Дехапракрити – телесная природа (стихи 1.9б-1.10)
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:23 Радиоведущая Наталья: «Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Итак, мы начинаем вечерние прямые эфиры. Давайте перейдем к делу. Сейчас 17.02, и у нас начинается прямой эфир из города Алма-Аты. И вместе с нами в прямом эфире Головинов Андрей, практикующий врач Аюрведы. И мы продолжаем семинар «Классическая Аюрведа Аштанга-хридая самхита». Тема: Книга 1, «Сутрастхана», Глава 1 «О желании жить». И стихи 1.9б по 10-й «Дехапракрити – телесная природа». Также я напомню, что материалы для лекции вы можете найти на сайте в разделе «Новости радио». Кликнув по ссылке, вы будете видеть все то, что сегодня будет рассказываться в лекции. Еще напомню, что с нами сегодня Суботялов Михаил Альбертович, практикующий врач Аюрведы из города Новосибирска. И теперь я буду со всеми здороваться по очереди. Здравствуйте, Андрей». А.Ю.Головинов: «Здравствуйте, Наташа. Михаил Альбертович, здравствуйте». М.А.Суботялов: «Здравствуйте, Андрей Юрьевич. Здравствуйте, Наташа».
00:01:48 Наталья: «Итак, давайте приступим к сегодняшней лекции, изучая Дехапракрити, телесную природу. Мне сегодня очень интересно это узнать». А.Ю.Головинов: «Михаил Альбертович мне в чате предварительно предложил такую идею: определить по гороскопу вашу природу телесную. Вы часто нам задавали эти вопросы, какая же у вас природа телесная. Может, вы сбросите Михаилу Альбертовичу данные свои, и он посмотрит в это время». Наталья: «А потом во время прямого эфира всё это будет рассказано?» А.Ю.Головинов: «Да-да. Снимаем занавес о ведущей Аюрведы-радио. Сокровенные, интимные не буду рассказывать». Наталья: «Хорошо, я обязательно это сделаю. А также напомню нашим радиослушателям о том, что они всегда могут принимать активное участие в нашей беседе, задавая вопросы. Чат в Scype всегда у меня активен, а также почтовый ящик aurvedaradio@mail.ru просматриваю регулярно. Пишите, задавайте свои вопросы. Ну вот, все я сказала. Давайте приступать».
00:03:02 А.Ю.Головинов: «Давайте начнем. Добрый вечер, всем нашим слушателям. С праздником! Сегодня мы разберем тему Дехапракрити, что означает природа тела. Слово деха означает тело. Также нужно понять деха как место, в котором живёт кто-то. Т.е. у любого места существует тот, кто в этом месте находится, тут живет. И тело рассматривается как место жизни, временное пристанище души. Здесь нужно сразу сказать некоторые моменты, понять. Тело имеет временную природу. Как я сейчас сказал, временное пристанище души. И внутри этого тела живёт душа. Временно. На данную жизнь человеку дается, данная жизнь имеется в виду от рождения до смерти, дается определенное тело с определенным видом конституции, с определенной природой для определенных целей. И сегодня мы эту тему немножко поразбираем. Т.е. мы разберем 7 типов телесной конституции в соответствии с классической Аюрведой.
00:04:12 – Я прочитаю текст. [санскрит]. Это текст из Сутрастханы Аштанга-хридая самхита, начиная со второй половины 9 стиха и 10 стих полностью. Переводится следующим образом. «С помощью этих трех дош (о которых говорилось выше, естественно), присутствующих в мужском шукра и женском артава семени, в момент зарождения жизни, подобно зарождению ядовитых червей из яда, возникает три типа телесной природы пракрити». Хина – первая природа. Она связана, здесь нужно вспомнить правило, которое называется Крама, т.е. последовательность, что относится именно к Вата-доше. Т.е. хина-пракрити означает худая или слабая природа; слово «худой» в русском языке означает; «худой», «хуже» происходят отсюда. Т.е. нелучший, слабый. Это означает, что Вата-природа – она слабая.
00:05:28 – Затем, мадхья, мадхья – это природа Питты, она средняя. И уттама, означает сильная, лучшая. Уттама-пракрити – это природа Капхи. Она считается сильной и лучшей. Как здесь говорится, в каждой доше соответственно. Природа, возникшая из равной пропорции трех дош, называется самадхату пракрити, она является идеальной и наилучшей. В тексте это слово звучит как шрештха. Природа, возникшая из сочетания двух доминирующих дош, является ниндья (ущербной). Вот такой текст, и мы сейчас попытаемся разобрать его по порядку. Здесь несколько тем, которые можно увидеть в этом стихе.
00:06:09 Первая тема – это возникновение жизни шукра артава. Имеется в виду зарождение жизни, рождение. Звучит это так [санскрит]. Джанма означает рождение или воплощение в тело. Адэунас означает начинается. И вот начинается рождение с объединения шукры и артавы, как здесь сказано, т.е. мужского и женского семени. И здесь не сказано прямо о том, что нужен ещё третий компонент. Третий компонент – это джива, т.е. душа. Но так как это был контекст ведической культуры, там даже никто не задумывался об этом. Т.е. это естественно подразумевается в данном тексте, что кроме мужского и женского семени, нужна сама личность, которая входит в момент зачатия в это объединение женского и мужского семени.
00:07:05 – Если мы видим материалы сейчас, то подзаголовочек «Возникновение жизни», то написано три компонента: шукрану (сперматозоид), андану (так называется яйцеклетка на санксрите) и дживану (душа). Все эти три компонента вместе дают дэха джанму, т.е. рождение в теле. Почему в оконцовке здесь ану,ану, ану. Шукра как мужское семя и ану. Ану переводится как клетка в данном контексте, т.е. какая-то неделимая частица, один. Ану означает один. Только один сперматозоид соединяется с одной яйцеклеткой андану. И ещё дживану, т.е. одна душа также. Ану означает неделимый, как я сказал. Одна душа входит в это объединение сперматозоида и яйцеклетки, и таким образом зарождается жизнь.
00:08:13 – Следующая тема, которую здесь по тексту мы видим, [санскрит]. «Подобно тому, как в яде зарождаются ядовитые черви». Это мы опустим на потом, это не так просто сейчас будет нам понять. Мы потом обсудим этот момент. Но сейчас мы обсудим типы конституции, и от чего это зависит. Как здесь сказано, что состояние дош родителей на момент зачатия отражается на состоянии семени. Т.е. доши, они входят как бы в семя, и вот то состояние дош родителей, которое на момент зачатия присутствует, то состояние и наследуется ребенком в будущем. Т.е. присоединение сперматозоида, который отражает состояние дош отца, и яйцеклетки, которая отражает состояние дош матери на данный момент, они объединяются, и объединяется также вот это состояние дош одновременно. Это один из факторов, который очень сильно влияет на закладку конституционального типа человека будущего – кто родится как ребенок у этих родителей.
00:09:45 – Мы ещё позже, Михаил Альбертович, я знаю, мне поможет, перечислить ещё некоторые факторы, которые указаны в Шрирастхане, это следующая книга в Аштанге-хридая, следующая часть. Там описаны все факторы, которые влияют на зарождение, рождение ребенка, в том числе и на его конституциональный тип. Мы немножко их перечислим. Но в данной ситуации, т.к. мы изучаем сейчас в самом начале самую азбуку Аюрведы, то здесь говорится только о самых первых моментах, которые нужно усвоить. Самое важное - это то, что состояние дош родителей очень сильно влияет на состояние дош будущего ребенка.
00:10:28 – Также ещё примешивается, конечно же, так называемая дайва. Дайва означает судьба ребенка, которая предопределена его поведением в предыдущих жизнях. Это можно определить, кстати, астрологическим путем. Когда ребенок родился, можно увидеть эту судьбу. Но в момент зачатия, когда входит душа, она также несет с собой определенное наследство, то, что человек обрел в прошлой жизни. Конституциональный тип также определяет карму человека, т.е. его предрасположенность к определенной деятельности. Т.е. тело таким образом формируется, чтобы определить тип будущей деятельности человека, и доши в том числе здесь немаловажную роль играют. Этот фактор тоже нужно учитывать. Т.е. не только состояние дош родителей на момент зачатия, но и судьба человека, что он натворил в прошлой жизни, что ему предписано как бы получить. Эти три фактора наиболее важные, которые влияют на конституциональный тип.
00:11:43 – Всего насчитывается семь телесных типов. Семь. Три типа так называемых однодошных, когда в конституциональном типе доминирует какая-то одна из трех дош. На санскрите это называется эка доша джа пракрити. Эка означает один, доша – это доша, джа означает рожденный. Рожденный как бы одной дошей. Эка доша джа пракрити, их три всего насчитывается: Вата, Питта и Капха. Это эка доша джа пракрити, однодошные. Три следующие – ванваджа или самсарга ещё называют пракрити. Ванваджа означает двойственные, доминантные на две доши. Это у нас Вата-Питта, Питта-Капха и Вата-Капха конституции. Еще плюс три, уже шесть. Это слово самсарга можно запомнить – в Аюрведе всегда словом самсарга определяется именно объединение двух дош. Например, есть болезни, которые вызваны двумя дошами одновременно, их называют также самсарга.
00:13:02 – Также у нас остается одна последняя, если 7 мы сказали, 6 мы уже назвали. Один последний тип конституции называется самадхату. Сам означает равный, дхату означает устойчивый, устойчивое состояние. Устойчивый здесь имеется в виду дошу. В этом названии уже закладывается определенная идея. Во-первых, сама – это очень гармоничное состояние, дхату означает ещё и устойчивое состояние. Также эту пракрити называют саммишра, что означает одинаково смешанный, буквально переводится. И санипата, что означает три доши вместе. Санипата – то же самое слово, что и санипата. Санипата означает объединение двух дош, санипата означает объединение трех дош. Самадхату пракрити возникает при равной пропорции трех дош.
00:13:58 – Можно видеть, я здесь такие гистограммы сделал, это, конечно, схематически все нарисовано, но можно видеть визуально, как они отличаются, эти 7 типов пракрити. При этом очень важный момент, что эка доша джа пракрити или однодошные типы конституции считаются слабыми в целом. Т.е. слабый означает подвержен болезням больше, чем сильная конституция. Потому что мы изучаем Аюрведу, соответственно всё это рассматривается в контексте здоровья и болезни. Скажем, Вата эка доша джа пракрити, что означает однодошная природа Ваты, ветра, она является хина пракрити, т.е. слабой, наиболее слабой из этих конституций однодошных. Пита эка доша пракрити также является слабой, но чуть сильнее, чем Вата пракрити однодошная.
00:15:02 – Капха является среди однодошных самой сильной, но, тем не менее, все равно это считается слабой конституцией относительно других типов. Имеется в виду двудошных и самадату пракрити. Говорят, у нас в России почему-то принято называть это трехдошной конституцией. Они все трехдошные на самом деле, т.е. в равной пропорции доши. Также, я сейчас этот момент сказал, что нельзя думать, что если однодошная т.н. конституция, эка доша джа пракрити, что других дош нет. Есть такая распространенная ошибка. В самом начале Михаил Альбертович усмехнулся, потому что мы преподаем, и часто можно слышать этот вопрос: «А другие доши где?». Другие доши просто остаются, доши всегда три. Другое дело – какая доминанта, на каких дошах.
00:15:52 – Ванваджа пракрити (двудошные конституциональные типы) – они в целом называются мадхья пракрити, т.е. средняя по устойчивости к болезням конституция. Здесь очень трудно уже определиться с тем, кто там сильнее, кто слабее. В принципе, все эти три варианта находятся посередине. Очень трудно определить, хотя можно это попробовать сделать. В целом, нужно просто понимать, что самая слабая – Вата, самая сильная – Капха, Питта посередине. А среди количественного соотношения дош однодошные слабые, а двудошные средние. Они не лучшие на самом деле. Лучшая – это уттама, означает самая лучшая, лучше не бывает, и это трехдошная конституция. Лучше её не бывает действительно.
00:16:55 – Мы насчитали семь конституциональных типов, и больше их нет, считается так. Иногда задают вопрос такой. Иногда насчитывают 10 конституциональных типов, но это не классический подход. Когда говорят, например, Вата-Питта и Питта-Ватта, Питта-Капха и Капха-Питта. На самом деле это одно и то же. В разных условиях эти доши могут как бы чуть-чуть выходить вперед. Например, в определенный сезон у Вата-Питта конституции (двойной) будет Вата больше проявляться, в какой-то момент – Питта. Т.е. они будут «плавать». Говорят просто «Вата-Питта» и что впереди, это вопрос времени в году, в сутках, может различаться немножко. Т.е. всего конституциональных типов семь и больше их нет.
00:17:52 – Среди, как я уже сказал, эка дош джа, вот на третьем листе мы можем увидеть, среди эка дош джа пракрити самый слабый тип хина пракрити. Вернее, Вата конституция самая слабая, средняя – это Питта конституция однодошная. И самая сильная среди однодошных – это Капха. В целом, нужно это усвоить. Самая болезненная доша, доша, которая приносит больше всего вреда – это Вата доша. Питта доша находится посередине. И Капха – это самая устойчивая конституция, и поэтому она считается лучшей в Аюрведе.
00:18:38 – У нас в связи с навязываемым нам определенным взглядом на природу женщины, почему-то в последнее время, сейчас, конечно, уже исправляется ситуация, были такие худосочные женщины в моде. Худосочная означает мало соку, на самом деле, сухонькая, худой сок. Имеется ввиду, что костлявая конституция, высокие женщины без детородных признаков, которые ходят по подиуму, – это не совсем хорошо. В Аюрведе считается это нездоровой конституцией. Смешная такая шутка есть. Ходят такие женщины и мужчины, я даже видел, ходят с такими большими белыми значками, на которых написано: «Хочешь похудеть - спроси меня как?». А в Индии я своими глазами видел такой же значок, на котором написано: «Хочешь потолстеть - спроси меня как?». Т.е. совершенно другой подход к красоте и здоровью. Я не говорю, что избыточный вес – это здоровье, но Капха конституция – это самая здоровая конституция считается, самая устойчивая к болезням.
00:19:56 – Например, в Аюрведе насчитывается 80 основных симптомов, которые относятся уже к проявлениям болезней Ваты, 40 – Питты и 20 – Капхи. Вот это соотношение 8:4:2 – это как раз соотношение встречаемости болезни Ваты, Питты и Капхи. Т.е. Вата наиболее неустойчива к болезням конституция. Потому что сама по себе Капха, у нее есть такое свойство как стхира, она очень стабильная. Но с другой стороны, если человек Капха конституции заболевает, то из-за этой своей устойчивости, инертности болезнь может затягиваться. Или если болезнь Капхи все же пришла к человеку, то это также может быть затяжная болезнь в связи с этой инертностью природы Капхи.
00:20:52 – Михаил Альбертович, может, вы что-то добавите? Я идею изложил по этим темам. Мы потом ещё расскажем об этих ядовитых червях. Я поставил восклицательный, вопросительный знак, что это за ядовитые черви, которые из яда вырастают, и человеческие конституции подобны этому. Мы это оставим на десерт, потому что интересная тема. Что такое ниндья пракрити, ущербная конституция, тоже обсудим. Может быть, есть сейчас у Михаила Альбертовича какие-то дополнения?» М.А.Суботялов: « Я несколько слов скажу. У нас действительно получается, что сегодняшняя тематика из нескольких разделов состоит. Первую часть вы сейчас очень хорошо рассказали, Андрей Юрьевич. Перед тем, как мы перейдем к следующей части, наверное, я какие-то дополнения сделаю.
00:21:52 – Я смотрю на название нашей темы, очень хорошее название «Дехапракрити – природа тела». Сам термин пракрити используется в нескольких значениях в санскритской терминологии. Т.е. пракрити означает врожденную конституцию – то, что мы сегодня изучаем. Но в тоже время пракрити подразумевает материальную природу – тот мир, который нас окружает. Согласно санскритской грамматике эти совпадения не случайны. Это значит, что существуют какие-то взаимосвязанные тождественные понятия, которые объединяют разные объекты, обозначенные одним термином.
00:22:30 – Мы, может быть, слышали, такое выражение, что каждый из нас является отражением макрокосма, т.е. наш микрокосм отражает макрокосм. И это действительно так. Приводится такое сравнение, что океан воды и капля воды взаимосвязаны друг с другом, т.е. они тождественны по своей природе. Или, например, снег и снежинка. Каждая снежинка тождественна по своей химической природе снегу. Но если мы вглядимся в каждую снежинку, мы обнаружим, что нет ни одной одинаковой снежинки. Они все разные, уникальные. Каждая имеет свою форму и т.д. Так вот каждый человек тоже оказывается таким уникальным существом, которое обладает своей совершенно определенной конституцией. Эта конституция в ответе за здоровье человека. Но, кроме того, она определяет не только здоровье физическое, но и как человек будет себя вести в социуме, обществе, какое место займет, как будет реагировать на те или иные ситуации.
00:23:41 – Я хочу ещё напомнить, что мы как бы проводим различие между соматической конституцией (деха пракрити) и психической конституцией (манас пракрити). Я сейчас объясню, почему я это дополняю, хотя эта тема, может быть, не совсем сегодняшняя. Существуют некоторые ошибочные мнения среди тех, кто интересуется и изучает аюрведическую медицинскую традицию. Т.е. люди отождествляют какие-то крайние варианты: Вата-человек, Питта, Капха. Но мы можем обнаружить, например, человек Вата конституции очень спокойный, не является изменчивым, нестабильным. Это может быть так, так бывает, да, не всегда, но это объясняется воздействием манаса пракрити. Он, например, находится в сатва гуне. А, например, человек Питта конституции может быть сонливым, инертным. Такое тоже встречается. Я к чему это рассказываю? Чтобы по первой реакции не оценивали человека, потому что это может быть влияние манаса пракрити.
00:25:00 – Классически, как Андрей Юрьевич очень хорошо сказали, выделяется именно 7 деха-пракрити. Действительно и Вагбхата муни, и Сушрута – все классики, они пишут о том, что 7 выделяются. Хотя можно приводить различия между Вата-Питтой и Питта-Ватой, действительно, эти различия можно находить, но мы будем придерживаться такого академического подхода: 7 типов конституции выделяется. Какие-то из них слабые: Вата более слабая, Питта среднее положение занимает, Капха более сильная. Идея заключается в том, что эти различия между типами конституций связаны с иммунитетом, т.е. сопротивляемостью организма. Мы знаем о том, что действительно люди Вата-конституции более склонны к заболеваниям, чем люди Капха- конституции. Т.е. у них различная сопротивляемость. Понимание этих особенностей предотвращает конвейерный подход к каждому человеку. Т.е. когда говорится: всем полезно голодание, есть такие различные лозунги, или всем полезно сыроедение. Это не совсем правильно, нужно учитывать свои особенности организма для того, чтобы предотвратить профилактировать эти индивидуальные патологические изменения.
00:26:52 – Андрей Юрьевич говорил, я добавлю несколько факторов дополнительных, которые определяют конституцию. Я хочу сразу подчеркнуть, что эти факторы второстепенные, т.е. они не являются первичными. Первичными являются состояние яйцеклетки и сперматозоида в момент зачатия. Т.е. какова матрица была заложена доши – это будет являться первичным. Все остальное будет накладываться как бы сверху дополнительно. Да, это может изменить». А.Ю.Головинов: «А может и сильно изменить, если сильные факторы, если они пересилят. Это тоже надо учитывать. Когда опрашивается, например, как мать беременность провела. Если известны эти сведения, то они очень помогают при диагностике пракрити».
00:27:52 М.А.Суботялов: «Как раз вы уже начали рассказывать факторы. Первый фактор, как мы сказали, это преобладание доши в сперме и яйцеклетке в момент оплодотворения. Т.е. это первичный фактор. Дополнительные факторы – это такие как: пища, причем, питание и матери и отца до зачатия и питание матери во время беременности. Время года, т.е. в какое время года происходило зачатие, - это тоже влияет на конституцию. Я кстати хотел по этому поводу потом ещё немного добавить уже о влиянии на конституцию после рождения. Состояние репродуктивной системы, т.е. в каком состоянии был организм матери в момент зачатия, состояние матки. И следующий фактор – то, чем занимается будущая мать в период беременности, т.е. какое у нее питание, образ жизни, эмоции какие. Например, если беременная злоупотребляет сухой и холодной пищей, понятно, что это будет провоцировать увеличение Вата доши у будущего ребенка. Острая и кислая пища будет усиливать влияние Питта, сладкая может увеличивать Капха доша. Это дополнения, которые я хотел сказать».
00:29:32 А.Ю.Головинов: «Когда вы сказали по поводу пракрити, возникла такая мысль: само слово пракрити что означает». Слово «пра» означает пред, «крити» означает действие. Т.е. крити один корень имеет со словом карма. Когда человека награждают определенной конституцией, определенной телесной природой – это означает, что человека награждают определенными качествами – это называется гуна на санскрите. В соответствии с Аюрведой именно гуна, т.е. свойства человека, свойства его природы, они уже рождают карму, его функции, его действия. Пракрити телесная природа приписывает человеку определенного рода деятельности, что включает в себя, в первую очередь, питание определенное, определенное общение, человек должен иметь определенные профессиональные предпосылки.
00:30:30 – Например, человеку Вата доши легче работать с информацией, с языком, с обучением, в сфере искусств, коммуникаций. Человека Капхи трудно представить себе тем, кто собирает информацию или как-то работает с информацией, ему будет это тяжело делать. Например, Капха журналистов редко встретить. Или, например, среди правителей можно заметить, что в основном люди Питты. Потому что они естественным образом склонны, т.е. у них есть определенные качества, которые рождают уже определенные функции, они естественным образом склонны управлять, они не склонны подчиняться, скорее, будут склонны управлять, подчинять. Это нормально, это такие свойства лидера. Тут вопрос только состоит в том, в какой гуне, какой будет манас пракрити.
00:31:30 – Гуны – это вопрос в первую очередь воспитания, затем во вторую очередь самовоспитания. Т.е. человек сам должен стремиться к добродетели, добру, благу и проявлять свойства своей конституции именно по-доброму. Скажем, если человек Питта естественный лидер, но он при этом должен оставаться справедливым и не взваливать все руководство на себя, не тащить все на своих плечах. Что очень трудно человеку Питты в связи с тем, что он очень детален и не может позволить кому-то сделать какую-то деятельность, потому что ему кажется, что он лучше её сделает. Это моменты, которые мы должны учитывать. Т.е. телесная конституция – это в первую очередь предписанная деятельность. Пракрити означает предписанная деятельность. Свою деятельность предписанную мы должны начинать понимать именно с тела. Нужно разобраться сначала со своей телесной природой, чтобы потом уже от телесной природы перейти к природе ума, понять природу своего ума. Затем уже глубже и глубже добраться и до самих глубоких сфер. Сейчас мы о них пока не будем говорить, пока рановато.
00:32:49 – Но есть такое знаменитое изречение о том, что самопознание начинается с кишечника. Т.е. нужно понять тип своего тела и в первую очередь понять влияние дош на кишечник. Какой кишечник под влиянием дош образуется. С этого начинают. Прабхупада даже об этом говорил, что самопознание начинается с кишечника. Недавно мы говорили об этом с А.Хакимовым. Он читал в медакадемии здесь у нас в Алма-Ате лекцию для студентов, у которых я веду кружок по Аюрведе. Он эту фразу бросил, потом я спросил у него, когда уже ехали домой, откуда эта фраза. Он сказал, что так сказал Прабхупада. Самое простое, что можно понять, – это доши. Также существует русская фраза, которая у нас прижилась уже: «Легче познать доши, чем душу». Конечно же, душу нужно как самое важное об этом говорить, но самопознанием нужно заниматься с тела: правильное питание, правильная жизнедеятельность, правильное поведение, чтоб все было идеально. Тогда это будет основой, базой для самоосознания духовного.
00:34:17 – Может быть, мы как раз перешли на тему более глубокую, что такое черви, о которых в этом тексте говорится. Я прочитаю ещё раз начало этого стиха. «С помощью этих трех доша, присутствующих в мужском и женском семени в момент зарождения жизни, подобно зарождению ядовитых червей из яда возникает три типа телесной конституции». И классический комментарий, который дается на этот стих относительно этих червей, я сейчас прочитаю. Я его в материале здесь разместил. Это комментарий, который обычно приводят в связи с этим стихом, потому что этот вопрос сразу возникает, когда видишь этот текст, где написано про каких-то ядовитых червей, очень трудно понять, о чем это.
00:35:05 – «Пример с ядовитыми червями указывает на то, что хотя сами черви рождены из яда, они не умирают от него, но продолжают существовать. Также и пракрити, телесная природа, сформированная дошами, которые по природе своей подобны яду, продолжают проявлять себя в личности на протяжении всей её жизни и никак не вредит самой личности в случае правильной использования природы тела». Михаил Альбертович, может, вы прокомментируете дальше, подхватите меня?»
00:35:37 М.А.Суботялов: «Я попробую, а потом вы ещё подхватите. У меня просто под рукой ещё есть небольшой комментарий как раз к этому тексту одного современного автора. Я тоже зачитаю. Он пишет, что «червяк, которого вырастили в ядовитом веществе, становится нечувствительным к привычным ему ядам, также и доминирующая доша защищает наш тип конституции, оставаясь вредоносным для остальных типов». Это цитата из Сушрута самхиты Шарирастхана. Тут интересный момент, что указывается на яд. Мы знаем, что наш материальный мир, в котором мы живем, на санскрите, называется вишая. Вишая – это материальная энергия, но она имеет ещё один перевод, и это переводится как яд. Парадокс такой: мы живем в океане яда, и для кого-то это может показаться странной информацией. Как же так, вокруг нас столько прекрасных объектов, интересных явлений, но мы говорим, что это океан яда.
00:36:58 – Но материальная энергия устроена таким образом, что соприкосновение с ней, как говорится в ведической философии, оскверняет человека. Оскверняет тело таким образом, что возникают какие-то проблемы. Обычно реакция людей такова, что когда у нас есть какие-то проблемы, мы хотим как можно быстрее от них избавиться. Но есть такое выражение, что форсирование решения проблем приводит к возникновению новых. И, таким образом, человек постоянно закручивается в этих вот ситуациях. И есть такое сравнение, что мир, в котором мы живем, он сравнивается с лечебницей, т.е. с больницей, в которой каждый из нас проходит какую-то терапию, чтобы выйти исцеленным».
00:37:47 А.Ю.Головинов: «От чего мы лечимся?» М.А.Суботяров: «А вот вопрос, давайте подумаем, от чего же мы лечимся?» А.Ю.Головинов: «От раги, я думаю». М.Ю.Суботяров: «Да, от раги. Эта болезнь известна: корысть, зависть, страсть. Если мы находимся в больнице – те, кто бывал в этих заведениях, знают, что обстановка там не очень веселая, не очень радостная, и поэтому её можно назвать как вишая сага, океан яда своего рода. Мне вспомнился фильм, наш любимый с вами фильм, Андрей Юрьевич, по поводу больницы, - «Целитель Адамс». Он же как раз пытался привнести в клинику эту атмосферу, которой там не хватает, атмосферу любви. Периодически появляются в нашем мире такие личности, подобные целителю Адамсу, которые хотят привнести какую-то другую атмосферу в этот мир, атмосферу любви, бхакти, как мы говорим. Он кстати потому и целитель: тот, кто исцеляет, кто делает человека более целостным».
00:39:07 А.Ю.Головинов: «Этот комментарий, который вы прочли, там говорится о том, что конституциональный тип, эта доминирующая доша или пракрити является защитой. Можно ещё раз зачитать? Как это звучит?» М.А.Суботяров: «Червяк, которого вырастили в ядовитом веществе, становится нечувствительным к привычным ему ядам. Также и доминирующая доша защищает наш тип конституции, оставаясь вредоносной для остальных типов». А.Ю.Головинов: «Получается, когда человек следует своей природе, он защищен».
00:39:41 М.А.Суботяров: «Да. Есть понятие, о котором мы уже с вами говорили, это понятие предназначения. Предназначение в значительной степени определяется телесным типом, опять же пракрити. И неспроста опять мы возвращаемся к этому термину пракрити, к природе тела. Это означает, что у нас есть определенная телесная природа, которая позволяет нам успешно контактировать с материальной природой. В случае, если мы знаем особенности своего тела, своей природы, т.е. мы следуем по пути, предначертанному нам этим типом. Но стоит нам выйти за рамки, т.е. мы начинаем действовать не сообразно своему телесному типу, как только мы выходим за пределы отведенного нам коридора, сразу начинаются проблемы. Таким образом, природа нас поддерживает, смотря как мы её применяем».
00:40:31 А.Ю.Головинов: «Это 6б-7а стих, который мы уже проходили.[санскрит] Если человек следует своей природе, то его природа сама поддерживает. Если человек не следует своей природе, то природа начинает его возвращать на место. Само слово природа, если вдуматься в это слово, говорят, прирожден к чему-то человек. Прирожден – это есть природа. Прирожденный скульптор, например. Т.е. прирожден к какой-то деятельности – это и есть следование природе определенной. Но нужно понять эти тонкости. Прирожден означает прирожден к определенному типу питания, к определенному типу поведения, к определенному типу взаимоотношений, прирожден к определенному типу эмоциональной деятельности и т.д. Нужно понять природу свою и, таким образом, мы сможем понимать природу других людей и строить с ними правильные взаимоотношения в соответствии с их природой. Т.е. понимать, что люди вокруг разные, уникальные, как вы сказали, снежинки.
00:41:54 – И к каждому сердцу, как сказано во второй главе Аштанга Хридая Самхиты в Диначарья, как вести себя в течение дня, там сказано, что нужно с каждым встречным, с каждым человеком, с которым мы встречаемся в течение дня, мы должны к каждому сердцу найти ключ, открыть его. Это означает, что мы должны учиться понимать и чужую природу также, для чего она создана, какие в ней качества заложены, какие функции. Извините, что я вас прервал, Михаил Альбертович». М.А.Суботяров: «Очень хорошее заполнение. Мне мало остается добавить, я вот немножко ещё хотел сказать, что нам не стоит игнорировать это указание на яд, ядовитость того, что нас окружает. Пусть это не выглядит таким печальным». А.Ю.Головинов: «Позитивно надо воспринимать информацию. Потому что есть ещё нектар ведь».
00:42:54 М.А.Суботяров: «Я хотел ещё одно сравнение привести. Мы рождаемся в различных телах в этом материальном мире. Мы привели пример с лечебницей, куда мы помещаемся на исцеление. Но есть ещё один пример, менее радостный, может быть. Этот мир сравнивается не с лечебницей, а тюрьмой, где мы сравниваемся с заключенными. Идея в том, чтобы нам не просто исцелиться, а как на воротах на выходе из тюрьмы висят огромные плакаты «на свободу с чистой совестью». Чтобы мы, соприкасаясь с этой материальной энергией, постарались понять, для чего мы сюда помещены. Для того чтобы очистить себя, очистить свою совесть, своё сознание, сердце и выйти на свободу таким образом».
00:43:53 А.Ю.Головинов: «Если существует яд, значит должен существовать нектар. Что подразумевается под этим словом – нектар? И вообще он звучит как амрита. Амрита означает бессмертие или отсутствие смерти, что в позитивном смысле означает жизнь, качества этой жизни. Что подразумевается под этой амритой? Что же тогда нектар? Если существует яд, должен быть нектар». М.А.Суботяров: «Давайте я скажу немного, и вы тоже добавите со своей стороны. Мы должны отличать две природы: материальную и духовную природу. Материальная природа – то, что мы сейчас обсуждали, пракрити, телесная природа.
00:44:40 – Существует ещё духовная природа. Мы, на самом деле, представляем из себя духовную природу, духовную личность, индивидуальность, душа. И эта оболочка телесная, которую мы используем, она является временной. Как в самом начале лекции вы сказали, мы временно помещены в эту оболочку в результате наших прошлых желаний, действий, заслуг». А.Ю.Головинов: «Рага является причиной того, что мы попадаем в материальную оболочку временную. Т.е. это зависть, корысть, как только в сердце возникают такие вещи, то сразу душа воплощается в тело и проходит через циклы страданий для того, чтобы избавиться от этого. А где нектар?»
00:45:40 М.А.Суботяров: «Если мы говорим, что нектар – это амрита, т.е. отсутствие смерти, то это неприменимо к понятию пракрити. Потому что пракрити, как написано в Бхагават-Гите, она временная. Реальная, но временная. Шрила Прабхупада подчеркивает в ведении к Бхагават-Гите, что не стоит поддерживать мнение, что пракрити иллюзорна. Это очень важный момент, потому что многие пишут о том, что это иллюзия, но на самом деле пракрити реальна. Но Шрила Прабхупада говорит: «Она временна». Временна – это значит, что если мы все свои чувства, желания связываем с чем-то временным, то неминуемо мы потерпим крах. Это и есть яд. Если мы говорим о нектаре, то мы должны связать своё внимание, свои цели, свои чувства, свою жизнь с тем, что является не временным, с тем, что является постоянным и стабильным. Единственным объектом, который является постоянным и стабильным, являемся мы сами, если говорить о своей природе, т.е. наша душа. Мы и есть наша душа, мы имеем духовную природу, и она постоянна».
00:47:10 А.Ю.Головинов: «Сейчас мы пришли почему-то к тому, что Аюрведа включает в себя духовные вопросы, и она не может замыкаться просто на материальной природе. Т.е. нельзя решить эти проблемы существования человека материальными средствами. Это также нужно понять. Если мы говорим про амриту и про океан яда, в который мы попали, то здесь важно понять некоторые вещи. Все зло, как сказано в Бхагават-Гите, вмещается всего в четыре вещи. Если их убрать из жизни человека, эти четыре вещи, то зла нет, а все остальное благо. Это рождение, старость, болезни и смерть. Четыре вещи, которые являются злом. В связи с тем, что этот мир наполнен, т.е. в материальной энергии присутствуют эти четыре явления, поэтому это и называют яд. Но защититься от этого яда можно путем использования той природы, которая нам дана, для того чтобы мы использовали эту природу, научились использовать её бескорыстно, т.е. мы избавились от раги.
00:48:21 – Таким образом, когда человек избавляется от раги (корысти), которая является единственной причиной болезни, как сказано в начале Аштанга Хридая Самхиты. Человек, если избавляется от раги, действует бескорыстно, он вынужден, в конце концов, принять эту концепцию Бога. Принять концепцию того, что он является душой, потому что иначе не получится. Это однозначно. Санатана-дхарма. Санатана означает вечная, вечный дух. Санатана – это и есть душа. Т.е. это она является вечной природой. А телесная оболочка, наделенная разумом, умом чувствами, она временна. И поэтому эта временность тела как раз и является тем ядом, который и отравляет нашу жизнь. Т.е. все было бы хорошо, если бы не рождение в этом мире, не болезнь, не старость, не смерть. Все было бы хорошо, все остальное является нектаром. Так написано в Бхагават-Гите.
00:49:32 – Мы должны искать эту Амриту, природу бессмертную и природу вечную. Здесь на это указывается. Косвенно, но указывается. Так как это не Бхакти шастра, нужно это понимать, то здесь не может быть прямых указаний на эти методы бхакти. Но здесь есть косвенные указания. Когда у меня выпадает такая возможность общаться с Аюрведа ачарьями, т.е. с людьми, которые практикуют Аюрведу во многих поколениях, они трактуют эти стихи именно так, они говорят, что это не прямое указание, но косвенное указание на бхакти, на преданность Богу, на духовную природу». М.А.Суботяров: «Для того мы и собираемся, чтобы это обсудить».
00:50:21 А.Ю.Головинов: «Теперь давайте мы с вами, Михаил Альбертович, плавно перейдем к понятию ниндьи. Я ещё раз прочитаю текст, концовку этого текста. Написано, что «природа, возникшая из равной пропорции трех дош, называется сама дхату пракрити. Она является идеальной и наилучшей, шриштха называется на санскрите. Природа, возникшая из сочетания двух доминирующих дошей, является ниндья, ущербной. Можно опуститься в самый низ материала сегодняшнего и увидеть, я прочту, что здесь написано. Ниндья пракрити – ущербные типы природы тела. Тема для серьезного размышления. Я начну.
00:51:11 – Ванваджа, что означает двойственные конституциональные типы, и эка доша джа включаются сюда же, т.е. однодошные типы природы, они называются ниндья или ущербные типы телесной природы. Это прилагательное ниндья происходит от слова «нинда». Нинда означает из словаря санскритского Моньера-Вильямса порицание, упрек, обвинение, осуждение, укор, позор, оскорбление, несправедливость, произвол, насилие, надругательство. Также это означает одно из 8-ми мирских состояний. Это кстати из буддистских книг взято, что это мирское состояние. Т.е. нинда – это какое-то наказание. Здесь можно сделать вывод, что когда мы говорим о трехдошной конституции самадхату пракрити, что это награда за что-то. Трехдошная конституция считается наилучшей, лучше не бывает, и это считается наградой. А те природы, которые начинаются с двух дош, также однодошные являются неким наказанием. За что, Михаил Альбертович, как вы думаете? Что это за ущерб, упрек, осуждение, укор нам делает природа? Я знаю, что вы эту тему очень хорошо объясняете на лекциях, я бы хотел послушать».
00:53:00 М.А.Суботяров: «Это чересчур, что я очень хорошо её объясняю, тем более что у меня самого двойная конституция. Давайте лучше порассуждаем. Для того мы здесь и собрались. Наверное, ключом к пониманию того, что есть награда и наказание – наказание мы, наверное, в кавычки возьмем, не в буквальном смысле, а как урок определенный, позитивно. Ключом к пониманию этого вопроса является такое понятие, как злоупотребление свободой выбора человека в прошлом. Мы живем не одну жизнь, и нам дана всегда свобода выбора, у каждого из нас она существует. Мы можем её использовать правильно, т.е. согласно своему предназначению, той природе, которая у нас имеется, тогда мы становимся гармоничными. Т.е. мы не злоупотребляем тем, что нам дано, в то же время используем это правильно».
00:54:18 А.Ю.Головинов: «Например, я имею однодошную конституцию, и если я её использую правильно, не злоупотребляю, то тогда я буду чем-то награжден. Я правильно понимаю?» М.А.Суботяров: «Да, это можно так понять. Или вы имеете в виду в прошлом?» А.Ю.Головинов: «Ну да, и сейчас я закладываю будущее свое». М.А.Суботяров: «Да. Давайте конкретные примеры приведем. Если, например, человек имеет преобладание Ваты доши, но он стремится занять лидерскую позицию в этой жизни. Лидерская позиция предполагает доминирование элемента огня, т.е. это Питта доша. Таким образом, мы начинаем перенапрягать своё тело, изменять его, увеличивать в нём то, что не является достаточным. В данном случае элемент огня. Получается, что в следующей жизни такой человек будет лишен возможности использовать эти лидерские качества».
00:55:36 А.Ю.Головинов: «А если человек Питта доши злоупотребил властью, например, то он также может быть лишен Питты?» М.А.Суботяров: «Да. Или он будет иметь ослабленную Питта конституцию, которая также будет постоянно выходить из равновесия за счет того, что у него будет склонность к злоупотреблениям. Т.е. врожденная психоэмоциональная склонность к злоупотреблениям, в основном, связанная с раджасом. Чаще всего так бывает. В результате его действий он будет, как здесь перевод дан нинда – порицание, упрек, обвинение, осуждение, укор, позор, - он будет так выглядеть в социуме, что результатом его деятельности будут эти явления. Люди будут его упрекать, сама природа будет упрекать через болезни, например, через негативные ситуации. Помните, мы говорили: один из переводов слова саттва – это безупречность, т.е. никто не упрекнет тебя. Если ты находишься в саттва-гуне, всё действует гармонично, кто ж тебя будет упрекать».
00:56:56 А.Ю.Головинов: «Как отсутствие упрека может возникнуть тогда самадхату пракрити? Если человек саттвично себя ведет, то он в следующей жизни может быть награжден самадхату пракрити?» М.А.Суботяров: «Мы можем это предполагать, но не 100%. Трехдошная очень редко встречается конституция, но саттва гунна предполагает гармонизацию той конституции, которая уже есть у человека. Несмотря на то, что у человека может быть хина, ослабленная конституция, платформа саттва гуны позволяет гармонизировать ее. Т.е. находить выгоду в невыгодной сделке через саттва гуну».
00:57:45 А.Ю.Головинов: «Трехдошная конституция, самадхату пракрити, сама переводится как гармоничный и дхату – как устойчивый. Награда в чем? Что человек очень устойчив к болезнетворным факторам, во-первых. Во-вторых, он очень устойчив по жизни. Например, он может заниматься любой деятельностью, которой могут заниматься люди разных конституциональных типов. Универсал. Человек эка доша джа пракрити имеет определенные гуны, качества, и он ими ограничен. Он не может проявить природу Питты или Капхи в деятельности какой-то. Или в питании он должен очень строго придерживаться Вата диеты. Эка доша джа, почему она слабая? Если человек в питании, например, чуть отступит от предписанной ему диеты, это сразу сказывается на состоянии его здоровья. Двухдошные имеют более широкий диапазон.
00:58:50 – А трехдошный очень приспособлен к жизни. Он может заниматься любой деятельностью, его не сильно выводит из равновесия нарушения в питании, например, он очень устойчив. Поэтому это является наградой, очень редко встречается. Это большая удача, которую человек сам обрел. На самом деле удача зависит от наших действий в прошлом. Такому человеку гораздо легче находиться в материальном мире. Но можно ли, Михаил Альбертович, здесь сказать, что в принципе, если человек имеет однодошную или двудошную конституцию, если он строго следует предписанной ему деятельности в питании, поведении, правильно со временем живёт в сутках, году, можно ли сказать, что также он защищен?»
00:59:58 М.А.Суботяров: «Добавлю условие: если при этом он встает на платформу саттва-гуны, то тогда да. Саттва гуна уравновешивает, гармонизирует даже то, что выведено из равновесия изначально». А.Ю.Головинов: «Т.е. это становится платформой, тогда материальная природа не сильно беспокоит человека. В саттва гунне человек находится в состоянии равновесия, и болезни не сильно касаются его. Я правильно понял?» М.А.Суботяров: «Это как условие. Если человек следует всему строго согласно своему типу конституции, но при этом не встает на платформу саттва гуны, что в принципе, возможно, то тогда это будет зыбкая платформа материальная, его тела. Потому что любое отклонение может вызвать проблемы со стороны здоровья, например, или психоэмоциональные проблемы. Саттва гуна гаромнизирует».
01:01:10 А.Ю.Головинов: «Можно ли тогда сказать, что целью Аюрведы является выведение человека на платформу саттва гуны?» М.А.Суботяров: «Если мы говорим о терапевтических целях, то здесь два момента можно выделить. Первый – то, что вы сейчас назвали, и он основной, это выход на платформу саттва гуны. Потому что это единственная платформа, на которой человек может заниматься самоосознанием, а это и есть последующий этап, следующая цель аюрведической традиции. Второй момент, который дополняет именно на телесном уровне переход на платформу саттва гуны, это уравновешивание телесных дисбалансов.
01:01:57 – Т.е. есть 20 качеств материальной энергии, которые объединены в 10 противоположностей. Природа подразумевает, что у нас есть перекос в какой-то полюс, в какую-то одну сторону, например, преобладает сухость или легкость. Тогда мы должны действовать по принципу противоположного. Это тоже одна из целей Аюрведы – уравновешивание телесной природы. Например, у нас Вата доша доминирует, избыток сухости. Нужно постоянно об этом думать: сухость кишечника, сухость кожи, сухость эмоциональная и т.д. Нужно увлажнять, промасливать постоянно. Но если человек находится на платформе саттва гуны, то он уже действует естественным образом».
01:02:47 А.Ю.Головинов: «Получается, именно саттва гунна позволяет увидеть свои качества правильно и правильно подобрать эти противоположности. Выбрать род жизнедеятельности для себя и гармонизировать. Именно саттва гунна – платформа, с которой мы можем увидеть свои злые качества телесные, и дальше двигаться. Эта платформа необходима, чтобы развиваться духовно. Хотя ведь иногда бывает так, что страдания вынуждают человека обратиться к духовности, но именно на пути духовности все равно придется достигнуть платформы саттва гуны, иначе не продвинешься далеко.
Ответы на вопросы
Как деятельность отца влияет на ребенка?
01:03:35 – Может быть, мы перейдем к вопросам?
Наталья: Вопросов накопилось не так уж и мало. Я начну их зачитывать. Вопросы поступали во время всей лекции. «Скажите, пожалуйста, а деятельность отца влияет на ребенка? В какой степени по сравнению с матерью?»
А.Ю.Головинов: «Деятельность отца в момент вынашивания ребенка сказывается на состоянии матери, таким образом косвенно влияет на состояние ребенка. Естественно, если отец совершает неблаговидные поступки, мать это будет беспокоить, это будет сказываться на состоянии ребенка. Одна семья – это как одно тело нужно рассматривать. Если отца рядом нет, тогда больше зависит от матери. В соответствии с ведической традицией отец ребенка и вообще вся семья, включая и поколение старшее, т.е. это бабушки и дедушки, - все они должны обеспечить очень мирную, тихую атмосферу для матери, которая вынашивает ребенка.
01:04:54 – Мать, например, в момент беременности, в связи с ведической традицией если рассматривать, не должна работать. Она должна находиться дома практически всю беременность, она даже домашнюю работу не должна выполнять. Только то, что ей хочется, и что по силам. Ее ограждают от всей домашней деятельности практически. В тот момент, когда она рожает, и после того, как она родила, 40 дней её вообще не трогают, её выхаживают после родов. Ей делают масляные растирания, и ребенку тоже 40 дней делают масляные растирания. Только после 40 дней приглашают родственников и друзей, чтобы показать ребенка. Ограждается потом мать, когда она кормит ребенка. Это основной деятельностью считается. Это все должен обеспечить отец в первую очередь, т.е. спокойное состояние матери.
01:05:49 – Если состояние матери уравновешенно, тогда будет уравновешено и состояние дош, не будет большого влияния негативного. Очень часто бывает так, что дети могут из-за того, что отец, я в своей практике это очень много встречал, что дети рождаются больными из-за того, что отец неправильно себя вел в момент развития плода внутриутробный. Например, оскорблял мать, ругал, иногда избивают, знаете, бывает и такое, изменяют, например. Женщины это очень плохо переносит, в связи с этим ребенок рождается потом больным. Состояние матери очень сильно сказывается на плоде».
Как определить пракрити если ребенок родился незоровым?
01:06:50 Наталья: Вопрос номер 2. «Скажите, пожалуйста, если ребенок рождается нездоровым, как определить его пракрити?».
М.А.Суботяров: «Думаю, на этот вопрос мы будем чуть попозже отвечать. Если у нас останется время, я хотел бы сегодня рассказать о том, как определять пракрити у любого человека по карте рождения, т.е. по гороскопу. На это понадобится минут 10-12, чтобы я рассказал коротко, самое основное. Это не связано с тем, здоровый или нездоровый ребенок родился, мы же определяем врожденную конституцию, пракрити, и она не меняется в течение всей жизни. Изначальная конституция никогда не меняется. В течение жизни на неё могут влиять различные внешние факторы. Мы можем исходить из того, что эти влияния не изменяют нашу конституцию, а как бы накладываются на нее. Но изначальная конституция никогда не меняется».
Как усились свою природу?
01:08:03 Наталья: Вопрос номер 3. «Скажите, пожалуйста, если у человека хина пракрити, что надо делать: постоянно поддерживать пракрити или можно её усилить?»
А.Ю.Головинов: «Можно усилить хина пракрити путем правильного следования предписанной деятельности. Если мы разбираем 7 типов конституции, то хина пракрити – это однодошные. Здесь нужно очень-очень строго следовать тому, что предписано для данной доши. Это раз. Если мы смотрим среди однодошных, то самая слабая – это Вата доша. Здесь наиболее строгим нужно быть относительно питания, поведения человеку Вата. Это два. Третий момент: нужно усиливать оджас. Мы ещё будем говорить об этом, просто мы вперед не можем забежать.
01:08:56 Оджас – это такая сила, которая предохраняет тело человека от болезней, с одной стороны. С другой стороны, это та же самая сила, она дает способность сопротивляться болезни, если она пришла. Это то, что у нас сейчас называют иммунитетом, хотя бы я такие параллели не проводил. Т.е. укрепляя оджас продуктами, которые содержат в себе много оджаса. Например, горячее молоко на ночь пить, топленое масло, мед. Усиливает оджас поведенческие расаяны, т.е. когда человек делает другим добро, - мы будем говорить об этом, когда вторую главу будем изучать, - таким образом, он усиливает свою конституцию. Называется это сат-ачара-расаяна, когда человек делает правильные поступки, таким образом, природа вознаграждает его здоровьем. Вот как усиливается.
01:09:58 – Есть продукты, например, которые забирают оджас. Например, мясо считается продуктом, который оджаса много не дает, скорее, забирает. Или гнилые продукты, например, обычный ферментированный сыр. То, что сейчас у нас продают, эти гнилые сыры, как мы их называем между собой, т.е. твердые ферментированные сыры, они требуют для своего переваривания энергию оджаса. Потому что там гниение происходит, ферментирование. Есть даже гнилые сыры с запахом, французские, их так ценят, с плесенью, вот такие продукты забирают оджас. Укрепить свою хина-пракрити, если мы получили её, можно путем правильного следования тому, что предписано для данной конституции, и укрепление оджаса, иммунитета. Также по поведению есть то, что укрепляет, есть то, что разрушает. Например, если мы совершаем злодеяния, тогда это нас ослабляет ещё больше».
Как доши связаны с ДНК
01:11:20 Наталья: Вопрос следующий. «Скажите, пожалуйста, связаны ли как-то доши с генетическим кодом человека?» М.А.Суботяров: «Безусловно. То, что генетики пытаются прочитать через понятие генетического кода или ДНК, это научное усложнение того, о чем легко и просто написано в Аюрведе, на самом деле. Они приходят к тому же самому. Я по секрету открою: мне приходится в силу своей профессиональной деятельности преподавать студентам клиническую генетику. Те вещи, которые описываются генетическими терминами, очень сложны для понимания, но фактически ученые приходят к тому же самому, о чем мы говорим в Аюрведе, те же факторы, которые влияют. На это уходят многие годы, десятилетия, чтобы всё это разобрать, но в Аюрведе это давным-давно известно. Гораздо проще, мне кажется, изучить Аюрведу для этого».
Почему ослабевает организм и теряется оджас
01:12:50 А.Ю.Головинов: «Я бы ещё про оджас хотел сказать немножко. Те факторы, что может влиять на ослабление оджаса. Когда человек очень много работает физически или умственно. Слишком много, перерабатывает. У нас сегодня это болезнь вообще в обществе. Я каждый день принимаю людей, обычно раз в день я встречаю пациента, который страдает трудоголизмом – по 12 часов в день работает. Из-за этого очень сильно ослабляется оджас. В Аюрведе сказано, что активно человек должен работать 4 часа. Затем, отсутствие пищи, когда человек недоедает. Даже если он будет следовать диете, которая предписана для его конституционального типа, но недоедать, недополучать питательных веществ, оджас будет ослабляться. Слишком сухая пища ослабляет оджас, т.е. пища должна быть маслянистая обязательно. Это очень важный фактор, особенно для людей Ваты, хина пракрити. Больше масла нужно употреблять, особенно топленого.
01:14:11 – Затем, есть несовместимость пищевая, об этом мы ещё будем говорить. Когда несовместимые продукты одновременно используются, это сильно ослабляет устойчивость тела, оджас. Чрезмерные размышления. Когда человек очень много беспокоится, в его уме очень много размышлений, суетливый ум, когда человек не может остановиться, думает, думает, думает, что делать, кто виноват, эти извечные вопросы. Ложится спать и думает, не может уснуть, у него в голове крутится диалог постоянный, это приводит к ослаблению оджаса. Внутренний безостановочный диалог. Тревоги, горе, гнев, страх – такие эмоции отрицательные, поведенческие факторы. Недосыпание. Когда человек недосыпает, также ослабляется оджас. Травмы физические и психические.
01:15:02 – Также иногда происходит атака микроорганизмов в момент эпидемий инфекционных болезней, в это время ослабляется оджас. В этот момент нужно укреплять оджас определенными средствами. Когда будем изучать оджас, я буду об этом ещё говорить. Также в Аюрведе есть такой момент, что злые духи могут нападать на человека, таким образом ослаблять его оджас, т.е. какие-то тонкие существа. Истощение тканей может приводить к истощению оджаса, особенно истощение шукры, семени. Когда человек теряет много семени, то оджас ослабляется. Т.е. должна быть очень урегулированная половая жизнь, человек должен чувствовать этот момент, когда терять, а когда нельзя терять семя. Если мы говорим об обычных мирских людях, в Ману Самхите очень интересно сказано, что терять семя мужчине положено один раз в месяц. Тогда, даже если он в семейной жизни живет, это приравнивается к брахмачарье даже.
01:16:22 – Что еще? Потери крови, например. Или избыточное выделение Капхи, когда, например, делают рвотные процедуры (оджас очень сильно связан с Капха дошей, это его тонкая форма), избыточные очистительные процедуры. Мы сегодня сказали, например, что не всем показана Шанк Пракшалана. Людям Ваты, например, она просто противопоказана. Сегодня у меня была на приеме одна женщина, которая делала Шанк Пракшалану, и все у нее было хорошо, кроме того, что у нее вдруг резко стала болеть поясница. Это указывает на то, что Вата доша вышла из равновесия. Отравления ядами. Например, теми ядами, которыми мы травимся каждый день: кофе, чай, алкоголь, табак, наркотики. Эти факторы очень сильно ослабляют человека».
01:17:22 Наталья: «Вопрос следующий. Получается, избавление от раги – это основная цель исцеления?» А.Ю.Головинов: «Да, мы об этом уже очень много говорили. Односложный ответ». М.А.Суботяров: «Я тоже говорю да». Наталья: «Следующий вопрос. Мне астролог сказал, что у меня Вата доша не делает вреда, а Питта доша разбалансирована. Можно было бы объяснить, что это значит. Дополнение: пракрити Вата, викрити Питта». М.А.Суботяров: «Викрити определяется не с помощью гороскопа, викрити определяется с помощью признаков, которые есть у пациента. А по гороскопу мы определяем пракрити». А.Ю.Головинов: «Там написано, что пракрити определили как Вату, а викрити как Питту, видимо, уже не по гороскопу, а по текущему состоянию».
01:18:58 М.А.Суботяров: «Это означает, что викрити имеет природу огня, природу Питта доши. В первую очередь, нужно балансировать Питту, которая выведена из равновесия. Т.е. это будет определенный период терапии, в течение которого нужно четко отследить, когда будут устранены симптомы дисбаланса Питта доши, чтобы затем перейти на тип поведения, необходимый для Вата пракрити». Наталья: «Где найти таблицу совместимости продуктов? Такой практичный вопрос». А.Ю.Головинов: «Именно аюрведическую таблицу? Я попробую найти за это время и вам переброшу». Наталья: «Давайте вы найдете это в течение недели до нашего следующего эфира, и мы эту таблицу сможем». А.Ю.Головинов: «А у нас не будет же следующего эфира?» Наталья: «Эфир будет в 2008 г.». А.Ю.Головинов: «А я уезжаю же завтра?» Наталья: «Вы вернетесь, и мы продолжим». М.А.Суботяров: «У меня есть эта таблица совместимости, я её могу сбросить, вы её на сайте могли бы разместить».
01:20:33 Наталья: «Еще вопрос: при травме позвоночника, а точнее грыжа Шморля, как можно себе помочь? Болит сильно». А.Ю.Головинов: «В какой части позвоночника, это также очень важно. При этих грыжах делают процедуры специальные аюрведические из Панчакармы. Самая первая процедура, которая должна делаться, - это то, что называется басти. Я имею в виду ванночки из масла на ту область, где находится грыжа». М.А.Суботяров: «Может быть, слушатель напишет, откуда он. Мы могли бы порекомендовать, куда обратиться за процедурами». А.Ю.Головинов: «При грыжах поясницы делается кати басти – поясничные ванны. Делается из теста, лучше всего взять тесто, напополам сделанное из муки ячменной и муки маша, это зеленый горошек такой мелкий, можно взять просто гороховую муку, но лучше всего маш и ячмень, соотношение 1:1. Из этого делается тесто, из теста делается бублик, баранка большая где-то сантиметров 15 в диаметре, и он кладется прямо вокруг того места, центром является то место на позвоночнике, где боли больше всего. Лучше всего, где именно грыжа, боль может и радиировать.
01:22:40 – Этот бортик из теста очень тщательно приклеивается к телу, коже. Нужно просто его приклеить надавливанием большим пальцем изнутри и снаружи. Потом туда наливается горячее масло. Обычно используют специальные масла. В Москве можно найти в аюрведических магазинах масло, которое сильно не распространено, это Маха Нараяна Тайла. Это масло нагревается до достаточно высокой температуры, она должна быть терпимой. Нужно проверять температуру масла на внутренней стороне руки, предплечья. Оно не должно обжигать, но должно быть как можно более горячим. И наливается. Обычно ставятся два пальца на кожу внутри этой баранки, человек льет на свои пальцы, и через пальцы это протекает, чтобы контролировать температуру, чтобы не было слишком горячим. Оставляется на какое-то время. Какое время? Просто палец туда опускаем в масло. Если оно остыло уже, то заменяется, вычерпывается. Обычно это делается куском ваты, вата опускается и впитывает в себя. Только вату нужно хорошую хлопковую, не синтетическую, иначе ничего не впитает.
01:24:15 – Наливается масло на два пальца где-то, 3-4 см. Чем выше бортик, тем лучше. Держат масло минут 5-10, оно остывает. Если сильный избыток ветра, то очень быстро остывает масло. Интересный такой феномен, как бы забирает тепло тело очень быстро. Потом вычерпывается, т.е. опускается кусок ваты или деревянной ложкой можно, и подлить опять туда масло горячее. А то масло, которое мы забрали, опять отжимается в посудину, где греется масло. И так по кругу в течение минут 30-40, можно до часу. Но лучше минут 30-40, чтобы не переусердствовать, не перегреть. Перестараться можно легко. Лучше всего это сделать в течение двух недель эту процедуру, каждый день во время Ваты с 4 до 6 часов утра либо вечера лучше всего.
01:26:00 – Кроме этого, можно ставить ещё микроклизмы, которые называют в Аюрведе Матра басти. Я другие не советовал бы делать, потому что можно наслаждения всевозможные получить. Берется масло, лучше всего, т.к. у нас нет специальных для клизм масел, степень уваривания такого масла должна быть мягкой, но в принципе можно использовать то же самое Маха Нараяна либо взять кунжутное масло, где-то 70 мл. Ставить лучше всего после завтрака, при этом кишечник должен быть опорожнен до завтрака. Только клизма масляная ставится не из резиновой груши ни в коем случае, а из шприца Жане. Если у него наконечник недостаточно длинный, то одевают ещё катетер резиновый, и вводят это масло внутрь, т.е. изнутри нужно промаслить. Это проблема Вата доши, особенно если это поясничный отдел позвоночника. Первое действие, которое нужно совершить, - это промаслить и прогреть.
01:27:42 – Внутрь можно ещё принимать лекарство Ватари Рас или корень клещевины. Есть касторовый куст, клещевина. Касторовое масло делают из семян, а вот корень клещевины принимать внутрь можно от 1 до 2-х ч.л. 3 раза в день до еды минут за 20-30. Отвар надо делать или настой горячий. Корень клещевины в Аюрведе называется эранда. Можно поискать в аюрведических магазинчиках. Если Ватари Рас, можно попринимать таблетки по две 3 раза в день перед едой минут за 30. Только толочь их обязательно нужно». Наталья: «А кусочек теста замешивать на воде?» А.Ю.Головинов: «Просто на воде».
01:29:11 Наталья: «Как вы назвали масло, которое нужно заливать в этот круг – Маха Нараяна…?» А.Ю.Головинов: «Тайла. Тайла происходит от слова тила санскритского, что означает кунжутное масло, оно на основе кунжутного делается. Маха Нараяна запомнить достаточно легко». Наталья: «Если человек не сможет найти это масло?» А.Ю.Головинов: «Тогда нужно найти кунжутное масло либо горчичное. Это снимает боли очень быстро, облегчает состояние. Тут надо смотреть снимки, все остальное, чтобы сказать, каких результатов мы можем достичь. Но бывают случаи, когда грыжи Шмырли лечатся с помощью таких процедур».
01:30:14 Наталья: «Я слышала, что такое можно только при помощи операции излечить». А.Ю.Головинов: «Я каждый день это слышу, когда люди ко мне приходят, я их убеждаю в обратном. Операция на позвоночник – это последнее дело, только при очень серьезных показаниях. Потому что очень много осложнений после этого бывает, неблагоприятных исходов. Лучше осторожно такими методами, о которых мы сейчас говорим. Очень хорошо эти проблемы лечат в Южной Индии, грыжи Шморли, с помощью Панчакармы. На месяцок туда надо уехать, посвятить этому время и забыть про эту проблему надолго или навсегда».
01:31:37 М.А.Суботяров: «Я расскажу, как с помощью ведической астрологии, составления гороскопа определять пракрити. Я дам общую схему, более точно может определять только профессионал. Необходимо в первую очередь иметь компьютерную программу, с помощью которой составить свою карту рождения, свой гороскоп натальный. В интернете сейчас множество программ по Джйотишу, ведической астрологии, поэтому можно скачать. Например, программа Grahas и т.д. Или англоязычная, или русскоязычная программа – взять и использовать ее. Когда составляется гороскоп, отсюда мы и начнем плясать, есть несколько параметров, которые участвуют в формировании пракрити. Самые главные три, это: положение Солнца, Луны и асцендента – линии горизонта на момент рождения. Асцендент также называется на санскрите Лагна.
01:32:45 – Почему именно асцендент входит в тройку самых главных параметров, потому что многие, определяя пракрити с помощью других методов, не учитывают асцендент. Это ошибка, потому что асцендент вносит большой фактор в формирование типа конституции. В принципе, даже по этим трем показателям уже можно видеть ориентировочно, какая конституция у человека по положению в знаках, т.е. где находится асцендент, Солнце и Луна. Особенно для мужчин важно, где находится Солнце, а для женщин – Луна. Эти три параметра, если каждый из них мы можем рассматривать как стопроцентный вклад в формировании конституции, то другие планеты вносят меньший вклад. Могу ориентировочно сказать в процентах или в баллах, какое соотношение вклада.
01:33:40 – Как определить, как влияет на формирование конституции та или иная планета? Нужно посмотреть, в каком знаке она находится. Итак, у нас есть 12 знаков зодиака и соответственно 3 доши. Для каждой доши у нас получается 4 знака. Положение той или иной планеты или асцендента в воздушных знаках, это Близнецы, Весы и Водолей и также знак Девы, положение в этих 4-х знаках определяет вклад в формирование Ваты доши. Положение планеты или асцендента в огненных знаках, это Овен, Стрелец и Лев, а также Скорпион, определяет вклад в формирование Питта доши. Остальные знаки – два земных и два водных знака, это Козерог, Телец, Рак и Рыба – вносят свой вклад в формирование Капха. Мы можем даже посмотреть эти три показателя, где они находятся: асцендент, Солнце и Луна, это уже позволяет увидеть тенденцию, потому что они вносят основной вклад.
01:35:10 – Если они вносят за 100%, возьмем вклад в формирование типа конституции, то такие планеты, как Марс, Меркурий и Венера вносят примерно на 60% каждый. Юпитер и Сатурн примерно на 40%, Раху и Кету – примерно на 20%, меньше влияния. Я могу на примере. У меня перед глазами гороскоп, составленный в процессе нашего эфира. Я сейчас просчитаю тип конституции, каждый сам может это сделать затем самостоятельно. Мы запишем: Вата, Питта, Капха и будем смотреть, какой вклад вносит в формирование этого типа та или иная планета. Мы можем взять условно асцендент, Солнце и Луна - 5 баллов; Марс, Меркурий и Венера – 3 балла; Юпитер, Сатурн – 2, Раху и Кету – 1 балл.
01:36:30 – Мы видим, что в гороскопе, который у меня перед глазами, асцендент находится в Близнецах. Близнецы – это знак воздуха, 5 баллов для Ваты записываем. Солнце находится в Скорпионе, это Питта, 5 баллов в Питту. Луна в Овне, это тоже огненный знак. Причем, для женщины более важно положение Луны, это будет очень многое определять, особенно со стороны ментальной конституции. Значит, 5 баллов ещё для Питты мы записываем. Дальше, Марс в Близнецах и Меркурий в Весах по 3 балла дают ещё в Ватта дошу, это оба воздушные знаки. Венера в Деве – земной знак, но тоже для Вата доши, ещё 3 балла в Вата дошу. Юпитер и Сатурн находятся в водных знаках Рыбы и Рака, т.е. мы ещё по 2 бала записываем в Капха дошу. У нас остались Раху и Кету. Я проанализировал ваш гороскоп, Наташа, и получилось, что Вата 15 баллов, Питта 11 и Капха 4. Такую конституцию, пракрити, мы можем определить как Вата-Питта».
01:38:00 А.Ю.Головинов: «Наташа, по-моему, так и предполагала». Наташа: «Я умудрилась попасть на приём к Олегу Геннадьевичу Торсунову, рассказав о всех своих трудностях, о том, что мне внутри жарко, а снаружи холодно. Он сказал: «Питта-Вата». М.А.Суботяров: «Мы определили ту же самую конституцию. Наши слушатели могут самостоятельно каждый просчитать, как раз будет перерыв между лекциями. К следующему циклу лекций можно будет подготовиться, чтобы уже знать свой тип конституции, свою пракрити». Наталья: «Лекции выкладываются на сайте в разделе Аюрведа. Всегда можно скачать через день после эфира. До новых встреч, оставайтесь с нами».