Пора включать разум

26 июня 2007
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:12:23 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 631 | скачано: 945 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Рузов В.О.] Для того, чтобы понять, что делать и не делать, нужно понять, для чего мы это делаем. Вожделение – очень хорошее чувство. Надо рожать много детей. Чем плохое чувство? Замечательное чувство. Гнев – очень хорошее чувство. Нужно с многими глупостями бороться. Есть много больших проблем, и гнев очень хорошо помогает с этим бороться. То есть, весь вопрос: «Для чего мы что-то делаем, какова цель?» А не «что мы делаем». Поэтому если понятна цель, тогда и будет понятно, ЧТО мы делаем. Никакой проблемы нет. Один из ачарьев говорил, что «если бы я был уверен, что с помощью своих усилий я смогу родить святого человека, я бы родил тысячу детей». Какая проблема? Никаких проблем! Дело то, в общем-то, как мы говорили, ни в каких-то таких вот оторванных от цели факторов, а всё-таки цель определяет то, что мы делаем, как мы делаем, зачем. В общем-то, цель, всегда нужно посмотреть на цель: для чего я это делаю? По этому, в общем-то, с целью сначала надо разобраться. С целью. Поэтому, в общем-то, в этом и секрет духовного знания, духовное знание даёт цель. И, в общем-то, всё остальное автоматически корректируется. Когда цель получена, корректируется всё остальное. Посмотрите на корабль: всё, что происходит внутри корабля – то же самое, но курс может меняться, хоть каждые пять минут. А внутри всё то же самое. Всё то же самое: койки точно так же стоят, всё та же деятельность идёт. Понимаете? Всё то же самое, абсолютно.

00:01:56 То есть, если не иметь компаса и не заходить в капитанскую каюту там или куда там, то есть… Если не знать, куда плывёшь, то, в принципе, в общем-то, внутри всё то же самое. Абсолютно то же самое! Поэтому весь вопрос: «Куда плывём, товарищи?» А внутри всё абсолютно то же самое. Есть много маршрутов на поезде, когда едешь, обычно там садишься утром, едешь-едишь в одну сторону, потом ночь спишь, утром просыпаешься, уже едешь в другую сторону. Много есть таких вариантов, когда на станцию нужно приехать, там тебя перецепят, и поедешь уже в другую сторону, то есть направление будет движения другое, и едешь дальше. [смеётся] Итак, в принципе, не сразу-то заметно, что движение то в другую сторону. [смеётся] Поэтому, всё-таки куда едем, для чего мы это всё делаем – определяет то, в общем-то, какова характеристика того, что мы делаем. Поэтому очень трудно говорить о том, что хорошо, а что плохо просто так. Очень трудно говорить о том, что хорошо, что плохо. То есть, всё может измениться. Как только мы узнаём о цели, всё может поменяться. Даже при самой подозрительной деятельности на первый взгляд, всё может поменяться. Всё. Поэтому естественным образом эти все эмоции, чувства, желания, они перестроятся, когда мы на курс выйдем, на нужный нам курс. Всё встанет под контроль. А если курс не поменялся, хоть что делай – ничего не поможет. Вот в этом последовательность. Угу, ещё вопросики?

00:04:19 Нет вопросов. Вы прочитали следующий стих, да, все? Нет вопросов у вас? Хорошо, да. Тогда обратимся к нему и разберёмся, есть вопросы или нет?. Текст 41-й, 2-я глава, 147-я страница, откройте, пожалуйста. Давайте вспомним мантру: «Ом намо бхагавате васудевайа!»
[Из зала] «Ом намо бхагавате васудевайа!»
[Рузов В.О.] «Ом намо бхагавате васудевайа!»
[Из зала] «Ом намо бхагавате васудевайа!»
[Рузов В.О.] «Ом намо бхагавате васудевайа!»
[Из зала] «Ом намо бхагавате васудевайа!»
[Рузов В.О.] Текст звучит так, 41-й: «вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана
баху-шакха хй ананташ ча буддхайо 'вйавасайинам» [БГ 2.41]. Переводится так: «Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен». Очень интересный стих, один из концептуальных стихов 2-й главы. И говорит он о том, что верить можно только во что-то возвышенное. Как мы говорили сейчас, любое действие может быть направлено на то или другое. И вера также, может быть направлена она в разных направлениях. И поэтому, по-настоящему верить можно только во что-то высокое, во что-то возвышенное, во что-то чистое, во что-то вечное.

00:06:19 Всё, что временное, низкое, греховное – вызывает не веру человека. Хотя может на вид показаться, что тоже человек в это верит, на самом деле это не вера, а его желание попользоваться. Попользоваться этим, воспользоваться. Это больше похоже на некоторый сговор одного преступника с другим. Они договариваются там о побеге, клянутся друг другу, договариваются, так сказать, быть честными по отношению друг к другу, но при первой же возможности бросают друг друга, предают, то есть толку никакого. И вера необходима человеку для того, чтобы включить его разум, как ни странно. Как ни странно, в основном именно в этом и обвиняют разумного человека: «Ты такой разумный, как ты можешь во что-то верить?» Но именно вера включает разум человека. Именно вера в полной мере даёт разуму проявиться. Разум сам по себе не может вывести человека из материального мира. Разум – да, очень полезная штука, но вывести из материального мира не может. Нет, он будет очень качественно и безошибочно водить его этими идеальными дорогами внутри этого материального мира, туда-сюда, то есть по территории. Просто разум может водить по территории. Да, дороги будут очень хорошие, очень правильные - в правильном месте повернул, в правильном развернулся, но за пределы этой территории уже с помощью разума так просто не попадёшь. Простой разум не даст возможности выйти на другие рубежи, выйти в другую реальность. Для этого разум должен соединиться с верой. Вот когда разум соединяется с верой, он уже может вести дальше, он уже способен вывести за границы материального мира. Он уже способен действительно дать какие-то концептуальные изменения.

00:08:22 То есть, он должен понять не только принципы разумного поведения в этом мире, но он должен понять принципы выхода из этого мира. Должен понять нечто большее. Нечто большее, нечто запредельное. Поэтому в действительности разум и разумом то назвать нельзя до тех пор, пока он не соединён с настоящей верой. Пока разум не соединяется с верой, в общем-то это и не разум, так как толк от его усилий небольшой. Абсолютно небольшой: туда-сюда, туда-сюда. Туда-сюда, туда-сюда, а толк какой? Просто очень качественно, знаете, водит по лабиринту с очень умным видом, а выхода нет. Туда-сюда, туда-сюда – бесконечно, а выхода нет. Выхода нет. То есть, да, то есть лицо умное, вроде бы дорожки удобные, но выхода реально нет никакого. И как мы говорили, что вера пронизывает существование человека, она присутствует во всём. Даже чтобы сесть на наш стул, необходима некоторая вера, что он нас выдержит. Если мы кушаем пирожок, мы должны быть уверены, что нас не отравят, в конце концов, должна быть какая-то вера. [смеётся] Мы верим в то, что солнце утром взойдёт, вечером сядет. Но всё это такие поверхностные, несерьёзные аспекты веры. По-настоящему нас интересует вера в то, для чего я живу; для чего мы живём, для чего мы тратим свои усилия. Нечто более концептуальное нас интересует. Для чего это всё нужно? Для того, чтобы действовать активно. Сама по себе активность появляется из этого соединения разума и веры. Мы должны быть точно уверены в чём? Что достигнув этой цели, все наши потребности исполнятся и я обрету абсолютное счастье.

00:10:23 Вот это в принципе и есть вера во что-то. Вера во что-то. То есть, мы должны быть точно уверены, что это решит все мои проблемы. Если мы действительно так думаем, что это решит все мои проблемы, тогда это даёт нам энтузиазм, и мы начинаем действовать. Фактически, сейчас мы все стоим на месте, наши усилия минимальные, мы ходим за этим, в общем-то, путеводителем разума – разум водит туда-сюда, а движения – ноль, то есть ничего концептуально не меняется. Чтобы что-то начало концептуально меняться, необходимо действительно понять, что в реальности решает эти проблемы, что в реальности может решить. То есть, необходимо нечто существенное. Можно поставить фотографию вентилятора, так сказать, это один вариант, а можно настоящий вентилятор. Есть концептуальная разница. И так же вот этот материальный разум – это такая фотография вентилятора. То есть, конечно, здорово, да, хорошая фотография, красиво, но толку – ноль. [смеётся] Толку – ноль. Необходимо что-то то, что решает в действительности; то, что концептуально решает, там, проблему жары, например. [смеётся] Необходимо нечто концептуальное, и то, что можно в действительности почувствовать эти изменения. Но если мы берём материальный разум, мы видим, что всё равно в результате одно и то же: всё разрушается, и становится ещё хуже, чем было. То есть, каков результат? То есть, решения нет, не решается. Поэтому если у человека нет веры в абсолютную истину, нет веры в нечто возвышенное, он начинает верить во всё подряд, у него появляется вера во всё подряд. Во что-то нужно верить, вера – это естественная, в общем-то, энергия души. Так же, как все остальные энергии. Во что-то нужно верить, так или иначе. Но усилия растрачиваются по всем направлениям, то есть верит в то, в другое, в пятое, в десятое.

00:12:19 Усилия во все направления, поэтому опять-таки движения вперёд нет. Фактически вот эти лебедь, рак и щука разрывают душу на куски: может, то; может, сё; может, семья меня спасёт; может, работа мне поможет. То, другое, то поверить в себя, то в коммунистическую партию, то ещё что-то, то есть пытается найти, за что можно было бы зацепиться, что может решить мои проблемы. И в принципе, на таких и рассчитаны вот всевозможные эти заверения: «Мы решим все ваши проблемы! Каждому мужику по бутылке водки, каждой женщине по мужику!» То есть дают лозунги, так сказать, соответствующие. «Отберём всё у бедных…» Или у кого там? У богатых… «Отдадим всё бедным!» В результате, у богатых не получилось отобрать, они все радостные-довольные вовремя разъехались, отобрали всё у бедных. [смеётся] И так всё обещается, все обещают, в любой инструкции всё обещается, все обещают. В любой инструкции всё обещается, то есть «купите наш вентилятор – это будет самый вентиляторный вентилятор вообще в мире». Понимаете? То есть, принцип в том, что постоянно идёт какое-то обещание, обещание, обещание, обещание, что вот это решит все проблемы. «Вот это решит все проблемы, это наилучший способ решения проблемы, только не переключайтесь с нашего телеканала! Мы понимаем, что рекламу смотреть невозможно, но всё равно не переключайтесь!» Да, вот постоянно уверяют? «Да, мы понимаем, сейчас вам будет плохо десять минут, но оставайтесь с нами всё равно». Вот в этом принцип материальной реальности. «Сейчас мы будем тебя бить ногами, всё равно оставайся с нами, ты нам друг». Такая некоторая ложная мужская дружба. Встретились, поговорили, подрались, помирились, опять дальше пошли. [смеётся] Дружба… Понимаете? Улица на улицу

00:14:19 Проблем множество, явно видно, что проблемы не решаются, что следующая телепередача явно не будет интереснее, поэтому появляется вот эта желтизна. Ну что это за желтизна? Это иллюзия. То есть, сама статья неинтересна, поэтому человека нужно там обмануть и на газете написать какую-нибудь жуткую фразу. Понимаете? «Слон упал на спину и раздавил поезд!» Хы, и всем интерено. [смеётся] То есть, необходимо чем-то заманить человека, решением его проблем, что всё, это решит твою проблему, то решит твою проблему. Но в действительности просто хождение внутри. Внутри ничего не решается. Потому что вот это вера во второстепенное, во всё подряд. Нет вот этого универсального решения. Универсального решения нет. Поэтому Бхагавад-гита начинается с того, что даёт веру в душу. Вот эта 2-я глава даёт самое главное. Даёт веру в душу, в нечто первичное. Ещё даже, в общем-то, о вере в Бога речь не идёт, как вы заметили. Да, в общем-то, не особенно так. Речь идёт о вере в душу, что душа у тебя есть. У тебя есть душа - нечто уже то, от чего можно оттолкнуться. Всё становится понятным, становится более-менее обнадёживающим. Вот смотрите, что даёт, да, например, вера в душу? Даёт очень интересные концепции. Что даёт вера? Давайте перечислим. Вера в душу, вот интересно.
[Из зала] Спокойствие.
[Рузов В.О.] Спокойствие. Ещё что?
[Из зала] Что мы вечные.
[Рузов В.О.] Вечные, да. Вечность. Что ещё? Мы не умираем, да? Интересно, да? Что ещё?
[Из зала] Перспектива перехода в духовный мир.
[Рузов В.О.] Перспектива, да, есть, появляется, да. Отец есть, да. Да
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да. По природе мы счастливы, - мы узнаём, да? Всё-таки наша природа быть счастливыми, а не страдать. Да?

00:16:21 Много всего интересного. Нас любят! Оказывается, да? В принципе. Нормально. У нас есть свой вечный дом. Да? Много всего. И никто из наших любимых тоже не умер. Тоже очень так интересно, да? У нас есть миссия, оказывается. Да? Все мы братья и сёстры. Посмотрите, сколько всего интересного, мы ещё даже не подошли к Богу, в принципе. Ещё не говорили ничего. Просто в душу некоторая вера есть, и уже сколько всего интересного появляется. Уже сколько всего позитивного, интересного, в общем-то. Одного из этого уже бы хватило на всю жизнь, чтобы быть довольным и счастливым. [смеётся] Спрашивается, почему тогда в Ведах мало говорится об этом? Почему? Почему так много ритуалов, так много обещаний богатства, здоровья, процветания? Почему так много вот всего таких вот… всего такого косвенного? Ответ очень интересный: потому что мы ещё не готовы развиваться бесплатно. Нам необходим некоторый стимул. Нам необходим некоторый стимул. Нам нужен земной стимул. И Веды, понимая это, стимулируют нас земными благами. Большая часть Вед стимулирует своего читателя земными благами, и часть населения попадается на эту удочку, и мы начинаем двигаться вперёд, принимаем законы, что ни есть, так как они работают, всё это нас очищает потихонечку. Так мы видим результат, он приходит, интересно, здорово. Это ж здорово такой вот так всё, так сказать, и в Бога веришь, и богаче становишься, и здоровье поправляется, столько всего интересного. Есть такой стимул.

00:18:14 Так как духовного стимула нет, необходим ещё материальный. Но постепенно человек очищается, и к нему приходят уже более высокие мотивы. Да, вот эти всевозможные вторичные варианты околодуховные, там фэн-шуй, что хотите, Аюрведа, Васту, астрология – всё, что обещает нам какие бы то ни было выгоды, какие бы то ни было открытия, какие бы то ни было перспективы – все это является очень качественной рекламной кампанией. Очень качественная рекламная кампания, которая, кстати, никого не обманывает. Вот в Ведах единственная рекламная кампания, которая никого не обманывает. То, что обещается в Ведах – всё так и будет. Вот всё именно так. То есть, вот если обещают, что будешь делать это, станешь здоровым - будешь делать это – станешь здоровым. Будешь делать это, станешь богатым - будешь делать это, станешь богатым. Будешь делать это, будет то – будет то. То есть, обмана нет никакого. Это единственная рекламная кампания, которая не обманывает. Но всё-таки это рекламная кампания. Всё-таки это реклама. [смеётся] Потому что человеку необходим этот некоторый бонус сначала. Бонус, некоторая такая акция ему необходима, и вот Веды на какую-то свою бОльшую часть (в некоторых случаях говорится, на 96 %) состоят из этой акции. То есть, это такая хорошо продуманная, в общем-то, акция, рассчитанная на всю нашу жизнь, что может быть что-нибудь нам в этом деле понравится, и мы попробуем воспользоваться этой методикой, которая даётся, и у нас получится. И появится у нас что? Вера в Веды. Да? В Ведах ещё есть 4 %, где говорится вот например о душе, вот 2-я глава Бхагавад-гиты. Итак, мы даже наткнёмся на душу, удивимся сильно: вот душа, как интересно!

00:20:16 Целая глава об этом рассказывает. Такая вот некоторая есть интересная особенность. Поэтому если не понимать, в чём смысл Вед, то можно, так сказать, всю жизнь Веды читать, ничего не понять. Всю жизнь читать, ничего не понять. То есть необходимо точно понимать, в общем-то, что конкретно читать, какую конкретно главу, да ещё чтобы её ясно объяснили. Это очень важно! Это очень важно, иначе появляется некоторое желание самому всё понять. [смеётся] Самому всё понять. Есть целая категория, так сказать, трансценденталистов, которых всегда раздражают комментарии. И у них существует эта концепция: «Дайте мне первоисточник!» Но именно комментарии являются первоисточником. Комментарии являются… Именно комментарии относятся к первоисточнику, потому что сам первичный текст – это такая некоторая шифровка. Шифровка для понимающих. И эта шифровка рассчитана на чистое сердце; на сердце, которое понимает, что хотел сказать Бог. То есть у святой личности и у Бога одна и та же вибрация, у них одна и та же система координат. Одна и та же вот эта вот таблица шифровальная. И поэтому святой точно понимает, что хотел сказать Бог. И когда он даёт нам эти комментарии, когда он раскрывает нам эту некоторую, в общем-то, сущность того, о чём говорится, это, во-первых, защита Вед от глупцов. То есть глупец, так как он, конечно же, попытается сам понять. Есть много опасных Вед, есть Веды об оружии, очень много всего рассказывают, есть Веды о лекарственных веществах, а соответственно и об отравляющих веществах, есть о том, о другом, о чём хотите.

00:22:14 Много чего рассказывается в Ведах, фактически всё. И поэтому0 так как всё это не должно попасть в руки глупцов, поэтому раньше, например, их запрещалось вообще переписывать. Тем более, запрещалось изучать так просто. То есть, всё необходимо делать только, в общем-то, с некоторого разрешения. Но так как было известно, что всё равно придёт Кали-юга, и все полезут сами… Понимаете? В эти, в архивы. В архивы. Поэтому сейчас, можно сказать, архивы раскрыты для всех желающих, но защита осталась. Вот эта вот некоторая зашифрованность. Если у человека нет этого правильного понимания Вед, он попытается их изучать в первоисточнике, без комментариев, и, соответственно, всё аннулируется, он не сможет понять ничего. Ничего не сможет понять, ничего у него не получится. Если бы Гитлер действительно понял Веды, он бы победил в войне. Но, слава Богу, мозгов у него не было, он не принял настоящих учителей. Поэтому он ничего не понял, ничего у него не взлетело, не заработало, ни нормально не взорвалось. То есть… Хотя, он изучал там и военные трактаты, и всё, что хотите. Слава Богу, ничего не взорвалось. Слава Богу. [смеётся] А там есть, что взорвать, в принципе, есть, что сделать, то есть достаточно все могущественные все вот эти исследования. И ничего не получилось. Ничего не получалось, потому что пытались взять нахрапом, то есть так вот «мы сами всё поймём. Нам только дайте! Мы прочитаем, сами разберёмся». Не, так дело не пойдёт. Ничего не пойдёт, поэтому такие время от времени мы требования слышим: «Дайте нам первоисточник, просто санскрит, мы сами всё прочитаем, ничего знать не хотим». И слава Богу, пожалуйста, вперёд – заходите на любой немецкий сайт санскритологии, и там вы найдёте все первоисточники на санскрите. Читайте, хоть зачитайтесь.

00:24:13 В Германии очень любят санскрит, там этих сайтов сколько хотите библиотечных. Можете скачать что угодно, прямо на санскрите, без проблем. Но видите, не так это просто. Всё продумано, всё хорошо, так сказать, уже поразмыслено по этому поводу. Так вот интересно всё действует. [смеётся] Я думаю, такая хорошая кампания, никого не обманывает, и вот это вторичное знание действительно исполняет свои обещания. Просто это временные вещи, поэтому они, в общем-то, являются этой рекламой. То есть это временные вещи, они всё равно уйдут. Поэтому оно называется… вот это вторичное знание, оно называется загадочной улыбкой Бога. Загадочной улыбкой Бога: «Давай-давай, поизучай. Стань великим астрологом, стань великим аюрведистом, стань великим архитектором, стань давай, стань великим хатха-йогом, давай-давай-давай…» То есть, Он улыбается, потому что в результате… В результате произойдёт очень интересно... Заинтересованный человек, если он действительно этим заинтересуется, как правило, не успевает даже стать в науке, вот в этой ведической науке вторичной, большим специалистом. Даже не успевает [смеётся] стать большим специалистом в этих науках, потому что понимает, что это просто чёрный вход в кладовую божественного знания. Он просто понимает, что это просто чёрный вход, и понимает, что это просто была его, так сказать, обусловленность; через эту обусловленность, так сказать, именно через неё и был подобран крючок к нашему сердцу. [смеётся] И на каком-то моменте он успокаивается. На каком-то моменте он успокаивается, и понимает: «Да, конечно, всё было интересно, здорово, но надо идти дальше».

00:26:09 То есть, это всегда некоторый этап. И быстро в его сердце, очень быстро в его сердце появляется настоящая вера, и он оставляет свои занятия побочными науками ради настоящего духовного развития. Ради настоящего духовного развития. То есть, здесь никто ни в обиде. Все понимают, что эта хитрость в результате делает всех счастливыми и одухотворёнными. [смеётся] Обиженных нет, все довольны. Вот так, очищаясь от материи, от гун материальной природы вера становится однонаправленной и сильной. Однонаправленной и сильной. Благочестивому человеку даже такая хитрость ни к чему. Благочестивый человек сразу принимает в своём сердце веру в Бога. В этом отличие благочестивого человека от греховного – сразу принимает веру в Бога. Это особые души. И как правило, они уже не одну жизнь идут по пути духовного развития. Рамачандра, великий Рамачандра, показывал всем пример такого сильного разума, он дал этот пример, эка-патни который называется. Что это значит? У него была только одна жена, он дал этот пример. Он пускал в цель только одну стрелу, [смеётся] и попадал всегда с первого раза, и по какому-то делу он говорил только одно слово, и никогда его больше не менял – всё. [смеётся] Вот это пример, то есть, сильного разума. То есть сначала подумаешь, сделай и не меняй - вот это сильный разум, он дал этот пример. Поэтому до сих пор он в таком почёте. До сих пор его все знают там на Востоке, все его боготворят, почитают, поклоняются ему. Вот это вот Рама дал такой пример.

00:28:04 Итак, вера делает разум сильным, разум становится очень сильным. Сильный разум даёт решительность. Сильный разум делает человека решительным. И решительность позволяет быстро достичь цели, быстро достигается цель. Соответственно, всё становится очень эффективным. Для этого нужен сильный разум, для этого нужна решительность, сильная вера, чтобы стать очень эффективным. Представьте, как было бы здорово, если бы мы были эффективными. Решительный человек не замечает препятствий. Фактически, для решительного человека нет препятствий, для него море по колено, [смеётся] горы по плечо. Он решительный. Решительный. Соответственно, если у нас много проблем, значит мы просто нерешительны, а соответственно наша вера слаба, или её вообще нет. Если человек настроился, вот всё – он не замечает ничего, идёт напролом. Если он видит цель, если он решителен, он легко преодолевает все препятствия, даже не замечая их. Но если веры нет, если разум слабый, всё будет мешать. Всё будет мешать! Всё будет препятствием, это нытик, это вот эффект нытика: всё не так, всё плохо, всё мешает, ой, ой, ой – просто веры нет. Веры нет, поэтому эффект нытика появляется, ныть начинает. Как только вера ушла, как только разум ослабел, как только целеустремлённость пропала – всё, появляется эффект нытья. Поэтому всё-то, ребёнок не хочет в школу – всё, ныть начинает, всё, все ноют. То есть, как только ушёл – всё, вот это чёткий признак. Вы только почувствовали в себе вот это нытьё, значит всё, диагноз ясен, всё очень просто.

00:30:03 В этом, в общем-то, и секрет 2-й главы Бхагавад-гиты, она даёт вот эту веру в душу. Соответственно, усиливает разум, и все наши проблемы становятся не такими значимыми. Даже на уровне 2-й главы проблемы становятся не такими значимыми. Слабый человек постоянно вот это вот обижается на что-то, постоянно ему что-то не нравится, по поводу любых ограничений он постоянно ноет: «Что же я буду есть?» Только заговоришь о вегетарианстве – «что же я буду есть? А как же я буду жить? Как это одна жена? А как же я буду жить? А как же? А как же теперь? А что же теперь так всю жизнь, что-ли, и проживу? А как же? Так а так же интересно. Ну а если я рано встану, наверное я в обморок днём упаду от слабости? Как же так? Ой, всё…», и для него всё так сложно. «Пост меня, наверняка, убьёт. Наверняка! 100 %, я умру». Завтра очень важный пост, знаете об этом? Главный пост в году – «Пандава-экадаши». «Пандава-экадаши», очень важный пост. И он аннулирует ошибки во время исполнения постов в течение года. Завтра, да. Поэтому, если вы хотя бы один пост пропустили в этом году, если этот пост держать полностью, то все ошибки в постах аннулируются, как будто вы весь год держали пост. Считается одним из самых важных постов завтра. Попоститесь, кто как может, насколько это возможно, это очень важно. Даёт очень такой серьёзный эффект. Классически его проводят полностью, полным постом, даже без воды. Классически. Такой, серьёзный пост. У кого какая жизнь, вы уже сами посмотрите.

00:31:59 [Из зала] А как правильно?
[Рузов В.О.] Полный пост? Ну это полный пост.
[Из зала] Ну а спать тоже нельзя?
[Рузов В.О.] Почему спать нельзя? Спать к еде не относится. Пост на еду, слава Богу. А уж как вы там спите, это вы сами выбирайте. Пост – это, слава Богу, к еде относится. Если вы не будете спать, вы можете с ума сойти. Поэтому лучше пока спать. Понимаете? Ночью могут не спать те, кто могут днём поспать. Но если вы днём не спите, лучше ночью тоже поспать. Всё-таки у нас, так сказать, жизнь тяжёлая. И надо как-то ещё через дорогу переходить. Поэтому лучше поспать. А вот с едой, едой, да. То есть, нет никакой проблемы, чтобы день провести без еды. Это, в общем-то, никакого такого особенного влияния прямо не окажет, но эффект достаточно серьёзный. Ну так, сам принцип.
[Из зала] Без воды?
[Рузов В.О.] Да, классически без воды, да. Ну будьте разумны, везде должен быть разум. Везде должен быть разум. Если человек занят духовной деятельностью, у него вся жизнь как пост. [смеётся] Поэтому он может жить более спокойно. Если человек чувствует, что у него жизнь весёлая, то лучше, конечно, так сказать, деньком этим с кармой как-то маленько подразобраться, как-то маленечко очиститься. Всё зависит от того, насколько вы заняты в духовной жизни. Поэтому в Ведах говорится, что если человек занят духовной деятельностью, то всё остальное уже не важно, потому что у него вся жизнь как пост. У него весь день как 100%-е жертвоприношение. [смеётся] Поэтому какие-то минимальные вещи можно знать, следовать им, в общем-то, а уже, так сказать, по степени этого проявления нужно уже самому смотреть на свою жизнь, насколько должен быть высок этот стандарт.

00:34:05 Ну один день в любом случае не повредит. Не много. Это не сорокадневный пост без воды. Это всего лишь на всего однодневный. [смеётся] Поэтому не страшно. Сам принцип! Но если у человека разум слабый - всё, он начинает волноваться: «Как это так? А что же будет, если я пить захочу?» Ну и что? Ну и что, что ты пить захочешь? Ну что такого страшного? Все хотят пить. Ничего страшного. «А если я есть захочу?» Ну все хотят есть. Просто у многих нет возможности даже поесть и попить, а тут сам отказываешься. [смеётся] Вот в чём разница. Поэтому появляется этот сильный разум. Сильный разум, который даёт возможность переступать через трудности, через сомнения. Поэтому в Ведах говорится: сильный человек знает, что продолжительный сон и обильное питание лишают разум активности. Жизнь останавливается, появляется опасность совершения греховных поступков. Поэтому ему нравится ограничения. Поэтому ему нравится. Он не любит переизбытка. Ему нравятся ограничения, и он вполне спокойно, так сказать, переносит какие-то трудности, связанные с духовной жизнью. Он радуется, он понимает, что будет легче. Будет легче, и будет интереснее, и будет лучше. Поэтому если ограничения разумны, они всегда дают силу, всегда дают разум. Всегда будет здорово, весело, то есть всегда будет интересно. Кому очень хочется провести всю ночь в радости и веселье этот пост, завтра можно после лекции остаться, здесь будет всю ночь программа. Полуночная. Так называется, «Полуночные бдения», всю ночь.

00:36:04 Прямо под нашим залом. Поэтому после лекции можете остаться, и провести всю ночь очень весело и радостно. Всю ночь будет программа, что-то будет происходить, лекции, там, молитвы, всё что хотите. Так интересно. Интересно. Эзотерично. Эзотерично… Поэтому, в общем-то, для сильного человека… сильного человека всё усиливает, а слабого человека всё ослабляет. В этом идея. Вера делает нас сильными. Поэтому если веры нет, нас всё ослабляет. Если вера есть, нас всё усиливает. Вот как интересно. Поэтому столько говорится об этом. Интересно. То есть, такой человек, как мы говорили, становится капитаном своего корабля, капитаном своей жизни. То есть, капитана не испугаешь там штормом, его не смоешь волной, он не боится брызг в лицо. [смеётся] Он любит ветер, любит эти трудности. В этом разница. И, конечно же, невозможно развить в себе веру без помощи учителя, без помощи духовного учителя. Почему? Потому что духовный учитель, у него есть обязанность некоторая. Сейчас я вам расскажу. У духовного учителя очень интересная обязанность. Духовный учитель – это тот, кто не даёт нам пойти на компромисс. Тот, кто постоянно напоминает нам о высшей цели, не даёт нам забыть о ней ни на минуту, то есть не даёт нам свернуть в сторону. Тот, кто не даёт нам свернуть с нашего пути. Напоминает нам: туда, туда надо, туда, туда, туда, не сворачивай, туда надо идти, туда. В общем-то, в этом и функция духовного учителя.

00:38:02 Мы с ним как с компасом сверяем все наши идеи, наши цели, наши мысли. «А вот это я задумал в жизни – как это?» «А это в другую сторону, извини» «А вот это?» «А это туда нормально» Поехали, всё. То есть, он как компас даёт возможность сверить. Потому что он точно знает, где запад, где восток. Понимаете? Чтобы действительно на восток мы шли, а не на запад. [смеётся] Потому что это противоположные вещи, это противостояние. Запад противостоит востоку. Восток немножечко противостоит западу. Противоположные векторы. И нужно точно понимать, в какую сторону, в общем-то, идёт движение. То есть, фактически, духовный учитель не даёт нашему физическому телу взять власть над нашей душой. Не даёт нашему телу взять власть над нашей душой. Поэтому без него конечно же трудно всё это осуществить. К сожалению, сейчас бытует мнение очень интересное, что причиной современных проблем, войны всевозможные, катаклизмы, вообще всех других проблем – причиной этих проблем является перенаселение планеты. Очень много сейчас об этом говорят. Хотя, почему-то везде проблема именно с рождением, так сказать. Большинство, так сказать, территории, в общем-то, проблема как раз с тем, что нет никого, вообще ни одного живого человека. По России можно 4 дня на поезде ехать, ни одного живого человека не увидеть. Выехал, и всё - и начались пустыри, леса, поля, ни одного живого человека вообще. У нас если вы на самолёте летите, то вообще непонятно, где люди, есть ли они вообще. Есть, конечно, места населённые, где летишь на самолёте – видишь, что всё распахано, вообще всё вот, так сказать.

00:39:59 К Индии, например, подлетаешь… или Китай – всё распахано, каждый кусочек. Но у нас тут не запашешь. Тут пахать – не перепахать. То есть, так сказать, проблем нет, и если земли не хватит там, то у нас радостно вообще… тут же с великой радостью вырубят лес, и ещё много освободится места для земли. Это нормально, причём. То есть, если лес просто продавать, это вот проблема. А вот если освобождают место из-под леса для земли, если земли не хватает – это нормально. Выкорчёвывать лес нормально. Да. Потому что земля даёт больший результат, чем лес. То есть, если вот засеять, получить урожай – в общем-то, результат достаточно приличный получается, больше, чем лес. И та же самая зелень сколько хочешь, но ещё и урожай. Потому что, так сказать, шишками одними сыт не будешь. Хорошо, если шишки ещё есть. Если шишек нет, так вообще толку мало. А так и дерево получили те, кто хотели, кому надо, и урожай можно, пожалуйста. Поэтому, это, в общем-то, всё достаточно регулируется. Это не так, что прямо нельзя там деревья рубать. Почему нельзя? Можно, но всё должно быть лучше. Если вырубить там один гектар, и действительно засеять очень хорошими культурами, то то на то, и всё хорошо, только плюс урожай. А урожай ещё можно три раза снять при грамотном земледелии. [смеётся] Поэтому если всё сразу делается и все довольны… А когда просто там потихоньку забрались в чащу, вырубили поляну и быстренько уехали – конечно, это подозрительно немножко, так, странно. Но людей нет – факт. Людей нет, вот просто идите в любую сторону 4 часа, и люди закончатся через 4 часа. Вот с этой точки можете идти в любую сторону 4 часа, через 4 часа люди начнут заканчиваться, и потихоньку закончатся. Закончатся, исчезнут. Так потихоньку всё будет заканчиваться, заканчиваться. Всё меньше-меньше.

00:41:59 Меньше, странные люди начнут попадаться. [смеётся] Потом вообще мишки начнут уже встречаться, зайчики, и всё. Туда как Миклухо-Маклай съездил, так всё. Туда только ссылали, там так до сих пор все живут ссыльные, род продолжают свой. А людей нет, людей нет… В общем-то, не в этом то проблема, особенно. Причём, законы природы устроены так, в Ведах описывается, что если действительно увеличивается рождаемость людей, то пропорционально этому всегда увеличивается и урожай. То есть, всё нормально устроено, всё взвешено, сбалансировано. Природа не дурная, природа устроена по определённым законам. Всё регулируется, пищевая цепочка работает. Всё нормально, всё идёт по плану. Нет никакого перенаселения, нет никакого голода. Есть нежелание работать ради работы, вот что есть. Есть проблема с распределением, нежелание работать ради работы. Половина земли пустует, потому что человеку просто скучно на земле. Просто ему там скучно. Здесь ему весело, а там ему скучно. Современному человеку подавай всё супер, всё должно быть супер. Супер-город должен быть, супер-кинотеатр должен быть, супер-маркет должен быть, супер-зарплата, супер-отдых, супер-жизнь. Но к нему в результате приходит супер-смерть. То есть, катаклизмы приходят. Что такое катаклизмы? Суперсмерть. То есть, хотел супер-жизнь – получи и супер-смерть. Понимаете? Всё, раз – и взорвалось, раз – затопило, раз – сдуло, раз – и стёрло с лица земли.

00:43:50 Что хотел, то и получил. Если хочешь спокойной жизни, будет спокойная смерть. Какие проблемы? Откуда катаклизмы? Вот супер – супер-желания, супер-удобрения. Как там, супер-фосфат. Да? [смеётся] Супер-яд. [смеётся] Супер-смерть в результате. Нет, избыточное население не может взволновать планету. То есть, если уж мы боимся за планету, то мы должны почитать, как устроена планета. Очень интересно, сейчас я расскажу. В Ведах говорится, что Земля готова вынести всё, что угодно, кроме обманщика. А всё остальное она может вынести. Вот обманщика не может. Вот с обманщиками проблема. Кто такой обманщик? Тот, кто говорит сам себе и своим родным и близким, что может решить их проблемы сам – вот это обманщик. Тот, кто думает, что он может сам решить свои проблемы, и ещё это обещает другим: «Я решу ваши проблемы; Я решу ваши проблемы!» И это очень похоже на наше современное положение. Мы и себе так говорим, что «я решу эти проблемы, я сильный», и другим обещаем: «Не бойся, я решу твои проблемы». Мы забываем, что не так всё просто, что без веры, без духовного развития, без Бога в конце концов так просто проблемы материального мира не решишь, они тут заложены. Тут никто решить не может, они заложены как принцип этого мира. Как кто-то может обещать, что «я решу твои проблемы»? Парень говорит девушке: «Не бойся, я решу все твои проблемы! Ты можешь опереться на меня. Я тебя буду защищать». Но он не находится в клетке со львами, тут никто никого не может защитить. Никто никого, ни парень, ни сто парней, ни президент. У президента самое бледное лицо. Видели, нет? Он меньше всех улыбается, посмотрите. [смеётся]

00:45:50 Чем выше понимание того, что ты ничего не можешь… это так, снизу иллюзия, что там что-то происходит, какие-то министры, какая-то оборона, какие-то ракеты… нет, перед лицом стихии всё бесполезно. Форс-мажор! Да. Всё это называется форс-мажор, всё отключается за одну секунду. Понимаете? Всё можно отключить за одну секунду, всё. Всё, то есть, в хаос может всё за одну секунду превратиться, абсолютно спокойно. Абсолютно. И тот, кто понимает… тот, у кого всё это в руках – он понимает, насколько всё это подвешено, насколько это иллюзорно, вот эта ответственность, насколько в действительности иллюзия вот этой ответственности распространяется на наше спокойствие, и мы, так сказать, думаем, что там какие-то, так сказать… кто-то там бдит… Никто не бдит. В первый раз у меня было озарение, так сказать, когда я в действительности узнал устройство нашей противовоздушной системы. Я не буду об этом рассказывать ничего, чтобы меня на всякий случай не потащили в соответствующе органы. Так как я в этом принимал активное участие в своё время… я когда служил, я очень хорошо знал, как оно устроено… я был просто в шоке. Все мои иллюзии вообще по поводу [смеётся] обороны у меня рассеялись за один раз. Поэтому не хочу никого трогать в этом вопросе, всё уже, наверное, хорошо… [смеётся] Я надеюсь, что всё уже исправили. Но иллюзии мои сразу же рассеялись, когда я узнал правду, когда я узнал реальность. И любой, кто узнает реальность хоть чего… хоть вы реальность, там, теплоэлектростанции узнаете, придёте и посмотрите, на чём она вся держится… хоть электричества всего узнаете реальность, на чём всё электричество мира держится… хоть чего! Хоть во что мы не зайдём… в любую реальность, от которой что-то зависит - если мы её увидим, мы поймём: всё вообще вот на честном слове держится.

00:47:51 Просто вот на честном слове. Все просто вот не дышат на неё, чтобы она работала. [смеётся] То есть, это чудо, что она вообще работает вообще, вот эта штука. А аврал – это нормальное состояние. На вот всех ответственных местах аврал – это абсолютно нормальное состояние. Не были на ответственных местах? Те, кто был – знают. То есть, аврал – это абсолютно нормальное состояние. То есть, всё немножечко постоянно выходит из-под контроля. Просто когда оно не сильно выходит из-под контроля – это нормально, рабочая ситуация, - мы называем. А когда сильно – это уже да. [смеётся] Это уже должность можно потерять. [смеётся] Поэтому, в общем-то, на этом и строится наша жизнь. И так же мы друг друга оправдываем, как-то защищаем. Но, конечно же, не всё так просто. Поэтому появляется вот эта проблема некоторая. Проблема с пониманием, отчего же, в общем-то, здесь такие ситуации возникают. Нету вот этой веры, в школах говорят: «Бога нет», в институте говорят: «Бога нет», родители говорят детям: «Бога нет», телевидение говорит нам: «Бога нет», все друг другу говорят: «Бога нет». Один только вопрос возникает у разумного человека: «Зачем говорить о том, чего нет?» Почему бы тогда везде постоянно 24 часа в сутки не говорить там, например, что нет собак, которые знают наизусть Пушкина всего? Вот представьте, я вам сегодня говорю все 2 часа: «Поверьте, нет собак, знающих наизусть Пушкина. Поверьте мне!» И вы приходите домой, телевизор включаете, и вам весь вечер говорят: «Поверьте, нет собак, знающих наизусть Пушкина»; книгу открываете, а там написано: «Поверьте, нет собак, знающих наизусть Пушкина». Понимаете?

00:49:47 С родителями, приходите, и вам мама говорит: «Глупостями не занимайся, я тебе говорю: нет собак, знающих наизусть Пушкина! Все великие философы об этом сказали. Нет собак, знающих наизусть Пушкина! Всё великие философы! Все учёные об этом говорят, что ерунда это, собаки, знающие наизусть Пушкина» О чём начнёшь думать? Очень подозрительно, надо всё-таки поискать собаку, знающую наизусть Пушкина. Понимаете? И посмотрите, весь мир каждый три секунды говорит о том, что Бога нет на протяжении последних нескольких тысяч лет во всех вариантах. Очень подозрительно, да? То есть, даже если ничего не знать об Абсолютной Истине, хотя бы чуть-чуть разум если есть, очень подозрительное вообще явление. Очень подозрительное. [смеётся] Ну нет - и нет, ну всё, нормально, живи дальше, что ты волноваться по этому поводу? Ну вот мы же живём, мы же жили до этого, так сказать, без волнений, что нет собак, знающих наизусть Пушкина. Факт? И я думаю, что будем жить дальше абсолютно спокойно. Ну нет – и нет, и пойдём сейчас домой спокойно. Но не дай Бог нам хоть один человек сейчас по дороге скажет – всё, у нас будут волосы дыбом стоять. Да? Да. Вот представьте, если домой приходите, вам ваш ребёнок говорит: «Мама, а точно нет собак, знающих наизусть Пушкина?» И всё… и вы уже сегодня мне позвоните вечером, и спросите: «А точно нет?» [смеётся] Вот так вот можно догадаться, что в действительности если оно есть, информация просочится всё равно через пальцы как песок, как вода через скалы. Хоть через негативную информацию, всё равно дойдёт. Да. Хоть через негативную информацию, всё равно дойдёт. Всё равно дойдёт. И человек начнёт думать.

00:51:45 Даже если человек думает, что Бога нет, он всё равно думает о Боге. Это уже духовное развитие. Это уже духовное развитие, это уже хорошо. Даже когда человек думает, что Бога нет. Потому что если он думает, что Бога нет, Бог ему поможет. Он ему объяснит, есть Он или нет. [смеётся] Всё будет хорошо. Так интересно происходит. Вот этого обмана становится всё больше и больше. Всё это до смешного доходит, сейчас даже в Индии подделывают чётки священных деревьев. Это считается, вот такое, святое, и то – целые штаты! Индия, у них есть такой бизнес, они подделывают чётки из священных деревьев. Например, из Туласи. Если вы приедете в Калькутту и попросите чётки из Туласи, вам их тут же продадут, но никто вам не даст гарантии, что это чётки из священного дерева. Потому что целый штат в Индии работает, чтобы подделывать чётки. И только нужно точно знать, где конкретно покупать, у кого, чтобы это не была подделка. Даже священные предметы подделывают. Понимаете? Что угодно подделывают. Поэтому нужно, так сказать, быть аккуратным, так как, к сожалению, это развивается. Можно запросто что угодно купить поддельное. Поддельный шёлк можно купить. Надо проверять, знаете? Поджигать надо. Чтобы воняло. [смеётся] Поддельный шёлк, поддельный сандал. Берут берёзу, так сказать, поливают её сандаловой водой, подкрашивают чуть-чуть морилкой, и всё – пахнет как сандал, отличить невозможно. А стоит жутко дорого. Дорого. [смеётся] Поддельное золото запросто можете купить, позолоченное. Такое, и ещё знаете, там, какой-нибудь камень ещё вставят, и назовут его «American Diamond». Понимаете? Всё, «Американский брильянт».

00:53:44 Все такие довольные, «Американский брильянт». Как этот, как он называется, [корунд], да? Или как он называется? Как он называется, белый? Цирконий, циркон. «Американский брильянт»! И человек думает: «О, ничего себе, «Американский брильянт»! Так звучит, вообще, здорово!». Обыкновенный циркон. Все довольны. [смеётся] И в конце концов можно поучиться Ведам у поддельного учителя, уже гуру, всё, легко, нацепят на себя чалму, оденут гирлянду, бороду отрастят до полу, проблем нет. Правда, потом за угол заходит, чтобы покурить. Отворачиваются, чтобы покурить. Не знают, что у камер есть приближения, так сказать, ещё техника не сильно дошла на восток, поэтому отходят подальше и курят. А приближение сейчас большое. И их приближают, и снимают. [смеётся] Потом этим стыдно, очень грустно. Был один известный уже гуру, и сейчас есть, он из рукава всякие золотые кольца достаёт, пирожные, то, сё, то есть, цепи. Каждый знает, как его зовут. Скажите, как его зовут, да?! Бу!... Та-та-та-да-да-дам! Ра!... [смеётся] Вот есть такой очень известный. До тех пор, пока цифровую камеру в Индию не привезли нормальную, и не засняли всё это шоу. Ну, любой ручной трюк на хорошей камере рассеивается. Когда вы покадрово потом всё раскладываете, сразу же видно, откуда что вытаскивается. И после этого появилась всем известная, великая индийская надпись, «Стриглипрохибито» везде написано, «Фото». [смеётся]

00:55:45 «Фото – стриглипрохибито» - везде! Везде повесили на всякий случай, всё, везде запретили всё снимать, показывать. Потому что столько обмана, что упаси Бог вообще. Понимаете? Потому что все поняли: «Ага, вот эта штука, она вот обман рассеивает». И запретили, всё. Если вы попытаетесь пронести на такие шоу камеры, её разобьют тут же об пол, выгонят. Но сейчас у нас все весёлые, жизнь идёт вперёд, поэтому скрытые камеры появились. [смеётся] Поэтому всё равно всё сняли по сто раз, всё это смешно и не интересно, не хочу даже об этом говорить. Кому надо, зайдите в Интернет, там, наберите, там, «развенчивание лжегуру», и найдёте там миллион этих гуру, сколько хотите, то есть это всё не интересно, не красиво. Потому что если человек не ведёт чистую жизнь, если обманывает, обман невозможно скрыть. Обман скрыть невозможно. Невозможно! Невозможно скрыть обман. То есть, нужно быть абсолютно чистым. Не знаю, рассказывал, нет? Так однажды я приехал в один город, меня в этом городе никто особенно не знал. Я приехал, мне нужно было диск какой-то купить. Для компьютера нужно было диск купить. Я зашёл, там магазин этих компьютерных дисков, искал диск, и проходил мимо, вижу: новинки видеопроката, видео, киноиндустрия. Ну думаю: ну тут то точно меня не будут, так сказать, сильно критиковать, ну посмотрю, что новое вышло, я люблю что-то такое про духовность найти новое. Потому что, так сказать, порекомендовать, может, действительно что-то хорошее, новые «Страсти Христа» вышли… И только я стал смотреть этот диск, тут же засняли: «Смотртите, Рузов смотрит видеодиски!! Тут же! В эту же секунду. Я подумал: «Да что ты будешь делать?! Господи!» Понимаете? В этом… [неразборчиво] Как только… Как только, не дай Бог, мы начнём что-то обманывать кого-то, тут же обман вскроется. Тут же.

00:57:41 Я никого не обманывал. То есть. Но, не дай Бог, человек действительно обманывает – всё, в эту же секунду его поймают, снимут, сфотографируют. Никакой проблемы нет. Так, целая индустрия живёт в современном шоу-бизнесе на развенчивании звёзд. Потому что лицо вон какое красивое, а жизнь вон какая позорная. Целая индустрия на этом живёт, в общем-то, и тут то же самое. То есть, только начнёшь обманывать – всё, тебя тут же вскроют. Поэтому попробуйте годами, десятилетиями корчить из себя лжегуру, конечно же не получится. Конечно же не получится. Сфотографируют, [смеётся] зарисуют. Всё будет так. Но к сожалению, вот это вот, обман идёт. Поэтому, в общем-то, человек должен быть достаточно аккуратным, необходима вот эта некоторая проверка учителя. Поэтому, например, в серьёзных традициях всегда испытательный срок. И он не только нужен для того, чтобы, в общем-то, учитель проверил своего ученика, но так, чтобы ещё ученик проверил своего учителя; чтобы он был точно утверждён, что он не обманщика принял, что это точно не обманщик. Чтобы он, так сказать, увидел его жизнь, пообщался с ним, поговорил. Потому что время раскрывает обман, время обязательно раскрывает обман. И невозможно изо дня в день, из года в год обманывать, просто невозможно. Просто невозможно. Поэтому просто пообщайтесь изо дня в день со своим гуру, и всё поймёте: обманщик это или нет. [смеётся] Правда обязательно раскроется.

00:59:36 Население планеты не так, чтобы увеличивается. Не особенно это прямо увеличивается население планеты, но есть увеличение. В чём это увеличение? Растёт число грешников на планете, растёт число обмана. Не само даже население растёт, а само вот число вот это, в общем-то, греха растёт, что является тяжёлой ношей для матери-Земли. Вот это есть тяжёлая ноша, не само население - ноша. А вот именно греховное население – ноша. Сама планета, сама планета Земля создана, в общем-то, для того, чтобы дать нам возможность быстро, легко развиваться, совершенствоваться. И поэтому очень не нравится ей и Богу, когда такая сложно устроенная планета, способная дать человеку всё, используется не по назначению. Вот это уже немножко нервирует саму планету, когда всё вот не по назначению используется. Это, в общем-то, и является проблемой. То есть, хорошим людям тесно не бывает. Хорошим людям тесно не бывает. На моём веку мы там чуть-ли не сотней человек забивали в однокомнатной квартире, и всё было радостно, особенно на заре развития, там лет 15-20 назад, когда собираться было нельзя, и всё было непонятно как. В однокомнатных квартирах все собирались. [смеётся] Нормально. Бог знает сколько влазило, по сто человек влазило. Все были счастливы, довольны. Никто не волновался, хорошим людям тесно не бывает. Все наоборот счастливы, нас так много, все хорошие, всё здорово, замечательно. Чем больше хорошего – тем лучше. Как может быть от хорошего, если его много, плохо? Нет.

00:61:31 Мать-Земля, в Ведах описывается, всегда рада, когда увеличивается число благочестивого населения. Всегда. Пусть будет много. Пусть будет много хороших людей. Это счастье для всей Вселенной, а не проблема. Когда много хороших людей – это счастье. Пусть будет перенаселение хороших людей. Слава Богу! Что этого бояться? Да замечательно. А если товарищи с негодяйским настроением, так им и на разных континентах будет тесно, они найдут повод чтоб войну начать. Понимаете? На разных континентах вообще живут. Одни вон где – на этой стороне карты, другие – на той. И волнуются сильно вообще по поводу друг друга. Сильно волнуются! Посмотрите, их океаны разделяют, горы, моря… Волнуются сильно! Как же они там вот живут без нас? Понимаете? Заметили, нет? Вот сильно они нервничают по поводу друг друга, вообще. Вы бы в жизни никогда не встретились вообще. Вы бы даже не узнали, что вы есть. Но всё равно волнуются. Так интересно. Волнуются. Потому что есть негативное сознание. Найдут повод не военным путём, так экономическим какую-нибудь неприятность доставить. Как-нибудь найдут. Понимаете? Всё. С той же Кубой, там, поругались, и тростникового сахара лишились. Был нормальный сахар, дешевле, чем наш свекольный. Был в два раза дешевле, его никто не покупал. Я вам напомню историю. Жили в те времена? Ну я же жил уже в те времена, вы же тоже должны были жить! Или я там один жил только, в те времена? Его… его никто не покупал, потому что он был дешёвый кубинский тростниковый сахар! Вы понимаете? Да, он не такой сладкий. А оказалось, что вот сейчас он очень дорогой и полезный, и вообще в сто раз лучше сахар, его теперь нужно по 90 рублей килограмм покупать. Понимаете? Он сейчас в пять раз дороже стал. Или во сколько? В шесть.

00:63:27 Это самый дешёвый, а если такой, поцивильнее, то вообще боже мой. Просто вот туда-сюда, что-то поругались, то-сё, поспорили, и всё. Мы им то не дали, они нам то не дали, все ходят злые. Понимаете? А сахара было завались, никому был не нужен. Так интересно. Он, в принципе, и сейчас никому не нужен. Если сейчас никому не нужен. Если сейчас его опять начнут завозить из Кубы, он опять будет три копейки стоить. Он дешёвый, тростниковый сахар. Дешёвый, легко производится, в общем-то, всё. Никакой проблемы. Там эта деревня его варит сидит, никому не надо. Там три рубля получают в месяц, все довольны. Труд очень низкооплачиваемый, всё дешёво, легко. Вкусно – главное, полезно, никому не мешает. Просто никто не хочет дружить нормально, дружелюбия нет нормального. С этим же сахаром, я помню, помните, кого там, Польшу принимали в Евросоюз, или кого? И там должны быть квоты на каждый продукт, и у Польши было там толи там 200 тонн сахара больше для вступления в Евросоюз. И Польша предложила его отдать в Африку, раздать бедным странам, но Евросоюз настоял, чтобы этот сахар был уничтожен. И 200 тонн сахара уничтожили. И потом эта эе ООН, там, Организация Объединённых Наций, они говорят: «Вот, нужно сейчас…», - они собрались по проблемам Африки. Маразм! Маразматики. Простят меня они все вместе взятые. Но это было всего год назад, я помню. 200 тонн сахара уничтожили, через год собрались там же в Европе «по вопросам проблем в Африке», голода в Африке. Понимаете? Ну вот маразм вообще тяжёлый. Мне не нравится, конечно, всё это. Но так, просто я вспомнил. Меня это сильно затронуло, честно говоря. Потому что об этом говорится в Ведах, что нет проблем с голодом, есть проблемы с дружелюбием. Есть проблема с дружелюбием и маразмом.

00:65:25 Вот, слишком много пьют. Когда человек много пьёт, у него маразм начинается, он не может простые вещи понять. Собираются, и пьют. То есть, не надо пить. Потому что маразма будет меньше. Хотя бы простые вещи можно понять. Поэтому, в общем-то, люди волнуются, люди видят, так сказать, некоторый маразм этих вещей, волнуются, какие-то там пикеты устраивают, какие-то демонстрации. То есть, волнуются сильно. Потому что явно на маразм очень сильно похоже, вот такой тяжёлый маразм – факт. Поэтому, в общем-то, не с перенаселением дело. С маразмом проблема. [смеётся] Вот в этом идея. То есть, тяжёлое не всегда тяготит. Понимаете? Если таскать чужие кирпичи, может быть, это и будет тяжело. Понимаете? А свои золотые слитки очень даже приятно будет таскать. Факт? Да. Это чужое тяжёлое, таскать грустно. А своё нормально. Какая проблема? Сделаем простой вывод: не так важно количество населения, как его качество всё-таки. Как его качество… Поэтому на долю духовно развитых людей ложится эта ответственность снимать давление неблагочестивого населения на Землю. Снимать давление неблагочестивого населения на Землю. Как? Знание. Знание давать надо. Знание. Знание о чём? О душе. Человек получает знание о душе, нужно людям давать 2-ю главу Бхагавад-гиты. Человек получает знание о душе, у него появляется вера, эта вера делает его разум сильным, это делает его целеустремлённым, потихоньку он перестаёт быть неблагочестивым. Он становится положительным. И давления меньше. Давления меньше. Облегчение происходит. То есть, людей становится столько же, но носить их становиться легче. Приятнее носить их становится. [смеётся]

00:67:25 У одного человека было много детей, и однажды они все вместе приехали к нему в гости. И отец хорошо о них заботился, кормил, одевал, предоставил свой дом для жилья. Так продолжалось неделю, дети себя чувствовали хорошо, были довольны, их кормят, поят, одевают, работать не надо. Но для старого отца это стало проблемой, и он стал им делать знаки, что пора бы уже и честь знать, так сказать, пора уже и уходить. Что он стал делать? На каждом приёме он стал чего-то недодавать – где-то соли недодал, где-то сахара недодал, где-то хлеб не положил. И умные, они сразу поняли, что пора уже уезжать, поэтому сначала самый умный уехал, потом поглупее, и так все разъехались. Один остался, девятый, абсолютно тупой. Он так ничего не понял: нормально, хотя бы есть где поспать, и нормально, всё хорошо. Тогда отцу пришлось ему пригрозить, что он его побьёт, если тот сейчас не уедет: «Сейчас побью, и всё!» [смеётся] И только тогда тот нехотя уехал домой. Такая классическая ведическая история очень интересная. В ней очень глубокий смысл. Кажется, простая, а в ней очень глубокий смысл. Она говорит о том, что в материальном мире время от времени происходят проблемы, которые должны нам показать, что это не наш дом. Это не наш дом. Разумные догадываются об этом сразу. И ищут духовную жизнь, ищут Бога. А глупцам необходимы более веские доказательства. Более веские. Так приходят в этот мир войны, эпидемии. И вызывает их не Бог, а вызывает их наша собственная глупость, это вот нежелание развивать свой разум, нежелание просто понять, что происходит, выйти из маразматического состояния, просто понять, что происходит. Вопросики, пожалуйста, по этому стиху задайте мне.

00:69:26 [Из зала] [неразборчиво] Народонаселение конкретной страны… [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Я не слышал о таком. Я не слышал о таком, я знаю одно – что если человек счастлив, то он старается иметь много детей. Потому что дети – это источник счастья, если их умеешь воспитывать. Если детей воспитывать не умеешь, это источник горя. Поэтому, если человек счастлив, и знает, как в разуме воспитать ребёнка, ему хочется много детей, потому что каждый из них добавит ему ещё много-много минут, лет, десятилетий счастья. А если он не умеет, сам не знает, что такое счастье, и не умеет воспитывать в счастье, то конечно же все несчастны. Зачем видеть ещё одного несчастного ребёнка? Зачем понимать, что я родил ещё одну несчастную личность? Поэтому Веды говорят об этом, что если знание о счастье уходит, если человек не знает, как воспитать счастливого ребёнка, тогда ему не хочется их рожать. Вот это я могу сказать. А точно вот про страны я не слышал, что прямо на страну это распространяется. Поэтому, мне кажется, в любой стране будет какая-то вот такая тенденция. Тенденция. Ещё вопросики?
[Из зала] [неразборчиво] Интересно, вера даёт сильный разум, разум – решительность. А если появляются моменты нерешительности? Надо увеличивать веру, или это… [неразборчиво]

00:71:38 [Рузов В.О.] Да, надо открыть 2-ю главу Бхагавад-гиты, и читать. Что такое Бхагавад-гита? Бхагавад-гита – это история про нерешительность. Вспомните 1-ю главу, что произошло в 1-й главе? Арджуна, великий воин, в самый ответственный момент потерял решительность. Это про нас книжка, и мы сейчас в этом состоянии находимся. Это книжка про депрессию. И вот у него началась… прямо на поле боя у него началась тяжёлая депрессия. Понимаете? И сейчас мы все в этом состоянии находимся, у нас у всех маленькая депрессия сейчас. Такая продолжительная. Маленькая продолжительная депрессия. Последние 200 жизней мы находимся в этой депрессии. Вот эта книжка, да, она выводит человека из состояния депрессии. Арджуна вышел, мы тоже должны выйти. У него прошло, за 20 минут у него депрессия прошла. Очень эффективно. И без таблеток, без антидепрессантов. 20 минут, и всё. Поэтому даже 2-й главы должно хватить, в принципе. Сядьте и читайте. Если пропала решительность, значит мы забыли о душе. Нужно вспомнить о душе. Открывайте 2-ю главу, читайте о душе. Вспомните о душе – появится решительность – факт, проверено. Проверено. То есть, нет решительности, пропал энтузиазм – всё, нужно заниматься духовной практикой, нужна духовная практика.
[Из зала] Если нет решительности в решении материальных вопросов? [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да хоть каких. Всё равно. Нет решительности – вера пропала.

00:73:24 Почитайте 2-ю главу Бхагавад-гиты, с верой разберётесь – может, то дело вообще окажется вам ненужным. Всё равно вопрос решится. Или у вас появится энтузиазм, или вообще вы об этом деле забудете как о кошмарном сне. И поймёте, что это был ложный путь, что это вообще никакого отношения к нашему развитию не имеет. То есть, всё равно всё прояснится. А знание должно прояснять. Поэтому чем интересны священные трактаты – тем, что они проясняют. То есть, если ничего не понятно, нужно открывать трактат, и читать. Вот прямо 2-ю главу. И всё начнёт проясняться. Всё прояснится. Вот даю гарантию. Вот часа хватит. Вот запомните. Вот час будете читать внимательно, вдумчиво. Не просто бегая глазами, а час будете вдумчиво читать – через час поймёте, что дальше делать. Встанете и пойдёте, будете делать. Вот факт. Гарантирую. Ещё вопросики?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Нет, не все. Погибают не все. Вот именно, что практически. А остаются те, кому надо дальше жить. Я много общался с людьми, которые выжили в таких ситуациях. Было очень интересно с ними поговорить. Было видно, что это необычные души, что у них был рост.

00:75:25 Был рост в Нефтегорске, я встречал одну женщину, которая выжила. Погибли все, из трёх тысяч осталось 300 человек. И она рассказывала, что она только что прилетела из Москвы, и купила набор книг. Вот этих книг. И она выжила, и даже эти книги смогла найти, они не пострадали. Она вытащила эти книги, и сидела там с этими книгами, ничего не понимала вообще, что происходит. Мы не стали ничего говорить, не объяснять, просто шок. Когда человек встаёт на путь духовного развития, чудеса начинают происходить. Поэтому если суждено жить, человек будет жить. Если пришло время переходить в следующую форма, всё равно перейдёт. Это не в нашей власти. Поэтому это не так, что всех без разбору в мясорубку. Нет, такого нет. Каждый получает по заслугам. Просто карма – это когда мы собираемся вместе. Карма – когда мы собираемся вместе. Поэтому приходят какие-то испытания, которые необходимо вынести. Тут нельзя думать, что это как-то непродуманно всё происходит. Всё продуманно происходит. Разобрались? Все грустят сегодня. Как в зубном кабинете. Откройте рот, скажите: «А-а-а» [смеётся]

00:77:23 [Из зала] 38-й стих…
[Рузов В.О.] 38-й.
[Из зала] …тут в комментарии… [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, в чём вопрос?
[Из зала] Это утверждение работает, только если целиком?
[Рузов В.О.] Да, если целиком
[Из зала] Или частично?
[Рузов В.О.] Нет, только если целиком.
[Из зала] И второй вопрос: есть ли на Земле вот люди, которые… [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, есть. Много. Если действительно человек погружён в это… это определённая стадия развития, когда человек принимает миссию… Миссия уже характеризует полное погружение. В миссии невозможно быть частично. Миссия – это 24-часовое погружение. Поэтому, если в действительности духовное развитие дошло до стадии миссии, это уже человек, который никому ничего не должен, он уже выходит за рамки этих долгов.
[Из зала] Ни полубогам, ни…
[Рузов В.О.] Да, да, никому. Никому, всё. У него прямая миссия от Бога, у него пропуск. Во все 3-х мирах. Он лично миссию от Бога… у него личное задание. Как называется… личный представитель президента. Да? Или как сейчас называется. Да, помощник депутата [смеётся] Личный представитель. [смеётся] То есть, всё, всё, это посол, посол духовного мира. Всё, у него миссия. Поэтому он в этой стране никому ничего не должен. Так как он из другого мира, у него другое гражданство уже. Это он получил другое гражданство. Вайкунтха, дж-ж, всё. И он уже в этом мире никому ничего не должен. Понимаете? Но! Дальше говорится, что великая личность, даже достигнув этой стадии отсутствия долгов, всё равно их продолжает выполнять, чтобы показать другим хороший пример.

00:79:29 То есть, не так, что он уже на всех наплевал, ходит довольный… знаете, такой, освобождённый, расслабленный, на пенсию вышел. Нет, это не пенсия. Это пенсия. Наоборот, он и миссию свою выполняет, и ещё и показывает пример другим, что нужно продолжать выполнять свои долги. Понимаете? Как интересно. Но, конечно, это надо дойти до этого состояния. Это не лёгкое состояние, это вот такое… без подготовки это смертельно будет. [смеётся] Это будет смертельно. Лучше не пытаться даже пробовать без подготовки. А? Ну лет 20 активной духовной жизни. Сразу не нужно становиться великим миссионером, великим проповедником, великим святым, не надо сразу. Потому что появятся люди с камерами, [смеётся] и сфотографируют вашу миссию во всех ракурсах, как вы её выполняете. Нужно пройти этот путь от начала до конца, дойти до естественного состояния. Это серьёзно. Тут нельзя ничего имитировать, тут как спорт. То есть, вы не можете просто сказать, что «я великий спортсмен». Это будет очень смешно на первых же выступлениях. Нет, нужно действительно этому соответствовать. [смеётся] Поэтому по улице идёт спортсмен, но его медали дома висят, никто не знает, что он великий спортсмен. Но если вы с ним на перегонки побежите, сразу будет понятно, [смеётся] кто в действительности занимался спортом, а кто – нет.

00:81:26 Поэтому то же самое в духовной жизни. Понимаете? То есть, да, все, вроде бы, одинаковые на вид – бледненькие, серенькие, непонятненькие. Понимаете? Но когда речь идёт о реальной жизни, о реальных качествах души, сразу становится понятным. Поэтому в Ведах говорится, что «хочешь скрыть свой уровень – молчи». Потому что, иначе - догадаются. [смеётся] Иначе, догадаются. «Молчание – золото», - у нас говорят. Потому что это позволяет держать более высокую имиджевую планку. Поэтому все, видите, умные молчат. По телевизору всех показывают: он умный, молчит. То есть такой всё. Тут слово, там слово. А, не дай Бог, его разговорили – всё, такое из него полилось. Всё, разговорили товарища. Поэтому лучше так аккуратно заниматься своим делом. То есть, оно должно быть не внешне, оно должно изнутри нас наполнить, это состояние. Оно должно нас изнутри наполнить. Понимаете? И как? Как мы говорили, в спорте. Мало, там, купить фирменную одежду самую дорогую, «Nike», там, или не знаю что; мало, там, самую большую жёлтую медаль себе повесить. Нужно, чтобы реальное состояние мышц и костей было. Понимаете? Чтобы внутренности были реальные, чтобы пресс был. [смеётся] Поэтому можете сказать, конечно, что вы мастер спорта по боксу. Но если пресса нет… [смеётся] будет очень больно.

00:83:12 Также и в духовной жизни – если духовные вот эти мышцы не накачаны, если сознание не отточено через трудности покаяния и очищения [через трудность, и покаяние, и очищение], то будет очень больно от испытаний, которые Бог пошлёт вам как святому. Испытания даются по степени святости. Поэтому мало духовных сил – маленькие испытания духовные придут, много духовных сил – на кресте распнут. Понимаете? Все апостолы Христа – все были убиты. ВСЕ. Все. Причём, некоторых не так же вешали, как Христа, а наоборот вешали, головой вниз. Все, я сегодня читал, все до одного. Поэтому… Они пошли за ним, за ним пошли. Поэтому аккуратно с миссией. К мисси нужно быть готовым. [смеётся] Так…
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Не знаю
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну да, это были вот испытания, они дошли до этого состояния, и… Все серьёзно, миссия – это всегда полная отдача себя. Полная отдача себя. Мы не готовы ещё к полной отдаче. Мы готовы так, на несколько минут. Но полная отдача – это фактически, быть готовым к смерти. Поэтому, например, в классическом Христианстве те, кто вступали на путь монашества, вот такого миссионерства, их посылали куда-нибудь в Африку к язычникам, где вот съедали, где крокодилы, откуда не возвращались. Мало кто вернулся.

00:85:13 Это считалось стандартной проверкой, съездить в Африку к язычникам. И значит, что действительно он принял Христа, и Христос его защитил. Если вы почитаете историю Христианства, то вы увидите. Это была такая стандартная проверка на веру, готов ты или нет. И это даже не современная Африка. Даже в современной Африке весело. Там аккуратнее надо. Это по телевизору показывают, так сказать, красоту природы, а жизнь очень весёлая. Жизнь очень весёлая. А в те времена и тем более, там 100-200 лет назад просто было весело. Поэтому миссионерство – это сложная вещь.
[Из зала] А женщины… [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, да. Но иногда даже больше, чем мужчины. Поэтому не торопитесь, не бойтесь. Миссия, она сама придёт, будет время, чтобы о ней подумать, чтобы действительно захотеть миссии, чтобы действительно сила пришла, чтобы пройти испытания, получить знания. Чтобы это действительно радовало, а не пугало. Миссия должна радовать, а не пугать. [смеётся] Разобрались? Хорошо, большое спасибо, завтра мы в 7:00 продолжим. [аплодисменты]
[Из зала]
[Рузов В.О.]

транскрибирование: Расананда дас | Донецк | Украина | 18 ноября 2012