16 разделов Аюрведы

Хабаровск -
Михаил Суботялов - «Основы Аюрведической Медицины» - Разделы Аюрведы
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа, здоровье» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:11:46 | качество: mp3 40kB/s 3 Mb | прослушано: 267 | скачано: 614 | избрано: 41
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 На сегодняшний день выделяется 16 разделов в аюрведической медицине. Это уже такой более современный подход, позволяющий глубже понять Аюрведу. И мы сейчас поступим следующим образом - я уберу те разделы, которые я записал и запишу остальные 8.

00:00:23 Существует 16 разделов аюрведической медицины. Какие-то из них дублируют эти 8 разделов. Первый раздел называется Маулика Сиддханта. Слово Сиддханта я уже писал. Маулика от слова Мул - значит корень, муладхара отсюда. Шатавари иногда называет Шатамули, т.е. подразумевают, что это корень. Маулика Сиддханта, т.е корневая концепция дословно. «Зри в корень» - помните, Козьма Прутков говорил. Корневая или основная концепция. То, что мы сейчас с вами изучаем, рассматриваем – это и есть Маулика Сиддханта, основная концепция. Сюда входит фактически что - философия Аюрведы, базовые понятия.

00:01:31 Второй раздел звучит как Шарира. Шарира – это тело переводится. Фактически, Шарира – это раздел Аюрведы, посвящённый строению и функциям человеческого организма. Поэтому, мы это тоже будет рассматривать, сегодня будем рассматривать.

00:01:59 Следующий раздел называется Дравьягуна. Слово «гуна», мы будем неоднократно с ним сталкиваться. Гуна – означает качество или свойство, дословно переводится верёвка. Потом мы об этом поговорим. Дравья – это жидкость. Дравьягуна, таким образом, направление, рассматривающее качество или свойство жидкостей. Если быть точным – это просто фармакология. Тоже будем немного затрагивать этот аспект.

00:02:40 Следующий раздел звучит так – Бхайшаджакальпана. Немножко некоторые термины трудны для восприятия, особенно тех, кто не склонен к изучению языков. Длинное слово, но это ещё не самое длинное. Есть более длинные слова, в несколько раз длинные. Бхайшаджакальпана – это фармацевтика. Понятно, фармакология от фармацевтики отличаются. Мы сейчас не будем много внимания на этом останавливать, пойдём дальше.

00:03:28 Следующий раздел Расашастра. Раса – это удивительное слово. Имеет более 30 значений. Мы будем с этим термином тоже очень часто сталкиваться. Шастра, я говорил уже, это текст, авторитетный какой-то текст. Расашастра – это текст знаний, раздел Аюрведы о металлах и минералах в данном контексте. Вообще Раса более широкий смысл имеет. Это применение металлов, минералов. Сюда входит литотерапия, например – лечение камнями. Сейчас, например, очень популярно, не знаю как у вас здесь, даже у нас на кафедре изучается, влияние цеолитов на организм. Расашастра – это раздел, из которого намного позже сформировалось, буквально можно сказать недавно, несколько столетий назад, сформировалась какая наука? Гомеопатия.

00:04:58 Следующая - это Нидана. Нидана – это этиология и патогенез. Это раздел Аюрведы, посвящённый причинам и механизму развития болезней. Об этом мы тоже будем говорить. Говоря о заболеваниях, каждый раз мы будем упоминать тонкие причины, которые играют роль в формировании того или иного заболевания.

00:05:34 Дальше идёт Кая Чикитса. Этот раздел вы уже знаете, это терапия, общая медицина.

00:05:40 Дальше очень интересный, новый, можно сказать, раздел, он звучит так – Свастхавритта. Сва́стха или Свастха́. Этот термин дословно означает понимание своей собственной природы, укоренённость в своей собственной природе. Помните, мы говорили о предназначении, о реализации социального долга и т.д.? Свастхавритта – это раздел, посвящённый социальной медицине. Именно тому, насколько человек может реализовать себя в обществе, во взаимоотношениях, чтобы предупредить развитие тех или иных заболеваний. Социальная медицина, профилактическая медицина сюда так же входит – Свастхавритта, очень интересный раздел. Фактически мы будем много об этом говорить. О том, что человек должен найти себя

00:06:50 Следующий раздел – это Граха Чикитса или Бхута Видья, мы уже говорили. Иначе этот раздел называется ещё Манаса рога, дословно - болезни ума. Мы тоже будем об этом много говорить. Три названия у это раздела. Это Граха Чикитса, Бхута Видья или Манаса рога.

00:07:17 Дальше идёт Ваджикарана. Ваджикарана, я хочу подчеркнуть это, хотя сказали, что это 11 раздел, посвящённый репродуктивной системе, но главная задача этого раздела не лечение, допустим, импотенции, хотя существует много методов лечения импотенции в Аюрведе, или лечения простатита, или аднексита, или ещё что-то, хотя есть методы лечения, но главная задача Ваджикараны, этого раздела – первое - создание хорошего потомства. Хорошего, потому что есть такое выражение, такая поговорка, что лучше мёртвый сын, чем плохой. Потому что о мёртвом один раз будешь переживать, а плохой будет всю жизнь доставлять беспокойство. Поэтому хорошее потомство подразумевает не только с точки зрения здоровья потомства, ещё о том, чтобы это было духовноразвитое потомство. Второе направление – это ещё творчество. Сохранение потомства – это тоже творчество своего рода – что-то оставить после себя. Но творчество - это тоже что-то оставить что-то после себя – картины, например, после себя, музыку человек после себя оставляет. Это тоже какое-то потомство своего рода, память о себе оставляет. Но об этом мы немножко поговорим, когда будем говорить о тканях, там как раз мы этот вопрос ещё раз затронем.

00:08:57 Дальше идёт токсикология Дамстра Чикитса, мы уже называли это. Дальше идёт Шалья Чикитса – это хирургия. Потом идёт Уртхванга Чикитса – это мы уже говорили, дублируются эти термины, эти направления. #00:09:19# Дальше идёт Расаяна, тоже мы называли это направление. Кстати, все описания различных тоников – это как раз Расаяна. Нужно понять вот этот термин «тоник», потому что с точки зрения аюрведической фитотерапии тоник – это не совсем то же самое, что в западном понимании. Мы, в основном, под словом тоник понимаем то, что нас возбуждает. Кофе – это тоник, например. Кофе тонизирует, мы говорим, возбуждает. В Аюрведе совсем иначе понимается этот термин. Слова «возбуждение» здесь не должно быть. Тоник - это то, что питает органы, ткани, даёт им силу и энергию. Вот что такое тоник. Поэтому иногда мы в Аюрведе говорим «лёгочный тоник», «печёночный тоник», «мозговой тоник», вот такие слова мы говорим. Это значит, что данный препарат или данное растение не просто тонизирует орган, а ещё и питает его, даёт ему силу и энергию. Вот это очень важно. Поэтому, например, чаванпраш – лёгочный тоник, он целенаправленно действует на дыхательную систему. Ясно это, да?

00:10:46 Дальше – это педиатрия, Баларога Чикитса. Сколько у нас, 15 стало? Одна осталась Это Прасути тантра. Прасути тантра – это акушерство и гинекология. Выделили в отдельную науку. Это уже больше женские болезни различные, подготовка к зачатию, к беременности, собственно беременность, роды. Здесь больше болезни именно рассматриваются Баларога Чикитса – там больше с детьми.

00:11:38 Так описываются 16 разделов аюрведической медицины. На этом мы сейчас с вами сделаем перерыв.

транскрибирование: Ольга Семенова | Раменки | Россия | 14 July 2020