Выпуск 1
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. С этой встречи мы начинаем серию ответов на ваши вопросы, которые вы задаете на сайте «vrajendra.ru». Эти сессии будут небольшими, может быть по 30-45 минут, чтобы вас не утомлять.
Как быть счастливым?
00:00:25 Итак. Вопрос первый. Спрашивает Юлия Савельева. Как быть счастливым? Вопрос, конечно же, актуален для каждого, потому что все по умолчанию ищут счастье. И сложность не в том, чтобы найти счастье. А сложность в том, как его определить. Потому что, люди имеют о счастье довольно странные представления. Для них счастье – это какой-то определенный набор элементов вокруг себя: дом, семья, машина, деньги, и прочие какие-то вещи, друзья, хорошее место для жизни. Вот так люди себе представляют счастье. В то время как духовная традиция Вед определяет счастье вообще иначе. Определяет его термином «Сукха».
00:01:11 Сукха обозначает буквально безоблачное или чистое небо. И конечно когда, как сейчас в Майяпуре, нет ни облачка на небе, приподнятое настроение. Но в данном случае имеется в виду атмосфера ни неба окружающего, а атмосфера нашего внутреннего неба, т.е. состояние сердца. И что же там за такие облака и тучи, которые мешают нам быть счастливыми? Это всевозможные какие-то недостатки, дурные качества: вожделение, гнев, зависть, иллюзия, безумие, и всякие их соединения, производные и т.д. Поэтому, другое определение счастья, которое дают Веды, это то, что счастье это естественное состояние очищенной души. Отсюда и рецепт счастья вытекает. Если хочешь быть счастливым, тебе необходимо очистить сознание души.
00:02:07 И чем можно очистить сознание души? Чем-то что превосходит душу: что выше души, что чище души, что тоньше души. Что это? Кто это? Согласно Ведам, это наш первоисточник, т.е. тот, от кого мы произошли. Верховная Личность Бога. И поэтому, когда в процессе духовной практики мы контактируем с этой высшей духовной реальностью, вот она и очищает наше сердце. Т.е., если сердце становится чище, наше состояние счастья повышается. Поэтому, помятуя об этой формуле, что счастье – это естественное состояние очищенной души, мы можем действовать и тогда наше счастье больше не зависит от нашей кармы, от набора всех этих материальных компонентов вокруг нас. Потому что, какая бы ни была идеальная материальная ситуация вокруг нас, сила времени всё равно изменит это всё, изменит наше тело, уменьшит нашу способность наслаждаться внешним миром. Но внутреннее ощущение контакта близости с Богом, это, к счастью, то что находится вне времени и делает наше счастье постоянным. Таков мой ответ на ваш вопрос.
Кто такая Драупади?
00:03:17 Следующий вопрос. Ирина Немцова спрашивает. При рождении Драупади голос с небес сказал, что из-за нее начнется самая большая битва. Также из-за нее началось соперничество между Арджуной и Карной, Дурьёдхана решил мстить Пандавам, и многое другое. Так кто она по-настоящему? Какая частица Кришны?
00:03:39 Насколько мне известно, Драупади является воплощением Сварга-Лакшми. Сварга-Лакшми это одно из проявлений Лакшми деви, которая находится на Сварге, т.е. на райских планетах. У Вишну много разных ипостасей. Его энергия Лакшми деви вместе с ним присутствует в его разных формах. Поэтому, вполне естественно, что у Драупади были близкие отношения с Кришной. Но, она, конечно, была не полным воплощением Сварга-Лакшми, а какой-то её частицы. Поэтому, вполне естественно, что её могущество было весьма велико.
Душа сотворена? Количество душ всегда одинаково?
00:04:27 Следующий текст от пользователя с таким необычным именем. Пользователя зовут Малой познаёт мир. Вопрос. Если Бог – источник всего, значит Он является источником души. Это значит, что душа в какой-то момент была сотворена. Т.е., количество душ всегда одинаково раз они больше не создаются? И изначально было таким, и вечно остаётся таким?
00:04:57 Это вопрос, конечно, очень не простой. Но, тем не менее, на него есть ответ на основе простой аналогии. Вроде бы как души сотворены, с другой стороны не сотворены. Потому что, в Бхагават-гите в 12-м стихе 2-ой главы Кришна говорит: «Не было такого времени, когда бы ни существовал ты, я и все эти цари, и никогда не настанет такое время, когда мы перестанем существовать». Т.е., этим стихом Кришна утверждает вечность души. Тогда возникает вопрос: как же она была когда-то сотворена, если не было такого времени когда её не существовало? И здесь очень простая аналогия приходит к нам на помощь. Есть Солнце, которое мы наблюдаем каждый день. И одним из признаков Солнца являются лучи.
00:05:51 Итак, с одной стороны можно сказать, что лучи сотворены Солнцем. С другой стороны, не было такого времени, когда Солнце существовало бы без лучей. Поэтому, с одной стороны, лучи являются производными от Солнца. С другой стороны, они существуют столь же долго, сколько существует само Солнце. По этой причине, сколько существует Бог, а Он существует вечно, столько же существуют и души, т.е. вечно.
Есть ли индивидуальность у Параматмы в индивидуальном человеке?
00:06:20 Следующий вопрос. Татьяна О. спрашивает. Прошу прояснить следующее. Душа, которая воплощается в человеке, есть частица Бога, индивидуальна в течение времени и сохраняет свою индивидуальность, проходя все свои воплощения. А индивидуальна ли Параматма – частица Бога в этом человеке и сопровождает ли постоянная, конкретная Параматма конкретную индивидуальную душу? Это вопрос моего внука. Я не смогла ответить.
00:06:52 Ответ очень прост. Если мы изучаем Бхагават-гиту, Бхагават-гита – это ответы на все вопросы. В 13-ой главе Бхагават-гиты Кришна говорит, что хотя Параматма кажется поделенной между всеми живыми существами, на самом деле, она неделима. Она представляет собой одно целое. И как нам это лучше всего представить? Очень просто. Одно Солнце может отражаться в тысячах окон или в тысячах луж или в других отражающих поверхностях, зеркал, чего хотите. Точно также одна и та же Параматма отражается в сердцах живых существ. И сердца живых существ можно уподобить вот этим зеркалам, в которых отражается одна и та же Параматма, поэтому она не является индивидуальной для каждого живого существа. Она одна на всех, но она отражается во множестве.
Как работает память?
00:07:48 Следующий вопрос. Самат Хайдаров спрашивает. Как работает память? Как улучшить память?
00:08:01 Память является одной из функций разума. Потому что, если памяти нет, то разум просто не работает. Память создает некую базу данных, кого-то нашего определенного чувственного опыта. И это как раз та база данных, с которой разум работает, с которой разум оперирует. Поэтому, с одной стороны это одна из функций разума. С другой стороны, источником памяти является всё та же Параматма, о которой только что мы говорили. В 15-м стихе Бхагават-гиты Кришна говорит: «От меня исходит память, знание и забвение». Поэтому память (смрити), способность помнить вещи, исходит из Параматмы.
00:08:53 Тогда возникает вопрос. Можем ли мы что-то сделать, для того, чтобы улучшить свою память? И ответ утвердительный. Да, можем. Потому что, стабильность памяти во многом связана с тем, под влиянием какой гуны находится наше сознание. И люди в гуне благости, как правило, имеют лучшую память. И поэтому, если мы хотим понять, как улучшить память, ответ нужно искать в сфере, как усилить гуну благости в нашей жизни. Чем больше благости, тем крепче память. И одним из таких простых, бытовых советов может быть совет принимать молоко в небольших количествах. Горячее молоко – это самый большой концентрат гуны благости, который есть в природе. Если мы принимаем утром может быть где-нибудь за час-полтора до завтрака немножко, треть стакана горячего молока вечером, то это усиливает гуну благости и укрепляет нашу память.
Что такое нама абхас?
00:10:02 Вопрос от Саши Прахлада. Что такое нама абхас?
00:10:08 Нама абхас это термин санскритский, который обозначает буквально тень имени. Нама – это имя. Английское - name. Санскритское – нама. И абхас обозначает тень. В контексте нашей духовной практики, нама абхас обозначает, что святое имя, которое мы повторяем, оно проявляет себя не в полной мере, а лишь частично. И Бхактивинод Тхакур в такой своей книге, как Шри Харинама Чинтамани или волшебный камень святого имени приводит хороший пример.
00:10:44 Он говорит, что Солнце может находиться в зените и святить ярким светом. Мы его чувствуем. Тепло. Свет. А может находиться в таком невидимом состоянии. Допустим, на восходе Солнца, когда Солнце ещё не появилось (перед восходом), свет его из-за горизонта уже исходит. И пока этот свет и тепло от Солнца, оно минимально. Точно также, нама абхаса обозначает минимальное проявление святого имени в нашей жизни. Какой-то свет уже идёт, проявляется, но пока ещё большого света и тепла нет. Поэтому, эта стадия нама абхасы является стадией когда, есть только первые признаки того, что мы с духовной энергией как-то контактируем. Но если человек укрепляет свои отношения с Кришной в форме святого имени, то это Солнце из-за горизонта постепенно всходит, набирает силу, и нам становится и светлее, и теплее.
00:11:49 Поэтому, нама абхас это одна из начальных фаз в процессе воспевания святого имени, которую необходимо укреплять, если мы хотим почувствовать Кришну через святое имя в нашей жизни.
Если причина смерти предопределена, то зачем тогда вообще как-то заботиться о здоровье?
00:12:06 Ещё один пользователь с необычным именем. Его имя звучит как Полезные штуки. Вопрос. Если причина смерти предопределена, то зачем тогда вообще как-то заботиться о здоровье? Если, например, тебе предопределено умереть от несчастного случая, то зачем себя ограничивать в сладком, мучном и т.д.? Сходи к астрологу, или сам освой астрологию, и узнай от чего умрёшь, и наслаждайся пополной. Всё равно всё предопределено. В Шримад Бхагаватам говорится, что нужно желать здоровья, чтобы задавать вопросы об абсолютной истине. У ачарьев множество утверждений касательно здоровья. Как-то всё бессмысленно получается с этой астрологией.
00:12:51 Нет ничего бессмысленного. Есть просто наше некоторое может быть не совсем правильное понимание некоторых вещей. И вопрос задан с позиции зачем что-либо делать, как-то себя ограничивать, если какие-то вещи предопределены, поэтому не лучше ли наслаждаться пополной? При таком раскладе человек вряд ли достигнет какого-то ощутимого прогресса. Прогресс начинается именно с правильной настройки в самом начале, с правильного отношения. Поэтому, проблема не в астрологии, проблема не в том, что если человек умрёт от одного, то ему можно совершенно спокойно… Если он узнал, что он умрёт от огня или утонет в воде, то ему теперь можно прыгать без парашюта и т.д. Это неразумные выводы.
00:13:44 И астрология ставит своей целью просто показать нам определённые возможности, определённый потенциал. Она, как дорожные знаки на дороге, показывает что нас ждёт впереди. Допустим, идёт какой-то ремонт дороги, поэтому скорость нужно снижать или что-то ещё, какая-то развилка, поворот. Т.е., дорожные знаки на дороге нужны. Точно также астрология показывает нам определённые знаки на дороге жизни. И то, что человек узнал о причине своей смерти, это не обозначает, что теперь он может полностью расслабиться и делать что он хочет в какой-то другой области, которая не касается его смерти. Если он узнал, что он утонет в море, то теперь ему не грозит сахарный диабет и он может сладкое мести сколько угодно. Он может приобрести сахарный диабет, а потом утонуть в море. Но пока он утонет в море, он от сахарного диабета всё равно будет страдать.
00:14:50 Поэтому, это не очень разумное предложение. И можно сказать так, что предопределённость смерти и качество жизни абсолютно разные вещи. Поэтому, если мы узнали что-то о причинах нашей смерти, это совсем не обозначает что теперь можно бросить поводья и ничего не делать, расслабиться. Нет. С качеством жизни мы можем кое-что поделать. Именно поэтому в священных писаниях и даются рекомендации: это делай, это не делай. Поэтому, независимо от того, какова причина смерти, качество жизни, т.е. пока мы не пришли к смерти, оно находится, во многом, в наших руках.
Может ли у кого-либо кроме Кришны быть жена во Вриндаване (Голоке)?
00:15:33 Следующий вопрос. Евгений Л. спрашивает. Скажите пожалуйста может ли у кого-либо быть жена во Вриндаване на Голоке в духовном мире, кроме Кришны разумеется?
00:15:48 Можно не волноваться насчёт жён, мужей. Духовный мир – это мир полноты. Полноты возможностей. Полноты отношений. И у каждого живого существа там есть вся полнота отношений с Кришной, а раса или тип отношений какой-то один. Допустим, мальчики пастушки, их называют гопы, для них самый главный тип отношений с Кришной – это дружба. Но, при этом, все они женаты. Т.е., у них есть жёны и весь комплект. Те же самые гопи, они считают Кришну своим возлюбленным. Это их основная раса. При этом, у них есть дружба с другими гопи. Они общаются друг с другом. Называют друг друга дорогими подругами и т.д. При этом, у них есть мужья. Хотя, конечно, с такой изотерической точки зрения, мы знаем что все эти мужья это ни кто иной как Кришна, но тем не менее, формально всё присутствует. Т.е., в духовном мире есть весь комплект, полнота отношений. Но, при этом, какой-то тип из этих отношений, который связывает нас с Кришной в духовном мире, он является основным, приоритетным.
Унмук сукрити и агьята сукрити
00:17:05 Вопрос от Владимира Забелина. В книге для брахмачариев термины «унмук сукрити» и «агъята сукрити» переводятся как неосознанное благочестие. Об этом говорится в курсе бхакт. Разъясните предназначение унмук сукрити.
00:17:27 На самом деле, либо какая-то путаница с терминами, либо какое-то неправильное понимание. Унмук – нет такого сукрити. Унмук – это часть терминологии. Т.е., говорится, что есть такая карма унмук сукрити, гъяна унмук сукрити, бхакти унмук сукрити. Унмук – обозначает буквально «родившееся из».
00:17:51 Поэтому, благочестие или сукрити может быть от правильной деятельности, какой-то кармы, которая как-то была связана с духовной жизнью. Сукрити может быть «гъяна унмук сукрити», т.е., рождённая из знания, когда что-то мы уже читали о Кришне. Оттуда рождается. Или «бхакти унмук сукрити», т.е., благочестие которое родилось из соприкосновения с преданным служением. Поэтому, агъята сукрити и унмук сукрити, это отчасти разные термины. Агъята обозначает просто «неосознанное», а унмук обозначает «рождённое из». Из чего оно может родиться? Из активной деятельности – кармы, связанной с Кришной. Из гъяна унмук сукрити – знания, связанного с Кришной. Или из бхакти унмук сукрити, т.е. какого-то неосознанного преданного служения. И все эти виды сукрити (карма унмук сукрити, гъяна унмук сукрити, бхакти унмук сукрити) можно объединить в одну категорию – агъята. Т.е., если они совершались неосознанно, тогда они относятся к этой категории.
Как преодолеть разочарование в жизни?
00:18:55 Пользователь Аня спрашивает. Как преодолеть разочарование в жизни, если вкуса полностью посвятить себя йоге, кришнаизму или даже буддизму ещё нет? Как преодолеть полное бессилие и отсутствие интереса куда-то идти, что-то делать?
00:19:19 На самом деле, разочарование в жизни преодолевать не надо. Если оно пришло, оно пришло зачем-то. Разочарование, это вполне естественный итог, вполне закономерный результат каких-то неудач в этом материальном мире, которые рано или поздно происходят со всеми. Одни разочаровываются в материальной жизни чуть раньше, другие чуть позже, но разочаровываются абсолютно все. Это 100% результат. Поэтому, нужно просто напросто попытаться понять, что это обозначает в нашей судьбе. Т.е., когда мы разочаровались в чём-то одном, как правило, у нас появляется желание заняться чем-то другим.
00:20:01 И разочарование в чём-то одном обозначает, что люди ищут какого-то нового вдохновения, какого-то нового очарования. И всё что нужно, это просто найти источник этого вдохновения: будь то человек, будь то знание, будь то какой-то процесс, который питает вас этой энергией интереса, знания, любви, энтузиазма, вдохновения, что придаёт вашей жизни смысл и ставит перед вами какие-то новые задачи. Потому что, если у человека нет каких-то задач, он просто начинает деградировать, т.е. вам нужно просто определённое вдохновляющее общение, в каком бы оно виде не было: непосредственное, удалённое, так или иначе какой-то источник. И тогда, с течением времени, этот интерес к жизни, он начнёт опять проявляться и начнёте что-то делать. Т.е., нужно просто увидеть цель.
00:21:01 И цель сама по себе уже заставляет нас действовать. Допустим, видите какое-то интересное здание, и вам хочется к нему подойти, сфотографировать его или что-то ещё, т.е. это здание, это какая-то красивая архитектура побуждает вас передвигать ноги, сокращать расстояние, двигаться к нему. Точно также, любая вдохновляющая цель побуждает нас двигаться к ней. И её нужно просто найти, и я вас уверяю, что она есть. И вам просто нужно немножко более активно вести себя в режиме поиска.
Почему в храмах матаджи не закрывают бока и животы?
00:21:40 Владимир спрашивает. Мы с женой живём в маленькой деревне, давно переехали из крупного города ещё до вайшнавского мировоззрения. Хотелось больше свободы, своей земли и ментальной чистоты вокруг. В город сейчас практически не ездим, там много оголённых женщин, словно содом и гоморра, благости почти нет. Вопрос заключается в том, что и в храмах многие матаджи не закрывают свои бока и животы. Я как семейный, но ещё молодой (28 лет) человек не хочу это видеть. Для какой цели они так делают? По мне так цель ясна - чтобы привлекать преданных. Почему в наших храмах такое позволяют? Например, в Индии, где бывали несколько раз, подобного не замечено. Женщины одеваются очень нравственно, осознавая свою силу воздействия на мужчин. И почему же это не порицается? Может у нас стандарт завышен, но какой есть. Можно, конечно, не обращать внимания, как мне посоветовал один преданный, но этим можно продать что угодно, даже если бы голыми ходили.
00:22:50 Это вопрос, конечно, культуры. Да, в Индии женщины тоже носят сари и чоли, но они так одевают сари, что здесь у них всё закрыто. Это определённая культура, потому что они с детства этому научились. Это не просто одежда. Эта одежда накладывается на внутренние ценности. Когда женщины одевает сари на западе, в России, не важно где, там где распространена современная культура, получается, что они одежду взяли с востока, из Индии, а ценности у них остались прежние. Поэтому, даже одевая такую одежду как сари, они пытаются выглядеть по-прежнему привлекательными с материальной точки зрения и какие-то части тела по-прежнему, как вы говорите, сверкают и кого-то там беспокоят. Вот это как раз пример того, что внешний элемент культуры люди попытались перенять, но внутреннюю суть этой культуры они не уловили.
00:23:51 Поэтому, это не только вопрос правил, что у нас запрещено светить животами и боками. Можно, конечно, и так всё это решить, но в действительности всё решается правильным объяснением, проповедью. И, в строгом смысле слова, эти вещи, конечно же, молодым женщинам должны объяснять опытные женщины уже в возрасте. Вряд ли какие-то саньяси, старшие проповедники будут ходить, тыкать женщинам в животы и говорить: «а ну ка закрой свой живот» и т.д. Т.е., этих женщин в этом смысле должны обучать женщины старшие, более опытные, более культурные. Поэтому, я вижу только такое решение этого вопроса. Ну, или вам не обращать внимание на все эти вещи, потому что, ну допустим прикрыли все женщины в ИСККОН животы, ну хорошо, да? Вы добились своей цели, но а куда вы дальше денете все там эти ноги, торчащие из мини-юбок и т.д.
00:24:48 Это же всё равно присутствует в мире. Вы не можете всех женщин в мире заставить убрать все свои декольте, и всё прочее, скрыть все свои прелести, одеть на них на всех мешки картофельные. Вы не можете этого сделать. Мы видим, что даже мусульманский мир, который наиболее консервативный в этом плане, сейчас переживает бум либерализма, когда наоборот, женщины в мусульманских странах начинают бросать вызов, одевают мини-юбки, снимают с себя всю одежду и т.д. Поэтому, будьте готовы, что Кали-юга прогрессирует. И вы не можете так легко просто взять и всех ограничить в этом плане. Поэтому, кроме культуры, которую необходимо в храмах развивать, также необходимо ещё иметь и определённые надёжные средства индивидуальной самозащиты. Это разум человека. Это его культура. В конце концов, у семейных людей таких больших проблем быть не должно, потому что жена должна помочь мужу избавиться от этого вожделения, от всех этих разных вещей.
00:25:59 Поэтому, просто от того, что у кого-то там есть беспокойство, мы не можем весь мир заставлять повиноваться нашим побуждениям. Я согласен с вами в том смысле, что культура это лучше чем безкультурие, и лучше бы все эти животы и бока прикрывать, но для этого должна измениться система ценностей, а для этого должно быть знание. Поэтому нужно объяснять людям не только философию, о том, как оно всё в мире устроено, но и практические элементы культуры, что одежда это не просто украшение какое-то, оно также выражает определённое отношение.
Когда человек падает в материальный мир, куда в таком случае деваются духовные тела?
00:26:37 Анна задаёт вопрос. Когда Джая и Виджая вынуждены были из-за проклятия кумаров родиться в материальном мире, то куда в таком случае деваются духовные тела? Что происходит с их четырёхрукой формой? Или они сами остались на Вайкунтхе, а их экспансии ушли в материальный мир?
00:26:59 Всё, что касается духовного тела, духовного мира, это очень не простые вопросы, потому что духовный мир и духовное тело, это сфера внутренней энергии духовной энергии, которая принципиально отличается от материальной энергии. Физическое тело и прочее под более жёсткими законами находятся. Здесь возможны разные варианты. Во-первых, 3 рождения в материальном мире для Джая и Виджая, по отношению к вечности духовного мира, это даже не мгновение. Достаточно, просто прикрыть слегка глаза в духовном мире, и этого времени хватит, чтобы прожить здесь 3 или 300 жизней. Это не имеет большого значения. Это один из вариантов философского понимания этих вещей. Другой вариант, как Шрила Прабхупада объяснял не однократно, что падение в материальный мир можно сравнить с засыпанием, сном. Живое существо засыпает, и в этом сне много разных вещей происходит. Потом оно просыпается в своём первозданном облике и продолжает действовать. Вот таким образом можно эти вопросы попытаться понять.
Как понять, что душа неподвижная (из БГ 2.24)?
00:28:12 Ещё Анна задаёт вопрос. В Бхагават-гите 2.24 говорится, что душа неизменная, неподвижная и вечная. Как правильно понимать, что душа неподвижная?
00:28:27 Неподвижная обозначена термином «ачала». Чал – это корень. Двигаться. В Индии говорят чало, чало. Пойдём или двигай. Давай иди. И даже в русском языке это слово, корень «чал» присутствует: причаливать, отчаливать, чалиться (ни туда, ни сюда). Т.е., чал – это движение. И когда про душу говорят, что она «ачала», это обозначает что она находится в сердце и из этого сердца она никуда не двигается. Т.е., она в этом состоянии неподвижная.
00:29:00 Конечно есть поговорки, когда говорят, что душа в пятки ушла. К счастью, в пятки она не уходит. Она зафиксирована в сердце. Благодаря этому сердце бьётся. Это и обозначает термин «ачала». Если бы душа куда-то ушла, сдвинулась бы из состояния сердца, то наше сердце перестало бы биться. Поэтому, это жизненно важно, чтобы она была ачала, неподвижная в нашем теле.
Краткая биография Нарады Муни
00:29:28 Ещё вопрос Анны. Нарада муни. Это его вечная форма?
00:29:35 Давайте ещё раз вспомним шастры. В Шримад Бхагаватам, в первой песне, глава 4-ая, 5-ая, 6-ая описывает явление Нарады муни своему ученику Въясадеве. И потом он начинает описывать историю своего явления.
00:29:52 Т.е., согласно этой истории, Нарада муни в прошлой жизни был когда-то гандхарвом – певцом на райских планетах, который попал под проклятие вайшнавов из-за того, что не захотел участвовать в харинаме – петь святые имена и родился на земле, в семье у женщины шудры, матери-одиночки и потом он встретил мудрецов и вместе с матерью он прислуживал мудрецам. Потом его мать умерла в раннем возрасте и Нарада муни, уже получив посвящение духовное, странствовал по свету. Достиг совершенства постепенно. И его смерть совпала с концом очередного дня брахмы. И в следующем дне брахмы он уже вышел из его сердца как Нарада муни. Такая история. Такую историю повествует сам Нарада муни. Свою биографию немножко нам приоткрывает. Вот с тех пор, если эту точку принять, он Нарада муни как в такой вечной форме.
00:30:56 Это то, что я вам могу сказать по вашему вопросу. Т.е., вечный. Можно сказать, что он был таким. Можно сказать, что он стал таким. Но, если впереди бесконечность, это тоже можно назвать вечностью.
Насколько важна церемония установления Божества? Проявляется ли Кришна в неустановленных Божествах?
00:31:11 Ещё Анна задаёт вопрос. Насколько важна церемония установления Божества? Знаю преданных, которые служат неустановленным Божествам. В каких отношениях проявляется Кришна?
00:31:28 Установка Божеств, она говорит о том, что преданный официально решил установить Божества и он перед Божествами произносит определённые свои обеты, стандарты зачитывает им, каким стандартам он будет следовать. И в храмах так делается. Церемония «прана пратиштха», когда вызывают Божества, приглашают их войти. Для чего приглашают их войти? Для того, чтобы совершать служение, чтобы они больше присутствовали.
00:32:00 И вполне естественно, что чем строже преданный поклоняется Божествам, чем по более высоким стандартам, тем больше Кришна и проявляется. Каков наш мотив, какова наша деятельность, так Кришна и отзывается. Как аукнется, так и откликнется. Да, есть люди, которые поклоняются Божествам дома может быть не так строго, без установки. Это не смертельно. Хотя, конечно лучше получить какие-то рекомендации по поклонению Божествам, какое-то одобрение, какие-то благословения старших, духовного учителя (если он есть). Потому что, в идеале поклонение Божествам должно осуществляться инициированными преданными. Хотя тоже Божества разные, конечно. Бывают Божества «Гаура-Нитай» - там всё по-проще. Божества «Радха-Кришна» - это очень высокий стандарт, здесь требуется только с посвящением поклоняться.
00:33:00 Поэтому здесь всё очень просто. Насколько человек отдаёт себя служению, настолько Господь и проявляется. И поэтому, с одной стороны, церемония установки Божеств является формальной, но она свидетельствует о серьёзном подходе. То же самое, как брак: гражданский брак или брак уже официально зарегистрированный. Зарегистрированный брак обозначает более ответственное отношение. Гражданский брак тоже может быть: и отношение, и дети, и совместное хозяйство. Но, уровень отвественности ниже как правило, потому что людей не связывает договор. Т.е., примерно также можно расценивать и поклонение Божествам: установленным и не установленным. На этом мы сегодня закончим. И продолжим в следующий раз ответы на ваши вопросы. Спасибо за внимание.