Причина болезни и здоровья (стих 19)
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Ведущая] Эксклюзивная радио-конференция, в прямом эфире на волнах Аюрведа-радио Алма-Аты, Казахстан, Новосибирск, Головинов Андрей Юрьевич, Сувахелов Михаил Альбертович – практикующие врачи, семинар «Практическая Аюрведа» - Аштанга Хридайа Самхита. Каждый понедельнеик, в 17-00 только на Аюрведа-радио и только для вас.
00:00:31 Итак, добрый день дорогие радиослушатели, рада поприветствовать всех собравшихся сегодня возле своих компьютеров – такая замечательная музыкальная композиция у нас только что играла Атмарата дас. Шри Кришна Чайтанья – один из любимых треков на Аюрведа-радио. Я его очень-очень обожаю, поэтому я позволила себе дослушать вам его до конца. Вот такая вот я хитренькая, потому что мне это понравилось, я решила что и вам это тоже понравится. Сказала много-много может быть лишнего, но не страшно. Сейчас перейду к делу.
00:01:02 А дело у нас сегодня очень важное. Эфир прямой Алма-Аты, Казахстан и Новосибирск – Андрей Юрьевич Головинов и Михаил Альбертович Субатялов – практикующие Аюрведу врачи. Мы продолжаем посиделки по Аюрведе. Мы достаточно долго не говорили об этом, но сегодня вновь начнём – классическая Аюрведа, Аштанга-хридайя-самхита. И тема Сутрастхана – глава 1, «О желании жить», мы продолжаем говорить о желании жить и причине болезни и здоровья. Стих 19. Вот такой у нас сегодня будет замечательный эфир и Андрей Юрьевич и Михаил Альбертович уже сегодня с нами в студии, и я рада поприветствовать их: Здравствуйте уважаемые!
00:01:41 [Головинов А.] Здравствуйте Наташа. Здравствуйте Михаил Альбертович.
[Субатялов М.] Наташа Здравствуйте. Здравствуйте Андрей Юрьевич. Здравствуйте радиослушатели.
[Ведущая] Очень рада.
[Головинов А.] У каждого у нас. Извиняюсь Наташа. У нас видимо у каждого по студии. [смеётся]
[Ведущая] У каждого по студии да? Замечательно. Искренне рада.
[Головинов А.] Все собрались.
[Ведущая] Точно все собрались, наши радиослушатели тоже готовы приступить. Я ещё небольшую паузу такую вот свою вставлю, как говорится. Наши радиослушатели, дорогие мои – присылайте вопросы, если вам что-то непонятно по теме, пожалуйста спрашивайте. Аюрведу изучаем именно для вас, именно для вас мы рассказываем всё то, что рассказываем и вопрос – неотъемлемая часть сегодняшней беседы о которой помогут разобраться лучше вам, что такое Аюрведа, а уважаемым специалистам понять, что вы недопонимаете и дать более углублённый материал именно в этом вопросе.
00:02:34 Вот, намудрила-намудрила, чат в скайпе у меня всегда активен, а также почтовый адрес – aurvedaradio@mail.ru. Ждём ваших вопросов во время прямого эфира и после. Так что, пожалуйста не стесняйтесь. Всё, я сказала на этом всё, можно начинать наш прямой эфир, тем более мне очень интересно узнать причины болезней и причины здоровья. Каковы они есть? И правильно ли я сформулировала вопрос. Вот такая вот я сегодня. [хихикает].
[Головинов А.] Михаил Альбертович! Я даже не знаю с чего начать. Может текст мы прочитаем?
[Субатялов М.] Здесь значится – шлоки.
[Головинов А.] Текст этот да?
[Ведущая] Да. А текст, наверное тот, который у нас размещён в расписании ссылочкой, транслитерацией. Этот ли текст.
[Головинов А.] Да, да! И нужно спуститься вниз по тексту до 19 шлоки, до 19 стиха. Угу, отмечено, цифрой 19 этот стих.
[Ведущая] Да! Так что уважаемые радиослушатели, откройте пожалуйста наш сайт Аюрведа-радио расписание и в понедельник в 17-00 там, где написано, какой у нас сегодня эфир, есть синяя ссылочка – написано «Транслитерация». Кликайте туда и вас выведут интернет-просторы именно туда, куда для сегодняшнего эфира.
00:03:46 [Головинов А.] Да. И немножко, тогда, пока открывают наши слушатели этот текст, я немножко поговорю насчёт этой шлоки. Эта шлока, она также является одной из самых ключевых в Сутрастхане вообще в целом и в Аштанга-хридайям в целом. Она как бы открывает тему причин. Потому что говорилось, что в первом стихе, мы помним наверное, когда мы читали, мы говорили о том, что [рага ади роган] помните, наверное, что все болезни начинаются с раги, с корысти и с зависти можно так сказать, со страсти, так сказать, то есть все компоненты раги, которые это, из которых она состоит. Мы это на первой самой ещё лекции разбирали, то есть они включаются в эту рагу, и это болезнь, это было названо болезнью. Но откуда причина, то есть этой первичной также болезни? То есть мы сегодня будем говорить о коренной причине, о единой причине болезни, всех болезней и также здоровья. Михаил Альбертович, может что-то добавите по поводу этой шлоки для начала?
00:04:51 [Субатялов М.] Ну, мне тоже хочется сказать, что эта шлока не просто ключевая, а одна, наверное, из таких важнейших, потому что фактически она описывает этиологию и патогенез, ну нет, наверное, патогенез она только начинает описывать, а вот этиологию она описывает очень подробно и поэтому, ну для врачей эта шлока очень важна, для пациентов очень важна, для всех, кто изучает Аюрведу просто вот для того, чтобы жить здоровой гармоничной жизнью, эта шлока будет важной, потому, что знание причин болезни позволяет их устранить и избегать и это то, что в современной медицине называется профилактика, да? Вот могу просто присоединиться к вашему восхвалению этой шлоки.
00:05:40 [Головинов А.] Да, шлока очень интересная и интересно то, что Вабхата, опять он своё показывает искусство вложить в две строки такое количество информации. Вот мы сегодня с Михаилом Альбертовичем до лекции связывались и мы друг другу говорили: «Давай как-то постараемся как-то уложиться» и вот я боюсь, уложимся мы или нет? Наверное наши слушатели, они уже открыли этот текст и я его сейчас прочитаю. Итак, 19 шлока, первой главы Сутрастханы Аштанга-хридайям-самхиты:
[kālārthakarmaṇāṃ yogo hīna mithyāti mātraka: | samyagyogaśca vijñeyo rogā rogyaika kāraṇam ||] – надо читать в одно слово, но я как бы выделяю эти слова из которых состоят эти сложные слова санскритские. Ещё раз:
[kālārthakarmaṇāṃ yogo hīnamithyātimātraka: | samyagyogaśca vijñeyo rogārogyaika kāraṇam ||]. С конца опять начинаем разбирать как всегда? Наверное да. То есть мы должны увидеть последнее слово, которое звучит, как «карана», «карана» - означает «причина» и перед ним «рога роге эка каранам» - то есть «эка», «эка» мы должны увидеть. Слово «эка» означает «единственный». Единственная причина чего? «Рога» - болезни и «арогья» - здоровья. Видите – единственная причина, хотя она и состоит из многих компонентов, она изложена выше в этом стихе. То есть этот стих, его можно озаглавить, как – единственная причина болезни и здоровья. С чего начать даже не знаю Михаил Альбертович? Со слова «калаартхакарманам» наверное разбор или со слова «його»?
00:07:33 [Субатялов М.] А тут всё подряд надо будет всё равно разбирать. Давайте «калаартхакарманам». Вот тут Вабхата, он действительно проявил такое искусство зашифровки с одной стороны, а с другой стороны вот эта ёмкость его стиля, она просто удивляет. И вот интересно то, что те люди, которые просто, не зная темы да Аюрведы, глядя на эту шлоку, они не поймут вот это описание. Вот давайте мы попробуем в них…
[Головинов А.] Почему не поймут Михаил Альбертович?
[Субатялов М.] Ну, потому что на первый взгляд здесь кажется всё очень просто. Как-то поверхностно, да, может показаться, но на самом деле здесь, как, если начнём мы здесь копать, то здесь очень глубоко описывается именно причина. Причина, вот причём мы говорим – причина в единственном числе, да? Я даже хотел, когда взглянул на сайт сегодня, что тема наша озаглавлена – причина болезни. У меня возникло желание такое – поправить, желание изменить название, написать – причины, да, то есть вот было бы написано причины болезни, хотя на самом деле вы правильно сказали, что причина одна. Вот, но она проявляется в разных аспектах.
00:08:43 Давайте, наверное, начнём по порядку переводить? Калартхакарманам …
[Головинов А.] Может быть мы слова сначала переведём пословно?
[Субатялов М.] Да, пословный перевод.
[Головинов А.] Смотрите, значит пословный перевод следующий. Мы должны увидеть, что в центре первой строки находится слово «йога». Вот, это термин такой, который обозначает «связь» скажем так, да? Что ещё тут? Ну связь да, переведём его так.
[Субатялов М.] Соединение. Соединение.
[Головинов А.] Соединение. Да. Вот. Кала – означает «время», артха – означает «объекты чувств», кама – означает «деятельность или действие, функция», йога – мы сказали «йога». Затем, хотя надо и мы уделим этому ещё внимание, конечно, что за йога здесь имеется ввиду? Что за связь? Хина – означает «недостаточный», мидхья – означает «извращённый», ати – означает «чрезмерный», матраках – означает «мера», матра. И затем ещё одно ключевое слово – самйагхйога. Самйагхйога – означает, слово самйагх - означает «гармония», когда всё находится в равновестном состоянии, всё означает всё. Йога – опять повторяется это слово, чха – означает «также», вигняйо – означает «осознай или постигни» наконец. Рога – означает «болезнь», как я уже говорил, арогья – означает «здоровье», эка – означает «единственный», каранам – «причина».
00:10:25 И вот попробуйте разобраться вот в этом наборе слов. Даже не знаешь, с какого конца подойти. То есть мы сказали, что единственной причиной болезни и здоровья является. Хинайога – то есть недостаточный контакт или недостаточная связь. Мидхйайога – извращённый контакт или связь, и адийога – избыточный контакт или связь. С чем? И вот здесь вот мы должны в первую часть нашего стиха, обратиться к этой строчке. Относительно времени, объектов чувств и деятельности. Вот теперь нам надо это как-то обсудить Михаил Альбертович. Не так просто.
00:11:08 [Субатялов М.] Давайте начнём, может быть мы пойдём по такому пути. Вы будете разбирать, а если у меня будут какие-то дополнения, я буду дополнять. Может быть так сначала?
[Головинов А.] Но как-только у нас возникнут какие-то заминки или затыки какие-то, мы будем друг друга подхватывать. Итак, первое – это время. Кала – время. Время очень ёмкое и таинственное понятие. И самое простое объяснение недостаточного, извращённого и избыточного контакта, то есть того контакта, который является причиной болезни, самое простое объяснение – это когда человек, он, например, что такое хинайога для времени? Например, в суточном цикле? Это когда человек, он недостаточно правильно, да, следует суточному циклу например, или практически не следует? Можно и так сказать. Хина. Хина – означает «совсем мало». Или мидхья – «извращённо». Например – человек спит днём, работает ночью к примеру. Или атиматра – для калы, для времени, для йоги со временем? Что может ещё быть атиматра? Это слишком сильная, например, привязанность к исполнению вот этого в суточном ритме, всех своих обязанностей. Например, в году это может быть то же самое. То есть существует ещё годовой цикл. Вот это самое простое объяснение.
00:12:44 С другой стороны мы можем говорить о внешнем влиянии времени, не то, как человек сам контактирует со временем, а как внешне время проявляется вокруг него? Например, для сезонов, хинайога для сезонов будет, например, когда в сезоне мало проявлены признаки этого сезона. Например, холодное дождливое лето, например, родит болезни. То есть нужно это учитывать. Нужно это видеть. Или мидхьяйога для сезона, это что такое? Это когда, например, скажем, вот у нас это часто бывает в Алма-Ате, когда приходит весна, всё оттаяло, расцвели, там уже скажем там вот, на дереве все цветы, на плодоносящих деревьях и вдруг выпадает снег и мороз до -15 с +15 падает температура. Вот как не весенняя, а зимняя получается погода, она может стоять неделю. Это мидхьяйога, в это время могут случиться болезни, потому что тело оно не успевает адаптироваться. Или адийога для сезона, например, слишком засушливое и жаркое лето, например. Вот также является причиной болезни. Вот, что ещё Михаил Альбертович, давайте, подхватывайте уже.
00:13:55 [Субатялов М.] Угу, давайте и я может быть назад отступлю в своём дополнении. Вот здесь нашим слушателям нужно чётко понять, что вот есть четыре пути взаимодействия, четыре пути контакта, мы сейчас три озвучили, а на самом деле их четыре.
[Головинов А.] Самхьятйога я не говорил.
[Субатялов М.] Да. Но я хочу просто подчеркнуть, чтобы у наших слушателей сложилось полное представление.
[Головинов А.] Да, да, конечно! Сейчас сказать!
[Субатялов М.] Да. И вот этот контакт, вот слово йога, которое стоит посредине первой строчки, как мы сказали – означает «соединение, объединение, связывание» и там и так далее. И вот это связывание, вот этот контакт, он бывает четырёх видов: хина, мидхья, ати и самйак-йога. Вот самйакйога – это означает, буквально переводится «верное или правильное соединение», то есть «гармоничное», как вы Андрей, вы сейчас сказали, гармоничное да. И вот этот четвёртый вариант, он будет являться причиной здоровья. То есть, когда у нас гармонично сочетаются различные контакты да? То это будет причиной здоровья.
00:15:15 Причиной же болезни будет три варианта неверных, неправильных – это хина. Хина означает – «низкий», что-то недостаточное, ниже желаемого или должного уровня, что-то скудное, недостаточное. Ещё также хина переводится, как «истощение», то есть вот эти термины они характеризуют хина – недостаток. Мидхья – это «извращение», что-то неверное, неправильное, неточное, неуместное по времени, неподходящее, ошибочное, неприличное. То есть вот эти все термины будут обозначать мидхья. Ати – означает «избыток», излишек чего либо. И вот, вот эти три варианта, они всегда будут разрушать организм, всегда будут разрушать здоровье. И вот в отношении времени очень хорошо, Андрей Юрьевич, вы охарактеризовали, что может быть разный контакт со временем. И есть ещё одно обозначение этой причины, вот, которую вот мы часто в лекциях используем и в литературе есть. Название для этой причины, то есть: Вабхата говорит – Кала, да? И есть такое понятие как Кала-паринама. Кала-паринама. Паринама – означает «какое-то изменение, трансформация»
[Головинов А.] Превращение
[Субатялов М.] Превращение, да.
[Головинов А.] Метаморфоза.
[Субатялов М.] Да. И это означает, что мы должны уметь дружить со временем, да? Дружить со временем, не смотря на то, что время меняется, паринама, то есть оно трансформируется, время.
00:16:52 А, но, если мы не можем подружиться, да? То есть плыть по волнам природы, как говорит Дипак Чопра: «Вместо того, чтобы бороться с ними, то тогда у нас начинаются болезни». Вот есть суточный цикл, есть сезонный цикл, есть возрастной цикл, да? То есть это тоже время. Жизнь, наша жизнь – это время, нужно делать всё в своё время, да? Есть такое выражение. Всему своё время. Вовремя учиться, вовремя жениться, вовремя работать, вовремя отдыхать и т.д. Суточный цикл вот вы хорошо привели в пример. В сезонном цикле – адаптация к временным изменениям, к сезонным изменениям. Вот как вы привели пример, что мидхъяйога возникает, если в какое-то время года погодные особенности возникают характерные для другого сезона – это мидхьяйога будет. То есть со временем надо дружить. Поэтому вот здесь вот Вабхата он на первое место время почему-то ставит, вот как вы думаете Андрей Юрьевич, это целенаправленно он поставил на первое место или просто в числе равных он перечисляет эти причины?
00:18:00 [Головинов А.] Нет, не в числе равных, потому что время – это вообще первично, что нужно понять. Если мы осознаем время, как вы сказали: «Подружимся с ним», подружимся означает сердечного друга, сердечного друга нужно обрести в лице времени, а не врага.
[Субатялов М.] Да, да-да-да!
[Головинов А.] Это означает, что мы должны понимать время, понимать его как друга. Время – есть энергия Бога, которая не даёт материальной энергии стоять на месте. Энергия всё время трансформируется материальная под влиянием времени, поэтому также время называется паринама. Паринам – то, что приводит к метаморфозе. Вот, если мы не успеваем за этими метаморфозами времени, за этими изменениями времени, например, в цикле время меняется, в любом цикле временном. Мы должны этот цикл следовать ему, подчиняться ему, например, есть цикл жизни человека, например, рождение, затем идёт, ну то есть развитие, существование, там увядание, смерть – вот это всё тоже цикл. А потом новое рождение, да, это цикл и нужно ему подчиняться. Например, мидхьяйогой для времени для возраста, например, может быть мидхья – означает «искажённое» что-то извращённое. Да? Например, когда человек упускает время учёбы, например, вот время брахмачарий существует, есть время, я короче должен обучаться. Если в это время он гонял балду, как у нас говорят, то потом он не нагонит уже ничего. Это известно всем. Вот поэтому детей заставляют подчиняться времени. Мудрые люди говорят – учись в это время. То есть детям, обучают их в это время.
00:19:25 Или например, человек, который достиг зрелого возраста, он не хочет работать, к примеру и кормить семью, например, или вообще завести семью не хочет, продолжает такую бесшабашную жизнь, например. Это будет также мидхья, мидхьяйога. Или например, молодой человек, брахмачарья, он недостаточно хорошо, недостаточно учится, не то чтобы недостаточно хорошо, а именно недостаточно, то есть мало времени, меньше чем нужно выделяет, например, обучению. Это время обучения, и он это время не принимает, например. Или ади – наоборот, знаете, сколько случаев есть с этой адийогой? Когда человека, молодого человека пытаются подгонять и быстрее, чтобы он как бы такие рекорды ставил, да, вундеркиндом был и потом известны также такого, таких сверхусилий. Что ещё? Например: человек не принимает свой возраст к примеру, то есть, например, женщины боятся стареть, вот и это мидхьяйога также, то есть это рождает очень большое время, то есть очень большое количество беспокойств внутри женщины да, или в серде? Или такие случаи, когда женщины там стесняются сказать, что они там бабушки, когда у них рождаются внуки. К примеру. Много таких примеров можно приводить.
00:20:43 Также мидхьяйога относительно времени – это не восприятие реального времени, то есть настоящего. Ключ к пониманию времени лежит, ключ вот именно к дружбе со временем к этим отношениям со временем правильным. То что называется йога – время исходит от Бога. Правильно воспринимая время мы можем постигнуть также, войти в йогу с высшим существом. Это и есть высшее понимание слова йога. И, когда мы входим в контакт с высшим существом, то, тогда нам открывается именно сердце. Сердце да? Именно сердце, внутренние как бы такие моменты: времени того же самого, объектов чувств, деятельности. Мы будем об этом ещё и говорить. Вот, то есть человек должен находиться в этой связи с высшей Абсолютной Истиной – это и есть йога, это и есть самьйакйога. Если он не находится в этой связи, то тогда возникают вот эти вот три состояния – болезней патологических. Недостаток, извращение или избыток. Например, что такое избыток? Адийога? Например, для времени ещё, например, человек, он постоянно подгоняем временем, то есть он не может остановиться, то есть время гонит его. Он не живёт настоящим, он где-то в будущее, как бы нацелен и прилагает сверхусилия для этого. Это карма, мы будем ещё говорить, эти сверхусилия, почему он прилагает эти сверхусилия? Спросили у Михаила Альбертовича, что вперёд? Потому что он неправильно воспринимает время, он думает, что ему сейчас не хватает, что ему не хватит потом и так далее. Вот, поэтому эти сверхусилия адикарма возникает.
00:22:18 Адикарма означает, что деятельность, человек начинает её как бы форсировать свою деятельность, форсировать события вот этими действиями, вот какими-то действиями. Эти действия обычно вот такие как необдуманные чаще всего, какие-то лишние, как вот один товарищ сказал, что слово лишнее, он кстати нас сейчас слушает, сейчас улыбнётся наверное, что слово лишнее происходит от слова лихо. Вот мы можем делать лишние действия, лишние действия, и это приводит нас к лиху. Лихо есть одноглазое, знаете? Известное.
[Субатялов М.] Да.
[Головинов А.] Известная сказка. Вот, и, или мидхьяйогу совершить относительной деятельностью, то есть человек начинает действовать как-то извращённо. То есть он преступает законы или делает, то, что он не должен делать, то что не соответствует его предназначению, но например, даст ему какой-то сиеминутный результат. Вот, то есть, человек не находясь в йоге, он чувствует вот эти вот первичные болезни, которые мы говорили в первом стихе – рага адирогам – то есть первичные, первичные состояния болезни вот эти вот – аутсукхья мокарати, помните вот мы об этом говорили. Если кто не слышал, послушайте первую лекцию.
00:23:29 То есть он начинает тревожиться, раздражаться, форсировать, суетиться, форсировать события. Вот, то есть человек должен жить настоящим. Через настоящее лежит ключ к пониманию и прошлого и будущего и вообще времени. Прошлого и будущего говорят – нет. Это всё находится в какой-то иллюзорной форме, настоящее – это значит настоящее, то есть то, что реально существует. Вот на это нужно концентрироваться, если мы хотим понять время и подружиться со временем и войти в него, в йогу в связь, в соединение. То есть йога означает, не просто какая-то связь безликая, то есть мы связываемся с какой-то личностью. Вот, слово связь по другому с чем ещё связывается? С камнем? Хотя он тоже личность конечно, но очень трудно, например, с камнем связаться или с каким-то бездушным объектом, с неживым объектом. Вот, то есть связь подразумевает, йога подразумевает что-то личное. И время – это достаточно личностный аспект Абсолюта. Потому что, например, когда человек стареет, он может времени прямо говорить: «Что же ты делаешь?». Со временем у нас есть определённые отношения. Михаил Альбертович, может быть вы что-то продолжите относительно времени?
00:24:42 [Субатялов М.] А я бы хотел, то есть вот как бы говоря о времени да? Вот мы сейчас так хорошо и вы сказали, напомнить нашим радиослушателям, что всё, что мы сейчас обсуждаем – это является причиной болезни, то есть, чтобы вот практичность нашего вот этого обсуждения в том, что, если индивид, человек, он действует или качественно или количественно неверно, да? То есть, количественно, сверх. Адийога меньше чем необходимо, хинайога, или качественно – мидхьяйога, да? То это всё придёт к болезни, то есть это не просто неправильно, не просто нарушение законов, с одной стороны это так, да, это неправильно, это нарушение законов, поэтому мы говорим – это преступление. Мы потом этот термин ещё будем использовать сегодня – преступление, нарушение. Но более такое, приземлённое следствие всего этого, просто означает, что человек будет болеть. И самое интересное, что он не сможет вылечиться, потому что, не сможет вылечиться по той простой причине, пока не подружится со временем. И такие люди они ходят от врача к врачу, они принимают какие-то лекарства, какие-то процедуры получают, но они не могут подружиться со временем, и в результате они болеют, и пока они не попадут к тому специалисту, к тому доктору, который им скажет, чтобы они подружились со временем, это будет подпитывать болезнь. Вот это вот они, вот это отсутствие дружбы со временем, будет подпитывать болезнь, вот это вот я хотел добавить.
00:26:20 [Головинов А.] Да, вот я вижу у Наташи появились вопросы. Может быть мы их сразу вот в контексте нашего разговора озвучим?
[Субатялов М.] Да, я вижу вопрос мне Наташа так любезно присылает, спасибо большое Наташа вам, что вы присылаете нам вопросы.
[Ведущая] В общем на то я и тут, чтобы присылать вам. Итак, вот такой вот комментарий пришёл: «Вопрос: слушал о йогах и появился вопрос – и эти йоги разве не для стежателей чего-то? А зачем стежать? Может лучше Бхакти?». И дальше: «Да, любое действие лишнее, всё что делает индивид, если им делается лишнее, если не делается им лишнее», короче я запуталась в сложности.
[Субатялов М.] [Хихикает]
[Головинов А.] Вот только конец послания очень непонятен.
[Субатялов М.] Смазан.
[Головинов А.] Собственно, не любое действие лишнее. Лишнее действие – это действие, которое мимо цели. Наша цель – естественно йога. Вот йога без Бхакти – это пустое понятие. Йога без Бхакти не бывает такого. Вот. Любое действие лишнее. Не согласен я, что любое действие лишнее.
00:27:34 Если действие радует Бога, то что говорят у нас – «Ради Бога», то это есть йога и она не лишняя, потому что она радует Бога. То же самое можно и относительно объектов чувств сказать, например. Михаил Альбертович, может вы добавите что-нибудь?
[Субатялов М.] Но на самом деле слушатель сам ответил на вопрос. Он пишет – «Может лучше Бхакти практиковать?», но мы об этом говорим из лекции в лекцию, что Бхакти практиковать необходимо. Вот здесь слово «лучше» стоит, но мы же до этого не говорили, что Бхакти хуже? Да? То есть мы согласны полностью, что Бхакти необходимо, но что такое Бхакти? Это гармония, да? То есть – это же не просто аскезы. Бхакти – это не аскезы, Бхакти – означает любовь, эмоциональные чувства, да? То есть, как вот, у нас недавно приезжал в Новосибирск Вишивасу Прабху такой известный лектор, вот проводить лекции. Он сказал: «Бхакти – это йога эмоций». Да, вот он об этом говорил на своих лекциях, о том, что, покуда у нас эмоциональная сфера оставляет желать лучшего, то о какой Бхакти мы можем говорить?
00:28:48 Или наоборот, у человека хинайога в отношении эмоций, вот сухой да человек? Андрей Юрьевич как вот понятно, да о чём я говорю? [Соглашается] И этот сухой человек, полностью пропитанный аскезой, пытается рассуждать о Бхакти. Ну то, есть понимаете да? О чём идёт речь?
[Головинов А.] Да, да.
[Субатялов М.] Поэтому Бхакти конечно лучше. Так что, давайте сделаем чтобы это была самйакйогас, да? То есть, чтобы это был верный путь. Путь к Бхакти. Бхакти она, это безупречность.
[Головинов А.] Бхакти – собственно и есть самйакйога, то есть Бхакти – это собственно и есть полная гармония. И Бхакти – это не отдельное от мира понятие. То есть мы находимся сейчас в миру и мы будем находиться в этом миру, вот. В духовном мире мы будем находиться или в материальном, всё равно будет присутствовать йога. А йога – это Бхакти и поэтому соответственно это и есть причина – самйакйога. Это и есть причина здоровья. Йога, когда я например, произношу слово йога – я не слышу здесь такого стежательства, просто слово йога – означает «связь». Мы сказали, что здесь не больше связь. Связь или …
[Субатялов М.] Взаимодействие.
[Головинов А.] Контакт, да. Вот.
00:30:04 Собственно – всё есть Бог по большому счёту. Заявлю, может быть вот такое странное заявление сделаю. Но так и есть, соответственно время и есть Бог. Артха – есть Бог объекты чувств, Карма – есть также, то есть как бы от Бога исходит. Вот, то есть кармой движут гуны материальной природы, а гуны материальной природы исходят из того же источника. Существует один источник – «экакаранам» говорится. Так же называют Бога – эка карана – высшая причина. Вот, или единственная причина всего. И самйакйога – есть контакт со всеми проявлениями Бога. И три самых первых момента, которые нужно усвоить –это время, объекты чувств и деятельность. Вот. Может про объекты чувств расскажете Михаил Альбертович?
[Субатялов М.] Да. Я как раз хотел предложить перейти к этому вопросу. Вы предложили правильно.
[Головинов А.] Потому что это важно. Да, конечно.
[Субатялов М.] Ну, давайте тогда начнём этот разговор. То есть наши слушатели видят, что мы разобрали Кала – это будет время. Потом идёт Артха
00:31:10 И для тех, кто может быть первый раз присоединился к нам, мы можем уточнить, что как бы вот в санскрите два слова они сливаются в одно, но на самом деле – это два термина, они объединены гласной А. Кала, потом идёт Артха – это два раздельных слова. Артха – это взаимодействие чувств с объектами чувств, деятельность чувств. И существует гармоничное взаимодействие чувств, которое опять будет самйакйогас да? А существует не гармоничное, негармоничное, ненадлежащее взаимодействие между чувствами и объектами чувств, также называется асатми-дриартха-самйог на санскрите. И вот это взаимодействие чувств с их объектами – это означает, как наш организм реагирует на эти чувственные впечатления и это влияет на здоровье. Вот это взаимодействие бывает опять же четырёх видов. Как мы сказали: только один из них – это приведёт к здоровью и три приведут к болезни.Можно напомнить нашим слушателям, что у нас, когда мы говорим: чувства – да, мы подразумеваем пять чувств – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, то есть вот здесь речь идёт именно об этом.
00:32:27 И, например, есть адийога. Адийога – это слишком сильные раздражители для чувств. Например, человек пристально длительно смотрит на очень яркие объекты, или долгое время на чём-то сосредотачивает зрение, или слушает очень громкие звуки.
[Головинов А.] На рок концерте под колонкой.
[Субатялов М.] Да-да-да, или вот эти плееры там громкие звуки. Или, если говорить например об обонянии – это человек нюхает какие-то вещества с очень сильным запахом, острый, какой-то возбуждающий, сильный запах или запах, который такой дурманящий запах, то есть он воздействует на сознание. В избыточном количестве, например, употребляет вкусы, которые входят в пищу, да вот эти шесть вкусов: избыточно сладкая пища, избыточно острая, кислая, солёная, горькая, вяжущая.
[Головинов А.] Эффекты описаны.
[Субатялов М.] Да. Но мы как раз это разбирали уже в предыдущих лекциях. Да? Или, например, если говорить о чувстве осязания? Это соприкосновение с очень горячими объектами, с очень холодными предметами. Или, например, человек очень долго находится в воде, там, купается например. Это же осязание, да? Он осязает эту воду.
00:33:52 Или осязание, ему делают слишком интенсивные процедуры? Массаж, например, да? Интенсивные массажные процедуры, масляные процедуры, которые применяются в Аюрведе. Да, то есть вот это адийога. Если наоборот – недостаток раздражителей? Хинайога. Хинайога – это тогда, когда человек, например, находится в плохо освещённом помещении, в темноте. Это хинайога для зрения. Если человек имеет недостаток раздражения слуха, слухового анализатора, да? То есть до него доходят какие-то едва различимые звуки. Он пытается что-то слушать, но звуки недостаточные или вообще никаких звуков. В полной тишине когда человек находится, он тоже чувствует себя дискомфортно, то есть должна как бы быть золотая средина. Вот, когда человек не пользуется обонянием, то есть он не чувствует каких-то запахов, почти нет каких-то запахов. Когда не ощущает вкуса пищи или недостаточно употребляет продуктов питания. А, про осязание да, нужно сказать?
00:35:09 [Головинов А.] Сейчас это большая проблема. Хинайога осязания.
[Субатялов М.] Да, хинайога по осязанию. Когда человек, никто не прикасается или телесных контактов у него слишком мало. Поэтому такой человек, когда приходит, например, на процедуры, вот мы с этим сталкиваемся. Вот он приходит на процедуры и просто обычные масляные процедуры, массажи Аюрведические и он просто со слезами на глазах встаёт после процедуры и говорит: «Ко мне же никто не прикасается, а тут я получил такие ощущения, такие чувства». Это хинайога.
[Головинов А.] Пеапхьян например.
[Субатялов М.] Да, пеапхьян.
[Головинов А.] Не оставляется ни одного пустого места на теле к которому не прикоснулись.
[Субатялов М.] Так, что ещё? Мидхйайога, да теперь у нас осталась? Мидхйайога – это когда человек, значит, неподходящие какие-то раздражители. Мидхйа – это мы сказали «неверные, неправильные, что-то не точное, неподходящее».
00:36:11 Например, человек долгое время рассматривает объекты, находящиеся или очень близко, или очень далеко, или те объекты, которые вообще ему не нужно рассматривать. Вот одним из таких примеров мидхйайоги – это просто просмотр телевизора – это классическая мидхйайога. Вот человек использует зрение для того, чтобы … А?
[Головинов А.] Человек использует зрение чтобы выйти из состояния йоги.
[Субатялов М.] Да. Просто смотрят…
[Головинов А.] Самйакйоги.
[Субатялов М.] Да, самйакйоги, там просто мелькание трёх цветов в разных комбинациях и это так завораживает – вот мидхйайога. Вот, или он видит какие-то неестественные объекты. Что-то его пугает, раздражает, какие-то ненавистные ему зрительные объекты. Это может и по телевидению быть и в жизни, и не важно, то есть он связывает своё зрение с этим. Это мидхйайога.
00:37:02 Слух, в отношении слуха. Например, человек слышит какие-то неприятные слова обидные слова, пугающие слова, какие-то дурные вести. Вот в Аюрведе описывается в Шастрах, что например, человек слышит известие о смерти, известия о проблемах близких ему людей, то есть или смерть, или какая-то катострофа. Он получает какое-то сообщение о, например, материальных проблемах, там убытки какие-то или что-то в этом роде.
[Головинов А.] Плохие новости.
[Субатялов М.] Плохие новости да. Он слышит…
[Головинов А.] Опять же телевизор можно включить и будут плохие новости очень их много.
[Субатялов М.] Видите, телевизор у нас уже дважды сыграл и для слуха и для зрения.
00:37:48 Обоняние. Если говорить об обонянии, то есть человек, он чувствует какие-то гнилостные запахи, ядовитые запахи, отталкивающие, неприятные, неприятные запахи – это мидхйайога будет для обоняния. Для вкуса. Для вкуса мидхйайога – это употребление продуктов, которые не подходят вот этому организму да. Человеческому организму. Например, человек употребляет алкоголь – это мидхйайога. Употребление каких-то неблагоприятных для здоровья продуктов, например, мясных продуктов – это мидхйайога.
[Головинов А.] Или вкусов, которые не подходят под доши.
[Субатялов М.] Да. Да-да-да. Да. То есть, когда человек питается продуктами, которые не подходят для его типа тела – нездоровая пища. Нездоровая пища. Что ещё? Осязание. Осязание – это когда, человек, например, носит неудобную одежду – мидхйайога, то есть, например, очень узкая одежда, как вот сейчас модно надевать узкую одежду. Это постоянное осязание находится в состоянии мидхйайоги. Или, например, когда ….
00:38:50 [Головинов А.] Можно я тут добавлю один момент? Какие-то, по моему, японские медики, они установили, что вот это вот ношение женщинами брюк, вот практически на лобке, очень много рождает женских болезней. Да. Он увидел в интернете эту информацию, вот вам пожалуйста мидхйайога. То есть не там талия немножко отмечена.
[Субатялов М.] Очень хорошее дополнение. Или, опять про осязание. Прикосновение людей, которые вызывают отвращение, то есть люди неприятные, но их прикосновение – это мидхйайога для осязания будет. Контакт с какими-то насекомыми, которые наносят укусы, да? Это тоже мидхйайога. Ну вот примерно, вот таким образом происходит взаимодействие чувств с объектами чувств. Вот Андрей Юрьевич, добавьте пожалуйста.
00:39:48 [Головинов А.] Слово Артха – ещё переводится, как «цель». Вот, и в соответствии, то есть самйакйога – означает, что у человека есть цель. И как бы она должна быть единственной целью, то есть, когда мы говорим – цель жизни, мы не говорим цели жизни, да? Много целей и т.д. В конце концов все цели должны сливаться в одну. И в соответствии с этой целью человек выбирает объекты для контакта, то есть в соответствии с целями человека, то есть целям человека соответствуют контакты. Соответственно, если целью человека является контакт с Абсолютной Истиной, соответственным образом выстраиваются и контакты. Вот, всё остальное – это так же относится к категории асат-мииндейатха-самйо, как вы говорили или неподобающий контакт органов чувств и объектов чувств. Неподобающий, неподобающий человеку – это означает. Вот. Соответственно здесь опять мы видим эту тему йоги. Йога. И опять у нас есть возражения. Я вижу у нас появилась. Наталья может вы озвучите его?
00:40:56 [Ведущая] Да, я с удовольствием это сделаю, дабы помочь вам. Такой комментарий пришёл от слушателя: «Значит вы не согласием отрицаете Бхагавад Гиту, где Шри Кришна говорит: «Оставь все действия и предайся Мне», таким образом аннулируя любые действия, так как после отдачи Он вершит».
[Субатялов М.] Можно я начну отвечать?
[Головинов А.] Михаил Альбертович давайте.
[Субатялов М.] Как я понимаю слушателя…
[Головинов А.] Мы отрицаем Бхагавад Гиту.
[Субатялов М.] Да, вот мы сейчас попробуем разобраться с этим вопросом. У меня тут правда есть комментарии, в отношении текста, вот мы, кроме слуховой тут. У нас мидхйайога сейчас происходит с Андреем Юрьевичем, так как мы визуализируем ещё текст.
00:41:49 А тут у нас недавно с Андреем Юрьевичем возникла ситуация в отношении одного нашего товарища. Это тоже оказался совсем не товарищ. Что как бы вот в отношении ошибок орфографических. Вот. Но ладно, это мы попозже озвучим. Вот, слушатель похоже цитирует текст Сарва Дхарма Паритйаджа, да? И так далее, где, где Господь говорит, что оставь все дхармы. Там буквально он, обычно переводят – оставь все религии?! Вот здесь почему-то говорится – оставь все действия. Я не помню, где в Бхагавад Гите Кришна говорит – «Оставь все действия и предайся Мне», но Он говорит: «Оставь все дхармы и предайся Мне». Такое место есть. Это 18 глава, 66 текст, если я не путаю. Таким образом.
[Головинов А.] Вы не путаете Михаил Альбертович.
[Субатялов М.] Так вот, что дальше вот в этой шлоке говорится? Дальше в этой шлоке говорится: «Действуй, не боясь ничего».
[Головинов А.] Да! Машучаха – не беспокойся.
[Субатялов М.] «Не бойся» - Он говорит: «Не бойся ничего и действуй», вот мы об этом, мне кажется ведём речь.
[Головинов А.] Собственно вся Бхагавад Гита посвящена действиям, насколько я помню.
00:43:09 [Субатялов М.] Да, да, да, вся Бхагавад Гита. Арджуна, Господь говорит Арджуне: «Выполняй свой долг». Но выполняй как? Честно. Выполняй свой долг, это твоя дхарма. Вот об этом мы и говорим мне кажется, и мы как-то, наверное, не отрицаем Бхагавад Гиту, а наоборот мы придерживаемся Бхагавад Гиты и действуем согласно Бхагавад Гите. Андрей Юрьевич у вас какие-то дополнения есть?
[Головинов А.] У меня есть одно дополнение. Любые Аюрведические Шастры не являются Бхакти-шастрами. Вот это первое. То есть, в любой Аюрведической Шастре, мы можем видеть только намёк на Бхакти. Намёк, например, Садврити, да? Когда говорится о святом поведении или о правильном поведении. То есть, как человек должен себя вести? И мы видим, что это поведение практически соответствует качествам человека, который занимается йогой, то есть более того Бхакти-йогой, то есть качества преданного мы видим. Например, почтение к каждому, даже к муравью, говорится. Видение в нём духовной сущности, вот, и так далее. То есть существует множество таких указаний, где мы можем видеть это Бхакти, как проявленное. Но это не Бхакти-шастра и здесь понятие йоги немножко другое чем в Бхакти-шастрах, чем в Бхагавад Гите тоже.
00:44:41 Йога – означает «контакт со всем сущим». Вот, то есть здесь как бы понятие личности, видите Бога не вводится. Вот это не Бхакти-шастра. Михаил Альбертович?
[Субатялов М.] Ну, тем не менее, стоял вопрос: отрицаем мы Бхагавад Гиту или нет? Ну, мы же не отрицаем Бхагавад Гиту? Ответ отрицательный. Мы не отрицаем Бхагавад Гиту.
[Головинов А.] Окей!
[Субатялов М.] Наверное продолжим да?
[Головинов А.] Более того, я не знаю, мы стараемся жить по Бхагавад Гите. Итак, дальше продолжим.
[Субатялов М.] Карманам.
[Головинов А.] Хотя я и не отрицаю того, что мы где-то можем ошибаться, конечно. Мы же люди, простые люди.
[Субатялов М.] Но, говорится, что есть три источника знания – это Шастра, Садху и Гуру. И насколько у нас есть возможность, мы стараемся придерживаться этих трёх источников знания. В данном случае мы используем Шастру. И действительно Аюрведическая Шастра – это не Бхакти-шастра. Но Бхакти в Аюрведических Шастрах присутствует. То есть она может…
[Головинов А.] Бхакти пронизывает всё, включая Аюрведические Шастры да, конечно.
[Субатялов М.] Правильно, правильно.
00:45:54 [Головинов А.] Итак, осталась у нас…
[Субатялов М.] Третья.
[Головинов А.] Карма. Карма – означает «деятельность». И самйакйога для деятельности означает, как раз исполнение своей дхармы. Вот, в лучшем случае – это парам-дхарма, так называемый «высший долг». Высший долг – это служить Богу – это высший долг. Но этот высший долг он может включать в себя упа-дхармы так называемые, то есть, например, выполнение каких-то рутинных обязанностей, которые возложены как дхарма. Например: я родился в теле мужчины, в соответствии с этим я имею мужские обязанности, но я должен выполнять их так, чтобы это была йога. Вот, тогда это самйакйога называется или дхарма. Тогда это соответствует парам-дхарме – высшей деятельности, высшему долгу, высшему предназначению, также дхарма – означает «предназначение». Как определяет Кришна карму в Бхагавад Гите?
00:46:54 Кто-нибудь знает? Михаил Альбертович вы знаете?
[Субатялов М.] Ну, скажите Андрей Юрьевич.
[Головинов А.] Он говорит: «Карма – это деятельность, соответствующая Шастрам». Карма – это деятельность соответствующая дхарме. Вот, если это дхарма, она не исполняется – это хинайога или адийога – чрезмерно человек уделяет много внимания своему долгу, то есть как идея фикс у него. Или мидхйайога – он не выполняет своё предназначение, соответственно это будет являться причиной болезни. Вот, или он просто свою функцию, если он исполняет свою дхарму например, правильно, но при этом он делает это недостаточно – это также будет причиной болезни, или избыточно, чрезмерно. Тоже будет избыточно вернее, или извращённо, я ещё раз повторился, чтобы это ещё раз уложилось как бы в голове. То есть, карма – это деятельность в соответствии с Шастрами. И это есть самйакйога, то есть, если человек действует правильно, в соответствии с Шастрами, вот, то тогда это йога – это является причиной здоровья.
00:48:03 Что такое действовать в соответствии с Шастрами? Первый вопрос. То есть, например, сказано, например, во второй главе Аштанга-хридайам-самхиты сказано, когда обсуждается садврита. Например: не обсуждайте третьих лиц в их отсутствие, это является грехом и приводит, то есть это мидхйайога, то есть это означает, что это приводит к болезни. Смотрите, например, или просто грубо говорить правду человеку в лицо например, но грубо. Это действие же? Действие языком. Действовать можно языком, умом и телом. Существует 10 деяний, которые являются мидхйайогами изначально, то есть априори, это 10 грехов так называемых, которые перечисляются во второй главе. Мы ещё до них как-нибудь дойдём. Вот. Или, например, лгать просто, например, - это действие. Или например, нанести просто вред физический просто кому-то. Это мидхйайога также. Это действие. Например: химса – насилие или в уме держать, это также действие умом. В уме, например, у нас есть такая привычка в уме проклинать людей или желать им зла. Такое бывает. Вот, и это также является причиной болезни и так называемая – это Викарма. Викарма – означает «неправильное какое-то действие» и из этого слова происходит слово какое Михаил Альбертович? Из викармы?
[Субатялов М.] Викрикрить
[Головинов А.] Да, викрить. Викрити – означает «статус, конституциональный статус», психофизиологический статус человека. То есть нормальный статус начинает сдвигаться к патологическим формам переходить. Вот.
00:49:54 То есть идея в том, чтобы исполнять свою деятельность. Деятельность, которая по душе. Опять же это требует понимание того, что есть время, что есть объекты чувств и потом из этого уже складывается деятельность. И деятельность в любом случае должна быть посвящена Абсолютной Истине, иначе в этой деятельности нет никакого смысла. Вот, скорее в этом смысле Кришна говорил: «Оставь все действия, которые вот так вот выглядят». Да, это действительно будет болезненное состояние, то есть, человек, он не будет гармонизироваться, он будет приходить к болезни. Михаил Альбертович!
[Субатялов М.] А, давайте, мне дополнить да нужно? Давайте я дополню. А, вот мы говорим – о последней, третьей причине – карме. Карма также по другому называется Прагья-апарадха, да? Прагья-апарадха – или неверное поведение какое-то. Прагья – означает «знание», точнее «правильное знание», да? А, апарадха – означает «нарушение, проступок, преступление, оскорбление» также переводится. Поэтому Прагья-апарадха – означает «заведома неверное поведение, заведома неверный образ жизни».
00:51:13 И самйакйога – здесь будет только дхарма, действительно вот Андрей Юрьевич вы правильно сказали – только дхарма. А всё остальное будет Адхарма, то есть неверная деятельность. Адхарма – это и есть корень всего зла. В данном случае, о чём мы сейчас говорим. И что происходит? Есть три функции психики. Вот здесь немножко нужно рассказать об этом. Есть три функции психики, которые нарушаются, когда человек совершает прагья-апарадху. И очень важно, чтобы эти три функции были в норме. Что происходит? Первая функция называется дхи. Дхи – это умение различать. Итак, если человек умеет различать, то он действует согласно дхарме, если он не умеет различать, а утрачивает, вот эту различающую способность, то что он? Он не умеет отличить вечное от невечного, ложь от правды, белое от чёрного. То есть, не умеет отличать. Это первое нарушение, которое у него происходит.
00:52:13 Вторая функция – это дхрити. Дхрити – волевые, да какие-то волевые способности, устойчивость. Дхрити – означает, что человек способен быть устойчивым. Что у нас самое неустойчивое в психике? Это ум – манас, да? Об этом мы уже говорили. И если у человека утрачивается вот эта вторая функция дхрити, то он, человек не в состоянии удерживать свой ум, удерживать ум от нежелательных объектов, чувств. Ум будет направлять чувства на нежелательные объекты чувств. То есть нужно, чтобы была дхрити. Но есть ещё третья функция. Третья функция – это смрити – память. При утрате памяти, здесь имеется ввиду не в смысле, просто человек, как вот знаете старики память теряют, да? Это конечно связано, но не это основное. Здесь означает, что человек не делает выводов из своих ошибок или из ошибок чужих, других людей, то есть он не запоминает ошибки. У него нет возможностей принимать решения на основе прошлого опыта, вместо того, чтобы перестать совершать ошибки, он должен памятовать о своих ошибках и не повторять их. Он как говорят – наступает на те же самые грабли.
00:53:29 И что происходит, когда вот эти три функции нарушаются, так как у нас психика она всё равно зависит от гун. Это могут быть разные гуны – саттва, раджас и тамас. Но если у нас избыток влияния раджаса и тамаса на психику, становится ну слишком большое воздействие. И тогда человек начинает терять. Он теряет умение различать, он теряет волю и теряет память. Дхи, дхрити и смрити. И в результате человек неверное реагирует на возникающую в жизни ситуацию. И вот тогда начинается адхарма, вот эта вот прагья-апарадха, да? То что здесь Вабхата называет – Карма. И тоже три варианта. Три варианта, да? Если это адхарма, то три варианта, если дхарма – то один – самйакйога. Здесь может быть адийога. Адийога – это когда человек например, избыточно трудится. Он выполняет свои обязанности. Внешне он может наоборот быть уважаемым человеком общества: потому что, смотрите как он пашит. Как Стаханов. Да? Но он крайне напряжён, да? У него или какая-то напряжённая интеллектуальная работа, или длительные размышления какие-то, или физическая работа, там, занятия спортом избыточные, или бизнес да? Или, кстати вот, также в Аюрведе описывается излишняя половая жизнь. Это всё будет относиться к адийоге вот в этом разделе.
00:55:02 Может быть хинайога – это означает, что человек неактивен и всё. То есть он просто ни к чему не стремится или он активен в очень малой степени, интеллект у него спит как бы, да. Очень ленивый человек. Или человек не использует речь, или не занимается никаким физическим трудом – это будет хинайога. А мидхьяйога – это когда человек испытывает негативные эмоции, то есть он живёт в состоянии, например, страха, или в состоянии ярости, гнева, алчности, вожделения, зависти, ищет недостатки в других. Мидхьяйога, то есть – вместо того, чтобы выполнять свой долг, он занимается поиском недостатков в других. Или дурно говорит о других. Как вот сейчас Андрей Юрьевич вы приводили в пример о третьем лице, как бы из второй главы Аштанга-хридайам-самхиты – ложь, сквернословие, желание вступать в споры, дискуссии, доказывать свою точку зрения, как вот мы на тренингах шутим, «кочку» зрения, да? [хихикает]. Как вот на болоте стоят кочки и там лягушки сидят и каждая квакает как можно громче, что «моя кочка лучше» и говорится: чем громче квакает лягушка, тем лучше их слышит цапля. А они квакают ещё громче. И вот это желание доказывать, как Дипак Чопра пишет в своей знаменитой вот этой книге: «7 духовных законов успеха» он говорит, что если исключить из своей жизни вот это желание всем всё доказывать, то у нас освободится 90% свободного времени. Иронично, но, наверное, так оно и есть.
00:56:36 [Головинов А.] Так и есть конечно.
[Субатялов М.] Вот, вот это поведение – это мидхьяйога – что-то делать в неподходящее время, вступать в какие-то отношения, какие-то пустые слова. Да? Праджалпа – пустословие, какие-то, как бы враждебные слова, по отношению к кому-то, клевета. Кстати, сюда же к мидхьяйоге относится подавление естественных телесных потребностей, то есть как в 4 главе Аштанга-хридайам-самхиты Вабхата всю главу посвящает вот этому, вот удивительно да? Врачи, которые занимаются официальной медициной, вот они не могут понять почему целую главу нужно посвятить тому, чтобы вовремя опорожнить кишечник, вовремя опорожнить мочевой пузырь и т.д. И вот это, да, вовремя пукнуть, да. И вот это подавление естественных телесных потребностей, таких как мочеиспускание, стул, спускание газов – это тоже мидхьяйога – неправильная физическая активность. Неправильные занятия в том числе, кстати, йогой, в том смысле, что хатха-йогой, да? То есть, как у нас сейчас много групп, так называемой йоги. И вот эти неправильные занятия – это будет мидхьяйога. Неверное использование процедур, в том числе Аюрведических кстати – это тоже мидхьяйога.
00:57:55 [Головинов А.] Но, так и называется это, когда вот описываются процедуры какие-то лечебные воздействия – всегда пишется йога да? То есть то что мы получим при правильном использовании этой процедуры, адийога – при избыточном, хинайога – также осложнения даёт и мидхьяйога тем более. Те же самые термины.
[Субатялов М.] Я ещё вот немножко добавлю и буду заканчивать описывать прагья-апарадху. Например, человек совершает действия заведомо опасные для жизни – это тоже будет мидхьяйога. Почему? Потому что человек подвергает себя опасности, экстремальные там какие-то действия, там знаете вот: с тарзанки прыгают там и т.д. Я вот, в этом году…
[Головинов А.] При этом выкручивают себе позвоночник…
[Субатялов М.] Ну да, спасибо всем нам, у нас есть пациенты да? Но тем не менее, мы бы им не желали этого. Кстати, вот те действия опасные для жизни Аюрведа относит употребление алкоголя и наркотиков. Она в этот перечень – употребление алкоголя и наркотиков, это действия опасные для жизни – это мидхьяйога, это приводит к болезни. Когда человек, например, слишком долго находится в жарком помещении, наоборот на холоде и подвергает свой организм воздействию каких-то вредных, ядовитых веществ – это всё мидхьяйога.
00:59:12 То есть вот, примерно, так сказать, как вот эта третья причина проявляется и всё это приводит к болезни, то есть адийога, хинайога и мидхьяйога – это всё приводит обязательно, обязательно, то есть вот здесь нужно подчеркнуть, что человек такой, заведомо вызывает болезни. Именно поэтому это называется прагья-апарадха, вот. Не просто апарадха, а именно прагья, прагья – человек заведомо неверно себя ведёт, он знает об этом, как, например, человек нарушает закон, социальный закон и его могут осудить. И человек может сказать – «Господин судья я, ваша честь, я не знал, что есть закон, что я нарушил его». Но есть знаменитое выражение да? Незнание закона не освобождает от ответственности. Вот здесь то же самое – прагья-апарадха. То есть – это никакого освобождения от ответственности нет. Даже если человек не знает об этом. Как это знаменитое выражение на латыни – «закон суров, но это закон».
01:00:14 [Головинов А.] Просто в том, в тот момент, когда он заболевает, он не знает о причинах в связи со своим невежеством.
[Субатялов М.] Ну вот, наверное…
[Головинов А.] Тут вот ещё одно возражение. Человек с тикшна-гуной такой, очень активно, остро так говорит. Он говорит, что «страшно слышать, когда в действиях, в отсебячине идёт речь, не включая всецело подчинённого начала, управляемого голосом совести срединной чакры – спасибо и удачи».
[Субатялов М.] Ну, смотрите какие хорошие слова? Спасибо и удачи.
[Головинов А.] Да.
[Субатялов М.] Поэтому [неразборчиво] хотел сказать.
[Головинов А.] Я бы хотел сказать, как бы добавить. Мы может быть не сказали это слово совесть. Но именно совесть, именно сердце, то есть нужно воспринять время сердцем. Нужно воспринять объекты чувств сердцем, нужно действовать сердцем. Когда мы говорили о том, что деятельность должна быть по душе, я ничего другого не говорил. Совесть и есть голос, есть связь как раз, это и есть йога.Со-весть – мы совещаемся с кем-то, кто находится в нашем сердце.
01:01:30 Этот голос, он присутствует всегда в нашем сердце. И когда мы делаем что-то неправильно, в соответствии вот с этим излагаемым стихом – хина, мидхья или адийога у нас проявляется, тогда голос совести всегда говорит – всегда недоволен, он всегда говорит о том, что неправильно, о том, что если же совесть наша чиста, это означает, что мы действуем так как велит совесть, велит Параматма в нашем сердце, Сверхдуша, Сверхгосподь, который находится в нашем сердце. Тогда это называется самйакйога – когда мы действуем в соответствии с этим голосом. Вот, но голос этот часто бывает конечно мы не слышим, то есть мы иногда его даже затыкаем как-то, пытаемся не слышать его, когда мы совершаем неправильные действия. Вот. Но когда мы совершаем что-то правильное и мы радуемся, мы почему-то этот голос, да, который говорит нам: «Правильно, правильно, всё хорошо, отлично и …» такое состояние радостное возникает, тогда мы как-то его слышим. Вот, то есть, есть и позитивный аспект. Вот, конечно же совесть руководит нами. Конечно. Бхакти – есть подчинение совести – этому очень сильно, это очень большое внимание этому уделяют, скажем в христианстве, например. Вопрос совести – это центральный вопрос христианства.
01:02:43 В принципе никакой разницы, это как бы я не чувствую, мы же как раз об этом и говорим. То есть деятельность в йоге – это деятельность в соответствии с совестью. Объекты чувств в йоге – это опять же, те объекты, которые наша совесть, она как бы их одобряет. Да? Вот. Кала – это также нужно чувствовать сердцем время, сердцем. Разумом очень трудно что-то понять, очень трудно, полагаясь на разум, сделать правильные действия, потому что разум ставит цели, вот и чаще всего это корыстные цели, соответственно ошибка уже заложена изначально. Если же мы положимся на сердце, то естественно мы совершим правильные деяния, мы выберем правильные объекты чувств и правильно воспримем время. Например, вот ещё, что такое мидхьяйога для времени, например, это несвоевременные или просроченные действия, как говорит Вабхата. Дальше он будет говорить об этом. Например, чтобы правильно совершить действия в нужный момент, в правильный, нужно быть в очень серьёзной связи с сердцем собственным, чтобы уловить этот момент, когда, когда вот он, вот он этот момент, когда мы точно знаем, что сейчас нужно действовать. Знаете, когда мы знаем, что нужно действовать, но нужно выждать, например, или мы хотим быстрее наоборот что-то приобрести и мы форсируем как-то этот процесс. К примеру. Вот.
01:04:06 Здесь есть искусство выждать также когда подскажет сердце сделать правильные действия. Вот. Опять вижу.
[Ведущая] Да, комментарии продолжают приходить.
[Головинов А.] У нас сегодня философский спор.
[Ведущая] Зачитать ли мне их?
[Головинов А.] Ну, зачитайте, почему нет? Раз они появились.
[Ведущая] Хорошо.
[Головинов А.] Это реальность.
[Ведущая] После [неразборчиво] меры те, ради жизни, нет закона, а карма. Закон для Вайкунтхи, при божественном случае в служении стяжателя дан, верх красоты и Голоки вне закона, но он столь красив. Шри Чайтанья обожал споры о Шастрах. Может и его осудить? Но если споры не подходящие?
[Головинов А.] Ладно, Бог всем судья, Бог над нами, Бог в сердце. Я не собираюсь спорить, никого осуждать, тем более Господа Чайтанью, не дай Бог. Вот. Я согласен, что мир красоты и Голоки и мир Абсолюта любящего, он столь красив, в принципе Кришна и есть красота, сама красота, и конечно, когда мы узрим эту красоту, отпадёт от нас, вся наша карма и вообще вопросы и разговоры о ней. Об объектах чувств, о времени. Конечно это всё отпадёт. Но мы сейчас говорим совершенно о других вещах. Мы говорим о медицине.
01:05:53 Вот, а медицина она призвана к тому, чтобы вывести людей из под влияния гун материальной природы, чтобы люди обрели разум и здоровье в первую очередь. Здоровье – как необходимая платформа, для того, чтобы дальше двигаться в своём развитии. Я не буду спорить. Зачем? Михаил Альбертович, вам пришёл вопрос.
[Субатялов М.] Где? Я не вижу.
[Головинов А.] Сам сбрось…
[Ведущая] Да, вопрос такой: «Здравствуйте, объясните пожалуйста, что вы имеете ввиду, когда говорите: Хатха-йога? Это тоже мидхьяйога? Спасибо!»
[Субатялов М.] Наверное неправильно услышали. Я когда говорил – неправильные занятия йогой, и когда сказал: «Неправильные занятия йогой – это мидхьяйога» я уточнил, что здесь под словом йога, я имел ввиду Хатха-йогу. То есть Хатха-йога – это не мидхьяйога, если хатха-йогой заниматься правильно – это на самом деле называется аштанга-йога , восьмиступенчатая йога Патанджали, то это очень хороший путь, почему бы и нет. Я имел ввиду неправильные занятия йогой – это мидхьяйога. В общем это имелось ввиду – неправильные.
01:07:05 Угу. Вот поясняю, для тех, кто может быть неправильно услышал, конечно же сама по себе хатха-йога – она не является мидхьяйогой. Спасибо за вопрос.
[Головинов А.] Ещё вопрос следующий поступил, он по теме, потому что мы говорили о возрасте.
[Ведущая] Хорошо! Тогда я этот вопрос скопирую и Михаилу Альбертовичу. И слушательница, которая сейчас уже не в скайпе, но может быть она продолжает слушать Аюрведарадио – Ольга. Я зачитаю ваш вопрос и будет дан ответ. [Возраст ученика у ребёнка начинается с пяти лет, если я не ошибаюсь. Сейчас очень популярные методики раннего развития, когда детей начинают учить читать, языкам и прочим наукам с младенчества. Если это нарушение связи со временем, то какие могут быть последствия для ребёнка в [неразборчиво]?].
[Головинов А.] Угу. Тут надо очень индивидуально подходить, потому что я например, вот, мой случай – я читал с трёх лет. Вот, в принципе никак это не сказалось на моём развитии сильно, как бы болезненно, то есть нужно наблюдать за ребёнком. То есть, если ребёнок ранний, то есть, если нет форсажа, если нет каких-то извращений, искажений, когда не ломается природа человека, то тогда это правильно. Михаил Альбертович, добавите может быть что-то?
01:08:37 [Субатялов М.] Угу. Ну, здесь не должно быть единого рецепта для всех, то есть …
[Головинов А.] Вот тут как раз беда в том, что у нас единые методики вводятся на государственном уровне. Какой-то средний возраст вычисляется, да. Михаил Альбертович!
[Субатялов М.] Угу. Здесь не должно быть единого рецепта, потому что как правильно вы Андрей Юрьевич заметили – отсутствие форсажа здесь наверное ключевой момент. Если ребёнок легко усваивает материал, как вот здесь написали: умение читать, языки и т.д. там прочие науки, то почему бы и нет. То есть, если у него есть такая склонность. А у некоторых детей нет такой склонности в раннем возрасте и зачем их заставлять. Наоборот нужно, чтобы их детство оно прошло как в игре, да? Как говорят – детей нужно учить через игру. И если через игру вы можете его научить языкам и прочим наукам, как написано в вопросе, почему бы и нет? Почему бы и нет? То есть это просто будет связано с, это очень индивидуально здесь. Не должно быть единого какого-то подхода одинакового для всех. Поэтому, когда говорят, что возраст ученика у ребёнка начинается с 5 лет, здесь наверное имеется ввиду другое. Я сейчас поясню.
01:09:53 Есть один момент физиологический. Дело в том, что существуют, так называемые первая и вторая сигнальные системы у ребёнка. Первая сигнальная система, которой пользуется и животный мир и человеческий мир, то есть это система языков, жестов, то есть это несловесная система сигналов, а словесная система – это то, что нам понятно, да, то есть это то чем владеет людской род: умение читать, говорить, воспринимать речь, так вот – ситуация заключается в том, что примерно до 5 лет нет связи между первой и второй сигнальной системой. Вот это такой важный момент для детей. Если вы его пытаетесь обучать через вторую сигнальную систему – для него это не очень актуально, поэтому его нужно обучать через первую сигнальную систему. В данном случае – это игра, как мы сказали. И тогда это работает – потому что всё, что идёт через вторую сигнальную систему до пятилетнего возраста оно не очень эффективно. Поэтому Лев Толстой, он говорил: «После пяти - поздно». Когда вот он говорил «После пяти поздно», что он имел ввиду? Он имел ввиду как раз то, что начинает преобладать вторая сигнальная система и вы уже не сможете через первую сигнальную систему воздействовать на воспитание именно ребёнка. Вот, вот это наверное имеется ввиду. Поэтому в Ведической культуре в 5 лет ребёнок отдавался на обучение. И обучение начиналось с того, что он изучал уже языки сам, там науки, санскрит, читать, писать учился, почему? Потому что в пять лет он уже, взаимосвязь уже между первой сигнальной системой начинает срабатывать.
01:11:30 До этого возраста вот этого нет, почему вы например, детям говорите: «Не делай так», он говорит: «Я не буду делать так» и продолжает делать. Почему он продолжает делать? Потому что у него нет этой взаимосвязи, он не зло вам продолжает действовать, у него нет этой связи, что он дал какое-то обещание там или слово он сказал. Вот примерно так.
[Головинов А.] Отсутствует разум. Разум очень сильно связан со словом, поэтому в Ведической традиции есть ещё такие как бы утверждения. Например, Чанакья Пандит в своей Шри Чинакья Никитарпани, он говорит, что до пяти лет – ребёнок царь, то есть нужно исполнять все его желания, у него должно возникнуть ощущение, что всего вдоволь, что нет ни в чём недостатка, он должен чувствовать это изобилие. Вот, что его все любят, особенно изобилие любви. Но с пяти лет, вот когда уже включаются вот эти вот как раз то что, как раз то о чём сейчас говорил Михаил Альбертович, вот, тогда уже нужно вырабатывать дисциплину в человеке, внутреннюю дисциплину прежде всего, то есть это этические нормы. Вот и здесь вот как раз и начинается обучение, то есть нужно просто понять, что в соответствии с Ведическими стандартами обучения, с Ведической традиции – обученный человек означает воспитанный, то есть воспитанный этически правильно. То есть, очень правильный член общества говорится. Как определяется образованность в Ведической традиции? Михаил Альбертович вы помните?
01:12:59 [Субатялов М.] Ну давайте расскажите Андрей Юрьевич, вы уже начали эту тему. Я чтобы вас не перебивать ….
[Головинов А.] Например. Не желать другим того, что ты не желаешь себе. Если человек вот так действует, в позитивном контексте – это означает, что он делает только то что он желал бы, чтобы относительно него делали. Вот, то это человек обученный.
[Субатялов М.] Универсально развит.
[Головинов А.] Образован. Да, это называется образованный человек. Затем, не видит в человеке противоположного пола сексуальный объект, кроме супруга(и) своего(ей). То есть, например, означает мужчина только в женщине видит сексуальный объект, а женщина в муже, к жене, извиняюсь, да. То есть мужчина в жене видит сексуальный объект, а женщина муже, остальных видят как родителей. То есть женщин, мужчина видит в них материнское начало больше как это, как к матери обращается, служит как матери, поэтому это обращение – матаджи, матушка означает, да? Или к мужчине, к мужчине как у нас говорят – или батюшка говорят, или господин, госпожа. Также можно так обращаться. То есть, когда мы говорим – «Господин такой-то» - это означает, что мы готовы стать его слугой. Но сейчас это как бы немножко другой оттенок приобрело да слово господин? Вот.
01:14:15 Что ещё признак воспитанности? Если вы видите, например – чужое богатство как грязь, то есть, то же самое, что когда вы идёте мимо мусорки, да, вот такое же отношение должно быть к чужому добру, к чужому богатству имеется ввиду. Не к добру, а к богатству. То есть, нежелание приобрести, то есть даже в большей степени даже нежелание касаться вообще этого.
[Субатялов М.] Чужого. Как…
[Головинов А.] Да, чужого. Вот и так далее. То есть вот это и есть образованность. Это должно быть в центре образования. В центре. Этические нормы, затем всё остальное уже нанизывается на это. К сожалению у нас …
[Субатялов М.] Принципы поведения закладываются. [Головинов подтверждает…] То есть, ценности определённые и человек действует согласно этим законам естественно, то есть он не напрягается, проходя мимо чужого богатства, да? Для него это естественно. Это и есть образование.
[Головинов А.] Более того и чувствует радость, когда он видит процветание других. То есть, это правильная реакция на процветание других – радоваться за таких людей. Вот, это и считается человек образованный. Образованный равно воспитанный. И вот эта вот образованность и воспитанность она с пяти до пятнадцати лет воспитывается в ребёнке.
01:15:26 Если до момента полового созревания уже как бы самостоятельный ход половых функций мы не успели воспитать человека, то мы его уже не воспитаем. Так пишется в Шастрах. Михаил Альбертович. Это вот мы о времени же говорим. [Неразборчиво, добавляет, перебивая Субатялов М. – всё временно] и вот столько видите тонкостей, очень много тонкостей. Конечно Вабхата всё обобщил. Но очень много есть тонкостей различных, которые также надо изучать, поэтому от врача или от того, кто изучает Аюрведу будь он пациент или просто человек, или просто врач, требуется ещё изучение сопряжённых наук так называемых. Например, этики той же самой. Вот. Наташа, может быть ещё вопросы у вас?
[Ведущая] Да, есть в комментариях всё того же слушателя и вот ещё один подошёл. Так. Подошёл.
[Субатялов М.] Подошёл дандават…
[Головинов А.] Давайте. Дандават. Дандават Пранам Ивам.
[Ведущая] Очень интересная получается беседа и мне правда вот интересно, чем это всё дело закончится? Но я хочу, чтобы было всё верно и познавательно для всех. Спасибо, теперь я понял, что лечение болезни объективного тела важнее излечения сознания, так как приз – в здоровом сознании и болезни быть не может, но очевидно, так как сознание стяжательски настроено, то естественно стяжание здорового здоровья вместо милости с выраженным здоровьем нужнее. Спасибо, буду знать!
01:17:08 [Головинов А.] Почему-то человек разделяет здоровье и милость. Почему вместо милости? Почему здоровье вместо милости? Здоровье – есть милость Бога. Михаил Альбертович, я всё сказал, вы что-то добавите?
[Субатялов М.] Согласен, согласен! Я полностью к вам присоединяюсь и мы тоже говорим спасибо этому слушателю и тоже ему посылаем наш дандават. Вот он в конце каждого письма кланяется так интенсивно, и нам приятно очень. Спасибо большое этому слушателю. У него такое имя очень хорошее – в переводе с санскрита говорит – суровый, суровый значит такой твёрдый в своих принципах человек. Он очень хороший человек и как видим, очень глубоко понял то, о чём мы сегодня говорили. Вот и всё что могу добавить. Спасибо ему за вопросы, за дополнение, за комментарии.
[Головинов А.] А вот это дальше, это тоже вопрос, да?
01:18:10 [Ведущая] Ну я как бы я не очень пойму смысла.
[Субатялов М.] Вот, к сожалению тоже. Я тоже не могу понять.
[Ведущая] И как-то вот даже …
[Субатялов М.] Андрей Юрьевич
[Ведущая] …надо ударение сделать. Зачитываю его и мне трудно. Но раз уж оно пришло, то зачитаю: «А разве есть что-то, что не чужее? Даже плоть мнимая нами, нашей». Это какой-то очень загадочный литературный язык.
[Головинов А.] Уже начинается как раз видимо диспуты. Диспуты начинаются.
[Субатялов М.] Может быть, если слушатель ещё в эфире, то как-то по другому сформулирует вопрос, потому что я пока не, ну, моего интеллекта не хватает, чтобы понять эту формулировку. Вот, Андрей Юрьевич, как вы?
[Головинов А.] Я просто ещё раз, ещё один момент скажу насчёт милости и здоровья.
[Субатялов М.] Давайте!
01:19:04 [Головинов А.] Вот пример, хорошо: старшая моя дочь недавно такую записочку мне написала. Она написала, что современная медицина считает здоровье достижением технологий, а традиционная медицина считает здоровье милостью Бога. Вот!
[Субатялов М.] Хорошая разница.
[Головинов А.] Почему мы не принимаем милость в форме здоровья? Почему мы не должны принимать это? Здоровое тело – это совершенный инструмент служения Богу, для достижения Его милости.
[Субатялов М.] А можно я добавлю?
[Головинов А.] Да!
[Субатялов М.] Бхактивинод Тхакур – очень известный ачарья нашей ученической приемственности, очень возвышенный шудха-вайшнав, он на первое для мирян ставил физическое благополучие. Он говорил, что первое о чём должен позаботиться мирянин – это достичь физического благополучия, потому что, если этого не будет, то страдания физического тела не дадут ему возможность стремиться к Богу.[Головинов А. вставил что-то неразборчивое] И второе он говорил, что он, да, практиковать Бхакти. И второе, что говорил Бхактивинод Тхакур, он говорил: социальное должно быть ещё благополучие. То есть первое – это физическое, и второе – социальное. И что он говорил тогда? [неразборчиво]
01:20:21 Да. Когда он определял социальное благополучие Бхактивинода говорил очень просто: «Стройте со всеми хорошие отношения» - вот такое у него было краткое определение – стройте со всеми хорошие отношения. Но он говорил: «Подождите, нужно ещё третье». Третье, он говорил: «Умственное благополучие». Умственное означает следующее, тоже Бхактивинода дал очень короткий ответ, он сказал: «Так как ум беспокойный, займите его делом. Хорошим, полезным делом, чтобы он выполнял свой долг, чтобы человек выполнял свою дхарму, поэтому займите ум изучением наук». Буквально Бхактикивинода так вот написал на эту тему: «Займите ум изучением наук», тогда вам не будет времени на беспокойство. Но дальше Бхактивинода на этом не остановился, он сказал: «Есть ещё 4 момент – духовное благополучие» и чтобы достичь духовного благополучия Бхактивинода тоже очень коротко сказал – «Изучайте Шастры». Вот по поводу физического.
[Головинов А.] Михаил Альбертович вы получили ещё дополнения.
[Субатялов М.] Ну, дандават пранам я вижу.
[Ведующая] Да, да…
[Субатялов М.] Да, мне очень нравится!
[Ведущая] Наши радиослушатели тоже были как-то в курсе, я зачитаю вновь пришедшее сообщение – «Одно – делать стяжание, а другое - милость» - пишет слушатель – «всё принадлежит одному, само принятие наше или чужое, бессмысленно наверное, если мы не поймём, что всё одному принадлежит». Я понимаю, что всё принадлежит только одному. Честно, честно.
01:21:51 [Субатялов М.] А это кто такой – одному? Наташа, кому принадлежит?
[Ведущая] Господу одному.
[Головинов А.] Один – Деви!
[Субатялов М.] Господу! Господин! [все подтверждают]. Я присоединяюсь Наташа к вам, я присоединяюсь. А вот Андрей Юрьевич, вы присоединяетесь?
[Головинов А.] Почему-то стяжание милости и как-то возведено в ранг чего-то грешного. Опять. Одно дело стяжание, а другое милость. Если мы не будем стяжать милость, мы её не получим. «Стучите» – говорят – «и откроется». Вот, она сама с неба не падает. Конечно падает иногда по необъяснимым причинам – беспричинная милость, да, конечно, но потом требуются усилия.
[Субатялов М.] А можно я добавлю?
[Головинов А.] Конечно. Все мы начали с беспричинной милости, мы её совершенно не стяжали.
[Субатялов М.] Да, так и было, а вот я хотел добавить. Милость, наши ачарьи они сравнивают с верёвкой, которую опускают в колодец утопающему. И можно просто тянуть эту верёвку, чтобы спасти человека, но если он не будет за неё держаться, то есть он стяжает, да получается? Ну то есть усилие необходимы усилия. Если он не будет держаться за эту верёвку, то есть, если он не будет прилагать усилия, то эта милость пройдёт мимо, а в переводе, а по гречески «мимо» - звучит таким словом «грех». Вот, по гречески «грех» - это «мимо».
01:23:25 И вот все наши усилия мимо этой милости могут пройти. Милость на самом деле, как вот, многие, знаете, вот на Руси – юродивые или блаженные святые личности – они бегали по улицам и кричали: «Милость льётся с неба».
[Головинов А.] А мы подставляем напёрст.
[Субатялов М.] Да. А они видели эту милость, они видели её количество. А, а на самом деле никуда она не уходит, да, то есть её всегда в огромном количестве, потому что Господь – Он всемилостивый. Да. Вот видите на какие интересные темы мы перешли. Но
[Головинов А.] Это после йоги?
[Субатялов М.] Да, это опять же, опять же йога – самйакйогас да. Но, если нет наших усилий, то что толку от того, что это льётся с неба дождём? Ливнем льётся, но мы должны приложить усилия. Усилия необходимы. Усилия необходимы.
[Головинов А.] Не разбирая, говорится, куда лить, как в Мадхуре Кадамбини сказано. Льётся не разбирая.
[Субатялов М.] Я как раз хотел сказать. Да, да, да Мадхури Кадамбини.
[Головинов А.] Но посмотрите – святые, как святые говорят – «Мы подставляем напёрстки», то есть нужны усилия, нужно взять ведро или ещё больше какую-то ёмкость. Сердце своё подставить – самую большую ёмкость.
01:24:48 Потом относительно того, что всё принадлежит одному понятно конечно. И наше, чужое, здесь нет такого. Здесь есть такое, я не знаю, слушали ли вы наши предыдущие лекции опять же, то есть человек имеет определённую структуру своего тела. И что-то подходит ему, а что-то нет. Вот, всё что подходит ему – это есть йога, а то что не подходит – это есть айога. И в соответствии с этим текстом, мы должны это понимать, что у нас есть определённая структура тела, структура сознания, которая вот в данный момент с нами и именно её нужно воспитывать, да. И, как сказать? И применить как инструмент именно её.
[Субатялов М.] Тело – это инструмент для служения.
[Головинов А.] Почему бы и нет?
[Субатялов М.] Если мы инструмент держим в ненадлежащем состоянии, то что с ним будет? Будут проблемы.
[Головинов А.] Можно танцевать для Бога, можно петь для Бога, можно делать асаны для Бога, можно дышать вместе с Богом. Какие проблемы? Мы по моему об этом и говорим. Почему такое противопоставление идёт немножко?
[Субатялов М.] Мы говорим об одном.
[Головинов А.] Какой-то день сегодня?
[Субатялов М.] Понедельник.
[Головинов А.] Понедельник – день тяжёлый, да. Ещё есть вопросы Наташ?
01:26:12 [Ведущая] Да, что-то у меня тут.
[Головинов А.] Завалялось!
[Субатялов М.] Есть ещё…
[Ведущая] Один [неразборчиво] – мы и напёрстки не подставляем, а мним подставлять вёдра. Как-то так и это уже.
[Субатялов М.] Смысл в том, что мы оказывается и напёрстки не подставляем. Но, да, наверное не подставляем.
[Ведущая] Да, мы и напёрстки не подставляем, а мним подставлять вёдра – да, говорит слушатель – «Да, проблема в том, что мы что-то делаем телом, а не нами что-то делается». Мне лучше Аюрведу изучать. [неразборчиво]
[Головинов А.] Да, да, да Наташ понятно откуда ветер дует.
[Ведущая] Я совсем запуталась уже окончательно.
01:26:54 [Головинов А.] Я всё понял, просто это не тема сегодняшнего разговора вообще.
[Ведущая] Да. И может быть мы вернёмся в русло темы сегодняшнего разговора, тем более, что мы как бы уже вот полтора часа в эфире. И какой-то итого всё таки нужно подвести о чём мы сегодня говорили, дабы наши радиослушатели не были разочарованы и всё таки окончательно как-то поняли смысл сегодняшней темы. А тема сегодня непростая. Тема у нас как говорится – «Причина болезни и здоровья». Вот.
[Субатялов М.] Резюме надо подвести. Итог. Андрей Юрьевич давайте итог подводить!
[Головинов А.] А у меня тут, я смотрю на этот текст и у меня, да, итог. Вот на это, послание на это Радхи Пурушам. То есть существует единственный деятель. Да, действительно Кришна говорит: «Мы не действуем, действуют гуны материальной природы». Вот. То, что мы мним подставлять вёдра. Напёрстки мы даже не подставляем – это точно, абсолютно точно, здесь я согласен. Вот. И вот человек уже сердечко тут прислал, солнышко, всё нормально.
[Ведущая] Сердечки и солнышки шлю я, потому что это был интересный комментарий.
[Головинов А.] Да, да, через раз.
[Ведущая] Да, да. Это сердечко от меня, дабы вы заметили вот это сообщение, а солнышко от слушателей, который написал – «Интересно рассказали, спасибо, научили интересному, нужно уметь хотеть собирать милость, которая льётся из неба». Классно сказали,[Головинов А. улыбается] вроде бы не [Неразборчиво], пусть льётся на вас с неба милость. Спасибо большое.
01:28:30 [Субатялов М.] Дандават.
[Головинов А.] Дандават Пранам. Михаил Альбертович, как звали доктора Аюрведического, который с Господом Чайтаньей, который …
[Субатялов М.] Мурари Гупта.
[Головинов А.] Мурари Гупта! Вы помните историю про рис?
[Субатялов М.] Да, я помню эту историю.
[Головинов А.] Расскажите пожалуйста. Расскажите вы.
[Субатялов М.] Я немножко её смущаюсь рассказывать. Расскажите вы.
[Головинов А.] Мурари Гупта. Для того, чтобы порадовать человека, я просто вижу, что Бхакти в человеке. Бхакти в человеке основное. Мурари Гупта был врач известный, Аюрведический врач в Нади. И он был очень умный и читал лекции по Аюрведе. Вот. И Господь Чайтанья, когда будучи ещё маленьким Нимай Пандитом. Он стоял сзади за ним, за Мурари Гуптой, когда он читал лекции людям и кривлялся. То есть он его изображал, корчил рожи то есть, то есть как он всё это преподносил, а он это всё утрировал и всем было смешно слушателям, и Мурари Гупта очень от этого, ну как бы, напрягался, да? То есть раздражался и казалось, ну что делает вот этот мальчик вообще? То есть, что он себе позволяет? Ну как бы втихаря он это делал.
01:29:49 И вот, когда Мурари Гупта поворачивался к нему, он сразу становился приличным мальчиком, приличным. Но в один момент Мурари Гупта он, сидя у себя во дворе, он , жена ему принесла рис, много риса.
[Субатялов М.] Там, есть немножко другое, что он пообещал прийти к нему на обед.
[Головинов А.] Ну да, да-да-да, Господь Чайтанья пообещал прийти к Мурари Гупте на обед. И да, когда да, наверное так это и было, и я просто не помню деталей, но суть в том, что, когда этот рис, большая тарелка с рисом и туда Мурари Гупта налил туда гхи, налил сверху. И на эту гору риса, и это гхи стало просачиваться через рис и пошёл такой чудесный запах. И Мурари Гупта уже вот-вот хотел положить в рот уже этот рис, как появился Господь Чайтанья и помочился ему в этот рис. Вот, и когда Мурари Гупта, то есть это для него было шок, конечно, он возмутился: «Что ты делаешь?», Господь Чайтанья сказал: «Вот, точно так же ты поступаешь с сутью Вед, ты проповедуешь там какое-то, о теле что-то говоришь там о здоровье». Да. Но Мурари Гупта он был врачём, ему приходилось говорить об этом. Вот и формат нашего радио – это Аюрведа-радио, мы можем говорить и о Бхакти.
[Субатялов М.] Можно я добавлю?
[Головинов А.] Конечно Михаил Альбертович.
01:31:10 [Субатялов М.] А, Мурари Гупта на самом деле был необычным врачём и я думаю, что для нас с вами Андрей Юрьевич, это должен быть такой ориентир. Мурари Гупта кстати в прошлом воплощении – он был Хануманом. И Шрила Прабхупада в Чайтанья Чаритамрите в комментариях пишет, что Мурари Гупта был не обычный врач, он не просто исцелял тело, то есть когда к нему приходили больные, он исцелял тело и исцелял душу. И Прабхупада объясняет в комментариях почему Мурари Гупта был способен это делать. Он говорит: «Потому что Мурари Гупта был великий преданный». Он был преданный, поэтому, исцеляя тело, он помогал людям.
[Головинов А.] Но лечил почему-то, смотрите.
[Субатялов М.] Да, он их лечил, он, причём у Мурари Гупты ещё была такая интересная особенность о которой часто упоминается, он принципиально никогда не брал пожертвований потому что он говорил: «Я имею профессию, я этой профессией зарабатываю на жизнь и я ни в коем случае не имею права брать пожертвования, потому что я не веду отречённый образ жизни, я имею свой долг в социуме, в обществе, да долг врача». Он принадлежал к сословию потомственных вайдьев и к нему когда приходили люди с болезнями, он их прежде всего исцелял, то есть – это всё описывается в Чайтанья Чаритамрите, он их исцелял, но после этого он начинал им проповедовать науку Бхакти, так как он был преданным.
01:32:37 Он кстати, был преданным Господа Рамачандры, тоже такой интересный момент – он не мог по другому, потому что в прошлой жизни он был Хануманом. Вот, такая история про Мурари Гупту.
[Головинов А.] Да, а ещё Господь Чайтанья говорил: «Останься на своём месте. Если ты домохозяин, останься домохозяином, если ты саньяси, останься саньяси, если ты брахман, останься брахманом, если ты вайшья, останься вайшьей», да, то есть останься. Просто воспевай имена Господа и всё. Просто добавь… [неразборчиво]
[Субатялов М.] У меня свой долг.
[Головинов А.] И исполняй свой долг. Видите, ничего не надо менять. Сегодня полнолуние. Ум, ум, эмоции, всё видите у нас впереди.
[Субатялов М.] Да, сегодня видите активно. Ну давайте подведём какой-то итог наверное, как вот Наташа сказала?
[Ведущая] Да!
[Субатялов М.] Время подводить итоги!
[Головинов А.] Да.
[Ведущая] Чтобы и мне было понятно, о чём сегодня шла речь. [смеётся]
[Субатялов М.] Сейчас расскажу подождите, сейчас мы расскажем.
01:33:41 Сегодня шла речь о причинах здоровья и болезни и мы говорили о том, что …
[Ведущая] Да, а то я слушала, слушала и ничего не поняла.
[Субатялов М.] Да! Итог таков, что есть три причины, которые вызывают болезни и они могут приходить к нам тремя путями, то есть путь избытка или недостатка, количественного нарушения и путь качественного нарушения, который мы назвали мидхья. И эти три пути – это асатмийаиндрийартхасамйог то есть негармоничное, ненадлежащее взаимодействие чувств с объектами чувств – это кала-паринама – то есть когда мы не уважаем время и прагья-апарадха – это когда мы себя неправильно ведём, то есть совершаем адхарму. И это всё приводит к болезням, всё остальное, то есть самйакйогас – это приводит к здоровью, вот. Таково резюме сегодняшнего обсуждения. Андрей Юрьевич!
[Головинов А.] Да. Ну что сказать? Как резюмировать [Ведущая поёт «Ну что сказать, ну что сказать»], да, устроены так люди [Ведущая поёт «желаю знать, желаю знать»] да! Желают знать, что будет. Да. Что? Подвести какой итог, то есть… нужно стремиться к йоге.
01:35:05 Причём слово, я ещё хотел бы добавить здесь вот, к тому, что сказал Михаил Альбертович в резюме, я повторяться не буду, я немножко добавлю. Самйакйога означает также и правильное взаимодействие между этими тремя аспектами, то есть между временем, объектами чувств и действием – это также самйакйога поэтому здесь всё объединяется, не повторяется, то есть это также должно быть в гармонии. Время, объекты чувств и действия. Вот. Что бы ещё добавить? Ну то есть в принципе я думаю всё в порядке, Михаил Альбертович всё сказал уже. Мне уже больше нечего сказать. Михаил Альбертович.
[Субатялов М.] Я всё сказал, как вы сказали. Хахаха!
[Ведущая] Один сказал, что вы сказали сказать другому, что …
[Субатялов М.] Может у Наташи есть какие-то вопросы. Наташа хотела наконец узнать о причинах болезни.
[Ведущая] Так! Я высматриваю. Вопросов на данную тему сегодняшнего эфира у меня на почте не поступило. Все вопросы были сегодня в чате. Ну что я могу сказать? Ну, ну : быть здоровым хорошо, быть счастливым тоже. И хватать милость с неба не напёрстком – это просто великое счастье, главное знать в каком месте, но об этом можно поговорить как-нибудь в другой раз. О других местах, как вот говорится так вот. [все хихикают]. А здоровье, оно очень важно, поэтому наши сегодняшние эфиры, а точнее вообще эфиры на тему Аюрведы, здоровья, болезни и прочего, прочего, что затрагивается вот в них – это очень важно.
01:36:47 [Головинов А.] Если есть йога – это и есть здоровье. Если йоги нет, это есть нездоровье – вот пожалуй и резюме, которое я сейчас надумал об этом, как же нам резюмировать всё это?
[Ведущая] Глубокая мысль пришла вам в голову!
[Головинов А.] Да! [хихикает]
[Ведущая] Ой, я парой как что скажу, скажу! Ну что в другом случае подвели итог, сказали о чём мы сегодня говорили, много-много говорили, а в конце сказали о чём мы говорили, вот, так интересно сегодня …
[Головинов А.] Нам опять пришло сообщение. Я вот посмеиваюсь уже. Всё равно мы ошиблись. Ой!
01:37:28 [Ведущая] Я не буду его больше зачитывать, дабы мы сегодня уже после подведения итогов закончили наш эфир, я просто напомню нашим радиослушателям о том, что сегодня с нами были в прямом эфире Андрей Юрьевич Головинов – Алма-Аты Казахстан и Михаил Альбертович Субатялов, город Новосибирск – практикующие Аюрведу врачи и мы говорили о классической Аюрведе. Аштанга-хридайам-самхите. Стих был 19 – причина болезни и здоровья. А книга – это была Сутрастхана, насколько я понимаю, потому что вот по другому быть не может. Спасибо большое, что были с нами сегодня поговорили.
[Головинов А.] Спасибо Вам!
[Ведущая] Так вот замечательно пообщались!
[Головинов А.] Следующая лекция будет в понедельник я так понимаю Михаил Альбертович? Время я думаю мы ещё согласуем. Может быть изменение в расписании.
[Ведущая] Да, расписание может быть изменено. Большое вам спасибо, нижайший поклон, дандават вам от ведущей Аюрведарадио и я думаю, что дорогие радиослушатели присоединятся, если же у них будет такое желание. Спасибо, до новых встреч!
[Головинов А.] Всем дандават
[Субатялов М.] Вам большое спасибо!
[Головинов А.] До свидания! [все радуются, неразборчиво]
[Ведущая] До свидания!
01:38:42 [Ведущая] Итак, уважаемые радиослушатели, всё было замечательно, всё было очень ну необычно, мне очень-очень всё понравилось. Что я могу ещё сказать? Ну, Аюрведарадио мы такое, мы замечательное, мы шебушное. Ой, что-то я стихами заговорила, наверное потому что сегодня луна в, как там, в полнолунии. Ну всё, хватит уже говорить, я вам музычку поставлю да и эфир у нас скоро начнётся про хиромантию, пожалуйста не пропускайте.
[ Хершеквамузыки на волнах Аюрведарадио! Музыка!]