Бхакти йога

27 октября 2002
Отношения человечества с Богом. Процесс эволюции сознания. Природа человеческой жизни. Самореализация на пути бхакти. Очарование и разочарование. Денежная зависимость. Сущностное отличие бхакти-йоги от остальных учений.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:26:02 | качество: mp3 32kB/s 6 Mb | прослушано: 528 | скачано: 424 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Отношения человечества с Богом

00:00:00 — Уважаемый, Бхарати Свами, для нас большая честь каждый ваш приезд. Мы очень рады вас приветствовать в нашем центре развития «Анаэль». Хотелось бы задать вам несколько вопросов. Первый вопрос такой интересный: «Как вы считаете, какие отношения у человечества с Божественным?»
— Это весь вопрос?
— Да, это весь вопрос.
— В древних Писаниях говорится, что все имеет единый источник и, что Вселенная во всем её многообразии произошла из единого источника, единого центра. Собственно, и данные современных ученых тоже это подтверждают, что был один центр взрыва, один центр развития эволюции. Затем, после возникновения мироздания из единого центра, из единого однообразного центра, появляется многообразие. Это многообразие составляет наша Вселенная. Она очень многоплановая. Вселенную населяют неодушевленные предметы, одушевленные предметы.

00:01:46 Среди одушевленных предметов в древних Ведах говорится... Неодушевленных предметов насчитывается 8 400 000 видов. Среди них 400 000 видов составляют люди, человеческие существа. Соответственно, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, то человеческие существа имеют отношения с Божественным, как твари по отношению к Творцу. Творец создал все многообразие живых существ в том числе и человеческих. Какие выводы мы должны делать из того, что мы создание его, что мы творение, а Он — наш творец? Это уже делает каждое индивидуальное живое существо. Как в человеческом обществе одни дети к родителям относятся, как к источнику своих богатств, как к предмету эксплуатации, у которых они могут брать деньги. У которых они могут брать удовольствия, которые считают, что родители существуют для того, чтобы давать нам блага.

00:03:05 Другие чада считают, что мы должны давать блага, мы должны служить своим родителям. Есть и такие, которые считают, что эта Любовь, этот любовный взаимообмен, он взаимный. С точки зрения нашей традиции отношения между человечеством в целом и человеком, как индивидуальным существом и Богом — это взаимоотношения любовного взаимообмена. Мы дарим Ему свою любовь и получаем от Него тоже любовь.
— Спасибо.

Процесс эволюции сознания. Природа человеческой жизни

00:03:48 — Вот, живое существо в процессе своей эволюции проходит от стадии самых низших состояний (это состояние камней, минералов) до самых высших состояний (это состояние богов, небожителей). Человеческие существа занимают уровень чуть выше среднего между неодушевленными предметами, точнее, условно неодушевленными, существами почти неподвижными и существами чрезвычайно подвижными, которых мы называем небожители, или боги, или властители стихий. При этом человек занимает довольно своеобразное, довольно обособленное положение во всей этой иерархии живых существ. Если в низших формах жизни — это животные, растения, минералы, — душа заключена в такую иллюзию или в такое невежество, что все её действия подчинены плотским инстинктам. Другими словами, у живого существа в низших формах жизни нет свободы выбора. Живое существо в низших формах жизни поступает только по велению плоти. Язык хочет есть, значит, животное набрасывается на другое животное. Животное хочет совокупляться, значит, оно набрасывается на особь противоположного пола. Там отсутствует, в животном царстве отсутствует мораль и соответственно свобода.

00:05:48 Что касается высших форм, там, где обитают небожители — они тоже лишены свободы. Они действуют исключительно по морали. Они действуют в рамках предопределенной дхармы или предопределенного долга. Они ведут жизнь сугубо праведную. В этом смысле у них тоже нет свободы выбора, тогда как люди занимают промежуточное положение. Люди обладают двоякой природой. Это животная природа, т.е. природа, которая требует от нас исполнения низменных инстинктов и природа более высокая, давайте назовем её «божественная природа». Природа, которая требует от нас участия некой морали. Когда животное, обуреваемо похотью, видит свою родную мать, то у животного не возникает вопросов — совокуплять или не совокупляться. Когда человек, обуреваемый похотью, видит свою родственницу, свою мать, свою дочь, несмотря на то, что низменная природа тянет его к совершению этого действия, тем не менее, мораль отворачивает его от этого безнравственного поступка.

00:07:18 Таким образом, человек на протяжении всей своей сознательной жизни сталкивается с выбором, другими словами, со свободой: поступать согласно нравственному закону или поступать согласно плотскому закону. В этом уникальное положение человека. Человек свободен. Человек, который отвергает позывы плоти, позывы похоти — тот, кто решает жить не по велению чувств, — у этого человека появляется возможность прислушиваться к своему внутреннему голосу, к своему внутреннему долгу, к голосу своей совести. Если благодаря очищению, благодаря самореализации, он учится прислушиваться к голосу своей совести, то в конце концов, услышит, что голосом его совести говорит сам Творец, сам Господь Бог, само Божественное начало. И здесь начинается йога. Йога означает соединение своей внутренний природы с природой сверхвнутренней, с божественной природой. Тогда, как боги только пожинают плоды своих благочестивых действий, а животные пожинают плоды своих плотских инстинктов.

Самореализация на пути бхакти-йоги

00:08:51 — Скажите пожалуйста, какой из методов бхакти-йоги предлагает сверх целей человека?
— Бхакти-йога, это путь слияния своего «я» с «Я» божественным. Но слияние не значит поглощение божественным «Я» моего индивидуального «я». Слияние — это значит, слияние в любовных взаимоотношениях. Любовь означает — взаимное служение, означает самопожертвование без ожидания оплаты, без ожидания заслуги. Бхакти-йога предлагает путь самореализации, т.е. «вытаскивания» своего естества, осознания своего естества по отношению к Высшему Началу.

00:10:00 У нас с вами есть два естества: внутреннее и внешнее естество. И то и другое естество проявляется только во взаимоотношениях с окружающим, с окружающей действительностью: будь-то внутренняя действительность или внешняя действительность. Наше «я» или самореализация невозможна без некоего партнера, некоего другого субъекта этих отношений. Например, если кто-то говорит: «Я — беден». Это означает, что он имеет в виду кого-то, кто более богат. Если кто-то говорит, что он мужчина, значит, он предполагает, что он находится во взаимоотношениях хороших или плохих, но во взаимоотношениях со своей отрицательной половиной, женщиной. Если кто-то говорит, что он начальник, то в этом понятии сразу заключено подчиненный. Если он говорит, что он подчиненный, значит, есть начальник. Если он говорит, что он пешеход, он сразу же подразумевает, что есть автомобилисты.

00:11:20 Наше «я» всегда проявляется во взаимоотношениях с другими субъектами. Бхакти-йога говорит, что наше подлинное «я», наше истинное «я», естественное «я» может проявиться опять-таки во взаимоотношениях, но не с субъектами окружающего мира, которые постоянно меняются, которые из бедных переходят в богатых, из друзей во врагов, из врагов в друзей, а во взаимоотношениях с неким незыблемым началом, незыблемой субстанцией. Это есть высшее «Я». Вот наше подлинное «я» может реализовать себя, может обрести гармонию и счастье во взаимоотношениях с внутренним «Я» или божественным «Я». Вот эти два — супер «Я» и мое индивидуальное «я» в бхакти-йоге соединяются в йоге любви, в йоге взаимного самопожертвования или жертвенного обмена эмоциями. В этом смысл бхакти-йоги.

00:12:30 — Как бхакти-йога помогает выйти из животного «я» в сверх «я»?
— Опять-таки, я в предыдущем ответе ответил на этот вопрос частично. Наше «я» раскрывается во взаимоотношениях с окружающими. Если нас окружают существа животного сознания, то их сознание, их ценности, их модели поведения, их цели, в конце концов, будут влиять на наши ценности, на наши модели поведения и на наши цели, приоритеты. Как вот, если в семье двое детей и старший запинается, заикается, то младший обязательно будет заикаться. Хотя у него может быть нет таких расстройств, но тем не менее, он будет подражать.

00:13:39 Точно так же, если мы связываем свою жизнь с людьми и существами низшей природы — с существами, для которых ценно стяжательство, власть, тщеславие и почет, — то мы будем заражаться их ценностями. Мы будем так же думать, что внимание окружающих к нам, почтение, слава представляют из себя что-то важное. Мы будем добиваться этого, хотя наше внутреннее «я» будет всячески этому противиться, но мы будем это внутреннее Я подавлять. Только потому, что мы заражаемся этой болезнью стяжательства, болезнью привлечения внимания окружающих к себе. Нам будет казаться, что это что-то ценное. Но внутри себя мы будем думать: «Я несчастлив. Да, даже, если весь мир смотрит на меня, затаив дыхание с учащенным сердцебиением, внутренне я всё равно несчастен. Внутренне у меня всё равно нет гармонии». Чувства ненастны. Они требуют больше и больше.

00:14:51 Бхакти-йога, прежде всего, утверждает, что для того, чтобы быть внутренне счастливым, нужно восстановить, установить свои взаимоотношения с Абсолютным Началом, с Абсолютным Центром. Эти отношения, как мы говорили раннее, это отношения слуги и Господина — раба Божьего и Повелителя. Это естественные наши отношения. Отношения части и Целого. Часть всегда подчиненная по отношению к Целому. Так вот, чтобы восстановить эти органичные отношения с Целом, нужно поместить себя в среду, где царит атмосфера служения, атмосфера добра и самопожертвования, но не атмосфера стяжательства. Бхакти-йога именно это и предлагает. Чтобы реализовать своё внутреннее «я», своё божественное «я» и отделить от себя, уничтожить в себе «я» стяжательское, нужно общаться с такими же существами, людьми, душами, которые посвятили свою жизнь служению Высшему Началу.

Очарование и разочарование. Причины депрессий

00:16:12 — Какие бы вы могли дать рекомендации, Мастер, для выхода из депрессивного состояния?
— Нужно проникнуть в корень, причину депрессивного состояния. От чего происходит у нас депрессивное состояние? И изменить эту причину. Депрессия — это подавленность и, как психологи говорят, фрустрация, разочарование. Чтобы не было разочарования и соответственно депрессии, нужно вначале не очаровываться. Если не будет очарования, то не будет разочарования. Если вы очарованы образами богатства, власти над другими, влияния, славы, собственной славы. Одним словом, если вы очарованы тщеславием, то обязательно вы когда-нибудь испытываете разочарование, затем и подавленность, депрессию. Если не строить намерений закрепиться в этом мире, где все зыбко, где все тает, как льдина весною на реке. Если не пытаться построить постоянное жилище на временной льдине, тогда не будет подавленности.

00:18:00 Здесь все течет. Нам кажется, что есть что-то незыблемое. Но если мы свой опыт растянем на несколько лет, на несколько тысяч или миллионов лет, мы увидим, что даже эти дома текут. Они постепенно опускаются в почву. Они постепенно разваливаются. Просто воду мы можем видеть в нашем нынешнем опыте, а камни мы не можем видеть, как текут. При этом они такие же жидкие. Просто их текучесть растянута на миллионы лет. Здесь все течет. Здесь все зыбко. Здесь все болото. Если мы не пытаемся здесь построить твердое жилище, где мы хотим закрепиться. Или, как они говорят, чтобы память о нас навсегда сохранилась в веках. В каких веках? В чьих головах будет память о вас сохраняться, если они так же умрут через несколько лет?
Вот, если мы не строим этих планов, если мы не очаровываемся незыблемостью в мире, где все зыбко, тогда не будет разочарований.

00:19:08 Кончина, смерть — самое естественное из всего, что может произойти с нами. Это самое естественное. Потери, кончина, поражения — они очень естественны. Если мы не очаровываемся победами в этом туманном мире, тогда мы не будем разочарованы. Если мы знаем, что мы здесь пассажиры. Мы сели на станции под названием 1980 и сойдем под названием 2060 или 2045, тогда мы не будем разочарованы событиями, которые проходят, проистекают на этом перегоне. Если мы осознаем, что мы вечны, но здесь мы лишь временны, мы пассажиры, тогда мы не будем разочарованы.

Денежная зависимость

00:20:08 — Какие бы вы могли дать рекомендации с постоянными денежными затруднениями?
Богатый не тот, у кого мало, а тот, кому не надо больше, чем у него есть. Деньги — это долговые обязательства. Например, если у вас горы денег Советского Союза, вы себя будете считать богатым? Это просто бумаги. Почему? Потому что по этим бумагам никто не будет производить для вас ни товаров, ни услуг. Никто вам не будет должен. Если вы достанете советскую купюру, то никто не шелохнется даже, потому что он не считает себя должным вам. Если вы достанете купюру, то человек будет производить для вас или товар или услуги. Он себя при виде этой бумажки, он будет считать себя вашим должником. Что такое богатый человек? Этот тот, кому очень многие должны. Или должен один все или многие почуть-чуть. Это богатый человек. Что такое бедный человек? Этот тот, перед кем другие не считают себя должниками. Ну, и ладно. Пусть не считают. Подумаешь, меньше должников.

00:21:31 Мы в этот мир приходим без всего и уходим без всего, но в промежутке мы очень беспокоимся, что нам кто-то недостаточно должен. Богатый — этот тот, кому многие должны. А зачем беспокоиться, если тебе должны мало людей? Например, сколько бы у вас не было денег, животные никогда не будут считать себя вашими должниками, а люди будут считать. Потому что они верят, что это блага. Так вот, рекомендация человека, который испытывает денежные затруднения — не считать себя испытывающим денежные затруднения.

Сущностное отличие бхакти-йоги от остальных учений

00:22:18 — Скажите пожалуйста, как можно и возможно ли бхакти-йогу с другими духовными практиками: рейки, цигун?
— Никак нельзя.
— Почему?
— Потому что абсолютно все духовные практики, кроме бхакти-йоги призывают человека быть сильным, призывают человека к самоутверждению, призывают человека стяжать: либо силы, либо влияние, либо почет, либо тайную власть — это называется мистическими силами. Тогда как бхакти-йога постоянно напоминает нам о том, что мы рабы Божьи и мы зависим всецело от Его милости. Все духовные практики и религии, они кардинально отличаются от бхакти-йоги, потому что бхакти-йога начинает с того, что ты раб Божий и заканчивает с того, что ты раб Божий. Ты покорный слуга Всевышнего альфа и омега, от начала и до конца. В тебе не должно быть никакой твердости.

00:23:44 В бхакти-йоге нет ни одного твердого места, ни одной косточки. Все предельно пластично и предельно мягко. Т.е. в душе нет ни одного твердого места. Преданный Господа бесконечно пластичен, бесконечно податлив воле своего Господина. Господь может обласкать преданного. Господь может растоптать его. Господь может разорвать сердце своего преданного пренебрежением, не обращением внимания, но Он всегда останется для преданного Господом и повелителем сердца. В этом смысла понятие « целомудрие».

00:24:38 Целомудрие означает быть верным или верной одному и быть совершенно недоступных для всех стальных. В этом смысл целомудрия. Есть две крайности: это блуд, когда ты доступен всем, когда ты доступен всем богам, всем кумирам, всем сильным мира всего. Ты принимаешь любое их вероучение. Ты совсем соглашаешься. Есть недотрога, старая дева, которая не перед кем никогда не откроется. И то и другое порочно. Целомудрие означает быть верным Одному, своему Повелителю, Всевышнему и быть абсолютно недоступным для другого. Тогда как все остальные учения и религии, они либо нас ведут в одну крайность, либо в другую крайность.

00:25:35 — Тогда в продолжение предыдущего вопроса. Как по вашему, что означает быть преданным Богу?
— Я только, что ответил на это. Это безусловное целомудрие. Это безусловная покорность Его воле. Мы не можем знать Его промыслов, но мы можем сдаться Его воле. Какую бы волю Он для нас не уготовил, мы Ему подчиняемся.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 24 июля 2011