Выпуск 13
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Харе Кришна. Приветствую вас, уважаемые зрители нашего канала. Сегодня у нас на очереди 13-ый выпуск вопросов-ответов. Перед этим я бы хотел сказать пару слов о некотором нововведении в этой функции задавания вопросов. Я принял решение сделать ограничение по количеству знаков. Потому что, не желая никого критиковать, всё-таки я сталкиваюсь с такой проблемой, что некоторые из вас пишут очень большие вопросы. И чтобы от этого искушения вас спасти, мы сделали ограничение. 500 знаков это нормально. 3-5 предложений для того, чтобы коротко и ясно сделать вопрос. Не нужно там какие-то долгие, эти самые, вступления, приветствия, благодарности и т.д. Я благодарен вам за ваши благодарности, поверьте. Но, здесь, чтобы сэкономить время, от этих вещей мы откажемся. Просто вы называете своё имя и вопрос. Старайтесь коротко и ясно его задавать. Вот. Это, надеюсь, для вас не будет, так сказать, ущемлением прав голоса, свободы речи. Вот. Просто некоторая дисциплина, для того, чтобы вы учились коротко и ясно формулировать вопрос.
Почему подношение пищи предкам в день Экадаши считается большим грехом?
00:01:23 Итак, сегодня мы начинаем с вопроса Анны. Вопрос по священному писанию, по Шримад Бхагаватам. Анна даёт ссылку. В Шримад Бхагаватам (7-ая песня, 14-ая глава, 24-ом стихе) в комментарии сказано: «Если шраддха (ритуал подношения пищи предкам) совершается в Экадаши, тогда и тот, кто его совершает, и предки, для которых оно предназначалось, и семейный жрец – все окажутся в аду». Почему же так строго? Неужели, это такой сильный грех, что все участники, вольно или невольно, отправляются в ад?
00:02:03 Здесь нужно понять одну простую вещь. Под пищей (когда идёт подношение предкам, это подношение имеется в виду пища) обычно подразумевается зерно. И поскольку экадаши (это вот одиннадцатый день прибывающей Луны и одиннадцатый день убывающей Луны) это день, когда во все зернобобовые во Вселенной входит, так называемый, папа-пуруша (это олицетворённый грех). И поэтому, если в этот день люди готовят зёрна, предлагают их кому-то, сами принимают, то возрасстает уровень, так сказать, проблем. Потому что, с этим зерном этот вот олицетворённый грех входит в наш ум, в наше тело. И поэтому, все участники этого процесса, вольные или не вольные, они оказываются вовлечёнными в это.
00:02:53 И поскольку ведическая традиция ставит своей целью всё-таки очищение людей, возвышение людей, а не их деградацию, ради их же блага ставятся определённые вот такие ограничения. Т.е., во вселенной всё достаточно чётко регламентировано, расписание есть, в какие дни что делать, в какие дни не делать. Вот. Поэтому, это нужно принимать не как какое-то, знаете там, самодурство чьё-то, а наоборот, скорее предупреждение. Если, предположим, вы идёте и видите на столбе электропередач большую такую картинку, и там череп и кости, написано: «Не влезай! Убьёт!». Можно сказать: «Ну ничего себе. Вообще, как не гуманно. Чего тут такую картинку с черепом и костями повесили?» А в действительности, это предупреждение вам, чтобы, так сказать, вы не злоупотребляли всеми этими вещами, не рисковали. Может вы полезете на столб, вас и не убьёт, но на всякий случай, вот такая вот некоторая страшилка есть, которая предупреждает о том, что это опасно. Надеюсь, что это понятно.
Как Вы относитесь к гомутра терапии?
00:04:00 Вопрос номер 2. Анна интересуется. Как вы относитесь к гомутра терапии?
00:04:07 Для тех, кто не в курсе, что такое гомутра, гомутра – это выпаренная коровья моча. Вот это один из препаратов, который используется в аюрведе. Он обладает очень сильным обеззараживающим свойством. Всё, что исходит от коровы, это чистый антисептик: и навоз, и моча. И в аюрведе это имеет применение. Единственное, что я хочу сказать, что лично у меня нет опыта применения этого препарата. На себе я его никогда не пробовал. Я вообще не любитель проводить эксперименты над собой. Я принимаю только те препараты, которые мне порекомендовал мой врач. И в связи с этим, я хочу сказать одну важную вещь, что лечит, в действительности, не лекарство, лечит врач.
00:04:53 Потому что, одно и то же лекарство, в разных дозировках и по-разному принятое, оно может как вылечить, так и убить. Поэтому, популярная или модная даже тенденция, что вот аюрведические препараты от всех болезней и т.д., это, ну, скажем так, для наивных людей. Потому что, ещё раз говорю, лечат не лекарства, лечат врачи. И поэтому, любые препараты, любые лекарственные средства, в том числе аюрведические, необходимо принимать только по рекомендации врача, в нужной дозировке, в правильное время. Потому что, иногда такие люди бывают: «Ой, там, я там что-то такое пил, или принимал, или там ещё что-то, и мне помогло». И теперь начинают это всем советовать. Да?
00:05:42 Т.е., не бывает никакой панацеи вообще от всех болезней. Это полная ерунда. И, как гласит аюрведа, то, что для одного может быть нектар или лекарство, то для другого может быть ядом. Поэтому, дело не в том, как я отношусь к какой-то там терапии. Я же не врач. А как вы относитесь к анальгину или к аспирину? Это странный же вопрос, правильно? Потому что, у каждого лекарства есть своё назначение и своя дозировка, и т.д. Поэтому, будьте, пожалуйста, предельно осторожны в этих вопросах.
Почему заботливых мужчин в наше время так мало?
00:06:20 Анатолий Шаршуев спрашивает. Как бы вы прокомментировали такую фразу: «К сожалению, мужчин, которые могли бы обеспечивать, заботиться и прочее, так мало, что большая часть моих подруг и приятельниц за 40 одиноки».
00:06:39 А что здесь не понятно? И что нуждается в комментариях? Т.е., совершенно очевидно, что мы живём в эпоху, которая называется Кали-юга. В Кали-югу у людей очень плохие качества, как у мужчин, так и у женщин. Вот. Ну, кстати говоря, мужчины, конечно, быстрее деградируют в Кали-югу. Это прискорбный факт. Вот поэтому, вполне естественно, что многие женщины, особенно такие, ну, разборчивые, они вынуждены оставаться в таком вот одиночестве. И люди в Кали-югу рождаются с плохой кармой. Это вполне естественно. Потому семейное общество в Кали-югу не стабильно, потому что семьи не стабильны. А семьи не стабильны, потому что люди не стабильны. Всё вот так вот одно за другое цепляется. Как в Шримад Бхагаватам говорится: «Кали-юга – это просто океан порока». Поэтому, здесь люди, у которых сложилась успешная семейная жизнь, это скорее, наверное, удачное исключение или редкость, нежели чем правило. Удивляться совершенно нечему.
00:07:46 Вот поэтому, в таких обстоятельствах, когда реально не так много шансов, остаётся единственная (но, может быть, даже оно и лучше) альтернатива, когда уже нет других иллюзий. Это духовная альтернатива, когда мы ищем Кришну, когда мы решаем вопросы, связанные с общением через развитие отношений с высшей личностью. Когда для нас Бог не просто какой-то абстрактный Бог. Да? Нету у женщины мужа и станет она Христовой невестой. Ну так, я утрирую немножко. Да? Т.е., это не совсем вот так, но близко к этому. Т.е., Бог это не просто какая-то абстракция, это личность, общение с которой на самом деле является наилучшим. Если человек достаточо удачлив, если организация этого человека достаточно высокая, то ему вот эта вот духовная жизнь может вполне заменить отсутствие вот такого материального партнёрства. Т.е., это альтернатива, которая реально работает.
Возможно ли практику осознанных сновидений использовать для своего духовного развития?
00:08:50 Андрей спрашивает. Какое у вас мнение относительно осознанных сновидений? Можно ли это состояние сознания использовать для духовного развития? Возможна ли деградация сознания при практике таких состояний? В ведических писаниях есть ли какая-то информация по этой теме? Очень интересно ваше мнение на этот счёт.
00:09:21 Итак, осознанные сновидения. Я всегда был и остаюсь сторонником осознанного бодрствования. Потому что, бодрствование это состояние, когда мы совершаем действия, за эти действия мы несём последствия. Потому что, в это время у нас проявлен активный разум. Когда мы находимся в состоянии сна, то разум спит. На самом деле, сон это одна из функций разума, когда он востанавливает свою энергию. Поэтому, когда разум находится в состоянии сна, что-либо контролировать довольно-таки сложно. Человеку только может казаться, что он там что-то контролирует. Поэтому, Веды не говорят об осознанных всех этих сновидениях, потому что смысл жизни вообще не в этом. Смысл жизни в том, чтобы проснуться, а не управлять сновидениями.
00:10:17 Веды описывают 4 уровня сознания. Сон без сновидений под влиянием невежества , когда живое существо существует, но оно не осознаёт своего существования, как, допустим, растения там и т.д., какие-то низшие существа, бактерии. Второй уровень сознания это сон со сновидениями под влиянием гуны страсти, вот когда человек является кем-то одним, а ему кажется, что он является кем-то другим. Допустим, человек считает себя мужчиной или женщиной, а он является вечной душой на самом деле. Или во сне нам приснилось, что мы там кем-то являемся иным, чем мы являемся в реальности.
00:10:52 Третье состояние сознания под влиянием гуны благости называется «джагрити». Это пробуждение. Вот когда мы начинаем уже, так сказать, пробуждаться. Человек в постели проснулся и понимает: «это был мой сон». Да? Он уже проснулся, но ещё не начал действовать. И четвёртое состояние сознания называют «турия», обозначает «трансцендентное или духовное». Когда человек не просто проснулся, а уже встал с кровати и начал действовать в другой реальности.
00:11:18 Поэтому, управление сновидениями это по-любому оставаться в иллюзии. Потому что, сновидения это результат гуны страсти. И задача ведической культуры состоит в том, чтобы вывести человека из этих вот трёх состояний сознания: сон без сновидений, сон со сновидениями и даже превзойти пробуждение. Потому что, если я пробудился, но не встал, я могу опять уснуть. Поэтому, гуна благости со всеми её пробуждениями, это очень хорошо, но это не конец. Поэтому, смысл состоит в том, чтобы заниматься осознанным бодрствованием, а не осознанным сновидением.
Почему в старых записях киртанов в начале Панча-таттва Маха-мантры раньше пели слово «бхаджа», вместо слова «джая»?
00:11:56 Кипер Сергей. Сейчас в начале Панча-таттва маха-мантры поют слово «джая», но на старых записях киртанов Шрилы Прабхупады поют что-то типа, возможно «бхаджа». Вопрос о том, почему, в какой момент эта традиция изменилась?
00:12:18 Я не знаю всех деталей этого вопроса, но насколько я знаю, Прабхупада как раз «бхаджа» и не пел. Это пели его некоторые первые ученики, которых он отправил в Индию учиться тут у местных. И где-то они подхватили эту вот «бхаджа» перед началом киртана. И, насколько мне известно, Шрила Прабхупада как раз с этим боролся, с этой тенденцией. Он не любил всех этих вещей. И, в конце концов, эта тенденция полностью ушла. И теперь в современных киртанах вы этого не встретите. Такова вот моя осведомлённость по этому вопросу. Возможно, каких-то деталей я не знаю.
Если женщина категорически не желает иметь мужа и детей, то это дефект природы или плохая карма?
00:13:00 6-ой вопрос. Линда спрашивает. Если женщина категорически не желает иметь мужа и детей, то это дефект природы или плохая карма?
00:13:12 Это обозначает, что в прошлой жизни были какие-то очень негативные впечатления, так называемые самскары из прошлой жизни. И теперь на основе этого у человека какое-то устойчивое отторжение, устойчивое неприятие всех этих вещей. Это обозначает, что человек где-то как-то вот с избытком получил всего. Ну, допустим, когда вам предлагают какое-то блюдо, а вы его переели, и у вас такое отвращение, говорите: «нет, это я не буду». Это обозначает, что некое пресыщение произошло. Либо вы отравились этим блюдом, либо что-то такое вот негативное было. Поэтому, когда вот такое вот чёткое эмоциональное отторжение, это обозначает, что какой-то был негативный опыт по этому поводу.
Если материя - это скрытый дух, то как практически отличать дух от материи?
00:13:54 Второй вопрос Линды. Если материя это скрытый дух, то как практически отличить дух от материи?
00:14:03 Дух характеризуется наличием сознания. Т.е., там где мы видим рост, развитие, движение, какие-то эмоциональные реакции, это обозначает, что присутствует живое существо. Пусть это стоящее существо как растение или движущееся животное, человек. Т.е., оно проявляет сознание, оно реагирует на боль, оно реагирует на ласку (на приятные и неприятные вещи), как-то себя выражает через какие-то звуки (развитый язык или какой-то там не развитый язык, неважно что).
00:14:40 И сознание может быть, как я только что говорил, в трёх состояниях в материальном мире. Сон без сновидений. Такая материя, где сознание абсолютный минимум. Бывают даже минералы живые, но их сознание минимально проявлено. Сон со сновидениями. Это живые существа уже активные, которые имеют не правильное представление о себе. Собака думает, что она собака. Но, на самом деле, она является вечной частицей Бога. Т.е., она имеет неправильное представление о себе. И есть существа в благости. Т.е., те, кто уже пробуждается, понимает свою духовную природу. И, как я сказал, четвёртый высший уровень это уже не только пробуждение, а уже действование в состоянии бодрствования, духовного пробуждения.
00:15:24 Поэтому, сознание может проявляться в живом существе от нуля или почти нуля, от минимальных проявлений до максимальных, это когда уже чистые, полностью освобождённые живые существа. И если мы не видим никаких проявлений сознания, это обозначает, что перед нами мёртвая материя. Если говорить, что материя и дух это одно и то же, то это одно и то же для Бога. Это для Бога одно и то же, потому что это для Него 2 энергии, которыми Он пользуется. Как у нас, допустим, правая и левая рука. Т.е., вот для Него 2 энергии. Но для нас дух и материя это совсем не одно и то же. Поэтому, здесь нужно вот эти вещи правильно оценивать.
Как умереть в достойном месте и при достойных обстоятельствах?
00:16:07 И третий вопрос. Линда задаёт. Как умереть в достойном месте при достойных обстоятельствах?
00:16:14 Обстоятельства смерти это то, что устраивает Кришна. Он говорит в Бхагават-гите: «мритйух сарва-хараш чахам» (Я есть смерть всех живых существ). Т.е., обстоятельства смерти устраиваются Им. И здесь мы можем попытаться благоприятные обстоятельства устроить, но это не всегда получается. Лично я был свидетелем нескольких примеров того, когда люди уже уезжали во Вриндаван, всё там по старости, по болезни оставлять тело. А потом какие-то происходили такие обстоятельства, от них не зависящие, что они чё-то долго, так сказать, не умирали, не умирали. Потом у них заканчивалась виза. Визу им не продлевали. Им пришлось возвращаться обратно. Т.е., всякие разные существуют обстоятельства. Поэтому, это нужно ещё, так сказать, заслужить, сделать от себя всё возможное, но при этом, скажем так, понимать, что не всё от нас зависит. Вот поэтому, есть вещи, которые от нас зависят, и их делайте. Во всём остальном приходится полагаться на Бога.
Как определиться с традицией?
00:17:21 Евгений задаёт вопрос. Как определиться с традицией? Библия даёт покаяние сердцу. Коран – силу пути. От Бхагават-гиты поёт сердце. Везде видишь любовь к Богу. Но определиться то надо.
00:17:38 Евгений, нужно понять такую вещь, что традиция это форма. Сначала нужно уяснить себе суть, содержание. Потом придёт форма. Допустим, если у нас есть вода, жидкость, мы можем налить её в какую-то из бутылок, в какую-то форму облечь. Но если у нас сути нет, какая разница какая у нас бутылка? Квадратная, круглая, фигурная. Т.е., можно разбираться в пустых бутылках сколько угодно. Но смысл в содержании. Поэтому, я всегда предлагаю начать с получения знания духовного (сути). Вот. И когда эта суть уже получена, усвоена, вот теперь можно определяться с формой.
00:18:16 И теперь что нам поможет определиться с формой? Вы говорите: «везде любовь к Богу». У меня вопрос. К какому Богу? К какому Богу любовь? Потому что, разные религии показывают разные аспекты Бога. Есть имперсонализм. Т.е., религии, которые не говорят о Боге как о личности. Они говорят о Нём как о каком-то всепроникающем духе там и т.д. Это форма имперсонализма. Т.е., нет личностной формы Бога. Хорошо. Если вас устраивает вот такая любовь, то достаточно много разных традиций вот так говорящих о Боге. И есть традиции, которые говорят как о Боге-отце, допустим, христианство, да? Что-то уже более личностное, конкретное. Но в этом положении вы всегда будете как вот маленький такой слуга, просящий у Бога-отца. Или, допустим, такие-же отношения возможны с Вишну. Вишну как такой четырёхрукий, могущественный Бог, как Бог-отец, фактически.
00:19:12 Но, есть люди, которых Бог привлекает как друг или даже как возлюбленный. Это уже Кришна. Вот поэтому, когда вы говорите о любви к Богу, а к какому Богу любовь? Какая форма любви вас интересует? Т.е., общие какие-то положения во всех религиях, они примерно одинаковы. Но, спецификация уже, что конкретно вас интересует, она и определяет ту форму религии, которую вы выберете. Вот. Поэтому, сначала знание. Потом, понимание в какой именно форме вас Бог интересует. И теперь уже традиция, которая поможет вам развить любовь к именно вот этой вот форме Бога, которая вас больше всего интересует.
00:19:52 Вот это, я думаю, советы, которые могут вам помочь определиться с традицией. Могу вам порекомендовать один семинар. Мой семинар. Назывался он «Уровни осознания Бога». Там 9 или 10 лекций. Найдите на моём сайте «vrajendra.ru». И вот там эти все вещи я разбираю во всех подробностях. Может быть это тоже поможет.
Правильно ли иметь желание создать духовный союз, но при этом не иметь какого-либо выраженного желания служить Богу?
00:20:15 Далее. Анатолий Шаршуев. На сайте и в группах ведических знакомств многие женщины пишут о своём желании создать духовную пару. При этом, в качестве основной цели создания семейного союза указывается рождение и воспитание детей, следование принципам построения семьи, в которой мужчина добытчик, а женщина домохозяйка, пожелание жить в том или ином месте, без какого-либо выраженного желания служить Кришне. Нет ли в этом противоречий?
00:20:48 Противоречия чего с чем? У каждого человека есть свои ожидания от семейной жизни. Если вас такие женщины с такими запросами не интересуют, не критикуйте их, идите дальше. Ищите того, кто соответствует вашим требованиям, вашим пожеланиям.
00:21:01 Дальше, вопрос продолжается. (Очень долго. Вот именно как раз вот против таких вопросов и ограничение поставлено на сайте.) Как мне представляется в настоящем, духовные люди, имея возвышенный вкус, прежде всего, стремятся к освобождению от материальных оков, и им неинтересно играть в игру «мать-домохозяйка и добытчик». Возможно ли такое, чтобы стало возможным создание духовной пары с основной целью таковой – рождение и воспитание детей?
00:21:47 Вот видите, как можно в словах запутаться. Я ничего не понял, честно говоря. Вот ограничение в словах, оно поможет. Разве у духовной пары может ли быть какая-либо другая основная цель, кроме как служение Кришне и желание освободиться от материальных пут?
00:22:03 Конечно может. Потому что, уровень духовности у всех абсолютно разный. Есть новички в духовной жизни. Вы не имеете права их судить. Если вы только хотите духовного поведения, непонятно зачем вообще семейная жизнь. Поэтому, вот тут вопрос: «Расскажите о том, какая должна быть духовная пара». Не расскажу. Это тема отдельной лекции. Тут каждый решает для себя самостоятельно.
00:22:28 Как создать и на каких основах, на основных принципах такую пару возможно создать? Это тема отдельного семинара. И причём, не в одной лекции. Поэтому, здесь я об этом не собираюсь говорить. Таких семинаров, их вот так вот, выше крыши. Вы их можете найти. Единственное, что я вам скажу, это то, что полностью духовным людям семья не нужна вообще. Т.е., такие люди становятся монахами. Вот. Если человек стремится к Богу, но при этом также у него есть материальные желания, связанные с семьёй, с общением с противоположным полом, для этого ему и даётся возможность за 20, 25, 30 лет в молодости пройти вот этот вот семейный уклад жизни (грихастха-ашрам), и там, так сказать, постепенно изжить все вот эти вот материальные желания.
00:23:15 Потому что, имитировать полное отречение в молодости, это очень опасная вещь. И если вы уже посещаете сайты знакомств, вот людей, которые духовно ориентированы, не пытайтесь всех идеализировать и не пытайтесь искать какие-то там противоречия. Не ищите противоречия. Просто ищите человека, который вам нужен. Вот и всё. А всех остальных, не нужно их критиковать. Просто понимайте, они находятся на своём уровне. Потому что, иначе получается, что если я сейчас с вами соглашусь, значит, я их буду осуждать. Этого не будет. Поэтому, просто включите разум. Поймите, что все находятся на разных уровнях. И ищите того, кто вам подходит.
Что делать, если приходится кормить свою кошку мясной пищей, но при этом сильно мучает совесть?
00:24:00 Анатолий продолжает задавать вопрос. Приютил кошку. Если бы не взял, то скорее всего, погибла бы на морозе. Одним молоком и творогом питаться не может. У неё от такого питания плохо со здоровьем. Приходится покупать мясной, рыбный корм. Но знаю, что покупатель приравнивается к продавцу и потребителю, ухудшает карму. Как в данном случае лучше поступить?
00:24:25 Ответ очень простой. Пункт первый, не брать кошку. Т.е., получается, что вы создали прецедент, прекрасно зная, что кошка это не вегетарианское существо, что ей нужно питаться мясом или рыбой. Итак, это говорит о том, что если вы принимаете какое-то решение, связываетесь с каким-то существом низшего порядка (кошка это существо низшего порядка). И у него своё питание. Оно не будет осознанно принимать вегетарианство, потому что сознание не позволяет. Это форма жизни другая совершенно. Понимаете? Ей не нужно вегетарианство. Она (кошка) не деградирует от мясоедения. Человек деградирует. Кошка не деградирует. Это её пища. Понимаете? Кошке, если будете давать там яблоки и груши, она их не будет есть, а человек будет.
00:25:09 Поэтому, здесь нужно понять. Пункт первый. Если вы решили спасти себя, то вы делаете те вещи, которые помогают спасти себя. Если вы решили спасти кошку (низшее существо), то вы должны понимать, что кошка не будет вегетарианцем. Поэтому, вы должны покупать ей теперь корм. И вот теперь. Сначала вы хотели спасти кошку, а теперь вы уже говорите: «ой, как бы мне спастись от кармы». Вот это называется обыкновенная материальная ловушка, в которую вы попали. Поэтому, перед тем как совершать какое-то действие, нужно всегда включать разум, смотреть на последствия.
00:25:41 И можно было сделать очень просто. Если вам казалось, что холодно, и на морозе кошка замёрзнет, вы просто берёте кошку, заносите её в тёплый подъезд и оставляете там. А дальше, сердобольные соседи накормят её, напоят и может быть даже приютят. Понимаете? Потому что, вы в какой-то момент, движимые состраданием, перешли границу. Теперь кошка стала членом вашей семьи и её нужно кормить. Теперь вы боитесь кармы. Вот это обозначает, что вы не учли некоторых моментов, которые нужно учитывать. Можете отдать её в какой-нибудь там питомник, не знаю, в городе наверняка есть всякие разные такие заведения.
Что такое сон?
00:26:17 Алина спрашивает. Что такое сны? Некоторые говорят, что всё, что мы видим во снах это путешествие нашей души в настоящем. А кто-то говорит, что во снах мы отрабатываем часть своей прошлой кармы. Так что же такое сны, и что делает в это время душа?
00:26:37 Сон обозначает активность тонкого тела. Когда физическое тело лежит без движения, тонкое тело действует. Потому что, у нас есть какие-то определённые желания. Часть этих желаний не осуществляется по разным кармическим таким ограничениям. Человек чего-то, может быть, хочет, мечтает, но вот в физическом своём воплощении это для него не реально осуществить. Вот. Поэтому, он даёт, как говорится, волю своим фантазиям, своему уму. И там он из этих вот тонких ментальных образов лепит какую-то там уже свою реальность.
00:27:12 Также, какие-то впечатления всплывают, какие-то такие моменты, т.е. какие-то вещи, о которых мы переживали. Во снах это всё вот, скажем так, контроль разума ослабевает, как я говорил до этого, и поэтому эти вещи начинают выходить на поверхность и там какая-то фантасмагория может разыгрываться. Это никакое не путешествие души, это просто деятельность нашего тонкого тела. Душа в этом случае она зритель. Точно также, как она зритель, допустим, вот сейчас, в физической реальности. Также, она зритель, когда происходят события на экране нашего ума.
00:27:49 Сон сам по себе это, скажем так, базовое или стартовое состояние этого материального мира.В Ведах говорится, что все вселенные, в которых мы находимся, они выходят из тела Маха-Вишну. Маха-Вишну это такая огромная форма Бога, который находится в причинном океане и Он находится в состоянии сна. Поэтому, другое имя Маха-Вишну, Его называют Тамаси, т.е. спящий. И поскольку Он спит, то все живые существа в этих вселенных, они тоже спят. Т.е., потому что, если бы мы пробудились к реальности, мы бы поняли каким абсурдом, какими глупостями мы занимаемся.
00:28:26 Т.е., сон это по-любому состояние этого материального мира. Даже если мы сейчас бодрствуем, по отношению к своей духовной природе в духовном мире мы всё равно спим. А когда мы ещё спим, находясь в этом физическом теле, можно сказать двойной сон. Когда я нахожусь в физическом теле, это обозначает, что я забыл о своём духовном теле. А когда я ещё сплю в физическом теле, это обозначает, что ещё я и о нём забыл. Т.е., двойное забвение. Это двойная иллюзия можно сказать.
00:28:53 Поэтому, здесь просто напросто нужно понять, что во сне реализуется, ну или до какой-то степени реализуются те желания, которые не реализуются в нашем бодрствовании. Точно также, как в нашем бодрствовании мы пытаемся реализовать то желание, которое мы не могли реализовать в духовном мире, т.е. попытку стать Богом и управляющим.
Почему в период 27-28 лет у человека все отношения расстраиваются?
00:29:17 Алина продолжает задавать вопросы. Много раз слышала, что в 27-28 лет все отношения начинают проходить через плохой период. Почему выбран именно этот отрезок времени? Как правильно понять это выражение? Действительно ли это касается абсолютно всех, и к чему готовиться в будущем?
00:29:37 Ну, судя по вопросу, значит, вам ещё нет 27-28 лет, раз задаётся такой вопрос. Я не хочу вас пугать. Согласно ведической астрологии, это возраст, когда срабатывает Марс. Марс это планета конфликтов обычно. И у некоторых людей (достаточно у многих людей в нашу эпоху) есть такая комбинация в карте, в гороскопе, называется «куджа-доша». Это когда Марс поражает определённые ключевые точки, связанные с отношениями в семье. И если у человека такая комбинация есть (а их много разновидностей этих куджа-дош существует), то в 27-28 лет Марс «стреляет», как говорится. И обычно создаются какие-то такие проблемные ситуации в сфере семейных отношений. Но это касается, конечно же, не всех. Но, достаточно многих. Потому что, в нашу эпоху, в Кали-югу вот эта вот куджа-доша или Марс, беспокоящий семейную жизнь, это очень часто встречающаяся комбинация.
Как очищать свой ум?
00:30:44 Алина продолжает задавать вопросы. У ума есть свойство засоряться. Часто чувствую, что иногда ментально становится тяжело. Иногда сложно избавиться от глупых мыслей, которые, посетившие однажды, могут долго преследовать. И когда долго не можешь от них избавиться, появляется угнетённость. Как правильно разгружать свой ментал? Какие конкретно практики посоветуете?
00:31:12 Ну, вот тут ведическая культура предлагает очень широкий, так сказать, инструментарий различных средств. Вернее, широкий очень диапазон средств. И самым лучшим из них является то, что так и называется: «ман-тра». «Ман» это ум. «Тра» - то, что освобождает. Т.е., мантра обладает способностью освобождать ум, очищать его как раз от этих всех негативных состояний. Потому что, как вы верно заметили, ум имеет тенденцию засорятся. Не только ум. Тело. Всё что угодно. Квартира, в ней регулярно уборку нужно делать. Откуда эта пыль взялась? Не понятно. Вот она накапливается и всё. Такова природа материального мира. Вот поэтому, дома регулярная уборка. Тело регулярно моем, значит, умываемся и т.д. Вот, потому что из тела какие-то выделения идут постоянно.
00:32:01 Точно также, и ум это структура определённая, которая тоже впитывает в себя всякие разные влияния извне. И они могут нас осквернять вот всякими разными такими состояниями. Поэтому, Веды и рекомендуют, так называемую, вот эту вот гигиену или санитарию для нашего тонкого тела, для ума - мантра. Лучшей из всех мантр является «Харе Кришна» мантра, потому что она наиболее доступная и она наиболее могущественная, так как она состоит из имён верховной личности Бога (Кришны).
С какими вопросами лучше обращаться к гуру?
00:32:39 Зоя спрашивает. Сейчас такое время, когда возможность личного общения с духовным учителем ограничена. Скажите пожалуйста, с какими вопросами можно и нужно обращаться к гуру, когда вдруг возникает такой шанс? А какую категорию вопросов достаточно прояснить с другими старшими преданными, проповедниками?
00:33:03 Если ученик постоянен в слушании о Кришне и воспевании, то это само по себе формирует у него правильный разум. И в его разуме начинают зарождаться разумные вопросы. С гуру лучше всего прояснять такие вот фундаментальные, основные, базовые вопросы, которые составляют основу духовной жизни. Детали можно прояснить уже на месте. Потому что, детали во многом диктуются местом, временем, обстоятельствами. И тут могут быть разные, так сказать, вариации на тему. А фундаментальные, принципиальные вещи, это то, что, так сказать, вот исходит от духовного учителя. Он должен давать ученику, так называемую, самбандху-гьяну. Т.е., это вот знание о изначальном положении вещей.
Как быть, когда мнение духовного учителя по определенному вопросу не совпадает с мнением (или стандартом служения) представителей ятры?
00:33:56 И ещё один вопрос, также от Зои. Как быть, когда мнение духовного учителя по определённому вопросу не совпадает с мнением (или стандартом служения) представителей нашей ятры? К примеру, гуру говорит: «для моих учеников стандарт поклонения такой-то», а в ятре он ниже. И преданные говорят: «первостепенно мнение ятры, у нас такой уровень, а гуру говорит правильные вещи, но которые не всегда применимы в реальности». Как должен вести себя в такой ситуации ученик?
00:34:33 Вот как раз этот вопрос и нужно задавать гуру. Вы спрашивали до этого: «какие вопросы задавать духовному учителю?». Как раз вот такой вопрос, из этой области. Т.е., это столкновение каких-то вот, может быть, ну не интересов, а столкновение стандартов. Да? Т.е., гуру хочет, чтобы ученики следовали как-то, может быть, выше, строже, а в ятре, может быть, не хватает квалифицированных кадров. Поэтому, стандарты какие-то ниже.
00:34:55 И вот эти как раз вопросы вы и можете выяснить. Хотя, по большому счёту, здесь нет больших проблем. Я не думаю, что кто-то пострадает от высоких стандартов. Если вы следуете наставлениям гуру, каким-то там стандартам более высоким служите, а другие, допустим, не имеют такой возможности, это не должно быть проблемой. Нет необходимости уравнивать всех, занижая. Допустим, не получится уравнять всех, возвышая до одного стандарта. Но отсюда совсем не следует, что нужно всех уравнивать, занижая всё. Тот, кто может служить Богу с более высоким стандартом, почему это должно быть проблемой? Это не должно быть проблемой. Но, можете уточнить у своего учителя.
Как Вы организовываете своё время, чтобы всё успевать?
00:35:33 Максим. Вы часто ссылаетесь на отсутствие времени. Однако видно, что вы очень много делаете, много успеваете, отвечаете на вопросы, пишете на форуме, даёте лекции, бываете в других городах, организовали школу астрологии. И при этом наиплотнейшем графике, у вас остаётся время на семью, духовную жизнь и, наверное, на себя. Расскажите, в чём секрет вашего успеха. Не давит ли вас эта огромная загруженность и полная систематизация жизни и фактическое отсутствие времени на себя? Не грузит ли вас ощущение долга, что вы столько на себя взвалили, и теперь это придётся нести? Даже многие махараджи, несмотря на свою огромную преданность Кришне и желании служить Ему, частенько сгорают. Расскажите о вашем режиме жизни и дня, о систематизации себя, выполнении своего долга и то, как вы умудряетесь при этом не перегорать. Может, я почерпну что-то ценное для себя. В частности, у меня проблема с систематизацией своей жизни. Есть ощущение, что находишься под неким нежелательным давлением и, так называемым, рабством. Появляется желание выбраться из под него. Но после срыва системы наступает хаос и апатия, плохое настроение из-за несделанных дел и прочее.
00:36:57 Вот это всё можно было в трёх предложениях запросто спросить. Я надеюсь, что вот эта вот краткость как сестра таланта у нас будет отныне доминировать. Итак, скорее всего вы не знаете меня лично. Поэтому, немножко идеализируете ситуацию. Я вам скажу коротко, что как менеджер я как раз перегорел. Именно по этой причине 5 лет назад я с себя снял все административные обязанности. Я больше, так сказать, никаких погонов официальных не имею. Для себя я оставил только ту деятельность, которая, так сказать, соответствует моей природе. Т.е., проповедь, распространение знаний, вот такие вещи. И даже эту деятельность я регламентирую определённым образом. Т.е., принцип очень простой. Если мы внимательно изучаем шастры, там есть все вот эти вот базовые, фундаментальные моменты.
00:37:54 Допустим, мы открываем Бхагават-гиту. Глава шестая, про аштанга-йогу. Преданные её очень не любят, эту главу. Хотя, глава чрезвычайно полезная. И там в 17-ом стихе говорится о том, что для того, чтобы избавиться от всех страданий, йог что должен делать? Он должен соблюдать определённый баланс четырёх вещей. Это питание, сон, отдых и работа. Итак, слово отдых в устах некоторых преданных как какое-то оскорбление, как что-то вообще странное слово. Что это такое отдых вообще? Да? Тем не менее, Кришна использует слово отдых. И он отличается от сна. Т.е., сон, отдых, питание и работа. И я когда для себя как-то вот это вот открыл, понял, я решил, что я не хочу быть мёртвым героем. Я пускай лучше буду, так сказать, не героем, но живым, что называется. От живого от меня будет больше толку, так сказать.
00:38:56 Вот. И я совершенно чётко разобрался со своей природой и понял, что, допустим, на поприще административной деятельности я что-то делал, но был не очень эффективным человеком, поэтому нет никакого смысла тянуть это дальше. Я просто это, так сказать, отрезал и всё передал другим людям. Далее. В сутках 24 часа. У всех одинаково. Ни у кого не больше, ни у кого не меньше. Теперь вопрос. Как мы этим временем будем распоряжаться? Есть хорошая книга Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Я в своё время её изучал, был на семинаре одном давно ещё в 96-ом году в Москве. Потом этот семинар сам преподавал несколько раз. И он, так сказать, в моей версии звучит как «7 шагов к успеху». Он есть на моём сайте «vrajendra.ru». Послушайте его. Это аудиоверсия, правда. Там очень много всего полезного.
00:39:52 И там самое ценное, что он говорит, это то, что в нашей жизни есть 4 измерения: физическое, социальное-эмоциональное, интеллектуальное и духовное. И когда в человеческой жизни, в нашей жизни эти 4 сферы все, так сказать, достаточно гармонично присутствуют, тогда их пересечение рождает поле энтузиазма. Т.е., то, что вы говорите, что человек не перегорает. У него хватает энергии двигаться дальше. Вот. Если человек в чём-то ослабел, допустим, здоровье. Физическое состояние или социальное-эмоциональное. Недостаточно какой-то подпитки вот этого от друзей, от семьи или что-то ещё. Или интеллектуально он там, так сказать, скажем, ослабел, в плане потерял какие-то вот идеи, свежесть разума. Или в духовном плане, в плане своей какой-то вот мотивации, идеи служения он ослабел. Это всё будет рождать, скажем так, снижение энтузиазма, определённо. И, я когда понял, что на мне было обязанностей больше, чем я мог реально потянуть, я просто их, так сказать, те, которые я считал для себя лишними, я их просто оставил и всё.
00:40:54 И бывает так, действительно, что старшие преданные, на них возлагают очень много всего. Ты и гуру, ты и саньяси, ты и GBC, т.е. руководитель и т.д. Т.е., допустим, гуру-саньяси это ещё как-то совместимо. А вот уже GBC (руководитель) это уже с другими вещами не совместимо. Саньяси – человек отречённый полностью. Он этого мира вообще касаться не должен. А его увлекают, допустим: «давай там, управление, там то да сё». Или учитель. Для учителя единственный проект это его ученики. Никаких проектов у учителя больше быть не может. Понимаете? Опять-же, если учитель, скажем, занимается управленческими вопросами, ну это есть какие-то отдельные, может быть, супермены, которые в этом успешны. Большинство людей нет. Поэтому, рано или поздно они или перегорают, или снимают с себя какую-то часть ответственности. Потому что, это просто невозможно. Более того, Кришна говорит в Бхагават-гите (3-я глава, 35-ый стих), что лучше исполнять свои обязанности даже несовершенным образом, чем чужие в совершенстве. Потому что, следовать чужому пути опасно.
00:41:59 Итак, в чём опасность? Опасность состоит в том, что люди как раз, как вы говорите, выгорают, перегорают, потому что они занимаются, они перегружены, они занимаются не своей деятельностью часто. И вот это их очень сильно перенапрягает. Вот. И поскольку я много чего, так сказать, уже на своём веку повидал, вот, я сказал, что я не хочу быть мёртвым героем. Поэтому, часть вот этих вот обязанностей я просто отодвинул и всё. Итак, вот эти вот моменты, они являются основными. Что касается моего распорядка, то он, наверное, не является образцом для подражания, потому что у каждого своя специфика. Моё тело, к сожалению, не очень, так сказать, здоровое. Поэтому, уже после 51-го года начались определённые проблемы. Вот поэтому, мне приходится эти все вещи учитывать.
00:42:48 У меня очень строгая диета, очень строгий режим питания. Вот. Также, регулярные упражнения. И всё у меня начинается с того, что я встаю где-то, ну по ситуации, по-разному. Когда в Индии, здесь очень рано встаёт Солнце, и я встаю. Т.е., обычно принцип такой. Я встаю за 2 часа до рассвета. И поскольку точка рассвета, она гуляет, так сказать, в течение года, продолжительность дня меняется. То, и соответственно тоже, так сказать, зимой иногда где-то там дольше спишь, летом меньше спишь. Т.е., здесь я отношусь к себе не механистично, а по-живому, по необходимости. Ну, обычно я встаю где-то за 2 часа до рассвета. И за это время мне нужно сделать комплекс своих упражнений, связанных там и с опорно-двигательным аппаратом (йога) и всякие там вещи для пищеварения, и прочих разных вещей. Вот. Потом там гигиена вся эта идёт. Мантру какое-то количество кругов я читаю. Потом, если я куда-то иду на лекцию, значит, я иду на лекцию. Если в этот день лекции нет, я, значит, занимаюсь своими делами там, у меня ранний завтрак тоже.
00:44:00 Потом, после этого я читаю шастры какое-то время, дочитываю джапу свою и занимаюсь уже другими делами. Т.е., много корреспонденции, много вопросов-ответов, просто люди пишут, какие-то всякие мои там бытовые, домашние дела. Плюс, есть какие-то творческие, личные, так сказать, проекты, что-то связанное с этой школой астрологии. С семьёй тоже там какое-то время там на всякие разные семейные дела уходит. Вот и всё, собственно говоря. Т.е., я стараюсь, чтобы эти вот 4 сферы, чтобы была физическая нагрузка обязательно, поскольку у меня очень много такой сидячей работы. Чтобы социальное-эмоциональное, это в основном у меня, так сказать, семейное общение, плюс переписка с какими-то людьми, с которыми меня связывают разные отношения. Далее, интеллектуальное, ну понятное дело, я читаю много, слушаю. Духовное, это вот уже моё служение. Это больше, так сказать, отдача моя.
00:44:58 Ну плюс, естественно, поклонение есть, алтарь. Хотя, скажем так, поклонение по такому простому, что называется, варианту идёт. Но, тем не менее. Т.е., я просто стараюсь, чтобы эти 4 сферы жизни (физическое, социально-эмоциональное, интеллектуальное и духовное) были в гармонии. Если они в гармонии, всё, вот это вот поле энтузиазма, на их пересечении которое существует, оно даёт как-бы вот этот вот интерес, энтузиазм жить дальше. И когда чего-то не хватает, какой-то силы не хватает, а перегрузка есть, человек выгорает. Поэтому, это просто элементарная техника безопасности, к которой я пришёл. И это моя, так сказать, выстраданная схема жизни. У кого-то она может быть несколько иной.
00:45:43 И ещё, Максим делится своим пониманием. У меня появилась такая мысль, по поводу того, что вам задают одни и те же вопросы.Это происходит из-за того, что когда задают 2-ой вопрос, 1-ый уже задан, но ещё не вышел в эфир.
00:46:02 Да. Вы правы. Я тоже не мог понять, почему так происходит. Что вроде-бы, человек просто может быть думает, что если он задал вопрос, я должен тут же ему ответить. А поскольку я не ответил, он думает, что, может быть, я там забыл или что-то ещё. Он второй раз задаёт, третий. Т.е., ему кажется, что я не замечаю. А мне кажется, а что он, может быть, не понимает, поэтому он ещё раз задаёт одни и те же вопросы. Вот. Ну, это, скажем, такие вот, технические моменты. Я думаю, что мы притрёмся с этим всем. Я просто хочу вам сказать, пользуясь моментом, что не нужно дублировать вопрос. Т.е., вопросы не теряются. Просто их очень много. И я по 20 вопросов за раз рассматриваю. Больше я не буду этого делать, больше чем 20 вопросов. Поэтому, просто наберитесь терпения. Вот и всё. И не нужно задавать вопросы по несколько раз. Они все дождуться своего времени обязательно.
Почему у меня не получается заниматься духовной практикой стабильно?
00:46:50 Оксана спрашивает. Правильно ли я понимаю, что то, что со мной происходит, это детские болезни духовной жизни? Как их скорее преодолеть? «Скорее» забудьте. «Скорее» - это гуна страсти. Ничего скорее не получится. Сначала, когда я получила это знание, это было как озарение. С энтузиазмом я изучала, слушала, пробовала воспевать. Через некоторое продолжительное время удерживать ритм стало сложно. Внутренние желания неожиданно появляются, и я откатываюсь назад. Вот вам динамика: страсть-невежество, страсть-невежество. Резкое движение вперёд. Потом раз, назад – это невежество. Пока вы не нашли, так сказать, свой оптимальный режим. Потом, внутреннее понимание. И даже чувства напоминают о том, что без Кришны всё бессмысленно, всё по кругу одно и то же. И общаться приходится с невежественными людьми. Это благость пробудилась. Смотрите. Страсть – скачок вперёд. Невежество – такой отход назад. Благость – это какое-то понимание, усреднённое что-то такое появилось, более менее гармоничное.
00:47:53 Разумом возвращаюсь в процесс. Близкие люди раздражают своими материальными поверхностными взглядами на жизнь и ожиданиями от меня. Думаешь: «как можно так жить, есть да спать, и не задумываться о смысле жизни». А ещё учат. При этом, остаётся комплекс, что падшая. И что оскорбляю тем, что то погружаюсь, то отхожу. Заниматься только карма-кандой уже не интересно. Карма-кандой, думаю, что вы и не занимались. Потому что, карма-канда это строгая ведическая система, основанная на очень строгих ритуалах. Ну, тем не менее, раз не интересно, значит, не интересно. Бог с ним. А хочется глубже, но не получается на деле быть стабильной каждый день. Игнорируя свои желания, чувствую себя лицемеркой. Вот видите как, других оцениваете, себя оцениваете. Столько вот эмоциональных оценок просто из гуны страсти. Боюсь, что в старости проявятся материальные желания, а наслаждаясь сейчас, чувствую себя слабачкой.
00:48:55 Вот видите, сколько много оценок, да? Итак, всё то, что вы написали, это вот такая прямо вот шипучая, шипучая гуна страсти. Метания туда, сюда. Оценки, эти такие, те другие. Я слабачка. Я падшая. А вдруг то. А вдруг сё. Как они могут об этом думать? Это всё чистое проявление гуны страсти, которое является вполне нормальным, с одной стороны. С другой стороны, нужно прийти к такому взвешенному подходу. Да? Что что-то вы можете, что-то вы не можете. Вот этот вот максимализм, либо всё, либо ничего, это опять-же гуна страсти. Поэтому, материальные желания игнорировать вы не сможете. Не сможете. Их придётся осуществлять. Но, если вы их будете осуществлять без знания, вы деградируете. Поэтому, Веды говорят, что материальные желания нужно осуществлять, но в знании. Т.е., по Ведам, согласно культуре определённой. Тогда, они в своё время становятся слабее. И человек, скажем так, приобретает уже такую духовную силу, иммунитет ко всем этим материальным желаниям. А желание от всего быстрее избавиться, это редко осуществляется.
Имеет ли какое-то значение внешнее положение, которое мы занимаем в ятре, для получения второго посвящения?
00:50:10 Гопи према деви даси. Вопрос о второй инициации. В одном из писем духовный учитель написал: «нужно получить вторую инициацию». Один преданный из совета ятры назвал 2 основных аргумента, почему я не могу её получить. Хотя, формально все документы готовы. Первое, я не веду широкую проповедь. И в ятре не занимаю серьёзного ответственного положения. Насколько позволяло здоровье, всё время служила божествам и служила на польском туре. Объясните, пожалуйста, имеет ли какое-то значение внешнее положение, которое мы занимаем, для получения второго посвящения? И, пожалуйста, раскройте его суть.
00:50:49 Если учитель сказал, что нужно второе посвящение, эти вещи не обсуждаются. Учитель сказал, значит нужно получать. У этого члена совета ятры, который выразил 2 своих возражения, скорее всего представление о второй инициации как о чём-то внешнем, что вы не занимаете видного положения. Поэтому, вам вторая инициация не нужна. Вторая инициация, это просто допуск к служению божествам, приготовлению для божеств на кухне, более глубокое понимание священных писаний приходит. Потому что, гаятри это мать Вед. И когда человек получает мантру гаятри, шастры начинают ему лучше раскрываться. Вести широкую проповедь, ну я, честно говоря, мало знаю женщин, которые ведут широкую какую-то проповедь. У женщин немножко другая дхарма. У них другие обязанности. Поэтому, вот это, просто то, что вы написали, это как раз и есть, так называемые, гримассы рекомендательной системы.
00:51:51 Рекомендательная система возникла как некая необходимая такая вот структура во времена Шрилы Прабхупады, когда он был единственным гуру и было много учеников. Он не мог всех лично знать. Поэтому, из каких-то вот разных мест старшие рекомендовали. И это было неизбежно тогда. Я очень надеюсь, что когда-нибудь эта рекомендательная система, наконец, отомрёт, как не нужная абсолютно. Потому что, шастры говорят о том, что учитель и ученик, между ними никого быть не должно на самом деле. Есть даже наставление. Учитель должен лично проверять ученика. А ученик – лично проверять учителя. Никакой там рекомендательной системы нет. Это вынужденная такая организационная подсистема, которая существует ещё до сих пор, пока мало учителей. Так сказать, много учеников, мало учителей. Поэтому, вот этот вот дисбаланс, диспропорция вынуждает вот эту вот систему существовать.
00:52:49 Если когда-нибудь мы (очень хочется надеяться) придём к традиционной системе, что учитель и ученик впрямую общаются без всех там посредников, тогда такие вещи не будут существовать. Ну, пока так, значит так. Но, я думаю, что член вашей ятры в этом плане не совсем прав, если он думает, что вторая инициация это просто статус и нужно обязательно вести широкую проповедь, чтобы получить вторую инициацию. Я думаю, что это ошибочное мнение.
Как защитить себя от тёмных сущностей?
00:53:17 Светлана спрашивает. Можно ли подробнее описать, кто такие тёмные сущности или демоны.
00:53:24 Ни в коем случае подробно описывать таких тёмных сущностей, демонов. Потому что, они очень любят, когда их описывают. Они притягиваются прямо, да? Пишет дальше она.
00:53:36 Ко мне такого рода существа приходят с детства. И что можно сделать, чтобы они перестали приходить? Когда начала слушать ведические писания, встречаться с вайшнавами, в основном, после встречи с Чайтаньей Чандра Чараном прабху, эти сущности начали вести себя агрессивно. Начали появляться какие-то странные ощущения, или видения, голоса, двигается пространство, как бы расширяется. Опишите, пожалуйста, что это такое, и к чему это может привести? И что мне делать со всем этим?
00:54:09 Итак, пункт первый. О них ни в коем случае нельзя говорить вообще, тем более их подробно описывать. Т.е., для них только один режим – игнорирование. Полнейшее игнорирование. Потому что, они страшно любят, когда о них говорят, когда их описывают. У них такое чувство важности собственной повышается. Итак, что нужно? Это укреплять связь с Кришной. Если вы слышали, может быть, такую фразу: «бежит как чёрт от ладана». Т.е., чёрт это вот такая тёмная сущность, а ладан это как, ну, благовоние в христианстве, так называется, ладан. Т.е., они не любят чистоты. Они не любят всех этих освящённых запахов. Они не любят звуков молитв, вот этих вот мантр. Всё это.
00:54:53 Поэтому, если вы хотите от них, так сказать, подальше. Это обозначает режим идеальной чистоты, гигиены тела, чистота полная окружающей среды, в которой вы находитесь. Вот. Каждодневная молитва, воспевание этих мантр, вот эти вот ароматы, благовония. Звуки, если даже не поёте сами, включайте там эти все записи, молитвы, киртаны, бхаджаны. Вот. Всё. Они себя хорошо чувствуют в темноте. Понимаете? И становятся агрессивными сейчас, потому что они чувствуют, что вы встали на духовный путь и что их скоро отсюда попросят, так сказать. Поэтому, они агрессивно сопротивляются. И всё что вам нужно, это просто продолжать своё духовное очищение. И тогда вы, ваше тонкое тело, станете для них средой совершенно, так сказать, не благоприятной. Они просто вас покинут.
Почему нельзя кушать неоплодотворённые яйца? Если душа находится в сердце, то как объяснить пересадку сердца?
00:55:47 Максим спрашивает. Не все яйца, которые продаются в магазине, несут в себе плод. А значит, они не живые. Почему нельзя кушать такие яйца? Если душа находится в сердце, то как объяснить пересадку сердца? Как это вообще возможно, пересадить душу?
00:56:06 Максим с нами явно не сначала. Потому что, на вопросы про пересадку души и сердца я уже отвечал, по меньшей мере, 2 раза. Т.е., я ещё раз повторю коротко, что как в машине заменяется двигатель, при этом водитель остаётся тем же самым, сердце это просто двигатель. Душа не в сердце. Душа находится в области сердца. Не путайте эти вещи. Что касается яиц, ответ очень простой. Яйца это пища под влиянием гуны невежества. Если вы хотите духовно развиваться, мой вам вопрос. Зачем вам невежество? А если вы привязаны к яйцам больше, чем к духовному прогрессу, тогда вы будете духовно развиваться, но очень, очень медленно. Вот поэтому, выбирайте сами. Это ваш выбор.
Что значит не проповедовать о славе Святого Имени не преданным?
00:56:49 Елена. Скажите пожалуйста, что значит не проповедовать о славе святого имени не преданным? О чём нельзя говорить: о неотличности… Ой, великий и могучий русский язык. От Кришны. Об освобождении, которое оно несёт.
00:57:15 Когда вы говорите с новыми людьми о Святом Имени, не нужно погружаться в эзотерику, что это имя не отлично от Кришны, то да сё. Просто скажите простую вещь, что это то, что очищает ум. Это будет для вас, так сказать, полезно на всех уровнях. Это сжигает карму. Это освобождает от разных ненужных вещей. Этого достаточно для первой, так сказать, встречи человека со святым именем. Потому что, если вы будете говорить какие-то эзотерические вещи, что, значит, это там то, да сё. Т.е., из духовного мира что-нибудь такое: это имя полностью тождественно Богу, обладает идеальной природой и всё прочее. Это всё правильно. Но поскольку этот человек ещё не обладает верой, у него нет квалификации понимать эти вещи.
00:58:01 В его уме будет проявляться скепсис. Т.е., сомнение в этих вещах. И когда у него вот этот вот скепсис зародится, он врядли это будет делать. Понимаете? Вот, таким образом, получается, что мы хотим сделать ему вроде как лучше, сказать больше. А на самом деле, поскольку у него нет веры, то он не может принять. Поэтому, у него будет либо скептическое оскорбительное отношение, либо он вообще от этого в стороне будет стоять. Вот. В то время как, если вы ему просто предложили, так сказать, вот это вот, ну, воспевание. Он попробовал, почувствовал какой-то эффект. Он уже теперь переходит в категорию верующих. Потому что, он почувствовал на себе какой-то эффект. И вот теперь ему уже можно открывать больше.
Почему Кришна и Радхарани не всегда вместе?
00:58:36 И ещё вопрос. Кришна и Радха - божественная супружеская чета. Однако, в своих играх во Вриндаване, Радхарани является супругой Абхиманью. Это трансцендентные игры Кришны. Но где же она является Его супругой, если Вриндаван не отличен от Голоки Вриндавана?
00:58:56 Я думаю, что вы не очень хорошо понимаете, что такое Вриндаван. Вриндаван это особое такое пространство любви, духовной реальности. И во Вриндаване есть очень много уровней. На самом деле, во Вриндаване есть такие рощи, такие места, где Радха и Кришна женятся, официальная свадьба. И где им поклоняются как мужу и жене. Есть такие места во Вриндаване. Но в других местах Вриндавана, между ними существуют вот такие вот паракия расы, что Радхарани жена этого Абхиманью. Хотя, Абхиманью это никто иной, как просто тень Кришны. Абхиманью это тень Кришны, в действительности, вот такая немножко самостоятельно движущаяся. Потому что, вот эта вот любовь, скажем такая вот, внебрачная, она, как правило, более привлекательной считается. Это всё от Кришны, на самом, деле идёт.
00:59:48 Но Он не является аморальной личностью. Он, как раз, в высшей степени моралист, потому что все живые существа это его частицы, это его жёны, по большому счёту. Вот. Итак, Вриндаван это такая сфера, где есть разные настроения. И там, где Радха и Кришна как муж и жена, это такой, знаете, анклав Вайкунтхи внутри Вриндавана, т.е. где Кришну и Радху считают мужем и женой. И к Нему есть такой некоторый элемент благоговения и почтения. Почти как к Вишну. Вот поэтому, Вриндаван очень такой тоже разнообразный.
01:00:20 И последний ваш вопрос. И почему всё-таки так? Ведь дороже Радхи, у Кришны никого нет. Почему же они не всегда вместе? Потому что, разлука усиливает, так сказать, вот эту вот радость встречи. Это любой может почувствовать. Разлучитесь со своим любимым на какое-то время, и потом, когда вы с ним встречаетесь, вы буддете испытывать большую радость. Вот поэтому, все эти разлуки нужны только для того, чтобы усилить радость встречи. На этом мы сегодняшнюю, так сказать, сессию заканчиваем. Спасибо за внимание. Спасибо за ваши вопросы. Харе Кришна. До новых встреч.
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 30 June 2020