Восьмигранное и десятигранное обследование пациента

Хабаровск -
Аштабидха парикша (восьмигранное обследование пациента): нади парикша (определение пульса), джихва парикша (обследование языка), шабда парикша (обследование голоса), спарша парикша (обследование кожи), дришау парикша (обследование глаз), акрити парикша (проверка общего вида), мутра парикша (проверка мочи), мала парикша (оценка стула). Дашабидха парикша (десятигранное обследование пациента): Пракрити, Викрити, сара (жизнеспособность 7 типов тканей), самханана (физическое телосложение), прамана (размеры тела), сатмья (адаптируемость), саттва (психическая конституция), ахара шакти (способность к усвоению пищи), вйайама шакти (способность осуществлять физическую нагрузку), вайа (возраст). Оценка наследственности. Особенности оценки психической конституции.
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:50:16 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 1059 | скачано: 184 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Итак, продолжим. Мы будем говорить о методах обследования. Следующее мы должны разобрать, что такое аштабидха парикша. Мы писали трибидха парикша, то есть трехгранное обследование. Аштабидха парикша, «ашта» - это восемь, восьмигранное обследование или восьмиступечатое. Это уже обследование, которое обеспечивает понимание картины природы болезни и общего состояния пациента, то есть это уже более целенаправленные этапы, которые включаются в трибидха парикша, как бы расшифровываются более широко.

Нади парикша (определение пульса)

00:00:54 Итак, что входит сюда, в эти шаги, что мы должны сделать, какие шаги осуществить. Восьмигранное, аштабидха парикша. Первый шаг называется нади парикша. Нади, сышали, что такое нади? [Ответ из зала: каналы] Каналы, но это неправильно, то есть в смысле правильно, но нади еще одно значение имеет. Нади парикша, нади имеет значение, слышали такое выражение нади вигьян? Пульсовая диагностика. Нади парикша – это определение пульса, нади – это пульс, в том числе, нади переводится как пульс. Проверка пульса является очень важной, как мы уже говорили, и значительно помогает в обследовании пациента. Идеальное время для проверки пульса – раннее утро. И пациент должен как минимум час до обследования не принимать пищу.

Джихва парикша (обследование языка)

00:02:18 Следующая – это джихва парикша, в одной ведической мантре звучит это слово. Джихва – это язык, обследование языка. Язык оценивается, во-первых, с точки зрения того, какая Доша доминирует во влиянии на язык, во-вторых, язык является проекцией практически всех внутренних органов. И по состоянию языка оценивается налет языка, цвет языка, это мы будем разбирать с вами отдельно, я пока не могу, нет картинок, будут картинки, будем просто тренироваться с ними уже вместе.

Шабда парикша (обследование голоса)

00:03:17 Следующая – шабда прикша. Шабда парикша – это обследование голоса пациента. Ну например, если голос такой низкий и медленный у пациента, какой мы делаем вывод? Влияние Капха Доша. Если голос такой резкий, человек говорит четко, отрывисто и лаконично, в точку? Питта, хорошо. И если голос хриплый, может быть, грубый, это влияние Вата Доша. Так мы оцениваем голос.

Спарша парикша (обследование кожи)

00:04:10 Следующая – это спарша парикша, спарша – это обследование кожи. Например, если кожа сухая, грубая, то это больше влияние Вата Доша. Если влияет Питта Доша, то мы это можем определить по температуре кожи, потому что преобладание Питта Доша приводит к несколько повышенной температуре кожи, а преобладание Капха Доша приводит к тому, что кожа прохладная и немножко влажная, прохладная и влажная.

Дришау парикша (обследование глаз)

00:05:01 Следующая – дришау парикша. Если, дорогие друзья, мы что-то не успеем в эту сессию разобрать, не беспокойтесь, у нас есть еще вторая, просто я так сейчас смотрю, может быть, что-то мы не успеем, может быть, но, скорее всего, мы укладываемся, но мало ли что. То есть, чтобы у вас беспокойства ума не было, я напоминаю, что у нас еще будет возможность недоразобранные вопросы разобрать. Дришау парикша – это однокоренное со словом даршан, это обследование глаз. В современной медицине иногда используют неправильный термин, который называется иридодиагностика, потому что обследование глаз это не иридодиагностика. Иридодиагностика – это обследование радужки. А обследование глаз больше, то есть оно включает в себя вообще глаза, обследование глаз.

00:06:06 Например, если у пациента светобоязнь, называется фотофобия, это по глазам мы оцениваем, то есть это мы глаза оцениваем. Для какой Доша больше характерна фотофобия? А где же наша контрольная? Вата, Питта прозвучала, а кто-то и Капха назвал. Фотофобия – это один из характернейших признаков Питта Доша. Потому что Алочака Питта находится в глазах, Субдоша такая – Алочака Питта. Светобоязнь, фотофобия характерна для Питта Доша. Если, например, глаза имеют сухую слизистую, немножко запавшие глаза, то это выраженный дисбаланс может быть Вата Доша. Хорошо.

00:07:06 Если пациент жалуется на тяжесть в веках, и, например, глаза такие влажные, водянистые, может быть слезотечение, то это больше влияние Капха Доша. Понятно, да? Такие вот признаки. По очереди давайте. [Вопрос из зала: красные глаза, склера] Вы хотите задать вопрос, с какой Даша это связано? Больше это влияние или Питта чаще всего или может быть Вата Доша при определенных условиях. У Капха это бывает очень редко, практически не бывает. Чаще Питта.

00:07:57 [Вопрос из зала: экзофтальм] Экзофтальм мы тоже можем как один из методов при оценке обнаружить, экзофтальм характерен для того же, например, тиреотоксикоза, ну вот можно использовать. По Доша сам по себе тиреотоксикоз больше связан с Вата Доша, таким образом, можно подумать, что экзофтальм связан с Вата. Но это, видите, как бы признак, один из признаков заболевания, поэтому мы здесь оцениваем через болезнь, скорее всего. Еще какие вопросы? Ну ладно, вопросы дальше потом.

Акрити парикша (проверка общего вида)

00:08:40 Акрити парикша, акрити – это проверка общего вида. То есть когда вот так вот смотрите на пациента и в общем его оцениваете. То есть, пытаясь угадать его конституцию, гадать не надо, пытаясь обнаружить. На самом деле, после 108-го пациента вам будет уже вообще просто, после 108-го, потому что после 108-го пациента вам не надо будет ни таблиц, ничего, вы просто будете смотреть и видеть Викрити пациента. То есть он пока дойдет до вашего стола от двери, вы уже будете Викрити знать. После 108-го вы будете просто смотреть и видеть Викрити, оценивать его. Понятно, да? Ну по крайней мере, доминирующую Доша, одну из доминирующих вы будете чувствовать. Но нужно 108 пациентов прогнать через себя, ну по пять в день, даже если два раза в неделю, ну вот за 11 недель вы прогоните, три месяца получается. Через три месяца.

Мутра парикша (проверка мочи)

00:10:06 Следующая – мутра парикша. Это вообще интересный метод, я лично его не использую, но использую косвенно только. Что такое мутра на санскрите? Книжки вообще вы читаете по Аюрведе когда-нибудь? А, пропускаете? Мне кажется, Вата, Питта, Капха запомнили уже, да? Ну слава Богу! Мутра часто встречается в книжках по Аюрведе, это моча. Это проверка мочи. Вообще, в оригинальных источниках указывается, что проводится тест с каплей кунжутного масла. То есть вы берете мочу пациента в стаканчик, раньше врачи пробовали еще и на вкус, потому что других методов не было, отсюда диабет называется сахарный. Слышали вы это, да?

00:11:08 А еще есть тест с кунжутным маслом. Я не знаю, имеет ли практичность вам рассказывать этот метод, потому что вообще насколько вы используете мочу. Этот метод описан у Васанта Лада в книжках. Вот кстати, кто мне вчера книжку показывал, там, кажется, есть этот метод с кунжутным маслом. Мочу мы можем оценить, по крайней мере, по общему анализу мочи, если вам принесет его пациент, это уже хорошо. И обратите внимание обязательно, есть ли какие-то соли в моче, потому что это может косвенно говорить, например, о предрасположенности к мочекаменной той же болезни и так далее.

Мала парикша (оценка стула)

00:11:47 Мала парикша. Мала – уже более знакомое слово, это оценка выделений, но более широко здесь это оценка стула, и поэтому вы должны при опросе пациента узнать у него, как у него вообще кишечник работает, мы уже говорили, делали на это акцент, на работу кишечника. Но вообще, врач должен, кроме того, опросить о характере стула, и о характере фекалий еще он должен узнать, каков кал. То есть если, например, доминирует Вата Доша, то стул такой твердый, сухой, трудно пациенту опорожнять кишечник, то есть он будет на это жаловаться.

00:12:40 При доминировании Питта Доша, наоборот, будет склонность к послаблению. И поэтому если вы видите, что пациент Питта конституцию имеет, никогда не задавайте ему вопрос, а бывает ли у вас запор. Вы уже можете предполагать, что у него, скорее всего, нет запора, иногда у них даже, наоборот, склонность к такому неустойчивому стулу, то есть они могут три-четыре раза в день опорожнять кишечник, и, причем, кал не сформированный обычно. В Аюрведе говорится, что у здорового человека кал сформирован как спелый банан, то есть он должен быть по консистенции как спелый банан. У людей Пита конституции он может быть вообще не сформирован, то есть такой жидкий по консистенции стул может быть. Они даже на это могут жаловаться. У нас есть такие фитокомпозиции, которые позволяют восстановить, это дисбаланс Питта Доша, поэтому надо решать эту проблему.

00:13:45 Если, например, пациент вам скажет, что в стуле слизь обнаруживается, то это признак доминирования Капха Доша, слизь – Капха Доша. Ну еще можно спросить, но никто вам, скорее всего, не скажет, тонет или не тонет кал в воде. Но это очень хороший и важный диагностический критерий. Что это значит? Если все-таки некоторые пациенты у нас умные, читают Аюрведу, подготовлены, они поэтому смотрят, тонет или не тонет. Итак, если тонет, то это признак высокого уровня Амы в организме. Избыток Амы.

Дашабидха парикша (десятигранное обследование пациента)

00:14:53 И разберем, что такое дашабидха. Когда нам делать перерыв? Давайте сейчас, наверное, сделаем небольшой перерыв. Сейчас мы поговорим о десятигранном обследовании, называется дашабидха, «даша» на санскрите значит десять. Есть, например, Дашамула, слышали, Дашамула – десять корней, называется Дашамула. Экадаши – одиннадцать, эка и даша, один и десять – одиннадцать. Десятигранная проверка, десятигранное обследование, вы только полностью пишите – дашабидха парикша, это я не пишу полностью, а вы там смотрите, как писали, и пишите. Оно включает в себя следующие десять этапов, это то, что вы должны определять у пациента при обследовании.

Пракрити

00:16:05 Первое – это Пракрити. Ну мы уже с вами разбирали, как определять Пракрити, это определяется с помощью этой программы, поэтому я вам всем рекомендую все-таки сходить на сайт, те, кто дал диски, если я успею, я сброшу эту программу. Если что-то не так, возьмете с сайта эту программу и используйте, я вам весьма рекомендую это делать.

Викрити

00:16:37 Дальше, второе мы определяем Викрити, это второй этап – Викрити. Вообще, в работе врача, прежде всего, вам понадобится в первую очередь – это вот эти две программы – астрологическая и программа пульсовой диагностики. Я думаю, они понадобятся вам в первую очередь, и в принципе можно, кстати, я уже для других регионов мы договаривались это делать, можно централизованно или организованно осуществить, заказать программы. То есть если кому надо будет, потом можно это будет обсудить, чтобы это было централизованно, и организовать вот эти программы по пульсовой диагностике.

00:17:31 Вообще, одна из задач, как мы уже говорили, одна из главных задач проведения данных курсов заключается в том, чтобы начали организовываться центы, и я со своей стороны, так как все-таки уже взявшись работать с вашими регионами, я могу взять на себя ответственность, ну, не полную ответственность, но, скажем так, частичную в помощи организации данных центров в плане того, чтобы помочь, например, какое-то оборудование организовать, потому что вы не всегда знаете, где, что можно закупить, а мы уже прошли эти этапы, мы знаем, где дешевле, где более качественно и так далее. И что действительно в первую очередь необходимо для организации центов. Это разговор, конечно, не сегодняшнего дня, это уже в мае нужно к этому возвращаться, потому что сначала вам нужно проучиться, а потом уже будем думать об организации этих центров.

00:18:29 Но так как у вас здесь присутствует основных три-четыре города, я думаю, что, конечно, вы придете к тому, чтобы организовывать аюрведический центр, и, на самом деле, это одна из главных наших целей, и потом мы к этому разговору можем вернуться. Потому что, например, у нас есть возможность организовать стол для процедур, и он делается, кстати, из ангарской лиственницы, вручную делается. Специальный стол, потому что если вы будете из Индии заказывать, то это намного дороже обойдется, а у нас делается достаточно качественный стол. Вот Владивосток, они уже закупили такой стол, и они вот буквально скоро обещают. Ничего не говорят, когда? Так они уже открылись? Тайком. Сокрыли, да? Вот так вот, они еще и грант выиграли.

Сара (жизнеспособность 7 типов тканей)

00:19:29 И когда открылись, то есть они уже работают? Молодцы, вот так и нужно – тихо, мирно. Молодцы. Так что вот Владивосток уже центр открыл, и этот стол они, значит, уже используют. А вот эту программу пульсовой диагностики они тоже используют. Они меня, кстати, и познакомили, через них я узнал об этой программе. Следующее, что мы определяем, третье, - это сара. Сара - это интересное понятие в Аюрведе, дословно его буквально можно перевести как жизнеспособность тканей. Я напомню вам, что существует семь тканей – это раса, это ракта, это мамса, медха, астхи, какие еще, шукра, сейчас посмотрим, маджу пропустили, перед шукрой маджа еще.

00:20:28 Ну хорошо, существует семь тканей, и на третьем этапе мы оцениваем их жизнеспособность. Существуют косвенные признаки, некоторые из них можно записать. Раса оценивается по состоянию кожи, то есть кожа должна быть, например, гладкая кожа, считается, что лучшее состояние расы. Более гладкая кожа, она должны быть мягкая, чистая. На коже обнаруживается, например, волосяное покрытие, волосы должны быть тонкими, так написано буквально в Аюрведе, - тонкими и глубоко укоренившимися, то есть крепко сидящими волосы. Это все оценивается состояние расы.

00:21:21 Ракта оценивается по, так как это кровь, она оценивается по состоянию слизистых, глаз, рот, язык, то есть они должны быть, оценивается цвет кожи, глаз, слизистой рта, слизистой языка, губ, ногти, подошвы ступней и так далее, оценивается цвет, то есть если бледность, например, бледный цвет, то это недостаток ракты. Мамса оценивается по развитию мускулатуры, то есть у человека не должна быть дряблая мускулатура, это недостаток мамсы, и, например, гипертрофия мышц, это будет говорить об избытке мамсы. Жировая ткань, медха, оценивается по состоянию кожи, кожа должна быть маслянистая, то есть она не должна быть сухая и не должна быть избыточно маслянистая.

00:22:28 Маслянистость кожи оценивается, волос. Астхи оценивается по гибкости суставов, вообще по состоянию суставов тела, но это я самые основные признаки вам называю. Маджа оценивается по цвету лица, то есть, например, если у человека такой землистый цвет лица, это может говорить о дисбалансе данной ткани. И репродуктивная ткань оценивается по силе, такой, не физической, а, скажем так, выносливости человека, способности его выносить нагрузку, по его характеру.

00:23:21 Считается, что те, у кого хорошо развита репродуктивная ткань, у них обычно такой благоприятный, веселый характер, они радостны, удовлетворены, счастливы. Так оценивается шукра. Ну, можно провести в анамнезе опрос, касающийся интимной жизни, тоже уточнить аспекты сексуальных взаимоотношений, это будет характеризовать репродуктивную ткань. Дословно в Аюрведе звучит так, что «люди со здоровой шукрой являются крепкими и веселыми». Крепкими и веселыми, вот так, легко и понятно. Хорошо. Самханана, следующее, что оценивается, – самханана. Вы еще не сошли с ума от терминологии?

Самханана (физическое телосложение) и прамана (размеры тела)

00:24:23 До мая все выучить наизусть. Контрольную кто не сдаст, на второй год остается. А что делать? Во Владивостоке будете повторно, там они группу наберут, туда поедете и будете учиться. Самханана – это физическое телосложение. Смотрятся, например, такие параметры как симметричность телосложения, пропорциональность телосложения. Пятый параметр, который оценивается, это прамана. Прамана вообще – это размеры тела, но в Аюрведе размеры тела не оцениваются в сантиметрах или в метрах, не вводится метрическая система.

00:25:24 Кстати, об этом очень интересно пишет Дипак Чопра в своей книге «Идеальный вес». Может быть, кто-нибудь читал эту книгу «Идеальный вес, читали кто-нибудь? «Идеальный вес» - очень хорошая книжка, и вот он как раз пишет о том, что неправильно в западной медицине мы все свели к цифровому выражению параметров и, фактически, мы подгоняем людей под некие так называемые стандарты среднестатистические, которые, на самом деле, в природе вообще не существуют. И вот опираясь на эти цифры, мы вводим как себя в заблуждение, так и пациентов вводим в заблуждение. И когда говорится о размерах, например, тела, в Аюрведе используется, например, оценка размеров в пропорциях самого тела. То есть есть некоторые соотношения, например, длина пальца, ширина пальца, ширина пальца называется ангула, там где мармы, там написано слово это – ангула.

00:26:31 И просто нужно, чтобы пропорционально сложено было тело, там очень много критериев вводится. Я сейчас их вам не буду рассказывать, потому что реально на практике вы маловероятно, что будете это применять, это только такие уже продвинутые аюрведические врачи очень подробно, дотошно все это исследуют. Но, например, когда мы оцениваем размеры тела, у нас есть такой критерий, что крупное телосложение, некрупное, среднее телосложение, то есть на эти параметры мы можем опираться, но, опираясь на цифровое выражение, мы можем оказаться в заблуждении. То есть вот эти вот соматометрические методы, они могут не соответствовать действительно так называемому здоровому состоянию, просто это средние статистические параметры. Что такое среднестатистическое? Знаете, в медицине такая шутка есть, что в палате в среднем 36,6. Значит, там все нормально, чего туда заходить, там же 36,6, медсестра все измерила – 36,6, один лихорадит, другой умер, в среднем 36,6. Нормально, чего туда заходить, там все здоровы.

Сатмья (адаптируемость)

00:27:43 Поэтому средние параметры, они, конечно, не говорят ни о чем, на самом деле, и мы не должны их использовать для оценки. Следующая характеристика, шестая, называется сатмья. Сатмья – это, а я уже говорил, кстати, это термин, ну-ка кто вспомнит - пять получит, нет, четыре. Нет, не сегодня говорил. Ну-ка проверим, как вы санскрит запоминаете. Листают назад. Так, быстрее, четверка уже с минусом.

00:28:42 Ну ладно, это я говорил, когда мы говорили с вами о … Все проще, поприземленней, потом до Бога, сейчас пока рано, тело обследуем. Асатмья индрийардха самйог – вторая причина болезней. Ну такое короткое слово, забыли его, да, наверное? Помните, я говорил… Вот этих троих надо рассадить, они все время смеются и других заражают. Инфекция? Вот так вот. Вот специалист, доктор говорит – инфекция. Сатмья – это стабильность, но подождите, не пишите, потому что это другой смысл здесь имеет. И мы в том смысле разбирали, что асатмья – это нестабильное или негармоничное взаимодействие органов чувств с объектами чувств.

00:29:44 Помните, как вторая причина болезни? Все забыли уже, кошмар какой. В данном контексте сатмья означает адаптируемость, то есть способность организма адаптироваться. И фактически, вы в опросе пациента должны выяснять, как он переносит болезни, как он переносит перемены погоды, как он переносит стресс, как он переносит нагрузку, как он приспосабливается, например, к изменению каких-то других внешних факторов, питания и так далее, и так далее. То есть, например, смена рациона, смена климата. Вот обязательно нужно спрашивать, это характеризуется как сатмья, адаптируемость, очень важный критерий. Фактически, в Аюрведе все люди делятся на две группы – это хорошо адаптируемые и плохо адаптируемые, то есть те, кто хорошо адаптируется к изменениям, сильные, представители такого сильного типа и слабый тип по адаптации.

Саттва (психическая конституция)

00:30:49 Ну да, физиология, она же откуда? Из Аюрведы произошла давным-давно. Следующее, то, что мы оцениваем, мы оцениваем психическую конституцию. Вот что интересно, психическая конституция на санскрите называется саттва, очень интересное совпадение терминов, да? И саттва обозначает здоровая психическая конституция, то есть спокойный, умиротворенный ум, ум, который не подвержен беспокойствам. И способность ума находиться в умиротворенном состоянии как раз характеризует психическую конституцию человека. То есть человек может быть саттвичным, то есть у него больше склонность к Саттва-гуне, может быть раджасичным – больше склонность к Раджасу, и может склонность к Тамасу быть.

00:31:48 И кстати, вот есть такая книга «Йога и Аюрведа». Есть она на складе, «Йога и Аюрведа», Давид Фроули автор? И вот в этой книге Давид Фроули приводит очень хороший опросник для определения гун, определение Саттва, Раджас и Тамас, очень хороший опросник. Я бы его вам тоже сбросил на дискету, но он у меня остался на другом компьютере, а этот компьютер приказал долго жить, ну в смысле, тот компьютер, и нету. То есть вы можете взять книгу и сами просто кому это надо набрать в компьютере этот опросник и использовать его в работе с пациентами. Он очень демонстративный, но там, в основном, вопросы, рассчитанные на взрослых людей, то есть с детьми там не получится его провести.

00:32:36 Там просто три колонки и признаки, и человек выбирает из трех колонок, и потом вы подсчитываете сумму, куда больше попало ответов – или в Саттву, или в Раджас или в Тамас. Очень показательно. И самый первый вопрос, который задается, какое питание. Там, где Саттва, стоит – вегетарианское. Вот с этого начинается опросник, сразу характеризуется четко, по питанию, в первую очередь. Поэтому вы можете использовать этот метод для определения психической конституции пациента.

Ахара шакти (способность к усвоению пищи)

00:33:28 Следующее, что мы определяем, это ахара шакти. Ахара шакти вы уже должны сами перевести, что это такое, вы уже специалисты. Ахара шакти, что такое шакти? Энергия, так иногда переводят это слово. Нет, жизненная энергия – это прана. Ну ладно, сейчас мы далеко уйдем, давайте так, ахара что такое? Что-то знакомое, я повторял 500 раз, поэтому уже стало знакомым. Так, четверка на кону, четыре с минусом, три с плюсом, три с минусом, два, два с плюсом.

00:34:29 Ахара, вихара, аушадхи – пища, распорядок дня, лекарства – три опоры здоровья, сто раз повторял. Вот так, учишь их, учишь, ничего не запоминают. Ахара шакти – это способность к усвоению пищи, способность переваривать пищу, сила, энергия, способность переваривать пищу. То есть вы оцениваете, исходя из того, какая у него конституция, вы узнаете, как он может переваривать пищу. Это очень важный диагностический критерий. Например, у него медленное пищеварение может быть, а может быть очень активное, а может быть нестабильное пищеварение, то есть сегодня все хорошо, завтра все очень плохо, а послезавтра вдруг непонятно опять все как восстановилось. Понятно, что нужно делать, какие вопросы задавать? Ахара шакти.

Вйайама шакти (способность осуществлять физическую нагрузку)

00:35:25 Есть еще вйайама шакти, вйайама я не говорил, вы не знаете. Вйайама шакти – это тоже способность, но не переваривать пищу, а способность осуществлять физическую нагрузку, способность переносить ту или иную физическую нагрузку. Вы должны спрашивать у пациента, как он переносит нагрузку, и, например, люди Вата конституции обычно очень быстро начинают нагружать себя какой-то деятельностью, какой-то нагрузкой и быстро сдуваются. Люди Питта конституции очень терпеливы, но они рациональны, то есть они могут просчитать необходимую для них нагрузку и подойти к этому логично.

00:36:21 Люди Капха конституции обычно медленно раскачиваются, но они очень выносливые, они могут долго заниматься какой-то нагрузкой, но они в силу своей инерции и лени не всегда склонны это вообще делать, для них лучше просто лежать, чем заниматься нагрузкой. И вам необходимо оценивать вйайама шакти с позиций… Да, физическая нагрузка прежде всего имеется ввиду. Это, если правильно говорить, способность к выполнению упражнений даже, потому что один из важных моментов, для чего вы это оцениваете, для того, чтобы порекомендовать пациенту упражнения, те или иные упражнения.

Вайа (возраст)

00:37:05 И последнее, что мы оцениваем, это вайа – это значит возраст пациента. Мы должны знать, что человек проходит в своем онтогенезе три главных периода, три главных возрастных периода, это период роста организма, сейчас этот период в современную эпоху сокращается, то есть быстрее он заканчивается, люди быстрее развиваются. Это очень, кстати, негативный признак в обществе. Знаете, когда родители радуются, вот, у меня он быстрее то начал делать, быстрее се начал делать, и нужно плакать, а не радоваться, потому что это, физиологи давно сказали о том, что время созревания до половой зрелости является критерием, определяющим вообще продолжительность жизни.

00:38:06 И чем быстрее человек развивается, тем он быстрее заканчивает свой жизненный путь, но на самом деле, в любом случае мы все когда-то закончим этот жизненный путь, кто-то раньше, кто-то позже. Но вот это убыстренное развитие, так называемый процесс акселерации, на сегодняшний день демонстрирует, что дети, которые быстрее развиваются, более крупные, более высокие, они в итоге больше болеют. Это уже известный факт, и сейчас об этом уже серьезно говорят в литературе, в научной литературе о том, что это неблагоприятно влияет на здоровье. В среднем, этот возраст сейчас заканчивается в 15-17 лет, и в Аюрведе это считается периодом Капха Доша, то есть рост организма – это период Капха. Именно поэтому, например, дети чаще болеют простудными заболеваниями, чем взрослые, потому что простудные болезни – это болезни Капха Доша.

00:39:08 Затем начинается период стабильности. Период стабильности – это некое плато, где все функции нашего организма более или менее постоянны, взрослый такой период уже, до начала угасания функций – это период Питта Доша. Вот сколько он длится? Период Питта Доша у женщин определить очень легко: начало климактерического периода – это конец периода Питта Доша, то есть, как только начался климакс – это начался следующий, третий этап, Вата Доша. У мужчин немножко посложнее определять, то есть там нужно оценивать несколько функций различных, но, в среднем, период Вата Доша начинается после 50 лет.

00:40:04 И еще есть такая особенность, что он у некоторых людей начинается раньше, а у некоторых чуть позже. У людей Капха конституции он может начаться чуть позже, не в 50, а где-то в 55-60 лет. У людей Питта конституции он обычно так и начинается, где-то 50 лет. А у людей Вата конституции чуть раньше, то есть они сами по себе Вата, и у них период Вата раньше приходит, у них он начинается где-то в 45-40 лет, иногда в 35 даже лет начинается угасание функций. Есть такая болезнь, наследственное заболевание, которое… Отменить что ли вечером лекцию? Что-то я говорить уже не могу. Шутка. Придется говорить. Устали голосовые связки.

00:41:08 Есть такое заболевание наследственное, которое, на самом деле, страшное очень заболевание, я вот лично никогда не видел таких пациентов, но в литературе описание встречал, иногда в прессе мелькает информация, это очень редкое заболевание, но это болезнь, при которой возникает раннее старение организма, и модель жизни примерно в четыре, в пять раз быстрее проходит у человека, и фактически все признаки старения у такого пациента уже в 18 лет, и в 20 лет обычно такой человек умирает со всеми признаками старения. Эта болезнь называется, кто знает как? Это называется прогерия.

00:42:10 Это по автору она так называется? Я просто не слышал, теперь буду знать. Как еще раз по автору она называется? Синдром Вернера. То есть вот это такая карма. Вот здесь возраст уже не будет играть такой роли. Это что касается методов диагностики. Теперь давайте, прежде чем перейти к картинкам, ваши вопросы, пожалуйста. Какие есть вопросы? Потому что по картинкам записывать, наверное, не будем, потому что там ничего непонятно будет про картинки.

Оценка наследственности

00:43:09 Есть ли вопросы? [Вопрос из зала о наследственности] Наследственность оценивается следующим образом: мы можем интересоваться у пациента, какие болезни встречаются у его родственников. Кстати, вот есть такие специальные аюрведические health-card, то есть это не истории болезни, а карта здоровья такая. Они опубликованы в некоторых книгах, на английском языке, правда, эти книги. И там есть пункты, которые обязательно должен заполнить аюрведический врач при заполнении истории болезни у пациента, и там есть пункты, например, болезни, встречающиеся у, и дальше идет перечень там отдельно: родители, братья-сестры, дети и так далее.

00:44:09 И это учитывается, но здесь учет какой должен быть, здесь не должно быть фатального учета, то есть, например, вы должны знать, что существуют собственно наследственные заболевания, которые сопровождаются поломкой на уровне или гена, или хромосомы, например, а существуют так называемые заболевания с мультифакториальной расположенностью – мультифакториальные заболевания, в генетике сейчас современной они выделяются - МФЗ. Это болезни, которые не являются собственно наследственными, на самом деле, но прослеживается, например, в ряду поколений частая встречаемость этих заболеваний. Это болезни, например, такие как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, холецистит, желчнокаменная болезнь.

00:45:05 Здесь, скорее всего, надо вести речь не только о наследственной предрасположенности, а вести речь о характере образа жизни, принятом в данной семье и передающемся из поколения в поколение, это тоже очень интересный фактор. Например, в данной семье принято неправильно питаться, и эта привычка может передаваться из поколения в поколение, то есть родители передают правила питания, правила образа жизни. Есть, например, в семье привычка не вовремя спать ложиться, то есть так принято в данной семье, любят они до трех часов смотреть телевизор, и дети перенимают эти привычки, и потом у них постепенно формируются болезни, к которым есть предрасположенность. Но если бы этого образа жизни негативного не было, то и предрасположенность не реализовалась бы. Понятно? То есть мы оцениваем, безусловно, характер болезни у родственников, это нужно делать, но именно вот с таких позиций оценивать.

00:46:05 Понятно, что если вы обнаружили гемофилию или дальтонизм, то вы можете, зная законы генетики, законы Менделя, составить вот эти вот расчеты, ну ради бога, если интересно. Но мы же генетикой не занимаемся, нас больше интересуют вот такие вот факторы. Да, например, если гипертоническая болезнь встречается в ряду поколений или у родственников, то надо задуматься, почему это происходит, и проанализировать образ жизни в данной семье, ясно, да? Учитывается. Еще какие вопросы по методам диагностики?

Особенности оценки психической конституции

00:46:42 [Вопрос из зала о психической конституции] Нет, здесь не так. Здесь оценивается тенденция поведения или характера человека к той или иной гуне, то есть тяга туда или туда. Мы сказали, что большинство под влиянием Раджаса находится, но смотрите, если вы возьмете этот опросник, помните, я вам сказал, «Йога и Аюрведа», возьмете эту книжку и найдете. Очень хороший опросник. Сама по себе книжка хорошая, там, кстати, есть очень важные моменты, касающиеся фитотерапии в зависимости от Субдоша, и вот с этой позиции вам эта книга пригодится, и еще в этой книге много по асанам тоже для разных типов конституции, разных болезней, хорошая книжка. У вас сколько их там запас?

00:47:51 Ну, возьмите хотя бы по несколько экземпляров по регионам, я вам эту книгу весьма рекомендую, «Йога и Аюрведа», там в некоторых местах перевод не очень такой приятный, плохая редакция, похоже, была, но знания там хорошие. И вот представьте себе, вы обследуете пациента, вы можете применить этот опросник и фактически заложить какие-то параметры: Саттва, Раджас, Тамас, и у вас всегда будет преобладать вот этот столбик, в основном, он будет во второй столбик все ответы давать, но вы можете посмотреть, у кого-то будет, например, вот такая картина, а у кого-то уровень Раджаса будет поменьше, а уровень Саттва-гуна побольше, а у кого-то Тамас будет повыше, то есть соотношение посмотреть, куда тенденция идет. Фактически это очень важно, потому что там такие очень простые вопросы положены, но именно ключевые, куда тяготеет человек, к какой гуне.

00:48:59 Поэтому Саттва, здесь просто игра слов очень интересная, что Саттва еще и переводится как ясный ум, ясный такой, чистый ум. И мы Саттва обозначаем, соответственно, как психическая конституция. И для чего нам это важно? Например, мы, оценивая конституцию Тридоша, помните, мы с вами рисовали такую табличку три на три, Доша под влиянием гун Саттвы, Раджаса и Тамаса, и там эти признаки заложены. Даже если у вас не будет вот этой книжки «Йога и Аюрведа» и не будет этого опросника по гунам, то вы можете просто взять в основу то, что мы с вами писали в Гурвадигуна и то, что мы писали для Тридоша, как проявляется в зависимости от гун. И когда вы будете опрашивать пациента, вы какие-то ключевые вопросы запомните, что вам нужно спрашивать, исходя из гун, и вы уже можете смотреть, какие Доша под каким влиянием находятся, это оценка психической конституции. Ясно, да? Хорошо.

транскрибирование: Ольга Третьякова | Москва | Россия | 22 января 2022