Выпуск 10

14 января 2019
Каков источник происхождения «Чайтанья-упанишад»? Как научиться прощению? Расскажите о йоге приема пищи. Можно ли слушать лекции Лакшми Нараяны даса? Почему подростки носят серьги и отращивают длинные волосы? Как бороться со стрессом людям с вата-конституцией? Что означает, если живое существо рождается не на 9-м месяце, а на 7-м месяце? Почему из одной утробы одновременно приходит сразу двое детей? Почему во время киртана накатывают слёзы? Что происходит с душой при трансплантации сердца? Если каждый является инструментом в руках Всевышнего, то почему ему позволено безнаказанно издеваться над другими морально и физически? Насколько Господь принимает служение в невежестве? Правильно ли утверждение о том, что ИСККОН это брахманическое общество? Каковы различия (в плане поведения, привычек) людей разных варн в этом брахманическом обществе? Правильно ли советовать читать Бхагават-гиту внуку, который сидит в тюрьме? Куда направлять сознание при чтении маха-мантры: на изображение Кришны (на стопы) или внутрь себя (в сердце)? В чем причина религиозного экстремизма? Зачем демонам нужен свой духовный учитель (Шукрачарья)? Является ли невежеством вера в теорию плоской Земли, во всевозможные заговоры тайных правительств, масонов и т.д.? Что означает утверждение «отдавать 50% от дохода на сознание Кришны»? Что означает утверждение «посвящать все плоды своей деятельности Кришне»? Почему мы в силах отказаться от наслаждений, но у нас нет власти, чтобы отказаться от боли? Правда ли, что демоны питаются человеческими эмоциями? Почему Бог не проливает свою милость на людей, живущих в Сибири?
ответы на вопросы для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:49:23 | качество: mp3 64kB/s 22 Mb | прослушано: 76 | скачано: 48 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Приветствую вас, уважаемые зрители нашего канала. Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы. И сегодня у нас 10-ый выпуск. Мы по-прежнему находимся в Маяпуре, в западной Бенгалии. И сегодня 13-ое января 2019-го года.

Каков источник происхождения «Чайтанья-упанишад»?

00:00:25 Первый вопрос сегодня задаёт Алексей. Он пишет. В интернете иногда встречаю разоблачительные статьи, видео о кришнаитах и их литературе. Меня это смущает. Я не знаток Вед и потому не могу противопоставить аргументы в защиту. Авторы статей ставят конкретные вопросы. Не могли бы вы ответить на часть из них? И Алексей приводит ссылку, значит, на какую-то группу в «ВКонтакте». И я прочитал по этой ссылке.

00:00:56 Суть претензии автора этой статьи состоит в том, что, якобы, текст под названием «Чайтанья-упанишад» не содержится в ведическом классическом каноне и откуда он появился, это не понятно. Т.е., вот такую претензию автор этого материала предъявляет. Ну, и непонятно каковы выводы. Т.е., что он на этом основании делает, какие выводы? Потому что, текст «Чайтанья-упанишад» фактически крайне редко используется. Допустим, во всех книгах Шрилы Прабхупады я не нашёл ни одной ссылки на этот текст. Может быть, я плохо искал. Я через «vedabase» (электронную версию этой самой программы, где книги Шрилы Прабхупады содержатся) не нашёл ни одной ссылки. Т.е., Шрила Прабхупада в основном ссылается на Бхагават-гиту, на Шримад Бхагаватам, на Ишопанишад, Бхакти-расамрита-синдху (это «Нектар преданности»), Упадешамриту, на какие-то Упанишады, так сказать, классические.

00:02:04 Т.е., в общем-то, я не нашёл чтобы он где-то, как-то приводил «Чайтанья-упанишад» в качестве какого-то мощного доказательства чего бы то ни было. Да. Я слышал об этом тексте. Читал его даже когда-то. Вот. Но он не является одним из что ли главных источников наших доказательств божественной природы Господа Чайтаньи или Кришны. Все эти вещи, на которые мы ссылаемся, они в основном содержаться в Шримад Бхагаватам, в Бхагават-гите, в частности явление Господа Чайтаньи, оно предсказано в Шримад Бхагаватам, в 11-ой песне. Это известный стих: «Кршна-варнам твиша акршнам санга упанга астра паршадам йагъйаих санкиртана прайаих йаджанти хи сумедхасах». В этом стихе говорится, что в нашу эпоху, в Кали-югу, Кришна будет цветом, противоположный Кришне. Обычно Кришна как тёмный. А здесь противоположное тёмному, значит светлый – Господь Чайтанья.

00:02:58 И что он придёт в сопровождении своих спутников и при нём всегда будут, так сказать, 2 вида оружия. Оружия Господа Чайтаньи это святое имя («Харе Кришна» мантра) и Шримад Бхагаватам. И далее в этом стихе говорится, что Он «йагъйаих санкиртана прайаих». Он занят санкиртаной, т.е. постоянным пением святых имён. Поэтому, божественная природа Господа Чайтаньи, предсказание о Его приходе, они содержаться в совсем другом источнике. И те источники, на которые мы ссылаемся (обычно это Бхагават-гита, Ишопанишад, Шримад Бхагаватам), их происхождение и природа, они не у кого не вызывают сомнение, даже у самых может быть каких-то таких оголтелых критиков. Что касается Чайтанья-упанишад, этот текст упоминает Бхактивинод Тхакур. Да. У Бхактивиноды Тхакура много книг-откровений, например, такие как «Волшебный камень святого имени» (Шри Харинама чинтамани), «Шри Кришна самхита», «Бхакти Алока» и другие.

00:03:57 Он в этом плане очень плодовитый. Т.е., через этого вайшнавского ачарью в этот мир пришло очень много всяких разных интересных откровений. Я не могу точно сказать. Честно признаюсь, что не буду, так сказать, ничего тут крутить-вертеть. Источник происхождения «Чайтанья-упанишад» я тоже не знаю. Я спрашивал специалистов, которые более в этом плане осведомлены, чем я. И тоже как-то они не добавили никакой ясности. Вполне может быть, что этот источник тоже как некая книга откровений Бхактивиноды Тхакура. Может быть нет. Не могу точно сказать. Но в любом случае, этот текст какой-то такой особенной погоды не делает, независимо от того, каково его происхождение. Ну и также, ещё нужно заметить, что Веды появляются не все одновременно. Они, скажем так, появляются по принципу экспансии. Т.е., семенем Вед является мантра «Ом». Вот эти вот просто три звука: «А», «У», «М». Из этого звука «Ом» выходит мантра «Гаятри», которая считается источником всех остальных Вед.

00:05:01 Т.е., это принцип экспансии. Мы читаем, допустим, в Шримад Бхагаватам, как Вьясадева (тот, кто записал все Веды), он разделил её на разные части, разделы и отдал своим различным ученикам для того, чтобы вот эти базовые идеи, они, скажем так, развивали. Или как-бы он дал такие семена, которые теперь дальше уже его ученики стали выращивать. Поэтому, ведическая литература, это не что-то такое, что в какой-то один год было составлено или специально один раз было сделано. И всё. И вот теперь она такая и никакая другая. Вот. Т.е., ведическая литература, как вот это вот семя развивается, и потому какие-то произведения ведической литературы появились раньше, какие-то появились позже. Я думаю, что это будет достаточно по этому вопросу.

Как научиться прощению?

00:05:58 Второй вопрос задаёт Анастасия Джоли. Как научиться прощению? Есть ли какая-то мантра, которая может помочь в этом? Прощение зависит от нашего понимания. Это часть культуры благости. Обычно мы обижаемся, когда видим какую-то несправедливость и считаем, что кто-то, как-то к нам, с нами обошёлся не очень красиво, какую-то боль нам причинил. Вот это порождает в нашем уме обиду. И нам трудно бывает кого-то простить. Прощение возникает тогда, когда мы начинаем понимать, что мы не просто стали жертвой чего-то там, какой-то вот эмоциональной атаки или чего-то ещё. А когда мы начинаем видеть себя в потоке событий определённых, что мы не только те, кто получает какую-то боль. А мы также находимся в потоке ответственности, в потоке причин и следствий.

00:06:56 Если какая-то неприятная эмоциональная ситуация пришла ко мне, значит она от меня изошла. Т.е., я могу эту ситуацию использовать для того, чтобы научиться чему-то, вынести урок определённый. И в этом случае этой ситуации нужно сказать «спасибо», а не обижаться, потому что она обучает нас. Плюс развитие гуны благости. Это тоже то, что позволяет человеку легче воспринимать вот эти вот все обиды и ментальную боль, и легче как-то всё это отпускать, благодаря духовному знанию и пониманию.

Расскажите о йоге приема пищи

00:07:33 Вот ещё вопрос. Расскажите, пожалуйста, о йоге приёма пищи. Или посоветуйте стоящую литературу по этому вопросу.

00:07:43 Если начать с литературы, то почти во всех книгах Шрилы Прабхупады есть приложение в конце, которая так и называется, йога приёма пищи. Не знаю насчёт современных изданий, но вот в более старых изданиях, практически во всех это было.

00:07:58 Если коротко, то суть очень проста. Вы берёте благостную пищу. Т.е., пища, которая добыта без насилия, без крови, без всяких этих вещей. Т.е., исключаете мясо, рыбу, яйца, птицу. Вот такие всякие вещи. Также, обычно вайшнавы не используют лук, чеснок, грибы, потому что они обладают (хотя они вегетарианские) такой природой невежества. Погружают ум и разум в такие, не очень правильные состояния сознания. Итак, вы берёте чистую пищу, с пониманием, что пища дана Богом. Готовите её в правильном сознании, с чувством благодарности. И предлагаете её обратно Богу. Вот, собственно говоря, и всё. Коротко. Остальное, это уже детали практики, которая приходит с течением времени. Есть книга Адираджа даса «Ведическая кулинария». Там введение очень хорошее, мощное, где вот он все эти вещи подробно объясняет. И философские-практические аспекты. Почитайте об этом там.

Можно ли слушать лекции Лакшми Нараяны даса?

00:09:10 Также Анастасия продолжает спрашивать. Слушала лекции Лакшми Нараяны даса. У него очень специфическая подача информации. Начинаешь сомневаться в его компетенции, особенно в вопросах смирения. Прокомментируйте, если можно, стоит ли слушать его лекции? Кришна дал нам разум для того, чтобы мы могли различать, определять природу информации различных явлений, которые в нашей жизни появляются. И принимать благоприятное, отвергать неблагоприятное. Насколько я знаю, лекции Лакшми Нараяны прабху очень многим помогли в своё время. Многие ему благодарны, многие стали преданными Кришны благодаря его проповеди.

00:09:56 Но, также я знаю, что не все воспринимают его стиль. Поэтому, нам и дан разум, чтобы мы были избирательными. Что-то, то, что вы можете у него взять, было полезным, будьте за это благодарны. Что вы не смогли взять у него, это не повод, скажем так, списывать его со счетов. Т.е., разум просто позволяет нам быть избирательными. Как пчела, допустим, она летает по разным цветам: здесь нектар, там нектар и т.д. То, что для неё не представляет интереса, она это просто игнорирует. Вот и всё. Есть много различных проповедников, которые на разные аудитории проповедуют. Выбирайте тех, через кого вы ближе как-то чувствуете присутствие Кришны. Ну, а вообще, в целом нужно быть благодарным любому, кто помог нам хотя бы на шаг стать ближе к Богу.

Почему подростки носят серьги и отращивают длинные волосы?

00:10:51 Ольга спрашивает. Сыну 17 лет, домашний открытый мальчик. Стал красить глаза, брови, сделал пирсинг носа, отрастил длинные волосы. Твердит, что хочет стать девочкой. Много с ним беседую, что есть мужская красота, есть женская. А он говорит, что даже Арджуна носил серьги. Что делать? Почему такое происходит?

00:11:16 Не только Арджуна носил серьги. И Кришна носит серьги. Ведическая культура в этом плане несколько отличается от современной. Мужчины многие носили серьги в ведические времена. Это не является только женским атрибутом. Т.е., в ведические времена многие носили серьги. Почти все. Что касается других моментов, вот скажем, подражание женской природе. Здесь могут быть разные вещи. Может быть это дань моде. Так называемая культура «unisex», когда мужчина и женщина, они вот как-то так вот сливаются, и не поймёшь кто это, мужчина или женщина по одежде, по стилю.

00:12:00 А может быть это проявление его собственной природы. В прошлых выпусках у нас были такие моменты. Мы говорили, что живое существо из жизни в жизнь меняет тела. Мы побывали в телах и мужчин и женщин. И где-то как-то эта природа может смешиваться. Не всегда она такая чёткая может быть. Ясная. Либо мужская, либо женская. И в разные периоды жизни люди могут немножко эмоционально меняться. И когда у людей что-то эмоционально внутри меняется, это может и во внешнем имидже также выражаться. Поэтому, может быть, пока не имеет смысла спешить. Посмотрите. Ещё 17 лет это возраст ещё не полной зрелости. Может быть, это какая-то временная тенденция. А может быть и что-то настоящее. Трудно сказать. Но, в любом случае, свабхава - вот эта внутренняя природа человека, импульс, который идёт изнутри, с прошлой жизни.

00:12:59 Ему достаточно сложно сопротивляться. Это как растение, которое пробивает асфальт. Т.е., такой твёрдый асфальт вот это мягкое растение пробивает. Т.е., желание, оно обладает удивительной пробивной силой. Поэтому, какая бы ни была материальная природа, задача состоит в том, чтобы пробудить в человеке ещё более глубокую духовную природу, которая позволяет ему подняться над всеми этими различиями мужского и женского. И ещё я хочу сказать, что в Кали-югу, поскольку семейные традиции многие разрушены, то появление вот таких, может быть не обычных детей, оно становится всё более и более массовым явлением. Это всё последствия разрушения культуры семьи в целом.

Как бороться со стрессом людям с вата-конституцией?

00:13:54 Человек с именем «N». Ну, судя по характеру вопросов, всё-таки женщина. Спрашивает. Можно ли отнести ментальные беспокойства (стресс, депрессия) к категории отработки кармы? Имеется ли предначертанный по судьбе этот «багаж стресса»? Например, тело, полученное типа вата-доши, уже говорит о том, что повод для беспокойства искать не нужно. Даже погружая сознание в шастры, питаясь по аюрведе, делая массаж абхьянгу, всё равно находятся разные стресс-факторы. Например, у соседей сверху скандал, заснуть уже даже в берушах и включённой маха-мантрой не получается.

00:14:43 Да. Люди с конституцией вата-доши (т.е., такая худощавая, хрупкая конституция) легче впадают в беспокойство, чем другие люди. Это даёт им более беспокойный ум. И эту дошу сложно очень изменить. Единственное, что можно поделать, это через духовную практику постепенно ваш ум стабилизировать. Потому что, благодаря духовной практике, мы привязываем его к самой стабильной личности. Кришна, Бог это самая стабильная Личность. Поэтому, если мы через чувства, через слух, через зрение, через какое-то практическое служение связываемся с Кришной (самой стабильной Личностью), ум стабилизируется.

00:15:27 Да. Природа, связанная с нашими дошами, она остаётся. Тут ничего не поделаешь. Но, тем не менее, другого способа стать более стабильным человеком просто не получится. Что касается отработки кармы. Отработка кармы касается абсолютно всех. Мы находимся в мире кармы. В мире причин и следствий. Поэтому, одни получают одно, другие получают другое. Т.е., пока мы своим умом не будем постоянно связаны с Богом, этот цикл кармы будет вращаться. Потому что желания материальные остаются. И одно, другое, вот так вот продолжает, как цепочка, развиваться-крутиться.

00:16:08 Поэтому, выход из этого круговорота самсары, перерождений, кармы только один – через то, что мы связываем свои желания с желаниями Бога. Т.е., наши желания уже не существуют отдельно от Его желаний. Тогда мы действуем вместе с Ним. А на Бога уже никакая карма не действует. Поэтому, если человек действует с осознанием Бога, тогда он в течение этого времени тоже не находится под влиянием кармы. Ну, а уж вот эту всю инерцию наших дош и т.д., это уже приходится терпеть, как говорится, пока живо тело, его особенности будут сохраняться.

Что означает, если живое существо рождается не на 9-м месяце, а на 7-м месяце?

00:16:48 Дальше, этот же автор спрашивает. Находясь в утробе матери на седьмом месяце у живого существа сознание становится ясным, и оно помнит свои прошлые жизни, может возносить молитвы Господу и прочее. А что означает, если живое существо рождается не на девятом месяце, а именно на седьмом месяце? И ещё. Может быть, вы слышали, почему из одной утробы приходит сразу двое детей? Может ли это говорить об очень близких, тёплых отношениях в прошлой жизни, или, наоборот, кармических долгах, врагах и т.д.?

00:17:30 Что касается момента рождения, то оно происходит в тот момент, когда планеты находятся в тех нужных позициях-местах, которые помогли бы человеку осуществить его желания и воздать ему его карму. Поэтому, повелитель времени Кала-пуруша (божество времени) или Кришна, Он знает точно, с какой кармой находится сейчас живое существо в утробе матери и когда наиболее благоприятное время ему родиться, чтобы его желания и его карма осуществились.

00:18:05 И поэтому, когда это время приходит, то вот эти вот праны, за которые Параматма-Кришна отвечает, они начинают работать и вот эта вот, так называемая, апана-ваю, т.е. прана, которая отвечает за опорожнение, за родовую деятельность, она идёт от пупка вниз туда, выталкивает. Эта прана включается. У женщины начинаются родовые схватки. И всё. Тут уже, как говорится, разные варианты могут быть. Необязательно, что он родится ровно в срок 9 месяцев.

00:18:37 Что касается вопроса близнецов, которые вместе рождаются, да, это следствие, как правило, какой-то большой внутренней близости, как вот друзья такие «не разлей вода» люди жили. И вот эта близость была настолько сильной, так они были привязаны друг к другу, что теперь они даже вместе родились.

00:18:59 Я не знаю историй какой-то сильной вражды между близнецами. Как правило, они, наоборот, очень похожи друг на друга, потому что время их рождения там буквально может быть 5, 10, 15 минут. Не больше. Поэтому, у них гороскопы, как правило, похожи. Кроме тех случаев, когда в эту разницу рождения между ними сменился знак зодиака. Если такое происходит, тогда это уже другие варианты. Но, если они родились под одним знаком зодиака, то у них будет очень много общего. Вот поэтому, это следствие, как правило, какой-то внутренней близости, дружбы.

Почему во время киртана накатывают слёзы?

00:19:39 Человек с именем «Инкогнито» спрашивает. Иногда, во время киртана на меня накатывают слёзы. Их сложно сдерживать, но в то же время, наверное, не очень красиво, что это видят окружающие. Как правильно поступать в таких ситуациях: сдерживать себя, уходить в эти моменты с киртана, не сдерживать и давать слезам течь? Может быть, учиться как-то эту энергию перенаправлять в другое русло? Но как?

00:20:06 Это хорошие слёзы. Их не нужно сдерживать. У Господа Чайтаньи во время киртана прямо как из брандспойта слёзы хлестали. Поэтому, здесь ничего не нужно сдерживать. Это естественные такие слёзы очищения. Это значительно лучше, чем ничего не чувствовать во время киртана. Но, при этом, надо как-то эту ситуацию контролировать, чтобы это не беспокоило других. Т.е., просто немножко, так сказать, включить разум. И с одной стороны, эмоции, пусть они выражаются, это нормально. Но, чтобы это не доставляло беспокойств другим. Как уже это технически сделать, смотрите по ситуации.

Что происходит с душой при трансплантации сердца?

00:20:50 Николай спрашивает. Что происходит с душой при трансплантации сердца? Тело, получая новое сердце, получает душу умершего тела?

00:21:51 Николай, перед тем как задавать вопросы, внимательно послушайте предыдущие выпуски. Это всё уже было, и причём, неоднократно. Поэтому, отвечу одной строчкой. Нет. Тело новую душу не получает. Это то же самое, что замена двигателя в машине. Двигатель заменили, водитель-владелец остался прежним.

Если каждый является инструментом в руках Всевышнего, то почему ему позволено безнаказанно издеваться над другими морально и физически?

00:21:23 Линдия. Или Лидия. Или Линда. Или правильно так – Линдия. Я не знаю, что тут написано. Спрашивает. Если каждый является инструментом в руках Всевышнего, то ему позволено безнаказанно издеваться над другими морально и физически? Т.е., ударили по одной щеке, подставь другую, да ещё пожелай счастья?

00:21:47 Не совсем правильно вы понимаете. Человек является инструментом в руках Бога в том случае, если он выполняет Его наставления. Допустим, Арджуна был инструментом в руках Бога. Но, когда человек действует на основе ложного эго, он уже не инструмент в руках Бога. Поэтому, нужно отличать вот эти вот все моменты, иначе под предлогом того, что все – инструменты в руках Бога, люди натворят неизвестно что.

00:22:12 Поэтому, допустим, если вы взяли нож и чистите картошку, то в данном случае, нож – инструмент в ваших руках. А если вы, вдруг, подумали: «Вот у меня в руках нож. Пойду-ка я сейчас кому-нибудь там горло перережу». Тогда, вы уже не инструмент в руках Бога. Понимаете? Это уже действует ваше ложное эго. Поэтому, нужно понимать эти вещи всё-таки более тонко, а не просто то, что любой человек – инструмент в руках Бога.

Насколько Господь принимает служение в невежестве?

00:22:41 Далее, ваш вопрос. Насколько Господь принимает служение в невежестве? Например, человек исправно молится и посещает храм. Но, при этом, не соблюдает ни одного регулирующего принципа.

00:22:55 Я вам скажу, что преданное служение Богу от регулирующих принципов, вообще-то говоря, не зависит. Принципы помогают человеку соблюдать чистоту определённую, гуну благости. Но, сами принципы, они не являются преданным служением. Допустим, человек повторяет «Харе Кришна» мантру. И это есть преданное служение. Если он ещё следует регулирующим принципам, то он становится чище и его воспевание по качеству улучшается. Это точно. Именно поэтому рекомендуются и служение, и регулирующие принципы.

00:23:26 Но, на начальном этапе, человек может ещё находиться под влиянием низших гун. Поэтому, ему может быть сложно следовать принципам. При этом, он всё-таки уже может совершать своё преданное служение. Что касается того, что Бог принимает и что Он не принимает, если Бог будет слишком требовательным к нам, тогда у нас не будет никаких шансов. Поэтому, одно из Его качеств это качество снисходительности. Т.е., это обозначает, что Он принимает всё то хорошее, что мы для Него делаем, и закрывает глаза на многие какие-то негативные моменты, которые связаны с нашей обусловленностью.

00:24:00 И поскольку Бог снисходителен, это означает, что и мы тоже, в принципе, должны быть снисходительны к другим людям. И тоже давать им, как говорится, время. Давать им возможность. Потому что, у всех людей разная природа. Одни более обусловлены. Им сложнее научиться этим принципам, следовать. Другие менее обусловлены, более чистые, у них это всё быстрее получается.

Правильно ли утверждение о том, что ИСККОН это брахманическое общество?

00:24:24 Константин спрашивает. Часто слышу утверждение о том, что ИСККОН - это брахманическое общество. Это говорится в контексте того, что те или иные вещи человек себе не может позволить. В противном случае, его поведение якобы не соответствует стандартам брахманического общества, и что так поступают только шудры.

00:24:47 Константин, брахманическим общество не бывает. Общество всегда включает в себя все 4 класса. Но бывает брахманическое сообщество внутри более широкого общества. Потому что, брахманы – это всего лишь один из четырёх классов. И общество не может из одного класса состоять. Если один класс, то это не общество. Потому что, мы знаем, голова, руки, ноги, туловище, это 4 совершенно разных части тела, которые по-разному работают, но на одну цель.

00:25:19 Поэтому, правильнее сказать, что у нас брахманическое сообщество. Или, если мы говорим, что мы общество, то общество, которое старается следовать принципам брахманической культуры. В такой формулировке может быть точно это всё описать. Но, поскольку у всех людей природа разная, не у всех же природа брахманов, то люди этой брахманической культуре следуют в большей или меньшей степени, в зависимости от своей обусловленности.

Каковы различия (в плане поведения, привычек) людей разных варн в этом брахманическом обществе?

00:25:47 И вот дальше Константин спрашивает. Мой конкретный случай такой, что моя жена в интернете опубликовала нашу совместную фотографию с нашей свадьбы, за что мне и высказали претензию. Я ещё не инициированный преданный. В движении 3-4 года. Повторяю мантру 16 кругов, следую четырём принципам, читаю книги Прабхупады. Вопрос в том, каковы всё-таки различия людей разных варн в этом брахманическом обществе? В особенности, даже не в плане работы, а в плане вот таких вещей: какого-то поведения, времяпрепровождения, привычек. Я слушал ваши семинары о варнах и, например, знаю, что шудрам нужно, чтобы их хвалили, быть на виду им хочется и т.д. Хотелось бы прояснить этот вопрос.

00:26:36 Константин, смотрите, простая вещь. Да. У человека может быть своя природа, которая может быть не совсем брахманическая. Но, придя в ИСККОН, он принимает определённые вот эти вот принципы чистоты и старается следовать настолько, насколько он может. Теперь, что касается интернета, размещения свадебных своих фотографий и реакций на них. Поймите одну простую вещь. Как только вы проявили себя каким-то образом в публичном пространстве, в частности, в интернете, тут же появится кто-то, кто поставит вам «лайк» и кто-то, наоборот, «дизлайк». Кому-то не понравится это. Потому что мы находимся в мире двойственности. И поэтому, не ожидайте, что все будут одинаково реагировать. Только вы сказали хоть там одно слово в интернете, у вас появятся и последователи («да-да, правильно говоришь») и те, кто скажут там «нет товарищь, я не согласен» и будут с вами спорить.

00:27:28 Т.е., мы находимся в мире двойственности, и поэтому, такие двойственные реакции вполне закономерны и естественны. Если не хотите негативных комментариев, вообще ничего не публикуйте в интернете. И никто не будет реагировать. Понимаете? А если вы опубликовали, то будьте готовы к разным реакциям.

00:27:45 Я вам могу просто привести пример из шастр, допустим, в 6-той песне Шримад Бхагаватам приводится история, как царь Читракету позволил себе критические замечания даже в адрес Господа Шивы. Господь Шива сидел в собрании мудрецов, что-то им рассказывал. И на коленях у Него сидела Его супруга – Парвати. И этот Читракету, пролетая на своём воздушном корабле, увидел эту картину и сделал такое саркастическое критическое замечание: «как это можно в обществе мудрецов, чтобы на коленях сидела жена».

00:28:20 Поймите, что если даже такая личность как Господь Шива подвергся определённой критике, то уж все мы, кто рангом, так сказать, поменьше, совершенно точно тоже будем подвергаться какой-то определённой критике. Поэтому, не ждите однозначных реакций. Не хотите комментариев, не публикуйтесь. Опубликовались, ждите что будут какие-то обязательно двойственные реакции: кому-то понравится, а кому-то нет. Такова природа этого мира. Таковы просто правила игры здесь. Никаких других нет.

Правильно ли советовать читать Бхагават-гиту внуку, который сидит в тюрьме?

00:28:50 Галина спрашивает. Внук находится в исправительном учреждении.Написала ему в письме: «Прочти целую главу из Бхагават-гиты». Правильно ли это? Сама только недавно начала читать «маха-мантру», хотя до этого читала Бхагават-гиту и 2 года слушала ваши лекции. Можно ли считать прасадом посылаемые ему мёд и орехи, которые сама (не знаю, насколько правильно) предлагала Кришне?

00:29:20 Да. То, что вы предлагали Кришне, это всё считается уже Кришна-прасадом, Его милостью, в этом можете не сомневаться. Что касается рекомендации человеку в заключении почитать Бхагават-гиту, мы все в заключении. Одни в большей степени в заключении, другие – в меньшей степени в заключении. Все находятся в заключении. Поэтому, прочтение Бхагават-гиты в любом случае будет благотворно и для человека, сидящего в местах лишения свободы, и для находящегося в материальном мире (может быть в большей свободе).

00:29:57 Но просто для справки могу напомнить, что материальный мир Веды называют термином «дурга». «Дурга» обозначает тюрьма. Т.е., место лишения свободы. Поэтому, мы все в тюрьме. Только вопрос: в какой степени тюрьма? У кого-то свобода больше ограничена, у кого-то свобода меньше ограничена. Но, в любом случае, люди попадают за решётку по невежеству, нарушая какие-то законы. И Бхагават-гита в этом плане идеальная книга для того, чтобы поставить нам мозги на место и, в конце концов, освободиться из всех этих вот различных форм заключения.

Куда направлять сознание при чтении маха-мантры: на изображение Кришны (на стопы) или внутрь себя (в сердце)?

00:30:40 Также Галина спрашивает. Подскажите пожалуйста, на что смотреть при чтении «маха-мантры»: на изображение Кришны, на стопы или внутрь себя (в сердце)? Я только начинающая.

00:30:51 В сердце своё смотреть нечего. Там пока ничего, так сказать, особо ценного нет. Нам нужен внешний стимулятор обязательно. Как вот, допустим, у человека внутри есть желание или стремление любить. Но, когда только во внешнем мире появляется какой-то человек, который где-то как-то соответствует нашему идеалу, мы чувствуем «о, вот этот человек» и в нас пробуждается какое-то чувство к нему. Точно также в каждом из нас есть уже вот эта вот врождённая любовь к Богу и её нужно просто извне простимулировать.

00:31:27 Поэтому, возьмите какой-то образ Кришны, который вас привлекает, вдохновляет. Смотрите на Него и читайте. Единственное, что я могу в качестве дополнения ещё рекомендовать – возьмите изображение Шрилы Прабхупады и поставьте рядом. Потому что, мы получили Кришну через Шрилу Прабхупаду. Т.е., Шрила Прабхупада как носитель Кришны для нас. Он дал нам мантру. Он дал нам это знание, книги. Поэтому, я думаю, что это будет хорошая компания: Шрила Прабхупада и Кришна. И тогда ваше внутреннее понимание будет лучше. И настроение будет правильнее, что вы совершаете это как служение Кришне, как служение духовному учителю Шриле Прабхупаде.

В чем причина религиозного экстремизма?

00:32:10 Азат спрашивает. В чём причина религиозного экстремизма, радикализма, терроризма?

00:32:16 Причина этих явлений в узком понимании реальности, в неприятии того, что есть разные формы жизни, разные системы понимания Бога: философия, практики, религии. Т.е., вот это вот ощущение «только я прав», монополия на истину, вот такая вот воинственная монополия на истину, это причина вот таких явлений.

00:32:44 Дальше вы спрашиваете. Это обусловлено внутренней демонической природой человека или внешними обстоятельствами?

00:32:51 Может быть и то, и другое. Но внутренняя природа важнее, потому что обстоятельства внешние всегда моделируются всё-таки живыми людьми. Поэтому, всё что мы имеем во вне, это проявление нашего внутреннего сознания. Поэтому, обстоятельства не существуют сами по себе. Они всегда являются проявлением определённого внутреннего понимания. Поэтому, внутренняя природа всегда важнее обстоятельств.

Зачем демонам нужен свой духовный учитель (Шукрачарья)?

00:33:16 И дальше ваш вопрос продолжается. Если причина этого в невежестве, то как объяснить, что у демонов тоже был свой учитель Шукрачарья, который обладал знаниями, что давало ему некоторое могущество?

00:33:30 Учить можно разным вещам. Все мы ходили в школу. И всех нас учили, что человек произошёл от обезьяны. Т.е., учитель был, но он не всегда передаёт знания. Он может передавать также невежество. Что касается Шукрачарьи, это особая личность, асурагуру, т.е. он учитель демонов. Он очень могущественный человек. Он знает Веды. И поэтому, под его чутким руководством демоны, хоть потихонечку, но прогрессируют. Потому что, они следуют Ведам. Это очень долгий процесс.

00:34:02 Поэтому, нужно понять одну простую вещь, что учитель не всегда будет транслировать истинное знание. Некоторые учителя (особенно сейчас) являются проводниками невежества. Шукрачарья в этом плане такой достаточно уникальный персонаж. Т.е., с одной стороны он знает о существовании высшего начала, а с другой стороны, он прекрасно знает, что демоны не способны этого принять. Поэтому, он им даёт что-то такое, что принесёт им благо определённое и каким-то образом постепенно свяжет их с духовным знанием. И в течении постепенного, постепенного прогресса из жизни в жизнь они могут исправить свою демоническую природу.

Является ли невежеством вера в теорию плоской Земли, во всевозможные заговоры тайных правительств, масонов и т.д.?

00:34:49 Лёня спрашивает. Многие преданные в моём городе поддерживают теорию «плоской Земли». Земли под куполом. И верят во всевозможные заговоры тайных правительств, масонов и т.д. Никак не могу это принять. Всегда считал это невежеством. Не могу из-за этого полностью принимать их как духовных авторитетов. Как быть? И что делать? Каково ваше мнение относительно всех этих тем?

00:35:18 Ну, обычно преданные обсуждают Кришну, служение Ему, а не форму Земли. Какой бы не была Земля по форме, её природа не изменится. 4 проблемы остаются: рождение, болезни, старость и смерть. Поэтому, форма Земли (круглая или плоская) никак не влияет на наше положение, на нашу духовную практику. Материальный мир сам по себе является продуктом иллюзорной энергии. И поэтому, какая разница какой формы эта иллюзия: плоская или круглая. Это всё вторичные факторы.

00:35:53 В любом случае, материальный мир существует только во время выдоха Маха Вишну. Поэтому, я предлагаю вам сосредоточиться на вечном, на первичном. Это важнее. Т.е., вечная форма Кришны, она, поверьте, важнее, чем какая-то временная форма Земли, какой бы она не была.

Что означает утверждение «отдавать 50% от дохода на сознание Кришны»?

00:36:12 Николай спрашивает. Скажите пожалуйста, что значит отдавать 50% от дохода на сознание Кришны? Как это правильно понимать? Например, у меня семья (жена и двое детей). Я зарабатываю 35 тысяч рублей в месяц. Из них 8 тысяч мы отдаём за все коммунальные платежи вместе с садиком. 20 тысяч уходит на еду, бытовую химию и прочие мелочи. 5 тысяч за 2 детские секции. И остаются 2 тысячи, на которые можно купить «много одежды», игрушек, жене - новое сари, украшения или, вообще даже, съездить куда-нибудь. Вот скажите, какой пункт мне вычеркнуть? Может мы жируем, что не можем отдать 50%? Не поймите не правильно. Я не жалуюсь. Просто хочу понять, чего-то тут явно не сходится. Если бы было сказано, что «от свободных денег 50%», то это уже ближе к реальности, но везде сказано «от дохода». Проясните пожалуйста.

00:37:15 По этому вопросу, знаете, такой однозначности не существует. Я пытался тоже в этом вопросе разобраться. Чаще всего, всё-таки, преданные склонны думать, что имеется в виду 50% от чистой прибыли, т.е. когда все выплаты уже сделаны, все ваши, так сказать, основные расходы есть. Вот то, что остаётся, вот от этого 50%. Но, как вы сами привели собственный пример, даже в этом случае это остаётся какая-то совершенно ничтожная сумма. И это, к сожалению, реальность, в которой мы живём в Кали-югу.

00:37:55 К счастью, это правило не закреплено на уровне законов ИСККОН, как что-то такое абсолютно обязательное для всех. Имеется в виду, что при, скажем так, хорошем стечении обстоятельств, наверное, это так. Потому что, жертвовать 50% от дохода могут, наверное, только люди, которые зарабатывают очень много. Люди, которые на грани выживания «тютелька в тютельку», для них, наверное, не стоит вопрос о том, чтобы 50% от дохода. Ну, и другой ещё момент. Это то, что пожертвование является частью, допустим, деятельности или дхармы (обязанностей) грихастх, т.е. людей, которые как-то экономически зарабатывают. А обязанностью храма является вдохновлять этих людей. Т.е., пожертвование, не зависимо от того, сколько там процентов, они легко, как говорится, отдаются от сердца тогда, когда мы видим, что нас вдохновляют.

00:38:59 Поэтому, я думаю, что здесь нужно начинать не с момента «какие там 50%, откуда их отдавать», а с принципа вдохновения. Т.е., должна быть некая вот эта вот духовная сила, которая запускает механизм. Когда механизм пошёл, тогда человек уже соображает: что он может отдать, что он не может отдать. Поэтому, я думаю, что в этой технологии нужно начинать не с пункта второго (сколько я должен пожертвовать), а с пункта первого, т.е. насколько я вообще получаю вдохновение от проповедников, от духовных людей. И когда включается уже под влиянием силы вдохновение этот механизм, тогда уже все эти цифры, проценты не столь формальны.

00:39:46 Если же вот этого вдохновения какого-то глубокого такого понимания, желания нет, тогда мы начинаем уже там заниматься бухгалтерией, делить, там что-то ещё. Но, я склонен думать, что сначала нужно именно вот этот принцип вдохновения включить, осуществлять. И благодаря этой духовной энергии все остальные материальные механизмы уже, и распределения, они как-то более или менее приходят в баланс с течением времени.

Что означает утверждение «посвящать все плоды своей деятельности Кришне»?

00:40:14 Елена спрашивает. Не могли бы вы объяснить, что означает «посвящать все плоды своей деятельности Кришне»?

00:40:24 Для того чтобы посвящать все плоды своей деятельности Кришне, нужно понимать, что всё что мы имеем, приходит от Кришны. Допустим, 5 грубых элементов (земля, вода, огонь, воздух, пространство), 3 тонких элемента (ум, разум, эго), 3 гуны материальной природы – это всё дано Богом. Энергия определённая, которую мы используем, это всё дано Богом. Т.е., если вы поймёте, что все жизненные процессы обеспечиваются Богом: и на уровне снабжения нас элементами, и на уровне снабжения нас какими-то активными энергиями, пранами.

00:41:02 Т.е., когда вы поймёте, что весь мир уже реально связан с Богом и исходит из Него, и всё что остаётся, это только наш маленький, так сказать, упрямый ум, который этого не понимает, тогда при помощи духовного знания вот это последнее недостающее звено встаёт на место. Т.е., у нас в сознании выстраивается полная картина, что мы находимся в мире Бога. И тогда предложение Богу плодов своего труда становится таким же естественным, как, допустим, люди как-то, не знаю, ну они естественно платят налоги, они естественно говорят друг другу «спасибо». Они живут каким-то образом в определённой культуре, в которой они уже находятся. Какое-то естество есть, естество отношений. И точно также, когда человек поймёт, что он находится в мире Бога, тогда ему предлагать плоды своего труда, это также ествественно, как дышать, как делать все остальные вещи, к которым мы давно привыкли.

Почему мы в силах отказаться от наслаждений, но у нас нет власти, чтобы отказаться от боли?

00:41:57 Сергей спрашивает. Боль – это сущность Бога? Почему мы в силах отказаться от наслаждений, но у нас нет власти отказаться от Боли?

00:42:12 Сущность Бога это не боль. Сущность Бога это ничем не омрачённое блаженство. А смена наслаждения и боли это просто-напросто условие существования в материальном мире, мире двойственности, его называют «двандва-моха» - иллюзия двойственности. И боль, и наслаждение, они столь же неизбежны как смена дня и ночи, как смена лета и весны. Поэтому, это всё один комплект как две стороны одной и той же монеты. Поэтому, это не сущность Бога (боль и неизбежность боли). Это сущность материального существования, которое мы выбрали, уйдя от Бога. А сущность Бога, как я сказал, это ничем не омрачённое блаженство. Если мы хотим выйти из этой двойственности и достичь этого трансцендентного блаженства, выбор за нами. Т.е., нужно следовать путём, который Бог дал нам.

Правда ли, что демоны питаются человеческими эмоциями?

00:43:11 Сергей спрашивает. Правда ли что демоны питаются человеческой энергией, особенно когда человек грешит и когда страдает?

00:43:22 Скорее всего, здесь речь идёт не о демонах как вот противоположности людям святым, а о злых духах, которых тоже можно назвать в какой-то степени демоническими сущностями. Да. Как правило, эти существа из тонкого мира они питаются какими-то такими вспышками гнева, агрессии и прочим, которые человек испытывает, когда он находится под влиянием гуны невежества. Все живые существа какой-то энергией питаются. Допустим, пчёлы, как я уже говорил до этого, они летают и собирают нектар. А мухи летают как раз в другие места – на помойки, там, где какие-то отбросы и т.д. И у одних пища, и у других пища. Но у одних, она такая благостная, а у других невежественная.

00:44:09 Поэтому, да. Можно утверждать, что, скажем, негативная эмоциональная деятельность (страхи, беспокойства, страдания), они эманируют из нас и есть существа, которые с радостью, как говорится, всё это впитывают в себя. Поэтому, тут они как паразиты. Понимаете? Допустим, паразиты могут быть внутри тела, они питаются вашими жизненными соками. Точно также, есть другие какие-то тонкие паразиты вокруг нас, которые провоцируют нас на какие-то ситуации. И когда мы определённым образом среагировали, они впитывают в себя, потому что всё что вы сделали там (накричали на кого-то или что-то ещё), это всё выбросы энергии определённой. И поскольку мы живём в мире, где действует закон сохранения энергии, то вы какую-то энергию, допустим, потратили, выбросили из себя (какой-то эмоциональный такой выплеск произошёл), кто-то тут же, так сказать, это всё использовал для себя.

Почему Бог не проливает свою милость на людей, живущих в Сибири?

00:45:10 И последний у нас, двадцатый вопрос на сегодня. Спрашивает человек по имени «зритель из Сибири». Спрашивал несколько лет назад у Дамодара махараджа в Новосибирске. Почему нельзя есть рыбу в Сибири? Здесь природой не дано человеку достаточное количество витаминов. Получил ответ: «станешь рыбой в следующей жизни». Пил горячее молоко, чтобы получать витамин В12, но через год обнаружил резко ухудшающийся показатель смертельного заболевания. Потом нашёл информацию, что «да, нельзя его пить для некоторых людей». Следующая мысль, почему любящий нас Бог не проливает свою неграниченную милость на живущих в Сибири людей? И нужно обязательно ехать к Нему в Индию и стать последователем определённой традиции. Стал сомневаться и отошёл от чистого вегетарианства и традиции. Думаю, Бог простит. Да и Сибирь не опустеет.

00:46:08 Понятно, что и Бог простит, и Сибирь не опустеет. Речь немножко о другом. О нашем личном выборе. Милось Бога для всех и Сибирь в этом плане не является исключением. Вопрос только в том, сколько этой милости каждый человек может для себя взять. Ехать в Индию совершенно не обязательно. Т.е., я здесь нахожусь исключительно по своим семейным обстоятельствам. Служить Богу и жить по Его законам можно абсолютно в любом месте, хотя в каких-то местах это будет сложнее, в каких-то будет проще. Я согласен, что в южных странах проще следовать вегетарианству, чем в северных. Тем не менее, я знаю многих людей, живущих в Сибири, которые следуют всем этим принципам и никаких проблем нет. Поэтому, самое главное – это принять духовное знание.

00:47:03 И когда человек принял духовное знание, это духовное знание постепенно помогает разобраться во всех деталях этой ситуации. Если вы найдёте практикующих преданных в Сибири и зададите им эти простые вопросы, я думаю, что они дадут вам вполне практичные ответы, потому что есть многолетний опыт этого всего. Т.е., обстоятельства сами по себе не могут остановить наш внутренний прогресс. Иногда может быть сложнее, иногда может быть легче, но нет таких никаких внешних обстоятельств: тюрьма, Сибирь или что-то ещё, чтобы прямо было невозможно служить Богу. С какой степенью строгости это уже другие вопросы, но самое главное, с чего-то начать. Если вы проявили определённую искренность и такую внутреннюю целостность, постоянство, то все остальные вопросы с течением времени решаются.

00:48:01 А Бог, Он не только в Индии. Как Солнце везде всем светит. Иногда люди спрашивают, почему Он приходит только в Индию? Ну, не только в Индию. Но, чаще всего, в основном, аватары приходят да, на Востоке. Но задавать этот вопрос, это тоже самое, что задавать вопрос: «а почему Солнце каждый день встаёт на востоке?». Жители запада будут обижаться. Почему Солнце такое пристрастное, всё время встаёт на востоке. Так устроен мир. Так устроено, что Солнце встаёт на востоке, а садится на западе. И обижаться на Бога, что Он приходит в Индию, а не в Сибирь, ну это смешно.

00:48:38 Т.е., нужно принимать реальность такой, какая она есть. И стараться максимально использовать это духовное знание, чтобы извлечь максимальное благо из любой материальной ситуации, в которой бы мы не находились. На этом наш сегодняшний выпуск закончен. Спасибо вам за интересные вопросы. И сейчас мы будем чаще делать эти выпуски. У меня просто были эти 3 недели достаточно напряжённые. Я проводил здесь в Маяпуре курс по Ишопанишад. Сейчас он закончен. И мы будем встречаться с вами во время этих сессий «вопросы-ответы» намного чаще. Всего доброго. До новых встреч. Харе Кришна.

транскрибирование: Ильфат Рахматуллин | Зеленодольск | Татарстан | 09 июня 2020
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 11 июня 2020