните, я постоянно в предыдущих лекциях часто говорил, упоминал, что одна из главных концепций и идей аюрведической медицины заключается в том, чтобы человек перешел на платформу Саттвы, и тогда начнется гармонизация. И здесь в этом тексте это подтверждается, что на уровне Раджаса и Тамаса человек страдает, потому что на это слово «доша» указывает. Он разрушается, он разрушается в уме, потом разрушается в теле, и это ведет к многочисленным заболеваниям. [Просьба из зала повторить термин]«Удахрита» - считается.
Аштанга-Хридаям-Самхита, глава 1, текст 26
Наилучшая терапия для ума
00:16:40 Теперь сразу переходим, мы кое-что пропускаем, переходим к 26-му тексту со слова «дхи». То есть вторая половина 26-го текста со слова «дхи». Первую строчку читаем, точнее говоря, она вторая в тексте, прошу прощения:
«Дхи дхаирья атмади виджнанам мано доша оушадхам парам»
Переводим. То есть до этого мы закончили на том, что Раджас и Тамас – это Доша ума, то есть ум разрушается, когда человек находится в страсти и в невежестве, и после этого возникают многочисленные болезни.
00:17:49 А дальше говорится, перечисляются три вещи: «дхи», «дхаирья» и «атмади виджнана». Что это такое? До того, как буду говорить, что это такое, дальше говорится «мано» - ум, «доша оушадхам». «Оушадхам», кто помнит, что такое? Лекарство. Лекарство для «мано доша», то есть для разрушенного ума, терапия для ума. Книга «Аюрведа и ум», там вот эти аспекты как раз разбираются. «Парам» означает высший или лучший. Поэтому перевод такой: «Наилучшая терапия для ума…»
00:18:53 Есть парампара – это цепь ученической преемственности, когда от учителя к ученику передается знание, поэтому «парампара» переводится буквально – сверху вниз. Но «парам» переводится высший или наилучший, «парам» - это то, что выше всего. Наилучшая терапия для ума, и вот здесь перечисляются всего три вещи, вот вся психотерапия заключена вот в этих трех вещах, сейчас мы будем переводить, что это такое. Вот в этой строчке объясняется вся психотерапия. То есть если кто-то занимается аспектами психического исцеления, это нужно обязательно понять, а психотерапевтам надо эту строчку выучить наизусть и повторять каждое утро как мантру.
00:19:45 Что такое «дхи»? «Дхи» переводится, давайте будем переводить, много переводов слова «дхи». Есть такое слово на английском языке, которое близко к слову «дхи», - think. Что означает? Думать, мыслить, размышлять, взвешивать, обдумывать, полагать, считать, иметь какое-либо мнение, понимать, представлять себе, мечтать, помнить, находить, вспоминать, ожидать, предполагать, рассуждать, делать выводы – это все «дхи» - высказывать одобрение, размышлять.
00:20:48 Основное здесь для нашего контекста – это размышление. И если быть ещё более точным, «дхи» ещё можно перевести как различение, то есть способность человека различать. Например, что различать? Плохое-хорошее, добро-зло, умение различать, то есть проводить границу между хорошими поступками, плохими поступками. Итак, это первое – лучшая терапия для ума – первое, нужно научиться различать. Для этого человек изучает соответствующие книги, посещает различные занятия, то есть любой источник знаний, который может быть использован, или какие-то личные наставления, или он занимается, может быть, духовной практикой. То есть если человек реально занимается духовной практикой, это дает ему возможность свыше понять, как уметь различать.
00:21:53 Размышление, различение, то есть умение отличать, различать. Это очень важно, если этого нет, то этому надо учиться, это будет терапия для ума. Помните, мы описывали, кто различает? Разум. Ум этого не делает, он не умеет. Поэтому надо учиться. Дальше, «дхаирья». «Дхаирья» тоже много имеет переводов – интеллект, рассудок, способность к пониманию, сообразительность, прозорливость, быстрое понимание, осознание, осмысление, стойкость, устойчивость, непоколебимость.
00:22:48 Итак, «дхаирья», вот есть слово «дхарма» похожее. «Дхарма» означает то, что нас поддерживает. И вот здесь «дхаирья» тоже означает стойкость, устойчивость, непоколебимость, мужество ещё это также переводится, решительность. Итак, «дхи» больше относится к уму, мы сказали, а «дхаирья» относится к интеллекту, к разуму. Так вот, «дхаирья» означает, что мы не просто умеем различать, это уже второе будет, а мы ещё и умеем делать выбор на основе этого различения. То есть для этого нужно что? Вот эта устойчивость определенная: устойчивость в принципах, устойчивость в пониманиях, устойчивость в выборе. И это функция интеллекта. То есть следующая терапия для ума, вторая, - это развитие интеллекта, рассудка, потому что если человек неустойчив, он, говорят, действует безрассудно. Безрассудно действует, есть такое выражение.
00:24:01 Видите, тут много переводов – прозорливость, то есть сюда тоже относится. Но очень важен ещё такой перевод, как осознание, решительность, мужество. Всем понятен смысл вот этого второго «дхаирья». То есть это то, что фактически, благодаря чему мы становимся устойчивыми, и то, что само, в свою очередь, нас будет и поддерживать. Если мы так действуем, это нас и поддерживает, то есть мы твердо стоим на своих принципах. У Маяковского есть слова какие: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Это какой уровень? Это «дхи». «Что такое хорошо и что такое плохо?» - пришел крошка сын и спросил. Дальше что, отец начинает рассказывать, это хорошо, это плохо, это хорошо, это плохо. И в итоге, дальше «дхаирья», на основе вот этих наставлений полученных, что такое хорошо и что такое плохо, надо иметь мужество следовать тому, что хорошо, и не следовать тому, что плохо. Вот это вторая терапия для ума.
00:25:07 Это все нужно практиковать. То есть есть разные способы вот этой психотерапевтической работы, это может быть индивидуальная работа с пациентом, это может быть тренинговая работа, семинары, лекции, обучение, занятия, игры с детьми, ради бога, все что угодно там. Но, в итоге, вот эти три вещи должны быть, пока мы две только разобрали. Но после вот этих двух вещей, то есть сначала уметь различать, второе, на основе этого различения делать правильный выбор, а третье звучит так: «атма виджнанам» или «атма вигьяна» говорят, ну тут «атмади виджнанам». Давайте переведем. «Атма» - это наша духовная частица, то есть собственно мы и есть.
00:26:02 А «виджнанам»? То есть как мы можем по-русски сказать тогда? «Атма вигьяна» - это познание своей истинной природы или, есть такое слово, самопознание. Итак, третье – это самопознание, познание «атмы», то есть истинного я, это наилучшая терапия для ума. Так говорится в этом тексте.
«Дхи дхаирья атмади виджнанам мано доша оушадхам парам»
Высшая, лучшая терапия для расстроенного ума, тут «мано доша» написано, для вышедшего из равновесия ума, вот эти три вещи, то есть научить человека различать, твердо стоять на своих позициях и быть мужественным принять правильное решение, видите, тут переводится «дхаирья» как мужество, и на основе этого разумного поведения заниматься самопознанием, то есть кто я такой, для чего я рожден, в чем цель моей жизни, какова моя природа.
00:27:20 А чтобы других научить этому, нужно самому идти по этому же пути. Поэтому сначала опять: «Крошка сын к отцу пришел…» Это что касается ума. Вот по этой строчке есть какие-то вопросы? Тут, в принципе, все достаточно легко и понятно, но это ключевые вещи. Я специально некоторые пропускаю, потому что я хочу, ключевое чтобы мы с вами разобрали перед перерывом, чтобы у вас было о чем подумать.
Аштанга-Хридаям-Самхита, глава 1, текст 27
Четыре опоры терапии
00:28:07 Теперь мы переходим к следующей строчке, это слово «бхишак», 27-й, 1-я строчка:
«Бхишак дравьяни упастхата роги пада чатуштайам»
Здесь просто идет перечисление, «бхишак», кто-нибудь знает, кто такой «бхишак»? Кто ж такой «бхишак»? «Бхишак» это не то, что вы подумали, если вы смеетесь. Слово смешное. А есть, кто знает. Сегодня не оказалось.
00:29:10 «Бхишак» - это целитель, аюрведический врач. Это один из терминов, один из синонимов. Потому что иногда мы как говорим по-русски, мы иногда говорим врач, иногда говорим доктор. Если человек плохо знает русский язык, он услышит «доктор», уже… Ну «доктор», допустим, он знает, но «врач» он не знает, потому что «доктор» - англоязычное слово, а «врач» он не может знать. Потому что «врач» - это, кстати, русское слово, от слова «врать». «Врать» означает говорить. «Бхишак» - это врач. «Дравьяни» - это лекарство, от слова «дравья» - жидкость – происходит. Помните, мы разбирали когда качества твердые, жидкие. «Дравьяни» - это лекарство. «Упастхата» - это помощник врача, иногда называют сиделка, иногда говорят медсестра, «упастхата» вообще дословно получается сиделка, тот, кто сидит рядом с больным, тот, кто помогает врачу, помощник врача.
00:30:24 «Роги» - больной, потому что «рога» - болезнь, «роги» - больной, запомните. Когда на -и заканчивается, это указывает на кого-то. «Пада» - это нога вообще, отсюда велосипед, -пед в конце, «пада» - нога. Или столп, или опора также переводится, ноги у нас же как опоры. «Чатуштайам» - четыре. Итак, четыре опоры терапии – это врач, лекарство, помощник врача и собственно сам пациент.
00:31:26 Вот тут интересный момент, пациент включен в опору терапии, то есть он не рассматривается как пассив, это важный момент. Не сказано же, что врач или лекарство, например, по идее, можно сказать – врач и лекарство – вот опора лечения. Нет, говорится, врач, лекарство, помощник врача и сам больной. Итак, врач, лекарство, помощник врача и собственно сам больной – это четыре опоры терапии, четыре столпа лечения. Теперь давайте мы сделаем, наверное, перерыв. По времени у нас же перерыв на десять минут?
Аштанга-Хридаям-Самхита, глава 1, текст 28
Четыре качества врача
00:32:21 Давайте продолжим. Все собрались? Теперь сразу переходим к тексту номер 28, со слов «дакша»:
«Дакша тиртхата шастрартхо дриштха карма шучи бхишак».
Вот эту строчку мы сейчас будем с вами разбирать долго, потому что она описывает качества кого, кто в конце стоит? «Бхишак». Врача. И на самом деле, чтобы стать врачом нужно обладать этими качествами. Я сейчас скоро буду проводить тренинг по лидерству, и в своей книге «Лидер новой эпохи» Джон Фейворз пишет: «Много менеджеров, но лидеров мало».
00:33:31 Поэтому много имеющих медицинское образование, но врачей мало. И здесь очень интересная вещь получается, что врачом может называться тот человек, который должен обладать качествами, и не все из этих качеств подтверждаются вот этой картонкой, которая называется диплом. Я вот одну историю вспомнил. Был такой профессор Демин. Некоторые уже сразу вспомнили, но старший, я говорю сейчас о старшем, самом старшем Демине, который был ректором. И нам рассказывал один преподаватель в мединституте историю такую, не знаю, легенда, не легенда, но хорошая история.
00:34:35 История такова. Когда молодой врач приходил работать после института в отделение, и Демин в первую неделю его не трогал вообще, то есть вот работает новый молодой врач после института, как работает, так и работает. Когда проходила неделя, он шел его проверять, результат работы первой недели. И что он проверял первое, кто догадается? Он брал истории болезни, которые писал врач, и что он там проверял?
00:35:41 Он искал там, смотрел орфографические ошибки. Почему? Ну во-первых, человек, имеющий высшее, как мой дядя говорит, верхнее образование, подразумевается, что он что-то читал. А если он что-то читал и видел, значит, он должен знать эти термины. А если он совершает в этих терминах орфографические ошибки, то значит, он некомпетентен, он не изучал эту науку или изучал поверхностно. Но дальнейшая история этой легенды такова, что он увольнял, не знаю, правда или нет. Нам такую историю рассказывали. Значит, Вабхата говорит, что врач должен обладать четырьмя качествами. И именно это, говорит Вабхата, определяет врача, а не наличие медицинского образования. Наличие медицинского образования – это как бы само собой разумеющаяся вещь.
00:36:46 Но есть люди, которые могут быть целителями от Бога и даже если у них нет медицинского образования, это ещё не факт, что они не врачи. К этой категории, «бхишак», они могут относиться. Я несколько таких человек знал и знаю. Один из таких людей, я вот его на последней лекции в Академгородке упоминал, это один из моих студентов, он давно очень у меня учился, это было в конце 90-х годов. У него не было никакого образования, ему уже было за 40 лет, он учился здесь у нас на заочном отделении, он получал заочное высшее образование такое, психолого-педагогическое валеологическое образование. Мне кажется, он в одной группе с вашей мамой учился, я сейчас что-то вспоминаю, может быть, я путаю.
00:37:50 Он жил в Бердске, и он работал в поликлинике, к нему шли люди, он помогал им. Может быть, кто-нибудь его знает, его фамилия Мишин, может, кто-нибудь слышал о нем. Говорят, он уехал на Алтай. Он был моим студентом, ему было уже тогда 41 или 42 года примерно. И он действительно обладал таким вот даром целительства, то есть не имея медицинского образования. Он пошел учиться, потому что у него вообще не было никаких документов. Такой пример. Есть ещё один пример – внук Маршака, Яков Иммануилович Маршак. Сейчас у него очень известная наркологическая клиника в Москве. Но кто знает, что он поступил в медицинский институт за 30 лет, да, я уже говорил об этом. Но до этого он поступил только потому, что он помог, благодаря тоже целительству, он помог с помощью йоги одной женщине, муж которой был чиновником, и он поспособствовал поступлению в медицинский институт Маршака.
00:39:00 И много других примеров можно приводить. По большому счету, Авиценна не имел высшего медицинского образования, и множество других, Иван Петрович Павлов не имел медицинского образования, но он читал на медицинском факультете лекции. Я говорил, какое у него образование? Духовная семинария. Та же, которую закончил Иосиф Виссарионович Сталин. Итак, четыре качества врача, мы должны их с вами сейчас четко понять. Первое качество звучит на санскрите «дакша». «Дакша» – это очень символичное слово, дословный перевод – компетентность в материальной науке. Итак, «дакша» – тот, кто компетентный, знающий. Еще можно перевести «дакша» искусный, способный, талантливый, «дакша» также переводится как годный, крепкий, здоровый и последний перевод очень интересен – правоспособный.
00:40:20 То, что мы сейчас говорили, подразумевается, что имеется образование, право, правоспособный – имеется юридическое право на деятельность. Хотя я ещё раз подчеркиваю, кто-то может быть правоспособным, но на этом все его качества заканчиваются. Ни в коем случае не думайте, но я думаю, большинство из вас уже так не думает, имея жизненный опыт, что наличие высшего образования что-то дает человеку. Оно практически заполняет вот этот жизненный промежуток тем, чем необходимо. Сейчас очень многие авторы, особенно авторы, которые пишут книги по бизнесу, пишут об этом. Тот же Киясаки, может быть, кто-нибудь читал, другие авторы. Они пишут о том, что школа не учит жизни, институт не учит жизни, университет не учит жизни, это факт.
00:41:16 Я 11 лет здесь работаю, я смотрю на систему образования изнутри, я вижу ее. До этого я шесть лет учился в медицинском институте, тоже видел систему образования изнутри. Система образования не учит реальной жизни, то есть реальному применению знаний на практике и так далее. Так вот, сейчас речь идет о том, что десять лет назад, сейчас немножко предыстория, я ходил на занятия по философии, чтобы сдать кандидатский минимум. Здесь есть такой профессор Тыщенко, может быть, кто-нибудь слышал о нем, Владимир Петрович Тыщенко, очень известный человек, ему сейчас уже где-то 77 лет, наверное. По паспорту ему меньше, он жил в Белоруссии маленьким мальчиком, и мама успела сменить его паспорт, его не увезли в Германию. И ему по паспорту 74, но на самом деле ему 77. Очень интересный человек, мы с ним много общались, он меня с многими философскими концепциями познакомил.
00:42:18 До этого я думал, что философия – очень странная наука, до знакомства с этим человеком, и с большой неохотой шел на занятия первый раз, я думаю: «Вот, только отучился в институте, философию марксизма-ленинизма мы изучали, сдавал, а тут опять философия». Но тем не менее, я через него многие вещи узнал. И он тогда, это был 96-й год, 11 лет назад, он сказал нам, тогда были аспиранты, я был соискателем, я не был аспирантом, мы посещали лекции, чтобы сдать кандидатский экзамен, и он нам сказал: «Через десять лет, - я помню его слова, я сейчас цитирую дословно, - основной спрос в обществе будет на образование». И он говорит, что не думайте, что вот вы сталкиваетесь с педагогикой здесь, что это ненужная вещь. Но он говорит, это будет не просто спрос на образование, то, которое сейчас люди получают – школа, высшее учебное заведение, ученая степень.
00:43:21 Он говорит: «Нет, на это спроса не будет». На это как вот был такой повседневный спрос, вот просто так принято – получить высшее образование, получить, может быть, степень, кто-то техникум, училище, колледж. Сейчас будет со следующего года, наверное, бакалавриат, магистратура, это все условности. Он говорит: «Нет, будет спрос на образование для образованных». Образование для образованных, что это значит? Что люди поймут, что они не знают ничего, проучившись в университетах, как кто-нибудь, может, помнит, в Мединституте был такой Кабаков Владимир Александрович, он говорил так: «Образованность – это то, когда вы забыли все, чему вас учили». И профессор Тыщенко сказал, что будет спрос именно на образование для тех, кто уже имеет образование.
00:44:21 Вот то, чем мы с вами здесь занимаемся, на самом деле. Тренинги, семинары, лекции, обучающие программы, практикумы и так далее. Для людей, которые уже обучились, но теперь они хотят получить какие-то практические навыки, которые реально можно использовать. Это действительно так, если посмотреть в интернете, то только организаций, предлагающих дополнительное образование для уже имеющих образование, сейчас в Новосибирске более 160 только тех, кто есть в интернете, а может быть, их и больше, это факт. Так вот, «дакша» говорит, что врач должен быть компетентным в своей науке, то есть он должен получить вот эту подготовку и быть искусным, знающим, умеющим, умелым, годным для этой деятельности. Но это ещё мало, то есть это одно из четырех.
00:45:23 Этого мало, потому что многие, в принципе, имеют компетентность, многие имеют образование, многие имеют ученую степень, квалификацию, категорию и так далее, но этого мало. Интересная история описана в древнем ведическом каноне Шримад Бхагаватам, или Бхагавата-Пурана, в четвертой песне Шримад Бхагаватам, если у кого-то есть, то можно поизучать, если нет, надо найти, приобрести и почитать, это очень интересное писание, древнее писание философское. Там есть история, связанная с одной личностью, которого зовут Шива. На Руси его звали Сива, ему дерево посвящено – слива. Шива склонен к разрушению, и его отец Брахма, на Руси его зовут Сварог, он сказал ему, что ты должен погрузиться в медитацию на Верховную Личность Бога и все время проводить в медитации, иначе если ты выходишь из медитации, то твоя энергия разрушения все разрушает.
00:46:36 И он находится постоянно вот в этом состоянии. Если вы видели изображение Шивы, он все время изображается в такой глубокой медитации, в позе лотоса, руки у него лежат на коленях, закрыты глаза, полуприкрыты, и он медитирует. И у него была супруга Сати. Или я рассказывал эту историю? Про супругу нет? Итак, у него была супруга Сати, и был отец этой супруги. Соответственно кто он ему? Тесть. Так вот, тестя звали Дакша. И в комментариях Шрила Прабхупада, вот который как раз комментировал Бхагавад Гиту, он пишет, что это символично, что его звали Дакша.
00:47:34 Я почему вам эту историю рассказываю, потому что это имеет отношение к нашему разговору. Он был действительно очень, то есть имя раньше давалось не просто так, имя давало энергию определенную. И эта личность, вот этот Дакша, он был очень компетентный в материальных науках, очень знающий, искусный. И если посмотреть глубже, то ему была доверена очень великая функция в мироздании, этой личности. Он является прародителем человечества, одним из прародителей человечества. То есть есть несколько прародителей человечества, в Библии косвенно это тоже описывается, что были прародители, там они другими именами называются, и Дакша – один из прародителей человечества, то есть ему доверена функция распространения человечества на земле, в этом мире.
00:48:34 И история такова, была затеяна очень большая церемония, духовная такая церемония Дакшей, и когда он пришел на эту церемонию, то Шива, который ему по родственным связям является зятем, он его не поприветствовал. Одна причина, я вам её уже назвал, - он погружен в медитацию, ему трудно отвлекаться. Вторая причина заключается в том, что по духовной иерархии он очень возвышенное положение занимает, и вот эти родственные связи его мало волнуют.
00:49:34 Но Дакша, вот смотрите, там развивается очень интересный момент, там это привело к тому, что в итоге, сейчас я расскажу, к чему это привело. Дакша, почему его имя очень символично, он компетентен, очень разумный, очень талантливая личность в материальных науках, но что касается духовных аспектов, он оказался слаб. И что сделал Дакша? Он начал, говорится, поносить Шиву, ругаться на него. Говорит: «Что за зять мне достался? У меня такая дочь, Сати, цветок души моей, я её отдал замуж за этого проходимца. Посмотрите, у него даже нет своего дома». У Шивы нет дома, если кто не знает. У кого-нибудь из вас есть дом? У вас больше есть, чем у Шивы уже, у вас есть дом. У Шивы нет дома, у нет нормальной одежды, он одевается в лохмотья, он не привязан. Жене не покупает украшений.
00:50:35 Все в ведические времена покупали женам украшения, Шива, ему не до этого, он погружен в медитацию. Жена нормально принимала, там дальше это описывается. Сати говорит, ничего страшного, у меня нет украшений, но ничего страшного. У него денег нет, по большому счету. И вот начал он на него ругаться всячески, и начался конфликт, очень крупный скандал, такой международного плана. И что сделал Шива? Будучи благородной личностью, он не стал вступать в этот скандал, он просто встал и ушел, покинул это собрание. Но так как он в духовной иерархии занимает очень высокое положение, это собрание стало считаться неполноценным. Понятно, да? То есть он должен там был присутствовать. Именно не как зять Дакши, а как возвышенная личность – Дэва – их называют на санскрите Дэвы.
00:51:32 Всего три Дэвы, которые вот такой уровень занимают, и Шива высший уровень из них занимает. Это не Бог, ни один из них не Бог, то есть это Вишну, это Брахма и это Шива. Ни один из них не является Богом, они занимают определенное иерархичное положение. Шива ушел, пришел домой, там, где он, по крайней мере, считал, что у него дом, где-то на горе Кайлас, наверное, и опять погрузился в медитацию. И было затеяно новое жертвоприношение, новая церемония, и жена его, она видела как все такие вот виманы (Кто-нибудь знает, что такое виманы?) – это такие летающие транспортные средства, на которых такие личности с помощью звука, мантр приводили их в действие и передвигались в пространстве.
00:52:33 И она увидела, что многие возвышенные личности отправились на это собрание, она знала, что отец там присутствует, и она начала говорить Шиве о том, что надо туда идти им тоже. Но Шива начал её уговаривать, что не надо этого делать, потому что это закончится плохо. Он говорит: «Несмотря на то, что там твой отец, сестры, мать и так далее, ты не должна туда идти. К тебе относятся плохо по той причине, что я твой муж. Ну так сложилось». Но Сати все-таки уговорила его, как женщина уговаривает мужа, что я пойду туда. Он говорит: «Ну хорошо, но без меня». То есть если муж дал на это разрешение, она пошла туда. И она пошла туда из-за семьи, то есть чтобы пообщаться со своей семьей. И смотрите, что дальше Дакша сделал, он даже не поприветствовал ее. То есть сестры, мать, они обрадовались её приходу, они же живут отдельно, то есть Шива там где-то в горах медитирует, а она – жена при муже, ждет, когда он из медитации выйдет.
00:53:32 И отец её не поприветствовал, и тогда она, все в ней накопилось, она начала говорить. Она говорила очень мудрые слова, она говорила о том, что Дакша не оправдывает своё имя, то есть он оправдывает его только то, что он компетентен, очень талантливый человек, компетентен в материальных науках, но он не умеет общаться, не умеет знать вот эту духовность и так далее. И она сказала: «Мне стыдно, что я твоя дочь, и у меня есть только один способ изменить эту ситуацию». Она сказала определенные мантры, её тело сгорело. Когда Шива узнал об этом, что его любимая супруга сожгла своё тело из-за этого, он там устроил потом маленький переполох, там это нужно уже читать. Ну, итогом было то, что Дакше отрезали голову, ну и многие другие закончили красиво.
00:54:35 [Вопрос из зала: где же духовность?] А вы думали, что духовность – это всегда «подставь вторую щеку»? Нет. Есть разные аспекты духовности. Например, Бхагавад Гита начинается с войны, и война эта духовна по своей основе. Вы не думайте, что духовность – это только… Духовность – это очень глубокая вещь, и она не обязательно связана с тем, что мы не совершаем насилия, иногда требуется совершение насилия для справедливости, духовной справедливости. Это нормально. Итак, я к чему эту историю рассказывал, там она длинная, её можно долго рассказывать. Кстати, чтобы вы не переживали, Сати потом воплотилась в другом теле, то есть она второй раз родилась как Парвати, потом она воплощалась как Ума, родители Умы Турман её именем назвали свою дочь. Так что не переживайте, Шива недолго был без жены.
00:55:43 Итак, «дакша» в отношении к врачу означает, что он должен быть очень компетентен в материальных науках, в медицине. Но медицина – это же не просто медицина, это сонм наук, туда много чего входит. И во всех этих науках врач должен быть компетентен – это и философия, и социология, и психология, и физиология, и анатомия, строение и функции тела, генетика, понятие наследственности, конституционология - то есть все эти вещи он должен знать. Врач должен быть компетентен, «дакша». Дальше, смотрим дальше, «тиртхата шастрартхо». Здесь три слова. «Тиртхата» - вот это слово в имени Бхакти Тиртхи Свами, видите, «тиртха». «Тиртха» имеет много переводов, я вам дам один, который здесь нам нужно знать.
00:56:43 «Тиртха» означает эксперт, то есть квалифицированный человек в какой-то сфере. Теперь дальше внимательно смотрим, «шастрартхо», здесь два слова – «артха», помните, мы говорили, «артха», что такое «артха»? Успех, да. «Артха» можно перевести как успех. В том числе, хотя много других переводов. Например, «артха» переводится как благополучие, процветание. Но как успех. А что такое «шастра»? Да, это писание. Но прежде всего, «шастра» означает священные, духовные, философские писания. Не просто книги, которых издается множество, любой какой-то детектив или любовный роман назвать шастрой трудно. Понятно, да? То есть его сегодня издали, завтра он уже непопулярен, послезавтра уже издатели его не возьмутся издавать – убыточно.
00:57:38 Ученые-социологи провели анализ, за всю историю книгопечатания какая книга издавалась больше всего или какие книги издавались больше всего. На первом месте, знаете, какая книга стоит? Библия. На первом месте стоит по количеству изданий. Столько лет она издается, сотни лет она издается, я имею в виду, книгопечатание сколько существует, но смотрите, берутся же издавать. Значит, имеет спрос. Это шастра. Шастра всегда имеет спрос, она всегда нужна. Коран очень большое количество, ведическая литература, миллионы книг издаются на духовные темы. Да, можно, допустим, даже издать очень популярную книгу с материальной точки зрения. Но где через 20 лет будет «Гарри Поттер»? Я думаю, вряд ли он будет так же популярен. Хотя он сейчас популярен, но через 20-25 лет он уже не будет так популярен.
00:58:40 Так же как сейчас мы не читаем ту литературу, которая была популярна 15-20 лет назад. Понимаете, о чем идет речь, что такое шастра? Поэтому здесь очень четко указывается, что наравне с компетентностью в материальных науках, врач должен быть экспертом и не просто экспертом, смотрите, он должен добиться «артхи» - успеха – в изучении духовной литературы. Без этого он не будет врачом. Представляете, как все… [Комментарий из зала: тогда врачей у нас очень мало] Да, а мы говорим не о большинстве. Мы говорим не о тех, кто имеет просто медицинское образование, а о тех, кто реально будет целителем. С большой буквы, исцеляющим. Итак, «дакша» - это первое качество, «тиртхата шастрартхо» - успех в изучении священных писаний, то есть он должен быть ученым в этой сфере.
00:59:40 Хотя это не подразумевает, что он становится теологом или философом, нет, ему не надо, может быть, погружаться как эти специалисты вот в данной сфере. Но он должен понимать мировоззренческую основу, то есть это то, что дает ему мировоззрение. Я, кажется, уже рассказывал, что в древности врачей готовили с детства. И первое, что им давали, учить наизусть философские каноны, чтобы потом, когда они вырастут, все в памяти. Вот это и есть «тиртхата шастрартхо» - эксперт, добившийся успеха в изучении священных писаний. Дальше, третье. Третье – «дришха карма». Ну, «карма» понятно? «Карма» - это действие. А что такое «дриштха»? «Дриштха» означает, здесь корень «риши». Слышали такое слово – «риши»? Провидец, если быть точным. Переводится и святой, и мудрец, и ученый. А точно – провидец.
01:00:41 А какой здесь корень, провидец? Видеть. Зрение, видеть. Так вот, «риши» переводится дословно видящий, тот, кто видит. Итак, что такое «дриштха карма»? «Дриштха карма» означает, что имеет реальный практический опыт. То Есть врач видел, как это делается. Понимаете, о чем идет речь? То есть он прошел практику медицинскую – практику в институте, практику в жизни, практику в клинике, практику в своей практике. То есть «дриштха карма» означает, что он должен иметь практику. И подразумевается, что он через зрение получил это все. То есть он смотрел, как наставник, например, что-то делает, и он повторяет. Например, процедуры какие-то наставник делал, он повторяет и тоже получает этот опыт. И последнее качество. С «дриштха кармой» понятно все? То есть я просто мало остановился.
01:01:49 «Шучи». «Шучи» означает, как вот у йогов, что такое «шучи», «шауча», чистота. «Шауча» - это чистота. Но, смотрите, обычно «шучи» переводится как чистота, это один из принципов, о котором говорит Патанджали в своей Аштанга йоге, к тем, кто занимается йогой просто. Но «шучи» имеет множество других значений. Давайте, я некоторые из них перечислю, потому что это будет входить в понимание чистоты. Что значит чистота? Чистота, имеется в виду, - это чистота тела, чистота ума, чистота мыслей, чистота речи. Чистота. То есть врач должен быть чистым. Всего четыре вещи, и они создают врача. Итак, «шучи» - ясный, понятный, недвусмысленный.
01:02:44 Недвусмысленный, имеется в виду, о словах, значениях, то есть если человек говорит, он говорит прямо. Четкий, ясный, логический – это все «шучи» - проницательный. Проницательный, имеется в виду о представлении, памяти, уме, очевидный, явный, не вызывающий сомнений, убежденный – это тоже «шучи» - уверенный, не сомневающийся, ясный, прямой. Прямой, понятно, прямо действует, говорит. Простодушный, чистый. Чистый в смысле свободный, причем свободный, ещё имеется в виду, от подозрений, и «шучи» ещё означает свободный от долгов. Интересный момент.
01:03:42 Потому что очень часто вот в некоторых философских ведических канонах упоминается, что долги – это проклятье. Когда мы влезаем в долги – это плохая карма, мы не должны этого делать. [Вопрос из зала: кредит – это тоже долг?] Ну да. Подразумевается, что да. Вообще, вот эта практика, западная практика жизни в кредит, она пагубная. Запад от слова западня, я уже говорил об этом. И жизнь в кредит, к сожалению, мы копируем это, мы думаем, что это дает свободу, но это не так. Жизнь в кредит – это плохая жизнь. Понятно, что бывают такие ситуации, когда нет какого-то выхода. Но если есть возможность не использовать кредитование, не использовать долги, то лучше этого не делать.
01:04:39 У меня есть среди моих пациентов и знакомых люди, которые достаточно серьезно занимаются бизнесом на высоком уровне, то есть там, например, директора крупных фирм, аудиторских фирм и так далее, и я вот общался по этому поводу, они не поддерживают эту идею, то есть для себя лично они стараются исключать идею кредитов, жизни в долг. Она не приведет, в итоге, к успеху, то есть как человек был в долгах, так и остается в долгах, и ещё прочнее в них завязает. Поэтому лучше не жить в долг. Об этом во многих местах говорится, но это западный образ жизни, то есть у меня вроде как бы все есть, но при этом я до конца жизни всем должен. [Комментарий из зала: образование – 220-250 тысяч долларов кредит] Так вот по этому поводу Бхакти Тиртха Свами в одной из своих лекций говорит: «А когда же студент погасит этот кредит?», потому что он сам американец, он прекрасно понимает, что это такое.
01:05:39 Когда он учился, это ещё было не так явно проявлено и выражено, тем более, что он учился практически бесплатно, ему как бы грант выделили, своего рода стипендию. А сейчас это факт, и он говорит, что большинство студентов только где-то к пенсии погашают этот кредит. Итак, что ещё такое «шучи»? Полный, целый, чистый, настоящий, вот еще, «шучи» означает настоящий. В общем, вот такие четыре качества у врача должны быть, он должен быть компетентным, он должен добиться успеха в изучении священных писаний, он должен иметь практический опыт – это третье, и, четвертое, он должен быть чистым. Дальше, следующая строчка. Не устали? Мы должны разобрать, у нас хотя бы, может, что-то не успеем, но я стараюсь по максимуму, чтобы мы успели. Дальше давайте хотя бы разберем ещё одну следующую строчку. [Вопрос из зала: там слово последнее осталось] А я его назвал, «бхишак» - это врач. Такая проблема транслитерации, вольная достаточно.
Четыре качества лекарства
01:07:09 Дальше, следующая строчка описывает следующие четыре качества, четыре качества лекарства. Последнее слово в этой строчке «оушадхам», иногда говорят «оусадхам», то есть это все одно и то же. Это и есть лекарство. Итак, дословно «оушадхам», я уже говорил, что значит, - несущее свет. То есть лекарство означает то, что несет свет. Четыре качества лекарства здесь разбираются. Давайте, я их сначала назову на санскрите. Первое, «бахукальпам», потом «бахугунам», «сампанам» третье, и четвертое, «йогйам». Итак, это требования теперь к лекарству, каким должно быть лекарство.
01:08:09 Если эти требования предъявлять к большинству медикаментов, они, к сожалению, не оправдывают себя. Но, так или иначе, мы сейчас говорим о лекарстве в широком смысле этого слова. В Аюрведе говорится, что всё, что нас окружает, - это лекарство, если мы умеем это использовать. Так вот, какими четырьмя характеристиками должно обладать лекарство. Здесь не уточняется, какое конкретно лекарство, просто требования к нему. И вот если мы находим субстанцию или объект, который соответствует вот этим четырем характеристикам, это и будет лекарство. Что такое «баху»? Видите, тут приставка «бахукальпам», «бахугунам». «Баху» означает много. Very в английском, very much – очень много, «баху» - много. Так вот, «кальпам» означает полезный, годный к употреблению, практичный, удобный.
01:09:06 Что это значит? Ну, если так по-русски сказать буквально, получится многополезность, много полезного. Но можно так сказать, что лекарство должно подходить для приготовления многих составов и так далее, то есть нести своего рода поливалентность, поливалентным быть, много пользы приносить. Иногда, когда я рассказываю, например, даю лекции о каких-то растениях или фитокомпозициях, можно услышать, такие вопросы задают, что мы говорим о каком-то средстве и перечисляем болезни, которые, кажется, вообще друг к другу никакого отношения не имеют. Но это факт.
01:10:06 Или, например, мы берем какие-то процедуры, и столько показаний для применения этих процедур. Ну, не совсем панацея, но очень много показаний, очень много пользы лекарство может принести, если оно действительно лекарством является. То есть здесь отличие от медикаментозной терапии заключается в чем, медикаментозная терапия, в основном, узконаправленна. Да, здесь более широкий спектр, и, причем, не в том смысле широкий спектр как в антибактериальной терапии, а широкий спектр в плане пользы. То есть вот «кальпам» - это означает, много пользы может принести лекарство. Дальше, «бахугунам», много чего? Гун. Что такое гуны? Свойство или качество. То есть много благоприятных свойств, то есть лекарство должно иметь много благоприятных свойств или качеств.
01:11:04 «Сампанам» означает, в общем, можно так перевести, что это неиспорченное, то есть хорошее состояние лекарства. Напишите, неиспорченное, находящееся в хорошем состоянии. Ну, сюда же, например, можно отнести срок годности, то есть чем характеризуется лекарство, что оно свежее, что оно не просроченное, что оно внешне нормально выглядит, какие-то органолептические свойства благоприятные. Качество, да, вот именно хорошего качества.
01:12:04 Получается, что «бахугунам» - это больше к свойствам относится, а «сампанам» - к качеству. Понятно, да? Вот свойства, подразумевается много-много свойств различных, которые обусловливают много пользы – «бахукальпам». «Сампанам» означает высокое качество. Но еще, я все-таки подчеркиваю, подразумевает, что вот это вот, как бы свежесть своего рода лекарства, метода, средства и так далее. Дальше у нас «йогйам». «Йогйам» от слова йога происходит, «йогйам» - это означает, йога – это связь, помним, и «йогйам» означает, что, во-первых, оно соответствует цели, для которой мы используем, то есть чтобы связь была. Что мы не просто так его назначаем, а для определенной цели.
01:13:02 И эта цель основывается на том, что лекарство соответствует, например, типу конституции пациента, которому мы назначили, возрасту, болезни, другим лекарствам, которые также назначены пациенту. Понятно, да, всем вот этот момент? То есть вот это «йогйам» будет, вот этот «йудж», чтобы произошла вот эта взаимосвязь. Есть ещё однокоренное слово, Роберт Свобода в книге «Пракрити» прямо там отдельную подглавку «йукти», это трудно вообще перевести, я до сих пор затрудняюсь в переводе. «Йукти» - это когда что-то очень благоприятное, соотносится друг с другом. «Йукти» - это однокоренное слово со словом «йудж», «йога».
01:14:00 То есть вот «йогйам» означает, что полностью должно соответствовать цели лекарство. То есть, смотрите, оно может быть хорошее лекарство, все предыдущие три качества есть: оно и неиспорченное, и полезное, и свойство у него неплохие, и качественное, но данному человеку оно не нужно. Оно ему не соответствует ни по типу конституции, ни по возрасту, ни по болезни, ни с другими лекарствами не сочетается. Так зачем оно тогда ему, это лекарство? Понимаете, есть много хороших лекарств в этом мире, но ему оно не нужно, тогда оно не будет играть, пользы не будет приносить. Понятен, да, вот этот момент? Хорошо, потому что вот это последнее особенно сложное, но, надеюсь, все ясно. «Йудж», «йога», связь должна быть. В русских сказках есть Баба-Йога, и у нее избушка стоит на курьих ножках, и почему-то изображают куриные.
01:15:01 Никогда не говорят «куриные», а говорят «курьи» [Вопрос из зала: а разница?] Ну, в русском языке есть слово «куриные», а «курьи» нет. Говорят же, избушка на курьих ножках. Я читал одну книгу очень интересную, и там описывается, откуда это берется – «курьи». Помните, я сказал, что Бхагавад Гита начинается с битвы, эта битва была на поле, которое называлось Курукшетра, «кшетра» - это поле, а название – «куру». Там очень глубокий философский смысл имеется. А к мудрецам на востоке обращаются «баба», слышали такое выражение? Саи Баба, например, такое почтительное выражение. Али-Баба, да, например. Баба это ну вот просто я так хочу показать своё уважение к кому-то. Поэтому Баба-Йога – это очень такой скрытый персонаж, сакральный. Это сейчас он такой, особый, а так-то это… Много ещё интересного, ножки «курьи», Баба, Йога, ну ладно, это так. [Вопрос из зала: бабай?] Бабай, да, он такой. Итак, с лекарством мы разобрались, да? Идем дальше. Потерпите ещё немножко? Если не дотерпите, ну, что делать.
Аштанга-Хридаям-Самхита, глава 1, текст 29
Четыре качества помощника врача
01:16:35 Дальше спускаемся ниже и смотрим «ануракта», все видят слово? Следующая строчка описывает качества… Номер? 29-й, первая, то есть берите номер и на одну строчку вверх поднимайтесь. Следующая строчка описывает качества личности, которую здесь называют «паричарака», «пари» означает рядом, «чарака» - это одно из названий врача, то есть так по имени врача древности, который написал Чарака Самхиту, который вот эту клятву Чараки написал. «Паричарака» - рядом с чаракой, то есть кто это? Помощник врача, медсестра, сиделка. Описываются четыре качества «паричараки». Два из них мы разбирать не будем, потому что мы их только что разобрали для врача. То есть по двум качествам «паричарака» должен соответствовать врачу, видите, какие, - «шучи» и «дакша», чистота и компетентность.
01:17:39 Но здесь добавляются два других качества, то есть к врачу там другие требования, к «паричараке» другие. Первое, «ануракта». «Ануракта» означает сострадательность, сострадание, заботливость. Понятно, да? То есть «ануракта» - это сострадание и забота, реальная такая, практическая забота. Просто вот, знаете там, руками что-то сделать, подмыть, я не знаю, осуществить такой практический уход, потому что врач, он этой деятельностью не занимается, этим занимается помощник врача. Просто там перевернуть, пролежни у больного, что-то такое сделать, то, что другой просто отвернется. Есть история про Будду, я вспомнил одну историю про Будду, как раз вот имеет отношение к «ануракте».
01:18:34 Я вам расскажу одну историю про Будду. Будда давал лекцию ученикам. Ну понятно, сидит в центре Будда, учитель, все серьезно, вокруг ученики, все они брахмачарьи, соблюдают целибат, это специально, потому что они не должны ни на что больше настраиваться. Вдруг идет девушка легкого поведения прямо вот к ним. А Будда, вот из описаний известно, что он очень красивый был мужчина, он такой, крупного телосложения, лицо у него, он вообще из царской семьи, он царевич, поэтому… А там, там просто так браки не заключались. Это Романовы до гемофилии дошли, а там было все серьезно, там подбирали все. Идет девушка прямо к нему. Все просто в шоке, ученики. Так, что-то сейчас учитель… Как быть?
01:19:31 Но девушка ни на кого не смотрит, прямо к нему вперед, садится рядом, сморит на него и говорит: «Красивый мужчина, я тебя люблю». Все, ученики… Все учение насмарку, сейчас учитель пойдет. Думают, что будет, наверное, прогонит, скорее всего. Там же нужно целибат, все очень строго, никаких женщин. Будда говорит: «Я тоже тебя люблю». Все, ученики просто в шоке, что такое, только что был нормальный наставник, ждали, искали столько лет, все было хорошо. Она говорит: «Ну, пойдем ко мне, раз мы любим друг друга?» Он говорит: «Нет, наша любовь должна выдержать на расстоянии разлуку, проверим. Я приду к тебе, - говорит Будда, - через год».
01:20:35 Ученики: «Ничего себе! Наставник что делает!» А обещание, гуру дал слово, слово вылетело, не воробей. Она встала, ушла, говорит: «Я запомнила». Это была местная проститутка, она ушла. Ученики подумали: «Ну все, гуру пал, всему учению конец, буддизм накрылся». Посмотрели день, другой, а вроде забыл о ней, все нормально, помутнение разума было, прошло. Неделя, месяц проходят, не вспоминает про женщину Будда, все нормально. Ученики подумали: «Так, иллюзия». И ровно год прошел с того дня, они сидели на том же месте в тот же самый день, под деревом Будда давал лекцию.
01:21:35 И вдруг посреди лекции он встал, вскинул руки: «Любимая, я иду к тебе!» Ученики: «Опять началось!» Все за ним побежали, и он побежал на окраину города. За этот год эта женщина заболела проказой, и она лежала на окраине города, брошенная всеми и покрытая язвами. Будда наклонился, взял её на руки и начал омывать ей язвы, говорит: «Ну где те все, кто тебя любил? А вот я тебя действительно люблю». Вот это сострадание, вот это «ануракта», понятно, да? Такая история про Будду есть. Кажется, Герман Гессе её описывает, если я не путаю. Кто-нибудь читал, может быть? «Сиддхартха». Итак, вот такая любовь, вот это любовь! А те, кто её до этого любил, все убежали, как только увидели проказу.
01:22:40 Итак, «ануракта» - это сострадание, забота, искренняя забота. Дальше идет «шучи» - чистота, «дакша» - компетентность, и «будхиман» что такое? «Буддхиман» означает «буддхи» - разум, «ман» приставка означает тот, кто владеет чем-то, владелец чего-либо. Поэтому есть, например, в английском man – это мужчина и это человек, потому что мужчина владеет женщиной, поэтому man называют. Говорят, крутой мэн пошел. «Буддхи» - разум, интеллект, отсюда Будда происходит имя, отсюда русское слово будить, тот, кто разбужен, да, разумный, тот, кто проснулся. «Буддхиман» означает интеллигентность, разумность.
01:23:43 То есть помощник врача должен быть разумным. Что это значит? Бывают ситуации, например, врач делает процедуры, есть врачи, которые занимаются процедурами, а есть помощник при процедурах. И врач так вот делает, и помощник уже все понял. Знаете, да, волейболисты руку назад заводят и показывают - третий вариант, будем действовать по третьему плану. Знаете, да, волейболисты. То есть команда на той стороне, а они на этой. Чтобы не выдавать своих планов, есть главный, капитан, он руку назад заводит, и есть пять пальцев – у них пять планов действия, один палец показывает, второй, третий, четвертый, пятый. И никто не видит. То есть это означает, все остальные все поняли, а если кто-то там ворон ловил, то он не «буддхиман», то есть разума нет. И к помощнику врача это относится. Почему?
01:24:43 Например, делаются процедуры, во время процедур должна быть полнейшая тишина. Ну, когда хирург делает операцию, больной под наркозом, что хочешь, то и говори. Я вот был на операциях в студенчестве, ассистировал – матерятся: «Давай,…! Что такое, ….? Неправильно сделал,….!» Начинается, ну и там соответствующие слова. А здесь нужна тишина полная, тут же наркоза-то нет, пациент лежит, ему какие-то процедуры делаются, например, Ширадхара – процедура, когда масло в середину лба льется, нужно полнейшая тишина чтобы была, никаких звуков. Не будет же врач помощнику что-то говорить: «Ну-ка давай, принеси масло! Что-то плохо подогрел». Просто какие-то отработанные, уже глазами показал, все. Вот эта разумность должна быть определенная. Еще можно сказать – расторопность, вот ещё запишите, расторопность. Помощник должен быть расторопен. Все, про «паричараку» все.
Пять качеств пациента
01:25:52 А последний у нас остался кто? «Роги» - больной. В этом мире есть три категории людей, есть йоги, есть бхоги, а есть роги. Йоги – тот, кто йоги, всем понятно, кто такой, - тот, кто умеет контролировать чувства. Бхоги – тот, кто не умеет контролировать чувства, а хочет наслаждаться жизнью. А если уже донаслаждался, то становится роги. Поэтому говорится, тот, кто ест до первой отрыжки, тот йоги, кто до второй, тот бхоги, а кто до третьей, тот роги. Кто один раз в день опорожняет кишечник, тот йоги, кто два раза, тот бхоги, кто три раза, тот роги. Такие поговорки есть индийские. Итак, про «роги», про больного, к нему тоже предъявляются требования. Вот здесь вот, если «паричарака» стоит в конце, то во второй строчке «роги» стоит вторым словом, посмотрите. «Роги», больной.
01:26:57 Итак, это очень символично, потому что прежде чем разбирать качества больного, говорится, что он должен быть каким? «Адхйо» - это означает богатый, состоятельный. Итак, богатый больной, а дальше уже остальное разбирается. Итак, мы должны как буквально, так и небуквально понимать этот термин. С одной стороны, что означает богатый, состоятельный? «Адхйо» так и переводится – богатый, состоятельный. Это означает, что… то есть, с одной стороны, мы можем буквально понять, что у него должны быть финансовые ресурсы. Это действительный факт, потому что если пациент идет избавляться от болезни, то он должен быть готов потратить ресурсы, то есть человек должен потратить ресурсы, это понятно.
01:28:00 Еще это означает, что он должен быть готов пожертвовать чем-то, от чего-то избавиться, не только от денег, на самом деле, тут не только в деньгах дело. Потому что если он только с деньгами готов расстаться, а больше ничего не готов делать, то смысла не будет. Здесь имеется в виду изменить себя, изменить образ жизни, то есть вот этот запас этих ресурсов иметь, вот этого богатства, что он готов отдать свои вредные привычки, отдать свои пристрастия, нездоровый образ жизни, просто всё это отдать и измениться, в корне измениться. Поэтому сразу дальше говорится «бхишак васйо», есть такое Вася, русское имя, а может не русское. Итак, что это такое?
01:28:58 «Бхишак», тут видим, какой корень? Врач. То что такое «бхишак васйо»? Это означает, что пациент должен быть послушным к указаниям врача, то есть, ну скажем так, доверять врачу и быть послушным к его указаниям. Это очень важное условие для лечения. Если пациент непослушен, то есть он сам что-то применяет, какие-то рекомендации, которые дает врач, другие не использует, то эффекта не будет. «Бхишак васйо» - он должен быть послушным, но при этом доверять врачу. Это означает ещё доверие врачу. «Джнапака» что такое? От слова «джнана» происходит. «Джнапака» означает хорошая память.
01:30:03 Нужна больному хорошая память. Во-первых, он должен быть способен вспомнить и описать события, связанные с возможными причинами болезни, её проявления и так далее. А во-вторых, он должен помнить все назначения. Если нет памяти, он должен записать, или врач записывает, или сам пациент записывает. То есть он должен держать в памяти, понимаете, вот эти все наставления, и фактически это означает, что формируются взаимоотношения между врачом и пациентом аналогичные отношениям между учителем и учеником. То есть это полное доверие врачу, основанное на его компетентности и так далее, это все понятно, доверие, послушание врачу. Это не слепое доверие и послушание, а оно именно основано на том, что пациент хочет исцелиться. И он вступает в игру, в которой прописаны правила.
01:31:00 Если он эти правила не соблюдает, то здесь нет выигрыша в этой игре, это важный момент. То есть он должен доверять и послушание определенное иметь. А для этого нужна память, не помнишь – запиши. Он должен как бы памятовать об этом, вот ещё такой глагол можно применить, памятование, памятовать, то есть постоянно сосредотачиваться, медитировать на это, понимаете, то есть на все наставления врача, которые он дал ему. Дальше, «саттваван апи» - это означает, всё это вместе означает сильная воля, стремление к излечению и способность терпеливо переносить назначенную терапию.
01:32:02 Основное – это сильная воля, то есть желание и вера в успех, понимаете? Если этого нет, то лучше не начинать. Спрашивайте у пациента: «Вы верите вообще в результат?» - Ну, попробуем. – До свидания, пробуйте в другом месте. Вера в успех, вот эта воля к исцелению. Если этого нет, то результат будет очень маленьким. И при этом он должен быть способен терпеливо переносить терапию, потому что может быть обострение, может не нравится вкус лекарств, может неудобно по времени ему это использовать. Может такое быть. Он: «Я занятой, некогда». Тогда мы ему не назначаем терапию. У меня ещё осталась информация, то есть на этом мы закончим эту строчку.
Аштанга-Хридаям-Самхита, глава 1, текст 35
Больные, которым врач должен отказать
01:32:57 У меня ещё осталась информация, 35-й текст, мы его не будем сейчас разбирать, мы оставим немножко времени, полчасика, на следующее занятие. 35-й текст описывает больных, которым врач должен отказать. [Комментарий из зала: интригующе] Почему? Я вам назову, почему, а каких больных, мы разберем через две недели. Это нужно сделать. [Вопрос из зала: это у вас в лекциях есть?] Это есть, но мы ещё на санскрите это разберем. Почему это происходит? Если мы, видя, что пациент относится к категории неуспешных пациентов, скажем так, у них не будет успеха в излечении, все-таки беремся им помогать, предварительно не изменив вот эти препятствующие характеристики, то, не получив результата, этот пациент будет дискредитировать врача и методы, которые он использует.
01:34:06 Он будет говорить всем, что этот врач, я был у него, он некомпетентен, он мне не смог помочь. Хотя пациент наравне с врачом участвует в исцелении – четыре столпа лечения. Я помню, когда я только начинал консультировать пациентов, у меня был такой опыт. Я вообще по природе человек мягкий, и я так жалею людей. Может быть, хорошо, может быть, не всегда. И я имел негативный опыт в этом отношении, что у людей не было эффекта, и они жаловались на это. Не все, конечно, но единичные такие случаи бывали. Все вроде правильно назначено, расписано, но вот что-то не так.
01:35:02 А через какое-то время я познакомился с моим хорошим другом и одним из моих наставников – Андрей Юрьевич Головинов, о котором я уже говорил, кто-то его знает из присутствующих. И я как-то поприсутствовал у него на консультациях и увидел, как он выгоняет людей, он очень принципиальный человек, как только он видит, что пациент хоть в одну из этих категорий попадает, он тут же просто гонит их. Он не заберет никаких денег с них, и люди говорят: «Нет, мы заплатим вам». Он говорит: «Нет, никаких денег не надо». И он выгоняет. Я посмотрел, и я понял, какие я ошибки совершал до этого в отношении вот именно мягкосердечия к тем, кто не должен лечиться. То есть эти люди не должны лечиться. Но они не могут, они не то что не должны, они не могут лечиться, пока они не исправят вот эти препятствующие качества.
01:36:00 А он такое очень хорошее видение имеет, он почти с порога эти вещи видит, но это с опытом приходит, можно это увидеть, просто лучше даже не начинать с таким пациентом работать. Никогда не гонитесь за количеством, лучше пусть будет качество, чем количество. Несколько минут для ответов на вопросы. Есть ли какие-то вопросы? Все ли было сегодня понятно? Сегодня немножко было так сложновато, наверное, много объема, мы больше разобрали материала, чем всегда, я меньше комментировал, мы просто старались вникнуть, но, мне кажется, была полезная информация, важная.
01:36:49 [Вопрос из зала: может быть, болезнь выступает как путь для человека, нужно до чего-то дожить, чтобы потом подойти к моменту…] Вы имеете в виду отказ? [Да, когда идет интерпретация ситуации с больным] Не совсем. Категории больных, которым следует отказать, это те люди, которые в своем поведении, жизни, взаимоотношениях обладают теми качествами, которые в итоге не приведут к успеху изначально, то есть это просто видно. И врач, он не просто говорит go out, пошел вон, отказывая, он объясняет: «Я не могу вам помочь, потому что вы сейчас себе не можете помочь».
01:37:54 Например, давайте я вам один пример приведу. Давайте на шастры все-таки ссылаться, мы же должны быть «тиртхата шастрартха», а не спекулировать. Например, есть такая категория, она звучит «вак сйате». «Вак» означает говорить, «вача», слышали, вякать такое слово – это с санскритского слово происходит. «Вак», то есть тот, кто говорит. «Сйате» означает может быть, возможно, наверное. Итак, «вак сйате» - человек, который говорит: «Может быть, возможно, наверное, может быть, я буду делать, может быть, я не буду, попробую». Это, например, одна из категорий.
01:38:50 Другая категория – занятой человек, ну, потом мы на санскрите: «Ну да, я что-то буду делать, но, вы знаете, у меня столько работы, я занят, я поздно прихожу, я работаю допоздна, - мы об этом будем на следующем занятии говорить, - я работаю допоздна. Вот вы говорите, не есть мне в 12-м часу ночи. А как быть? Я только в 11 прихожу домой». Понимаете, да? То есть он занятой. Ну тогда извините, я не могу вам помочь. Если вы изменитесь, приходите, нет проблем, будем работать. То есть вот такие, другие мы ещё разберем, препятствия. Есть препятствия абсолютные. Это означает, что жизнь этого человека подошла к концу, мы тоже это разберем.
01:39:41 Мы не можем продлить жизнь, то есть мы не можем взять на себя сверх наших возможностей. Это не относится к понятию реаниматологии, то есть это другая сфера, если человек, например, пострадал, какой-то несчастный случай, ему нужно оказывать реанимационные мероприятия, здесь все понятно, его жизнь ещё не закончилась, мы можем ему помочь. Здесь имеется в виду другое, когда жизнь реально подошла к концу. [Вопрос из зала: а откуда мы узнаем?] Есть признаки. Об этом мы будем говорить. Ему сто лет, правда, он должен был сто десять прожить. На этом мы сегодня закончим.