Особенности Аюрведы

Хабаровск -
1. Целостный подход (холизм). 2. Психосоматический подход. 3. Индивидуальный подход. 4. Акцент на образе жизни. 5. Натуропатический подход. 6. Универсальность.
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:35:34 | качество: mp3 40kB/s 10 Mb | прослушано: 511 | скачано: 524 | избрано: 49
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Сейчас мы поговорим об особенностях Аюрведической медицинской традиции, каковы особенности. Аюрведа представляет из себя очень древнюю медицинскую систему, и за всё время существования она сформировалась исходя из тех особенностей, уникальных особенностей, которые лежали в основе философии Аюрведы. Постараемся перечислить их. Особенно некоторые из них мы сделаем акцент на это.

1. Целостный подход (холизм)

00:00:37 Первая отличительная особенность Аюрведы это то, что она представляет из себя холистическую систему, холистическую это значит целостную систему, холизм - это целостный, это сейчас модно так говорить. Целостный подход в Аюрведе подразумевает, что мы рассматриваем организм, как целое, а не как сумму органов и систем, как целое, где существуют очень четкая взаимосвязь между системами, органами, тканями. И поэтому в аюрведической медицине когда к врачу приходит пациент, врач не рассматривает человека через призму своей узкой специализации, как это часто бывает в современной медицине.

00:01:23 Например, у человека головные боли вследствие нарушения работы кишечника, такое может быть, например. Но такой пациент идёт к кому? К невропатологу, например, да, и в результате невропатолог рассматривает его сквозь призму своей узкой специализации, он не видит коренную проблему того, что на самом деле есть у человека.

00:01:48 Более того, целостный подход подразумевает, что мы рассматриваем человека не просто как целое, а как часть большего целого, то есть окружающего его мира и природы. Это тоже важный момент, потому что окружающая природа существует по определенным законам, и по этим же закономерностям существует наш организм.

00:02:09 Например биоритмы. Солнце встает утром, заходит вечером и 24-часовой циркадный ритм существует, никуда от него не деться. Мы будем говорить о биоритмах, и говорить об этих особенностях. И наш организм подвержен этим биоритмам, он так же зависим от них, практически все наши органы и системы работают исходя из вот этих вот циклов, которые повторяются постоянно. Наши разные органы, разные меридианы активны в разное время, и так далее. Это нужно тоже, знать это всё входит в понятие целостного подхода.

2. Психосоматический подход

00:02:51 Вторая особенность Аюрведы заключается в том, что в Аюрведе практикуется так называемый психосоматический подход. Вот эта тема, которая будет идти у нас красной нитью через все наши занятия. Психосоматический подход подразумевает, что наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние нашего тела, на наш организм, и фактически болезнь является следствием изменений в нашей психике.

00:03:28 Это образно сравнивают со следующим. В кинотеатрах вы все видели, что на большом экране, когда идет изображение фильма вы все, как знающие люди понимаете, что источником этого изображения является проектор. Если вам что-то не понравилось на большом экране, или какое-то нечеткое изображение, вы можете конечно взять тряпку, и начать тереть экран, но это не изменит ничего, пока вы не пойдете туда, где стоят проекторы, и не измените что-то ТАМ. Вот это надо понять. Потому что до тех пор, пока мы не изменим своё поведение, своё сознание, свои привычки, свои желания, мы не сможем полностью устранить болезнь. Более того, как мы уже сейчас сказали, болезнь возникает исходя из наших желаний и привычек.

Тело как наблюдатель

00:04:26 Но не все наши желания и привычки благоприятными, и даже большинство из них неблагоприятны, что происходит? У нас есть какие-то желания, какие-то привычки, какие-то проблемы в конце концов, есть проблемы, которые возникают в результате наших взаимоотношений с людьми, или нашего собственного поведения. И нам в основном не очень приятно сталкиваться с нашими проблемами, так ведь? Согласны вы, что проблемы это не то, что нам нравится?

00:05:00 В Аюрведе есть такая пословица, лучше самим заглянуть в лицо реальности, а то реальность придёт и сама заглянит к нам в лицо, и нам не всегда нравятся наши проблемы, мы наоборот стараемся от них уйти, происходит так, мы хотим уйти от проблем, и что происходит? Мы убираем проблемы, мы начинаем её подавлять, пытаемся от неё убежать, как Карл Густав Юнг говорил. Что он говорил по этому? В тень, да? Он ввёл такое понятие, как тень. Мы её прячем как в том анекдоте, когда пьяный человек ищет под фонарем включи, слышали да? Подходит страж порядка, и спрашивает, что Вы делаете, он говорит, я ищу ключи. Где потеряли? Вон там под кустом. Почему ищите здесь? Здесь светлее.

00:05:55 И мы очень часто поступаем как этот человек. Мы начинаем уходить от так называемых темных сторон наших жизней, которые нам не нравятся, нерешенные проблемы, накопившиеся вот эти враги ума, анартхи, помните анартхи? Они накапливаются, мы можем их некоторые озвучить, беспокойство, страх, гнев, зависть, похоть, жадность, вожделение, алчность, страх. Знакомые? Ревность, ненависть, злоба, раздражительность, тревога, обида. Ещё перечислить?

00:06:33 И мы уходим от них, уходим, мы фактически их убираем в эту тень. То есть в ту сферу нашего сознания, в которой как бы неосознаваемо. То есть мы убрали, и всё, и забыли о них, и забыли, на время забыли. Но кто-то не забыл, и этот кто-то будет напоминать о том, что у нас что-то решённое, если такой очень внимательный наблюдатель, который нам будет напоминать, это наше тело.

00:07:03 Представьте себе наше тело. Когда мы долго не хотим решать какую-то проблему, тело начинает по-тихоньку, по-тихоньку, а потом всё сильнее, если мы прислушиваемся напоминать об этом. И одна из задач нас, наша задача как аюрведических специалистов да, вы уже тут все почти аюрведические специалисты, осталось всего 2 недели. И одна из наших главных задач - прочитать язык этой болезни, язык на котором с нами говорит наше тело. О чём оно нам хочет сказать? Что оно подсказывает? Какая проблема не решена? Что не решено?

00:07:56 Например, если у человека выражено такое удивительное и несравненное качество, как гнев, один из врагов ума (очень серьезное препятствие, очень серьёзная анартха), то существует высокая вероятность того, что у него пострадает такой орган как печень. Существует высокая вероятность. Вот таких аналогий можно много проводить. Ни в коем случае не думайте, что здесь существует прямая взаимосвязь. Если бы это было так, то вообще было бы всё просто, там гнев печень, страх почки. Да, это закономерность присутствует такая, например почки чаще страдают у тех, кто подвержен страху, это безусловно так, но это не жёсткая взаимосвязь, то есть не стопроцентная, имейте это в виду. Хорошо? То есть на будущее.

00:08:46 И наша задача понять, что же произошло, в этом отношении может многое помочь, но здесь нужен серьезный анализ, очень серьезный анализ, о некоторых анартхах я поговорю отдельно, о таких наиболее серьезных, мы поговорим об этом. Страхи, беспокойства, серьёзные проблемы. Почему они возникают? Что является причиной их формирования? Мы должны это понять. Но если мы осознаём причину болезни, то это уже один из главнейших шагов на пути к избавлению от этой болезни.

00:09:26 Древние греки говорили, верить в победу значит наполовину победить. То есть знать причину болезни, это уже осознать почему у меня возникла эта болезнь. Так вот это осознание может значительно помочь в лечении. Фактически полного исцеления невозможно пока человек не осознал причину по которой у него возникла болезнь. Поэтому исцеление как раз здесь однокоренное слово со словом целостный. Да? И однокоренное со словом цель, и однокоренное со словом целитель. Поэтому и говорим, что хороший врач, он целитель, он исцеляет. Исцеляет, значит даёт целостность, вот.

О качествах врача и о требованиях к нему

00:10:07 Но он должен сам быть... Древние греки у них кто был целителем? Из мифологии греческой, кто там был мифологическим целителем, и он всегда изображался со стрелой в боку, и из этой раны капает кровь? Кентавр. Кентавр, это идеология раненого целителя, то есть он не просто целитель, он ещё и ранен, сам ранен. Если он сам прошел через страдания, сам исцелился, то он может помочь другим. Это очень важная идея, раненого целителя, мы к этому будем возвращаться когда будем говорить о взаимоотношениях врача и пациента.

00:10:53 У вас кстати есть вот эти книжки сборники с конференций? Там, забыл как называется, «Аюрведа и современная медицина» есть зелёненькая, а есть где мосты вот эти вот разводятся. Есть такие, да? Вот тоже вам нужно найти эти сборники, там в одном из этих сборников опубликована моя статья «Аюрведа о качествах врача», прочитайте ещё раз, прочитайте, какие требования предъявляются к врачу.

00:11:26 На самом деле, дорогие друзья, с одной стороны вам выпала огромная удача, что все вы здесь сегодня собрались, а с другой стороны это накладывает на вас огромную ответственность, огромнейшую. Вы даже ещё на самом деле ещё не понимаете куда вы влипли. Я буду рассказывать об этом, рассказывать, и если вы действительно осознаете эту ответственность, что вы не просто так получаете эти знания. А меня, кстати немножко порадовало, что у вас достаточно высокий процент врачей в группе, это хороший симптом, наличие врачей, что врачи открыты для изучения, вот. Но это очень большая ответственность, потому что если неправильно будем применять эти знания, мы себя прежде всего разрушим, сами себя разрушим до основания.

3. Индивидуальный подход

00:12:14 Итак, следующая особенность аюрведы это индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает, что мы рассматриваем пациента как индивидуальность, и как личность, причём уникальную личность. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. И вот, я опять возвращаюсь вот к этой теории о тридоша, это уникальнейшее знание о психофизиологическом строении нашего организма, основанная на концепции телесных доша, и умственных доша, об этом мы будем говорить отдельно. Ряд других факторов также имеют место для определения индивидуальности человека, но врачу прежде всего нужно понять концепцию тридоша. На самом деле каждый доша, об этом будем говорить отдельно, представляет из себя комбинацию качеств, качеств.

00:13:17 И просто лишь сказать, что человек обладает пита-вата, или капха-пита конституции, это ещё мало, мало информации, нам нужно понять вот эту концепцию 20 качеств. У каждого из нас есть эти 20 качеств, но часть из них доминируют, часть не доминирует, как в генетике да, есть доминантный ген, есть рецессивный. Вот здесь примерно то же самое 2 качества, примерно тоже самое, вот. Там не гены называется в генетике, а лели. Кто знаком с генетикой, тот знает.

00:13:50 И, фактически, когда одно качество доминирует, второе всегда будет подавлено. И каждый из нас представляет комбинацию вот этих 20 качеств, и вот эти качества формируют нашу индивидуальность. Мы будем каждое качество разбирать отдельно, очень подробно. У нас будет там полдня на это уйдет, пока мы эти качества не разберем, каждое 20 качеств с терминологией будем разбирать. Напугались? Ну ладно, так вот идея индивидуального подхода в Аюрведе является основополагающей, вот это прямо как-то выделить, подчеркнуть, что вот это особенность аюрведы одна из самых главных.

4. Акцент на образе жизни

00:14:35 Следующая особенность аюрведы это акцент на образ жизни. Дело в том, что когда мы работаем с пациентом, и когда мы пытаемся ему помочь, мы должны знать, что здоровье человека стоит на трех опорах. Так в Аюрведе говорится, что здоровье стоит на трех опорах, как треножник на котором стоит фотоаппарат, вы видели, да такие треноги есть. И идея заключается в том, что если одну из этих опор убрать, на двух других стоять не будет. Итак, давайте подумаем на чём стоит наше здоровье, когда мы работаем с пациентом? Врач он должен помнить об этом треножники постоянно. Я сейчас буду писать названия этих опор на санскрите.

Три опоры здоровья

4.1 Ахара

00:15:29 Первая опора называется ахара, буквально означает то, что проникает в нас извне, всё, всё что проникает в нас извне, но в более узком смысле слова это что? Питание, да. В более узком смысле, и поэтому обычно ахара, это говорится о пище, о питании, это первая опора здоровья – правильное питание, да. Поэтому если мы работая с пациентом не сказали ему чего можно есть, а чего нельзя есть, то уже одну опору мы не поставили. Хотя бы просто минимально мы должны сказать, что вот эта пища вам не показана, её нужно хотя бы ограничить, а вот эту исключить, это минимально, что мы должны сказать пациенту. Если мы более серьезно работаем с пациентом, то мы должны ему подробно расписать его рацион.

00:16:31 В Аюрведе есть простой критерий, да. Знаете простой критерий, как определить сразу подходит пища или не подходит? Кто знает? Нравится не нравится, знаете это когда пациент больной насквозь приходит, и говорит: «Мне мой организм подсказывает, что мне нравится, а что не нравится». И как же он ему подсказывает, когда он больной насквозь, когда там все сигналы, которые идут, они ошибочны? Поэтому это этот алгоритм не приемлем, этот алгоритм приемлем для идеально здорового человека. Согласны, да? То есть если человек идеально здоров, то ему организму может действительно что-то подсказать. Иногда у детей это можно обнаружить, если ещё их здоровье более-менее в порядке, да, то это у детей иногда можно обнаружить, но не всегда.

00:17:42 Идея Аюрведы очень простая, основная идея питания проста. Сейчас я вам скажу, вы все удивитесь насколько всё просто. Если пища от вас убегает, то её есть не нужно, если не убегает, то можно есть, иногда убегает, иногда уплывает, иногда улетает, иногда уползает, но в целом идея понятна, иногда упрыгивает. То, на чью жизнь право вы никакого не имеете, то будет разрушать ваше здоровье, это одна из идей аюрведы на самом деле. Но мы об этом будем позже говорить, у нас будет целый день посвящен питанию, один из дней в конце этого цикла, во второй половине мы будем полностью говорить о питании, о правилах питания, об особенностях питания, о вредных продуктах, о полезных продуктах всё будем говорить. Ясно, да?

4.2 Вихара

00:18:45 Вторая опора здоровья, когда мы работаем с пациентом, – вихара. Вихара означает распорядок, распорядок, режим дня, режим недели, режим месяца, режим жизни, распорядок. Что и когда мы делаем, в какое время. Вовремя ли мы это делаем? В какое время встаём, в какое ложимся, в какое время принимаем пишу, в какой работаем, в какой отдыхаем, всё играет большую роль.

00:19:34 Поэтому так же врач должен пациенту минимально сказать хотя бы общие правила режима дня, то есть сейчас говорю о минимальных хотя бы, да. А в идеале он должен с ним очень подробно эти вещи обговорить, но тоже будем это обсуждать, будем говорить о биоритмах, что в какое время делать, в какое время принимать пищу, например. Если не вовремя принимать пищу, она вызовет образование в организме амы. Ама это чужеродные субстанции. Ама дословно так и переводится, чужеродное, не моё, не моё, «ма» это моё, «а-ма» не моё, что-то, что-то чужое в организме, токсины.

4.3 Оусадхи

00:20:25 И третье – оусадхи, дословно, лекарство, несущее свет. Видите какой интересный перевод. Не просто лекарство, а лекарство, несущее свет. О-у-садхи, иногда пишут оушадхи, но более правильная транскрипция оусадхи. Поэтому не каждое лекарство несёт свет, оно должна содержать в себе солнечный свет, лекарство, чтобы унести, поэтому сразу понятно, если мы задумаемся антибиотики, вы уже почти специалисты, сразу догадываетесь, не несут свет, да потому что само название "антибиотики" против жизни, не важно чьей, против жизни.

00:21:54 Поэтому не каждое лекарство собственного лекарством и является с этой точки зрения, Потому что тут в названии заложено. Что такое лекарство? То, что несет в себе свет в широком смысле этого слова, не просто избавляет от болезни, но и исцеляет в общем. В аюрведе говорится, что всё есть лекарство, всё что нас окружает это лекарство, только нужно знать как использовать. Всё.

00:22:20 Исходя из этой конституции понятно, что если только одна опора стоит, даже если мы на очень хорошие лекарства назначили, да, нашли и назначили очень хорошие лекарства, но остальные 2 опоры не стоят, лечение не пойдёт, или пойдёт минимально. Поможет конечно если хорошее лекарство, то поможет, даже если человек питаться неправильно будет, режим дня неправильно будет соблюдать, поможет. Но потом опять вернётся, такая идея, опять вернутся. Эффект йойо знаете? Это когда вес сбрасывают, а возвращается ещё больше, американцы ввели такой эффект йойо, возврат ещё больше, чем было. У нас будет отдельная тема по избыточному весу, я буду рассказывать почему это происходит.

00:23:13 Есть такая история, знаменитой история. Сейчас расскажу историю о аюрведическом враче много тысяч лет назад, его звали Дживака, есть джива, а он Дживака. Очень знаменитый врач, он написал комментарии потом к этим текстам по баларога чикитса, он педиатр был по своей специальности внутри аюрведы можно так сказать, болезни детей рассматривал. И эта история, связанная с Дживака следующая.

00:23:48 Когда Дживака был молодым юношей он пришёл учиться к специалисту, к мастеру аюрведы, к учителю. Он пришел и сказал, «гуру-джи, я хочу заниматься аюрведой, возьмите меня к себе». Он был молодой, вот, тот взял к себе, говорит: «Хорошо. Сейчас посмотрим насколько ты действительно готов изучать Аюрведу». Потому что это знание только сейчас стало таким доступным, раньше оно передавалось индивидуально от учителя к ученику. Сейчас мы живём поэтому в удачное время на самом деле. И он первый год целый год этот Дживака значит, он мыл полы в доме учителя, чистил туалеты, готовил еду, и учитель смотрел за ним, смотрел за ним и тот выполнял всё очень смиренно, и ни разу не подошёл с вопросом, «Когда учиться то будем в конце концов, гуру?».

00:24:43 И где-то год, может даже больше, он примерно так его испытывал, потом сказал да, я вижу ты действительно хочешь изучать аюрведу, давай. И он начал его брать с собой на сбор растений, показывать ему растения, они изучали их, он потом его научил готовить лекарства из этих растений, рассказывал как лечить больных, он брал его на приём, на консультации, демонстрировал больных и так далее.

00:25:09 Итак прошло очень много лет, очень много лет прошло, он никогда не спрашивал когда же в конце концов экзамены и диплом. Ну, он просто смиренно всё выполнял и ждал, он не знал когда закончится обучение, чем оно закончится, вопросов к экзамену даже не знал представьтесь и билетов.

00:25:27 И в один день гуру сказал, завтра заканчивается твоё обучение, тебе остался экзамен и всё. Ты сдашь экзамен, и я тебя отпускаю. Экзамен будет такой, завтра утром ты пойдёшь в лес. (Они жили в таком доме, там дальше было поле и лес), ты пойдёшь из дому, и пойдёшь в это поле, в лес. У тебя задание найди не лекарственное растение, не лекарственное растение, не обладающие лекарственными свойствами. Ты его найдёшь, это растение и принесёшь мне, когда ты это сделаешь. Если сделаешь сразу, всё, экзамен сдал. Но к вечеру, так вечеру, там, как хочешь. Весь день твой завтра, завтра это весь день экзамен, что, как его ты проведешь, твоё дело. Он сказал хорошо, утром рано встал, взял лопаточку, и пошёл из дому.

00:26:23 К вечеру он вернулся очень уставший, измотанный, и сказал, «Гуру-джи, я не сдал экзамен, я не нашёл не лекарственное растение, простите меня, но я не достойный ученик. Я не имею права практиковать аюрведу, так как я не выполнил ваше задание». Гуру ответил, молодец вот теперь можешь идти и заниматься и лечить людей». потому что, он говорит я всё, все растения которые только были посмотрел, все, я хоть какое-то лекарственное свойство да нашёл, хоть какое-то нашёл. Говорит, вот и молодец! Всё. Хороший экзамен, билетов, главное не знал, поэтому эта история нам демонстрирует, что на самом деле знания о растениях, и обо всём, что нас окружает, позволяет понять, что всё обладает лечебными свойствами, всё обладает.

Самое лучшее лекарство

00:27:27 А что обладает самым сильным лечебным свойством? Кто мне скажет? Кто знает? Какое лекарство самое сильное лечебное свойство имеет лекарственное такое воздействие? Слово, слова это самое сильное, это значит чувство слуха, помните говорил. Я специально так подсказал, кто внимательно услышал. А на втором месте по силе воздействия что стоит? Кто знает? Вы понимаете, вот на самом деле сейчас внимательно послушайте, что я скажу, все воздействия, которые мы можем использовать при лечении пациента, они идут через пять чувств, слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.

00:28:25 Какие-то другие версии есть? Только 5 чувств. Фактически, к нам проблемы приходят через чувства, и лечим мы через чувства, мы потом будем об этом говорить, когда будем говорить о строении нашего организма. Поэтому на первом месте по силе воздействия стоит воздействие через слух, так говорится в аюрведе, что слово это то, что исцеляет сильнее всего, и сейчас вам открою страшную тайну, страшную тайну. Завтра никто не придёт, сейчас узнаете почему.

00:28:56 Потому что есть определенные правила, и одно из правил гласит, что аюрведический врач тот, кто действительно занимается аюрведой, у него есть ряд обязанностей. Обязанностей море на самом деле вот в этой статье вы посмотрите "аюрведа о качествах врача", да? Но есть одна обязанность, которая не подлежит неисполнению, её нужно делать обязательно каждому, кто занимается аюрведой. Кстати это одна из причин, почему так много, так мало людей занимается Аюрведой. По России, вот если вот так вот взять специалистов серьезного уровня, на пальцах одной руки можно пересчитать.

00:29:38 Это правило следующее: аюрведический врач должен быть ещё и знаете кем? Нет. Так, это, это минимальные требования, без этого просто Аюрведу нельзя изучать, ещё какие-то варианты? Кем он должен быть? Это тоже хорошо, и об этом мы будем говорить, это обязательно, это обязательно. Сгорит тут же. Так ещё? Аюрведический врач должен обязательно быть преподавателем лектором. Почему? В аюрведе предписывается врачу регулярно собирать своих пациентов, или просто слушателей, желающих общаться с ним, и общаться, проводить лекции на какие-то темы, касающиеся здоровья, здорового образа жизни, аюрведы, это нужно делать регулярно и постоянно, и врач должен в этом совершенствоваться. Я просто лично знаю врачей, которые не смогли эту тему реализовать, они не смогли заниматься Аюрведой.

00:30:45 До тех пор, пока врач через себя это не пропустит, и не сможет донести до пациентов, он не сможет стать врачом, или просто до слушателей, не обязательно пациенты. Но для пациентов это вообще обязательно, это как один из аспектов лечения, лечение через слух, словом. Потому что в рамках индивидуальной работы с пациентом ни один врач не сможет всё это выложить, это же требует огромного количества времени. Но сколько на пациентов, на консультацию уходят времени? Около часа, меньше смысла нет, а больше сил может не хватить ни у вас, ни у пациента, но может полтора-два это предел, ну сколько можно с пациентом работать? Ну в среднем это час, в среднем, а если быть более точным, в Аюрведе говорится, мухурта, это 48 минут. Одна мухурта это 48 минут, то есть это то время, которое Вам необходимо уделить пациенту, в связи с этим понятно почему современной медицина разваливается на глазах, там 10 минут или сколько там сейчас? 5 бывает? Ну ладно, не будем, не будем критиковать. 12 да? Но по стандартам да? 12 минут это даже познакомиться не успеваете, вот.

00:32:01 Поэтому аюрведический врач должен уделять время пациенту. Даже этого времени бывает недостаточно, и он должен собирать слушателей, и говорить с ними на темы, касающиеся здоровья, мы будем сегодня разбирать что такое здоровье, вот на эти темы нужно говорить с пациентами, и врач должен стать лектором, поэтому каждый из вас должен стать лектором. Санпросветработа, да, правильно, нас этому учили, нас всех учили по не многу, и как-нибудь.

00:32:34 Учёные подсчитали, что только 10% того, чему нас учат мы применяем на практике в любом образовательном учреждении, включая школу, техникум, ВУЗ, аспирантуру 90% мы не применяем. Две причины это нам не нужно, второе не умеем, то есть примерно так. Вот это вот идея акцента на образ жизни она очень важна ахара-вихара-оусадхи, то есть если мы ставим эту пирамиду, треножник, три опоры, то тогда лечение пойдёт, пойдёт хорошо, именно поэтому в Аюрведе такой большой упор делается на питание, и на режим дня.

5. Натуропатический подход

00:33:18 Следующая особенность Аюрведы, это натуропатический подход. Натуропатический подход подразумевает, что для лечения и профилактики болезней используются средства и методы естественного, природного, натурального происхождения это травы, это минералы, это продукты животного происхождения тоже используются. Солнце, воздух и вода и так далее, то есть природные средства всё это используется в аюрведической медицине. И в связи с этим считается, что как можно меньше должно использоваться средств неприродного происхождения, неприродного. То есть они тоже могут использоваться, если у человека, вот привели пример с туберкулезом, но без антибактериальной терапии безусловно вы уже не обойдетесь. Но если у нас есть возможность помочь дополнительно с помощью натуральных средств, мы можем это сделать, это будет очень хорошо. Ясно, таковы особенности аюрведической медицины.

6. Универсальность

00:34:22 А! И ещё одна особенность, давайте её тоже запишем, универсальность. Методы и средства аюрведы они универсальны, универсальные. Есть такое правило в Аюрведе, оно звучит как деша-кала-патра, место-время-обстоятельства. Это означает, что в любом месте, и в любое время в связи с теми обстоятельствами, в которую вы попали, вы можете использовать знания аюрведы. Знания аюрведы не привязаны ни к какому времени, эпохе региону. Так начинается Чарака Самхита, один из текстов в Чарака Самхита гласит, что Аюрведа не принадлежит ни одной эпохи, ни одному государству, ни одной религии, и так далее. То есть Аюрведа является самодостаточной, полноценной, полной, законченной, медицинской традицией. Но медицина здесь понимается в более широком смысле слова нежели то, в том, в котором мы это понимаем с вами просто как лечение болезней. Здесь гораздо шире.

транскрибирование: Елена Брайнис | Иерусалим | Израиль | 06 September 2020
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 11 October 2020