Выпуск 8
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. Сегодня у нас на очереди 8-ой выпуск вопросов-ответов. И я бы хотел начать с некоторого дополнения. В одном из предыдущих занятий, по-моему в последнем вернее выпуске был вопрос о том, как на санскрите будет сказать «отец наш небесный». Я дал вариант как Джаганатх – это вариант, но я нашёл лучшую версию – Джагат Пати. Джагат Пати – это как раз будет. Пати – это отец Вселенной или вот небесный отец. От этого слова Пати вероятнее всего происходит вот это слово «батя», как вот отец. Поэтому, Джагат Пати – это будет более близкий санскритский вариант термина «Отец наш небесный».
00:00:49 Также дополнение по поводу вопроса о Будде. Значит, женщина, которая задала этот вопрос, просит уточнить какой Будда имеется в виду. Потому что, тот Будда, который описан в Шримад Бхагаватам как аватара Вишну, имя его матери и место рождения не совпадают с теми данными, которые современные буддисты принимают. Будда Шакьямуни, его мать звали не Анджани, а Махамайа. И он родился на территории современного Непала. Понадобилось некоторое время, чтобы немножко изучить эту тему. И я прочитал статью. Она достаточно большая. Я её не буду перессказывать. Я только коротко саму идею расскажу, что Будда как аватара Вишну, он явился раньше, именно в том месте, и в той семье, которая упоминается в Шримад Бхагаватам.
00:01:46 Будда Шакьямуни, которого принимают современные последователи буддизма, он родился позже и в другом месте. Но, так случилось, как вот бывает это в истории, что 2 личности, скажем так, сливаются в одну, превращаются в одну какую-то историческую персону и сейчас вот из-за этого определённая путаница. Я могу вам, если хотите, просто переслать эту статью, правда она на английском языке. Если вы там где-то как-то оставите в контактах свой адрес электронный, я просто вам перешлю и можете сами с этим более детально познакомиться. Следующий момент, дополнение тоже, перед тем как перейдём к вопросам. Это я бы хотел извиниться перед учениками Бхакти Викаши Свами по книге которого в прошлый раз был задан вопрос, по книге «Женщина – мать или господин». Хотя я сделал в прошлый раз оговорку, что я книгу не читал, поэтому все мои слова, они были не по книге, а по самой проблематике.
00:02:47 Тем не менее, несмотря на такую мою оговорку, некоторые восприняли это как-то как некоторый вызов чтоли автору книги, как что-то такое оскорбительное, хотя и близко ничего подобного не было. Поэтому, я просто прошу прощения, если каким-то образом невольно я задел ваши чувства, этого не было ни в намерениях, этого нет. Что касается самой проблематики, то я не спорю с автором книги, что идеально когда женщина это мать в своей традиционной роли и т.д. Это даже не обсуждается. Речь то не об этом идёт. Речь о другом. Что есть женщины уже по рождению обладающие другой природой. И здесь вы не можете, допустим, её искусственно в какие-то поставить рамки. Допустим, я знаю, без называния имён, одна женщина-преданная, с большим стажем в преданном служении, так уж, так сказать, случилось, что по жизни у неё нет детей, хотя она замужем там, по состоянию здоровья вот этого нет. И у неё такой очень командный, можно сказать мужской характер, и она возглавляет определённое направление деятельности, где-то как-то проявляет такую чуть-чуть вот эту «ишвара бхаву», т.е. настроение руководителя, начальника. Ну, а что с этим можно ещё сделать?
00:04:05 Сказать ей: «Нет. Ты должна родить. Ты должна стать матерью и сидеть дома». Это же будет искусственно абсолютно. Я говорил именно об этом. Т.е., я не согласен с постановкой вопроса: «или … или». Или начальник она, или жена, мать. В идеале да, традиционная роль женщины. Но что делать, если уже есть такие случаи. В конце концов, если мы возьмём Брахма Самхиту, там где описывается наш мир. Материальный мир называется термином «дэви дхама». Дэви, кто такая дэви? Дэви – это Дурга-дэви, которая командует этим материальным миром фактически. Т.е., она мать. Она мать кому? Картикее. Она мать Ганеше. И при этом она повелительница этого материального мира. Хотя, формально, так сказать Господь Шива её повелитель, в реальности Он практически не вмешивается в эти процессы. Он сидит в медитации.
00:04:58 Дурга дэви в таком очень грозном виде со своими там всеми этими трезубцами командует этим материальным, так сказать, творением. И что она? Она одновременно и мать, и повелитель, да? А махеш дхама (обитель Шивы), она уже выше. Т.е., я не пытаюсь это возвести в некий принцип. Я просто привожу примеры того, что в жизни всегда всё сложнее. И поэтому, я не спорю с автором книги по самой принципиальной теме, что женщина лучше занимает традиционную роль. Это само собой. Я говорю о тех случаях, когда по рождению женщина уже обладает другой природой. И поэтому, чем подавлять эту природу, её лучше просто использовать в служение. Вот такая у меня ремарка. И поэтому, пожалуйста, не обижайтесь на меня и не принимайте это как вызов, так сказать, автору книги. Я автора книги очень уважаю. Но, раз уж вопрос адресован ко мне, я думал, имею так сказать некое право высказаться и привести аргументацию по поводу несколько другого взгляда на эту проблему.
00:06:01 И ещё у меня есть ремарка по поводу одного комментария. Т.е., в прошлый раз или в позапрошлый раз был вопрос по поводу проведения шраддха ягьи. У меня спросили моё мнение. Я сказал, что проведение таких ягьий указывает на недостаток веры у людей в святоё имя Кришны, в процесс преданного служения. И также я там сказал фразу, что есть спрос, значит есть предложение. И один человек прокомментировал, что дескать это неправильно, что я пытаюсь там что-то оправдать. Это не так. Я ничего не оправдываю. Я объясняю, что, действительно, спрос рождает предложение и никак иначе. Например, если мы возьмём и посмотрим Веды, ведическую литературу, то можно задаться естественным вопросом.
00:07:01 Почему бы Кришне не дать в Ведах только один процесс – чистое преданное служение? Зачем там много всего? Зачем, так сказать, путать людей? Но Он даёт Веды именно потому, что у людей есть желание. Т.е., фактически, Он удовлетворяет их спрос. Именно об этом говорит один из афоризмов Упанишад, что среди вечных сознающих живых существ, есть одно вечное сознающее живое существо, которое исполняет желание всех остальных с незапамятных времён. Т.е., Он исполняет желания. И Веды называют древом желаний. Т.е., древом, которое исполняет эти самые желания. Поэтому, у людей, у большинства, которые пришли в этот материальный мир, у них материальные желания. Поэтому, большую часть Вед составляет именно карма-канда, т.е. определённая практика, которая позволяет людям осуществлять материальные желания. А Кришна, хотя по сути дела это главная тема, Его называют в Шримад Бхагаватам Веда-гухья, т.е. Тот, кто скрыт в Ведах.
00:08:07 Понимаете, т.е. получается так, что Он скрывает себя от материалистов, от тех, кто имеет материальные желания и кто может быть пока не достоин поклоняться Ему. Вот и всё. Поэтому, вот эта вот сама по себе структура Вед и доминанта всей той информации, которая там даётся показывает, что большинство живых существ в этом материальном мире материалистичны. Поэтому, Он предоставляет им такую возможность. А те, кто ищут чего-то более высокого, они получают это более высокое через процесс преданного служения. Хотя это тайна. Но, они находят её. И в этот век по милости Господа Чайтаньи эта тайна стала более открытой, очевидной. Надеюсь я прояснил свою позицию по этому вопросу. И теперь мы переходим к серии вопросов на сегодня. Елена спрашивает.
00:09:00 Что делать, если обнаружено серьёзное заболевание? И по прогнозам врачей осталось жить около года. У меня есть дочь 4-х лет. Как подготовить её к тому, что она останется без матери? Или не стоит ей вообще ничего говорить? Как правильно подготовиться к смерти, к следующему рождению? Очень сложно отвечать на подобные вопросы. Потому что, это не просто там какие-то уже досужие вопросы ради праздного любопытства, а очень практичные вопросы, которые вытекают из очень серьёзной проблемы. Конечно же, дочери ничего говорить не надо. Ей всего 4 года. Вряд ли она это всё правильно поймёт и оценит. Если случится неизбежное, то родственники сами потом объяснят ей всё это. Вам об этом не нужно говорить. Вы должны за оставшееся время вложить максимум любви, каких-то позитивных ценностей в неё.
00:10:01 А что касается вашей собственной подготовки, то здесь не нужно готовиться к следующему рождению. В таких ситуациях, когда уже дан какой-то срок, это конечно с одной стороны страшно для ума и для эго, с другой стороны это также некоторое благословение в том смысле, что вы получили какое-то определённое время на подготовку. И когда у человека остаётся мало времени, это в действительности включает систему ценностей. И вторичное уходит на второй план. А первичное становится вот таким вот ощутимым, реально важным. Т.е., это позволяет людям как-то быстрее собраться. Т.е., ваша задача за это время, которое отпущено максимально собраться именно со своей духовной концентрацией и со своими духовными целями.
00:10:57 И дай Бог чтобы это получилось. Ну, во-первых, дай Бог, чтобы диагноз, так сказать, не подтвердился. Это первое. Потому что, рановато конечно уходить, когда ребёнку так мало лет. Но если, тем не менее, значит, диагноз верен и так оно и есть, времени осталось мало, тогда всё что нужно, это, так сказать, максимально сконцентрироваться. И я желаю вам в этом плане, так сказать, такой вот повышенной концентрации, все вам мои наилучшие пожелания и благословения в этом вопросе. Вопрос. Прахлад Нрисимха даси спрашивает. В Шримад Бхагаватам 3.31.20 в комментарии Шрила Прабхупада пишет: «Под влиянием майи, внешней энергии Господа, живое существо, едва появившись на свет, сразу же забывает обо всём. Поэтому, обращаясь к Господу, ребёнок говорит, что предпочитает оставаться в материнской утробе и не выходить на свет.
00:12:04 Известно, что именно по этой причине Шукадева Госвами в течении 16 лет находился во чреве матери. Он не хотел попадать в плен телесных представлений о жизни. Обретя в утробе матери духовное знание, он, по истечении 16-ти лет, вышел оттуда и сразу покинул дом, чтобы не попасть под влияние майи». Объясните пожалуйста, каким образом младенец может сразу покинуть дом. Или Шукадева Госвами родился и в короткие сроки возмужал? Эти вещи для обычных смертных живых существ не возможны. Шукадева Госвами не является обычным живым существом. Он относится к категории маха-пуруша. «Маха-пуруша» обозначает «великая личность». И величие его как раз состоит в том, что его возможности значительно превосходят возможности обычных людей.
00:12:57 Поэтому их мы не можем никогда оценивать по ограниченному тому опыту, который мы наблюдаем. Т.е., в целом мы знаем как развивается ребёнок в утробе матери, когда он рождается и т.д. Что он беспомощный какое-то первое время. Но, Шукадева Госвами, он уже так сказать практически появился такой самоосознавшей зрелой личностью. Это так же как, допустим, на райских плланетах, когда живое существо приходит на райские планеты, оно там не рождается, оно не проходит там какие-то этапы от младенца там до ребёнка, юноши там и т.д. Он сразу появляется там взрослым. Точно также такие личности как Шукадева Госвами, это личности, обладающие сверхъестественными способностями. Поэтому, для них вот, все те этапы, которые проходят обычные обусловленные души, не являются обязательными.
00:13:50 Это вот всё, что я могу по этому поводу сказать. Алиса спрашивает. Скажите пожалуйста, как простить себе аборт. Много лет назад сделала его по глупости. Не верила тогда в душу. Была материалистом-атеистом. И только познакомившись с ведическим знанием, поняла всю тяжесть своего проступка. Теперь не могу решиться на беременность, так как считаю, что больше не имею права. Нет такой ошибки, которую невозможно было бы исправить, которую невозможно было бы простить. Если хотите вечно мучиться от этого чувства вины, никакого толку от этого не будет. Вместо этого лучше сделать что-то позитивное, компенсировать каким-то позитивным действием, вкладом, чем постоянно думать о негативе. Вы уже достаточно раскаялись, поняли свою ошибку, в продолжении этого нету. Даже в аду там какие-то наказания тоже имеют конец. Поэтому, нет необходимости обрекать себя на вот это вот вечное самонаказание, самобичевание, этим чувством вины.
00:14:59 Вы осознали, что вы сделали ошибку. Теперь, пришло время чем-то позитивным это компенсировать. Поэтому, я думаю, что позитивные вещи они как-раз перекрывают негативные. Поэтому, я думаю, что вам нужно решаться на рождение ребёнка и вложить в него всю ту любовь, которую вы, так сказать, недодали во время вашего первого ребёнка, который пришёл к вам. Андрей спрашивает. На киртане иногда творится какое-то сумасшествие. И потом все говорят: «Экстаз. Духовный мир». Но меня терзает сомнение, что это может быть просто гуна страсти и что в этих безумных плясках, хороводах можно затеряться само Святое Имя. Так ли это?
00:15:46 Может быть так. Может быть не так. В действительности, не сразу можно отличить от этого трансцендентного экстаза. И я согласен, что иногда бывает что-то такое, действительно странное, когда и травматизм, люди там как-то и толкаются и ноги ломают, и руки, всё это так сказать было. И это конечно уже следствие гуны страсти, а не трасцендентного экстаза. Хотя, вот здесь самое главное, чтобы понять, что это такое на самом деле, нужно быть настроенным на духовную волну. И многое зависит от настроения, в котором находится ведущий киртана, и тех, кто участвует в нём, подпевают. Потому что, киртан это не просто какое-то там музыкальное танцевальное действие, а это форма поклонения Верховной Личности Бога.
00:16:39 Так ягъя, так процесс поклонения происходит в нашу эпоху. И, если сознание ведущего и участвующих трасцендентно, тогда мы можем смело утверждать, что это духовное явление, каким может быть внешне, какими-то такими безумными даже действиями это всё не сопровождалось. В Чайтанья Чаритамрите описываются киртаны на Ратха-ятре. Когда Господь Чайтанья там пел, танцевал, это тоже походило на какое-то внешнее, определённое сумасшествие. Но это было действительно духовное блаженство, духовный экстаз. Если сознание ведущего и участвующих не такое, то, значит, соответственно это может быть гуна страсти так же. Но для того, чтобы понять что это, нужно быть настроенным на волну. Я помню смотрел как-то записи середины 60-х годов, даже первой половины 60-х годов, когда было явление битломании.
00:17:38 Битлз выступали на стадионах, больших залах. И что там происходило с молодёжью? Вот реальная истерика. Они просто в истерике бьются. Я запомнил одну сцену. Когда какая-то там девочка-подросток, у неё там слёзы, истерика, она прямо как одержимая бьётся. А рядом сидит её мать, видно что она пришла с ней, за свою дочь немножко опасается. И мать такая сидит с каменным лицом абсолютно. Тогда как дочь там какие-то сильные эмоции переживает, а мать слышит ту же самую музыку, находится в том же самом месте – ноль эмоций абсолютно. Это обозначает, что она внутренне на эту волну не настроена. Поэтому её вот эта вот волна она не приводит в то состояние, в которую она приводит её дочь-подростка. Точно также, для того чтобы понять, это духовное блаженство или это какая-то гуна страсти, нужно понять в какой гуне мы сами находимся.
00:18:32 Если мы сами находимся на духовном уровне, то мы почувствуем это духовное блаженство. Т.е., как бы на одной волне мы будем находиться, настройки общие. Если же человек находится на уровне где-то ниже значительно, то он может не понимать какое это всё отношение имеет к нему. И поэтому здесь нет однозначного ответа. Потому что, может быть вы правы, может быть вы не правы. И как я сказал, всё зависит от того, в каком настроении находится ведущий, в каком настроении находятся участники и в каком настроении находится человек, который оценивает всё это. Т.е., каково его состояние. Вот только по совокупности этих факторов можно реально оценить о чём мы говорим – о духовном блаженстве или о гуне страсти.
00:19:20 Андрей спрашивает. Вы говорили, что принятие инициации это первая ступень садхана-бхакти. Я правильно понимаю, что сознание ученика (садхаки) выше чувственного уровня? Т.е., он уже прошёл анартха-ниврити или, как минимум, почти прошёл? Нет, не правильно. Садхана-бхакти это как раз задействование чувств в служение Господину чувств. И анартха-ниврити происходит в процессе садху-санги (общения с преданными, желательно с возвышенными преданными), и в процессе бхаджана-крийи, т.е. практики, в частности там какие-то элементы поклонения божествам и т.д., на которые требуется инициация. Поэтому, не нужно думать, что человек, получивший первое посвящение – это человек, прошедший анартха-ниврити или почти прошедший.
00:20:17 Отчасти. Допустим, если он следует регулирующим принципам, это уже обозначает, что многие вещи он в себе победил. Но, анартхи, они же очень тонкие бывают: желание славы, почёта и т.д. И они в чём-то даже более опасны, чем какие-то грубые материальные привычки. Поэтому, анартха-ниврити проходится не так может быть быстро как хотелось бы. И поэтому, Рупа Госвами говорит, что инициированный преданный – это новичок, который просто пытается повторять Святое Имя. Далее вы спрашиваете. И ещё я слышал от старших, что в шастрах говорится, что без духовного учителя невозможно даже на шаг продвинуться. Да, это верно. Но, не всегда люди правильно эту фразу понимают. Потому что, духовный учитель в первую очередь это носитель наставлений (шикш), потому что именно они нас вдохновляют.
00:21:16 Они побуждают нас менять свою жизнь, образ жизни. Они помогают нам освобождаться от сомнений и т.д. И без наставлений действительно никуда. И дальше вы спрашиваете. Правильно ли я понимаю, что принять прибежище у духовного учителя и продвигаться в духовной жизни можно до принятия дикша-гуру, и фактически гуру появляется с момента принятия Шрилы Прабхупады как шикша-гуру? Да, именно так. Т.е., гуру-таттву мы должны понимать в самом широком смысле слова. В Чайтанья Чаритамрите описывается, что изначальный гуру (чаитья-гуру), он находится в сердце (Параматма). Потом Он проявляется перед нами в форме освобождённой души. Допустим, в нашем контексте, для преданных ИСККОН это Шрила Прабхупада как освобождённая душа – главный шикша-гуру для всех преданных ИСККОН.
00:22:14 И далее, уже идут другие преданные. Кто-то из них играет роль дикша-гуру, кто-то из них играет роль текущего шикша-гуру, который отвечает на ваши вопросы, он учит вас каким-то практическим вещам. Кто-то выступил в качестве вартма-прадакшака гуру, т.е. впервые указал вам путь, и т.д. Поэтому, если мы широко понимаем гуру-таттву, то в этом смысле, когда нам говорят, что без учителя невозможно никакое продвижение, это совершенно верно. Но, если мы это утверждение сводим только до узкого значения, до одной роли дикша-гуру, то это не верно. Потому что, дикша является лишь одним из фрагментов духовной жизни. Духовная жизнь включает в себя многие компоненты, в том числе духовная жизнь начинается ещё до дикшы. От принятия наставлений, шикша, вот с чего начинается духовная жизнь.
00:23:06 Инна Инна. 2 раза одно и то же имя. Спрашивает. Сейчас очень много книг и практик с различными медитациями силой мысли. Действительно ли силой мысли можно исполнять свои желания? В Ведах ведь есть разделы, говорящие о силе мысли. Или желания исполняются только по воле Бога? Расскажите пожалуйста об этом. Был в своё время популярный такой фильм «Секрет», где вот эта вот идея пропагандировалась, что стоит вам загадать желание, визуализировать его, постоянно как-бы так вынашивать в уме, и с течением времени оно принесёт плод. Ну, в общих чертах, коротко. Что в этом фильме верно? Верно, то что, действительно, осуществление желаний начинается с тонкого уровня, переходит на грубый. Это верно отчасти.
00:24:02 Вот это утверждение, что начинается всё с тонкого, а потом переходит уже на грубый. Так всегда. Сначала человек, допустим, перед тем, как идти в магазин, он пишет себе список что ему нужно купить, чтобы не забыть. Т.е., происходит такая покупка на уровне тонком, ментальном уровне, а потом он приходит и уже реально осуществляет всё. И так на всём. Сначала чертёж, план дома, потом дом. Сначала выкройка платья, потом платье. Т.е., такая тонкая форма работы. Вот эта часть, она верна была в этом фильме «Секрет». Что же там было не верно? Не верно то, что любое желание любого человека может исполниться и т.д. Т.е., в данном случае, не учитывался такой фактор, как индивидуальная карма. А её не учитывать, увы, нельзя. Поэтому, когда мы говорим о силе мысли, о осуществлении желаний, если речь идёт материальной сфере, то здесь наши материальные возможности на какую-то жизнь, они ограничены кармой.
00:25:01 Но есть хорошая новость. Что если мы свои желания переносим в сферу духовной жизни, которая уже не связана впрямую с нашей кармой, то вот тут как раз вот эта визуализация наших взаимоотношений с Кришной, медитация на все эти вещи, это как раз то, что может сработать по полной программе. Поэтому, если говорить о силе мысли, то лучше всего это будет работать как раз в духовной сфере. А в материальной сфере это будет работать отчасти. Отчасти почему? Потому что, это всё-таки ограничено нашим кармическим потенциалом. Далее, второй вопрос от Инны. Расскажите, пожалуйста, о мантре Шиве «Ом намах Шивая» и о гаятри-мантре. Какой силой они обладают? Они как маха-мантра? Или отличаются? В чём разница?
00:26:04 Отличаются. Если бы они не отличались, они не имели бы другой формы. Всё имеет отличие определённое. «Ом намах Шивая» это мантра поклонения Господу Шиве, здесь выражение почтения Ему. Здесь больше я добавить не могу. А что касается гаятри-мантры, то гаятри – это в строгом смысле слова размер поэтический. Это определённое количество слогов в мантре. Потому что, «гаятри» – это общее слово. Существует очень много гаятри-мантр: есть Брахма-гаятри мантра, есть гуру-гаятри мантра, есть Кама-гаятри мантра, есть мантры Ганеше. Размеры гаятри, и т.д. Их очень много, гаятри-мантр. Но, если мы говорим о вайшнавской традиции, вайшнавы обычно используют Брахма-гаятри, гуру-гаятри, гаятри Господу Чайтаньи. И так называемая Гопала-мантра ещё, и Кама-гаятри мантры.
00:27:06 Они все отличаются внутренним настроением и смыслом. Что касается маха-мантры, Харе Кришна маха-мантры, то она принципиально отличается от многих вещей тем, что в этой мантре заложено желание, позыв служить Кришне. Т.е., мы обращаемся к Нему, к Его внутренней энергии, просим Его принять нас в служение. Т.е., мы уже себя, так сказать, позиционируем как слуги, говорим пожалуйста задействуй нас в преданном служении. И если, допустим, обычно люди говорят: «Что мантра даёт мне?» То когда мы говорим про маха-мантру это – «Что мы даём Кришне?» Т.е., мы предлагаем себя в качестве служения. Часто люди говорят: «Тут молитва, мантра. Дай нам то, дай нам это, дай нам хлеб насущный, дай нам что-то ещё». Т.е., позыв такой – дай. Т.е., на потребление.
00:28:05 Когда же мы говорим о Харе Кришна манре, мы говорим: «На». Это от себя. Это предложение. Это предложение своих услуг. Предложение своего служения. Вот в этом принципиальное различие. Наталья спрашивает. Смотрели, слушали из рубрики «Вопросы-ответы» первые выпуски. Там вопрос из второй главы Бхагават-гиты, 24-ый стих, про неподвижность души в сердце и её качества – ачала. И это фиксация жизненно необходима для человека. Мой сын спросил: «А что происходит, когда делают операцию по пересадке сердца?». Я не смогла объяснить. Пожалуйста, объясните, действительно где пребывает душа при пересадке?
00:28:50 Душа пребывает не в самом физическом органе сердце. Она пребывает в области сердца. И пересадка сердца, трансплантация это примерно то же самое, что смена двигателя в машине. Если двигатель сломался, его можно заменить, но владелец машины каким был, таким и остался. Поэтому, душа это владелец тела. А сердце – это просто мотор, просто двигатель, который можно пересадить. Поэтому, важно понять, что душа не внутри физического сердца находится, а в области. Т.е., она спроецирована туда. Т.е., примерно в этом месте находится. Но она трансцендентна, т.е. она, как вот, допустим, изображение на экране. Можно сказать, что изображение на экране, но если в экране там проделать дырку, прорезать его, на изображении это никак не скажется, потому что изображение оно из другой реальности проецируется, на некотором расстоянии. Точно также, душа просто находится здесь, в этой области, но она в другой реальности, в другом измерении, поэтому сердце одно вытащили, другое вставили – живое существо осталось прежним.
00:29:55 Максим спрашивает. В одном из выпусков «Вопросы-ответы» вы упомянули о воздержании. Вы сказали о том, что если человек держит целибат на уровне тела, но на тонком плане – нет, то в таком случае у человека развиваются определённые болезни мочеполовой системы. Хотелось бы уточнить, что означает воздержание в данном случае? По моему скромному пониманию, в наше время, в Кали-югу, мысли о противоположном поле, и связанных с ними действиях могут быть абсолютно у каждого, хоть ненароком. И не важно кто он – брахмачари, грихастха или даже саньяси. Но ведь это же не значит, что абсолютно у всех будут болезни, связанные с этой сферой? Что же для самого человека является критерием по определению того, держит он целибат «в голове» или нет?
00:30:51 Нужно понять одну простую вещь, что мысли о противоположном поле закономерны для всех, потому что мы живём в мире где есть 2 пола. И в духовном мире они также присутствуют, поэтому эти мысли всегда есть. Вопрос: что мы с этими мыслями делаем? Понимаете? Когда у человека такой глубокий дух чувственного наслаждения, тогда понятно, что когда приходят к нему образы, мысли о противоположном поле, он эти мысли все сразу запускает по этому циклу наслаждения внутри себя. Но не все же люди такие. Если человек, допустим, сумел перейти на ступень слуги, тогда он думает о том, как задействовать всё, любую природу, хоть мужскую, хоть женскую. И что касается вот этого вопроса, то здесь есть отличия между тем, что какие-то мысли о противоположном поле и интенсивная медитация на взаимоотношения с противоположным полом. Вот в этом разница.
00:31:55 Если у человека очень сильная гуна страсти внутри, которая побуждает его наслаждаться, и внешне он себя очень сильно ограничил, тогда возникают сложности, как, допустим, там, не знаю, где-нибудь в армии, где мужчины ограничены в этих возможностях или в местах заключения и т.д. Всё это какие-то порой не нормальные, не естественные формы приобретает, потому что именно вот это сильное противоречие между внутренним желанием и внешним ограничением. И поэтому, если человек, допустим, следует, пытается следовать внешне, хотя внутри очень сильная страсть, это обозначает, что у него неизбежно будут какие-то срывы регулярные в этой сфере. Более того, аюрведа говорит интересную вещь, что всё что в нас входит, всё что из нас выходит, оно входит благодаря входящим пранам, выходит – благодаря исходящим пранам.
00:32:55 И у каждого человека есть определённые позывы, допустим, такой, прошу прощения, туалетный пример, т.е. когда мы хотим в туалет, это обозначает, праны выталкивают эти все субстанции через нашу выделительную систему и аюрведа говорит, что вот этим вот побуждениям, как говорится, зову природы сопротивляться ни в коем случае нельзя. Если вы там, скажем, мочевой пузырь или прямая кишка, если человек долго удерживает в себе то, что организм выталкивает, в этой сфере однозначно разовьются аномальные явления. Поэтому, допустим, в Индии, здесь такая в этом плане шокирующая для запада культура, что они могут в любом месте там остановиться, в туалет сходить, для них это вообще не проблема, потому что они приучены с детства, что терпеть эти позывы нельзя.
00:33:45 Теперь, допустим, идём дальше и переходим в половую сферу. Допустим, мужчина молодой, здоровый, он там питается, ест, у него есть этот гормон тестостерон, вырабатывается семя. Если он внутренне не готов, допустим, к полному отречению, оно тоже, скажем так, просится наружу периодически. У каждого человека там с разной периодичностью. Если этот внутренний позыв на вот это семяизвержение очень сильный и человек его сдерживает, вот с этого момента и начинается уже патология. Понимаете? Т.е., как бы такое сильное противоречие между внешним и внутренним. Поэтому, этому принципу воздержания естественно следовать тогда, когда у человека уже вот эта внутренняя культура соответствует этому внешнему ритуалу целибата. Т.е., когда такое соответствие между внутренним и внешним, тогда проблем не будет.
00:34:45 Но если очень сильное несоответствие между внутренним и внешним, вот в этом месте возникают проблемы. Тут у каждого всё, как говорится, индивидуально. Это долгая тема. Я вам просто рекомендую послушать мой семинар, который называется «Стрелы Камадева» за январь вот этого 2018-го года на моём сайте. Там эти вещи более подробно рассматриваем. Ирина спрашивает. Скажите пожалуйста, что такое беспристрастный ум и как научиться не воображать Бога, не придумывать Его и правильно ли это? Беспристрастный ум – это ум, который не отдаёт предпочтение ни одному из проявлений двойственности в этом мире. Мы живём, здесь всё время двойственность сопровождает нас: успех-неудача, холодно-тепло, там что-то ещё… И обычно пристрастие обозначает, что вот это мне нравится, это мне не нравится. Всё время выбираю что-то из двойственности, да? Т.е., двойственность – это мир иллюзии. Я какую-то сторону иллюзии принимаю, какую-то отвергаю. Т.е., пристрастный ум – это ум, который смотрит на любые проявления этого материального мира, приятные, не приятные, и он беспристрастен в том смысле, что он не участвует ни в том, ни в другом.
00:35:59 Потому что его привлекает третье, более высокое, то что стоит выше двойственности. А что касается тенденции как не придумывать Бога, зачем Его придумывать, когда Он описан в деталях. В Ведах описывается множество различных аватар Бога, различных форм, причём достаточно детально. Нужно просто изучать эти вещи и медитировать на эти форма, и тогда нет необходимости придумывать всё это. Лила Пуруша дас спрашивает. Прошу ответить на следующий вопрос, который часто всплывает в рядах нашего общества. В нашем обществе, ещё при жизни Шрилы Прабхупады происходили далеко не нравственные ситуации. Порой даже противозаконные. Ходят даже слухи об отравлении Шрилы Прабхупады. Они происходят и поныне. Таков мир. Таково время, в котором мы живём. Таково разнообразие качеств людей, их мотивов, которые приходят в это духовное общество.
00:36:59 Вопрос в следующем. Как реагировать на эти ситуации и поступки, которые с одной стороны дискредитируют наше общество, философию, всю традицию, Шрилу Прабхупаду и Самого Кришну, а с другой стороны не должны вызывать у нас агрессию и разрушение нашей же веры и веры преданных нашего общества? Для того, чтобы иметь иммунитет ко всяким разным негативным вещам, нужно быть внутренне достаточно сильным человеком. Нужно иметь достаточно сильный духовный разум. И дело всё в том, что Шрила Прабхупада однажды сказал, что: «ИСККОН, общество сознания Кришны, это как госпиталь, больница». А кого вы найдёте в больнице? В больнице вы найдёте больных и врачей. И, допустим, кто-то там в больнице умер там, или что-то ещё, там осложнилась болезнь, вы же не удивляетесь – это же больница.
00:37:53 Бывает даже такая ситуация, что врач, который лечит других, сам может заболеть. Бывает такое? Бывает. Поэтому, если мы посмотрим на наше общество с позиции вот такой аналогии, которую Шрила Прабхупада приводил, тогда мы многим вещам не будем удивляться. Потому что, всё-таки есть же и другие примеры – в больнице также люди и вылечиваются полностью. Да. Никаких проблем нет. Поэтому, для того, чтобы, скажем так, наша вера не пострадала, для этого нужно иметь знание. И при помощи знания мы можем препарировать, т.е. проанализировать, разобрать любую ситуацию и увидеть, что эта ситуация в действительности не Кришну дискредитирует, не Прабхупаду, не общество ИСККОН, а просто показывает как живое существо может развиваться правильно или не правильно. Допустим, нарушая какое-то определённое правило, тут же возникает болезнь возрастая.
00:38:50 Допустим, если больной в больнице нарушил режим или нарушил какие-то правила, диету там или что-то ещё, не выпил вовремя лекарство, его болезнь усугубляется. Так? Так. Вот точно также, Шрила Прабхупада дал определённый процесс, это есть ни что иное как процесс излечения души. И вот если люди не правильно используют этот предписанный рецепт, вот тогда и усиливается болезнь. А усиление болезни проявляется в разных аномальных вещах: поведении, там каких-то поступках, всё прочее. Поэтому, в общем-то можно даже из негативной ситуации делать правильные, вполне позитивные выводы о том, как не надо себя вести. Или что такое ошибки, допустим, в духовной жизни и в преданном служении? Поэтому, учиться можно даже на негативных ситуациях, при этом у нас должно быть правильное знание, разум и чёткое осознание, что мы находимся не в идеальном мире. Поэтому, люди приносят сюда какие-то свои тенденции. Эти тенденции могут проявиться также в духовной организации.
00:39:49 Андрей-84 спрашивает. У меня такой вопрос. Во время чтения мантр (маха-мантры, гаятри, Ом Намах Шивая или любая другая) у меня примерно через 30-40 минут происходит состояние, примерно похожее на сон. Т.е., глаза закрываются и их хочется держать только закрытыми. Но есть лёгкий страх уснуть. А ум продолжает чётко и спокойно в своём режиме читать манру. Что это за такое чувство? Или я что-то делаю не так? Если вы читаете всякие разные мантры совершенно из разных традиций, из разного настроения, в принципе, это вполне может быть закономерно, что в голове какие-то такие не совсем правильные процессы происходят. Потому что, если, предположим, съесть какие-то несовместимые продукты, то хотя вроде это хороший продукт, и это хороший продукт, но вместе они дают какую-то там может быть не очень хорошую комбинацию. У вас очень качественный горох и очень качественная капуста. Если вы соединяете качественный горох и качественную капусту, у вас там внутри начинают происходить какие-то страшные процессы.
00:40:59 И поэтому, когда мы кому-то поклоняемся, лучше определиться с этими вещами, чтобы не было такой внутренней несовместимости. Это может быть один аспект проблемы. Предполагаю. Второй аспект проблемы состоит в том, что если человек начинает физически засыпать, это обозначает, что наваливается энергия тамаса, т.е. невежества. И в этом случае, совет, который я могу дать, это просто повторять мантру не сидя, а встаньте, прогуливайтесь. Т.е., добавьте немножко раджаса. Т.е., раджас – движение, страсть – она по меньшей мере нейтрализует тамас, потому что повторять мантры совершенно спокойно сидя, не засыпая, не дёргая мешочком вот так вот, не дёргая ногой постоянно, могут только люди в гуне благости. Когда вы видите вот такое – трррээ, мешочек дёргается, нога вот так дёргается, значит гуна страсти выходит. Понятно?
00:41:53 А людей, которые совершенно спокойно, сосредоточенно, не засыпая повторяют мантру, это либо трасценденталисты уже (чистые личности), либо это, по меньшей мере, люди в благости. Начинаете засыпать – тамас наваливается. Встаньте, походите. Простой совет. Рикардо. Очень длинный вопрос. В связи с этим я прошу вас, уважаемые зрители и слушатели, старайтесь свои вопросы формулировать максимально кратко. Т.е., нет необходимости тут истории рассказывать, варианты, так-сяк, развитие сюжета, просто задайте вопрос в двух-трёх предложениях, не больше, это повысит мою производительность. Я за один выпуск смогу больше отвечать на вопросы. Поэтому, учитывайте этот момент пожалуйста. Итак вопрос.
00:42:45 Почему мир не может существовать без дуальности. Наверное, вы ответите… Т.е., вы уже начинаете за меня мыслить. Вот этого делать не надо. Наверное, вы ответите, что тогда не будет жизни. И это скорее всего утверждение верно. Но тогда получается, что мир похож на некий генератор, большой завод, который что-то производит для потребления чего-то или кого-то. Смотрите, пункт 1-ый вы пишете – злые силы. Пункт 2-ой – добрые силы. Их соединение рождает какой-то процесс. Получается, что когда выбираешь какую-либо сторону, засыпаешь и попадаешь в сюжет, таким образом отыгрывая свою роль для конечного продукта, который получает кто-то или что-то. Нас никто не спрашивал, хотим ли мы быть плохими или добрыми. Нас никто не спрашивал, хотим ли мы быть счастливыми или несчастными и т.д.
00:43:36 Что вы думаете по этому поводу? Есть ли возможность избавиться от этого рабства, которое сковывает нас невидимыми цепями. Дело в том, что душа то не умирает в течении 40 дней, её можно видеть, она может видеть нас, она может двигаться, она хранит все воспоминания, у неё сохраняются все эмоции, но она почему-то не издаёт звуки, во всяком случае для человеческого уха не слышно, а после 40 дней куда-то исчезает. Так что смерть это не конец. Нас опять после смерти куда-то отправят, судя по всему, не по нашей воле. Вот видите, Рикардо, сколько времени вы отняли. А вопрос можно было задать просто, коротко и ясно. Мой ответ будет в два раза короче вашего вопроса. Это не упрёк, но пожелание. Поймите, да? Итак, я отвечаю вам вопросом на вопрос. А какая у вас альтернатива, т.е. какое у вас встречное предложение? Совершенно очевидно, что вам не нравится это положение зависимости. Хорошо.
00:44:35 Хотите быть не зависимым от всего? Это возможно. Но это положение Бога. Поэтому, это возможно и невозможно. Единственное состояние, в котором существо может быть независимым почти ни от чего, это состояние освобождения, называемое «брахмананда», т.е. когда живое существо оказывается на территории между духовным и материальным миром. Вот это вот сияние Брахмана. Хотите этого? Пожалуйста. Это возможно. Можно достичь брахмана (освобождения). Место Бога, увы, занято. Если вы ни в чём не хотите участвовать, пожалуйста брахман вас ждёт, так сказать, вот есть там такие живые существа. В действительности, всё что вам нужно, это ясно сформулировать что вы хотите. Потому что, вы описали ситуацию – чего вы не хотите, что вам навязано. Прекрасно, я понял, что вы этого не хотите.
00:45:27 Теперь вопрос – что вы хотите? Сформулируйте это. В Ведах существует методика, которая позволяет вам этого достичь. Т.е., в мире есть полнота возможностей. А в целом, ваш вопрос – обычный бунт против положения вещей. Но, измените желание, сформулируйте их, заработайте, следуя определённому процессу и получите. На этом мы сегодня закончим. Вместо 20-ти вопросов рассмотрели всего 11, поэтому ещё раз моё вам пожелание – формулируйте свои вопросы коротко и ясно. Спасибо. До новых встреч. Харе Кришна.