Выпуск 9

youtube - 02 января 2019
Почему в этом мире существует двойственность? Куда уходит душа? Какое тело получает душа? Что необходимо сделать, чтобы помочь ей? Как не впасть в унылое состояние? Можно ли гнев как-то задействовать в служении Кришне? Насколько истинно учение Раманы Махариши про отсутствие «я»-мысли? Каковы посмертные переживания? Как совмещать ведические знания и православие? Как Господь защищает преданных? Правда ли, что маха-мантра «Харе Кришна» в Ведах не упоминается и её придумали последователи Господа Чайтаньи махапрабху? Почему вы не практикуете мантры планетам-полубогам? Как помочь человеку с алкогольной зависимостью? Стоит ли читать маха-мантру, если приходится себя сильно заставлять? Почему в религиозных традициях больше женщин, чем мужчин? Правда ли, что практика повторения имён Бога растворяет тонкое тело? Есть ли свобода выбора в неосознанном состоянии? Что будет с Землёй, когда Кали-юга закончится? В чем причина религиозного экстремизма, радикализма, терроризма? Есть ли польза от пакетированного молока сроком 5-7 суток? Как по нынешнему тонкому телу распознать свою сварупу (духовное тело)? Решит ли мой уход из городской жизни и суеты в деревню проблему моего душевного состояния? Что нужно делать, чтобы улучшить свою карму? Когда нужно принимать духовного учителя в свою жизнь?
ответы на вопросы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:01:26 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 97 | скачано: 41 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. Я поздравляю вас с наступившим 2019-м годом. Хотя, это конечно условный Новый год. Настоящий Новый год наступает весной, когда уже в процессе, в природе какие-то процессы начинают другие включаться. Ну, тем не менее, люди сейчас придерживаются этой традиции, что новый год это конец декабря – начало января. Пусть будет так. Ничего страшного. В принципе циклы они круглые, в любом месте можно ставить точку. И мы продолжаем отвечать на ваши вопросы. Сегодня, перед началом, я бы хотел сделать небольшое добавление по поводу вопроса, который звучал в нашем последнем выпуске. Это был вопрос о том, почему в этом мире существует двойственность?

00:00:58 Т.е., мы знаем, что двойственность может приносить нам определённые какие-то беспокойства, определённые сложности. И в действительности это и так, и не так одновременно, потому что благодаря двойственности у нас появляется возможность сделать выбор. Свобода самая главная ценность, которая есть у души, это не просто какая-то абстрактная свобода. Свобода – это всегда свобода выбора. А для того, чтобы выбирать, нужно иметь минимум чего-то два: чёрное и белое, мужское и женское, и т.д. И поэтому, без разнообразия, свобода (главная ценность души) не реализуется. Поэтому, для того чтобы её реализовать, Господь создал два типа реальности, изначальное проявление двойственности: духовный мир и материальный мир. Живое существо выбирает, где жить.

00:01:54 И теперь уже в каждом из этих миров есть какое-то своё разнообразие, в котором дальше живое существо продолжает делать ежесекундно свой выбор и благодаря этому оно осуществляет свою свободу. Поэтому, можно в двойственности страдать, а можно в двойственности вполне счастливо жить в зависимости от того, в какой реальности мы находимся. Ещё один вопрос, который меня попросили поставить первоочередным, это вопрос такой. Куда уходит душа и какое тело получает душа? Если ребёнок-сын погиб на войне при выполнении боевого задания, чем и как я могу помочь душе сына? Только что я говорил о том, что мы живём в мире, где существует определённое разнообразие, и оно же касается темы получения нового тела.

00:02:52 В Бхагават-гите говорится, что о каком бы состоянии бытия не думал человек в момент смерти, такого состояния он и достигает в новой жизни. Это определённая преемственность, т.е. этот слепок сознания, определяет наше будущее состояние. И тут есть, конечно, много факторов, не так всё просто. Предыдущий опыт тоже имеет значение. В частности, если человек выполнял свой долг и умер на поле боя, то исполнение долга всегда поощряется. Например, во второй главе Бхагават-гиты Кришна объясняет Арджуне, что те воины, которые погибают на поле боя, достигают райских планет. Естественно, что здесь тоже некоторые коррекции, потому что воины бывают разные, какая цель войны. Здесь целый комплекс факторов. Поэтому, как-то вот так вот однозначно ответить, не зная всех деталей ситуации, очень сложно.

00:03:54 Но, общий принцип таков, что если человек погиб, исполняя свой долг, это уже плюс ему, это уже определённое благо. Также имеет значение, как я сказал, в каком состоянии сознания встретила его смерть. Плюс, конечно, есть определённые коррекционные меры со стороны родственников этого человека. Поэтому, на ваш вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы помочь ему, ответ однозначный. Т.е., необходимы определённые действия в духовной сфере, потому что духовная сфера всегда возвышенная. Материализм – это всегда то, что, скажем, ведёт ниже, опускает нас вниз. Поэтому, для возвышения души всегда нужны возвышающие действия. Существуют обряды определённые в разных церквях, в разных храмах, которые помогают душам ушедших людей. Веды рекомендуют такие вещи, как предложение фотографии погибшего, маха-прасада, т.е. это освящённая пища, пища предложенная Богу сначала, потом предложенная фотографии.

00:04:59 После этого, эту пищу отдают куда-нибудь животным или куда-нибудь под дерево складывают. Её уже есть нельзя. И также, определённая молитва и самый лучший способ, пожалуй, помочь человеку ушедшому – это самому духовно развиваться. Потому что, Веды объясняют, что когда мы духовно прогрессируем, те, кто связаны с нами узами судьбы-кармы, предыдущие поколения, последующие поколения, они также вместе с нами поднимаются. Очень простой пример: если мы возьмём цепочку, лежащую на столе, возьмём её за одно звено и начнём поднимать, когда мы поднимаем одно звено, все остальные звенья цепи, которые с ней связаны, они также поднимаются. Поэтому, если в семье находится кто-то, кто серьёзно относится к духовной жизни, вот он начинает возвышаться, то остальные родственники, связанные с ним узами судьбы, они также начинают возвышаться.

00:05:53 И это, скажем так, два в одном. И вы прогрессируете, и человек, который связан с вами, он тоже прогрессирует. Таков мой ответ на ваш вопрос. Далее. Теперь мы переходим уже к нашей сегодняшней серии вопросов. Анастасия спрашивает. Когда у преданного начинается процесс анартха-ниврити, встреча с умом и самыми неожиданными желаниями, качествами и прочее, и когда со стороны также начинают чистить, как не впасть в такое унылое состояние, что “я никчёмный, грязный” и оставаться открытым к людям и на позитивной ноте? На самом деле, процесс очищения, он не болезненный, а радостный. В Бхагават-гите Кришна говорит (в 9-ой главе, 2-ом стихе): “сусукхам картум авьйайам” – что это духовное знание неисчерпаемое, и оно даёт человеку радость.

00:06:52 Т.е., процесс очищения, он и происходит по мере того, как это знание входит внутрь. И боль внутренняя, которую мы можем испытывать, она происходит не от духовного процесса. Она происходит как раз от состояния внутреннего сопротивления, что вот эта сила духовного знания вымещает всё лишнее, все эти материальные привязанности и т.д., и эго, материальное эго, если оно желает сохранять эти материальные привязанности, оно естественно сопротивляется. И вот это вот сопротивление эго, оно как раз и вызывает боль. Поэтому, боль приходит не от очищения. Боль приходит от ложного эго, которое сопротивляется очищению. Поэтому, здесь очень чётко нужно понять, что духовное знание радостно. Процесс радостный. Всё радостно. Но наш ум материальный и эго, они могут к этим вещам быть не готовыми. Поэтому можно очищаться, скажем так, достаточно интенсивно и быстро.

00:07:56 Когда ум не готов, тогда вот эта боль естественно сопровождает. Либо, если вы хотите немножко порог боли снизить, тогда какое-то более медленное, постепенное идёт развитие. Тогда вот этот процесс очищения затягивается, растягивается. Он менее может быть болезненный, но тогда мы продолжаем получать нашу карму. Это тоже, так сказать, не есть хорошо. Поэтому, здесь нужно просто понять саму природу процесса, что происходит с нами. Т.е., проблема не в очищении. А проблема в сопротивлении очищению. Если вот эту вещь правильно понять и не сопротивляться вот этому потоку духовного знания, духовной энергии, которая проходит через наше сердце, тогда всё может проходить достаточно безболезненно. Но, если есть привязанность к своему эго, к своей гордыне, ко всем этим вещам, тогда какие-то ситуации, через которые мы очищаемся, они могут быть полезыми, потому что мы будем думать: «как я теперь выгляжу» или «как-то вот теряю лицо в общественном плане».

00:09:04 Т.е., это всё ложные ценности. Духовная жизнь обозначает, что мы становимся чище перед Богом. Это основное. Как мы там выглядим в глазах других, это уже дело не самое первое. Но если ложное эго к этим вещам сильно привязано, тогда расставание со всеми этими иллюзиями, привязанностями, оно может приносить боль. Но не процесс очищения, а именно сопротивление ему. Дмитрий спрашивает. Значит, вопрос долгий. Ещё раз хочу сделать ремарку. Дорогие мои друзья, я вас очень прошу, старайтесь вопросы формулировать как можно короче – 2-3 предложения максимум. В общем-то, по сути, всё что вы здесь говорите, простые вещи. Поэтому старайтесь это формулировать более коротко. Иначе, мы теряем много времени на все эти формулировки. Вопрос про гнев.

00:09:56 Очень импульсивная природа. Внешне достаточно спокойный, редко с кем ругаюсь. Однако, бывают ситуации, когда я могу просто взорваться и высказать всё человеку, если он в грубой форме обвинит меня в том, чего я не делал. При этом, я не могу это контролировать. Этот момент я чувствую как-будто это не я действую. После ситуации я удивляюсь самому себе, что так поступил, так как обычно так не реагирую. Подскажите пожалуйста, почему так происходит? И как правильно относиться к самому себе в таких ситуациях? И вообще, можно ли гнев как-то задействовать в служении Кришне согласно нашей философии об истинном отречении “юкта-вайрагье”, когда мы все чувства пытаемся связать с Господом? Когда гнев уже пришёл, вы с ним ничего не можете сделать. Как уже, знаете, такой сорвавшийся камень, который с горы катится, и пока вот он не остановится, пока его инерция не исчерпается, вы ничего не можете поделать.

00:10:51 Поэтому, до гнева лучше всего не доводить. А чтобы до него не доводить, это обозначает, что мы должны контролировать процессы, которые сейчас происходят. Допустим, вы встречаетесь с каким-то человеком, вы знаете, что он конфликтный или какой-то грубый или что-то ещё. Т.е., вы можете от него ожидать какой-то провокации. Если вы внутренне морально готовы ко всем этим вещам, то какая-то его провокация, вас она затрагивает по минимуму или может быть, вообще не затрагивает. Но, если вы не контролируете внутренние процессы, и вот эта провокация застала вас врасплох, тогда вы как-то спонтанно, импульсивно реагируете и всё. И вы уже утратили власть над процессом. Гнев уже пошёл, пошёл, пошёл… А что касается того, как задействовать его в служении, ну есть ситуации, которые описывают это. Арджуна, Бхима, Хануман, т.е. великие воины, которые обрушивали свой гнев на врагов Кришны, на врагов Рамы, на врагов праведного образа жизни.

00:11:57 Т.е., вот такое правильное использование гнева. Гнев это одна из эмоций. Гневаться нужно на тех, кто, скажем так, разрушает гармонию жизни. На всех остальных лучше не гневаться, потому что это очень разрушительная энергия. Юрий спрашивает. Насколько истинно учение Раманы Махариши про отсутствие «я»-мысли? Т.е., не очень понятна формулировка. Как я понял, что не должно быть мысли о существовании неком, каком-то отдельном, самостоятельном «я». Да. Есть такие учения. Рамана Махариши в этом плане не является автором какого-то оригинального учения. Это всё различные перепевы, различные версии, так называемой концепции «адвайта-веданты». Т.е., «адвайта-веданта» – это трактовка Вед, которая говорит о том, что любое «я» ложно.

00:13:01 Т.е., истина вот только вечный, единый, неделимый Брахман. Либо какие-то, так сказать, реминисценции с учением Будды о том, что все эти ощущения «я существую» ложны. Так или иначе, это разные стороны одного и того же. В этом учении есть некое рациональное зерно в том смысле, что «я» бывает настоящее и «я» бывает ложное. Вот ложное «я» это то, с чем необходимо расстаться. Но, не путём разрушения личности, уничтожения, нивелирования вообще ощущения «я», а путём восстановления настоящего «я». Потому что, если бы не было настоящего «я», то ложное «я» не могло бы появиться. Есть простая логика. Есть, допустим, предмет «дерево» и есть «тень дерева». Если бы не было дерева, не было бы тени.

00:13:55 Точно также, по этой логике, вот это ложное, временное «я», связанное с моим телом, оно возникает только потому, что внутри, в глубине есть «я» настоящее. Поэтому, мы расстаёмся с концепцией ложного «я» не прекращая существование, ни невилируя само ощущение «я», а просто восстанавливая своё настоящее «я». «Я - слуга Бога. Я - слуга Кришны» – так говорится в священных писаниях. «Дживера сварупа хайа кршнера нитйа даса». Вечная природа живого существа – это быть слугой Бога, слугой Кришны. Поэтому, когда восстановится настоящее «я», ложное «я» уходит. Если же мы пытаемся вообще концепцию «я» устранить, вообще нет ничего, да? Т.е., полностью вот это личное восприятие уничтожаем. Это называется философией самоубийства. Т.е., философия самоуничтожения или жизнеотрицающая философия. И это всё очень далеко от ведической концепции.

00:14:50 Елена спрашивает. Каковы посмертные переживания? Что происходит после смерти тела? За какие поступки душа отправляется в адские миры? А какие поступки ведут в райские? Веды говорят о существовании двух типов деятельности: пунья-карма (это благочестивая деятельность, которая повышает наш статус посмертный, т.е. живое существо попадает либо в высшие миры, либо в этом мире получает какое-то более благоприятное рождение), либо папа-карма (это греховная деятельность, которая опускает живое существо либо в низшие формы жизни, либо в адские миры). В принципе, здесь существует связь. Одно без другого не существует, они связаны определённым образом. Что такое благочестивая деятельность (пунья-карма) и не благочестивая (папа-карма)? Действия, которые совершаются на основе знания, т.е. вед, это действие возвышающее, т.е. улучшающее карму. Действия, которые совершаются вразрез предписаниям вед, т.е. изначальным наставлениям, это называется “папа-карма” или “викарма” – греховная деятельность, которая приводит вниз.

00:16:01 Поэтому нужно знать, что для человека благоприятно, что нет. И ведическая традиция в этом плане весьма подробно описывает обязанности человека в соответствии с его возрастом, социальным положением, статусом, природой. И когда человек действует согласно своим вот этим вот предписаниям, его долгом, плюс понимая, что этот долг дал ему Верховный Господь, тогда это превращается уже в форму служения Богу, косвенное такое. Так или иначе, посмертные переживания у всех абсолютно разные. Потому что, люди по-разному живут, в разном состоянии умирают и соответственно у них разные состояния посмертные. Допустим, ну такая натуралистическая, не очень приятная деталь, замечено, что многие люди, уходящие из тела, у них там происходит какое-то непроизвольное мочеиспускание.

00:17:00 Или испражняются они в момент смерти. Это обозначает, что низшие центры активизировались. Это обозначает, что если такое с ним произошло в момент смерти, означает что он ушёл куда-то в низшие миры. И обычно вот такое непроизвольное сокращение всех этих выделительных органов происходит в состоянии сильного страха. Вот и для того, чтобы живое существо испугалось, оно должно что-то страшное увидеть . Поэтому, люди, скажем так, не очень благочестивые, в момент смерти они видят посланников смерти (их называют ямадуты). И это не для слабонервных зрелище. Если вы когда-нибудь смотрели фильм ужасов, умножьте это всё во много раз, тогда вы поймёте кто такие ямадуты. Т.е., это реальные посланцы смерти. И вполне естественно, что когда они таких личностей видят, тогда эмоциональный фон не очень благоприятный.

00:17:56 Или наоборот, когда живое существо идёт выше, оно видит других существ – светлых существ, как их называют, ангелы или полубоги. И совершенно другие эмоции соответственно. А может быть ни то, ни другое. Может быть срединная ситуация. И поэтому, здесь, в эмоциональном плане, смерть у всех протекает очень легко. Говорится там иногда: «Умер легко как святой». Т.е., без какого-то отягощения. Потому что, человек жил правильно, ему и бояться нечего. Он знает, куда он идёт. Люди, которые жили не правильно, у них интуитивное есть понимание, что есть чего бояться, потому что они знают свои грехи. И поэтому, соответственно, эмоциональный фон, который сопровождает смерть, будет негативным. Елена продолжает спрашивать. Я более года слушаю лекции о ведических знаниях. Мне это очень близко. Особенно знание о космосе и реинкарнации. Я православная, читаю православные молитвы. Как совмещать ведические знания и православие? Ведь православная церковь отвергает реинкарнацию.

00:19:00 Возникает противоречие. Что с этим делать? Как в этом случае начать духовную практику? Кроме вас, мне не у кого спросить. Елена, смысл в том, что любой путь начинается с какого-то первого шага. И когда мы делаем шаг, мы отрываемся от какого-то места. Допустим, чтобы придти сюда, я сделал шаг из квартиры. Вышел, да? Поэтому, чтобы куда-то идти, нужно от чего-то отойти. Вы не можете никуда идти, если вы стоите на том же самом месте. Т.е., это требует некой решимости, определённой какой-то смелости сделать шаг по направлению к знаниям. И бывает так, что люди очень сильно скованы какими-то комплексами, страхами и т.д. Смотрите, мир знания, он обозначает, что мы идём навстречу свету, и мы не боимся расстаться с невежеством.

00:19:56 Допустим, на каком-то этапе человек мог думать, что его принесли аисты в корзинке или что его нашли в капусте. Так мама объясняла ребёнку в детстве, откуда он взялся. Потом он стал взрослее. Он уже понял, что по-другому происходило его рождение. Т.е. прогресс познания произошёл. Т.е., он от чего-то одного отказался, а уже перешёл на другой уровень знания. И так во всём. Т.е., обретение нового какого-то понимания обозначает отказ от старого всегда. Т.е., если вы поднимаетесь на более высокую ступень, вы естественно отрываетесь от предыдущей ступени. Таков прогресс. Понимаете? Что касается церкви и т.д., это немножко деликатный вопрос. Я не могу вам советовать в этом плане. Это вы принимаете решение. Я могу сказать вам только то, что церковь и само учение это не всегда, к сожалению, одно и то же.

00:20:51 Допустим, есть много исследователей, которые утверждают, что и в иудаизме, на основе которого православие возникло, и в самом… Вернее христианство точнее, да? Ещё до православия. В самом христианстве, которое имеет иудаистские корни, там были концепции реинкарнации, которые где-то, как-то сейчас уже подзабылись. Уже другие доктрины. Ну вот, допустим, есть описание в ветхом завете, где Бог говорит о том, что Он пошлёт человечеству пророка Илию. И потом позже уже, в новом завете, ученики спрашивают Христа: «Должен же был перед тобой придти пророк Илия». А Христос им говорит: «Так он и был уже». Т.е., он уже приходил. И тут ученики поняли, что Он намекает на явление Иоанна Крестителя . Т.е., креститель этот и был воплощением этого ветхозаветного пророка Илии. Но, поскольку он был в другом теле, естественно, его не узнали.

00:21:57 Есть другая ситуация, которая описана в Евангелие. Когда Христос с учениками встретили слепого человека и ученики спросили Христа: «А кто согрешил? Он или его родители. Почему он родился слепым?» Т.е., так или иначе, кто бы не согрешил, он или его родители, это произошло до его рождения. Т.е., как это может быть, если человек рождается только вот в момент зачатия там и т.д. Т.е., совершенно очевидно, что вот это понимание о предсуществовании, о предыдущей жизни, оно всегда было. В церкви были все эти там вселенские соборы и т.д. Разные обстоятельства, когда какие-то там доктрины могли быть одобрены, какие-то доктрины могли быть, так сказать, устранены. Поэтому, одно дело доктрина церкви, другое дело – знание, которое неизменно. И допустим, был такой один из христианских проповедников, философ Ориген.

00:22:59 Т.е., его учение (это вот один из таких, из ранних христиан), в его учении вот эта концепция реинкарнации была достаточно ясно проявлена. Потом его уже, скажем, какая-то ортодоксальная церковь могла как-то так отрицать и т.д. Поэтому, здесь вы должны ориентироваться на то, что знание, развитие обозначает, что мы от какой-то одной точки идём к другой точке. И не нужно здесь думать, что вы кому-то там изменяете. Потому что, учитель начальных классов не будет вас ругать за то, что вы пошли дальше, в следующие какие-то классы. Одним словом, это вопрос вашего внутреннего выбора, для которого нужно иметь некоторое мужество. По сути, нужно понимать, что между учениями в глубине разницы нет. Они все идут от Бога. Но на уровне уже каких-то, скажем так, церковных доктрин, тут могут быть различия. Потому что церковные доктрины меняются с течением времени, а суть учения всегда остаётся.

00:24:02 Таков мой вам ответ. Оксана спрашивает. Тоже очень долгий вопрос. Я принял такое решение, что если вы не будете сокращать свои вопросы сами, мне придётся взять на себя эту, так сказать, дерзость и формулировать их самому в какой-то более краткой, так сказать, версии. Поэтому, если вы хотите, чтобы вопросы звучали в вашей версии, составляйте их максимально кратко. Одним словом, Оксана спрашивает о принципе защиты преданных Господом Вишну. Как Господь этот принцип осуществляет, ведь иногда это происходит вопреки реальным предпосылкам и трудно скрыть его вмешательство? Здесь она рассказывает долгую историю про то, как она откуда-то там упала на стройке и должна была разбиться, но не разбилась.

00:24:57 Вот. И ещё другая ситуация, о том, что Господь защищает. И как это можно скрыть? Защита Господа очевидна. Она говорит, что: «Может быть, мой опыт поможет преданным как-то утвердиться в своей вере и достичь некоторого бесстрашия». Оксана, спасибо за историю, за ваш пример. Это всё интересно, но, к сожалению, не так всё однозначно. Потому что, преданные тоже и умирают от тяжёлых болезней, попадают в автокатастрофы и во всякие прочие неприятные ситуации. И это происходит иногда даже с великими душами. И того же Христа распяли. И в вайшнавской традиции есть примеры, когда там Харидаса Тхакура неоднократно избивали, нападали на него. И Прахладу махараджу доставалось. Поэтому, когда мы говорим о принципе защиты, которую осуществляет Господь, защита преданного, не тела, а преданного.

00:25:55 А самого преданного. Сам преданный – это душа. Тело не является преданным. Тело – это просто оболочка. Тело – это одежда, да? Поэтому, иногда Господь защищает преданного вместе с телом. А иногда бывает так, что тело отбирают, но Он защищает его сознание. Поэтому, этот принцип защиты, он не такой однозначный. И очень много разных ситуаций и историй. А если ваш вопрос: «Каким образом Господь защищает?», то здесь нет никаких сложностей, потому что согласно Бхагават-гите везде Его глаза, везде Его уши, везде Его руки, везде Его ноги, т.е. Кришна как Параматма, как высшая душа находится в каждом атоме. Поэтому, Его энергии повсюду. Поэтому, нет никаких сложностей в том, чтобы протянуть свою руку, которая и так везде у Него находится и спасти своего преданного. Следующий вопрос. «Малой познаёт мир» спрашивает.

00:26:55 Часто можно услышать от людей, занимающихся изучением Вед, что маха мантра «Харе Кришна» в Ведах не упоминается, а если и упоминается, то ей не придаётся такого важного значения. Они говорят, что маха мантру придумали последователи Господа Чайтаньи махапрабху, именно они придали ей важность и значимость. Также они говорят, что Кришна не является верховной божественной личностью в Ведах. Что это тоже домыслы последователей Господа Чайтаньи? Это достаточно большой вопрос. И если люди говорят что-то, они должны какими-то аргументами эти вещи подтверждать. Что касается «Харе Кришна» маха мантры, она содержится в таком тексте, как «Калисантарана-упанишада». Это текст, который специально предназначен для Кали-юги. И там Брахма говорит, что изучив всю ведическую мудрость, мы не находим лучшего метода очищения сознания в Кали-югу, чем повторение мантры «Харе Кришна».

00:27:56 И приводится её текст. Поэтому, этот текст в Упанишадах, которые являются изначальными Ведами. И также говорится о важности воспевания святых имён (харинамы) в таком тексте как «Брихад нарадия пурана». Там есть этот известный стих: «харер нама харер нама харер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха» - что нет никакого другого пути в Кали-югу (3 раза повторяется), кроме воспевания Харинамы (святого имени). Пураны – это тоже древние хроники. Это всё было до явления Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья это начал по одной простой причине. Потому что, Он является юга-аватарой. Юга-аватара – это аватара, котороя начинает процесс, который в эту эпоху рекомендован. И в Шримад Бхагаватам говорится, что в первую эпоху творения самоочищением является медитация (аштанга-йога).

00:28:56 Во вторую эпоху таким процессом является агнихотра. В третью эпоху это арчана (поклонение божествам). А в четвёртую эпоху – это харинама санкиртана. Так сказано в писаниях, которые были записаны задолго до Господа Чайтаньи. А Господь Чайтанья, как я сказал, начал и активировал совершенно верно, потому что это Его функция. Как мы можем Его за это обвинить? Это Его функция. Юга-аватара. Он пришёл и начал этот процесс. Кто же ещё, кроме юга-аватары, это будет делать? Поэтому обвинения, извините, не по адресу. Как раз благодарить надо Его, а не обвинять. А что касается того, что Кришна в Ведах не упоминается как Верховный Господь, в каких Ведах? Т.е., если мы говорим про три Веды или четыре Веды, да, потому что в Шримад Бхагаватам сказано, что Кришна в Ведах – «гухьям». Он скрыт в Ведах. Он там не проявлен, очевидно. Поэтому, в Ведах в основном присутствуют полубоги и Вишну как их повелитель.

00:29:54 Потому что, с чем связаны основные Веды? Основные Веды связаны с карма-кандой. Карма-канда – это благочестивая деятельность ради материальных плодов. И Кришна не интересуется всеми этими вещами. Поэтому, Он в основных Ведах, собственно говоря, и не проявлен. А как говорится, Его игры, Его деяния описаны в самых сокровенных разделах Вед. Поэтому, у всех Вед разное назначение. Есть часть Вед, которая описывает кармическую деятельность. Есть часть Вед, которая описывает философию. И есть, которая описывает бхакти. И поскольку Кришна это Тот, Кто наделяет душу бхакти, то Он и появляется в полной мере в тех текстах, в тех шастрах, которые описывают бхакти. Ну и также, для справки просто, в Бхагават-гите говорится, что цель всех Вед (Кришна говорит) – познать Меня: «Ведаиш ча сарве ахам эва видьо». И также Он говорит: «Я - Ведантакрит Ведавид». Т.е., «Я – знаток Вед и Я – творец Веданты».

00:30:55 Поэтому, здесь всё зависит от того, какую праману, т.е. какие доказательства, мы принимаем. Ну, это долгий разговор. Без оппонентов, в принципе, его вести почти бесполезно. Я так только дал некоторые намёки, в какой сфере искать ответы. Елена спрашивает. В одном из роликов вы сказали, что не практикуете мантры. Почему? Какие упаи вы используете? Какие посоветуете только для начинающих путь? Скорее всего, есть определённая путаница. Елена, если речь идёт об астрологии, то да, я не практикую никакие мантры планетам и т.д. и делаю это абсолютно сознательно. Я практикую мантру «Харе Кришна» для духовного развития. Потому что, как сказано в Бхагават-гите, Кришна говорит: «Я есть повелитель всех планет. – Сарва лока махешварам».

00:31:50 И поэтому, вместо того, чтобы поклоняться каким-то местным начальникам, я выражаю своё почтение самому большому начальнику. Поэтому, я повторяю мантру «Харе Кришна» для своего духовного развития, очищения или развития моих отношений с Кришной. Что касается практики джйотиш (ведической астрологии), я занимаюсь этой практикой, но мантр, обращённых разным полубогам, планет я не повторяю, потому что это всё я не считаю нужным в связи с тем, что я уже повторяю мантру Верховному. Дальше Елена спрашивает. Как помочь человеку с алкогольной зависимостью? Какие из ваших лекций дать послушать? Я не занимаюсь вопросами снятия алкогольной зависимости. Дальше Елена спрашивает. Человек в христианской вере. Мужчина 40 лет. Если он в христианской вере, значит, пожалуйста, можно пойти в храм. Я не занимаюсь перетягиванием людей из одной веры в другую.

00:32:55 Если он христианин, пусть он обратится к священникам. У них есть какие-то наверняка реабилитационные программы. В принципе, я видел рекламу в России этого. Мужчине 40 лет. Талантливый специалист, но имеет в прошлом опыт службы в горячих точках, что повлияло на психику. Периодически уходит в запой на 3-4 дня. На фото злоупотребление алкоголем. Имеет проблемы во всех сферах: личной жизни, работа, финансы. Понятное дело, что когда человек алкоголем злоупотребляет, он как личность начинает вести себя неадекватно, и семья, работа и всё остальное соответственно страдает. Поскольку вы обозначили его, так сказать, уже определённую религиозную принадлежность, то христианская церковь достаточно активно этими вопросами занимается. Рекомендую посмотреть, есть такая программа социальная, называется «Общее дело». В этой программе «Общее дело» есть очень хорошие видеоролики.

00:33:54 Весьма, весьма отрезвляющие в плане алкоголизма. Т.е., там очень профессионально, очень глубоко, очень научно показывают, каким образом человек попадает в эту зависимость и что можно с этим поделать. Поэтому я, честно говоря, вот передаю вот эти вот полномочия, вернее не передаю, а просто указываю вам, где искать ответ. Потому что, я сам этими вопросами не занимаюсь. Единственное, что я могу порекомендовать, если вы занимаетесь духовной практикой (не философией, а именно практикой), то тогда освящение пищи, скажем, освящённая пища, предложенная Богу, если вы будете этого человека угощать-подкармливать, то это на самом деле очень ускоряет процесс очищения его сознания и его вкусы начинают меняться, низшие вкусы начинают постепенно отпадать. Наталья спрашивает. Если я нахожусь в страсти и невежестве и читаю маха-мантру, мне сложно или невозможно сконцентрироваться на звуке, а так как ум беспокоен, он мне не даёт этого сделать.

00:35:02 В результате чтение получается чисто механическое. Стоит ли продолжать или же лучше не заниматься самоистязанием? Приходится себя заставлять. Энтузиазма особого и веры нет. Наталья, мантра и духовная жизнь не должны быть истязанием. К духовной жизни люди приходят на основе определённой веры и понимания. И поскольку воспевание мантры или молитвы относится к категории киртана (киртан это воспевание, повторение), то все проблемы, которые у нас имеются в сфере киртана (нежелание или невнимательность, или непонимание какое-то), они указывают на предыдущий процесс. А предыдущим процессом является шраванам (слушание). Если у человека нет энтузиазма воспевания, нет понимания, концентрации, это обозначает, что он не достаточно серьёзно и глубоко слушает. Т.е., если вы хотите в духовной жизни развиваться, то здесь нужно понимать, что воспевание это очень важный процесс в нашу эпоху, но он опирается на слушание.

00:36:04 А слушание опирается на веру. Поэтому, вот такая здесь цепочка. Понимаете? Если у вас есть вера в священные писания, то эта вера она и заставляет вас обращать свой слух к слушанию. Через слушание в вас вошло определённое знание, определённое понимание, определённая эмоция. Вот теперь вы начинаете воспевание. Поэтому, вопрос – количество кругов мантры, повторять, не повторять, это всё вы решаете сами. Я объясняю вам общий принцип, что если вы хотите достичь духовного успеха, последовательность вот такая. Т.е., сначала вера, потом слушание, а потом повторение. И тогда всё будет идти понарастающей. Если же вы сразу взяли на себя какой-то обет серьёзный – повторять какое-то определённое количество кругов, при этом у вас нет понимания, на котором это воспевание основывается, это обозначает нехватает слушания, вот вам и кризис, вы говорите: «Зачем всё это делать?» Да? Делать нужно просто всё в естественном порядке вещей. Тогда всё будет хорошо.

00:36:59 Дмитрий спрашивает. Скажите, почему в религиозных традициях больше женщин, чем мужчин? И почему даже в вайшнавской традиции женщины занимают более активную позицию, чем мужчины? С чем это связано? И что нужно, чтобы активизировать мужчин? Я думаю, что ваше наблюдение ограничено и не объективно. Может быть, это в вашем городе, в вашей ятре. Я, например, наблюдаю совсем другую активность. Я наблюдаю, как многие мужчины берут на себя ответственность, проводят какие-то программы и т.д. Много активных женщин также, конечно же. Какая причина того, что много женщин, даже больше чем мужчин? Дело в том, что женщины по своей природе более эмоциональные, более интуитивные. Им легче принять Бога бездоказательно, чем мужчинам.

00:38:00 Мужчины требуют железную логику, факты и т.д. У них такой более технический, прагматичный склад ума. Женщинам в этом плане как-то по природе легче всё это принять. Также учитывая, что Бог это мужчина, женщине с женской психологией легко принять Бога как мужчину, как руководителя, как лидера, как идеал определённый. В то время как мужчина будет воспринимать Бога как некоего конкурента, что называется. Чисто психологически вот так. Поэтому, общая картина такова. Как сделать так, чтобы было больше более активных мужчин? Здесь какую-то такую искусственную программу по этому поводу провести невозможно. Я думаю, что чем более будет разумная проповедь, именно разумная проповедь, тем больше мужчин будет пробуждаться.

00:38:55 Потому что, женщины часто ведутся на какую-то эмоциональную проповедь. Это их природа. Мужчины больше реагируют на рациональную, разумную проповедь. И поэтому, чем более разумная будет проповедь, тем больше будет включаться разум у мужчин. Другого способа на данный момент я пока не знаю. Даниил спрашивает. В лекциях О. Г. Торсунова, если не ошибаюсь, говорилось, что начав повторять имена Бога, тонкое тело растворяется. Правда ли это? И можно ли по подробнее, что происходит с тонким телом вследствие практики повторения святых имён? В действительности, это ссылка на третью песню Шримад Бхагаватам, где Капиладева (одно из воплощений Кришны) говорит, что подобно тому, как пища, попавшая в желудок, она в этой тепловой энергии, т.е. в огне пищеварения переваривается, трансформируется, точно также и тонкое тело (ложное эго, материальный ум, материальный разум) сгорает в процессе преданного служения.

00:40:03 Такая аналогия действительно есть. Что же происходит, если эту аналогию взять с самого начала, с пищи? Вы съели какую-то пищу, да? И происходит процесс расщепления. Огонь расщепляет. И что происходит дальше? Полезная часть пищи всасывается в тело. Эмоция, с которой готовил повар, всасывается в ум. А всё то, что является как бы такой грубой структурой пищи, что не нужно, оно выходит через выделительную систему. Вот точно также в процессе духовного самоосознания вот это вот тонкое тело (ложное эго, материальный разум, материальный ум), которое покрывает душу, они через выделительную систему уходят. И что остаётся? Остаётся чистое эго (я слуга Кришны), чистый разум (понимание как жить, действовать в связи с Богом) и чистый ум (чистые эмоции, чистые желания).

00:41:06 Т.е., эго (самоидентификация), разум и ум – они присущи душе. Но сейчас они покрыты временной такой подсистемой, тонким телом, которое адаптирует душу к этому временному миру. И когда человек утверждается в духовной жизни, теперь ему уже эта подсистема не нужна. Она уже, так сказать, отжила своё. Поэтому, она переваривается в огне духовного знания и духовной практики. Азат спрашивает. Тоже очень длинный вопрос. Опять, та же самая просьба. Либо вы коротко формулируете, либо я беру на себя смелость самую суть вашего вопроса вытаскивать. Т.е., уже неоднократно Азат спрашивает по поводу вот этой вот эволюции развития. Мой отец, которому 77 лет, очень далёк не только от ведического учения, но и от религиозных, философских и других подобных тем. Следовательно, его образ жизни уже предопределён.

00:42:01 Я его не осуждаю в этом, так как он родился в определённую эпоху, в определённом теле, в определённых условиях и т.д. В общем, короче говоря, идея в том, что неведение, незнание только усугубляют карму. И соответственно, его судьба уже предопределена. И значит и эта жизнь, и следующая. Вопрос. Как же душа может развиваться, если каждый раз не знать и не понимать свои ошибки и жить постоянно в иллюзии? Где же выход для неосознанных сущностей? Есть ли свобода выбора в неосознанном состоянии, так как его выбор уже предопределён внешними условиями? Почему мы забываем свои прошлые жизни? Я думаю, что это лишь усугубляет невежество. Себя я тоже не считаю в полной мере осознанным, так как есть свои слабости и трудности, которые приходится переосмысливать и преодолевать. Ну вот, только что вы сказали, что вы не считает себя осознанным, но приходится осмысливать и осознавать.

00:42:57 Т.е., понятно, что вот это активное наше сознание не в полной мере и не сразу проявляется. Я хочу сказать коротко и ясно, что вот эти вот все круги, по которым живое существо ходит в этом мире, циклы, они кажутся бессмысленными, а в действительности это не совсем так . Потому что, этот мир как некая система всё-таки она заточена, запланирована на развитие живых существ. Поэтому, с каждым вот этим вот кругом (мы как-бы вращаемся, проходя по этому эволюционному кругу), живое существо приобретает всё-таки новый опыт. И поскольку в мире, так или иначе, есть вот эти вот точки духовного знания, церкви, храмы какие-то, там программы, проповедники какие-то, какая-то литература духовная, так или иначе это всё есть. И живые существа (осознанно, неосознанно) как-то с этим соприкасаются. Поэтому, из жизни в жизнь вот эта осознанность или пробуждение, оно по чуть-чуть, по чуть-чуть, по капельке, по капельке нарастает.

00:43:57 Это едва заметно. Тем не менее, поскольку мир это именно эволюционная система, то вот эта вот эволюция неизбежна. Конечно, находятся демонические сущности, которые не желают принципиально развиваться духовно. У них есть такое право. Но остальные живые существа, только кажется, что они бестолково проводят жизнь, всё у них предопределено. И поэтому, с течением времени, эта осознанность постепенно возрастает. Но время просто проходит долгое. Если нету такого контакта с людьми, которые какую-то такую более активную духовность этим людям привносят в их жизнь. Поэтому, рано или поздно, в процессе вечного существования, душа начинает прозревать. И поэтому, в общем-то, не волнуйтесь, так как творец мира, Он всё запрограммировал именно таким образом.

00:44:52 Что касается того, что «если душа забывает прошлую жизнь - это плохо» - это хорошо. Поверьте. Я уже неоднократно об этом говорил. Потому что, если вам дать память о всей прошлой жизни, вы скажете: «выключите это». Это будет такой фон в уме: прошлое, позапрошлое и т.д. Параматма (Бог в сердце) знает кому, чего и сколько давать. На уровне интуиции, на уровне врождённых определённых убеждений эта память сохраняется. А событийный ряд он не нужен. Понимаете? Потому что, если сейчас вы будете помнить все эти события прошлой жизни (к кому вы там были привязаны, все ваши родственники, радости-горести и т.д.), это как, знаете, перегруженный компьютер. Он просто зависнет. Вы говорите, что сейчас это сложно бывает там какие-то вещи осмыслить, а если добавить опыт прошлой жизни, будет сложнее. Поверьте. Анна, тоже очень долгий вопрос задаёт. Ещё раз моя просьба – формулируйте короче. Я всё быстро понимаю.

00:45:52 Итак. В Бхагават-гите описано, что до Кали-юги были и другие эпохи на Земле, с общей продолжительностью примерно 2 млн лет. А что будет, когда Кали-юга закончится? Земля исчезнет? Или снова начнётся весь период юг на Земле? Я думала, что в конце Кали-юги Земля уничтожается. Тогда не понятно следующее. В Бхагават-гите сказано: «в конце каждой кальпы всё материальное мироздание входит в Мою природу, а в начале следующей кальпы Я своей энергией вновь создаю его». О каком материальном мироздании здесь говорится? Кальпа – это миллиарды земных лет. Земля – это часть материального мироздания. Т.е., Земля уничтожается в конце кальпы вместе со всей Вселенной или раньше? Или пока идёт период жизни Брахмы, Земля создаётся и уничтожается несколько раз? Можно ли в земном летоисчислении пояснить весь процесс мироздания? Сколько всё-таки лет нашей планете? И когда на ней появились люди? А если периоды юг повторяются на Земле, то почему учёные не нашли никаких останков людей, живших, ну скажем, вместе с динозаврами?

00:47:01 Анна, замечательный вопрос. Спасибо. Но, почему бы вам не почитать Шримад Бхагаватам, где все вот эти вот вещи очень подробно расписываются. Я начну с конца отвечать на ваш вопрос. Находок останков людей эпохи динозавров больше чем достаточно. Проблема состоит в том, что они не соответствуют концепции, официальной концепции историографии. Поэтому, эти вещи скрываются, замалчиваются и т.д. Если хотите знать об этом больше, просто почитайте книгу, которая называется «Запретная археология». Авторы: Ричард Томсон и Майкл Кремо. Запретная археология. Вторая книга, которую я вам рекомендую, тоже отдельно под авторством Майкла Кремо «Инволюция человека», где описаны все вот эти вот циклы и т.д., каким образом происходит вот эта вот система, так сказать, нашего здесь воплощения, какие циклы идут.

00:48:00 Что касается всех этих вот временных циклов, всё выглядит так. Значит, 1 кальпа это … Вернее, начнём так. Начнём с эпохи. 1 маха-юга (или эпоха) состоит из четырёх. Это сатья, трета, двапара и кали. Вместе эти 4 эпохи длятся 4 млн 320 тыс лет. Теперь, кальпа – это день Брахмы. Вот, и теперь нужно эти 4 млн 320 тыс лет умножить на 1000. Т.е., 1000 эпох, вместе взятых, это есть 1 день Брахмы. Т.е., получается, что 1 день Брахмы это 4 млрд 320 млн лет. Итак, это 1 день. Потом, столько же длится его ночь. Брахма засыпает. И когда наступает ночь Брахмы, тогда низшие и средние миры, включая Землю, они уничтожаются – затапливаются водой. Вселенная полая, внутри там такие ёмкости. Остаются только высшие миры и мир Брахмы, где вот он там спит. С полубогами отдыхает ночью.

00:48:58 Когда заканчивается ночь Брахмы, наступает новый день Брахмы. И он длится опять 4 млрд 320 млн лет. И теперь, скажем так, если говорить исторически, то в Шримад Бхагаватам говорится, что Брахма живёт 100 своих лет. Сейчас идёт первый день 51-го года Брахмы. Т.е., Брахма прожил половину своей жизни. И в этом первом дне Брахмы сейчас полдень, примерно полдень. Т.е., на Брахмалоке (на планете Брахмы) примерно полдень. И за один день Брахмы сменяются 14 Ману. Ману это праотцы человечества. Сейчас мы живём в правлении Вайвасвату Ману. Это седьмой Ману. И вот в этом правлении седьмого Ману, в эту манвантару идёт 28-ая (вот эта вот) маха юга. И Кали-юга наша является последней. Вот вам примерно как бы расклад временной, где мы сейчас находимся.

00:49:53 И если учесть, что Земля каждую ночь Брахмы разрушается, а в течение нового дня она создаётся, то учитывая что день Брахмы существует 4 млрд 320 млн лет, а сейчас прошла половина дня Брахмы, значит Земле примерно 2 с небольшим млрд лет. По исчислению тому, которое даётся в Шримад Бхагаватам. Надеюсь, что это понятно. Азат. В чём причина религиозного экстремизма, радикализма, терроризма? Это обусловлено какой-то внутренней демонической природой человека? Или внешними обстоятельствами? Если от невежества, то как объяснить, что у демонов тоже был свой учитель – Шукрачарья, который обладал знаниями, что давало ему некоторое могущество? Учителя есть у всех. В том числе, в уголовном мире тоже есть свои у них учителя, ачарьи, там какие-то паханы, да? Т.е., которые обучают искусству воровства, мошенничества и т.д.

00:50:53 Шукрачарья, конечно, не таков. Шукрачарья это могущественный человек по-своему. Но, он асурагуру, т.е. он учитель демонов. Поэтому, он обладает определёнными мистическими силами. Он аскетичный человек. Но, его цель другая. Он отстаивает просто интересы демонов. Поэтому, когда мы говорим о Шукрачарье как об учителе, то это не духовный учитель в высшем смысле этого слова. Т.е., это тот, кто обучает демонов. И, что касается причин вот этих вот демонических явлений в религии, здесь всё просто. Мы знаем, есть 3 гуны: благость, страсть, невежество. Когда гуна страсти и гуна невежества начинают доминировать в религии, вот эти вот проявляются демонические тенденции всевозможные. А религия это просто сфера, где всё это проявляется. Когда это проявляется в политике, в экономике, в культуре, это всё понятно. Когда в религии, это кажется немножко странным. Но так было не всегда.

00:51:48 И в Шримад Бхагаватам (в 12-ой песне) говорится, что в Кали-югу демоны будут рождаться в семьях брахманов, т.е. священников, для того чтобы изнутри разрушать религию. Это как бы такая, знаете, диверсия. Как иногда диверсанта какого-нибудь закидывают в лагерь врага, он там становится своим, адаптируется, да? Занимает какой-то там высокий пост. Он лояльный, всё хорошо. И потом он начинает изнутри разрушать систему. Вот по такому же принципу в Кали-югу работают демоны, т.е. они рождаются в семьях брахманов-священников и изнутри разрушают религию. Поэтому, это явление имеет место в нашу эпоху. Елена спрашивает. Есть ли польза от пакетированного молока со сроком 5-7 суток? Очищает ли такое молоко разум? Конечно, я согласен с тем, что от такого молока пользы не много. Если она есть, скорее она минимальная. Поэтому, лучше всего покупать домашнее молоко. Чем больше там натуральной субстанции, соответственно, тем это всё будет более полезно.

00:52:58 Джулия Хил спрашивает. Линга шарира (тонкое тело), переносящее живое существо из одного грубого тела в другое. Это ли тело страдает, попадая в ад или в низшие формы жизни? Меняется ли тонкое тело в период пребывания между мирами до воплощения в новом теле, приобретая навыки и таланты? Или, в случае если есть врождённые способности, они были приобретены в том или ином грубом теле? Как по нынешнему тонкому телу распознать свою сварупу (духовное тело)? Значит, начну с конца. Свою духовную сварупу, духовную форму вы по тонкому телу не угадаете. Сварупа пробуждается только на уровне бхавы. Бхава – это очень высокий духовный уровень, когда человек уже очистил своё сердце практически полностью.

00:53:54 Вот тогда душа начинает пробуждаться. Поэтому, это занятие вы можете смело оставить. По тонкому телу сварупу вы не опознаете. Что касается судьбы тонкого тела, да, когда душа в момент смерти выходит из физического тела в тонком теле, идёт ли она в рай или в ад, она идёт в тонком теле. Поэтому, наслаждается тонкое тело в раю и страдает тонкое тело в аду. Физическое тело остаётся на Земле. Его или сжигают, или закапывают. Оно меняется. Меняются эмоции, меняется осознанность, меняется понимание, меняется вектор, направление, убеждение. Вот. Поэтому, так важно, что мы слушаем, с кем мы общаемся. Если меняется содержание эмоциональное и вот это вот интеллектуальное содержание тонкого тела, тогда меняется и образ жизни физического тела.

00:54:47 Николай Пеньков. Я постоянно угнетён, недоволен и подавлен от того, какая жизнь вокруг течёт. Правильнее, не нравится, что живу без выбора. Выбор определяется семьёй. И одновременно, с пониманием того, что в городе нет ничего хорошего и благостного. Но семья против кардинально какого-либо переезда. Как вы думаете, решит ли мой уход из городской жизни и суеты, предположим, в деревню? А может, подскажете куда? Повлияет ли это на моё состояние душевное? Или ещё не время, а подождать когда дети вырастут и только потом? Им сейчас 9 и 14 лет. Стоит ли это делать вразрез интересу семьи. Нужно понять, что у материальной семьи с материальными ценностями и у духовной жизни совершенно разные векторы. Поэтому, если сейчас вы находитесь в такой кармической ситуации, что у вас есть семья, дети ещё не взрослые, вы хотели бы духовно развиваться, но при этом видите какая сложная ситуация вокруг, то пока что ваш долг состоит в том, чтобы выполнять свои обязанности в рамках семьи.

00:56:02 Станут дети более самостоятельными, уже и вы станете в духовном плане более самостоятельным человеком. Здесь не нужно попадать очень сильно в зависимость от внешней среды. Она конечно влияет. Я всё это прекрасно понимаю. Именно поэтому, я сейчас нахожусь в том месте, где материальная среда более благоприятная. Но, в моей жизни так было не всегда. У всех в своё время появляются эти разные возможности. Это нужно тоже как-то вот выстрадать, заслужить, заработать себе. Поэтому, здесь самое важное это, знаете, стать внутри всё-таки более независимым от этих внешних обстоятельств. Нарада муни в первой песне Шримад Бхагаватам говорит: «когда я получил посвящение от духовных учителей, я стал странствовать по свету, воспевать святое имя независимо от условностей этого материального мира». Т.е., это очень важно.

00:56:59 Потому что, искать какие-то идеальные условия материального мира – вы их не найдёте. Это довольно сложно. Понимаете? Поэтому, лучше учиться определённой такой вот внутренней автономии. И когда вы внутри расчистите некое такое духовное пространство, тогда и мир вокруг нас и вокруг вас начнёт немножко меняться. Но, в целом, вы должны знать, что любая ситуация изменчива и если вы внутри себя, так сказать, уже Кришне послали запрос на духовное развитие, теперь Он будет вам только в этом плане помогать. В этом можете не сомневаться. Ольга спрашивает. Что нужно делать, чтобы улучшить свою карму? Насколько помогают упайи в этом? Сейчас в интернете можно встретить предложения. Проведут специальные люди из Индии для вас ягьи по фотографии. Это работает? Или же нужно всё-таки личное присутствие?

00:57:54 Ольга, это очень преуспевающий бизнес. Потому что, Индия, экзотика, очищение кармы… Вся эта эзотерика, это ооочень востребованные темы. Поэтому, находятся люди, которые вам предлагают массу услуг по этому поводу. Я совсем не хочу сказать, что это чистое мошенничество. Есть действительно хорошие специалисты, которые проводят какие-то ягьи и могут снимать там какие-то тонкие негативные влияния. Это действительно есть. Но, всегда рядом с профессионалами легко, так сказать, могут присоседиться обычные какие-то там шарлатаны-шаромыжники, которые не карму вашу почистят, а, в основном, карманы ваши почистят. И вы реально почувствуете, как ваш карман стал легче. Вот это вам гарантирую. Насчёт кармы, здесь вопрос по-другому стоит: вы свою карму заработали, вам её и отрабатывать.

00:58:54 Других вариантов просто не существует. И поэтому, здесь я вам рекомендую принять процесс, как его описывает Кришна в Бхагават-гите: «подобно тому, как огонь превращает дрова в пепел, точно также и огонь духовного знания сжигает до тла последствия кармы». Карма рождается из неведения. Когда мы обретаем знания о Боге, о том, что всё исходит из Него, и поэтому всё должно возвращаться в Него, т.е. наши усилия, наши плоды – вот это знание освобождает от кармы. А так, какой-то человек по фотографии что-то может быть сделает, я не исключаю этого всего, но если у вас сохраняются по-прежнему материалистические представления о жизни, вы очень быстро накопите новую карму. Это всё быстро происходит. И последний вопрос. Виолетта спрашивает.

00:59:43 Скажите пожалуйста, если я не чувствую потребность в духовном учителе, хотя внешне понимаю, что без духовного учителя не смогу расти в сознании Кришны, может я спешу? Может быть. Духовный учитель, его нужно принимать именно по внутренней потребности, а не под каким-то внешним давлением, что все говорят: «а почему у тебя ещё нет учителя?», эти все вещи можете смело игнорировать. Ну, не полностью, конечно. Иногда, Бог Он через других людей тоже говорит, но то, что вам говорят извне, соотносите с тем, что вы слышите также изнутри. Это должна быть потребность. Допустим, пока у вас нет голода, вы не идёте на кухню и не едите. Но когда у вас есть голод, вы знаете, где вы найдёте пищу, где вы найдёте вкус, удовлетворение. Точно также, вот эта вот нужда в духовном учителе, она должна созреть. Понимаете? Т.е., я имею в виду официальное принятие учителя. А что касается духовного развития, то духовное развитие начинается задолго до официального посвящения, когда вы находите для себя источник духовного вдохновения, учителя (в смысле, наставника), чьи наставления вас вдохновляют, и вот это уже начало развития. А теперь, уже точка, как-бы такой момент официального принятия учителя, он у всех приходит по-разному. У кого-то раньше, у кого-то позже. Поэтому, здесь не нужно спешить. А нужно сначала утвердиться в духовной жизни, а потом уже можно официально закреплять свои отношения с духовным учителем. На этом мы сегодня закончим. Спасибо вам за ваши вопросы. И до новых встреч. Харе Кришна.

транскрибирование: Ильфат Рахматуллин | Зеленодольск | Татарстан | 28 мая 2020