Посвящение

22 октября 2004
Посвящение — шанс попасть в мир милости. Что такое инициация? Что происходит во время инициации? Признаки подлинной инициации. Наставления Гуру при инициации. Неискреннее поклонение Богу – это поклонение себе. Вера – высочайшее богатство. Причины духовного поиска. Почему люди поддаются соблазну разменять высший идеал? Почему нужно потерять все надежды на пути бхакти? Нужно ли человеку после пятидесяти лет оставить свой дом и уйти в лес? Чем опасно искусственное отречение? Что значит обрести полное бессилие и отчаяние на пути бхакти? Псевдовайшнавы. Чем страшна имитация преданности? О продолжительности жизни в другие эпохи. Почему мы живем в надежде на счастливую жизнь в будущем? В чем истинный смыл жизни и в чем заблуждается акмеология - наука о смысле жизни?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:00:09 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 313 | скачано: 398 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Посвящение — шанс попасть в мир милости

00:00:00 — Я хотел спросить, Махарадж. Посвящение, инициация. Я слышал, вы даете шанс получить шанс или она имеет еще какой-то сокровенный смысл?
— Шанс получить шанс. Хорошее определение.
— Может, есть смысл, который мы не знаем, еще более такой глубокий?
— А этого мало?
— Много. Мы ненасытные. Надо все знать.
— А можно ли вот, допустим, получив инициацию, от темы вайшнавизма на обычные потом отойти и все?
— Конечно.
— Инициация не будет иметь никакого смысла для этого человека.
— Да.
— А для Гурудева?
— В смысле? Гурудева задача дать шанс. Он шанс дал.
Милость.

00:01:07 — Просто я еще в ИСККОНе будучи, слышал, что вот, почему там трудно получить инициацию, потому что...
— Потому что там милость ограничена?
— Нет, потому что учителя после инициации начинает, грубо говоря, глючит материальный мир. Там вот учитель дал инициацию. На физическом уровне это будут какие-то страдания.
— Ну, да. Поэтому эти учителя, они не дают инициацию. Они боятся за свои физические тела, да? Боятся пострадать?
— Ну, наверное.
— Ну, да.
—Наши учителя не боятся пострадать.

00:01:53 — Если ученик падает...
— Так.
— Гурудев будет страдать может и не на физическом уровне. Я, наверное, неправильно понял. Наверное, на душевном уровне страдания, т.е. то, что его ученик упал.
— Да, поэтому эти учителя из мира справедливости. Они тебе дают за что-то. В мире справедливости надо быть уверенным, что не ошибешься. Я дам тебе инициацию, но я должен быть уверен, что ты не падешь. Нужна как бы страховочка, заручиться. В этом нет ничего плохого. Проблема лишь в том, что этот учитель не из мира милости, а из мира справедливости. И куда ты получаешь инициацию? Во, что ты получаешь посвящение? В какой мир? Если учитель из мира справедливости, в какой мир ты получаешь инициацию? В мир справедливости. Все, понятно и логично.
— Т.е. ИСККОН проповедует мир справедливости?
— Я не знаю. Я про ИСККОН мало, что знаю. Я говорю про каких-то учителей.

00:03:06 — Просто там, чтобы получить инициацию, я с одним преданным разговаривал. Он был в шоке немножко: "О, в Шри Чайтанья Сарасват Матх так легко получить инициацию". Достаточно только желания искреннего. В ИСККОН нужно минимум читать шестнадцать кругов. Минимум полтора года ждать.
— А что читать?
— Нужно каждые пять часов утра вставать, поклонения.
— Определенный уровень, короче, нужен духовный.
— Ну, да. Это и есть мир справедливости. Тебе дается инициация за заслуги, за какие-то заслуги: за то, что ты достиг чего-то. Тебе за то, что ты чего-то достиг, тебе дают милость. Эта милость обусловлена твоими достижениями. Что это называется? Это называется немилость. Это называется обмен.

00:04:12 — Но с другой стороны каждому первому встречному давать инициацию, это тоже, наверное, по-моему мнению, это не совсем верно.
— Совершенно верно. Не надо давать каждому первому.
Пьянице, наркоману дать инициацию, какой смысл?
— Никакого смысла, а если он попросит?
— Для чего?
— А тебя это не должно интересовать.
— Он может соврать. Глупости такие. Имена у вас интересные. Хочу тоже иметь такое имя. Дайте мне такое имя.
— Имя дадим, конечно. Два можно дать, три, сколько хочешь.

00:04:43 — А потом, что значит, повторять полтора года? Что повторять полтора года?
— Шестнадцать кругов минимум.
— Шестнадцать кругов чего?
— Джапы.
— Какой джапы? А что это такое?
Махамантру.
— А если тебе еще не дали, как ты её повторять будешь?
— Как мне один преданный объяснил, это наказ Шрилы Прабхупады.
— Значит, ты уже инициацию получил от Прабхупады. Правильно? Не, а что? Тебе надо повторять шестнадцать кругов. А шестнадцать кругов чего?
— На четках.
— Значит, ты получил Махамантру. Значит, ты ученик Прабхупады.
— Я понимаю, что так.
— Все, тогда. Зачем тогда тебе у кого-то еще просить добавку?

Что такое инициация?

00:05:25 — Инициация, это когда ты от кого-то получил. Инициация — начало. Initial, т.е. инициализация. Ты получаешь некую молитву, мантру. Тебя вводят куда-то. Если ты от Прабхупады получаешь мантру и полтора года повторяешь эту мантру. Что ты тогда будешь через полтора года получать, если ты её уже повторяешь?
— Ну, как я понял. У них даются четки простые. Я спросил: "Четки из туласи?"
— Про четки меня не интересует. Продаются четки, дается. Неважно. Что на них надо повторять?
— Махамантру Харе Кришна шестнадцать кругов полтора года.
— А как ты её будешь повторять, если ты её не получил?
— Значит, ты мантру от Прабхупады получил. По логике вещей, если я повторяю шестнадцать кругов Махамантры, через полтора года ко мне кто-то подходит и говорит: "Давай, я тебе еще Махамантру дам!" А что же, извините, тогда я повторял эти полтора года? Тренировался что ли?
— Может быть так.
— Тренировался, учился плавать, но потом тебе воду еще налили. В бассейн воду. Сначала ты учился нырять, а потом тебе в бассейн воду налили. Да?
— [Не слышно] не говорит.

00:06:43 — Ну, ты спроси, что же они тогда повторяют, если им мантру только через полтора года дадут?
— Повторяют просто слова.
— А зачем тогда их повторять?
— Джай, мантра. Официально. Так они неофициально, а так официально. Подключат к сети, лампочка загорится. Теперь ты имеешь право. Четки из туласи.
— Т.е. до этого я ничего не повторял, получается?
— Повторял Харе Кришна.
— Но, я не повторял Святое Имя. Я повторял Харе Кришна, но это не было святым именем. Святое имя мне дадут только через полтора года.
— Нет, повторял. Бхактиведанта Свами... Они же читают пранаму Бхактиведанте Свами и как бы с его милости.
— Вот, зачем тогда нужно еще один раз получать, если с милости Бхативеданты Свами я повторяю шестнадцать кругов?
— Т.е. можно купить в магазине четки, начать повторять и считать, что ты инициирован.
— По логике вещей там так.

00:07:43 — Пошел в магазин. Но они не из туласи, как говорят.
— Не из туласи.
— А четки из туласи нельзя купить?
— Только после инициации.
— Т.е. до этого не продается?
— Продается только инициированным.
— А в Индии заказать?
— Я могу свои четки сделать.
— Я хочу купить четки из туласи. Ты на инициацию хочешь получить? Нет.
— А те не продадим?
— А те только.
— Ну, а если ты в два раза больше заплатишь?
— Можно же просто сказать при инициации.
— Т.е. что ты повторяешь? Какую Харе Кришну ты повторяешь, если тебе её еще не дали? Задание на произношение что ли? Артикуляцию, дефект речи исправляешь: Харе Кришна Харе Кришна, да? А потом тебе говорят: "А вот теперь тебе Святое Имя. — А какое оно? — Харе Кришна Харе Кришна". Общество клоунов.

Что происходит во время инициации? Признаки подлинной инициации

00:08:50 — Что происходит во время инициации?
— Тебе дают шанс.
— А так я сам не могу взять шанс? Прочитав книги Шрилы Прабхупады, начать повторять Харе Кришна?
— Можешь.
— А для чего тогда смирение, склониться перед Гурудевом?
— Потому что Гурудев дает тебе Святое Имя. Он говорит: "Я это Святое Имя получил от своего учителя. Тот получил от своего учителя и так Святое Имя приходит по цепи учителей. Я тебе его сейчас даю. Я её даю тебе, и я тебя называю другим именем. Ты мне даешь плоды своего труда: яблоки, бананы. Ты предлагаешь. Ты отказываешься от плодов своих трудов. То, что ты приобрел в прошлых жизнях или в этой жизни: свои представления, свой опыт, представления о добре и зле, представления об этом окружающем мире. Это все ты мне отдаешь. Мы это все бросаем в огонь, и теперь этого нет. Взамен, ты получаешь Святое Имя". Т.е. ты начинаешь мир смотреть не своим умом, т.е. не своими глазами, как ты до этого делал, а я тебе даю. Учитель говорит, что чакшур унмилитам йена. Твои глаза смачиваются бальзамом знания, бальзамом бхакти и ты начинаешь мир по-другому видеть. Это называется подлинная инициация. Когда ты не просто яблочки в огонь бросил или шарики получил, а когда ты отказался от своего представления об этом мире и вообще, что такое хорошее, что такое плохо.

00:10:33 Когда наш духовный учитель впервые встретился со Шридхаром Махараджем, своим учителем, Шридхар Махарадж сказал. Гурудев спросил: "Что мне надо делать, чтобы вам служить?" Он сказал: "Первое, ты должен отказаться от своего ума. Не жить своим умом, а жить моим умом. Если ты согласен, тогда я тебе приму". Он говорит: "Да, согласен". Это подлинная инициация: когда мы отказываемся жить своим умом, и начинаем жить умом духовного учителя. Но для этого нужна вера. Мы должны поверить в то, что он наш доброжелатель, что ему не нужно от нас ничего: не славы, ни денег, ничего.

Наставления Гуру при инициации

00:11:15 Он приходит к нам для того, чтобы дать, а не взять. Когда мы поверим, что он желает нам только добра, вот тогда мы доверимся мы ему и скажем: "Как ты считаешь нужно, так я и буду поступать". Это есть подлинная инициация.
— А как отличить [не слышно].
При инициации он тебе говорит: "Надо выполнять то-то. Каждый день повторять не меньше четырех кругов. Шестнадцать, но не меньше четырех кругов на четках. Жить духом служения, т.е. служить вайшнавам. Не обижать никого. Быть смиренным, терпеливым. Не искать себе славу, гордыню".
— Почему тогда в ИСККОНе какие-то правила устанавливает?
— Почему я должен комментировать. Спроси про какую-то другую организацию. Я, что должен комментировать, почему там так? Почему пешки ходят вперед, а не назад, а ферзи наискосок?

Гурудев дает не каждому встречному, а каждому встречному, который попросил.

00:12:34 — Если этот встречный знает, о чем. Хотя бы приблизительно знает.
— Условий нет никаких. Вот, если бы ты давал инициацию, ты бы говорил при условии. А Гурудев, он всякий раз по-разному. Понимаешь? Мы бы ставили условия обязательно, а он: попросил — дал, попросил — не дал. Зависит, от того, как ты просишь, но, в конечном счете, зависит от его доброй воли. Есть просто разные мотивации, когда дают: одни дают за что-то, а другие дают для чего-то. Гурудев дает для чего-то, а кто-то дает за что-то. Вот, за твои заслуги тебя как бы награждают. Норматив сдал, тебе присвоили первую инициацию. Еще норматив сдал, вторую инициацию. По логике вещей там должны давать гаятри-мантру и надевать шнур, а через два года еще раз. Ну, как? Если они дают вам Харе Кришна Махамантру. Вы полтора года её повторяете. Потом вам дают еще раз её, да? Только на других четках. Нормально. Тогда по этой же самой логике нужно давать брахманскую инициацию. Дают тебе шнур не из священной веревки, а просто. Ты, значит, наматываешь и читаешь гаятри-мантру. И если ты полтора года следуешь этому, тебе дают гаятри-мантру уже по-настоящему. Да? Ну, по логике вещей. Так же должно быть.

00:14:04 Так же и санньяса-инициацию. Тебе дают данду. Тебе дают одежду. Тебе все дают, как положено. И если ты следуешь этому полтора года, тебе дают еще раз эту мантру. Инициация означает самое начало. Ты пришел, попросил. Гурудев сказал: "Ладно, тебе дам. Все, пожалуйста. Я эту мантру получил от своего учителя. Я тебе её передаю. Она исходит из самых глубин духовного мира. Я тебе её даю: Харе Кришна Харе Кришна и т.д."
— Т.е. до принятия инициации не имеет смысла повторять впустую Харе Кришна, просто?
— Повтори что-нибудь другое. Не имеет смысла ровно настолько, насколько не имеет смысла что-то другое повторять. Или наоборот: имеет смысл ровно такой, какой повторять что-нибудь еще.

Неискреннее поклонение Богу – это поклонение себе

00:14:56 — В Бхагавад-Гите Кришна говорит: "Человек, который поклоняется, если он искренне поклоняется, но не надлежащим образом и даже не тому объекту, Кришна всё равно принимает его искренность". Это как? Все равно же это идет.
— Да.
— Человек ищет. Он не знает. Он пришел в одну церковь, другую.
— Да, я с этим согласен, а к инициации это какое отношение имеет?
— К инициации?
— Ну, да. Действительно, Кришна, если ты искренен. Маленькое условие - нужно быть искренним. Такое маленькое условице. Кришна принимает, конечно. Если ты искренне, конечно, поклоняешься чему-то Высшему. Но если за этим поклонением кроется: "Я поклоняюсь Тебе, Кришна, но для того, чтобы вернуться к тебе в духовный мир и там зажить полной грудью, наслаждаться". То, кому ты поклоняешься? Ты поклоняешься своей идее, что когда-нибудь ты обретешь там счастье. Фактически ты поклоняешься себе в будущем. А так все правильно. Если ты действительно поклоняешься Господу и не просишь ничего взамен: не просишь, чтобы Он тебя спас, сохранил, хлеб насущный дал, защитил от врагов или еще что-то. Ты действительно Господу поклоняешься. Ты молишься Ему, тогда Он, я думаю, пошлет тебе учителя, который тебя в этот мир призовет. Хотя на все Его воля, конечно.

00:16:44 А если ты стучишь к Нему, и, как христиане говорят: "Стучите и вам откроют. Ищите и обрящите", то ты уверен, что Он тебе откроет. Ты опять себе поклоняешься. Ты опять думаешь, что все от твоих сил зависит. Вот, если я сильнее буду стучать, Он мне откроет. От Его воли вообще уже ничего не зависит. Хочет Он мне открывать, не хочет, откроет в любом случае. Потому что я стучу, а мне обещали: стучи и тебе откроют. Ты опять себе. Вот, насколько я буду сильно стучать. Вот, накачаю мышцу, буду стучать. Точно откроет Господь. Это уже не ему поклоняешься, а себе. Уму своему, насколько твоя память способна запоминать Писания, насколько хорошо ты кланяться можешь или, насколько четко ты можешь произносить Харе Кришна с концентрацией. Стучишься, и тебе обязательно отворят. Вайшнавы говорят: "Могут отворить, а могут и нет", потому что они Господа. Они сами решают, кому чего. Даже если ты не достоин, но они тебе отворят, а самым достойным не отворят.

Вера – высочайшее богатство

00:18:00 — А, Махарадж, разве в этом стихе, учитель, он здесь не о вере говорит.
— В смысле? Можно и о вере сказать.
— Ну, не [не слышно] что-то делать.
— А где ты её возьмешь, эту веру? Вера - это инородный элемент. Ее здесь не существует в этом мире. Здесь все основано на доказательствах. Мы живем сомнениями и поисками доказательств. Мы можем верить только на основе каких-то фактов. Иисусу Христу, пока он по воде не прошелся, ему же не верили. Пока он из мертвых не воскресил, по воде не прошелся, из воды вино не сделал, ему не верили. Требовали доказательств. Откуда здесь эта вера возьмется? Конечно, если ты с верой делаешь что-то, но вера - это уже тебе отворили. Не то, что у тебя есть вера и дальше тебе еще что-то большее откроется. Вера - это уже такое приобретение, ради которого нужно все время стучать. Потому что вера приходит свыше. Она не от мира сего. В этом мире не существует веры. Здесь есть только сомнения, уверенность и неверие, поиски доказательств.

00:19:22 Вера, она приходит свыше. Она живет сама по себе. Вера - это одно из качеств Шримати Радхарани. Если у нас есть вера, нам уже открыли. Вера, она не перед воротами дается, и дальше тебе открывают. Ты с верой стучишь. Вера к тебе пришла, шаранагати. Она взяла тебя под свою опеку Шримати Радхарани, т.е. вера - это значит, тебе уже открыли. Это признак того, что тебе открылся тот мир. Потому что верить в то, о чем у нас нет никакого опыта - это безумие. Как верить в тот мир? Как поверить, что учителя приходят из того мира? Как они приходят? Они так же родились. У них паспорта такие же.
— Место определённое.
— Живет в Индии, прописка. Ревматизм, печень, подагра, легкие больные. А тут нам говорят, что он из клана манджари. Откуда эта вера возьмется? Она не от мира сего. Надо так уверовать в это. Это величайший дар - вера. Поверить, прежде всего. Бог там с ними всеми манджари. Поверить в то, что он приходит к нам, как друг, а не взять у нас что-то.
— У христиан хорошая пословица: "Блажен, кто верует".
— Т.е. это уже он достиг Царства Бога.

Причины духовного поиска

00:21:08 — Хорошо, Махарадж, а вот люди, которые находятся в поиске, читают различного рода литературу, задают вопросы. Даже не ту литературу, которую следует читать.
— А какую следует читать?
— По-моему, стоит читать Веды.
— Почему?
— Это, по-моему.
— Понял. Тогда некорректно говорить "не ту литературу они читают".
— Допустим, как я, опять же в пример беру. Я вообще начал духовный поиск с черной магии. Мы изучали пиктограммы, гексограммы. Я задавался вопросом: "Что это такое? Каждый знает". Я видел, что эти книги не удовлетворяют мои запросы. Я стал покупать другие книги. В конце концов, Библию старался прочитать и пришел вот. Я не знаю, что это такое? Что это за стремление? Это не является верой?
— Ты искал что-то.
— Поиск, откуда он идет этот поиск?
— Поиск у нас идет... Изначально, мы ищем все счастье. Но вот этот поиск. Мы думаем, что если я найду что-то, то до счастья уже рукой подать. Дальше я уже его найду спокойно. Если у меня будет много денег, то до свободы у меня рукой подать. Автоматически придёт свобода, если у меня будут деньги. Как только у меня будет свобода, я обрету счастье. Счастье и свобода мы думаем одно и то же. Мы ищем в разном: кто-то в магии, кто-то еще где-то. Все ищем. Мы думаем, что найдя вот это, мы автоматически найдем то, что наше сердце просит.

Почему люди поддаются соблазну разменять высший идеал?

00:22:54 Но искренние люди, они, когда находят то, что искали - вот эту промежуточную цель они находят, - искренние понимают, что это не их. Они это отбрасывают и идут дальше. А неискренние, они соглашаются на компромисс: "Счастье я, наверное, уже никогда не найду и оно недостижимо, но хотя бы что-то у меня есть: какая-то должность в этой религии или деньги. Хоть что-то. По крайней мере, мне здесь спокойно. Мне обещали, что если у меня три инициации и я буду в момент смерти смотреть на картинку Кришны, я уйду в духовный мир. По крайней мере, эта синица у меня здесь есть в руках. А там высшее счастье недостижимое. Бескорыстная, бесконечная преданность... Я это искать уже не буду". Продать свой идеал, разменять на колбасные обрезки за какое-то теплое местечко в духовном мире или в раю, или здесь на земле какой-то пост занять: главы храма или GBC или еще какие-то посты, священный синод.

00:24:12 Т.е. высший идеал - поиск Любви и Красоты разменять на какие-то земные, на тридцать серебряников. Это большой соблазн. Нельзя продавать. Высший идеал нельзя продавать. Если этого здесь нет, пусть у тебя даже самый большой пост в этой церкви, надо это бросить и искать дальше. Но искать дальше не новые посты, не пост в другой религии, а искать то, что сердце твоё просит.
— А как суметь не соблазниться этими тридцатью серебряниками?
— Молиться надо. Молиться, каяться и прийти в отчаяние.
— Отчаяние. Это пугает.
— А как же? Пока надежда есть отчаяния не видать.
— Надежда умирает последней.
— Ну, вот. В этом беда, что она никак не умрет. Мы все надеемся, что тело умрет, я вспомню про Кришну. Где-то в глубине есть надежда: "Буду повторять Харе Кришна. Открою глаза, а вокруг птички поют, Кришна на флейте играет". Где-то так в глубине душе ведь есть. Обещают нам в книжках-раскрасках.

00:25:27 Кришна, значит. И сразу я стал чистым преданным. Здесь не удалось. А только глаза открою - я уже чистый преданный. Сердце, оно само мимо меня очиститься. Нет. Это надо вот эти все с кожей, с мясом сдирать. Все вот эти иллюзии, надежды.

Почему нужно потерять все надежды на пути бхакти?

00:25:53 — Выходит, это очень страшный путь.
— Конечно. Он страшный, но ему всегда сопутствует радость. Потому что когда тебе терять нечего, тогда умирает надежда. Когда у тебя что-то еще есть, у тебя надежда сохраняется. У тебя есть надежда, что очнусь я в духовном мире. Когда нет этого, тогда радость наступает. Ты уже ничего не боишься, избавился от всяких страхов. Махапрабху говорит "бесконечное терпение", т.е. значит, надо бесконечно ждать, всегда. Это может никогда не наступить: "Ашлисья ва падам". Ты можешь меня обнять Господь. Можешь меня ногами выпихнуть отсюда. Можешь вообще не появляться передо мной, а можешь на глазах у меня предаваться утехам с другими мне назло - всё равно я буду мечтать, чтобы послужить Тебе. Все равно ты будешь предметом моего преклонения". Бесконечно! Не то, что там, как один говорил на Кисельном: "Я помолился Господу, через тридцать дней ничего не пришло". Ты что ли Ему ультиматум ставишь, тридцать дней? Бесконечно. Никогда это может не прийти. Ты молись, но тебе Господь может никогда не ответить.

00:27:18 — Это может надоесть, в конце концов.
— А ты молись всё равно искренне. Если это надоело, значит, есть что-то у тебя, какие-то надежды есть в этом мире еще. Значит, что-то еще здесь держит. Когда татаро-монголы захватывали Россию, они проверяли у жителей, все ли у них забрали. Если они, например, дом отобрали, всю утварь, жену забрали. Если человек плакал, значит, что-то у него осталось, значит, есть что терять. И они продолжали у него отбирать: там паяльниками, силой... И когда у него уже ничего не оставалось, когда он начинал бегать голый по улице и смеяться, тогда они понимали: "Так, вот с этого уже брать нечего". Майя тогда отстает. Кришна, Он говорит в Гите: "Этот путь бхакти, он сопряжен с радостью от начала до конца". Если у нас есть еще какая-то грусть. Не то, что грусть, а мы держимся за что-то, значит, мы еще не встали на этот путь бхакти. Кришна же не будет врать. Действительно, с радостью. Но эта радость приходит, когда тебе терять нечего, когда нет надежд в этом мире, когда ты все костыли повыбрасывал. Тебе не на что опираться.

00:28:53 — Когда у человека отбирают дом, жену и он начинает бегать голый и смеяться, это похоже на сумасшествие.
— Конечно. Они видели, что больше у него брать нечего, тогда Майя отстает.
— Это только в прямом смысле можно толковать?
— Да, нет, конечно. Про татаро-монгол, конечно, в прямом смысле. У них была лакмусовая бумажка. Если человек плачет: "Не отбирайте! Вы все отобрали у меня. Пожалейте, нехристи!", то значит, еще что-то можно. А когда он говорит: "Да, пожалуйста. Бери, что хочешь", то все значит. С этим нормально. Майя она так же. Если мы за что-то держимся, значит, мы грустим. Нам жалко это потерять. Значит, у нас есть идея, что нам что-то в этом мире принадлежит. Когда у нас нет идеи, когда мы понимаем, что в этом мире нам уже ничего не принадлежит, тогда наступает внутренняя радость. Атмарама это называется. Атмарама чамуна йо. Есть такой стих в Шримад-Бхагаватам.
— Блаженный.
— Ты черпаешь радость внутри себя. Ты черпаешь радость не от того, что тебе из внешнего мира что-то приходит: деньги, слава, удовольствие, тебя хвалят, тебе дипломы дают, бумажечки с единичками и ноликами.

00:30:21 — Храм Василия Блаженного в Москве. Он был нищим. В честь него храм назвали. Василий Блаженный.
— Но если бы он думал, что в честь него храм назовут, тогда бы он не был блаженным.
— Да-да.
— Тогда бы он сидел и думал: "Как бы сделать так, чтобы храм для меня построили. Ну, не храм, ну часовеньку. Ну, хотя бы строчку где-нибудь обо мне оставили". Как был такой преданный у Чайтаньи Махапрабху, Прабодананда Сарасвати — величайший преданный. Мы о нем мало, что знаем. Иногда цитируем. Мы практически ничего о нем не знаем. Есть у него пара стихов. Он был одним из ближайших, величайших слуг, бхакт Чайтаньи. И когда Чайтанья-чаритамрита писалась, Кришнадас Кавирадж Госвами писал. Он пришел к Прабодананде Сарсвати. Когда к нему низошло, что он должен написать Чайтанья-чаритамритту, он стал у преданных спрашивать благословения. Потому что ему уже было девяносто лет. Он был парализован. Из всех движущихся частей тела у него только рука была. Он старый очень, парализованный. Он преданных просил в уме: "Благословите, потому что писать в таком возрасте о божественной любви в таком возрасте. Это же нереально. Только по вашему благословению и мо милости свыше я могу это сделать". И он попросил у Прабодананды Сарасвати: "Ты меня благослови!".

00:31:52 И Прабодананда Сарасвати сказал: "Я тебя благословлю, но при одном условии, если моего имени не будет в Чайтанья-чаритамрите вообще. Ни строчки обо мне". Он говорит: "Ну, как же так? Ты же один из самых близких его слуг. - Тогда не благословлю". Он говорит: "Ну, хорошо. Я о тебе ничего не напишу". Если бы Василий Блаженный думал: "Как бы там строчку. Что храм, хотя бы строчку". Вот такая преданность. Такие преданные для нас идеал.

Нужно ли человеку после пятидесяти лет оставить свой дом и уйти в лес?

00:32:23 — Махарадж, а как тогда воспринимать такие слова опять же Бхактиведанта Свами. Часто встречал.
— Ну, как я могу комментировать слова Бхактивнданта Свами? Как воспринимать? Ну, что?

00:32:40 — В Шримад-Бхагаватам есть такие вещи, что после пятидесяти лет человек должен оставить свой дом и уйти в лес.
— Что мне сказать?
— Что мне нужно действительно в реальности?
— Что мне сказать? Что это глупость?
— Как воспринимать?
— Воспринимать, как глупость, как ахинею. Ты мне сказал: "Ну, как я могу воспринимать?" Тогда зачем ты у меня советы спрашиваешь?
— Я, почему спрашиваю совет, потому что я в отношении себя это правило никак не смогу применить.
— Откуда ты знаешь?
— На данном уровне я себя не представляю. Уйти в лес, сесть и ждать смерти.
— Ну, это же в пятьдесят лет будет.
— Ну, если еще пятьдесят лет будет.
— Когда будет пятьдесят лет, тогда это ты мне и скажешь: "Я это себе никак не представляю". А сейчас-то чего говорить? Когда ребенок рождается, ему говорят: "Вот ты вырастишь, женишься". Он говорит: "Как? Я не представляю. Мне девчонки не нужны. Я буду на этой лошадке со шпагой всю жизнь кататься и мультики смотреть". Откуда ты знаешь, что будет в пятьдесят лет? Как я могу комментировать слова Бхактиведанты Свами?

Чем опасно искусственное отречение?

00:33:58 — Спасибо. Вот это отказаться от всего. Не принимать буквально: взять все выкинуть и выбежать голым на улицу. Это нужно понять, как умереть, чтобы жить. Да?
— Да, но ты не сожалей потом, если в тебя будут камнями бросать и закроют в психушку.
— Это не значит умереть, если умер...
— Вот, если начнешь сожалеть. Что же натворил? Теперь я буду до конца жизни. Тогда ты не умер. Это значит, ты еще здесь живешь. Кришна в Гите говорит, что тот, кто искусственно отказывается, выбегает голый. Арджуна же говорил: "Зачем мне сражаться? Я лучше голый побегу в лес". Он так же говорил в Гите?
— Уйду в лес.
— Или думает, что так. Но Кришна говорит, что это лицемерие.Потому что в уме у тебя всё равно сохранятся идеи о том, что с тобой несправедливо поступили, что Кауравы незаконно царство захватили, что тебе принадлежит хоть маленькая деревня. Фактически Арджуна, он уже жил жизнью отшельника. Они же, когда в лесу прятались от Кауравов в изгнании. Он уже жил, как отшельник. И ничего, вернулся, как миленький и стал драться. Поэтому если он снова убежит, если в уме остались привязанности. Кришна говорит: "Если в уме остаются привязанности. Привязанности нужно понимать так - представления о добре и зле в это мире. Пока у тебя остались, ты можешь внешне имитировать: закрыться в монастырях во всех, повторять триста тысяч имен в сутки, соблюдать посты, в лесу жить, пеплом себя посыпать. В уме у тебя всё равно остался этот мир. Он у тебя здесь живет".

00:35:51 Как я сегодня говорил, что мир не там, а он здесь. Мир в нашем сознании. Из сознания ты его не можешь вытащить. Он у тебя там живет. Пока ты будешь медитировать, ты всё равно будешь думать: "Как там мое солнышко ясное? Как же я её бросил на произвол судьбы?"
— Т.е. по любому надо все изживать здесь?
— Конечно. Если у тебя вот здесь это кончилось (показывает на голову), тогда тебе неважно, что твоё тело, картинка твоя, здесь была, проецировалась в мире среди людей или среди деревьев. Какая разница?
— А как сделать так, чтобы она кончилось?
— Я неоригинален в этом, в этих советах. Надо служить Гуру. Служить тому, кто пришел из Высшего мира. Что я могу сказать? Я бы дал какие-нибудь легкие практики: медитировать, отказаться от того или сего, яма, нияма, пранаяма. Я бы с удовольствием сказал, но это не работает. С помощью этих практик и методов ты лишь гордыню в себе воспитаешь новую, потому что ты поднимешься над силами природы. Ты обуздаешь свой ум, обуздаешь мысли, будешь контролировать.
— Но мир останется внутри, да?
— Ты обретешь силу над этим миром.

Что значит обрести полное бессилие и отчаяние на пути бхакти?

00:37:13 Бхакти, это обретение бессилия. Ты сможешь предаться Высшему только, когда почувствуешь, осознаешь полное бессилие и безнадежность. Тогда ты сможешь предаться. А пока ты видишь, как материальный мир тебе... Как Санатана Госвами говорит: "Майя, она устраивает последнюю ловушку, когда ты вот-вот должен освободиться, она приходит к тебе со сложенными руками. Образно, да. И говорит - давай ты будешь мною повелевать. Ты вдруг начинаешь видеть, что у тебя все получается". У тебя слава. К тебе приходит слава вайшнава или слава певца, и деньги к тебе сами плывут. Ты видишь: только пальцем двинул, деньги появились, слава. Тебя помнят. Тебя называют пророком. Памятник тебе нерукотворный, или часовенку, или строчку тебе где-то. Ты видишь, что вот оно пошло. Масть пошла. Это Майя устраивает. Гордыня сразу. Санатана Госвами об этом пишут. Он говорит: "Глупцы называют меня всякими словами, типа я святой, я садху. Глупые, а я еще глупее - я им верю. В то, что они говорят, я еще в это верю".

00:38:38 — Бессилие и отчаяние в духовном смысле слова?
— Конечно.
— Арджуна, наоборот, обрел силу, когда последовал тому, что говорил Кришна.
— Физическую силу, конечно, он обрел. Чего бояться? Кришна объяснил: "Арджуна, ты мой дорогой друг. У нас с тобой свои отношения. Никакая стрела... Пока Я не захочу, ничто тебя не убьет. Если надо Я время остановлю или солнце". Помните, когда в Арджуну запулили, Кришна раз - солнышко остановил. Если Кришна друг... Шридхар Махарадж говорит, что прежде чем вступить с кем-то в конфликт, поинтересуйтесь, кто его друзья, кто за ним стоит. По-моему, в поиске Шри Кришны.
— В эволюции сознания.
— Да, в эволюции сознания. Там он приводит пример с маленькой птичкой, у которой яйца поглотил океан, и она решила его выпить. У нее не получается. Тогда она попросила орла Вишну - Гаруду. Гаруда говорит: "Я тебе сейчас выпью", потому что у Гаруды расстояние между клювом больше, чем все океаны вместе взятые. Для него это капелька. Океан испугался и вынес эти яйца маленькой птички.

Псевдовайшнавы. Чем страшна имитация преданности?

00:40:38 Т.е. Кришна говорит, что если Я твой друг - тебе бояться нечего.
— Просто беда в том, что некоторые вещи. Я прочитал писания, толкую буквально. Бываю в каких-то еще условиях. В ИСККОНе был театр. Они такие смешные постановки ставят, типа едет трамвай, контролер подходит и говорит: "Платите за билет", а он цитирует из Бхагавад-Гиты: "Кто предался Кришне, тот уже больше никому ничего не должен: ни обществу, ни семье, ни контроллеру".
— Дальше, я предался Кришне.
— Ну, да.
— То это само собой разумеется, если я с книгами еду в трамвае. Кто я? Преданный. Дальше следующее идет, я никому ничего не должен. Эта связь очень сомнительна между "тот, кто предался Кришне, тот никому ничего не должен" и следующий тезис "я предался Кришне". Где там? Как это связано? И почему ты решаешь, что ты предался Кришне? По-моему, если ты кому-то предался, то этот тот Кто-то должен решить предался ты Ему или нет, а не ты. Тебя, если гаишник останавливает. Ты говоришь: "А я друг президента. Я ему предался". Это хорошо, если ты действительно друг президента, то тебя пропустят. Но почему ты решаешь? Вот, если президент скажет: "Это мой друг", тогда да. Друг ты президента или не друг, решаешь не ты, а решает президент. Точно так же, тот, кто предался Кришне. Решаешь не ты, а Кришна.

00:42:22 — И что там? Чем спектакль закончился? Трагедией?
— Нет, просто маленькие такие постановочки были юмористические из жизни.
— Ну, да. Из жизни клоунов.
— То, что преданный - это само собой разумеется. Ну как? Одеваемся, как преданные, говорим, как преданные, книжки те же самые слюнявим, поем песни такие же. Значит, кто мы? Преданные. Тем более в книжках-раскрасках нарисован эталонный образ преданного - это лысая голова с хвостиком сзади. Я вроде похож. Нам же показывают примерно, как должно выглядеть. Я соответствую всем. Я Кришне прасад предлагаю, в конце концов. Кришна моей милостью питается. Я же готовлю прасад для Кришны. Я когда с работы голодный прихожу, то я Кришне прасад готовлю и предлагаю с любовью, чтобы поужинать. Следовательно, кто я? Преданный. Следовательно, я никому ничего не должен. А почему я проповедую? Потому что я всех должен убедить, что я никому ничего не должен. Если этот контроллер поймет, что я никому ничего не должен, я вообще буду без билетов всегда ездить.

00:43:48 Для этого я и проповедую. Они поймут, какой я старший преданный. Если они примут мою веру, они поймут, что я старший преданный я же их привел в Сознание Кришны. Хоть какое-то я заслужил от них. Они мне будут благодарны. Но если они меня оскорблят, то Кришна за меня накажет, потому что в писаниях написано, что если кто оскорбит преданного, то Господь Вишну или Кришна ему вышлет сударшану-чакру или еще какую-то карму на него нашлет, и он тогда поймет, что значит, меня преданного оскорблять. Он за меня отомстит. Так, что вы меня смотрите, не оскорбляйте! Ну, в случае чего, предайтесь Кришне и тогда вы автоматически меня перестанете оскорблять. Знакомо, да? Знакомые мысли.
— Это очень человеческое.
— Да.
— Это не Бхативеданты Свами принес.
— Что?
— Вот это вот.
— Что это?
— Такой ход мыслей.
— Он-то принес другое, но то, как это прижилось на почве нашего сознания, это вот оно - то, о чем я рассказал.
— Как раз это и спровоцировало.

00:45:12 — Но если человек занимается подражанием, сахаджийя: одежда, тилака. Он уже это делает с каким-то более высоким устремлением: может мне это поможет подняться еще на какую-то ступень. Не просто, чтобы имитировать.
— Подняться на какую ступень?
— В каждом человеке есть образ духовного пути, который идет вверх.
— Да, по этому пути он поднимется на ступень вверх. Как ты говоришь, образ этого пути. Конечно, он там. Это, безусловно: шаг, мат.

О продолжительности жизни в другие эпохи

00:45:53Харидас Тхакур жил в пещере, где жила змея. Там говорится, что от этого яда этой змеи в пещере был нестерпимый жар.
— Жар?
— Жар. Когда просили, Харидас проводил в пещеру. Харидас собрался вроде бы её покинуть, но змея опередила его - сама ушла. Это в Чайтанья...
— Чайтанья-Бхагавате.
— И там сказано, что в голове у этой змеи был бриллиант. Что это была за змея такая? И почему этот жар?
— Змея, когда смотрит, твоё тело нагревается. Такой существует эффект.
— Тепловая энергия.
— Не знаю. Не каждая, но есть такой эффект, отмечают. Когда смотрит тебе в глаза, ты прям чувствуешь жар. Но я не знаю, я не могу комментировать. Тем более, про бриллиант.

00:47:03 — Кришна в сто двадцать пять лет.
— В преклонном возрасте.
— Выглядел, как восемнадцатилетний юноша, а окружение Кришны старело?
— Нет. Не старела. Они долго жили в те времена. Сто двадцать пять лет - очень маленький возраст был. Это, как нам двадцать пять лет. Тогда дольше жили. Адам, сколько жил? Девятьсот лет с чем-то. Тогда сто двадцать пять лет только паспорта получали.
— Нет, там просто еще.
— Когда Он ушел, то те, кто с ним приходил, они тоже покинули. Все повымирали. Вся династия Яду друг друга перебила.
— Напились.
— Да, они выпили сома-расу и на палках всех-всех друг друга. Пандавы умерли. Во Вриндаване мор прошел. Все ушли за Кришной. Но при этом герой Махабхараты Бхишма он очень долго жил. Тогда они могли. Нам трудно в это поверить, но тогда люди так долго жили.

00:48:30 — Просто Дхритараштра, он же был старенький. Почему тогда он был старый?
— Нет. Это в картинках его рисуют дедом старым. Он просто слепой был. Он был моложе Панду, своего брата, который... Он был старше своего брата. Панду всегда рисуют молодым, а Дхритараштру почему-то старым. Панду, он был на несколько лет младше Дхритараштры. Но Дхритараштра не унаследовал царство, потому что он был слепым и унаследовал царство его младший брат Панду. Еще был один Видура. Но Панда умер, и его сыновья должны были унаследовать царство, Пандавы. И до тех пор, пока они не достигнут совершеннолетия, Дхитараштра был опекуном, но то, что он стриком таким выглядел - это вот дорисовывают. Или дед Бхишма, его рисуют таким старым. Он бился, извините, не одну дюжину положил народа.

Почему мы живем в надежде на счастливую жизнь в будущем?

00:49:44 Царица Кунти выглядела, как восемнадцатилетняя. Помните, когда Юдхиштхиру спрашивали, что самое удивительное и как ты не испытываешь влечение к своей тетке. Хотя она старше тебя на тридцать лет, но выглядит она очень молодой. Я испытываю, но я могу контролировать себя. Самое удивительное в этом мире, что мы знаем, что умер дед, отец, все-все родственники умерли и все умрут, но мы живем, как будто мы никогда не умрем. Почему-то мы живем, как будто будем в этом теле жить вечно. Строим планы какие-то на будущее. В будущем, когда я уйду на пенсию, тогда я заживу полной жизнью. Да?
— Да.
— Когда мне стукнет шестьдесят, вот тогда я разгуляюсь.
— До сих пор не покидают такие мысли.
— Такая нелепая смешная штука.
Смерть где-то рядом.
— Смерть, она здесь жужжит. Стрела, она здесь.
— Как ночью комар в темноте.
— Да, но мы думаем: "Да, чего об этом?" Главное жить, строить планы на будущее. Одно дело жить, а другое - мы строим планы на будущее. На черный день копим. Черный день, это что? Это все. Нет такого. А мы именно на этот день копим. Откладываем на черный день.
— Всю жизнь откладываем.
— Черный день, это когда тебя не станет, но ты денежки копишь. Вот мы так и живем.
— Мучаемся.
Не живем сейчас, мы живем в будущем. Что когда-нибудь настанет черный день и тогда я буду, как за каменной стеной. Вот, грянет наводнение в Питере, но у меня стены вот такие. Я поселился на пятнадцатом этаже. Все будут мучиться, а у меня еда и рис. Все есть в заначке. Копим на черный день...

В чем истинный смыл жизни и в чем заблуждается акмеология - наука о смысле жизни?

00:52:18 Или оставить след для будущих поколений. Тоже есть такая. Я был на конференции акмеологии. Такая наука новая. Меня пригласили. Минуты две доклад у меня был. Акмеология - это наука о смысле жизни. Она граничит с психологией в общем. В Москве одна женщина выступала в тезисах, доклад делала. Она говорила, что недалекие люди живут меркантильными интересами, а вот когда человек самореализовывается... На самом деле, человек должен жить не сиюминутным интересами, а он должен жить ради того, чтобы, как она говорит, оставить свой след среди будущих поколений. Я так сказать, как голос в зале. Я говорю: "А это, простите, не меркантильный интерес - оставить то, чтобы о тебе помнили будущее поколения? И потом, кого они будут помнить? Они же не знают, кто ты такой. Ну, будет имя где-то написано. А что такое имя? Имя - это просто буковки на мраморе выбиты или напечатаны на бумажке. Кружочки, черточки, палочки. И ты думаешь, что так они будут помнить о тебе. Там будут палочки, и эти палочки складываются так, что если вдруг, кто смотрит на эти палочки и думает, что здесь написано "Урмила - ундрук вспомнит о тебе". Примерно так.

00:54:08 И они обсуждают смысл жизни и т.д. И самые большие аплодисменты сорвал оратор, выступающий. Он сказал, что высшая цель - это сформировать, как профессионал в своей профессии, т.е. достичь лучшей профпригодности. Все говорят: "Да, это действительно. Это ради чего стоит жить". Люди серьезно изучают. "Акме" это с латинского, высшая точка, зенит. Акмеология изучает высшее предназначение нас. Они приходят к выводу, что профпригодность. Т.е. профессиональные навыки - это то, ради чего стоит жить. Потому что Родина этого требует, просит. Ты принесешь благо своей Родине. Родина тебя не забудет. Вот, они еще говорят. Я им сказал, что вы все пришли в этот мир, чтобы хапать. В таком ключе я говорил, потому что они уже засыпать уже стали. Пришлось немножко масла в огонь.

00:55:32 Когда я спросил: "А есть какие-нибудь вопросы?" Вопросов не было. Я ушел. Хапать, ну, я им объяснил. Они говорят, что есть профессионалы своего дела, непрофессионалы своего дела. Но суть не в этом. Я говорю, что поскольку там об обществе речь была. Я говорил, что в обществе есть четыре класса людей. Вайшнавы на самом деле в это не влезают, но поскольку их интересует. Это духовенство, это администраторы, это ремесленники и это наемные рабочие, т.е. те, кто обслуживают интересы трех этих классов. И независимо от того, в какой нише социальной ты находишься, ты преследуешь – либо деньги заработать, либо плотские удовольствия получить, либо славу снискать, либо знание и освобождение, в конце концов. Шудры ищут плотских удовольствий. Ремесленники, вайшьи, они ищут денег. Кшатрии, администраторы, они ищут власти. Духовенство ищут знания. Высший слой духовенства, отреченные, так называемые, они ищут свободы. И все.

00:56:58 Но если мы рассмотрим любую из этих целей – это хапать, стяжать себе: знания, удовольствия и т.д. либо, когда понимаешь, что это все бессмысленно – отказываешься, обретаешь свободу. Но простите, вот этот высший слой духовенства, садху, они уже вне общества. Их не интересует общество. Их не интересует знание. Они асоциальные элементы. Они те, кого в психушке запирают в современном обществе, а в прошлом обществе их называли юродивыми, а в Индии и древние времена их называли садху. В принципе, они асоциальные элементы. Они всё равно пришли к выводу, что профподготовка именно вот этого слоя ремесленников – это самое ценное, ради чего надо жить. Моя речь не нашла отклика в их сердцах. Там корифеи акмеологии были из Ростова, из Тамбова, из Иркутска.
— Все умные.
— Искатели смысла жизни.

00:58:11 В самом поиске смысла жизни нет ничего плохого. Но смех вызывает, что жить надо ради того, чтобы оставить след в умах других поколений. Какой след ты оставишь? Непонятно.
— Посадить дерево, вырастить сына, построить дом.
— Посадить сына, построить дерево. Экклезиаст говорил: "Все пройдет. Все бренно под луной. Нет ничего реального". В Пуранах есть одна история, когда один садху сидит на берегу реки. Человек идет мимо и говорит... Увидел этого садху, он шел в далекую страну. Через несколько месяцев он возвращается, а тот садху по-прежнему сидит. Дождь льет, солнце светит, а он все сидит и сидит. Он говорит: "Слушай, ты всё равно здесь сидишь. Построй себе хоть немножечко вот здесь вот, чтобы тебя хотя бы не поливало. Как-то обустройся. Чего ты сидишь тут?" Он спрашивает: "А сколько ты здесь сидишь? Ну, лет тридцать уже сижу". Он говорит: "Ну, ты б хотя бы себе что-нибудь построил. Ты знаешь, я не так долго здесь сижу, чтобы обустраивать себе жизни, т.е. я не так долго здесь собираюсь сидеть". Этот мир, здесь все проходит, но мы стараемся здесь обустроиться, теплое гнездышко свить.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 23 июля 2011