Гурвадигуна

Хабаровск -
20 качеств Гурвадигуна. Гуру. Влияние на доша. Тригуна. Лагху. Поучительная история маленького паучка и большого Ханумана. Сита и Ушна.
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа, здоровье» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:00:09 | качество: mp3 40kB/s 17 Mb | прослушано: 351 | скачано: 451 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

20 качеств Гурвадигуна

00:00:00 20 качеств Гурвадигуна, мы будем разбирать их попарно. Понятно? Да? И для того, чтобы их рассматривать, я предлагаю вам нарисовать таблицу, итак, существует 10 пар противоположных качеств. И первая пара, которую мы будем разбирать. А я, что вышел? Нет? А мне показалось я вышел, что все так говорить начали, активно между собой. Первая пара, я буду знаете как писать, я вот уберу немножко место, я буду название отдельно писать, а вы их сюда записывайте себе, и будем заполнять таблицу.

00:00:53 Первая пара противоположных качеств звучит на санскрите следующим образом: Гуру Лагху. Гуру как переводится? Неправильный ответ, гуру переводится тяжёлый, и гуру это тот человек, который отягощен знанием. Лагху, не облегченный, а лёгкий. Потому что это не отягощенный, это тяжёлый, тяжёлый - лёгкий, похоже на русское слово Лагху, а кто английский учил, там вообще ли пишется побуквенно лигхт, да, по-английски, ну тоже самое, да, это в санскрите здесь Лагху.

Гуру

00:01:52 Итак, пишем сначала будем разбирать Гуру. Гуру это тяжёлый, тяжесть качество тяжести. Итак, качество тяжести может проявляться по-разному, сначала давайте будем по порядку идти.

Влияние на доша

00:02:11 Влияние на доша, мы будем так рисовать, пишем в этой колонке "В", "П" "К" да, и после каждой буквы стрелочку рисуем.

00:02:25 Итак, пишем "В". Куда стрелочка? Вниз. Понятно всем, понятно почему? Потому что это противоположное качество, значит это уменьшает Вата-Доша, поэтому мы сразу можем простые вещи запоминать, для терапии. Если проявлено качество Вата-Доша, нужно применять качество тяжести в лечении, тогда мы уменьшим вата. Понятно, да? Простые вещи, например качеством тяжести обладает растение ашваганда, физалис солнечнолистный, препарат с треском, тяжесть, поэтому очень благоприятно для Вата-Доша, простые примеры, чтобы вы запоминали. Вообще про растения почитать, мы договорились, что вы почитаете.Питта тоже вниз, понятно? Потому что Питта тоже лёгкая, как и Вата. Капха вверх, потому что однотипно по проявлению, поэтому если капха в дисбалансе, если Капха увеличена, то нужно стараться качество тяжести не вносить в организм, а наоборот качество лёгкости внести.

Тригуна

00:03:38 Тригуна какая это? Почувствуйте, попытайтесь, тяжесть, тамос, он тяжелый. Здесь не надо ничего вверх, здесь так и пишите, тамос или букву "Т" поставьте, чтобы сокращенно было. Тяжелый по своим проявлениям, потому что когда человек находится под влиянием тамоса, он ощущает эту подавленность, тяжесть, апатию, это влияние сознания.

00:04:17 Хорошо, Агни, как вы думаете, просто давайте, как вам интуиция подсказывает. Уменьшается, да. Тяжёлая пища, например как она будет на огонь влияет пищеварения? Подавлять его, уменьшает. Причём запомните одну вещь, мы будем отдельно говорить вообще, что такое агни, мы отдельно это разберём, но вот что интересно, что агни он локализуется в районе желудка и двенадцатиперстной кишки, это огонь пищеварения на санскрите он называется джатар-агни, это огонь пищеварения, но этот же самый огонь участвует в усвоении информации, мы иногда говорим, я не могу усвоить материал лекции. При чём тут материал лекции? Вроде усвоение где-то там, в тонком кишечнике должны идти, но мы так говорим, потому что тоже самое, мы усваиваем, или я не перевариваю соседа по парте, не буквально же, да, ну просто я не перевариваю вот эти взаимоотношения, это тот же самый огонь. Огонь он действует или через ум, или через пищеварение. Ясно? Хорошо. Итак, агни вниз.

00:05:40 Характеристика, характеристика, здесь кротко напишем, утяжеляет ткани и тело, то есть как только в теле начинает проявляться это качество Гуру, ткани и тело утяжеляются. Записали, да? Теперь давайте перейдем вот к этим трем колонкам, и обратите внимание, мы сказали с вами, что Саттва, раджас и тамос, это фактически проявление деятельности ума, да. То есть ум находится под влиянием этих тригуна, из них раджас и тамас разрушают, Саттва поддерживает ум, и, фактически когда мы говорим как проявляется то или иное качество под влиянием этих тригуна, то есть мы должны говорить о состоянии ума. Это понятно? Об эмоциональной сфере фактически мы должны говорить, и когда вы обнаружите у пациента проявления тех или иных качеств, вы уже можете заподозрить какое качество, и на каком уровне у него проявлено.

00:06:51 И мы сейчас обнаружим, что оказывается одно и тоже качество может проявить себя позитивно, а может негативно. И сейчас хочу донести до вас очень важную идею. Идея заключается в том, что в современной психологии существует идея замещения плохих негативных черт, да, хорошими. То есть есть что-то плохое, какие-то негативные эмоции, и идея заместитель хорошими, но эта идея неверна по той простой причине, что хорошее и плохое это просто две стороны одного и того же. Мы не можем заместить, если мы что-то убираем, то мы убрали и хорошее и плохое одновременно, поэтому мы фактически должны просто по-другому проявить это же самое качество. Запомнили? Это очень важный момент, трансформировать его как бы, то есть если мы возьмём какой-то объект, любой объект какой-то геометрическую фигуру, мы видим здесь одно проявление, так другое, вот так третье. Понятно, да? Это же один и тот же объект.

00:08:11 Знаете эту историю с мудрецами и слоном, да? Четыре мудреца вокруг слона, все слышали об этом, они щупали одного и того же слова, но каждый видел то, не видел, а чувствовал, они слепыми были, то, что он ощущал, но это был один и тот же объект. Так вот фактически, вот это качество, всё равно одно и то же, качество гуру в данном случае, будет проявлено по-разному, и наша задача помочь пациенту проявить его в Саттва-гуне. Как только это удастся сделать, это значит что всё, вы смогли ему со своей стороны очень много помочь, потому что сейчас вам расскажу одну великую тайну. Как только мы переходим под влияние Саттва-гуны, я повторю её позже, как только мы переходим под влияние Саттва-гуны, влияние доша становится второстепенным. Это очень важная информация, кровью написать её нужно. Как только мы переходим под влияние Саттва-гуна, я повторяю, влияние доша, то есть Вата Питта И Капха, понятно да? Ширера-доша становится второстепенным.

00:09:34 Вот эта идея понятна или её нужно пообсуждать? Немножко пообсуждаем, давайте ещё раз, переход под влияние Саттва-гуны делает влияние доша второстепенным, фактически влияние доша является первостепенным, мы об этом говорили, да, это самое главное, что мы хотим, мы хотим привести в равновесие конституцию доша, и это важно, мы хотим устранить викрити, вернуться к пракрити, действовать противоположно. Мы говорим это самое главное, но есть один хитрый секрет, он у нас в Аюрведе закрытый, никто о нём не знает, поэтому я вам рассказываю. Вот это влияние Саттва-Гуна, этот секрет заключается в том, что когда мы переходим на, сначала это на уровне ума конечно произойдет, да, понятно что это через сознание происходит, на теле это потом позже проявится, не сразу, ещё даже могут быть какие-то проблемы долгое время, но на теле это проявится, но позже.

00:10:42 Это знаете, сравнивается с вентилятором, вот вентилятор включен в розетку он крутится. То есть там что действует? Ток, раджас на него действует, он крутится, из розетки выдернули, влияние раджаса прекратили, влияние раджаса прекратили, но он ещё какое-то время продолжает крутиться. Понятно, да? То есть мы перестали действовать негативно, но всё равно ещё какое-то время остатки вот это влияния будут, по инерции, да. И Саттва-гуна, она очень важна с точки зрения, что как только мы переходим под её влияние, доша, которая до этого были главными, то есть конституция была главной, она стала второстепенной. То есть вы, фактически уже будете меньше задумываться о том, какие проблемы вам приносят там ваша конституция Питта Капха или Вата. Это понятно? Да? Потому что в Саттва-гуне будут естественным образом развиваться благоприятные качества вашей конституции, вот такой секрет. Потому что можно годами мучиться над своей конституцией, а над ней вообще нужно всю жизнь придется мучиться.

00:12:03 Один автор, Роберт Свобода говорит, что конституция это ваши бедные родственники. Знаете кто такие бедные родственники? Каждый день приходят деньги просят. Отказать трудно, потому что родственники, к тому же ещё и бедные, у них денег не было, нет и никогда не будет, они ещё и ленивые, работать не хотят, и каждый раз к вам приходят, и говорят дай денег. Вам трудно отказать потому что они близкие люди, родственники. И также конституция, она каждый день с вами, никуда не делась, у неё вот так проблем, нет хорошей, нет плохой конституции, у каждой свои какие-то недостатки и достоинства.

00:12:45 Вата качество сухости, ну как можете избежать этого качества извне? Оно всегда будет как-то на вас воздействовать, и Вата будет усиливаться, Питта, качество огня будет усиливаться, Капха качество тяжести будет усиливаться. Понятно, да? Трудно избежать. Но если вы живёте под влиянием Саттва-гуны, вот эти внешние влияния для вас становится уже мне не значимыми. Если вы питаетесь в Саттва-гуне, например, вот пример давайте разберём, то вы уже не должны задумываться особо, ну конечно не фанатично здесь, ну в принципе особо не задумываться над тем, как пища там усиливает капху, или она на Вата влияет, или как, то есть на вашу конституцию. Вы уже не сильно должны об этом задумываться, ну если вы под влиянием раджаса, вам придется задумываться, потому что иначе разрушит пища ваш организм. Эта идея ясна? Насколько вот эта волшебная таблетка под названием Саттва хорошо действует. Хорошо.

00:13:58 Поэтому сейчас будем начнём с качества Гуру заполнять вот эти колонки. Итак, на уровне Саттва-Гуны качество Гуру тяжесть, дает такие черты характера, то есть мы говорим фактически об проявлении характера, деятельности ума, да. Основательность, состоятельность. Нам понятно что это такое? Человек основательный в жизни, он значит сатвично использует данный ему богом вот это качество, тяжести, тяжесть, мы сказали для кого характерно? Для какой конституции? Для Капха. И человек, обладающий конституцией Капха заведомо у него это качество будет больше проявлено, поэтому его задача в жизни стать основательным, то есть если делать что-то, делать основательно, быть состоятельным, то есть состояться в какой-то своей сфере, да.

00:15:07 Теперь, пожалуйста смотрите, как это же как-то преобразуется в Раджасе. Что с ним будет в Раджасе, пишем приземленность. Такой человек становится материалистом, приземлённый. Он думает только о каких-то земных вот этих вопросах, а это Раджас, помните мы сказали Раджас, привязанность к результатам, он приземленно мыслит, он никогда не задумывается о духовных вещах, а мы говорили, что материальное и духовное надо уравновешивать, да. Чтобы они чуть в одну сторону перекос проблемы будут, в сторону духовного перекос. Например мы больше духовным стали заниматься, что произойдет? Да просто мы не сможем твёрдо на ногах стоять в этой жизни, мы не сможем обеспечить себя и свою семью. Если мы конечно там в отшельничество ушли, ради Бога, никаких проблем, но если в материальном мире находимся, мы должны и там, и там стоять твердо на ногах. А если перекос в сторону материального произошёл? Пострадает наша духовная жизнь, а это опасность, очень высокая опасность. Поэтому должны уравновешивать, а здесь приземленность, здесь в сторону материального перекос.

00:16:17 Раджас это всегда в сторону материального будет перекос, никакого отношения к духовной жизни уже не имеет, Тамос вообще даже к материальной жизни там ничего хорошего, ну вот, а Раджас это в сторону материального перекос, Саттва это ближе к духовному. Но это ещё не духовное, это шаг в сторону духовному, духовного, потому что есть ещё Шуддха-Саттва, Нир-гуна, или она ещё называется чистая Саттва, Шуддха-Саттва. Но это отдельный разговор, сейчас мы не будем вам мозги загружать. Ясно, да?

00:16:57 Теперь как это же качества в Тамасе проявится? В Тамасе это вялость, апатия, сонливость, тупоумие. Смеются, вспомнили что-то знакомое, смеются радостно, когда знакомое, всегда радость, тусклость, такой человек, мы говорим что-то тусклый взгляд у тебя, да, тяжесть, просто можно тяжесть написать, потому что такие люди говорят, вот тяжесть на меня навалилась, тяжело себя чувствую, тяжело мне, да. Психотерапевтов нельзя пускать на занятие. Они сразу примеры такие вспоминают, ну ладно, с похмелья. Так. Что? Если пища хорошая, и вы её с правильным умонастроением ели. Что, я засыпаю что ли тут стою? Я ту же самую пищу ел, что и вы. Ещё умонастроение важно, а на самом деле я заметил, что вы ряд правил не знаете, как пищу правильно есть, а я вам расскажу об этом, когда будем о питании говорить. Предпоследний, нет в четверг мы будем говорить о питании, я вам расскажу 24 правила питания. Нет, нет, там они простые правила, ну опять, ну, только про питание, сразу такое активность, что такое? Просто у вас умонастроение неправильное. Нас заморозили? Мне кажется просто взбодрили немножко. На самом деле я же сказал для чего нас в другой зал перевели. Вы забыли, вначале лекции. Это была демонстрация для моей лекции по спецзаказу.

00:19:29 Есть ещё одна идея как определить, что в нашей жизни Саттва? Саттва звучит так, сначала яд, потом нектар. Потому что сначала нам это непривычно, не нравится, мы привыкли по-другому жить, поэтому сначала яд, а потом приходит нектар, нектар. Как определить что это Раджес? Сначала нектар, потом яд, то есть сначала нам нравится то, что мы делаем, а потом пожинаем плоды, ну ладно, ваш пример будет нас показательным. Что такое тамос? Сначала яд, и потом яд. Что в начале, что в конце, разницы нету.

00:20:31 Поэтому, вот почему мы должны пациентам говорить с сатввичном образе жизни, потому что благодаря образу жизни они перешли постепенно от раджаса и тамаса к Сатва-гуне. Для людей, которые находятся в глубоком Тамосе, для них благоприятно просто даже к Раджасу перейти хотя бы, хотя бы к Раджасу. Человек в Тамосе, ему к Раджасу уже будет счастье, но потом от Раджаса к Сатва. Ну вас не будет таких пациентов, в Тамосе это жуткие пациенты, они, они не склонны быть пациентами вообще, они не заботятся о своем здоровье, то есть это, например бомжи там, опустившиеся люди, вот это Тамос. Приходит на прием? Да. А! Вы в стационаре работаете? Я просто, ну, ладно, у нас частная практика, к нам такие не попадаются.

Лагху

00:21:46 Так ну ладно, следующее качество называется Лагху. Это лёгкий вот сюда пишем Лагху, и пошли. И поэтому, мы видим здесь все противоположности. Понятно, да? Будут противоположности, потом мы отступим и вторую пару начнем, 3. Нам важно эти 3 главные запомнить, и не просто разобрать, а чтобы вы их понимали, вот эти три пары, они главные, хотя бы на них ориентироваться, в идеале врач должен владеть всеми десятью парами, но 10 будет трудно. Трудно удержать в памяти. Но 3 запомните, если что-то непонятно, у соседа не спрашивайте, он обманет, 100% обманет, у меня спрашивайте, я не обману. А то вы начинаете у соседа спрашивать и разговариваете. Мы их трансформируем, мы берём одно и то же качество, но из Раджаса и Тамаса переводим в Саттву, то есть человек, который приземлённый, его можно сделать с основательным. Понятна это идея? И он сам станет основательным, когда изменится. Поэтому в лечении мы должны саттвичные методы использовать фитотерапия, ароматерапия, диетотерапия, масляные процедуры, массажи, это всё саттвичные методы, они так аккуратны и благоприятно действуют. Что? Что-то сказали.

00:23:24 И постепенно человек перейдет сам, то есть он должен изучать литературу, рекомендуйте ему какие-то книги почитать, сходить на тренинги, если вы будете проводить тренинги, проводите их. Вот мы проводим тренинги иногда, в Новосибирске и в других городах, проводим специально тренинги для пациентов, собираем их и 4 дня тренингуемся, за четыре дня прямо всё так вот раз, и ломаем, шоковая терапия называется. Лагху это лёгкость или лёгкий переводится. Вата увеличивает, Питта увеличивает, Капха уменьшает, это понятно. Что происходит с агни? Сначала тригуна. Тригуна какая? Лёгкость. Нет, я спрашиваю, лёгкость - какая тригуна, вас спрашиваю. Саттва, правильно. Это понятно, да? Легко воспринимается мир, всё хорошо, всё легко, жизнь не так проста, как кажется, ещё проще. Легкость, легкость.

00:24:47 Агни увеличивается. Это понятно, да, потому что например, вы, у вас горит огонь пищеварения, и вы какую-то легкую пищу покушали, скушали пол яблочка, и через полчаса он ещё больше горит, давай нормальную пищу в конце концов, яблочками не наелся, давай посильнее, вот. Ну ещё яблочко, он опять будет просить, нужно знать какая пища тяжелая, тяжёлая. То есть если легкость, огонь горит, да, нужно тяжелую пищу в это время поесть. В Аюрведе относятся к тяжелой пищи.

00:25:25 Неправильный ответ, мясо это для другой формы тела, запомните, мы не ветеринарией занимаемся, а медициной. Мы говорим о человеческой форме тела, хотя в Аюрведе описывается лечение там лошадей, слонов, коров там и так далее, но мы-то говорим о человеческой форме тела, мы не о хищниках говорим, да. Хотя человеческая форма тела она скоро быть хищником в силу агрессии, и неправильное питание является одним из инициирующим фактором, тяжёлая пища, например какая, зерновые, бобовые, пожалуйста, тяжёлая пища, творог тяжёлая пища, соя, я сказал бобовые, соя тяжелая пища. Но у нас будет, вы всё к четвергу уже, а может и в среду уже начну, не беспокойтесь, доживём да.

00:26:17 Дальше характеристика, лёгкие, легкость она проявляется следующим образом, она связана с такими характеристиками нашего тела, во-первых она помогает пищеварению и усвоению, нам нужно такое качество лёгкости, чтобы что-то переварить и усвоить, причём не только пищу, но и информацию переварить и усвоить. Значит помогает пищеварению и усвоению, облегчает облегчает, то есть это качество нам необходимо, например в каких процедурах? Процедурах очищения организма, да, мы специально будем об этом говорить, как очищать организм, облегчает. Очищает можно так написать, очищает ткани, очищает.

00:27:13 В Саттва-гуне лёгкость проявляется как резвость, резвый человек мы говорим, да, проворный, резвость и проворство, свежесть, свежо всегда себя чувствует человек, утром проснулся и свежим себя чувствует, выспавшимся, лёгким на подъём, резвость, проворство такие качества, это Саттва-гуна, утром встал во время, будет нормально, легкость проявлена, вовремя это в Брахма-мухурту. Я потом расскажу что это такое как высчитать, в какое время надо высчитать специально для вашего региона посчитать. Легкость, да, а если он поздно встал, уже качество тяжести будет преобладать, и он тогда будет так в Тама-гуне находиться, потом придёт на консультацию, будет доказывать что он к пернатым относится. Я сова. Вот сова, у них качества гуру проявлено. Поэтому вот в этих мультфильмах про Винни-Пуха, сова гуру у них. Знаете да? Вот, вот сова, она такая всегда тяжёлая, её днём разбудить, эту сову, она будет лететь, об деревья головой стукаться, она тяжесть, такое, апатия, депрессия. Тоже гуру, тяжесть.

00:28:54 Теперь представьте себе, под влиянием Раджаса. Как будет проявляться это качество? Бдительность, да, понятно? Такой человек бдительный, был проворный, резвый, свежий, а теперь бдительный. Бдительность, настороженность, настороженность, то есть он такой, такой постоянно чувствует, что может что-то случиться нехорошее, с ними или с его близкими, или с его дальними, и он всегда такой бдительный. Но это качество где применяется? Там в разведке, да там, например, ну это разрушает ум качество. Понятно, если всё время находиться в состоянии настороженности и бдительности, ну сгореть можно, Раджас, он же горит. Понятно, да? Вот.

00:29:45 Иногда это нужно проявлять, вы постарайтесь понять, что мы не можем полностью освободиться от Раджаса и Тамаса, хотя наша идея в том, чтобы перейти в Саттва-гуну под влияние Саттва-гуны, но полностью от Раджаса и Тамаса освободится невозможно, точно так же как у каждого из нас есть Тридоша в конституции, они все три останутся, только соотношение будет разное, и также с гунами, тригуны. У вас Тамас в жизни останется до тех пор, пока вы будете просто спать, сон это проявление Тамоса, если вы избавитесь от сына, тогда у вас может быть и Тамос уйдёт, ну это трудно избавиться от сна, хотя в некоторых ситуациях может оказаться возможным. Хотя есть люди больные, знаете, вот некоторые больные сна лишены, мучаются. Нет сна, вообще нет сна, или бессонница, да вот. И Раджас нам нужен для деятельности нужен, но мы говорим об преимущественном влиянии Саттва-гуны, поэтому фактически мы говорим бдительность, настороженность это нужно, но в определённую меру, в меру, как говорил Джавахарла́л Не́ру.

00:31:06 Итак, в Тамасе Лагху это качество легкости будет проявлено как беспочвенность, беспочвенность, безосновательность, несостоятельность то есть помните, мы говорили гуру в Саттве это состоятельность и основательность, а здесь наоборот Лагху в Тамасе, это противоположное, будет безосновательность, несостоятельность, беспочвенный, мы говорим человек, то есть он не может стоять твердо на ногах в жизни, такой хронический неудачник, знаете да, вот такая идея, такой человек, он не чувствует опоры, защиты в жизни не чувствует, не чувствует твёрдости, твёрдой платформы под ногами, и он всегда настроен, так как Тамас, он всегда негативно будет настроен, такой человек, и за счёт этого доминирования легкости.

00:31:56 Вот знаете, вот в этих фильмах французских Пьер Ришар таких героев всё время играет, вот ну и такой типаж, он таких неудачников всё время играет, неудачник. Вот это Лагху в Тамосе, конституция-то видели? Такой худощавый человек, Вата-доша там доминирует, да, но вот это влияние Тама-гуны,но он играет так, влияние Тама-гуны, постоянно происходят какие-то проблемы, никакую задачу он не может нормально решить, как-то всё это происходит беспочвенно, да. Философы говорят про русскую интеллигенцию так, беспочвенность русской интеллигенции, мыслей хороших много, а реализации никакой. Ясно, да? Так проявляется, поэтому этого человека нужно перевести в Саттва-гуна. С этой парой понятно?

00:32:52 Мы на неё побольше времени потратили, и на остальные вторую и третью пару мы тоже побольше времени, потому что они главные, а остальные мы так коротко разберем, потому что остальные вы сразу может и не запомните толком.

00:33:11 Так, итак, следующее качество, следующая пара звучит так: Сита и Ушна. Сита. Знакомое слово? А где вы его услышали? Нет, Сита через А, а там через ситО. Да? Ну, какая разница? У вас есть? Санскрит. А я знаю в честь кого названа тогда уже догадываюсь. Ну, Сита это известное имя из одного знаменитейшего Эпоса, из Рамаяны, Сита. Сита это супруга Рамчандры, господа Рамы. Никто Рамаяну не слышал? Не читал? Нет? Сита это холод. Ушна, соответственно жар. Холодный - горячий. Очень знаменитая Рамаяна, неужели вы не читали? Надо вам её обязательно почитать. Рамаяна это очень знаменитый Эпос, там рассказывается.

Поучительная история маленького паучка и большого Ханумана

00:34:41 Причём очень интересно, там рассказывается, причём очень интересно там рассказывается, одна из идей, этого Эпоса, к чему может привести технократическое развитие цивилизации, вот там с кем сражался Рама никто не помнит? У меня дома есть мультфильм, у меня ребёнок смотрит мультфильм Рамаяна, двухчасовой мультфильм сняли по этому эпосу на кассете. Вот я знаю, что японцы снимали и американцы, не помню у меня какой, то ли американский, то ли японский. И там всё это для детей очень так показательно, Рамаяна, это то, на чём в Индии в школах обязательного для изучения. Детей воспитывают на этом Эпосе, потому что там всё четко показано, столько важных вещей для воспитания ребенка. И там показывается к чему приводит технократическое развитие общества. Рама сражался с Равоной, Равона это олицетворение такого технократического развития, и он возглавлял, у него было своё государство, он похитил Ситу у него, такая интересная история. А государство находилось на таком острове, который назывался Ланка, и когда Рама победил Равану, этот он остался затем нашим стал, как говорится, и ему сделали приставку Шри, то есть такая приставка Шри-Ланка, Шри-Ланка.

00:36:18 Вот, сейчас там правда опять разные события, вот. И там очень интересные истории рассказываются, очень интересные истории, в частности там есть такая история, когда им нужно было попасть на остров, а так как море отделяет и на остров попасть невозможно, они строили мост из камней, камни тонули, трудно было строить мост, и все помогали, животные даже помогали, медведи, обезьяны помогали. Обезьяна возглавлял Хануман, может слышали, такая удивительная личность, Хануман, он имеет такую форму тела обезьяны, но разум у него больше, чем у многих людей. Вот вместе взятых, да. Хануман это олицетворение преданности, у него, его отец это Вайю, Бог ветра, и Хануман, он очень сильный и могущественный был, он носил камни горами, срывал горы, и носил туда. Но в это же время помогал строить мост маленький паучок, но так как у него меньше сил конечно было, чем у всех, и он брал песок, из списка он брал песчинку и нёс её туда, складывал и шёл обратно, складывал и шёл обратно.

00:37:39 И так как Хануман он полностью был проникнут идеей Ахимсы, да, ненасилия. Он когда нёс эту гору, ему приходилось этого паучка, он так вот прыжками шёл, и смотрел чтобы не наступить на него, перепрыгивал. И в один из разов он уже разозлился на него, и сказал, слушай ты давай сойди с дороги, я тут дело делаю для Рамы, а ты под ногами путаешься, мы тут мост строим, а ты немножко мешаешь. Это та же идея, помните в Библии когда женщина пожертвовала мелкую монету, и Рама услышал это, он сказал, Хануману дорогой друг, ты даже не представляешь, кто из вас тут больше делает, на самом деле этому паучку тащить эту песчинку намного тяжелее, чем тебе тащить гору. И его вклад не меньше, чем твой.

00:38:36 Вот это идея того, что минимальный вклад он тоже очень важен, даже, то есть так как они делали для самого Всевышнего, то этот вклад был их духовный в том числе. И, кстати, знаете что они сделали? Они сделали так, чтобы камни не тонули, представьте себе, они их на воду клали камни, они не тонули, чтобы мост построить, потом следующий, следующий камни складывали. Как они добились этого, кто знает секретную технологию, чтобы камни не тонули? Никто не знает. Они написали на камнях "Рама", и камни не тонули. И они построили мост, и пришли туда на Ланку и победили. Вот, это очень известный Эпос. В своё время Голливуд питал идею снять по Рамаяне фильм, это был бы такой блокбастер, что вообще всё затмил бы. Там такие войны были.

00:39:38 Махабхарата тоже знаменитый Эпос. Слышали? Шестая глава Махабхарата это Бхагават Гита. Это очень важно на самом деле, хоть это в форме Эпосов написано, таких исторических повествований, это очень важные философские тексты на самом деле, там же много притч, рассказов, историй. Например когда Хануман должен был найти в этой Ланке похищенную Ситу, я почему вспомнил про эту историю, потому что написал Сита, когда он должен был похитить, найти, найти похищенную Ситу, ему нужно было узнать как она выглядит, и он обратился к брату Рамы с этой просьбой, Лакшману, он спросил Лакшмана, расскажи мне как выглядит Сита, чтобы я её там нашёл на Ланке, он говорит, я не знаю. Он не знал как выглядит жена его брата. Как? Сколько лет она прожила с твоим братом, ты не знаешь как она выглядит? Я никогда не поднимал взгляд выше, чем её стопы. Это культура отношений мужчины и женщины, культура. Он никогда не поднимал взгляд выше, он смотрел всегда только в стопы, потому что есть такое правило, когда мужчина смотрит на женщину, его сознание каждую секунду падает на 1 чакру.

00:41:05 7 секунд достаточно, 6. Вот так, на одну чакру каждую секунду, раз раз до минимальной чакры, уже всё упало. Поэтому культура, традиционная культура, там всегда ценилась целомудренное отношение. У нас разрушен институт брака, на Руси тоже самое, был Домострой, да, были определенные знания, отголоски по крайней мере знаний, были отношения мужчин и женщин. Этот пример с Лакшманом и Ситой очень показательный, много лет они жили вместе, и он не знал как выглядит жена брата, потому что это не его жена, он не мог смотреть ей в глаза, в лицо, её тело. Потому что у него возникли бы нездоровое желания, и даже он, будучи возвышенной личностью. Лакшман это олицетворение Шеши-Наги. Знаете кто это Шеши-Нага? Змей, который поддерживает ложе создаёт для Вишну. Вот.

00:42:09 Мы об этом и сказали, что невозможно контролировать. Кто скажет, что чувства возможно контролировать? Я докажу, что это не так. Это невозможно никакими методами в современную эпоху невозможно проконтролировать чувства, вы можете заниматься десятилетиями духовной практикой, так называемой, медитациями, прана-ямами, и в итоге всё это будет бесполезно, потому что возникнет какая-то ситуация, и ваши чувства объявят снова через ум революцию, это реальность нашей же, нашей эпохи, Кали-Юги. Это описано в Ведах, в Ведической литературе написано, что в эту эпоху очень трудно заниматься духовными практиками, которые предписаны для других эпох, дело в том, что в другие эпохи да, есть Сатья-юга, Трета-Юга, Двапара-Юга и Кали-Юга, во все другие эпохи мы живем дольше, и знаний больше, и память лучше, даже письменности не был, письменность появилась когда память ухудшилась. И в те эпохи люди жили дольше, поэтому времени было больше для медитации и духовных практик.

00:43:22 Сейчас мы живём от силы, в лучшем случае 100 лет, в самое большее, больше мало кто живёт, 100 лет в лучшем случае, а чтобы выполнить полностью серьёзно какую-то медитация от начала до конца и её закончить сколько требуется? 100-летия. Ещё в Библии описывалось сколько там, по 900 лет жили, да, люди. Это реальность, это реальность была, так жили люди, жили в среднем 1000 лет, каждая эпоха на порядок уменьшает продолжительность жизни. В нашу эпоху мы живём сто лет, в предыдущую тысяча лет былао продолжительность жизни, ещё до этого 10.000, ещё до этого 100.000 лет. Такова была продолжительность жизни, и тогда можно было заниматься долго медитацией. Куда-нибудь спрятаться и сидеть медитировать, никто не помешает, и то описывается, что в предыдущую эпоху в двапара югу, описываются медитации, которые продолжались несколько столетий, очень серьёзные аскезы, это в ведической литературе есть истории, упоминания, и достаточно какой-то незначительный фактор внешний, и все плоды медитации коту под хвост. Это реальная история, описывается.

00:44:33 Поэтому говорится, что в эту эпоху только нужно взывать к милости Бога, это будет единственная работающая духовная практика, взывать к милости Бога или его представителя, то есть гуру, просить крышу, так весь мир построен, мы так и живём в этом мире, пока у нас нет связи, мы ничего не можем сделать, всё на личных связях строится, так и с Богом то же самое, нужно найти того, кто вас ему представит. Что, посредник такой представит, который связи с ним имеет. Так и делается. К президенту попадете просто так? В Кремль, да с чёрта с два, пока вас не представит авторитетная личность, которая с ним знакома.

00:45:20 Это как вот Игорь Иванович приводил в пример, он рассказывал, а у него есть знакомый, который Ветров, имею в виду, Игорь Иванович, у него есть знакомый, который вот живет, человек со связями. Знаете человек со связями, связи со всеми, и он рассказывает, они сидели в Риге за столиком в кафе, и человек, эти люди любят иногда похвастаться да, у меня те связи, те связи. И он говорит, ну вот Задорнов концерт проводит, Михаил Задорнов. Хочешь сюда привезу? Вот Игорь Иванович говорит, ну ты много что рассказывал, через 30 минут привёз. Вот так вот Игорь Иванович с Задорновым познакомился. И вот, мы знаем, что Задорнов сейчас наш друг, да, в нашей команде, вот. Человек со связями, 30 минуты и на месте.

Сита и Ушна

00:46:20 Идём дальше. Сита и Ушна холод и жар. Очень важные качества, растение может охлаждать организм, может согревать, пища может охлаждать организм, может согревать. Это понятно? Если согревает, то усиливает процессы катаболизма, расщепление, распад и выделение энергии, и наоборот, анаболизм это холод. Понятно это? Простые вещи. Ну, давайте писать Сита, иногда пишут Шита, но более правильно Сита.
Вата, холод усиливает. Кто сказал, уменьшает? Усиливает. Пита уменьшает. Капха увеличивает. Поэтому холод не является уникальным качеством, потому что он и у Вата, и у Капха. Понятно, да? Дальше.
Тригуна. Холод это что? Тамас, влияние тамоса, агни уменьшается, хорошо, молодцы огурцы. Характеристика холода, нет, не путайте холод и тяжесть, это разные качества. Если тяжёлый, это значит тяжёлый, туда к гуру относится, а холод, это холод. Значит, как проявляется холод на уровне тела и сознания? Собственно холод, так и пишите холод, в теле раза не может быть холода? Может быть. Оцепенение, может быть спазмы, дрожь, тремор. Например на уровне суставов это может проявляться как контрактуры, это холод. Знаете, что такое контрактура? Отсутствие подвижности в суставах, да, контрактуры, вот такие характеристики холода.

00:48:40 Теперь давайте постараемся понять, как холод появляется под влиянием разных гун, Саттва, Раджас и Тамос. Это очень важно, вот эти три первые пары нам очень важны. Сейчас мы вторую разбираем с вами. Нужем ли нам холод в жизни? Как он в Саттва-гуне проявится? Рассудительность, да, хладнокровный, говорим человек, рассудительность, объективность, бесстрастность, да, вот такие качества. Где это, например необходимо? Когда нужно принять какое-то очень важное решение, в юриспруденции, например. Туда вы посадите человека, который Питта в Раджасе, он там таких решений напринимает. Там нужно, для врача тоже самое, то есть там нужно это качество холода, качество холода, чтобы в Саттве было, чтобы было объективность, родственника судят, он должен принять решение. Просто пример привёл, и лечить нельзя ни в коем случае. Просто когда нужно принять решение, пусть это не родственник, пусть это человек, к которому он питает какие-то чувства, может же быть такое.

00:49:57 А ему нужно смертную казнь, мало ли, ну, убил человек, рука не должна дрогнуть, подписать приговор, объективность, бесстрастность. Согласно ведической традиции, в обществе нельзя отменять смертную казнь, к сожалению у нас сейчас общество таково, что если у нас есть смертная казнь, то страдают невиновные, у нас отсутствует это качество Сита в Саттве, бесстрастности, объективности, и поэтому две стороны одной монеты. Говорится так, что если в обществе отменяется смертная казнь, то уровень преступности неизменно возрастает, и чтобы там статистика не говорила, это так. Потому что теряется чувство страха у преступников, да, это факт, это факт. Но обратная сторона монеты, что если в обществе есть смертная казнь, так как присутствует субъективность, пристрастия, да, предвзятость, то могут пострадать невиновные люди, такая ситуация, мы попали в неё, кали-юга.

00:51:10 Теперь в Раджасе. Холод проявляется как тревога, тревожится человек, такой становится бесчувственный, то есть он тогда вот это качество холодности начинает проявлять не там, где это нужно. Бесчувственный становится, с близкими-то наоборот нужно более теплым быть в общении, а он и с близким бесчувственный, знаете, это вот, есть такой синдром менеджера. Это когда человек во первых много работает, во-вторых когда он возвращается домой, он не может перестроиться с работы, начальник домой приходит, и он дома начальник, да какой он там начальник. Президент домой приходит, жена говорит, Вовка вынеси мусор, попрезидентел и захватит, давай мусор выноси, нормально, нормально, ну это хорошее отношение, нормально.

00:52:07 Да я не плохо, я наоборот очень люблю нашего президента, слава Богу, слава Богу, что у нас такой президент, я просто, я горжусь своей страной, честно скажу. Вот честно, ну вот реально нам повезло, у нас очень хороший президент, что бы не говорили, кто бы что ни говорил, у нас идеальный сейчас президент, тот, которого мы заслуживаем, вот действительно, даже больше, чем заслуживаем, вот. Так я попрославляю президента, отлично. Вообще, куда уж лучше. Вот, но если начальник, руководитель возвращается домой, и дома продолжает быть начальником и руководит, ну это глупость же, так ведь? Ну кто его там за начальника держит? Кому он там нужен? Его выкинут, когда он там, дети же, под зад ногой, и всё, и хватит там руководить, там, на работе руководи, так же как и врач. Он приходит, и там лечи, тоже будешь рассказывать. Да, упал отжался. Там, у себя командуй. Вот эта идея, Сита в Раджасе, он там был объективным, бесстрастным, принимал решения, а домой пришёл, это уже Раджас будет. Он дома должен стать чувствительным, а он бесчувственный, бесчувственный.

00:53:20 Хорошо, в Тамасе это страх, охлаждает нас страх, сужает восприятие, поэтому напишите ещё узость восприятия, когда человек узко мыслит, кстати одна из причин заболеваний суставов, когда человек сужается мышление, он перестает быть гибким в мышлении, узко, узко мыслит, у него тогда суставы перестают быть гибкими, ясно да. Дальше что ещё? Неподвижность, неподвижность в смысле мышления в том числе, да, то есть человек такой, нет, это не тугодум, вот именно что не тугодум, тугодум в другом месте у нас будет неподвижный то есть он, или малоподвижный становится человек, что-то в этом роде, регидность, не фригидность, это слово подходит, регидность. Хорошо, что ещё? Синдром жертвы, да, синдром жертвы, знаете, да что это такое? Ограниченность, то есть человек, опять же узость восприятия, ограниченность, так проявляется это качество в Тамосе, холод даёт о себе знать.

00:54:57 Противоположное качество жар, Ушно это уникальное качество для Питта доша, поэтому Питта стрелочка вверх, остальные вниз, да, Питта увеличивает, потому что сходно, сходно по проявлениям с Питта, ну какая-то тригуна на лицо? Жар, раджас, ну, потому что Раджас требует наличие жара, чтобы совершать какую-то деятельность, активным быть. Что с огнём, тут тоже понятно, раз агни, то и усиливается, хорошо, хорошо.

00:55:45 С какими проявлениями связан Ушна? Давайте сюда пишем характеристика, это жар, жар в теле, жар в уме, расширение, то есть если мы говорили, что холод сужает, то жар расширяет, расширение. Так же жар отвечает за пищеварение, потому что пищеварение не может протекать, если нет температуры, жара, усвоение, также связан с воспалительным процессом, воспаления всегда сопровождается повышением температуры, очищение сжигает таксины, например, очищение, также связан так как он связан с расширением, он ещё отвечает за такой аспект, как распространение, распространение знаний, информации, идей, понятно да, распространение, ну хорошо.

00:56:55 Теперь давайте подумаем как это в Саттва-Гуне будет проявлено. В Саттва-Гуне человек, который, у которого доминирует Ушна под влиянием Саттва-Гуны он какой? Чувствительный, да, то есть чувства тёплый, теплота в общении, раскованность в общении, открытость, широта мышления, мы говорим, что расширяет, если в Сита в Тамасе, это сужение, узость мышления, то здесь наоборот расширение мышления, широко мыслит такой человек, это очень, очень важная характеристика. Широта мышления, это в Саттве, хорошо.

00:57:42 В Раджасе это будет проявляться как страсть, Раджас страсть, здесь страсть, страстный человек, раздражительность появится, видите, так всё было хорошо, теплота в общении, раскованность в общении, широта мышления, да, а тут вдруг и раздражительность тебе, и страстность, зависть, ревность вот такие качества будут проявляться, поэтому люди у которых доминируют Питта конституция, если находятся под влиянием Раджаса, вот они становятся такими, да жар, они становятся раздражительными, злобными, ревнивыми.

00:58:22 В Тамосе это злоба, не просто раздражительность, а уже злоба, ненависть, вот агрессия, честно говоря я бы не хотел этот термин здесь применять, потому что агрессия, это немножко другое. Ненависть вот напишите ещё насилие, это гораздо ближе к Тамосу, агрессия это ближе к Раджасу, а вот к Тамосу такие вещи как злоба, ненависть, насилие, безрассудство, когда человек делает, а потом думает, что он натворил, совершил какое-то преступление, а потом думает. Потому что Тамос, кстати вот ещё одна важная характеристика Тамоса, так или иначе, практически всегда связан каким-то образом с криминалом, Тамос это тенденция к нарушению законов, как законов жизни, так и юридических законов. Это очень серьезная штука, господа, это дно общества, скажим так, это склонность к нарушению законов, правда по-разному это нарушение будет проявляться, мы потом когда будем говорить о влиянии гун на типы конституции, мы будем говорить о влиянии тамоса, мы с вами поговорим о том, как это проявляется, вот. Поэтому такие здесь, злоба, ненависть, насилие, безрассудство. Так, я думаю, что мы должны сделать небольшой перерыв.

транскрибирование: Елена Брайнис | Иерусалим | Израиль | 19 September 2020