Вирья и випака (стих 1.17)

Аюрведа-радио - 23 June 2008
Аюрведа. Виды вирьи: два вида, шесть видов, восемь видов. Основы фармакологии. Четыре компонента терапии: раса, вирья, випака, прабхава. Апудоциты. Влияние вирьи с точки зрения метаболических процессов: катаболизм и анаболизм. Два вида вирьи: жар и холод. Примеры их воздействия на организм. Шесть видов вирьи для терапевтического воздействия. Двойственность жизни: двайта и адвайта. Процесс пищеварения и три свойства веществ. Стадии пищеварения. Распределение дош в желудке. Три вида випака: сладкий, кислый, острый. Воздействие вкусов на доши, ткани (дхату), продукты выделения (мала). Эфирные масла для беременных.
запись эфира для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:11:07 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 358 | скачано: 400 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Заставка: Эксклюзивная радио-конференция в прямом эфире на волнах Аюрведа-радио Алма-Аты Казахстан – Новосибирск. Головинов Андрей Юрьевич, Суботялов Михаил Альбертович, практикующие врачи. Семинар «Классическая аюрведа Аштанга-хридая-самхита». Каждый понедельник в семнадцать ноль-ноль только на Аюрведа-радио и только для вас.
Ведущая: Итак, уважаемые радиослушатели только на Аюрведа-радио и только для вас как вы слышали было сказано мною. Все самое нужно уже было, как говорится, сказано. Итак, начинаем прямой эфир. Простите, заработалась.
Суботялов М.: Здравствуйте, Наташа.
Головинов А.: Здравствуйте.
Суботялов М.: Здравствуйте, Андрей Юрьевич.
Головинов А.: Здравствуйте, Михаил Альбертович. Здравствуйте, все наши слушатели.
Суботялов М.: Здравствуйте, радиослушатели.
Ведущая: Хорошо. Здравствуйте, здравствуйте.
Головинов А.: Вот так мы здороваемся.

00:01:00 Ведущая: Да, у нас пока не очень получается отработать, вот так вот по очереди со всеми поздороваться. Ну потому что, на самом деле, хочется искренне сразу всем пожелать счастья и уже, я думаю, приступить к новой теме. Сегодня у нас, открываю себе шпаргалку, сегодня у нас новая тема, на сколько я понимаю, но что-то у меня шпаргалка не открывается никаким образом. Андрей Юрьевич, подскажите пожалуйста, какая сегодня у нас будет тема?
Головинов А.: Тема у нас – семнадцатый стих Аштанга-хридая-самхиты и Сутрастханы семнадцатый стих первой главы. Вот. И этот стих, он посвящен вирье, такому понятию как «вирья» и «випака».
Ведущая: Вирья и випака.
Головинов А.: Сегодня будем об этом говорить.

00:01:49 Ведущая: А я в свою очередь напомню радиослушателям о том, что, если они вдруг что-то начнут не понимать, пожалуйста, сразу спрашивайте, пишите вопросы в чат по Skype и на почтовый адрес Aurvedaradio@mail.ru. Обязательно зададим вопрос и узнаем, что же это все-таки такое то, что вам стало непонятно. Я думаю, что уже можно приступать? А я тихонечно посижу, послушаю.
Головинов А.: Хорошо. Михаил Альбертович, я, наверное, зачитаю этот стих. Так начнем, наверное?
Суботялов М.: Давайте, Андрей Юрьевич.
Головинов А.: Вот. И мы начнем тут немножко рассуждать по этому поводу. Итак, это семнадцатый стих первой главы Сутрастханы Аштанга-хридаям и звучит он так: «usna-sita gunotkarsat tatra viryam dvi-dha smrtam \ tri-dha vipako dravyasya svadv-amla-katukatmakah».

00:02:47 Вот, «ушна» означает «горячий», «щита» означает «холодный», «гуна» означает «свойства», да? А вот дальше интересно. «Уткарша» означает «выдающийся» или «тот, кто превосходит других». Уткарша. «Татра» - это означает «таким образом» или «так», «вирья» означает, «вирья», сегодня мы будем говорить об этом, что такое «вирья», хочется оставить это слово так, как есть, не переводя его совсем, то есть, как термин, потому что это сложно достаточно перевести. Вот. Сегодня мы дадим определение, и вы поймете, что такое вирья. И «двидха» означает «два вида» существует вирьи. И «смритам» означает «запомни». «Смритам» означает не просто «запомни». То есть, это означает практически «осознай», на практике осознай, что существует два вида вирьи, которые превосходят гуны.

00:03:51 Суботялов М.: [неразборчиво].
Головинов А.: Ну да, «помни», то есть фактически. То есть, это для использования в практике. Так как эти стихи, они посвящены сейчас у нас такому понятию как «дравья» практически все, то есть, вещество, вот этот блок стихов, которых мы, которые мы сейчас изучаем. Вот. Первое – мы говорили о вкусах, как, то есть, это присущее свойство какое-то для дравья, для вещества. То есть, оно обладает вкусом, вкус познается с языка, через эмоции также можно получить вкус. Это тождественные понятия. Вот. И здесь такой момент. Сейчас значит мы переходим к вирьи и я дам определение сейчас, что такое вирья. Почему здесь сказано «гурья уткарча», «гуна ткарчат», «гуна уткарча» - это значит «превосходит свойство» или «превосходит гуну».

00:04:45 То есть, гун всего двадцать, всего двадцать качеств существует в природе, которые наиболее выдаются из пар противоположностей. То есть, десять пар противоположностей, противоположных качеств, которые можно использовать в терапии. Среди них, среди этих двадцати гун, среди двадцати свойств, среди двадцати качеств существует восемь, например, видов качеств, которые сами способны произвести терапевтическое действие или вообще действие. Вот. И восемь видов назвал у нас Сушрута, мы сегодня может быть об этом поговорим. Также есть, это так называемая «ашта вирья» - восемь видов вирьи. Также существует шесть видов вирьи. И также существует два вида вирья.

00:05:35 Вабхата здесь, сейчас, в первой главе, в самом начале Аштанга-хридаям, он говорит о двух видах вирьи. Это проще понять сначала. Но затем уже в девятой главе, если у кого-то может быть есть это. В шастрах, кстати, я выложил скан, то есть, сосканированную первую главу Аштанга-хридая-самхиты, которые с санскрита на английский перевел профессор Шриканта Мурти. Вы можете скачать это с сайта Aurveda.kz. Вот. Она там лежит сейчас на заглавной странице, чтобы читать может быть самим, если английским владеете. Вот. И в девятой главе это все подробно описывается, девятая глава Сутрастханы называется «Дравья дивигьяна», что означает «практическое знание», начиная с дравья, да? То есть, фармакология, такие основы фармакологии, в девятой главе заложены. Вот.

00:06:33 То, о чем мы сейчас говорим – это аюрведическая фармакология. Фитофармакология, здесь потому что больше, в школе Вабхата особенно больше речь идет именно о травах. То есть, основные средства, с помощью которых действует, основные лекарственные средства в основном лекарственного, вернее, извиняюсь, растительного происхождения. Так вот, поэтому здесь сказано «гуна уткарша». То есть, это означает, что из двадцати гун наиболее сильными по действию, наиболее выдающимися является ушна – это жар и хита – холод. Вирья – это очень важное понятие, которое обеспечивает, как бы, это очень важное такое, как сказать, я даже не знаю. В общем, это очень важная вещь, с помощью которой, то есть, очень важное средство, с помощью которого …
Суботялов М.: Характеристика.
Головинов А.: … можно подействовать. Да. Эти средства в лечении, средства терапии, то есть, да, существуют. Средства терапии в аюрведе – это раса, вирья, випака и прабхава.

00:07:32 То есть, вот эти четыре компонента терапии, именно фитотерапии. Вот. Расу мы уже разобрали. То есть, с помощью вкуса можно действовать. Вкус действует покуда вещество не усвоится через кишечную стенку, не перейдёт в тело. После того как в тело переходит вкус – он становится випака. Сегодня мы будем говорить об этом. То есть, на уровне ткани вещество действует с помощью випака. Вот. Вот вирья, на уровне чего, Михаил Альбертович, действует? Может быть вы нам подскажете?
Суботялов М.: Действие вирьи происходит ещё на уровне тонкого кишечника. Если мы говорим сейчас о физиологии, да, Андрей Юрьевич? Я правильно понял ваш вопрос?
Головинов А.: Да, да. Конечно. Да, да. Да, да.

00:08:18 Суботялов М.: На уровне, если говорить физиологическом, то на уровне тонкого кишечника вот эта характеристика, вирья, она оказывает воздействие на метаболизм. Опять же, продолжая говорить языком физиологии, но мне очень понравилось, как вы сказали, что не хочется переводить термины, да? То есть, не хочется их чрезмерно адаптировать к пониманию нашего языка, потому что, на самом деле, перевода как такового точного не существует. Это более обширное понятие, нежели только действие на уровне физиологии и только на уровне тонкого кишечника. Но в принципе, это можно сопоставить с концепцией метаболизма и ушна вирья – воздействие жара – это один полюс, и сита вирья – воздействие холода – это другой полюс.

00:09:09 Сита вирья вызывает усиление процессов анаболизма и кроме того нужно понять, что это тоже действие как бы не физиологическое, а психофизиологическое, также как мы говорили о вкусах, да? Так вот мы приводили примеры о расе и приводили примеры как раса действует на уровне тела и на уровне ума. С вирьей происходит тоже самое. Сита вирья – это такая психосоматическая удовлетворенность. То есть, когда у человека начинает преобладать или, точнее говоря, когда начинают происходить воздействия холода – сита вирья, то это вызывает психосоматическую удовлетворенность, анаболизм. То есть, с точки зрения метаболических процессов – это анаболизм.

00:10:02 Но при этом, происходит такое воздействие – закупорка шротов, закупорка каналов, вот этих всех систем циркуляции. Холод, он, сита вирья, очень благоприятно для Питта-доша и также для ракта дхату, то есть, оказывает такое очищающее действие на кровь. Противоположные качества ушна вирья, с точки зрения метаболических процессов, ушна вирья – это катаболизм. То есть, наоборот распад. И ушна вирья вызывает усиление тепла в теле, выделение, то есть, при распаде каких-то химических веществ в организме происходит выделение, избыточное выделение тепла и это тепло идет на какие-то процессы, это усиливает потоотделение, может вызвать жажду, головокружение, изнеможение, такие вот процессы в организме.

00:11:05 Вот, что можно по этому поводу сказать. А, или, наверное, вы хотели еще, чтобы я сказал по поводу вот этих клеток, да, которые в тонком кишечнике?
Головинов А.: Не знаю, какие клетки?
Суботялов М.: По поводу апудоцитов, о которых так много [неразборчиво].
Головинов А.: А, да, рассказывайте конечно.
Суботялов М.: Игорь Иванович Ветров, ну это одна из попыток как раз вот адаптационного подхода…
Головинов А.: Адаптированного.
Суботялов М.: … к тем терминам и понятиям, которые существуют в аюрведической медицине. Понятно, что все равно это будет неполноценная адаптация, не сто процентная, потому что невозможно полностью перевести терминологию аюрведической медицины на язык современной медицины. Как мы с вами приводили пример с теми же вкусами, да? Шесть вкусов, а в медицине всего лишь четыре их выделяется и так далее, таких примеров можно много приводить. Вот.

00:11:59 Поэтому можно в двух словах конечно упомянуть, что очень есть интересные такие вот взгляды и подходы, касающиеся того, что в организме в тонком кишечнике выделены, так называемые, апуд-клетки, клетки апуд-системы или апудоциты их называют. Это от латинской аббревиатуры и смысл в том, что вот эти вот клетки, которые функционируют в тонком кишечнике, они, их функционирование зависит от психосоматического воздействия. То есть, когда человек испытывает какие-то эмоции или, когда он принимает какую-то пищу или на него воздействует нагрузка и так далее, и так далее, эти клетки начинают выделять различные биологические активные вещества. Это своего рода, ну как бы, ну если так образно можно выразиться, участок нейроэндокринной системы, вынесенной в тонкий кишечник.

00:12:52 И вот эти биологически активные вещества, часть из которых являются гормонами или гормоноподобными веществами, они изменяют вот эту биохимическую составляющую нашего организма. Это могут выделяться, например, гормоны такие как адреналин, норадреналин, кортизол, альдостерон, то есть те вещества … [прерывание связи].
Ведущая: Вы закончили на том, что начали перечислять страшные для меня медицинские препараты, которые я никогда не выучу.
Суботялов М.: А, я понял. Если страшные, то я уже понял, где закончил.
Головинов А.: Адреналин, норадреналин, кортизол.
Ведущая: Да, да, да, да.
Суботялов М.: Значит немного пропало. А я говорю, говорю, чувствую, что-то не то. Как будто бы никого.
Головинов А.: Никто не слышит. Чувствую – никто не слышит.
Суботялов М.: Значит лишнего сказал.
Головинов А.: Наверно.

00:13:40 Суботялов М.: Ну в общем основное я хотел, как раз, то, что хотел сказать – я сказал.
Ведущая: Ну мы то не слышали, вы слышали.
Суботялов М.: Я мысль свою завершу, что выделение вот этих веществ, оно влияет на то, какие будут процессы преобладать: катаболизм или анаболизм. То есть, вот с точки зрения именно физиологии и работы тонкого кишечника и апудоцитов как это все происходит. Вот. Ну, Андрей Юрьевич, что вы добавите по этому поводу?
Головинов А.: Вот вы сказали сита – удовлетворенность, холод. А вот у Вата-доши бывает холод такой с дрожью. Это при поддержке видимо других качеств происходит или как? То есть, это не, не …

00:14:22 Суботялов М.: Ну да, там же не только сита воздействует. То есть, я имел ввиду, когда речь шла об удовлетворенности, речь шла о доминировании анаболических процессов, как физиологических, так и психологических. То есть, когда человек как бы обретает вот эти вот качества стабильности, ну удовлетворенности тоже. Вот об этом шла речь. Я сейчас не привязывал это с точки зрения доши. Потому что, действительно, холод, он у людей Вата-типа может по-другому быть проявлен. То есть, речь шла только о метаболизме сейчас. Вот.
Головинов А.: Здесь, я думаю, уместно будет сказать о том, что Вата-доша это йога-вахи, как её называют. То есть, она способна принять качества тех дош, с которыми она объединяется, то есть, которые она переносит, например. То есть, Питта и Капха, они неподвижные, как известно, да? То есть, к неподвижным дошам относятся, а Вата-доша она неподвижна, это единственная подвижная, как бы, так сказать, даже не знаю, доша лучше сказать, да?

00:15:23 То есть, единственная подвижная доша и эта доша, Вата-доша именно, она двигает Питту и Капху. И соответствии с тем, с какой дошей она связывается, она обретает эти свойства. Вот.
Суботялов М.: Это называется йога –вахи.
Головинов А.: Да, йога-вахи. Это очень важный момент. То есть, вот этот холод, он больше соотносится с все-таки, это выдающееся свойство Капха-доши, а жар – выдающееся свойство Питты-доши. А вот выдающее свойство Ваты, здесь мы не видим – это рукша.
Суботялов М.: Мы о нём будем говорить, когда будем разбирать восемнадцатый текст.
Головинов А.: Да, да. Вот именно здесь нужно, я хотел бы это сразу отделить как бы. Это здесь речь идет о холоде и жаре при воздействии на метаболические процессы. Вирья перестраивает метаболический процесс в теле, обмен веществ в сторону катаболизма, ушна – в сторону анаболизма. Сита, вот как вы уже все рассказали прекрасно, Михаил Альбертович. Вот.

00:16:22 И здесь сказано «вирья двидха», «два вида», говорит Вабхата, «запомни это». То есть, можно направить, перенаправить метаболические процессы в сторону анаболизма, а можно в сторону катаболизма. Что именно нужно сделать, это определяется при диагностике человека. То есть, когда мы диагностируем человека – мы видим, какую вирью к нему применить, какой инструмент: жар или холод. И, соответственно, мы подбираем препараты, которые обладают или ушна или сита вирьей. Может быть какие-то примеры привести, я думаю? Вот, например, [непонятно], ну вот из наших трав, например, солодка. Вот это сита вирья – холодное действие. Или, например, алтей, да, вот, например, сита вирья также здесь из наших известных нам трав. Может быть что-то назовете из ушна вирьи?

00:17:11 Суботялов М.: Ушна вирья, тут можно добавить, что также это увязывается со вкусами, да? То есть, напомнить, как бы нашим радиослушателям, что кислый, соленый и острый вкусы – это как раз будут относится к ушна вирье, а сладкий, горький и вяжущий будут относиться к сита вирье. Это просто напоминание, потому что мы об этом говорили на предыдущих лекциях, но как бы в качестве напоминания. И ушна вирья будет наиболее ярко проявлена у тех растений, которые в основном имеют кату раса, то есть, острый вкус. Например, имбирь, черный перец, красный перец – это ярко проявлена будет ушна вирья. Андрей Юрьевич.
Головинов А.: Ну вот, собственно, примеры.
Суботялов М.: А можно ещё немножко добавлю кое-что по поводу вирьи?
Головинов А.: Да, конечно.

00:18:10 Суботялов М.: Вот, Чарака, вот интересно то, что он большое внимание как раз именно вирье отдает, да, вот с точки зрения вот этой фармакологии, воздействии лекарственных средств на организм и он говорит, что вирья – это то качество, которое определяет воздействие субстанции, ну в данном случае лекарства, да? Мы как бы сужаем это до действия лекарств или пищи. Это воздействие на организм, начиная с того момента, когда происходит контакт с языком, то есть, с рецепторами. Это уже начинается воздействие и до того момента, когда субстанция выделится из тела. То есть, в течение всего этого периода времени, вот это как фармакодинамика, да, это называется в медицине, на сколько я помню.
Головинов А.: Да, да, да.

00:19:03 Суботялов М.: Может я путаю, конечно, но вот этот период всего воздействия, он будет полностью определяться именно вирьей. Вот насколько важно знать вот это понятие вирьи. То есть, все фармакологические эффекты таким образом будут определены.
Головинов А.: Раса тогда действует на каком промежутке времени? То есть, в ротовой полости?
Суботялов М.: И в желудке.
Головинов А.: И в желудке, до того, как всосется вещество?
Суботялов М.: Ну да, мы можем потом поговорить о пище.
Головинов А.: Пройдет через первичное, первичное пищеварение. Ну да.
Суботялов М.: Это чуть позже.

00:19:48 Головинов А.: Вот. Я ещё хотел бы сказать вот, Михаил Альбертович, вы сказали о правиле, о вкусах и соответствующих вирье, соответствующие вирье. Вот. Это правило. Я бы сразу хотел сказать, что это правило, оно имеет исключение также. То есть, некоторые вещества проявляют, ну, ведут себя вне правил. Это также нужно понимать. И также нужно понимать, что в конце концов очень сложные формулы существуют аюрведические, которые основываются на этом знании, знании дравья гуны, фармакологии, но это на так просто бывает. Например, что, что-то доминирует в веществе, да? Например, бывает так, что вещество имеет один вкус, а вирью – противоположную. Даже такое бывает. Вот. Это я говорю об исключениях. Но как правило, в девяносто процентов случаев, вот то, как сказал Михаил Альбертович, так и будет проявляться. Вот.
Суботялов М.: А мы можем вспомнить, что некоторые растения они же имеют иногда несколько вкусов, да? До пяти.
Головинов А.: Да.

00:20:48 Суботялов М.: Вот самое большее, сколько может иметь растение – это пять вкусов. И фактическим можно, по идее, запутаться, да: какой же, какой же из этих пяти вкусов будет определять характеристику действия? Поэтому есть переделённые знания по этому поводу. Например, Амалаки, Emblica officinalis, имеет пять вкусов, панча раса, но первичен амла раса – кислый вкус. То есть, он является определяющим.
Головинов А.: И при этом Питта-шамака очень интересно.
Суботялов М.: Да, и при этом …
Головинов А.: [неразборчиво] и при этом успокаивает Питту.
Суботялов М.: Это исключение из правил.
Головинов А.: Да. Вот. Теперь, наверное, можно поговорить о том, что существуют ещё виды, некоторые виды вирьи. Может быть мы разберем ша двирья, то есть, шесть видов вирьи?

00:21:43 Суботялов М.: Можно, Андрей Юрьевич, а можно я немножко ещё добавлю по ушна вирье и сита вирье некоторые дополнения, потому что мне захотелось привести некоторые примеры, которые возможно нашим слушателям ну позволят глубже понять вот это воздействие. То есть, пока мы говорим в общем, что есть ушна вирья и сита вирья, как это проявляется, например, при воздействии на какие-то процессы жизнедеятельности, например, ну я некоторые примеры приведу, не то, чтобы все, потому что это очень много времени может занять. Например, аппетит: ушна вирья – она усиливает аппетит, сита вирья – снижает аппетит. То есть, жар – усиливает, холод – уменьшает. Сон: ушна вирья – укорачивает сон, сита вирья – удлиняет сон. Артериальное давление, давление в сосудах: ушна вирья – увеличивает давление, сита вирья – уменьшает давление. Вот.

00:22:45 Ну такие вот примеры, просто, чтобы было понятно. Можно много таких вот, на метаболизме приводили пример, что ушна вирья – она усиливает, то есть, вызывает катаболические процессы, а сита вирья – ослабевает, ослабляет, вызывает анаболические процессы. Вот. Поэтому просто я хотел такие вот примеры привести, чтобы было понятно. Ну вот. Шад вирья, да?
Головинов А.: О чем дальше будем говорить? Шад вирья? Да, можно сказать здесь о том, что вообще вот этих, я назову это «инструментов», да, которые называются «вирья», их самых выдающихся шесть, через которые можно делать основные терапевтические воздействия, которые в аюрведе предписываются, да? То есть, классифицируется терапия на шесть видов в аюрведе, делится. Вот. И сейчас мы будем говорить свойства, наверно, да? И говорить какой именно вид терапии соответствует данному свойству. Вот.

00:23:45 Первое, первое свойство, почему я говорю «свойство», потому что «вирья», как я сказал, это «свойство» или «качество, которое само способно произвести действие». Вот. Когда мы говорим «тяжелый» - это же качество? Тяжесть. А, действие, каково действие, да, какова терапевтическая мера, достигаемая с помощью данного свойства. Так вот, гуру, гуру гуна или, вернее, извиняюсь, гуру вирья, как сейчас уже говорим вирья. То есть, тяжелая вирья, тяжелое свойство дает такое терапевтическое действие как [непонятно]. То есть, это означает как раз утяжеление …
Суботялов М.: Утяжеление.
Головинов А.: … тканей. Да.
Суботялов М.: Можно перебью? Мне просто сейчас подумалось, что может быть сначала просто перечислить, потому что может слушатели не совсем поняли.
Головинов А.: Может быть воздействие на широкую…

00:24:37 Суботялов М.: Нет, я другое имею ввиду. Нет, вы можете продолжить, но у меня предложение, что мы назвали же одну пару до этого, одну из, одну из трех.
Головинов А.: Назвать их сначала?
Суботялов М.: Это, да, просто перечислить, что есть, чтобы у слушателей сложилось общее впечатление...
Головинов А.: Окей.
Суботялов М.: … а затем каждый разбирать. Вот мне сейчас почему-то показалось, так будет более понятно. Ага.
Головинов А.: Так вот, существует шад вирья. То есть, это у нас тяжелое свойство – это гуру, лагху – это легкость, затем сита – это холод, о котором мы уже говорили, ушна – это жар, снигдха – это влажность, маслянистость и рукша – это сухость. С помощью этих четырех видов вирьи производятся основные терапевтические воздействия в аюрведе, которых также шесть.

00:25:29 Соответственно, к тяжести соответствует брихмана, что означает утяжеление тела, укрепление тканей тела, как бы прирост, прирост тела вообще в целом, то есть, включая ткани. Лагху означает наоборот действие, редуцирующее, уменьшающее. «Облегчение» переводится, да? Это легкость дает. Сита дает стамбхану, то есть, остановку. Например, остановка кровотечения, если оно есть, очень легко сделать это с помощью сита вирьи и вяжущего вкуса также, например, с помощью коры Арджуны, например, легко это сделать. Любое вяжущее, в принципе, растение можно просто посыпать рану и сразу кровь остановится. Что чем, кстати, у нас не пользуются совершенно люди. Нужно знать это, что с помощью вяжущих трав можно, и сита вирьи – холодного воздействия, можно легко остановить кровь. Вот.

00:26:20 Ушна означает сведана, то есть, действие сведана. «Сведана» означает «потеть» или «раскрывать каналы» также это означает, «приводить в движение», да? И чем жарче, тем больше движения в теле жидкостей, например. Снигдха – означает снехана, то есть, терапевтическая мера, которая «увлажнение» означает, рукша – сухость, дает осушение. Вот эти, это я на самом деле, перечислил шесть терапевтических мер, которые применяются в аюрведе: брихмана, лангхана, стамбхана, сведана, снехана, рукшана. Так их перечисляют. Вот. И они производятся с помощью вирьи. Михаил Альбертович.
Суботялов М.: Ну так, что здесь ещё можно добавить по этому поводу? Ну в основном сейчас же мы просто перечислили, наверно, на сегодняшней лекции мы глубже разбирать их не будем, я правильно понимаю, Андрей Юрьевич? Это, наверное, материал следующей, да, лекции?
Головинов А.: Да, не надо, не стоит, потому что иначе будем говорить, «говорить, как рыбы», это называется.

00:27:22 То есть, когда никто ничего не слышит и не понимает, нужно вот именно касаясь вот текста. Мы сейчас уйдем далеко действительно.
Суботялов М.: Да, это восемнадцатый будет у нас текст. Я просто хотел добавить, что здесь у нас также сохраняется принцип аллопатии, да, о котором мы говорили. То есть, лечение противоположным. То есть, гуру и лагху – это одна пара противоположностей, сита-ушна – вторая и снигдха-рукша – это третья. Ну на самом деле, я перечислил не совсем правильно, потому что сита и ушна – они впереди должны у нас стоять. Я перечислил так, как у Вабхаты это перечислено. И, если у человека доминирует одно качество – мы воздействуем противоположным. То есть, тем самым, опять же, этот принцип лечения противоположным, он здесь сохраняется.
Головинов А.: Вообще гурвади называется, то есть, «начинающийся с гуру», на самом деле-то. Все равно с гуру надо начинать.
Суботялов М.: Ну значит я правильно сказал.

00:28:23 Головинов А.: И я бы ещё хотел добавить о доша-карме, так называемой. «Доша-карма» означает «влияние на доши». Вот эта пара гуру-лагху – это влияние на Капху, потому что у Капхи основное свойство – это гуру, выдающееся свойство Капхи, по которому мы Капху лучше всего видим. Вот. И, соответственно, гуру будет увеличивать Капху. То есть, тяжелое свойство, а легкое свойство будет уменьшать Капху. Дальше у нас снигдха-рукша – это у нас рукша мы слышим. То есть, рукша относится к Вата-доши, соответственно снигдха будет уменьшать Вата-дошу, масляное свойство, влажное. Вот. Я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что влажность означает «маслянистость». Влажность не означает, это не связано с водой как таковой. Влажность больше всего связана с маслом. Вот. И рукша, означает, с жиром, то есть, с маслянистыми субстанциями. И рукша означает «сухость», и эта сухость, она будет увеличивать Вату, так как это основное свойство Ваты. То есть, с помощью пары снигдха-рукша мы действуем на Вата-дошу именно.

00:29:22 То есть, с помощью двух способов. Снехана, например, это, например, масляные массажи и всё, что связано с маслом, вот в аюрведе, скажем, пурва карми, снехана – это отдельное воздействие, то есть, перед Панчакармой. Вот. Это основное воздействие на Вата-дошу. Вот. А рукша – осушение, это тоже воздействие на Вата-дошу, но только с целью увеличить Вата-дошу. Это иногда делают, например, для Капха, для людей Капха-доши, опять же перед Панчакармой, перед тем, как давать им масло, так как масло противопоказано Капха-доше, вот сегодня мне один человек задал вопрос, я думаю, он слушает сейчас нашу лекцию. Вот. «Каким образом промасливать Капху, если Капхе масло противопоказано?». Так вот, Капху сначала осушают с помощью сухих субстанций, например, с помощью нута, есть такой горох, турецкий горох. Мука из нута, делают удвартан, такой есть процедура, и внутрь также осушающие вещества дают, в том числе и нут. Такие болтушки из нута. Вот.

00:30:21 И после того, как жиры редуцированы в теле у Капхи, жиры именно, вот, и лишняя влага выведена из тела, тогда начинают снехану проводить, то есть, промасливание с целью дальнейшего очищения. Вот. Сита-ушна означает «холод-жар». Жар – это основное свойство Питты, поэтому будет, ушна будет увеличивать Питту, а сита будет уменьшать Питту. Вот это воздействие на доши. Когда мы смотрим, как расписано лекарство, то, что называется материей медика, да? Вот в западной медицине, к сожалению, уже материи медики как таковой нет, в гомеопатии, наверное, только осталось. То есть, вещества, вещества медицинского назначения, как бы, когда описываются, то в аюрведе описывается раса, вирья, випака и прабхава, то есть, все четыре основных инструмента, с помощью которых действует врач в терапии. И мы просто можем в справочнике даже смотреть и вот видеть какая вирья, в соответствии с этим выбирать, видеть, смотреть гуны.

00:31:13 То есть, вот эти гуны, как гуру, лагху, снигдха, рукша, будут обычно, сейчас так заведено, что они будут перечисляться в свойствах, но не там, где вирья. Вирья обычно пишут два: ушна или сита. Вот, а вот эта вот сухость или маслянистость, жар. Ой, извиняюсь, не жар, а тяжесть или легкость, они будут описывать в гунах. То есть, в качествах вещества, в качествах растения, например. Вот. То есть, все описано, не нужно выдумывать самим это все и как-то пытаться понять. Понять нужно пытаться, читая справочники и испытывая вещества на себе там, в первую очередь, например, потому что в аюрведе предписано врачу на себе испытывать в первую очередь лекарства. То есть, понять, как действуют вещества лекарственные, через себя пропустив их. Вот то, что я хотел дополнить. Михаил Альбертович?

00:32:06 Суботялов М.: Мне вот такая мысль пришла в голову, что мы разбираем сейчас пары противоположностей: гуру, лагху, сита, ушна, снигдха, рукша. То есть, это пары, которые, каждые из которых занимает какой-то противоположный полюс и это является отражением общего состояния материального мира. То есть, в материальном мире все двойственно. На санскрите называется «двайта». И вот эта двойственность является одной из причин нашего порабощения, потому что человек эмоционально, он всегда склонен занимать какой-то полюс, какую-то позицию, какую-то одну крайность, и это формирует у него определенные…
Головинов А.: А как быть тогда?
Суботялов М.: Я сейчас мысль закончу, и мы подумаем, как быть.
Головинов А.: Да, у меня просто возник вопрос.

00:32:55 Суботялов М.: Да, да. Ага. Хороший, кстати, очень вопрос. Его очень часто задают: «Как быть?». Так вот, занимая какой-то один полюс, делая выбор, человек формирует у себя стереотип поведения, вот этот эмоциональный стереотип поведения, который вынуждает его действовать определенным образом в отношениях, на работе, в личном поведении, в повседневной жизни. То есть, какой-то образ жизни, который становится для него привычным, стереотипным и даже, если возникают какие-то ситуации жизненные, он действует все равно согласно этому стереотипу, привычно. Это можно разбирать на эмоциональном уровне. Думаю, мы немножко на следующей лекции это затронем, когда будем говорить о качествах, да? И вот этот стереотип поведения формирует у человека, опять же, согласно психосоматике, формирует у него тело, да? То есть, телесные проявления, которые могут вылиться в болезнь.

00:33:49 И вот сейчас очень многие прогрессивные психологи, они пришли к этому, может быть кто-то, изучая аюрведу, может быть кто-то просто самостоятельно пришел к этому, что человек, который занимает какой-то полюс в своих поведенческих привычках, он обречен на болезнь в широком смысле этого слова, обречен на страдания. Потому что ему всегда будет казаться, что тот полюс неправильный, он плохой, да? То есть, я, я-то нахожусь с правильной стороны, а там всегда проигрыш. И вот эта идея проигрыш-выигрыш, она приводит к тому, что человек болеет. Это одна из идей вот психосоматики, что человек должен гармонизироваться, то есть, он должен принять противоположную сторону, принять её тоже как существующую. То есть, он должен гармонизироваться, гармонизировать в своей жизни оба полюса.

00:34:42 Сейчас мы можем немножко так, как бы, в сторону уйти от основной темы лекции, но я просто хотел вот это добавить для того, чтобы нашим слушателям было понятно, что вот это воздействие на медицинском уровне, да, то есть, когда мы терапию формируем для пациента, вот с точки зрения знания вот вирьи – это не только просто физиологическое воздействие, но это воздействие на глубинном уровне, включая эмоциональный уровень для того, чтобы гармонизировать человека, чтобы он мог понять своё положение, своё положение вот как частицы вот этого мироздания и занять это место гармонично. То есть, не будучи больным, а будучи здоровым и дополняющим, как бы все мироздание. То есть, участвуя в нем, выполняя своё предназначение. Вот, что я хотел по этому поводу добавить. Андрей Юрьевич?

00:35:38 Головинов А.: То есть, что, в чем же адвайта-то? Вопрос. То есть, мы какую-то свою меру нашли?
Суботялов М.: А, в чем адвайта? До адвайты мы не дошли. Я как раз прервал, для того, чтобы оставить обсуждение для следующей лекции. То есть, противоположное понятию двайта в аюрведе – адвайта. «А» - это отрицание, как и во всех других языках в санскрите «а» означает отрицание. Вот. А соответственно «отсутствие двойственности», да, то есть, буквально можно перевести. То есть, недвойственность. Это как раз то, к чему необходимо, в какой-то степени, стремиться, правда есть разные подходы к понятию адвайта. Это опять вот мы сейчас в сторону можем философскую уйти, но идея в том, чтобы человек равно принял вот эти два полюса. Равно. То есть, вот понятие «равно» значит, что уравновесил в своей жизни …
Головинов А.: Что и то и другое хорошо.

00:36:38 Суботялов М.: Вот можно так сказать, да. Если коротко, то да.
Головинов А.: Одно и другое хорошо, но нужно занять все равно между двумя этими полюсами какое-то своё место, при этом, как бы, оставаясь в этом сознании того, что это просто положение временное, скажем так.
Суботялов М.: Принять. Вот это принятие, есть такой ещё термин …
Головинов А.: Принять природу, да? Принять предназначение.
Суботялов М.: «Принятие» означает, что я одинаково приемлю то и другое. То есть, я не доказываю свою точку, как он говорит «кочку» зрения, да? Вот. А нахожусь …
Головинов А.: Кочка зрения.
Суботялов М.: .. в золотой середине, как бы, да? Вот есть такое понятие. Это не обязательно ровно по середине находится. Это тоже очень важный момент.
Головинов А.: Очень хорошее понятие «золотая середина».

00:37:21 Суботялов М.: Да, это может, человек может находиться, если как бы условный мы такой вектор, или, как это сказать, нарисуем, да? То есть, некая, ноль будет, с одной стороны гуру, например, с другой стороны лагху, да? Это не значит, что человек на уровне вот этого нуля должен оказаться.
Головинов А.: Середина, баланс некий.
Суботялов М.: Да, но он может оказаться в какой-то стороне. Он может оказаться ближе к лагху, потому что это его природа. Или ближе к гуру.
Головинов А.: Минус два, плюс восемь.
Суботялов М.: Да. Да, да, да. Минус девяносто четыре с половиной, но при этом он уравновешен, потому что он приемлет ту часть. То есть, это как бы позволяет избежать человеку того, что называется фанатизма, сектантства. То есть, моё положение самое лучшее, а противоположное – худшее. Это не так, на самом деле. То есть, он, понимая и осознавая свою природу, может признавать существование противоположной и вот это уравновесит его и исцелит, то есть, сделает его более целостным. Исцеление – здесь корень «целостность». То есть, целостность –значит мы принимаем противоположные качества своей жизни вместо того, чтобы их отрицать.

00:38:23 Головинов А.: Интересно говорит в Бхагават-Гите Кришна, он говорит: «Если я один, то почему ты любишь меня, то почему ты половину меня любишь, а половину ненавидишь? Люби меня всего таким, какой я есть, да?». Очень интересный такой подход. Да. То есть, целостный такой подход, действительно. То, что и называется исцеление. Корень «целостность».
Суботялов М.: И ещё исцеление – это цель.
Головинов А.: Цель. Да, да, конечно. Но цель – это тоже …
Суботялов М.: Достижение цели. Да, да, да. Достижение цели означает, что я становлюсь целостным, целостным.
Головинов А.: Это и есть состояние [неразборчиво], мне кажется.
Суботялов М.: Да.

00:39:09 Головинов А.: Вот, ещё можно добавить, но это опять же, наверное, тема следующей нашей беседы, но я добавлю еще, что Сушрута, он добавляет ещё два смысла. Те, кто как бы практикуют именно в школе Сушрута, они ашта вирьей пользуются. То есть, ещё есть мриду и тикшна вирья. Мы об этом поговорим позже. «Мриду» - это значит манда, то есть, пассивное и активное воздействие. Вот, мы об этом, наверное, будем говорить в следующий раз. Наверное, так, да, Михаил Альбертович?
Суботялов М.: Да, хорошо. В следующей лекции как раз мы подробно будем это разбирать. «Ашта вирья» - значит «восемь». То есть, сейчас мы шесть, «шад вирья», разобрали шесть качеств, разделенных на три пары, а «ашта вирья» будет восемь, разделенные на четыре соответственно пары.

00:39:56 Головинов А.: Да, мы, наверное, я приготовлю некоторый материал, подумаю о том, чтобы объяснить, почему, как бы, в чем разница между этими вот тремя видами. То есть, существует дви-видха вирья, вот эта ашат видха вирья и ашта видха вирья, да? То есть, два вида вирьи, шесть и восемь. И как, почему это так? На основе чего это, то есть, так классифицируют? Вот.
Суботялов М.: Ну вот кстати, сейчас, Андрей Юрьевич, я …
Головинов А.: Да.
Суботялов М.: Я просто немножко добавлю. Я, когда читаю лекции своим слушателям на курсах, на обучении по аюрведе, я всегда говорю, что, если даже они сумеют двидха вирья понять, да? То это уже будет неплохо. То есть, вот это [прерывание связи], который позволяет уже практиковать терапию, [прерывание связи] уже лучше, как бы. Шад вирья – это ещё лучше, но это уже позволяет заниматься терапевтической деятельностью. Вот то, что я хотел добавить. Наверное, мы перейдем к следующей, да [неразборчиво].

00:41:02 Головинво А.: Ну в принципе, мы опираемся на эти, на эти вирьи, Михаил Альбертович, да? Вот по большому счету если. С помощью остальных свойств, с помощью гун, нельзя произвести такого яркого действия как бы и вообще действия практически нельзя. Они могут просто дополнять, да? То есть, основные вот эти вирьи, дополнять, то есть, некие оттенки вносить. Но основное воздействие происходит вот не больше чем восьмью вот этими свойствами [неразборчиво].
Суботялов М.: Да. Согласен Андрей Юрьевич.
Головинов А.: Вот, и, наверное, мы перейдем к випака. Да, Михаил Альбертович?
Суботялов М.: Да. Вы зачитаете, да?

00:41:44 Головинов А.: Да, хорошо. И это вот вторая часть семнадцатого стиха, наверное, слушатели открыли: «tri-dha vipako dravyasya svady-amla-katukatmakah». Очень простой стих. «Три дха» означает «три вида», «випака» значит «випака» и мы сейчас это объясним, что такое «випака», дадим определение. «Дравьясья» означает «лекарственные вещества» и «атмака», вот последнее слово, означает «имеет природу», «имеет свойство» или сами по себе атмака, они три вида: «сваду» означает «сладкий випака», «амла випака» - это означает «кислый» и «катука» или «кату», «кату» означает «острый випака». Вот что такое «випака»? Вот. Из двух частей состоит слово. «Пака», «пака» означает «варенье», да? То есть, или «пищеваренье», «усвоение», можно так сказать. «Ви» означает «отдельно что-то», «вишишта» или «полностью законченное» это означает. Так вот, это означает, что, когда вещество, которое мы принимаем в рот. То есть, мы, например, кушаем просто пищу или принимаем лекарственное вещество, оно сначала действует с помощью расы, затем, перемещаясь в кишечник, в тонкий кишечник, действует там в процессе пищеварения, когда процесс пищеварения идет, то там больше проявлена вирья. Вот. И через это, в этом процессе, я говорю о самых основных моментах. То есть, я понимаю, что это все шире нужно воспринимать, но это основные моменты. И после того, как вещество полностью переварилось и усвоилось, в тело вошло, как бы став соками тела, вот это вещество, вот оно начинает действовать на уровне тканей тогда. Когда оно полностью трансформировалось уже с помощью процессов пищеварения и всосалось, вот здесь оно действует с помощью випака. Это надо усвоить сразу же.

00:43:46 И говорится, что випак, випака …
Суботялов М.: [неразборчиво].
Головинов А.: … сильнее. Да, да, да. Випака – он сильнее, чем раса действует, вот это есть такое правило. Это девятая глава двадцать пятый или двадцать четвертый стих вот в первой, первой книги Сутрастханы девятая глава. Там эти правила приведены. Вирья сильнее, чем випака, вкус. Сильнее всех прабхау, но пробхаю мы здесь говорить пока не будем. Прабхау – это такое особое выдающее свойство растения, которое не вписывается вообще в дравья гуну, некие мистические такие свойства, труднообъяснимые. Вот. То есть, среди, видите, что среди всех важнее вирья, на втором месте випака, на третьем раса. Вот. Випак сильнее, чем раса, а вирья сильнее, чем випака и раса.

00:44:39 Так вот, випака действует на уровне тканей, в конце процесса пищеварения, поэтому випака, что означает «отделилась от процесса пищеварения» это значит, процесс пищеварения полностью закончен и то вещество, которое образовалось в результате пищеварения, вот оно имеет эти свойства определенные. И эти свойства, они как вкус определяются, что интересно, но раса означает, мы можем ощутить это на языке, випака означает, что никак там с языком ничего не связано, это уже в тканях. Таким же образом мы видим действие. Михаил Альбертович, каким же образом мы определяем это действие? То есть, мы же как-то должны видеть это действие, випака? И это вкусы, их перечислено: сладкий, кислый и острый. Вот сладкий, кислый, острый – если это не через язык действует, то как мы можем увидеть випак вообще? Его действия, например?

00:45:36 Суботялов М.: Ну существует модель, по которой мы определяем випаку и согласно этой модели, определенные вкусы шад раса, да, то есть, они трансформируются в процессе пищеварения и после уже переваривания, то есть, они становятся «три дха», то есть, три вида вкуса становится, и они здесь перечислены. И первая стадия пищеварения, она осуществляется в желудке. Желудок – это зона, где царство Капха-доши. И обычно в желудке в первую очередь происходит переваривание. На самом деле, переваривание здесь мы используем в другом смысле, в смысле вот именно пака, да? Потому что согласно современной физиологии в желудке ничего не происходит. То есть, это просто как, как это слово-то? Мешок для накопления. Как, как это ещё называется, Андрей Юрьевич?

00:46:38 Головинов А.: Я тоже забыл. Что вы имеете ввиду?
Суботялов М.: Да.
Головинов А.: Это медицинский юмор какой-то?
Суботялов М.: Да, есть термин, который означает, то есть, место для накапливания пищи, да? Поэтому желудку не уделяется в современной медицине внимания, с точки зрения переваривания. То есть, с точки зрения пищеварения.
Головинов А.: [неразборчиво].
Суботялов М.: Да. Это место для накопления, для того, чтобы пища потом поступила в кишечник, но, да, но с точки зрения пака, здесь происходит переваривание соленого и сладкого вкуса. И эта пища, она после превращения, она потом становится сладкой. То есть, мадху раса и лавана раса, они становятся мадху раса. То есть, сладкий вкус. Это первый, первый…
Головинов А.: Это правило такое.

00:47:33 Суботялов М.: Да, такое правило. Это модель, да вот, определенная, которую мы должны понять, и наши радиослушатели должны её тоже запомнить, чтобы определить випаку. Затем, вот эта частично переваренная пища, почему частично, потому что только произошло воздействие на сладкий и соленый вкус, она попадает в тонкий кишечник, ну на самом деле, в двенадцати перстную кишку, в первую очередь, ну и затем уже полностью весь тонкий кишечник. И это место – царство Питта-доши или обитель Питта-доши. И здесь переваривается кислая часть пищи. Кислая часть пищи, амла раса, она остается всегда амла раса. То есть, прошу прощения, она остается амла випака. То есть, кислый вкус он становится после превращения кислый, випака.

00:48:22 Затем пища попадает в толстый кишечник. Толстый кишечник – это царство Вата-доши, и здесь будет происходить пака той пищи, которая имеет кату-раса, тикта-раса и кашая-раса. То есть, я перевожу: острый, горький и терпкий или вяжущий вкусы. И они все становятся после переваривания острым – кату-раса.
Головинов А.: Интересно.
Суботялов М.: Такая модель. И, поэтому можно просто повторить, чтобы наши радиослушатели запомнили. Итак: сладкий, соленый становятся сладким, кислый остается кислым, острый, горький, терпкий становятся острым. Вот эта модель. Опять же, из данного правила, естественно, есть исключения, но тем не менее, вот общая модель такова. Вкус можно определить языком, но превращение уже нельзя определить языком, поэтому его мы устанавливаем по воздействию, которое он оказывает на организм.

00:49:25 Головинов А.: Да, да. Вот вопрос, как бы вот, раскроете может быть более глубоко?
Суботялов М.: А, воздействие. Я может неправильно понял ваш вопрос перед этим, да, Андрей Юрьевич?
Головинов А.: Каким образом мы можем определить это воздействие? То есть, если мы не ощущаем вкус, например, то есть, випака, вот действие в процессе, скажем, например, терапии, мы видим, что вот випака проявляется, вот мы даем какие-то лекарства, мы видим, как проявляется випака.
Суботялов М.: Я понял ваш вопрос.
Головинов А.: Я вот это имел ввиду. Да, да. То есть, мы же действуем, мы же должны отслеживать действия, карму. Не, классное было дополнение, просто вот этот интересный момент хотелось услышать.
Суботялов М.: Я о чем-то своем думал, когда вы мне задавали этот вопрос. Да.
Головинов А.: Бывает.

00:50:09 Суботялов М.: Итак, три вида випака, тридха випака – это сладкий, кислый, острый. Сладкий, мы определяем по воздействию. То есть, есть воздействие на доша, есть воздействия на дхату и есть воздействия на мала. Вы об этом, Андрей Юрьевич, хотели меня спросить?
Головинов А.: Да, да, да.
Суботялов М.: Отлично. Я уточняю, вдруг я опять не туда пошел. Так, сладкий, сладкий випака, он оказывает такое утяжеляющее действие, да? Потому что сладкий вкус, он по своему качеству, помните, как мы разбирали на прошлых лекциях, он утяжеляет и поэтому он усиливает Капха-доша. То есть, если говорить о воздействии на доши – он усиливает Капха-доша, при воздействии на ткани – он питает, то есть, увеличивает дхату и при воздействии на мала – он способствует выделению мала. Это сладкий вкус.

00:51:10 Кислый вкус, он усиливает Питта-доша. То есть, при воздействии на доши – он усиливает Питта-доша. При воздействии на ткани – он снижает шукра дхату. Это тоже нужно помнить.
Головинов А.: Да, да, да.
Суботялов М.: И что касается воздействия на мала…
Головинов А.: А мадхура випак, вы сказали, да, что увеличивает шукра дхату?
Суботялов М.: Он увеличивает все ткани, включая шукра дхату.
Головинов А.: Очень сильно шукра особенно.

00:51:43 Суботялов М.: Да. Кислый. Так, я закончу, он способствует выделению мала. И последний острый. Острый – он сушит, он такой лагху, легкий, поэтому он будет усиливать Вата-доша и тоже он снижает шукра дхату. То есть, уменьшает шукра дхату. И он, в отличие от предыдущих випака, при воздействии на мала он препятствует выделению мала.
Головинов А.: Запирает.
Суботялов М.: Запирает, да. Вот в этот раз, наверное, рассказал то, что вы спрашивали.
Головинов А.: А вот ещё вопрос, Михаил Альбертович. А вот почему мы опираемся на шукру, когда говорим о влиянии на ткани? Почему именно выделяется больше как бы шукра? То есть, вот скажем, мадхура випак – он увеличивает шукру, а амла и кату уменьшает шукру. Что с этим связано так вот, чтобы прям так шукру выделять?

00:52:37 Суботялов М.: Ну, с одной стороны, с одной стороны, с этим связано …
Головинов А.: Шукра, кстати, это семя, да? Мы не перевели. Да.
Суботялов М.: Ну можно, да, напомнить, что это, шукра дхату – это репродуктивная ткань. Я кстати, Андрей Юрьевич, замечаю, что, когда каждый из нас говорит, мы используем привычную для нас терминологию, но когда слушаешь со стороны, начинаешь осознавать, что …
Головинов А.: Да, начинаем забывать об аудитории.
Суботялов М.: Что мы оказывается не вдвоем с вами общаемся.
Головинов А.: Да, да, да. Поэтому вот шукра, я говорю, шукла ещё говорят южные, шукла «белое» означает.
Суботялов М.: Да.
Головинов А.: Вот что это за репродуктивные ткани? То есть, что к этому относится, да? Вот, например, у женщин, что за шукра?

00:53:16 Суботялов М.: А мы же говорили об этом на предыдущих лекциях.
Головинов А.: Говорили? Я не помню.
Суботялов М.: Да. Мы, это я помню, обсуждали. Я хотел сейчас другое сказать. Почему внимание уделяется шукра дхату?
Головинов А.: Да, да, да.
Суботялов М.: То есть, репродуктивной ткани. Это связано с тем, что, ну, одна из причин, наверное, одна из важных причин, что из шукры дхату, из репродуктивной ткани формируется оджас, то есть, сила, жизненная сила нашего организма, которая позволяет нам сопротивляться воздействию внешних патогенных факторов и поддерживать организм в период болезни, например, также важен оджас для роста и так далее. А, и так же он определяет качество, качество жизни и продолжительность жизни. Вот.

00:54:05 Головинов А.: Способность сдержать начало болезни, ещё и также способность сопротивляться самой болезни – это все оджас и поэтому это все с шукрой связано. То есть, оджас возникает из шукры, из семени. Окей. Очень интересно, мне по крайней мере.
Суботялов М.: Ну может быть сегодня нас кто-то слушает, поэтому ещё кому-то будет интересно.
Ведущая: Я вас слушаю.
Суботялов М.: Может быть есть какие-то вопросы? А, Наташа нас слушает, Андрей Юрьевич.
Ведущая: Да. Однозначно я с вами и мне правда очень трудно понимать, о чем речь, но вот тут то, что вы говорили про [непонятно] это я поняла, ну делать пока не стану, потому что до конца не поняла как, но смысл понятен. Вот. Поэтому вы не одни, вы не одни. Нас, по крайне мере, трое.

00:55:01 Головинов А.: Мы стараемся говорить понятно, но вот она аюрведа, вот такая по сути, что вот сразу же, да, сразу же это вот, вот так прямо вот в Аштанга-хридая-самхите, по-другому как-то невозможно разговаривать. То есть, нужно начинать понимать эти вещи, если человек, он хочет разобраться в аюрведе.
Ведущая: Однозначно хочу вам сказать, что мы не втроем, нас ещё Евгений слушает и ещё порядка достаточно скажу, прилично количество слушателей.
Головинов А.: Интересно сколько?
Суботялов М.: Хорошо.
Ведущая: Но я вам потом по секрету напишу.
Головинов А.: Хорошо.

00:55:33 Ведущая: Так, ну у нас есть ещё информация или мы можем к вопросам уже приступать?
Суботялов М.: Давайте может вопросы какие-то?
Головинов А.: Да, наверное, уже.
Ведущая: Хорошо.
Суботялов М.: Ну основное по випака мы сказали. Посмотрим какие вопросы.
Ведущая: Ну вопросы простые. Я вам уже их прислала в чат по Skype. Но наши дорогие радиослушатели …
Суботялов М.: Сейчас посмотрим.
Ведущая: … может быть подумают и ещё раз, сосредоточившись, решат написать вопросы. Вопросы простые. Относительно семинара на Алтае, Михаил Альбертович, вы что-то можете сказать? Уточнилось число или дата, когда он будет проходить?

00:56:14 Суботялов М.: Да. Тогда давайте я скажу. Семинар будет проходить с седьмого по одиннадцатое июля. Информация есть на сайте, который называется ayurvedasib.ru или я могу продиктовать телефон, по которому можно получить все справки, если кому это интересно. Телефон: восемь девятьсот двадцать три двадцать три восемьдесят сто восемь. Я ещё раз повторю: восемь девятьсот двадцать три двадцать три восемьдесят сто восемь – это телефон администратора нашего аюрведического института. Вот. Можно позвонить и задать все вопросы относительно семинара. Семинар будет называться «Делай то, для чего ты рожден». Вот как раз мы будем в течение пяти дней обсуждать вот эту идею предназначения и понимания своего места в этом мире и как становится гармоничным и здоровым. Это коротко по поводу семинара.

00:57:14 Ведущая: Ну ещё один вопрос: «Не вредно ли беременным женщинам жечь ароматические палочки?».
Головинов А.: Не вредно.
Суботялов М.: В меру, в меру.
Ведущая: В меру.
Головинов А.: В меру – не вредно.
Суботялов М.: «В меру, как говорил Джавахарлал Неру».

00:57:33 Ведущая: Также: «Какие эфирные масла показаны в период беременной женщине и может быть вы порекомендуете какие-нибудь фильмы по аюрведе также для беременных и где их можно найти». Мария спрашивает из Москвы.
Суботялов М.: Ну по поводу фильмов может быть Андрей Юрьевич что-то знает? Я знаю, что у него хорошие коллекции фильмов.
Головинов А.: Ничего для беременных в моей коллекции нет.
Суботялов М.: По беременным нет?
Ведущая: Нету, да ничего. Понятно. Ну что, можно ещё один вопрос зачитать? Ой, а где все? Звонок прерван. Андрей Юрьевич, вы с нами или вы тоже уже слетели? Вот она связь. Звоню. Андрей Юрьевич?

00:58:31 Головинов А.: Я здесь.
Ведущая: А вот Михаил Альбертович пропал.
Головинов А.: Ну он тоже светится вроде.
Ведущая: Вернем его сейчас.
Суботялов М.: Я в эфире.
Ведущая: Так. Вопрос достаточно такого непонятного характера. Ой, все-таки ещё раз давайте попробуем: «Постоянно проблема …
Суботялов М.: Мы про эфирные масла-то ответили?
Ведущая: Что, что?
Суботялов М.: Вот вопрос …
Головинов А.: Про эфирные масла-то не ответили.
Ведущая: А, про эфирные масла. Давайте, давайте отвечать про эфирные масла.
Головинов А.: Михаил Альбертович, я знаю, он знает много по этому поводу. Сейчас ответит.

00:59:05 Суботялов М.: Ну давайте я несколько слов скажу. Конечно нужно знать тип конституции беременной, потому что по-разному эфирные масла воздействуют. Я могу просто перечислить какие можно использовать в период беременности беременным. Есть универсальное масло – это масло Лаванды, оно подходит всем, и Шалфей также. Шалфей Мускатный только. То есть, он тоже хорошо подходит. Меня слышно или я опять вышел из эфира?
Ведущая: Слышно, слышно.
Суботялов М.: Слышно, да? Так, я на всякий случай уточняю. Вот. Для беременных Вата конституции также хорошо подходят такие масла как Ромашка, Витивер, Иланг-Иланг, Лимон, Розовое дерево. Вот такого рода масла подходят.

00:59:56 Для женщин Питта-типа во время беременности хорошо подходит Жасмин, Сандал, Герань. Так, что ещё можно? Можно, ну Лаванда и Шалфей я уже упоминал. Роза, охлаждающие масла эфирные. А для женщин Капха конституции – это Апельсин можно, также опять Лаванда и Шалфей Мускатный всем подходят. Бергамот, Герань, Роза, Жасмин тоже очень хорошо подходят. Ну примерно так вот, это в общем для разных типов конституции вот такие вот масла применяются.
Головинов А.: Черный перец очень хорошо подходит. Такой запах есть Черный перец.
Суботялов М.: Что?
Головинов А.: Черный перец для Капхи хорошо подходит.
Суботялов М.: А, Черный перец, да?
Головинов А.: Да, да, да, да. Еще Бэй очень хорошо подходит.

01:00:53 Суботялов М.: Я периодически из эфира выпадаю, поэтому переспрашиваю. Прошу прощения.
Ведущая: А я могу переходить к следующему вопросу?
Головинов А.: Окей. Вот смотрю, появился по теме вопрос, наконец-то.
Ведущая: Да, вопрос по теме. Вопрос: «Если действие вирья сильнее випака, а випака сильнее раса, тогда зачем учитывают все эти три вида действия, а не сводят все только к вирье? Или для лечения используют особые комбинации вирья, випака и раса?».

01:01:28 Головинов А.: Ну конечно же комбинации. Ведь они существуют в природе. Поэтому используя это правило, используются все, все механизмы, с помощью которых можно воздействовать на болезнь или на человека. То есть, и раса, и вирья, и випака, и прабхава. Просто нужно учитывать это правило, нужно его понимать, видеть. Вот, когда мы занимаемся фитотерапией в аюрведе, мы очень четко должны различать воздействия. То есть, это означает, что очень четко должны видеть все свойства лекарственного вещества. Михаил Альбертович, может быть вы что-то добавите? Михаил Альбертович?
Ведущая: Ну вот он с нами вроде, но без нас.
Головинов А.: У него шум, он мне пишет. Может быть его переподключить?
Суботялов М.: А, я, я сейчас вас слышу. Я опять в эфире вроде. Меня слышно?
Ведущая: Да, да, да. Слышно сейчас.

01:02:25 Головинов А.: Да, да, да. Слышно. Что думаете, Михаил Альбертович? Что ещё можно сказать по поводу этого вопроса? Почему не все бы свести к вирье?
Суботялов М.: Я похоже опять пропадаю из эфира, я половину не слышу, что говорите.
Ведущая: Вопрос номер три: «Может быть все свести к вирье?».
Головинов А.: Зачем тогда вот випака, раса?
Суботялов М.: Ну в терапии необходимо учитывать все и вирья, и випака и раса, потому что это терапевтическое воздействие и необходимо знать всю характеристику растений. То есть, когда описываются растения, во-первых, есть исключения из правил и не всегда мы можем только по знанию расы понять, например, общую характеристику той субстанции, которую мы используем для лечения.

01:03:20 Головинов А.: Я бы ещё хотел сказать, что эти явления, они существуют. То есть, если мы говорим о вот раса, например, раса – это, это эмоциональная сфера также. То есть, это существует в объективном мире и в человеке, то есть, существуют вот эти понятия. Это более глубокий, конечно, уже такой пласт аюрведы, но тем не менее, я хотел бы также это сказать. Мы же пытались это здесь продемонстрировать. То есть, что раса проявляется как эмоция, допустим, в тонком теле человека, то есть, в его уме, скажем. Вот. Вирья, она также проявляется, как вот сегодня Михаил Альбертович говорил об этом также. Вот. То есть, это, это явления, которые существуют в мире. Они существуют и в человеке, и во внешней природе. В аюрведе это, этот принцип, он называется… меня слышно?
Ведущая: Да, да, да, слышно.
Головинов А.: Михаил Альбертович, по-моему, выпал, да?
Ведущая: Ну я верну сейчас.

01:04:09 Головинов А.: Так вот это означает, что всё это является, ну как бы, подобием. То есть, «лока пуруша самани» – этот принцип называется в аюрведе. То есть, подобие внутреннего пространства человека и внешнего космоса. Это то, что называют «внутренний космос» или «микрокосмос» и «макрокосмос». То есть, они подобны. Если эти явления существуют в субстанциях, то соответственно и в человеке они также проявлены. И вот здесь идет регуляция. Человека самого можно, вот есть отдельно взятый гражданин и можно его представить его себе как дравья. То есть, как вещество какое-то, обладающее определенными свойствами. Вот мы их видим. Видим что-то негармоничное и корректируем с помощью внешних вот этих добавок. Михаил Альбертович, вы здесь?
Суботялов М.: Да, я здесь. Где здесь? Я в Новосибирске, но что-то иногда дальше.
Ведущая: Сегодня сложно [неразборчиво].

01:05:05 Головинов А.: Вот что-то такое я хотел сказать.
Суботялов М.: [неразборчиво] высказывания, вы достаточно полно ответили. Просто какие-то иногда помехи вмешиваются, но видать так должно быть.
Головинов А.: Да, да. Дальше, следующий вопрос, наверное?
Ведущая: Да, вопрос опять же таки лечебного характера: «Каким маслом ребенка, девочки семи лет, типа Вата, можно делать массаж, с целью снять напряжение и нервозность? Спасибо». Юля, Украина. Может быть рассмотреть также и другие виды: Капха, Питта?
Головинов А.: Доши?
Ведущая: Да, вот именно для детей массажные масла, чтобы вот не было повторяющихся вопросов?

01:05:49 Головинов А.: Да они все равно будут. Михаил Альбертович, расскажите. Бати, кунжутное, наверное?
Суботялов М.: Может быть меня переключить ещё раз?
Ведущая: Ну я могу. Да, сейчас я это сделаю.
Головинов А.: Да, давайте это сделаем.
Суботялов М.: Так, меня слышно?
Ведущая: Да, вас слышно хорошо.
Головинов А.: Да, да.
Ведущая: Может быть все вот эти масла, что вы перечисляли для беременных мам по типам конституции также подходят и для детей до совершеннолетнего возраста, к примеру?

01:06:19 Суботялов М.: Что это? Вопрос ко мне был сейчас, да?
Ведущая: Да. Вопрос номер четыре. Давайте ещё раз: «С каким маслом ребенку …
Суботялов М.: Да, я вижу, я вопрос вижу. Спасибо, я вижу вопрос. Нет, что касается эфирных масел – это немножко другое. Тут, наверное, имеется ввиду масла для массажа.
Ведущая: Ну, наверное, да.
Головинов А.: Можно, можно добавлять в основное масло эфирные масла. И вот основные масла мы сейчас можем перечислить. Я думаю так можно …
Суботялов М.: Основные масла …
Головинов А.: … ответить.

01:06:50 Суботялов М.: Да. Ну для Вата конституции лучше всего кунжутное масло. Есть специальные масла, такие как Дханвантарам Тайлам, Маха Нараянам Тайлам. Они очень хорошо подходят для Ваты.
Головинов А.: Для девочки семи лет, я думаю, Дханвантарам просто идеально, если говорить именно о …
Суботялов М.: А, здесь маленький ребенок имеется ввиду?
Головинов А.: …об аюрведических маслах. А если говорить об основных просто маслах, видишь, Юля, Украина. Откуда с Украины? Может быть это можно купить там? Вот. Дханванатрам Тайлам или кунжутное масло, действительно, лучше всего. Вот. А для Питты и для Капхи также ещё вы спросили, Наташ?
Ведущая: Да, да, да.

01:07:30 Головинов А.: Для Питты идеально масло кокосовое, а для Капхи – горчичное. Вот. Это как бы если говорить о самых таких идеальных маслах.
Ведущая: Это если не разделять по возрасту и по полу?
Головинов А.: Кокосовое масло сейчас тоже не проблема.
Ведущая: Андрей Юрьевич, это если не разделять по возрасту и по полу, просто по типам конституции? Алло.
Головинов А.: Я ничего не слышал.
Ведущая: Ой, ёёёёй.
Головинов А.: Кто-то что-то там квакает постоянно, я ничего не слышу. Никаких связанных речей нет.

01:07:58 Ведущая: Давайте я вас всех вместе переподключу? Потому что я не могу вот так вот, тяжелый случай, правда, когда лектора …
Суботялов М.: Алло.
Ведущая: А так? Вы с нами?
Головинов А.: Алле?
Ведущая: Как вам сейчас слышно?
Головинов А.: Алле?
Ведущая: Алло, алло. Как сейчас слышно? Чувствую вообще у лекторов там со связью как-то никак.

01:08:28 Головинов А.: Да. Ничего, основную часть изложили.
Ведущая: Основную часть.
Головинов А.: Вы слышите меня?
Ведущая: Да, мы вас слышим.
Головинов А.: Хорошо.
Суботялов М.: Ага.
Ведущая: Так. Если слышно …
Суботялов М.: Я где-то в эфире?
Головинов А.: Ты где-то в эфире, Михаил Альбертович.

01:08:51 Суботялов М.: Опять [непонятно]. То ли в Новосибирске, то ли в эфире. Я периодически слышу, периодически не слышу.
Головинов А.: Ну Вата-доша, вот эфир. Может быть, если нет вопросов можно заканчивать, наверно, уже?
Ведущая: Я сейчас вопрос вам напечатаю, чтобы вы смогли прочитать, а радиослушателям его озвучу. Вопрос такой: «Масла те, что вы перечислили для Капха, Питта и Вата-дош идеальны только по типам дош или можно как-то ещё их разделять по возрасту и полу или же нет различий между этим?».
Головинов А.: А какой смысл разделять по возрасту и полу? Здесь нет никакого в этом смысла. Здесь мы говорим о дошах.

01:09:47 Ведущая: Только чисто о дошах?
Головинов А.: Да. Ну то есть, в любом возрасте в принципе, если мы видим Питта-доша, то лучше всего кокосовое масло.
Ведущая: Хорошо.
Головинов А.: Вата – это кунжутное, а Капха – горчичное.
Ведущая: Хорошо. Да, вот на текущий момент вопросов больше нет и, я думаю, что, учитывая все обстоятельства того, что у нас сегодня так сложно все идет, можно даже уже …
Головинов А.: Да нет, легко на самом деле.
Ведущая: Когда вас не слышно или выпадает …

01:10:19 Головинов А.: Михаил Альбертович мне пишет: «У меня обрывки слов».
Ведущая: Обрывки слов? Вот видите, а если …
Суботялов М.: Я сейчас слышу, Андрей Юрьевич.
Головинов А.: Классно.
Ведущая: Давайте уже, давайте закончу вопрос, потому что, как говорится, обрывки слов, тяжело на самом деле воспринимать что-то на слух вот в таком, именно, формате. Благодарности вам от радиослушателей, от меня. Спасибо, что были сегодня с нами, терпели, терпели все вот эти вот казусы, обрывы связи. Спасибо вам огромное, Михаил Альбертович.
Головинов А.: Спасибо.
Ведущая: Спасибо вам большое, Андрей Юрьевич.

01:10:55 Головинов А.: Счастья, радости всем.
Суботялов М.: Спасибо вам, Андрей Юрьевич. Спасибо радиослушателям. До новых встреч.
Ведущая: Да, до новых встреч. Спасибо, что вы услышали, как в момент, как говорится, вот этого вот прощания, расставания, что вы смогли попрощаться с радиослушателями. Связь чуть-чуть восстановилась и в любом случае я говорю вам до следующей недели, будьте счастливы и здоровы.
Заставка: Аюрведа-радио.

транскрибирование: Анна Кузюкова | Норильск | Россия | 10 June 2020