Что мы ищем в этом мире?

29 September 2010
Что означает санньяси? Четыре человеческих цели в жизни. Иерархия ценностей: месть, справедливость, милость, любовь. Внешняя и внутренняя природа человека. Ценности материалистического общества. Путь бхакти.
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:15:28 | качество: mp3 32kB/s 3 Mb | прослушано: 874 | скачано: 1070 | избрано: 25
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 — Доброе утро! Если вы только присоединились к нашему телеканалу, мы вам желаем всего самого хорошего. И мы встречаем гостя. Я подумал о том, что, наверное, вот тех кадров, которые мы видели сейчас, последние несколько секунд, тема нашей беседы будет достаточно контрастна. Да?
— Контрастна, а стало быть, актуальна.
— И это хорошо. И актуальна.
— Сегодня у нас в гостях Бхарати Махарадж. Представляем вас, как философа, теолога, переводчика ведических текстов, санньяси. Возможно, что-то из этих понятий, может быть, с чем-то вы не согласитесь, что оно относится к вам. Возможно, что-то поясните нашим зрителям. Мы будем вас сегодня воспринимать так, если вы не против. Здравствуйте!
— Доброе утро.
— Здравствуйте.

Что означает санньяси?

00:00:36 — Я думаю, что, наверное, уместно было бы пояснить, объяснить зрителям, что же значит санньяси. Меня, например, вот это заинтересовало больше всего. Я думаю, что нашим зрителям тоже будет интересно. Ваше объяснение этого.
— Слово «санньяси» состоит из двух частей: «санн» — это все, «яси» — это отвергнуть. Это духовный чин. В ведической традиции он соответствует христианскому чину старца. Это человек, который пытается отвергнуть четыре достоинства, четыре богатства, за которыми человек в миру гоняется: это власть, это материальные богатства, это здоровье и почет.
— Это практически те вещи, которые являются смыслообразующими для современной цивилизации. Да?
— Вообще для мирского человека. Неважно в современной цивилизации или не в современной. Это то, ради чего собственно люди и живут. Ради внимания к себе окружающих, ради власти над ними, ради продления жизни, чтобы иметь побольше власти над другими, чтобы стяжать внимание окружающих к себе.
— Так происходит. А как должно быть?
— Так и должно быть.
— Так и должно быть. А зачем тогда вы отрекаетесь?
— Просто кому-то это становится неинтересно.
— И так тоже может быть? Т.е. должно быть по-разному, получается — и так и так?
— Птицы летают в небе. Змеи ползают в норах.

Четыре человеческих цели в жизни

00:02:32 — Вы приехали в Запорожье, и будет встреча с вами. Да? Т.е. вы будете рассказывать о некоем опыте. Т.е. практически человек, который общаясь с вами, перенимая этот опыт, где-то пытается следовать чему-то, в какой-то степени следовать вашему жизненному примеру. Я так представляю себе смысл общения. Таким образом, получается, что, ну я не хотел бы употреблять слово какое-то «некое навязывание» или некая...
— Пропаганда.
— Да, вот, наверное, такое хорошее очень слово «пропаганда».
— Агитация.
— Получается, что это противоречит тому, что так и должно быть. Да? Некоему вашему посылу. То, что вы сказали перед этим.
— Нам как-то все-таки кажется, что вам не хотелось бы, чтоб так было, чтоб эти все столпы образовывали. Мы ошибаемся?

00:03:23 — Если есть люди, которые чувствуют дискомфорт в приобретении власти над другими, материальных богатств и т.д., ищут какой-то выход из этого, то я могу поделиться опытом, хотя он у меня микроскопический.
— Т.е. нужно, прежде всего, захотеть?
— Другими словами, если люди, некая группа людей, бродят по лабиринту и им это нравится, то не стоит их тревожить. Если кому-то вдруг хочется выйти, выползти из норы на свет Божий, то ему можно помочь.
— Встреча состоится в центре развития «Анаэль». Сегодня в шесть часов вечера её начало, и мы знаем даже тему «Милость выше справедливости». Слова все понятны, а все вместе неясно. О чем будет идти речь?

Иерархия ценностей: месть, справедливость, милость, любовь

00:04:24 — О чем будет идти речь? Справедливость, она обременена законом. Когда судья или судящий вершит справедливость, то он в своем решении, в своих поступках озирается на деяния подсудного, подсудимого. А милосердный или милостивый, его не интересует, что сделал подсудимый, а просто он одаривает. Он одаривает свою милость, невзирая на поступки второго субъекта.
— Как-то похоже на родительскую любовь. Вот такая сразу ассоциация. Независимо от ничего. А мы сейчас о чьей любви говорим, о чьей милости, о чьей справедливости?
— Есть иерархия ценностей. Например, месть. Месть - это небольшая часть такого понятия, как справедливость. Справедливость - небольшая часть такого понятия, как милость. Месть ущербна по отношению к справедливости. Потому что месть - это та часть справедливости, которая смотрит только на злую сторону творящего. Справедливость смотрит на обе стороны творящего, и на добро, и на зло. Милость не взирает ни на добро и ни на зло. Но над милостью стоит более высокое понятие, как

. Она, любовь вбирает в себя и месть, и справедливость, и милосердие.

00:06:27 — У нас есть звонок зрителей. Какой-то имеют вопрос к вам.
— Добрый вечер. Ой!
— Скорее, утро, все-таки. Доброго!
— Очень заинтересовало. Я поздно включила. Скажите, пожалуйста, а где это? Что это за «Анаэль»? А что это я не знаю, где это?
— Давайте, вы можете по этому же телефону позвонить нам после эфира. Мы вам объясним, как добраться туда, коль у вас появился такой интерес до центра развития «Анаэль». А интерес появился! Значит, тема. Вот такие, да, общие понятия. Они не связаны с каким-то зарабатыванием денег: милость, справедливость. Казалось бы, люди сейчас очень мало об этом думают. Или это нам кажется, как людям, погруженным в социум? Ваше впечатление от современности?

Внешняя и внутренняя природа человека

00:07:10 Человек независимо от того, в каком обществе он живёт или вне общества, он всегда ищет счастья, всегда ищет внутреннее согласие с собой, с неким духовном началом внутри себя. Отсюда мы приходим к выводу, что существует внешняя сторона человека и внутренняя сторона человека, или, внешняя природа его и его внутренняя природа. Вот, внешняя природа, она заставляет нас поступать согласно законам общества. Это природа наносная. Она приходит и уходит. Это природа диктует нам разные посылы, диктует нам разные способы поведения в зависимости от того, в каком мы обществе находимся. Если мы в обществе людоедов, то наша внешняя природа требует от нас людоедства. Если мы в обществе людей добрых, то внешняя природа требует от нас поступать так «по-доброму».

00:08:29 Но вот внутренняя наша природа, невзирая на внешнюю, на общественную, на наносную жизнь, она хочет счастья. Человек постоянно сталкивается с этой коллизией: «Ради чего я живу? Каково моё подлинное естество: это найти внутреннюю гармонию, это жить счастливо внутри себя или удовлетворить потребности общества? Искать справедливости в обществе, искать защищенности в обществе, искать закона, искать благополучия, искать богатства или все-таки моё счастье, моё внутреннее счастье, моя внутренняя природа, естество, не зависит от того, что происходит в этом бурлящем общественном море?
— Это возможно?
— Что?
— Быть истинно счастливым, не будучи при этом в благополучии, в социальной какой-то справедливости, т.е. не обладая материальным?
— Это две разные природы. Вообще, они всегда идут параллельно, но подчас они вступают друг с другом в противоречия. Когда закон общества или нравы общественные требуют от вас поступать так, а внутреннее чувство или совесть, или призыв к внутреннему счастью требует поступать иначе.

00:10:00 Когда, например. Это мирской пример. Когда происходит война между государствами и один солдат по закону общества, по закону своей страны должен убить другого солдата, но видит, что он его единоверец, у него не поднимается рука. Как в одном, помните, старом фильме «1941», когда белый офицер оказался на необитаемом острове с красной комиссаршей. По закону общества они должны ненавидеть друг друга, но они возгарают чувством любви друг к другу. Ради внутренней гармонии они отвергают внешний императив.

Ценности материалистического общества

00:10:51 — Я вот думаю о том, что… Вы говорите только о силе, которая направлена из человека, о его желании. Например, отречься от каких-либо соблазнов современного общества или будь какого. Так или иначе жить, т.е. поступать по собственному желанию. А есть ли какая-то сила, направленная из общества в человека, на человека? Например, испытываете ли вы такое влияние общества давлеющее, некую месть обществу за то, что вы приняли такое решение - быть от него. Т.е. такого нет? Человек может принять это решение и действительно быть погруженным в свой собственный мир, отрекаясь от общества, от его влияния, от его сил.
— Дело в том, что первый ваш вопрос был общий: «Что такое санньяси?» Я вам ответил, что означает вообще санньяси - это старец, отреченный. Применительно к нашей традиции санньяси, он не отрекается в обществе, а он, находясь в обществе, не признает ценности, ради которых живёт общество, общество материалистическое - общество, в котором вам задают ценности, ради которых вы должны тратить свою жизнь, свои силы, своё внимание и приобретать эти ценности, без которых, общество вам говорит: «Вы не сможете вступить в манящую современность. У вас должен телефон такой модели. Рубашка такой модели. Автомобиль такой модели. Вы должны иметь такую прическу, такую-то обувь. Иначе без этих признаков так называемого современного человека вы не сможете вступить в счастье, общественное счастье».

00:12:55 Я ни в коем случае не призываю отказываться от всего этого. Просто те, кто внутренне чувствуют, что стремление к этим признакам так называемого благополучия, гробит их жизнь, летят года в суете. И если они хотят выбраться из этого круговорота, я своим микроскопическим опытом могу с ними поделиться. Мне это не удалось. Но чем-то я могу все-таки поделиться.
— Получается, что происходит по сути подмена. Понятие счастья для всех… Все знают такое слово, каждый в него что-то разное вкладывает. И если речь идет о социуме, оно пытается нам навязать, что счастье - это телефон, машина и т.д., некие материальные блага. И люди к ним стремятся искренне, ожидая что потом что-то будет вот здесь (показывает на сердце), т.е. будет какое-то удовлетворение. А что вы вкладываете в понятие счастья?

Путь бхакти

00:13:58 — Вот за всеми этими атрибутами благополучия или счастья сквозит одно - уважение окружающих. Когда у вас будет телефон или шелковая косоворотка с вызолоченной вязью, картуз или армяк золотой. За всем этим… Вы же не будете счастливы, нося золотой армяк, обхваченный золотым поясом, а вы будете ловить на себе восхищенные взгляды окружающих. Вот оно это счастье, вот это тщеславие. Вам говорят: «Имейте вот это, вот это, вот это. Получите такой-то диплом. Получите такую-то рубашку, такой-то галстук, такую-то железную банку с четырьмя резиновыми колесиками, и тогда на вас будут обращать внимание. Вы будете властелином внимания человеческого. И от этого вам будет счастье». Если кто-то почувствовал, что зависть и внимание других не приносит ему внутреннего удовлетворения, то путь преданности, путь бхакти, путь вайшнавов для него.
— Более подробно об этом сегодня в шесть часов вечера в центре развития «Анаэль». Спасибо вам большое!
— Спасибо большое!
— Пожалуйста, до свидания.
— С нашими телезрителями мы прощаемся.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 28 June 2011