Философия Болезни

Хабаровск -
Смысл и предназначение болезни. Материальная и духовная природа человека. Четыре вещи, сопровождающие человека в материальном мире. Двойственность материального мира и человеческого восприятия. Актуализируемая и отторгаемая части мира. «Тень» по терминологии Юнга. Возвращение вытесненной неосознаваемой сферы в виде симптомов болезни. Возвращение к целостности – исцеление. Смысл симптома важнее его причины. Болезнь как вспомогательный механизм обретения целостности. Восстановление внутренней и внешней целостности. Методы исследования (интерпретации) болезни: 1. отказ от причинно-следственных связей на физическом уровне; аналоговое мышление; 2. анализ временных рамок симптома; 3. выявление скрывающегося за симптомом принципа; необходимость внимательно слушать пациента; 4. определение чему препятствует/способствует симптом; 5. принятие существования проблемы и внесение изменений в свою жизнь; безоценочное принятие.
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:29:45 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 2289 | скачано: 449 | избрано: 32
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Смысл и предназначение болезни

00:00:00 Мы будем с вами сейчас разбирать философию болезни. И, может быть, необычным прозвучит само это словосочетание, то есть болезнь – больше медицинское понятие, но мы сейчас сказали философия. Философия как дословно переводится? Это любовь к мудрости. Философия – это любовь к мудрости. И если мы сейчас взглянем на любое заболевание с точки зрения аюрведической медицинской традиции, то мы обнаружим, что болезнь возникает не просто так. Мало того, что есть причины болезни, как бы все об этом слышали, и на аудиодисках мы об этом подробно рассказывали, я говорил о причинах болезни. Но у болезни есть еще, кроме причины, смысл, то есть определенное предназначение. И на прошлом цикле мы с вами говорили о том, что каждый из нас имеет своё предназначение, то есть каждый человек имеет дхарму, то есть это его уникальность своего рода, ради которой каждый из нас появляется в этом мире, чтобы реализовать себя, реализовать свою программу, жизненную программу.

00:01:20 Так вот болезнь, кроме причины, которую она имеет, она тоже имеет своё предназначение. Это определенный язык, на котором с нами говорит наше тело, и наша задача – научиться читать этот язык. Но читать этот язык не очень легко, на самом деле. Мы можем, конечно, изучить литературу, и я буду подсказывать вам, какие есть неплохие книги, описывающие причины болезни, смысл и предназначение заболеваний. Но изучив эти книги, все равно этого будет недостаточно, мы должны научиться чувствовать и ощущать заболевания, распознавать этот алгоритм, почему они появляются, попытаться самим анализировать и разбирать, вот это мы с вами попробуем практиковать вместе. И мы начнем издалека, мы начнем с философии болезни, которая естественно согласуется с философией Аюрведы.

00:02:19 Мы с вами говорили о том, что аюрведическая медицинская традиция опирается на ведическую философию, и мы сейчас вспомним, для тех, кто не знает, может быть, озвучим просто некоторые постулаты этой философии. Человек представляет собой целостность, он целостное явление, но он повторяет, дублирует все законы макрокосмоса, то есть человек представляет собой микрокосмос, в котором отражается макрокосмос. Вы все об этом, наверное, слышали, в этом ничего нового нет. Таким образом, все принципы, которые существуют в любых сферах бытия, они также отражены в нас. Согласны вы с этим, да? Когда мы говорим, что они отражены в нас, мы должны вспомнить, а кем мы являемся? Кто мы есть изначально согласно ведической философии?

Материальная и духовная природа человека

00:03:21 Кто мы есть, давайте вспомним из прошлого цикла. Какую природу изначально мы имеем? Ну, мы имеем телесную природу и духовную, то есть материальная природа и духовная природа. И когда мы говорим, что мы отражаем в себе законы макрокосма, мы подразумеваем и материальную, и духовную природу. Но когда мы говорим о человеке как о личности, мы подразумеваем, прежде всего, духовную природу, которая неизменна. И на самом деле, на этом уровне мы никогда не болеем, на этом уровне мы здоровы. И болезнь находит своё отражение в материальном аспекте нашей природы. Но, попадая в материальный мир, то есть обретая тело, которое мы на сегодняшний день имеем, каждый из нас с вами, мы имеем материальное тело, мы вынуждены быть подвержены четырем вещам, от которых мы не можем уйти.

Четыре вещи, сопровождающие человека в материальном мире

00:04:27 Четыре вещи, которые неизбежны, и они нас будут сопровождать, покуда мы здесь присутствуем, постоянно. Какие это четыре вещи, мы в прошлый раз говорили, давайте вспомним об этом. Первая вещь – это рождение. Каждый из нас рождается в этом мире, и этого невозможно избежать, иначе как мы здесь появимся? Мы вынуждены родиться, мы должны пройти этот путь рождения. Затем, есть ещё три вещи. Какие вещи, давайте вспомним. Это старение, но четвертая – это смерть, это мы помним. Первое – рождение, четвертое – смерть, это легко запоминается. И там ещё есть что-то промежуточное, вторая, третья. И вторые, третьи вещи – это старение, потому что как только мы рождаемся, мы начинаем стареть. Только мы рождаемся, мы начинаем стареть. Этот процесс не так ярко выражен, по крайней мере, до подросткового, юношеского возраста, но начиная уже с 20-25, 30 лет тем более, он начинает быть явным.

00:05:25 Дипак Чопра, например, пишет о том, что в среднем угасание основных жизненных функций человека после 30 лет осуществляется где-то на один процент по сравнению с базовым уровнем. И это факт, которого невозможно избежать. То есть старение неизбежно, мы не можем продлить жизнь вечно. Когда-то нам придется оставить это тело, как и любое другое явление в этом мире, оно непостоянно. И четвертое что? Значит, рождение, старение, смерть. А что ещё мы забыли? Что ещё является неизбежным фактором? Почему в Аюрведе, почему в ведической философии, эти четыре вещи когда озвучиваются, каждая из них имеет своё значение. Это болезни. Болезни, их невозможно избежать, говорится в Аюрведе. Невозможно, хотя мы подразумеваем, для чего существует медицинская наука, в частности, Аюрведа существует для того, чтобы предупредить болезни, а если они уже возникли, лечить их.

00:06:27 Чтобы таким образом улучшить качество нашей жизни, избежать страданий или уменьшить уже проявленные страдания. Но это все только поверхностные вещи, то есть давайте попытаемся взглянуть глубже. Итак, когда мы рождаемся, мы проходим определенный путь, от рождения до смерти каждый человек проходит определенный путь, на котором присутствуют старение и болезни. Мы сейчас будем больше говорить о болезнях, чем о старении, хотя это тоже тема отдельного разговора, можно этому тоже посвятить много времени. Но сегодня и в эти дни мы больше будем говорить о болезнях. Итак, мы проходим определенный путь, и каждый момент на этом пути мы принимаем что? Какие-то решения. Замечали вы, что всегда вам приходится делать какой-то выбор. И этот выбор неизбежен, потому что даже этот выбор может, конечно, быть осознанным, может быть неосознанным, но он всегда присутствует. Итак, мы совершаем какие-то действия, предварительно выбрав их.

Двойственность материального мира и человеческого восприятия

00:07:34 И эти действия являются отражением, сейчас очень важный момент, эти действия являются отражением вот этих самых универсальных принципов, которые существуют вообще во всех областях бытия. Помните, мы сказали, человек – микрокосм, отражает макрокосм. Есть определенные принципы в макрокосме, и они все разделены на пары, по крайней мере, мы их так разделяем на пары, потому что у нас двойственное восприятие. Так говорится в философии Аюрведы, это называется «двайта» на санскрите, чувствуете, слово два здесь присутствует, «двайта». «Двайта» означает, что в этом материальном мире все двойственно, то есть есть полярность определенная. Всё, что имеется в этом мире, имеет свою противоположность. И когда мы принимаем решение и осуществляем выбор и, как следствие, осуществляем какое-то действие, это действие основано на выборе.

00:08:36 Из двух. Ну, они могут быть не так полярно противоположны, но так или иначе. Но, как мы сказали выше, это действия и этот выбор основаны на единых универсальных принципах, которые пронизывают все бытие. Давайте подумаем, какие могут быть это принципы? Приведите примеры, может быть, кто-то может это сделать. Принципы одни, а действий может быть множество. Ну давайте, чтобы вам было проще, я подскажу какую-то одну пару противоположностей, наиболее известную. Добро и зло. Есть такой принцип в этом космосе? Добро и зло. И мы, осуществляя выбор, пытаемся чаще действовать сообразно принципам чего? Добра. Ну, по крайней мере, нам так хочется. Мы так хотим. И почему мы осуществляем тот или иной выбор именно таким образом? Потому что мы считаем, что это добро.

00:09:40 Мы делаем какой-то шаг, осуществляем какой-то поступок и думаем: «Ну все-таки, наверное, это добро, то есть это хорошо». Так мы привыкли считать. Есть другие принципы, тьма и свет, радость и горе, то есть таких принципов очень много можно перечислить, но действия могут отражать разные стороны этих принципов. Но что есть добро? То, что мы договорились в этом социуме. Мы договорились, что вот это будет добро, например, вот это будет хорошо. Но может ли существовать добро без существования зла? Нет. Понятно, потому что оно должно быть, как противоположность присутствовать. И так же не может существовать свет без существования тьмы, наоборот. То есть чтобы мы увидели свет, вот я попросил включить свет, почему? Потому что здесь было немножко темновато, иначе бы мы не поняли, что нам необходим свет.

00:10:38 Поэтому таким образом, мы всегда, осуществляя выбор, придерживаемся какого-то одного полюса. Потому что в этом материальном мире всегда присутствует двойственность, всегда есть выбор. Выбирая одну сторону, мы естественным образом акцентируем на ней внимание. Она становится, как говорят психологи, акцентуированной, то есть она проявляется в нашем сознании больше. Соответственно, вторая сторона всегда будет подвержена меньшему вниманию, мы будем ей пренебрегать. Более того, если одна сторона станет для нас более привычной и примет характер закона, то вторую мы не только будем отвергать, мы ещё можем её осуждать. Мы будем считать, что это плохо. Хорошо и плохо – такая двойственность будет у нас присутствовать в сознании. Мы будем думать, что этот поступок благоприятен, в то время как этот неблагоприятен.

00:11:41 Таких примеров очень много можно привести в повседневной жизни, которые, мы считаем, что это правильно, а это не очень правильно. Например, вы идете по улице и видите нищего. Мы можем подать ему подаяние, можем не подать. И заметьте, всегда будет оправдание для того и для другого. Мы можем подать ему, потому что действительно этот человек, наверное, нуждается и, может быть, он голоден и на этих страшных морозах, если вы ему не подадите, он, может быть, вообще замерзнет, а так он хоть, может, примет какую-то пищу. Одна сторона, это хорошо для одного человека. Это с его точки зрения благоприятно. Для другого, он смотрит на него, он видит в нём профессионального попрошайку, который зарабатывает гораздо больше, чем он сам. И он понимает, что хорошо не подать ему. Одно и то же явление, но что такое хорошо, по-разному можно воспринять.

00:12:41 Например, мы можем очень основательно разобрать правила питания и прийти к решению, что отказ от мяса – это очень полезно. Действительно, есть на это основания. Но другой человек, имея, например, медицинское образование, в медицинском институте учат полярно противоположному мнению, он будет основываться совершенно на других принципах, и он будет абсолютно аргументировано доказывать, что употребление в пищу мяса полезно. То есть у него будут свои аргументы на это. И эта парадигма станет для него приемлемой. Понятно, да? То есть разные полярные противоположности, мы можем принять одну сторону и другую отвергнуть. Всем это понятно? Это очень сложная идея, её нужно принять и разобрать эту идею, глубоко понять, иначе мы не сможем разобраться вообще в философии возникновения заболеваний.

00:13:48 На этом пути, который мы проживаем каждый из нас в этой жизни, и таких жизней у нас множество, то есть одна за другой, одна за другой, мы можем проживать множество жизней. И на этом пути мы должны заниматься процессом познания и, в том числе, процессом самопознания. Ну, это безусловный факт, конечно, всем он понятен. То есть независимо от того, с материальной точки зрения или с духовной точки зрения. С духовной точки зрения важнее самопознание, с материальной точки зрения – познание окружающего мира. Мудрецы говорят, что достаточно познать или то, или то, а остальное – это отражение, это не суть важно, на самом деле, но путь познания важен. Для познания вот эти противоположности необходимы, потому что нам нужно принимать решения какие-то, мы всегда выбираем, мы идем в школу, в институт, в аспирантуру, в какие-то другие учебные заведения, чтобы познавать, и, познавая, нам опять приходится делать выбор.

Актуализируемая и отторгаемая части мира

00:14:50 На пути самопознания нам тоже приходится делать выбор. То есть мы, принимая решения, каждый раз выбираем из противоположностей. Таким образом, наше решение, любое наше решение делит весь мир, для нас, по крайней мере, на актуализируемую часть и отторгаемую часть. Актуализируемая от слова актуальность, то есть актуальная значит важная для нас эта часть. И можно, таким образом, сказать, что первая половина мира, то есть вы уже поняли, что речь идет вообще о мире всем, то есть мы весь мир делим напополам. Почему мы это делаем? Потому что в этом мире присутствует явление, которое называется «двайта», двойственность. И ещё запомните, пожалуйста, это явление - неотъемлемая часть материального мира, здесь нет другого, так он устроен.

00:15:54 Противоположное понятие в ведической философии называется «адвайта». Слышали, да? Есть «двайта», есть «адвайта». Есть целая философия, в Индии есть целое философское течение, которое так и называется – Адвайта, оно посвящено как раз этим вопросам. И в то же время Адвайта – это одно из имен Всевышнего. Мы знаем, что на санскрите очень много имен у Всевышнего, это одно из Его имен. Не просто так. Адвайта, недвойственность. Но мы пока говорим о двойственности. Итак, мы сказали, что для материального мира – это неотъемлемая характеристика. Итак, мы таким образом весь мир, а мир отражается в нас самих, делим на две части, первая часть, мы сказали, актуализируемая, таким образом эта часть используется всегда осознанно.

«Тень» по терминологии Юнга

00:16:52 То есть мы её видим, мы её осознаем и чаще всего к ней прибегаем, чаще всего с ней контактируем, состыковываемся, касаемся, видим ее. Это то, что непосредственно происходит в нашей жизни, и постепенно это становится нашей материальной природой, то есть мы привыкаем к этому, это становится нашей натурой, поведением, привычками. Понятно, да? Вторая половина, она никуда не уходит, никуда не денется, мы можем её отвергнуть, но от этого она не исчезает, она так же имеет место быть, но мы её не принимаем в силу тех или иных причин. Вторая половина, мы можем её условно по терминологии Юнга назвать тенью. Был такой величайший психолог – Карл Густав Юнг, он жил в прошлом столетии, и он ввел это понятие как раз именно для сферы отвергаемого, отторгнутого, то есть то, с чем мы не хотим соприкасаться.

00:17:56 Нам это не нравится, нам это неприятно, мы считаем это неважным, потому что это оказалось на другом полюсе. Мы хотим избавиться от этого в нашей жизни. Итак, вот эта тень ускользает из нашего внимания, она становится сферой неосознаваемой. То есть у нас есть осознаваемая сфера и неосознаваемая. Она становится неосознаваемой сферой, эта тень, и на какое-то время мы получаем такое иллюзорное восприятие, что проблема решена. Что-то мы отторгнули, то, что посчитали нехорошим, неблагоприятным, неважным, ненужным, опасным даже, может быть. И мы даже предприняли, может быть, большие усилия, затраты сил, времени, может быть, денег, энергии, для того чтобы избавиться от этого. И в итоге мы это получили.

Возвращение вытесненной неосознаваемой сферы в виде симптомов болезни

00:18:58 На каждом этапе нашей жизни это касается разных явлений. И таким образом, мы вздохнули на какое-то время спокойно. Итак, эта тень ускользает из нашего внимания, и на какой-то период времени мы думаем, что все хорошо, потому что мы избавились от противоположного полюса. Но так как один полюс не может жить без другого, то второй также остается. И через некоторое время этот полюс возвращается к нам, но возвращается он чаще всего якобы извне. Всем понятно, извне, то есть хотя он оставался у нас самих, потому что мы никуда от него деться не можем, но он возвращается извне в виде каких-то внешних воздействий на нас. И чаще всего этот возврат происходит в виде симптомов болезней.

00:20:07 Давайте мы разведем ещё эти два понятия – болезнь и симптомы. Симптомы – это язык, на котором с нами говорит болезнь. И таким образом, возврат к нам извне этого пренебрегаемого нами полюса имеет определенную роль, имеет определенный смысл и предназначение. Давайте с вами подумаем, для чего это происходит? Как вы думаете, зачем это происходит? Почему через какое-то время то, что мы так тщательно отвергали и пренебрегали этим, возвращается к нам. И как мы уже сказали, чаще всего в виде болезни. Причем, если мы вспомним материал прошлого цикла, болезнь необязательно должна быть телесной, она может быть социальной, например.

Возвращение к целостности - исцеление

00:21:06 Социальная болезнь – это напряженные взаимоотношения в микросоциуме, в макросоциуме. Она может быть эмоциональной, она может быть даже духовной болезнью. Итак, как вы думаете, почему второй полюс к нам возвращается, для чего? Чтобы мы все-таки вернулись к целостности, потому что когда мы говорим об исцелении, здесь корень – целостность. А мы что сделали? Мы сделали пополам, весь мир мы разрубили напополам, у каждого этот пополам свой получился. И второй половиной пренебрегаем. Почему? Мы считаем её чем-то плохим. По терминологии иудео-христианских традиций эту вторую половину можно обозначить понятием грех.

00:22:10 Но, к сожалению, то слово, греческое слово грех, которое изначально обозначало вот это явление, сейчас уже воспринимается совершенно иначе, поэтому этот термин мы не будем использовать. Изначально что подразумевал этот термин - грех? Он имел несколько переводов, один из них перевод – это мимо. Мимо чего? Мимо цели. То есть не достигнуть цели. Грех подразумевал, что, значит, мы уходим от достижения целостности, от достижения цели. Видите, это все однокоренные слова. Уходим куда-то в сторону, однобоко смотрим на окружающий мир, то есть каким-то своим особым сформировавшимся у нас привычным взглядом. Вот тогда мы болеем. Но грех не подразумевал вину и наказание, вот в чем идея. То есть это просто мы не достигаем цели, здесь нет никакой вины, здесь нет никакого наказания.

00:23:10 Мы должны просто обратить внимание на вторую половину и, наконец, принять её так же осознанно в свою жизнь и, таким образом, в данной сфере, например, обрести целостность. И постепенно, решая одну за одной вот эти проблемы, мы тогда сможем стать целостными. Мы говорим слова целостность, исцеление, но что мы подразумеваем под этими словами? Вот это нам сейчас надо понять, что такое исцеление, истинное исцеление? Только лишь избавление это от симптомов? Когда мы избавляемся только от симптомов, мы таким образом болезни затыкаем рот, мы не даем ей возможность говорить с нами. Болезнь тоже не выполняет ни позитивную, ни негативную функцию. Она присутствует как явление, которое нам напоминает о том, что мы не обрели целостность. И говорит она с нами на языке симптомов. Понятно это, да? Но это только начало разговора, сейчас мы будем ещё глубже это разбирать.

00:24:06 Но когда с понятием греха начало отождествляться понятие вины, то есть человек чувствует себя виноватым, то есть он как бы, пренебрегая одной стороной, начал жить другой стороной вот этой полярности, и вдруг ему в какой-то момент времени говорят: «Ты живешь неправильно». Он начинает чувствовать вину и живёт с чувством вины. Это очень плохо. Это очень плохо, на самом деле, потому что таким образом проблема не решается. Он думает: «Да, я должен переметнуться на другой полюс». Понимаете, да, что происходит? Всем понятно? То есть как только человек осознает, он начинает, более того, даже есть такой период, когда человек меняет свою жизнь в ту или иную сторону, каждый проходит какой-то этап фанатизма. Этот этап, он как раз позволяет переметнуться с одного полюса на другой. Но проблема заключается в том, уважаемые коллеги, что это два полюса, это две стороны одной и той же монеты.

00:25:08 Целеустремленность и агрессия, например, – это противоположные понятия, но это одно и то же. Просто смотря с какой точки зрения рассматривать. Понятно, да? Вот у нас был тренинг, посвященный страхам, но есть понятие бдительности и настороженности. Настороженность мы воспринимаем нормально, но страх уже нам кажется негативным. Ясно это, да? То есть, перемещаясь с одного полюса на другой, человек не решает проблему, он продолжает быть больным. Он не выздоравливает, не исцеляется, он продолжает быть больным. Итак, вот этот возврат в виде симптомов болезней, возврат второго полюса, он напоминает нам о том, что мы пока что смотрим односторонне, пока что мы не обрели целостность. В Бхагавад-Гите есть такое место, я не помню дословно, но я попытаюсь его найти.

00:26:05 Садху, то есть святой человек, одними глазами, говорится, смотрит на слона, брамана, собаку и собакоеда. Кто-нибудь помнит это место, да? Одними, говорится, глазами. Что эта фраза подразумевает? Равно. Он не оценивая смотрит на них, он не говорит, что собака – это хорошо, а собакоед, например, - это плохо, и что браман – это хорошо, а иметь тело слона – это плохо. Там очень хорошо в комментарии Шрила Прабхупада об этом пишет, что это подразумевает единый взгляд, равный взгляд на все явления, подразумевает, что человек обрел целостность, что он перестал придерживаться того или другого полюса. Но, сразу давайте оговоримся, это ни в коем случае не подразумевает равнодушие, то есть не путаем эти вещи, целостная жизнь и равнодушие – это разные понятия. Равнодушие – когда человеку вообще все равно, отсутствует активное участие, человек становится пассивным. Это не является исцелением, договоримся, да?

00:27:07 То есть Саттва-гуна и Тамас, они очень похожи, только на разных полюсах находятся. Внешне можно посмотреть на человека, подумаем: «Вот он лежит на диване, плюет в потолок, очень умиротворен – Саттва-гуна, - думаем, - такой, почти святой. Почти святой, сериалы смотрит абсолютно безэмоционально». Но это Тамас, это гуна невежества. Саттва всегда подразумевает активность, но верно направленную, целостную активность. Итак, вот этот вот симптом, возвращаясь, заставляет нас осуществлять то, от чего мы отказывались. Как это происходит, мы чуть позже сейчас поговорим, но нам приходится с ним считаться, в итоге. Нам приходится принять в свою жизнь, что до этого было все хорошо и было так здорово, но жизнь изменилась, потому что пришло заболевание, пришел симптом какой-то, который стал нам мешать.

00:28:04 И в большинстве своем современная медицина чем занимается? Я без критики сейчас, ни в коем случае не критикую современную медицину, она все равно определенных успехов добилась, и она нужна, безусловно. Нельзя говорить, что она не нужна. Современная медицина занимается тем, что, по крайней мере цель ее, - избавить человека от симптомов. Это, в принципе, понятная цель, почему, потому что симптомы нам не нравятся. Мы же приходим с жалобой не на болезнь, а на симптомы к врачу. А врачу почему они не нравятся? Потому что ему нужно избавить человека и закрыть историю болезни, и все останутся, по идее, удовлетворены этим. Но таким образом это напоминает выкручивание лампочек. Помните лампочки, мы пример с автомобилем-то приводили, кажется, на первом цикле или нет? Мой любимый пример с автомобилем. Не помните? Нет, другой пример, с лампочками, с индикаторами.

00:29:04 Вы едете на автомобиле, панель управления на автомобиле, и, знаете, вот там есть такие индикаторы, которые сигнализируют о каких-то неполадках в машине: в двигателе, масла не хватает, колеса подкачать, ещё что-то, ну, там множество обозначений. И вы можете ехать на большой скорости по трассе, 130 км вы едете, хорошая погода, не как сейчас, тепло, вы радуетесь поездке, трасса ровная. Я в ноябре или в декабре уже ездил в Кемерово, в Кемеровскую область, в Кемерово через, естественно, Кемеровскую область на машине. И вот там у нас есть такое Болотное – поселок, и где-то через несколько километров, 30-40 километров, начинается Кемеровская область.

00:30:04 И вот пока мы так вот доехали до Кемеровской области, мы уже все нервы истрепали, и только вот мы въехали в Кемерово, вот ровнейшая трасса начинается, я редко где в России такие вот места есть, ну, за исключением Москвы, может быть. Ровнейшая дорога, там Тулеев очень заботится, прямо едем, там можно любую скорость развивать, особенно если никого нет. И вот вы едете на большой скорости, получаете удовольствие, и вдруг вы увидели, что загорается какой-то сигнал на панели управления. Что нужно сделать? Все знают ответ. Что нужно сделать? Но сначала для этого что? На ходу же вы не будете на 130 км искать причину? То есть вы должны остановиться. Всем это понятно? А для чего остановиться? Чтобы потом уже там найти причину, понять, для чего, о чем говорит… Но понять, о чем говорит этот сигнал, по идее, вы должны уже заранее, потому что есть, например, для тех, кто не знает, инструкция по эксплуатации. Вы открыли, так …

00:31:04 Как вот знакомые говорят: «Третий день езжу, там какой-то чайничек все время горит. Что за чайничек?» Такой вот, знаете, чайничек, там капелька из него? Что это за чайничек? Ну, масла это нам не хватает. Они же третий день ездят, говорят: «Чайничек какой-то горит». Такой интересный чайничек. Поэтому смысл вот этого симптома, он уже вам известен, потому что вы изучили инструкцию по эксплуатации автомобиля. Но смысл симптомов, которые возникают в нашем организме, мы не все знаем этот смысл. Его нужно сейчас тоже попытаться нам научиться за эти дни расшифровывать, научится понимать этот язык. То есть есть смысл и есть причина. Но на самом деле, уважаемые коллеги, что для нас важнее, причина или смысл, как вы думаете? Причина или как бы для чего, предназначение этого симптома? Смысл. Причина, на самом деле, может корениться на очень разных уровнях, в зависимости просто от нашего взгляда на это явление.

Смысл симптома важнее его причины

00:32:08 Например, кто-то будет считать, что причина всех заболеваний на уровне нервной системы находится, кто-то будет считать, что это эндокринная поломка, кто-то будет рассматривать на уровне собственно системного расстройства, а кто-то будет говорить, что это эмоциональная проблема, третий будет видеть, или какой уже, четвертый, будет видеть причину в кармических вещах, а кто-то будет говорить, что это неправильное отношение с окружающими людьми. И каждый будет прав по-своему, просто рассматривая причинно-следственный механизм на разных уровнях. Понятно это, да? Помните, мы же разбирали стадии болезни. Это причины. То есть есть стереотипные привычки у нас, стереотипное поведение, оно формирует функциональные нарушения, а потом изменения в нервной системе, потом в эндокринной системе, потом более грубые, потом хронические, потом необратимые, неизлечимые заболевания. Это просто цепочка.

00:33:05 И на какой из этапов этой цепочки мы обратим внимание в прошлом, на самом деле, по большому счету, не будет играть роли. А вот о чем говорит этот симптом, почему он у нас возник, о чем он нам хочет сказать, может быть гораздо важнее, чем причина. Причину тоже, по идее, хорошо знать, и вот когда вы прослушивали диски, лекции и будете их прослушивать, обратите внимание на причины, безусловно, тоже, мы о них говорили. Но нам нужно ещё понять кроме причин, то есть почему возникло, а нам нужно понять, для чего возникло. Для чего возникло это заболевание, почему возник этот симптом, о чем он нам хочет сказать. И симптом заставляет нас столкнуться с тем, от чего мы так тщательно убегали, то есть со вторым полюсом того явления, того принципа, от которого мы уходили. И можно, таким образом, сказать, что симптом, вы уже поняли, я сейчас разделяю понятия болезнь и симптом, договорились.

Болезнь как вспомогательный механизм обретения целостности

00:34:10 Хотя, вроде бы как это одинаковые вещи, потому что симптом – это просто признак болезни, но мы будем разделять эти вещи, мы будем рассматривать болезнь как очень мощный вспомогательный механизм, который возникает в результате нашего одностороннего поведения. И это регулирующий механизм, который позволяет нам обрести целостность. Таким образом, мы, может быть, по-другому вообще взглянем на болезни сейчас. А симптомы – это совершенно другое, потому что, устранив симптомы, мы не устраняем болезнь, она остается и через некоторое время может проявиться в виде другого симптома, потому что три, четыре, пять симптомов могут говорить об одном и том же. В физиологии есть такое понятие – биологическая надежность, слышали, может быть, если кто врачи, знают. Что такое биологическая надежность? Есть несколько механизмов, поддерживающих разные процессы в нашем организме, и если вдруг один механизм сломается, другой это будет поддерживать.

00:35:08 Ну, самый простой пример, многим, наверное, известен, что можно удалить желчный пузырь, человек все равно останется жить. Почему? Потому что функции желчного пузыря на себя возьмет печень ну и там желчевыделительные протоки. Понятно, да? Точно так же и болезнь, она же возникает не потому что какое-то зло нам принести или негатив, или как-то наказание какое-то для нас, а болезнь возникает потому что мы до сих пор не обрели целостность, мы ещё не одними глазами смотрим на всех, кто там перечислен в Бхагавад-Гите. Понятно, да? Мы смотрим односторонне на этот мир, мы пытаемся его разделить напополам, «двайта». Почему мы это делаем, мы сейчас ещё тоже скажем. И что в результате? Болезнь возникает для того, чтобы все-таки мы, наконец, начали обретать эту целостность, начали учитывать и второй полюс в своем поведении, чтобы мы обрели целостность, исцелились.

00:36:05 И если мы убираем симптом, а это сделать, на самом деле, с помощью современных методов медицины несложно, то есть есть лекарственные, медикаментозные средства, есть хирургическое вмешательство. Можно устранить симптомы, но проходит время, болезнь же не ушла, и она, выполняя свою вот эту регулирующую роль, она через некоторое время дает тот же самый… симптом, говорящий о том же самом нам, но другой уже. Например, человек в своей повседневной жизни не учитывает…, то есть есть, например, такой принцип – нагрузка и отдых. Что сейчас, какой полюс меньше всего учитывают люди? Отдых. Много работают, мало отдыхают. Даже некоторые, хотя президент сказал, что вам даются рождественские каникулы для чего? Чтобы побольше побыть с семьей, прямо указ президента сверху был. Некоторые не поняли, для чего это дается. Сказали: «Все плохо, надо идти на работу».

00:37:07 Этот полюс полностью куда-то ушел, не умеем отдыхать. Как отдыхать? Все забыли, как отдыхать, все работают. Как может напоминать, в виде каких симптомов, болезнь о том, что человек забыл отдых? Например, гипертоническая болезнь может напоминать об этом? Может. Язвенная болезнь может напоминать об этом? Может. Как они между собой связаны? Да никак они не похожи. Разве похожи гипертония и язвенная болезнь? Нет. Но они могут, в том числе, напоминать о том, что человек пренебрег фактором полюса вот этого противоположного – отдыха. Но, опять же, прямых вот этих связей давайте сейчас не будем проводить, то есть есть индукция с дедукцией, не путайте. То есть язвенная болезнь и гипертония могут об этом напоминать, но они могут напоминать и о чем-то другом. Не путаем, воробей – это птица, но не каждая птица – это воробей. Запомнили, да? То есть вспомним немножко философские вот эти принципы.

00:38:04 Итак, симптом, таким образом, напоминая человеку о пренебрегаемом полюсе, том, который не вошел в нашу жизнь, делает человека честным, потому что мы все здесь нечестны перед собой, прежде всего. И перед другими. Что такое нечестность? Это значит, что мы сделали выбор, основываясь на каких-то правилах, которые, может быть, сами же и придумали, или нам их как-то внушили, эти правила. Но таким образом, мы нечестны ни перед собой, ни перед миром, мы пренебрегли второй половиной данного принципа. Ну, какого-то конкретного принципа. Итак, давайте немножко подрезюмируем то, что мы говорили, и попытаемся всё это подытожить. А после того, как подытожим, мы попытаемся с вами разобрать методы исследования каждой болезни.

00:39:13 То есть независимо от того, какая это болезнь, как она будет проявляться, мы должны уметь её исследовать. То есть мы должны стать исследователями болезней, понять этот алгоритм, потому что если болезнь не будет выполнять свою функцию, тогда она возникает бессмысленно. Итак, наше сознание, то есть мы сейчас уже пытаемся подытожить все вышесказанное, наше сознание, оно двойственно, оно полярно. Эта двойственность - неотъемлемая часть материального мира, и, делая выбор в этой двойственности, мы, таким образом, становимся нецельными, нецелостными, несовершенными, то есть мы выбираем всегда какую-то одну половину. Итак, эта нецельность подразумевает, что мы уже какие? Больные. Мы больны, потому что выбрали что-то одно.

00:40:13 Может быть, сейчас это не до конца понятно вам, но попытаемся давайте в это углубиться. Потому что когда мы говорим исцеление, это подразумевает, что мы обрели целостность. И поэтому мы заявляем следующее, то, что сейчас, может быть, вам не понравится, ваш ум, может быть, сейчас отвергнет то, что я сейчас скажу. Но это факт. В Аюрведе это утверждается. Итак, следующий давайте озвучим постулат, очень важный постулат. Сейчас как раз вот мы его озвучим. Постулат будет звучать таким образом, что в материальном мире человек болен всегда. Из того, что мы сказали выше, надеюсь, это всем понятно. Согласны ли вы с этим?

00:41:11 Потому что если мы ещё до сих пор здесь находимся, это означает, что мы пока что ещё делаем выбор и делаем его односторонне. Может быть, ещё не во многих сферах сумели мы осуществить целостность, исцелились, но какие-то сферы нашего бытия ещё односторонни для нас. И таким образом, это подразумевает, что мы все имеем болезнь, ну, ту или иную. Какие будут симптомы этой болезни, это уже второй вопрос, потому что мы развели эти понятия – симптомы и болезнь. Всем понятно, да? Согласны вы с этим? Поэтому вот это, пожалуйста, примем, что, находясь здесь, каждый из нас всегда болен, и этот процесс исцеления, он будет постоянен, мы должны постоянно стремиться к исцелению, то есть к обретению целостности. Мы должны задуматься над тем, что ещё мы не решили для себя, какую ситуацию не разрешили. И нам необходимо выйти из этой двойственности.

00:42:07 Но опять же тогда мы вспомним, если двойственность, «двайта», является неотъемлемым качеством этого материального мира, то выйти нам из нее здесь окончательно не представляется возможным. В этом тоже нет ничего плохого, мы просто находимся в этих условиях, мы должны принять их как данность, что мы сами их в своё время, может быть, выбрали и пришли сюда, в этот мир. И мы должны с этим на определенном этапе смириться, мы не должны говорить, что это хорошо или это плохо, наоборот. Мы можем сказать, это хорошо, потому что это дает нам уроки, но в то же время это плохо, потому что это страдания. Можно с разных точек зрения взглянуть на эту проблему, и опять же мы тогда опять окажемся во власти двойственности, если на саму двойственность посмотрим с разных точек зрения. Но если мы примем её как данность, как неотъемлемую часть этого материального мира, мы никуда от этого сейчас не денемся, и внимательно задумаемся, то мы поймем, что реальное исцеление возможно в следующем случае.

00:43:07 Как говорят все пророки, все учителя разных-разных духовных традиций, они все говорят об одном, независимо от того, какая это традиция, если мы посмотрим на искренних последователей, на искренних пророков, учителей разных традиций, мы обнаружим, что все они говорят, что этот материальный мир не является вашим домом. Поэтому мы отсюда можем какой вывод сделать? Раз он не является нашим домом, то естественно то, что является неотъемлемым качеством этого мира, оно неизбежно для нас, потому что мы находимся не там, где нам следует находиться. Всем ли это понятно? Это очень важный момент. Это означает, что по мере обретения исцеления мы можем получить путевку для возврата домой. Мы говорили о том, что наше изначальное положение – это положение в духовном мире, и это положение подразумевает отношение с абсолютной истиной. Абсолютная истина – это Сам Всевышний.

00:44:08 И в прошлом цикле и на тренинге мы говорили о том, что Всевышний проявляется на трех уровнях или в трех аспектах, как имперсональный аспект, как локализованный аспект и как личностный аспект. Мы об этом говорили на прошлом цикле. И мы должны научиться строить взаимоотношения, только тогда мы сможем вернуться домой. Об этом говорят все духовные традиции, христианская, иудео-христианская, мусульманская, индуистская и даже буддистская традиция, они все говорят об этом. Хотя буддистская традиция, даже сам Далай-лама говорит, что это не религия. Ну, это другой разговор, на самом деле. Итак, нам необходимо выйти из этой двойственности, нам необходимо, тогда мы сможем исцелиться. Дальше давайте будем подытоживать наш разговор. Болезнь проявляется в виде симптомов, и эти симптомы – это части вот этой тени нашего сознания, частички. Понятно, да? То есть что-то.

00:45:15 Если мы взяли весь мир, макрокосм, а мы являемся его отражением – микрокосм, мы взяли весь мир, грубо говоря, поделили его напополам, у каждого свой профиль оказался. Понятно, да? Потому что разные полюса мы по-разному, кому как захотелось, так и повернули, поделили напополам, что-то убрали, это оказалось в тени, и постепенно вот эти симптомы, это как частички этой тени возвращаются к нам, постепенно напоминая, иногда не постепенно, иногда наваливается так. Букет, говорят, букет болезней, да, слышали? Букет у человека, значит, уже много навалилось нерешенных теней, ну, как бы частичек вот этой тени. То есть тень, она как бы одна, а это частички её возвращаются. Есть такой анекдот на эту тему, я уже говорил вам, давайте вспомним. Милиционер видит, что мужчина что-то ищет под фонарем. Он подходит, интересуется, увидев, что это пьяный человек, он интересуется: «Что вы ищете?»

00:46:14 Он говорит: «Я потерял ключи». – А где вы их потеряли? – А там, в кустах. – А почему ищете здесь? – Здесь светло, здесь светлее. То есть таким образом так вся наша жизнь, мы пренебрегаем более темной стороной, потому что мы её отвергли, мы не хотим даже там ключи поискать, которые там лежат, на самом деле. Нам нравится быть здесь, потому что это приемлемо, это приемлемо с социальной точки зрения, это приемлемо с нашей личной точки зрения, потому что мы так привыкли, мы уже сложили определенный стереотип для себя. Итак, человек, как микрокосм, он хранит в своем сознании все принципы макрокосма. Давайте договоримся, что мы подразумеваем под словом принципы. То есть мы говорим: «Принципы, принципы», а что же это такое? Что мы здесь подразумеваем?

00:47:11 Принципы – это определенные области или сферы бытия, которые находят своё выражение в наших действиях, словах, поступках, речи, явлениях. Они находят своё отражение, любые принципы. И мы привели пример, какой принцип, добро и зло, радость и горе, свет и тьма – это принципы определенные. И каждый наш поступок, он находит своё отражение, то есть он как бы является отражением этих принципов, а их множество. И когда мы делаем выбор, любой выбор, то половина этих принципов становится осознанной, а вторая половина устраняется в тень, то есть это наше желание так осуществить это. Неосознанное, в итоге, через симптомы компенсирует нашу односторонность.

00:48:14 То есть мы сейчас резюмируем всё, что сказали выше, то есть итог подводим. Значит, неосознанное через симптомы компенсирует односторонность. И в результате, если мы действительно хотим исцелиться, то симптом делает человека честным. Тогда мы действительно честны перед собой и в результате мы говорим, что да, нам нужно эту половину тоже внести в нашу жизнь. Причем выздоровление подразумевает осознание вот этой части тени, частицы тени, и не просто её осознание, то есть мы говорим: «Да. Да, я согласен, что я пренебрегал этим». Но не просто мы с этим соглашаемся, мы ещё активно принимаем эту частицу в свою жизнь.

00:49:12 Активное приятие – вот ещё какой момент. Давайте это тоже зафиксируем. Активное приятие, что это подразумевает? Что мы действительно не просто на словах согласились, а мы теперь уже продолжаем в своих действиях, в поступках, в речи, в желаниях, в мыслях принимать эту сторону жизни. Если мы говорим добро и зло, то, например, Сам Всевышний включает в себя, на самом деле, и то, и другое, как ни парадоксально. Кстати, за эту крамольную мысль в своё время Юнга отлучили от церкви, хотя его отец был очень знаменитый священник. Он описывал в своих психологических текстах, Юнг, как раз вот это факт. Он говорил, что если Господь целостен, всесилен, всемогущ и так далее, то есть обладает всеми качествами, то Он должен в себя включать не только позитив.

00:50:12 Он должен включать в себя негатив, или по крайней мере то, что мы договорились считать негативом. И таким образом, эта еретическая мысль не понравилась многим христианским священникам, его отлучили от церкви. И когда в конце жизни у него брали интервью, его спросили: «Вы все-таки верите в Бога?» Он сделал удивленные глаза и сказал: «Я не верю, я знаю». Поэтому он оставался до конца жизни приверженцем вот этого целостного подхода. И он, например, описывает психологическую типологизацию людей. Может быть, кто-нибудь изучал? Эти 16 типов людей, соционика есть – наука, основанная на этом полностью. Он там рассматривает просто разные полюсы, то есть человек на этих четырех шкалах, он просто занимает разное положение в зависимости от того, к какому полюсу он оказался ближе.

Восстановление внутренней и внешней целостности

00:51:12 Итак, мы сказали о том, что вот эта неосознанная сфера через симптомы компенсирует нашу односторонность и таким образом делает нас честными, если мы сумеем активно принять этот второй полюс в нашу жизнь. Таким образом, выздоровление, исцеление подразумевает восстановление единства. Но какого единства? Сначала, но хотя, может быть, не сначала, а вообще, в принципе, тут два у нас единства. Есть внутреннее наше единство, то есть мы должны обрести эту внутреннюю целостность. И какая ещё у нас должна быть целостность? Внешняя. То есть мы должны обрести целостность с этим миром, с природой и со Всевышним. Но мы не можем обрести целостность и вот это единение до тех пор, пока мы сами не станем целостными, пока мы будем односторонними.

00:52:12 То есть пока мы будем односторонними, мы не сможем осуществить этот шаг, мы не сможем стать целостными с природой. По-разному проявляется вот эта односторонность, обычно, например, человек может критиковать то, что ему не нравится, то есть то, что на втором полюсе. И чаще всего ирония судьбы заключается в том, что то, что человек отодвигает на противоположный полюс, то активней всего врывается в его жизнь. Чаще всего так бывает. То, от чего он активно пытается избавиться, то сильнее всего врывается в его жизнь. Это как в случае со Святым Павлом, такой яркий пример. Кто-нибудь помнит, кто такой Святой Павел? Кто такой Павел Святой? Изначально он никогда не был апостолом. Кто он был вообще изначально, кто-нибудь знает эту историю? Это самый ярый гонитель последователей Христа был.

00:53:12 Потому что в то время христианства не существовало, а были люди, которые были последователями Иисуса, и они просто придерживались этого учения. Но были и гонители на них, и самым ярким, самым таким жестоким гонителем был Савл, его звали изначально. Город Тарс, он там проживал, и он ненавидел христиан, ну, такая была природа, он их ненавидел. То есть не христиан, а последователей Иисуса, Он тогда не был Христом еще, он был просто Иисус из Назарета. И было такое событие в его жизни, один раз он несся просто на лошади убивать очередных последователей, и на дороге просто его встретил Иисус и просто сказал ему несколько слов. Это поменяло всю его жизнь. И после этого он стал одним из апостолов вместо Иуды. Его с тех пор стали звать Павел, и именно он основал христианство.

00:54:13 Иисус никогда христианство не основывал. Вот видите, как бывает. Это вот такой пример, чтобы было более понятно. То, с чем мы сильнее всего боремся в своей жизни, потом приходит в нашу жизнь. И чем сильнее мы это отторгаем, это является в нашу жизнь. Почему? Потому что, мы сказали, это просто две стороны одного и того же явления. Потому что мы не видим в этом целостность. Итак, мы сказали, что выздоровление – это восстановление единства, как внутреннего, так и внешнего единства. И в этом случае болезнь, любая болезнь, если она выполняет все-таки свою роль и свою функцию, если мы не загоняем её внутрь, затыкая ей рот и вынуждая её с нами говорить все новыми и новыми симптомами. А чем сильнее мы затыкаем ей рот, тем громче ей приходится кричать, потому что она просто не желает нам ничего плохого, она желает, чтобы мы были гармоничными и восстановили свою целостность.

00:55:12 Но просто со временем эти симптомы будут все более и более сильными. Это понятно, да? То есть чем сильнее мы загоняем внутрь болезнь, тем следующие симптомы будут все более яркими, более сильными. В итоге болезнь станет хронической, от нее уже никуда не деться, каждый день будет напоминать о себе до тех пор, пока мы не решим эту проблему. И в чем положительная функция тогда болезни? В том, что она вынуждает нас не сворачивать с нашего пути, с нашего духовного пути, прежде всего. Таким образом, болезнь является нашим путем к целостности и к совершенству. Вот то, что я хотел по этому поводу сказать, говоря о философии болезни. Это очень важный вопрос. Всем ли он ясен? Совершенно иной взгляд на болезнь. Это взгляд ведической традиции, ведической философской традиции и, как следствие, аюрведический взгляд.

00:56:15 Именно так мы рассматриваем болезнь как своего рода учителя, которая позволяет нам не сворачивать с нашего пути. Только стоит нам сделать шаг не в ту сторону, приходит болезнь в виде симптомов, просто напоминает нам о том, что мы делаем не так, то есть какой стороной нашего бытия мы пренебрегли. Есть ли какие-то вопросы по тому, что я говорил выше? Все ли понятно? [Вопрос из зала: определение принципов бытия] Ну, как такового определения нет, но давайте попробуем это зафиксировать, то есть когда мы говорим о принципах бытия, мы подразумеваем те области или сферы бытия, которые находят своё отражение в ваших действиях, поступках, словах, речи, мыслях и так далее.

00:57:07 Ну, чтобы было более понятно, вы совершаете какой-то поступок в своей жизни, какое-то действие, и это действие, если мы его наслоим на эти принципы, оно может отражать, например, принцип добра или принцип зла, с вашей оценочной точки зрения, понятно. То есть как в случае с нищим, вы можете подать ему деньги, вы можете не подать. И то, и другое вы можете расценить и как добро, и как зло. Понятно, да? То есть один случай мы разобрали, один вариант будет добро-зло, в другом случае с точностью до наоборот. Это наше оценочное суждение, потому что мы придерживаемся принципа двойственности, вот этого принципа «двайта». И до тех пор, пока мы не сможем избавиться от него, мы будем больны. Поэтому мы все здесь больны с точки зрения Аюрведы. То есть здоров тот человек, который обрел эту целостность, но таких людей не очень много. Ясно?

Методы исследования (интерпретации) болезни

00:58:08 И сейчас мы ещё поговорим о методах исследования болезни. То есть когда мы говорим о методах исследования, мы сейчас говорим не о диагностике болезней как таковых. В прошлый раз мы говорили о методах диагностики. Говорили же мы в прошлый раз? О пульсовой диагностике, диагностике по глазам, по ушной раковине, по языку и так далее – это было другое, то есть мы разбирали констатацию факта наличия того или иного отклонения. Мы сейчас говорим немножко о другом. Мы сейчас говорим об интерпретации болезни, то есть о тех методах исследования, которые позволяют прочитать язык болезни, потому что это не так просто, как кажется. Есть, например, какие-то книги, которые посвящены этому вопросу, очень много книг, посвященных этому вопросу. Мы можем изучить эти книги и сделать какие-то выводы для себя.

00:59:08 Но давайте попытаемся понять, что в каждом конкретном частном случае решение всегда будет индивидуальное. Согласны вы с этим, да? Если мы говорим, например, о том, что печень сигнализирует нам о том, что у нас не решена проблема гнева, но этот гнев, он все равно будет разный у всех. Мы можем общие слова сказать, но в частном случае мы должны уметь прочитать язык этой болезни для конкретного человека, или сам человек должен уметь это сделать. Ясно это? Вот сейчас как раз именно об этом будем говорить, как прочитать язык болезни в частном конкретном случае. Причем, что интересно, если мы в примере с печенью и гневом, мы знаем, что болезни печени связаны с нерешенным гневом, то есть есть уравновешенный человек, есть гневливый человек. Вот, пожалуйста, тоже два полюса.

01:00:14 Но видели ли вы, наверное, часто в жизни, что печень страдает у людей, которые никогда внешне гневливыми даже и не кажутся. Более того, при вопросе они очень удивляются, что гнев у них, они в жизни его не проявляли. О чем это говорит, как вы думаете? [Ответ из зала: все внутри.] Может быть такой вариант, что он гневается все-таки, но этот гнев внутри у него кипит. Это один вариант возможен. А ещё о чем это может говорить? Вот сейчас попробуйте догадаться, вот это как раз уже поможет нам анализировать болезнь. О чем это может говорить? Правильно, ему, может, не хватает гнева. Вот правильно. Смотрите, очень интересный момент. Обычно мы гнев оцениваем как? Добро это или зло, плохо или хорошо? Мы оцениваем как зло, как плохо. Ну и что хорошего, гнев, да?

01:01:14 Но он же разный бывает, гнев. Если вы на диске на втором у нас есть лекция, посвященная гневу, если вы её послушали, там мы с разных точек зрения гнев рассматриваем. Кто-нибудь знает эту ведическую историю, вообще откуда гнев появился, кто гнев родил? Нет, никто не знает? Гнев вообще – это продукт, который подарил этому миру Брахма. Брахма, слышали о такой личности? Тот самый, который творит этот мир. И в какой-то момент он создал гнев еще. Но это целая история, это надо почитать. Есть семинар, который посвящен всему этому, этот семинар называется «Преодоление гнева». И это семинар, который проводил Бхакти Тиртха Свами, если у вас есть книжечки такие небольшие тоненькие, есть «Преодоление ложного эго», «Преодоление гнева», вот почитайте, пожалуйста.

01:02:15 Он как раз описывает, как Брахма вообще, откуда у него появился гнев. Он вместе с Рудрой, или Шивой, появился. Ну, это надо почитать отдельно. Так вот, гнев. Мы его обычно оцениваем с негативной точки зрения, но бывает так, что человеку не хватает гнева, ему нужен гнев, в его жизни ему нужен гнев, потому что гнев, так или иначе, - это все равно, даже если хорошо это или плохо, сейчас не важно, это все равно одна сторона полюса. И пренебрегая этой стороной, человек таким образом односторонним становится. Это как частный пример, пожалуйста. Не воспринимайте это как для всех. Как частный пример. То есть смотрите, есть какие варианты, у него страдает печень, потому что у него много гнева, второй вариант – у него подавленный гнев, вот мы привели пример, ну, можно много примеров приводить. А вот третий пример мы нашли – ему не хватает гнева, оказывается. Нужно это тоже уметь рассмотреть при методах исследования болезни.

01:03:16 Ему, может быть, нужно погневаться иногда, прийти… [Комментарий из зала: то есть возмущение есть, а гнев…] Ну, это опять же надо посмотреть, у кого это, частный случай должен быть. То есть мы должны сказать, да, у этого человека так, как вы сказали, а у другого, у него просто ни возмущения, ни гнева, он, может быть, просто очень, как, знаете, вот есть такое понятие – едва теплый. Едва теплый человек, а ему нужно это, ему нужно прийти, наконец, в кабинет начальника, стукнуть кулаком по столу и сказать всё, что он о нём думает. Такое тоже ему будет иногда полезно. Например, то есть это опять же не надо распространять на всех. То есть мы должны уметь проанализировать данного человека, конкретного, вот это будет индивидуальный подход. Ясно, да? То есть вот о чем мы сейчас говорим. Можно ещё много, с гневом сейчас мы можем кучу тут примеров насобирать. Кто-то возмущается, кто-то не возмущается, кто-то недовозмущается, а кто-то так сильно проявляет гнев, что уже дальше некуда, он даже красный уже весь такой, знаете, Питта Доша у него, прямо уже в голове желчь стоит между двух полушарий. Ясно, да?

1. Отказ от причинно-следственных связей на физическом уровне

01:04:22 То есть не надо всегда однозначно интерпретировать симптомы, и вот поэтому мы сейчас будем разбирать, как их исследовать, эти симптомы. Значит, первый шаг в исследовании симптомов, пишем, первый шаг покажется парадоксальным, на самом деле. И он заключается в том, что мы, прежде чем вообще исследовать симптом, потому что по-хорошему мы исследуем не болезнь, а симптомы сначала. Мы видим то, что проявлено, саму болезнь пока не видим. Итак, прежде чем исследовать симптомы, нам нужно отказаться от причинно-следственных связей на физическом уровне. Это кажется парадоксальным, но покуда мы будем подвержены этому, мы не сможем полноценно изучить эту болезнь и эти симптомы.

01:05:25 Итак, отказаться от причинно-следственных связей на физическом уровне. Почему? Давайте попытаемся понять. Я уже об этом говорил. Мы можем этим заниматься бесконечно в поисках причины. Мы можем говорить, что вот эта причина, а потом чуть дальше мы в цепочке пройдем – вот эта причина, чуть дальше пройдем – вот эта причина. Это как поиск того, кто был первым, яйцо или курица, это бесконечный поиск. Правильно же? И здесь то же самое. Причина, по идее, важна, она поможет в терапии, конечно. Но опять же, в зависимости от того, как мы смотрим. Мы можем покопаться-покопаться, развертывая назад вот эту киноленту, и, наконец, дойти, например, до нарушения обмена веществ, например, да? И специалист, терапевт, он может, например, назначить лечение, связанное с тем, оно направлено будет на восстановление обмена веществ. И тем самым поможет человеку сгладить и избавиться от его симптомов.

01:06:26 Но если мы начнем разворачивать эту цепочку подальше, мы вдруг обнаружим, что причиной является не нарушение обмена веществ, а нарушение эндокринного статуса, которое присутствует у данного человека. И тогда мы можем назначить человеку или гормоны, или, здесь мы более в Аюрведе продвинуты, мы назначаем фитогормоны, мы назначаем растения, которые содержат аналоги гормонов. Но опять же, это не причина. Мы начнем разворачивать клубок назад, и что мы обнаружим? Мы обнаружим, что существует функциональное нарушение на уровне нервной системы до нарушения гормонального статуса. Ну тогда мы, конечно, можем назначить что-то другое человеку. Методы терапии будут в связи с этим отличаться, но это не значит, что один врач назначит неправильно, а другой правильно. Всем понятно вот это? Иногда бывает так, один человек идет с одним и тем же заболеванием к разным врачам, к двум, к трем, и они все разное лечение назначают. Даже если это продвинутые врачи, даже если они используют какие-то хорошие, натуропатические методы.

01:07:25 Он вдруг обнаружит, что один назначил физиотерапию, другой назначил фитотерапию, третий – ароматерапию, четвертый – массаж, пятый на курорт его послал, бальнеотерапию и так далее. Он говорит: «Ну а где же правда-то?» Просто вопрос вот в этой причинно-следственной связи, кто с какого этапа хочет ему помочь. И все правы, на самом деле. Это всем понятно, да? Поэтому в анализе симптомов на каком-то этапе нам нужно отказаться вот от этих причинно-следственных связей, они нас будут запутывать. Для терапии это понятно. Все развели эти понятия, не сильно я запутал? Это очень важный вопрос. То есть для терапии, конечно, это важно. Когда мы будем назначать лечение, нам важно, конечно, каковы причины, чтобы, например, если мы как аюрведические специалисты будем дальше раскручивать клубок этот, что мы дальше увидим? Мы увидим дисбаланс Тридоша, ещё дальше раскручивая клубок. Ясно это, да?

01:08:23 И так далее, и так далее, мы будем раскручивать, мы эмоциональные расстройства найдем, какие-то кармические закономерности. Можно долго раскручивать. Когда приходят пациенты и спрашивают: «В чем причина моей болезни?» Я часто задаю вопрос: «На каком уровне вы эту причину хотите узнать?» Причину вам могут разную сказать, но они все, никто не ошибется, на самом деле. И в то же время все ошибутся, потому что можно дальше раскручивать этот клубок. Если, например, человек является специалистом в области трансперсональной регрессии, он будет искать причину вообще в прошлой жизни и тоже будет прав. Ясно, да? То есть идея сейчас уже не в том, что причина, потому что этот клубок мы можем раскручивать до бесконечности, а в том, о чем хочет сказать эта болезнь, чтобы мы все-таки сумели прислушаться. Потому что мы поможем человеку избавиться от симптомов, а придут другие симптомы. Вот для этого мы сегодня здесь и собрались, чтобы сегодня, завтра и в эти дни попытаться об этом поговорить.

01:09:29 Итак, первое – это отказ, мы сказали, отказ от причинно-следственных связей на физическом уровне. А тогда что мы можем применить? Вот смотрите, у нас есть два полушария – левое и правое, ну вы знаете, они по-разному работают. Левое полушарие как раз работает на уровне причинно-следственных связей, потому что у нас вообще вся наука левополушарная: медицина, педагогика, любая наука. Любую возьмите – вся она построена на принципах работы левого полушария. Вербально-цифровая система информатизации и причинно-следственные связи, все четко и понятно. Было так – стало так, линейное мышление, время линейное. Вот вчера было вчера, а сегодня – сегодня. А где оно, это сегодня, никто не знает, потому что настоящее, оно не воспринимается левым полушарием. Пока я говорю, мои слова для меня прошлое, а для вас настоящее. Нет настоящего, в материальном мире настоящего нет. А есть ещё правополушарное восприятие, оно другое.

01:10:28 Оно более целостное, это то, чем, на самом деле, в современном мире мы больше всего пренебрегаем. И это один из вариантов этой односторонности, вот этой поляризации, потому что левым полушарием все привыкли чаще всего воспринимать. И те, у кого оно наиболее сильно развито, наиболее успешны в этом мире: в школе, в институте, в бизнесе. Потому что весь мир построен на принципах работы левого полушария. Ну, я имею в виду, за исключением каких-то традиционных культур, где наоборот. Там зато нет вот этих технологических совершенств, скажем так, достижений. Как правое полушарие работает? Оно работает по принципу аналогов, аналоги существуют. Мы сказали, печень, и у нас какой аналог возник? Гнев. Вот такой аналог. Мы не начали разбирать вот эти цепочки механизмов, мы не начали говорить, как это развивается, хотя мы на прошлом курсе это, в принципе, разбирали.

Аналоговое мышление

01:11:32 Это тоже нужно знать, как я уже сказал, для выбора терапии. Но у нас возник аналог, и вот на уровне аналогов болезни и следует мыслить. Мы с вами не сумеем, конечно, за все эти дни разобрать все болезни, которые существуют в природе. Понятно, мы будем разбирать наиболее распространенные, наиболее главные. На их примере разобрав несколько болезней, я дальше буду заставлять вас самих думать. Ну, попробуем, по крайней мере. То есть мы будем разбирать болезни и пытаться осознавать, какой аналог она в себе несет, о чем она говорит. Ясно, да? Попробуем это сделать? Или вы испугались? Попробуем, так как-то вяло вы ответили. Ну не сильно пугаемся. То есть мы должны научиться этот язык читать. Мы же научились, в конце концов, буквы читать. Потому что буквы – это аналоги звуков, ну и в конце концов, потом они в звуковые ряды формируются, и тогда слова, а слова – это аналоги мыслей.

01:12:32 Ну и таким образом мы научились понимать, о чем идет речь, с помощью понимания букв. На буквы у нас больше времени ушло, а здесь меньше уйдет, здесь менее сложно, на самом деле. Это более привычное, аналоговое мышление – оно более привычное для нас. Потому что в основном, на самом деле, в повседневной жизни мы мыслим аналогово. Когда вы смотрите вот на эту стену, например, или на эти картины, вы же их не описываете в вербально-цифровом формате. Ну что такое в вербально-цифровом? Размеры, цвет, точечное расположение всех рисунков. Не делаете же вы этого? Вы просто смотрите и воспринимаете, вы видите, что это слон, но вы не продумываете про себя, что это слон, я имею в виду в словарном смысле. Ясно это или нет? Лингвистически вы же не продумываете это чаще всего. Вы просто смотрите и воспринимаете, что это стена.

2. Анализ временных рамок симптома

01:13:25 Но если вы начнете её с левополушарной точки зрения разбирать, вы увидите, что там есть разные цвета, какова характеристика этих обоев, бумажные они или там небумажные, моющиеся или немоющиеся. То есть понятно, да? Вы поняли разницу, что такое аналоговое мышление и … Аналоговое мы чаще всего используем, им легче овладеть, потому что мы его уже применяем, но только мы его не используем практично. Вот сейчас попытаемся это сделать. Идем дальше. Второй этап в исследовании симптомов, в исследовании болезни заключается в том, что мы должны анализировать временные рамки симптома. Временные то есть от слова время. Итак, анализ временных рамок симптома. Для чего это необходимо? Дело в том, что большинство симптомов появляются остро. Согласны вы с этим, да? То есть мы живем себе спокойно, ни о чем не думаем, вдруг раз, и возник симптом.

01:14:29 Иногда он постепенно приходит в нашу жизнь, потому что мы привыкли не обращать внимания на симптомы. Такое бывает, потому что мы что-то ставим важнее симптома. Мы думаем: «Работа важнее», чаще всего работа важнее, даже семья уже сейчас не так важно, работа важнее. И мы на этом фоне не сильно прислушиваемся к тем симптомам, которые возникают у нас в организме: боль, головокружение, температура, сердцебиение. Понятно, да? Мы не сильно прислушиваемся к этому, но все равно они имеют время возникновения. Согласны вы с этим, да? Они не появляются, нет такого, что они были, и есть, и будут. Они появляются в какой-то временной промежуток. Вот этот временной промежуток тоже очень важно проанализировать. С какой точки зрения? Как помните, мы сказали, что важен же индивидуальный подход. Так вот этот временной промежуток, он настолько индивидуален, что у каждого свой.

01:15:32 И что здесь важно нам будет проанализировать вот в этом временном промежутке? Что делал человек, что он думал, чем он питался, что планировал, чем занимался, куда шел – вот таких вопросов ещё сотню можно задать, да? Принцип ясен? Почему? Потому что очень часто симптомы, возникая как бы остро, они могут нам очень сильно помогать в нашей даже повседневной жизни. То есть они корректируют наше поведение, касающееся вот этой самой односторонности, в том числе. Поэтому если человек сам анализирует, он должен сам вспомнить, что это было, а если вы анализируете как консультант, например, вы помогаете ему, спрашиваете его, что предшествовало, что сопровождало появление этого симптома. Это может касаться не только поведения человека, это может касаться и факторов внешней среды тоже, в том числе.

3. Выявление скрывающегося за симптомом принципа

01:16:31 У человека заболела голова, потому что он вышел без головного убора, например, на сильный мороз. Почему он вышел, там уже дальше можно задавать вопросы. Понятно, да? Вот это все сопоставляя, временные коридоры, можно значительно помочь себе при анализе симптомов. Дальше, третье. Вот третье – самый важный момент фактически. Нужно выявить скрывающиеся за симптомом принципы. Вот вы задавали вопрос, кто эти принципы. Так вот мы должны научиться выявить скрывающиеся за симптомом принципы, потому что симптом сам по себе, он не очень важен для нас, а для нас важно, о чем он свидетельствует, о чем он говорит, о каких принципах он говорит, с чем он связан. Что, какой полюс я отправил в тень в своей жизни, чем я пренебрег, на что не обращаю внимания, что отправил в сферу неосознанного и из-за чего я теперь вынужден вот так вот страдать как бы. Как бы.

Необходимость внимательно слушать пациента

01:17:30 Мы-то привыкли, что болезнь – это страдания, поэтому страдать. Итак, выявление скрывающегося за симптомом принципа. Это самое важное фактически, вот для чего мы должны распознать эту болезнь, суметь её прочитать. Мы будем пробовать это делать, по крайней мере, на примере наиболее распространенных заболеваний. И что может послужить ключом к этому фактору, к распознаванию вот этого принципа? Кто догадается, что будет ключом, одним из важных ключей, помогающих услышать даже этот принцип? Услышать, я уже подсказываю вам. Услышать. Слова. Вы знаете, оказывается, если вы внимательно выслушаете, что говорит человек, или хотя бы внимательно выслушаете, что говорите вы, слова – это подтверждение того, что у вас внутри.

01:18:34 Вы даже сами иногда не осознаете, но слова, они выдают все. И поэтому не надо сильно копаться в человеке, задавая ему какие-то каверзные вопросы, нужно просто уметь его внимательно выслушать. Человек приходит с экземой на приём к врачу, например, и рассказывает о том, что он на работе лезет из кожи вон, чтобы добиться результата, повышения, заработать денег. Дома он тоже лезет из кожи вон, но никто его не поддерживает, не понимает. Ясно, да, уже? Вы слышите, ну, эти известные выражения, они как бы стандартны, то есть они применяются в образном смысле, но иногда их следует проанализировать в буквальном. А что делает экзема?

01:19:26 Она просто показывает, что человек поставил для себя какие-то границы, а границы в сознании символизирует кожа в теле, такое может быть, и, таким образом, человек пытается преодолеть эти границы, ставит себе какие-то планки, может быть, завышенные, и все время преодолевает эти планки. И наконец, появляется экзема, которая ему просто напоминает: «В конце концов надо решить эту проблему, то есть взглянуть на это с другой точки зрения». Ну, просто как один из примеров, понятно, да? То есть ключом могут служить слова. Если мы внимательно слушаем человека, внимательно слушаем себя, мы обнаружим множество выражений, которым мы не придаем значения, но которые очень символичны и показательны – «ты у меня поперек горла стоишь», мы слышим. Слышим такие слова, «поперек горла»? «Голова раскалывается», ещё какие-нибудь выражения.

4. Определение чему препятствует/способствует симптом

01:20:27 То есть вы понимаете, о чем идет речь. То есть внимательно выслушивая слова, мы можем очень многое узнать. И мы узнаем что, какой принцип кроется за вот этим симптомом. Четвертое в исследовании любого симптома, мы должны, помните, мы сказали, первое – мы отказываемся от причинно-следственных связей, то есть мы на время не делаем этого, для того чтобы не раскручивать этот клубок назад, потому что он все равно бесконечен, и мы его можем раскручивать долгое время. Но мы должны задать себе противоположный вопрос. Какой вопрос? А к чему приводит этот симптом или, наоборот, чему он препятствует или чему способствует, что заставляет делать. То есть каковы последствия этого симптома, чему он препятствует, что вынуждает делать человека. Например, грипп. Простыл человек, у него грипп.

01:21:35 К чему он вынуждает человека? Правильно, он вынуждает его лежать, потому что ему трудно ходить, его всего ломит, у него мышцы болят, у него слабость, сил нет. А чему он препятствует? Правильно, все, молодцы, все диагносты тут уже. Сейчас через три дня вообще будем все разбирать. Правильно, это же легко и просто. И мы уже можем проанализировать, почему возникают вот эти заболевания. Как одна из причин – это их предназначение, то есть мы можем расшифровать не почему возникло, а для чего возникло это заболевание. Мы обнаружим, что грипп возникает для того, чтобы человек лежал. Значит, чем он пренебрегал до этого, каким полюсом? Отдыхом. И препятствие? Выход на работу. Ну действительно, если слабость, если он на ногах не держится, он никак не может выйти на работу.

01:22:30 И тогда что происходит? Тогда мы понимаем, какой полюс у него наоборот был перегружен, - нагрузка, то есть нагрузка и отдых, то есть это же два полюса – нагрузка и отдых. И он пренебрег одним и чрезмерно перегрузил себя другим. Или, например, у человека перелом конечности, а он занимался спортом. Понятно уже, да? Можно дальше не рассказывать, всем понятно. Ну хорошо, то есть каковы последствия, то есть это тоже мы должны проанализировать, мы должны с разных точек зрения на симптом взглянуть. Или, например, у человека какое-нибудь заболевание пищеварительной системы, не будем сейчас пока конкретизировать, мы потом это будем разбирать. Заболевание пищеварительной системы, и он приходит к врачу, и врач говорит ему: «Вам нужно отказаться от каких-либо продуктов», то есть это заболевание препятствует употреблению каких-то продуктов. Ему говорят: «У вас печень больная, вам нельзя жирное».

01:23:33 И мы можем уже делать выводы. Понятно, да, вот это? Или у человека повышается артериальное давление, он приходит к врачу, и врач говорит: «Вам нельзя пить кофе». Ясно, да? То есть артериальная гипертензия препятствует употреблению кофе. А что такое кофе? Это подстегивание загнанной лошади. Понятны вот эти вещи разбираемые. Ну хорошо. Ну и самое главное, пятое. Хотя самое главное было третье, третье – это мы пытались понять, какой принцип скрывается за симптомом. И мы говорили о том, что ключом являются слова.

5. Принятие существования проблемы и внесение изменений в свою жизнь

01:24:16 Так вот пятое – это когда мы узнаем, то есть узнав трактовку симптома, наконец услышав его, то есть сумев понять этот язык, мы своего рода становимся такими филологами, лингвистами, то есть мы расшифровываем неизвестный нам язык. И мы должны научиться читать его. Мы должны что сделать-то дальше? То есть если мы узнаем трактовку, понимаем, о чем говорит симптом, что, последний-то шаг какой должен быть? [Ответ из зала: озвучить человеку, помочь ему в осознании] Ну уже ближе. То есть что мы делаем, точнее говоря, сам человек что должен делать? Принять. Принять сначала просто во внимание, что просто признать существование этой проблемы, а затем начинать это менять в своей жизни.

01:25:22 То есть нужно… [Комментарий из зала: нужно, чтобы он услышал, донести] Но это и есть принять, то есть принять, согласиться с существованием этой проблемы. Согласиться. То есть если человек не согласится, это будет то же самое, что, например, заставлять лечится от алкоголизма человека, который в жизни не признает, что он алкоголик. Он не считает себя алкоголиком. Ну, вы хотите ему помочь избавиться от алкоголизма, вы приходите к нему, говорите: «Давайте пойдем, я договорился, в хорошую клинику, сейчас мы будем тебя лечить». А как он будет лечиться, если он не считает себя алкоголиком, он будет просто удивлен, что вы договаривались о том, чего не существует. Согласны вы с этим? Хорошо. Хотя мы сказали, что причинно-следственные связи мы на время не учитываем, но все равно они есть, вы поняли, да?

01:26:25 То есть они есть, мы просто для анализа от них отказываемся. Почему? Потому что они нас только запутывают, но для терапии они потом будут важны. Для терапии мы должны их учитывать. Причем мы должны их учитывать вплоть до прошлых жизней даже. Эта цепочка, как мы уже сказали, может раскручиваться очень долго. Представьте себе, вы утром встаете с постели, к вам звонят в дверь, вы открываете дверь, на пороге стоит судебный пристав и требует с вас огромные суммы денег, и вы удивленно говорите: «Вы знаете, я только проснулся, я сегодня ещё никаких финансовых операций вообще не делал». Будете ли вы правы? Он скажет: «Ничего себе! Вот не только вчера, а у меня здесь все записано, в течение предшествующих нескольких лет вы, мало того, что не платили налоги, вы ещё совершили нарушения по такой, такой, такой статье».

01:27:25 Вы скажете: «Ну, это же было в том году! Причем тут я? Теперь я уже совсем другой, я хороший». Но вам придется понести эту ответственность. Точно так же то, что мы даже в позапрошлой, даже десять, даже сто, даже миллион жизней назад делали, мы несем определенную ответственность. Вот почему непрактично раскручивать причинно-следственные связи. Потому что даже в той же Бхагавад-Гите говорится об этом, что путь познания кармы, он бессмыслен, то есть законов кармы. Он бессмыслен, потому что вы никогда не найдете окончательную причину. И она, в принципе, известна, первичная причина заключается в том, что мы отвернулись от Всевышнего, и потом все начало раскручиваться. Но вот эту цепочку, её можно раскручивать длительное время, и с точки зрения анализа она не будет существенной.

Безоценочное принятие

01:28:19 А вот с точки зрения терапии она может, конечно, помочь, смотря какие методы мы используем. Итак, узнав трактовку симптома, нужно принять её во внимание, согласиться с ней, признать её существование и активно изменять свою жизнь. Активно изменять. То есть для чего возникло это? Для того чтобы мы могли стать целостными, смогли измениться таким образом, чтобы наконец вторая половина, второй полюс пришел в нашу жизнь, мы должны его принять. Причем принять безоценочно. Опять же, не путаем с равнодушием. Не равнодушно, а безоценочно. Оценочно – это значит, что мы один всегда считаем лучше, а другой хуже, но такого не бывает. Хотя этот материальный мир, он всегда будет двойственен. Опять же это вспомним. Он всегда будет двойственен. Здесь всегда будет плюс – минус, хорошее – плохое, добро – зло, но это наша оценка. И до тех пор, пока мы не сумеем от этого избавиться, мы будем здесь страдать фактически. Хорошо. Так, всем ли понятно? Есть ли вопросы?

транскрибирование: Ольга Третьякова | Москва | Россия | 21 April 2022