Как выйти из майи?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Пожалуйста, можно с вопросиков потихонечку начинать. Ага.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Мы говорили об этом, что не надо пытаться стать другом, нужно стать учеником. Ну в прямом смысле. Не нужно пытаться стать другом и хлопать по плечу, обниматься, целоваться, говорить: «Здорово, как дела?». Нет, нужно быть смиренным учеником. Поэтому, не нужно близко подходить. Нужно издалека выражать своё почтение. Близко не надо подходить.
00:01:05 Любая близость в этих четырех явлениях, мы говорили, приведет к проблемам. Будут проблемы, поэтому и к уважаемым личностям, тот кто относится, царь, духовный учитель, к ним тоже не надо близко подходить. Нужно быть в смиренном состоянии. В смиренном состоянии. То есть, есть разница великая в царе и нас. Есть эта разница. Мы и царь. Есть эта разница, поэтому не нужно впадать в эту ложную иллюзию, в иллюзию, думая, что мы наравне. И поэтому, с царем попытаться встать на одну и ту же платформу. Поговорить о наших проблемах. У него другие проблемы. У него другие проблемы, поэтому, в общем то, дружественность, дружба, это одного уровня проблемы.
00:02:03 Поэтому, не могут быть друзья из разных сфер. Это не возможно. Разный уровень проблем, ничего не понятно, зачем вообще вместе быть. Поэтому, и у царя, особые проблемы для всех. Поэтому, к нему вообще не рекомендуется подходить никому. То есть, у него там атомный чемоданчик, больше ни у кого в России нет. Поэтому, лучше к человеку с ядерным чемоданчиком не подходить. Будут большие проблемы. А гуру – это представитель Бога на земле, к нему тоже, знаете, не нужно особенно так сказать лезть в друзья. Нужно стараться стать учеником. В этом идея. Это просто такое самое так сказать грубое нарушение культуры. То есть, мы с самой дальней платформы пытаемся попасть на самый верх. [Смеется]. В этом, в общем-то идея. Здесь нужно быть аккуратным. Тем более с такими важными личностями. Чем важнее личность, тем аккуратнее нужно быть.
00:03:02 Поэтому, представьте, что духовный учитель находится на уровне царя. Вот примерно такое же должно быть отношение. Еще вопросики? Вопросики. Нет вопросиков.
[Из зала] [неразборчиво]
00:04:19 [Рузов В. О.] Подружиться. Когда мы сразу хотим подружиться, это значит, что мы не культурны. Не нужно сразу со всеми дружить. Это так подозрительно. «Можно с вами подружиться?».
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Если слушаешь лекции человека, значит точно уже дружить не надо. Раз уж мы кого то приняли, как за дающего знание, значит уже нужно быть в состоянии слушающего. Понимаете? Друзья, это те, кто могут друг друга учить. Они могут спорить, они в общем то, могут перебивать друг друга. Они имеют, то есть, друг имеет право сказать: «Ерунду ты говоришь, Вячеслав Олегович. Вот ерунду». Вот друг имеет право. И я на него не обижусь. И мы так же останемся друзьями. Вот это друг. У меня много друзей. Они говорят: «Ты тут из себя великого не корчь. Ты с нами поговори. Мы тебя не боимся». И я с ними разговариваю, мы с ними ругаемся, спорим. [Смеется]. Это друзья. Имеют право. Понимаете?
00:05:24 Но невозможно вот так стать в ситуации другом. Это десятилетия. Это общие годы, общее горе, общие радости, это проверки сложными ситуациями, деньгами, славой, почетом, это все, некоторая такая пирамида, сложенная из миллиона поступков, ситуаций. Поэтому, трудно стать другом. Поэтому, в основном получается панибратство, а не дружба. Панибратство, то есть легкие отношения. Легкие отношения. Поэтому, мы всегда в общем то всех принимаем, как своих учителей. Вот это правильное культурное отношение. А дружба, это нечто естественное. Это нечто естественное и оно в общем то, в какой то мере даже не логичное. Понимаете?
00:06:17 И поэтому, требуются для этого какие то в общем то временные условия для дружбы. Поэтому, просто не возможно взять и подружиться. Это немножечко такое идиализированное слово – подружиться.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Нет, жизнь дружит. Жизнь дружит. Если нас действительно судьба свела и мы вынуждены сотрудничать, как то вместе, у нас дела какие то. Мы живем, судьба нас сталкивает и сталкивает, сталкивает и сталкивает. И действительно наши отношения проходят эти огонь, воду и медные трубы. Тогда естественным образом это дружелюбие оно возрастает. Но нельзя просто решить, все, мы подружимся, не возможно. Это знаете, как всё равно что решить, что все, мы должны любить друг друга, я тебя люблю, значит, ты меня тоже должен любить. Очень сомнительно. Я же его люблю, почему же он меня не любит. Это толку никакого нет.
00:07:13 Ну и что, что есть от нас какое то желание, а встречное желание не обязано появляться. Понимаете? Встречное желание появляться не обязано. Поэтому, наше желание должно быть уважительным. Если есть уважение, уважение это почва, на которой может появиться и дружба и любовь. А на почве панибратства ничего не появится, кроме оскорблений, глупостей, глупых поступков. Поэтому, вот уважение, уважение, это та нормальная ситуация, до которой нужно доводить все наши отношения. Уважение. А дальше – это годы. Это годы, или судьба в конце концов. Это уже по ситуации нужно смотреть. Но нельзя просто решить и все. И в отношениях что то сделать. Потому что, отношения, это усилия с двух сторон. С двух сторон. К сожалению. Поэтому, любую личность мы принимаем уважительно. Этого достаточно. А там уже, как судьба. Как судьба.
00:08:19 Друг у нас уже есть хороший, это Бог. Он самый лучший друг. С ним уже есть дружеские отношения. Он уже наш друг. Он все время с нами, куда бы мы не попадали, в тело свиньи, в тело собаки, в тело микроба, он все время рядом с нами. Представьте, что ваш друг попал в тюрьму на пожизненное заключение, вы за ним пойдете? Я и говорю, зачем?. А Бог пошел вместе с нами на пожизненное, и в нашем сердце находится. Понимаете? Мы червяком и он с нами. Да, это друг, самый лучший друг, описывается. Параматма, самый лучший друг, друг сердца. Он пошел вместе с нами, чтобы поддерживать нас в трудную минуту. Чтобы мы не чувствовали одиночества, чтоб подсказать нам куда идти, налево, направо. Как совесть нам помогает в общем, все время с нами, представляете? И не показывается нам на глаза, все время потихонечку, помогает, помогает, там, здесь, вот это друг. Поэтому, уже нормально. Уже хорошо.
00:09:22 А все остальное очень сложно. С дружбой в материальном мире много проблем. Очень много проблем. Такая дружба веселая сейчас в материальном мире. Уже не понятно что это, дружба, или наказание. [Смеется]. Так, очень аккуратно нужно быть с дружбой.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Это называется йога. Аштанга йога. Называется Аштанга йога. Увидеть в сердце Бога. Все восемь, увидеть, увидеть. Чувствовать, мы всю жизнь чувствуем. Увидеть прямо. Вот это Аштанга йога. Задача Аштанги йоги, увидеть. Понимаете? Прямо в своем сердце. Всего лишь десять тысяч лет и в конце вы видите в своем сердце форму Бога. Параматму.
00:10:18 Бхатки йога, другой процесс. Нужно просо вниз спуститься, войти в алтарную комнату, и посмотреть на алтарь, он прямо там стоит, все просто. 10 000 лет не надо. Надо ровно одну минуту. Можете сходить, там сейчас как раз весело. Очень просто. Все очень просто и элементарно. В этом разница. Поэтому, 10 000 лет экономии. Это очень серьезно. [Смеется]. Разобрались?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Нет.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] А что он должен делать? Обнять вас? Пока ещё там нечего обнимать. Если будет что обнять, я вам даю гарантию, обнимет. Вспомните меня. Вспомните меня. Сейчас что обнимать? Материальное тело? С которым сейчас такие странные вещи происходят? Не нужно нас пока обнимать. Мы должны быть достойны того, чтобы на нас обратили внимание. Понимаете? Мы должны быть достойны, чтобы на нас обратили внимание.
00:11:20 Поэтому, как только мы будем достойны, какая проблема? он не только обнимет, он не отпустит из своих объятий, описывается в Ведах. Не отпустит из объятий. У нас есть, сейчас, мы будем слишком горды, если это произойдет, даже если он вам подмигнет с картинки, скажет: «Здорово! Я твой Бог, не волнуйся, все будет хорошо». Все. К сожалению, из нас не святость выйдет на свет божий, из нас выйдет гордость, гордыня, поэтому такие вещи, близкая, близкая вот эта духовная практика, близкие какие то отношения, близкие элементы духовных взаимоотношений, они запрещены и порицаются, отрицаются на первых этапах духовного развития. Называется [неразборчиво].
00:12:20 То есть, очень легко себе что то представить, подумать, для чего это все? Опять таки, для материальной цели, стать исключительным, стать исключительным. «Мне подмигнул, а другим нет! Я исключительный». Понимаете? Поэтому, ради того, чтобы в нас не появилась исключительность, пока не будет вам никто подмигивать, и большое спасибо. Как только подмигнет, значит вы уже стали исключительным. Знаете, уже будет не интересно. Уже будет опасно. Мы уже будем понимать, что это опасно. Это опасно. Потому что, нет ничего страшнее в духовной жизни, чем зазнаться. А зазнаться так легко, так легко. Вот, слезинку из себя выжмите, в процессе духовной практики, и будете по этой слезинке год помнить. «О, я плакал, когда молился. О, это меня так пробило, вообще, ой».
00:13:20 Годами можно помнить. О какой то мельчайшей проявлении духовности, и то, это было не духовность, а обыкновенное раскаяние. В Ведах говорится, за первые 20 лет духовной практики, слезы не являются признаком духовного экстаза, они являются слезами раскаяния в своей жуткой греховной деятельности. Понимаете? Да. Это не от духовных эмоций у человека слезы потекли. Это у него оттого, что он горя столько всем причинил и теперь он понял, что он всем причинил. И теперь ему жалко, и себя ему в большей степени жалко. Что, как теперь с этим жить? И других жалко, и всех жалко. Понимаете? А уже в возрасте, вообще. Это, мы с этим каждый день сталкиваемся. Поэтому, человек духовно развитый, он старается наоборот избегать вот этих ловушек. Он понимает, придёт время, все будет нормально. Сейчас не время вот таких.
00:14:20 В йоге говорится так, сначала работа, Самадхи потом. Самадхи – это высшая ступень йоги. Сейчас работа, надо работать. Над своим сердцем, над своим очищением, над своей философией. Над правильностью мировосприятия. А Самадхи, уровень взаимоотношений, с абсолютной истиной, это потом, потом. Время придет, время доброе, оно идет быстро. [Смеется]. Поэтому, оно все доведет до своей кондиции. Разобрались?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Сейчас посмотрим. Какая страничка?
00:15:21 Вы уже попадаетесь второй раз.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Вот уже ваша книжка лежит, вот я уже вторую вожу, это я все жду страничку.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Ну я просто боюсь всегда когда мы что то цитируем, боюсь не на то ответить. Бог представляет из себя три разных варианта постижения. Он постигается как вечность. Как вечность и любовь. Один вариант – как безличностное сияние, как безличностный аспект. Он постигается, как друг сердца, который есть в сердце. И он постигается как личность. Как личность. Вот такие есть три аспекта, поэтому по разному они описываются. И есть, вот эти три аспекта в общем то разными словами, разной терминологией, в разных случаях несут в себе вот это, ту нагрузку.
00:16:28 [Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Поэтому, в основном к этому сводятся все эти троичные описания. Все троичные описания. То есть Бог как любовь, как свет, как все, то есть Бог и как друг сердца, и Бог как верховная личность. Вот такие три варианта. Поэтому да, вот так будет. Такой вариант. Но, в следующий раз, со страничкой. Потому что у нас тут, мы тут заряжены, по полной программе. [Смеется]. И всегда интересно почитать что то. Ну. Уже потом. Все равно я ответил уже на вопросы. Еще какие то вопросики? Просто для себя посмотрите, да. Еще что то может быть?
00:17:27 [Из зала] [неразборчиво]
00:18:34 [Рузов В. О.] Ну, эмоции – это естественное проявление. Как вы можете в общем то что то делать со своей эмоцией? Эмоция вот она есть эмоция, что вы с ней сделаете, с эмоцией? ничего с ней сделать невозможно. Здесь вопрос в том, насколько мы себя ведем после этой эмоции. Поэтому, больше даже нужно себя правильно вести после эмоции, потому что если вы уже попали в эту эмоцию, что вы можете сделать? Это уже достаточно сложно, взять и проконтролировать свою такую вот именно эмоциональное проявление. Обычно нет контроля. Обычно контроля нет и все как то протекает, но вот если например мы потом себя ведем грамотно, то в принципе, все оно проходит нормально. Да, поэтому лучше.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Ну, авторитетность, это такие, изменяемые понятия. Понимаете? Сейчас папа, потом мама, потом. Это такие вещи. Это все не авторитетность. Авторитетность проявится когда ему будет лет 40. Вот тогда и посмотрим, кто кому будет авторитет и кто кого жизни научил, и кто кому что дал.
00:19:38 Сейчас это просто воспитательный процесс и вы делаете то, что вы делаете. Поэтому, те кто ближе, те больше ругаются, те кто дальше, те меньше ругаются. Это естественно. Поэтому, если вы большую часть времени вместе проводите, вы и больше ругаетесь, потому что у вас больше бытовухи. Конечно, папа пришел, сел на диван по голове погладил, ну молодец. Все и пошел спать. Когда там ругаться? Ругаться некогда. Это уже мама его больше просит там: «Поругай за двойку, там». И папа: «О, нехороший». То есть, если он посидит с ним целый день, то он вообще его убьет. Понимаете? Если он с ним целый день посидит. Не надо целый день сидеть папе. Это редкие папы могут целый день сидеть. Да, это редкие папы. Папы быстрее из себя выходят. Это женщина, так сказать, может терпеть все, мужчины не могут терпеть. Это женщина терпелива, мужчина нетерпелив.
00:20:32 Он один раз потерпит, второй раз скажет, третий, потом все. Проблемы уже начнутся. Поэтому, с папой лучше так, аккуратнее. Папу лучше выводить, так для страху показывать, что он есть. [Смеется]. «Папа придет, я ему расскажу», знаете? Папу так сказать, аккуратнее нужно в это дело. Это если он сам прям уж такой, природа воспитательная, тогда он сам будет принимать участие. А так, ему достаточно быть, это вполне нормально. А мама, она уже во все лезет. Она уже все знает, она уже поговорит и то, и се. Папа, папа немножко из другого мира, поэтому, нужно понимать что сказать. Большую роль всегда в семье играет женщина в основном. А папа, вот он есть. Он просто своим присутствием в семье дает вот эту мысль и защиту. Я просто знаю, что папа есть, он придёт и разберется, понимаете?
00:21:30 Ну там что то сломалось. Папа придёт разберется. Деньги закончились, папа придёт даст. Двойку получил, папа придёт – даст. И все будет понятно. И в общем то это без проблем. Но не нужно папу на равных втягивать, если он этого не хочет. Аккуратнее. Субботнего похода там в цирк, вполне хватит. Все устанут вообще. [Смеется]. То есть, нужно быть аккуратнее, нужно всегда понимать, что у всех разные качества, и нужно их отсеивать. Конечно все разные, мужчины и женщины. Но сам принцип, что больше общения – больше ругани. Поэтому до свадьбы никто не ругается. После свадьбы начинается. Почему? Просто больше общаемся. Больше общаемся – больше ругани. Трение, а трение создает нагревание. То что нагревается, то вспыхивает и сгорает.
00:22:31 Поэтому, семья, это так сказать – не сильно нагреваться. Поэтому, в общем то и не нужно сильно так сказать много для счастья. Наоборот – лучше в душу не лезть. Аккуратнее с этим. А если уж лезть, ну в душу, то должно быть много еды, вот например. Так сказать трение, оно не приводит к нагреванию, если есть так сказать какая то прослоечка, смазка. Поэтому, вот – еды побольше. Побольше масляной еды. Это так, очень хорошо в принципе. Скрашивает отношения. Да, разобрались? Можно дальше пойти, да? 39тый стих. 2 глава 39тый стих, откройте пожалуйста. 143 страница.
00:23:35 143 страница. Давайте мантру. Читает на санскрите. Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Рузов В. О.] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Рузов В. О.] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Рузов В. О.] Послушайте как он звучит на санскрите. Читает на санскрите. Переводится так: до сих пор, я излагал тебе это знание аналитически, а теперь буду говорить о нём с точки зрения бескорыстной деятельности. О сын Притхи, действуя в соответствии с этим знанием, ты освободишься от рабства последствий своей деятельности.
00:24:35 Фактически, продолжается предыдущий стих, о том, как освободиться из под влияния кармы, и дается пояснение некоторым терминам, которые для нас будут очень важны, которые необходимо запомнить. Они нам пригодятся в изучении этих трактатов, и пояснения даны из очень авторитетного известного Ведического толкового словаря, который называется Нерукти или Яста. Очень известный словарь. Обычно мы с помощью словаря пытаемся что то понять. Поэтому, есть такой словарь, у нас правда он не представлен, у нас словарик обычно в конце книжки есть, где есть основные термины, должны быть. Во многих книгах есть сзади книжки. Поэтому, можно там открыть, посмотреть, обычно какие то термины будут представлены.
00:25:33 Здесь вот в конце на 90х страницах представлен такой короткий словарик. Словарь имен и терминов. Но есть большие произведения такие толстые, где все термины представлены, вот один из словарей называется Нирукти. Я правда его ещё не видел на русском языке. Может кто-нибудь его переведет, не знаю в принципе надо или нет. В общем то и так можно разобраться. В основном, другие первоисточники известны. Я просто их назову, чтобы просто так иметь их ввиду. Аштадхья известна, или больше под именем Панини – это учебник грамматики санскрита. Те кто изучает санскрит, они пользуются этим учебником. Панини. Санскрит очень такой серьезный язык. Поэтому, учебники толстые там, наизусть заучивается, очень интересно. И так же известен Амарокоша. Амарокоша – это словарь синонимов, санскритских синонимов, а санскрит очень интересный язык, в общем то он многозначный.
00:26:36 И сами по себе слова в санскрите имеют очень много значений. И эти значения, они определяются тем, в каком контексте употребляется данное слово. Поэтому, может быть там 50 значений у одного слова. Может быть 100 значений. Если не знать в каком контексте это употребляется, то перевод полностью смешной. Я такие смешные переводы читал. Даже там, если просто с языка на язык можно так перевести, что ухохочешься вообще, так все переводят, это знаете, такое, у переводчиков ходят всякие такие анекдоты, как они там перевели и как это смешно. Какие то устоявшиеся выражения, им это так смешно. А в санскрите там ещё все интереснее, так как именно от того, как воспринимается философия данного текста и в данном значении употребляется слово. Поэтому, а значений, вообще, вообще интересно. Поэтому, язык такой глубокий, интересный, есть ещё в основном нас будет Нерубки интересовать. Это толковый словарь.
00:27:47 И как мы выяснили, санскрит не очень простой в изучении язык, но для беглого ознакомления нам в принципе достаточно того материала, который у нас есть, потому что можем посмотреть на любой текст и идет дословный перевод каждого слова. Да, у кого есть, сегодня все без учебников. Без учебников, что за двоишники все? Ну вот, есть перевод каждого слова, и я просто не читаю на лекции, потому что времени нет, а дома, если вы будете читать, вы увидите много параллели с русским языком. Очень много параллелей и будет в общем то понятно, достаточно будет понятно, чтобы в общем то в легкой манере начать понимать о чем говорится. В легкой манере начать понимать в общем то о чем идет речь.
00:28:42 Санскрит очень близок к русскому языку. 20-40% корней вполне схожих. Если вы знаете, надеюсь русский язык, уже знаете, то достаточно немножко почитать эти параллели из санскрита и очень много всего интересного, то есть, до простейших вещей, то есть можно увидеть, что слова чуть ли не одинаково звучат. Я не буду этим заниматься, это не наша тема, это тема филологов, но сам принцип, если вы хотите, чуть чуть в это окунетесь, можете прямо найти словари соответствий, сейчас их достаточно много, где русские и санскритские слова находятся в этом соответствии, очень многое сразу будет понятно. То есть, там сотни слов, сотни слов. Поэтому, в принципе, учить ничего не надо. Нужно просто быть таким внимательным. И красиво, и понятно и интересно. В общем то можно много всего запомнить, понять и все будет хорошо.
00:29:41 И первый термин, который в этом стихе употребляется Сантхья. Сантхья – означает наука, которая все подробно описывает. Подробно описывает все вещи и явления. Описательная наука, все подробно разбирает, все, полный разбор от начала, до конца, до винтиков и шурупчиков, и самой главной частью науки этой является описание истинной природы души человека, истинной природы души. И тут же применяется, тут же раскрывается второй термин. Термин Йога раскрывается. И дается определение Йоги как практики, помогающей обуздать свои чувства. Это очень интересно. Не практики позволяющей насладить свои чувства, а практики именно помогающей обуздать свои чувства. Для чего? Чтобы помочь Сантхьи разобрать все по полочкам. Что это означает все? Все это означает, что тот, кто занимается йогой, должен уметь исполнять свой долг, то, что он обязан делать, не смотря на то, что это может быть далеко не приятно.
00:30:45 Что это может быть далеко не развлекательно. Далеко не развлекательно. То есть, это умение исполнять свой долг. Йог – это тот, кто умеет исполнять свой долг, не смотря на то, что это не очень то развлекает наши чувства, не очень то развлекает наши чувства. Поэтому, нужно быть очень аккуратным. Потому что в современном востоковедении наблюдается философия Сантхьи, истинная философия Сантьхьи, которую мы разбираем, её путают с другой философией Сантхьи. Была такая история, что в общем то подменили, приходил товарищ один, самозванец, было много самозванцев в истории. Истинная философия Сантхьи разбирается в Шримад Бхагаватам. Разбирается в Шримад Бхагаватам. Она такая веселая философия Сантхьи. Разбирается в Шримад Бхагаватам в виде наставлений Капилы к своей матери Девахути.
00:31:48 То есть, все подробно разбирается, в книгах, достаточно подробно, но потом приходил самозванец, он тоже назвал себя Капилой и тоже якобы дал философию Сантхьи, это очень грустная, атеистическая, некрасивая философия и в основном если вы будете в востоковедении встречаться с философией Сантхьи, то она будет ссылаться на эту именно лжефилософию. Философию самозванца Капилы. Просто знайте эту тонкость. И не попадитесь на эту ловушку, а всегда спросите, о какой Сантхье идет речь. О той, что в Шримад Бхагаватам? Или нет? Если нет, значит это ложная философия, чтобы вы знали, чтобы были специалистами, чтобы вас не обманули, что она очень красивая, тоже похожая, но есть большие проблемы. Большие серьезные проблемы. Не будем разбирать, зачем она нам нужна? Зачем разбирать плохое, есть много хорошего, что можно разобрать. Поэтому, будем говорить о хорошем.
00:32:43 И что же мешает простому человеку, современному человеку, понять душу? Вроде бы все понятно, описано, ясно, уже вторую главу разбираем, сколько уже? Вроде бы все уже достаточно понятно. И в первую очередь мешает нам понять душу, это эгоизм, эгоизм. Человек понявший душу сразу становится счастливым. Моментально становится счастливым. Но эгоизм мешает. Эгоизм – это деятельность, в желании удовлетворить свои чувства даже в ущерб своему долгу. Когда человек готов пожертвовать своим долгом, лишь бы быть довольным. Более того, он готов пожертвовать разумом. Он готов делать неразумное, лишь бы это было приятно. Приходит домой: «Хочу жареной картошки!». Вред, не разумно, всем понятно, не разумно, а хочется. Скажите, кто сейчас хочет жареной картошки. Никто не хочет? Прямо не хотите жареной картошки? Я хочу, вот мужик тоже хочет, мужики хотят. Не хотите? Ну кА начните жарить.
00:33:45 Пирожков хотите? Ну ладно, пусть будут пирожки. Пирожки с картошкой, с капустой. С капустой, хорошо. Хорошо, с яблоками, пирожки, хорошо. Вот знаем, уже, уже в каждой газете нам написали, что на ночь есть вредно, уже все об этом сказали. А вот иногда хочется. И мы готовы пойти против разума. готовы пойти против тела, готовы пойти против долга, против чего угодно и стать ночью и жарить картошку или достать пирожок. Никогда ночью не вставали жарить картошку? Ничего. И рядом с вами никто не вставал, не жарил ночью картошку? Вы столько пропустили в жизни. [Смеется]. Это так необычно, когда кто то встает, ночью жарит картошку, потом всю съедает. Так это происходит, чувства берут власть, чувства берут власть над телом, над разумом, над долгом, и человек готов пойти ради какого то удовольствия. Но это удовольствие закреплено в нём в результате его деятельности.
00:34:56 Он сделал что то один раз, чувства запомнили. Сделал второй раз, ещё больше запомнили, сделали третий раз – привязались чувства и так все больше, больше, больше и больше. Накапливаются, накапливаются. Потом человек становится разумным и не делает это. И что, что он это не делает? Не делает, и не делает. А привязанность его в сердце живёт к этому. И в один прекрасный момент, когда он ослаб. Почему, например, именно ночью, когда мужчина подрывается, и жарит себе картошку? Почему? Потому что ночь, это время слабости. Разума нет, тело ослаблено, ничего не понимает, понимаете? Какая там душа, какая там духовность, какое там понимание? Все расслаблено, силу берет иллюзия, силу берет невежество. Понимаете? И поэтому, чувства человека поднимают и он достает сгущенку банку и съедает. [Смеется]. Кто что, я не знаю, мне все равно, какая разница. Проснулся, чувства берут его и поднимают. Поднимают чувства.
00:36:02 Вот так это все происходит в темное время суток. Жизнь есть, есть два типа жизни, есть дневная и ночная жизнь. Поэтому, одни поднимаются рано утром, целый день занимаются своей деятельностью, исполняют свой долг, работают, делают дела, а кто то просыпается только вечером. И целый, всю ночь занимается веселыми делами, очень веселыми. Два типа деятельности, то есть не получается, вот хочется человеку удовлетворять свои чувства, берут они над ним верх, не хватает ему сил, и все. Поэтому и все, весь этот эгоизм, желание удовлетворять себя появляется от недостатка знаний. Силу дают знания, силу противостоять эгоизму дают знания. Эгоизм это прямое следствие недостатка знаний. Если я знаю, что являюсь вечной душой, то буду должен буду принять, что есть другой вид деятельности, чем тот, который я вел до этого.
00:37:12 А если я не знаю, что я являюсь вечной душой, тогда какие мои доказательства, кто я? Какой вид у меня есть доказательств? Какое самое лучшее доказательство кто я? Кто знает? Каждое утро туда смотримся. Зеркало. Если я не прочитал что я душа, то каждый божий день, а многие и по 100 раз в день, получают реальные доказательства, что они никакая ни душа, а самое натуральное тело, лохматое какое то, у кого какое. У кого лохматое, у кого не лохматое. То есть подтверждения поступают вновь и вновь. Откуда нормальному человеку узнать, что он не то, что в зеркале? Зеркало – естественное доказательство. Естественное доказательство. Естественное.
00:38:05 Так происходит без исключений. И есть в восточной философии, целая философия зеркала. Человек смотрит через стекло и видит других, смотрит через окошко и видит других людей. но если нанести на это окошко тонкий слой серебра, он начинает видеть себя. На этом построена целая философия. Сейчас мы не будем её разбирать. Но сам факт. Чуть-чуть серебра или золота, делали и золотые зеркала, не только серебряные. Серебряные это экономичное зеркало. Сейчас вообще даже из серебра не делают, и жизнь такая веселая. Смеется. И в этом идея. То есть, мы получаем это подтверждение, если нет знаний, мы получаем другие подтверждения. Поэтому, знания дают альтернативу. Знания уже дают возможность подумать. Это подозрительная какая то информация в зеркале, почему то не меняется, не улучшается почему то. Есть какая то проблема с зеркалом. Помните?
00:39:10 Первая проблема с зеркалом? «Свет мой зеркальце, скажи и всю правду доложи!». Зеркальце даже не знало, куда деться от таких проблем, так его и разбили тоже. Проблемы были с зеркалом. В этом идея, то есть, без этого знания, без трансцендентного знания у нас в принципе нет никаких причин, чтобы сомневаться в том, что мы не тело. В принципе нет причин. Поэтому, не стоит обижаться на человека, который с удивлением слушает то, о чем вы ему рассказываете. Вы начинаете рассказывать человеку: душа, то, се, пятое, десятое. Человек в полном недоумении. Почему? Потому что вся его жизнь говорит о том, что он видел. Вся его жизнь. Все доказательства. Можно себя пощупать – больно. Можно себя расчесать, можно увидеть. Можно себя взвесить, измерить. Все измерено, взвешено, все четко. Доказательства другие.
00:40:06 Поэтому, без знания выбора нет. Знания дают выбор. В конце концов в паспорте у нас приклеена фотография тела, а не души. [Смеется]. Было бы интересно паспорт с фотографией души. Смайлик такой. [Смеется]. Грустный. А с другой стороны, недостаток знания приводит к недостатку аскетичности. К недостатку аскетичности. Человек настолько занят своей жизнью, настолько занят удовлетворением своих чувств, своими планами, что ему элементарно некогда заниматься своим самосознанием. У него просто нет времени, чтобы заняться своей душой. Просто нету. Как мы говорили, в этом мире нет никаких доказательств духовности. Какие доказательства, что мой отец – это Бог? Что Бог мой отец. Какие доказательства? Он не записан в моей родословной.
00:41:04 Сейчас очень модно составлять родословные. И где у нас в конце Бог? Покажите мне хоть одну родословную. Такие деньги люди за это платят. А правду так и не говорят. Еще никому Бога не внесли в родословную. Дай Бог, если до Адама хотя бы дойдет. Я думаю, даже Адама никому не внесли. Есть такое? Делал кто нибудь? Очень интересно. Сейчас заказывают целые фирмы, узнают, разрабатывают. Это больших денег стоит, все, вам там такое дерево нарисуют. Все равно в жизни не проверить. Но всё равно не доходят до того, что у нас есть какая то связь. Есть у нас какая то связь. Очень интересно. Доказательств как бы таких вот нет, как бы реальных, практичных, не записано, не записано нигде. Наша мама точно помнит, что Бог никакого участия в этом деле не принимал, где? Что? Кто нам правду расскажет.
00:42:03 Поэтому, Бхагават Гита и является этим источником правды. И это, некоторая секретная книга от род дома и вселенной. Тут секретные записи. Кто от кого родился. Тут все говорится про папу, про маму. И в ней написано, что каждый из нас имеет в общем то своё происхождение от верховной личности Бога. Все. Мы все дети Бога. С этого начинается любая духовность. С этого начинается любая философия. Мы все братья и сестры. То есть, это та книга, которая открывает глаза вообще на наши отношения. Оказывается, мы все братья и сестры. Вот тот кто понял, что мы все братья и сестры, понял любой духовный трактат. Библия, Бхагават Гита, Коран, все равно. Если человек не понял, что мы все братья и сестры, значит он не понял ничего. Может идти дальше спокойно учиться. То есть знание тут же дает наше кровное родство, скажем так. Кровное в кавычках.
00:43:06 Духовное родство. Тут же оказывается, что все мы родственники и значит должны вести себя по другому в общем то, другие должны быть отношения. К родственниками особое отношение. Особое отношение. Факт? Факт. Чужой ребенок, всегда мешает, а свой ребенок – всегда веселится. Он, ну немножко балуется, балуется, но он же ребенок, пусть балуется. Но если это чужой ребенок, он действительно мешает. Если вы свою квартиру ремонтируете, то это не долго, быстро и вы никому не мешаете, да? А если над вами сверлят, надо мной уже 2 недели сверлят, я уже хочу увидеть этого человека. Который все время там что то сверлит. Уже все его хотят увидеть. Уже все, с кем бы мы в лифте не ехали, говорят: «Это не у вас сверлят?». [Смех в зале]. И все говорят: «Нет, не у нас! Ей Богу не у нас». [Смеется].
00:44:01 Я представляю, что творится в новостройках. Не хочу даже знать, но это принцип, а потому что мы не понимаем, что мы родственники. Ну да, мы родственники, что то сверлят, ну что делать. Ничего не поделаешь. А так, кто то непонятно, чужой. Поэтому, начинаются проблемы. То есть, без трансцендентного знания, мы просто начинаем воевать. Просто начинаем воевать, спорить, начинаются проблемы. Нет, мы его маленькие частички, буквально несмышленые дети. Мы все несмышленые дети, у нас такой детский садик. Детский садик, правда детки все веселые, запутались в собственных пеленках, но есть эта родственность, факт. То есть, этими глазами не дано увидеть душу как таковую. Но она есть. Этими глазами можно только о ней прочитать, увидеть душу невозможно этими глазами. Зато можно о ней прочитать. Прочитать, вот в чем идея. Очень простая идея. И этого будет вполне достаточно.
00:45:02 Этого будет вполне достаточно. На первое время вполне этого хватит. То есть, потерявшемуся ребенку для счастья будет вполне достаточно знать, что его отец жив, что он его ждет, что все нормально, что скоро встретимся, а уж увидимся, поговорим при встрече. Тем более, что ждать её осталось совсем недолго. Это дело такое. И это есть настоящий выход из иллюзии. Это есть выход из иллюзии. Из иллюзии одиноких, брошенных, никому не нужных тел. Которые должны состариться, заболеть и умереть, нет. Мы нужны, мы любимы, нас ждут в мире, состоящем из вечности знания божественности, мы все скоро встретимся. Интересно, здорово, вот это выход из иллюзии. Была история интересная, в Ведах описывается. Нарада, Нарада однажды пришел к Кришне. Попросил его – покажи мне иллюзию. Покажи мне майю, иллюзию.
00:46:09 И прошло несколько дней, все забылось, и Кришна предложил Нараде совершить с ним путешествие в пустыню. Они пошли по этой пустыне, стало очень жарко, и он сказал: «Нарада, я хочу пить, принеси мне пожалуйста воды». В пустыне жарко, воды нет. И тот сказал: «Хорошо, сейчас достанем». Пошел искать воду, Нарада пошел, неподалеку была какая то деревня, он вошел в эту деревню, постучал в какую то дверь, дверь открылась, на пороге оказалась прекрасная молодая девушка. Прекрасная девушка и при виде её он тут же забыл про воду и забыл вообще, зачем он сюда пришел. [Смеется]. Его рот открылся, челюсть упала, он забыл обо всем. Про жажду забыл, стал с ней болтать, разговаривать. Разговорились они, весь этот день он с ней разговаривал.
00:47:08 На следующий день он опять там оказался, опять с ней разговаривал, потом остался там жить, так разговоры потихонечку в любовь перешли. Поговорили, потом оказалось, что любовь. Попросил у отца девушки выдать её замуж за него. Они поженились, дети родились, много детей родил, и так прошло 12 лет. Прошло 12 лет, потихоньку начались интересные явления происходить. Тесть умер сначала, Нарада получил его имущество и жил счастливо, какое то время, в своем доме, знаете, от родителей осталось много имущества, квартиры, дома, он всем этим пользовался, жена, дети, земля своя. Но вдруг наводнение произошло. Произошло наводнение и однажды ночью река стала подниматься. Сейчас Европу топит и топит. Топит и топит. Ураганы пришли в Европу. Интересно.
00:48:13 Она поднялась, вышла из берегов и затопила всю деревню, и дома начали рушиться. Сильные бывают, бывают очень сильные наводнения. Очень сильные наводнения. Очень сильные. Когда вообще не видно края реки. Бывают реки разливаются очень сильно. Очень страшно. Я несколько раз попадал в серьезные наводнения. Абсолютно, особенно ночью, везде вода. Везде вода, вообще, весь мир - вода, очень серьезные такие ощущения. Вода ночью поднималась, дома рушились, люди, животные тонули, все тонули, всех уносило стремительным потоком, все, при наводнении если потоком унесло, все уже, с концами. Однажды мы ехали на машине через такое наводнение, было серьезное наводнение, и было только одно место чтобы проехать и это место уже было перелито водой, на дороге, между двумя возвышениями. Вот такое, дорога шла в низину и вот это место уже переливало водой.
00:49:17 Это было давно еще, это был старенький москвич 912. И мы когда проезжали мимо, отец старался ехать медленно, и мы ровно по середине застряли. Забрызгались водой, ровно по середине и машину начало медленно сносить. И я помню этот момент, когда он пытался заводить машину. И машина медленно, там бесконечно темно и бесконечно вода. Вот этот момент называется вспомнить все. И она завелась и мы поехали. [Смеется]. Достаточно серьезные такие ситуации, вода так, ну любая стихия показывает, что не мы тут главные, даже речи не идет о каком то старшинстве, как только стихия появляется, все, куда бы спрятаться, подальше желательно или по выше. Тут не известно, куда прятаться. По ниже или по выше. [Смеется]. Не угадаешь.
00:50:13 И он должен был бежать, они бежали с этого места. Одной рукой он вел жену, другой рукой, держал одного из детей, третий ребенок сидел у него на плечах и он был вынужден переходить в брод этот страшный поток. Переходить в брод. И когда реки разливаются, течение у реки тоже очень сильное. Очень сильное, поэтому, например на горной Ганге цепи натянуты, по берегам реки натянуты цепи, то есть нельзя вообще в реку зайти, просто так вообще не зайдешь, нужно держаться обязательно за цепь. Иначе, все, бух и все, тонут десятками за день. Десятками. Горные реки очень опасны. Нужно быть очень аккуратным. Горная река концептуально отличается от равнинной реки. Все, чуть чуть оступился и нет человека, никто уже не поможет, никто, бесполезно. Головой об камень, все, готов.
00:51:10 И он шел в брод, через этот разлив и течение было очень сильным. Он сделал несколько шагов и ребенок, который сидел у него на плечах упал и его унесло течением. И Нарада кричал, но спасти было невозможно. И он пытался что то сделать, и другой ребенок выскользнул из под руки. Он пытался что то делать, тоже его унесло. Наконец даже жена, которую он прижимал к себе изо всех сил, её тоже унесло потоком, и его выбросило на берег, и он с рыданиями упал на землю. Горько плакал, как вдруг он почувствовал легкое прикосновение, кто то его трогает, и он услышал: «Ну где вода? Ты уже пол часа ходишь, где вода, очнись». И он пришел в себя, увидел что сидит возле колодца и держит в руках кувшин с водой, который должен был принести.
00:52:12 И Кришна увидев его лицо, сказал: «Вот это и есть иллюзия». [Смеется]. «Это и есть майя». Всего пол часа прошло, всего пол часа. Как же нам защититься от майи, как же нам защититься от иллюзии? Вот это надежда на то, как то утвердиться в этом мире, как то обосноваться, как то решить эту проблему смерти, рождения, старости, болезни. Как то вот, найти такое место, где это не будет действовать. Где не будет смерти, не будет болезни, где не будет старости. Где мы все спрячемся, всей семьей и будем жить дальше. Я был на одних поминках. И один человек встал и сказал: «Я желаю, чтобы в нашей семье никто больше не умирал».
00:53:08 То есть, даже пример не дает философского понимания. Как же нам защититься? И ответ очень прост. Надо находиться рядом с тем, кого защищает Бог. Как защититься от майи, надо находиться с тем, кого Бог защищает от иллюзии. Это очень просто. Такого человека называют Бхакта. Или Преданный Бога, Преданный Бога, тот, кто любит Бога. Почему Бог защищает именно его? Очень интересно. Потому что тот исполняет миссию спасать детей Бога. Он спасатель. Бхакти Йог это грубо спасатель, у которого миссия спасать детей Бога от неминуемой деградации, фактически от неминуемой смерти. Неминуемая смерть в огне реинкарнации, которая затаскивает душу в эту бесконечную череду перевоплощений. Рождаешься, рождаешься, рождаешься, рождаешься. Потом кто как мошка, кто как комар. Видите? [Смеется].
00:54:13 Поэтому, очень необычная душа, Бхакта. Бхакта – это йог у которого есть мистические способности, которые выражаются в том, что он способен увидеть и спасти праведного человека. Он способен увидеть праведную душу и спасти её, дать ей знания. Дать знания. Но более того, самые интересные его качества проявляются в том, в том, что он способен понять и дать шанс даже не праведному человеку. Он способен дать шанс даже неправедному человеку. Явно вот, негативно настроенному человеку. Даже ему он готов и может помочь. Это вот мистическое совершенство, мистическая сила. В Бхагават Гите, Кришна говорит Арджуне интересные слова. Он обещает Арджуне, что он защитит такого человека от соблазнов.
00:55:13 Он защитит такого человека от соблазнов, которыми наполнен этот мир иллюзий. Тут дается такое обещание. Грех. Грех – очень интересное явление. Грех называется настоящим несчастьем. Вот именно грех является настоящим несчастьем. Все остальное это не настоящее несчастье. Все остальное – это так, в общем то, просто беспокойство, более того, грех называется настоящим несчастьем. Нет ничего страшнее греха, так как это полное неприятие отношений с абсолютной истиной. Фактически, это плевок в спину Богу. Грех. Нам наплевать на всё, что ты говорил, на все твои просьбы. На все твои усилия, на всех твоих святых, которые приходили и помирали, ну ради того, чтобы это все объяснить, наплевать нам на все это. Грех, достаточно такое. Поэтому, считается что совершение греха, это самое большое горе, самое большое несчастье. Совершив грех человек прилюдно заявляет, что его родной отец, Бог, его совершенно не интересует.
00:56:14 Что больше это ему просто не интересно. И поэтому, например в Ведах говорится, что для хорошего человека, смерть это не проблема. Для хорошего человека, для благочестивого человека, даже смерть не проблема. Он воспринимает её как избавление от пут материального рабства. Как просто его позвали домой. Как вот мама зовет домой: «Домой. Ужин готов». Также духовно развитый человек свою смерть воспринимает. Ну домой позвали, пора идти. Понимаете? Мой отец зовет меня. Ему врачи говорят – тебе 3 месяца жить осталось. Он говорит: «Мой отец зовет меня, я пошел». И врачи в шоке. Не могут понять что такое. Как так можно воспринимать, но он именно так воспринимает. Именно так.
00:57:00 Поэтому, до тех пор, пока мы находимся в обществе вот этих вот супер йогов, наша жизнь, наше сознание, наша душа находится в безопасности. Мы рядом с ним, а они защищены от иллюзии. Поэтому, это лучше железных дверей, лучше бронежилетов, газовых баллончиков, и я не знаю, чем сейчас защищаются, пистолетов. Самое настоящее Кавача, Кавача – личная защита от Бога. И получив разрешение на такое общение, мы должны ценить его как самую большую ценность в жизни. Это самая большая ценность в нашей жизни. Ничего более ценного нет. Такой возможности заслуживают единицы и мы не должны относится к этому, как к чему то естественному. Как к чему то такому, обыденному. К чему то такому, легкодостижимому, нет. Это большая редкость получить такое общение. А это значит, что мы должны быть крайне аккуратны в этом общении. Общение должно быть крайне аккуратным. Чрезвычайно аккуратным.
00:58:02 Потому что Бог в сердце, мы говорили, он видит наше неправильное отношение к возвышенным личностям, к святым, к мудрецам, он видит всё это прямо из сердца и наказывает за это. И вот это оскорбление духовно развитых личностей, является самым большим грехом в этом мире. Самый большой грех. Оскорбление духовно развитых личностей. Даже в законах кармы можно увидеть, что наказание за оскорбление святых приходят в самом тяжелом варианте. Кто знает, что приходит по карме за оскорбление святых. Какая болезнь? Проказа. Проказа. И все очень хитро говорят: «Никто не знает, как возникает эта болезнь». Все знают, как возникает эта болезнь. Она возникает от оскорблений. Это карма. Проказа – это настоящая карма. Настоящая карма. И она приходит, приходит, факт. Поэтому, она приходит ни неоткуда. Ни неоткуда. Она приходит из оскорблений.
00:59:02 Кармическая болезнь. Прямая кармическая болезнь. Описана уже Бог знает сколько времени назад. Поэтому, что может быть неприятнее этого? И от проказы тоже можно вылечиться. Этот же метод. Что нужно сделать? Нужно пойти попросить прощения. Ко всем святым, всех обойти. На всякий случай. Потому что Бог знает. А если помнишь точно, то сразу, понятно к кому идти. Через прощение. Через прощение, факт. Приходит, приходит излечение, очень интересно. Причем сам святой, сам мудрец, он даже не обращает внимания на то, что с ним плохо обошлись. Скорее всего, он этого даже не заметит. Он может даже вообще не заметить, даже не вспомнит об этом. Бог в сердце видит это и защищает.
01:00:00 И есть простой тест, его можно провести. Когда мы извиняемся перед кем то, можно легко понять, перед кем мы извиняемся. Если мы извинимся перед материалистом, то он услышав наши извинения очень обрадуется. «А, вот так вот, понял, да? Вот так вот, раньше надо было приходить, а теперь все уже, поздно». А если перед нами будет трансценденталист, он очень удивится, что перед ним извиняются. Очень удивится, и он будет всячески говорить: «Да это вы меня извините, да я вообще ничего не помню. Кто когда кого. Вы меня? Не помню. Не берите в голову, все нормально». То есть он будет всячески удивлен, всячески будет удивлен, так интересно, можно проверить кто перед вами находится. Поэтому, нужно быть конечно же чрезвычайно аккуратным. Так как во первых мы выяснили, всё это наши родственники, всё это дети Бога, а во вторых среди них ещё встречаются мудрецы, поэтому, с ними нужно уж тем более быть чрезвычайно аккуратным и конечно же стараться вести себя в общем то культурно, спокойно и уважительно. Что бы мы так сказать, в какие бы мы ситуации мы не попадали.
01:01:16 Вопросики пожалуйста по этому стишку. Сегодня пятница, завершающий у нас день рабочий. Пожалуйста, вопросики. Ага.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] В лучшем случае. В этом и идея, что мы должны понимать, что в общем то, что если человек растет, то он уже вырос. Если человек стал на этот путь, то фактически он уже достиг результатов. Потому что, материальная реальность отличается от духовной реальности тем, что в материи путь и цель отличаются друг от друга. Это факт.
01:02:12 То есть, если мы поедем на поезде во Владивосток, то каждый день мы будем видеть не Владивосток. Но человек, который встал на путь духовного развития, фактически он уже достиг совершенства духовного развития. Фактически он уже все, он уже рядом с Богом. Рядом с Богом, просто осталось протереть глаза. То есть, духовный путь, это протирание глаза. Это протирание глаз. Промывание глаз. Но фактически человек уже рядом с Богом. Бог его уже простил, он его уже принял, он ему уже всю карму аннулировал. Он его уже принял к себе, он уже, у него уже все хорошо, все решено, но мы просто ничего этого не видим еще, просто глаза ещё как с просонья, просто встали, надо промыть. Вот так вот. Вот на это протирание уходит лет 40. А что делать? Все таки это не 10 000 лет, как в Аштанга йоге. [Смеется]. Кто то быстрее, кто то медленнее. Кто то быстро, кто то за один день. Кто то за 10 лет. Кому как.
01:03:15 Просто, надо тихо спокойно протирать свои глаза, и все будет хорошо. Ага. Так.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] В каждом конкретном случае, принимается решение, и иногда, иногда, человек, когда его тело уже разбито окончательно, и он понимает, что будет только хуже, в принципе, то он по культурной традиции спрашивает разрешения на отказ от дальнейшего лечения у всех своих авторитетов, у всех старших родственников. У всех старших своих там учителей. У всех, всех, кто есть вокруг него старше.
01:04:25 Он у всех у них спрашивает разрешения. И когда все его благословляют, и вернутся в духовный мир, и когда все ему говорят: «Ты готов» и действительно дальше только хуже может быть, то он может уйти. Когда все ему дадут вот это разрешение.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Как нет? Что за жизнь такая? Тогда он точно должен ещё пожить и поискать себе старших. Тогда точно рано уходить. То есть, должно быть вокруг него много мудрецов, много святых, много старших, если этого нет, то лучше ещё пожить и поискать их. Поэтому, это достаточно серьезное решение и пожалуйста не совершайте это самостоятельно. Не надо. Я видел как это происходит, я видел таких личностей, которые отказывались от дальнейшего лечения, получив на это разрешение всех своих старших, очень опытных мудрецов, таких людей, те, кто знает что такое жизнь, смерть, видели много раз это.
01:05:26 Я видел как это происходит, как человек просто добровольно честно уходил из этого мира. Это очень серьезные вещи, не экспериментируйте и даже не пытайтесь думать на эту тему. То есть, придёт время, поговорим. Даже не пытайтесь думать на эту тему. Тем более объяснять это. Это очень сложные вещи, это достаточно серьезная проблема. так просто не решается. Это очень серьезный шаг. Нужно быть точно уверенным, куда попадешь, чтобы идти на такой шаг. Если не уверен, лучше ещё до конца держаться. За возможность позаниматься духовной практикой.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Да.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Да.
[Из зала] [неразборчиво]
01:06:25 [Рузов В. О.] Ну все зависит от ситуации, не всякую боль можно терпеть. Не всякую боль можно терпеть, поэтому уже в соответствии с ситуацией принимается какое то решение. Уже в общем то не так важен этот последний момент, в принципе, а важно то, как прошли последние годы жизни. Иногда бывают очень серьезные ситуации. И обычно, обычно, даже с самыми тяжелыми болезнями в день ухода человеку становится легче. Это специальный шанс ему чтобы уйти правильно. Ему становится легче и появляется эффект выздоровления. Но все врачи знают, это все, значит надо вызывать родственников, и сейчас он умрет. Я видел это много раз. Если при тяжелой болезни стало легко, все. Значит сегодня он уйдет. Это специально шанс, специальный шанс. Поэтому, этим днем нужно воспользоваться и напоследок уйти достойно. Так сказать, чистенько, с мыслями о Боге, почитав что то напоследок. Пообщавшись со святыми людьми, поговорив, так.
01:07:35 Поэтому, дается этот шанс, это последний шанс. Обычно он дается. Поэтому, всегда, видите, есть много вариантов. Видите, как интересно устроено, не просто так, очень все так грамотно, грамотно.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Да, конечно, да. Ну, в зависимости от традиций, потому должны мы подойти к конкретному священнику в конкретной традиции и он вам расскажет все точно.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Себе, да. Ему? Ему уже нет. Уже эту книгу ему нет смысла читать. Ему уже нужно молитвы читать. Надо за него молиться. А книги, уже знания ему поздно получать. Молитвы уже нужно читать. Молитвы.
01:08:50 Обряды проводить. Обряды – это некоторая так сказать, передача на время перехода. Поэтому, если жизнь была не совсем святая, то вот этот момент перехода, он достаточно серьезный. И вот эти традиции, которые есть, да это некоторая передача нашего благочестия так сказать на этот этап, то есть, немножко на этап. Поэтому, нужно передать. Есть возможность, поэтому проводятся эти поминки, там, 9 дней, 40 дней. Создаются вот эти вот некоторые переводы вот этого благочестия, но это не в коем случае не пьянка. Однозначно не пьянка. Это духовное собрание, это когда все ему передают свои хорошие пожелания, все ему так сказать, все за него молятся. Все вместе так сказать желают ему счастья, все вместе проводят духовные обряды, духовный обряд, но не как не напивание в усмерть. Это каждый со своим должен прийти.
01:09:53 Это уж точно никак не поможет. Поэтому да, обряды есть, множество духовных обрядов. Но всегда их можно провести. Даже через год они проводятся. Разобрались? Хорошо, значит у нас будут в субботу, воскресенье дополнительные лекции в три часа, завтра, послезавтра. Будут дополнительные лекции. С какими-нибудь веселыми элементами, как обычно, смеется. Да? Веселые будут элементы. Я ещё подумаю какие. Что нибудь будет веселое, почему бы и нет? Духовный рост – это праздник. Поэтому должны быть неожиданные веселые элементы.
01:11:00 Сюрпризы. Из торта кто – нибудь выскочит, я не знаю. [Смеется]. Может быть я сам выскочу из торта. [Смеется]. Посмотрим там уже, в зависимости из ситуации, в три часа мы проведем эти лекции. И вся следующая неделя будет по этой же схеме в семь часов вечера лекции, мы должны закончить эту главу. Поэтому, дочитайте вторую главу, мы должны её пройти, ещё немножко осталось. И мы с ней разберемся. Хорошо. Спасибо большое. [Аплодисменты в зале].