Поиск учителя

30 October 2004
Голос сердца — внутренний учитель. Цели и задачи вайшнавизма и буддизма. Что значит «обрести Счастье» в терминологии вайшнавов? Что такое материальный мир? Где он существует? Поиск Кришны на слух. Отчаяние и надежда. Пустое и наполненное воспевание мантры.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:59:19 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 510 | скачано: 702 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Голос сердца — внутренний учитель

00:00:00 [Не слышно]. Вода из водопровода или вода из газировки. Вы можете выбирать: мне вот это подай, мне вот это подай. А ещё попросите, чтобы проверили, не радиоактивная ли она. Да? Но когда вы не пили месяц и вам говорят: «Вот, на. Попей!» У вас не возникает вопрос. Вы просто пьете. Даже если вам налили отравленную воду, вы всё равно пьете, потому что нет другого выбора, потому что вы умрете. Вот чаитьи-гуру или внутренний голос, он вас приводит к такому проводнику, к такому гуру, учителю, который в зависимости от вашей жажды. Если у вас жажда — полужажда, то к вам может прийти жулик.

00:00:54 Если вы начинаете экзаменовать учителя, если вы начинаете выбирать: «А вот этот такой. А вот этот такой, этот то сделал». Когда Фома неверующий с Иисусом беседовал, он стал спрашивать доказательство веры. Иисус ему говорит: «Это что ты меня испытываешь?», т.е. ты здесь экзаменатор или я? Тогда Фома осекся, потому что он учителя начинает выбирать. Вот если у нас такое отношение к учителю или к божественному, тогда к нам придёт тот, кого мы будем экзаменовать, жулик. Который нам предложит что-то, а может прийти и подлинный гуру, а может и жулик. Он нам будет предлагать. Мы хотим у гуру что-то взять, а он нам будет предлагать либо царство небесное, либо полное тело, набитое знанием и блаженством, либо ещё что-то такое. И дальше он будет тебе говорить: «Взамен ты делай вот это, вот это, прославляй меня вот так-то и так-то и ты получишь тело, набитое знанием и блаженством».

00:02:02 Но если у нас жажда непреодолимая, если мы говорим: «Господь, если ты не пошлешь, это на твоей совести будет. Если ты мне не пошлешь подлинного гуру, пеняй на себя. Я полностью вручаю себя на твою милость. Я сдаюсь врагу. Я сдаюсь Господу. Все, дальше делай со мной всё, что пожелаешь». Вот тогда может быть придёт гуру подлинный. В это надо верить. Он не обязан, но он может прийти, спаситель.

00:02:33 — Ведь мы должны как бы проэкзаменовать нашего учителя. Мы должны быть уверены, что он говорит правду. А это можно проверить на всяких вещах. Например, я могу вас спросить. Вы говорили о том, что в этом мире нет любви, а я пытаюсь вас спросить: «Каким образом вы установили этот факт? Вы не нашли в своей жизни любви?» Потом вы говорите в своей речи слова «вы», «нас», кого вы имеете в виду?

— Это так важно, да?
— Я пытаюсь понять.
— Просто те слова, которые я говорю, я услышал от своих учителей, от Шридхара Махараджа, от Говинды Махараджа, из работ Шрилы Сарасвати Тхакура и Бхактивинода Тхакура, Рупы Госвами, Санатана Госвами, Нароттама Даса Тхакура, Махапрабху Шри Чайтанья дал суть всего вайшнавского учения в восьми стихах.
— Вы то что имеете в виду? Вы сказали эти слова. Что вы имели в виду, когда вы говорили, что в этом мире нет любви?
— Мы, ну это мы.
— Здесь сидящие.
— Сидящие здесь, мы.
— Вы то мою жизнь не знаете, правда? Вы знаете свою жизнь.
— Тогда вы из этого круга исключаетесь. Тогда я могу сказать, что мы понимаем, что в этом мире нет любви, кроме человека, сидящего… Потому что я не знаю. Можете кто-то ещё сказать. Можете кто-то выйти из этого общего определения, из этого собирательного образа похотливого, живого существа. Если кто-то может сказать: «Я не похотливое живое существо».

Цели и задачи вайшнавизма и буддизма

00:04:16 — А вопрос можно? Главная цель буддизма, я так понимаю, это избавление от страданий. И в общем-то весьма привлекательная. Что вы можете сказать по этому поводу? Бывают страдания чисто материальные, но может быть и духовные…
— Лучше вы не разбрасывайтесь такими вещами, как духовное страдание.
— Вот, я не знаю.
— Вот, давайте говорить просто про страдание.
— Давайте.
— Я не знаю. Если цель буддизма действительно избавление от страданий, то цель вайшнавов — это не избавление страданий, а это поиск Счастья.
— Так, это одно и то же.
— Вайшнавы говорят, что нет. Не одно и то же. Избавиться от страданий и обрести счастье — это разные вещи. Выйти на свободу и найти родной дом, это разные вещи. Освободится из тюрьмы — это великое дело, но попасть к себе домой: там, где тебя любят, ждут, и где ты будешь любим. Это выше, чем избавиться от страданий. При этом в родном доме ты так же можешь страдать, но это будут страдания любви. Поэтому вайшнавы говорят, что обрести счастье — это выше, чем просто избавиться от страданий.

00:05:46 Проблема в том, что мы счастье не там ищем. Мы счастье ищем в удовольствиях, но здесь терминологический казус. Мы думаем, что обрести, это значит, пользоваться. Вот, я что-то обрел, и значит, это мое. Но в зависимости от того, что мы подставляем после глагола «обрести», сам глагол меняет своё значение. Если я говорю обрести знание или обрести мороженое. Обрести мороженое — значит, его съесть. Обрести знание, это значит, им пользоваться. Для того чтобы расширить поле деятельности, поле влияния. Т.е. в зависимости от того, что я подставляю после «обрести», само «обрести» уже другое. Когда мы говорим «обрести счастье» нужно понимать, что обрести счастье — это все равно, что обрести хозяина. Когда я говорю «я нашел хозяина», это не значит, что я пользуюсь хозяином, это значит, что хозяин мною пользуется. Слово «хозяин» меняет значение обрести или найти на противоположный. Понимаете? Обрести мороженое и обрести хозяина — это две абсолютно диаметральных вещи.

00:07:07 Вот, когда мы говорим «обрести счастье», мы ищем счастье не чтобы пользоваться им, а чтобы быть ему во служение. Счастье — это хозяин.
— Удовольствие [не слышно] в этом мире невозможно существовать.
— Хорошо.
— А все-таки?
— Ну, вы же утверждаете, значит, так и есть. Он не сможет существовать.
— Нет, просто [не слышно]
— Кто?
— Он закончит жизнь самоубийством. Наверное, да. Я не знаю. Я готов согласиться. Я не знаю про всех. Если он не получит удовольствие, значит, он покончит жизнь самоубийством. Ну, да и что?
— А вообще каких-то хотя бы удовольствий?
— То он покончит жизнь самоубийством. Мне надо с этим спорить?
— Удовольствие, это тоже. Вам одно нравится, мне — другое. Ну, как так?
— Да, но вы же сейчас говорите, как некий собирательный термин.
— Ощущение удовольствия.
— Ощущение. У кого-то ощущение от кислого, у кого-то от сладкого, у кого-то того, что он летает во сне.
— Я не хочу материальных удовольствий.
— Ну, вообще. Удовольствий вообще. Он умрет. Ну, да и что?
— А что в этом хорошего?
— Ничего в этом хорошего нет.
— Кого же вы имеете в виду, когда говорите «мы»?
— Себя. Вас устроит, если «мы» — это «я».
— Т.е. когда вы говорите «мы», вы говорите «я».
— Иначе вы не слезете с меня.

00:08:52 — Я просто не понимаю «мы», это «мы» с Шридхаром Махараджем.
— В зависимости от того, что… Когда я говорю, что мы все подонки, то я, конечно, имею в виду нас.
— Себя.
— Кого?
— Вот, всех здесь сидящих.
— Так, откуда же вы знаете всех сидящих?
— Потому что я такой и…
— Но если вы не хотите войти в круг подонков, вы можете сказать «я не подонок».
— Вы меня не приглашаете в этот круг.
— Вам легче если я буду говорить «мы, исключая такого»?
— Нет, а вот когда вы говорите «вы»…
— Просто другие не возражают, по крайней мере.
— Я не думаю, что они не возражают.
— Ну, когда возразят, я их тоже исключу. Просто иначе мы бы разговор и мы не начали бы.
— У меня просто вопрос, а у вас съезд для тех, кто не возражает? Да?
— Да.
— Страшная линия.
— Страшная линия зомби, порабощенных рабов Божьих.
— Боюсь, что не божьих, а ваших, поскольку они вам не возражают.

Что значит «обрести Счастье» в терминологии вайшнавов?

00:10:13 — Простите, пожалуйста, вы не ответили на мой вопрос.
— Ой, простите.
— Вы говорите главная цель «обрести счастье». И как его обрести?
— Я вам методологию немножечко намекнул, задал. Если мы будем искать счастье в том, чтобы обрести и пользоваться, то мы найдем картинку, отображение счастья. Если мы будем искать счастье для того, чтобы предаться Ему, попросить, чтобы стать рабом этого счастья, тогда мы сможем Его найти.
— Если я попрошу стать рабом Счастья, я могу Его обрести?
— Да.
— [Не слышно]
— Хорошо. А что вам надо сказать? Вам нужно для усложнения. Давайте я вам для усложнения скажу, что нужно каждое утро десять приседаний делать. Вот эта сложность вас привлечет? В этой кажущейся легкости на самом деле таится самая большая сложность «стать рабом Счастья».

00:11:17 Счастье, надо понимать, что счастье это не наше с вами состояние. Это независимо живущее, вечно текущее Нечто. И это Нечто, Счастье, мы Его называем раса-радж, т.е. вместилище всякого счастья. Куда стекается всякие виды счастья. Вот этот раса-радж и есть сам Кришна. Кришна — это в концетрированной форме Счастье. Счастье в концентрированной форме. Вот как есть, например, сладкая вода. Вот если воду H2O выпаривать, остнутся кристаллы сахара. Вот если их ещё сдавливать, сдавливать и сделать из них такой камень, т.е. 100% сладость. Вот по этой аналогии можно сказать, что если из всех удовольствий выпаривать бадягу всякую и получится вот концетрированное счастье.

00:12:23 Счастье может быть в взаимоотношениях с детьми, во взаимоотношениях с родителями, дружеские, любовные, незаконно-любовные. Вот если выпарить все-все второстепенные виды счастье и взять rock sugar, т.е. кристалл счастье, это есть сам Кришна. Вот если мы ищем это счастье, то мы неизбежно придем к Кришне. Но если мы ищем это счастье, чтобы употребить Его, чтобы отыметь это Счастье, то мы придем, мы будем видеть картинку. Мы будем видеть это Счастье сзади и иметь это Счастье сзади. Картинка, это не будет подлинное. Потому что сознание, оно не может обрести счастье в мире смерти. Сознание, оно вечное и оно живущее. И оно, в нём заложено поиск Счастья. Сознание, оно ищет счастье. Почему? Потому что оно отстало от Счастья. Если хотите заторможенное Счастье, это сознание, а заторможенное сознание — это материя.

00:13:34 Так вот материя, представьте себе, что материя, вот этот окружающий мир с его идеями. А материя это не только вот предметы, а это комплекс определений: от самых грубых, таких как «кушетка», до самых тонких, типа «родина», «благо всего человечества». Очень сложные такие расплывчатые вещи. Это все материя. Материя — это наши некие стереотипы. Так вот материя есть, если хотите, экскременты сознания. Вот там где сознание, откуда сознание ушло, остается материя и мы в этих экскрементах пытаемся найти счастье. Мы хотим обрести Его, но это все мертвое, мертвечина. Мы счастье можем найти в нечто более живом. Но можно найти скажем свободу. Если для вас счастье, как у буддистов, это свобода, то они находят счастье в сознании. Т.е. они находят в «счастье» в себе, но они не идут дальше. Они не преодолевают вот этот порог света. Если сознание это некий свет, то они не преодолевают порог света. Они не идут к источнику этого света, они остаются в этом свете. Но при этом они избавляются от страданий путем убиения в себе ощущений, осмысления и волеизъявления.

00:14:58 Понимаете, избавиться от страданий — это возвышенная вещь, но с помощью чего?
— Т.е. убить в себе волеизъявление.
— Они говорят, что они говорят? Буддисты говорят «убить в себе желание». Правильно? Я прав?
— Да.
— Желание, это слепок волеизъявление. Существует такая вещь, как волеизъявление, но в материальном мире волеизъявление трансформируется в более грубую вещь, которая называется желание. Вот они говорят «надо убить в себе желание» и они убивают волеизъявление. Надо убить в себе рефлекторность, т.е. отражение самого себя в себе, т.е. осознание себя. Как только ты начинаешь себя осознавать, то ты начинаешь волеизъявлять, а за волеизъявлением идет реакция. Это ещё называется « карма». Как только ты начинаешь волеизъявлять, ты создаешь образы волеизъявления и ты попадаешь в ловушку этих образов. И потом эти образы настолько огрубевают, что они превращаются в физический мир. Т.е. мы о себе начинаем иметь представление, как о физическом теле и дальше наталкиваемся на такие же физические объекты. И дальше убить в себе ощущение, т.е. они убивают ощущение, волеизъявление и отображение себя в себе, вот это самосознание.

00:16:32 Как только они его убивают, а это есть признаки нас, как сознания. Как только вы уничтожаете признаки своего существования, вы сами перестаете существовать. Если вы убиваете в себе ощущения, волеизъявление и самосознавание, вас нет, потому что вы из этого состоите. И это есть метод буддистов.
— Т.е. таким образом, ты убираешь своё «эго».
— Но при этом, да. Ты убираешь своё «эго» и убираешь себя.
— Того физического себя?
— Самого. Нет, о физическом тогда уже речи не существует.
— Себя, в смысле, как своё сознание.
— Да. Признаки сознания: это чувства, воля и самосознание. Ну, кто я. Нет, не «кто я», а «я». Они говорят, когда у тебя вот это есть, ты страдаешь.
— И ты в колесе сансары закручен.
— Да.
— И когда ты этого лишаешься, ты…
— Ты не страдаешь.
— Ты перестаешь страдать.
— Но тебя нет больше.
— Колесо сансары.
— Как поет «Аукцион»: нет меня и не больно. Такая песня. Нет меня и не больно. Действительно, меня нет и никому… Ничего нет.
— При этом они говорят, что когда тебя нет, это как бы состояние «нирваны», когда ты…
— Нет, тебя. Чье состояние нирваны? Состояние нирваны — это моё состояние, правильно?
— Ну.
— А если тебя нет… Вот это цель буддистов. Ну, действительно, они избавляются от страданий, ну и от себя заодно тоже.

00:18:05 — [Не слышно] Пропагандируется измышление и сострадание.
— Для чего? Чтобы обрести нирвану.
— Грубая вещь «желание» заменяется состраданием.
— Сострадание есть способ убить себя. Ну, все тогда я неправильно представляю себе буддизм.
— Мне пока так кажется. Мне кажется сострадание — это суть уважения Будда [не слышно]. Т.е. через нирвану, убиение себя, достигается подлинная суть, которую Будда достиг. А Будда, собственно, есть любовь и состояние.
— А если нет того, кто любит?
— Нет эгоистически того, кто любит.
— Нет, это не буддизм. Они говорят «надо себя вообще уничтожить». Нир-вана — означает, «нет меня».
— Это они вам так говорят.
— Ну, значит, вам по-другому. Это хорошо, что у нас разные взгляды. Вы — по-другому. Вы представляли буддизм, как я сказал примерно в общих чертах?
— Да, в общем-то, не совсем.
— Я это понимал таким образом, что ты уничтожаешь некоего ложного себя и обретаешь некую соединенность с божественным, и таким образом, как то сливаешься с ним.
— И становишься им?
— И становишься им, как слияние с божественном. А до того, как ты с ним слился, он существовал?
— Ну, естественно.
— Значит, ты не становишься им, он же уже был. Как ты?
— Ну, ты как бы не то, чтобы становишься им, ты становишься какой-то щелкой, через которую Он на тебя начинает лить, какой-то замочной скважиной, грубо говоря. Тут ты был дверью без замочной скважины, а тут стал…
— Очень хорошо.

00:19:54 — Все равно ты не можешь стать Богом. Ты не можешь как бы пытаться.
— Поэтому я и поправил, решил уточнить: «Ты становишься им или сливаешься с ним?»
— Скорее, вот ты-то очень маленький, песчинка…
— Вот, мы с вами, с вами сейчас мы корректируем основополагающие догмы буддизма.
— Хочется докопаться.
— Копайтесь, я вам в это не помощник. Копайтесь, меняйте буддизм. Выйдите на площадь и говорите, что буддисты не правы, потому что буддисты говорят «надо стать Богом».
— Там понятия «Бога» нет, там есть понятие «Абсолюта».
— Ну, хорошо. Стать Абсолютом.
— А он сказал, что все станут Буддами, собственно говоря, в этом и состояло его послание. Он не говорил, что я один единственный и больше никого нет. Он сказал «все станут Буддами».
— Т.е. получается, что каким-то образом уничтожается некая сущность.
— Ты себя уничтожаешь.
— Ты уничтожаешь признаки своего существования, а тот, у кого нет признаков существования, не существует.
— В этом мире.
— Ни в каком мире. Я же говорю признаки сознания. В этом, не в этом. У сознания есть три признака: ощущение, волеизъявление и самосознавание. Когда ты эти три признака уничтожаешь, сознания не остается. Какая разница в этом мире или в том мире, его вообще нет нигде.
— Но самоосзование, наверное, так и остается.
— Ну, вам виднее. Я лишь повторяю, простите.
— Самоощущение. Ощущение бытия своего там остается.
— Не знаю. Я никогда этого не испытывал. Я лишь повторяю слова буддистов, простите.
— Т.е. как вы их поняли.
— Да, как я их понял.
— Вы просто плохо знаете. Лучше бы нам поговорить…
— Бхарати Махарадж, он не мастер по буддизму, он мастер по бхакти-йоге. Мы можем его спросить, что такое бхакти-йога.
— Вот это я вам точно не отвечу. Это не ко мне. Что такое бхакти-йога, вам расскажут соседи из других радиостанций.

00:22:21 — Поэтому если есть человек, который иначе об этом знает, почему бы и не поговорить.
— Я ваш. Я в вашем распоряжении.
— [Не слышно]. Вот, я сейчас вам рассказал. Когда я с вами разговаривал, в этом моменте я об этом размышлял, а то, о чем я когда-то размышлял, я уже не помню.
— Вы говорили про очень интересную вещь, про чистый мотив. Вот, эту тему раскройте. Нам всем приходится действовать.
— Может у кого-то вопросы есть? Может у кого-то какие-то вопросы есть или дополнения?
— Объясните, пожалуйста, ещё про чистый мотив.
— Может вопросы у кого-то возникли?
— Как вы считаете?
— Могли бы вы объяснить, вначале творения, что джива попадает в материальный мир, а не духовный?
— Зависит от того, что она совершает ошибку. Зависит от её свободы. Про ошибку чуть позже. Не совсем понятно. Ошибки не существует. Это некая относительная вещь. Ошибка существует относительно цели какой-то. Пока цели не существует. Почему душа выбирает туда пойти или сюда пойти? Не душа, а сознание. Почему сознание решает, отстав от счастья, оказавшись в хвосте счастья. Счастье, оно же перемещается с бешенной скоростью. Господь, Он перемещается, а сознание, раз, в хвосте осталось. И оно начинает искать Счастье. Почему оно начинается искать счастье, чтобы употребить его, а не предаться? Причина кроется в том, что сознание обладает свободой. По своему свободному выбору душа думает, что счастье — это моё состояние, т.е. счастье — это некое состояние, в которое я войду и сколько мне надо, я буду в нём находиться. Когда оно мне будет больше не нужно, я вытру об него ноги и пойду дальше.

Что такое материальный мир? Где он существует?

00:24:44 — Почему оно так решает? Свобода. Решает и все.
— Многие же знают, что этот материальный мир, он полон страданий. Если оно как-то знает об этом…
— Нет, оно не знает. Вы поймите, что материального мира не существует. Не существует такой объективной мир, как материальный мир и в него попадает душа. Материальный мир — это налепляется. Вот, как на человека невидимку. Он есть, но его не видно. Когда он в муке вываляется, начинают появляться контуры. Он подходит к зеркалу и начинает видеть некие контуры. И он видит контур, вот эту муку, белый вот этот контур и он начинает думать, он же в зеркало смотрит, что вот это «я». Так вот мы сейчас смотрим на свои тела или, кто более продвинут, он смотрит на свои мысли и думает, что это он. Потому что мы просто смотрим в зеркало и видим то, что налипло на наше чистое сознание: стереотипы, представления, опыт всевозможный. Вот это все налипло. И эта «налиплость» принимает некую форму и мы думаем, что вот это есть я. Вот этот материальный мир, она не в него попадает, она вокруг себя, как снежный ком, вокруг себя налепляет ощущения, опыт и воображение.

00:26:13 — В материальном мире все состоит либо из воспоминания, либо из воображения. И вот эти вариации, которые на нас налипли, воображение и воспоминание, создают мир окружающий: история, будущее, я, семья, родина. Все это наше воображение. Она никуда не попадает. Сознание, оно находится вне материального мира. Оно никуда не ходит. Это в книжках раскрасках вам нарисуют, что душа куда-то попадает и видит, что вокруг. Нет. Она просто находится вне времени и вне пространства. Душа тоньше, чем время и тоньше, чем пространство. Вот, почему она начинает налеплять вот это? Потому что ей хочется счастье прибрать к рукам. Почему? Свобода воли. Захотелось.

00:27:11 — Как из этого выбраться?
— Сталкера найти, который выберется. Для этого нужна вера. Хотя бы зачатки этой веры. Хотя бы нужно понять, что существует мир, где мы не налипли на себя стереотипы, а мы живем в чистом виде. Если этот мир существует, то кто-то обитает там, он кем-то населен. А если он населен кем-то, то в противоположность миру похоти, он населен теми, кто обладает любовью , великодушием и милосердием. А к кому они обладают великодушием и милосердием, как ни к страждущим. А кто страждущий, как не мы? Следовательно, они приходят сюда. И Кришна об этом говорит: «Йада йада хи дхармасйа. Я прихожу из века в век в этот мир, чтобы протянуть руку помощи тем, кто споткнулся» Амнистию регулярно объявляет. В это надо уверовать. Но как только, если мы в это уверовали, то мы должны понять, что когда Господь сюда приходит или когда вайшнавы сюда приходят в этот мир, им ничего от нас не надо. Они приходят, чтобы дать.

00:28:26 — Мы привыкли в этом мире, что если кто-то к нам стучится в дверь, то ему что-то надо от нас: переночевать, кашу из топора, что-то надо. Мы даже не предполагаем, что если кто-то пришел, то он пришел к нам дать, а не взять. Если мы уверуем, что вайшнавы приходят дать. Им не нужно от нас ни славы, ни денег, ни власти, не удовольствий. Им ничего от нас не надо. Они приходят только дать. Когда мы подставляем к этому глаголу «пришел» какое-то слово, существительное, так вот это существительное опять-таки меняет на противоположное значение этого глагола «пришел». Пришел взять и пришел дать. Совершенное разные вещи, правильно? Пришел вайшнав — это одно, пришел жулик — это другое. А так, не сорвав с себя кожу, невозможно в духовный мир, в мир Любви и Красоты невозможно. Материальную кожу не содрав, невозможно. «Умереть, чтобы жить», говорил Гегель и Шридхар Махарадж. В этом мире нужно умереть, чтобы родиться в другом мире.

Поиск Кришны на слух

00:29:45 — Как можно эту кожу содрать?
— Кришна дает несколько вариантов. Шукадева Госвами говорит: «Для начала пойми, что у тебя куча времени для этого. Не надо торопиться. Куча времени, ты вечен. Пойми, что ты вечен. Избавься от животного страха смерти». Дальше Кришна подхватывает, он говорит: «Начни действовать, не привязываясь к плодам своей работы. Делай, но в уме не строй картинки своего потребления результатов своей деятельности. Не делай ради чего-то, а просто делай. Бескорыстно. Со временем, Кришна говорит, что это бескорыстие приведет к тому, что ты поймешь, если не будешь привязываться к плодам своей деятельности, ты поймешь, что в этом мире тебе вообще ничего не принадлежит, т.е. ты уже не насильно будешь не привязываться, а ты поймешь: «А! Это не мое». Когда ты облегчишь себя от этих вот привязанностей, именно привязанностей не на физическом уровне, а в сознании, то ты сможешь обрести себя. Ты перейдешь на уровень, когда ты понимаешь, кто ты такой. Тогда ты поймешь. После этого, когда ты поймешь «кто ты такой», ты будешь искать цель своего существования и потом я могу внедрить в тебя идею божественной любви. Ты уже будешь не просто бескорыстно действовать, понимать, кто ты такой и зачем ты действуешь, а ты будешь действовать из любви. Это будет бхакти-йога. Это будет четвертый этап, когда Кришна говорит: «Особо удачным я внедряю идею божественной любви. Действие, но ради Меня». Не просто бескорыстное, а ради Меня. Это есть очень важный этап, называется «бхакти-йога».

00:31:46 — Это собрание о Кришне. Это как бы отдельно.
— Не знаю, вам виднее.
— Вы говорили о своем представлении о Боге.
— Да.
— И передать Его невозможно, правильно?
— Да, это трудно.
— Трудно, да? Я хотела этот вопрос [не слышно]. Вот, но я должна Его представлять.
— Не надо. Зачем?
— Не надо?
— Представьте Его себе на слух, Кришна. На слух.
— Как?
— На слух.
— Мне кажется, этого мало.
— Все, тогда следующий.
— А картинку?
— Картинки в голове есть. Картинки слеплены из наших галлюцинаций.

00:32:36 — Ну, представим себе, к примеру, взять Буратино, подрезать ему нос, подкрасить ему нос, добавить больше индийской простыни туда и в руку флейту. Значит, вот сережки нарисовать, ещё что-то. Получится Радха и Кришна. Правильно? —Не будет хватать [не слышно].
— Но знаете вам виднее, куда что добавить, куда что воткнуть, куда какие перья воткнуть, чтобы был Кришна и Радха. Это все галлюцинации. Это все вылеплено нашими воображениями. Говорится, что Кришна, он черного цвета. Это не вот этот черный цвет. Такой черный цвет, который не видно даже. Я ещё усугублю. Его не просто, этот черный цвет не видно, Его даже представить невозможно. И так относится к каждой детали Его личности. К любой детали, как внешней, так и звуковой, так и на запах и на ощущения. Он такой, что Его не то, что увидеть, почувствовать, понюхать нельзя, Его даже вообразить нельзя. Ответ на вопрос.
— [Не слышно]
— Поэтому увидим, посмотрим и нарисуем.

00:34:06 —Кришну может нельзя представить нашими чувствами или есть ещё какое-то особое чувство, которым можно…
— Иначе Он был бы подвластен нашему особому чувству.
— Просто надо развить его.
— Никакое. Если Он не захочет, даже если у тебя двадцать особых чувств, ты Его никогда не увидишь, потому что Он хозяин положения, а не ты. Он не объект исследования. Не мы выступаем в роли естествоиспытателей. Просто сейчас у нас несовершенные инструменты. В некоторых обществах духовных так говорят: «Мы не видим Кришну, потому что у нас несовершенные инструменты. Т.е. когда у нас будут совершенные интсрументы, то Кришна уже никуда не денется». Он такой подопытный кролик, да? Нам осталось найти совершенный инструмент и увидеть Кришну, хочет Он или не хочет. Мой интсрумент, он выше, чем Кришна. Почему? Потому что я Его захочу, увижу. Захочу воспользуюсь интсрументом, захочу не воспользуюсь. Кришна, такая бактерия, Его там раз, под микроскопом. Штамм вируса. А в целом, да.

00:35:16 — Поэтому наши учителя, они несут, они говорят, идею несут: «К Кришне нельзя прийти самостоятельно, когда ты этого хочешь. К нему можно прийти, когда Он этого хочет».
— [Не слышно]
— Тем более. И наши учителя говорят, что начало этого пути начинается со звука. Не надо Его представлять. Нам достаточно, что счастье по имени Кришна. Это имя. Кришна. У счастья есть имя. Даже у любого кота на улице бродящего есть имя. Почему у Бога не может быть имени? Почему счастье не может иметь имени? Вот. Кришна, означает, невероятно притягательный силы. Это синоним красоты. Красота и невероятная притягательность. Это два синонима. Это означает Кришна. Счастье, оно красиво, но это Красота, я говорюсь снова и снова, не для нашего потребления. Красота, не чтобы ею наслаждаться, а чтобы она тобою наслаждалась. И при этом тебе необязательно видеть своего Господина. Шахтеры, они же не знают. Они копают для Березовского или какого-нибудь. Они же не видят его лично. Поэтому они преданно ему служат за вознаграждение.

00:36:47Бхакти, оно говорит, что надо Ему преданным, но не вознаграждение, потому что он наверняка красив. И мы начинаем со звука. Почему? Потому что звук — это самая тонкая вещь в материальном мире. Материальный мир, как мы знаем, он состоит из пяти стихий: пространство, газ, огонь или плазма, это жидкость и это твердое вещество. Вот мир этот состоит. Надо понять, что это всё равно воображаемые вещи. Твердое вещество, газообразное. Это все воображаемое. Они реально не существуют, потому что они все состоят из элементарных частиц, а элементарные частицы, они как бы… Это математическая величина, не физическая. Электроны, протоны, нейтроны, да? Из чего состоит материя. Кто не знаком с физикой, эти вещи не физически существуют, а это некие коэффициенты. Воображаемые, математические вещи. Не важно. Вот пространство, оно переносит собой звук. Более грубое вещество, газ или воздух, он переносит уже звук и прикосновение. Еще более грубое, огонь или плазма, переносит прикосновение, форму и звук. Еще более грубое переносит, вода, переносит прикосновение, форму, звук и вкус. И самое грубое в материальном мире — это твердое вещество. В нем звук распространяется, к нему можно прикоснуться, его можно форму, цвет увидеть, можно на вкус и можно ещё и понюхать.
— Запах.
— Это самое грубое. Самое тонкое, как мы говорим, это звук.

00:39:03 — И вот этот же звук, он является самым грубым веществом в потусторонней реальности. Если мы представим себе мир, как песочные часы. Вот внизу находится самое грубое, земля, в первой половинке, а на верху находится звук. То в другой половинке или в потусторонней реальности, в реальности служения и Любви, звук является самым грубым. Поэтому это есть лазейка, через которую мы можем пройти в этот мир. Мы Господа, начинаем Ему служить на звук. Мы повторяем некую мантру. Даже не то, что мантру, а Его имя: « Харе Кришна Харе Кришна…» и т.д. кто знает. Там это самое грубое вещество, звук. И дальше оно становится более тонким. Здесь в материальном мире следующий элемент, воздух, он более грубый. А там воздух, т.е. прикосновение Кришны, оно более тонкое, чем слышать его. Потом по мере приближения к этой божественной реальности мы можем ещё тоньше продвигаться, т.е. видеть Его форму. Потом мы можем почувствовать Его на вкус, а потом уже на запах. Здесь это огрубевает, а там наоборот: это тоньше и тоньше. И существуют эти расы, т.е. взаимоотношения с Господом, самые-самые возвышенные — это любовные взаимоотношения с Господом. Там присутствуют все пять ощущений. Гопи, они ощущают Кришну, полностью. В других расах чего-то не хватает. Я может быть слишком скомкано говорил, но идея может быть понятна. Ну, не вам, а…

Отчаяние и надежда

00:41:03 — В этой жизни, пока мы существуем, по этим расам, мы как должны идти? Обязательно шакти, потом дасья, потом там дальше, до самой высокой? Мы определённую расу уже получаем что ли?
— Нет, никакую не получаем. Мы навозные черви. Вот у нас такая раса.
— А как же нам с Господом?
— А про нас вообще речи нет.
— Имеется в виду [не слышно].
— Про нас вообще речи. Мы говорим о взаимоотношениях. Почему вы в эти взаимоотношения себя подставляете?
— Нет, ну вот говорят, преданное служение. Мы должны служить таким расам.
— Вот я вам и говорю, раса навозного червя.
— [Не слышно]
— Нет. Не надо никуда. Служить.
— Служить, как слуги?
— Как раб Божий. Это всё равно что вы подаете заявление на эмиграцию в другую страну, и вас спрашивают: «С какой целью хотите эмигрировать? — Как с какой?! Я хочу прыгнуть в постель президента». А почему вас так удивляет? Вы тот же самый вопрос задали. Тоже самое. В какой мне с Ним расе быть? Ну, ладно, если слишком для вас это возвышенно: «Я хочу стать Его мамой. Другом, родительские. Дружеские я хочу с ним. В карты на щелканы с Ним играть. А вы поймите, что вы пока находитесь, вы подаете заявление «просто переехать в другую страну».

00:42:43 — Когда вас спрашивают: «С какой целью? — Как с какой целью? Хочу стать его возлюбленной». Отказано навсегда. Без права переписки. Наши учителя говорят, Махапрабху говорил: «Я хочу быть песчинкой, по которой ни Кришна даже бегает, а бегают Его слуги, чтобы им мягко было, потому что они бегут Ему служить». А вы сразу про расы. —[Не слышно] Я просто хотела уточнить.
— Ну, так вообще. У меня есть друг, вот он хотел уточнить. Это не я.
— Махарадж, а чего хотеть-то всe-таки надо?
— Отчаяния.
— А что это такое?
— Я не знаю.
— Скажем так, в этом мире люди знают. Но их отчаяние доводит до самоубийства.
— Ну и что.
— Я думаю, что это не то отчаяние. Так какого рода должно быть отчаяние?
— Абсолютное и безысходное отчаяние.
— Ну, что вы под этим словом понимаете?
— Вам форму нарисовать?
— Нет, рассказать, что вы подразумеваете.
— Что стоит за этим словом?
— За этим стоит полное обретение. Во-первых, потеря всяких надежд и обретение всякой свободы.
— Потеря надежд в чем?
— Я сейчас закончу. На достижение каких-то духовных результатов, духовного роста, что там женщина говорила? Про расы она говорила… Всяких надежд.

00:44:35 — Как? Невозможно. Мы всегда ведь о чем-то и на что-то надеемся.
— Правильно. Я вам и говорю. Вы простите меня, просто задали вопрос: «Что делать?» Я вам говорю, что делать. Потеря всяких надежд.
— Отчаяние, как правило, это значит вообще никакой надежды.
— Да, и абсолютная свобода. Когда вы абсолютно свободны, вас уже не интересуют, что скажут другие, покончил ты с собой, не покончил. Отчаяние полное. Голым бегать по улице и кричать, что не осталось никакой надежды. Когда вы обреете свободу…
— Ну, без надежды жить невозможно.
— Ну, тогда ладно, живите.
— А мы живем. Почему?
— Значит, есть надежда.
— Для любви.
— Конечно.
— А на что?
— Это уже вам к психоаналитику. Он у вас достанет на что же: на хорошую пенсию, на лучшие жилищные условия или приеду-ка я к концу жизнь во Вриндаван, прыгну в Ямуну и умру, и тогда я очнусь среди пастушков. Да? Или на что? Буду я повторять молитву Харе Кришна мантру и вдруг один раз проскользнет, что я её чисто повторил и все. Чисто, т.е. правильно произнес. Чисто, раз , Кришна и тут же Кришна тебя с флейтой. Надеемся на это.

00:46:18 — Ну, хорошо. У вайшнавов, у них тоже нет никакой надежды?
— Поэтому они и вайшнавы. Вайшнав — это тот, кто утратил всякую надежду.
— А за счет чего они живут тогда?
— Они каждую секунду живут последний раз.
— Махапрабху говорит: «Каждую секунду… Я готов каждую секунду убивать себя миллион раз, т.е. в секунду убить себя миллион раз не под анестезией, а по-настоящему».
— Ну, да, готов, но он же…
— А что с ним происходило? Он бросался в океан, его снова вылавливали. Он голову разбивал об стены своего жилища, стирал до кости в безумие. Если вы спросите: «Надо мне это делать?» Нет, вы просто будете голову до кости сдирать, но отчаяния при этом у вас не будет. Потому что вы будете думать: «Сдеру я голову до кости, и сразу Кришна ко мне придет». Метод. Чем вайшнавы занимаются? Каков их метод? Голову сдирать до кости. Для чего? Чтобы придти к Кришне.
— Нет, а как? Хорошо, а как добиться?
— Махапрабху в отчаянии. Отчаяние являлось причиной того, что он делал, а не то, что он делал, было причиной того, что он впал в отчаяние.
— Ну, все-таки, тогда как в него впасть? Это можно как-то?
— Это невозможно.
— Т.е. получается от нас не зависит?
— Это невозможно. Ну, хорошо-хорошо. Если слишком сложно, повторяйте четыре круга и соблюдайте четыре регулирующих
— Мы ничего сделать не можем, мы просто [не слышно]
— Нет, подождите. В ИССКОНе надо повторять шестнадцать кругов и соблюдать четыре регулирующих принципа, а у нас, если уж повторять четыре круга, тогда хоть шестнадцать регулирующих принципов.

00:48:15 — Нет, у нас по-другому говорят. Служением надо заниматься.
— Служением надо заниматься.
— Махарадж, можно вопрос?
— Да, конечно.
— Мы повторяем, допустим, мантру, т.е. является ли это святым именем?
— Нет.
— Или оно то, что приходит из своей беспричинной милости… как?
— Нет. Это не является святым именем, но это является служением.
— Все равно [не слышно]
— Это является служением гуру.
— Через это нам тоже можно очищаться.
— Можно. Теперь давайте определимся, что такое очищаться.
— Анартхи там, привязанности.
— А что это такое?
— Ну, какие-то наши ложные представления.
— Что это? Какие конкретно?
— Я не знаю.
— А, тогда можно. Если вы мне задаете общий вопрос, тогда я вам говорю общий ответ: «Можем». Избавляемся мы от привязанностей? Избавляемся. Дальше пошла работа вашего ума: «Какие у меня есть привязанности?» И вы думаете, что вы перечисляете свои привязанности. Потом вы говорите: «Вот, от этих привязанностей…» Опять-таки это отвлеченная категория. Когда я говорю «привязанности» и вы говорите «привязанности», у нас разные представления. У кого-то привязанность к плотским удовольствиям, у кого-то привязанность к идее стать вайшнавом. Да, есть же такая привязанность.

00:49:50 — Я хочу стать вайшнавом. Почему? Потому что вайшнав. Кто такой вайшнав? Вайшнав — он приходит из духовного мира, он уходит в духовный мир. Вайшнав, это преданный. Ему поклоняется. Ему говорят «джая». Я хочу стать вайшнавом, чтобы мне говорили «джая», чтобы я ушел в духовный мир. А что такое духовный мир? Это не мир отчаяния и бесконечной надрывностей Любви, а это мир, где у тебя хорошая жизнь, где дерево желаний, у тебя тело полное вечности, знания и блаженства. Вот духовный мир. Пошли уже. Вы говорите «анартха» и начинаете надстраивать, что же это такое.

Пустое и наполненное воспевание мантры

00:50:38 — А зависит ли воспевание от количества, допустим?
— Молитва это не количественная категория, а качественная.
— Ну, вот, допустим.
— Сколько бы ты ни звал: «На помощь! На помощь! На помощь! На помощь!». В подъезде вышел: «На помощь! На помощь! На помощь!» Да? Соседи подумают: «Дурак какой-то!». Но если ты выскочил, тебе достаточно даже ни Харе Кришне, ни на помощь, а завопить в отчаянии, потому что у тебя пожар. Просто благим матом заорать и сразу все выбегут и помогут. Понимаете? Сколько бы ты ни сидел и ни говорил: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе».
— Просто бывает такое представление, что чем больше ты воспеваешь, тем лучше.
— Да, но ты же не воспеваешь. Нуль сколько бы раз ты ни умножал, всё равно нуль будет.
— Но всё равно же надежда есть.
— Есть. У вас «да».
— Фактически слова без внутреннего…
— Слово без внутреннего наполнения, конечно, это вибрации в эфире. Раз, ещё раз, ещё много-много раз.

00:52:02 — Скажите, а вот просто, это не потому что я хочу к чему-то придраться, это может быть [не слышно]. Вот все-таки в России, в Москве. Я очень люблю Москву. У меня очень много знакомых [не слышно]. Просто я вот так вот в какой-то мере представляю себе на слух, немножко [не слышно]. И вот представляю себе вас, живущем в Москве, который ходит в одежде, вот именно в этой, которая для москвичей является чужеродным и всё, что вы делаете, является чужеродным. Просто вот я себе думаю, это просто как…
— Кич.
— Принцип сброса энергетики, да? Т.е. когда некоторые говорят…
— Вот и договорились.
— Отрицательную энергетику сбрасывают через то, что он видит.
— Да, т.е. я выпускаю негативную энергию через заднюю чакру свою.
— Я не к тому чтобы прицепиться говорю или что-то в этом роде, но просто…
— Да и я тоже просто.
— Это кардинально, да? Вот именно так.
— Да, именно так.
— Я, возможно, не так выразился. Извините, конечно.
— Бог простит.
— Я как [не слышно]. Мне просто трудно представить, поэтому…
— Нормально.
— Представьте себе теорию относительности. Представили?

00:54:04 — Как? Конечно вам трудно представить. На свете столько всего, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
— Можно вопрос?
— Да, конечно.
— Вот Бхагавад-Гита, пятнадцатая глава, четырнадцатый текст.
— Пятнадцатая?
— Да.
— Я зачитаю вам, вы поясните, пожалуйста: «Входя в тело живого существа в виде нисходящего и восходящего воздушных потоков, я становлюсь его пищеварительной силой и сжигаю четыре вида пищи». Вот этот вопрос меня очень давно волновал.
— Да?
— Поясните, пожалуйста, что за четыре вида пищи? И вот восходящие и нисходящие потоки, это что? То, что вдыхаем и выдыхаем?
— Да. Господь, он поддерживает в нас жизнь. Не мы поддерживаем жизнь, а Он поддерживает жизнь. Этот стих нужно понимать, что Он жизненная сила наша. Мы существуем в Его сознании, в Его воображении. Понимаете? Мы в Его сознании существуем. Если Он нас перестанет воображать Себе, нас не будет. Если солнце убрать, то луча света не будет. Луч света приземлиться на землю и все больше его не будет. Солнца нет, нет источника и луча нет. Вот сознание является лучиком счастья. Пока есть Господь, мы есть. Если нас нет, Господь есть. Если Господа нет, то нас нет. В этом отличие.

00:56:08 — А четыре вида пищи? Это духовная или материальная?
— Материальная. Четыре вида пищи — это первая, вторая, третья и четвертая. Четыре вида: первый вид, второй вид, третий и четвертый.
— [Не слышно]
— Пятого нет. Здесь четыре. Номер один, номер два, номер три.
— Как-то… Мясоедение.
— Нет, это совершенно имеется в виду: свежая, первой свежести, второй свежести и третьей свежести. Четвертой свежести уже нет.
— А как вот? Можно? Как относительно того вот говорится, что надо мантру читать или молитву рано утром, до восхода солнца. Что от этого будет?
— Просто надо.
— Просто эффект, чтобы меньше? Или ум станет?
— Просто вам говорят, так надо.
— Просто надо принимать слова.
— Когда учитель по физике говорит: «К завтрашнему дню подготовьте вот это задание». Вы говорите: «А почему к завтрашнему дню?» Он говорит: «Да просто надо. — А что мне будет из-ха того, что я к завтрашнему дню подготовлю?» Ничего, просто надо подготовить. Утром очень хорошо, потому что мы немножечко после сна освободились от переживаний, ощущений, впечатлений прошлого дня. У нас немножечко устоялось, поэтому для медитации это благоприятное время. Понимаете? Т.е. заботы прошлого дня относительно улеглись: кто-то вас назвал дураком, или подрезал, или обогнал на светофоре. В этот момент вас очень это беспокоит. Наутро вы понимаете, что чем дальше впечатления, тем они…

00:58:22 — Мы опять возвращаемся к тому, что мир, он в сознании находится. Чем дальше от нас эти впечатления, тем они более и более серые и блеклые. Вот, как, например, вас же сейчас не очень беспокоит, что вам неуд поставили по поведению в школе. Ну, поставили. А тогда же беспокоило: мама-мама, дневник, она будет ругаться. Так было надрывно, больно, неприятно. А сейчас? Ну, поставили. В бумажку написали четыре буквы «н», «у», «е», «д». Вот, точно также прошлого дня впечатления, они немножечко после сна улегаются, пыль дорожная оседает и можно…

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 01 February 2012