Цапли и лебеди

09 июля 2007
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:53:05 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 448 | скачано: 771 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Пожалуйста, с вопросов можно начинать потихонечку. По предыдущей неделе. Какие возникли вопросики, тонкости и непонимания. У нас осталось 4 дня. Я потом уезжаю, и когда вернусь, не знаю, недели через 3. В районе 10 августа я вернусь с Украины, точно не могу сказать, поэтому следите за программой телепередач.

00:01:01 На сайте там даты будут выложены, когда мы возьмем обратный билет, в том числе. Сейчас непонятно, где, сколько, в каких городах мы проведем. Как обычно не понятно как. Поэтому… Такой сезон ещё веселый. Поэтому все меняется постоянно, поэтому не позже, чем 10 августа я вернусь, и мы продолжим. За эту неделю мы должны пройти все оставшиеся стихи. Поэтому задавайте вопросы по этой главе, чтобы какие-то провалы в памяти можно было нейтрализовать. Вопросов нет.

00:02:03 Следующие стихи, которые мы должны разобрать, это стих 62 и 63 этой же главы. Я быстренько прочитаю, как они звучат. Откройте все, посмотрите. 62 стих звучит так: дхьяято вишайян пумсах сангас тешупаджайяте сангат санджайяте камах камат кродхо бхиджайяте. Переводится это так: «Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения – гнев». И следующий текст 63: кродхад бхавати саммохах саммохат смрити-вибхрамаха смрити-бхрамшад буддхи-нашо буддхи-нашат пранашйяти. Перевод: «Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни».

00:03:11 Очень интересные два стиха. Фактически эти два стиха показывают всю психологию человека. В общем-то, больше ничего не нужно для понимания психологии человека. Здесь дается вся последовательная цепочка внутренних реакций, некоторая внутренняя последовательность, которая определяет наше поведение, определяет наше мировосприятие, определяет наши действия. Все определяется этим. Т.е. обсуждается вся цепь возникновения наших неприятностей. Какие они проходят этапы.

00:04:00 И начинается эта цепочка, как мы увидели в этих стихах, с чего? Кто заметил, дома читал? Какое первое явление возникает? Что вначале делает человек? Разглядывает. Да. Начинается она с разглядывания. Да, именно в процессе разглядывания все и начинается, у нас появляются желания. Процесс разглядывания приводит к возникновению желаний. Разглядывание – это некоторое сканирование. Сканирование окружающего пространства на предмет объектов, которые могут быть для нас актуальны. Сканер, наверняка, у каждого дома сейчас стоит, и там бегает лучик и каждую точечку проверяет, сканирует каждую точечку объекта.

00:05:00 Потом это первичное сканирование проходит, потом мы должны выделить объект и произвести повторное сканирование. Делали когда-нибудь? Очень интересно. Это полностью идентично нашему видению, нашему зрению. Полностью. Сначала мы быстро проглядываем: что тут есть что тут нет. Когда видим, что что-то есть, выделяем и пересканируем все, подробненько, с хорошим разрешением. Потом распечатываем. Остальное не интересно, остальное удаляем. Все равно что бы ни придумали в этом мире, оно так или иначе по тому же принципу действует, поэтому даже любая железяка должна действовать по принципу устройства материального тела. Так или иначе, имитирует тело. Можно посмотреть, ничего не нужно придумывать лучше тела. Что машину сделали, посмотрите. Так шаровые, колени, имитируют.

00:06:02 Тот же принцип. Только также хорошо не получается. Шаровые нужно менять каждые сто тысяч, или сколько? Раньше? А колени не получится так просто поменять. Колени на все 80 лет. Более-менее как–то работают, у кого не работают – проблема, мениск начинается или ещё что-то. Поэтому всё равно лучше колена ещё ничего не придумано. Железяка как-то похуже действует. Хоть она и железная, всё равно похуже, ресурс поменьше, не настолько времени хватает. Разглядывание… Мы разглядываем на предмет актуальности. Мы ищем актуальное. Иногда находим, иногда нет, и что такое актуальный объект? Объекты бывают разные. Мы разберем некоторые.

00:07:02 Например, актуальный объект – это то, что связано с едой. Еда всегда актуальное явление в нашем мире, никто не может спокойно пройти мимо витрины с пищей, если там что-то хорошее, пахнет вкусно. Тело сразу тянет свои руки к пище, потрогать, поэтому все на всякий случай в пакетики, заметили? Заворачивают, потому что всем хочется потрогать, понюхать. Не завернешь, поставишь там эту булочку, и все! Ее за 10 минут все затрогают. Этим пользуются продавцы на рынках: они маленький кусочек отрезают, дают попробовать. Это смертельно, это все равно, что проглотить крючок с наживкой. Все - вкус попал в рот. Вкус попал в тело, на язык. Если мы до этого просто видели этот вкус, ощущали его издалека, то теперь он прямо в тело попал. Это все! Рыбка клюнула.

00:08:05 Поэтому они стоят на рынке, отрезают, всегда вас угостят. Всегда маленький кусочек дадут попробовать. Это рыбаки, у них все отработано. Червяки вкусные! Они знаю, что если еда попала в рот, нет шансов, фактически, уйти с рынка без покупки. Уже все. Нет шанса. Уже всё равно купят. Еда во рту отключает сознание. Когда еда попадает в рот, сознание отключается, и живот становится главным в теле. Функции управления переходят к животу. Живот становится главным, солнечное сплетение перебивает контроль головного мозга и становится основным энергетическим центром человека. Буквально даже по теплоте вы можете проверить: область солнечного сплетения становится более горячей. Огонь из головного мозга уходит в солнечное сплетение. Теперь здесь главная жизнь.

00:09:01 Голова уже не нужна. Все. Пришла еда, она отключается, поэтому жизнь начинается на уровне живота. Так человек превращается в такого потребителя, у него отключается мышление, и он начинает потреблять. Еда – это актуально. Очень актуально. У одних контроля больше, у других – меньше. Все зависит от некоторого уровня голода. В любом случае, так сказать, если человек достаточно голоден, и появляется еда, то с контролем сознания начинаются проблемы. Другой актуальный объект – это, конечно же, противоположный пол, не менее актуальный. Как только он появляется в зоне нашего видения, наше сознание меняется. Оно меняется, и все, что мы делаем, учитывает присутствие объекта противоположного пола. Тут же учитывается. Если находится группа мужчин, все ведут себя очень легко, но когда появляется женщина – все.

00:10:01 Этот объект начинает учитываться, точно также женщины. Женщины ведут себя друг с другом определённым образом, появляется мужчина, - этот объект тут же учитывается в поведении. Коэффициент присутствия противоположного пола, он тут же появляется. Если вы этого не замечали, посмотрите, как это происходит. Когда в какой-то коллектив однополый появляется объект противоположного пола, и как все меняется тут же. Т.е. сразу же этот коэффициент. Уже в зависимости от качества, богатства этого объекта меняется поведение этих людей. И до какого-то возраста противоположный пол является достаточно сильным наркотиком, действует, как наркотик, на сознание, имеет наркотическое действие, т.к. опьяняет на расстоянии. Это психологически является самым сильным наркотиком. Почему? Потому что другие наркотики нужно принять, нужно закипятить, через шприц ввести, в десны втереть, как угодно. Выкурить.

00:11:07 Но тут выкуривать ничего не надо, втирать ничего не надо, т.е. просто появляется объект, и уже начинает действовать. Уже начинает действовать, уже появляется некоторое опьянение. Опьяняет на расстоянии. Поэтому по сравнению с наркотиками намного превосходит эффект. И метод его употребление – наркотик для глаз. Метод этого полового наркотика также – разглядывание. В глаза втирается. Картинка в глаза. Поэтому столько усилий вкладывается во все это, в его улучшение. В его чистоту. Украшается, раскрашивается, чтобы добиться максимального воздействия. Максимального наркотического опьянения. Поэтому на востоке так сильна эта культура межполовых отношений. Насколько это культура высока, чтобы избежать этого опьянения,

00:12:08 чтобы избежать этого одурманивания. Поэтому в такой прямой жизни по культуре не разрешается разглядывать объект противоположного пола. Т.е. это считается не культурным и не красивым. Но всему есть свой выход, поэтому есть искусство, есть танцы. Пожалуйста. Уже все отработано, и танцы призваны, чтобы возвысить сознание. Поэтому если это классический танец, то он возвышает сознание и на танцовщицу можно смотреть. Потому что она действует так, чтобы возвысить сознание человека. Никто другой не может также действовать. Т.е. она специально наряжается, накрашивается, одевается, чтобы возвысить сознание тех, кто на неё смотрит. Все остальные, я не знаю, для чего они одеваются, наряжаются, накрашиваются. Это большой вопрос. Это уже у них нужно спросить. У каждого конкретно.

00:13:04 Поэтому только классические танцы дают эту гарантию, что на это можно смотреть без опаски, и не попасть под влияние наркотического опьянения. Другая актуальность скрыта во всем, что может дать отдых. Тоже очень актуально: диваны, удобно в принципе. Мне сначала поставили стол туда, я подумал, что это будет издевательство, и переставил его сюда. Я правильно поступил? Правильно. Так удобнее, потому что если есть диван и на него нельзя сесть – это уже некоторая аскеза. Это уже некоторое испытание, поэтому отдых для нас актуален, это актуальный объект, поэтому диваны, телевизоры, все, что угодно, все, через что человек отдыхает… Путешествия, бытовая техника,

00:14:03 парки, аттракционы. Все, через что человек отдыхает - это является некоторым таким объектом. Т.е. все хотят жить с окнами на речку, чтобы было приятно из окна посмотреть, рядом с парком, чтобы рядом был какой-то объект, на который всё равно никто никогда не пойдет. Все покупают дом рядом с озером, но никто на него никогда не ходит. Только собаку выгулять. Но он есть, объект есть, все спокойно. Можно жить радостно. Целый день человек мечтает о моменте, когда он вернется в свой родной удобный уголок, где уже подобранная мягкость дивана, настроенный пульт телевизора, все. Уже открыта нужная консерва.

00:15:02 Уже ложка вставлена в эту банку с консервой. Все уже отработано. Все так здорово. Поэтому материальные желания по-другому называют вожделением. Т.е. желанием заполучить то, что хочется. Если мы не можем осуществить свой план, если не получается осуществить свой план, то естественной реакцией становится гнев. Т.е. у нас есть план, нам очень хочется получить какой-то актуальный объект, но мы не исполняем этот план, и – все! Он как-то не исполняется. Что-то в нем не идет, что-то не получилось. Приходит гнев. Гнев – это реакция на неисполненное желание.

00:16:13 Гнев – это реакция на нереализованное вожделение. Поэтому не с гневом нужно бороться, зачем с гневом бороться? Гнев – это симптом. Гнев – это точно появилось... Гнев - как дым от костра. Дым – это то, что появилось. Не с дымом нужно бороться. С огнем нужно бороться. Дым просто показывает, что где-то есть огонь. Если будем бороться с дымом.. Представьте, если у нас дома что-то загорелось, дым идет, и приезжает пожарник с веером и начинает дым разгонять. Стоят и дым выгоняют в окошко, смешно! Необходимо найти, где огонь. Также и гнев. Все борются с гневом. Вся психология борется с гневом, вся культурология борется с гневом, в семье все борются с гневом.

00:17:02 Все борются с гневом друг друга. На самом деле – это просто дым, а огонь в желаниях. Огонь в желаниях чего-то актуального. Огонь в желаниях какого-то актуального объекта. И если мы не можем осуществить свой план, который потом проявляется в гневе, результат на это неосуществление проявляется в гневе. Этот гнев забирает нашу память о чем? О том, как плохо все заканчивалось в предыдущий раз. Потому что в предыдущий раз все плохо закончилось. А иначе, почему мы здесь? Почему вообще мы в этом мире? Мы здесь, потому что все плохо закончилось! Поэтому есть целое понимание того, что мы здесь. Потому что неправильно поступили.

00:18:09 Мы не правильно поступили - это делает нас смиренными, делает нас благоразумными, делает нас спокойными. Если этого понимания нет, что в прошлом поступили неверно, то нет этого желания исправиться. Пропадает этот опыт. Этот опыт рассредоточивается, его нет, и мы теряем эту память о том, что, да, поступали мы уже таким подобным образом. Были большие проблемы. Постоянно мне кто-нибудь пишет и очень гневно спорит. Очень гневно спорит: «Да нормально у нас все! Да ничего мы плохого не делали. Да нормально я живу, что во мне плохого есть? Все у меня хорошо, ничего плохого в жизни не делал». Тогда, а почему ты здесь?

00:19:02 Почему ты здесь? Почему ты попал в эту ситуацию, которую хочешь постоянно изменить. Можете спросить у любого человека в этом мире: ты хочешь улучшить ситуацию в этом мире, в своей жизни? Хочешь улучшить ситуацию? Есть что улучшать? И каждый скажет – есть! Можете пойти в самый богатый дом Москвы какой-нибудь. Найдите новостройку самую богатую, чтобы там квартира стоила миллион долларов. Но зайдите в эту квартиру и спросите: «Вы хотите улучшить свои условия? И они скажут: «Да!». Можете проверить. Я проверял. Я спрашивал у самых богатых людей, я спрашивал всего один вопрос: «Вы довольны жизнью?». Они говорили: «Нет!». Они могут по телевизору говорить, что у них все здорово, могут выставлять свои яхты и радоваться своим квартирам, но если вы поговорите с ними искренне, они скажут: «Не доволен, надо все менять, все плохо». Там все плохо, тут все плохо, здесь все плохо, везде все плохо. Почему ты попал в ситуацию, где все плохо? Если ты так правильно поступаешь? Если ты правильно поступаешь, действуй, чтобы дальше все было хорошо.

00:20:08 Но все хочется менять, все не так. Все как-то не так. Поэтому есть много философий, что все нормально, что жизнь прекрасна. Что нужно просто быть хорошим человеком, потому что мы и так хорошие. Нужно просто оставаться хорошим человеком, и рай гарантирован. Нет. Немножко не так. Мы совершали ошибки. Когда человек строит свои планы, и они не удовлетворяются, у него появляется гнев. Он отнимает память, и уходит память того, что мы совершали ошибки. В гневе человек считает себя однозначно правым. Попробуйте спорить с человеком в гневе. Бесполезное занятие. Можно сразу с ним соглашаться и уходить. В гневе спорить бесполезно, почему? Потому что вся память о своих ошибках ушла,

00:21:00 растворилась, стерлась, переформатировалась. Все, он абсолютно прав. Человек точно считает, что он прав во всем. Один прав, другой лев./!/ Так развивается деградация и это, в конце концов, отключает наш разум. Потому что без этого понимания, что я должен развиваться, учиться на ошибках, делать правильные выводы, - без этого развитие останавливается. Все: звучат тормоза, и мы, считая себя абсолютно правыми, с выпученными глазами строим новый план, который опять не осуществляется. Мы опять приходим в гнев, этот гнев опять стирает все, что было до этого, предыдущую ситуацию полностью стирает. Новый гнев пришел. Мне все время хочется спросить: «А вы сейчас по какому поводу гневаетесь?».

00:22:12 Когда человек все время гневается, его переспрашивают: «А вы сейчас про что гневаетесь?». Чтобы точно знать, что он уже забыл. Потому что если он по новому пункту гневается, а вы по старому будете извиняться, это уже будет не вовремя. Это ещё гнев усилит. Нужно сразу спросить: «А вы сейчас про что гневаетесь?».Если у вас директор есть, и он начинает на вас просто кричать, спросите: «А вы сейчас про что кричите?». Только аккуратно. Лучше уже не у него спрашивать, лучше у секретаря: «Он сейчас про что ругается?». Потому что про старое он уже все забыл, он уже про новое ругается. Так гнев выдавливает весь предыдущий опыт. Потом опять отключается разум, и так заново. На основе отключенного разума мы опять строим глупый план, опять он не осуществляется, опять гневаемся, опять прошлое стирается, опять разум отключается и - так вот и живем.

00:23:10 Так вот и живем. Смотреть на это весело. Мы говорили о том, что недавно отмечался день психического здоровья. И появление этого праздника не так празднично. Вообще, очень подозрительный праздник. Сразу понятно, почему он появился, потому что с психическим здоровьем у нас проблемы. Некоторые. На этом празднике говорилось, что на земле неуклонно растет количество людей с психическими расстройствами, всевозможными зависимостями и тенденциями к суициду. И всемирная ассоциация психического здоровья объявила, что на планете сейчас не менее 450 миллионов людей, которые страдают психическими заболеваниями.

00:24:22 450 миллионов. Россия, причем, занимает второе место в этой веселой статистике. Причем, как я говорил, что если понятие «психическое отклонение» кое-как определено, то с термином «психическое здоровье» пока до конца определиться не смогли, но кое-какие идеи в воздухе витают. Сейчас мы об этом поговорим. Очень интересные идеи. В основном психически здоровым человеком можно считать того, кто продолжает культивировать своё сознание после завершения этапа естественного развития организма. Т.е. организм естественно перестает развиваться с 17 до 21 года.

00:25:05 Все эти процессы развития роста останавливаются. Все успокаивается и, если человек, не смотря на это, продолжает своё развитие, естественно расти вверх и в бок, и может быть вперёд получится /вверх уже трудно расти, а вперёд – пожалуйста/, но если человек продолжает своё внутреннее развитие, если его сознание дальше растет – это считается признаком здорового человека. Т.е нет застойных явлений. Нет застоя. Он растет. И мы видим, если до 21 года это происходило естественно, т.е. хотелось учиться, развиваться, тело росло, все росло, отношения росли, то после уже надо прилагать серьезные усилия к этому. Прилагать серьезные усилия. Более того, у здорового человека развитие не только не останавливается на этом этапе, но и прогрессирует именно качественно, а не количественно.

00:26:11 Т.е. после этого возраста сознание должно прогрессировать качественно, а не количественно. Какой смысл в обретении 10 высших образований? Это количественное развитие. Да, здорово конечно. Можно вместо книг свои дипломы поставить, но это количественное развитие. Необходим качественный скачек. Переход к более тонкому знанию, к более глубокому пониманию реальности. Качественное должно быть развитие. Поэтому человек, развивающийся постепенно, переходит к философскому осознанию жизни, потом он переходит к эзотерике, более тонкому, как правило. Т.е. у него появляется такая идея, что есть нечто. Он начинает манипулировать этими категориями, которые он не может объяснить.

00:27:00 Он: нечто, информация, вселенский разум, пятое-десятое. Слои, чакры. Тела, тонкие-грубые. Он мотивирует тем, что не может объяснить, но он уже этим мотивирует, т.е. он уже принимает, что это есть и после этого, поняв, что эзотерика ничего не объясняет на корню, только больше запутывает, он переходит в духовность, а в духовности - свои уровни развития. Так оно дальше и продолжается. Так он дальше и растет. Очень просто. Т.е. с этой точки зрения можно сказать, что если человек приходит к духовности, то он и является, в общем-то, здоровым. Если у человека есть тенденция к духовности, он является здоровым с психической точки зрения, т.к. на лицо все признаки качественного развития сознания. Что у нас утверждает современная концепция? Кто здоров, а кто нет? Скорее всего, что если у человека будут духовные предпочтения, к нему будут относиться, как к немножко нездоровому в этом плане.

00:28:09 Как к немножко нездоровому. Т.е. если есть такие тенденции к духовности, будут так с подозрением посматривать: «Лучше вам перепроверить на всякий случай». Поэтому нужно понимать, что является здоровьем, собственно говоря. В народе ходит некоторая шутка, так сказать, могу сказать без обиды, потому что сам имею к этому отношение. Что психиатр – это посредник между миром сумасшедших и сумасшедшим миром. Это очень сильно чувствуется. Потому что трудно быть таким посредником, что поделать. Необходимо выйти из-под влияния этой материальной иллюзии. Это задача развития, задача роста – выйти из-под влияния иллюзии, и это невозможно никаким иным путем, кроме духовного развития.

00:29:06 Выйти из-под влияния материальной иллюзии никак невозможно, кроме духовного развития. Духовное развитие похоже на плавание. На занятие плаванием. Очень интересное сравнение. Тело может быть в воде, но голова должна быть над водой. Тело может быть как угодно, можете, как угодно плавать, главное, чтобы голова была над водой. Это важное условие. И все нормально и очень даже приятно. В какой-то мере. Почему мы любим плавать? Потому что можем голову держать над водой. Если не можем, будут проблемы. Это уже не плавание. Это уже тонем. Очень просто. Так и мы, оставаясь телом в материальном мире... Можете похлопать по столу - очень нормальная матрица. Есть тело, оно - не иллюзия, рука сквозь тело не проходит, тело есть. Оно в этом материальном мире. Оно создано из материальных элементов.

00:30:06 Все проверяется, щупается, есть сила, масса, объем, но… Не смотря на то, что тело остается в материальном мире, своим сознанием мы можем перебраться в мир духовный. Сознание может быть над материальной реальностью. Вот в чем эффект духовной жизни. Поэтому не понятно, немножко не понятно. Со стороны не видно. Все вроде бы также остается, потому что сознание не видно. Сознание невозможно увидеть глазами, но у духовно развитого человека сознание над водой, в другом мире. В этом эффект духовной жизни. Так и переплываем этот материальный мир, который сравнивают с бушующим океаном материальных желаний. Так и плывем: вроде бы тело в воде, но сознание - над. Даже заныриваем иногда, как это называется? Брасс? Но главное - потом всё равно вынырнуть.

00:31:09 Как поверить в ту, другую реальность, находясь под водой? Этот метод называется йогой. Йога дает возможность почувствовать другую реальность. Если мы практикуем йогу, мы можем почувствовать. Всплыть соответственно. Всплыли и увидели, что там, на берегу, кто-то есть, там что-то есть. Хоть какие-то тени. Если из-под воды смотреть: какие-то тени ходят, свет какой-то, плавают лодки. Йога – это моторчик, который подымает нас со дна океана на самую поверхность. Подымает, подымает, и однажды наша голова оказывается на поверхности. Бум! Голова показалась, и мы видим свет, солнце, острова в зелени. Начинаем видеть: «О, как интересно!». Тут мы понимаем, что всю свою жизнь просто страдали, доказывая самому себе, что нет ничего за пределами воды.

00:32:07 Нет ничего за пределами воды. Этому, в общем-то, и учит нас Бхагават-гита. Именно об этом идет речь в Бхагават-гите. Бхагават-гита учит нас самому простому: просто высунь голову из воды, и сам все увидишь. Голову просто высунь из воды, и сам все увидишь. А когда ты увидишь прекрасный мир духовной реальности, ты больше ни о чем другом не сможешь думать. Ни о чем другом. Это и есть духовная жизнь. Что такое духовная жизнь? Сейчас дам очень интересное определение духовной жизни, оно мне очень нравится. Духовная жизнь – это думать о самом прекрасном. Очень интересно – думать о самом прекрасном. Потому что иногда духовная жизнь воспринимается как тяжелое монашество в монастыре, работа с рассвета до заката, ранний подъем и потом целый день борьба со сном. Как контроль еды, того-сего. Понимаете?

00:33:05 Как сложная философия, как отказ от всех радостей материальной жизни. Нет. Главное в духовной жизни – это думать о самом прекрасном. Остальное все приложиться. Думать о самом прекрасном, о самом привлекательном, думать о Боге. Вот в чем идея. И это естественно. Мы и так постоянно думаем о том, что нам понравилось. То, что нам понравилось, о том мы и думаем. А йога – это просто думать о том, что не можем разонравиться. Если другие объекты могут разонравиться, сейчас одно нравится, завтра другое, то йога – это возможность думать о том, что просто не может разонравиться. Просто не может. Такое качество у духовного мира. Привлекательность простого человека оказывает на нас влияние, мы привлекаемся другими людьми.

00:34:04 Есть привлечение, есть дружба, есть любовь. Но эта привлекательность другого человека оказывает на нас такое влияние, потому что мы на какую-то секунду разглядели свет души, который пробивается сквозь сознание этой личности. Сквозь тело, сквозь сознание. Но потом мы снова сосредоточились на теле и перестали видеть свет души. Так наступают серые будни семейной жизни. На чем мы сосредоточены: на душе или на теле? Привлеклись мы душой, а потом переключились на тело. Тело материально, поэтому грустно с телом все. Оно стареет, болеет, умирает, а от души отвлеклись. Поэтому столько условий на востоке для семейной жизни. Почему? Чтобы не перебить концентрацию на душе друг друга.

00:35:02 Не перебить эту концентрации на душе друг друга. В этом идея. Представьте, насколько прекрасна духовная реальность, если не возможно перебить свет этой души, свет от духовной реальности, его невозможно перебить. Если здесь нужно настраиваться, чтобы ощутить этот свет, то свет от духовной реальности, красота духовной реальности, не перебиваема. Поэтому и отвлечения нет. Если мы в действительности концентрируемся на духовной реальности, уже просто не хочется отвлекаться. Как же нам очистить своё сознание для того, чтобы подняться над этими волнами материального мира? Для этого нужно делать то, что делают те, кто находится в духовном мире. Чтобы перейти в духовный мир, нужно делать то, что делают те, кто находится в духовном мире. Очень просто.

00:36:04 Чтобы стать там… членом футбольной команды, нужно, как минимум, также хорошо забивать голы. Тогда может быть возьмут. Т.е. нужно уметь делать. Т.е. если мы хотим стать членом чего-то, мы должны уметь делать то, что делают члены этого чего-то. Поэтому если мы хотим попасть в мир духовной реальности, мы должны делать то, чем заняты жители духовного мира. Очень интересно. Т.е. нужно научиться плавать. И в духовном мире есть занятие, есть свой воздух, и что это за воздух? Это разговоры об Абсолютной Истине. Это то, что делают жители духовного мира. Соответственно, чтобы мы могли перейти из мира материального в мир духовный, что нужно делать? Нужно разговаривать об Абсолютной Истине.

00:37:00 Кто знает, как это называется? Разговор об Абсолютной Истине? Нужно запомнить этот термин - Хари-катха. Катха – это разговор, описание. Хари – это Абсолютная Истина. Хари-катха. Очень интересно. Поэтому и путь возвращения в духовный мир лежит через разговоры об Истине. Это и есть наше лекарство, это и есть наша духовная практика, это наша философия. Поэтому все, кто соприкасаются с разговорами об Абсолютной Истине, очищают своё сознание. И тот, кто говорит, очищает своё сознание – всплывает. И тот, кто слушает, очищает своё сознание – всплывает, и тот, кто не мешает, тоже очищается! Всплыл! Главное - не оскорблять того, кто говорит, того, кто слушает!

00:38:08 Нужно сразу же прерывать эту беседу. Сразу же прерывать, сразу же уходить, если есть оскорбления, потому что это аннулирует эффект. Нужно всегда слушать, с желанием понять. Не с желанием поспорить, а с желанием понять. Это достаточно высокий уровень сознания – слушать, с желанием понять. Если этого нет, лучше тогда и не слушать. Толка никакого не будет. В этом идея. Это подобно омовению в Ганге, святой реке. Наша задача – просто войти в этот очищающий поток Хари-катхи, войти в него и больше не выходить. Когда становится очень жарко все животные заходят в воду, заходят прямо по нос. Нос прямо торчит. Какой-нибудь огромный буйвол заходит, и нос просто торчит. Нос и глаза.

00:39:20 Очень так интересно смотреть. Глаза, причем, большие. Нос торчит, все. Обезьяны заходят, буйволы, слоны, все заходят в воду. Люди, естественно. И просто стоят все довольные. А нам, к сожалению, зачастую все ещё нравится жара. Нам приятно гореть в аду материальных желаний. Нам нравится этот обжигающий огонь. И только когда мы уже достаточно обожжемся, когда уже.. Знаете, бывают ожоги разной степени. Пока у нас ожоги первой степени.

00:40:01 Мы думаем: «Ну нормально, залечимся. Подуем, пройдет». При второй степени ожогов начинаем задумываться: «Это волдыри, как-то не хорошо». Третья степень есть? При третьей степени уже начинаем думать, что не к добру это все. Только тогда мы забегаем в эту холодную воду горного потока. И понимаем своё истинное положение. Должно быть какое-то состояние готовности к тому, чтобы принять этот охлаждающий поток разговоров об Абсолютной Истине. Однажды несколько цапель, которые стояли посреди болота, увидели неподалеку лебедя. Лебедь пролетел. И до этого они не общались ни с одним лебедем и так решили поговорить. Спросили: «Что у тебя такие глаза красные, клюв, лапки? Что такой весь красный?». Он сказал: «Ну, я лебедь, не знаю. Вот такой родился. Почему я такой красный - Бог его знает». «Откуда ты прилетел?». «Я прилетел с горного озера. Очень красивое озеро».

00:41:12 Спросили: «Как выглядит озеро?». «Ну, как: вода чистая, как хрусталь /горные озера очень красивые/, вода подобна нектару, дождевая вода накоплена в этом озере. Растут золотые лотосы, повсюду островки, а вокруг - берега из драгоценных камней. Растения вокруг, рододендроны, фрукты, цветы». Тогда цапли спросили: «Ну, это понятно, а какие там улитки есть? Большие? Маленькие?». Лебедь подумал и сказал: «Да вроде бы там не было никаких улиток, тем более больших. Улиток не было». Тогда цапли переглянулись и сказали: «Что это за озеро такое? Если улиток нет, какой толк от этого озера? Бесполезная лужа, толку никакого. Вот у нас в болоте нормально. Кого только нет: пиявки и улитки.

00:42:17 Поэтому это озеро не для разумных людей. Разумные люди знают, где жить – где есть много улиток. А это - для дурачков. Все с вами лебедями понятно. Дурачки вы все! Надо жить, где улитки». Это очень похоже на современную философию жизни – все стараются жить там, где много улиток. А чистые озера – это не эффективно, непродуктивно. Привязаны мы к своим улиткам. Поэтому пока не очень понимаем красоту духовной реальности. Но если мы будем внимательно слушать тех, у кого есть вкус к разговорам о духовной реальности, мы избавимся от тяги к улиткам,

00:43:09 захотим увидеть эти золотые лотосы духовных взаимоотношений. Вкус изменится. Вопросики, пожалуйста, по этим стихам.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] смотря, о чем я говорил. Я всю лекцию об этом говорил. Вы имеете ввиду возраст? Когда я про возраст рассказывал? Мы говорили о том, что тело растет до определённого времени, и сознание растет до определённого времени. Примерно в районе 20 лет этот рост останавливается, и человек должен сам уже дальше продолжить этот рост. Но уже не телесный, а рост внутренний.

00:44:10 Если он не растет, а в этом же сознании остается, т.е. становится обывателем, так это называется? Т.е. роста нет, его устраивает этот уровень развития, то тогда, конечно же, развития нет. Тогда, конечно же, оно останавливается. Необходимо продолжить рост. Мы ещё говорили: не количественно, а качественно.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] между миром сумасшедших и сумасшедшим миром. Нравится мне это высказывание, может быть оно и грубое. Но я имею право, потому что занимаюсь этим каждый день и есть очень похожие моменты. Когда я консультирую людей, я вспоминаю об этом, и мне проще становится.

00:45:03 Т.е. человек ожидает обычно, что какие-то враги мешают ему наслаждаться в этом прекрасном мире. Т.е. нет понимания, что и мир, в общем-то, не очень веселый. Поэтому человек думает, что какие-то люди ему мешают. Как правило. Что какая-то ситуация ужасная мешает ему жить нормально. Мешает заработать денег, купить себе все, что он хочет, любить, кого он хочет и жить нормально на полную катушку. Но, на самом деле, мир сумасшедший, он не позволяет жить на полную катушку. Не позволяет, а потому, сумасшествие – устроиться в этом материальном мире, который сам по себе сумасшедший. Нет. Нужно оставить тут это тело, пусть живет по всем правилам, как говорится, что есть в этой стране, пусть по ним живет. Но голову нужно вытащить из этого мира. Вытащить голову нужно. Сознанием нужно находиться в другой реальности,

00:46:02 Духовной реальности.
[Вопрос не разборчиво] по поводу пьянства
[Ответ] т.е. или мы знаем, как выйти из этой ситуации, или нужно эту ситуацию улучшить. Если мы знаем, как выйти, то мы просто выходим, и все. А если не можем выйти, тогда пытаемся устроиться. Поэтому мы пытаемся сначала как-то добрыми усилиями обустроиться: семью создать, на работу устроиться как-то там.

00:47:00 То купить, се обрести, а потом, когда это не получается: ни семью нормальную сделать, ни нормально на работу устроиться, и со здоровьем начинаются проблемы, то мы пытаемся это залить какими-то одурманивающими веществами. Т.е. обустроиться не возможно. Нужно выйти. Хотя достаточно головой выйти, чтобы дыхание было на свежем воздухе. Как плаванье – хорошее сравнение. Пусть плавает, главное, чтобы голова была над водой. Этого достаточно. Может быть целиком сразу и не получится. Очень трудно выскочить из воды и бегать по ней. Нет. Слишком велико притяжение Земли. Поэтому телу нужно поесть, поспать, поработать. Детей родить. Много есть задач у тела. Пусть оно себе этим занимается, но сознанием нужно помнить о самом прекрасном. Сознание должно быть погружено в самое прекрасное - это и есть состояние самадхи - когда тело здесь, а сознание там.

00:48:10 Тело здесь, сознание там.
[Вопрос] т.е. вы хотите сказать, что тело у нас функционирует без сознания?
[Ответ] оно и так без сознания функционирует, ему сознание не нужно. Кома, например – прекрасно функционирует тело, сознания – ноль. Оно само делает. Сейчас не буду говорить много, послушайте семинар «Био-робот», очень интересно на эту тему. Фактически мы действуем по программе. Программа взросления, программа обучения, программа деторождения, программа работы, программа старения. Реальный разум – когда мы совершаем выбор в отказе от того, что для тела полезно.

00:49:01 Вот когда аскеза пошла, тут уже разум включается: «Не понял, как это отказываться от того, что полезно?». Йога. Что такое йога? – Это сесть в неудобную позу. Все начинается с чего? Сначала яма-нияма. Яма – это что? Это мы сразу отказываемся от какой-то еды, от какого-то поведения, от каких-то отношений, плюс к этому принимаем какие-то ограничения: ранний подъем, то-се, пятое-десятое. Потом асану принимаем. Неудобная поза. Нужно отказаться от дивана, сесть на пол в позу лотоса. Ноги за уши. Очень неудобно, поверьте мне. Далеко не всем йогам удобно сидеть в позе лотоса. Даже великим йогам. Они устают. Не удобно. Но это аскеза уже пошла. Но потом пранайяма начинается, задержка дыхания. Очень неудобно дыхание задерживать, попробуйте задержать дыхание – очень неудобно. Но потом человек получает вкус, практикуя все это. Он понимает, что отказался от чего? От вредного.

00:50:07 Он отказался от вредного, и вдруг стал чувствовать вкус к полезному. Так его сознание возвышается, и он постепенно идет по этим ступеням йоги и доходит до самадхи. А когда он может полностью отказываться от вредного, его сознание подымается на самый верх. Потому что нам мешает эта привязанность к этим объектам радости. Это те ворота, которые мешают нашему сознанию подняться к духовной реальности. Называется анартхи – заборы. Двери. Они мешают нам подняться к духовной реальности. Они нас держат здесь, внутри, под водой. Веслом по голове: «Куда?!». Один мой учитель говорил, что два часа телевизора аннулирует два часа духовной практики.

00:51:03 Т.е. вот минута телевизора - и минута духовной практики аннулируется. Два часа практиковали духовную жизнь - два часа аннулируется телевизором. Почему? Потому что очень много всего веселого. Т.е. опять опускание сознания происходит. Барахтался вверх, только глоток сделал, веслом сам себя, и – вниз.
[Вопрос не разборчиво] про удовольствия
[Ответ] не все. Поэтому есть греховные удовольствия, есть не греховные удовольствия. Поэтому сначала человек уходит от греховных удовольствий в зону не греховных удовольствий, а потом, в результате, он даже от не греховных отказывается, потому что он чувствует вкус к духовным удовольствиям. Для него… Когда человек чувствует вкус к духовным удовольствиям, то даже не греховные материальные удовольствия становятся ему противны.

00:52:05 Т.е. они не вредны, но противны. Не хочется. Вот нормальная еда. Нормальная, хорошая, вегетарианская еда. Но не нравится. Не все же нам нравится. Поэтому если человек чувствует какой-то духовный вкус, то даже к не греховному у него пропадает желание. Даже к не греховному. Такой человек становится естественным аскетом. Естественно отреченным. Он уже себя не заставляет, а просто… И он уже хорошо дышит. Он уже научился плавать. Он уже, как эти… водные гимнастки выскакивают из воды. На полтуловища. Уже очень хорошо плавают. Вода опасна все равно. Даже они хорошо плавают, всё равно у них нос с прищепкой. Вода опасна, с водой нужно всегда быть аккуратней. Также вот и материальные удовольствия.

00:53:05 Аккуратненько нужно, нос всё равно прищепкой. Попадет внутрь – не хорошо. Першит. Да. Поэтому, постепенно: сначала нужно отказаться от греховного в счет не греховного, а потом за счет того, что человек не совершает греховной деятельности и духовно растет, он, естественно, уходит от не греховных, бесполезных действий. Например, святые к старости переходили на самую простую еду. Т.е. хотя вся вегетарианская еда не греховная, но они, например, переходили на стакан молока в день. Или была такая традиция – прочитать круг мантры и отложить одно зернышко рисовое. Прочитать ещё один круг и отложить ещё одно зернышко. Сколько кругов прочитали, столько зернышек отложили. Потом вечером сварить и выпить, не сам рис съесть, а выпить воду, в которой был сварен этот рис.

00:54:07 Не пробуйте даже так жить. Для этого надо быть по пояс над водой. Не меньше. Но они подходят к этому, потому что им уже просто противно. Им противно есть материальную пищу. Хочется пищи духовной. Они уже её чувствуют, они её видят, уже попробовали. В медитации можно попробовать духовную пищу. Можно даже обжечься. Можно попробовать и обжечься. Можно попробовать, но это не наш уровень. Наш уровень – сейчас отказаться от греховного в счет не греховного. Вот это наш – реально. Поэтому потом будет потом, а сейчас – это, простое. И тут вон, сколько проблем возникает. Еще вопросики.

00:55:20 [вопрос не разборчиво]
[Ответ] чистый образ жизни, даже не греховный образ жизни, он не приводит к полному очищению. Не приводит. Это просто одна из ступеней. По-настоящему мы очищаемся, лишь, когда Бог входит в сердце.

00:56:01 В чистоте есть некоторая проблема. При самом чистом образе жизни, Бог в сердце не входит. Это просто условие, чтобы Он вошел в сердце, это просто условие. Называется: убраться в своей квартире. Поэтому чистый образ жизни - это мы просто генеральную уборку наводим. Но это ещё не значит, что Он зашел в сердце. Вот когда Он входит, тогда все негативное уходит. Там, где Бог, там нет ничего плохого. Поэтому если Он входит в наше сердце, тогда все уходит, поэтому мы должны находиться… Самадхи – это тоже некоторое ожидание, что Бог войдет в наше сердце. Мы просто ждем, у нас двери открыты, но Он Сам придет, мы не можем Его как-то заманить, обмануть, на конкретное время пригласить, сказать: «Ну, у меня сегодня, в 11 часов». Один мой друг говорит: «У меня сегодня в 11 часов сеанс. Я выхожу на сеанс, я буду информацию получать». Нельзя так Богу сказать: «Сегодня в 11 вечера Ты ко мне в сердце входишь и даешь мне информацию.

00:57:03 Бхагават- гиту мне рассказываешь за 20 минут. Все. Я хочу сам услышать Бхагават-гиту их Твоих уст». Не возможно так сказать. Он Сам, когда захочет, тогда придет. Есть один секрет. Это страшный секрет. Рассказать? Хотите знать? Бог приходит тогда, когда мы фактически поймем, что Он никогда не придет. И от этого горя фактически умрем. Вот когда мы будем при смерти от того, что поймем, что Он не придет, вот тогда, когда у нас будет последний вздох умирающий, вот в этот момент Он придет. Именно в этот момент. Но есть более благословленные живые существа, Он к ним раньше приходит. Я бы не рассчитывал считать себя исключительным, поэтому Он любит сделать так, чтобы эта встреча стала по-настоящему запоминающейся.

00:58:10 Чтобы это не было просто обыденное, что вы шли на лекцию и по дороге Бога встретили. Бог идет навстречу и говорит: «Там лекция будет сегодня?». Мы: «Наверное будет, мы не знаем». Это не запомнится. А вот когда мы уже будем умирать от любви, вот умирать от любви…Знаете, даже умирают от материальной любви? Почему бы не умереть от духовной? Когда мы будем умирать от духовной любви, и когда и мы точно поймем, что Он не придет, нет шансов, вот тогда Он придет. Называется -особая милость. Это полностью проверит наше сердце, и тогда нам это запомнится. Вот это запомнится. Вот тогда это пойдет нам на благо.

00:59:00 Пойдет нам на благо, а иначе может не пойти. Многие видели Бога, и не оценили это. Было время, когда боги жили на этой земле, в разных вариантах. Аватары. И далеко не все это оценили, и многие даже с ними воевали. Многие пытались Его убить. Поэтому встретиться с Богом, в принципе, не проблема. Проблема – оценить эту встречу. Поэтому эта встреча… Милость Бога состоит в том, чтобы встретиться с нами так, чтобы это запомнилось. Чтобы это действительно было по-настоящему. Чтобы это была действительно любовь. Факт.

01:00:08 Еще вопросики.
[Вопрос] мы говорим, что Бог придёт в сердце, а Параматма не является Богом?
[Ответ] она наблюдающая. Форма-наблюдатель. Наблюдатель. А речь идет о Верховной Личности Бога. Параматма – это наблюдающий элемент, который не проявляется, не показывает нам Своего присутствия. И, в общем-то, этот момент можно назвать тем, что Параматма проявит нам Свое присутствие. Например, для йогов Бог открывается как Параматма. Т.е. для разных видов духовного развития Бог проявляется по-своему.

01:01:04 Если вы занимаетесь аштанга-йогой, то Он проявится как Параматма. В четырехрукой форме. Для этого нужно заниматься аштанга-йогой. Эта высшая ступень аштанга-йоги – увидеть Бога в сердце. То же самое. Проявился. Он в каждом атоме находится, но синхрофазотроны устраивают, а Бога там не видят. Не видно. Он не проявляет Себя. Он проявляет себя как притяжение, внутренняя сила в атоме. Можно догадаться, что когда атом разрушается, то атомная бомба получается, жуткая сила там находится внутри. Можно понять: как такое может быть? Нам опыт показывает – чем меньше батарейка, тем меньше и в ней заряд. Да? Есть такой опыт? Что танковый аккумулятор – танковый аккумулятор.

01:02:01 Да? Маленькая батарейка – маленькая батарейка. В часы совсем маленькая, а самый маленький элемент – атом. как бомба взрывается. И все сносит на своем пути. Т.е. есть о чем подумать, изучая науку. Потому что там есть эта сила. Говорит: «Ну, хотите, ну, пожалуйста, отпускаю. Летите, атомы». Чух – и все снесло. Все снесло, отпустил – все разлетелось. Поэтому вот это притяжение, эти внутренние связи, это та сила, которую можно увидеть. Но не Самого. Чтобы Самого видеть, необходима любовь к Богу. А знание дает возможность увидеть энергии Бога. Если мы в знании растем, мы видим только энергии. Если мы в любви растем, мы видим форму. Знание дает видение энергий, а любовь дает видение формы.

01:03:00 Примерно так. Разобрались? Хорошо, большое спасибо. Не буду вас мучить.

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 05 ноября 2012