Доша и гуна

Хабаровск -
Михаил Суботялов - «Основы Аюрведической Медицины» - Доша и гуна
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа, здоровье» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:47:15 | качество: mp3 40kB/s 13 Mb | прослушано: 536 | скачано: 808 | избрано: 53
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Итак, давайте продолжим. Пожалуйста, потише, не разговаривайте между собой. Вы записали, что у нас есть 3 доши – вата, питта и капха. И немного поговорим о свойствах доша. Фактически, доша мы определяем по их свойствам. Мы их можем обнаружить по их свойствам, по характеристикам, которые они дают и проявляют себя. Мы сейчас обсудим не все свойства, просто как примеры. Попытаемся сначала на примерах разобрать, а потом будем целенаправленно разбирать вот эти 20 качеств.

00:00:50 Итак, начнём с ВАТА-ДОША. Каждая доша имеет какое-то уникальное свойство, которое отличает её от остальных, и по этому свойству мы её определяем. Итак, есть вата, питта и капха. Как вы думаете, вата-доша, какое она имеет уникальное свойство? Может кто-нибудь знает? Она, изменчивая, да, но это её не уникальное свойство, хотя отличающее её. Хорошо, давайте поговорим об изменчивости сначала, раз вы сказали изменчивость.

00:01:24 Изменчивость характеризуется тем, что человек, у которого доминирует данный признак, он непостоянен. Он непостоянен в своих пристрастиях, привычках, действиях. Нет какого-то постоянства. Когда мы говорим о свойствах, вы вспоминайте, какие первоэлементы лежат в основе – эфир и воздух. Воздух непостоянен, он ветер, двигается, нет постоянства. Также воздух холодный. Хотя, он может и с юга дуть, но он всё равно холодный, потому что он обдувает, даёт холод, охлаждает. Понятно, да? Холодный. ХОЛОД – это качество характерно не только для вата-доша, поэтому это не будет уникальным, потому что для капха тоже характерен холод. Понятно, почему для вата и для капха характерен холод? Потому что нет первоэлемента огня. Огонь – это будет уникальный элемент, который только у питта-доши присутствует.

00:02:26 Холод, как он будет проявляться? Теперь давайте уже включим свой разум и начнём более серьёзно это рассматривать, на уровне, как физиологии, так и психологии. Холодные руки, например, у людей, холод, холодные конечности. В любое, даже в жаркое время года вы возьмёте человека вата-конституции за руку и у него прохладные конечности. У него недостаточность кровообращения в плане обеспечения дистальных отделов. Конечность, кисти прохладные, стопы прохладные. Эти люди плохо переносят холодную погоду.

00:03:01 Но, сразу такой момент, когда вы с пациентом работаете, никогда не спрашивайте у него. Вопрос по отношению к холоду или теплу надо задавать, конечно, но никогда не спрашивайте у него: «Что вам больше нравится: холод или жара?» Ни холод, ни жара вообще никому не нравятся. Нужно спрашивать: «Какую погоду вы предпочитаете: прохладную или тёплую?» Вот именно такой критерий должен быть - прохладную или тёплую. Потому что, если вы скажете «жара», но жару мало кто нормально переносит. В Индии жара летом 55° в тени, а в августе ещё дожди пойдут, и будет ещё и влажность 100%. Представители питта-конституции вряд ли довольны холодом, -30 даже для питты не очень хорошо. Поэтому нужно спрашивать: «Прохладную или тёплую вы предпочитаете?»

00:04:00 Хорошо, а вот этот холод, как он ещё будет проявлять себя у лиц ватта-конституции? Холодные отношения, т.е. они более прохладные во взаимоотношениях, правильно, так же, как и вата и капха. Питта, они более темпераментные, более горячие отношения у них. Вата и капха более прохладные, более холодные отношения. Хорошо, уже начинаете мыслить, мне это нравится.

00:04:26 Дальше. Вата, мы сказали, она изменчивая, ПОДВИЖНАЯ. Например, у таких людей подвижный взгляд, непостоянно они смотрят в одну точку. Быстрая ходьба, например, они ходят быстрее. Быстрая речь у них. Быстро усваивают информацию и быстро её забывают, поэтому у них плохо развита долгосрочная память. Они, обычно, в процессе семестра, студенты, хорошо учатся, а на сессии хуже им, потому что они к сессии уже всё забыли.

00:05:17 А в школе хуже всего людям капха-конституции, но мы до этого дойдём. Им хуже всего в школе, потому что школа как раз ориентирована на то, чтобы быстро всё делать. Определённое время, 45 минут урок идёт.

00:05:32 Как ещё быстрота у них проявляется? У них такая, обычно, кипучая деятельность, они импульсивные, но быстро утомляются. Быстро работают, быстро утомляются. Перепады настроения. Речь у них быстрая, иногда они говорят настолько быстро, что понять вообще, о чём говорят. Они обычно говорят, а потом думают, о чём говорили. Мы сейчас говорим о ярко выраженных проявлениях, крайних. Вы понимаете, что большинство людей на самом деле имеют двойную конституцию. Процентов 80-85 людей имеют двойную конституцию, т.е. доминируют две доши из трёх. И из этих двух – одна больше представлена, чем вторая. Одинарных людей не очень много и меньше всего людей, имеющих тройную конституцию, их очень мало.

00:06:31 Дальше самое главное, давайте всё-таки назовём это качество. Вы его назвали, но назвали косвенно. СУХАЯ, вата-доша сухая, вот это отличает её от питта и капха. Это её самое главное качество, поэтому его надо выделить и подметить, что эго главное качество вата. Все проблемы вата-доша будут связаны с качеством сухости. Самое простое – у них сухая кожа. Сухая кожа, сухие слизистые, сухие волосы, сухая слизистая глаз. Если посмотреть в глаза, они более тусклые. Есть больные люди, в депрессии находятся, там другой тусклый взгляд, а здесь физиологически. Слабое потоотделение, соответственно, у них, поэтому будет склонности к каким-то заболеваниям, связанным с сухостью кожи. Сухость слизистой кишечника, соответственно, склонность будет к запорам.

00:07:37 Но, сухость изначально, проявляется на самом деле на уровне ума. Они просто сухие эмоционально, понимаете, вот это - прежде всего. Эмоциональная сухость, как мы ещё говорим – «сухарь», про человека говорим «сухарь». Вот эта эмоциональная сухость, она потом проецирует себя на телесный уровень. На телесный уровень проецирует и становится сухая кожа. Т.е. кожа как бы напоминает нам о том, какие у нас нерешённые проблемы. У нас нерешённые проблемы сухости во взаимоотношениях. Нам нужно эту проблему решать.

00:08:18 Фактически, эти наши признаки, характерные для того или иного конституционального типа, напоминают о какой-то нерешённой проблеме, которая тянется из жизни в жизнь. Очень важно понять это. Ещё вата-доша – грубая, поэтому у них, обычно кожа шершавая, волосы грубые, жёсткие. Но и грубость во взаимоотношениях. Они, обычно, говорят, а потом думают, что сказали. Могут нагрубить, но не умышленно, просто такой характер, более грубые они. Это что касается вата-доши. Она ещё лёгкая, лёгкая на подъём, тонкая и т.д. Мы потом эти качества более подробно разберём, сейчас просто, чтобы понять, общее понять.

00:09:23 ПИТТА-ДОША. Давайте немного о питта-доше поговорим. Прежде всего, её отличает качество, которое я уже произнёс, она ГОРЯЧАЯ – это её самое главное качество. Поэтому, обычно, у таких людей тёплая кожа и, даже если прохладная или холодная погода, возьмёте их за руки, у них горячие руки, обычно. У них склонность к интенсивному обмену веществ, всё очень быстро протекает, повышенный уровень обмена веществ. Склонность к воспалениям может быть, это тоже качество жара, горячее: на санскрите называется «ушна», мы будем эти термины писать чуть позже.

00:10:13 Иногда, такие люди рассказывают, пациенты иногда говорят, особенно, в состоянии дисбаланса питта-доша, у них ощущается жар во внутренних органах, т.е. изнутри горят они. Они любят прохладную погоду в связи с этим. Они эмоционально горячие. Это очень важно, они горячие эмоционально. Поэтому они более темпераментные, горячие, открытые, экстравертированные. Очень быстро привязываются к результату своей деятельности. Чувства у них очень сильно привязываются к объектам за счёт этого жара – это одна из главных проблем в их жизни.

00:11:10 У каждого типа конституции есть одна проблемка, которую надо обязательно решать, и тип конституции – это одна из подсказок. Для питта-конституции – это проблема - привязанность чувств к объектам. Они очень любят наслаждать свои чувства и очень сильно привязываются из-за этого к объектам наслаждений, а мы договорились, что эти объекты не всегда благоприятные. Иногда, это может привести к проблемам в дальнейшем. У вата-конституции главная проблема – это непостоянство, поэтому им надо эту проблему решать, внести в свою жизнь дисциплину и стабильность. А для питта – это привязанность чувств к объектам.

00:11:55 Кроме того, питта-конституция – это качество ОСТРОЕ или резкое. Поэтому, они «остро-умные». Остроумие у них проявляется - острый язык, к ним на язык попасть неблагоприятно, потому что они прямо жалят языком. Кроме того, т.к. язык острый, язвительные. Знаете, кто такой язвительный человек? Он в словах язвительный, а потом у него и в двенадцатиперстной кишке язвенный процесс может начаться. Эта взаимосвязь понятна? Это же просто, мы даже выражаемся так в словах. Язык, слова могут подсказать очень многое. Поэтому, у них изначально повышенная кислотность. Характерно это для них – высокая кислотность, избыток выработки желудочного сока. Склонность к язвенной болезни у них более высока, чем у остальных типов конституции.

00:13:09 Хотя, когда мы говорим о болезнях, постарайтесь понять, что человек может иметь болезнь, не характерную для его типа конституции, мы вчера об этом говорили. Вот мы говорим, что человек питта-конституции обязательно язвенной болезнью должен болеть, а, например, лёгочными заболеваниями не может. Почему? Может точно так же, только по-другому они будут у него протекать. Понятно это, да?

00:13:35 Кроме того, питта – она ВЛАЖНАЯ. Качество влажности, надо усвоить себе, что это не связано с водой, это не влажность. Кстати, вода, она по качеству сухая, что интересно. Иногда путают, почему? Проверить просто: возьмите, откройте кран, поставьте руку под воду и долго держите под водой. Потом что с кожей будет? Она сохнет, поэтому качество влажности связано с маслянистостью. Где «влажность» вы написали, знак «равно» поставьте и «маслянистость». «Снеха» на санскрите называется или [«снидха»].

00:14:21 Так вот, про питту говорится, что она не «снеха», а «са-снеха» - слегка маслянистая, т.е. она слегка влажная. Потому что качество влажности более ярко выражено у капха-конституции. Для питта характерна маслянистость, влажность, но она слегка выражена. Как проявляется? Например, у питта- конституции это может проявляться обильным потоотделением, ладони у них потеют, ноги потеют. Поэтому они плохо переносят жаркую, влажную погоду. Т.е. качество влажности и жа́ра повышено, и они плохо эту погоду переносят. Эмоционально влажность проявляется уже. Вы чувствуете, эмоции уже другие будут? Это такие эмоции, как сострадание может проявляться, хотя это для капха более характерно, но у питты это будет более или менее проявлено.

00:15:21 Кроме того, питта тоже ЛЁГКАЯ, как и вата, и другие качества, которые мы потом с вами разберём, сначала просто примеры. «Горячая» - выделили, что она горячая? Самое главное её качество – жар. Это очень важно потом будет в лечении. Когда мы применяем лечение для разных типов конституции, мы должны всегда помнить об этих главных качествах. Если мы, например, человеку вата-конституции назначим терапию, в которой будет преобладать качество сухости, мы ухудшим его состояние, хотя логически может быть всё по схеме правильно. Запомнили это?

00:16:05 Человека питта-конституции нужно всегда охлаждать. Кстати, почему у него чувства привязываются к объектам? Потому что у него более выражено беспокойство ума в плане жара. Жар влияет на ум, разогревает его как бы, подогревают на наслаждение, на удовольствия. Поэтому для них это серьёзная проблема, этот жар в ум прямо бьёт. Воспаление ума – умит.

00:16:40 КАПХА-ДОША. Она отличается от вата и питты тем, что она ТЯЖЁЛАЯ. Вата лёгкая и питта лёгкая, капха тяжёлая. Поэтому для них это главное. Это качество тяжести для представителей капха-конституции даёт им инертность, тяжесть. Это главная проблема, которую им надо решить в жизни. Это кармическая проблема, которую надо решать, инертность. Эта инертность может на них свалиться как лень, апатия, депрессия, какая-то грусть, необъяснимая. Им нужно эту проблему решать, потому что для них это будет препятствием. Это же мешает в деятельности любой, в том числе и духовной деятельности.

00:17:34 Тяжесть, поэтому капха-доша, определяя качество тяжести, формирует склонность к избыточному весу, например. Склонность, я подчёркиваю, пожалуйста, не ставьте между капха и избыточный вес знак равенства, иногда делают такую ошибку многие начинающие аюрведисты. Капха – избыточный вес или у кого-то обнаружат избыточный вес, ставят уже диагноз капха. Этого не нужно делать, потому что люди капха-конституции могут быть достаточно стройными. Запомнили это, это очень важный момент. А избыточный вес, может быть, оказывается, у представителей всех видов конституции, даже у вата. Потом будем это разбирать.

00:18:25 Тяжесть обусловливает тяжёлый ум, т.е. у них депрессия будет больше выражена, тяжёлое пищеварение будет, они испытывают тяжесть. Апатия, склонность к апатии, медлительность. Медлительность ещё можно записать, такое качество. Поэтому, у них более замедленные движения, более медленное мышление, речь более медленная. Постоянство, такое качество характерно для капха. Она постоянная, поэтому люди, у которых доминирует капха-доша, они менее подвержены переменам. Они склонны к постоянству, к стабильности.

00:19:17 МЯГКАЯ, на санскрите это называется [] Мягкая кожа, например, мягкие волосы, мягкие манеры поведения, мягкий взгляд. Вообще, нетребовательный подход к жизни, к ситуации. Мягкий характер, мягкое сердце. Кроме того, она тоже холодная, тоже влажная или маслянистая, гладкая – такие качества проявлены.

00:20:02 Сколько вообще типов конституции возможно? Мне во всех регионах говорят 144. Сколько типов конституции, исходя из концепции «три-доша»? Назовите, хоть кто-нибудь, правильную цифру. Если быть ближе к правде – 10. Смотрим, как это происходит.

00:20:46 Три одинарных. Такие варианты, например возможны: вата-питта-капха. Они встречаются не очень часто, сразу это имейте в виду. Если вы определили у пациента одинарный тип конституции, то вы должны подумать, может быть, вы ошиблись. Ещё раз перепроверить.

00:21:11 Три варианта двойных, но они вот так получаются: вата-питта, питта-вата – это фактически один и тот же тип конституции, но он уже будет отличаться. По преобладанию того или другого. Вата будет доминировать или питта, но они примерно равно представлены, т.е. качества тех или других представлены примерно равно.

00:21:38 В связи с этим сразу возникает важный вопрос, эта тема одна из самых главных в нашем курсе – понять типы конституций, как их определить. Для врачей это особенно актуально. Представьте себе - вата-питта. Есть ли качества, которые противоположны для вата и питта, например качество сухости. Человек конституции, например, вата-питта. Качество сухости у него проявлено или, наоборот, маслянистость проявлена. Может быть, и то и другое, правильно, потому что мы, говоря о вата-питта, не знаем, что из этих двух у него доминирует. Или, например, холод и жар. Хотя бы на эти главные будем опираться.

00:22:31 3 пары у нас главных: сухость – маслянистость, холод – жар, тяжесть – лёгкость. Вообще, пар 10, мы сказали, но эти главные считаются. С ним мы начнём изучать 20 качеств. Мы не знаем, что здесь: сухость – маслянистость, жар или холод. По крайней мере, лёгкость мы можем здесь сказать. Лёгкость будет здесь доминировать, потому что тяжести здесь не будет представлено. Хотя, тяжесть может быть представлена в какой ситуации: когда остальные качества все по вата-питта будут идти, а какое-то возьмёт, и по капха пойдёт. Капха же тоже должна быть как-то представлена. Именно поэтому нам нужно знать качества. Потому что само знание только о типе конституции даст мало информации.

00:23:22 Какие у нас ещё будут варианты - вата-капха, капха- вата. Дальше у нас питта-капха, капха-питта. Сколько получилось? 9. И десятый вариант – это тройная конституция. Вы говорите 144, 10 вариантов, если мы говорим о телесных доша – вата, питта и капха. причём, тройная конституция тоже описывается неодинаково. Например, возможна тройная конституция – вата-капха-питта, возможна – питта-капха-вата и т.д., сколько вы их напишите. Тут 6 вариантов может быть. Потому что это разные будут представители, но здесь доминирует вата, на втором месте капха, на третьем питта.

00:24:14 Мы когда пишем конституцию, мы должны её описать исходя из доминирования. Если грубо изобразить, это примерно

00:25:13 Сразу возникает вопрос, сейчас мы кое-что запишем и вопрос зададим. Существует 2 варианта конституции: первый вариант называется ПРА́КРИТИ. Пракрити – это конституция, с которой вы родились, врождённая конституция. «Пра» - первичное, «кра», отсюда слово «креатор» происходит, - творение. Ваше первичное творение, как вас сотворили по образу и подобию, вы родились. Знаете такие слова: «по образу и подобию?» Поэтому, если Бог - облако или какой-то размытый туман, или Высший Разум, то почему же вы имеете тело, если «по образу и подобию»? поэтому Господь – личность на самом деле.

00:26:29 Итак, пракрити – это врождённая конституция. Вопрос: меняется она в течение жизни или нет? Ответ – нет. она не меняется, потому что всё, что меняется – это уже не пракрити. Как это будет называться? ВИ́КРИТИ. Викрити – это как бы повторное творение, т.е. то, что после произошло. Викрити – эта ваша приобретённая конституция, изменившаяся. В течение жизни вы жили каким-то образом жизни, имели какое-то питание, поведение, привычки, желания, и она изменилась.

00:27:26 Теперь давайте посмотрим, опять график нарисуем. Это мы обозначили как питта-вата. Представьте себе, в течение жизни питта увеличилась, и вата увеличилась, в силу каких-то причин. Как мы назовём эту конституцию? Опять питта-вата. Т.е. пракрити была питта-вата и викрити питта-вата. По названиям они совпадают, но если мы посмотрим, увидим, что здесь есть уже дисбаланс. Увеличение произошло. Как мы оценим этот вариант? Нормально это, хорошо или плохо? Не очень уже, потому что мы отошли от того, что было. Хорошо с той точки зрения, что, по крайней мере, у нас сохранилось то соотношение, которое было. Если это будет проявлено в виде болезней, эти болезни лечить будет легче. Они наши болезни, они для нас характерны.

00:28:43 Другой вариант, если, например, вот так произошло – капха-питта стало. Было питта-вата, стало капха-питта. Здесь, во-первых, сразу понятно, что это плохо, а во-вторых, ещё и лечить тяжело будет. Фактически, одна из задач терапии, вернуть человека к его первоначальной конституции. Это не единственная, это одна из задач. В этом смысле мы действуем аллопатически. Пожалуйста, не путайте, что я сейчас говорю, с аллопатией как с термином, который мы привыкли использовать для обозначения западной медицины.

00:29:44 Аллопатически – это значит действовать по принципу противоположного. Есть гомеопатия, подобным лечит, есть аллопатия. Аюрведа лечит противоположным. Т.е. если, например, увеличилось качество жара, то мы должны действовать качеством холода. Если увеличилось качество лёгкости, мы должны действовать качеством тяжести. Если увеличилось качество тяжести, то , наоборот, качеством лёгкости.

00:30:18 Поэтому, например, увеличилось качество тяжести, а вы назначили какие-то растения, которые этим же качеством обладают. Они хорошие растения были, и мы знали про них, что они действуют прекрасно, потому что уже кому-то назначали, но данному пациенту они не сыграют, а, более того, ещё ухудшат ситуацию. Поэтому, будем разбирать качества.

00:30:51 Это что касается пракрити и вкирити. Кроме того, существуют кроме этих трёх доша – вата, питта и капха, они называются ШАРИРА-доша, телесные доша. У нас ещё, кроме телесных доша, существуют доша ум и они, соответственно, называются манаса-доша. Манас – это ум, помните, мы говорили? Пошла серьёзная наука, надо не отставать от темы. Кто знает, что такое МАНАСА-доша? Манас – это ум, доша – это то, что разрушает. Шарира-доша – то, что разрушает тело, манаса-доша - то, что разрушает ум. Шарира-доша, их 3 – вата, питта и капха.

00:32:08 Что относится к манаса-доша? Правильно, раджас и тамас. Сейчас мы разберём, что это такое. Итак, существует раджас, существует тамас – это доша ума. Они относятся к категории три-гуна. ГУНА переводится как качество или свойство. Существует 3 главных качества или свойства этого мира – сатва, раджас и тамас. Из них раджас и тамас являются доша ума, а сатва не является. Хотя школа Сушруты, например, говорит, что сатва тоже является доша ума. В этом есть определённый смысл, но мы сейчас не будем вам запутывать сильно, для вас это непринципиально эти глубинные философии, общий принцип важно понять.

00:33:22 Итак, давайте попытаемся разобраться. Существует 3 гуна. Я хочу обратить ваше внимание, что есть ещё 20 качеств, которые тоже называются гуны. Помните, мы писали, если вы внимательны были, то вы обратили внимание, что есть три-гуна, а есть гурвади гуна. Чтобы не путаться, потому что когда я буду говорить гуна, чтобы вы поняли, о каких гуна идёт речь. Сатва, раджас и тамас – это три-гуна, они относятся к категории три-гуна или их ещё называют маха-гуны, великие гуны. А есть ещё 20 качеств, о которых мы позже будем говорить. Чтобы не путаться, когда я буду говорить о этих трёх гунах, я буду так и говорить «три-гуна», так договоримся в терминологии. Это будет «три-гуна» обозначаться, а те просто гуна, 20 качеств, потому что и то и другое качества.

00:34:29 Гуна – дословно переводится «верёвка», то, что нас связывает. Гуна – они нас связывают в ту или иную сторону: тут связали, там двигаемся или не можем. Гуна, они связывают нас каким-то образом в этом мире, и это влияет на наше сознание. Представьте себе, если мы возьмём ёмкость с водой, что это был бы такой аквариум, ровный. Представили? Если мы смотрим через воду на какой-то объект, если эффекта преломления нет, ровные были бы стенки, мы бы этот объект видели бы за чистой водой точно так же, как мы бы его видели без воды. Понятно? Без искажений. Это – сатва-гуна. Понятен этот пример? Когда мы что-то видим без искажений, т.е. мы реально воспринимает окружающую действительность – это сатва.

00:35:47 Именно поэтому сатва имеет ещё одно значение, об этом значении никто из вас не знает. Сатва ещё переводится как умиротворённый ум. Интересно, да? Понятна логика? Кстати, запомните такое правило, что в санскрите, если один и тот же термин имеет несколько значений, то эти значения между собой тождественно связаны, но мы не всегда это тождество видим. Сразу нам не всегда понятно.

00:36:21 Итак, сатва – это когда мы осознаём реальность без искажений. Мы понимаем её такой, как она есть. Поэтому сатва ещё переводится как чистота, ясность, доброта, добродетель, благость. Иногда переводят «благость», часто такой перевод можно встретить в литературе.

00:36:50 Теперь представьте себе, в эту воду мы капнем одну каплю чернил, даже пол-капли, чуть-чуть подкрасим воду. Если это аквариум, мы через него смотрим, эти чернила чуть-чуть замутят воду, буквально капелька, мы, в принципе, будем видеть, но уже немного появится искажение. Мы будем воспринимать реальность не совсем такой, как она есть на самом деле. Мы её будем видеть, но немного затуманено, потому что появилось какое-то пятно. Раджас дословно так и переводится - «пятно».

00:37:34 Мы обычно как переводим «раджас», кто знает? Чаще всего какой перевод используется? Страсть. Именно этот перевод отражает суть этого термина, этого качества – страсть. Потому что раджас уже нас мотивирует на какую-то деятельность, но на ту деятельность, в которой мы привязываемся к результату деятельности. Это очень важная характеристика раджаса, запишите её, что обязательно присутствует привязанность к результату.

00:38:14 Очень интересный момент, потому что когда мы привязаны к результату, мы прилагаем огромное количество сил, энергии, времени, денег, здоровья, чтобы этот результат получить. И, как часто потом обнаруживается, это не то, что нам было нужно. Потому что, когда мы привязываемся к результату, мы видим только этот результат. Остальные миллионы возможных вариантов даже не берём в расчёт. Мы так решили, что для нас это будет лучше.

00:38:50 Маленький ребёнок, возьмём маленького ребёнка. Он недавно родился, года полтора-два назад, и он вдруг обнаружил, что на кухне есть плита. В ребёнке всё через осязание, нужно пощупать. Плита включена, горячая, он этого не знает, что она горячая, что он может обжечься. У него инстинкт исследователя. Он пошёл к этой плите, уже руку тянет, сейчас он положит туда руку. Это, если видят родители, что они сделают? Они его схватят за руку, т.е. родитель спасает ребёнка. Он спасает, он делает для него благо. Какова реакция ребёнка? Орать начнёт, протестует, плакать, он недоволен, не получил результат, который хотел. Это – раджас.

00:39:52 У нас тоже в жизни так часто бывает. Мы такие силы прикладываем, чтобы что-то добиться, вдруг раз, что-то не получилось. Мы, вместо того, чтобы поблагодарить судьбу, что мы от чего-то ушли, мы всего замысла не видим и не понимаем. Если 3 раза одно и то же делают, то на четвёртый вам дадут возможность это сделать. Но это не значит, что это будет хорошо. Итак, ребёнок 3 раза будет к плитке тянуться, на четвёртый родитель подумает: «Я же не буду каждый раз на кухне присутствовать, чтобы его хватать за руку». И тогда он просто поднесёт руку, обжёгся, чуть-чуть обжёгся под контролем родителя. Всё, он никогда туда больше не полезет, он уже знает. Чуть-чуть достаточно, он запомнил. Ему сказали: «Горячо» и на будущее он это слово уже знает, что оно значит.

00:40:50 Вот что такое раджас. Вы прикладываете силы для того, чтобы что-то получить, но это не всегда вам нужно. Если этого не произошло, препятствие какое-то возникло для реализации ваших идей, у вас будет гнев. Бывает же гнев, почему? Потому что изначально говорится, до раджаса существует вожделение. Вожделение формирует страсть, раджас. Сначала мы чего-то хотим, вожделение – это желание чего-либо. Потом мы проявляем страсть, раджас. И когда не реализуется желание, возникает гнев. Вот такая причина гнева, один из серьёзных врагов ума.

00:41:39 Что такое тамас? Тамас – это мы сюда в аквариум налили одни чернила. Если раджас, хоть что-то было ещё видно, хоть какие-то мотивы к деятельности ещё были, то тамас – это просто отупение, тупость. Тамас – это тьма. Ученье – свет, а неученье – тамас. Тьма, иллюзия, невежество, поэтому тамас часто переводят как невежество. Лень, инерция, сонливость. Обычно, люди, которые живут на уровне тамаса, не заботятся ни о себе, ни о своих близких. Они склонны неправильно питаться. Склонны употреблять наркотики, алкоголь, проявлять насилие по отношению к другим живым существам.

00:42:37 Итак, это 3 уровня сознания, из которых 2 – тамас и раджас, разрушают наш ум, сатва – поддерживает его. Как вы думаете, большинство людей находится под влиянием какой из этих гуна? Подавляющее большинство людей сейчас находятся под влиянием гуны раджаса. Сейчас я вам назову ещё одну задачу терапии в аюрведе – это очень важный момент. Одну из задач мы назвали. Кто вспомнит, какую из задач терапии мы назвали, каким путём действуем? Аллопатически, противоположным. Т.е. мы, зная, какие качества преобладают, действуем противоположными качествами. Но это не главная задача, хотя важная, чтобы привести в равновесие тело.

00:43:49 Так вот, более главная задача – изменить сознание от раджаса и тамаса к сатва-гуне. Т.е. изменить сознание от раджаса и тамаса к сатва-гуне. Каким путём это делать, мы будем разбирать, будем об этом говорить. Но одна из задач – вывести человека на уровень сатва-гуны.

00:44:19 Теперь вспоминаем историю с Махатмой Ганди. Поняли, о чём я хочу сказать? Если вы сами не стремитесь к сатва-гуне, то как вы можете помочь человеку? Курящий врач разве может работать наркологом, или пьющий? Трудновато ему будет. Его никто слушать не будет, кому он нужен там? Не врач, а чёрт знает что получится, шарлатан и обманщик. Хирурги, подсказывают.

00:44:57 На самом деле, к врачу в аюрведе предъявляются очень строгие требования. Неприменение алкоголя, табака и наркотиков – это минимальное требование. Это банальные требования, без которых и речи не идёт о том, чтобы заниматься медициной. Куча есть других требований, много есть других требований. Но, мы должны смотреть глазами разума на это. Должны задуматься очень серьёзно. Если мы задумались и стали серьёзными – это разум. Если сказали ерунда – это ум.

00:45:36 Ум, знаете, такая штука, он, если почувствует, что у него из под ног платформа уходит, он сразу придумывать начинает. Есть такой термин, он называется «уловки ума». Мы их будем у вас наблюдать в течение сессии, особенно в тот день, когда будем говорить о питании. Удивительные уловки ума будут возникать. Мы их все уже знаем и ответы на них тоже имеем, за 9-10 лет накопили.

00:46:10 Гуна действуют на доша. Т.е. каждая доша может находиться под влиянием той или иной из три-гуна. Вата может проявлена быть под влиянием сатвы, под влиянием раджаса, под влиянием тамаса. Питта точно так же, и капха. Сколько вариантов тогда стало? 3 на 3 – девять вариантов проявления трёх доша. Мы их разберём потом, поговорим, как проявляет себя вата в раджасе или капха в сатве. Для чего мы должны это разобрать? Чтобы увидеть, на каком уровне находится доша человека и подтянуть его. Мы хотим к сатве подтянуть. Самим сначла нужно подтянуться, потом других подтягивать. Ясно это? Есть ли какие-то вопросы по гунам, по доша? Все понятно? Хорошо.

транскрибирование: Ольга Семенова | Раменки | Россия | 16 September 2020