Творение

28 October 2009
Устройство Вселенной. Внутренняя и внешняя природа человека. Эволюция сознания. Положение Брахмы, творца Вселенной. Богословие вайшнавов. Внимание в служении. Немецкое общество и философия. Аскеза или покаяние. Боги и демоны. Красота поступков Кришны.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:43:16 | качество: mp3 32kB/s 23 Mb | прослушано: 699 | скачано: 761 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Устройство Вселенной

00:00:00 — Ну, Брахма же первый сотворённый, т.е. наиболее близкий так сказать. Но, тем не менее, он, Брахма, начинает свою деятельность с того, что он создает тамас, в общем, всяких раджасов, рептилий. Ну, почему вот так? Мне кажется, что логично было бы, если бы он сначала создал нечто….
— А он сначала создает нечто, раджасы и бесы потом появляются. Сначала создаются такие светлые существа, светлые сущности, а эти бесы, они потом. Там же говорится, что от его сомнений произошла тень, а в тени появились все эти. А про каких именно бесов? Терминология такая, что в пупе Вседержителя дремлющего вырастает золоченный лотос, на вершине которого появляется будущий Творец, Брахма. Вот Брахма нашей вселенной, он четырехликий. И дальше из его ума происходит, появляются всякие существа или некие образы, которые ещё не одушевленны. Они потом душами одушевляются, входят многочисленные души. Вот из его ума. Он что-то себе представляет, как мы…

00:01:59 Или как компьютерный программист. Он создает программу, игру какую-нибудь. Он всяких там существ, пишет скрипты, чтобы появились существа разные. Так вот Брахма создает сначала богов, потом он так же создает, т.е. их образы. Потом создает повелителей стихий. Потом он создает пращуров или патриархов, которые уже выполняют… И да, дает им задание населить это пространство, его сон, его воображение. И вот они начинают производить на свет всяких существ. Причем каждый день Брахмы повторяется та же самая история. Вот скажем, в этот день Брахмы прародителем богов и демонов был мудрец Кашьяпа, у которого две жены Дити и Адити, боги и демоны. Демоны — от Дити, а боги — от Адити. И дальше там появляются всякие существа. Это кентавры, люди-птицы, змеи с головой человека, наги, всевозможные ведьмы, небесные девы, всякие диковинные существа, в том числе и люди.

00:03:56 А устройство вселенной таково, что вот существует Брахма, который живёт дольше всех. Он живёт вместе с этой вселенной. Правда, он после каждого дня ложится спать. Он просыпается и тогда все, о чем он мечтал в течении дня, оно тоже в темноту уходит. Но в каждый день Брахмы существует четырнадцать блюстителей закона, высшего закона, дхармы. Их называют манну, этих блюстителей. У них разные имена. Сейчас такой манну, его зовут Шрадхадева. Он сын Вивасвана. Ману, он как прокурор. Он следит за тем, чтобы законы соблюдались. При этом есть совет старейшин. Их называют сабда-риши, семь мудрецов. Дальше есть боги и их глава правительства — Индра. Вот эта структура меняется четырнадцать раз в день Брахмы.

00:05:12 Есть боги и есть их антиподы. Боги, это как силы света, а антиподы — силы тьмы. Это их двоюродные братья, а я говорю про нынешнее правление. Это их двоюродные братья демоны, асуры. Они постоянно с ними сражаются. Так что эти темные существа, они не первыми появляются на свет. У Брахмы, насколько известно, появились четверо отроков, которые отказались расти, кумары. Это были самые первые. Потом изо лба вышел Шива, который кричал все время. Поэтому его назвали Рудра. Он все время ревел, ругался. Потом всякие праджапати и потом силы тьмы. Это такое специальное знание. Большинству это неинтересно. Нужно, просто это помогает по-другому посмотреть на окружающий мир.

00:06:17 Потому что мы привыкли этот мир представлять, как черное, бесконечное пространство с клубками термоядерными реакциями, которыми ми называем звездами, и что населена только одна земля. Нам так материалисты внушили, что некогда был непонятно откуда взявшийся взрыв, который породил вселенную. Вселенная при этом все время расширяется. Правда, они до сих пор не могут решить задачу. Если вселенная все время расширяется, значит, связи между элементарными частицами должны ослабевать, но при этом они не ослабевают. Как по закону Ньютона: сила притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния. Другими словами, чем дальше друг от друга тела, тем слабее между ними притягательная связь. Как вот два магнита, если они близко друг к другу, то они очень сильно тянут друг к другу. Если мы их разведем на несколько сантиметров, то они уже не будут притягивать. Т.е. там останется сила притяжения, но она будет настолько незначительна, что не будет влиять на их движение.

00:07:51 А здесь, значит, если вселенная расширяется, значит, связи должны уменьшаться. Тогда она должна увеличиваться в расширении. Т.е. она должна разлететься, связей не должно остаться. И вот она уже, сколько там? Четырнадцать миллиардов лет расширяется со скоростью света и при этом связи сохраняются. Поэтому они и выдумали такую темную материю. Типа она где-то есть, но её нельзя зафиксировать, поэтому не спрашивайте про нее. Она то и держит. В общем, такие сказки они постоянно выдумывают. И мы тоже должны в это верить. Но с точки зрения Вед, ведической науки, вот эти звезды, которые мы с вами наблюдаем, а это свечения, исходящие от богов, всяких небожителей, мудрецов, пророков. Мы просто себе их так представляем.

00:08:58 Ну как, если бы какого-нибудь микроба спросить: «Что такое человек?» Он будет по-своему. Он не будет знать. Оказывается, с высшим образованием человек. Он будет на своем уровне. Он будет так воспринимать. Или, например, комара спросить: «Опиши портрет, создай портрет того, кого ты сегодня укусил». Он просто расскажет, что было такое пятно. Они же не видят цвета. Они воспринимают это все такими тепловыми пятнами. Т.е. со своим набором чувств они именно так и представят нас, венцов творения природы. Точно так же мы представляем этих всех богов в виде термоядерных сгустков, а это просто свечение, которое от них исходит. При этом вселенная, она многомерная. Вот как мы с вами не видим движение гор, потому что они живут, между собой разговаривают, но их время находится в других масштабах, и нам кажется, что они стоят неподвижно. Или деревья. Между собой они так же разговаривают, но в своем времени. Может, например, одна гора послать другой горе какую-то смс-ку, но она будет в нашем исчислении идти миллион лет. Там другой масштаб, другая шкала времени. Поэтому нам кажется, что они неподвижные, они мертвые. Так же как бактериям, которые живут несколько секунд, кажется, что мы тоже неподвижны, что они живут в какой-то неподвижной, условно, пещере. Хотя в это время человек побивает мировой рекорд на спринтерской дистанции.

00:10:53 Другой масштаб времени. Мы вот этих существ воспринимаем, как неподвижные. Например, драгоценные камни. Это тоже живые существа. Но они живут в нашем исчислении довольно долго, поэтому они нам кажется просто россыпью, просто какими-нибудь камнями. С другой стороны те существа, которые живут быстрее или, у которых шкала времени быстрее, чем наша. Мы их не воспринимаем, потому что они очень летучи. Это всякие духи, приведения или боги. Мы их не воспринимаем, потому что они в другой шкале времени находятся. При этом нас они могут воспринимать. Вот как мы видим горы, но мы не можем с ними общаться. А горы нас не видят, потому что мы для них, как бактерии. Наша длина жизни для них, как для нас бактерии. Кишечная палочка родилась и умерла. Точно так же боги, они нас воспринимают, а мы не можем их воспринимать. Они как бы в другом пространстве. Они слишком быстро передвигаются, чтобы мы их заметили.

00:12:08 И вот эти всякие психотропные вещества, они позволяют сместить шкалу восприятия или шкалу времени, и он начинает видеть всяких приведений, всяких чертей, духов. Это ему не кажется. Это он действительно видит, потому что его сознание сдвигается по фазе восприятия и он начинает их воспринимать. В нашей реальности такой человек становится сумасшедшим. Это и есть вселенная. Она чрезвычайно населена. Вселенная от слова населенная. Она чрезвычайно населена всякими существами: от невидимых нашему глазу ангелов до минералов, растений. И все они живые. Все есть жизнь. Все есть население.

00:12:58 — К нам [не слышно] приходит, бактерия, которая воспринимает…
— Потому что ямадуты, слуги посмертного судьи. Яма — это посмертный судья. Его ещё называют «Бог смерти». Он вовсе не бог смерти. Он судит после смерти. Он такой вот. Его ещё называют дхарма или бог справедливости. Он судит только тех, поступать так или иначе. У бактерий нет выбора. Они живут по своим инстинктам. Они живут без выбора. Ведь у бактерий у них нет же морали. И вообще у животных нет морали. Если хочется есть, то съем независимо от того родственник этой мой или сородич, или единоверец. Я его съем, потому что есть хочется. Там нет морали. Их нельзя осуждать. Поэтому их Ямарадж и не осуждает. А у человека есть выбор: хочется съесть колбасу. И он думает: «Вот колбасу из родственника я не съем, а вот колбасу из единоплеменников — можно», т.е. у него уже какой-то выбор есть. И в зависимости от сословия или в зависимости от рождения, Ямараджа или посмертный судья, принимает те или иные меры к тому, кто имел свободу выбора.

00:14:35 — Просто только люди имеют свободу выбора. Остальные не имеют.
— А в чем необходимость Ямараджа? Почему сознание само не устремляется туда, где ему дальше действовать?
— Ну, это все равно, что в обществе объявить: «Совершил преступление — сам возьми свод законов, почитай, что тебя ожидает за это, какая кара тебя должна постичь за это и иди» Если ты совершил преступление, изволь самостоятельно голову себе отрубить или в тюрьму сесть, или взять премию. Если всем дать такую свободу, то все будут стоять в очереди за временем.
— Что заставляет человека противоречить самому себе?
— Самому себе ничто не заставляет.
— Сейчас я поясню.
— Да.
— Есть такой сайт «стихи.ру». Я случайно попал на автора, который физик-биолог, и позиционирует себя атеистом. Так там говорится в аннотации, что бога нет. Я решил прочитать, какие стихи он пишет. У него в каждой строке есть бог. Что заставляет человека? Он позиционирует себя, он не на работе.
— Конкретно, вот того человека, я не знаю.
— Все.
— Нет, тут надо понимать.

Внутренняя и внешняя природа человека

00:16:08 Опять, у нас есть две природы: наша внутренняя, это и есть мы. Точнее, мы и наша природа, наша внешняя природа. И вот они часто приходят в противоречия. Внешняя природа требует от нас самоутверждения, самовыпячивания, стяжательства внимания у других, требует гордыни. Внешняя природа — это природа гордыни. Что такое гордыня? Это так сказать состояние затвердение, которое привлечет в этом самоутвержденном или затвержденном состоянии, на тебя обязательно натыкаются, на тебя обращают внимание. И есть разные способы самоутверждения или по-христиански, гордыня. Ну, в современном мире это выражается в прическах. Форма волос, она как бы декларирует другому, кто я такой: либо ты нагло бритый, либо ты с ирокезом, кто-то низ бороды отращивают, кто-то только усы, кто-то бочки, кто-то там себе такие волосы, кто-то наоборот наголо. Католики, они здесь себе вырезают дырочку, кришнаиты наоборот — хвостик. Здравствуйте! Это такая форма самоутверждения или форма «обратить на меня внимание». Так же и одежда, так же и знания. Вот, он, например, говорит: «Я — атеист». Он позиционирует себя. Я есть атеист. И мы сразу внимание обращаем на него, потому что все верят в Бога, а тут вот, ну-ка посмотрим, что здесь за атеист. И все его читают. Это все форма гордыни, самоутверждения, стремления отличиться от других. Это наша внешняя природа.

00:18:19 Это может быть и богатство. Ну, не просто богатство, чтобы чахнуть над златом в подвале, а цепы двухкилограммовые, дорогая машина, дорогая кепка с якорем, кепка какая-нибудь со звездочкой, с черепом. По-разному. Форма самоутверждения. Это могут быть знания, может быть какая-то эрудиция. Человек все знает. Это все форма самоутверждения. Это внешняя наша природа, а есть внутренняя. Внутренняя — она наоборот противоположна: это смирение, осознание своей ничтожности и слабости. Наша вторая природа. Ну, или первая природа. Вот эти две природы, они постоянно между собой борются. При этом счастлив человек, когда торжествует, когда преобладает вот эта его внутренняя природа. Счастлива душа, когда она сдается на милость Прекрасному Рыцарю, Победителю, Кришне. Вот тогда она счастлива. Она упивается в блаженстве.

00:19:29 Когда она самоутверждается, она несчастлива, но при этом она пышет торжественностью, пышет величием, заменяет собой Бога. Вот они вступают в противоречия. Сам человек, он не противоречит себе, а противоречат его две природы. Душа, она не может себе противоречить. Она ищет счастье, но она либо ищет счастье в стяжательстве, в эксплуатации, либо в смирении.

00:19:59 — Махарадж, а можно вопрос?
— Ага.
— Существует восемь миллионов четыреста тысяч форм сознания, да? А это просто внешние формы.
— Форма есть внешний вид. Виды сознания.
— Виды сознания, восемь миллионов?
— Да, вид сознания. Что такое вид сознания? Не сознание, а вид сознания — это и есть тело. Форма сознания это и есть тело. Как говорят «форма жизни». Вот есть просто жизнь, а есть форма жизни. Вот форма жизни — это то, что мы видим: по улице бегает с двумя или четырьмя ногами. Это форма жизни. А вот сама по себе жизнь, она бесформенна. Жизнь, она не имеет формы сама по себе, как идея. Но чтобы существовать в феноменальном мире, она должна принимать какую-то форму. Чтобы существовать в этом проявленном мире, жизнь должна принимать форму. Форма помогает ей реализовывать себя, осознавать себя. Например, у сознания есть позыв. Это ещё не желание, а позыв брать. И этот позыв формирует хватательный орган — руку. Или у сознания есть позыв заявить о себе другим. Этот позыв формирует орган заявления — язык. У сознания есть позыв ощутить что-то. Формируется уже органы чувств. Не органы самовыражения. Органы самовыражения это…

00:21:53 — У нас есть пять органов действий или пять органов ощущения. Вот органы ощущения это: нос, как ноздри. Не картошка, а вот то, чем мы нюхаем. Язык — это то, чем мы ощущаем вкус. Слух или мембрана, глаза и кожа. Это органы ощущения. Мы этот мир на вкус ощущаем, а дальше мы должны заявить о своей ответной реакции, т.е. мы должны самовыразиться в этом мире. И тут приходят пять действенных органов или пять органов самовыражения. И все по-разному себя самовыражают. Эти пять органов самовыражения: это руки, ноги, задний проход. Некоторые так сами себя выражают. Кто-то так себя выражает. Кому-то, например, нагадить — это такая форма самовыражения. Заявить о себе. Вот и т.д. вот, если их все сложить, вот эти органы самовыражения и органы ощущения, и добавить некоторые функциональные органы, которые лишь помогают существовать и тем и другим, то получится тело. У одних это собачье тело, у других воронье, третьих человеческое, у кого-то ангельское, у кого-то крысы, травы.
— И оно не покидает это тело?
— Нет, сознание качественно не меняется. Как мы вчера с вами говорили, сознание, оно находится в оболочке.

00:23:56 — Вот сначала мы говорим сознание, потом от него отделяется позыв или волеизъявление, которое ещё не сформировалось в желание. Этот позыв — это брать, самовыражаться, самовыпячиваться. Дальше оно уже формируется в конкретное желание. Вот это самовыпячивание называется аханкара или ложное эго. И вот на аханкаре или ложном эго вырастают конкретные желания, как самовыпячиваться. И дальше появляются ощущения, чувства или эмоции. Вот на желания наслаиваются уже эмоции и ощущения.
— От желаний зависит тело?
— Нет, эти эмоции формируют нашу форму сознания или формируют наш фон сознания. И их опять-таки не так уж и много. Этих вот базовых эмоций, их двадцать с чем-то. В ведах говорится. Ну, можно их дробить до шестидесяти. Ну, вообще их двадцать: это зависть, лживость, великодушие, смех. Их можно перечислить. И вот они находятся в определённой пропорции между собой. И вот когда что-то одно увеличивается, подавляя другое, то меняется и форма сознания.
— Так почему же?
— Например, человек стал асоциальным элементом, он превращается в животное.
— Он же не в собаку превращается.
— Нет, не в собаку. Ну, у него мышление собачье. Лежит под ларьком.
— Ну, тела же человека.
— Тело, да еще. Но это не долго.
— А почему еще? Сначала надо дождаться смерти.
— Потому что ещё какое-то время проходит. Это же не сразу происходит. Это с некой задержкой, с неким замедлением. Но уже видны черты собаки. Т.е. надо какое-то время пока он.

Эволюция сознания

00:26:29 — Ну, как вот тело умирает, оно же не сразу превращается в кашу. Оно сначала сдувается, потом червяки в глазные яблоки залезают, синеет, чернеет, вены чернеют, покрываются крупными пятнами, сдувается. Постепенно. Кости разрушаются.
— У кого-то они жили [не слышно].
— Да.
— Махарадж, вы вчера рассказывали о формах жизни, как о колесе со спицами, в котором душа последовательно проходит каждую из этих форм. Но ведь это же, её направление движения иногда зависит от нее. Она необязательно прогрессирует. Доходя до человеческих форм жизни, оно уже может обратно пойти или дальше.
— Да, оно может обратно пойти. Только в человеческой форме.
— Доходя до этой формы, момент, где у нее появляется выбор.
— Да, в человеческой форме жизни душа может либо вообще разорвать круг сансары, круг из восьми миллионов спиц, либо пойти дальше, к более высокой точке, к богам, либо опять опуститься.
— В любой из человеческих форм жизни.
— Ну, не в любой, конечно. В низшей форме ты, конечно, все-таки вверх будешь подниматься. Чем больше свободы выбора, тем больше вариантов, куда ты дальше пойдешь. Если ты родился аборигеном где-нибудь в Австралии, то у тебя выбора как такового и нет. Ты, в общем-то, полу животное существование влачишь.

00:28:34 —Что двигает сознанием, когда оно?
— А вот настоящий выбор появляются, когда человек попадает в культурную среду, где он может делать выбор между насилием и ненасилием, подчинением законом общества или подчинение законам Божьим, т.е. попадает в среду, где превалирует религиозное мышление. Религиозное мышление или религиозная культура ставит перед нами вопрос: «Как поступать?» Поступать, сообразовываясь со своими инстинктами или подчиняться каким-то заповедям. Я сейчас не говорю о конкретно заповедях мусульманских, христианских, кришнаитских, каким-то заповедям, которые ограничивают твои животные позывы, твои позывы плоти. Вот здесь и наступает выбор. Вот отсюда уже. Это точка отсчета, куда ты пойдешь: начнешь деградировать. Если ты следуешь четко законам своей религии. Естественно, религии, они тоже ведь разными бывают. Это пирамиды вероучений. В следующей жизни ты родишься в той религиозной среде, где законы более утонченны.

00:30:05 —Сначала ты рождаешься там, где нельзя пить кровь христианских младенцев, потом уже рождается там, где нельзя есть мясо свиньи. Потом рождаешься там, где вообще мясо нельзя есть.
— А почему так получается, что верующие люди, их родители или семьи, они далеки от этих истин?
— Ну, это совсем не долго. Это не часто. Это совсем недавно. Последние может быть лет сто. Просто нам кажется, что это такой длинный промежуток времени. А на самом деле атеизм, он появился довольно недавно. Довольно новая религия. Довольно молодая религия. После того, как они стали устраивать анатомический театр, появился атеизм. Они стали резать трупы и выяснилось, что Бога нет. Это когда в Европе бушевала чума, то поначалу люди это приняли, как кару Божью и стали ходить с хоругвями по Европе. По Европе в частности ходили толпы людей, по несколько тысяч человек из города в город с плакатами «Покайтесь! И присоединяйтесь к нам, потому что чума — это кара Божья». А чума все нарастала и нарастала. И тогда какой-то врач стал исследовать трупы, и выяснил, что причина чума — это не кара Божья, а какая-то бактерия. И сказал людям: «Не пейте воду зараженную и не дышите друг на друга. Вообще разойдитесь». И они послушались его. И действительно чума пошла на спад. Вывод какой? Бога действительно нет. Помогло. Потом создали пенициллин. Люди стали меньше умирать от гриппа. И все больше и больше убеждались, что Бога нет.

00:32:23 — Махарадж, а разве карма-миманса, это не философия атеизма? Ну, или древнеиндийская философия. Разве там нет атеизма в каком-то виде, который мог бы соответствовать современным понятиям?
— Есть. Только там атеизм. Ведь атеизм — это Бога нет вообще, следовательно, я — Бог. А в карма-мимансе говорится о сущностях, которые выше тебя. Просто Бог понятие многогранное. Например, Бог, как высший судья, во многих религиях Бог, как высший судья. И те, кто отвергает Бога, как высшего судью, необязательно отвергают его, как творца. А те, кто отвергают Бога, как и судью и творца, необязательно отвергают Его, как наблюдателя. Вот, и атеизм, он разный бывает. Атеизм атеизму рознь. Вот карма-миманса, они говорят, что есть Высшее Существо, но оно никак не влияет на нашу жизнь и на наше будущее. Мы сами творим себе будущее и ни от кого, кроме как от нас он не зависит. Ты поступаешь хорошо. По закону замкнутого пространства тебе приходит хорошая реакция. Чем сильнее ты ударил ближнего, тем сильнее ближний ударит тебя. Или два ближних ударят в два раза меньше. Вот. Чем больше ты сделал добра, тем больше тебе добра вернется. Все зависит от тебя. Это в общем, форма атеизма, но она отвергает только Бога, как судью, как воздаятеля наказаний. Но при этом они не отвергают Бога, как сотворившего все вокруг.

00:34:12 — Они говорят, что Он не вмешивается в нашу судьбу, но Он все создал. Самая махровая форма атеизма. Они отвергают вообще разумное начало, кроме человека. И то разум человека это случайное стечение обстоятельств. Такая форма атеизма. Потому что вот для вайшнавов, например, всё, что не преклонение перед Красотой, все есть атеизм. Даже поклонение Шри Вишну в какой-то степени атеизм, потому что они не верят в Кришну. Т.е. для махрового вайшнава все: христианство, вишнуизм ,индуизм, мусульманство. Все это форма атеизма. Например, Лолита Деви, она бегает по Вринадавану и всех пытается перетащить в мадхуру-расу, в отношения высшего порядка с Кришной. Она говорит, что вы нашли в этом Кришне-принце, Кришне-царевиче? Для нее все остальное формы атеизма. Такая она фанатичная, Лолита Деви. Она подбивает в мадхуру-расу даже тех, кто находится в родительских отношениях с Кришной. Она тоже считает это формой атеизма, потому что там нет полного предания. В родительских отношения они ещё думают о супругах, друг о друге. Не только о своем сыне, но ещё друг о друге, о своем супруге. И только в самых высоких отношениях внимание исключительно на Середину. Так что и форма атеизма тоже бывает разной. Отрицание вообще высшего начала, ну это какое-то животное состояние.

00:36:21 — Это новая религия. Обратный процесс может пойти?
— Может, да.
— [Не слышно]
— Там он же может обратно, потом снова вверх, вверх-вниз, вверх-вниз, пока не выкинет. Пока не выкинет в ту область спектра, где нужно идти дальше-дальше по уменьшению или наоборот по возрастанию.
— Религия тоже может меняться.
— Есть, да, случаи, конечно. Например, в Бхагаватам описана история про Аджамилу, который достиг или царя Бхараты, который достиг, они достигли высочайших ступеней духовного просветления и потом пошли вниз. Вот Бхарама родился оленем, Аджамила чудом спасли только потому, что он воскликнул «Говинда» перед смертью.
— Можно вопрос?
— Я вас перебью, что даже в животной или полу животной форме жизни, сознание у них тоже ведь делится на градации. Там есть градации. Например, вы можете родиться в полу животном состоянии и потом немножко очистить своё сознание, и потом родиться человеком. Или наоборот, пойти дальше. Вот как царь Бхарата, когда он родился оленем, он жил в оленей стае. Но просто ему повезло. У него память осталась. Он как и они ходил вместе со стадом, но он был всегда отстраненным, а потом вовсе их бросил, когда вырос. А мог бы и продолжать с ними ходить в стаде.

00:38:16 — Так же и мы. Мы рождаемся, нас окружает стадо, которое говорит, что нужно больше брать, что нужно взять от жизни все.
— Не отдавать ничего.
— И мы можем закрутиться вместе с этим стадом, и жить вместе с ним, превратиться в такое полу животное, правда, холенное животное. Вот есть такие собачки у миллионеров. Такие они в одеждах, в бантиках, со страдами. Я вот в Швейцарии был недавно и там я видел сцену. Собаки там чрезвычайно вежливы. Как у нас люди, у них там собаки. Мужчина значит говорит своей собаке: «Подожди. Я пойду в магазин. Ты здесь посиди». Без всякого поводка она садится и ждет. Проходит другая собака тоже интеллегентная. Нет, чтобы подбежать, хвостиком повелять, а он только, этот пес, только наклонился чуть-чуть, что-то нюхнул и дальше сидит. Ну, а что с ней общаться? Такое полу человеческое сознание. И та тоже на него посмотрела. А у нас бы собаки сбежались, хвостами махали, понюхали друг друга, ножку подняли, а эта посмотрела и дальше сидит. Вроде бы форма собачья, а уже что-то там человеческое есть.

00:39:51 — Если все зависит от сознания. Если человек, он жил так, то… Ну, не повезло.
— Тут такая вещь, как сукрити. Он не просто случайно произнес, а он накопил такой духовный багаж или багаж служения рабам Божьим, вайшнавам, когда-то в прошлой жизни. И сейчас у него что-то мелькнуло. Теоретически он мог и не произносить имя Бога, но Ямарадж ему помог бы.
— Так ценится что?
— Ну, это нам говорится для того, чтобы понять, осознать ценность Имени Господа. Потому что знакомство с Господом начинается с Его имени. Оно нас ведет к Нему. Ценится служение. Потому что можно произносить сколько угодно имен Бога, но это будет, как Щридхар Махарадж говорил, холостыми выстрелами, потому что ты ничего не будешь вкладывать в это. Хотя это будет приносить свои благие плоды. Но ты в следующей жизни можешь получить шанс уже сознательно произнести имя. Сознательно обратиться к Нему с молитвой. В трудную минуту не мама крикнуть, а Его имя, в смысле, позвать Его. Не просто произнести набор букв, а позвать, уже вложить смысл в это Имя. Позвать Его, как спасителя.

00:41:31 — Как удостовериться служишь ты Ему или нет?
— Вот это я не знаю. Этот вопрос самого мучает меня всегда.
— А Шридхар Махарадж часто в своих книгах говорил, что никак сукрити влияет, а как внутреннее сильное желание влияет на [не слышно]. Сукрити даже у человека, много сукрити, но он не может получить этот позитив, который у человека с сильным желанием.
— Ну, понимаете, сукрити, оно накапливается, когда у тебя нет желания даже. Вот одно дело: у тебя сознательное желание служить духовному миру, служить высшему миру, а другое дело — ты просто перед кем-то двери открыл, а это оказался вайшнав, или вырыл колодец с водой, а святой странник попил там воды. Т.е. ты не ему делал служение, а вообще доброе дело. Но если святой странник попил, то ты как бы косвенно и ему послужил. Вот здесь начинает накапливаться сукрити. А когда у тебя появляется желание сознательно совершать служение, это уже не сукрити, это уже сознательное. Это уже зрелая стадия.

Положение Брахмы, творца Вселенной

00:42:55 — Признак положения Брахмы. А представитель Брахма-сампардайи, матха сампрадайи, это как бы личность была? Или когда наша линия, линия рапануги-сампрадайи и линия мадхава-сампрадайи, они соприкасаются, пересекаются. Это брахма был определённой личностью?
— Брахма, это творец.
— Творец, но он в этой линии. Знания то от Вишну передавалось ему. Он не был обусловленной личностью.
— Ну, ему не было Шри Кришну. Он увидел. Если вы помните, когда Брахма совершал тысячелетнее покаяние. Когда он только появился, он находился в полной темноте. И он стал что-то делать, мысленно что-то пытался понять: кто он такой, откуда он взялся. И когда он оставил свои попытки прийдти к какому-то заключению, он погрузился в созерцание. Это называется покаяние или, как у Толстого, неделание. Он погрузился в ничегонеделание. И тогда ему открылась иная реальность. Это ещё называется покаяние. Он погрузился в покаяние. Ему открылась та реальность, и он увидел там Господа, и у них произошел диалог. И то знание, которое он получил от Всевышнего, благословение, он изрек в своей самхите, брахма-самхите. Поэтому он является родоначальником духовного знания, потому что он первым столкнулся в этом творении с непроявленным миром.

00:44:47 — А рупануга-сампрадайя, это одна из веточек брахма-сампрадйи.
— А мы тогда можем в положении появляться?
— Можем. Нет, душа, которая падает в материальный мир, она сразу становится брахмой.
— Насколько она?
— Мы когда-то все были брахмами.
— Т.е. контакт у нас был такой же, да? Т.е. там знания открывались, мы давали [не слышно]?
— Да.
— Но это знание нас всё равно не остановило от падения дальше.
— Ну, да. Брахма, он же тоже ,когда начал творить. Он же творил по образу и подобию Божьему. Ему что-то привиделось. А поскольку у него до этого не было опыта, то привидится ему могла только божественная реальность. Всё, что он увидел, есть божественное. И дальше то, что он творил по образу и подобию. Он так же создал мужское и женское начало, он так же создавал формы всевозможные.

00:45:59 —Любое творение есть грех. Любое творение. Творение, как делание. Всегда делание сопряжено с насилием. Оно малюсенькое, поэтому в следующей жизни брахма рождается каким-то богом, потом дальше-дальше, до человека и колесо завертилось. Чтобы опять вернуться в положение Брахмы, нужно сто жизней прожить, не совершив ни одного греха. Поэтому Брахм такой дефицит, и чтобы удовлетворить всевозрастающую потребность джив рождаться в этом мире, Господь сам становится иногда Брахмой. В некоторых вселенных Брахма, творец, это воплощение Вишну. Вот в нашей вселенной Брахма есть отдельная джива. Просто столько джив не хватает на должность. Брахма — тот, кто смотрит, надсмотрщик. А джив такое количество, кто хочет самовыпячиваться, что они не влезают в существующие вселенные, и Господу Вишну приходится творить ещё и туда заходить, как Брахма.

00:47:19 — В панча-таттве, по сути дела, Господь низошел совсем не своей ипостаси. И вот это было самое гармоничная что ли связка во всём, скажем, божественном проявлении.
— Не понимаю.
— Т.е. все собрались и одновременно здесь [не слышно].
— Вы имеете в виду в панча-таттве?
— Да.
— Нет, ну как же? Там же Лакшми, где же она была? Она же не в панча-таттве. Лакшми Прийа.
— Качества преданности.
— Ну, вот Шривас Тхакур, чистый вайшнав.
— Я не спорю и что?
— Я хотел бы спросить, вот кто он такой?
— Шривас Тхакур — это воплощение преданной дживы. Шривас Тхакур. Ну, там вместе с Махапрабху сошли все боги, в том числе Брахма. Харидас Тхакур был Брахмой или Брахма был Харидасом Тхакуром.
— Да, вот это я и спрашиваю.
— Когда Господь нисходит, то все с ним приходят. Это как, когда глава государства приезжает в какое-то своё правительство мятежное, то вместе с ним приезжают его министры, повора, подруги, все. Это целый царский поезд или царский выезд. Все едут: министр финансов, казначей, министр юстиций. Все едут. Так же и Махапрабху. Он когда низошел, то пришли все. На разные отдалении от Него, но были все. Потому что даже вопрос: «Остались ли место дживам обычным, поскольку пришли все?» Ну говорят, осталось.

00:49:42 — Но это все дживы были на восходящем потоке.
— Не знаю. Он приехал внезапно.
— А вот если взять рапануга-сампрадайю, там Сварупа есть [не слышно]. Бхактивинода Тхакура и его учителя, есть промежутки [не слышно]. Где и как передавалась?
— Она передавалась неосознанно из уст в уста. Ну, как архивариус. Вот он переписывает какую-то книгу. Он не понимает, что там написано. Он просто переписал, передал. Вот так много поколений архивариус, они просто передавались.
— Они тут вайшнавы?
— Ну, там были какое-то время жены Нитьянанды Прабху. Жена Нитьянанды Прабху, потом его некоторые дети, потом их назвали Госвами или потомственные Госвами. А потом идея совсем почти нивилировалась, т.е. вайшнав до Бхактивинода Тхакура уже было ругательным именем. Вайшнавами называли тех, кто надевает одежду отреченного, а на самом деле придается разврату. А, вайшнавы! Только Бхактивинод Тхакур, он возродил благодаря проповедованию учения шести Госвами. Он возродил время вайшнавов. А так это просто архивно передавалось. В основном это сейчас такие книги, как Чайтанья-чаритамрита, Чайтанья-бхагавата, которые были написаны сразу же после ухода Махапрабху. Чайтанья-мангала, многие труды Госвами. Но они не воспринимались серьезно и были почти утрачены, осталось там может быть несколько экземпляров. Только Бхактивинод Тхакур, он был человеком энциклопедического знания, очень образован был. Он показал, что учение шести Госвами и учение Махапрабху это не просто культурное наследие человечества, культурное наследие Индии, а это высшая теология, высшее богословие, какое вообще возможно, спрятанное где-то там в лесах Бенгали.

Богословие вайшнавов

00:52:24 — В чем заключается верховенство богословия вайшнавов? Почему вайшнавы утверждают, что все остальные формы религии, богословия, философских учений это недоразвитые формы, ущербные формы? Все эти религии современные и прошлые — это все ущербные формы богословия. Потому что Госвами утверждали, что Бог в своей высшей ипостаси — это Бог, который больше всего счастлив. Получает самую большую порцию счастья. Счастье собственной Персоной. И дальше они доказывают, что именно в отношениях с соседками во Вриндаване, Бог наиболее счастлив, потому что Он упивается всеми вкусами одновременно. По-очереди не надо. Одновременно всеми вкусами счастья. Поскольку Он наиболее счастлив… Как например, христианский Бог, Он следит за тем, чтобы люди не грешили или иудейский Бог смотрит, чтобы иудеи не грешили. Христианский, тот же самый Бог, но уже смотрит за всеми людьми. И если люди неправильно поступают, Он на них насылает тьму египетскую или там болезни всевозможные. После тучных лет приходят года страданий, лишений. Он все-таки мониторит, следит за тем, чтобы люди поступали по закону Божьему, а в обратном случае — Он их наказывает. Он позволяет гневаться себе и Он недоволен. И вот этот элемент отчернения, недовольства делает этого Бога ущербным.

00:54:27 — Тогда как Бог, который всегда доволен, Ему не надо ничего делать. Все делает за Него и для Его удовольствия. Более того, всё, что они делают, они делают только для Него. Это не то, что служанка, которая приходит ко мне раз в день и делает все для моего удовольствия. Нет, она вообще не покидает. Она где-то там уже ничего не делает. Она всё, что делает, для моего удовольствия. Это и есть высшая форма Бога. Бог в зените. Такая философия шести Госвами, ну, в частности, Дживы Госвами. Т.е. они доказывают, что высшая ипостась Бога — это тот, кто радуется больше всего. Не может быть Бог мстительный или Бог справедливый выше Бога, всегда радующегося. Поэтому вайшнавы берут на себя смелость говорить, что только философия или богословие вайшнавов является настоящей, все остальное — недоразвитое, ущербное. Не в плохом смысле, а просто неполное. Хотя все остальные религии, они может быть более приятны нашему эго. Потому что там говорится о доброте, о том, что Бог справедлив, а если что, то меня-то Он может и помиловать. Не вот того, а меня, потому что я больше заслужил. Я лучше. Эти формы религии более приятны для эго, поэтому в них и верят больше всего людей.

00:56:12 — Тогда как вайшнавизм, он говорит об удовольствии божественном, об удовольствии Господа Бога, а не о вашем с вами. Поэтому в Его удовольствия, нам не находится места. Т.е. оно не… Первым делом это Господь, вторым делом — я. Тогда как в других религиях, душа или человек занимает первое место. Бог существует для меня. Он мой судья. Он обо мне заботится и следит за тем, чтобы я поступал правильно и тогда мне будет хорошо. Там первое место отводится душе, а Богу уже, как спасителю, как некоему прикладному началу. В вайшнавизме все наоборот. Первым дело арадхана, т.е. удовольствие Всевышнего.
— А вот в Кали-югу, кроме [не слышно], воспевание Святых Имен и вайшнавизм. Есть религии, которые могут иметь чистоту, а остальные религии, они не имеют своего [не слышно].
— Если не рассматривать формы религии, именно обрядовую сторону, то эти религии, они всегда существуют. Всегда есть градация верноподданности высшему началу, где тебе отдается больше места, ему меньше, потом вы вдруг на равных, потом тебе меньше, ему больше. Всегда есть процентное соотношение в вашей связи с Абсолютным началом. Когда ты все, а Он ничего. Это называется чистой воды атеизмом. И дальше Богу дается немножко больше места, скажем, 10% ,а тебе 90%. Но Бог здесь выполняет роль обеспечивателя твоих нужд. Если тебе что-то надо, помолись, Он тебе даст. Дальше Ему дается ещё больше, 20%, потом 30%. Соответственно, твоя роль в отношениях уменьшается, уменьшается и уменьшается.

00:58:53 — И вот если мы не берем формы религии, а вот именно религии с определённым отношением души и Бога, то эти религии они существуют всегда. Собственно, они в шести или семи доктринах вед они изложены.
— В зависимости от последователей, от чистоты последователей.
— Да. То место, которое ты отводишь Богу в религии, формирует ту или иную доктрину. Формы могут быть разными. Например, с этой точки зрения христианство не намного ушло от мусульманства или наоборот, потому что и там и здесь… Я говорю об общих понятиях христианства. Понятно, что любой христианин может встать и сказать: «Нет, вы не правы, потому что я считаю так-то». Да, это будет неким вариантом. Но я говорю в общем, что Бог выступает в форме спасителя. Сын Божий выступает в форме, в роли спасителя. В мусульманстве Бог выступает в роли судьи. В иудаизме, частью которого является мусульманство. Мусульманство — это другая форма иудаизма, более адаптированная. Как адаптированная? Ну, если в иудаизме никто не может стать евреем, не родившись им, то в мусульманстве может любой стать мусульманином. Все остальное одинаково у них. И там и здесь, в мусульманстве и иудаизме, Бог — это справедливый и жесткий судья. В христианстве — это все-таки спаситель. Там есть элемент милосердия и т.д. Вот этих вот наборов пропорций «я и Бог», их заданное количество. Они всегда существуют.
— Это система?
— Да. Формы могут меняться.

01:00:47 — Но в целом, если Бог для тебя спаситель, значит, тебя можно назвать христианином.
— А если учителя, допустим, [не слышно] доктриной со временем теряют свою чистоту.
— А мы говорим про доктрину, причём здесь учителя?
— В зависимости от кого будет исходить. Ну, если я родился, принимаю, допустим, христианство, вот этот человек, который мне дает, линия ученик-ученик всегда присутствует.
— Будет или нет, я не знаю. Но она всегда будет существовать. Всегда найдется душа, которая во Всевышнем будет видеть своего спасителя. Будет ли это называться христианством или каким-то иным словом, это уже не так важно. Всегда найдется душа, которая будет считать Бога, как ведущего к освобождению, бога, как учителя. Будет это называться буддизмом или не буддизмом, это тоже не так важно. Т.е. в Боге видят творца, учителя, спасителя, судью, множество всяких ролей Ему предают. Как это называется это неважно. Передают это, обрывается связь учителя-ученика или не прерывается, неважно. Идея всегда останется.

01:02:03 — Но когда во Всевышнем кто-то начинает видеть помимо объекта поклонения ещё и друга или своего ребенка, это уже вайшнавизм, который… качественный.
— Это само приходит или дается учителем это знание?
— Душа, когда готова принять, когда её не отпугнет идея, что Всевышний может быть твоим другом.
— Ну это ж надо никому не рассказывать.
— Почеум?
— Потому что приедут, сразу и увезут.
— Может не приедут. Может машинка сломается по дороге. Они же не боги. Может быть Бог им не даст.
— Как Шурика увезут и все.
— Ну да. При этом идея-то сохранится.
— Все сохранится. Это что-то дикое.
— Ну, вы и так все знаете.

01:02:56 — А [не слышно] помогает душе в её религиозных почитаниях?
— Помогает, да. Он в Гите говорит об этом. Если мы принимаем Гиту, как действительно сказанное Господом Богом, то Он говорит, что Он откликается на нее. Он идет к душе той же тропою, к которой она идет к нему. При чем Он делает десять шагов, а она успевает только один. Он быстрее. Всегда идет на встречу. Он говорит, что Он помогает обрести веру и потерять веру. Если душа хочет избавиться от веры, Он помогает ей избавиться, запятая, для того чтобы она обрела новую веру. Не просто потеряла веру. Просто можно, например, разувериться в Боге-спасителя, при этом уповая на Него, как на Бога играющего, который меня спасать не будет, но зато как Он хорошо играет на трубе. Можно придти в консерваторию, чтобы дирижер тебя накормил, а потом ты увидел, как он замечательно палочкой своей машет, и ты забыл про свой голод, и будешь просто служить, а может быть и как-то послужить ему удастся.

Внимание в служении

01:04:40 — А что значит служить, по сути?
— [Не слышно].
— Служить Красоте — это быть очень внимательным. Внимание. Служить красоте — это быть всегда в такте, быть чрезвычайно тактичным, т.е. иметь чувство такта. А для этого надо иметь огромное внимание.
— С красотой.
— К ней, к красоте. Внимание на середину. Потому что Красота подвижная, чрезвычайно подвижна. Вот нужно иметь великий такт, чтобы не помешать, чтобы не вступить в конфронтацию, в дисгармонию. Чувство такта, чтобы не выбиваться из общей мелодии. Это и есть служить. Быть всегда внимательным. Если ты внимателен, тогда все остальное приложиться. Как говорят, если голова пролезла, то и тело пролезет. Если ты умом, мыслями с Ним, с Красотой, то все остальное приложиться: и руки будут знать, что делать и ноги. Начинается это с внимания к Его имени. Внимая Его и Ее имена мы, так сказать, учимся чувству такта, чувству гармонии. Гармония и такт — это синонимы. Возразить хотели?
— По поводу учимся, наверное, нисходит больше. Потому что мы по сути ничего не можем.
— Возражение принято.
— Наша задача, по сути, открыть глаза и даже не научиться, а вспомнить, видеть всё, что происходит.
— Наша задача, чтобы сердце растаяло, смягчилось. Жесткость прошла, чтобы не было острых углов, царапающих. А дальше учитель, Господь вылепит из Него, которая нужна им.

01:06:59 Смирение и терпение — это и есть такие орудия для делания сердца пластичным. Смиренного и терпеливого учитель и Господь могут вылепить и придать нужную форму этому сердцу, а форм пять. Есть вариации, но в общем пять форм: слуга, друг, родитель, возлюбленной и мизансцена, общий фон.
— Терпение и смирение перед чем?
— Перед учителем и Господом. Они же из тебя лепить будут. Поэтому все что они с тобой ни делают, нужно терпеть и смеряться. Все несчастья, все лишения, которые Господь посылает своему чаду, нужно принимать со смирением и терпением, не огрызаться, не ставать в защитную позу, не вытаскивать из тени кастеты. Пусть лепит. Всё, что с нами происходит: теряем мы, находим, глупеем, умнеем — всё это Господь посылает нам для того, чтобы сделать нас смиренными и терпеливыми, потому что с этим чувством наше сердце становится мягким, пластичным. И из него уже можно лепить нужную форму.
— А только страдания смягчают сердце?
— Нет, не только. Страдания и наоборот радость. Потому что радость, она всегда оборачивается грустью. Когда она заканчивается, начинается похмелье и тут прозреваешь, что радости, собственно, и не было. Это было какое-то наваждение. Оканчание радости и есть страдание. Помните, я вчера говорил, что не зла? Так вот и страданий нет. Есть недостаток или отсутствие радости.
— А чем разница?
— Вот, как нет темноты, а есть отсутствие света. Темноты не существует, есть недостаток света. Так же и не существует страданий. Есть отсутствие счастья. Поэтому когда у вас прибавляется немножечко радости, счастья, то потом оно начинает уменьшаться. Вам менее счастливо, но вам кажется, что вы страдаете. Т.е. когда вы ходите пешком и вдруг вы счастливы, когда покупаете машину. И вот когда машину угоняют, вы думаете, что это несчастье. Нет. Это отсутствие радости. Это никакое не горе.

01:10:04 — Нет ничего плохого. Нет старости. Есть отсутствие молодости. Просто мы обозначаем это как старость, а это просто отсутствие. Волна откатывается. Нет, а мы говорим старость. Нет, это просто отсутствие молодости. Мы возвращаемся в своё изначальное состояние древних, потому что душа самая древняя. Она юная, но она самая древняя. Она старше материю, старше любой формы. Вот когда вы стареете, это просто формы откатываются. Или страдания, физические страдания. Мы во чреве матери испытываем страшные страдания, а когда мы уже наяву испытываем страдания, это не страдания, это просто откат к своему изначальному, до утробному состоянию. Это не страдания. Это отсутствие радости.
— Абсолютные понятия: Красота, Любовь, Счастья, а доброта?
— Доброта не абсолютна. Вера абсолютна. Самопожертвование абсолютно. Преданность абсолютно.
— Если чтобы не абсолютно, откуда берется и когда закончится?
— Часть это.
— А откуда возобновляется?
— Например, есть вера, а есть доверие, т.е. то, что предшествует вере. Доверие. Вот вера — это абсолютно, а доверия нет. Может быть, доверие на какой-то градус.
— Что способствует перерасти в веру?
— Перековка себя. Смирение.

01:12:00 — Мы ведь ничего не можем толком сделать: мы можем только принимать или не принимать то, что с нами происходит. Наше отношение к происходящему делает нас пригодными или не пригодными для отношений с Высшим. Если мы несчастье или брань принимаем в штыки, ощетиниваемся иголками, то ведь Высшее начало, Господь, Он же совершенно непредсказуем. Он может повести Себя так, что вызовет в нас неудовольствие. Мы обидимся на Него. Поэтому Он не является нам Себя, покуда мы на какие-то страдания, на какие-то лишения ощетиниваемся.
— [Не слышно] размягчение сердца?
— По-разному. И к размягчению тоже. Пока мы чувствуем свою свободу, то мы в любой момент можем послать Его подальше, а Ему это не надо ведь, в грязь лицом. Поэтому терпением и смирением мы воспитываем в себе… Мы доводим себя до такого состояния, что чтобы Господь не предпринял по отношению к Нам, мы никогда не скажем: «Да иди Ты!» Чтобы Он ни сделал, мы всегда будет говорить: «А я без Тебя не могу». Вот тогда Он явится, предстанет. Ну это не значит, что мы Его увидим, вдруг с флейтой, со скрещенными ногами. Как они там Его рисуют?

Немецкое общество и философия

01:13:57 — А часто вайшнавы обращаются к философии Германии, к их истории, с чем это связано?
— Германия.
— Гегель. — Гегель. У них нет истории.
— Два раза в неделю по одному часу.
— Ну, там связано с их историей.
— Гегель, Гитлер.
— Даже Гитлер. Шридхар Махарадж вспоминает Гитлера, те же полка СС.
— Дело в том, что германское общество было построено по принципу мироустройства. Высшее положение занимает умный, но ленивый. Под ним стоит: умный и деятельный. Под ним находится: ленивый и бездеятельный, а самый низший — это тот, кто деятельный, но глупый. Так мироустройство, т.е. люди кармические, т.е. те, кто активные слишком, те, кто жаждет материальных богатств. Они занимают самое низшее положение. Их называют карми. Они деятельные и глупые. Они много работают, но они работают за мишуру, за фантики. Над ними стоят отреченные — те, кто ничего не делают. Зачем работать? И глупые. Это отреченцы, гьяни. Они занимают более высокое положение, чем карми. Дальше находятся вайшнавы. Они деятельные, но при этом они и умные. Они знают для чего, ради чего действовать. Если делать, если уж произвести какое-то дейсвтие, то сразу чтобы миллиард заработать или царство Божье на небесах. И над всем стоит Кришна. Он ничего не делает, при этом Он весьма умная особь. Т.е. вот так устроено у Него.

01:16:15 Так же и в Германском обществе, в том числе в третьим рейхе. Низы общества — это были очень люди деятельные, но довольно не интеллектуальные. Над ними стояли ленивые и не интеллектуальные, т.е. те, кто не очень любил работать, но при этом он был ленив, поэтому он ничего не портил. Над ними стояли люди деятельные и умные. Ну, а над всеми стоял… Так что… А что касается Германии, тут не могу ничего не сказать, потому что… Ну, вообще, Германия произвела очень много философов на свет. Собственно, мы и других философов-то и не знаем, кроме немецких в европейской истории. Они есть, конечно. Скажем во Франции, ну кто? Кроме Вольтера.
— Декарт.
— Декарт, он был не французом, он все-таки был голландцем. Лютер, Ларушфуко. И то они были скорее философы социальные. Они исследовали все-таки человеческое общество. А вот именно философов-фундаменталистов, которые врывались в основы мироздания. Ну, только немцы в основном. Ну и Степан Бендера. Кстати, тут смеха мало. Он очень сильный или, как сейчас говорят, крутой богослов. Если читали что-то из него, как богослов, он очень… Ну, шляпу я перед ним снимаю во всяком случае. Он молитвы писал. У него очень сильные молитвы.

Аскеза или покаяние

01:18:07 — А в каком случае аскезы оправдывают, в каком нет?
— Аскезы. Вообще они ни в каком случае не оправдывают. Что такое вообще аскезы? Аскезы, как воздержание. Аскеза приносит нам какие-то плоды. Так вот если плоды аскезы это что-то бренное, что-то временное, которые потом заканчиваются и этим приносят нам печаль, то аскезы дело нестоящее. Например, аскеза — объявить голодовку, чтобы повысили зарплату. Зарплату тебе повысили, ты пошел, съел ведро икры, и у тебя заболела печень. Нужна была это аскеза? Вряд ли. А вот аскеза, как например, Дхрува Махараджа, он совершал аскезу — питался листьями одними. И настолько он был аскетичен, настолько он сумел воздерживаться даже от воздуха. Он сначала листья ел, потом их перестал есть, потом дышать перестал и во Вселенной стал нарушаться баланс. К нему пришел Господь, а Дхрува Махарадж это делал ради власти. Он хотел власти получить. Вот эта аскеза была оправдана, потому что Господь к нему пришел, Он понял, что вся его аскеза и то, что он хотел этой аскезой гроша не стоит. Такая аскеза оправдана, если в результате вы получаете, вы можете лицезреть Всевышнего или осознать Его присутствие повсюду. Такая аскеза оправдана. Все остальные аскезы, которые приносят бренные плоды, они не имеют смысла, потому что заканчиваются. Плоды эти заканчиваются.

01:20:00 —В Гите Кришна говорит, что глупцы мучают своё тело и душу аскезами, получают блага, а потом эти блага заканчиваются и они страдают. А я вам сказал, что если в результате аскезы вы смогли увидеть Всевышнего, да. А вообще смирение и терпение — это высшая аскеза. Для этого не надо в лес уходить. С людьми самое оптимальное практиковать аскезу, в обществе людей, особенно, родственников, близких. Они же себя близкими считают.
— Строить с ними отношения.
— Вы о чем? Какие отношения? Ну что? Это же СС. СС переводится как охранные отряды «эс, эс». Вайшнавы это в каком-то смысле охранные отряды. Если учесть что Шрила Шридхар Махараджа называли хранитель преданности или охранитель преданности, то вот такая параллель. Независимо от всякой символики и исторических событий, назначение СС — это элитные войска, которые могли выполнять любую задачу, которую им поручили, причём задачу на суше, на море и в воздухе. Тогда как скажем другие рода войска, они знали своё дело. Если ты из пушки стреляешь, то ты пушкарь. Если ты на самолете летаешь, то ты летчик. Т.е. у каждого рода войск или у каждой расы есть своя задача. Как Шридхар Махарджа говорил, что есть отдельные расы, параийа-раса. Они не привязаны ни к какой форме. Они могут выполнять любое служение по отношению к персоне номер один. Они могут и выполнять и служение в мадхуре расе, и в ватсалья расе и в нейтральной, любое.

01:22:31 — Вот такая аналогия с войсками СС. Они не принадлежали ни сухопутным войскам, ни морским, ни воздушным. При этом они могли выполнять любую задачу и делали это успешно. Собственно, война так долго длилась, потому что СС участвовала. Потому что вермахт отступал почти при любом ударе. Например, в сорок втором под Оржевом две дивизии СС не просто вышли из окружения полтора миллионной армии советской, но эту армию разбили и ещё в плен взяли, а их было двадцать с чем-то тысяч человек. А это была армия полтора миллиона. Они оказались в окружении, вышли и ещё этих в плен взяли. Ну, тех, кто остался. Такие вот универсальные солдаты. Если проводить параллель с миром служения Персоне номер один, служения Кришне, есть определённые рода отношений, пять рас. И есть раса или отношения, которые не принадлежат ни к каким формам. Они делают всё, что надо.
— И умные и деятельные.
— Да, они умные и деятельные. Именно так.

01:23:54 —Я получила [не слышно], что она больше всего понравилась.
— Понравился. Вот так я не вспомню. Вот в конце он рассказывал про всемирный потом. Интересно. Я так удивился, до этого не читал. Там про всемирный потом, где Господь явился с Сатьяврати и сказал, что через семь дней начнется гроза, дождь зальет всю землю. Ты должен собрать все семена и всех зверей, всех тварей по паре. Я пригоню на волнах тебе ковчег, ты туда погрузи их всех, и будете плавать всю ночь Брахмы, пока новая зоря творения не взойдет. И когда значит воды отойдут, семена развеются и животные снова… Не знаю. Нет, но удивительно. Такая вот параллель. Конечно, это все сказка. Что они кушали непонятно. С ними ещё было шесть риши, мудрецов. Чтобы волны не опрокинули ковчег, этот Сатьяврата, Ной, он привязал змеем свой корабль к рогу этой рыбы, одной рыбы, которая там плавала. Вот такая история.
— А потом он был для того чтобы почистить землю, да?
— Нет, он всегда приходит. Когда Брахма ложиться спать, то поднимаются волны, волны всемирного океана, и земля затапливается.
— Ну, очищаются, получается…
— Ото всех очищается.
— Обновляется.
— Ну, это в этот раз было. Я не знаю, может быть. Этих дней же сто. Вернее, не сто. Брахма сто лет живет. В каждом годе триста шестьдесят дней. Каждый день что-то происходит у него.
— А почему триста шестьдесят?
— Нет, у него тоже. Мы так считаем, потому что там так считают.

01:26:18 — А вот какая [не слышно] остается?
— Там не сказано.
— Она полностью [не слышно ] ещё не было. Там не сказано почему. А Брахма потом начинает творить. Видимо, да. Что успел спасти. Там же быстро надо было. Вода прибывала. А вообще вся восьмая она посвящена слону, который попал в беду. Его крокодил схватил за ногу и они тысячу лет боролись. Потом слон взмолился и к нему Вишну прилетел на птице, и освободил слона. Мы так считаем. Потому что на самом деле слон помер. Но с внутренней, с другого ракурса, с ракурса духовного душа его вознеслась на небеса, а анатомически он умер, конечно. Не выдержал. А потом там длинная, длинная история, через все главы, почти до конца потопа, про то, как враждовали между собой силы тьмы и света — боги и демоны. Там очень много батальных сценок: руки и ноги окровавленные валялись, головы летели, все было завалено кусками туловищ. Вот такие интересные. Потом про Бали Махараджа, и потом про этот потоп.

Боги и демоны

01:27:55 — А Бали, он как раз был лидером, вождем этих демонов.
— Демоны боролись с полубогами. Ну, демоны постоянно хочется что-то завоевать, а те-то чего боролись?
— Защищаются. Не хотят терять своей власти.
— Боги, они ведь, я полагаю, более смиренные.
— Нет-нет. Они олицетворяют собой силы природы. Боги. Мы их называем богами, а это олицетворенные силы природы. Бог воды, бог водной стихии, бог солнца, бог огня, бог ветра.
— Как же они воюют?
— Воюют. У каждого своё оружие. А демоны когда смиряют себя, берут себе наставника, какого-нибудь брахмана, учителя, то он довольный их смирением, дает им какое-нибудь оружие, которым они могут богов победить, и побеждают. Потому что демоны они более искусные, более смелые, более отважные, более благородные. Когда богам совсем угрожает потеря власти или потеря жизни, они обращаются к Вишну, и Вишну приходит, и восстанавливает порядок. Так происходит всегда.

01:29:23 — Богов можно назвать праведниками?
— Праведники как раз во вселенной их в общем называют брахманы, но есть ещё риши, муни, пророки, есть всевозможные существа праведные. А боги, они не праведники, они скорее выполняют административную роль.
— А почему же они хотят ними воевать?
— Кто?
— Демоны.
— Власти хотят.
— Занять их положение.
— Ага.
— А в чем их благородство?
— Они не прибегают к незаконным методам. Всегда полагаются на свою силу.
— Можно сказать, они не прибегают к законным методам. Они не могут…
— Ну, например, они никогда не пленят женщину, а боги делают это. Они никогда не нападут на безоружного, никогда не украдут, а боги сплошь и рядом. Веды полны историй, Пураны полны историй. Например, боги взяли в плен мать Прахлады, демона Прахлады, и держали у себя в темнице.

01:30:58 — Равана, он был скорее ракшасом. Потом пленил он. Кшатриям, ну не запрещено. Он её пленил, чтобы жениться. Он как бы с благородными намерениями.
— Тогда [не слышно]
— Он же не просто, а жениться.
— Он был царем демонов.
— Но он с серьезными намерениями.
— Т.е. ракшас был [не слышно]?
— Ракшасы это плотоядные демоны. Но вообще кшатрии могут себе такое позволить. Например, Кришна, он же тоже там похитил. Какой-то человек вез себе шестнадцать тысяч жен, Он убил этого человека, и взял себе жен.
— Но тот же сам был демоном. Он же демона убил.
— Демона убил? Ну, а что он ему сделал такого плохого, тот демон? Кшатриям разрешается похищать с целью жениться, а вот мать Прахлады похитили и просто держали в темнице, причём она беременная была.

01:32:11 — Или, например, был такой демон, который стал отшельником. Он бросил все свои занятия, ушел, стал медитировать в пещере и ему Индра отрубил голову, потому что тот мог своей медитацией потенциально стать сильнее Индры. И Индра, чтобы пресечь это, взял ему голову отрубил. Или мы знаем, как Индра воровал у царя Притху коней.
— Женщин извращал.
— Да. Так что демоны они себе, те вот данавы или дайти, они себе такого не могли позволить.
— Сейчас современное правительство, это кто: демоны?
— Какая разница. Современное правительство — это то же самое, что последние новости. Вот когда они последние? Пока оглянешься, это уже не современное правительство.
— А что в сознании определяет демоническое намерение?
— Тот кто против миропорядка, тот демон. Если есть какой-то общественный строй, какой-то порядок. Если ты против него, то ты демон в этом конкретном обществе. Вот во вселенной тоже есть свой порядок. Там есть прокурор, есть совет, есть войско.
— Тогда Иисус Христос был демоном относительно того, что он…
— Да, был порядок.
— Так в принципе, его и правильно казнили за то, что народ [не слышно].
— С их точки зрения, да.

01:33:02 — А у богов, что определяет сознание?
— Они поддерживают существующий порядок.
— А вот как можно победить силы природы, воду?
— А зачем её побеждать?
— Ну, вот побеждают демоны богов.
— У них там оружия какие-то странные. Бога воды победил. Или кто-то там землю снес с орбиты.
— А зачем?
— Ну, так, игрался.
— Оказалась под рукой сила способная количественно.
— Такой вот Хираньякша, он носился по просторам всемирного океана, размахивал своей палицей и искал с кем бы ему сразиться. Все боги прятались.
— И никто не додумался с богами [не слышно]
— И он сбил землю, она на дно океана пошла. И тогда он добрался царя морского, до Варуны. Варуна — это один из главных богов. Он примерно, как Вишну, очень важный во вселенной. И он говорит: «Давай-ка с тобой сразимся», тот говорит: «Ну, я человек старый. Ты молодой, пышешь силой, может быть тебе с кем-нибудь ещё помоложе?» Он говорит: «Я никого не встретил, давай с тобой». Он говорит: «Нет, я вот слышал, что тварь одна низменная появилась, кабан. Вот иди с ним сразись, потом возвращайся». А этот кабан, вепрь, это как раз был Господь Бог. Он родился свиньей лесной. Он на своих клыках поднимал землю со дна океана, чтобы снова её на поверхность, на нужную орбиту посадить. И вот между ними бой произошел. И кабан вырвал палицу у Хираньякши, и убил его. Такая история.

Красота поступков Кришны

01:36:18 — История всегда интереснее, чем философия. Правда, справедливость. Кому она нужна?
— Там бесконечный результат.
— История всегда интересна. Бхагаватам — это история.
— А кто последний [не слышно]?
— Разный. Там нет хронологии, потому что же время возвращается на круги своя.
— Она описывает одиннадцать [не слышно].
— Да, вот как спектакль идет каждый день на сцене и какой-то критик должен описать жтот спектакль, какое конкретно представление он будет брать. И он в целом опишет. Хотя каждый день какие-то особенности отличаются.
— Т.е. там не все события?
— Нет. В Бхагаватам описаны все значимые события, связанные со Всевышним. Мелочь типа там сошествие спасителя, конечно, там не описано. Потому что таких полно. А вот что-нибудь, представьте себе, кабан, который уничтожил повелителя демонов.
— Т.е. с точки зрения красоты?
— А все остальное как антураж прикладывается. Т.е. важно не то, что кого-то бросали к змеям или в топленное масло, чтобы сварить, а что из этого получилось. Человек-лев вырвался из колонны, и когтями разодрал отца этого ребенка и кишки намотал к себе на шею. Вот это важно. А то что до этого ребенка бросали с обрыва в кипящее масло. Это уже не так важно.

01:38:15 — Или что кабан долбанул этому Хираньякше с такой силой, что у того глаза вывались, и болтались. Вот это красивая история. Это для того чтобы показать в конце сошествия Кришны, что Тот самый, который когда-то приходил в виде этого кабана, или вообще сотворил все, или в виде рыбы, или в виде праведного царя, в разных, в разных, в виде Капилы, который мудрость давал. Он проявлял разные свои качества. Он всегда восстанавливал добро и карал зло. И вдруг Он нисходит ни в каком-то образе, а Сам по Себе. Не принимает образ, а самостоятельно приходит, свайам. Свайам-бхагаван. И оказывается, что это человек, который ничего доброго за свою жизнь ни сделал. Он воровал, убивал, устраивал политические игры, в результате которых погибло огромное количество мужского населения на земле, сжигал леса, преследовал животных, преследовал инакомыслящих. При этом это было не Его аватара, не Его образ… Похищал чужих жен в малолетстве. Понимаете? При этом не женился на них.
— Убил своего дядю.
— Дядю убил собственного.
— И это Он сам. Все остальное, как прелюдия, подготовка, что вот Тот, кто творил такие чудеса, тремя шагами покрыл вселенную, на самом деле, это простой человек, который творит такое, что у праведника вызывает отторжение, а у преданного восхищение и восторг. Потому что для преданного, подлинного преданного, нет понятия добра и зла. Для него есть верность Ему, верность Персоне номер один. Вот, что Он делает, согласуется это с понятиями чести или не согласуется, неважно. Хорошо то, что Он делает.

01:40:53 — Шримад-Бхагаватам описывает события, происходящие в одну жизнь Брахмы?
— Нет. Там есть эпизоды из других Брахм вообще.
— Из других вселенных?
— Да. Это эпос. Там много сюжетных линий. Они перекликаются между собой.
— В разные эпохи.
— В разных вселенных, в разные… Скажем, в одном месте упоминается, что у Рамы был красный цвет кожи, а в другом — зеленым. Это просто разные сошествия.
— В разных [не слышно].
— А может быть разные временные отрезки. Ну, вообще до десятой песни описано, конечно, вот события этой вселенной, с этим конкретным Брахмой. Да, но в десятой песне есть эпизод, когда приходят Брахмы со всех вселенных. Когда Кришна уже жил во дворце у себя, уже война закончилась. У него был огромный город. Там дворцы, там жены его жили. К каждой жене Он заходил одновременно ночью. И однажды Брахма решил Его посетить. Вот и привратник спросил, сказал: «Хорошо. Я сейчас доложу хозяину». Возвращается: «Хозяин спрашивает, а какой именно Брахма». И Брахма очень удивился: «Что значит, какой именно? Я творец вселенной. Кто ещё может быть?» Тогда привратник вернулся к Кришне и доложил, потом говорит: «Проходи». Когда Брахма зашел в залу Кришны, он увидел, что в этом зале тысячи разных Брахм. Вот этот Брахма четырехликий, а были тысячаликие, десятиликие. И все они кланялись Кришне, со сложенными руками восхваляли Его, просили благословения. Вот такая история. Тогда он впервые узнал, что он не один такой.
— Люди думают, что они единственные во вселенной.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 02 February 2012