Выпуск 20
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Харе Кришна! Приветствую вас, уважаемые зрители нашего канала. Сегодня на очереди у нас 20-ый выпуск ответов на ваши вопросы. Начинаем мы с вопроса Натальи.
Что за сущности поселяются в тело человека?
00:00:16 Наталья спрашивает. Скажите, пожалуйста, что за сущности поселяются в тело человека? Причины. Как это влияет на человека и как от этого избавиться?
00:00:28 Ну представьте себе, что у вас есть квартира или дом и кто-то к вам подселился, какой-нибудь человек, так сказать, незнакомый, без определённого места жительства и т.д. Причём, не спросив вас. Как это будет на вас влиять? Понятное дело, что вам будет неприятно, какие-то беспокойства будут от этого. И точно также, по этой аналогии, подселение в физическое тело человека других живых существ происходит в том случае, если человек не достаточно защищён.
00:01:02 Т.е., допустим, вот почему говорится, что когда он зевает, нужно прикрывать рот. Или вот спать надо желательно с закрытым ртом тоже. Потому что, какие-то существа могут влететь внутрь. Ну, и самое главное, конечно же, это, может быть, не столько вот это наше физическое тело, сколько тонкое тело. Вот потому что тонкое тело это как раз допуск к панели управления. Потому что управляется физическое тело тонким телом.
00:01:34 Поэтому, если человек не достаточно следует гигиене, санитарии или не очень силён, так сказать, в моральных принципах, то вот эта вот не чистая деятельность, дурные привычки, нарушение каких-то вот моральных принципов, это проделывает такие вот бреши или дыры в тонком теле и это делает возможным проникновение в него вот этих вот разных сущностей, которые как такие вот бомжи без определённого места жительства, это греховные души, которые совершали такие действия, за которые у них отобрали физические тела, либо они сами себя лишили этих тел при помощи самоубийства.
00:02:12 Т.е., у них ещё материальные желания в тонких телах остаются. А физического тела для осуществления этих желаний уже нет. И поэтому, они эти свои желания пытаются осуществить при помощи тел других живых существ. Это подобно, знаете, угону машины или самолёта. Я помню, давно был у меня знакомый. И вот однажды он так немножко, так сказать, таксовал. Частная практика. И однажды какие-то ребята его там тормознули, типа подвези. Ну, он их взял. А потом, они, фактически, его угнали на целый день. Т.е., он их возил по их делам. Ничего они ему, естесственно, не заплатили. Т.е., был такой угон. Ну, при помощи силы, естесственно, там каких-то угроз они его удерживали. Т.е., получается, что они овладели его машиной. И его машина, так сказать, она их делам служила в течении целого дня.
00:03:04 Точно также, наше тело называется «янтра». Это машина определённая. И есть живые существа, у которых этих машин нет. Они их лишены из-за своей греховной кармы прошлого. Поэтому, у них желание покататься есть, а машины нет. Желание осуществить какие-то дела, свои желания есть, а инструмента нет. И для таких живых существ, те, кто такие немножко, знаете, зазевались или вот где-то не проявляют достаточной бдительности, не хватает достаточной чистоты, вот телами таких людей они могут овладеть и, вследствие этого, происходит вот это вот одержание духами.
00:03:42 Что касается того, как с этим бороться, здесь только одно. Поскольку эти существа, они не чистые по своей природе, то они и любят вот такую же нечистую среду. Как вот, знаете, есть утверждение «бежит как чёрт от ладана». Т.е., ладан это как, ну благовоние в церкви зажигают. Этот как фимиам. Да? И вот ходят там эти дьяконы, трясут этими вот кадилами, как оно там называется. И вот этот запах освящённого благовония, этот фимиам, он разгоняет всякие тонкие сущности. Вот точно также, те живые существа, которые не чисты по своей природе, они чистоту не терпят.
00:04:21 Как вот, знаете, есть история то из Марка Твена (Тома Сойера) «Приключения Гекльберри Финна». Да. Был у него, у Тома Сойера такой друг, который жил в какой-то бочке, курил трубку. Ну, такие очень не чистые привычки имел. И вот там, значит, какая-то вдовушка его по доброте душевной решила взять себе домой на перевоспитание. Всё, его там мыла каждый день, одежды на него одевала, учила его там за чистым столом сидеть. И он там продержался, может дня три. Потом он сбежал. Просто он не может. Потому что, у него вот эти вот не чистые привычки, они приводят к тому, что он в чистоте просто себя не может хорошо чувствовать. Ему просто очень не хорошо в чистоте. Вот точно также, и если мы в свою жизнь привносим чистоту, чистые привычки, прекращаем все дурные привычки, вот это и закрывает все двери, защищает нас надёжно от влияния таких существ. Надеюсь, что ответ понятен.
О благостном зачатии: какие практики нужно делать для привлечения благочестивой души?
00:05:19 Далее, Виктория задаёт 2 вопроса. Первый. Расскажите, пожалуйста, подробнее о, первое, благостном зачатии. Какие практики нужно делать для привлечения благочестивой души?
00:05:34 Виктория, вы понимаете, что в таком выпуске я не могу подробно об этом рассказывать. Поэтому, я просто отсылаю вас к источнику. Найдите в сети такую статью. Называется «ведический подход к зачатию и рождению ребёнка». И там во всех подробностях всё это расписано. Здесь же я только коротко скажу о двух моментах, что поскольку идёт речь о привлечении живого существа (души). И у этой души должно быть физическое тело. Родители хотят ему дать новое тело в своей семье. То тут нужно два компонента учитывать. Т.е., здоровье родителей. Здоровье физическое, здоровье ментальное. Т.е., родители в момент зачатия должны быть оба здоровы, не должны быть больными физически. И они должны быть в хорошем внутреннем настроении, чтобы привлечь соответствующую дживу. Плюс духовная практика. Вот эта вот сосредоточенность на духовном. Это если они уже такие духовно ориентированные люди. Всё остальное, это уже вопрос техники, выбора времени и т.д. Поэтому, почитайте эту брошюру. Там вы найдёте все подробности.
Как избавиться от хронического стресса?
00:06:42 И второй вопрос также от Виктории. Как избавиться от стресса, который десятилетиями не отпускает и въелся в организм напрочь? Врачи даже диагноз ставят: «паническая атака». Хочется помочь родному человеку, но нет достаточной квалификации.
00:06:59 Если квалификации нет, не поможете. Даже не пытайтесь. Это тонкая очень сфера. Только можно дров наломать и хуже сделать. Поэтому, в таких случаях нужен комплексный подход. И начинается всё с изменения системы ценностей, целей. Т.е., этот вот стресс постоянный, это результат сильных привязанностей человека к ложным ценностям. Вот когда вот эта вот сильная привязанность, она с умом человека начинает творить вот такие вот вещи. Гнев, страх, какие-то всякие разные другие негативные состояния - это результат привязанностей. Вот поэтому, если человек увидел эту проблему в себе, тогда ему можно помочь. Но если человек не считает, что проблема в нём, ему помочь просто невозможно.
00:07:54 В действительности, у души нету ни одного повода страдать. Вообще ни одного повода страдать. Но, мы видим, что в материальном мире практически все страдают в большей или меньшей степени. И это происходит вследствии того, что у живых существ здесь развились ложные привязанности. Привязанности к транзитным вещам, к временным личностям, ко временным ценностям. Всё это обесценивается временем, силой обстоятельств. И живые существа страдают по этому поводу. У них неправильное представление о себе, неправильное представление о мире. Неправильное представление о других живых существах. И все вот эти вот неверные, ошибочные понятия о базовых вещах, они приводят вот к таким уже тяжёлым последствиям. Поэтому, здесь эти вещи исправляются, начиная с самых фундаментальных вещей. Ну, и самое главное, конечно, человек должен понять, что проблема находится в нём. И поскольку он её создал, то ему её и распутывать. Его просто может, так сказать, немножко корректировать, давая ему определённые советы.В таком случае вы сможете помочь. Но, если вы не имеете квалификации, то лучше обращаться к специалистам, чем действовать в такой тонкой сфере на ум.
Как повысить качество воспевания святого имени?
00:09:11 Григорий спрашивает. Скажите, пожалуйста, как повысить качество воспевания святого имени? И что для человека лучше, повторять маха-мантру с ошибками, невнимательно или вовсе не повторять, чтобы не оскорблять Господа?
00:09:26 Ну, вот это второе предложение (совсем не повторять, чтобы не оскорблять Господа), это ошибочно. Потому что, невозможно научиться вообще ничему, не проходя через какие-то фазы ошибок. Это неизбежно в любом процессе обучения. Поэтому, этот вопрос я бы даже и не рассматривал. Что касается вопроса о том, как улучшить воспевание святого имени, то это невозможно сделать, не улучшая всего остального. Потому что, мы воспеваем святое имя находясь в определённом физическом теле, в определённой материальной ситуации. И мы воспеваем святое имя, находясь в определённом умонастроении.
00:10:04 Т.е., опять же, тонкое тело и физическое тело. И поэтому, здесь нужно учитывать, в каком состоянии вы находитесь. Т.е., вы выспавшийся, отдохнувший, в нормальном состоянии или, наоборот, в каком-то состоянии загруженном, уставшем, сонном и т.д. Это состояние физического тела. И ментально. Т.е., нужно понимать, что ум человека должен быть подготовлен. Т.е., лучше всего это утро, гуна благости, когда ещё никаких других дел нет. Эта гуна в природе присутствует. Вот, и поэтому, здесь само время, как говорится, подсказывает, диктует эти все моменты. Вот поэтому, это один момент.
00:10:50 И второй момент, это нужно ещё понимать, что воспевание святого имени это форма жертвоприношения. «Жертвоприношение», не нравится мне это слово. Так оно у нас въелось, к сожалению. Ни с какой жертвой, конечно, оно не связано. Точнее сказать, ну подношение, ритуал. И в этом процессе, что мы делаем? Мы произносим имена Радхи. «Харе» - это Радха. И «Кришна», «Рама» это имена бога. Т.е., что мы делаем? 2 типа имён. Его шакти, Его энергия внутренняя - Харе. И Он Сам. И когда мы повторяем имена Радхи в форме «Харе», это приятно Кришне. Когда мы повторяем имена Кришны, это приятно Радхе. Т.е., этим действием мы пытаемся доставить радость Радхе и Кришне.
00:10:50 Если мы относимся к воспеванию святого имени как к какой-то технике, какая-то просто техника медитации, никакого успеха не будет. Нужно понимать, что это форма служения Радхе и Кришне. И вот это вот отношение сердца, вот такое, плюс нормальное физическое состояние, плюс нормальное ментальное состояние, в нормальное время, в нормальном месте совершаемое, желательно утром, в гуне благости, в тишине. Вот это даст наилучший эффект при воспевании.
00:12:12 Ещё могу порекомендовать послушать мой семинар «Нама таттва» на моём сайте vrajendra.ru вы можете найти его. Старый семинар. По-моему, 2001-го года, но вот он достаточно подробно все эти вещи рассматривает.
Зачем нужны кантхималы, и кто имеет право их носить? Можно ли носить одновременно и кантхималы, и крестик?
00:12:26 Далее, Григорий интересуется. Зачем нужны кантхималы? И кто имеет право их носить? Можно ли носить одновременно и кантхималы, и крестик, если человек крещённый по рождению?
00:12:41 Для тех, кто не в курсе, кантхималы это вот такие бусы из священного дерева Туласи, которые вайшнавы носят на шее. «Кантхи» обозначает шею, «мала» это бусы. Буквально, кантхималы это бусы на шее. Ну, по поводу крестиков, это вы решайте сами. Здесь нет каких-то в этом плане ограничений или строгостей. Хотя, крещение от рождения, не знаю, насколько это всё актуальные вещи. Потому что, крещение это добровольный акт посвящения, а младенец, он совершенно не осознаёт всех этих вещей.
00:13:20 Для меня яркий пример вот этого крещения по рождению моя собственная мать. Её мать, т.е. моя бабушка по матери, она была очень набожным человеком. Всех своих, так сказать, детей, естесственно, крестила в младенческом возрасте. Никто из них, по-моему, особенно так верующим то и не был. А моя мать, она отличалась достаточно таким агрессивным, атеистическим настроением, хотя была крещена от рождения. Поэтому, я не знаю насколько это всё вообще актуально, но если такая внутренняя какая-то привязанность принятия этой традиции есть, то в общем-то проблем нет сочетания с этим.
00:14:01 Теперь по поводу того, зачем нужны кантхималы, кто имеет право их носить? Кантхималы, можно сказать, что это такой некий «духовный ошейник», который говорит о том, что у нас есть хозяин. Кришна хозяин. И благо от ношения Туласи-кантхимал, т.е. вот этих вот бус, сделанных из священного дерева Туласи. Зачитаю вам несколько пунктов. 5 пунктов. Из таких источников, как «Хари-бхакти-виласа», «Падма-пурана» и «Гаруда-пурана».
00:14:29 Первое. Ношение Туласи-кантхимал разрушает все грехи. Второе. Господь всегда рядом, поскольку Туласи всегда у Его стоп и Он как, так сказать, хозяин держит поводок. Третье. Ношение кантхималы даёт больше блага, чем множество ритуалов, совершённых ради поклонения полубогам и предкам. Четвёртое. Слуги Ямараджа, т.е. бога смерти, никогда не подойдут к этому человеку, если у него есть вот эти вот Туласи-кантхималы. И пятое. Защищает от дурных снов и невзгод, и всяких разных негативных тонких влияний.
00:15:04 Теперь, кто может носить кантхималы? Иногда в среде преданных есть какие-то всякие поверья, убеждения, что вот только преданные могут носить кантхималы. Другие там грешники страшные, не следуют регулирующим принципам, им нельзя носить кантхималы. Это несоответствует священным писаниям. Опять же, «Хари-бхакти-виласа» утверждает, что любой человек, независимо от того, чист он или не чист, преданный или не преданный, он может носить кантхималы. Это будет приносить ему благо. Более того, он рано или поздно придёт к Кришне. Потому что, Кришна за поводок потянет, за ошейник.
00:15:40 И в качестве примера могу привести исторический пример. Бхактивинод Тхакур, один из наших святых в линии гаудия-вайшнавов, он лично подарил Туласи-кантхималу одному промышленнику из Калькутты, с которым он был так немножко знаком. Хотя этот промышленник не следовал никаким регулирующим принципам, никаким правилам, вёл такую не самую праведную жизнь. Ну, был у него какой-то интерес немножко к Кришне. Вот он ему лично подарил, чтобы он носил Туласи-кантхималу.
Как помочь близкому человеку, заболевшему шизофренией?
00:16:10 Вопрос следующий. Фима спрашивает. У близкого человека диагноз «шизофрения». Раньше увлекался ведическим знанием. Как сейчас ему помочь? Что нужно делать?
00:16:26 Мне не очень понятно. У него шизофрения в связи с тем, что он увлекался ведическим знанием или шизофрения вообще у него была. Здесь, я думаю, прямой связи нет. Потому что, известно, люди, да, когда у них есть какие-то ментальные отклонения, у них не всегда критическое мышление. У них есть некоторая вера, может быть какое-то благочестие, чтобы привлечься духовным знанием. Но, при этом, вследствии смешанной кармы, есть вот такие вот особенности, когда они не могут себя контролировать, какие-то странные вещи говорят. Нужно понять, что шизофрения на более тонком уровне. Почему, фактически, врачи не знают, что с ней делать? Потому что, это заболевание коренится не в физическом, а в тонком теле.
00:17:12 И это связано с расстройством потоков пран. Т.е., праны это входящие и нисходящие вот эти вот потоки воздуха, благодаря которым функционируют наши пять чувств, ум. И когда эти праны расстроены, тогда у человека вот такие вот странности поведения бывают. И это происходит, как правило, вследствии каких-то оскорблений в адрес либо Бога, либо Его преданных, каких-то святых людей в прошлых жизнях. И вследствие этого, как говорится, Господь лишает разума или какие-то вот такие вот вещи даёт. Поэтому, здесь нужно только такого человека кормить прасадом, чтобы где-то как-то он слышал мантру хотя бы фоном и т.д. Но не ждите быстрых результатов, потому что обычно у этих проблем глубокие корни.
Что делать, если ты стал жертвой вожделения астролога?
00:18:05 И следующий вопрос у нас. Автор вопроса «пострадавший от астрологии». Так у нас автора вопроса зовут. Вопрос задан на пару страниц. Поэтому, я коротко буду сокращать. Астролог-преданный, к которому попали мои данные гороскопа когда-то давно в 2012-ом году. Он тогда начал изучать астрологию. Моя карта послужила ему подсобным материалом. Он составил карту на совместимость с моей. Придумал себе близкие отношения с прошлой жизни (как я понимаю, у него, у астролога и у задающего вопрос) и открыто проявляет вожделение, не давая прохода в храме. Подлавливает, когда я иду по ступенькам. Через соцсети, через sms, email. А чтобы сказать что-нибудь, наблюдает как я ем, хожу, совершаю своё служение и т.д., постоянно смотрит в карту и говорит: «ага, начался такой-то период». Ведёт себя так.На все просьбы оставить меня в покое, говорит: «А это написано в вашей карте, именно так и будете себя вести и т.д.».
00:19:19 (В общем, тут ещё на страницу всё это описание идёт. Суть вопроса в том, что: Является ли дисквалификация астролога составлять гороскоп помимо воли рассматриваемого на совместимость со своей картой? И что делать, если ты стал жертвой вожделения астролога? И четвёртое, влияет ли на судьбу человека и здоровье постоянная медитация и изучение карты рассматриваемого?
00:19:57 Да. Это абсолютная дисквалификация такое поведение астролога. Нужно понять, что астрология это брахманическая дисциплина. И брахманы это люди терпеливые, понимающие, аскетичные, тактичные, обладающие знанием, мудростью, религиозностью, которые так себя не ведут. Т.е., совершенно очевидно, что человек нарушает этические принципы астрологии. И это, так сказать, конечно же, является его полнейшей дисквалификацией. Как, допустим, есть какая-нибудь там адвокатская контора или нотариальная контора, которая может лишить своих работников квалификации, запретить им заниматься, отобрать лицензию. По идее так должно быть. Но, к сожалению, нету механизмов сейчас как-то это всё распростронить на такие сферы деятельности как астрология.
00:21:02 Совершенно очевидно, что этот человек ведёт себя неправильно и руководители должны остановить его. Тут также был вопрос, что она обращалась к руководителям. Они говорят: «ну, он же не совершает типа никакого физического насилия». И вроде бы как всё нормально. Это не нормально, потому что всё внешне начинается с внутреннего уровня. Если человек так себя ведёт, уже это обозначает, что у него могут быть какие-то там дальнейшие планы. Тем более, как я понял, он там женат, есть дети. Что-то такое. Т.е., он уже взрослый человек, имеет семью. Это совершенно непозволительное поведение, особенно в храме и т.д. Вот это такой своего рода эмоциональный террор, эмоциональное насилие.
00:21:44 Кто-то должен вмешаться, чтобы этому положить конец. Потому что так вести себя нельзя. Что касается вопросов, можно ли составлять карту помимо воли человека, ну, непонятно, как к нему попали, так сказать, данные рождения. Лучше, конечно, этого не делать. Тем более составлять совместимость со своей картой, ну это уже явно говорит о том, что у человека в голове какие-то есть свои планы. Что делать, если стал жертвой вожделения астролога, я думаю, что вы имеете право поступить, как хотите вообще. В том числе, так сказать, не знаю, совершить какое-то достаточно резкое действие в его направлении и это будет оправдано.
00:22:32 Это будет оправдано, потому что он думает, что вы его жертва. А он, так сказать, вас типа мониторит. И вы у него под контролем. Вы можете совершить определённые действия, которые покажут ему, что вы у него не под контролем. Вы имеете на это полное право, потому что он перешёл все границы уже. Что касается, влияет на судьбу человека и здоровье постоянная медитация на изучение карты другого человека, всё зависит от силы человека, от его восприимчивости. Если долго медитировать на какой-то негатив, он входит в другого человека. Если что-то, наоборот, очень вдохновляющее, позитивное, то, значит, наоборот это будет помогать. Поэтому, здесь всё зависит от того, что за материал, который он рассматривает.
Каковы глубинные причины гневливости и раздражительности?
00:23:22 Елена спрашивает. Мне 34 года. У меня обнаружена опухоль в печени. Я очень гневливая и раздражительная. Думаю, что эти эмоции являются причиной. Хочу понять, каковы же глубинные причины этих пагубных эмоций? Как с ними справиться, как уменьшить или это кармическая отработка? И можно ли с помощью этой болезни очистить ум? Как превратить эту ситуацию во благо?
00:23:50 Очень странная постановка вопроса: «Думаю, что эта эмоция является причиной, либо это кармическая отработка». А в чём разница? Люди просто думают почему-то о карме как о том, что тянется из прошлой жизни. Это только одна форма кармы. Т.е., из прошлой жизни то, что тянется, это называется «прарабха-карма» (проросшая). А то, что мы сейчас создаём, это разве не карма? Поэтому, кармическая отработка это по-любому. Т.е., нынешнее ваше состояние (раздражительность, гневливость), это следствие определённых действий в прошлом, которое сейчас вам дало вот такую психофизическую конституцию.
00:24:28 И гнев это то, что разрушает печень, действительно. Потому что, он связан с этой вот желчью (так называемая «питта-доша»), которую как раз печень то и вырабатывает. Вот поэтому, совершенно очевидно, что эмоции, они могут разрушить человека. Могут его вылечить, если это позитивные эмоции. И нужно понять одну простую вещь, что гнев это продукт привязанности. В Бхагават-гите Кришна говорит: «тот, кто избавился от привязанности, страха и гнева, этот человек достигает определённого очищения, достигает, в конце концов, божественной любви». Т.е., вот эта вот привязочка очень простая. Вернее связка, привязанность, страх и гнев. Т.е., гнев является результатом того, что объекты нашей привязанности, будь то люди или вещи, как-то ведут себя несогласно моим ожиданиям.
00:25:30 Мои дети или подчинённые, кто-то там, я к ним привязан определённым образом. Мы с ними связаны определёнными узами. И когда они ведут себя не так, как я хочу, у меня возникает гнев. Или, допустим, вещь, да? Вы работаете на компьютере, и он вас не слушается. Что-то там у вас зависло или не получается. Или что-то там не открывается. И вы начинаете там лупить по клавишам, ругаться, чертыхаться. Т.е., неважно, человек или какая-то вещь, или механизм, или машина у вас там заглохла или сломалась. И вы начинаете чертыхаться и гневаться. Т.е., когда объекты нашей привязанности (либо люди, либо вещи), ведут себя не так, как мы хотим, это вызывает гнев. Т.е., это идея того, что «я контролирующий», все должны меня слушаться. Но вот эти ситуации, они как раз преподают нам те истины, которые изложены в священных писаниях, что мы не являемся контролирующими. И мы никогда не будем контролирующими. Как бы нам наука не обещала, что весь мир у нас будет под контролем, будем нажимать кнопочки, и всё будет работать, этого не произойдёт никогда.
00:26:34 Только до какой-то определённой степени материя подчиняется нам. Только до какой-то определённой, лишь небольшой степени. И в конце концов материя, она не в нашей власти. Кришна говорит: «Эта материальная природа в моей власти». И то что люди ошибочно думают, что они овладели материальной природой, это примерно тоже самое, что люди говорят: «я поймал тигра за хвост». Да? «Сфотографируйте меня. Вот, я держу тигра за хвост». И он его держит за хвост целую секунду, может быть пол секунды. А потом тигр поворачивается и разрывает его на части. Вот и всё. Поэтому, наши попытки контролировать материальную природу и всё вокруг, это понятные попытки. Такова психология обусловленной души. Когда у нас не получается всё контролировать, вот тогда получите гнев. Но первый, кто получает эти вспышки гнева, как раз я сам. Вот поэтому, надо понимать, что эмоции это очень большая сила. Они могут создать. Они могут разрушить. И поэтому, соответствующим образом нужно эти вещи контролировать.
00:27:39 Но начинается всё с привязанностей. Если мы привязаны к вечному (вечные души привязаны к вечному), привязанность к материальному уменьшается. Если у нас привязанности к вечному нет, привязаны к временному – ждите проблему. Такова схема работы в материальном мире. Ирина задаёт вопрос. У моего мужа есть вопрос, на который я не могу пока ему ответить. Действительно ли знание Вед было принесено на индийские земли людьми с севера? Если так, то действительно ли пришедшие образовали в Индии первую волну брахманов, оставшись там учителями? Ну, я немножко разочарую, наверное, вашего мужа. Веды пришли не с севера. Веды пришли из духовного мира. Нравится это кому-то или не нравится, всё-таки концепции теории арийского вторжения («с севера пришли белые арии и спасли этих чёрных индусов»), популярные теории. И Гитлер болел этой болезнью. Шовинизм называется.
00:28:43 Такое превосходство одной расы над другой. Мне хочется спросить, где эти учителя с севера (северные арии)? Спились? Или куда они делись? Если индусы это ученики, а эти арии с севера это учителя, то куда девались учителя? Почему ученики пережили своих учителей? В Ведах нету такого описания, что эти Веды пришли откуда-то там с севера. В Ведах говорится, что наша планета, так называемая бхарата-варша (сейчас «бхаратой» называют только Индию, раньше вся Земля называлась бхарата-варшей), она жила по принципам ведического знания с самого начала творения. Но по мере деградации, сама бхарата (т.е., земля, где живут по духовным принципам), она всё уменьшалась, уменьшалась, уменьшалась. Сейчас она в общем-то сократилась до размеров Индии. И в Индии тут тоже беспредел. Очень много всякого происходит.
00:29:49 Фактически, не так много островков в Индии, где живут по принципам ведического знания. Но вот эта вот концепция, что арии пришли с севера, интересная идея, я тоже в своё время её пытался изучать. Потом я почитал, интересное есть исследование. Алексей Тимощук. У него есть книга. Называется, по-моему, как-то «Ведийская культура. Сущности и метаморфозы». И там у него есть как раз глава. Он сам учёный человек. Там есть глава, в которой он достаточно аргументированно эту вот теорию арийского вторжения опровергает. Если найдёте этот источник, почитайте. Но настоящее знание на самом деле ведическое, это знание не о теле, не о превосходстве одной расы над другой. Это знание о том, что мы не тело.
00:30:49 И вот это знание как раз приходит из духовного мира, где пребывают чистые души, вне вот этих ограниченных физических оболочек. Валерий интересуется. Хотел вас смиренно попросить ответить на вопрос о том, как преданным вайшнавам поступать с тараканами в квартирах, где они живут. Даже стараясь поддерживать гуну благости, тараканы не выводятся. Видимо, когда вы пытаетесь поддерживать… Я думаю, не тараканы поддерживают гуну благости, а вы поддерживаете гуну благости. И зачастую без насилия уничтожить их полностью просто невозможно. Честно говоря, к кому я только не обращался из преданных за разъяснением этой проблемы, внятного ответа я так ни от кого не получил. Пожалуйста, если можно, милостиво пролейте свет на эту проблему, ведь совершая насилие, ты навлекаешь на себя очень плохую карму. И это очень неблагоприятно сказывается на духовном прогрессе.
00:31:49 Эта ситуация как раз говорит о том, что многие преданные, обладая духовным знанием, не умеют его применять на практике. Для них духовное знание это что-то такое вот заоблачное, бестелесное полностью, а когда оказываешься в материальной жизни, в материальной ситуации – как парализованный. Потому что, то грех, сё грех, всё вокруг грех, ничего нельзя, терпи, смирись. Может быть, да, если человек является мудрецом (брахманом), так он, наверное, и будет жить. Но эти такие поступки всем не предпишешь. Потому что, мы знаем из Бхагават-гиты, что Арджуна людей убивал, не то что тараканов. Понимаете? И почему-то на него вот эти вот грехи не легли. Потому что это был его долг. И он совершал правое дело. И иногда вот этот вот вопрос насилия-ненасилия, он является очень спорным для преданных.
00:32:50 Допустим, посмотрите на Господа Вишну. Сейчас про Кришну не говорю, потому что Кришна, Он только играет на своей флейте. Вишну, который является хранителем материального мира. Четыре руки. В двух руках, значит, чакра, булава (оружие). В двух других руках, раковина (вот эта вот морская, через которую звук очищается) и цветок лотоса (тоже символ чистоты и знания). И вот у Господа Вишну в двух руках оружие. Для чего? А потому что в этом материальном мире некоторые товарищи, они просто по-другому не понимают. И поэтому, оружие – это единственный способ разговаривать с ними на их языке. И преданные никогда не являются инициаторами насилия. Когда мы говорим, что нужно избегать насилия, это обозначает, что мы никогда не являемся инициаторами насилия. Но, если по отношению к вам совершают насилие, вы имеете полное право защищаться. Полное право.
00:33:46 И поэтому, когда те же кауравы, так сказать, проявили агрессию, пандавы вынуждены были отстаивать свои интересы. Т.е., это был принцип. Это была сторона защиты. Тоже самое, простая вещь, в храм ведический забежит собака. Её оттуда выкинут. Хотя это душа, частица Бога. Понимаете? Но сабаке не место в храме. Итак, её накормят прасадом где-нибудь там на улице. Да? Но в храм её не пустят. Понимаете? И поэтому, допустим, в храмах где угодно тоже какая-то там должна быть чистота, дезинфекция. Когда, вы думаете, моют храм, что никакие живые существа не уничтожаются? Да миллионы их гибнут. Какие-то там бактерии. Неважно кто. Какие-то там комары, насекомые, неважно кто. Понимаете? Т.е., смысл нашего ненасилия состоит в том, что мы не являемся инициаторами насилия. Но, когда кто-то, неважно кто, так сказать, проявляет какую-то агрессию осознанную-неосознанную, мы имеем право защищаться.
00:34:46 Вы приглашали тараканов в гости? Нет. Поэтому, когда они к вам пришли, вы имеете право, так сказать, как тот, кто защищает определённую территорию чистоты, их оттуда отправить любыми способами. Это ваше право. Понимаете? Это ваша территория. Вы хотите очистить это место. Также, я уже неоднократно говорил об этом, если в теле завелись паразиты, глисты какие-то, вы что, будете говорить: «о, это души, частицы Бога, не будем их травить». Вытравите их за милую душу. Понимаете? Т.е., нужно правильно понимать, что у насилия есть своё назначение. Вайшнавы не являются инициаторами насилия. Но если они становятся объектами агрессии, они имеют право защищаться. Вот и всё. Т.е., применяйте здравый смысл. Алексей спрашивает. Как с точки зрения ведического знания можно объяснить такой феномен в христианстве, как дьявол или сатана? Кого христиане могут подразумевать, когда говорят о них? Ямараджа или Майу?
00:35:45 Лучше всего спросите христиан. Я не люблю отвечать на христианские вопросы за христиан. Они это сделают лучше. Я могу только дать ведическую концепцию. Безбожие, которое в христианстве связано с сатаной, в Ведах определяется как спина Бога. Как не странно, безбожие это спина Бога. И говорится, религия – это Его сердце, Его грудь. А безбожие это Его спина, потому что нет ничего в этом мире, кроме Бога. Только есть разные Его проявления, разные ракурсы. Можно стоять перед лицом Бога. Можно стоять за спиной Бога. Итак, в 16-ой главе Бхагават-гиты Кришна говорит о том, что в этом мире есть божественные и демонические натуры. Полубоги и сам Верховный Господь, это те, кто представляет светлую часть цивилизации и культуры. Но, мы знаем, что есть тёмная часть цивилизации. Т.е., у демонов, у них тоже есть предводители, свои лидеры.
00:36:44 Это может быть Кали, олицетворённый Кали. Калирадж – повелитель этой эпохи. Или, так называемый, олицетворённый грех. Его можно, может быть, условно назвать Сатаной. Иногда Майа деви или Дурга, вот как её называют, Чандика, т.е. такая гневливая, в страшном таком виде предстаёт. Кажется, что это прямо дьявол какой-то во плоти. Но, в действительности, это не более, так сказать, чем марионетки в руках Бога, которые просто нужны для контраста, как некие негативные герои для создания, так сказать, остроты сюжета. Сила, которая была бы равна Богу, негативная по своей природе (то, что в христианстве называется Сатаной), по Ведам такой концепции не существует. Это как, предположим, в кукольном театре, вот сцена да, и один и тот же кукольник, на одной руке у него один персонаж, на другой другой, они там между собой дерутся и кажется, что это разные персонажи.
00:37:44 Потому что, зрители самого кукольника не видят. Они видят вот край сцены и вот там две какие-то куклы между собой враждуют. Но, тот, кто знает механику, он понимает, что эти две куклы, они находятся на двух руках одной и той же личности. Вот поэтому, Богу не существует альтернативы, Ему не существует никакого антипода. Есть личности, которые пытаются быть антиподами, но они не имеют статуса, равного с Ним. Далее, Анна задаёт вопрос. Меня волнует вопрос о золотом вкраплении в Кали-югу, так как везде информация по теме отличается. Когда оно действительно началось? Что это даст миру? Одни говорят, что ближайшие 10 тысяч лет будут как оттепель среди зимы, рассвет ведического знания. И мы их проведём относительно благостно. 10 тысяч лет царства Божия на Земле. Ещё кто-то сказал. Кто-то говорит, ссылаясь на авторитетные источники, что уже через 400 лет на Земле будет суровая жесть, и ничего хорошего больше не будет. Кому верить?
00:38:50 Верить можно обоим источникам. Потому что оба этих утверждения верны. Кали-юга будет прогрессировать. И чем дальше, тем хуже. Материальная сторона вопроса будет ухудшаться для тех людей, которые живут так. Но, для тех людей, которые принимают духовную сторону, для них будет много духовных возможностей. Что касается времени, когда начался золотой век, он начался с приходом золотой аватары. Т.е., как вот Господь Чайтанья пришёл в 15-ом веке, Его приход и ознаменовал вот этот вот золотой век. Ну, всё начинается потихонечку. Он начал движение санкиртаны (пение святых имён). Потом это через какое-то время распространилось уже на наш мир, на западный мир. Теперь уже все знают, что это о Кришне. И нужно правильно понимать, что такое «золотой век». Золотой век это не обязательно, что тут все в золоте ходят или там летают как ангелы. Или что вокруг там какие-то золотые купола.
00:39:51 Золотой век обозначает золотую возможность. Т.е., возможность для живых существ придти к Богу. Т.е., Бог стал значительно более доступным, чем когда-либо. Понимаете? Т.е., когда, например, 40 лет назад, возьмём да? Для жителей России, по меньшей мере, для нашего такого славянского мира, христианство было да конечно, но вот такого бума интереса к духовности, которая существует сейчас, этого просто не существовало. Сам факт, что мы сейчас с вами вот так вот общаемся (вы задаёте вопросы мне, я на них отвечаю), и нас с вами за это не сажают в тюрьму, понимаете, вот это обозначает, что мы уже живём в золотом веке. Потому что, 40 лет назад за такие вещи сажали в тюрьму. И я не мог находиться в Индии, и вот так вот свободно об этом говорить.
00:40:46 Если для тех, кто родился уже в постперестроечный период (т.е., после второй половины 80-ых годов), то, фактически, не застал вот этого, так сказать, Советского Союза, вам может быть сложно понять, что за жизнь тогда была. Да? А во времена дремучего Советского Союза, когда всё было нельзя, вот такие вещи, они не существовали. Их просто не могло быть. Понимаете? Поэтому, вот эта возможность сама по себе, она обозначает, что мы живём в золотом веке. Но мы не понимаем этого, потому что мы не можем сравнить. Понимаете? Т.е., это обозначает новые возможности. Деви даси спрашивает. Преданные утверждают, что неэкадашными продуктами являются томаты и все листовые. Растения, у которых в пищу мы употребляем их листья, условно можно назвать «листовые». Ох, как бы пограмотнее писать немножко бы.
00:41:50 Это травяные чаи, капуста, лавровый лист, листья шамбалы и прочие приправы, содержащие листья. Почему именно такой список продуктов я сказать не могу. Это описано в «Хари-бхакти-виласе». Также об этом говорили ачарьи в своих выступлениях и книгах. Прокомментируйте, пожалуйста. Есть ощущение, что кто-то чего-то недопонимает. Или кто-то ссылается на какие-то цитаты, с которыми сам не знаком. Во-первых, такие продукты как томаты (то бишь, помидоры), они вообще не местные. В Индии их не было. Их завезли европейцы сюда, поэтому я не думаю, что они содержаться в «Хари-бхакти-виласе». Также, я в первый раз слышу о том, что листовые относятся к неэкадашным продуктам, т.е. к продуктам, которые мы не едим в дни Экадаши (11-ый день прибывающей Луны, 11-ый день убывающей Луны). Шрила Прабхупада в этом плане дал чёткие, ясные наставления, что мы не едим зерно и бобы.
00:42:50 И этого более чем достаточно. Если есть люди, которые хотят очень, очень строго следовать Экадаши, ну тогда проще вообще ничего не есть. И тогда вы будете, так сказать, защищены уж на 100% от таких там разных нарушений. Что касается, ну вот из этого списка только листья шамбалы может быть, действительно, попадает в неэкадашные. Потому что, шамбала, она растёт стручками. Вот эти вот семена шамбалы, их в Экадаши обычно не используют. Поэтому, листья шамбалы, как продолжение той же самой энергии, может быть, они в этом списке. Да? Но, у меня сейчас нет под рукой, к сожалению, «Хари-бхакти-виласы». Это достаточно объёмная книга. У меня нет времени её сейчас шерстить, смотреть. Но, я никогда не слышал о том, что листовые вдруг попали в категорию запрещённых на Экадаши продуктов. Джулия Хилл задаёт вопрос. Можно ли назвать чувство, которое гопи испытывают к Кришне, платонической любовью?
00:43:50 Не совсем. Я бы не стал путать термины из разных традиций. Платоническая любовь это концепция греческого философа Платона. Где что-то такое, вот оно прямо вот оторванное от формы и т.д. Вот такая, знаете, небесная, чистая любовь. Чувства гопи, на самом деле, достаточно предметные. Т.е., им хочется с Кришной близко общаться, в буквальном смысле этого слова. И они желают, чтобы Кришна их обнимал и целовал. Вот, вроде это не похоже на платоническую любовь в той концепции как вот это у Платона всё описано. Поэтому, здесь лучше всего не через другую традицию заходить к этому пониманию, а через саму традицию. И ведическая традиция объясняет это как духовное вожделение. Вот такое вот странное словосочетание, потому что у нас со словом «вожделение» обычно чисто материалистические такие представления, связи. Да?
00:44:51 Но, нужно понимать, что у всего того, что есть в этом мире, есть свой изначальный духовный прообраз. Вот в этом материальном мире, вожделение, оно такую достаточно может иметь заземлённую природу, низменную. Но ведь оно откуда-то взялось в чистом виде. Да? В чистом виде в духовном мире эти отношения, они происходят без эгоизма. И главное, что отличает вожделение от чистой любви, это вот что. Что вожделение, это обозначает, что «я хочу получить от объекта своей любви какое-то наслаждение». А любовь обозначает, что я хочу доставить любовь тому, кого я люблю. И хотя, гопи ищут от Кришны непосредственной какой-то определённой близости, в действительности, они хотели бы Ему служить в этой роли. Понимаете? Поэтому, это достаточно тонкий вопрос. На такие темы, вообще говоря, не стоит говорить до тех пор, пока мы не достигли чёткого понимания, что «я – душа, отличная от тела».
00:45:58 Потому что, может какая-то путаница происходить. Ну, насколько я квалифицирован, я постарался вам объяснить это. Следующий вопрос. Человек с именем «Лабрадорите» спрашивает. В ваших лекциях вы очень понятно аргументируете существование Бога, как Верховной Личности, которая сотворила весь мир, который, в свою очередь, настолько сложно, но гармонично создан, что он не мог сотвориться сам. Наверняка у вас возникал вопрос: «А кто же тогда сотворил самого Бога?». Он же тоже не мог появиться из ниоткуда? Хотелось бы услышать ваше мнение, или, может, в священных писаниях где-то это упомянуто. Вы не поверите, но такого вопроса у меня никогда не возникало, потому что с самого начала мне вот так повезло, что я впитал вот эту вот ведическую концепцию Бога. До сознания Кришны я не был верующим человеком. У меня никогда не было ни христианства, нигде, т.е. я не имел никаких представлений о Боге.
00:47:02 Поэтому, я, можно сказать, был вообще так с ноля в этом плане. И я начал знакомиться с концепцией Бога прямо вот из этих первоисточников. И там Бога описывают очень просто. Термин «сарва карана каранам» - причина всех причин. Т.е., это обозначает, что у него никакой причины нет. Поэтому, вопрос о том, откуда взялся Бог, он несколько порочен. Потому что, если мы его зададим и скажем, что Бог взялся из какого-то там протобога, да? Тогда мы должны спросить: а откуда взялся протобог? Из протопротобога. А протопротобог? И так будет до бесконечности. Понимаете? Вот поэтому, для того, чтобы поставить точку в этом вопросе Веды дают очень чёткое определение. Что Он есть причина всех причин. Источник всех энергий, как определяет Его «Веданта сутра». И вот в этом как раз и состоит Его особое положение, особый статус, потому что всё остальное в этом мире, мы видим, что есть причина и следствие.
00:48:03 Допустим, вот это вот дерево, оно выросло из какого-то семени. А семя посеяло другое дерево. И так далее, и так далее. Да? Но, когда мы говорим о Боге, то вот как раз Его особенный статус состоит в том, что Он является причиной всех причин и Сам Он не имеет причины. Вот это называется термином «Анади», т.е. не имеющий начала. Или причина всех причин, у которой самой нет причины. Вот это вот и есть Бог. Если вы это поняли, тогда все вопросы уже снимаются. Ольга задаёт вопрос. Вопрос продублирован немножко в другой версии. Попал в один временной промежуток. Видимо, это было связано с датами. Ольга спрашивает. В ночь с 18 на 19 января (крещение) вода во всех водоёмах очищается. Это глобальное космическое явление. А есть ли какое-то разъяснение этого в Ведах?
00:48:57 И Алексей спрашивает. Как с точки зрения Вед можно объяснить изменение свойств воды в праздник Крещения Христова? Судя по всему, этот вопрос как раз тоже к январю относится по времени. Что-то, видимо, показывали по телевизору. Или, может быть, там какие-то были передачи. Одни говорят о Крещении Христова. Другие говорят о Крещении не Христовым. Я встречал другие, так сказать, описания этого явления. Но, мне бы хотелось вот о чём сказать. Никто не проводил статистику по всей Земле, по всем водоёмам. Поэтому, утверждать, что это глобальное космическое явление, я думаю, что это сильное утверждение, в которое, без сомнения, можно верить. Но, если мы его даём, то найдутся люди, которые скажут: «а давайте проверим».
00:49:52 Вот и тогда нужно, действительно, в ночь с 18 на 19-ое января по всему миру возле каждого водоёма поставить дежурного, у которого будет забор воды в предыдущую дату, потом в эту дату. Т.е., на следующую дату. И должна быть разница между тем, что до, после и во время. Тогда, если мы провели такой эксперимент, вот тогда мы можем сказать, что вот это такое, действительно, глобальное явление. Просто, помимо наблюдения, славяне, в частности русские люди, очень склонны верить в мистику. Т.е., русский народ достаточно мистический народ. Вообще славяне в целом. Вот поэтому, они очень легко верят вот во всякие такие разные вещи. А я, кстати, тоже не исключение. Я не со стороны оцениваю. Я сам часть этой культуры тоже. Но, если мы хотим чистоты эксперимента, то здесь надо бы эти все вещи проверять. Допустим, сейчас я нахожусь в Индии. Вот тут, буквально, там несколько сот метров от меня Ганга протекает река.
00:50:52 И я могу сказать, что вода в Ганге чиста не только в день крещения, а круглый год – 365 дней. Или 360, как хотите. По лунному календарю, по солнечному. Это не важно. Т.е., смысл в том, что, допустим, вот согласно ведическому мировоззрению, Ганга приходит из духовного мира. От стоп Кришны она идёт. И она проявляется на Земле через Гималаи. И потом она не в Индийский океан впадает, как кажется это физически, а уходит на Паталу (низшие планеты) и освящает 3 мира. Таково моё убеждение, потому что так написано в Ведах. Понимаете? Но, проверить, доказать, что она исходит от стоп Вишну и уходит на Паталу я вам, увы, не могу. Это просто утверждение в священных писаниях. И, допустим, есть научные исследования того, что вода Ганги, она тоже не закисает. Наберите её в любое время: в день крещения, в день другой. Не важно. Допустим, проводил ли кто-нибудь эксперимент: а как насчёт дня явления Кришны?
00:51:50 Понятно, что славянская культура, она во многом привязана к христианству там или к каким-то дохристианским тоже культурам. И поэтому, крещение что-то такое, ну, святое да? Для славянских народов. А если взять эту парадигму разбить, допустим. Вот вне этой парадигмы посмотреть, да? Давайте возьмём за точку отсчёта день явления Кришны. Есть возражения или нет, да? Кришна-джанмаштами. И давайте проверим во всех водоёмах, изменилось состояние воды или нет? Даже не будут заморачиваться. Понимаете? Даже не будут заморачиваться этой проверкой, потому что это не является частью, допустим, славянской культуры. Понимаете? А что касается крещения? О, крещение! Т.е., здесь просто срабатывает культурный стереотип. Но, если начать бесприсстрастно эти все вещи изучать, то всё может оказаться вообще по-другому. Допустим, мы открываем Шримад-Бхагаватам и узнаём, что в ночь явления Кришны (Кришна родился не днём, а в полночь Он явился), вот, все звёзды были благоприятно расположены. И в природе проявлялись все особые благоприятные качества.
00:52:52 Потому что, Бог явился в этот мир. Понимаете? Т.е., если я принимаю эту культуру, то для меня это особый день. Я буду видеть какие-то особые знаки. И мне будет казаться, что вода чиста и т.д. Но, если я из другой культуры. Можно говорить из другого эгрегора культурного. Для меня крещение там или что-то ещё, вот это особенный день. И поэтому, я собираю информацию о том, как по всем водоёмам по всему миру вода освятилась. Никто этих экспериментов не проводил. Понимаете? Это берётся некая концепция, утверждение. И под него подгоняются факты. А теперь возьмите просто, бесприсстрастия ради, да? И вот такой же эксперимент проведите на Кришна-джанмаштами, или может быть там на какой-нибудь мусульманский праздник или буддийский, или какой-нибудь иудейский. И каждая из традиций будет утверждать, что что-то такое особенное происходит в этот день там. Понимаете? Вот поэтому, здесь нужно, скажем так, объективная реальность и чистый эксперимент, плюс вот такая вот как-бы некие мистификации, связанные с эгрегором, с какой-то культурой, которые выдаются за абсолютную реальность.
00:53:59 Вот эти вот вещи, их желательно не путать. Ольга спрашивает. Почему брахманы (учёные и мудрые люди) легко впадают в гнев и сразу посылают проклятия, если что-то идёт не так, как они думают? Ну, наверное, Ольга каких-то индийских сериалов насмотрелась. В действительности, брахманы это наиболее умиротворённые люди, которые реже других впадают в гнев. Но, такое впечатление может сложиться в том случае, если эти брахманы не являются преданными Бога. И большинство брахманов не являются преданными Бога. Т.е., они имеют какие-то свои безличные представления о Боге. И поэтому, у них развивается знание. При этом, у них развивается гордыня. Потому что, брахманы в ведическом обществе, это наиболее уважаемый класс общественный. И они привыкли к тому, что их уважают. Они привыкли к тому, что все их слушаются. И чуть что не по их – гнев возникает.
00:55:02 Но, если их знание сопровождается развитием преданности Богу, вот теперь это знание сопровождается не гордыней, а смирением. И эту как раз формулировку очень хорошо Кришна описал в Бхагават-гите (5 глава, текст 18). «Видйа̄-винайа-сампанне» обозначает «человек, обладающий знанием и смирением». А смирение рождается от того, что я понимаю, что я не выше других, а выше меня есть Бог. Понимаете? И вот это вот знание плюс преданность Богу, они рождают знание и смирение. В то время как есть знание, но без преданности Богу, рождается гордыня. А из гордыни может вот этот вот гнев проистекать. Вот и всё. Иногда, конечно, брахманы (и даже вайшнавы) гневаются, если на то есть повод достаточный. В 4-ой песне Шримад Бхагаватам описывается ситуация как брахманы своим проклятием убили царя Вену. Но этот царь, он был реальный демон. Просто реальный демон.
00:56:01 Без тормозов совершенно. Вот, и поэтому они его предупреждали, предупреждали, но в конце концов, они его просто уничтожили. Т.е., у гнева тоже есть своё назначение. Но, в целом, если брахман вайшнав, то его гнев обычно под контролем. Лика спрашивает. Как влияет на судьбу дочери самоубийство её отца? Всё зависит от типажа человека. Дочь ментально устойчивый человек или, наоборот, какой-то мнительный, очень впечатлительный человек. Потому что, происходит одно и то же явление, одни там сразу в обморок падают, другие спокойно эти вещи переносят. Вот, однозначно, конечно, что это негативно как-то скажется, но степень вот этого вот негатива, она будет зависеть от того, насколько психически внутренне устойчив человек. И второй вопрос Лики. Можно ли повторять маха-мантру про себя? Заметила, что ум при этом предельно сконцентрирован.
00:57:00 Здесь всё зависит от того, повторяете ли вы мантру по собственной инициативе, вот сами решили. Либо, вы давали какой-то обет при посвящении. Если человек давал обет при посвящении повторять 16 кругов мантры, то обычно он повторяет её в голос. И тогда, когда он закончил выполнять столько, сколько он уже обещал при посвящении, тогда он уже может в остальное время про себя, в уме, как ему удобно, если ему кажется, что концентрация лучше. Но, в Кали-югу, вообще, рекомендуют повторять Святое Имя в голос. Потому что, в этом случае, не только мы получаем благо, но также и окружающие живые существа, которые слышат нас. Лариса спрашивает. Если можно, скажите, кто бывает наставником и как его найти? Мне хотелось бы многое узнать и делать, но иногда я путаюсь в информации, а спросить как правильно, не знаю у кого.
00:57:58 Наставники могут быть разного уровня, как, допустим, учителя от воспитателя детского сада до преподавателя университета. Они все являются учителями, наставниками, ну, для разных категорий людей. И у самих у них объём знаний и качества могут быть разные. Поэтому, желательно, чтобы наставник был местным человеком, который вас знает и к которому вы как-то более менее легко могли обратиться, чтобы не нужно было там куда-то писать, звонить там на другой конец планеты. И наставник должен вызывать у вас доверие, т.е. он должен обладать некоторым знанием, качествами, хорошим характером и, самое главное, он должен быть готов вам помогать. Т.е., чтобы вы не чувствовали, что вы как-то ему навязываетесь, что вы для него обуза. Т.е., человек, который как-то к вам тоже расположен благосклонно и готов помогать, он может действовать как наставник. И он, конечно, должен быть источником вдохновения. Вот такой набор качеств я бы перечислил для наставника.
00:58:55 Человек по имени «Фрайдун». Духовной практикой занимаюсь давно. И так получилось, что начал с католической веры, прошёл много этапов, пока наконец не нашёл себя в ведической традиции. У меня появились Божества, которые необычным образом пришли. Их много. И я не знаю, как должно быть: убрать какого-то из них, оставив только, например, Шри Шри Гаура Нитай? Как правильно поступить? Могут ли на алтаре находиться много Божеств или нет? В вайшнавской традиции обычно Божествам служат люди, которые получили духовное посвящение. Желательно второе – гаятри-мантру. Т.е., у них есть брахманическая квалификация. И вот они имеют полное право служить Божествам. Люди, которые имеют первое посвящение, тоже могут служить Божествам, но не всем типам Божеств. Они не могут служить, допустим, Божествам Радхи и Кришны. Могут служить, может быть там, Божествам Гаура Нитай, Джаганнатха, Субхадра, Баладев.
00:59:59 Либо люди, которые, скажем так, родились в вайшнавских семьях. И они с рождения имеют такое право, даже не имея посвящения. Просто потому что они живут в этой традиции, и уже это их как наследное право, что называется. И нужно понимать, что Божества, они не просто стоят на алтаре, они принимают служение. Поэтому, если у вас есть Божества, то вы должны совершать служение. А чтобы совершать служение, вы должны быть квалифицированным. Т.е., обученным. Иметь, желательно, вот эту дикшу (посвящение). Что касается много, не много, если у вас много квалификации и много свободного времени, у вас может быть много Божеств. Если у вас мало квалификации, мало времени, вы не можете иметь много Божеств. Если вы считаете, что они каким-то образом к вам необычным образом пришли, может быть так, а может быть это ваш сентиментальный взгляд. Поэтому, вы можете прийти в местный храм, спросить показать, может быть, кто-то там обладающий квалификацией может им служить. И кто-то тоже воспримет, что они тоже к ним необычно пришли.
01:01:01 Поэтому, сам факт, что Божества ещё пришли, это не факт, что вы им можете квалифицированно служить. Может быть, они пришли не совсем к вам, а они пришли к вам как в какой-то, так сказать, транзинктный пункт для кого-то другого. Вот, поэтому все вот эти вот моменты взвестьте, которые я сказал, и примите уже решение. Ну, и потом нужно понимать ещё, что в нашу эпоху, в Кали-югу, главный прогресс происходит не за счёт поклонения Божествам, а за счёт воспевания святого имени. Сейчас это наше Божество. И поклоняться вот этому Божеству в форме святого имени куда проще, чем поклоняться установленному Божеству в храме или дома. Божества сейчас скорее являются сопутствующим фактором, чем основным. Потому что для поклонения Божествам нужны брахманические качества и, желательно, посвящение. И последний вопрос на сегодня. Анатолий спрашивает.
01:01:58 В писаниях сказано, что важно на чём человек сконцентрирован в момент смерти и произнесение имён Бога спасает человека. Но попадают ли в райские миры, к примеру, шахиды, которые с криком «Аллах Акбар» совершают терракты? Ведь они тоже сконцентрированы на Боге перед смертью. И куда попадают самоубийцы, если умирают, вспоминая о Боге? Самоубийство тоже разное бывает. В худшем варианте, когда человек в состоянии невежества совершает самоубийство, он попадает в нехорошую ситуацию, когда у него физического тела нет, а желания ещё есть. Об этом я говорил в самом начале сегодняшнего выпуска. Которые, они вот тоже пытаются куда-то там подселиться, пристроиться. И поэтому, те люди, которые совершают самоубийства в состоянии невежества или страсти какой-то, очень сильных чувств, что вот они не могут дальше так жить, они не могут, как правило, быть в состоянии «помнить о Боге».
01:03:05 Потому что, чтобы помнить о Боге, нужно находиться в состоянии благости. А в состоянии благости совершить самоубийство, поверьте, невозможно. Потому что, самоубийство связано с разрушением. Вот поэтому, здесь некоторое противоречие в самом вопросе содержится. Хотя, я знаю, что есть исключения. Допустим, в одном из вайшнавских текстов (Чайтанья-чаритамрита) приводится достаточно уникальная такая ситуация про одного святого человека, который совершил самоубийство. Его звали Чхот Харидас. Он был саньяси. Саньяси обозначает монах. И однажды он, собирая пожертвования, совершил некоторую ошибку. В какой-то дом зашёл и попросил у женщины (у хозяйки) пожертвование и как-то что-то она ему там подавала, либо он случайно коснулся её руки, как-то что-то такое, какой-то такой произошёл момент нежелательного контакта, вот, и это стало известно. И Господь Чайтанья (это было в Его времена), Он, услышав об этом, разгневался и этого человека Чхоту Харидаса прогнал из своего круга общения.
01:04:07 И поскольку Чхот Харидас очень любил Господу Чайтанью, был к нему привязан, то для него потерять общение с Ним было равносильно смерти. И он пошёл просто в Гангу и утопился. Совершил самоубийство. Вот, казалось бы, греховное действие. Но, при этом, он совершил его по причине того, что у него была очень сильная привязанность к Богу (в частности, в форме Господа Чайтаньи). И он не мог просто жить без Него. И он оставил своё тело, скажем, в Ганге. А в тонком теле приходил к Господу Чайтанье и как такой небесный певец (как гандхарв), он пел для Него. Т.е., фактически, мы узнаём, что он потом получил освобождение окончательное уже. Но, вот это самоубийство с концентрацией на Боге, это скорее, поверьте, ну исключение. В основном же люди заканчивали жизнь самоубийством в каком-то более таком негативном состоянии.
01:04:58 И если они в негативном состоянии находятся, они не могут думать о Боге. И те примеры, которые вы приводите, что террорист там с криком «Аллах Акбар», думая о Боге, убивает других, это большая ошибка. Ни о каком Боге он не думает. Или он имеет о Нём вообще странное представление. В его понятии Бог это какой-то, знаете, такой мизантроп, который ненавидит вообще всех, кроме вот тех, кто Ему присягнул на верность и готов всех уничтожить. Он так думает. И в связи с этим, нужно понимать, что религия, она тоже, так сказать, точнее, может быть, вера. Религия, не в смысле какие-то там конфессии, а вот состояние религиозной веры, в котором находится человек, его тоже можно по гунам определённым образом проанализировать. В 17-ой главе Бхагават-гиты Кришна говорит о разновидностях веры, в трёх гунах описывает эти вещи.
01:05:52 Когда человек находится под влиянием гуны благости, не важно к какой он конфессии относится, он понимает: «Бог один, но разнообразен. И разные люди поклоняются одному и тому же Богу по-разному». И поэтому он терпим и терпелив. Это будет вера в состоянии благости. Человек в гуне страсти будет говорить: «А, у вас не правильная вера. У вас не правильный Бог. Моя вера лучше, чем твоя. Всё. Поэтому, ты это забрось, а вот это прими». Да? Т.е., они будут активно продвигать свою веру, других, так сказать, немножко принижая. Это будет религия в гуне страсти. А религия в невежестве, это он не просто принижает других, а он считает, что он делает большое благо, уничтожая других. Понимаете? «Раз вы не хотите принять, значит, я вас просто уничтожу. И вот это будет благо для всех». Так он думает. Т.е., эти люди искренне, может быть, уверены, что они представляют Бога. А на самом деле они представляют очень странные, вот такие вот фанатичные концепции, которые с Богом никак не связаны.
01:06:49 И, допустим, опять же то же самое насилие, здесь нужно учитывать, кто его совершает. Если, предположим, бьются воины, примерно равные, да? Вот там пандавы и кауравы на Курукшетре, какое-то идёт убийство, да? И т.д. Всё. Но, при этом, и те, и другие могут достичь высших миров, потому что они сражаются перед лицом Бога. Это одна ситуация. Или, допустим, вы совершаете насилие, освобождаете свою территорию от какой-то нечисти, да? Вот у вас там завелись какие-то вредные насекомые или опять те же самые паразиты в теле, вот вы вынуждены насилием заниматься. Вынуждены. Вы не хотели бы, но поскольку они прописались у вас, вы их выгоняете. Да? На компьютере у вас вирус появился, да? Ну, пусть, пусть. Мы же всех любим. Любимый вирус. Пусть я буду его кормить, гладить, «ты мой любимый, ты же тоже часть творения Бога», да не будете вы этого делать, вы просто его уничтожите и всё. И точно также, со всеми этими паразитами в теле, никакого у вас сострадания к ним не будет. Поверьте. Понимаете?
01:07:49 Вот поэтому, нужно быть просто последовательными и понимать, что насилие иногда оно вынуждено. Преступников же там карают, убивают. Потому что, ну, не должны они жить, они должны получить своё наказание и уже переродиться там дальше уже как-то немножко уже исправиться, может быть. Вот поэтому, те люди, которые думают, что вот таким вот насилием искусственным, людей, ни в чём не повинных, убивая, они, значит, совершают какое-то благое, богоугодное дело и сами отправляются в рай или обратно к Богу, нет большей иллюзии. Понимаете? Это чистое проявление вот такой вот религиозности в состоянии невежества. И очень скоро они поймут, так сказать, что они оказались совсем не у Бога. Хотя, верить можно во что хотите. Но, с точки зрения здравого смысла, это не тянет ни на какую нормальную, так сказать, религиозность.
01:08:44 Вот мы открываем Веды, и мы читаем, что «Бог поддерживает всех». Верите вы в Него, не верите. Служите Ему, не служите. Он даёт возможность существовать всем, в зависимости от желаний, заслуг, в том или ином месте, в тех или иных телах там и т.д. Вот поэтому, вот эта вот целостная концепция, которая даёт вам такую благость, понимание целостности мира. А люди, которые под видом религиозности, ради Бога, так сказать, как им кажется, ради Бога уничтожают других живых существ, ни к какому Богу они не идут. Это не описано ни в одном священном писании, что, убив других не повинных людей ты пойдёшь обратно к Богу, это явно какая-то, так сказать, вольная трактовка или непонимание. На этом мы сегодня закончим. Спасибо вам за ваши интересные вопросы. До новых встреч. Харе Кришна.