Выпуск 3

06 декабря 2018
Составьте, пожалуйста, мою натальную карту. Какие задачи на эту жизнь? Какое значение для человека имеют благословения старших? Имеет ли значение для души то, каким образом было утилизировано тело? Почему в интимных отношениях присутствует элемент чувственного наслаждения? Как быть, если постоянно испытываешь чувство вины за все и перед всеми? Как определить, находится Кришна в Божестве или нет? Почему в Бхагавад-гите Кришна говорит: «из очищающего, Я - ветер»? С чего начать изучение Аюрведы? Как сохранить сострадание к больным и несчастным, если знаешь, что они заслужили это по карме? Почему аборт считается грехом, если душа вечна? Постоянно ли количество джив, которые меняют тела и планеты? Можно ли перечислить законы Бога? В чём отличие памяти как функции разума от памяти как функции Параматмы? Откуда берётся у женщин очень сильная эмоциональность? Как толковать сон, когда снится Кришна? Правда ли, что достичь уровня мадхьямы адхикари под силу лишь людям с браханической природой? Нужно ли наносить тилаку на тело перед сном? Что нужно делать во время, когда умирает другой человек? Что я сам могу делать для себя во время оставления тела? В какие места душа может отправиться после смерти, и какие критерии для определения этих мест? Если человек умирает согласно вайшнавской традиции, должен ли он тоже проходить все стадии смерти (3 дня, 9 дней, 40 дней)? Есть ли духовное тело в духовном мире? Что такое служение при «Боге-живом»?
ответы на вопросы для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:40:39 | качество: mp3 64kB/s 18 Mb | прослушано: 104 | скачано: 71 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый день. Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. Сегодня у нас на очереди третий выпуск ответов на ваши вопросы. Сегодня 6 декабря. Мы находимся в западной бенгалии в Маяпуре. Итак. Я, честно говоря, хотел сохранить за собой право редактировать или где-то как-то опускать даже некоторые вопросы, но некоторые из вас проявляют настырность, поэтому мне приходится отвечать даже на некоторые вопросы, которые мне не очень нравятся. Но, из уважения к вам, я это сделаю. И, поэтому, я сегодня начну с вопроса, который уже был у нас. В смысле, он был, но я на него не хотел отвечать.

Составьте, пожалуйста, мою натальную карту

00:00:52 Итак. Ирина просит. Пожалуйста, составьте мою натальную карту. Я готова ждать сколько нужно.

00:00:58 Ирина, это не является философским вопросом. И вам, и всем остальным не в обиду, но я не буду этим заниматься по разным причинам, потому что у меня есть другие, более важные дела. Да. Я изучаю, практикую астрологию, но, что касается консультаций, то здесь всё чрезвычайно выборочно. Т.е., тем более, вы пишете, что у вас неизвестно время рождения. Это обозначает мне нужно тратить время жизни для того, чтобы определить ваше время рождения. Я считаю эти временные затраты для себя просто неоправданными. Поэтому, я, вежливо но твёрдо, вынужден вам отказать в этом вопросе.

Какие задачи на эту жизнь?

00:01:40 Что касается вашего вопроса: Хотела бы знать какие задачи на эту жизнь? Над чем надо работать? Я вам скажу проще. Развивайте свою преданность к Богу и вы не ошибётесь, не прогадаете. Это 100% основная задача для любого человека, независимо от того, какая у него натальная карта, где у него Раху-Кету, где у него Луна. Это всё временные вещи.

00:02:03 Поэтому, моя задача – вас соориентировать (переориентрировать вернее) с временного на вечные вещи. Астрология это не воздух, не вода. Без неё можно жить. Поэтому, в данном случае, я занимаю сейчас такую позицию. Прошу на меня не обижаться. Разбор чужой кармы – это не самое приятное дело, поверьте. Поэтому, я предпочитаю сейчас больше заниматься другими вопросами, которые приносят больше блага и мне, как душе, и остальным душам также.

Какое значение для человека имеют благословения старших?

00:02:37 Анна спрашивает. Благословение старших на духовном пути, а также старших родственников, святых, мудрецов, просто людей и проклятие, пожелание, поддержка и отсутствие поддержки в мысленном плане – какое всё это имеет значение для человека в общем, и для человека, вставшего на духовный путь в частности?

00:03:02 Благословения являются очень важной частью культуры. Они подобны попутному ветру. Допустим, если вы отправились на лодке куда-то в путь-дорогу, то этот попутный ветер всегда будет помогать, всегда будет хорош. И, поэтому, благословения важны. Мы их ждём, мы нуждаемся в них в духовной жизни. С другой стороны, нельзя быть слишком зависимым от этого, потому что, допустим, если попутного ветра нет, а плыть то как-то надо, тем не менее, нужно двигаться, поэтому есть различные даже пути движения против ветра. Поэтому, есть люди более зависимые от внешних влияний и благословений, есть люди менее зависимые. Поэтому, все эти вещи мы принимаем как нечто важное, как часть культуры, именно как попутный ветер, но мы не становимся зависимыми от этого.

00:04:02 Поэтому, обстоятельства сложились. Есть благословение – хорошо. Благословения нет – мы всё равно продолжаем двигаться в этом направлении, потому что уже само по себе вот это знание, которое нам открылось о высшей цели – это само по себе уже благословение. Поэтому, здесь не нужно слишком сильно быть зависимым от всех этих моментов. Хотя, когда они есть, отказываться от них, конечно, тоже не следует.

Имеет ли значение для души то, каким образом было утилизировано тело?

00:04:30 Николай спрашивает. Хотелось бы узнать, имеет ли какое-либо значение для души в её посмертном пути то, каким образом было утилизировано тело, в котором она была воплощена, будь то кремация или предание земле?

00:04:47 Да. Всё имеет значение. Имеет значение какая у нас будет жизнь в зависимости от того, каким было зачатие. Во многом наше будущее воплощение зависит от того, какая была смерть и посмертные всевозможные церемонии.

00:05:02 Поэтому, в ведической традиции есть так называемая «антьешти крия». Это посмертные ритуалы по ушедшей душе. Ведическая культура построена на самскарах, на очистительных церемониях, которые ещё предшествуют рождению – так называемая «гарбхадана самскара». Перед зачатием родители совершают. Потом в процессе жизни различные самскары. И после завершения физического существования – вот эта посмертная самскара также. Допустим, в 9-ой песне Шримад Бхагаватам есть одна глава, где описывается как потомки нашли останки своих предков, которрые там когда-то отправились в какое-то путеществие и там их настигла неожиданная смерть. Была какая-то битва. Они были убиты. И их тела остались лежать в поле. Там они как-то уже сгнили и т.д.

00:06:01 И вот потомки уже потом нашли их позже тела. И, говорится, что они окропили их останки, их кости водами Ганги и души этих предков получили освобождение. Поэтому, в общем-то, кремация всегда предпочтительна. Даже, если по каким-то там культурным или семейным причинам она невозможна, по меньшей мере тело этого умершего человека можно как-то окропить освященной водой или, допустим, предлагать его изображению прасад (освящённую пищу), совершать определённые очистительные ритуалы – так называемые «шраадха» во благо этой ушедшей души, как бы посылать ему духовные посылочки, такие передчки, чтобы это помогло ему дальше определиться… Проводить какие-то ритуалы – это является частью ведической культуры даже если погребение произошло не по всем желательным стандартам.

00:07:03 Поэтому, в общем-то это имеет значение как мы сюда вошли, как мы жили здесь, и как мы отсюда вышли. Поэтому, вайшнавы в принципе на это обращают также внимание. Далее.

Почему в интимных отношениях присутствует элемент чувственного наслаждения?

00:07:15 Лилия спрашивает. Если интимные отношения в ведической традиции предназначены только для зачатия детей, тогда почему в них присутствует элемент чувственного наслаждения?

00:07:31 Дело в том, что если бы этого элемента чувственного наслаждения там не было, кто бы этим, вообще говоря, занимался? Т.е., рождение детей – оно всегда проблемно: беременность для матери, роды тоже… И потом, воспитывать их по минимуму там 20 лет. Т.е., это достаточно проблемное дело. Если бы это всё ещё не сопровождалось вот этим чувственным наслаждением, то тогда никто этим вообще бы не занимался. Поэтому, в данном случае, Господь, Он, как говорится, совместил приятное с полезным.

00:08:03 И поэтому, большинство людей появляется на свет через эту силу вожделения. В Бхагават-гите 10.28 Кришна говорит, что среди причин порождения потомства, я есть Кандарпа – Бог любви. Т.е., эта эмоция, которая соединяет мужчину и женщину, которая толкает их на встречу друг к другу, которая толкает их к этой близости, она фактически является самим Кришной. Поэтому, в общем-то, для того, чтобы этот мир был наполнен живыми существами, чтобы они могли исполнять свои желания и чтобы осуществлялись и определённые планы Господа и духовная эволюция чтобы шла, нужно чтобы произошло определённым образом рождение. А, чтобы рождение произошло, для этого нужен контакт. А вот этот вот контакт мужчины и женщины, он как раз инициируется вот этим Кандарпой (Богом любви).

00:09:02 Поэтому, элемент чувственного наслаждения, он здесь всегда присутствует. Что касается вот этого четвёртого принципа – «половая жизнь только для зачатия потомства», это, скажем так, высший пилотаж. Это для людей высших классов в ведической траиции, т.е. людей, которые способны контролировать свои чувства. Люди в общей своей массе людей, они на это в принципе не способны. И, как правило, люди в общей своей массе не сильно интересуются духовным развитием. Поэтому, они естественно используют половую жизнь большей частью для наслаждения. Но, Шрила Прабхупада в своих книгах всё время отмечает самые такие высокие, самые тонкие элементы культуры. Поэтому, он делает такие утверждения, что в строгом смысле слова половая жизнь предназначена для зачатия детей.

00:10:00 Можно сказать так, что зерно пшеницы предназначено для того, чтобы из неё печь хлеб. Но, мы знаем, что некоторые из пшеничной муки делают пшеничную водку. Понимаете? Поэтому, одно и то же явление можно использовать и так, и сяк. Т.е., понятное дело, что этот контакт мужчины и женщины, вот эта животворящая сила совместная нужна для рождения ребёнка. И, с таким пониманием, люди наиболее цивилизованные так и действуют. Потому что, у цивилизованных людей есть более высокий вкус, более высокое понимание. Поэтому, секс для них не играет такой важной роли. Люди, у которых нет этого более высокого понимания, для них секс это такой чисто психофизиологический контакт, который нужен им для удовлетворения тонкого своего и физического тела. Поэтому, одно и то же действие люди используют с разной целью в зависимости от уровня их развития.

Как быть, если постоянно испытываешь чувство вины за все и перед всеми?

00:10:56 Далее. Инна спрашивает. Как быть если постоянно испытываешь чувство вины за всё и перед всеми, за все проблемы и трудности, которые встречаются у людей из близкого окружения, когда их эмоции моментально передаются тебе и ты начинаешь чувствовать, что это ты виноват в том, что людям плохо?

00:11:21 Ну, это неправильное понимание вещей. С одной стороны, философски неправильное и, конечно, очень такой излишне чувствительный ум. Так можно себя просто погубить, если постоянно себя этим чувством вины накачивать, что «я виноват(а) во всём, что происходит вокруг» - это неправильно философски. Понимаете? Потому что, какая-то доля вины, может быть, в чём-то есть, но в любом деле никто никогда не виноват на 100%. Т.е., всегда есть какая-то дозировка ответственности.

00:11:54 И, поэтому, вы не можете на себя взваливать всю вину за все эти вещи. Это немножко болезненный аспект психики и его нужно как-то, незнаю, философски откорректировать, что каждый человек получает свою долю ответственности. Если вы будете брать всё это на себя, то так можно просто сгореть. Понимаете? Есть отдельные какие-то личности (аватары), которые приходят для того, чтобы взять на себя грехи человечества. Но, если вы к Их категории не относитесь, то лучше поберечь свою психику от всего этого, потому что это только загружает вас негативом и никакого блага не даёт. Поэтому, лучше всего понять, что это не соответствует реальности. Вы не можете быть виноваты за всё. Т.е., у каждого есть своя доля ответственности.

Как определить, находится Кришна в Божестве или нет?

00:12:52 Малой познаёт мир. Ещё раз пользователь с этим интересным именем задаёт вопрос. Как определить, находится Кришна в божестве или нет? Есть какие-то признаки, указывающие на это?

00:13:08 То, о чём вы спрашиваете, признаки – это что-то из области эмпирического опыта, но Кришна находится выше наших чувств. Одно из его имён звучит как «Адхокшаджа», т.е. тот, кто находится за пределами чувственного восприятия. Поэтому, здесь вы не найдёте никаких материальных внешних признаков того, присутствует Кришна в божестве или нет. Даже не надейтесь на эти вещи. Да. Есть такие личности очень такие тонкие, духовно чувствительные – махабхагаваты, которые с Богом очень близко общаются, они это могут почувствовать, но не при помощи пратьякши, т.е. не при помощи какого-то эмпирического опыта, а на уровне глубинной связи через сердце. Для обычной обусловленной души здесь нет никаких признаков, даже об этом и не думайте.

Почему в Бхагавад-гите Кришна говорит: «из очищающего, Я - ветер»?

00:14:07 Тот же автор продолжает вопросы. В Бхагават-гите Кришна говорит: «Из очищающего, Я - ветер». Что здесь имеется в виду?

00:14:16 Это очень простой вопрос. Представьте себе, что в городе вдруг нет ветра. И все выхлопы, все газы и т.д. Всё, как говорится, ваше. Да? И, поэтому Кришна говорит: «Из очищающего, Я – ветер». Павана – это буквально обозначает то, что выносит, выметает всю грязь. Это как такая, знаете, естественная природная вентиляция. Допусти, на кухне готовят и включают эту вытяжку-вентиляцию, чтобы все эти пары, все эти запахи какого-то горелого масла и всё прочее, чтобы всё это выходило. Т.е., изначально, ветер – это и есть эта естественная вентиляция. Поэтому, люди ещё говорят: «Пойду проветрюсь». Да?

00:14:58 Проветрюсь обозначает очищусь. Или говорят: «Давайте проветрим комнату». Т.е., проветрим для того, чтобы как-то какие-то запахи или что-то ещё выгнать оттуда. Т.е., ветер – это естественная вентиляция, которая очищает пространство.

С чего начать изучение Аюрведы?

00:15:13 Елена спрашивает. С чего начать изучение аюрведы? Какие источники и книги лучше использовать?

00:15:22 Я не большой специалист в аюрведе. Я так, как говорится, сам себе домашний доктор. Из всех тех источников, которые я читал, мне больше всего понравились книги Субатялова Михаила Альбертовича «Изучаем аюрведу легко и просто». Это первая книга. И вторая. По-моему, там «Лечимся с аюрведой» или «Практикуем аюрведу легко и просто». Т.е., это вот две части одной и той же книги. Есть книги там Васанглад, там какие-то ещё. Много сейчас из этих различных источников существует. Но, с точки зрения базово-концептуальной философии аюрведы, книги Субатялова мне показались наиболее доступными и такими толково изложенными.

Как сохранить сострадание к больным и несчастным, если знаешь, что они заслужили это по карме?

00:16:13 Наталья спрашивает. Как сохранить сострадание к больным и несчастным, если знаешь, что они заслужили это по карме?

00:16:23 Духовное знание показывает нам, что да, вот есть закон кармы, причинно-следственные связи и люди страдают по карме. Но, если у нас будет только понимание кармы, только чувство справедливости, что вот это вот да, поделом, как говорится, заслужили, но при этом не будет сострадания, тогда наше развитие не будет гармоничным. Господь – самое справедливое живое существо. Высшее существо. Но, если у Него будет только чувство справедливости и не будет сострадания, нам тут болтаться в этом мире до бесконечности.

00:17:00 Поэтому, несмотря на то, что всё что мы получаем, это то что мы заслужили, это вот то что говорится нам поделом, при этом благодаря состраданию Бога, Он приходит сюда и вытаскивает нас. Т.е., Его сила прощения выше мщения. Поэтому, справедливость – это один уровень понимания того, что происходит в мире. Но, сострадание – это более высокий уровень. Т.е., сострадание, оно перекрывает справедливость. И поэтому, возможно помощь… Допустим, человек напился и упал с балкона. Мы говорим: «Ну и поделом ему. Пускай лежит». Но, нет. Мы же звоним. Скорая помощь приезжает. И, хотя он там может и достоин того, совсем он человек не очень то хороший, но врачи это как проявление энергии сострадания. Они должны этого человека обслужить, даже если у него там и полиса нет, не поймёшь кто он такой бестолковый, они давали клятву Гиппократа.

00:17:59 Это энергия сострадания. Желание помощи должно присутствовать. Поэтому, общество было бы просто страшным, если бы в нём было только чувство справедливости, но не было бы вот этого чувства сострадания. Поэтому, сострадание должно всегда идти с некоторым опережением, чем справедливость.

Почему аборт считается грехом, если душа вечна?

00:18:18 Лидия спрашивает. На каком основании аборт считается грехом, если душа вечна? Не удалось прижиться в одном теле, пойдёт в другое?

00:18:29 Так можно любое убийство оправдать. Паф, паф. Всё там. Ну, в этом теле ты не прижился, поживи в другом. Душа же вечна. Так нельзя делать. Аборт – это убийство маленького беззащитного существа. Господь направляет каждое живое существо в то или иное место. Допустим, Он направил его в чрево какой-то определённой матери. Мать по своим каким-то там причинам решила, что ребёнок ей не нужен. Она совершает аборт.

00:18:56 Т.е., государство позволяет эти вещи. Всё это возможно. И вроде как вопрос решён. Но, как правило, женщины, сделавшие аборт, они чувствуют какое-то чувство вины в большей или меньшей степени в том что что-то неправильно они сделали, потому что фактически получается, что они удалили из своего тела ту дживу, то живое существо, которое к ним послал Господь. Т.е., Господь дал дом, будущий дом этому живому существу в чреве этой матери. Мать по каким-то своим причинам, сейчас не будем говорить по каким, она решила что не будет здесь ребёнок этот жить. Это её свобода воли. Но, в следующей жизни она может стать бездетной, или какие-то другие могут проблемы произойти в её жизни. Ожесточиться сердце может. Чувство эгоизма такое возрастёт, что человек думает в первую очередь о себе, а не о других. Поэтому, то что душа вечная это не обозначает, что с телом этой души мы можем делать всё что угодно. Это порочная логика.

Постоянно ли количество джив, которые меняют тела и планеты?

00:20:04 Следующий вопрос также от Лидии. Изначально существует постоянное количество джив, которые меняют тела и планеты?

00:20:15 Да. Количество джив бесконечно и постоянно. Хотя люди на это возражают, говорят что где-то там население возрастает. Нигде никакое население не возрастает. Просто одних живых существ одного типа становится больше, другого типа – становится меньше. Допустим, вырубаются в огромных количествах деревья, уничтожаются в огромном количестве там все эти животные на бойнях: куры, бараны, коровы и т.д., свиньи. Поэтому, каких-то форм становится меньше, каких-то форм становится больше. Но, количество живых существ вечно и постоянно. Вернее, бесконечно и постоянно.

00:20:55 Существует огромное колчество вселенных. И компенсировать недостаток одних или других это не проблема. Вселенные эти разные по размерам и циклические, одни раньше появляются, другие – позже. Какие-то дживы могут перейти туда или сюда, т.е. учитывая всемогущество Бога, вот эта какая-то определённая корреляция, компенсация одного за счёт другого вообще не является проблемой.

Можно ли перечислить законы Бога?

00:21:26 И также от Лидии ещё один вопрос. Можно ли перечислить законы Бога?

00:21:32 Ну, долго придётся перечислять. Потому что, все законы – это законы Бога. Мы привыкли говорить: «Это закон Ома. Это закон Ньютона. Это закон какого-нибудь там Бойля-Мариотта». Нет никакого закона Ома. Нет никакого закона Ньютона. Никаких этих всех искусственных вещей нет. Есть только законы природы.

00:21:50 И эти законы природы… Фактически, природа, что это за слово такое? «При» обозначает «рядом». «Род» это источник рождения. Природа это обозначает то, что возле рода находится, источника рождения. Поэтому, законы природы это законы Бога, которые просто проявляются в сфере относительной материальной реальности. И никто из нас, никто из людей не способен гарантировать постоянство и непрерывность всех этих законов. Если это гарантируем не мы, значит кто-то другой. Если есть законы, значит есть законодатель. Поэтому, законы природы, законы морали, потом какие-то уже высшие законы: закон причинно-следственной связи, законы кармы – это всё законы, которые гарантируются законодателем. Люди могут открыть закон. Допустим, Архимед лёг в ванну, увидел что поднялся уровень воды, и: «О, эврика!». Открыл, да? И назвали теперь «закон Архимеда». А что? До Архимеда этот закон не действовал что-ли? Т.е., люди очень легко присваивают себе там какие-то законы. И когда им говорят про законы Бога, они говорят: «А можно перечислить?»

00:22:53 Да все законы, которые вы знаете в природе – это всё законы Бога. Просто они названы там какими-то разными именами и названиями просто потому, что люди не понимают природы вещей. Кто может гарантировать в изменчивом мире постоянство законов? Только тот, кто является повелителем этого мира. Мы все просто играем по этим правилам, подчиняемся этим законам. Мы можем их открыть. Мы можем сформулировать. Мы можем там как-то какую-то формулу написать. Но, создать закон мы не можем. Люди, конечно могут создавать там какие-то законы-однодневки, какие-то временные там, в думе они посидели, подумали, какой-то закон придумали, потом он не работает, а ладно, там отменили или как-то там переделали. Мы сейчас не про такие законы говорим. Мы говорим про законы, которые являются фундаментальными, вечными, неизменными. И они все исходят из высшего источника. Поэтому, все законы, которые вы знаете, они все под авторством Бога.

В чём отличие памяти как функции разума от памяти как функции Параматмы?

00:23:50 И ещё Лидия спрашивает. В чём отличие памяти как функции разума от памяти как функции Параматмы?

00:23:59 Уже этот вопрос задавался, но видимо не было ясности. Уточним. Итак, Параматма является источником памяти. Живое существо со своим разумом – это то, что ответственно за сохранение, допустим того, что мне дали. Мне что-то дали, допустим, Господь дал нам природу, дал какую-то среду обитания. Мы можем её сохранить, а можем её испортить. Допустим, отравить её там какими-то вредными производствами и т.д. Т.е., Он источник всего благого, а мы как с этим благим поступим – это уже наша свобода воли. Точно также, допустим, Кришна является источником Параматмы, является источником памяти, но если человек там пропил все свои мозги, то теперь у него, как говорится, дырявая память. Или наоборот. Человек ведёт благостный образ жизни, и поэтому то, что Господь дал, оно у него сохраняется. Т.е., у него память становится крепкой.

00:24:48 Вот поэтому, Он источник, а мы преемники. Т.е., мы получили и вот теперь, в зависимости от нашего образа жизни, чистоты и т.д., эта память, то что нам дано, будет более крепкой или менее крепкой в зависимости от того, как мы живём.

Откуда берётся у женщин очень сильная эмоциональность?

00:25:03 Кирилл спрашивает. Моя жена часто придаёт превосходную эмоциональную окраску различным бытовым мелочам: без ума от какого-то блюда, обожает какую-то песню и похожие эпитеты в адрес в общем-то обычных, каждодневных событий. Я, конечно же, оставляю за ней право чувствовать и выражать свои чувства по любому поводу, но иногда такая эмоциональность натурально раздражает. Помогите лучше понять человека. Откуда берётся такое желание выкрасить события, явления и вещи в яркие краски?

00:25:38 Ну, во-первых я бы на вашем месте порадовался, что жена эмоциональная. Хуже было бы если бы всё было наоборот. Она говорит: «Ну да. Как тебе? Да ладно. Ничего. Всё нормально. Всё хорошо». Никаких эмоций, да? Может быть где-то как-то вы человек другого типажа. Поэтому, это вас как-то немножко смущает. Но, вообще, эта эмоциональность, во-первых, она естественная для женщин, хотя может быть не для всех, тоже бывают разные люди, и она показывает, что у человека в принципе позитивный настрой в жизни. Т.е., она умеет видеть позитивную сторону вещей. И как-то так она, ну немножко, может быть в какой-то превосходной степени, всё это приукрашивает, но это лучше, чем наоборот. Потому что, в конце концов все удивительные и прекрасные творения этого мира, они созданы лишь из искр великолепия Бога. И поэтому, человек подчёркивая какие-то красоты или чего-то ещё, фактически косвенно признаёт, или скажем так, косвенно восхищается вот этими проявлениями Бога через материальную природу, через какой-то вкус, талант или что-то ещё.

00:26:47 Поэтому, я думаю что ей проще будет полюбить Бога, принять Его, потому что она уже вот так очень ярко и позитивно оценивает Его творение. Что за особенности психики? Как правило, это указывает на такую немножко чувствительную Венеру и Луну. Вот сильная Венера, сильная Луна, они дают вот такую какую-то повышенную эмоциональность. Обычно это так выглядит с точки зрения астрологии.

Как толковать сон, когда снится Кришна?

00:27:15 Катя спрашивает. Мне приснилась встреча с Кришной. Во сне я почувствовала, что влюбилась в Него и была переполнена эмоцией счастья от этой встречи. Сон прошёл, а влюблённость осталась. Говорит ли это о том, что я имею наглость и слишком огромное эго воображать себя в таких отношениях с Господом у себя во сне? Это деградация моего сознания?

00:27:41 Это не деградация. Вектор выбран правильно. Всё хорошо. Единственное, надо сказать, что ум ваш слегка поторопился с выводами и присвоил себе то, что обычно является плодом, так сказать, усилий, плодом долгого служения. Если это чувство у вас останется на годы, на десятилетия и оно будет возрастать, тогда можно вас поздравить с тем, что вы не ошиблись и не просто эмоционально приписали себе всё это. Если же это всё как-то через какое-то время улетучится, ну это обозначает, что ваше воображение немножко приписало себе то, что пока ещё не принадлежит вашему духовному опыту. Но, в целом, это наша цель. Просто нужно понимать, что она не так быстро достижима как хотелось бы. И поэтому здесь нужно к этим эмоциям чуть-чуть добавлять критического мышления, чтобы оценивать насколько это всё долгосрочно, насколько всё это глубоко. Потому что, всё что настоящее, оно переживает время, оно переживает трудности, оно переживает испытания.

00:28:48 Если ваше чувство к Кришне переживёт все эти испытания, ну тогда всё хорошо. Если нет, значит это какой-то элемент сентиментализма и фантазии.

Правда ли, что достичь уровня мадхьямы адхикари под силу лишь людям с браханической природой?

00:29:00 Анна спрашивает. Уровень мадхьяма адхикари подразумевает знание шастр. Означает ли это, что достичь уровня мадхьямы под силу лишь людям с брахманической природой?

00:29:12 Шастры изучать и понимать может каждый человек. Просто люди с брахманической природой могут их понимать глубже. Они имеют, может быть, больше вкуса к изучению этих всех вещей. Может быть они лучше разбираются в деталях. Но на определённом уровне каждый может понять шастры. Т.е., вот как существует обязательное образование, среднее считается, минимум среднее образование обязательно для всех (высшее уже желательно, но не обязательно), точно также в духовном плане может быть не все станут пандитами, великими учёными и т.д., но получить базовое духовное образование желательно всем.

00:29:54 И поэтому существуют шастры, которые можно просто прочитать, ознакомиться, понять их на каком-то определённом уровне, а можно глубже изучать и понимать глубже. И поэтому, мы видим что мадхьяма адхикари к сожалению не так часто встречаются, но, тем не менее, эта литература распространяется. С определённой надеждой даётся шанс. Т.е., мы не говорим, что брахманов мало, поэтому тираж будет маленьким, мы дадим столько-то книг, всё остальное там макулаторой будет лежать. Нет. Мы так не говорим. Мы всем даём шанс чтобы все люди могли попробовать. А уж на сколько процентов они всё это примут, смогут, это уже их индивидуальный выбор, индивидуальные возможности. Но, не нужно думать, что только брахман может стать мадхьяма адхикари. Это не так. Любой преданный может достичь этого среднего уровня. Это твёрдость. И даже если мадхьяма адхикари не до конца знает все шастры, по меньшей мере его вера крепка.

00:31:00 Т.е., это тоже один из признаков мадхьямы адхикари. Уттама адхикари идеально знает шастры. Мадхьяма адхикари знает шастры не плохо, хорошо, но не идеальным образом. Поэтому, мадхьямой может в принципе стать любой преданный, любой человек.

Нужно ли наносить тилаку на тело перед сном?

00:31:17 Анна задаёт вопрос. Нужно ли наносить тилаку на тело перед сном?

00:31:24 Нет. Тилаку наносят на чистое, пробуждённое тело. Сон обозначает, что вы сейчас будете погружаться в невежество, будете отключаться уже от всех своих основных таких функций, тело будет отдыхать, восстанавливаться. Поэтому, нет необходимости наносить тилаку перед сном.

Что нужно делать во время, когда умирает другой человек?

00:31:47 Не уверен, что правильно прочитаю имя, но я постараюсь. Если я ошибусь, заранее меня извините. Гунтарс Кокулус. Пожалуйста расскажите что нужно практически делать согласно вайшнавской традиции во время, когда умирает другой человек. Как ему можно помочь в этом процессе, чтобы он, после оставления тела, мог вернуться в духовный мир?

00:32:14 Чтобы вернуться в духовный мир, нужно много постараться. Такие вопросы в последний момент не решаются. Эти все вопросы нужно заранее готовить. Человек должен жизнь прожить в преданном служении, может быть даже не одну, прежде чем вернуться в духовный мир. Это не такая дешёвая вещь. Хотя, конечно, духовный мир тоже разнообразный. Достичь освобождения в общем-то не является проблемой. Даже на планету Вайкунтхи попасть не является большой проблемой. Это всё достаточно просто. Но, если мы говорим о духовном мире, как гаудиа-вайшнавском, в таком вот контексте, Галока-Вриндаван и т.д., это очень высокий уровень. Здесь всё не так просто.

00:32:57 Поэтому, эти все вопросы в последний момент не решаются. В последний момент можно, скажем так, помочь человеку как-то вот хотя бы пойти наверх. Если он всю жизнь жил как-то не так, то крайне мало шансов, что мы его в последний момент раз-раз, и в духовный мир отправим. Это маловероятная ситуация. Поэтому, здесь нужно просто реалистично взвешивать вот эти все возможности.

Что я сам могу делать для себя во время оставления тела?

00:33:25 Далее. Значит. Что я сам могу делать для себя во время оставления тела?

00:33:30 В момент смерти мы можем только молиться Кришне, чтобы Он, видя наше беспомощное положение, вошёл в наш ум и компенсировал всю нашу неспособность, вызванную вот этим состоянием смерти.

В какие места душа может отправиться после смерти, и какие критерии для определения этих мест?

00:33:46 Также, если можно расскажите о разных местах в духовном мире, куда душа может отправиться после смерти, и какие критерии, чтобы мы могли туда попасть.

00:33:59 Духовный мир это безличный Брахман, это Вайкунтха, где вот такие нейтральные и отношение служения с Верховным Господом. Есть Мадхура, Дварака, Галока – это всё уровни более и более сокровенные, всё более высокие, где отношения более тонкие. Квалификация для попадания в эти места только одна – любовь. Чем более она специфична, чем более она интенсивна, тем более прицельно туда можно попасть. Это отдельная большая тема.

Если человек умирает согласно вайшнавской традиции, должен ли он тоже проходить все стадии смерти (3 дня, 9 дней, 40 дней)?

00:34:33 Если человек умирает согласно вайшнавской традиции, должен ли он тоже проходить все стадии смерти (3 дня, 9 дней, 40 дней) или такой человек сразу, после разрыва с физическим телом, направляется в духовный мир?

00:34:53 Сразу практически ничего не происходит. Как рождение не бывает мгновенным. 9 месяцев приходится провести во чреве матери, так и смерть для физического тела какое-то одномоментное состояние может быть, но далее душа проходит через разные этапы. И поэтому, на всё требуется определённое время. Если хотите почитать об этом более подробно, Шримад Бхагаватам 6.2, где история Аджамилы описывается, это такой напряжённый был момент смерти, когда человека собирались забрать в ад, но в последний момент он произнёс святое имя Нараяны, и этот вердикт был отменён и его судьба какое-то время решалась.

00:35:46 Поэтому, как правило, даже вайшнав, если это, допустим, чистый вайшнав, всё у него однонаправленное сознание, тут всё проще, как говорится. Если это вайшнав, но с какими-то смешанными материальными желаниями, это не обозначает, что он попадёт в духовный мир. Он может пойти выше и в следующей жизни продолжить своё преданное служение. Т.е., какое-то время ещё уйдёт на определение его судьбы.

Есть ли духовное тело в духовном мире?

00:36:15 И ещё вопрос. Есть ли духовное тело в духовном мире, и какое оно?

00:36:22 Конечно, есть. Как Шрила Прабхупада говорил, если вы видите, что висит в магазине костюм, пиджак, брюки, это обозначает, что есть под него какое-то тело. Точно также, сам факт наличия физического тела обозначает, что это физическое тело как костюм, значит есть какое-то живое существо, которое носит это тело. Это называется «сварупа», т.е. своя собственная вечная духовная форма и она у каждого своя, она соответствует тому типу отношений с Богом, которое является для живого существа предпочтительным.

Что такое служение при «Боге-живом»?

00:36:57 Ещё продолжение вопроса. От Дмитрия вопрос остался незаконченным, в прошлый раз там было что-то про отношение с «Богом-живым» и скорее всего не до конца, неправильно понял этот вопрос. Он уточняет: Я спрашивал о служении при «Боге-живом». Поясню. «Живом» означает воплощённом. Т.е., человек, но не человек, очень красивый, светится и все знают и видят и в очках и без очков, и говорят что это ОН Бог. Все сразу знают кто Он когда Он гуляет по городу. Много реальных спецэффектов: фактических, визуальных, личностных и химических когда Он идёт. Это не шутка. Все видят и говорят. Вопрос мой: что это за служение при таких вот обстоятельствах?

00:37:44 Ну, я всё равно вынужден сказать, что это вопрос немножко умозрительный. Потому что, в материальном мире, когда Бог приходит сюда, здесь всё, так сказать дуально. И поэтому, когда Кришна был здесь, пожалуйста, Он идёт по Хастинапуру там или по какому-то другому месту и не все знают, что Он Бог. Потому что Он открывается согласно сознанию живого существа. Т.е., Бог Он одновременно и объективен (Он объективно всегда присутствует), но открывается Он нам настолько, насколько мы субъективно в Него верим, понимаем, какие у нас отношения с Ним. Допустим, в Махабхарате описывается как Кришна открыл частично свою вселенскую форму Дурьёдхане. На него это не произвело никакого впечатления. А хотя, допустим, на Арджуну произвело колоссальное впечатление вселенская форма, потому что Арджуна понимает статус Кришны, уважает Его, любит Его, а Дурьёдхана нет.

00:38:39 Поэтому, просто какие-то там спецэффекты, сияние и прочие вещи, это не каждый может видеть и даже не каждый может это оценить. Понимаете? Поэтому, допустим, когда Кришна в Двараке, там все знают что Он Бог. Он идёт, и все это знают. Потому что это Его город. А в тех местах, где допустим Он был по делам, допустим, в том же Хастинапуре и т.д., там не все это понимали, не все это осознавали. Поэтому, вот идёт Бог, но одни это понимают, а другие это не понимают. Одни это видят, другие это не видят. В духовном мире, это всё очевидно всем, и поэтому там все в восторге. В материальном мире, вот Он идёт Бог, допустим для верующих Христос это, как сказать, сын Божий или сам Бог, а для неверующих это просто смутьян, которого взяли и распяли. Понимаете, да? Поэтому, вот одна и та же личность, но отношение совершенно разное в зависимости от сознания. Поэтому, то что очевидно для одних, не очевидно для других. И Бог в этом мире не нарушает права неверующих. Если люди являются неверующими, Он не лезет в их судьбу, Он не лезет в их выбор, Он позволяет им не видеть Себя.

00:39:48 Он позволяет им находиться в иллюзии. Поэтому, если Бог всем демонстрирует, что Он Бог, а как же права атеистов? А как же права неверующих в этом материальном мире? Они имеют право интерпретировать всё это по-своему. Они скажут что это какое-то там неопознанное астрономическое явление или что-нибудь ещё там, какое-нибудь атмосферное явление. А вы подумали, что это летающие тарелки. А вы подумали что это Бог. Поэтому, в мире двойственности здесь всегда будет этот элемент двойственности. Поэтому, я закончу с тем же, с чего и начал, что в материальном мире этот вопрос является умозрительным. А в духовном мире, он является абсолютным и естественным. На этом мы сегодня закончим. До новых встреч. Спасибо вам за ваши вопросы.

транскрибирование: Ильфат Рахматуллин | Зеленодольск | Татарстан | 17 февраля 2020