Тридошалакшана – признаки трёх дош. Вата доша (стихи 1.11-1.12а)
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 (Вступление к эфиру)
00:00:31 Ведущая (В) И только для вас, дорогие радиослушатели, эксклюзивная радиоконференция. Рада поприветствовать всех тех, кто собрался сегодня её послушать и поучаствовать. Вы всегда можете поучаствовать в эфире, задавая вопросы, как в письменном виде, присылая их в чат по скайпу, либо на наш почтовый адрес, либо предварительно написав сообщение, что вы хотите поучаствовать в эфире и задать вопрос непосредственно вживую, непосредственно своим голосом.
00:01:01 Итак я рада поприветствовать. Андрей Юрьевич Головинов (А.Ю.) Михаил Альбертович Суботялов (М.А.) практикующие аюрведу врачи. Мы продолжаем семинар классическая аюрведа, Аштанга-хридая самхита. И тема сегодня книга первая, глава 1 о желании жить и стихи 11-12а. Тридошалакшана-признаки трех дош. И всё это в прямом эфире из города Алма Аты, Казахстан и Новосибирска, как вы уже и слышали в рекламном ролике.
00:01:34 (В) Здравствуйте Андрей Юрьевич, здравствуйте Михаил Альбертович!
(А.Ю.) Здравствуйте Наташа!
(В) Здравствуйте!
(М.А.) Здравствуйте Наташа!
(В) Здравствуйте!
(М.А.) Меня слышно?
(В) Замечательная связь!
(А.Ю.) Радиослушатели, тоже здравствуйте!
(М.А.) Здравствуйте, всем
(А.Ю.) Такой удивительный ролик, я его не слышал до сих пор, это первый раз?
(В) Да это новое произведение искусств, так сказать, на Аюрведа Радио, специально для тех, кто ещё не знает, что у нас вот такое вот есть, то есть радиоконференция на волнах Аюрведа Радио.
00:02:08 Знаете, мне очень бы хотелось напомнить радиослушателям на чем мы остановились. Так как я не сильна в Аюрведе, то я хотела бы попросить вас смиренно напомнить, о чём мы говорили в прошлых передачах, хотя бы сокращённо.
(А.Ю.) О, если вы помните Михаил Альбертович, о чём мы говорили?
(М.А.) Мы говорили о знакомстве с аюрведической медициной.
(В) Я начинаю вспоминать, мы рассматривали и про сон и про молоко мы говорили, и про доши мы говорили - у кого Капха, у кого Питта, у кого Вата. Рассматривали их признаки, я начинаю вспоминать о чём мы говорили. Ну конечно всё это было в более серьезных подробностях, нежели могу рассказать я.
(А.Ю.) Мы просто читаем подряд стихи из Аштанга-хридая-самхиты, то есть начали сначала и читаем последовательно как развивается так и читаем. Мы прочитали уже или еще, лучше сказать, десять стихов мы прочитали в прошлом блоке, который был дан до перерыва и сейчас мы будем просто продолжать. Всё что мы наговорили есть, насколько я понимаю, в архиве в университете.
(В) Да в университете, по ссылке аюрведа.
(А.Ю.) По ссылке аюрведа? Там можно всё это скачать, послушать. А мы будем продолжать.
00:03:34 (М.А.) И насколько я знаю, там есть ещё материалы, которые любезно предоставил Андрей Юрьевич.
(А.Ю.) Ну да, они там же лежат.
(В) А также сегодня у нас есть материалы для просмотра. Дорогие радиослушатели можете найти их в расписании. В расписании есть ссылочка, кликнув на неё вы попадете непосредственно туда, куда нужно. Я сейчас даже сама проверю, работает это или нет.
(А.Ю.) Работает, я уже проверил
(В) Да, замечательно, все открылось замечательно, так что давайте присоединяйтесь, открывайте рабочий материал. Все кто хотят серьезно изучать аюрведу, добро пожаловать в радиоконференцию
00:04:14 (А.Ю.) Мы начнём с первой части 11 стиха. Это качество Вата доша. Очень короткий стих, как здесь можно видеть, всего одна строчка. Она описывает качество или признаки Вата доши. Слово Лакшана означает признак или симптом, не качество, признаки 3- х дош. Мы должны научиться видеть доши. Доши очень трудно увидеть. Часто когда мы читаем лекции для врачей или для студентов медиков, они говорят покажите нам доши, то есть как мы можем увидеть доши.
Михаил Альбертович, вот я знаю вы тоже преподаете, что вы отвечаете в таких случаях, как можно увидеть доши?
00:05:14 (М.А.) Ну да. Вот есть один такой интересный пример, я не знаю насколько он будет уместен, но я его приведу. Когда мы говорим, что мы хотим увидеть какая температура на улице, то температуру мы же не видим, но мы смотрим на градусник, на термометр. И там на термометре есть столбик ртути. И вот по этому столбику ртути мы косвенно определяем уровень температуры на улице, но саму температуру мы не видим. И вот точно так же по каким-то косвенным признакам мы определяем доши. Я так понимаю, что мы начнем с Вата доша. Какие косвенные признаки?
00:05:50 (А.Ю.) Наташа, вы можете поставить тот звуковой файлик, который я послал. Мы можем послушать эту сутру в исполнении индийских пандитов, называется Анила.
(В) Запускаю.
(звучит исполнение сутры )
(М.А.) Замечательно!
(А.Ю.) Да, вот так звучит эта шлока, эта строчка на санскрите. Давайте мы её начнем разбирать. Так как санскрит язык не простой, хотя на самом деле простой, но он очень емкий. И в принципе емким может являться любой язык. Русский язык в том числе также очень емкий, потому что это одна группа языков и по емкости, в принципе, это языки можно сказать равные. И нужно понять значения терминов, которые вот сейчас звучали. Очень важно в самом начале обучения аюрведе понять глубже, глубоко понять значение терминов, которые применяются.
00:07:20 И сегодня мы будем говорить о Лакшанах, о признаках. И эти признаки мы должны как термины понять. Слово имеет определенный такой глубокий смысл и мы к сожалению не так глубоко сейчас в современности понимаем язык, потому что мы мы бежим всё время, в суете какой-то, никак не можем понять смысл даже нашей речи И сейчас мы постараемся разобрать эти Лакшаны, признаки дош.
Первое свойство, первое качество, первый признак Вата доши или Анила здесь оно называется. Лабхатта разные имена ветра применяет для Ваты, чтобы избежать тавтологию. Анила последнее слово в этой строчке. Анила означает Вата доша. Это также нужно запомнить, потому что слово Анила будет встречаться в будущем, в текстах и это нужно понимать как Вата доша.
00:08:30 Итак, первый признак это Рукша. Рукша означает сухой или сухость означает. Мы будем разбирать следующим образом, скорее всего. Первую половину термина мы будем разбирать относительно физики, физического тела. Вторую половину нашего разговора о признаке, мы будем говорить о психологических каких- то моментах. И Рукша означает сухой, обезвоженный, высохший, иссохший. И сразу надо сказать, что это основное свойство Вата доши, потому что Питта она маслянистая и Капха она также маслянистая или лучше даже сказать жирная. Ни Питта, ни Капха не обладают свойством сухости.Сухость это выдающееся качество Вата доши и главное, потому что Питта и Капха не обладают этим свойством. Определить Вата дошу в первую очередь можно по сухости.
00:09:51 Как это может выражаться в теле.Например, сухие волосы или сухие слоящиеся ногти, сухая кожа, сухие слизистые, склонность к сухим слизистым, склонность к сухому стулу. Что еще, Михаил Альбертович, подскажете?
(М.А.) В принципе всё, что касается телесного сказали. Но здесь можно добавить, что за счет этого сухого качества представители Вата конституции хорошо сорбируют или впитывают различные субстанции, маслянистые субстанции, жидкости их тело более благоприятно принимает чем тела Питта или Капха дош.
00:10:49 (А.Ю.) Да, например в момент такой процедуры, которая входит в Пурва карму, то есть в предварительные подготовительные процедуры к Панчакарме. Есть такая Снехана карма. В момент Снехана кармы люди с телом Вата доша сильнее всасывают масло и в связи с этим масляные субстанции являются основными субстанциями для лечения Вата доши.То есть, например, для приема внутрь используются масляные посредники - смешивается лекарство с маслом и принимается внутрь с определенными маслами. Для этой цели существует, например, Кширабала 101, есть такое масло, которое сварено 101 раз с травами. Кширабала это коровье молоко и есть такой корень Балы. Или Дханвантарам 101 есть. Это также 101 раз свареное масло. Или другие масла.
00:11:47 Кунжутное масло, например, как носители используются для Ваты, потому что кунжутное масло, это лучшее масло для Вата доши. И так же используются наружно масла. Так как тело сухое и очень хорошо абсорбирует масла, то в эту масляную основу вносят лекарственные травы, обладающие определенными свойствами. Это очень полезно для Ваты и очень хорошо влияет на Вату. Почему, потому что сухость, как основное свойство Вата доши тоже таким образом лечится и доносится глубоко до ткани за счет абсорбирующего свойства Вата доши. Вот это основное, что нужно сказать про тело, то есть тело сухое. Так же можно сказать, что нервная система, то есть само нервное волокно сухое и за счет этого появляется очень большая лабильность у людей Вата типа. То есть они имеют очень подвижную нервную систему, потому что нет сдерживающего фактора как раз в нервной системе. Вот, это про тело.
00:12:51 Теперь мы видим ещё простое, не украшенное значение.
(М.А.) Можно про тело я немножко добавлю, буквально коротко.
(А.Ю.) Да, конечно.
(М.А) Вот эта сухость, Рукша, она ещё в телесные признаки вносит такое понятие как слабость тела, слабое тело. За счет этого физически более слабое тело чем Питта и Капха доша.
(А.Ю.)Почему?
(М.А.) Именно за счет недостатка качества маслянистости, которое дает питание тканям.
(А.Ю.) То есть это имеется в виду малые Оджасы, правильно я понимаю? Из тонких форм Капха дош.
(М.А.) И вот эта лабильность нервной системы может проявляться как нервозность своего рода, беспокойство ума. Вот это я хотел добавить.
(А.Ю.) Спасибо
Дальше мы поговорим об этой простоте и неукрашенности.
Достаточно просто определить человека Вата доши тем, что он именно прост, не любит лишнего. Он очень функционален. То есть если вы зайдете в дом к такому человеку, в аюрведе считается, что врач для полной диагностики должен посетить также место жизни пациента. Если мы зайдем в это место жизни пациента, где он проводит большую часть своего времени, живёт там, то мы видим что все достаточно просто, не украшено, нет(слово алангары на санскрите) этих украшательств каких -то, орнаментов или чего-то блестящего, вообщем все просто. И сам по себе он такой, не любит много украшений носить на себе, не любит вычурную одежду. Основная идея это функциональность
00:14:33 Вот по этому признаку легко легко определить, что человек к Вата доше относится. Михаил Альбертович?
(М.А) Вот эта функциональность у них иногда становится такой крайне проявленной, то есть они проявляют ложную отрешенность от необходимых в повседневном быту вещей.
(А.Ю.) Да, забывают иногда просто об этом.
(М.А.) Так проявляется у них это качество.
(А.Ю.) Мы так и говорим про таких людей, что они сухие.
(М.А.) Сухарь.
(А.Ю.) Сухарь ещё означает, не проявляющий эмоции, как здесь дальше написано. То есть человек малоэмоциональный, не проявляет эмоций. Нельзя ждать от человека Вата доши каких то эмоциональных проявлений относительно себя, он их абсорбирует. Потому что слово Снеха означает ещё и эмоции в соответствии с санскритским языком.
00:15:40 Рукша означает безэмоциональность. И скорее люди Вата типа будут принимать эмоции относительно себя. То есть если им плохо, если они испытывают стресс, они будут впитывать чужие эмоции, но не давать их. Если у кого -то другого стресс не ждите от человека Вата доши, что он будет слишком эмоционален, что вы сможете поплакаться ему в жилетку. Нет, он будет объяснять все логикой, достаточно грубо, как мы дальше увидим из свойства Кара.
Малоэмоционален это не значит, что он не эмоционален. Здесь написано, не проявляющий эмоций, то есть он не способен проявлять эмоции, как другие доши, как Питта и Капха, например.То есть вовне. Он как бы больше внутрь направлен, интроверсивное такое направление.
Может быть вы что-то добавите Михаил Альбертович?
00:16:37 (М.А.) То что последнее вы сказали, хорошее добавление, потому что это не значит что он действительно безэмоционален. Иногда, когда пациенту на консультации говоришь о том, как проявляется качество Рукши, некоторые представители Вата конституции не принимают это на свой счет. То есть они говорят, почему, я эмоционален. Но эта сухость, она у них проявляется в виде того, что они внешне не проявляют эмоции и к ним трудно, например, поплакаться в жилетку. То есть они не пожалеют, это не тот случай. Поэтому на этой почве могут быть какие-то конфликты. И понимание природы человека, то есть у него такая природа, изначально дана ему свыше и поэтому понимание этой природы позволит избежать может быть конфликтов или недопониманий в отношениях с такими людьми
00:17:32 (А.Ю.) Да очень важно понимать свою природу и природу других людей, чтобы не было конфликтов, то есть мы выплачем все в эту жилетку сухую, она все впитает, но назад мы ничего не получим, какой-то эмоциональной поддержки.
(М.А.) Да, бестолку.
(А.Ю.) Скорее нужно давать много эмоций людям Вата доши, потому что они сухие, чтобы они чувствовали себя под защитой, потому что они страшатся. То есть давать им больше эмоций. С детьми, например, это очень важно. Когда мы воспитываем ребенка Вата доши мы должны понимать, что мы должны давать им как можно больше эмоций, то есть напитывать его этими эмоциями. Тогда он будет чувствовать себя очень хорошо и его нервная система будет в порядке.
00:18:14 (М.А.) Уравновешивающее такое воздействие получится
(А.Ю.) Если же мы будем очень эмоциональны с ребенком Капха типа, то это даст обратный результат.
(М.А.) Ну да, избыток Капха доши. А можно ещё добавить? Я вот подумал, что (кстати, некоторые аюрведические специалисты об этом пишут)в семейной жизни очень важно дополнять друг друга. То если муж и жена оба имеют Вата конституцию, то ни тому ни другому некому поплакаться в жилетку.
(А.Ю.) Да, два сухаря. Лучше чтобы один был масляный, а другой сухой.
(М.А.) Да, тогда они хоть дополнять будут друг друга.
(А.Ю.) В ведической традиции это также учитывалось.
(М.А.) В Джйотише это учитывается. В ведической астрологии есть ряд признаков, по которым смотрят совместимость в браке. И вот один из 12 основных признаков, это конституция.
00:19:17 (А.Ю.) Перейдем ко второму свойству, ко второму признаку? Второй признак называется Лагху. Лагху очень легко запомнить, потому что очень похоже на русское слово легкие и явно происхождение русского слова легкие как раз из санскрита, ясно видно. Лагху означает легкий, ловкий, шустрый. Тело такого человека, начнем мы с тела, означает маленький вес, низкий вес.То есть не тяжелый человек, легкий. Вот собственно и все. То есть у него легкий вес. Это относительно тела. Может вы, Михаил Альбертович, что-то добавите относительно этого или это так и есть?.
(М.А.) Это так и есть. Мне очень понравилось, Андрей Юрьевич, как вы сказали “легко запомнить легкие”. А я бы еще, знаете, добавил, что если сравнить с английским словом легкие(lungs), то есть пишутся согласные те же самые и тоже очень легко запоминается это слово. Подтверждаю взаимосвязь языков.
00:20:37 (А.Ю.) И эта легкость проявляется во всём. Человека Вата доши видно хорошо, в смысле того, что он легок на подъем. То есть ему, например, легко сменить место жизни или легко сменить профессию или легко влюбиться и легко разлюбиться. Или легко начать какое-то дело и легко его бросить. Вот это легкость, легкомысленность можно ещё так сказать. С другой стороны легкость означает, как здесь написано, ловкость, шустрость. Очень быстро все делает, очень шустро. Также, видите, непринужденно, необремененно. Беззаботный, свободный, естественный, не обременяющий, не затрудняющий. То есть обычно присутствие человека Вата доши в принципе легко выносить. Он не затрудняет нашу жизнь, не обременяет ее, если мы находимся рядом с таким человеком.
(М.А.) Малотребовательный.
(А.Ю.) Да, малотребовательный, если только сбалансирована Вата доша, естественно. Любит свободу, не любит обременять себя ничем. То есть он сам не любит отношений обременяющих, он не любит также когда его затрудняют, его жизнь и он легко расстается с такими людьми.
00:22:02 Дальше мы смотрим. Без сопровождения или свиты.
У человека Вата доши нет природы такой, важной, как противоположной слову Лагх гуру (можно потом спуститься вниз посмотреть на это свойство). Гуру он наоборот любит сопровождение, свиту. Человек обладающий свойством гуру это Капха. Человек Вата типа любит быть один, путешествовать, например, в одиночку.
(М.А.) Он в принципе любит путешествовать за счет Лагху. (А.Ю.) Да в принципе любит путешествовать за счет этого свойства.
С другой стороны слабый. Лакху означает слабый, легкий. То есть его легко сломать, легко переубедить в чем-то. Также он нерешителен, слабоволен, неубедителен, немощен и хил. Это все относится к слову Лагху. И также Лагху означает скромный, простой. Это опять же как простой неукрашенный, Врукша свойство, легкий то есть. Как говорят, легкая музыка, например, простая, легкая музыка. Легкая музыка обычно проста. Вот такие свойства
00:23:22 Михаил Альбертович может быть что-то добавит?
(М.А.)Я немного добавлю, Андрей Юрьевич. На телесном уровне Лагху ещё проявляется как качество способствующее очищению организма. И людям Вата конституции, если у них есть избыточный вес(у них тоже иногда бывает избыточный вес) легко уменьшить этот вес за счет этого качества легкости.Также известно, что характер снов определяет тоже признаки доши и у людей Вата конституции обычно такие сны, в которых они могут летать и подниматься куда -то высоко в горы или на деревья, полеты и так далее. Можно по характеру снов это определить. Легкость на подъем дает им возможность легко передвигаться, они не засиживаются на одном месте, очень любят передвигаться, путешествовать как можно больше и чаще. Легко просыпаются, в отличии от Капха доши. В партнерских отношениях они тоже легкомысленны и нет особенного постоянства.
(А.Ю.) Положиться на них трудно.
(М.А.) Они часто ищут новых партнеров, новых друзей и также легко с ними расстаются. Вот такие они легкие. За счет этого они неуверенные в себе, у них нет этого ощущения стабильности, что ли, постоянства и поэтому они боятся конфликтов. Может быть в связи с этим они быстро разрывают отношения или не делают эти отношения слишком плотными, слишком близкими, слишком глубокими. Причем в таких негативных проявлениях эта легкость создает определенные чувства пустоты в сознании, пустоты в сердце. И в результате это может выливаться в психические расстройства, депрессию, могут быть даже какие-то суицидальные мысли, но это как негативное проявление этого качества.
00:25:43 (А.Ю.) Хорошо, пойдем дальше. Следующее свойство и признак Ваты это Хита. Хита означает холодный, мерзнущий. Можно заметить что люди Вата типа очень часто мерзнут, они не переносят холода, не любят холод в любом виде. Они не любят холодные напитки, холодную пищу, холодную погоду, холодные страны, холодные сезоны. И если мы дотронемся до конечностей людей Вата типа, то обычно они холоднее, чем у других людей, скажем Питты. Хита означает также равнодушный, холодный, холодное отношение. Также это означает бесстрашный и объективный. То есть эмоции не так сильно захлестывают уравновешенные Вата доши. Они достаточно бесстрастны и объективны, то есть они логичны ещё к тому же. Холод означает сжатие. То есть если мы возьмем холод и жар, в чем разница холода и жара, в том что холод сжимает. Сжимает и сковывает. То есть, например, спазмы в теле, мы говорим о теле сейчас, склонность к спазмам это также холод, это Хита свойство.И (я здесь не написал к сожалению) холод означает также страх. Когда человек боится он испытывает холод, он начинает дрожать.Здесь два свойства проявляются Сита и Чала, последнее свойство Вата доши, которое(непонятно ) указывает. Мы ещё дойдем до этого.
00:27:39 То есть Сита также означает холод. Холод сковывает, холод вызывает спазмы. Мы можем видеть, например, (известный факт) когда человек очень сильно испугался у него может быть спазм кишечника и спазм мочевого пузыря и он может под “себя сходить” от страха. Это все холод.То есть человек также ощущает холод, когда он испытывает страх, сковывающий страх, ужас - это холод. Надо понять что страх это также один из признаков Вата доши. Михаил Альбертович?
(М.А.) Причем это самая ключевая реакция на стресс у представителей Вата конституции, первая реакция. Кстати когда я на лекциях разбираю это качество Сита, почему-то я всегда вспоминаю Рамаяну.
(А.Ю.) Это разные слова, конечно(смеется)
(М.А.) Да, я в этом месте всегда почему -то начинаю рассказывать Рамаяну, потом вспоминаю, что мы же Вата дошу разбираем. Сита означает ещё (я хотел бы к эмоциональным моментам немножко добавить)бесстрастность и объективность. Это очень важные понятия безусловно проявляются если Вата в Саттва гуне, потому что в Раджасе это будет по другому возможно проявлено. Но это подразумевает, что человек может принять важные решения не руководствуясь эмоциями. Это такой, как говорят психологи, мужской тип мышления, необходимый, в некоторых очень важных жизненных ситуациях, когда требуется, например, наказать преступника.Но если к нему есть какие - то эмоции, то можно пожалеть, например, его.
Но наказание основывается на объективности принятия решения. И таких примеров можно много приводить. То есть там где требуется объективность, это качество является незаменимым. Вот это я хотел добавить.
00:29:44 Андрей Юрьевич, я просто подумал сейчас, что мы же когда дойдем чуть дальше, насколько я помню в 18-ом тексте мы будем разбирать ещё раз качества, но уже будем разбирать с точки зрения пар противоположности. В Сутрастхане 18- ый текст описывает пары качеств. И мы там может быть ещё раз будем к этому возвращаться, о том что эти качества могут по разному проявляться в гунах -в Саттва гуне, в Раджасе и так далее.
(А.Ю.) Михаил Альбертович, у меня к вам предложение, давайте вы продолжите три последние, вы будете начинать, а я буду подхватывать.
(М.А.)Хорошо.
Итак следующее качество Кхара. Кхара означает грубый, шершавый, здесь также приведен перевод неровный. Обычно это можно ощутить на телесном уровне. Когда пациент приходит на консультацию, одно из первых действий, которые мы делаем, это мы щупаем пульс у пациента. И мы пальпируем, ощупываем его -Спаршен. Мы осуществляем один из методов диагностики принятых в аюрведе и мы можем ощутить что кожа, она такая грубая, не гладкая как у представителей Капха конституции. Также это касается, например, волос. Волосы у них жесткие, вьющиеся, курчавые. Иногда сравнивают с проволокой на ощупь. В африканских расах, например, такое может часто наблюдаться..
00:31:39 Грубость ещё означает, грубость в поведении. То есть такой человек может сказать не подумав, но затем он переосмысливает свои слова и извиняется, когда уже поздно, а иногда даже он их не переосмысливает.То есть он считает, что это нормальное поведение. И если мы заранее будем знать о том что люди Вата конституции делают это не со зла, а просто потому что это такова их природа, то может будем к ним помягче относиться, более гладко к ним относиться будем.Ну также жесткость, бессердечность может проявляться в том, что эти люди могут поступать так как они считают нужным, не задумываясь о том как воспринимают это окружающие и каковы будут последствия.
Андрей Юрьевич, пожалуйста.
00:32:32 (А.Ю.) Да, вот ещё осталось незаполненным полупустота. Кхара также означает пористая структура. Например, взять кости у людей Вата типа, они более пористые чем у других людей.Пористая структура также, это мы говорили, это способность абсорбировать. И вот это состояние незаполненности, которое ощущает человек Вата типа постоянно. Он чувствует, что он пуст внутри, то есть ему постоянно нужно чем-то наполняться. Чаще всего он требует наполниться информацией, потому что Вата доша очень близка к информации и информационный голод чаще всего испытывают именно люди Вата типа, больше всего.Это также свойство Кхары. Также можно сказать, что человек не сглаживает углы когда он общается с другими, то есть он не умеет по природе это делать. Например, люди Капха типа, у них Слакшна -противоположное свойство, то есть они как раз не любят таких острых углов в отношениях. Они стараются сгладить их. Вата доша наоборот обдирает, как говорят. То есть общаясь с человеком Вата доши, скорее он вас будет рихтовать, чем вы его. Сглаживания углов не нужно ждать от человека Вата типа, потому что это не его природное свойство. Что то ещё может быть скажем по этому поводу?.
00:33:56 А, ещё тело. Смотря на тело человека Вата типа можно видеть, что оно угловатое, нет вот этой гладкости в форме. Суставы, например, выделяются. Тело угловатое в общем то, это есть Кхара. Вот, что я хотел сказать.
(М.А.) По телесным, я ещё мог бы добавить. Вот эта незаполненность, полупустой, относится, как мы сказали, к костной ткани и это ещё означает, что у людей Вата конституции у них есть склонность к остеопорозу, то есть к слабости костной ткани.
(А.Ю.) Да, особенно у женщин в климактерическом периоде очень сильно обостряется Вата доша. Вообще третья часть жизни, как мы уже изучали, является временем, когда Вата доша обостряется и остеопороз, это не что иное, как просто увеличение Ваты, связанное с возрастом человека. Просто нужно делать терапию которая направлена против Ваты, и в частности против этих двух свойств- сухости и грубости, Кхары. То есть это в основном масляная терапия, ежедневные пьянги, которые любому человеку предписаны делать ежедневно.Это мы дойдем когда- то до второй главы и там это будет описано.
00:35:18 Также надо делать масляные клизмы, так называемые матрабасьи, которые ставятся обычно после завтрака сразу же. Где -то 50-70 мл масла обычно ставится донвантором или просто кунжутное масло. И тогда остеопороз не страшен.
(М.А.) Андрей Юрьевич, у меня появилось предложение. Вот сейчас мы ещё разберем два качества Вата доши и может быть мы, подводя итог разбору признаков Вата доши, дадим какие - то ключевые практические рекомендации для слушателей, у которых доминирует эта конституция, несколько ключевых рекомендаций, уравновешивающих эти признаки.
(А.Ю.)Хорошо. Тогда продолжайте. Сукшна.
(М.А.) Сукшна это маленький, мелкий, то есть небольшой по размеру. И поэтому люди Вата конституции имеют небольшое телосложение, небольшие органы. Иногда это, кстати, вводит в заблуждение докторов, потому что практически большинство людей Вата конституции, приходя на консультацию, приносят результаты УЗИ, где написано опущение почек, опущение других каких-то органов, желудка и так далее.Просто это особенность их телосложения. Это может быть, конечно, и опущение, но не всегда это так.
00:36:45 (А.Ю.)Еще бывает что жировая подушка, на которой лежат почки, она просто в связи с сухостью человека Вата типа не выражена и почки поэтому лежат ниже. И это считается нормой для Вата доши, но дает, кстати, проблемы с почками, конечно же.
(М.А.) Ну да, это их болезнь. Сукшма также дает такую чувствительность, утонченность эмоциональную. Вот здесь-тонкий, утонченный, проницательный. Такой человек может иметь тонкое восприятие. Он может быть проницательным. Люди Вата конституции за счет того, что они легко напитываются информацией и проницательны, становятся хорошими учителями, преподавателями, целителями. То есть они очень тонко ощущают энергетику другого человека, энергетику окружающего мира. Они ощущают то, что другие не осязают.Вот здесь- не осязаемый, непостижимый. То есть они могут уловить какие - то свойства окружающего мира те, которые не до конца понятны тем, кто находится рядом с ними.И иногда это может вызывать некоторое недопонимание.Именно это качество Вата доши дает возможность иметь людям какие -то экстрасенсорные способности. Андрей Юрьевич, добавьте что нибудь.
00:38:17 (А.Ю.) Сукшма означает ещё такую невидимость человека. Мы можем находиться в одном коллективе с человеком Вата доши и через 3 года только увидеть его, например.То есть он такой незаметный как бы, Сукшма. То есть не проявляет каких -то таких ярких качеств, то есть незаметный.А потом мы спрашиваем- кто это? А нам говорят -- он вообще - то 3 года рядом с тобой сидит.
(М.А.) Да, такое может быть(смеется).
(А.Ю.) Это Сукшма, это тоже тонкости. И очень хорошие шпионы получаются из Вата типа, потому что они способны быть незаметными за счет этого свойства и в то же самое время они очень хорошо связаны с информацией, они очень тонко её воспринимают. Скажем люди Вата доши за счет этого свойства Сукшма очень хорошо могут улавливать какие - то веяния моды или какую - то тонкую информацию, которую ещё никто не успел увидеть, а они уже её увидели.Они сами порой не знают как это происходит.
(М.А.) Шпионы, могут быть, разведчики ?(смех)
00:39:27 (А.Ю.) Сукшма означает также проницательность или проницание, проникновенность. То есть за счет этого свойства Сукшма, люди Вата типа могут проникнуть глубоко в суть вещей, но это не активные действия. Это как воздух проходит сквозь пористое вещество, также и проходят люди Вата. Это отличается от слова тикшна, проницаемость Питта типа, когда это делается как шилом, то есть проникновение активного усилия и малой площади проникновения. Здесь другое, здесь Сукшма означает такую тонкость, естественное проникновение. Это означает, что очень легко человеку адаптироваться в новой среде. Люди Вата доши очень быстро адаптируются. Если взять Капху, например, с его противоположным качеством Стхула, их сразу во-первых видно и во-вторых все обращают на них внимание, за счет того, что они очень заметны и адаптация очень сложно проходит. Нет вот этой легкости, нет этой тонкости, когда адаптацию нужно сделать быстро и незаметно.
00:40:45 Также это означает аккуратность, тонкость, тщательность. Люди Вата доши склонны также к искусствам, к тонким, так называемым изящным искусствам. И они могут делать очень изящно. Конечно им не хватает усидчивости, но что-то сделать изящное они способны. Ну вот такие мои добавления.
(М.А.) Можно немножко добавить.За счет того, что для них естественно легко воспринимать информацию, то есть они её пронизывают, не проникают вглубь с помощью интеллекта, как делают представители Питта конституции, а естественно её охватывают. Это дает им некоторую выгоду в системе современного образования, где требуется просто охватить и, не сильно задерживая в памяти, быстро ответить эту информацию преподавателю. И вот они выигрывают. Но если их спросить о том, что они изучали через какое то непродолжительное время, они уже ничего не помнят, хотя они могут быть отличниками при этом.
00:41:52 К следующему признаку переходим?
Следующий признак Чала. Чала это подвижный, неустойчивый.Вот это в отличии от противоположного качества, которое характерно для Капха типа,
Скхира, означает устойчивый, неподвижный. Отсюда одно из таких важных качеств представителей Вата конституции, они очень изменчивы, непостоянны.
(А.Ю.) Трудно на них положиться.
(М.А.) Да, у них нет стабильности. И вот кстати интересно, как мы с вами говорили до лекции, я взял Чарока Самхитту, но мы как-то на неё не ссылаемся, но тут я заметил одну интересную вещь. Одно из качеств быстрота, подвижность, здесь в переводе профессора Преврат Шарми в Чарока Самхитте переводится английским словом swift. И я почему-то вспомнил, что в Индии очень много машин Сузуки, которые называются Сузуки марути, но это аналог Сузуки свифт. Марути бог ветра, интересное такое совпадение.
00:43:24 Подвижность ещё означает, что у них тело очень подвижное, гуттаперчевое такое. Они склонны к гибкости, но в то же время может быть с патологической точки зрения это проявлено как гиперподвижные суставы, например, гипермобильность, хаотичные движения. Так же это на эмоциональном уровне человек имеет подвижный ум, чрезмерно подвижный, беспокойный ум и такой человек легко попадает в состояние тревоги, беспокойства, ему трудно сосредоточится.И я бы хотел ещё добавить что то, что мы перечисляли, все качества Вата доши природа создала таким образом, что люди Вата типа обладают некоторым иммунитетом по отношению к небольшим нарушениям, связанным с фактором Вата -к сухости кожи, к неустойчивости аппетита, к метеоризму.Как -то организм их защищается. Они какое -то время, пока есть небольшие расстройства, достаточно функционально активны и телесно активны, но они сильнее других представителей типов конституции подвержены более серьезным заболеваниям Ватавъятхи, то есть заболеваниям в основе которых которых лежит Вата доша. Например, ревматоидный артрит, запоры, неврологические расстройства, как болезнь Паркинсона, как рассеянный склероз и так далее.Вот это то, что я хотел добавить. Андрей Юрьевич?
00:45:08 (А.Ю.) Нужно ещё добавить что это свойство Чала, как природное свойство Ваты нужно также учитывать когда мы детей воспитывает. То есть невозможно усадить на место ребенка Вата типа, он все равно будет двигаться. Нельзя сделать его усидчивым, что свойственно Капха доше, например. Ребенок Капха доши будет сидеть и не двигаться. Ребенок Вата будет очень подвижным и не нужно давить это свойство в нем.И привязывать его тоже не нужно(смеется).И когда мы диагностируем человека относительно дош, мы можем видеть, что когда человек, скажем, заходит на приём к доктору, уже видно как он заходит, его движения, как он сидит. Он сидит и может вот так (стучит) делать пальцами или он может ногу на ногу положить и качать ею постоянно перед вами. То есть не останавливаются движения. Это говорит о том, что перед вами представитель Вата доши.
(М.А.) Быстрая речь также.
(А.Ю.) Быстрая речь, очень быстро говорит, спутанно говорит также. Это тоже Чало. Перескакивает с одной темы на другую - это Чало, также неустойчивость.
00:46:26 Что еще? Тревоги, беспокойство постоянное, это также Чало.Также суетливость, не связанная ни с чем, то есть не связанная с результатом. Просто человек суетится потому что он беспокоится, от страха как бы суетится.
(М.А.) Трудности в выборе. Человек колеблется, когда нужно сделать выбор
(А.Ю.) Он не может сделать выбор, ему постоянно нужно чтобы за него решили.Он любит чтобы за него решали, отдает это людям, не может сам определиться. Очень трудно определиться человеку. Человек Вата, он ведомый. Трудно видеть лидера Вата типа. Я по крайней мере не видел таких. Если только это духовные лидеры, которые превзошли свои телесные качества. Но если говорить о таких лидерах в обычном понимании этого слова, то среди представителей Вата типа не много лидеров. То есть они стараются занять подчиненное положение, в связи с тем, что они также нерешительные. Они не могут долго сохранять какие-то отношения. Потом они не убедительны за счет своей легкости. То есть люди не совсем хотят за ними идти, потому что они не убедительно выглядят, не убедительно говорят, не решительны, слабовольны.Нет чего-то такого убедительного в них, трудно за ними пойти.
00:47:56 Поэтому естественно они занимают подчиненное положение. Обычно, больше всего им нравится занимать свободное положение, как свободный художник такой. Вот это гораздо приятней ощущать себя в таком положении.
(М.А.) Есть ещё одно выражение ”одинокий волк”
(А.Ю.)Кстати человека Вата доши Вагбхата сравнивает с собакой или с волком, также с крысой сравнивает. Мы об этом ещё может быть скажем чуть позже.
У нас вопросов куча я смотрю. Наташа, может мы на них ответим?
(В) Да вопросов куча, я сейчас их зачитаю, только открою самое начало.
00:48:49 Слушательница Анна спрашивает
А может ли быть такое - Вата в голове, а Капха в теле? Например, ветреный характер, психология раздерганная, неуравновешенная, а тело любит накапливать жир, любит комфорт?
( В) Я как бы психологию раздерганную попыталась представить, но не очень я как-то поняла. Как это раздерганная психология?
(А.Ю.) Как понять что такое раздерганный человек? Ну это неуравновешенный, раздерганный, то есть его раздергивают.
(М.А.) Внутренний конфликт, внешний конфликт может быть.Вопрос таки, понял, задан -может ли быть локализация Ваты по разному, да?
(А.Ю.) Да, конечно.
(М.А.) У меня нет, к сожалению, перед глазами вопроса, а я визуал, если можно выслать мне?
(В) Да, высылаю
(М.А.) Спасибо. Андрей Юрьевич, что скажете?
.#00:50:03# (А.Ю.) Может, конечно, потому что Вата во-первых( мы дальше будем говорить об этом) имеет 5 разновидностей. И вот Вата в голове это скорее всего Прана вата, то есть проблемы с Прана ватой, ветреный характер. То есть здесь нужно непосредственно смотреть человека опять же, трудно, фотографию хоть бы увидеть.Это может быть.Вопрос -может ли быть такое? Ответ- может быть.
(М.А.) Ответ положительный
(А.Ю.) Ответ - да.Это может быть очень легко и просто, Просто выходит из равновесия один из ветров в теле независимо от других, хотя трудно так сказать, что он независимо выходит. В любом случае Апана-вайю будет участвовать в этом деле, но может быть избыток Апана-вайю и Прана-вайю одновременно, таким образом возникает такая ситуация. Избыток Капхи также может быть одновременно.Это может быть.
(М.А.) Это может быть при двойной конституции, ещё например
(А.Ю.) Наташа, я сразу написал ответ -может(смех).
(В) Я решила зачитать вопрос, чтобы другие слушатели знали ответ на этот вопрос, потому что я написала, что может, ваш ответ. И тем не менее давайте я зачитаю уже второй вопрос, раз мы с первым разобрались более или менее.Ответ короткий- может и все.
00:51:28 Тут также вопрос Нина прислала, может даже кто- то из радиослушателей себя узнает.
Повышенная кислотность в желудке и одновременно несварение после плотного обеда. Как понять с точки зрения дош, что это такое. где дисбаланс и что сделать для гармонии?
Я вот, например, не очень знаю какая у меня кислотность, повышенная или пониженная. и вообще вы можете дать понятие вот это вот - пониженная, повышенная.
(А.Ю.) А вот можно задать человеку встречный вопрос, какие симптомы несварения, пускай перечислит.
(В) Да, если Нина захочет поприсутствовать в эфире даже можно вопрос поставить.
(М.А.) Андрей Юрьевич, можно добавить?
(А.Ю.) Да
(М.А.) Здесь на самом деле нам придется обсуждать с точки зрения уже Шорм доша, то есть подключится Мана- вайю, Пачака Питта, и это уже вопрос требующий более глубокого понимания.
(А.Ю.) В любом случае интересно было бы все -таки услышать симптомы несварения, может быть мы что-то скажем сейчас.
(М.А.)Да, хорошо.
(А.Ю.) Давайте пока следующий вопрос
(В) Давайте
00:52:32 Но сухой человек может научиться быть внимательным, чутким и отзывчивым внешне или нет?
(М.А.) Ответ-да
(А.Ю.) Может конечно научиться, да. Это связано уже с гунами, то есть это не связано с дошами. То есть можно превзойти свои телесные свойства путем развития в себе благости, Саттва гуну.
Человек Вата доши может научиться быть внимательным, чутким и отзывчивым и внешне и внутренне. Просто нужно осознать сначала свою телесную природу, очень глубоко понять свои свойства дош, понять свои функции в связи с этими свойствами и таким образом человек, осознавая, сможет уравновеситься. Неосознанно это сделать невозможно. Если человек неосознанный, если не сознателен, высоким уровнем сознания не обладает, если он относится к своему телу невнимательно, это невозможно. Михаил Альбертович?
00:53:38 (М.А.)Здесь можно добавить что сухой, это подразумевается человек Вата конституции. Одна из идей жизни любого человека понять тип полюса, на котором он находится. Человек Вата конституции находится на полюсе Рукша, то есть он как бы удаляется от противоположного качества Снитха-маслянистости и уравновешивать себя он может тем, что увеличивает противоположные качества. Если, как вы сказали, с точки зрения гун, это наиболее лучший вариант. Но если человек не находится на уровне Саттва гуны, то одна из идей уравновешивания противоположным качеством.
(А.Ю.) Но если он находится в Саттва гуне, он будет уравновешивать противоположные гуны, то есть противоположные качества Снитха. Он будет и это видеть также, это не исключает по-моему друг друга.
(М, А, ) Да и как раз это к тому, что я хотел, когда мы ответим на вопросы, может мы какие- то ключевые рекомендации для уравновешивания скажем.
00:54:38 (В) Следующий вопрос
Что значит обременяющие отношения? Штамп в паспорте это обременение или нет?
(А.Ю.) Это не обременение.
(М.А.) Шутка(смех).
(А.Ю.) Похоже это шутка
(В) Ну что значит обременяющие отношения?
(А.Ю.)Обременяющие отношения, это значит что один человек слишком много требует от другого. То есть он не дает другому человеку автономного существования или требует измениться так как ему хочется.Человек Вата типа обычно этого не делает. Человек Питта это делает постоянно, то есть он требует от окружающих делать так, как ему надо и хочется.И он обременяет таким образом окружение свое. А человек Вата типа просто не способен это делать в связи с тем, что он слишком легкий, у него веса нет в словах и так далее. Сукшма - маленький такой, незначительный.Не слушают, поэтому он не обременяет.(смеется) А штамп в паспорте это не обременение, это ответственность.
00:55:44 (В) Нина прислала комментарий на свой вопрос. Сейчас я зачитаю вам и пришлю.
(М.А.) Пока вы высылаете, можно добавить? Когда пишут слушатели вопросы, можно добавлять из какого они города?
(В) Да, конечно, я думаю можно добавлять, если они будут мне об этом сообщать.
(М.Ю.) Да, я как раз к ним сейчас обращаюсь, к слушателям.
(В) Замечательно
(А.Ю.) Интересно, с какого города.
( (В) Признаки непереваривания, напомню вопрос: Повышенная кислотность в желудке, одновременно несварение после плотного обеда. Как понять с точки зрения дош, что это такое, где дисбаланс и что сделать для гармонии?
Признаки несварения таковые-бывает жжение, вроде как будто это огонь, а когда поем плотно, то долгое ощущение тяжести, словно ничего не переварилось. Бывает даже тошнота, а бывает что жжение так и не прошло.
00:56:44 (А.Ю.) Все понятно.Это Питта-Капха изнутри
(В) А вот ещё один комментарий, я его сейчас тоже зачитаю. Написано, что жжения нет если питаюсь часто маслянистой пищей, но от этого у меня накапливается жир.
(А.Ю.) Похоже( так как я не вижу человека, я буду предполагать), что это избыток двух дош Капхи и Питты. То есть здесь есть признаки и Тикшна- агни и Манда -агни одновременно. Скорее всего здесь впереди все-таки Манда-агни, избытки Капха дош. Почему от маслянистой пищи проходит? Скорее всего это просто помогает огню гореть. Мы знаем что огонь разгорается лучше от масла.Здесь скорее всего Манда- агни. То же самое состояние Манда - агни, о котором мы говорили в предыдущих лекциях, когда мы говорили о типах огня.Скорее всего это избыток Капха доши. Я могу лишь предполагать, потому что я не вижу человека. Михаил Альбертович, может что-то добавите?
00:57:52 (А.Ю.) Это изжога называется
(В) Да, изжога. Вы знаете( я внедрюсь ), я помню такое ощущение было. Я тогда в больших количествах ела красный перец, калинджи и ещё какие-то специи. И стала замечать, что жжет от того места куда пища упала и до того места, куда я её вкладывала.
(А.Ю.) Ну перец в любом случае жжет, Наташа(смех)
(В) Он жжет сразу, но потом проходит. Но жжение остается. Такого ощущения жжения как у папы в 50 летнем возрасте у меня не было, но ощущение того что что-то назад оттуда полезет, это было.Потом об этом прочитала, узнала что нужно исключить из пищи специи, и все прошло.
00:58:48 (А.Ю.) В предыдущем случае все-таки я думаю впереди была Манда- агни, впереди Капхи. Скорее всего это будет лечиться наоборот, как раз эта изжога лечится добавлением острых специй. Но тут надо думать о Питта, потому что здесь две доши.Хорош кардамон в этом случае.Он усиливает огонь пищеварения, но при этом не увеличивает Питту. Михаил Альбертович?
(М.А.) Кумин.
(А.Ю.) Кардамон, кориандр
(М.А.)Кстати по рекомендациям по вкусам
(В) Нина из Санкт-Петербурга пишет, что у нее по тесту избыток Капха и Вата. А по какому тесту я не знаю.
(А.Ю.) Все таки Капха.Это Манда-агни называется. Эта изжога скорее всего возникает через час после еды. Если Нина нам напишет, что у нее изжога через час после еды возникает, то это Манда- агни. Это означает что пища, которая попала в желудок, просто закисает.
(М.А.) Недопереваренная
(А.Ю.)Также из-за Манда- агни и избытка Капхи кишечник обволакивается тугой слизью и те пищеварительные соки, которые должны выйти для того, чтобы переварить пищу, не могут выйти из-за этой избыточной слизи и они начинают вызывать ощущение жжения в самом желудке, ниже этой защитной слизи Капхи.
01:00:21 (А.Ю.)Мы ещё не говорили о разных видах Капхи и поэтому мы не можем сейчас некоторые термины употреблять, но проще говоря, это вот так выглядит. Поэтому нужно работать против Манда- агни, то есть против вялого огня пищеварения. Для этого хорошо подходит препарат, который называется Читракади бати.Это распространенный препарат который можно найти в аюрведических лавках и аптеках, он очень распространен.
(В) А повторите ещё раз название.
(А.Ю.) Читракади бати. Нужно принимать (если в таблетках скорее всего будет. Бати это таблетки) 2-3 таблетки в зависимости от веса, от 250 до 375 миллиграмм вместе с первым куском пищи. И тогда эта изжога очень быстро пройдет, а огонь пищеварения наладится.
01:01:34 Можно использовать Трикату. Это состав, который содержит в себе Пиппали - длинный перец, имбирь и что ещё Михаил Альбертович?
(М.А.) Черный перец.
(А.Ю.) Это очень простой состав, единственно что не найдешь Пиппали - длинный перец. Как Трикату продается этот состав. Его надо смешать с медом и также можно принимать непосредственно перед едой или с первым куском пищи. Все это быстро вылечится.
(В) Да, вы абсолютно правы, Нина пишет, что у нее она возникает через час после еды.
(А.Ю.) Это значит Манда- агни.То есть это лечится терапией. Во--первых, против Капхи нужно работать, во-вторых, так как Манда- агни это такое состояние, которое возникает из-за избытка Капхи, из-за того что огонь находится под влиянием Капха доши и гаснет из-за этого.Нужно следовать антикапха диете.И также нужно Агнидипаху производить, то есть нужно возжечь огонь пищеварения с помощью тех средств о которых я уже сказал -Читракади бати и Трикату.
(В) Такие сложные термины…
(А.Ю.) Ну что делать, это аюрведа
(В) И тем не менее слушатели понимают и пишут как можно бороться против Манда- агни?
(А.Ю.) Михаил Альбертович расскажите как против Манда -агни нужно
(М.А.)Так только что же рассказал Андрей Юрьевич.
(А.Ю.) Еще раз расскажите(смеется)
(М.А.) И питание по Капха типу. Если нет у человека источника информации, мы можем выслать вам на аюрведарадио таблицы по питанию для каждого типа конституции и можно их выложить на сайте, чтобы слушатели могли скачать. Я использую такие таблицы, где 4 колонки -есть продукты, которые рекомендуются, есть которые меньше подходят, которые нежелательны и которые следует исключить. Если придерживаться этих рекомендаций по питанию, как спрашивает Нина, “как уравновесить с помощью питания, так как это наиболее доступный способ для меня”, то нужно питаться по Капхе.
(А.Ю.) Можно в интернете поискать антикапха диету, их полно
(М.А.)Да, можно и так
(А.Ю.) В любой книге по аюрведе можно найти антикапха диету.
(М.А.) И строго, строго придерживаться ее.
01:04:14 (В) Ведь намного проще послушать аюрведарадио и все узнать(смеется).
(А.Ю.) А ещё проще взять книгу и следовать наставлениям. Послушать аюрведарадио и ничего не делать, да?(смеется)
(В) Нет, послушать аюрведарадио и применять. После прошлых эфиров, знаете что я стала делать? Я узнала, что молоко нужно доводить до кипения трижды, а потом переливать 7 раз.Я стала это сделать, но у меня возник вопрос. Дело в том, что когда переливаешь 7 раз молоко переливается уже в другую емкость, а мне удобней чтобы оно возвращалось в ту, в которой я его изначально кипятила.
(А.Ю.) Перелейте 8, Наташа(смех)
(В) Я и переливала, а потом думаю - дай спрошу. а вдруг 8 будет вредно?
(А.Ю.) Или 6(смех). Это не важно, это приблизительное число.
(В) Странный такой ритуал. В любом случае, я следующий вопрос зачитаю.
Вы говорили о качествах Ваты - неубедительный. Вопрос :неубедительный в сравнении с другими дошами?
01:05:15 (А.Ю.) Конечно, неубедительный в сравнении в сравнении с другими дошами.
(В) То есть на нас Вата жениться нельзя, мы непостоянные? Вопрос такой пришел.
(А.Ю.) Это означает- я Вата. значит я непостоянный, значит я могу быть непостоянным, могу делать что хочу, бросать, не женитесь на мне(смех). Конечно есть такая склонность.
(М.А.) Это уже уловки ума пошли
(А.Ю.) Конечно это уловки. Нужно это преодолеть в себе, это не очень хорошее свойство.
(В) Скажите, пожалуйста, расстройством какой доши вызван поликистоз яичников и как следствие невозможность забеременеть? Вот такой вопрос пришел.
(А.Ю.) Капха, естественно. Любой кистоз это Капха.
(М.А.) Из какого города прислали?
(В) Не написали
(А.Ю.) А также это Ама. Обязательно должны быть токсины при поликистозе. Обязательно должна быть блокировка Апана- вайю. Существует так называемая Апана кшетра и место где находится Апана вайю -ветер. Мы ещё об этом не говорили, ветер который как раз находится внизу живота. Апана кшетра или область малого таза, она управляется Апана вайю-таким ветром. Вот этот ветер обязательно должен быть также блокирован. Избыточной Амой он блокируется или избыточной Капхой.То есть движения по каналам блокируются и происходит накопление впереди блокировки, перед блокировкой. Из-за этого возникает киста.
#01:06:51 (А.Ю.) Для того, чтобы вылечить эту проблему, основной препарат, который применяется в аюрведе для этой цели называется Канчнар гуггул и обычно как Анупана, в таком случае, используется горячий настой зиры или кумина. Джирака называют на санскрите зиру, кумин.
(М.А.) Андрей Юрьевич, поясните что такое Анупана?
(А.Ю.) Анупана означает- носитель. То есть запивать растолченные таблетки Канчнар гуггул настоем кумина(молотый кумин 1чайная ложка на стакан кипятка). Это два основных препарата, но опять же нужно индивидуально подходить, нужно смотреть человека
(В) Понятно, я думаю, что слушателям понятно.
(А.Ю.) Да, и Анти Капха диету нужно соблюдать обязательно.
01:07:51 (В) Спрашивает слушательница
Только Анти Капха диета или ещё какая то нужна?
(А.Ю.) Это кто спрашивает?
(В) Нина
(М.А.) Только Анти Капха диета, пожалуйста. Это уже достаточно.
(А.Ю.) Если спросить у Нины еще… Скорее всего у Нины возникает изжога на печеное, например, на булочки или печенье из рафинированной муки. Нужно исключить рафинированные продукты и печеное. Особенно свежий хлеб также, который не постоял
(В) Сухарики жевать
(М.А.) Дрожжевые продукты
(А.Ю.) Дрожжи, тоже обязательно. Дрожжи очень любят избытки Капхи, они плодятся просто на избытках Капхи
(В) И вообще дрожжи это не очень благостная пища, правильно я понимаю? Вообще забыть про неё напрочь.
(М.А.) Лучше исключить её полностью.
(В) Да, я уже 2 года не кушаю ничего дрожжевого. Замечательно себя чувствую.
01:09:05 Я хотела ещё сказать, что вопрос про поликистоз был прислан с южной Германии. Удивительно, что нас и там слушают, просто замечательно. Я думаю что в скором времени аюрведа радио будет везде и всюду, где есть компьютер и интернет
(М.А.) Это в каждом городе и в каждой деревне.
(В) Вопросы на текущий момент в чате иссякли, сейчас я проверю у себя почту. По поводу того, что мы не успели рассмотреть. Сегодня мы успели только Вату
(А.Ю.) Михаил Альбертович ещё хотел рассказать каким образом противостоять этим свойствам. У нас это ещё займет какое-то время.
(М.А.) Ну давайте, да, это несколько минут наверно, стоит рассказать, как вы думаете, Андрей Юрьевич?
(А.Ю.) Да, это очень важно.
(М.А.) Кто начнет?
(А.Ю.) Вы, Михаил Альбертович кто еще?Вы вызвались, вы и начинайте
01:10:05 (М.А.) Я какие-то вещи скажу и то, что я не доскажу, Андрей Юрьевич, вы добавите.Во первых, Снехана карма. Как мы уже говорили, нужно применять наружно масляную терапию, желательно для людей Вата конституции каждый день.Это включать в ритуал Диначарьи -повседневные ритуалы. После этого принимать не понятно). Два момента Пурва кармы это Прома. Если человек Вата доши будет это делать ежедневно, это будет для него огромное благо.Так как у людей Вата конституции есть склонность к сухости и, как следствие, к запорам, то им следует принимать средства, оказывающие мягкое послабляющее действие. На ночь, увлажняющее и послабляющее. Например, касторовое масло можно использовать, семя льна. Можно их принимать перед сном, для того чтобы на утро был регулярный...
(А.Ю.) Сколько касторового масла нужно принимать, Михаил Альбертович? А то у нас выпьют много(смех)
01:11:25 (М.А.) Это зависит от индивидуальности человека. Одну чайная ложку касторового масла можно принимать.Следующее, я думаю по питанию обязательно делать упор на пищу, которая обладает вкусами сладким, кислыми соленым для того, чтобы уравновешивать все эти качества. и пищу нужно принимать регулярно, потому что у людей Вата конституции вследствие их Чалы есть склонность вообще забывать о приеме пищи
(А.Ю.) Да, это кстати одна из проблем Ваты или кушать на бегу, стоя иногда кушать. Фастфуд.
(М.А.) Фастфуд- это для Ваты.Также я недавно закончил читать врачам курс по аромакологии и хотел бы добавить, что вкусными обладают запахи. Женщинам Вата конституции нужно пользоваться духами со сладким запахом, успокаивающим, мягким действием.
(А.Ю.) Кислым запахом также можно пользоваться
(М.А.) Ну да, в принципе, почему бы и нет. Также теплая одежда обязательно должна быть в холодное время года. Люди Вата конституции не должны попадать под влияние холода. И цвет одежды желательно чтобы не оказывал возбуждающего действия, например.красный.Такие оттенки не очень хорошо подходят
(А.Ю.) Да, или слишком светлые тона не подходят, например, голубой.
(М, А, ) Что еще?
(А.Ю.) Слишком воздушные ткани не подходят
(М.А.) Одежда должна быть из плотных тканей.
Также регулярно использовать в пищу специи, которые стимулируют пищеварение и предотвращают газообразование, метеоризм - имбирь, корица, кардамон. Это им очень хорошо подходит. Не пренебрегать использованием специй в рационе.
01:13:40 (А.Ю.) Да, соль также. Скажите о соли.
(М.А.) Да, спасибо, Андрей Юрьевич что добавили. То есть когда мы говорим о специях мы ещё упоминаем, что очень важно не исключать( как иногда неправильно делают люди, начитавшихся каких нибудь книжек типа Поля Брэгга и т.д.)соль ни в коем случае из рациона. Даже наоборот, людям Вата конституции рекомендуется немножко добавлять чуть больше соли.
(А.Ю.) Пересаливать
(М.А.) Чуть-чуть конечно, не в избытке, но больше чем в среднем.
(А, Ю, ) Для людей Вата типа соль это белая жизнь, а не белая смерть(смеются)
(М.А.) Это такие рекомендации. Что касается физической нагрузки, люди Вата конституции склонны впадать в перегрузки и поэтому у них больше такая спокойная нагрузка должна быть, не перерабатывать, не работать в вечернее время, очень четко соблюдать график работы.Если они занимаются какими-нибудь видами спорта, то это должно быть спокойные виды спорта, направленные на гибкость суставов, статика, растяжка. Вот ключевые вещи. Может быть что-то добавите.
01:15:05 (А.Ю.) Нельзя также питаться холодной пищей, это также важно добавить.Ни в коем случае нельзя есть холодное, ничего.Совершенно нужно исключить из питания холодные продукты. Вы сказали про масло. Достаточное количество масла должно быть в рационе. Для Вата типа лучше кунжутное масло добавлять в рацион, потому что именно оно хорошо противостоит Вата доши. Что еще? Все, наверное.
(М.А.) Да, это ключевые вещи. Даже если этого придерживаться, то это будет..
А, во взаимоотношениях стараться развивать более теплые взаимоотношения.
(А.Ю.) Эмоциональные также. Нельзя недосыпать, людям Вата доша предписан сон 8 часов. Обязательно человек Вата доша должен высыпаться.Хотя у них сон поверхностный, неглубокий, трудно уснуть может быть, но спать нужно достаточно. Это уравновешивает Вату. Людям Вата доша можно спать днем, даже после обеда
(В) Эта новость очень порадует моего супруга(смех)
(А.Ю.) А он ВАта или нет?
(В) Вата, У Олега Геннадьевича Торсунова он был на консультации. Он с утра садится за компьютер работает-работает и к часам 3-4 говорит” все, не могу’. принимает горизонтальное положение и говорит-”я моргну один разок на полчасика”
(А.Ю.) Если он Вата типа, то для него это хорошо. Это его успокаивает, уравновешивает и он чувствует себя лучше.
(М.А.) Но только нехорошо долго сидеть за компьютером(смех).
(А.Ю.) Для Ваты, да.
01:16:59 (В) У нас есть ещё рекомендации или я могу ещё вопросы зачитать?
(М.А.) Давайте вопросы
(В). При повышенных Вата доши могут ли развиться психические расстройства если ограничить свободу человека, например замужество?
(А.Ю.) Да
(М.А.) Замужество это ограничение свободы?(смеется) Можно я отвечу? Психические расстройства при избытке Вата доши могут развиваться если ограничивать свободу. Это на самом деле так, но замужество, насколько я догадываюсь, не должно быть ограничением свободы в нормальном смысле этого слова.
(А.Ю.) Скорее всего это ещё одна степень свободы
(М.А.) Да. Сегодня как раз у нас в Новосибирске в течении нескольких дней присутствует один из лекторов аюрведа радио, Хакимов Александр Геннадьевич. И вот он сегодня утром на лекции говорил по поводу того, что это даже большая свобода, на самом деле, когда человек переходит в семейную жизнь. Он становится более мудрым, если он правильно это делает. Поэтому здесь замужество не должно быть ограничением свободы. значит есть какие-то проблемы во взаимоотношениях и это может влиять на Вата дошу.
01:18:23 (А.Ю.) Скорее всего в данной ситуации муж Питта конституции и он, скорее всего, слишком напорист. Тут надо понять одну вещь, что если человек Питта, скажем муж Питта доша, я так понимаю, что это женщина? Правильно или нет?
(М.А.) Я тоже думаю, что это так
(А.Ю.) Скорее всего муж Питта доша и он просто слишком напорист. И нужно понять одну вещь, что когда женщина Вата типа начинает бояться, как-то замыкаться, это ещё больше раздражает тогда мужчину Питта доши. Здесь как бы идет вселение неверных эмоций.Не нужно вызывать в нём этот гнев, это тоже надо понять.Когда человек Питта доши начинает раздражаться, нужно пойти к нему навстречу и успокоить его. Так как он очень эмоционален нужно, во первых, не перечить ему потому что перечить человеку Питта доши бесполезно, в тот момент когда он гневается и ограничивает свободу. Скорее нужно наоборот поддаться, предаться и потом уже на этой базе строить дальнейшие отношения. Так как замужество это все -таки надолго, не убежишь от такого ограничителя свободы. Нужно найти общий язык. А общий язык нужно начать с того, что принять эту природу. Это также природа. Когда муж ограничивает своей жене свободу, если не в страшных патологических формах, конечно, то в первую очередь нужно подчиниться и потом уже стараться успокоить. То есть сразу открываться, не. замыкаться, не убегать от этого.
01:20:04 Когда человек Питта начинает гневаться или ограничивать свободу своему партнеру, это значит что у него плохо, с ним плохо. Он таким образом просит помощи. Он не может занять подчиненное положение, он начинает требовать. Когда он начинает требовать, это означает что нужно в этот момент ему помочь, приласкать его как то, приобнять, на ушко что-то шепнуть какой он великий, хороший и добрый.
(М.А.) Герой(смех)
(А.Ю.) Герой, да(смех).
(В) Рыцарь моего сердца(смех)
(М.А.) У Наташи опыт(смех). Можно я добавлю? То что у мужа есть какие -то ситуации, мой духовный наставник (не понятно имя) говорил, что это крик о любви. Он своим поведением, вот этой маской. которую сформировал своим поведением, он кричит. Зов о любви. Ему не хватает любви, потому что супруга Вата конституции. Она вследствии своей сухости не может быть эмоциональной. А человек Питта конституции, когда он находится на платформе Раджаса -страсти, у него развивается ещё плюс повышенное желание контролировать и доминировать. И вот хорошо вы, Андрей Юрьевич, сказали -открыться. Чтобы у него не было повода для подозрений, для избыточного постоянного контроля. Ведь это вынуждает его находиться в постоянном напряжении. Ну вот то, что я хотел сказать.
01:21:34 А вот я вижу, ещё есть вопросы.
(В) Да, вот один замечательный вопрос есть вопрос есть, мне даже, так искренне, весело стало.
Спасибо вам большое, очень интересно. Скажите, а можно заразиться Вата доша? Когда я выходила замуж 6 лет назад я была Питта доша, а теперь становлюсь очень похожей характером на мужа. Он явный Вата. Внешне я тоже изменилась. Может посоветуете как семье трех Ваток регулировать отношения?(смех)
(А.Ю.) Так, а где там три Ватки, там по моему две Ватки получается., То есть Питта доша же написано.” Я была Питта доша, а теперь становлюсь Вата доша”.
(В) Видимо там ещё дитя есть и женщина уже причисляет себя к Вата доша.
(А.Ю.) Это нормально когда жена начинает наследовать качества характера мужа, лишь бы это не было патологический момент. Как регулировать отношения в семье трех Ваток? Зачем, здесь нет трех Ваток. Если она говорит я была 6 лет назад Питта доша, скорее всего это Пракрити., то есть это её природное свойство Питта доша. Что сказать Михаил Альбертович?
01:22:50 (М.А.) Ей нужно вернуться к Пракрити, а не заражаться. К Пракрите нужно вернуться на платформе Саттва- гуны. Тогда Питта будет проявлять свои положительные качества и это хорошее взаимодействие будет. Если муж Вата, а супруга Питта и оба на платформе Саттва-гуны, это будет очень хороший альянс.
(А.Ю.) Питта доша теплая, маслянистая. Вата холодная, сухая.Это взаимодополнение будет. Нужно вернуться к Пракрите и жизнь будет. .. Я вижу какая здесь проблема на самом деле. Скорее всего здесь просто женщина поглощается мужем, то есть не нужно терять себя в семейных отношениях. Нужно оставаться собой, нужно оставлять воздух между супругами. Нельзя так сливаться. Нужно остаться уникальной личностью. Если здесь Питта конституция, нельзя становиться Вата конституцией, это родит проблемы, болезнь в конце концов.
(М.А.) Причем болезнь не по Пракрите, а по Викрите это будет потом сложнее.
(В) Напомните, пожалуйста, что такое Викрите?
(А.Ю.) Викрите это болезнь
(В) А Пракрите?
(А.Ю.) Это природа. Викрите это болезненное состояние дош, а Пракрите это. природное состояние дош, гармоничное.
01:24:23 (В) Я уже могу зачитать следующий вопрос? Пишет нам Мария
Здравствуйте, очень интересный семинар, буду применять знания в жизнь, огромное спасибо. Расскажите, пожалуйста, о связи знаков зодиака с дошами. А также очень интересно было бы узнать о ситуации с дошами у разных наций. Например, как мне кажется, у азиатов преобладает Вата доша. Расскажите о связи преобладания каких-то дош у наций с местностью, где они проживают. Благодарю.
Насколько я помню, мы уже что то в прошлых передачах говорили об этом.
(А.Ю.) По местности.
(В) По местности, да. То есть можно более подробно послушать записи, а также вы может быть сейчас ещё что- то добавите?
(А.Ю.) Михаил Альбертович, я знаю, хорошо знает о связи знаков зодиака с дошами.
(М.А.) Я могу, конечно, сказать, но это тоже было в прошлых лекциях, которые можно скачать с архива. Но я коротко повторюсь тогда, что воздушные знаки связаны с Вата доша, огненные с Питта, а водные знаки, такие как Рак и Рыба с Капха доша. Остальные знаки распределяются таким образом, из водных знаков Скорпион связан с Питта доша, а земные знаки- Дева связана с Вата доша, Козерог и Телец с Капха доша. Вот связь знаков зодиака с доша, пожалуйста.
01:25:46 (А.Ю.) А с чего вы взяли, что у азиатов преобладает Вата доша, я даже не знаю? В том, что они более бойкие и разговаривают много?
(М.А.) Все типы конституции встречаются у разных народностей. Я могу немножко здесь сказать по этому поводу. Я когда делал свою диссертацию по изучению конституциональных типов, я находил в литературе такие данные, что разные распределения типов конституций в разных регионах, но в итоге встречается все равно все. Просто, например, в северных народах больше может Капха встречается и т.д.Это просто тенденция, но в любом регионе всегда будут все три конституции встречаться.
(А.Ю.) Конечно. Если джанговый регион, то есть регион связанный с пустыней, пустынный регион или степной будет, конечно будет большое влияние Вата доши, но это не значит, что люди будут все рождаться поголовно с Вата доша. Или анупа есть такая местность, означает влажный морской климат, муссонный климат, это не значит что все там будут рождаться или страдать проблемами Капхи. Это не так, хотя это влияние есть. Естественно оно учитывается.
01:27:04 Я вот живу в Азии, в Алма Ате, я не вижу, чтобы здесь все были Вата доша.
(М.А.) Вы сами не стали там Вата доша?(смех)
(А.Ю.) Нет, не стал, скорее я стал здесь Капхой(смех). Здесь много еды, тепло. Еще вопросы есть, Наташа?
(В) Да, есть вопрос все про тот же поликистоз.
Врачи утверждают, что он вызван повышенной функцией щитовидной железы.Так ли это на самом деле и где можно приобрести Канчнар Гуггул?Спасибо.И какие ещё рекомендации мне необходимо выполнять?
(А.Ю.) Это кто? Тот же самый вопрос.
(В) Это из южной Германии вопрос про поликистоз яичников.
(А.Ю.) С южной Германии?
(В) Да.
(А.Ю.) Скорее здесь связано с пониженной функцией щитовидной железы, потому что при Капха избытках, обычно, пониженная функция щитовидной железы. И Канчнар Гуггул действует как раз - канчнар и гуггул, даже в большей степени, входящий в состав этого препарата, он действует таким образом, что он повышает функцию щитовидной железы. Здесь нужно тогда смотреть на то, что щитовидная.Скорее всего это пониженная функция.
01:28:35 То есть при пониженной функции щитовидной железы Капха увеличивается. Где можно купить Канчнар Гуггул? Михаил Альбертович, что вы хотели сказать? Где можно купить?
(М.А.) Я хотел сказать, что есть возможно какие то аюрведические клиники в Германии.
(А.Ю.) В Германии полно их, очень много.
(М.А.) Тем более в южной. А по поводу препаратов, я хотел добавить, что в комплексной терапии Канчнар Гуггул является основным препаратом. Как дополнительный может использоваться Чандрапрабха байта.
(А.Ю.) Есть такая хорошая английская фирма, которую два брата организовали, такие энтузиасты аюрведы, она называется Pukka first. Травы Pukka.. Pukka на хинди означает хороший. В интернете через поисковик можно найти и купить у них очень хороший Канчнар Гуггул.
(М.А.) Еще вопросы есть?
01:29:57 (В) Есть вопрос
Если у людей Вата склонность к лени. Как с ней бороться, по знаку я Водолей ?
(А.Ю.) Это Тама-гуна, это не доша(смех). Лень это свойство, Тама- гуна.Нужно бороться не с Вата дошей, а с ленью.Лень это свойство Тама-гуны.Надо просто перестать лениться.Как мне отец говорил “лень матушка вперед тебя Андрюша родилась”
(В) Ну так всем говорят, не только вам.
(А.Ю.) Ну да. Лень матушка вперед родилась означает, что нужно вперед лени научиться все делать, не ждать пока лень захватит. Это Тамас, проявление невежества.
(М.А.) С Тамасом борются Раджасом.
(А.Ю.) Да, нужно поставить какие-то цели для начала, привязаться к результату.Тогда мы выйдем из под влияния Тамаса. А затем уже оставив эти цели и результаты, придем к Саттве.
(М.А.) Еще вопросы?
(В) Вопросов ноль. Но вот от меня вопрос. Pukka Herbs
это вы название препарата написали, правильно?
(А.Ю.) Pukka Herbs, это производители лекарственных средств, они ближе к Германии. У них есть сайт через него можно выписать Канчнар Гуггул. Там. есть хорошая аннотация в этом сайте, в том числе на Канчнар Гуггул, где можно посмотреть описание этого препарата и увидеть, что это описывается как лучшее средство
(В) Теперь понятно. Объявление для слушателей. Если вы находитесь в южной Германии или где нибудь поблизости, вы прослушали семинар в записи и вы заинтересовались этим препаратом, пишите мне в чат. Я вам скопирую название Pukka first. Так что дорогие радиослушатели приставайте-приставайте с вопросами не только в прямом эфире, но и за эфирами.Всегда рада буду вам ответить.На текущий момент вопросов нет и мне бы очень хотелось поблагодарить замечательных наших лекторов. Так они про аюрведу хорошо рассказывают, так слух ласкают. Говорили сегодня о Вате, дорогие радиослушатели, Андрей Юрьевич и Михаил Альбертович, Алма-Аты, Казахстан и город Новосибирск. Ну, Москва по умолчанию. Благодарю-благодарю вас, уважаемые лектора, что были сегодня с нами.На следующей неделе мы продолжим говорить уже о качествах Питты. Про Вату мы сегодня практически закончили, если можно так сказать, но более подробно мы все равно ещё будем к ней возвращаться, а далее мы продолжим про Питту. Благодарю-благодарю, что были сегодня с нами.
(А.Ю.) Спасибо.
(В) Спасибо.
(М.А.) Всем всего самого лучшего.
(А.Ю.) До свидания!
(М.А.) До свидания!
(В) До свидания Андрей Юрьевич, всего доброго Михаил Альбертович!
Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа радио. это самое замечательное радио, потому что оно создано непосредственно для вас. Для того, чтобы вы могли черпать знания и практиковать их, применяя их в своей жизни, помогать не только себе, но и своим близким. Так что в любом случае поделитесь знаниями со своими родными и близкими о том, что есть Аюрведа радио. Присоединяйте их, слушайте вместе.