Качества аюрведического врача (стихи 1.28а)

Аюрведа-радио - 26 May 2008
Четыре опоры исцеления. 1. Компетентность врача (Дакша). 2. Качество полученного им образования (Тиртхата-шастра-артха) 3. Наблюдательность и аналитические способности врача (Дриштакарма). 4. Чистота врача (шауча).
запись эфира для практикующих из раздела «Аюрведа, здоровье» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:56:46 | качество: mp3 24kB/s 20 Mb | прослушано: 502 | скачано: 481 | избрано: 28
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Эксклюзивная радиоконференция, в прямом эфире "Аюрведа Радио Алматы-Казахстан-Новосибирск" Головинов Андрей Юрьевич, Суботялов Михаил Альбертович, практикующие врачи с семинаром "Классическая Аюрведа. Аштанга Хридая Самхита". Каждый понедельник, в 18:00 только на "Аюрведа Радио" и только для Вас.

00:00:31 Добрый день, дорогие радиослушатели, только на "Аюрведа Радио" и только для Вас! Прямой эфир, как уже было сказано: "Аштанга Хридая Самхита", посиделочки у нас, книга 1 "Сутрастхана", глава 1 "О желании жить", стихи 28 "О качествах аюрведического врача"

00:00:52 На самом деле это очень важно знать каков настоящий аюрведический врач и кому мы должны доверять своё тело физическое, кому мы должны открывать свою душу дабы получить знания, как излечить своё тело. Ну и в конечном итоге, на сколько я понимаю, аюрведический врач - это тот, кто спасает не только тело, но и душу.

00:01:13 Наговорила, как обычно, много - ну такова я. И не буду долго я откладывать в ящик все то, что должно состояться у нас в прямом эфире, потому что это будет жестоко по отношению к вам и сейчас я уже начну прямой эфир. Андрей Юрьевич Головинов и Михаил Альбертович Суботялов с нами сегодня в прямом эфире и я надеюсь, что качество связи нас не подведет. Добрый день, уважаемые!

00:01:41 – Добрый вечер, уже наверное, у нас тут уже вечер. У Михаила Альбертовича тем более.
– Да, у меня тоже вечер. Добрый вечер, я здесь!
- Добрый вечер! У меня по-прежнему, мне кажется, что у меня день, ну потому что рабочий день - этим все сказано. Не рабочий вечер, а рабочий день. Вот и я хочу сразу спросить как качество связи?

00:02:03 – По-моему нормальное сегодня
– Эха нету?
– Чуть-чуть.
– А то мне уже страшно. Неужели мы пройдем капха-дошу и эхо у нас останется в эфире. Если честно, немного побаивалась начинать эфир и думала: "Ну пусть ещё немножечко поиграет этот замечательный баджан и может быть все-таки как-то ситуация сгладится". И вот все замечательно!
– По-моему все хорошо!

00:02:28 – Все замечательно, я рада! Напомню нашим радиослушателям о том, что мы с удовольствием будем отвечать на ваши вопросы. Точнее, не я буду отвечать, а будут отвечать Андрей Юрьевич и Михаил Альбертович. Я думаю, что вопросы - неосредственно та важная часть семинара, когда выясняется, что нужно окончательно понять. Потому что если я что-то не понимаю, я обязательно спрашиваю. Итак, присылайте ваши вопросы на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, но если же у вас есть скайп - присылайте лучше в скайп, они быстрее дойдут до лекторов. Все, я сказала все, я готова предоставить слово вам.

00:03:07 – Добрый вечер, я хочу сказать ещё раз слушателям нашим. Сегодня мы будем говорить на тему "Качества аюрведического врача" и для начала я бы предложить открыть файл с текстом 1й главы Сутра-Стхана Аштанга Хридаям и спуститься вниз к 28му стиху. Там, где цифра 28. Этот стих входит в 4е такие строки. Одна строка, которая посвящена врачу, это 28й стих, первая часть, только лишь одна строка, которая звучит:
dakṣas tīrthātta-śāstrārtho dṛṣṭa-karmā śucir bhiṣak.

00:03:58 Слово bhiṣak (бхишак) означает "врач"и эти 27 и 28 стихи, оба стиха, они посвящены 4м опорам исцеления, так называемого, или четырем опорам терапии. То, что называется "чикитса чатушпада" (Chikitsa Chatushpad) - четыре опоры или четыре основания лечения или терапии. Существует 4 опоры и все эти 4 опоры практически одинаковы во всех аюрведических трактатах, во всех аюрведических книгах. По крайней мере в Брихат Трая - Великая Тройка, куда входит Чарака Самхита, Аштанга Хридая Самхита и Сушрута Самхита, все они уделяют этой теме внимание, теме четырёх опор исцеления.

Четыре опоры исцеления

00:05:00 Что это за 4 опоры? Мы сейчас их перечислим и вы услышите их. 1 опора - это врач, 2я опора исцеления - это лекарство, 3 я опора исцеления - помощник врача, 4я опора исцеление - это пациент, больной человек. Лечение ("чикитса" называется в аюрведе) оприрается на эти 4 опоры.

00:05:32 Главной опорой является, кто, как вы думаете, Наташа?
– Знание само является опорой.
– Да нет, врач.
– Врач.
– Среди этих 4х опор главной опорой является врач.
- Врач - представитель знания.

00:06:53 – Да, конечно. Но сейчас мы говорим именно об этих 4х опорах. Врач, как представитель знания является одной из этих опор. Его называют "Брадхана пада", это означает - основная опора. Три остальные они как бы поддерживают эту основную опору. И из четырех ног такое сооружение, можно себе представить, что по центру находится как-бы одна опора, а три её поддерживают с трех сторон.

00:06:22 Врач - это основная опора исцеления. Также, как например, если мы возьмем, Чарака, например, говорит приводит аналогии в связи с этим. Он говорит, например, в процессе приготовления пищи главным является повар, но ему нужны посуда, топливор и огонь и тот, кто будет ещё и есть. Или с военоначальником он приводит пример, когда он говорит, что полководец сам по себе он не воюет, он использует местность, армию и оружие. Или горшечник - ему нужна глина, стэк и гончарный круг, так говорит Чарака.

00:07:08 И Сушрута, например, он так говорит в своей Самхите, он говорит, что все 4 опоры очень существенны, но без сведущего врача все остальные 3 опоры бесполезны. И нужна эффективность, то есть все эти 4 опоры должны быть эффективны. Эффективность дополнительных опор она практически полностью зависит от эффективности врача. А эффективность врача зависит от его знаний и его качаств о которых мы будем сегодня говорить.

00:07:48 Михаил альбертович, может быть вы что-то добавите по поводу 4х опор? Мы с вами договорились до эфира, что мы эту тему с вами немножко раскроем.

00:07:56 – В принципе, Андрей Юрьевич, вы уже достаточно подробно сказали. Я думаю, что сегодня мы будем говорить о качествах одной из этих опор, да? То есть остальные три мы не будем разбирать, мы будем говорить только о качаствах врача. И может быть имеет смысл сейчас перейти к обсуждению вот этих четырех качеств, а после того, как мы их разберем 4е качества врача - вот что самое интересное, что всего их четыре, вроде как мало, да? Но на самом деле, когда мы их рассмотрим, мы увидим на сколько это глубоко и после этого, если останется время, мы можем какие-то дополнительные цитаты из других мест шастр процитировать о враче.

00:08:41 Я думаю, что эта тема на сегодняшний день достаточно актуальна, в связи с тем, что достаточно большое количество людей изучает и практикует аюрведическую медицину. Кто-то изучает и практикует, как врач, кто-то просто из интереса, для того, чтобы её применять в своей повседневной жизни не будучи врачом. И поэтому очень важно знать, каким образом это знание должно пройти через данную личность, которая здесь названа "Бхишак" - врач, и как это будет выглядеть на практике. Поэтому может быть давайте приступим к обсуждению?

00:09:19 – Давайте тогда, Михаил Альбертович, ещё раз прочтем стих, а вы начнете рассказывать с первого свойства.
– Первое? Я первое свойство, да?
– Давайте, я ещё раз прочитаю стих. Стих звучит так: "Ракшас тимхатшастра артха дришта карма шучир бхишак". Давайте, Михаил Альбертович, дальше вы.

1. Дакша - компетентность врача

00:09:40 – Я разбираю первое качество, которое звучит как "дакша". Здесь, прежде чем начинать, это обсуждение сразу, может быть, многим вспоминается история из древнего канона, который называется "Шримад Бхагаватам". История о Дакше. И я не буду сейчас эту историю пресказывать, потому что те, кому интересно могут её почитать "Шримад Бхагаватам".

00:10:12 В комментариях Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада описывая вот эту личность, Дакшу, он говорит, что у него говорящее имя, то есть как бы имя само за себя говорит, что он оправдывает своё имя Дакша. И вот что такое Дакша? Дакша - это качество, которое обозначает человека компетентного в определенной области.

00:10:40 Итак, врач прежде всего должен иметь компетенцию в той сфере, которой он занимается. Он должен знать. Вот как Наташа сказала - "знание", да, главное? Знание в смысле дакша. "Дакша" ещё означает "материальное знание", такое прикладное, можно так выразиться знание, которое человек практикует, являясь профессионалом в своем деле.

00:11:08 Также "Дакша" означает - "знающий" или "искуссный", то есть человек, который не просто знает но может выплонять деятельность, которой он занимается так, как никто другой. Он находится на своем месте. Есть одно из пониманий в Аюрведе и вообще в ведической науке, как дхарма, да? И дхарма означает, что человек выполняет своё предназначение. Так вот "Дакша" означает, что человек не просто компетентен - он занимается своим делом, своим предназначением. Поэтому есть ещё такой перевод слова "Дакша" - "умелый". То есть человек умелый или способный в какой-то сфере.

00:11:48 Также "Дакша" означает "талантливый". Врач он должен иметь талант заниматься практикой медицины. Интересные есть ещё несколько переводов слова "Дакша". "Дакша" означает "крепкий" в смысле здоровый. То есть врач он должен сам обладать хорошим запасом, резервом здоровья и крепкий в физическом смысле этого слова.

00:12:16 – Да, бывает, что врач, он как бы болен и есть такое сравнение, когда говорится, что тот врач, который сам болен и начинает лечить других людей - это подобно тому, как лысый хвастается своей прической.
– Да-да. Как раз сеголня я тоже вспоминал это выражение. Да, действительно.

00:12:40 – Есть ещё перевод этого слова "дакша" - "годный" в смысле правоспособный, то есть имеющий право заниматься наукой медицины. Тоже я хотел бы обратить ваше внимание.
– Что это значит?
- Это значит, что... да-да, вот я хотел это расшифровать
- Кто дает это право?

00:13:01 – Это право проистекает из того, что человек обладает определенной квалификацией. Мы можем сравнить это с таким правом, которое получает обычный врач. Обычный врач, чтобы получить право заниматься медицинской практикой, я имею ввиду не аюрведического врача, а врача, который работает в клинике. Он должен пройти обучение. Обучение в течении определенного срока и в течении этого срока его подвергают испытаниям, которые называются экзамены, зачеты и так далее. И затем он сдает выпускные экзамены и получает право в форме диплома.

00:13:40 – То есть квалифицированный, он получает квалификацию таким образом.
– Да, он получает квалификацию.
– Это означает, что у него есть качества.
– Да
– Так как он прошел все экзамены.
– Это слово "Дакша" оно и подчеркивает - "правоспособный", то есть имеющий право заниматься медициной.

00:14:56 И когда мы изучаем медицину, мы должны опираться, я как бы забегаю немножко вперед, Андрей Юрьевич, но я думаю, что вы потом тоже добавите, мы должны опираться всегда на три опоры. То есть ведическая наука и аюрведа, являясь частью ведической науки, она учит, что мы должны опираться в получении любой квалификации, на три опоры - это Садху, Шасты и Гуру. Садху – это тот, кто практикует науку. Шастры – это источники, литературные источники знания, науки. И Гуру – это наставник.

00:14:33 И вот опять возвращаясь к примеру, я коротку говорю об этом, возвращаясь к примеру...
– Можно и подольше.
– Ну да.
– Тема очень насущная.
- Да-да-да, она не только насущная, как мы с вами говорили перед лекцией - она актуальная на сегодняшний день и даже сверхактуальная, я бы сказал, назревшая.

00:14:58 Так вот, возвращаясь к примеру со студентом, который поступает в медицинский институт и заканчивает его в течении 6 лет, там тоже есть свои Садху, Шастры и Гуру. Он учится...
– Учебники есть
- Да, есть учебники, литература - это шастры, да. То есть для него это источник информации и он должен опираться на эти источники (шастры) - раз. Гуру - это его наставники, профессора, которые дают лекции, а Садху - это те, которые уже практикуют медицину и кто является для него примером, например, на медицинской клинической практике.

00:15:30 Это такое образное сравнение, конечно, можно из других сфер такие примеры привести, но я хочу подчеркнуть, что в результате, пройдя все эти испытания и получив этот опыт, врач становится годным для занятия медициной. То есть получает право и квалификацию, вот ещё на что указывает слово "Дакша". Но, можно, конечно ещё здесь продолжать, но есть ещё несколько хороших, важных переводов этого термина...

00:16:03 – Продолжайте, Михаил Альбертович!
- Да-да-да! Я сейчас ещё скажу. "Дакша" также означает "опытный", хотя у нас третье качество, которое мы будем разбирать, судя по всему, раз у меня нечетные, скорее всего оно мне и достанется, да? "Дришта-карма" как раз тоже об этом будет говорить. Но "Дакша" также означает "опыт", подразумевается, что врач имеет уже практический опыт.

00:16:30 Я хочу здесь вспомнить очень хороший фильм, который мы с вами, Андрей Юрьевич, знаем и я его часто рекомендую смотреть моим слушателям и пациентам. Этот фильм называется... как он называется?
– Patch Adams?
– Да, вы с полуслова меня поняли, это меня радует. Так вот в этом фильме главную роль играет Роби Уильямс. В переводе этот фильм называется "Целитель Адамс"

00:16:56 Целитель Адамс – очень такой давний фильм (1998). И там есть такой пример, что вот этот доктор Адамс, который обучался в университете, на медицинском факультете он всегда ставил вопрос: "Почему студент, который изучает медицину впервые сталкивается с больными только на третьем курсе?" То есть до этого он лишь теоретичеки изучает, не имея опыта. Вот здесь "Дакша" указывает на наличие этого опыта, контакт
– Контакт с больными.
- Контакт с больными, работа да, общение...
- С самого начала причем это начинается
- С самого начала, да.

00:17:35 Также "Дакша" означает "трудолюбивый, усердный". То есть тот человек, который очень любит и ему нравится ему заниматься своей деятельностью, находится на своем месте, как рыба в воде. Есть такой пример в педагогике когда ребенок учится в школе, и в школе изучают разные предметы. Какие-то детям нравятся, какие-то не нравятся. Но вот есть один пример, учитель, наблюдая за ребенком видит, что тот от какого-то предмета не устает. То есть он погружается в этот предмет, забывает о времени, забывает об усталости, у него даже нет этой усталости. И говорится, что это критерий, что эта наука - та, к которой склонен данный ребенок. Так вот здесь в медицине тоже самое - врач, занимаясь медициной он не замечает времени, у него нет усталости, он занимается этим находясь на своем месте, он рожден для этого.

00:18:39 – Пример Авиценны в этом очень хорош, потому что Авиценна просто жил медициной. Он не разделял себя и медицину, медицина это было его.
- Он начал заниматься с 16 лет медициной, вот это тоже удивительный момент.
- В 16 лет к нему уже приходили лечиться.
– И до 57, то есть всю свою жизнь, 40 с лишним лет он занимался только медицинской наукой. Вот это "Дакша" означает, как у психологов есть такое выражение - делает то, для чего ты рожден. Вот в данном случае означает - человек рожден для медицинской науки.
– Поглощен.
– Да, да-да-да.

00:19:18 Прилежный. "Дакша" означает, что человек прилежный. Помните, когда в школе ставили оценки за поведение и за прилежание. Прилежание означает, что человек усердно выполняет какое-то задание.
– У нас не ставили почему-то за прилежание.
- Мне почему-то вспомнилось, но это было давно уже.

00:19:39 Разумный. "Дакша" означает также "разумный", то есть человек склонен к интеллектуальной деятельности, то есть он склонен изучать науки, потому что медицина - это не только прикладная наука, но и наука требующая теоретического изыскания, то есть изучения такого научного изучения. Как сейчас тоже в психологии есть такой термин "сайнтист", то есть человек склонный к науке. Сайнтист - тот, кто погружается в такую исследовательскую деятельность, в изыскания.
– А в Аюрведе ещё и в философию.
– Обязательно, об этом мы будем говорить чуть позже, Андрей Юрьевич, сейчас мы ещё добавим по поводу философии.

00:20:23 Также "Дакша" означает "понимающий, понятливый, тот, кто схватывает науку медицины, она ему ложится в самое сердце, он её воспринимает". Есть такой термин "конгруетность", то есть как ключик в замочек входит, то есть совпадает с пониманием этого человека, будущего врача. Ну ещё один перевод, последний - "смышленный", то есть тот, кто достаточно хорошо усваивает материал знания.

00:20:53 Вот, то что касается этого качества "Дакша". Я подытожу, что основное понимание - это компетентность, а всё остальное это как бы была расшифровка вот этого термина. Андрей Юрьевич, хотите ли вы что-то добавить к этому качеству?
- Да все было по-моему сказано. Надо переходить к следующему качеству.
- Давайте.

00:21:21 Рассмотрим одно из самых удивительных качеств, которое мне кажется нигде не описывается, кроме как в аюрведической медицине. Хочу, кстати, добавить - прошу прощения, что сейчас ещё вставляю ещё несколько слов - мне кажется, вот на сколько я знаю, в других медицинских системах нет жестких предписаний для врача, как в Аюрведе, может быть я просто не знаю об этом. Что вы скажете на эту тему?
- Жестких предписаний - вы о чем?
– То, о чем мы сейчас говорим - то есть требований к врачу.
- Этических свойств врача, как бы они прописаны?
- Да-да-да
- Есть этика.

00:22:00 – Нет, я имею ввиду, что в самих медицинских канонах предписывается каким должен быть врач.
- Да-да-да. Сейчас этому уделяется очень мало времени, когда обучают медицине, может быть одно занятие.
– Да, это занятие называется "деонтология" и то, его обычно с иронией воспринимают студенты, потому что это не очень серьезно.

00:22:24 "Деонтология" означает "део" - это по-гречески "долг", "логос" - "Наука" - наука о долге врача. Но, к сожалению этому не уделяется внимания, хотя в Аюрведе этому гораздо больше времени посвящается при подготовке врача и уже при практике врача, когда он уже становится практикующим специалистом.
– Да-да.
– Ну вот, что я хотел сказать.
– Западная медицина строит, строится как бы. Она до того, как фармакологическая промышленность не вступила в свою силу, как сейчас, то западная медицина практически вся строилась на учении Гиппократа и Авицены и там и там в обоих случаях качествам врача уделялось огромное внимание. В "Каноне врачебной науки", например это очень-очень четко указывается.

00:23:17 – Но я хотел по-другому "но" сказать, но - "Канон врачебной науки" - это же перевод Аштанга Хридая Самхиты.
– Ну да, и других ещё шастр.
– Да, в том числе.
– Недавно по телевизору по каналу "Мир" показывали фильм, который назывался "Ибн Сина" и там он в нескольких местах упоминал именно Чараки и Сушруту. Он говорил "СушрутА" и когда он делал опрецию Гируни по-моему, он сказал ему: "Режь меня, Ибн Сина" он сказал: "Ты знаешь, такую операцию делали до меня только 2 раза, тысячу лет до меня и этим хирургом был Сушрута"
– Это здорово.

00:24:05 – Да, "Канон врачебной науки" безсомненно построен на этом, то есть одна из частей, составляющих частей "Канона врачебной науки" это традиционная индийская медицина, того времени или более древняя. Он однозначно читал Чарака Самхиту и Аштанга Хридая, это арабский перевод Аштанга Хридая.

2. Качество полученного образования (Тиртхата-шастра-артха)

00:24:31 Итак, tīrthātta-śāstrārtho длинное слово, это на самом деле одно слово. Здесь два корня важны "тиртха" и "шастра". "Артхато" означает - "получивший благо" в данном контексте, "тиртхата" означает - "получивший из, откуда - от тиртхи", так вот, что такое "тиртха" слово? "Тиртха" можно перевести как "источник", как у нас говорят "свежий источник", " источник жизни" говорят у нас. То есть слово"тиртха" с этим связана, перевод этого слова. Но с другой стороны, "тиртха" означает "совет", например, "наставления какие-то, предписания", или "советник, наставник", то есть человек, который наставляет.

00:25:34 – Можно я добавлю сразу в тему, я просто нрашел ещё один хороший перевод слова "тиртха", как к слову "наставник". "Тиртха" также переводится "эксперт в какой-либо науке".
– Да-да-да. Человек достойный, "тиртха" означает человек, который обладает достоинством в данной ситуации в медицине. Если мы начнем разбирать с земной точки зрения, это означает "учитель", живой учитель, который в совершенстве знает науку, в данном случае медицину. И нужно непосредственно, находясь рядом с таким человеком наблюдать его действия, как сдесь сказано dṛṣṭa-karmā, это вы будете разбирать, Михаил Альбертович.

00:26:25 То есть, наблюдая действия своего учителя, наставника учиться на практике, это очень важно - на практике учиться. Мы с вами на последней неделе слышали такие слова, что в Аюрведе есть какие-то теоретики, даже больные теоретики. Действительно, это может быть так и есть, то есть это означает, что не одной теорией человек должен как бы жить. То есть изучать только шастры, например, не рекомендуется в Аюрведе. Рекомендуется тут же приступать к практической деятельности под присмотром тиртхи, тиртха означает "наставник", который покажет практическое применение шастр.

00:27:12 Шастра означает "канонический текст", "научный текст". То есть параллельно извлекается польза из чтения шастр, чтения Священных Писаний и Аюрведа основывается на этих писаниях. Почему я говорю "Священные", потому что они произошли от Брахмы, вся Аюрведа произошла от Брахмы. А Брахма получил Аюрведу в медитации на лотосные стопы Вишну. То есть это Божественная наука считается, ведическая наука и в этой науке существуют свои книги.

00:27:52 Три основные из них, основная тройка это Аштанга Хридая Самхита, Чарака Самхита и Сушрута Самхита. И на них в основном опираются, когда изучают Аюрведу. Но! Не только шастры, нужен наставник, живой наставник, который покажет как эти шастры применяются. И в Сутрастхане, в 12 главе, которая называется "Доша Веда", по-моему, там говорится, о том, что ....в этом же писании, которое мы с вами читаем - Аштанга Хридая, там говорится, что если врач, просто теоретически изучает шастры, но при этом практически никакого опыта не получает, он не сможет достигнуть совершенства в своей врачебной практике.

00:28:39 И следующая строка, говорится, что невозможно научиться определять подлинность драгоценного камня просто пользуясь шастрами, то есть недостаточно прочитав в шастрах о свойствах подлинного драгоценного камня, то есть так не научишся определять подлинность драгоценного камня, нужно чтобы кто-то ещё практически научил это делать, понимаете?

00:29:08 Вот это есть это свойство, качество врача - он должен пройти качественное обучение у практика Аюрведы, у достойного человека, который обладает квалификацией и знает шастры при этом и изучать шастры под его руководством это не разрывно, это как замкнутый круг получается - то есть шастры под руководством человека опытного, и тот опыт строится в точности в соответствии с шастрами, потому что в Аюрведе есть один очень жесткий принцип - Шастра Упадеша, что означает, что аюрведическим можно назвать только то медицинское знание, которое написано в шастрах и ничего нового например, в Аюрведе придумывать запрещено я хотел сказать не рекомендовано.

00:30:09 То есть нужно стараться из последних сил ничего от себя не вносить в уже устоявшиеся правила, в систему медицинскую, которая установленна непосредственно самим Господом через Браму и других ачарьев. То есть отсебятины не должно быть, аюрведа - это строгая наука, иначе уже в третьем поколении начнется вырождение науки. Это защита науки, которая работает и ничего нового совершенно не нужно. Это называется tīrthātta-śāstrārtho.

00:30:48 ещё бы я сказал о том, что шастры являются священным объектом почитания и "тиртха" означает также "объект почитания". То есть настаник, который нас обучает науке медицинской в данном случае, он должен быть объектом почитания, священный объект. Таким образом только мы сможем получить знания. Все что я хотел сказать. Михаил Альбертович?

00:31:20 – Давайте я хотел немножко добавить. Достаточно хорошо сказали вы, Андрей Юрьевич, и по идее даже нечего добавлять, но я немного буквально добавлю. "Тиртха", как я уже сказал означает "эксперт", указывает на эксперта и в то же время указывает на то что, изучающий под наставничеством эксперта сам должен стать экспертом экспертом в шастрах. И вот корень "артха" указывает на то, что тот, кто изучает шастры должен добиться успеха. Не просто изучать, а добиться успеха в этом изучении.

00:32:02 И мне хочется подчеркнуть, шастры в данном контексте указывая на аюрведические шастры в данном случае ещё означает, что аюрведические шастры об этом, может быть мало говориться, те кто нас слушают может быть знают о чем сейчас пойдет речь. Аюрведические шастры также являются "мукти-шастрой". Вот это важный момент, потому что иногда принижается значение аюрведических шастр. Они рассматриваются просто как прикладные писания и их авторитетность не очень высокая в кругах некоторых людей. Анндрей Юрьевич, вы комментарий можете дать?

00:32:44 – Беда в том, что мы даже начинаем слышать то, что аюрведические шастры ошибаются, например, что было другое время, что новая система она то и является Аюрведой, то есть истинной аюрведой. Даже так начинают говорить. Система Шелтона - это истинная Аюрведа, последние новости. Михаил Альбертович?

00:33:16 – Да, да-да-да, печально слышать это, Анрей Юрьевич на самом деле, потому что, как я недавно сказал, мы с вами уже являемся аюрведическими пенсионерами, в шутку, конечно, я об этом говорю. Столько времени и сил потрачено на популяризацию аюрведического знания вот здесь, в условиях России, в вашем случае уже в условиях Казахстана. На той почве, где забыто это знание, но мы видим, что не всегда есть уважение к этому накопленому опыту накопленному знанию, которое из поколения в поколение передается.

00:33:57 И вот вы сказали, что это знание произошло из уст самого Брахмы. И, есть такой пример, что знание передается от учителя к ученику, это называется цепь ученической приемственности или парампара. Сверху вниз означает, передается это знание. Есть такой пример, который часто приводится в канонах, пример с плодом манго. Наверное, вы тоже слышали..
– Передать из рук в руки, да.

00:34:24 – Да. Плод манго растет высоко на дереве и мы можем просто потрясти это дерево, чтобы получить этот плод, но когда он падает то разбивается в дребезги...
– Один раз мне на голову упал, я знаю, как это. Мне один раз упал манго, спелый-спелый манго сорвался с дерева и упал мне просто на макушку и просто на моем затылке лежала косточка, а всё остальное просто текло по мне. Сразу теряется форма и содержание.

00:34:50 – Полностью всё было потеряно, да? Поэтому, чтобы получить плод манго один человек забирается наверх и аккуратно, трепетно срывает этот плод знания. Манго в данном случае это символ, мы говорим манго, но подразумеваем знание Вед, знание Аюрведы в данном случае и передают его вниз, тому человеку, который под ним находится, тот передает ещё ниже и так до тех пор, пока его не получает стоящий на земле человек в неискаженном виде. То есть манго целый, целый плод он получает в руки в неискаженном виде Знания. И вот также должно передаваться аюрведическое знание.

00:35:25 Вы очень хорошо сказали, что не должно быть никакой отсебятины. Мы, к сожалению, с вами в последнее время иногда это наблюдаем. То, что некоторые выдумки, измышления - они выдаются за аюрведическое знание. Я думаю, что причина заключается в том, что Аюрведа становится популярной.

00:35:47 – А, да, это же вы мне недавно сказали очень смешную фразу. Я долго смеялся.
– А какую?
– Аюрведа становится как что-то, не помню, какие-то вы такие смешные фразы сказали, я уже забыл какие, честно говоря.
– Может быть мы вспомним.
– Само слово "Аюрведа"

00:36:06 – Да, да-да-да. Им начинают прикрываться. То есть то, чем не является Аюрведа начинают ей называть и мы должны всегда проверять это знание, те кто новички в этой сфере, они должны проверять. И для этого есть вот эти предписания - на что нужно опираться. Вот, пожалуйста - добейся успеха в изучении шастр и проверь, создай алгоритм проверки через шастры, садху и гуру.

00:36:35 Вот это то, что я хотел добавиьт. И ещё я хотел последнее по поводу слова "тиртха" вот мы сказали, что это эксперт, наставник, но также есть ещё одно значение слово "тиртха" мы немножко может в сторону уйдем, но я все равно хочу добавить. "Тиртха" - означает "место поломничества". Есть два типа мест паломничества одни места называются "дхама", другие - "тиртха".

00:37:00 И вот я думаю неслучайно применен здесь именно этот термин. "Дхама" означает места, где проходили лилы Верховной Личности Бога. А "тиртха" означает места, которые посещают полубоги, дэвы. И в данном случае мы видим, что если мы добиваеся успеха в изучении шастр под руководством наставника, квалифицированного эксперта в этой науке, то это то место, которое достойно для посещения полубогов. Вот то, что я хотел добавить.

00:37:31 – Что это значит? Посещение полубогами? Тут говорят в Сибири где-то полубоги приземляются.
– Это в Омской области?
– Не знаю. Нет, вообще как бы, что это значит? Так это немножко звучит странно.
– Давайте сейчас то мы будем расшифровывать?
– А что, вправду, мне очень интересно, что значит посещаемость полубогами мест "тиртх"?

00:38:04 – Для этого придется немножко углубиться вообще в Ведическую культуру. Мы живем в такую эпоху, в которую многие аспекты знаний очень искаженные. В эпоху, которая называется кали-юга, мы, к сожалению, лишены возможности контакта с высшими мирами. Об этом говорится не только в Ведических писаниях, но и в других писаниях - христианских, мусульманских и в других писаниях. Очищая этим знанием, огнем этого знания, места нашего прибывания, мы получаем возможность контакта с высшими мирами, которые, как бы становятся удовлетворены тем, что мы практикуем такое авторитетное знание и за счет этого мы можем осуществлять этот контакт. Это коротко если на эту тему сказать.

00:39:02 – То есть, можно ли сказать, что "тиртха", человек-наставник он как раз и является, находясь в своем теле он является таким местом паломничества?
– Наставник?
– Да, наставник.
– Да, да-да-да, конечно! Через него действует парампара и таким образом приходит неискаженным.

00:39:23 – "Тиртха" также означает ещё непосредственно это одно из имен Господаи также это означает, что тот наставник, который наставляет нас, он должен представлять это знание непосредственно как исходящее от Бога, не искажая его, действительно через шастры. Практически доказывая, что вся эта система медицинская - она работает. Ок. Тогда "дриштакарма" ?
– Хорошо. Это моя очередь сейчас?
– Да.

3. Наблюдательность и аналитические способности врача (Дриштакарма)

00:39:57 – "Дришта-карма" (dṛṣṭa-karmā) также состоит из двух корней и на самом деле это одно слово. "Дришта" - здесь корень "рш" или "риш" от этого слова происходят риши. "Риши" обычно этот термин переводится как мудрый человек, мудрец, филосов. Но буквально "риши" означает "видящий". Этот корень "рш" означает "зрение". "Дришта" - это что-то полученное через зрение, вот это чувство наблюдения, даже можно так сказать, наблюдение. Наблюдение и получение опыта, вот так ещё можно здесь добавить. При чем какого опыта? Через тело, опыт через тело, то есть через чувства, через сознание и через речь. Такой опыт получается.

00:40:53 "Карма" - означает "действие". Здесь глагол "ка" означает "делать", "ма" указывает на принадлежность данному человеку. То есть когда я говорю "карма" я подразумеваю свою личную деятельность, не чужую деятельность, а свою личную. "Карма" как вот это окончание "ма" в словах дхарма, карма и т.д.

00:41:16 В русском языке есть однокоренное слово, кстати, мало кто знает, что оно связанно со словом "карма", это карьера. Карьера, то есть когда я действую и получаю плоды этой деятельности. Так вот "дриштакарма" в контексте врача, в контексте медицины и вот в данном случае мы говрим о качествах врача означает что врач должен иметь возможность наблюдать, видеть лечение и получить такой опыт у своего наставника. И также в своей личной практике, кар-ма - моя практика, я получаю опыт через свою практику и участвую сам в этой практике. Здесь ещё нужно подчеркнуть, что...

00:42:06 – Осознаю, вижу
– Вижу и осознаю то, что я должен делать, то, что я сделал. Внимательное олтношение к собственной деятельности изначально.
– Да. Есть такое понятие, как это звучит, я прошу прощения, вылетело из головы. Можно, например, слушать, но не услышать, можно видеть, но не увидеть. То есть человек должен быть наблюдательным. Мне вспомнился пример, в литературе описывается такой пример, я думаю все читали эти книги, которые написал Артур Конан Дойль о Шерлоке Холмсе.

00:42:46 И Шерлок Холмс описывается как очень наблюдательная личность
– Дриштакарма
– Да, дриштакарма. Но мало кто знает....
– Он наблюдал последствия, причины... Дриштакарма.
– Да, но я почему этот пример привожу. У Шерлока Холмса, это же вымышленный герой, но у него был протортип. Артур Конан Дойль по профессии врач и это Александр Белл, был такой доктор в Великобритании, который жил в тот период, когда Артут Конан Дойль был ещё студентом, он у него проходил практику. И тогда он запомнил этого доктора. Он был очень знаменит во всей Англии тем, что ставил диагноз практически просто глядя на пациента, не проводя никаких дополнительных исследований.

00:43:19 Он был очень наблюдательным человеком и глядя на походку, речь человека, на его движения, внешний вид, цвет кожи, глаз и т.д.он ставил диагноз и он был очень известен этим. К нему посылали больных те доктора, которые немогли поставить точный диагноз и впоследствии его наблюдательность послужила основой как-бы прототипом для этого героя, Шерлока Холмса.

00:44:04 Дриштакарма - наблюдательность, способность участвовать в процессе терапии полностью вовлекая себя туда. И ещё такой момент, дриштакарма подразумевает...
– Обучении как бы ещё.
– А я уже о практике говорю, но обучение безусловно, да Андрей Юрьевич, спасибо, что вы дополнили. Я вот теперь ещё к практике хотел добавить. Дриштакарма означает, что врач он может сам пройти через процесс исцеления, то есть карма - мой личный опыт исцеления.

00:44:39 Как в древнегреческой философии архетипом целителя выступает кентавр. И кентавр всегда изображается с копьем в боку и капает кровь. Эта концепция раненого целителя это означает, что врач сам проходит через процесс исцеления и исцелившись он может помочь другим, потому что он уже имел опыт собственного исцеления.

00:45:04 И мы знаем, что на самом деле врач, он непосредственно участвует в процессе исцеления пациента, являясь с ним как бы одним целым, в переносном смысле этого слова, конечно. Он как бы должен стать сострадающим, то есть эта присставка "со" в русском языке означает "вместе", то есть вместе пройти через страдания с пациента. Это говоря об этом качестве, дриштакарма, в отношении уже практики врача. Это то, что я хотел сказать. Андрей Юрьевич, добавьте, пожалуйста.

00:45:40Дриштакарма. Да, во-первых в момент ученичества человек, который собирается стать врачем должен быть очень внимательным в наблюдении за деятельностью тиртхи, за деятельностью наставника. И очень должен быть внимательным к шастрам, то есть понимая каким образом всё это работает, да, он он должен видеть структуру шастр, он должен видеть практическую структуру шастр, потому что в шастре есть практическая структура.

00:46:06 Это другой разговор, достаточно тяжело может быть понять, не совсем глубоко погруженный в Аюрведу, но тем не менее. Когда шастра укладывается, практически, мы видим практическую стезю, которая идет от начала шастры до самого её конца, любой шастры аюрведической.

00:46:28 – Андрей Юрьевич, а можно я добавлю немножко сейчас вставлю...
– Да-да, конечно.
– Пока мы далеко от шастр не ушли. Помните, я сказал, что шастры в том числе подразумевают "мукти-шастра", то есть практическая сторона означает прикладное знание шастры, и оно очень важно, хотя многие его принижают, но аюрведическая шастра это в том числе и мукти-шастра, она дает знание об освобождении. "Мукти" - это значит "освобождение".

00:46:58 То есть это не только прикладное знание, хотя это в первую очередь и прикладное знание, позволяющее применять его в практике медицины, исцеления, но аюрведическая шастра дает знание освобождения. Освобождения в духовном смысле этого слова, освобождения от невежества, освободения от анарх, то есть препятствий, которые не дают нам возможность прогрессировать духовно в том числе и в конце концов освобождение из этого материального мира и возвращение в духовный мир.

00:47:34 То есть, так как Аюрведа является частью Ведической культуры, традиции, науки, она так же в себе содержит вот это знание об освобождении. Вот это я хотел добавить, я прошу прощения, что встрял.

00:47:50 – Освобожднение от болезней в первую очередь, освобождение от болезней и страданий, начиная с грубых физических страданий. Мы нигде не найдем больше такой сострадательной шастры на самом деле. Поэтому в Чарака Самхите превозносится положение Аюрведы и говорится, что Аюрведа очень сострадательна, потому что другие шастры говорят о чем-то очень-очень высоком. А Аюрведа она говорит о теле, например, о том как оно устроено, копается, такая неблагодарная работа.

00:48:22 На самом деле да, освобождение начинается с освобождения от болезней, освобождения от страданий на тонком плане, с освобождения от низжих гун природы и всё это освобождение от лишнего, того, что не присуще нашей природе, например. Поэтому здоровье в Аюрведе называется "свастха", когда человек дошел до такого сотояния, когда он полностью реализованная личность. Вот это называется здоровье. Свастха, то есть самореализация себя, можно говорить. Действительно, это мукти-шастры, они дают свободу, очень большую степень свободыдает если человек следует наставлениям Аюрведы.

00:48:58 Аюрведа является основой для других практик, то есть здоровье является основой для других практик. Без здоровья человеку очень сложно практиковать духовную жизнь даже, очень сложно. Вамшидас Бабаджи один раз вышел из своего кутира и сказал, (он молчал подолгу обычно, мало разговаривал), и сказал: "Болезнь мешает мне молиться". Понимаете, даже такого уровня люди, они видят, что болезнь мешает молиться.

00:49:26 Приехал недавно у нас здесь в Казахстане, в Алмате вернулся один преданный, Халадхара его зовут. Он был у Танмай Госвами, в Удупии который вот ходит, я увидел уже в описании, сейчас он в Москву, по-моему приехал уже. И вот он скинул, как он сам говорит, ему под 50 лет, 48 по-моему, и он сказал, что он скинул лет 15 после 50-ти дней панча-кармы, по-ощущениям. И он сказал, что я очень серьезно понял, на сколько болезнь может мешать просто жить и молиться в том числе. Вчера мы с ним разговаривали на воскресной программе.

00:50:07 То есть здоровье - необходимая платформа и база для духовной жизни. Не нужно отвергать Аюрведу. Аюрведа дает очень хорошие наставления - как освободиться от страданий. В том числе телесных.
– Но мы горворим о классичесокй Аюрведе, той, которая в шастрах описана.
– Да-да. Что ещё можно добавить? Мы сейчас читали дриштакарму, да. Что ещё можно сюда добавить.

00:50:44 У Вабхаты ещё есть «Аштанга Санграха», есть такая шастра. Там старший Вабхата есть такой. Он говорит, что врач он должен налюдать со всем вниманием сказанно. Баху шо дриштакарма. Если здесь говорится просто дриштакарма, то Вабхата старший он говорит: "Баху то дриштакарма". "Баху то" означает "с великим вниманием". Баху то дришта, то есть с очень большим, большим-большим внимнием, много внимания, с огромным вниманием, как его наствник или другие врачи, которых он считает как саддху, да, есть гуру и саддху, диагностируют болезни, во-первых, и во-вторых как они их лечат, как назначают лечение, сама карма врачебной деятельности как происходит

00:51:28 И при этом, Вабхата говорит, что он должен быть сваям-крити. Сваям-крити означает, что он должен сам практиковать. То есть если он ещё не имеет этой квалификации, о которой мы говорили, он должен практиковать как подмастерье, то что раньше называлось. Как помощник врача. И постепенно наблюдая за этой деятельностью и участвуюя в ней как помощник, например, проводя процедуры, готовя лекарства, которые назначает врач, это всё долг помощника, он постепенно сам становится врачом, изучая при этом...

00:52:02 – Вара-чарака
– Да, вара-чарака, обязательно при этом он должен изучать шастры, задавать вопросы и быть как бы активным очень в этом процессе. Крити, сваям-крити, он должен сам делать что-то. Сваям-крити, "крити" означает "двигаться вперед, шевелиться, работать", да, буквально переводится "крити". Он должен работать сам переводится. То есть никто его тащить за шкирку не будет. Хорошие врачи работают сами, они работают над собой в первую очередь и над изучением науки, грызут гранит науки, как говорится. ещё он добавляет, но это не по теме сейчас будет. Вабхата добавляет, что врач сам должен быть способен готовить лекарства и т.д.

00:52:46 В общем очень много чего он говорит, просто я хотел добавить: "Бхатуто дриштакарма та", говорит старший Вабхата. То есть очень-очень большое внимание нужно сначала уделять в процессе обучения, наблюдать, а потом, когда сам человек работает, или сам уже становится наставником, тем более он должен продолжать очень сильно внимательным, к своей деятельности, которой он занимается.

00:53:06 Врач должен быть очень внимательным к дхарме своей. Тогда дхарма начинается заботится о таком человеке, так написано в шастрах: "Позаботься о дхарме и дхарма позаботится о тебе". То есть начинается успех в профессиональной деятельности, без этого никак. Если человек сам не двигается, сам не работает, сам не изучает шастры, сам не стремится грызть гранит медицинской науки - он просто не будет способен лечить и всё и никакого успеха не достигнет в этой деятельности. Теперь "шучи"...

4. Чистота врача (шауча)

Физическая чистота

00:53:46 Последнее качество, четвертое. Всего четыре качества. Мы уже говорим час. "Шучи" означает "чистый". Когда говорят о чистоте, ведическая традиция говорит о том, что чистота бывает на трех уровнях, трех аспектах - это телесная чистота, чистота ума, чистота помыслов и чистота речи. Кая, мана, вакха - чистота тела, ума и речи. Это очень важно. Нужно, чтобы врач был телесно чист. Это означает, что он сам должен следовать всем гигиеническим процедурам, которые предписаны в диначарье (режим дня) и ритучарье (учет сезонных изменений). Это означает, что все гигиенические процедуры, очистительные процедуры - шодана и шуча - один корень - чистота, очищение.

00:54:52 То есть врач должен следовать очистительным процедурам, физическим, сейчас мы говорим о теле. Начиная с распорядка дня он должен делать всё, что предписано - он должен делать масляный массаж, омовение, закапывание в нос масел специальных (Anu Taila называется например масло), чистка зубов, языка и т.д., много чего ещё он должен делать. Заниматься упражнениями из хатха-йоги делать асаны, обязательно должен делать физические упражнения сам, он должен быть в прекрасной физической форме. Это называется чистота.

00:55:25 Когда мы видим, что врач в прекрасной физической форме - это означает, что с точки зрения вот этого качества "шучи" он чист телом. То есть у него нет болезней, с позвоночником у него всё нормально. А то знаете, у нас часто бывают врачи, работа же сидячая, поэтому и т.д. Это чистота физическая. Он не просто должен быть чистым, он должен следовать диначарье.

00:55:49 Ритучарья означает, что в межсезонах он должен проводить сам очистительные поцедуры - шодана процедуры, процедуры панчакармы себе. Иначе получается как сапожник без сапог, понимаете. То есть человек, который должен давать здоровье - у самого нет здоровья. Человек, который должен давать чистоту людям, помогать достигать им чистоты сам не чист. Например, в его теле есть какие-то токсические вещества и они могут породить болезнь. Шучи-чистый.

00:56:19 Затем на уровне ума человек должен быть чист. Кстати, ещё чистота на уровне тела - это ещё ненасилие (ахимса), я забыл сказать. Человек, который практикует Аюрведу должен быть вегетарианцем. Сейчас очень много полемики по этому поводу. И при этом говорят, что в шастрах аюрведических мясо описывается. Да, описывается, потому что врач должен знать всё, потому что некоторые люди едят мясо. Но сам то он не должен есть мясо. Шучи - он должен быть чист телом, ненасилие. Затем он не должен физического насилия никогда ни над кем совершать, никого не обижать, то есть физически, даже животных. Что ещё, Михаил Альбертович? Помните?

00:57:05 Дашапапа - десять грехов телесных. Сейчас я ещё один файл открою, у меня есть кое-какие материалы по этому поводу написанные из последних изучаемых. Вот, нашел. Он не должен воровать. ещё, перейдя на уровень тела относится воровство, то есть не должен брать чужое (астея). И также он не должен заниматься незаконным сексом, то что называется "аниядха кама" на санскрите. "Нишидха кама сева" ещё это называют, то есть половая жизнь должна быть только в семье как минимум. Я не буду никого сейчас пугать, давайте рассматривать незаконную сексуальную деятельность как измены своему партнеру по браку.

00:58:00 И также секс вне брака - вообще считается незаконным. Только в браке разрешается в ведической традиции половая жизнь. До брака - нет. И во время, когда человек не состоит в браке с другими людьми он не должен этим заниматься.

Ментальная Чистота

00:58:13 Чистота ума - это манас, уровень ума, туда входит 4 момента, в чистоту ума. Это - первый означачает "пайшунья" - говорить что-то плохое в отсутствии человека. «За глаза», то что у нас говорят. За глаза плохое не говорят. За глаза говорят только хорошее. Если вы хотите сказать что-то плохое - вы должны сказать человеку в глаза и не говорить никому, именно ему нужно сказать. Если нарушается этот принцип, это называется «пайшунья» - это грязь.

00:59:00 Второе... даже мысли... мы как раз об уме говорим... так, это на самом деле о речи мы говорим, стоп, я спутал немножко. "Вачана" - речь, говорить, говорить о ком-то и думать тоже, потому что прежде чем сказать - мы думаем или не думаем. То есть говорить что-то плохое в отсутствии человека - это первое, о речи мы говорим. "Паруша" - означает грубая речь в присутствии или в отсутствии человека. Вообще грубая речь считается также грязью в ведической традиции. "Амриду вачана" называется. "Амриду", "мриду" называется "мягкий", да? На санскрите, "амриду" означает "грубая, жесткая речь". Не надо говорить, даже если кого-то надо убедить или что ты не прав, нужно говорить мягко, так написано. Говори правду, но мягко, не задевай своей грубостью.

01:00:04 Затем "амрита вачана" или "асатья вачана" это означает "а-сатья" - "ложь", то есть нельзя врать, говорить нужно правду. "Санкиа алапа" - это как бы болтовня, бесцельные разговоры, когда просто человек болтает ни о чем, болтать любит или неуважительные высказывания. Это чистота относительно речи это на самом деле не только врачу, то что мы сейчас говорим, это 10 грехов, которые перечисленны в Аюрведе и эти 10 грехов, если мы их избегаем - у нас будет здоровье. И относительно ума существует ещё три вещи, которые определяют чистоту врача и вообще любого человека. Это причины болезней на самом деле. То есть, например, если вы кого-то критикуете за глаза - вы будете болеть, это однозначно. Если мы просто грубим - будем болеть, если мы лжем будем болеть, если мы болтаем много - Вата доша выйдет из равновесия очень быстро.

01:01:09 И также относительно ума. Первая грязь, которая может быть обнаружена на уровне ума - это вьяпада (злая воля), что означает - "желание вредить", хочется навредить, сделать вред. Например, со мной это очень часто бывает. Я пытаюсь это как-то контролировать, то есть когда возникает: "Вот навредить бы ему" - нельзя ни в коем случае допускать, нужно контролировать это, даже мысли такие допускать нельзя .Чистота на уровне ума означает - желать только блага. Врач должен быть таким, желает только блага, врач никому воредить не хочет. "Не навреди" - это принцип Гиппократовский вспомните и врачебный принцип. Даже желать такого нельзя.

01:02:00 Затем "апвидьям" - это означает, что человек в уме желает чего-то чужого, завидует, смотрит на кого-то и ему хочется заиметь. И "бригу парья" - это самый страшный грех, который может быть, самая страшная грязь, ачарьи комментируют, как " шастры дришти випаритам настика двади", что означает "неверие в шастры". Это в последнее время даже почему-то появилось в среде некоторых аюрведистов в кавычках. То есть, что шастры это что-то, как я уже говорил, что-то нерабочее и, вообще, там ложь какая-то в шастрах. Это считается грязью на уровне ума, нечистота. такого человека нельзя называть аюрведическим врачем и врачем вообще. Это по поводу шучьи.

01:03:15 Михаил Альбертович, вы здесь?
– Да.
– Добавьте что-нибудь.
– "Шучьи" - это последнее качество врача и однокоренное слово "шучь" - это когда в Аштанга-йоге упаоминается одно из требований к адепту, который занимается восьмиступенчатой йогой он тоже должен быть чист и также здесь этот термин используется.

01:03:45 Очень хорошо вы, Андрей Юрьевич, все рассказали. Я немного добавлю, просто как-бы немножко разбирая значение этого слова "шучи". Есть несколько ещё значений, которые подчеркнут вот эту чистоту. Чистота, ясность. Также "шучи" переводится "понятный", то есть у врача должна быть понятная речь, понятные действия недвусмысленные слова, значения, они не должны быть двусмысленными. Четкий, логический должен быть доктор.

01:04:20 – Подождите, Михаил Альбертович, перебью, простите меня, пожалуйста. Да, одно из свойств врача, кстати, "витарака" на санскрите, он должен быть очень, очень логичным. То есть на логике основывается лечение, в основном основывается лечение. Особенно то, что называют "юкти ядаша". Иногда слово "юкта" переводится как "логика" хотя это не совсем так. Это я просто говорю что витарака - очень логичный должен быть человек. Простите.

01:04:51 – "Шучья" также переводится "проницательный", то есть за счет этой чистоты и ясности ума врач обретает проницательность - его понятия, представления, память, ум..
– Прозрачный.
– Да. Также "шучья" означает "очевидный, явный", то есть не вызывающий сомнений. Его действия чисты, они не вызывают сомнений. Также "шучья" означает "убежденный в чем-либо, уверенный, не сомневающийся".
– Ничего не держит за душой.
– Лишнего. Также "шучья" означает "прямой, простодушный", то есть прямота, честность тоже присутствует в его поведении

01:05:43 – Супер. Я улыбаюсь, очень хорошее добавление.
– Также "шучья" означает "свободный", в смысле безпрепятственный в достижении каких-то результатов. Опять же за счет этой чистоты достигается. Неограниченный, свободный от каких-то препятствий в достижении успеха в медицинской практике.

01:06:13 Также "шучья" означает "чистый" в смысле безпримесный. Баз примеси каких-то лишних наслоений в уме, в сердце, в действиях, в жизни. У него нет захламленности в широком смысле этого слова - захламленности в жилище, захламленности в теле...
– В уме.
– В речи. Опять мы приходим к этому понятию

01:06:40 Чистота, если глубже взглянуть на это качество оно очень о многом говорит. Не всегда мы оцениваем просто по гигиеническим навыкам, хотя они тоже в первую очередь важны. Но кроме этого эти все вещи, о которых мы с вами сейчас говорили, они тоже являются очень важными. Не должна быть захламленной жизнь (врача), она должна быть посваящена медицине и поэтому всё остальное опять ненужное.

01:07:08 Я, можно опять пример, мне почему-то вспомнился с Шерлоком Холмсом. Когда они познакомились с доктором Ватсоном, доктор Ватсон, кстати доктор, врач, он был очень удивлен, что Холмс не знает каких-то простых вещей. Таких как например, что Земля вращается вокруг Солнца. Холмс говорит, что мои чувства убеждают меня в обратном. Но, говорит, даже если на самом деле это не так - для меня это не важно, потому что мой ум - это чердак, где сложены определенные знания, и я не хочу, чтобы там был хлам, чтобы там было что-то лишнее.

01:07:45 И врач он должен быть таким. На самом деле есть какие-то знания, действительно важны для кого-то, но для врача они не являются нужными. И вот эта захламленность знаниями, как сейчас этот информационный поток через телевидение, радио, СМИ, через интернет, он идет в сознание очень многих людей. Телевизор сейчас называют "одноглазым гуру", который дает наставления, как в Коране было пророчество, что в нашу эпоху прийдет одноглазый монстр. И вот он уже пришел и его теперь называют "гуру", наставником. И это захламляет сознание большинства людей.

01:08:23 – Михаил Альбертович, можно я вас перебью.
– Давайте.
– Вот в Индии телевидение как назывется? "Дурдаши", "дур" одной стороны означает "теле, далеко", да, "дур-даши"- телевидение. А с другой стороны, "дурдаши" означает "дурной" "дурное видение", "лицезрение дурного". Вот-вот, очень смеялся я, когда видел "дурдаши" или "манорама" там у них называются развлекательные передачи, радость для ума - "манорама". Телевизор теперь стал манорамой, то есть не Рама теперь радует ум, а развлекательные передачи.

4. Бхишак - врач

01:09:04 – Ну вот, то, что я хотел добавить. Андрей Юрьевич?
– Последнее слово "бишак". "Бишак" означает "врач", врач он должен быть вот таким, как мы сейчас говорили на протяжении часа и 12 минут. Если есть Наташа вопросы, то мы сейчас будем на них отвечать.
– Попробуем!
– Да, вопрос есть и я его сейчас зачитаю.

Ответы на вопросы

01:09:39 "Скажите, пожалуйста, вы сказали, что "отсебятины" в Аюрведе нет. Значит ли это, что тот, кто говорит, ссылыясь на Аюрведу, должен цитировать аюрведические шастры?"

01:09:54 – Очень хороший вопрос. Михаил Альбертович, вы готовы ответить?
– Несомненно хороший.
– Да, Андрей Юрьевич!
– Давайте вы начнете.

01:10:08 – Если отвечать коротко, то это ответ положительный. То есть тот, кто говорит ссылаясь на Аюрведу, наверное здесь подразумевается врач, который занимается аюрведической практикой и ссылается на оную, то конечно он должен цитировать аюрведические шасты, это безусловно. Не совсем понятен вопрос - или это человек какой-то ссылается на Аюрведу.

01:10:36 – Нет, это если кто-то говорит ссылаясь на Аюрведу: "Вот в Аюрведе вот так-то так-то сказано". А если его спросишь: "А где вы это нашли?" А он говорит: "Аа...аа... бэ.. не знаю"

01:10:45 – Если тогда, при этих условиях, безусловно тот, кто ссылается на Аюрведу должен ссылаться на шастры. Понятно, что не каждый знает шастры подробно, но он тогда должен найти какой-то авторитетный источник, чтобы получить это знание. Потому что иначе это будет выглядеть как профанация. Андрей Юрьевич?

01:10:07 – Вообще да, как бы шастры так же изучают как Аюрведу? Заучиваются основные положения, система просто заучивается. Поэтому когда врач, вот например я, свой опыт могу рассказать. Когда я приезжаю учиться в Индию к аюрведа-ачарье, задаю вопросы о терапии какой-то болезни, например. И человек просто на секунду задумывается, у него шастра возникает в голове, он её видит просто и начинает из разных мест цитировать. Говорить, вот посмотри - вот так, так, так развивается эта болезнь, отсюда она произошла, в соответствии сэтим будем лечить и цитирует, цитирует и цитирует. И это работает, что самое интересное.

01:11:54 То есть шастры работают, они абсолютно практичны. И вот собственно что я хотел сказать. "Отсебятины" действительно нет. Шастры упадеша, как мы сказали. "Шастра упадеш" означает опираться на авторитет шастр, ничего от себя вносить не нужно, потому что все равно ты... Лечатся очень серьезные болезни. Я наблюдаю за деятельностью врачей, то что называется "дришта-карма", мне удалось это в жизни увидеть. Я видел что они лечат, какие болезни они лечат и как. И они основываются полностью на шастрах, они излечивают те болезни, которые здесь не излечиваются. Тот же самый ревматоидные артрит.

01:12:44 Здесь его не умеют лечить. В Аюрведе его умеют лечить. Подагра - здесь фактически не умеют у нас лечить подагру, в Аюрведе лечат. Все это лечат на основе шастр. Очень тяжелые кожные болезни, псориаз лечат, например. И вылечивают. Основываясь на шастрах.

01:13:02 – Андрей Юрьевич, можно я добавлю?
–Да, конечно.
– Я хочу сказать, что Андрей Юрьевич один из лучших аюрведических врачей на территории теперь не только России, но и всего бывшего СНГ и вот он в своей практике опирается на аюрведические шастры и он молодец. Поэтому, на его примере виден ответ на этот вопрос. У него очень хорошие результаты в медицинской практике и потому он хороший специалист. Вот что я хотел добавить. Простите, Андрей Юрьевич, я просто не мог сдержаться, чтобы вас прославить.

01:13:42 – Хорошо. Спорить не буду.
– У меня есть...
– Да-да, Наташа, мы вас слушаем.
– Можно, можно я скажу? У меня есть благодарность в ваш адрес.
– О, Господи!
– Да, вот, пришли - «спасибо вам огромное, Андрей Юрьевич за прекрасную лекцию, которая открывает глаза на реальную действительность. В наше время, к сожалению, так мало уделяется времени этим очень важным моментам. Скажите, пожалуйста, реально ли найти такого врача в наше время?»

01:14:24 – Какого врача? О котором мы говорили?
– Видимо да.
– Конечно реально. Реально найти такого врача. Большинство таких врачей..
– Ищущей да обрящет.
– Да-да-да, ищущий да обрящет. Большинство таких врачей конечно же находятся на территории Варата Варши, то есть на территории Индии. Мы говорим об аюрведических врачах, я так понял. Да, есть люди, которые строго-строго следуют и всеми этими качествами обладают, о котрых мы сегодня говорили. В полной мере причем, в полной мере, я с такими встречался.

01:15:07 Человек, который вообще первый посвятил меня в Аюрведу, его зовут Горивал Чананда. Михаил Альбертович знает его внука. К сожалению, он тело оставил 21го февраля в этом году и я был в это время в Индии, но не смог попасть на кремацию. Его кремировали по традиции ария-самадж, есть такой брахманическое объединение. Я просто не смог, мне поздно, ну как поздно, просто обстоятельства такие были,что я не смог выехать на кремацию. И этот человек в полной мере обладал всеми теми качествами, о которых мы сегодня говорили. И он вообще вел меня к этому практически моменту в Аюрведе.

01:15:52 Потом уже рекомендовал меня в Южной Индии некоторым врачам, у которых я сейчас получаю наставления. Доктор Хари, например, наш любимчик. Я у него сейчас учусь. Они действительно обладают всеми этими свойствами. Доктор Хари, у которого я в последнее время учился и учиться буду я надеюся, он также обладает всеми этими качествами. Когда я говорил о клнической практике, когда человек из головы берет, я говорил обю этом человеке как раз, о докторе Хари. Когда мы завали вопросы о лечении очень тяжелой болезни, типа гламированиго нефрита, например или псориаза того же самого. Он абсолютно ясный взгляд имеет, "шуч" на эти пробелмы. Он их видит абсолютно ясно, он абсолютно ясно видит, что делать, какие действия предпринять, это называется "дришта карма", что я говорил, он видит действия которые он должен совершить.

01:17:00 При нем прямо, я видел его Гуру, это очень интересная личность, он не имеет государственного диплома по Аюрведе, но все аюрведические врачи, все его воспринимают как одного из своих учителей, при этом приставка "Доктор" перед его именем не ставится, потому что у него нет диплома врачебного, он выучился в деревне в Керале и они вместе работают. Доктор Хари, он взял, то есть он наблюдал врачебную деятельность своего Гуру, его Гуру доктор Васудэва. Я говорю доктор, потому что он действительно доктор.

01:17:39 То есть я всю эту систему очень хорошо лицезрел, я вижу всё это перед глазами сейчас как эти качества проявлены в этих людях - чистота, также первое какое у нас было качество? "Дакша" - умение, квалификация. Поэтому есть такие врачи, есть. Нужно просто их искать, не допускать каких-то недоделок, полумерок, полумер, извиняюсь, в этом стремлении. Нужно искать лучшего, нужно искать таких представителей. Если вы как пациент идете лечиться к врачу, надо искать таких врачей как раз. Потому что именно они смогут вылечить.

01:18:30 Потому что существуют ещё, например, Чарака опимывает, у него есть целая тема в "Сутра Стхане", в 29й главе, 5й стих. Он говорит, что есть врачи, которые даруют жизнь и забирают болезни, а есть врачи, которые даруют блезни и забирают жизнь. Это сам Чарака говорит, но ситуация такая и до сих пор сохраняется. Врач может «залечить» всё, что угодно, если он не обладает теми качествами, о которых мы сегодня говорим. Когда он говорит о том, кто забирает болезни и дарует жизнь, Чарака говорит, что это те врачи, которые благородны и правильно обучены, которые сведущи в медицинской науке и правдивы. То есть они не лгут относительно себя, своего происхождения в Аюрведе, скажем так. Очень стоги к себе, такие люди, имеют все необходимые инструменты и лекарства, это тоже очень важно.

01:19:38 У нас лечат, знаете как, извиняюсь, есть такие конторы, у которых есть 5 препараьов аюрведических и они пятью препаратами аюрведическими лечат всё. Это одно проявлений таких. Что значит ещё человек, который забирает болезни и дарует жизнь? Это человек, который смотрит на каждого пациента, как на своего близкого родственника или друга, как на собственную мать, говориться, он должен смотреть, то есть так помагать.

01:20:05 Вот мы ходили с внуком Гаврилалчананды (ошибка в имени), Михаил Альбертович, он нас пригласил в Дели, мы с ним ходили ужинать, он пригласил нас на ужин, побеседовать просто хотел, поговорить о деде, помянуть его. И я помню, как он говорил о собственной матери, то есть вот это индийское отношение к матери. И когда шастры говорят, что врач должен относиться к пациенту как к собственной матери или как к собственному ребенку, может быть вот это нам ближе потому что у нас сейчас отношения семейные немножко нарушены в нашем обществе. Но вот ребенок, если собственный ребенок заболел, что мы делаем? Вот точно также должен поступать врач относительно своего пациента, который приходит к нему. И эти врачи, как Чарака говорит, они должны быть истинно добро-сердечными, и заинтересованы только в избавлении пациентов от страданий, больше ни в чем.

Чарака о врачах-шарлотанах

01:20:53 А второй тип врачей, который дарует болезни и забирает жизнь Чарака описывает, буду цитировать шастры, поэтому сильно не пугайтесь. Это значит не имеет благородства и целомудрия. Чарака говрит, я сейчас цитирую: «Они ездят с места на место в поисах больных и громко кричат о своих способностях. В кавычках способностях. Как только они слышат, что кто-то болен, они суетятся, провозглашая свои заслуги и вожделея о награждении. Когда они вдруг видят, что не способны вылечить человека или лечить его, они винят пациента в неспособности лечится. Когда лечение становится безнадежным - они исчезают. Перед невежественными людьми они хвалят себя, но избегают людей ученых как путешественники избегают темного леса.»
Это 29-я глава Сутра Стханы Чарака Самхиты 7-9 стих.

01:21:54 Чарака Самхита также в 11 главе Сутра Стханы с 50 по 53 стих делит врачей на 3 других категории. Чарака разделяет. Он говорит, что 1) есть такие люди, как "бхишак чатна чара", что означает "те, кто несомненно не являются врачами", то есть это понятно и несведущему человеку. Это какой-то врач, как люди говорят. 2) Псевдоврачи, вторая категория граждан, достигших известности, благодаря факторам, которые в действительности не имеют никакого отношения к истинной медицине. Это называется "сиддха-садхика". То есть другие факторы поспособствовали тому, что они стали известны, но в действительности они никакого отношения к Аюрведе не имеют. И 3-я категория - настоящие врачи, обучены, имеющие практические навыки и цель жизни которых - здоровье и благополучие людей. На санскрите это звучит, как "прайога гьяна вигьяна сидхи сидха", так Чарака говорит.

01:23:10 И Чарака он говорит, предупреждает, что "слава" в кавычках некоторых в кавычках "целителей" распространяется только потому что они случайно вылечили несколько людей. Если вы панаблюдаете, такое бывает, сейчас в Аюрведе, как я её называю "российская Аюрведа" или СНГ, Казахстан тоже, здесь также наблюдаются подобные движения. Он говорит очень четко в 9й главе Сутра Стханы Чарака Самхиты 17й стих, он говорит очень четко: "Шарлатан, который чисто случайно вылечил некоторых пациентов, которым предопределена долгая жизнь, может вскоре убить многих пациентов, чья продолжительность жизни непредопределена.

01:23:50 Тот, кто хочет стать врачем, аюрведическим врачем, должен сначала очень основательно выучиться - это первое. Второе - он должен культивировать в себе добродетель и целомудрие. Должен тяжело и с энтузиазмом трудиться - это называется "парампара ятна матишьхье" (санскрит), что означает "парампара матья" - сверхусилия нужно даже дать. "Парам" - то есть на пределе сил. Потому что врачебная наука требует этого. И после этого только его называют "дарующим жизнь", как я сначала говорил - пранада такого называют врача. Пранада означает "дающий прану, дающий жизнь". И только обученный врач и такой глубокомысленный врач способен восттановить здоровье.

01:24:38 Случайное исцеление шарлатанами зависит не от умения врача, не от назначенных им лекарств или каких-то процедур, это целиком зависит от удачи пациента, так говорится. "Случайное исцеление шарлотаном целиком зависит от удачи пациента" - так говорит Чарака. Просто это удачливые люди, которые ещё хорошо вышли из положения. Вот видите, такая есть вот игра в медицине, во всей медицине существует эта проблема. Существует три типа врачей, два типа врачей, о которых гворят. Чарака говорит о двух типах врачей и одновременно говрит ещё о трех типах врачей. Михаил Альбертович, чтото можно добавить.

01:25:22 – Да-да. Вы, Андрей Юрьевич, столько много сказали хороших слов, что мне даже нечего добавить. Я просто увидел, что есть несколько вопросов, появившихся.
– Да-да-да, давайте ответим.
– Давайте попробуем ответить.
– Давайте попробуем, я зачитаю. «В современном западном учебнике по Пропедевтике, в руководстве для врача появилась новая глава "Сексуально привлекательные пациеты". Видимо, это стало актуально. Что по этому поводу говрится в Аюрведе?» Анна вопрос прислала. «Себя могу отнести к сексуально привлекательному пациенту, попадала».

01:26:10 – То есть как себя вести что-ли с суксуально привлекательными пациентами, там расписывают врачу? Вы что-то поняли из этого?
– Андрей Юрьевич, я шокирован, если честно.
– Я тоже!
– На самом деле, об этом мы уже говорили, что врач должен быть целомудрен и он не должен смотреть на пациента, как на сексуальный объект. Это, конечно, какой-то нонсенс для меня. Когда я учился, в "Пропедевтике" такого не было. Видимо, это стало актуальным, как написано в вопросе. Но, даже сказать нечего.

01:26:53 – Что имеется в виду? Какой контекст? В каком контексте эта глава вообще? Что значит - сексуально привлекательный пациент? Вообще в Аюрведе считается, что врач не должен испытывать никаких сексуальных чувств относительно пациента, ни в коем случае. Иначе все его врачебное дело сойдет на нет просто очень быстро.
– Согласен полностью.

01:27:28 – Так так-так, сейчас, пришло дополнение:" Алгоритм действий и мыслей врача там описано"
– Алгоритм действий и мыслей врача при сексуально привлекательных пациентых?
– Ага.
– Наверное, это практичная какая-то информация действительно. То есть, приходит сексуально привлекательный пациент и как остаться чистым при этом. Видимо так, Михаил Альбертович, я не знаю...
– Может быть это написано в современном западном учебнике? Сейчас же на Западе очень серьезно работает юридическая система против сексуальных домогательств, может это с этим как-то связано, я не знаю, мне трудно понять.

01:28:05 – Это также ещё говорит о том, что врачи, они иногда преступают должностные полномочия, скажем так. Если появляются такие главы, это означает, что есть такая проблема. В Аюрведе это сразу же в шастрах написано, с самого начала, что врач, он должен быть чистым.
– Просто шучья.
– Просто чистым.
– Весь алгоритм - это шучья (чистота).
– Следующий вопрос, Наташа?

01:28:39 – Да, конечно, я с удовольствием! Вопрос по Аюрведе: "Мой муж много работает за компьютером, у него много проявлений раздраженной Вата-доши. Если нужно, могу описать их. У него конституция Вата-Питта. Как нейтрализовать негативное влияние компьютера?" Я знаю как, надо отдвинуть мужа от компьютера.
– Надо описать.
– Да-да-да.
– Или случайно споткнуться, тогда раздражение перейдет на вас, а не на компьютер.
– Работает за компьютером ещё по ночам, наверное?
– Да, скорее всего в вечернее врямя.
– Пускай нам напишет об этом.
– Да, пусть напишет.
– Какие проявления раздраженной Вата-доши?
– Компьютерщики обычно начинают быть активными в вечернеее время и работают до поздна, то есть фактически то, что мы называем до утра. И я, просто у меня было несколько таких пациентов,

01:30:00 программистов-компьтерщиков, и пока мы с ними не меняли режим дня у них ничего не менялось. Поэтому это один из факторов, который нужно сразу посмотреть. Если они работают по ночам, то здесь практически никто ему не поможет, ни Аюрведа, никто не поможет.
– Если он работает за компьютером болье 4-6 часов в день ему тоже никто не поможет. То есть первое, что нужно сделать - убрать коренной фактор, вы сами его указали - мой муж много работает за компьютером - это причина. Ее для начала уберите, а то, что вы сейчас напишите, ещё наверное симптомы раздраженной Вата-доши, как вы говорите, мы тогда сможем уже более четко сказать. Но первое, что нужно сделать - меньше работать за компьютером. Вы говорите - много, значит нужно, чтобы было мпеньше.
– Есть, конечно, ряд растений, которые оказывают такое умиротворяющее воздействие на Вата-дошу, защищающее от таких внешних факторов,

01:31:00 как компьютер и другие, например ашвагандха и т.д. Но это все будет полумеры, если не будут изменены условия, не изменен образ жизни, поведения, режим дня и т.д. Какое питание у пациента тоже.
– Ахар вихар ашадхи.
– Питание, вихар - это поведение, то есть вот это долгое сидение за компьютером это тоже причина, это поведенческая, относится к поведению. И потом ашадхи - только тогда помагает - это тоже триног. То есть на 3х ногах стоит лечение, если одну ногу убрать, то все падает, как стоит на 3х ногах камера, знаете, есть такие триподы. Если одну убрать ногу - не стоит, не работает Аюрведа.
– Такой ответ.
– Или дополнение.

01:32:00 Наташа!
– Алло-алло, я забыла микрофон включить, простите. Сама уже говорю. "Нет, не помагает, пишет Ольга, он работает днем, иногда утром и немного вечером. От ночной работы, к счастью, отлучила его".
– Молодец.
– Сколько часов в день?
– Сейчас напишут сколько часов в день он работает.
– Вы можете нам копировать ещё, Наташа?
– Да, конечно! Но других вопросов нет, пока тихо, я вот сейчас почту проверяю, здесь тоже не очень густо.
– Можно пока нет вопросов я зачитаю одну шлоку, на сколько я помню это из Чарака Самхиты. Андрей Юрьевич знает эту шлоку наверное тоже наизусть.

01:33:00 Перевод её скажу, это тоже одна из шлок, которая говорит о враче. Она означает, что врач должен знать природу болезней во всех аспектах и уметь избавить человека отстраданий - это исцеление целителя. "Этап вайдайсья вада твам", то есть когда целитель, врач исцеляет другого, он исцеляется сам. Но чтобы врач не забывал своё место, последняя строка в этой шлоке звучит: "Невадья прабху аюса". Она означает: "Невадья" - врач, "прабху" - хозяин, "аюса" - жизни. Не врач хозяин жизни. Это указывает на то, что врач является посредником между Верховной Личностью Бога и между пациентом. Да, он инструмент. Как я уже цитировал, упомянутого вами сегодня Авиццену, он говорил, что "готов больного исцелять Всевышний в заботе этой я как врач не лишний".

01:34:00 Это как раз тоже об этом говорит. Очень много шлок, на самом деле, в которых каким должен быть врач, очень много можно цитировать. Я вижу появился вопрос, да?
– Это дополнение.
– Здесь описываются признаки.
– Насчет речи сразу могу сказать, "калапа" называется. То есть это быстрая, сбивчивая с ошибками речь. Этот момент можно лечить с помощью вачья, с помощью аира болотного. Для этого можно маленькую-маленькую щепоточку аира в нос вдыхать, как нюхательный табак делают, раза 2 в день это можно делать. Только немножко совсем, как табак кладут, буквально щепоточку. По поводу ненужных движений, да тут миранду попить.

01:35:00 – И промасливаться.
– Ненужные движения - имеется ввиду остановиться не может, шевелиться все время. Здесь нужно промасливание, правильно, Михаил Альбертович и вот миранда бы очень хорошо подошла или матари называют - это корень клещевины. Касторовое масло есть - это касторовый куст, корень только нужно использовать в данной ситуации. Нужно заваривать пару чайных ложек на стакан кипятка и выпивать 2 раза в день. Не знаю, найдете ли вы миранду, откуда вы вопрос.
– Желательно, чтобы те, кто пишет вопросы писали из какого они города. Мы может быть можем порекомендовать как-то по поводу лекарств по крайней мере.
– ещё мы говорили сегодня, что врач должен быть полностью обеспечен лекарствами, необходимыми всеми инструментами и лекарствами. 01:36:00 Поэтому, мы тут с Михаил Альбертовичем в принципе обеспечены этим делом, мы можем называть всякие названия лекарственных средств, вопрос - где их брать. Лучше всего, если указывать город, если мызнаем ситуацию в этом городе, то мы подскажем.
– Вот здесь уже ответ звучит в дополнении, что 8-9 часов он проводит за компьютером.
– На выходные меньше, то есть нет выходных, это второй этиологический факт, то есть фактор причины.
– Может быть мне полностью зачитать?
– Да-да, конечно!
– А то наши радиослушатели немного не понимают о чем идет речь. Говорилось о том, что супруг за компьютром очень много времени сидит, у него появилась быстрая, сбивчивая, с ошибками

01:37:00 речь, ненужные движения. За компьютером проводит как минимум 8-9часов, это его работа, в выходные меньше. Я раньше злилась на него за неприятные мне проявления, а потом когда со мной стали происходить похожие ситуации, я тоже за компьютером стала просиживать - сама стала сбивчиво говорить, появились ненужные движения рук и ног. Мне очень трудно.
– Что за работа с компьютером?
– Не знаю, я вот сижу за двумя компьютерами одновременно на работе.
– Интересно, что за работа, что такое, что так может вывести из равновесия Вату? Что это, просто компьютер? Я тоже сижу за компьютером, у меня нет ни сбивчивой речи
– Какой то стресс.
– Ненужных движений рук тоже нет. Здесь нужно ситуацию разбирать очень-очень подробно. Я не думаю, что это только компьтер.
– Ольга из Киева нам прислала этот вопрос.
– Из Киева. В Киеве есть препаратов много, я знаю аюрведических.

01:38:00 – На Украине очень много сертифицированных аюрведических препаратов продается в аптеках.
– Можно попробовать ашвагадху туда подключить также. Это адаптоген и Вата-дошу он одновременно успокаивает Вату и Капху. А он Вата-Питта, да? Тут надо быть осторожным, но ничего. Ашваганду надо.
– Просто не пить на ночь ее, если Питта конституция - на ночь не принимать.
– Вот я ещё хотел сказать, что 8-9 часов это много - это раз. Я сказал 4-6.
– Это очень много.
– да, 8-9 это в 2 раза превышает норму, которая предписана в Аюрведе. В выходные меньше, это означает, что выходных нет, вот в чем здесь беда, понимаете? От этого можно конечно уйти. Выходные должны быть. Лучше 2 выходных в неделю.
– Как минимум.
– Господь, говорят, создал воскресенье, что он в этот день делал?

01:39:00 В субботу или воскресенье, я уж не знаю точно.
– В субботу. Отдыхал.
– Отдыхать нужно. Человек сам в ответе за свою жизнь, он сам должен выбирать. Зачем эти ненужные движения рук и ног, сбивчивая речь и все остальное? Это только начало. Это же прадрамальные признаки очень тяжелых проблем, которые могут быть в будущем, если ситуация не изменится. Поэтому надо подумать хорошо, чтобы были выходные, делать маслянный массаж и то, что мы сказали применять.
– Отдыхать по-больше.
– Наташа?
– Да-да, я в эфире, вопросов нет пока.
– Может, тогда мы подытожим?
– Да, хорошо. Ашваганда, спрашивает слушательница, правильно?

01:40:00 – Ашвагандха
– Или "Стресском" есть такой препарат также на основе Ашвагандхы, но лучше найти порошок Ашвагандхы, это лучше.
– Ашвагандха чурна, тогда будет называться. Наташа?
– Да, я здесь, я вас слушаю, у меня мобилка звонила, простите, пожалуйста. Следующий лектор уже беспокоится.
– Мы занимаем уже чужое время.
– Да нет, ещё все нормально. Андрей, вы мне прислали сайт и здесь очень много всего, что мне с этим делать?
– Это описание, классическое описание Ашвагандхы, перебросьте это человекку.
– Хорошо, я так и сделаю.

01:41:00 Если уважаемые радиослушатели у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, прямо немедленно напечатайте, в крайнем случае эфир будет завершен. Перекидываю сейчас данные. Как много здесь всего написано.
– Да, вы тоже почитайте.
– Да, обязательно. К сожалению, радиослушатели не могут это прочитать.
– Можно прочитать в оставшееся время.
– Да, можно прочитать в эфир для всех.
– Давайте, сейчас м ы с Михаил Альбертовичем разберем. Так, где у меня чат. ..вот он. Ашвагандха, витания самнифера. Ашвагандха переводится как "запах коня". "Ашва" означает "конь", "гандха" означает "запах".

01:42:00 Сейчас Михаил Альбертович найдет.
– А у меня есть этот материал и я его сейчас открою.
– Я вам тоже сбросил. Итак, вкус есть у Ашвагандхы - "тикта" означает "горький", "кату" означает "острый", "мигура" означает "сладкий". Соответственно из этогобудет влияние на доши. То есть влияние на доши - успокаивает Капху и Вату. "Капха Вата шампта" на санскрите, успокаивает Капху и Вату. Также гуны, есть качества - легкость и маслянистость, легкое маслянистое свойство в Ашвагандхе, то есть интересное вообще сочетание. "Лагху" это свойство Ваты, то есть облегчает. таким образом, все 3 гуны за счет свойства "лагху" Ашвагандха успокаивает Капху. А за счет качества "снигда" успокаивает Вату. Также "вирья" - горячее, "ушва"

01:43:00 горячяя энергетика, это означает, что будет также лечить Вату и Капху. Випак сладкий, это значит, что на уровне тканей после усвоения это растение будет действовать анаболически, будет питать ткань, как сладкий будет действовать на уровне тканей. Здесь надо, если будет передозировка, за счет сладкой матхуры может прирости вес. Я сейчас говорю не о Капхе, хотя Капха также может прирости, если действительно сильно преувеличивать дозу. Михаил Альбертович, давайте дальше вы, по поводу действия.
– Капха-действия. Первое, одно из самых главных - "мастишка шамака", такое интересное название - " мастишка шамака", "Мастишка" означает"ум", "шамака" означает "успокаивать", умиротворяет, можно так перевести -

01:44:00 успокаивает и питает нервную ткань. Это одно из главных его качеств и за счет этого, кстати, наверное этот препарат который содержит экстрат корня Ашвагндхи он называется "Стресском", как бы успокаивает. "Дипана" означает усиливает обмен веществ, усиливает пищеварение, от слова "дипа" - "светильник, огонь". "Балья" означает "дает силу", укрепляет. "Брихмана" - это анаболическое, питающее действие. "Расаяна"
– Скорее всего, человек о котором речь идет, которому Ашвагандху прописали скорее всего он теряет в весе ещё.
– Да, если Вата увеличенна так и бывает. "Расаяна" означает омолаживающее действие. "Веданас капхана" - это буквально "сдерживает боль", болеутоляющее.

01:45:00 – "Ведана" также это боль такая, это не толькофизическая боль, это ещё и боль, которая бывает такая тонкая боль, знаете, как говорят: "Сердце болит", знаете, показывают на сердце, как камень на сердце.
– Неврастическая боль.
– Психологические есть такие экзистенциальные знаете, как испытывает боль от происходящего. не может понять, например, что происходит в мире, от этого испытывает боль. Или случилось что-то с ним несчастье, он не может понять, тонкая такая, психологическая. И помните, вы цитировали сегодня стих и там тоже "Ведана" было сказано. То есть, он способен такие боли тоже исцелять. "Шула прашамлана" вот (неразборчиво)
– "Шула прашамлана" - противоспазматическое. "Ану ломана" означает направление энергоинформационных потоков в правильное русло и напраление.

01:46:00 Это тоже одно из важных качеств некоторых растений, в том числе Ашвагандхи. "Ваджи карана" - это афродизиак. Дальше, да, я продолжаю?
– Да-да.
– "Гарпха шайшу айдхахара" это означает, что он лечит опухоли матки,такие как фибромиома.
– И воспаления ещё.
– И воспаления, да. "Йонишалахара"...
– Кстати, промелькнула информация - относительно того, что Ашвагандха это не женский препарат.
– Противопоказанный женщинам, да. Говорят по-другому.
– Лечит матку, "гардхашаю" лечит матку. "Ионишолохара" лечит маточные и влагалищные боли и спазмы, вагинизм лечит.
– "Швасахара"

01:47:00 лечит одышку, противоасматическое действие.
– Капху разгоняет, избыточную застоянную капху и слизь.
– "Радха шотраха" означает очищает кровь.
– "Шотахара" - лечит отеки, болезненные припухлости, железистые и слизистые опухоли, а также "шота" означает ещё воспаленные какие-то припухлости, воспаления.
– "Матрала" - мочегонное действие. Видите, как много действий у одного растения.
– Да, врач должен это знать, на основе шастр все. "Ходшана" трудноизлечимые кожные болезни лечит, включая проказу, лекгие формы проказы, потому что тяжелые не вылечит.
– "Кримигна" - противопаразитарное действие, гонит буквально "крими" - червей, паразитов.
– У нас осталось 10 минут. "Рогагна"
– Ладно, закончим на этом.
– Сейчас, я дочитаю.
– Давайте, вы дочитайте.
– "Ватавьятхи" означает лечит болезни с увеличением Вата доши

01:48:00 поэтому очень хорошо подойдет этому человеку, то есть все болезни Ваты. "Мукча" означает головокружение, предобморочное состояние. "Брама" - головокружения лечит. "Анида" - бессоницу лечит. " Практабрадьитья" - это означает гипертонию лечит. "Дурвали" - общую слабость лечит, дистрофические также - "дакшая" - истощение, дистрофия. "Балашоша" означает бессилие, сухость тканей, неспособность при этом сопротивляться ещё болезням. "Шоша" означает сухотка или атрофические, дистрофические процессы. "Шукра даупали" - слабость семени. "Утрагата" - задержки мочи, в том числе аденомы простаты. Кстати при этих проблемах очень хорошо помагает Ашвагандха. "Кнайби" - импотенция, тоже очень хорошо помагает при импотенции. "Прадара" - это женская проблема - творожистые или кровяные, творожистые белые или другие паталогические выделения из влагалища, потому что есть физиологические. "Йони шула" спазмы матки, влагалищные спазмы, вагинизм.

01:49:00 "Каса" - кашель, "шваса" - одышка, астма, затруднение дыхания. "Галаганда" - опухоли щитовидной железы, зоб. В Ашвагандхе содержится много очень природного йода, кстати говоря и Ашвагандха тонизирует, как бы заставляет работать щитовидную железу одновременно. "Грандхишодха" - это воспаление, увеличение лимфатических узлов. "Шодха" - припухлости, "дустхампа" - лимфостаз нижних конечностей. "Дарвика" - болезни ЖКТ, любые, болезни живота буквально переводится. Паразитарные инвазии, инфекционные болезни также лечит, у него очень серьезное действие. "Балу" увеличивает, то есть иммунитет, за счет этого лечит паразитарные инвазии и остальные болезни также. "Актавикара" - болезни нарушений функции крови, "шритра" - это означает лейкодерма, витилиго ещё называют, "куштха" - трудноизлечимые кожные болезни.

01:50:00 Принимать нужно по чайной ложке 2 раза в день, можно 3, больше не надо. Можно сделать молочное или молоком запивать горячим. Молоком, кстати, можно, в Аюрведе все таки приписан приём молока. Про казеин никто ничего не говорит. Про то, что в молоке морфины содержатся также. Михаил Альбертович?
– Да, я здесь, в эфире. А наташа?
– Ну конечно здесь.
– Вот мы сказали об Ашвагандхе. Ашвагандха, видите, очень-очень серьезное растение. В Аюрведе его очень широко используют.
– А вот также у меня аопрос пришел. Можно я его зачитаю?
– Конечно.
– Давайте.
– "А можно массаж касторовым маслом делать?"
– Можно. Но это смотря кому.
– Для Ваты хорошо.
– Кто это задал вопрос? Тот же человек?
– Я не знаю, не помню. Видимо, тоже Ольга.

01:51:00 – Если тот же самый человек, то касторовым маслом можно делать массаж при Вата избытках. Но лучше на ночь по чайной ложке. Да, но осторожно, лучше принимать внутрь чайную ложечку, очень хорошо помагает. Также снимает спазмы, греет низ живота, толстый кишечник, промасливает его, очищает, снимает боли в крестце, помагает пояснице. Слабит чуть-чуть. Если чайную ложку принимать. Если больше, может не слабо послабить. Все, наверное?
– Да.
– Давайте итог подводить?
– Давайте, да.
– Давайте. Михаил Альбертович, вы рветесь подвести итог. Подведите итог! Сегодняшний, резюме.
– Резюме заключается в том, что быть аюрведическим врачем непросто.

01:52:00 И что предъявляются очень серьезные требования к аюрведическому врачу. То есть, те люди, которые позиционируют себя, как специалисты в области Аюрведы, они должны знать эти требования и следовать им. И тогда это будет все-таки авторитетно. И при этом не надо собирать...
– Работать, что очень важно.
– Не надо собирать все подряд и называть это Аюрведой, надо очень фильтровать эти знания, я бы так сказал. Ну вот, это коротко, чтобы я мог подытожить, а вот Андрей Юрьевич сейчас хочет тоже добавить.
– Да, у меня возникла идея после вашей пламенной речи, что в первую очередь нужно начать сейчас это очень необходимо наконец начать изучение Аюрведы на основе шастр под руководством опытных аюрведических наставников. Пора это уже начинать

01:53:00 вот что я хочу сказать - начать изучать шастры. Мы пытаемся сейчас какие-то шлоки представлять, как шастры традиционно подаются. Может быть мы внесем какую-то лепту в развитие Аюрведы таким образом. Той Аюрведы, которая является традиционной, которая является не только теорией, но и практикой, которая работает и лечит очень, очень, очень и очень серьезные болезни. Вот, что я хотел сказать.
– Спасибо, Андрей Юрьевич.
– Наташа!
– Да.
– Наташа готовится вовсю к следующей лекции. Мы уже занимаем не своё время.
– Нет, все замечательно. На самом деле просто бывают технические моменты, которые отвлекают во время эфира, но это не так сложно, хотя немного напрягает.

01:54:00 Но, я что хотела сказать - эфир быо интересный, вы говорили о том, какой должен быть настоящий врач и я просто делала параллели между тем, как со мной относились в поликлинике неаюрведические врачи и как ко мне отнеслись вы, когда я обратилась к вам за помощью, Андрей Юрьевич, когда мне нужна была ваша помощь. Видно разницу, проводить параллели вообще никак нельзя, это просто горизонт и непонятно вообще что. Так что великое вам спасибо.
– Ну да, я вам назначил веселые штуки.
– Да, веселые штуки вы мне назначили, которые нарадовать немогли.
– Очень странно.
– Есть результат?
– Да, есть результат. Можно работать дальше, я думаю после всего того, что я делаю полезного для своего организма я обязательно поделюсь с радиослушателями, что это все работает и что это все не просто так, и что действительно

01:55:00 Аюрведа, Аштанга Хридая Самхта работает на 100 процентов. Спасибо вам большое, Андрей Юрьевич! Спасибо большое, Михаил Альбертович, что были с нами сегодня.
– И вам, Наташа!
– Спасибо вам!
– ещё один чудный вечерок без обрывов связи, это просто капха, она все таки была капхой. Слегка притормаживала.
– Спасибо вам великое о том,что рассказали нам о настоящих качествах аюрведического врача. Великое-великое вам спасибо! От меня и от слушателей!
– Спасибо Аюрведа-радио за то, что предоставляет такую возможность.
– Спасибо большое за эфир, за вопросы.
– До встречи на следующей недели без разрывов и без эха.
– И без сомнений.
– И без сомнений!
– Это шучья.
– До понедельника!
– До понедельника! До свидания!
– Всего хорошего!

01:56:00 – Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа-радио. Далее у нас в программе, вы даже не сомневаетесь, что далее также не менее интересный эфир. А я вам скажу - Сергей Серебряков, специалист по древней ведической медицине Аюрведе, Астрологии и Ведической Хиромантии. Мы продолжим семинар "Ведическая Хиромантия Наавиграндха" и тема: "Пальцы и планеты, Солнце и Луна". Хочу сразу немножко так с вами поделиться, интригу создать - я в субботу была в гостях у Дмитрия Высоцкого, он собирает своих знакомых и делиться с ними очень интересной информацией. Также туда был приглашен Сергей Владимирович Серебряков и также он рассказывал осень интересную информация, я думаю, что из сегодняшнего эфира. Мы говорили также про пальцы и планеты, Солнце и Луну. Это было безумно интересно. Так что не расходитесь, запасайтесь ручками и листочками, пишущими ручками обязательно,

01:57:00 карандаш на смену. И внимайте, внимайте тому, что будет говорить Сергей Владимирович Серебряков. Не расходитесь, оставайтесь. Оставайтесь с Аюрведа-радио!

транскрибирование: Мария Коваленко | 25 August 2021