Выпуск 12
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. Сегодня у нас на очереди 12-ый выпуск ответов на ваши вопросы. Но, перед новой серией вопросов, мне бы хотелось сделать небольшое дополнение к одному вопросу, который в прошлый раз был освещён не до конца. Напомню, о чём был вопрос.
Как выходить из невежества: сначала в страсть и потом в благость или пытаться сразу в благость?
00:00:24 Человек спрашивал. Как правильно действовать: уходить из невежества сначала в страсть и потом в благость или пытаться сразу в благость?
00:00:32 Обычно, динамика такова, что из невежества человек переходит в страсть (в какую-то внешнюю активность) и потом в благость. Это видно на примере того, как мы утром переходим из состояния невежества после ночного сна к активной деятельности. Т.е., сначала человек пробуждается, ещё разум у него такой затуманенный всем этим невежеством сна. Он делает какие-то движения, какие-то упражнения, там как-то себя омывает прохладной водой. И вот эта вот некоторая страсть такая, активность, она пробуждает сознание. И теперь человек начинает что-то уже соображать, уже более так ясно.
00:01:13 Точно также построена ведическая концепция развития. Сначала человеку даётся путь кармы. Карма это гуна страсти. И потом уже, через развитие определённой деятельности, правильной деятельности, через правильную карму к человеку приходит правильная гьяна. Т.е., понимание. Поэтому, обычно благость, тоже, так сказать, пробуждается после страсти.
00:01:40 Динамика ашрамов, допустим, в молодости люди в гуне страсти. Детство это невежество. Да? А молодость это страсть. К старости по идее должна уже проявиться благость, когда ашрамы ванапрастхи, саньясы и т.д. Обычная динамика такова. Хотя, конечно при таком сильном духовном влиянии Святого Имени, духовной вибрации можно человека, наверное, сразу из невежества поднять в трансцендентное. Но обычная динамика такова. И теперь мы переходим уже к вопросам сегодняшней серии.
Где можно почитать о матери Шукадевы Госвами?
00:02:16 Александр интересуется. Расскажите, пожалуйста, о жене Васудевы, матери Шукадевы Госвами. Наверное, вы имеете в виду не Васудеву, а Вьясадеву. Это совсем разные личности. Ведь это, наверное, очень необычная личность, великая преданная. В Шримад Бхагаватам лишь написано о том, что Шукадева Госвами не хотел выходить из чрева матери 16 лет. Где об этой женщине можно почитать?
00:02:42 Ответ простой. Я не знаю. Т.е., я не могу придумывать, чего нет в Шримад Бхагаватам. Единственное, что мы можем, это сделать умозаключение, исходя из личности Шукадевы Госвами, о котором известно достаточно много. Т.е., Веды утверждают, что старший сын во многом отражает качества матери. И, поскольку мы знаем, что Шукадева Госвами был таким великим мудрецом, просветлённым, то из этого самого можно сделать вывод, что его мать была, конечно же, тоже великой женщиной, но детали, к сожалению, мне не известны о её биографии.
Разрешено ли грихастхам заниматься накопительством?
00:03:25 Анна спрашивает. В Шримад Бхагаватам говорится, что человек вправе иметь ровно столько, сколько ему необходимо для удовлетворения насущных потребностей. Но в наше время очень сложно жить одним днём, особенно грихастхам. Как я поняла, любое накопительство не приветствуется. Как определить нужную грань в этом вопросе? Ведь все излишки рекомендуется тратить на Кришну.
00:03:51 Анна, давайте начнём с того, к кому обращён Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам это литература для парамахамс. Кто такие парамахамсы? Парамахамсы это люди, которые полностью, не частично, а полностью ушли от всей материальной жизни. Вот если вы относитесь к категории таких людей, тогда этот вопрос у вас не должен был возникать. Раз вопрос у вас такой возник, это означает, что вы не относитесь к этой категории людей. Поэтому, не пытайтесь вот так вот имитировать, копировать все те призывы, которые даются в Шримад Бхагаватам и применять их к своей жизни.
00:04:29 Более того, в Ведах сказано, что грихастхам не просто им разрешается, а они обязаны иметь определённые запасы, так сказать, на чёрный день. И в таком тексте, как Чайтанья-чаритамрита приводится пример великих личностей, таких как Рупа Госвами, Санатана Госвами, когда они какую-то часть отдавали чисто на духовные цели, какую-то часть – своим родственникам. И, как минимум, четверть оставляли себе на чёрный день. Вот поэтому, совершенно спокойно, можете даже не беспокоиться.
00:05:06 Все проблемы от того, что люди пытаются стандарты одних примерять на себя. И это всегда заканчивается очень плохо. Поэтому, нужно определить свою квалификацию и понять, что в шастрах очень много утверждений очень противоречивых, потому что они все для разных аудиторий. Именно поэтому говорится, что шастры нужно читать под руководством учителя, который укажет: это для вас, а это не для вас.
00:05:38 Т.е. жить вот таким отречённым укладом жизни, полностью полагаясь на Бога, могут только люди, у которых нет никаких социальных обязательств. Никаких абсолютно. Если у вас есть социальные обязательства, вы просто не имеете никакого морального права так жить. Вы должны жить как ответственный семейный человек.
Как поверить в истинность священных писаний?
00:05:57 Третий вопрос. Александр спрашивает. Чтобы поддерживать духовное развитие, нужен крепкий фундамент. Фундамент – это священные писания, святые и общение с единомышленниками. Как поверить в истинность священных писаний, ведь иногда так трудно принять, что там описаны события давно минувших дней, а не легенды (настолько они невероятны), и что Сам Господь поведал их?
00:06:21 Александр, вы сделали ложную предпосылку и из неё уже стали делать выводы. Шастры не являются фундаментом. Они не являются базисом. Базисом является наша вера в шастры. И именно потому, что нет веры в шастры, по этой причине и кажется, что шастры трудно принять, что там какие-то невероятные легенды описаны. Поэтому, давайте сразу будем говорить, что шастры не являются основой. Потому что, основа это наше сознание. И если в нашем сознании нет веры, то эти шастры невозможно, как программу, установить на это железо, грубо говоря, таким компьютерным языком.
00:07:02 Т.е., смысл в том, что люди в ведической цивилизации, их вдохновляли на благочестивые поступки. Эти благочестивые поступки рождают сукрити (благочестие). И, вследствие благочестия, в сердце проявляется вера. Что значит вера? Вера это не обозначает какое-то наивное состояние, противоположное знанию. Вера это конкретно вера в шастры (священные писания). Всё остальное, это не так важно. Вы можете быть скептиком, не верить людям там, или что-то ещё. Но в шастры необходимо верить. И это возможно только в том случае, если в сердце есть благочестие. Т.е., благочестие рождает веру в шастры. Вот и всё. Поэтому, вот этот момент очень важно не упускать и делать нужно правильные предпосылки, а не ошибочные.
Относятся ли полубоги к человеческой форме жизни?
00:07:56 Анна спрашивает. Относятся ли полубоги к человеческой форме жизни? Да, конечно. У них же человекоподобная форма. Поэтому, это всё проявление… Как вот люди есть разные: менее цивилизованные, более цивилизованные. Это всё то же самое. Точно также, полубоги, это просто, скажем так, более цивилизованные люди. И соответственно, у них более высокая тонкая организация.
Правильно ли сильно беспокоиться за своих детей?
00:08:21 Сергей задаёт вопрос. Почему я так сильно переживаю за своих детей? И как успокоить своё сердце?
00:08:30 Сергей, это естественно, переживать за своих детей. Это нормально. Нужно просто понять, что они не совсем ваши дети. Это ваши дети на конкретную жизнь. Вы, например, не помните своих детей из прошлой жизни. И не беспокоитесь уже о них. Нужно понимать, что это дети Бога, вообще-то. Мы все дети Бога, включая и вас. Просто сейчас мы в разных ролях. Те, кто старше, они выполняют роль родителей. Те, кто младше, выполняют роль детей. Поэтому, с одной стороны, какие-то беспокойства, связанные с их жизнью, они закономерны. С другой стороны, нужно понять, что вы сами ребёнок в руках Бога. Просто играете временную роль.
00:09:13 Если вы думаете, что вы их кормите, вы их одеваете, вы ошибаетесь. Вы не можете произвести зерно. Вы не можете произвести лён и хлопок. Лён даёт Бог. Хлопок даёт Бог. Зерно, пищу даёт Бог. Вы просто передаёте им это. Т.е., вы от имени Бога заботитесь об этих детях в течение вот этой вот конкретной жизни. Поэтому, с одной строны, беспокойства закономерны. С другой стороны, когда мы добавляем немножко знания, что мы находимся в мире Бога и Бог это высший отец, тогда уже легче. Вы понимаете, что вы с Богом делите ответственность по поддержанию.
00:09:51 Но что касается будущего, то нужно понять, что будущее вытекает из настоящего. И если вы сами духовно развиваетесь и предоставляете такие возможности вашим детям, то это как раз самый лучший способ позаботиться об их будущем. Оставить им какие-то деньги, сбережения, что-то ещё - это позаботиться об их телах. Но если вы хотите позаботиться об их будущем, как вот именно душах, как личностях, тогда уже необходимо дать им вот эту вот программу духовного развития, и тогда вам беспокоиться уже будет абсолютно не о чем.
Надлежит ли гражданам Украины идти на войну, или Бог против этой войны?
00:10:30 Сергей продолжает спрашивать. Не знаю, тот же Сергей или другой. Так или иначе, Сергей. Надлежит ли гражданам Украины идти на войну, или Бог против этой войны?
00:10:43 У меня нет полномочий кого-то призывать в армию, на войну и т.д. Поэтому, я скажу так, что гражданская война это, пожалуй, наверное, худшее, что только можно придумать. И лучше бы постараться устранить предпосылки, причины этой войны. Если тем людям, против которых там кто-то воюет, просто предоставить возможность говорить на их родном языке, если дать им, так сказать, те свободы, которые они хотят, если уважать их как личностей, если не считать их людьми второго сорта, то фактически, конфликт будет исчерпан.
00:11:21 Т.е., если людей ставить в какое-то очень сильно зависимое положение, и когда они пытаются достичь какой-то своей свободы, независимости, а мы ещё их за это обвиняем, это будет ошибкой. Поэтому, если вы сможете убедить своё правительство в том, чтобы более гуманно относиться к своему собственному населению или к той части населения, с которой, предполагаемо, идёт война, то это будет лучше, чем какие-то непосредственно военные действия. Это будет более мудрая позиция.
Как научиться видеть Бога в материальной жизни?
00:11:55 Имя, не могу понять, Тога или Тора. Так или иначе. Часто тоска разъедает душу. Такое ощущение, что всё здесь опостылело. Люблю уединение. Является ли это невежеством? А вот общество преданных и служение, это отдушина, которая наполняет и придаёт силу. Чувствую, что это не совсем правильное умонастроение. Живу как бы в двух измерениях. Сложно найти в этом баланс. В сознании Кришны 5 лет. До сих пор не верю, что я соприкасаюсь с этим и имею возможность быть с преданными. Посоветуйте, как научиться переносить эти внутренние ощущения и на повседневную, и на материальную жизнь.
00:12:43 Нет никакой материальной жизни. Материальная жизнь это когда мы просто не видим Бога в мире Бога. Т.е., когда мы сами исключили Бога из картины реальности по своему невежеству, это называется материальная жизнь. И если вы говорите, что вы 5 лет в Сознании Кришны, то это обозначает, что за эти 5 лет вы должны были не просто противопоставлять материальную и духовную жизнь, а вы должны учиться приносить Бога в эту, так называемую, материальную жизнь. Потому что, все те роли, которые вы играете, семейные, служебные, социальные и т.д., эти роли вам дал не кто иной, как Кришна. Вы можете этого не сознавать. Вы можете искусственно разделять материальную жизнь и духовную жизнь, но если вы привнесёте Кришну, потому что Он там уже есть, вы просто не обучены видеть Кришну в материальном мире.
00:13:45 Вас обучили видеть Кришну где-то там очень далеко, за облаками, в духовном мире, где Он там танцует и играет на флейте, танцует с гопи. Вот там вас научили. Но вас научили видеть Бога на алтаре, кланяться Ему. Вас научили видеть Бога в священных писаниях. Но вас не научили видеть Бога в реальной жизни. Вот этот недостаток теперь необходимо компенсировать и свою, так называемую, материальную жизнь одухотворить. И тогда вы поймёте, что вы всегда находитесь в мире Бога и не будет вот этого искусственного разделения.
Как живое существо может духовно развиваться, если у него блокируется опыт из прошлых жизней?
00:14:23 Азат спрашивает. Опять очень длинный вопрос. И такое ощущение, что это один и тот же вопрос уже третий раз. Надеюсь, что он последний. В такой версии вопрос. Вы частично ответили на мои вопросы, но прочитали их почему-то не из моих писем. Азат, дорогой, я не имею никакого другого источника, кроме ваших писем. Я их сам не придумываю, поэтому я читаю то, что мне присылают. То, что вы оставили на сайте, я читаю, я их не редактирую, поверьте мне.
00:14:56 Вы меня простите, пожалуйста, но вопрос для меня так и остался открытым. Представьте такую ситуацию. Человек живёт, получает жизненный опыт, его память позволяет ему анализировать свои ошибки и исправлять их. Например, засунул пальцы в розетку, ударило током – больше делать не буду. А в нашем случае получается так. Человек умирает, а в новом воплощении память о предыдущем опыте блокируется. И он неизбежно будет наступать снова на одни и те же грабли. Есть вероятность скатывания вниз.
00:15:25 Здесь вы делаете очень серьёзную ошибку. Принципиальную ошибку. Блокируется память о прошлой жизни на событийном уровне. Не забывайте, пожалуйста, что Параматма, Бог в сердце находится. И Он напоминает живому существу о том опыте, который он уже прожил. Поэтому, это ваша первая ошибка, из которой вытекают многие другие. Итак, поскольку Кришна заинтересован в нашем развитии, Он оберегает живое существо. Бывают, конечно, случаи, когда живые существа обладают такой, очень сильной демонической природой, игнорируют голос Бога. Это их индивидуальный путь. Не нужно вот эти вот какие-то частные случаи обобщать и делать из них очень такие, далеко идущие выводы, касающиеся всех. Это могут быть индивидуальные частные случаи. В целом же, Кришна заинтересован в нашем развитии, поэтому Он подсказывает живому существу из сердца определённые вещи. И поэтому, живое существо из жизни в жизнь имеет шанс хоть потихонечку, но развиваться.
00:16:29 Ну, вот дальше вы уже из этой своей ложной предпосылки делаете кучу ложных выводов. В таком случае нет никакого развития, свободы выбора, осознанности и т.д. Как неосознанное живое существо двигается вверх и может прийти к Кришне? Скажите, пожалуйста, может вся драма разворачивается на метафизическом уровне и душа делает выбор в зависимости от накопленного опыта всех воплощений?
00:16:54 Да, именно так и происходит. Просто, вы же не можете прослеживать. У вас же нет перед вами картины: вот это живое существо после одной жизни, после второй, после третьей, после четвёртой. У вас же нет такой статистики. Как вы можете такие выводы делать. Но, Кришна, как Параматма, находится в сердце. И Он знает, что делало живое существо в этой жизни, в позапрошлой, в прошлой, в нынешней и т.д. У вас такой статистики нет. Поэтому, ваши философские выводы во многом ошибочны.
00:17:24 И вы дальше пишете. Душа делает выбор в зависимости от накопленного опыта и всех воплощений. Да. Это так. В таком случае, логика понятна. Прекрасно, что логика понятна. В противном случае, получается какая-то безысходность. К счастью, безысходности не получается, именно благодаря тому, что Кришна заинтересован в нашем развитии. И вы пишете, что… Человек рождается в неведении, живёт в неведении и умирает в неведении. И всё повторяется снова и снова. Нет. Не так. Опять же потому, что живое существо хоть медленно, но прогрессирует. По чуть-чуть. И вы говорите, что… По видимому, это и называется «колесо самсары». Если это не так, поправьте меня, пожалуйста. Как эта проблема описывается в Ведах?
00:18:06 Такой проблемы в Ведах нет. Её просто нет. Эта проблема немножко выдуманная вами. И как раз проблема состоит в том, что вы не совсем правильно понимаете эти вещи и делаете неправильные выводы. Т.е., вы не видите этого маленького прогресса, который совершает живое существо из жизни в жизнь. Поэтому, вам кажется, что такая ситуация абсолютно безнадёжна. И всё.
00:18:28 Поверьте, творец этого материального мира, он очень разумный. И он эту всю машину так закрутил, чтобы живые существа и осуществляли свои желания, и развивались дальше. Если где-то, как-то они там завалили какую-то попытку и т.д., ничего. Не с первой попытки, так со второй или с третьей. Вот. Поэтому, здесь вы, как я сказал, не имеете доступа к прошлому, к глубокому прошлому, к будущему. Вот. А Он имеет. Поэтому, Он следит за тем, чтобы этот механизм работал в двух направлениях. С одной стороны, давал живому существу возможность осуществить свои материальные желания, плюс, программа два, чтобы оно постепенно, духовно развивалось. Именно так оно и работает. Поэтому, безысходности нет. Не переживайте.
Что такое духовная эволюция и спирали развития?
00:19:13 Сходный вопрос. Елена задаёт. Что такое духовная эволюция и спирали развития?
00:19:20 Про спирали не знаю. Это западный термин. Я бы предложил другие вещи. Слово, почти идентичное, но более аутентичное – циклы развития. Т.е., допустим, Веды утверждают, что человек может находиться в человекоподобном теле много жизней. Допустим, жизнь в теле человека, но какого-то примитивного человека. Потом, допустим, в теле уже более развитого человека. И т.д. По варнам, допустим. Он может прожить жизнь в теле шудры. Потом, в теле вайшьи. Это уже более высокая варна. В теле кшатрия. В теле брахмана. И т.д. И это всё будут циклы. Определённые циклы в рамках одной формы жизни. Но уровни сознания постепенно, так сказать, будут повышаться. И вплоть до того, пока живое существо не поймёт, что оно находится в мире Бога.
00:20:14 Как вот ребёнок, допустим, он уснул на руках у матери и в какие-то там свои грёзы погрузился, в сны. А потом мать его так немножко покачала. Он раз, проснулся. И он опять возвращается к реальности. Вот как Кришна говорит в 19-ом стихе 7-ой главы Бхагават-гиты: «после многих и многих рождений и смертей, тот, кто полностью развил в себе вот это знание (понимание, что Бог повсюду), он вручает себя мне». Вот это будет уже вершина эволюции, когда живое существо возвращается уже к жизни с Богом. От всей этой борьбы с материальной природой он уже отходит и возвращается к своему естественному существованию.
Как преданному сохранять веру в себя, если он через некоторое время понимает, что он не может следовать тем обетам, которые он принял при посвящении?
00:20:55 Иван спрашивает. Инициированные преданные, которые хотят, но по той или иной причине не могут следовать одному или нескольким обетам, данным при посвящении. Как не опустить руки, понимая плачевность своего положения?
00:21:11 Ну, во-первых, сам факт, что они не могут следовать своим обетам, обозначает, что они приняли свои обеты в гуне страсти. Кришна говорит в Бхагават-гите, что тот, кто находится под влиянием гуны страсти, его отречение, его аскеза не может быть ни долгой, ни постоянной. Это результат того, что люди молодые, не опытные, не зрелые берут на себя пожизненные обеты, и потом выясняется, что они не могут им следовать. Итак, то, что сделано в страсти, оно потом обращается в невежество. Потому что отчаяние, чувство безысходности, это уже невежественное состояние. Это пункт первый. Ну, а что с этим делать? Если человек не может чему-то строго следовать, пусть он следует так, как он может. Не можешь следовать, пробуй, пытайся следовать до тех пор, пока, так сказать, не придёт этот уровень.
00:21:59 И второй пункт, это то, что обеты, регулирующие принципы, они вторичны, они не первичны. Об этом Кришна говорит в Бхагават-гите в 9-ой главе в 14-ом стихе. Он говорит: «сататам киртайанто мам йатанташ ча дридха-вратах». «Постоянно воспевая Мою славу», Он говорит, «и следуя определённым обетам, люди достигают определённого уровня». Т.е., обеты (вот эта вот «дридха-врата»), они на втором месте идут. На первом месте идёт воспевание Святого Имени.
00:22:27 И здесь очень простая, выясняется, диагностика. Если у человека появились сложности со следованием регулирующим принципам, это обозначает только одно, что его воспевание сейчас не является достаточно качественным. Вот. И поскольку оно не качественное, ему не хватает духовной силы и у него тут же возникают проблемы со следованием регулирующим принципам. И отсюда, решение вытекает. Улучшая своё воспевание, человек становится более стабильным, более благостным, и ему легче следовать принципам.
00:22:56 Ну, или если он, в общем-то, в этой жизни не очень квалифицирован на садхана-бхакти, не хватает ему этой гуны благости, ну что же, та садхана, которой он следует, пусть он и следует. Просто его прогресс будет немножко медленнее. Вот и всё. И никакой трагедии здесь нет.
Почему некоторые старшие преданные не имеют наставников?
00:23:16 Виталий задаёт вопрос. Обычно старшие преданные говорят о наставничестве, что каждый должен иметь наставника и это правильно. Но, парадокс в том, что старшие преданные сами не имеют наставников. При попытках выяснить, они либо уходят от темы, либо говорят, что у них есть гуру. Но ведь все нуждаются в руководстве до уровня матхьямы. А на уровне уттамы, это очевидно, уже другая ситуация. Из-за этого много ошибок и отклонений. Многие даже садхану не понимают, что она тоже под руководством должна быть. Перед кем отчитываются такие махатмы? Может быть, матхьямы, имелось в виду. Скорее всего. Занимают руководящий пост или претендуют на роль духовного наставника. Трудно доверять такой двойственности.
00:24:12 Проблема понятна, которую вы обозначили. Но только любую хорошую идею, в частности наставничество, можно довести до абсурда или испортить. Да. Каждому человеку нужен наставник в духовной жизни (вдохновитель), но эта система должна быть естественная, построенная на доверии. Допустим, если к вам кто-то подходит и говорит: «давай, я буду твоим наставником», но у вас нет доверительных отношений с этим человеком. Тогда вы начинаете выяснять его подноготную. «А твой кто наставник?» говорите вы. Но, если вы нашли человека, от которого идёт определённое вдохновение для вас, т.е. вы чувствуете, что общение с ним вдохновляет вас, вы не будете его проверять. Понимаете? Проверять, в таком смысле, что с недоверием к нему относиться. «А твой кто наставник?» Понимаете?
00:25:09 Т.е., сам этот вопрос (недоверие), обозначает, что система наставничества в данном конкретном случае немножко искусственная. Т.е., если мы принимаем кого-то, наставника или учителя, то мы на стадии до того, как мы его ещё приняли, все эти моменты, так сказать, разбираем, понимаем. И поэтому, если этого доверия нет, то эта система не может нормально функционировать. Я полностью согласен с тем, что никто из нас, так сказать, не может быть конечной точкой. Только над Богом никого нет. Да? Над всеми остальными, над нами, кто-то должен быть. Будь это гуру или какой-то там другой наставник, это уже детали, но я сейчас говорю немножко о другом. Вот этот ваш вопрос, он задан из-за ситуации, в которой присутствует недоверие.
00:25:59 А там где нет доверия, ни о каком наставничестве не может быть и речи. Понимаете? Поэтому, наставничество это хорошо, но оно должно рождаться из естественных взаимоотношений. А искусственные все эти модели, они долго не живут именно потому, что у них нет этой вот основы веры, доверия определённого, нет квалификации.
Можно ли давать маха-прасад животным?
00:26:19 Милана спрашивает. Можно ли давать маха-прасад животным (собакам, кошкам)?
00:26:19 Не только можно, но и нужно. Очень нужно. Потому что это для них единственная вообще надежда. Вот сейчас слышите, лают. Это шакалы здесь воют. Целыми стаями шакалы бегают. Они в святой дхаме живут. Какая для них надежда? Шастры они не читают. Ну, конечно, то, что они в святом месте, это хорошо. Но, для животных только маха-прасад… Ну или прасад просто. Маха-прасад – это то, что было прямо на алтаре. Прасад – это всё остальное. Так или иначе, для них это единственный способ стать человеком и осознанно прогрессировать дальше.
Как защититься от дурного влияния других людей (порчи, сглаза)?
00:27:03 Илья Исаев. Подскажите, как защититься от дурного влияния других людей (порчи, сглаза)? И нужно ли придавать этому значение?
00:27:13 Есть разные люди по степени чувствительности. Есть люди, знаете, такие толстокожие. Они особо этих вещей не чувствуют. Есть люди гиперчувствительные. Только на них там немножко не так посмотрели, они уже: «ой», там начинают переживать. Вот поэтому, всё зависит от того, какая у человека психика. Если она устойчивая, человек такой, как бы крепкой ментальной конституции, его эти вещи практически не затрагивают. Люди очень такие ранимые (чувствительные, робкие, подверженные), им может быть нужна определённая защита. И тут всё зависит от того, во что они верят. Если они полностью верят в Бога, Святого Имени более, чем достаточно. Если они верят в Бога, но хотят подстраховаться, ok, существуют мантры-кавачи (защитные мантры), там эти амулеты кавачи, которые вешают на шею.
00:28:01 Знание также защищает человека. Оружие знания называется «гьяна-асина» (меч знания). Поэтому, без какой-то высшей силы, защититься мы не можем. Вопрос: откуда эта высшая сила придёт? Она приходит в любом случае от Бога. Но, в одном случае, людям достаточно святого имени, духовной практики. В другом случае, кто-то хочет подстраховаться при помощи этих вот амулетов, кавачей, это тоже не возбраняется, в принципе.
А что делать с родственниками, которые не хотят просыпаться духовно?
00:28:35 Арина Курушина спрашивает. А что делать с родственниками, которые не хотят просыпаться духовно?
00:28:44 Раз они не хотят просыпаться духовно, значит, они ещё не выспались. Т.е., человек просыпается тогда, когда он выспался. Допустим, вот вы как пробудились? Кто вас там тряс, тормошил? Скорее всего, вы как-то естественно проснулись. У вас какой-то пробудился интерес. Вот точно также, каждый просыпается в своё время.
00:29:01 Если вы не выспавшегося человека заставите встать с постели, поставите его там, по щекам его будете хлестать, он проснётся на какое-то время, а потом вы отойдёте и он опять, раз, уснул. Это обозначает, что он просто не выспался. Поэтому, всему своё время. Плоды на дереве растут. Одни созрели раньше, другие – позже. Ну что можно поделать? Т.е., не то, что все яблоки в один день бум и опали, да? Спелые. Нет, это не так происходит. Поэтому, не нужно всех вот так вот, как-то насильно за собой тянуть. Предложите, вдохновите, но предоставляйте людям двигаться с какой-то своей естественной скоростью.
Как избавиться от чувства вины перед другим человеком?
00:29:40 Екатерина задаёт вопрос. Скажите, пожалуйста, Кришна говорит: «Предайся мне, и я избавлю от всех последствий твоих грехов». Вопрос: как быть с чувством вины? Сразу не улавливаю логику. Перед другой дживой. Греха не было. Всё делала по дхарме. Но джива нуждалась во мне. Из-за этого чувство вины. Исправить нельзя.
00:30:05 Спасибо за краткий телеграфный стиль. Но смысла я особого, честно говоря, не уловил. Могу только догадаться, что с кем-то вы связаны отношениями и теперь вы решили, так сказать, предаться Кришне и всё остальное бросить. Может быть, я ошибаюсь, но никакого другого вывода я из этих утверждений сделать не могу. Мой совет таков, что если вы не на уровне саньясы (т.е., отречённого монашества), то лучше не прерывать отношения. Ппредаться Кришне обозначает внутреннее действие. Т.е., вы принимаете Его в свою жизнь. И принимаете какие-то элементы практики. Вот что такое предаться Кришне.
00:30:45 А отношения с другими людьми, я не знаю перед кем у вас там чувство вины, тут это всё не прояснено, но смысл в том, что чувство вины возникает у людей тогда, когда мы пренебрегаем долгом. Вот тогда у нас чувство вины. Понимаете? Поэтому, «полностью оставь все дхармы», если у вас чувство вины есть, это точно не для вас рекомендация сейчас. Потому что, когда человек дозрел, тогда он оставляет дхарму легко и никакого чувства вины нет. Раз чувство вины есть, значит, ещё долг не выполнен, продолжайте его выполнять перед этим человеком. А «предаться Кришне» это внутреннее действие. Просто примите Кришну в свою жизнь. И всё. Ничего другого делать не надо.
Верно ли, что джива, вернувшись в духовный мир, забывает материальный?
00:31:26 Максим. Джива, вернувшись в духовный мир, забывает материальный? Верно ли это?
00:31:32 Забываете ли вы, Максим, сон, после того, как вы пробудились? Иногда да. Иногда нет. Поэтому, кто-то может забыть, кто-то может ещё какое-то время помнить. По необходимости.
Как придерживаться ведического питания, если живёшь на севере?
00:31:44 Лариса спрашивает. Живу на севере. И у нас с овощами и фруктами очень сложно. Без мяса и сала в минус 50 совсем замёрзнешь. Как же быть с ведическим питанием? А чукчи, эскимосы? У них совсем тогда нет никаких шансов.
00:32:00 Предлагаю вопрос разбить на несколько частей. Чукчей, эскимосов мы оставляем, так сказать, за бортом. Потому что, вот это вот духовное знание, ведическая культура предназначена для людей, живущих в более или менее нормальных условиях. Я уже неоднократно об этом говорил, что ведический принцип это простая жизнь и возвышенное мышление. Что такое простая жизнь? «Простая» это обозначает, что за выживание особенно бороться не надо. Нет диких холодов. Нет необходимости там где-то, как-то с трудом добывать пищу. Всё есть в природе. Вот вам банан. Вот вам манго. Вот вам орехи. Вот то. Вот всё. Вот зерно. Вот молоко. Т.е., это всё очень легкодоступно. И это называется простая жизнь. Понимаете? Простая жизнь.
00:32:47 И когда жизнь простая, тогда культивировать возвышенное мышление очень, очень просто. Когда у вас минус 50, и вы говорите там: «со всеми этими овощами, фруктами плохо». Это обозначает, жизнь совсем не простая. Очень сложная. И вы пытаетесь ведическую модель перенести в экстремальные условия, в которых это ну почти невозможно. Поэтому, мы делаем очень простой ход. Мы берём из духовной жизни то, что не зависит от климата, от места, времени, обстоятельств. Мы берём святое имя. Мы берём книги, шастры. Мы берём духовный звук. Благодаря интернету всё это доходит до нас. Мы это принимаем. Что касается питания, не можете, никто не может вас заставить. По меньшей мере, моё предложение вам такое. Хотя бы избегайте есть мясо коров. Т.е., телятину и говядину. Это хотя бы. Откажитесь от этого.
00:33:43 Другие живые существа. Ману самхита описывает иерархию там всяких разных вот этих вот живых существ. И Веды не исключают потребление мяса в каких-то там случаях, ну вот таких экстремальных для людей. Вот единственное, что не рекомендуется ни при каких обстоятельствах, это мясо коров. Поэтому, действуем в вашем случае так. Исключаем мясо коров, раз. Принимаем те вещи, которые не зависят от места, времени и обстоятельств, два. И в таком режиме развиваемся, три. А с течением времени ситуация может измениться.
00:34:16 И всё, что касается чукчей, эскимосов, можете о них не волноваться. Те из них, которые где-то, как-то достаточно разумные пробудились, им будут примерно такие же рекомендации, что и вам сейчас. А всех остальных не трогайте. Параматма находится в их сердцах. Они себе, так сказать, занимаются соленьями, ловят рыбу. И они ещё, так сказать, придут к Сознанию Кришны. Может быть чуть-чуть попозже. В других обстоятельствах. Поэтому, всё находится под контролем Бога. Беспокойтесь о себе. О других беспокоиться вот так не надо. Сначала спасите себя, потом будете спасать других. Никак иначе.
Как научиться твёрдо выполнять свою садхану?
00:34:56 Человек под именем Гука спрашивает. Никак не могу твёрдо встать на путь серьёзной садханы: ранний подъём, 16 внимательных кругов за раз, а не вразброс в течение дня. Но очень сложно сфокусировать свой ум. Такая сложная работа. Проходит внутренняя борьба между тем, что нужно делать и что хочется. На данном этапе пути у меня много праджалпы и мало прасада. Но это вне моего контроля. Такое ощущение, что я падаю. Потом снова приходится вставать. Твёрдая садхана приносит счастье, удовлетворение, но потом приходят ситуации вне моего контроля, и я снова не могу ни вставать рано, ни читать круги внимательно. Эта внутренняя борьба когда-нибудь закончится? Или надо принять, что так будет всегда и каждый день снова пытаться и пытаться.
00:35:54 То, что вы описали, это называется уровнем «каништха». «Каништха» обозначает не твёрдый. Т.е., тот, кто склонен вот к таким вот к падениям, отклонениям, к срывам и т.д. Это, в принципе, вполне закономерный, понятный этап для новичка. Т.е., это гуна невежества и гуна страсти, они не позволяют человеку утвердиться. Пытайтесь это хотя бы какими-то периодами. Вот вы говорите, что, когда получается следовать строгой садхане, вы испытываете счастье, удовлетворение. Прекрасно. Пускай это будут хотя бы какие-то, ну не знаю, там небольшие периоды: неделя там, две недели. Сколько вы можете, да? Потом опять вас, допустим, свалило в какую-то ситуацию, в невежество и страсть. Но страха нет. В Шримад Бхагаватам говорится, что по незрелости человек может пасть, но большой потери нет.
00:36:42 Поскольку цель уже известна, и вы постепенно, постепенно, постепенно практикуя эти вещи, становитесь всё более и более твёрдым. Другого пути, поверьте, нет. Крайне редко бывают люди, которые вот взяли какой-то стандарт один строгий в своей жизни и вот держат его и только повышают. Это бывают такие случаи, но крайне редко. Большинство людей примерно так и живут. Такими немножко наскоками такими, разовыми подходами. У них какие-то такие, как-будто «сеансы духовной жизни». Потом раз, их опять. Потом, они опять в духовную жизнь. Их опять сбрасывает. Вот это обычное состояние просто не твёрдого человека. Но, пытайтесь, как можете. Не корите себя за то, что вы не можете. И постепенно вы будете становиться всё более и более стабильным. Т.е., этот уровень высокий, это уже уровень анартха-ниврити, когда человек уже становится таким полностью твёрдым. Анартха-ниврити это такой, достаточно может быть, болезненный процесс, долгий.
Как относиться к Чайтанье Валабхи дасу, который критикует лидеров ИСККОН?
00:37:43 И вот, напоследок у нас несколько таких вопросов. Они объединены одной темой. Два из них от автора, который назвал себя «защитник ИСККОН». Вот. Вопрос задаёт такой «защитник ИСККОН». Как относиться к Чайтанье Валабхи дасу? Недавно GBC поднимало вопрос о нём. Его вроде бы простили, но он продолжает возражать против лидеров. Недавно он написал к вашему видео, где упомянули книгу Бхакти Викаши Свами «Женщина господин или мать», что, цитирую: «я слышал про эту книгу, саму её не читал». И он пишет, что: «дальше можно не слушать». Как это понимать? Почему он пишет, что вас не нужно слушать? Как к этому относиться? Почему появляются эти противостояния в обществе?
00:38:33 Дорогой защитник ИСККОН, я не очень понимаю, от кого вы ИСККОН защищаете, но сочувствую, так сказать, вашим переживаниям. Почему в природе существует противоречие? Ну, это же очень просто. В природе есть плюс и минус. Они нужны для равновесия. Везде есть два крыла, две партии. Даже в былые времена у коммунистов были большевики, меньшевики. Где-то есть там республиканцы и демократы. Т.е., реальность многогранна и на неё могут разные люди иметь разные взгляды. Поэтому, какие-то противоречия, даже где-то какие-то конфликты в идеологической сфере, это не новое явление. И я не знаю ни одной религии, ни одной традиции, которая бы в своей истории обошлась без каких-то там конфликтов, разборок, иногда даже расколов и т.д.
00:39:28 Т.е., это вроде бы как с одной стороны естественно, но для того, чтобы эти тенденции не стали полностью разрушительными, чтобы это не привело к расколу, Шрила Прабхупада рекомендовал нам регулярно собираться и обсуждать концепцию единства в многообразии. Т.е., посмотрите, какие предпосылки в реальности. Кришна это очень многогранная, разнообразная личность, которая всем немножко по-разному открывается. Это первый фактор. Второе, духовный процесс у нас тоже такой многоступенчатый. Кришна говорит, не можешь то, делай это. Даже в самом преданном служении разные этапы. Люди на разных уровнях находятся. Это второй фактор. Третий фактор, это то, что аудитории, которым мы, допустим, проповедуем, они тоже совершенно разные. Если мы просто возьмём вот эти вот три фактора, мной перечисленные, что Кришна очень разный сам по себе (из Него и разные аватары в разных настроениях исходят), и то, что процесс многоступенчатый, и то, что аудитории разные.
00:40:31 Вот просто из этих трёх предпосылок уже вытекает, что для разных аудиторий могут быть немножко разные стили проповеди, подходы и т.д. Т.е., совершенно очевидно, что это не простая тема: разношёрстное общество, отсутствие культуры такой, как бы ещё высокой. Вот. Т.е., это всё то, что нуждается в регулярном обсуждении. Понимаете? Вот. И если, вот скажем так, не будет культуры вот этого цивилизованного диалога, тогда люди будут склонны вот эти вот противоречия решать при помощи каких-то таких, знаете, партизанских выпадов. Каких-то там диверсий, каких-то провокационных роликов, какой-то там критики и т.д. Т.е., каких-то таких вот закулисных, не понятных вещей. В то время как, в действительности, можно просто доброжелательно, допустим, встретиться со своим оппонентом, сказать, что «я считаю, что вы не правы потому-то, потому-то».
00:41:27 И теперь он что-то такое скажет. И какой-то будет диалог. Понимаете? Т.е., в живом диалоге эти вещи решаются. Когда один в интернете что-то там сказал, другой тут же прокомментировал что-то другое, не понятно как решать вопрос. Потому что, один в одном пространстве-времени, другой в другом пространстве-времени. Интернет это плохая среда, которая не всегда точно передаёт эмоции, тонкости, кто там, что имеет в виду. Поэтому, для разрешения таких, достаточно серьёзных вопросов, как там стратегия проповеди, там какие-то правильные акценты, стандарты, и прочие вещи. Вот. Для этого нужны живые диалоги, живые встречи доброжелательные. В противном случае, все эти перепалки, они просто будут разрушать веру новичков в процесс, в это духовное знание. Потому что, если мы духовно развиваемся, то развитие обозначает не просто, что мы учим стихи на санскрите, там что-то можем цитировать, а духовное развитие также обозначает развитие способностей к сотрудничеству, к пониманию, к решению проблем внутри нашего общества.
00:42:34 Потому что, если мы не можем решить такие маленькие, простые вопросы, договориться, то как же мы можем решить вопросы какие-то более серьёзные, большие? Как мы можем помочь другим людям в их жизни? Поэтому, духовное развитие проявляется в первую очередь в развитии качеств: способности общаться, способности вести диалог. Потому что, убеждают людей именно духовные качества, именно их поведение, а не просто слова. А как относиться к этому человеку? Ну, это вы решаете сами. Т.е., я просто объяснил вам. Сейчас мы не обсуждаем в наших программах каких-то конкретных личностей. Мы обсуждаем причины, почему вознкают те или иные конфликты, некие базовые принципы. А люди просто являются носителями, представителями тех тенденций или каких-то там веяний или идей.
Как реагировать на призыв к насилию от Аударьи Дхамы прабху против оскорбителей лидеров ИСККОН?
00:43:24 Защитник ИСККОН продолжает говорить. Недавно Аударья Дхама прабху дал лекцию в Иркутске, где призвал бороться с оскорбителями и критиканами, которые настроены против наших лидеров и гуру. Он говорил в этой лекции, что надо «бить по лицу оскорбителей и пинать их ногами». Там, где я живу, есть такие люди, про которых говорил Аударья Дхама прабху. Нужно ли мне подойти к ним и ударить их по лицу? Надо ли поймать их с преданными в подворотне и наказать за их поведение? Морально я готов это сделать. Когда нужно начинать пинать их ногами?
00:44:00 Если вы это всё серьёзно, то у меня это ничего кроме улыбки не вызывает. Потому что, я склонен воспринимать, допустим, это призыв Аударьи Дхамы прабху ну как, может быть, некоторую эмоциональную реакцию на чьё-то действительно возмутительное поведение, но я не готов это воспринимать как призыв к прямому действию, к какому-то насилию. Потому что, призыв к насилию, это уже кто-то может квалифицировать как статью даже уголовную. Да, в шастрах говорится о том, что оскорбителям нужно буквально «отрезать язык». И такие действия вполне понятны и приемлемы в ведическом обществе, где статус Бога и Его великих преданных считается высшей, так сказать, святостью, высшей ценностью.
00:44:49 В нашем светском обществе, если кто-то кому-то реально отрежет язык, это будет квалифицироваться, ну, сами знаете как. Это как криминал будет квалифицироваться. Поэтому, есть в шастрах также другие наставления. Допустим, если вы не можете кому-то там язык отрезать или не можете своими аргументами его переубедить, заткните уши и уйдите. Да? Вот. Т.е., в режим игнорирования запишите этого человека. Т.е., другие способы существуют, более цивилизованные.
00:45:20 Либо обратитесь, допустим, к представителям власти, если там есть действительно какие-то у вас основания для этого. И уже пусть они, так сказать, с людьми, которые нарушают закон, оскорбляют ваши религиозные чувства, пусть они занимаются. Потому что, я не могу вам дать отмашку и сказать: «идите там, в подворотне кого-нибудь поймайте и там и побейте». Это глупейшее, что можно было бы сделать. Тем более, что ничего не решит, абсолютно.
Можно ли слушать Балараму Ачарью прабху?
00:45:48 И последний на сегодня вопрос из той же серии. Тоже с упоминанием имён. Алла Сусляева спрашивает. Скажите, пожалуйста, что насчёт Баларама Ачарьи прабху? Можно ли его слушать? Я слышала, что Чайтанья Чандра Чаран прабху запретил лекции Баларамы Ачарьи прабху за то, что он якобы оскорбляет лидеров и учителей ИСККОН. Правда ли это? Он проводит какие-то закрытые лекции. И он один из организаторов так называемого сопротивления внутри ИСККОН. Вот, что я слышала. Меня это очень сильно напугало. И я не знаю, как теперь на это реагировать. Помогите, пожалуйста, разобраться, откуда всё это идёт.
00:46:30 Я не слушал сам лично его лекции, где он кого-то там обвиняет и т.д. Я был лично в прошлом году на собрании руководящего совета, вот здесь в Маяпуре, где вот эта вот тема конфликтная обсуждалась. И там приводились цитаты. Я слышал уже не его лично, а уже из цитат, что да, где-то он называет имена определённых проповедников, даже духовных учителей, говорит, что они отклонились от Прабхупады и т.д. Значит, я понимаю так, что естественно каждый человек что-то говорит с определёнными благими намерениями через призму своего какого-то определённого понимания, но есть культура, есть этикет. И когда речь заходит о таких известных личностях, каких-то видных проповедников, духовных учителях, у которых есть ученики и последователи, то вот так вот публично заявлять эти вещи, ну просто не корректно. Потому что вопрос так не решается.
00:47:31 Существует этикет. Нужно собрать, допустим, там какие-то высказывания, цитаты, которые кажутся кому-то отклонением, обязательно привести контекст, в котором они произносятся, и представить это уже на суд старших, допустим GBC. Пусть они оценят. Пусть они поговорят с человеком, с автором, допустим, этих высказываний, фраз. И пусть специалисты решат: является отклонением, не является отклонением. А вот так просто, скажем, используя свою трибуну, и не имея полномочий для этих вещей, говорить, что там: «тот отклонился, этот отклонился». Это, скажем так, не очень культурно и это контрпродуктивно. Мы видим, это ни к чему хорошему не приводит.
00:48:12 Допустим, несколько лет назад я сам участвовал в ситуации, когда, значит, одна преданная, вот она тоже, скажем, какие-то делала высказывания, может быть, которые показались кому-то спорными. Я просто видел, как этот вопрос решается. Т.е., сначала люди, которые были не довольны этими высказываниями, они их собрали всё. Потом они пригласили, значит, эту преданную. Они пригласили старших проповедников (GBC). И сказали: «Вот у нас есть такая проблема. Нам кажется, что вот эта преданная, эта проповедница, она там что-то неправильно говорит». И уже в обществе старших преданных, мудрых людей, беспристрастных людей, шла определённая дискуссия. И только после этого были сделаны какие-то определённые выводы. Это называется культура и этикет. Понимаете? Вот.
00:48:56 Поэтому, вот эти все просто какие-то интернет-войны, или там один сказал в лекции то, другой это, сейчас мы ему ответим. Один в каком-то ролике своём сказал одно, а вот ответ такому-то. Да? Это просто детский сад. Это просто уровень каништха адхикари. Т.е., таких вот новичков, которые просто пытаются заявить о себе через, так сказать, не знаю там, эпатаж публики там, привлекая к себе внимание с цитированием имён там великих людей. Т.е., это всё не так решается. Поэтому, беспокоиться, собственно говоря, не о чём. Это, как говорится, буря в стакане. Прямо скажем, да? Вот. Материальный мир это место, где всегда всё беспокойно, особенно в Кали-югу. У людей умы тоже такие потревоженные. Вот.
00:49:44 Всё находится, так сказать, под контролем Кришны. Один младенец на руках у Кришны, второй младенец на руках у Кришны. Вот там один младенец пнул другого. Но, можете не волноваться. Они оба на руках у Кришны. Просто старайтесь следовать своей практике духовной. Вследствие этого будет у вас более стабильное сознание. А когда у вас будет более стабильное сознание, тогда вы будете менее подвержены всем этим разным каким-то беспокойствам, которые происходят на внешнем уровне. На этом мы заканчиваем наш очередной выпуск. Спасибо вам за ваши интересные вопросы. До новых встреч. Харе Кришна
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 23 June 2020