Выпуск 6

15 декабря 2018
Как задать вопрос Враджендра Кумару Дасу? Что такое страх? Что такое вегетарианство? Почему Пандавы поклоняются Шиве? Шива вегетарианец? Рыбаки и охотники в ведические времена находились в гуне невежества? В чём смысл ашвамедха-ягьи? В чем смысл реинкарнации? Как вдохновляться через наставления духовного учителя? Есть ли особая необходимость в проведении шраддха-ягьий в наше время? Как объяснить 6-летнему ребенку важность дня Экадаши? Как переводится «маха-махотсова»? Откуда духовный учитель получает свои полномочия? Как избавиться от желания поесть рыбу? Будда - это аватар Шивы или Кришны? Иисус – это Бог или преданный Бога? Действительно ли, что Луна дальше от Земли, чем Солнце? Обитаемы ли планеты Солнца и Луны? Как с помощью ведических знаний помочь развиваться ребёнку-аутисту? Как реагировать на то, что человек постоянно портит чужую машину? Гадания на картах это греховная деятельность? Как понять, что Господь обладает человеческой формой? Как Веды относятся к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией? Почему чувства могут выходить из под контроля даже у человека, серьёзно занятого духовной практикой? У каждого ли человека есть ангел-хранитель? Как относиться к завышенным требованиям некоторых приезжающих в храм проповедников? Разбирается ли Кришна в хитросплетениях нашей кармы? Как определить, есть ли у человека свобода выбора?
ответы на вопросы для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:56:17 | качество: mp3 64kB/s 26 Mb | прослушано: 108 | скачано: 66 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. Сегодня у нас 6-ой выпуск вопросов-ответов. Перед началом мне бы хотелось сказать пару вводных слов. Как выяснилось, многие наши зрители на канале YouTube ничего не слышали и не знают, оказывается, о моём сайте, как раз на котором задаются вопросы. Этот сайт называется vrajendra.ru или по-русски просто «тушкин.рф». И также выяснилось, что некоторые люди, которые изучают джйотиш (астрологию) по моим урокам они, оказывается, даже не знают о существовании школы и сайта школы. Заходят и пытаются всё это с YouTube смотреть, говорят что какого-то урока там нет в плей-листе, а нужно просто зайти на сайт школы sss1.ru, школа Сурья-сиддханты, там вы найдёте абсолютно все уроки куда проще, чем в YouTube.

00:01:00 Поэтому, я понимаю, что интернет это целый мир, безкрайний океан с непонятной географией. Поэтому, можно находиться где-то рядом и не знать о существовании друг друга. Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на эти два ресурса: сайт vrajendra.ru, где мои фильмы, лекции, семинары, статьи, и на сайт sss1.ru, это школа астрологии «Сурья-сиддханта». Там куда проще находить уроки, потому что на YouTube, конечно, видео уроки выкладываются, но там нету дополнительных материалов. А на сайте есть дополнительные материалы, конспекты и т.д. Поэтому, это на порядок удобнее и проще. Итак, сегодня мы продолжаем отвечать на вопросы.

Что такое страх?

00:01:49 Ирина Немцова спрашивает. Скажите пожалуйста, что такое страх и откуда он берётся? Как избавиться от страха и неуверенности в себе, страха одиночества?

00:02:00 Страх – это ощущение, что у нас нет защиты, у нас нет убежища. Как раз духовная жизнь и обозначает дать людям высшее убежище. «Предаться Богу» обозначает буквально «найти убежище в Нём». Потому что, в материальном мире, все те убежища, которые здесь есть, люди покупают себе крышу или платят там за какую-то защиту или что-то ещё, это всё крайне ненадёжные вещи. Поэтому, лучшая защита, лучшее охранное агентство – это верховная личность Бога. Итак, страх – это ощущение того, что у нас нет «крыши над головой» именно в таком вот, более тонком смысле слова. Нам кажется, что мир такой страшный, неуправляемый и т.д. Одиночество – то же самое. Страх одиночества обозначает, что у человека по судьбе может быть нету семьи или чего-то там ещё, но это не обозначает, что у него не может быть личных взаимоотношений с самой могущественной Личностью Бога, который находится прямо в сердце.

00:03:05 И когда этот контакт есть, он устанавливается через процесс служения Богу, тогда и появляется ощущение защищённости. Также, страх ещё является производной от привязанности. Допустим, человек привязан к чему-то. Он привязан к дому, к машине, к деньгам, к собственному телу. Поэтому, когда есть какая-то опасность для моего тела, для дома, для денег, для машины, для моих близких, я испытываю страх за них, за этих людей, за эти вещи. Почему? Потому что, я привязан. Привязанности нет – страха нет. Поэтому, страх – это производное от привязанности. И духовная жизнь даёт нам определённое замещение привязанности. Когда мы привязываемся не к временному материальному миру, а к вечному Богу, привязанность есть, но она перемещается на вечную сферу. И поэтому привязанности к материальным вещам уже нет. Нет привязанности – нет страха. Поэтому есть только один способ избавления от страха.

00:04:00 Ну, и также могу рекомендовать посмотреть мой семинар-презентацию, который называется «Спокойный ум в беспокойные времена». Там я рассматриваю всю ту цепочку психологических состояний и явлений: привязанность, страх, гнев и т.д. И пути избавления от них.

Что такое вегетарианство?

00:04:15 Андрей спрашивает. Посмотрев сериал и почитав литературу по «Махабхарате» у меня возникла определённая запутанность в голове. Вегетарианство – это традиция каких течений ведизма, кроме гаудия-вайшнавизма?

00:04:31 Вегетарианство – это не практика какого-то там течения. Это просто питание в гуне благости. Вот и всё. В Бхагават-гите Кришна говорит, что любое явление можно проанализировать с позиции трёх гун, в том числе и питание. И поэтому, по тому что мы едим, можно определить, к какой гуне мы относимся. И поэтому, независимо от того, к какой там религии, к какой традиции относятся люди, они могут быть вегетарианцами или могут не быть вегетарианцами в зависимости от их гуны. Мы встречаем вегетарианцев среди разных людей: верующих, даже, может быть, не очень верующих. Это вопрос гуны, а не традиции как таковой.

Почему Пандавы поклоняются Шиве?

00:05:16 К какой традиции относятся герои «Махабхараты» Пандавы? По сериалу видно, что герои поклоняются Шиве, а не Вишну и весь фильм кричат: «Слава, слава Махадеву!»

00:05:28 Пандавы являются преданными Кришны. Что касается поклонению Махадеву, здесь нужно понять одну простую вещь. Что, кроме уровня веры в сердце, их понимание философии, и как в жизни всё устроено, существует ещё такое понятие, как «семейная традиция». И в семейных традициях в древней Индии многие люди поклонялись Махадеву (Шиве) и Его супруге (Парвати), потому что Шива и Парвати, они отвечают за материальный порядок.

00:06:00 Поэтому, с точки зрения каких-то материальных благословений, успехов и т.д., поклонение Шиве и Его супруге Дурге значительно более распространено в Индии. Но, это не обозначает, что они не понимают соотношения: кто такой Шива и кто такой Вишну (или Кришна). Т.е., это просто, скажем так, разные функции. Если, предположим, вы пошли куда-нибудь к врачу. Врач вам помог. Вы будете прославлять этого врача, хвалить его и т.д. Но, это не обозначает, что изменилась ваша вера в Бога. Просто Бог вылечил вас через этого врача.

00:06:39 Или, допустим, полицейский вас спас там от каких-то бандитов. Вы этому полицейскому говорите: «Ой, большое вам спасибо». Вся слава Российской милиции, полиции и т.д. Но, это не обозначает, что вы поменяли свою веру. Вы понимаете, что Бог действовал через полицию, через каких-то там защитников и т.д.

00:06:58 Поэтому, нужно вот эти вещи оценивать диалектически, в процессе жизни, а не просто так вот догматично: «Ага. Они сказали: «Слава Махадеву». Значит они преданные Махадева». Это слишком будет упрощённый взгляд на вещи.

Шива вегетарианец?

00:07:14 Какое отношение у Шивы к вегетарианству?

00:07:18 Шива – это не материальное существо. Он не питается мясом. Он вообще ничем не питается из материального мира. У Него нет материального тела. Поэтому, Он, скажем так, трансцендентен по отношению ко всем этим вещам. Но, многие последователи Шивы, под влиянием гуны невежества, употребляют мясо.

Рыбаки и охотники в ведические времена находились в гуне невежества?

00:07:39 В сериале не видно, чтобы кто-то ел мясо, однако среди героев эпоса есть рыбаки (царица Сатьявати), охотники, у которых учился Карна, к тому же, сам отец Пандавов получил проклятие, убив не того оленя. По традиции гаудиа-вайшнавизма они будут считаться в гуне невежества?

00:08:00 Опять мы видим определённую путаницу. Гаудиа-вайшнавизм, в том виде, как он сейчас представлен в обществе сознания Кришны, в основном касается исключительно такой брахманической деятельности: чистых форм поклонения Богу и т.д. Для таких вот брахманов, знаете, священников, но мы пока не видели сейчас ещё ни одного живого царя в сознании Кришны, и т.д. А культура царей-кшатриев была такова, что для поддержания воинской доблести, им нужно было пользоваться живым оружием в боевых условиях. Поэтому, они не только сражались, но также они охотились для поддержания всего этого. Их охота позволяла им в какой-то степени отстреливать хищников, чтобы они не беспокоили йогов, аскетов в лесах. Также они приносили этих жертвенных животных, допустим, каких-то оленей и т.д. для ягьи (для жертвоприношения), когда брахманы повторяли вот эти вот мантры.

00:09:04 И при помощи мантр они давали новую жизнь этому существу. Поэтому, не нужно в данном случае к охоте кшатриев относиться как к просто убийству. Допустим, охота шудр или пиратов-охотников – это одно, они в пищу себе это добывают. Это определённый класс людей. Когда охотятся кшатрии – по виду то же самое, по сути – совершенно другая вещь. Потому что, кшатрии выполняют функцию защиты рас. И также они приносят жертвенных животных для брахманов, т.е. в ведические времена, ещё до Кали-юги, совершались жертвоприношения, в том числе с принесением животных. Но цель их другая. Цель состоит в том, чтобы брахманы продемонстрировали силу ведических мантр и они давали новую жизнь этому животному. Поэтому, здесь не нужно путать эти совершенно разные вещи.

В чём смысл ашвамедха-ягьи?

00:09:53 Далее: После великой битвы на поле Куру, Юдхиштхира, царь, которому покровительствовал Кришна, совершает обряд «жертвенного коня», заканчивающийся его закланием (убийством). Как-то это не по-вегетиански для сторонника Кришны или же в Ведах нет жёстких требований к еде?

00:10:22 Опять-же, нужно понимать, что во-первых, коня никто не ел. Это жертвоприношение имеет свою специфику. Только цари могли себе позвлить вот эту Ашвамедха-ягью (жертвоприношение коня), потому что это не просто там какой-то конь, это целое хозяйство за этим конём на самом деле.

00:10:42 Вот вы дальше пишете сами, что во время обряда, пока конь гуляет в сопровождении войска, Арджуна захватывает земли других царей по принципу: «Кто не с нами – тот против нас». Юдхиштхира сказал Арджуне: «Ступай Арджуна, и властителей, на чьи земли ступит нога коня, прежде всего старайся склонить к покорности миром. Я им всем предлагаю свою дружбу и своё покровительство. Да примут они участие в моём торжестве. Но, сломи сопротивление дерзких и не покорных». Я так понимаю, это земли тех царей, которые не были на Курукшетре и не были вовлечены в конфликт между Кауравами. Иначе бы вопрос был бы решён ещё на поле Куру. Похоже на захват какой-то. В чём тут благочестие?

00:11:33 Опять-же, у вас представление о преданных, как о людях, которые ходят с чётками, поют святые имена и т.д. Потому что, опять же мы не видели преданных-царей, т.е. людей с оружием в руках. Одной из дхарм царя является завоевание земель, расширение царства, укрепление границ с одной стороны и завоевание, но не завоевание в смысле агрессии, а как Юдхиштхира, он предлагал покровительство. Т.е., ему лучше на границах иметь друзей, чем врагов. Поэтому он предлагает соседним странам покровительство, и в этом случае, его границы царства расширяются и на границах у него друзья.

00:12:14 И он говорит: «Сломи сопротивление тех, кто не желает принимать». Потому что, это уже потенциальные враги, раз они не желают принимать, поэтому с ними лучше раньше, чем позже, как говориться, разобраться. Поэтому, это просто особенность кшатрийской дхармы – расширение царств и проявление Ишвара-бхавы – принципа господства. Но, в лице такой личности, как Юдхиштхира, это вполне правомочно, потому что добродетельный царь, т.е. он эти вещи делает исключительно с благой целью.

В чем смысл реинкарнации?

00:12:50 Слова Арджуны уже после откровения Кришны: «Коротка жизнь людская и только один раз даруют нам её Боги, так не жертвуйте же ей понапрасну» - это он произносил перед тригарпами. А как же вера в реинкарнацию и смену тела? Или это сказано для устрашения?

00:13:14 Ну, у Арджуны нет проблем с верой в реинкарнацию, потому что Арджуне лично Кришна поведал Бхагават-гиту перед Курукшетрой. Поэтому, он прекрасно знал о вечности души и реинкарнации. Проблема состоит в том, что все вот эти вот фильмы и т.д., они, видимо, не очень хороших приглашают духовных консультантов. Может быть, вообще не приглашают. Поэтому, вот такие вот какие-то вещи иногда проскакивают. Переводы тоже непонятно какие и откуда, поэтому что существуют несколько версий Махабхараты. Поэтому, лучше всего действовать, опираясь на суть Махабхараты. Суть Махабхараты изложена в Бхагават-гите. И там Арджуна демонстрирует достаточно ясное духовное понимание. Поэтому, нужно воспринимать Арджуну через вот эту призму Бхагават-гиты. А если где-то как-то, в каких-то версиях есть противоречие, значит это уже мы пеняем на версии, а не на Арджуну.

00:14:13 В чём смысл реинкарнации и отрабатывании кармы, если ты не помнишь своей прошлой жизни, не помнишь свои грехи и поступки?

00:14:21 Смысл не в том, чтобы помнить. А смысл в том, чтобы понимать как действует закон причинно-следственной связи. Даже сейчас вы можете проверить очень просто. Просто возьмите и нарушьте закон гармонии, и тут же получите реакцию. Т.е., вы увидите прямо сейчас, прямо сейчас, сию секунду вы увидите как работает закон кармы. Любое действие. Просто перейдите дорогу не в том месте, просто ради эксперимента, и вы получите проблему: вы попадёте в аварию, или вас собьют, или вам штраф припаяют. Т.е., закон кармы тестируется вообще элементарно. Просто причина-следствие, причина-следствие. Если вы видите как это работает сию секунду во всех абсолютно 100%-ных ситуациях, то в чём тогда сомнения, почему не принять, что этот же закон причинно-следственной связи работает из жизни в жизнь?

00:15:09 И поэтому, нет необходимости знать, что именно вы сделали. Но, если вы получаете это, то будьте уверены, что вы это посеяли. Понимаете? Т.е., если вы это пожинаете, вы это посеяли. А то, что закон кармы тестируется вообще элементарно в любой день, в любом месте, это же каждый может провести такой эксперимент. Если вы видите как железно работает причинно-следственная связь, закон сохранения энергии на духовном и моральном уровне, если он работает сейчас, и он работал раньше, то он работал всегда, то зачем вам помнить о своей прошлой жизни? Если вам дать память о прошлой жизни, вы ужаснётесь. Понимаете? Поэтому, Кришна оставляет нам память о прошлой жизни не в виде фактов, а просто в виде определённых впечатлений и внутренних убеждений.

Как вдохновляться через наставления духовного учителя?

00:15:59 Малой познаёт мир. Вопрос. Есть 2 способа общения с духовным учителем: непосредственно и через его наставления. Духовные учителя ИСККОН когда-то имели возможность непосредственного общения со Шрилой Прапхупадой. Теперь остались наставления, т.е. второй способ общения. Но, они по-прежнему вдохновлены уже много лет. Как научиться вдохновляться и черпать силы в наставлениях?

00:16:26 Фактически, в вашем вопросе уже содержится ответ. Вы писали там, что они какое-то время общались лично со Шрилой Прабхупадой, потом, после Его физического ухода, уже общаются с Ним через наставления. То же самое. Т.е., на начальном этапе, пока, допустим, ребёнок мал, ему нужно очень близкое общение с родителями. Он сам ничего не знает, ничего не может. Они его буквально на руках носят, да? Но, через какое-то количество лет, он уже стал более менее самостоятельным, и теперь он уже не зависит от родителей вот так впрямую.

00:16:57 Он зависит от их благословений, от каких-то там может быть советов, но у него нет уже такой сильной зависимости как в начале. Точно также, на начальном этапе всегда важен вот этот личный контакт, который вселяет веру, который показывает, скажем, пример практический. Благодаря этому личному примеру мы сильно вдохновляемся. И когда человек уже стал более или менее твёрдым в духовной жизни, теперь он может через наставления иметь эту связь. Поэтому, здесь эти две формы общения (личное общение с учителем и общение через наставления), они не противоречат друг другу. Это просто две фазы. Т.е., на начальном этапе очень важен фактор личного общения, на более зрелой фазе уже важнее вот эти вот наставления. Поэтому, здесь нет никаких противоречий.

Есть ли особая необходимость в проведении шраддха-ягьий в наше время?

00:17:47 Анастасия спрашивает. Существует ряд преданных, которые проводят шраддха-ягьи для очищения рода, и подобное. Насколько это авторитетно и актуально для самих преданных?

00:18:01 В шастрах, в священных писаниях говорится, что в Кали-югу реально работает только одна ягья, это санкиртана (совместное пение святых имён). Без санкиртаны, без сопровождения святых имён, эти агнихотры, т.е. огненные жертвоприношения и ритуалы, они не работают. Потому что, это очень тонкая технология. Там нужно соблюсти массу всяких тонкостей, деталей, и тут неизбежны какие-то ошибки, которые компенсируются пением святых имён. Поэтому, без санкиртаны ни одна ягья вообще не работает. Но, также в шастрах сказано, что если человек серьёзно поклоняется Богу, то этим самим фактом он освобождает много поколений до себя и после себя.

00:18:45 Поэтому, сама его вовлечённость в процесс духовной практики, уже даёт освобождение роду и до него, и после него. Поэтому, нет необходимости в какой-то дополнительной шраддхе. И также, фактически, большой спрос на эти ягьи, он показывает невысокий уровень веры людей в святое имя Бога, в непосредственно поклонение Ему, т.е. люди не очень хорошо знают писания, не имеют глубокой веры в святое имя, в практику, и поэтому их вера просто перемещается в другие сферы, такие как, допустим, мистические ритуалы и т.д. Т.е., фактически, востребованность вот этих ягьий говорит о не очень высоком уровне сознания самих заказчиков. Потому что, не было бы спроса – не было бы и предложения. Поэтому, вы можете пытаться критиковать людей, которые эти ягьи проводят, но я бы не стал путать причину со следствиями.

00:19:45 Т.е., если люди имеют веру в духовное и святое имя, в духовную практику, они не станут заказчиками таких вещей, и тогда не будет никаких предложений и все будут заниматься чем-то другим.

Как объяснить 6-летнему ребенку важность дня Экадаши?

00:20:00 Евгений спрашивает. Почему нужно избегать зернобобовых в Экадаши? Насколько это принципиально? И как в простой форме объяснить аргументированно 6-ти летнему ребёнку важность этого дня? Или детям до определённого возраста вообще можно не поститься?

00:20:20 Ну, 6-ти летнему ребёнку, может быть, сложновато будет объяснить, кто такой Папа-пуруша, т.е. олицетворённый грех, что такое 11-ый день прибывающей-убывающей Луны, и что в эти дни Папа-пуруша прячется в зернобобовых, потому что есть такая дама во Вселенной, её зовут Экадаши-деви, и она, значит, гоняет этого Папа-пурушу в определённые дни и он прячется от неё вот в этих зёрнах и бобах, и поэтому если мы едим зерно и бобы в день Экадаши, то у нас усиливаются вот эти материальные и греховные желания всевозможные.

00:20:56 Незнаю, способен ли 6-ти летний ребёнок понять это или нет, т.е. это зависит тоже от его уровня духовного. Но, ребёнку, если он не хочет, ну пусть он ест то что хочет, потому что в конце концов все аскезы-ограничения человек принимает добровольно на основе какого-то понимания, какой-то зрелости. Если вы будете просто заставлять его, то это только выработает у него негативное отношение ко всем этим вещам.

Как переводится «маха-махотсова»?

00:21:24 Деванаяка дас спрашивает. Как переводится «маха-махотсова»? Применимо ли это слово к бхаджану или его используют по отношению к какому-то событию, празднику?

00:21:39 «Маха» обозначает большой. «Утсава» обозначает фестиваль. «Махотсава» значит большой фестиваль. А «маха махотсава» - это большой-большой фестиваль. Или очень большой фестиваль. Во время этого фестиваля бхаджаны, т.е. пение святых имён или поклонение Богу, являются составной частью.

Откуда духовный учитель получает свои полномочия?

00:21:59 Даниель спрашивает. Кто такой духовный учитель? Откуда он получает полномочия стать или быть духовным учителем?

00:22:10 Полномочия быть духовным учителем приходят от высшего духовного учителя, от Кришны. Веды описывают гуру-таттву, т.е. вот эту вот саму систему обучения, как начинающейся от Бога. Т.е., Бог – это ади-гуру, изначальный гуру, Его называют также чаитья-гуру (гуру, в сердце находящийся). И Он имеет своих внешних представителей – саддху (святых людей), которые другим людям могут передавать духовную науку. Если говорить, откуда он получает полномочия, внутренне – от Кришны, но если мы имеем дело с организованной религией, то в организованной религии также ещё трубуются определённые полномочия от высшего руководства, некое одобрение или благословение старших. Или учителя того, кто сейчас действует как учитель. Т.е., говорится, что можно быть учителем, если нам это прикажет наш учитель.

00:23:06 Чем понятие духовного учителя в ИСККОН отличается от других вайшнавских организаций и школ?

00:23:15 Принципиально, ничем. Учитель в традиции бхакти или преданного служения – это тот, кто знает Кришну, любит Кришну, тот, кто счастлив духовным счастьем. Т.е., это тот, кто может научить своих учеников переключиться с идеи материального развития на идею духовного развития. Потому что, люди занимаются материальным развитием в надежде получить материальное счастье. Духовный учитель способен научить их духовному развитию, чтобы они испытали духовное счастье. Для этого, он сам должен иметь опыт этого духовного счатстья. Вот это и называется учитель. Просто он должен знать, естественно, священные писания, должен соответствовать определённому моральному уровню поведения. Вот, если коротко, то это так выглядит.

Как избавиться от желания поесть рыбу?

00:24:00 Гука спрашивает. Что делать, если хочется придерживаться четырёх регулирующих принципов, чтобы в будущем принять инициацию, но не покидает навязчиваемое желание поесть рыбу? Может ли оно пройти, если внимательно стараться повторять джапу? Ведь гарантий нет, что это желание вообще меня покинет. Может просто смириться с принятием духовной дхармы? Как искореняются плохие побуждения?

00:24:34 Вкус к определённым продуктам, как я уже выше говорил, когда мы говорили про вегетариантсво, он связан с той гуной, в которой находится тело и сознание человека. В Бхагават гите, в 17 главе, где Кришна описывает разновидности веры, Он там также описывает различные виды пищи, к которым склонны люди под влиянием гун благости, страсти и невежества.

00:24:56 Рыба относится к пище в гуне невежества. Поэтому, если вкус к ней сохраняется, то увы, это обозначает, что пока в уме ещё присутствует вот эта вот гуна невежества. Я вам хочу сказать, что я тоже когда то любил рыбу. Но, с тех пор, как я стал заниматься духовной практикой, этот вкус прошёл. Более того, сейчас даже один вид и запах этого просто отвратителен. Просто отвратителен. Т.е., сейчас не за какие, так сказать, уже там коврижки, я этого не попробую. Поэтому, это вопрос просто изменения. Через духовную практику меняется внутренняя гуна, внутреннее ощущение и вместе с ней меняются вкусы. Также как в детстве, ребёнок привязан к каким-то игрушкам, ему кажется что без них жизни просто нет. Но, он становится взрослее и куда-то эти все привязанности перемещаются. Он играл с маленькими машинками, теперь у него уже настоящая машина. Точно также, человек не прекращает питаться в духовной жизни, но вкус меняется на более высокий. Поэтому, здесь вопрос времени и очищения.

Будда - это аватар Шивы или Кришны?
Иисус – это Бог или преданный Бога?

00:26:07 Инна-Инна. 2 раза одно и то же имя упоминается. Правда ли, что Будда – это аватар Шивы? Или это аватар Кришны? Расскажите пожалуйста, кто такие воплощения Иисуса и Мухамеда? Правда ли, что Иисус это Бог? Или это преданный Кришны?

00:26:26 У меня есть ощущение, что некоторые люди, которые задают вопросы, они не слушают или не просматривают предыдущие выпуски. Потому что, частично на этот вопрос я уже отвечал. В шастрах (священных писаниях Вед) Будда перечисляется в числе аватар Кришны.

00:26:50 Это можно найти в третьей главе, первой песни Шримад Бхагаватам. Я нигде не встречал, что у Шивы есть аватары. Шива может воплощаться частично где-то, как-то, в чём-то, но это не аватары совсем. Поэтому, здесь нужно понимать, что это совершенно разные категории. Шива сам по себе является зависимым. Он олицетворяет гуну невежества в этом материальном мире. А Будда, как я сказал, Он описывается как аватар Вишну. Говорить, что Иисус Бог или не Бог. Ну, если Иисус сам говорит: «Сяду я по правую руку от отца моего». Значит, Он воспринимает своего отца как вот некую отдельную личность, а себя воспринимает как Его сына. Можно сказать, что Он Бог в том смысле, что Он представитель Бога, могущественный, что Он действует так, как если бы действовал Сам Бог, в этом смысле, дающий вот такую энергию могущества При этом, Он говорит об отце своём небесном. Кому Он молится на кресте, когда Его распяли: «Господи, прости их, ибо не ведают что творят», т.е. совершенно очевидно, что Он как сын обращается к своему отцу.

Действительно ли, что Луна дальше от Земли, чем Солнце?
Обитаемы ли планеты Солнца и Луны?

00:28:05 Расскажите пожалуйста о Луне и Солнце. Действительно ли то, что Луна дальше от Солнца? Обитаемы ли Солнце и Луна?

00:28:14 Очень часто преданные неправильно понимают все эти вопросы по соотношению расстояний Луны и Солнца. Правильнее сказать, не дальше и не ближе, а выше или ниже. Т.е., Веды рассматривают астрономию, космос не совсем так, как современные учёные. Они рассматривают там всё через принцип мандалы. Мандала - это такие плоские круги или окружности, уровни определённые. И вот Земля находится на уровне Бху-мандалы – это вот определённая такая плоскость, на которой находится Земля.

00:28:46 И вот по отношению к этой плоскости, если вертикаль опустить, то Луна будет находиться выше, чем Солнце. Солнце находится по радиальной линии дальше от Земли. Но, если опустить перпендикуляр с точки орбиты Солнца на Землю, будет получаться, что от Солнца до Земли (до уровня Земли), расстояние меньше, чем от уровня Луны. Поэтому, Луна находится выше по отношению к уровню Бху-мандалы, чем Солнце. Но, по радиальной линии, Солнце, конечно же, дальше. Что касается жизни на Солнце и на Луне, жизнь есть везде. В Бхагават-гите говорится, что живые существа – сарва-гатха (они обитают по всюду). Проблема только в том, что мы думаем о жизни, как о биологической жизни. Но, биологических форм жизни не так много. Большая часть форм жизни как раз не биологическая, там где не трубуются вот эти вот такие грубые тела. Поэтому, и Солнце, и Луна это обитаемые планеты. Но, не ищите там вот таких вот грубых биологических форм, потому что это планеты более высокой организации.

Как с помощью ведических знаний помочь развиваться ребёнку-аутисту?

00:29:59 Ольга спрашивает. У моей двоюродной сестры внук аутист. В своих лекциях вы говорили, что цель нашей жизни это развитие и возвышение сознания до любви и служения Богу. А как же быть с таким человеком, у которого разум закрыт, и развивается ли у него сознание?

00:30:19 От того, что у кого-то разум закрыт, цель жизни не меняется. Просто для таких людей эта цель жизни несколько отсрочивается по времени. Т.е., под влиянием какой-то своей кармы, человек где-то как-то в своём развитии в режиме паузы находится. Т.е., сейчас его развитие не идёт быстро. Но, от этого цель жизни не меняется. Просто когда вот эта вот карма его исчерпается, уже может быть в следующей жизни у него опять появится возможность более динамичного, быстрого развития.

00:30:50 А до той поры его можно поддерживать прасадом, освящённой пищей. Т.е., не в какой-то активной духовной практике, а когда он пассивно потребляет, допустим, вот эту вот освящённую субстанцию. Это тоже будет давать ему постепенную наработку благочестия (накопление благочестия), которое потом станет основой его веры и практики духовной.

Как реагировать на то, что человек постоянно портит чужую машину?

00:31:15 Рихардс спрашивает. Как реагировать на то, что человек всё время гадит на мою машину, складывает старую рыбу, клей, стекло, грибы, бьёт, царапает? Я ничего плохого не делал, не говорил ему. Мне незачем кому-то так делать. Как реагировать на такое? Не хочу плохого делать, так как бессмысленно и маятник только раскачиваю. Может есть какое-то решение? За что мне так? Это карма из прошлой жизни?

00:31:46 Рихардс, всё проще. Обратитесь в полицию. Когда мы имеем дело вот с такими грубыми проявлениями, с каким-то хулиганством и т.д., нужно действовать подручными методами. То, что философски вы осознаете, что вот это карма там и т.д., это же решит вопрос. Кто-то там вам побил машину, а вы можете философски искать объяснение в карме. Да, вы можете его найти. Но, ведь практически задача решается в другой плоскости, правильно?

00:32:16 Вы можете ставить свою машину куда-нибудь там на платную охраняемую стоянку, допустим. Или, если это невозможно, вы через полицию решаете все вопросы. Поэтому, философия философией, но как в басне Крылова говорится: «где нужно власть употребить, там нужно её употребить». Т.е., как-то более практично действовать. А тем временем, философски, вы можете себе объяснять, что: «да, это карма какая-то». Раз это к вам приходит, значит когда-то это от вас и изошло. Вот это объяснение, но это не решение. А решение лежит в практической плоскости.

Гадания на картах это греховная деятельность?

00:32:48 Ещё раз Инна-Инна спрашивает. Расскажите пожалуйста, как Веды относятся к гаданиям на картах. Считается ли это грехом или чем-то ужасным, как в православной религии? И что ждёт человека, который этим увлекается, даже если он это делает просто гадая себе? А что если благодаря предсказаниям карт, прислушиваясь к ним можно избежать неблагоразумных действий? Говорится ли что-нибудь в ведических писаниях о гаданиях на картах?

00:33:21 Ну, существует, во-первых, много различных предсказательных систем. И, я не знаю, честно говоря, почему православие плохо относится к различным предсказательным системам (к астрологии, гаданиям, картам и т.д.), когда в самом 14-м стихе первой книги Ветхого Завета Бытия говорится, что Господь создал светила, и одна из их функций – для знамений, т.е. люди, как говорится, гадали по звёздам всегда.

00:33:47 Поэтому, в общем-то, даже в Ветхом Завете говорится о том, что Богом Самим вот некая предсказательная система уже положена. В Ведах я не встречал описания гадания на картах. В ведической традиции, допустим, в южной Индии гадают на ракушках. Там у них своя какая-то такая хитрая система. Маленькие ракушки как-то они там тоже крутят, кидают и т.д., и они в курсе всех деталей. Но, смысл в том, что кто-то гадает на кофейной гуще, кто-то на картах, кто-то гадает там на этих ракушках, там ещё на каких-то… Есть такая китайская система предсказаний «Ицзын», вот эти вот гексограммы Ицзын, там разные комбинации определённых символов. Дело не в этом. Дело в том, что люди всегда хотели знать будущее и находятся какие-то методы. Но, самое главное, что нужно понимать, что будь то карты, ракушки, гексограммы Ицзына, астрология или там что-то ещё, ответ приходит не из карт. Ответ приходит от Бога изнутри. А карты, ракушки и прочие какие-то ингридиенты, они являются просто языком-посредником, понимаете?

00:34:59 Вот если человек понимает, что ответ всегда исходит от Бога в сердце, а вот эти вот внешние атрибуты просто являются определённым языком, через который к человеку приходит какой-то ответ, в таких случаях эти предсказательные практики никак не будут осквернять человека. Но, если он это отделяет от Бога, если он не понимает, что знание о будущем исходит от Бога, вот тогда это может оказаться какой-то, действительно, такой затягивающей практикой, которая уводит людей от Бога.

Как понять, что Господь обладает человеческой формой?

00:35:32 Дмитрий спрашивает. Скажите пожалуйста, Шрила Прабхупада очень часто в своих комментариях пишет, что у Господа нет материального тела. Как это совместить с тем, что Господа, когда Он является в этот мир, называют «манушья-рупа» - обладающий человеческой формой, и что когда Он нисходит, Он также, как и все, ходит по земле, открывает двери, держит холм Говардхан, обнимает своих преданных и т.д.?

00:35:59 Одним словом, какое-то взаимодействие с материальным миром и телами, Он делает себя доступным для них. Одновременно с этим говорится, что душу нельзя рассечь оружием, сжечь огнём, намочить водой, осушить ветром и т.д. Из чего складывается впечатление о духовном, как о чём-то незримом, ещё более тонком, чем эфир, ум, эго и т.д. Если такая логика правильная, то у Кришны тела состоит из такой же духовной энергии даже в мире материи. Как же тогда что-то подобное может взаимодействовать с материей без материального тела? Как это всё объединить в одну систему?

00:36:37 Чтобы объединить это всё в одну систему, нужно сначала центр системы определить. И центром системы, системообразующим фактором является Кришна как источник всего. Если Он источник всего, если Он обладает абсолютным могуществом, то что стоит абсолютно могущественному существу быть одновременно видимым и не видимым, обладать по-видимости материальным телом, и при этом, действовать как духовное тело.

00:37:06 Ведь, допустим, холм Говардхан держать никакое существо с материальным телом не может, согласитесь. Это обозначает духовное могущество, духовное тело. Поэтому, манушья-рупа это точнее не человеческое тело, а человекоподобное тело, но выглядит Он как человек, люди с Ним взаимодействуют, всё, они могут Его ощущать, и при этом Оно духовно. Вот это как раз и является примером философии «ачинтья-бхеда-абхеда таттвы», т.е. одновременное непостижимое тождество всего с Боги и отличие. Т.е., Он может быть в видимом, ощутимом теле и при этом, это тело не является материальным. Оно является духовным. Понимаете? Поэтому, если мы признали существование всемогущего Бога, «всемогущий» обозначает буквально «может всё».

00:37:58 Т.е., Он, с одной стороны, как духовный очень тонкий, сверхтонкий, невидимый и т.д. Но, с другой стороны, для того, чтобы Его игры оценили, Он должен быть видимым. Иначе, как мы оценим Его деяния, если Он не видимый? «Духовный» – значит, не видимый? Нет. «Духовный» – обозначает видимый. Но, при этом Он не имеет материальных ограничений. Т.е., как Он в 3 месяца убил там какую-то эту гигантскуя демоницу Путану? Как Он это смог сделать? В материальном плане это невозможно. Это обозначает, что Его тело по-видимости материально, но оно обладает сверхъестественным могуществом. Поэтому, здесь нет противоречий между утверждениями, что дух вроде бы как не видим, и в то же время, если тело Кришны духовно, то почему Он видим? Почему же Он в этом материальном мире действует как человек? Потому что, Он одновременно един со всеми, и в то же время Он отличен от всего, Он стоит выше всего этого. И вот это вот не постижимо. Как раз это и предполагает статус Бога. Потому что, Бог, чем Он более фантастичен, тем Он более Бог, понимаете?

00:39:03 Если Бога можно полностью объяснить, всё, так сказать, разъяснить, всё рационально разобрать, тогда в чём Его божественная природа? Его божественная природа состоит именно в том, что есть какие-то вещи, которые не объяснимы, которые сверхъестественны, которые не постижимы. Вот, и этот вопрос как раз относится к такой категории: Он – видимый, кажется что Он материальный, при этом действует – как духовный. И это всё в одном. Поэтому, нужно понять, что это просто могущество Бога.

Как Веды относятся к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией?

00:39:38 Ещё раз Инна-Инна. Расскажите пожалуйста, как Веды относятся к людям с нетрадиционной ориентацией? Сейчас в мире очень много браков, парадов подобного рода. Появляются люди с третьим полом. Это что, нормально? Что ждёт этих людей после смерти? И что в Ведах говорится о том, почему люди такими становятся?

00:40:02 Как правило, они такими не становятся. Они такими рождаются. Т.е., это уже карма. Причём, карма смешанная. Я уже в прошлый раз, по-моему, говорил немножко на эту тему. Внимательно просматривайте предыдущие выпуски. Т.е., это одна из этих типичных ошибок. Люди говорят: «Вот мой вопрос, у меня есть вопрос». Сначала просмотрите все ответы предыдущие, прежде чем задавать мне вопрос. Потому что, как правило, что-то повторяется. Тем не менее, я отвечу. Мы все проходили уже через разные рождения и в женских телах были, и в мужских. И женщины, и мужчины – это не просто внешняя форма. Это ещё определённая психика. Т.е., допустим, мужчина старается доминировать. Женщина старается больше следовать, она больше подчиняется. Это женский тип психики и мужской тип психики. Поэтому, человек может быт внешне мужчина, внутренне – женщина, или наоборот. И в процессе перерождений, сложных таких вот хитросплетений кармы возникают такие ситуации.

00:41:03 Это называется «тритья-пракрити», т.е. третья природа: и мужчина, и женщина, всё перепуталось, всё перемешано. В ведические времена тоже такие люди были, но они жили своими, как правило, сообществами какими-то. И никогда им не приходило в голову выходить на центральные улицы с транспарантами, устраивать там какие-то парады, требовать своих прав и т.д. Т.е., никто у них никакие права не отбирает. Они живут себе в своей какой-то культуре. Проблема этого сейчас состоит в том, что многие из этих людей многие свои внутренние вещи, интимную жизнь почему-то пытаются вынести на широкую публику, устраивая там все эти парады свои. Для чего это всё? Непонятно. Потому что, если они хотят доказать, что это является абсолютной нормой для всех, ну тогда ответ очень простой – род человеческий просто вымрет. Вот и всё.

00:42:02 Т.е., это как-бы такая нежизнеспособная идея. Поэтому, скорее всего, правильнее занять такое положение, которое, в общем-то, в природе эти люди и занимают. Т.е., какя-то маленькая небольшая часть всего этого, но кажется, что этого больше, просто потому, что сейчас век информации. Примерно всегда всё в одинаковых пропорциях находится. Просто, в таких традиционных обществах, эти темы особенно не муссируются. А в тех обществах, где моральные нормы уже немножко сбиты и информация не тестируется на её моральное качество, прежде чем её выпускают в эфир, теперь нам кажется, что этого всего больше. Всегда всего примерно одинаково. Просто теперь больше голосов получают люди с такими особенностями. И поэтому, как к этому относиться? Философски, всё понятно – форма смешанной кармы. А как относиться к этому в социальном плане? Это уже зависит от того, насколько общество консервативно-жёстко или, наоборот, более либеральное.

Почему чувства могут выходить из под контроля даже у человека, серьёзно занятого духовной практикой?

00:43:10 Анна спрашивает. В Шримад Бхагаватам говорится, что чувства настолько сильны, что могут взволновать ум даже того, кто отрёкся от мира. Для чего Господь создал такие неуправляемые чувства? Ведь это постоянное испытание, внутренняя борьба. Особенно для брахмачарьев и саньяси, тем более в наше время. Почему эти чувства могут выходить из под контроля даже у человека, занятого серьёзной духовной практикой?

00:43:36 Это происходит потому что джива (живое существо) очень маленькое. А материальная природа очень могущественная. И поэтому, для материальной природы, вот эту дживу, даже занимающуюся духовной практикой, увести куда-то с пути праведного не является проблемой. Более того, те живые существа, которые серьёзно относятся к своей духовной жизни, которые решили действительно уже выходить из этого материального мира, их проверяют как-бы на степень искренности.

00:44:04 И поэтому, какие-то соблазны и т.д. в этой сфере могут присутствовать. И поэтому, иногда люди, которые ведут такой отречённый образ жизни (брахмачарьи, санньяси), сталкиваются с некоторыми испытаниями. Но решение здесь только одно. Значит, если человек действительно искренний и он хочет получить эту духовную защиту, чтобы его чувства были защищены, для этого нужно искать убежище у того, кто является господином чувств.

00:44:31 Одно из имён Кришны – Хришикеша – повелитель чувств. Мы видим – потому что Он видит. Мы слышим – потому что Он слышит. Все наши чувства вторичны. Первичные чувства – это Его чувства. Живое существо – это как-бы такая маленькая копия Бога, маленькая-маленькая, мини-Бог что называется, да? Поэтому, если мы хотим чтобы наши чувства были защищены от влияния материального мира, нужно соединить свои чувства с Его чувствами. Этот процесс называется «бхакти» (когда наши чувства связаны с чувствами Бога). Другого варианта просто нет.

00:51:01 И почему Бог создал такие возможности? Ну, Он создал и другие возможности – духовный мир, там где чувства по-другому функционируют. А если мы выбрали материальный мир, то причём здесь Бог? Поэтому, здесь нужно просто воспользоваться теми возможностями, которые Он даёт нам через духовную практику. И тогда наши чувства будут защищены им, Его духовной энергией.

У каждого ли человека есть ангел-хранитель?

00:45:23 Елена спрашивает. Кто такие ангелы? У каждого ли человека есть ангел-хранитель?

00:45:33 Ангелов называют на санскрите «деваты», т.е. это существа более высокого порядка, чем люди, которые живут в более высоких сферах космоса, обладают большими силами, могуществом. А что касается ангела-хранителя, это то, что называется в Ведах термином «кула-девата». «Кула» обозначает семья. «Девата» - это какое-то божество какой-то семьи.

00:45:56 И если люди поклоняются какому-то полубогу, какому-то могущественному существу, можно сказать, что вот этим самим процессом поклонения, они и выбирают его в качестве своего вот этого ангела-хранителя. Если они совершают какие-то определённые подношения, ритуалы, молитвы, тогда этот ангел или этот девата, он чувствует своим долгом защищать их. Но, это не обозначает, что у всех есть ангел-хранитель. Ведь не все же поклоняются высшим существам? А те, кто поклоняется – у них есть. Кто не поклоняется – у них нет. Это наш вопрос. Это наша инициатива.

Как относиться к завышенным требованиям некоторых приезжающих в храм проповедников?

00:46:34 Мельниченко Татьяна. К нам в город, в нашу ятру приезжают проповедники, в том числе санньяси и уважаемые брахмачарьи, русские, украинцы, при этом они предоставляют старшим преданным свой райдер, в списке которого значатся экзотические фрукты, машины класса люкс, рис из Вриндавана и т.д. В нашей ятре стандарты не высокие, бывает даже, что Божеств даже кормят дроблённым рисом и обычными сабджами. Должны ли преданные выполнять условия райдера? Как к этому правильно относиться, чтобы не развить оскорбительное умонастроение?

00:47:14 Ну, я больше 30 лет нахожусь в ИСККОН, в том числе занимался и приёмом гостей, приглашением. К нам очень много разных людей приезжало. И за свою 30-ти летнюю практику я не разу не встречался с тем, чтобы кто-то из проповедников предъявлял в качестве требований там какие-то машины класса-люкс и прочее. Т.е., для меня это как-бы немножко из области фантастики, я с этим не сталкивался. С чем я сталкивался? Это с тем, что люди по состоянию здоровья могут иметь какую-то свою диету, какие-то свои предпочтения. Это вполне нормально. Это вполне, так сказать, законно. Если вы не способны даже обеспечить питание этому человеку согласно его диете, может быть его не стоит приглашать тогда.

00:48:01 Поэтому, что касается диеты, т.е. необходимых вещей, здесь требования должны быть соблюдены, потому что это связано со здоровьем. Здоровье, оно, извините, одно. Что касается машин класса люкс, но вот я говорю, я за свою богатую практику с таким не сталкивался никогда. Если вдруг проповедники предъявляют такие требования, то, может быть, вам не нужно таких проповедников приглашать. Может быть, это не совсем духовные люди, если им хочется кататься на машинах класса люкс. Поэтому, нужно понимать, что старшие и уважаемые проповедники, старшие и уважаемые за что? За то, что они разъезжают на машинах класса люкс или за то, что они демонстрируют какие-то духовные качества и духовные знания? Вы приглашаете проповедников для чего? Чтобы просто их покормить там каким-то рисом из Вриндавана или покатать их на какой-то богатой машине? Для чего вы их приглашаете? Вы приглашаете их для того, чтобы они вдохновили вас, чтобы они научили вас жить просто и мыслить возвышенно. Вот для чего.

00:48:59 Это называется «саддху» (святой человек). Если они учат вас этому, то тогда машины класса люкс здесь не причём. Что есть то есть. Ну, надеюсь, вам предложат если уж не класса люкс, то по меньшей мере какую-то приличную, нормальную машину. Не какую-нибудь там развалюху. Т.е., здесь нужно понимать, что все эти так называемые райдеры, все эти так называемые листы требований, это больше из области, не знаю, гастролёров каких-то вот, артисты там, не знаю, кто-то ещё там какие-то люди. У них есть свои условия приёма. Потому что, это коммерческая система какая-то определённая. И там это всё оправданно. В духовной организации, я думаю, что сам этот термин какой-то странный немножко. Т.е., понятно, что у людей может быть диета по состоянию здоровья. Это абсолютно нормально. Но всякие там какие-то другие вещи уже чуть-чуть из другой области. Поэтому, прежде чем приглашать людей, вы во-первых сначала поймите что это за люди, что они вам дают, что вы от этого получите.

00:49:57 И тогда вы уже можете оценить это благо духовное, которое вы получаете, оно стоит риса из Вриндавана, каких-то машин и прочих разных вещей. Т.е., вы уже должны не слепо принимать, а мыслить, разговаривать с людьми, обсуждать с ними, в том числе условия. Если ятра у вас не очень богатая, что это вы можете, это вы не можете. И в процессе этих переговоров станет ясно, что эти условия были просто завышены, там какой-нибудь секретарь послал их на автомате, что называется, или это реальные какие-то условия, что без этого никак. А что касается того, что, как вы говорите, у вас в ятре стандарты невысокие и даже Божеств в храме вы кормите не очень, ну, уж простите, я вам от себя скажу, что когда не хватает денег, т.е. не хватает артхи, это обозначает, что люди не соблюдают дхарму. Вот и всё. Это я вам прямым текстом говорю. Потому что, в жизни всё очень просто связано. Следуешь дхарме – приходит артха (деньги), и появляются все остальные возможности.

00:50:58 Поэтому, не нужно думать, что мы такие бедные, поэтому мы не можем принимать там таких людей. Давайте глубже капнём. Что если где-то как-то нет нормальной проповеди, нет нормальной постановки, так сказать, духовного вопроса, тогда Кришна показывает, говорит: «Есть проблема». Через материю Он показывает. Где-то, в чём-то, как-то вы слабы. Поэтому, укрепитесь духовно и у вас будет возможностей больше. А просто брать своё скромное положение в качестве стартовой точки, не устроив философию, это ошибка. Строить свою философию нужно не от стартовой точки, от положения, в котором вы находитесь, а от того состояния, что вы должны соблюдать. Понимаете? Долг, дхарма она превыше всего. Тогда система будет выправляться. И уже может быть все ваши вопросы про чьи-то там требования отпадут.

00:51:52 И ещё хотел добавить. Последний стих Бхагават-гиты почитатайте. Там говорится, что там где присутствует повелитель всех мистиков Кришна, и лучший из лучников Арджуна (символ преданного), там есть победа, нравственность, богатство, сила, т.е. всё. Поэтому, это к вопросу о том, что если чего-то не хватает у вас в ятре, это обозначает, что Кришны не хватает и преданности ему не хватает. Если Кришна есть, преданные есть, всё остальное автоматически следует. Понимаете? Т.е., если, так сказать, пришла собака, с ней пришёл и хвост этой собаки одновременно. Т.е., Кришна пришёл, а вместе с ним пришло и материальное процветание. Здесь вот так эти вещи все связаны.

Разбирается ли Кришна в хитросплетениях нашей кармы?

00:52:38 Наталья спрашивает. Хочу спросить про карму, то, что мы понимаем как следствие наших поступков. Что это за таинственная сущность, в хитросплетениях которой не разбирается Сам Кришна? И если у Него кто-то, кто разбирается в этом? Или это отдельная энергия Бога, которая действует сама по себе?

00:53:01 Наталья, если вы цитируете шастры, цитируйте их точно пожалуйста. То, что Кришна говорит в 4-ой главе Бхагават-гиты: «Хитросплетения кармы очень сложны для понимания», но это не обозначает, что Кришна в ней не разбирается. Будьте очень внимательны. Духовная литература – это как математика, точная наука, точные формулы, никаких фривольностей, никаких лишних слов, всё чётко. Кришна говорит: «Хитросплетения кармы очень сложны для понимания». Но не для Его понимания, потому что карму воздаёт нам Он. Если бы Он её не понимал, как бы Он нам её воздал? Поэтому, у Него с понимаем кармы нет никаких проблем. С понимаем кармы есть проблемы у нас. Почему? Потому что мы не знаем своего прошлого. И поэтому мы не понимаем, почему то, почему сё. В этом наша сложность. Поэтому «хитросплетения кармы» - это для нас это «хитросплетения», они сложны для понимания. Для Кришны таких проблем нет. Это просто закон причинно-следдственной связи, закон сохранения энергии на моральном и духовном уровне. Вот что такое карма.

Как определить, есть ли у человека свобода выбора?

00:54:08 Наталья спрашивает. В последнее время я начала отмечать насколько обусловленное сознание у меня. И мне кажется, что практически невозможно выйти на новый уровень сознания. У меня вопрос: так как влияние материального мира очень сильно, есть ли на самом деле у меня свобода выбора, или это очередная моя иллюзия? Говорят, что мы отличаемся от животных тем, что у нас есть разум и свобода выбора, но имея настолько ограниченное сознание, мне кажется, что у меня этого выбора нет.

00:54:45 Если бы не было свободы выбора, то не было бы и ответственности. Но мы замечаем по своей каждодневной жизни, практике, что ответственность есть. Раз есть ответственность, значит есть и свобода. Если вы, опять же, нарушили какой-то закон, если вы вышли из магазина, не заплатив, тут же наступит ответственность, вас тут же поймают за руку. Вот вы могли бы этого не делать, но вы это сделали. Поэтому, раз есть ответственность, а она точно есть, значит есть свобода.

00:55:14 Отвественность – это цена за ту свободу, которая нам дана. Просто под влиянием гуны невежества и страсти, коридор свободы более узкий. А когда человек поднимается в гуну благости под влиянием духовной практики, теперь коридор его свободы расширяется. Потому что в гуне благости уже чувства не так сильно дёргают душу. В гуне благости уже больше доминирует разум. В гунах страсти и невежества доминируют ум и чувства – главные импульсы, которые дёргают сознание души. А в гуне благости эти импульсы ума и чувств становятся слабее, а уже сильнее импульс разума, потому что живое существо больше связано с Богом. И естественно, свободы у него становится тоже больше. И ответственность, соответственно, тоже возрастает.

00:56:00 Итак, на этом сегодня мы закончим очередную сессию вопросов. Спасибо вам за возможность разбираться в этих всех вещах глубже и до новых встреч. Спасибо. Харе Кришна.

транскрибирование: Ильфат Рахматуллин | Зеленодольск | Татарстан | 07 марта 2020