Принципы йоги – Яма и Нияма, критерии их определения

Хабаровск -
Аштанга-йога Патанджали. Понятие Яма. 5 основных правил Яма: 1. Ахимса (ненасилие); 2. Сатья (правдивость); 3. Астейа (нестяжательство); 4. Брахмачарья (воздержанность); 5. Апариграха (необладание собственностью). 6 дополнительных принципов Яма: 6. Ксама (всепрощение); 7. Дхрити (устойчивость); 8. Дайа (сострадание); 9. Арджава (прямолинейность); 10. Митахара (умеренность в пище); 11. Шауча (внешняя чистота). 5 принципов Нияма: 1. Шауча (внутренняя чистота); 2. Сантоша (спокойствие); 3. Тапас (аскеза); 4. Свадхйа (самоосознание); 5. Ишвара Пранидхана (познание Бога). 7 дополнительных принципов Нияма: 6. Астикйа (вера); 7. Данам (милосердие); 8. Сиддханта Вачйа Шраванам (придерживаться авторитетных ведических концепций); 9. Хари (скромность); 10. Мати (преданность); 11. Джапа (повторение святых имен Бога); 12. Врата (религиозный аспект).
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:29:49 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 629 | скачано: 188 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Итак, мы будем говорить о принципах, основополагающих принципах йоги, которые называются Яма и Нияма. И у меня есть вот такая распечатка из Йога Сутр Патанджали, где он описывает эти принципы и, кроме того, он дает критерии, как определить, что они пришли в вашу жизнь или в жизнь другого человека, то есть по каким критериям определить. Критерии очень удивительные, то есть йога – это особая наука. Это касается любой йоги, какой бы йогой вы ни занимались. Существует множество видов йоги. Вы знаете о том, что йога в разных формах представлена, и человек может идти путем йоги: Буддхи-йога, Гьяна-йога, Карма-йога, Бхакти-йога и множество других вариантов.

Аштанга-йога Патанджали

00:01:01 Но цель любой йоги одна. Цель любой йоги – вернуться к Богу, потому что «йога» вообще означает связь или соединение, то есть возврат к Богу. Кстати, слово «религия» то же самое обозначает: «ре» - это возврат, приставка ре- (ремонт), возврат к целостности. Религия, «-лиг-» вот это корень, отсюда какие слова? Лига, лигатура, то, что обозначает цельность. То же самое йога – это означает возврат к Всевышнему. И Патанджали в Аштанга-йоге, Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога. Первая ступень называется Яма, вторая – Нияма, треться – Асана, четвертая – Пранаяма, а следующие для нас вообще еще не интересны, пока мы до них дойдем.

Понятие Яма

00:02:03 Яма и Нияма включают в себя ряд правил, из них пять считаются основными и остальные – дополнительные, там их не пять даже, а больше получается. И к принципам Яма относятся следующие. Патанджали определяет Яма как самоконтроль и сдержанность, вообще само понятие Яма – это своего рода дисциплина, дисциплина определенная. Для чего нам нужна дисциплина? Нам нужны некоторые правила, которые позволят продвигаться по пути йоги. И Аюрведа очень тесно связана с йогой. Для чего нам нужны правила?

5 основных правил Яма

1. Ахимса (ненасилие)

00:02:59 Мы когда приходим в школу, мы тоже придерживаемся каких-то правил, например, во время урока нужно сидеть, если мы хотим спросить, нужно поднять руку, отдыхать можно на перемене, то есть ну какие-то простые правила, которые позволят сформировать процесс обучения, иначе это не получится. Здесь то же самое. Здесь тоже идет процесс обучения, познания, духовного прогресса. И все, что мы сейчас перечисляем, - это база, позволяющая получить результат. И вот под номером один идет Ахимса. Ахимса значит ненасилие. Насилие мы можем проявлять в мыслях, в словах или в речи. И как еще? В действиях или в поступках. Поэтому Химса, точнее говоря, насилие, - это необязательно мы кого-то ударили, мы, может быть, зло думаем о ком-то или сквернословим, это будет считаться насилием.

00:04:06 И поэтому мы должны у себя развивать ненасилие. Ненасилие начинается с простых вещей, например, мы не совершаем насилие по отношению к животным, то есть мы не едим мяса – это тоже ненасилие. Это условие, первый этап. И Патанджали дает нам критерий, как нам определить, что Ахимса вошла в нашу жизнь все-таки. Вегетарианства, на самом деле, даже мало, представьте себе. Итак, что говорит Патанджали, он пишет, что «когда человек утвердился в ненасилии…» Утвердился, то есть ненасилие стало его жизнью. Каков критерий? Кто-нибудь может догадаться, по какому признаку мы можем определить, глядя на человека или наблюдая его поведение, его окружение, мы можем сказать: «Да, этот человек…»? Да, добрый.

00:05:05 Вот фильм «Тайм» вот этот посмотрите и поймете, что доброты мало. Хорошо, но мало. Ну хорошо, я зацитирую Патанджали, он говорит, что «когда человек утвердился в ненасилии, враждебность ослабевает в его присутствии», такой критерий. То есть он может рядом с хищником стоять, например, этот хищник не будет его трогать, ослабнет враждебность. Слышали о таких историях? Когда святые люди по лесу двигаются, и рядом с ними животные, и они не проявляют никаких признаков враждебности, то есть это означает, что Ахимса реально вошла в жизнь этого человека. Покуда вокруг нас еще присутствует враждебность, мы не создаем такой оазис ненасилия, значит, еще мы не утвердились до конца в Ахимсе.

2. Сатья (правдивость)

00:05:57 Второе – это Сатья. Сатья – это означает правдивость. Правдивость, мы говорим правду, мы стремимся к тому, чтобы говорить правду. И Патанджали дает критерий, он говорит, что «когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему», то есть он контролирует свою карму, представьте себе, как нужно утвердиться в правдивости. Правдивость – это последнее, что осталось в эту эпоху. С каждой эпохой уменьшается количество нравственности. И в эпоху Кали-Юги последнее, что осталось, - это правдивость, поэтому надо за нее цепляться. Единственное, что мы можем применять, - это правдивость. Я имею в виду из таких основных, основополагающих принципов.

3. Астейа (нестяжательство)

00:06:52 Третье – это Астейа. Астейа в переводе с санскрита означает нестяжательство. Есть такой принцип в христианстве – заповедь «Не укради». Это означает, что мы не должны претендовать на то, что нам не нужно, пытаться искать лишнего. И нестяжательство – Астейа – Патанджали определяет вообще удивительным образом. Вот представьте себе, человек не желает ничего лишнего, и он говорит, что «все сокровища приходят к тому, кто утвердился в Астейе». То есть человек ничего не берет, но все к нему само стекается. Дословно на санскрите применен термин, обозначающий воронку в воде. Знаете, как воронка, все, что ни проплывает мимо, все туда попадает. Вот точно так же здесь.

00:07:53 То есть если человек честен, и он не берет ничего лишнего, все сокровища мира сами стекаются к нему, для того чтобы он их использовал в служении другим. И он не считает, что они принадлежат ему. Это высочайший уровень. Все сокровища стекаются к нему, но он не берет себе. Не считая, что это принадлежит ему, он использует это в служении. Это Астейа.

4. Брахмачарья (воздержанность)

00:08:18 Четвертый принцип звучит как Брахмачарья. Брахмачарья – это воздержанность, и прежде всего здесь подразумевается сексуальная воздержанность, воздержанность от разврата, от распущенности. Определенный уровень целомудрия. И Патанджали пишет, что «к тому, кто утвердился в Брахмачарье, приходит сила». Такой человек начинает иметь силу, как физическую, так и эмоциональную, интеллектуальную, умственную силу, духовную силу, прежде всего. Духовную силу, то есть такой человек, например, может что-то говорить, и ему люди верят. Это сила.

5. Апариграха (необладание собственностью)

00:09:08 И пятое – это Апариграха. Апариграха означает, что человек не считает себя обладающим своей собственностью. Он реально осознает, Кому все это принадлежит, что все принадлежит Всевышнему. Как определить, что человек действительно утвердился в этом качестве – Апариграха? Вот, судя по определению Патанджали, таких людей единицы. Он пишет, что «тот, кто утвердился в необладании собственностью (то есть вот в этом качестве – Апариграха), приобретает знания о том, каковы будут его перерождения». То есть он начинает видеть будущее, свое будущее. [Вопрос из зала о Саи Баба] Я не знаю, мне трудно сказать, потому что я плохо знаю эту личность.

00:10:14 У меня был такой жизненный урок, что я как-то, может быть, для кого-то как показалось, об одной подобной личности высказался не совсем, может быть, корректно. И тот человек, который услышал это, задал мне вопрос: «Вы его лично хорошо знаете?» Я сказал: «Да нет, вообще-то». Он говорит: «Ну а почему вы тогда так говорите?» И поэтому я понял, что Господь мне дает такой урок определенный. То есть вы говорите, задаете вопрос, но я просто, действительно, плохо знаю эту личность, поэтому мне трудно что-либо сказать. Потому что мнения о нем очень полярные присутствуют, а опираться на чужие мнения, может быть, оказывается, не совсем корректно. Нужно свое иметь, зная эту личность.

00:10:56 Так что, к сожалению, не могу ничего сказать о нем. Потому что одни говорят, что он шарлатан, а другие говорят, что он святой. Как бы вот, два полюса. И много промежуточных вариантов. Мы сейчас давайте не будем это обсуждать, потому что трудно очень. Если человек истинно святой, то нам сомнений никаких нет. Мне трудно сказать, потому что, еще раз говорю, я его лично не знаю, не общался, и поэтому выводы трудно делать.

6 дополнительных принципов Яма

6. Кшама (всепрощение)

00:11:46 Кроме вот этих пяти принципов Ямы в йоге описывается шесть дополнительных принципов Ямы. Они не относятся к основным, но их также рассматривают, особенно те школы йоги, которые хотят очень глубоко пройти эти ступени, чтобы адепт, пройдя вот эти ступени Яма и Нияма, наконец, мог начать заниматься асанами. То есть асанами заниматься до этого не до конца эффективно. То есть нужно хотя бы, по крайней мере, говорить об этом последователям. Вот смотрите, какие интересные качества предписаны йогину. Кшама – это означает всепрощение. Я не буду сильно подробно комментировать, просто мы сейчас их перечислим. Всепрощение. Понятно, да, всем, что это такое.

7. Дхрити (устойчивость) 8. Дайа (сострадание) 9. Арджава (прямолинейность) 10. Митахара (умеренность в пище) 11. Шауча (внешняя чистота)

00:12:41 Дхрити, седьмое это будет. Дхрити означает устойчивость, устойчивость в своих мнениях, поступках, действиях. Устойчивый человек. Дайа. Дайа означает сострадание. Арджава, это девятое. Арджава – это прямолинейность, такое интересное предписание – быть прямолинейным. Митахара. Митахара – это умеренность в пище. И последнее звучит как Шауча. Это совпадает с первым принципом Ниямы, но там будет отличие. Шауча вообще – это чистота. Но относительно Ямы здесь подразумевается внешняя чистота, то есть мы должны поддерживать в чистоте внешней то, что нас окружает.

5 принципов Нияма

1. Шауча (внутренняя чистота)

00:14:34 Теперь мы поговорим о принципах Нияма. Вот как раз первый принцип Нияма тоже звучит как Шауча, или чистота, но это внутренняя чистота. И здесь подразумевается чистота мыслей, слов, чистота ума, чистота тела. Ну, есть определенные предписания, например, что нужно утром и вечером принимать омовение полностью. Такое правило в йоге и в Аюрведе точно такое же правило. Полностью нужно принять душ, полное омовение. Чистота тела, в том числе, заключается в том, что мы должны чистить зубы, чистить язык, принимать чистую пищу, говорить чистые слова, иметь чистые мысли.

2. Сантоша (спокойствие) 3. Тапас (аскеза) 4. Свадхйа (самоосознание)

00:15:41 Второй принцип Ниямы – это Сантоша. Сантоша – это спокойствие. Спокойствие не подразумевает равнодушие, оно подразумевает, что мы сохраняем самообладание в различных ситуациях. Третий принцип звучит как Тапас. Тапас – это аскеза. Мы должны взять на себя определенные ограничения ради достижения высшего блага. Видите, как много правил? Это в Аюрведе все то же самое рассматривается, то есть эти все принципы, их нужно стараться придерживаться. Свадхайа. Свадхайа – это самоосознание. То есть если мы идем по пути духовной практики, то мы должны заниматься процессом самосознания, то есть должны изучать себя, кто мы есть.

5. Ишвара Пранидхана (познание Бога)

00:16:48 В итоге мы должны понять такую мысль как «Ахам Брахмасми», то есть я имею духовную природу, в переводе это значит. Я имею духовную природу, я – индивидуальная душа, так это можно перевести. Пятое звучит как Ишвара Пранидхана. Ишвара, что этот термин означает, кто знает? Ишвара, что этим обозначают или кого? Ишвара – это Бог, одно из имен, которым обозначают Бога. Ишвара Пранидхана – это означает познание Бога. Познание Бога, в йоге это описывается как познание личности Всевышнего в той форме, которая вам ближе к вашему сердцу.

00:17:54 Потому что мы можем видеть Всевышнего по-разному, и даже на этой почве могут начаться войны, как вы знаете. Одни видят Всевышнего как Аллаха, другие видят Его как Христа, а потом начинаются крестовые походы якобы на религиозной почве. Это просто разное видение Всевышнего. Но те, кто совершает эти походы, они уже к духовности никакого отношения, естественно, не имеют. Но в йоге говорится, что вы можете видеть Всевышнего так, как это ближе к вашему сердцу. Но Он один все равно. Это один и тот же Всевышний, просто разная форма, разное видение. Это пять основных принципов Ниямы.

7 дополнительных принципов Нияма

6. Астикйа (вера) 7. Данам (милосердие) 8. Сиддханта Вачйа Шраванам (придерживаться авторитетных ведических концепций)

00:18:49 Есть еще семь дополнительных, я их коротко перечислю. Шестой называется Астикйа, это означает вера. Вера не должна быть слепой, она должна быть основана на знании. Седьмой принцип Ниямы звучит как Данам. Данам – это милосердие. Восьмой пункт, он имеет такое длинное название, но сейчас мы его расшифруем. Он звучит как Сиддханта Вачйа Шраванам. Здесь три слова. Сиддханта, то есть это основополагающая концепция некая, философия, школа можно перевести. Вачйа – говорить, отсюда русское слово вякать, говорить.

00:19:57 И Шраванам – это слушать. Значит, говорить и слушать. И Сиддханта Вачйа Шраванам означает, что мы должны придерживаться в своей жизни и в своей духовной практике услышанных нами авторитетных ведических концепций. Услышаны они могут быть посредством не только слуха, но и чтения. То есть мы изучаем, например, литературу, духовную литературу. И там есть какие-то утверждения, которые мы принимаем в свою жизнь. Например, там говорится о том, что мы должны поступать таким образом и таким образом. И мы это принимаем в свою жизнь. Это очень важное правило, хотя оно не рассматривается здесь как основное, но это действительно очень важное правило, потому что если мы не будем придерживаться каких-то принципов, то непонятно, к чему придем.

9. Хри (скромность) 10. Мати (преданность) 11. Джапа (повторение святых имен Бога)

00:21:05 Девятое – это скромность. Обычно его в текстах обозначают Хри, этот термин очень много значений имеет. Вообще, Хари переводится как вор, тот, кто ворует. Отсюда название растения харитаки – растение, ворующее страдания, болезни. Хари – это вор. Одно из имен Бога, кстати, - Хари. Но несколько переводов имеет, здесь обозначается как скромность. Мати – это преданность, то есть ученик должен обладать качеством преданности. Одиннадцатое – это Джапа. Принцип Джапы подразумевает, что мы уделяем время повторению святых имен Бога. Это, опять же, здесь в йоге не рассматривается как основное, но, тем не менее, это тоже значимо.

00:22:10 Джапа переводится дословно как бормотание, то есть у нас есть авторитетные мантры, которые мы повторяем. Джапа медитация обычно производится на четках. Видели, да, такие четки? Но в ведической традиции этих бусин на четках должно быть сколько? 109. Там есть одна бусина еще, на которой не произносится Имя. Начинается после нее, потом круг заканчивается, и потом возврат назад и так далее. У мусульман 33 бусины, насколько я помню, а у католиков, я забыл, 100, кажется. Надо посчитать, сколько бусин, я сейчас точно не помню.

00:23:11 И четки для повторения мантры использовать лучше, потому что когда вы держите бусину, вообще считается, что нужно держать ее сверху большим пальцем, а лежать она должна в этом месте, вот средний палец и вот это углубление. И когда вы держите ее таким образом, вот здесь особая точка есть, марма, которая усиливает наше самоосознание, то есть это не просто так, что четки. Подключается процесс осязания, и вы держите эту бусину, произносите мантру и переходите к следующей бусине и так далее, пока весь круг не пройдете. [Вопрос из зала: так же как пишем?] Не знаю, я не так пишу. Значит, я неправильно пишу. Надо попробовать, как я пишу, я давно не писал.

12. Врата (религиозный аспект)

00:24:15 С этой точки зрения, лучше использовать четки для повторения мантр. И когда ученик получает посвящение, инициацию, то духовный учитель должен первым на его четках, то есть он берет новые четки, он должен на его четках полностью начитать круг и тогда их отдать ученику. То есть первым, кто читает на четках, - это духовный учитель, если это процесс инициации. И последний, двенадцатый принцип звучит как Врата. Врата – этот термин в данном контексте подразумевает наличие религиозного аспекта. Это означает, что ученик должен стремиться изучать религиозные писания, стремиться претворять в повседневную жизнь их правила и принципы, он должен изучать ту традицию, которая ближе ему, ближе его сердцу импонирует, и он может это использовать.

00:25:22 Вот это 23 принципа, на которых стоит Аштанга-йога. Потом уже асаны начинаются. То есть видите, как все серьезно. Ну хотя бы десять надо, первые пять там и там использовать. Какие есть вопросы по этой теме? [Вопрос из зала: Арджава, прямолинейность, что такое?] Арджава означает, что мы не должны стараться быть хитрыми людьми, мы должны стараться говорить людям то, что мы считаем о них нужным сказать. Но это не должно обижать людей. То есть наша речь не должна быть обидной. Прямолинейность не подразумевает грубость, она должна быть деликатной, но мы должны говорить правду. Но существуют различные сословия в обществе, например, есть сословие вайшьей, то есть это люди, которые занимаются коммерческой деятельностью, торговлей.

00:26:24 И иногда им приходится в силу своей деятельности немножко говорить хитро, скажем так, не до конца договаривать. Это их деятельность, то есть они должны, например, в их задачу входит реклама какого-то товара, и всегда товар рекламируется процесс, но не рекламируется результат, можете обратить внимание. Потому что иначе бы, например, не было бы рекламы алкоголя и табака – там результат известен, но он никогда не рекламируется, а рекламируется процесс. [Вопрос из зала: А крема, там результат – у меня нет морщин?] Это процесс еще. Это процесс, потому что результатом будет являться то, что все вернется. Ведь морщины, на самом деле, в них нет ничего плохого, они отражают наши эмоции, вот и все. То есть бывают вот такие вот лучистые морщинки вот здесь, и мы, глядя на таких людей, всегда чувствуем умиротворение, значит, человек улыбается.

00:27:29 А есть такие вот морщины, когда человек хмурится, напрягается, у него вот тут морщины формируются, такое злое выражение лица. И постепенно, с годами чем старше человек, уже после там 50-60 лет у него уже маска определенная на лице, ему трудно уже избавиться от этих морщин, потому что если эти эмоции были добрые, то и морщины, у него маска добрая будет определенная, если злые, то наоборот. И поэтому чтобы избавиться, что делают люди? Они идут и вкалывают себе сюда ботокс. Знаете, что такое? Знают. Ботокс – это одно из последних слов в косметологии, ну сейчас уже не последнее, потому что уже несколько лет используется. Есть ботулотоксины, есть такое заболевание – ботулизм, наверное, многие слышали, тяжелое инфекционное заболевание, люди даже погибают от него.

00:28:28 Есть токсины, которые выделяют вот эти микроорганизмы, - ботулотоксины, и на основе их создано средство, вот удивительно вообще, пути Господни такие вот у нас в косметологии на основе токсинов. Значит, что происходит, когда вводится внутрь этот ботулотоксин, он убивает все вот эти нервно-мышечные окончания, которые формируют вот эту маску, морщины. И кожа разглаживается, но, как одна ведущая по телевидению сказала, она говорит, она сама говорила, это Шарапова Арина: «Я имела такой грех, я пошла к косметологам, они мне сюда впрыснули этот ботокс, - и она говорит, какая проблема у нее возникла, - я эмоциональный человек, и когда я начала после этого проявлять эмоции, я поняла, что здесь у меня стекло, я не могу проявить эмоции. Стекло». То есть мышцы работать перестают.

транскрибирование: Ольга Третьякова | Москва | Россия | 22 апреля 2022