Секрет избавления от кармы

23 June 2007
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 02:04:31 | качество: mp3 16kB/s 14 Mb | прослушано: 1527 | скачано: 1491 | избрано: 35
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 С вопросов можно начинать по предыдущим лекциям и не лекциям. Вопросы для разминки, пожалуйста.
[Вопрос] неразборчиво.
[Ответ] изнутри там много что идет. Смотря, из какого нутра природа. Если из материального нутра, то это называется психотип. Т.е. это некоторая кармическая обусловленность нашего поведения, когда мы видим мир через те действия, которые мы совершали в прошлом. Т.е. у нас есть определённое видение, окрашенное нашим прошлым.

00:01:14 Прошлое окрашивает видение. Т.е. если мы там, в прошлом, занимались строительством, то мы уже всю жизнь будем видеть все через призму строителя. Мы все будем видеть, как что делается,т.е. это накладывает отпечаток, и нам кажется, что наше видение трезвое. На самом деле оно не трезвое. Т.е. эта некоторая парадигма. есть обусловленность, и мы даже не представляем, насколько она сильная. Насколько неправильно мы все воспринимаем. Т.е есть это отклонение в прошлую деятельность. Луч идет прямо, но вот эти магнитики прошлой деятельности отклоняют этот луч. Изначальный. Как телевизор устроен. Лучик идет, но он отклоняется.

00:02:04 И в соответствии, насколько сильный этот магнит, насколько серьезная бывает деятельность в прошлом, настолько сильно будет отклоняться истина от своего первоначального направления. Поэтому вот это прошлое накладывает на нас отпечаток, и мы, каждый из нас, воспринимает все через стереотип своего прошлого. Мы видим прошлым, мы не глазами видим. Мы видим прошлым. В реальности видения используется прошлое. В самом механизме попадания света используются колбочки всевозможные, не знаю, хрусталики. Но это не сам процесс видения. Это процесс перевода фотонов света в электрический импульс. А видение - это уже процесс анализа тех сигналов, которые поступают. И вот у каждого анализатор построен на фильтрах, и это фильтры прошлого поведения.

00:03:05 Т.е. у каждого свой фильтр вставлен. И мы видим на основе этого прошлого. Поэтому, практически все мы видим с этим коэффициентом прошлого. Нужно все умножать на коэффициент прошлого. Все умножать, причём до самой старости, до самой смерти. Этот коэффициент будет работать в какой-то мере. Это одно, - что идет изнутри. Второе, что идет изнутри - это желание души. Желание души - это желание любить и служить объекту своей любви. Это то, что выходит. И опять же, через что оно проходит? Если мы увидели, что информация извне проходит через фильтры нашего прошлого и попадает внутрь, то, как происходит выход наружу? Точно также. Естественное желание души опять проходит через фильтр нашего сознания и проявляется уже вовне как деятельность, окрашенная нашим прошлым.

00:04:05 Вот поэтому, в общем-то, целый такой механизм. Как восприятия, так и проявления наших идей, нашей деятельности. Целый механизм, который основан на прошлой деятельности.
[Вопрос] [не разборчиво]
[Ответ] изначально он направлен на деятельность. Т.е это деятельность. Любое живое существо хочет действовать. Поэтому оно пытается что-то сделать. Даже если это дерево, оно пытается куда-то расти. Оно растет куда-то, что-то оно пытается делать. Из души идет эта деятельность. Энергия деятельности. Вообще любая энергия - это деятельность. Энергия не может быть сама по себе. Необходима некоторая деятельность. Любая энергия предназначена на то, чтобы была деятельность.

00:05:06 Когда деятельность есть, тогда, в общем-то, эту энергию можно назвать счастливой. Энергия служит своему предназначению. Поэтому, даже если деятельность не духовна, а просто нейтральна, безобидна, например, вы начинаете приседать или отжиматься, или просто бегать вокруг здания, у вас будет некоторая радость, вы будете очень довольны. Попробуйте сейчас наперегонки все сбегать, вокруг этого здания. Три-четыре, побежали. Сразу радость будет некоторая. Сейчас все прибежите через пять минут, запыхавшиеся, довольные, потому что энергия пошла. Энергия пошла, все довольные куда-то сбегали, потом сидим, думаем, зачем, собственно, бегали. И сидеть было нормально! Но сидеть немножко грустно, а бежать уже веселее. Поэтому, если деятельность просто безобидна, то она уже приносит радость, а если она верно направлена на служение другим, тогда она дает счастье.

00:06:08 Поэтому душа – это некоторый бесконечный источник энергии. И соответственно, если эта энергия правильно направляется, в правильное русло, она становится счастливой. А иначе - проблема. В Ведах приводится пример с коровой. Корова – источник молока, но это молоко должно использоваться. Поэтому, если молоко используется, все вокруг попили молока, довольны, теленок попил молоко, хозяин целое ведро надоил, довольный. Все довольны, корова тоже довольна. Все счастливы. Поэтому, когда наша деятельность позитивна, когда она направлена в более-менее нормальное русло, мы также становимся довольными, мы сделали что-то. Что-то сделали. Факт.

00:07:02 Это начинается самого детства. Ребенок берет, рисует какой-нибудь кактус. И что он делает? Он несет его кому-то показать. Он не просто для себя рисует, он несет его кому-то показать, маме. Т.е. изначально, в общем-то, для кого-то душа сразу что-то хочет делать. Несет кому-то показать. Ребенка хвалят, он довольный становится. Понравилось: «Молодец, хороший кактус!». Потом мы забываем об этом, начинаем действовать ради себя, для себя, и начинаются проблемы. Еще вопросики.
[Вопрос] [неразборчиво].
[Ответ] он плохой?

00:08:01 Dы кого-то бьете? А что вы с ними делаете? Подарите на память большой торт. Принцип в чем? Если это не греховно, /а это не греховно/, то почему это должно быть плохо?

00:09:06 Я бы тут аккуратней подошел все-таки. Я бы не думал, что это однозначно плохо. Я бы думал, что в этом есть какие-то минусы, которые стоит подправить. Всегда нужно улучшать то, что у нас есть. Но не всегда нужно относиться плохо к какому-то стереотипу своего поведения. Стереотип – то, что невозможно исправить! Это можно подкорректировать. Можно сделать это красивее, не обязательно на прощание ругаться. Можно на прощание делать дорогие подарки. Т.е. просто подкорректировать. Но я бы так не ставил сразу задачу - менять свой стереотип поведения.

00:10:04 Потому что, как мы выяснили, очень многое может входить в неизменный наш стереотип. Называется прарабдха-карма. Т.е. мы многое в нашем поведении не сможем изменить концептуально. И только борясь с этим, мы сможем разочароваться в духовной жизни. Лучше все-таки стараться вносить позитивный элемент в то, что мы делаем. Т.е. проще нам расстаться, ну, сделайте на последок подарок, оставьте память, и благодарность. Подарите что-то большое, концептуальное. Диван. Т.е. не факт. Это одна из многих иллюзий – попытка поменять себя на корню. Нет. Деятельность сама по себе не является такой вредной. Деятельность является неотрегулируемой.

00:11:03 И если мы возьмем культурные составляющие про то же, например, расставание, то вовсе необязательно поддерживать неглубокие отношения. Вовсе необязательно. Если мы действительно, концептуально куда-то переезжаем, то не обязательно их поддерживать, достаточно хорошо расстаться. Не всегда есть необходимость писать. Раньше была переписка через «Комсомольскую правду». Никто не переписывался? Из тех времен нет никого? Один я. Через «Комсомольскую правду» раньше знакомились с кем-нибудь, пионером Уругвая и переписывались, переписывались. Толку никакого. Если, не дай Бог, они потом встречались, вообще был очень тяжелый шок.

00:12:02 Знаете, тоже из армии мужчины выходят. Друзья. Потом всё это затихает. Еще что-то. Если мы действительно в разных местах живем, то в принципе, через некоторое время теряется надобность в глубинной поддержке отношений. Называется в народе «с глаз долой, из сердца вон». Даже если это родственник. Кто родственникам пишет письмо раз в неделю? Поднимите руки. Никто. Дай Бог на день рождение вспомнить, на восьмое марта и на первое мая. На Новый год. Когда деньги нужны, для самоуспокоения, но не факт, что если у нас теряется какая-то общность… А все-таки место жительства дает некоторую общность. Когда она теряется, не факт, что нужны глубинные отношения. Достаточно раз в год послать открытку и все будут довольны.

00:13:02 Поэтому я все-таки поаккуратнее относился к своему стереотипу поведения. Я бы его все-таки доводил до ума, но я бы не боролся с ним на корню. Потому что, с чем мы боремся? Мы боремся со своим прошлым. Как можно с ним бороться? Его можно довести до ума, прошлое. Извлечь из него благо, из этой невыгодной сделки, из того стереотипа мышления, которое у нас уже есть. Поэтому, все, даже самое плохое, можно довести до ума. Добавить какой-то элемент культурный, чтобы все были счастливы. Т.е. вот этот прощальный подарочный диван и на Новый год посылка с конфетами Бабаевской фабрики, и все будут довольны, счастливы и радостны. Поэтому, так аккуратнее. Потому что очень много разочарований, когда человек приходит в духовную жизнь и пытается слепить из себя что-то новое

00:14:02 И это новое не получается, и со старым остаются проблемы, и так приходят проблемы от идеализации. Поэтому, не нужно лепить ничего нового, мы уже и так все нормальные. Довести все до ума какими-то культурными красивыми элементами. Так будет намного проще жить. Я как психолог рекомендую. Намного легче доводить до ума то, что есть, чем все строить заново. Одно дело - квартиру отремонтировать, другое – дом снести, фундамент заново построить, опять стены – упаси Бог. Поаккуратнее. А то можно жизнь потратить и окажется, что всё равно все то же самое осталось. До ума. Хорошие обои сверху наклеить. И все будет хорошо. Еще вопросики, пожалуйста. Еще последний.

00:15:00 [вопрос не разборчиво].
[Ответ] верю ли я в генетику? Я именно верю, потому что я в микроскоп ничего не видел. Поэтому? не как микробиолог и не врач? я именно в это верю, потому что никогда ничего в жизни я в глаза не видел и ничего об этом не знаю, поэтому я просто в это верю. Это факт.
[Вопрос] [не разборчиво]
[Ответ] наш опыт прошлого во всём: в каждой нашей клеточке. В ДНК, в РНК, в генах, но наш опыт прошлого – во всём. Во всем нашем виде, во всём нашем мышлении, в каждом нашем органе - опыт прошлого. Вот он.

00:16:06 Карма. Пророщенная карма. Вот оно вросло. Это семечко было посажено в прошлой жизни. А вот теперь мы - плод. Может быть, даже не в прошлой жизни, может быть, это семечко было посажено сто жизней назад. И вот оно росло, и вот теперь мы – апельсины, созрели. Вот они мы: кто-то апельсин, кто-то лимон. Кто-то персик, кто-то морковка, у каждого свой вкус. Но все мы - фрукты-овощи у каждого своя особенность. Кто-то полынь, кто-то чертополох. Все по-разному. Кто-то волчья ягода. Но мы уже проросли, и эти корни уходят далеко в прошлое, уходят и там застряли. И вот мы уже плод. Поэтому да, конечно, что-то как-то это можно проследить.

00:17:05 А что бы мы ни изучали, через это можно проследить прошлое. И в принципе даже будущее. Поэтому в Ведах рекомендуется не копаться в прошлом, потому что и так понятно, что было грустно. А иначе, что мы такие все невеселые? В Ведах рекомендуется узнать, как изменить своё будущее. Потому что, если мы знаем, чего нам ожидать в будущем, какие процессы на будущее воздействуют, мы можем сейчас настоящее так изменить, что в будущем плод будет другой. Т.е. мы должны сегодняшнее изучать. Как «сегодня» изменить так, чтобы повлиять на будущее. Для этого нужно понять природу будущего. Что мы хотим в будущем. Составить некоторый план нашего огорода, что мы хотим вырастить на своем огороде. Поэтому, сейчас можно посадить семечки, и они прорастут. Чем быстрее посадим, тем лучше.

00:18:03 Это очень просто. Поэтому, ещё может быть зима, но хозяйка дачного участка уже расчертила себе в тетрадке свои восемь соток или сколько, шесть-десять? Она уже расчертила, купила нужные семечки, уже потихонечку какие-то саженцы. Уже есть план некоторый. Потом все вовремя посажено и только к осени проросло. Сейчас мы пожинаем тот урожай, который посадили раньше. С удивлением. У нас был один момент лет двадцать назад. Веселые японские, те же самые генетики, приехали к нам и раздавали бесплатные семена разных овощей. Такие красивые пакетики были. Тогда было все закрытое. Все было не цветное, серое, в те времена далекие.

00:19:04 И раздавали эти красивые пакетики. Всякие баклажаны красивые, необычные, то-се. Все их раскупили, посадили, и осенью это было чудо какое-то. Оно все было какое-то неестественное, длинное, огромное. Треугольное, квадратное, всякое-разное. Что только не повырастало! И всё это боялись есть, дарили друг другу. Причем, оно все было одноразовое, т.е. все были без семян. Какие-то мутанты ужасные, и потом уже больше никто не брал. Японцы приезжали, раздавали свои пакетики, но никто не брал, настолько было страшно, не понятно, что так вырастало. С каждым днем становилось все страшнее и страшнее. Также и мы. Если мы не понимаем, что мы садим своим поведением, какое семечко,- потом можно сильно удивиться, что вырастет.

00:20:00 Это ещё доброе. Генетика раньше была на таком уровне, что сейчас представить сложно. Раньше детей на деревьях выращивали. Сейчас это может показаться подозрительным, но если мы почитаем, то в йоге они детей другим способом производили. У нас – такой грубоватый способ. Йоги - другим способом. Я не буду сейчас подробно рассказывать обо всех тонкостях этого йогического процесса. Но, в общем, было попроще. Для йогов. Йоги могли ребенка и без помощи всех сложностей приобрести. Была такая школа генетическая, ну, почему нет? Еще вопросики, какие-то…

00:21:10 [Вопрос]: как избавиться от привязанности? У девушки один вариант – она легко расстается, а другие люди не могут, я, например. Тяжело привыкнуть. И так судьба распределила, что укорачивает общение с этими людьми. И как-то неудобно, не знаешь, что делать с собой.
[Ответ] я вам дам тот же самый ответ. Подарите дорогой, мягкий, красивый диван. Когда вы дарите подарки, вы, тем самым, очищаете своё сердце от невозможности что-то делать на расстоянии.

00:22:00 Делайте подарки. Подарок очищает наше сердце от недоотданного. Если мы что-то не доотдали, это съедает наше сердце, это мучит наше сердце. Мы чувствуем, что мы вроде бы общались, но насколько мы правильно общались, понимаешь в момент расставания. И поэтому есть эта некоторая недосказанность, может быть, недоделанность, недоговоренность, недолюбовь. Поэтому, подарок. Искусство дарения подарков – это искусство, которое очень многое решает во взаимоотношениях. Причем, подарок должен быть хорош. Если этот подарок действительно достоин, то сразу же в сердце достаточно надолго воцаряется тепло, уют и спокойствие. Поэтому, чтобы во взаимоотношениях не происходило, в основном, это недообмен любовью.

00:23:02 Нужно что-то доотдать. Нужно что-то доделать. Эта боль - от экономии. Когда мы на чем-то сэкономили, больно становится. Мы понимаем, что слишком экономично вели себя, слишком много экономии. Слишком хитрили. Поэтому, некоторое окончательное подведение итогов будет хорошей точкой. Будет легче дальше жить. Да, факт.
[Вопрос] если нет возможности дарить диван, можно это сделать виртуально? Просто желать счастья?
[Ответ]: виртуальный диван. Но это хитро. Пошлите посылку.
[Вопрос]: не получится. Он разобьет его молотком.

00:24:01 Мне пришлите диван. Нужно быть аккуратней. Если человек не хочет встречаться, значит, уже нет отношений, зачем ему диван? Все, ему уже ничего не нужно. Если он не хочет вас видеть и слышать, тем более, диван от вас получать, вы должны другим людям делать пожертвования. Его уже забудьте. Он уже ваш диван сломал. Уже другим дарите. Для этого есть много других друзей, старых родственников. Много кого угодно. Нужно пролить свою недоотданность на других. А с ним уже все. Это уже не отношения. Это отсутствие отношений. Он мучает, потому что недоотдано. Поэтому другим отдавайте. В детский дом диван купите. Это будет ваш виртуальный диван. Если вы отдадите диван в детский дом,- это будет ваша отдача в сторону отношений. И потихоньку эта ранка тоже залижется.

00:25:08 Но туда уже не надо вообще. Надо просто оставить и не напоминать. Чем быстрее все забудется, тем лучше. Уже потом лет через 5 можно встретиться и радостно над этим посмеяться, если получится. Так, осторожно сначала посмотреть в глаза, не убьет ли. Не осталось ли там еще. Люди бывают очень злопамятные иногда, лучше не напоминать о том, как мы весело дружили. Надо аккуратней с этим делом. Т.е. это уже не отношения. Мы говорим об отношениях, если что-то осталось. Если ничего не осталось, то это уже война, на самом деле. То, что вы описали - это война, а в войне лучше быть партизаном. Лучше отсидеться где-то. Прямая война – это ранения, убийства. Если почувствовали, что отношения накалились, лучше, наоборот, не издеваться, потому что это уже будет издевка некоторая.

00:26:04 Представьте себе, что вы с кем-то насмерть поругались, обещали друг друга убить, и вам посылка приходит с мишкой плюшевым. И первое желание – проверить, нет ли там бомбы, крысиного яда. Это уже не подарок, это издевка. Если отношения испорчены, все уже, не может быть никаких подарков, потому что подарок – это любовный вид взаимообмена. Если у нас нет любви, не может быть подарков. Нельзя, причем, их даже делать. Нельзя, запрещено. Это называется взятка. За это садят в тюрьму. Если вы незнакомому и нелюбимому гаишнику на дороге дадите взятку - это будет не подарок. Это будет взятка. Большая проблема. Поэтому, это уже конфликтология.

00:27:04 Это уже несколько другой оттенок приобретает. Но через некоторое время в принципе, возможно. Лет так через 10. Еще что-то? Разобрались? Пойдем дальше. Вторая глава, текст 38, откройте книжечки. Страница 142. Повторяйте за мной мантру: Ом намо бхагавате васудевайя.

00:28:12 Следите за мной, как я читаю санскрит. Сукха-дукхе саме критва лабхалабхау джайяджайяу тато йуддхайя йуджйясва наивам папам авапсйяси. Переводится так: «Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха». Очень интересный стих. Он открывает секрет избавления от кармы.

00:29:00 И состоит он в том, /очень интересный секрет/, что надо действовать ради самого действия, осознавая, что именно этого хочет от нас Абсолютная Истина. Осознавая, что всё это входит в план, осознавая, что на всё это есть большой, великий план. Т.е. деятельность ради деятельности - это деятельность с желанием получить трансцендентный результат. Особый результат. Что это за результат такой – трансцендентный результат? Очень интересный результат. Трансцендентный результат, когда мы желаем, чтобы Бог был мной доволен. Чтобы мной был доволен. Не важно, чем всё это кончится, и как всё это будет протекать, главное, чтобы Бог был мной доволен.

00:30:05 Это называется трансцендентный результат. Хотя сама деятельность может быть на вид очень сомнительна и выглядеть очень подозрительно. Результат может быть не очень прямо, как у всех, и вообще, все может быть, непонятно как. Но если, в конце концов, Бог доволен нашей деятельностью, значит, мы получаем трансцендентный результат, а значит, кармы не будет. Очень интересно. Ни зарплата интересует человека, ни слава его не интересует в этом случае, ни собственное удовлетворение. Ни, в конце концов, чем все закончится, его не интересует. Его интересует нечто другое. Поэтому, тот, кто способен действовать так,

00:31:04 кто способен направить свою деятельность на план Абсолютной Истины, кто способен действовать так, чтобы, в конце концов, Бог был доволен его деятельностью, считается, что такая личность обладает самым высоким типом сознания. Трансценденталист. Материалист – это тот, кто хочет быть довольным результатом своей деятельности. А трансценденталист хочет, чтобы Бог был доволен результатом его деятельности. Очень интересно. Для кого мы действуем? Поэтому, это считается самым высшим типом сознания. И поступки такого человека выходят за границы материальной деятельности, за границы материального мира. За границы кармы. Поэтому, эта деятельность называется акарма. Есть карма, есть акарма. Акарма, «а» – буквально «не». Некарма. Поэтому, когда мы действуем для собственного удовлетворения – это карма.

00:32:01 А когда мы действуем, чтобы Бог был доволен - это акарма, некарма. Последствий нет. А на вид деятельность та же самая. Абсолютно та же самая. Один кашу варит, другой кашу варит. Абсолютно одинаково варят кашу. Весь вопрос – для кого. Вчера мы это разбирали. Для кого мы варим кашу. Один идет по улице, другой идет по улице, весь вопрос – для кого? Кто куда идет по улице. Идет, пьет воду, другой пьет воду, весь вопрос – для кого. Даже Бхагават–гиту изучают, абсолютно.. миллионы людей. Вопрос – для кого? Один изучает, чтобы стать великим знатоком философии и санскрита, другой изучает, потому что Богу нравится, что человек изучает Бхагават-гиту. Для Его удовлетворения. Очень интересно!ого мы варим кашу. . у варит. абсолютно о ен,это акармай деятельности, за границы материального мира. ельностью, считается что Это называется трансценденталист. Вот это слово «трансцендентная деятельность» немножечко сейчас не понятно.

00:33:02 Вы можете найти любого эзотерика, у него спросить - что такое трансцендентная деятельность? Он не сможет внятно ответить. Абсолютно не сможет. Он будет бекать, мекать. Никакой ясности не будет. Поэтому, мы сейчас знаем, в чем секрет. Трансцендентная деятельность – это деятельность с желанием удовлетворить Бога. Все остальное – это не трансцендентная деятельность. Все остальное – грубый, махровый материализм. Атеистичный материализм. Тяжелейший, абсолютно тяжелый. Очень просто. Поэтому, если человек действует с этим сознанием, его деятельность не влечет за собой кармических последствий. Но для этого надо знать, что именно хочет от нас Абсолютная Истина. Чем Она, конкретно, довольна. Очень интересно. Как Ей доставить удовольствие. И в этом, как раз, предназначение Бхагават–гиты. Именно для этого мы так подробно изучаем Бхагават-гиту. Потому что именно она объясняет, чего конкретно хочет Абсолютная Истина.

00:34:02 Что, в конце концов, она хочет. Поэтому, Бхагават-гита – это своего рода букварь духовного знания. Даже не словарь, это букварь духовного знания, чрезвычайно простой. Это одно из самых простых произведений, доступный. Даже санскрит в Бхагават-гите чрезвычайно простой. Если мы возьмем уже другую книжечку, Шримад-Бхагаватам, уже будет более сложное стихосложение. Здесь я читаю, и вы слышите, что очень простой язык. Если мы возьмем…/показывает/ то уже 50 разных видов произношения, сложнейшие ритмы, уже сложнейшие мотивы. Даже санскрит другой. Здесь детский санскрит. Простейший. Все просто, можно догадаться по произношению, о чем речь идет, так сказать. В русских корнях есть 30 % санскрита, тут достаточно легко можно на слух догадаться, о чем идет речь.

00:35:03 Все очень просто, доступно, некоторый букварь. Это не просто слова Бога, это не Его слова, это песня. Песня Абсолютной Истины. Бхагават-гита, буквально переводится «Песнь Бога». Т.е. Он песенку поет. Для простоты. Знаете, когда детей учат, им обычно песенку поют. Как там /поет/. Помните? Поют какие-то песенки, разучивается все под песенку, и так, в общем-то, Бхагават-гита – это некоторая песня, которую мы должны научиться петь. Поэтому, как минимум нужно слова её запомнить, понять, в чем идея, какие есть куплеты. Такой простейший вариант. Однако, уже простое понимание Бхагават-гиты уводит человека на деятельность акарма. На деятельность без кармы. Ничем другим добиться невозможно.

00:36:03 Никаким другим чудом выйти на этот уровень просто невозможно. Но Бхагават-гита подымает человека на этот уровень. Нам осталось просто вот понять мотив, настроение этого произведения. До тех пор, пока у нас есть желание участвовать в этом хоре. Сейчас у нас некоторый хор. Не ходили в детстве на хор? Ходили. Я тоже ходил долго. Вот сейчас у нас некоторый хор, мы разучиваем песенку Бхагават-гиты. Я её даже наизусть учил раньше. Все учил наизусть долго-упорно. Вам не надо. Особенно сам принцип, что это нечто такое коллективное, простое, в общем-то, понятно, главное, настроение понять, в чем эта суть, чтобы понять, как это должно проявиться духовно, чтобы в этом появилась внутренняя составляющая, чтобы не просто это было сухое знание, а понять…

00:37:11 Дирижер, знаете, его лучше не видеть. Если дирижера поставить лицом к залу, это уже все, никто не сможет слушать, это будет цирк. Потому что он за весь хор выкладывается. И тогда, когда все поняли этот лейтмотив, эмоцию, тогда появляются чувства, появляется понимание Абсолютной Истины, чего Она от нас хочет. Появляется эффект отношений с Абсолютной Истиной. Не просто знание Абсолютной Истины, а отношения. Что такое Бхагават-гита? Бхагават-гита – это не знание, это не информация, Бхагават-гита – это разговор.

00:38:00 Причем, один из них сильно плачет. Руки дрожат, на колени упал, лук выронил. И потихоньку пытается с поля боя на коленях уползти. А другой его за шиворот держит и говорит: «Подожди, сначала поговорим на эту тему». И тот, кто пытается уползти – главное участвующее лицо в этом сражении. Понимаете? Все очень интересно. Это не просто разговор. Это очень эмоциональный разговор. Очень глубокий разговор, поэтому это нельзя воспринимать как сухое знание. Как некоторый поток информации из космоса. Это не поток информации из космоса. Это душетрепещущий разговор на поле боя. Весь набор эмоций здесь. Все животрепещущее. Все настоящее. Все глубокое. Поэтому, если мы хотим находиться в этом хоре, понять эту задачу, то мы являемся людьми разумными.

00:39:03 Разум – это пытаться понять, что пытается нам объяснить Абсолютная Истина. И считается, что такой человек достоин уважения. Если человек пытается понять Абсолютную Истину, такой человек достоин уважения. Уважения и общения. С таким человеком можно общаться. От этого можно получить только благо. Как только нам захочется спеть свою песенку, как только появляется желание спеть свою песню, тут же начинаются проблемы. Начинаем напевать свою подозрительную песенку «Пусть бегут неуклюже». Тут же начинаются большие проблемы, мы становимся великими несчастными. В этом мире можно стать только великим несчастным. Если кто-то становится великим, он становится великим несчастным. Это, пожалуйста. Это не мир великих-счастливых. Мир великих счастливых - это духовный мир, здесь мир для великих-несчастых.

00:40:06 Поэтому, лучше быть скромным несчастным. Скромно, потихонечку понимая, что жизнь такова, поэтому скромненько живу, меня это сильно не трогает, а быть великим - это уже да. Ну, кому-то хочется экстрима? И мы тут же становимся неинтересными и скучными собеседниками. Каждый понимает, что мы что-то своё несем. Разумный человек сразу понимает, что что-то своё он несет. Свой у него там лейтмотив. Представьте, что все в хоре поют свою песню. Довольные, веселые. В чем проблема, так сказать, современной музыки? Каждый хочет быть лидером, как музыкант вам могу сказать, каждый хочет быть. Никто не хочет быть на второй роли. У него ни голоса, ни слуха, пальцы заплетаются, и всё равно он - супер-звезда. Поэтому, и музыка вся развалилась.

00:41:10 Да простят меня все любители современной музыки. Но она просто развалилась на корню, потому что нету этого некоторого желания общий лейтмотив понять. Пропадает он. Каждый хочет быть супер-звездой. Но музыка – это всегда соединение душ, это всегда большое количество людей, которые вместе резонируют, и этот резонанс действует на зал. Когда один резонирует на всех, это не действует. Это не красиво. А когда действительно много душ резонирует, появляется настоящее воздействие на душу. Синергия появляется. Когда несколько музыкантов работают вместе, чтобы донести мелодию, а не себя, тогда появляется резонанс между зрителем и слушателем.

00:42:05 Слушателем и зрителем. И что значит - понять Бхагават-гиту? Такое интересное произведение, конечно же. Как вы думаете? Интересный вопрос. Интерактивно давайте немножко в этом случае. Что значит понять?
[Из зала]: слиться.
[Рузов В.О.] Слиться? Настроиться на эту волну. Почувствовать, что есть какие-то моменты. Очень близко. Это близко, но сложновато.

00:43:06 А попроще? Сейчас очень важный момент – понять Абсолютную Истину. Бхагават-гита – это Абсолютная Истина. Понять Бхагават-гиту – это жить по Бхагават-гите. Сейчас мы запомним этот момент. Жить по этой Истине. Именно жить. Тут как раз возникает некоторая современная проблема. Все хотят все понять. Не надо все понимать, надо начать жить. Жить по какому-то знанию. Если мы обращаемся к какому-то знанию, нужно жить по этому знанию. А то говорят: «Я все понял, спасибо». Ну и что, а смысл? Ну и что, что ты понял? Директор объясняет своему подчиненному, как гайку крутить. Тот: «Я все понял, как гайку крутить». «Ну, крути». «Зачем, я же понял, как крутить». И так сейчас все очень довольные. Даже если человек обращается к трансцендентному знанию, то его хватает только на то, чтобы понять.

00:44:15 «О, я понял!». Я видел столько людей, которые мне говорили, что они поняли Бхагават-гиту. И я им говорил: «Ну и что. В чем проблема, что ты её понял. Тут даже ребенок, все, кто умеют читать, поймут Бхагават-гиту. Ничего сложного нет, обыкновенные русские слова. Все понятно. Ну, не понятно, два раза прочитай. Нужно быть абсолютно тупым, чтобы не понять. Все понятно. Это не проблема - понять Бхагават-гиту. Не проблема понять Абсолютную Истину, не проблема понять директора. Ясно все сказано, по-русски даже написано, не надо санскрит знать, все четко, доступно. Жить – вот в чем проблема. Жить по этому знанию. Вот в чем проблема!

00:45:00 Поэтому, человек понял, если он начал так жить. Человек понял, если он начал так делать. Человек понял, если у него получается так делать. Понять мало, надо жить начать. Тогда будет действительное понимание. Мы можем слушать лекцию два часа и, вроде бы, все понятно, никакой проблемы нет. Но можем мы те же два часа жить по Бхагават-гите? Может ли мы два часа подряд так действовать? Еще один пример. Например, представьте себе, что мы сели напротив телевизора и два часа подряд смотрим на то, как допустим, спортсмены бегут кросс. Два часа подряд сильно переживаем. Вроде бы все понятно. И мы даже смотрим - какая-то есть техника бега, политика. Этот силы бережет, а тот - в наглую попер, режет воздух. А эти - как-то группкой пристроились, по очереди воздух режут .

00:46:07 Мы начинаем разбираться уже через два часа. Во всех тонкостях. Но сможем ли мы встать и также 2 часа бежать вместе с ними? Умрем через сто метров, скорее всего, ну через триста точно. Это факт. Но через полчаса все из нас умрут. Ну, кто не умрет, может дальше побежать. Лучше не надо все равно. Этот принцип понять – это проблем нет. Люди смотрят, сидят, особенно мужики, включат, смотрят, смотрят: «Слева дай ему, слева». Ты выйди туда, тебя даже не заметят. Даже пролезть туда сквозь канаты не успеешь. Или хоккей: «Шайбу! Шайбу!». Выйди на лед. Уносить будет нечего с этого поля!

00:47:03 Бильярд смотрят: «А вот так надо было, а вот тут от борта надо было». Попробуй, возьми кий в руки. Когда все смотрят, все умные, все знают, как. Все понятно. Политику слушают, новости. «Да не надо было с этой страной… Нужна она нам. Забор построить деревянный, сами попросятся». Ты попробуй! Ты попробуй хотя бы в своей семье политику наладить, чтобы в семье все было спокойно. Вот в этом разница. Эта разница настолько сейчас пробралась в жизнь, что она сквозит везде. Все всё понимают, но никто ничего не делает! До дела ничего не доходит. Все знают, как деньги зарабатывать, но никто не может заработать. Особенно, как потратить, все знают.

00:48:03 Все всё знают. Нет. Все в деятельности выражается. Как мы начинаем действовать. Поэтому, далеко не всегда легко начать действовать, потому что, как нам кажется, мы поняли. Но без применения знания на практике ничего не изменится в жизни. Ничего не изменится. Только станет ещё грустнее. Знание – это всегда дополнительная грусть. Сразу предупреждаю. Чем больше мы знаем, тем больше начнем грустить, если не начнем действовать. Знание – это всегда очередная депрессия. Лучше не знать. Если не хочешь действовать - лучше не знать. Меньше знаешь – легче спать, да?

00:49:00 Поэтому, знание – это всегда депрессия, если нет деятельности. Всегда, что бы мы ни узнали, мы попадем в депрессию, если не будем действовать. И будем виноваты только мы. Поэтому, сразу же нужно понять, что, хотя Бхагават-гиту мы изучаем, не знаю, сколько будем изучать, года три-два, видите, мы дошли только до 142 страницы, а начали уже, Бог знает, когда. Но действовать Арджуна начал через 20 минут. Не через три года, как мы рассчитываем её изучать. А действовать начал сразу, через 20 минут. Поэтому, нужно быть очень аккуратным и понять, что, в общем-то, мы не просто пытаемся стать интеллектуально подкованными людьми. Вообще это не наша задача. Никому не нужны интеллектуально подкованные люди. В этом нет абсолютно ничего особенного.

00:50:01 Все знают все разное. Мы знаем что-то свое, а другие знают свое. И никого ничем не удивишь. Каким знанием кого можно удивить? Мы можем говорить о своем четыре дня подряд, а собеседник о своем четыре дня подряд. Поэтому, в интеллекте не выделишься, толку никакого нет. В реальности мы можем все изменить, только начав действовать. Более того, знание, не применяемое на практике, будет использоваться, как оправдание своим глупым поступкам. В этом есть один эффект. Если знание не используется на практике, то оно будет использоваться как оправдание. Будем оправдывать своё неправильное поведение. И что такое - применять Бхагават-гиту на практике? Это значит, в каждой ситуации помнить главную идею второй главы Бхагават-гиты.

00:51:09 Кто помнит главную идею второй главы? Да, что мы – души, а не тела. В каждой конкретной ситуации нужно вспоминать, что мы - душа, в конце концов, отличная от тела. Вот о чем нужно вспоминать в каждой ситуации. Наше сознание мечется между этими двумя системами мировосприятия: телесной, на основе тела, и духовной, на основе того, что я – душа. И сознание мечется, мечется. Проголодались - тело берет верх, какая тут душа? душа, в конце концов, отличная от тела. жно вспоминать. Бхагават-гиты. ние.воим глупым поступкам. видите мы подли только до 1 Кушать надо, причём сильно хочется. Тело берет верх. Все, оно становится главным. Мы начинаем идти за телом. Требует своего. Но если мы вспоминаем о душе и не ленимся приготовить чистую пищу, освятить её, употребить в достойных условиях, довести это до духовного какого-то элемента,

00:52:09 а не проглотить первый попавшийся пирожок без разбора, тогда все меняется. Т.е. мы должны вспомнить в каждом конкретном случае, как я действую. Поэтому, осознание себя душой – это настоящее успокоение в этом мире. Когда мы осознаем себя душой, мы начинаем успокаиваться. Мы понимаем, что душа вечна, а почему духовное знание успокаивает? Потому что мы понимаем, что душа вечна. Что с ней можно сделать? Ничего сделать не возможно. Что особенно волноваться? Человек успокаивается. Поэтому, есть время, чтобы все потребности тела удовлетворить как следует, спокойно, без спешки. Куда торопиться? Все нормально. Душа не умрет. Поэтому с телом разберемся. Тело тоже так просто не умрет. Тело хитрое, у него запасы есть, на всякий случай. Надолго хватит. Чтобы найти еду, время точно хватит.

00:53:07 Так просто не умрет. И именно в критической ситуации проверяется наше истинное мировоззрение. Именно в кризисе. Даже сама Бхагават-гита, как мы знаем, была рассказана в кризисе. Это кризисное знание, поэтому, если человек до кризиса не дошел, ему может показаться духовное знание не очень актуальным. Просто ещё кризис его сзади не догнал. Он уже за углом. Человек смотрит назад и видит, что сзади никого нет, а кризис, он за углом, а не сзади, и он выскочит. Напугает очень скоро. В общем-то, в этом идея.

00:54:05 Критическая ситуация. Значит, что в решающий момент мы должны остановиться, обратиться к Абсолютной Истине и вспомнить, что мы – не тело, мы – душа, что и произошло на поле Курукшетра. Что мы и наблюдаем в этой истории. Это проверка. Только такое хладнокровное поведение позволит нам не совершать роковые ошибки. Не совершать концептуальные глупости. Если мы будем постоянно держать это в своем сознании. Что мы выберем, когда нас прижмет жизнь? Выбор, буквально, стоит между Богом и Его богатствами. Бога выберем или богатства? Что мы выберем? И самое интересное, что если мы все-таки выберем Абсолютную Истину,

00:55:01 то иногда нужно проверить истинность своих чувств, истинность своего выбора и пожить немножко в отказе от богатства. Выбор такой. Очень интересный. Поэтому, духовная практика строится на чем? На некоторых аскезах, на умении отказываться. Что такое аскеза? – Это доказательство Богу, что мы выбрали Его. Что нас не богатства интересуют, нас Бог интересует. Мы готовы попоститься. Нас не еда интересует, нас Бог интересует. Что мы готовы совершать аскезу, и любая аскеза – это отказ от чего-то, от какого-то богатства. Т.е. это некоторая несложная база для самого себя.

00:56:03 Для самого себя. Очень интересно. Некоторая проверка самого себя. Поэтому, это вполне достойная ситуация для развивающегося человека - попадать в какие-то трудности. Это не значит, что он пришел к истинному знанию, и у него кончились проблемы. Нет, у него начались проверки. У него начались проблемы. Студент поступает в институт и начинает бегать. У него глаза круглые, он все время кричит, что завтра ещё одна сессия, ещё один экзамен, это не значит, что он поступил в плохой институт. Причем, чем серьезней институт, тем должны быть круглее глаза. Чем больше плата за семестр, тем круглее глаза. Не дай Бог, платит мама или папа. Еще страшнее, если папа. Глаза должны быть очень круглые. Хороший институт, почему нет? Проверки, постоянно проверки.

00:57:03 Мы почему хотим все время института без экзаменов. Подозрительно. Нет, будет некоторая проверка, почему нет? Поэтому, если материалист становится бедным, то он становится бедным от того, что совершал ужасные поступки. Это очень грустно. Это, как наказание. А если трансценденталист оказывается в таком же состоянии, то это состояние идет как экзамен от Самого Бога. Как экзамен от Самой Абсолютной Истины. Очень интересно. Абсолютно другая ситуация. Т.е. это некоторое доказательство своей твердости и преданности. Это уже не бедность. Если для материалиста – это бедность, то для духовно развитого человека – это великая аскеза, это подвиг. Для материалиста – это жуткая проблема, шок, аврал, ужас, а для духовно развитого человека это очень интересное испытание.

00:58:14 Очень интересное испытание. Разница в мировосприятии. Один - в ужасе, другой - в радости. Так необычно происходит. Поэтому правильное отношение к испытаниям делает наш разум твердым и сильным. Материалиста бедность убивает, например. Мы сейчас просто говорим об одном варианте. А трансценденталиста оживляет. Что мы читаем в Бхагават-гите? «Простая жизнь приводит к возвышению сознания. Если в сердце есть любовь к Абсолютной Истине». Если в сердце есть духовность, простая жизнь оживляет трансценденталиста, а материалиста убивает.

00:59:00 Убивает его. Одна и та же ситуация. Поэтому, любой выбор – это отказ от чего-то. Невозможно выбрать и то, и другое. Невозможно. Любой выбор – это отказ от чего-то. Поэтому, мы должны быть готовы к отречению, почему нет? Это нормально. Какую цену мы готовы заплатить за возможность лично пообщаться с Богом? Это серьезно, это не какая-то шутка. Посмотрите на этих личностей в этой истории. Арджуна и Дхритараштра. У них был выбор. Давайте вспомним «Махабхарату». У них был выбор, была огромная армия, у этой армии был военачальник Кришна, у Него была своя огромная армия. И Он поставил выбор: вы можете выбрать. Кто-то может выбрать просто Меня, а кто-то может выбрать Мою армию. При этом, если выберете просто Меня, то знайте, Я даю обет не принимать участие в этой битве.

01:00:10 Кого бы выбрал нормальный материалист? Какого-то одного человека, который дал обет в войне не участвовать? Или армию в несколько сот тысяч воинов. Кого нормальный человек выберет? Армию. Кого выбрал Арджуна? Кришну. И кем Он потом был на поле боя? Колесничим. Фактически конюхом. За лошадьми ухаживал. Мыл их, не участвовал в войне. Арджуна был абсолютно сумасшедший человек. С материальной точки зрения – абсолютно сумасшедший: отказаться от армии перед войной?! Это все! У нас бы сразу расстреляли! Во времена Великой Отечественной войны Арджуну бы расстреляли на месте.

01:01:03 Сразу же. Диверсия 100%-ая. Причем, на кону Земля, но тогда это была Бхарата-варша. Это было объединенное королевство. Более-менее все было спокойно. Представьте себе – мировая война за всю Землю! И Арджуна выбирает одного человека вместо целой армии! Вот что интересно! Очень интересно! Представьте себе, как там шушукались за его спиной всевозможные политиканы, что они говорили. Очень интересная ситуация, потому что Арджуна - не материалист, он - трансценденталист. У него другой выбор. Он по-другому смотрит на реальность. По-другому смотрит на реальность.

01:02:04 И для него это была великая удача. Причем, он послал первым выбирать Дхритараштру. Как вы думаете, почему он первым послал выбирать Дхритараштру? Потому что он не сомневался, кого выберет Дхритараштра. И Дхритараштра выбрал армию, поэтому Арджуна даже не сомневался, какой будет выбор. Великая удача. Самое интересное, что происходит – это выбор не только на физическом плане, но и в сознании человека происходит этот выбор. Это выбор нашей реакции на происходящее. Как мы реагируем на происходящее. Наверняка вы помните историю про святого Франциска. У него была интереснейшая история. Она очень показательная. Напомню ее.

01:03:00 Зимой святой Франциск пробирался со своим другом-братом Львом. Пробирался через огромное поле, заснеженное. Они пробирались через снег и дрожали от стужи, и было очень холодно. И брат Лев был как секретарь у святого Франциска, он записывал его слова. И святой Франциск… У него время от времени приходили идеи. Мысли какие-то очень важные, он их записывал. Они шли через снег, пробирались по пояс снега, и он вдруг позвал Льва и сказал: «Запиши! Дай Бог, чтобы все могли подавать пример святой жизни. И запиши, что это такое, что такое святая жизнь: даже если человек подает или научился подавать пример святой жизни,- это ещё не является самой святой жизнью».

01:04:20 Лев очень удивился, и они пошли дальше. И Франциск понял, что нужно дораскрыть эту идею. Он позвал его опять, через несколько метров, и сказал: «Запиши: что если верующие люди будут знать все языки, все науки, будут знать все писания этого мира; если они будут пророчествовать про будущее, и всё это будет сбываться; если они узнают все тайны совести и души, запиши, что нет в этом никакой радости совершенно, нет никакой святости». Лев очень удивился.

01:05:01 Пошли дальше. Франциск увидел, что Лев все-таки немножко недопонял. Сказал ему: «Запиши еще: что если даже мы изучим ангельские языки, будем понимать ангелов; если мы поймем, как действуют звезды; если нам откроются все клады земли; если мы будем знать, где зарыты все клады земли; если мы познаем все тайны жизни всех птиц, всех животных, всех деревьев, камней. Если мы поймем, как устроен весь мир, запиши, что это не будет радостью совершенно и не будет святостью». Тот ещё больше удивился. Интересно. Пройдя ещё немного, Франциск подумал, что надо ещё немножко на эту тему записать. Он позвал Льва и сказал ему: «Запиши еще: что даже если мы станем такими великими проповедниками, что обратим всех в веру Христа, всех, то и в этом не будет радости совершенно и не будет святости!».

01:06:07 Лев вообще был в шоке и уже не знал, что делать. И тогда он не выдержал и обратился к Франциску, сказал: «Ну, в конце концов, что ж такое святость, что ж такое радость? В чем это совершенство радости?». Тогда Франциск улыбнулся, остановил его и сказал: «А вот в чем, Лев. Когда мы дойдем до нашего монастыря через 6 часов, грязные, мокрые, окоченелые от холода, еле живые, и абсолютно голодные насмерть, и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам, что «Пошли вон отсюда, бродяги, и больше никогда сюда не приходите.

01:07:01 Наверняка вы просто всех обманываете! Обманщики, по вашим глазам видно. Просто крадете у бедных людей то, что они насобирали как милостыню и наверняка вы ещё и бандиты. Идите вон отсюда, чтобы я вас больше не видел никогда. И даже дверь нам не откроет, а крикнет всё это через створку ворот. Если в этом случае мы не обидимся, и с любовью подумаем, что он прав, в действительности, и мокрые, холодные и голодные будем спокойно ждать до утра, пока придёт главный монастыря, кто знает нас, вот тогда это будет радость совершенная и мы будем святыми людьми!». Вот тогда только. Очень интересная история. В нашем отношении все выражается.

01:08:03 Это настоящие изменения. Настоящие изменения даже не когда мы вовне стали действовать по-другому, не когда мы вовне изменили свою деятельность. Настоящие изменения - когда у нас внутри меняется отношение к тому, что происходит. Причем, отношение, в общем-то, меняется как к хорошему, так и к плохому. Хорошему, как мы обычно – очень радуемся, а от плохого мы очень переживаем, страдаем и становимся несчастными. Когда мы меняемся, когда к нам приходит духовность, вдруг все меняется. Хорошее вызывает в нас большие подозрения: когда нас начинают хвалить, сильно благодарить и прославлять, мы начинаем очень сильно беспокоиться по этому поводу. А когда приходит плохое, мы становимся спокойными и принимаем это как должное. И думаем: что ж все так легко прошло? Так подозрительно легко прошло, должно было быть все намного хуже, и радуемся, как все легко закончилось.

01:09:05 Как все легко закончилось. Полностью меняется мировосприятие. Поэтому, такой человек становится непонятен общественности. Поэтому, вовне нужно вести себя адекватно. Когда хорошо - нужно радоваться вовне, а когда плохо – грустить. Но внутри уже будет совсем другое. А иначе, могут в психушку посадить. Аккуратней. И правильное отношение к происходящему делает нас по-настоящему счастливыми. Почему мы не счастливы? Потому что неправильно относимся к происходящему. А правильное отношение делает нас по-настоящему счастливыми. Кто я - душа или тело? Душа подобна цветку. Сейчас мы поймем этот момент, очень важный. Сравнение с цветком очень интересно. Душа подобна цветку, но цветок не любуется сам собой, у него даже глаз нет, заметили?

01:10:00 А цветок очень красивый, прекрасный, пахнет, и сам цветок, у него ни носа нет, ни глаз. Т.е. не чувствует прекрасного запаха и не видит, какой он. Он даже в зеркало посмотреться не может. Представьте себе: самое красивое живое существо этого мира, цветок, даже в зеркало посмотреться не может. Вот наказание, или как? Очень интересно. И он не любуется сам собой, он не видит своей красоты. Его предназначение – радовать своей красотой и запахом других. Очень интересно. Так и наше предназначение – не любоваться своими достижениями, а радовать Бога своим достойным поведением. Радовать других людей, окружающих, своим достойным поведением, т.е. смысл жизни цветка – украсить какого-то человека, а смысл жизни души – своим поведением передать красоту Абсолютной Истины.

01:11:03 Своим мышлением передать красоту Абсолютной Истины, своим сознанием передать красоту Абсолютной Истины. Очень интересно. Т.е. все вокруг должны понять или подумать, насколько же прекрасна Истина, если человек, который обладает этой Истиной, так прекрасно себя ведет. У него такое прекрасное поведение, так он здорово все делает. Мы знаем, что душа определяется тремя категориями: сат-чит-ананда. Вечность, знание блаженство. Это значит, что если мы – души, если мы сат, тогда мы должны знать о том, кто мы такие, чит. Душа должна обладать знанием. Мы должны знать, кто мы такие, что такое Истина, в чем наше предназначение.

01:12:01 И все это, если мы будем знать, мы – души, сат, будем знать своё предназначение, чит. К чему это нас приведет? К ананде, блаженству. Сат-чит-ананда. Т.е. «сат» должна «чит» - вечное должно знать, и тогда получится «ананда». Запомните эту формулу. Если мы поняли, что мы - души, мы должны знать своё предназначение. Если душа знает своё предназначение, она становится ананда. Счастливой. В этом секрет. В «Ману-самхите», не помню, рассказывал или нет, говорится, что лучшие из живых существ те, кто дышат; лучшие из дышащих те, кто наделен разумом; лучшие из наделенных разумом – люди; священнослужители – лучшие из людей, а из священнослужителей - лучшие те, кто обладает знанием. А из знающих людей - лучшие те, кто знают свой долг; из знающих долг - лучшие те, кто его исполняет; а из исполняющих - лучшие те, кто знают Веды.

01:13:08 Так интересно! Поэтому, как мы выяснили, истинное знание меняет наше отношение ко всему происходящему. Я сегодня читал у Достоевского интересную вещь. Он говорит, что стоит только представить себе, что друг, на которого ты сегодня сердишься, умер, чтобы тут же простить ему все обиды и почувствовать, насколько он дорог и незаменим. Очень интересные размышления есть на эту тему. И да, Истина говорит нам о неминуемости смерти, неминуема смерть тела, и вечная жизнь души. Это объясняет нам Истина. Тело обязательно умрет, душа всегда вечна. Поэтому, умершего мы начинаем воспринимать в другом свете. Мы говорим про умершего или хорошо, или ничего. В другом свете начинаем воспринимать. И что это за свет? Это свет духовного мира.

01:14:04 Когда мы начинаем осознавать Истину, /а Истина – это понимание смерти/, что тело смертно, а душа - нет, когда мы осознаем это отличие души от тела, понимаем этот элемент смерти, то мы тут же начинаем все видеть в другом свете. Но как часто только после реальной смерти мы понимаем, насколько был хорошим человек, и как мы не правильно к нему относились. Интересная тоже есть история про Александра Македонского. Как он болел. Однажды он тяжело заболел, и ни один из врачей не осмеливался его лечить. Царей лечить – это самоубийство. Потому что точно будешь плохо лечить, а не дай Бог, какие-то проблемы, тогда это смертельно. Т.е. все врачи царей – это смертники.

01:15:02 Поэтому, все врачи тут же разбегались в разные стороны, если кто-то заболевал из великих, никто не рисковал. И только один был врач Филипп. Филипп был врач, который, в общем-то, был достаточно сильный врач, и он один взялся за него и убедил царя принять особое лекарство, очень сильное лекарство, которое должно было, в принципе, его вылечить. Он объяснил ему, что лекарство очень сильное, поэтому любое лекарство – это, в некоторой мере, яд, потому что оно должно убить болезнь. Для пациента – это лекарство, а для болезни – это яд. Поэтому, иногда бывает так, что если болезнь очень сильная, то лекарство убивает самого пациента, к сожалению. Тут уж кто победит. Поэтому он объяснил это царю и сказал, что есть надежда, что если мы примем сильное лекарство, то можно победить.

01:16:10 Похоже на химиотерапию. Кто-то выживет, один из двух. Или кто-то умрет, или все умрут… Как получится. И в принципе, царь был готов, но в это время ему пришло письмо, в котором его сторонники предупреждали, что Филипп, этот врач, может его отравить, т.к. он входил в какую-то политическую группировку. Что тот – специалист в ядах, он тебя точно отравит. Врач все понимает. Отравит. И прочитав письмо, царь положил его у себя под подушку и спустя какое-то время в комнату вошел этот врач Филипп, и принес с собой это питье, очень подозрительное, и Александр дал ему одной рукой это письмо, а другой взял этот стакан и залпом выпил.

01:17:05 Безо всякого выражения на лице. И врач очень удивился, хотя это действительно оказалось лекарством, и Александр вылечился, но врач очень удивился. И сказал: «Как ты так... Решительно так действовал». И Александр сказал: «Выбора нет, весь вопрос - кому мы с верой предадимся. Поэтому, я решил предаться не этому письму, а тебе. Одному из двух мне нужно было предаться, поэтому я выбрал тебя». Потом действительно он неделю умирал, но потом это лекарство победило болезнь, и он вылечился. «Если уж предаваться, то хотя бы человеку, а не письму. Письму как-то предаваться скучно. Сплетни все эти, интриги.

01:18:09 Кто-то что-то написал, а тут живой врач, настоящий, я и предался». Также ещё известна такая притча: когда человек умирал, а друг его, сидя изголовья, видя, что смерть достаточно так подступает уже, страшна, он утешал его. Говорил: «Не бойся, будь храбрым, держись до конца». И умирающий ему говорил: «Да я бы держался, если бы знал, за что». В этом идея. В этом отличие смерти атеиста от смерти верующего человека. Атеист не знает, за что ему держаться. А верующий человек знает, кому вручить свою душу. Кому отдать её, поэтому он спокоен.

01:19:01 Вопросики, пожалуйста, по этой части.
[Вопрос неразборчиво]
[Ответ] благодарить Бога, что все так легко. Что могло бы быть в сто раз хуже. Если умираешь, надо помогать другим. Святые… Есть такая традиция среди святых когда святые умирают, их носят на носилках, и они проповедуют. И все вокруг просто.. Это колоссальная проповедь. Когда он умирает… Я могу предоставить вам эту возможность. Я могу носить вас на носилках, и когда я буду умирать, пожалуйста, носите меня на носилках. Можно спасти миллионы живых душ.

01:20:03 Я видел, как это действует. Я, конечно, сейчас так грубо рассказываю, но сам принцип. Я видел, как это действует, когда человек действительно умирает, и он умирает в великой вере, радости и понимании того, что происходит, это что-то супер поразительное. Последний раз у нас уходил один из святых Бхакти Тиртха Махарадж. Он уходил в прямом эфире, он умирал в прямом эфире. Все его ученики, все желающие могли наблюдать этот процесс, как достойно уходит человек из этого мира, насколько ему есть на что опереться, и насколько это отличается от смерти атеиста. Вы до сих пор можете взять и посмотреть, как это происходило. Это не легко, но это настолько меняет представление о мире. Я много раз видел уход святых людей. Много раз. Мне очень повезло. Обычно видеть смерть в материальном мире – это негативный опыт.

01:21:06 Потому что это некрасиво, ничего интересного в этом нет. Наоборот, нужно закрыть глаза и уходить, но видеть, как уходят святые – это великая удача, я три видел, как уходят святые, у меня был такой опыт. И вся моя жизнь изменилась, когда я это увидел. Я три раза видел это. Я видел счастливые лица. Людей, не умирающих и идущих в ад, а возвращающихся в духовный мир. Я видел, как они становились все счастливее и счастливее с каждой секундой. Это колоссальный опыт. Это нужно видеть, поэтому на такие уходы собираются миллионы святых людей. Они собираются, если есть такая возможность, и провожают в последний путь, потому что это реальный опыт. Всё, что мы говорим здесь, в некритической ситуации, это все может показаться какой-то игрой. Немножечко таким востоковедением. Таким, клубом по интересам, но когда мы сталкиваемся с реальным уходом - это дает настоящий опыт.

01:22:00 Поэтому, каждый из нас должен будет показать настоящий пример ухода из этого мира. Мы не должны уйти отсюда, хлопнув дверью, например, или с ужасом на коленках выползая отсюда. Нет, мы должны уйти достойно, показывая пример того, что можно понимать, что происходит в этом мире. Можно прекрасно осознавать, куда мы идем, зачем. Можно радоваться настоящему уходу с настоящей жизнью, потому что понимаем, Кто нас ждет за этой дверью.
[Вопрос неразборчиво].
[Ответ] можно и поцепляться, но лучше все-таки уйти героически. Даже несколько минут способны дать колоссальный результат. Даже несколько минуn. Это очень важно. Даже человек может не совсем свят, у меня тоже было много примеров, когда мои друзья попадали в больницу, и они вели себя настолько не как все, настолько у них было другое отношение к своей болезни. Один мой друг, у него было под 50 переломов, он в такую аварию попал.

01:23:20 Его сшивали заново, у него все сшито. И это фактически… Для человека это полный стоп в его жизни, потому что у него лицо теперь деформировано. Полностью перешитый, но он был настолько счастливый всё это время. И к нему каждый день приходило человек по сто и, причем, каждый приносил минимум две сумки еды, поэтому всё это приходилось раздавать по всей больнице. Все врачи и все больные ходили к нему просто, чтобы поговорить с ним. К нему стояла очередь, чтобы поговорить. И он все время, что он лежал, четыре месяца или пять, он 24 часа разговаривал с людьми без перерыва.

01:24:02 У него был четырехмесячный даршан с людьми. Он им читал Бхагават-гиту, они разговаривали, он с ними мантру повторял. Просто, потому что все увидели пример простого, /это был простой человек/. Он, может быть, не достиг ещё великой святости. Но даже простой человек может показать пример другого отношения к ситуации, и это такой эффект дает. Сразу видно. Когда мы к реальности по-другому относимся, всем хочется этому научиться, потому что это - единственный шанс, потому что все остальное и так уже понятно. Все остальное - грустно. Эти примеры мы уже видели тысячу раз. Но тут происходят сумасшедшие вещи. А у человека абсолютно другое отношение к ситуации. Абсолютное чудо. У меня был один друг еще. Давно, лет двадцать назад, он решил проверить принцип «Ударили по одной щеке, подставь другую».

01:25:02 Было, конечно, такое понимание глупое, веселое, но он решил проверить на практике. Он шел через вокзал, и к нему пристала веселая толпа. Веселых пареньков. И дали ему так – бух в лоб. Сразу, не задумываясь. Он встал, подошел к ним и сказал им: «Я хочу проверить одну философскую идею – дайте мне по другой стороне». И он стал ждать. И это их настолько поразило, что они разбежались в разные стороны. В принципе, идея сработала. Это, конечно, глупое проявление, не нужно так делать. Но сам принцип - когда мы проявляем духовное проявление, мы удивляемся, что так легко отделались, и в принципе, готовы, что все будет хуже, то вдруг великая радость к нам приходит.

01:26:04 Поэтому, конечно, с духовно развитыми людьми немножечко все не обычно. Нужно привыкать к отношению с духовными людьми, у них не все, как у людей. Все по-другому. Поэтому, если вы к чему-то привязаны, не отдавайте это духовно развитым людям. Если вы привязаны к своей машине, не давайте порулить духовно развитому человеку. Потому что он по-другому воспринимает реальность. Лучше тогда сами рулите, но если отдали, тогда знайте: примите всё, что произойдет. Воспринимайте это реально. Примите, как оно есть. Не думайте, что будет так, как с другими. Он скажет: «Бог дал, Бог взял. Так произошло. Извините, пожалуйста, я больше так не буду. А денег у меня всё равно нет,

01:27:02 и не было никогда. Поэтому видите, Господь о вас заботится. Все у вас отобрал». Поэтому, делайте дела с людьми деловыми. А если уж начали их делать с людьми духовными, тогда лучше сразу отдайте и забудьте. Поэтому, это называется пожертвование. Т.е. в духовном плане все является пожертвованием. Нельзя рассчитывать, что все пойдет по какому-то бизнес-плану. Это абсолютное пожертвование от начала до конца. Другая реальность. Просто другая реальность. Еще вопросики.

01:28:07 [вопрос неразборчиво].
[Ответ] красота Абсолютной Истины – это её качество. Доброта, прощение, терпимость. Какие качества Он проявляет по отношению к нам? Он нас терпит. Он нас прощает. Он к нам добр, Он всегда нас ждет. Проявляйте эти же качества по отношению к другим, и это будет красота Абсолютной Истины. Очень просто. Еще вопросики.

01:29:15 Нету вопросиков?
[Вопрос неразборчиво].
[Ответ]это трансцендентно.
[Вопрос неразборчиво]
[Ответ] если это близкий друг, он не может быть нам должен. Это уже значит, что он не близкий друг, потому что близким друзьям не занимают. Близким друзьям дарят. Если вы заняли своему близкому другу, значит это не близкий друг.

01:30:09 [из зала не разборчиво].
[Рузов В.О.]Вы ещё не считаете его своим близким другом? Вы для себя лично считаете? Вы должны это считать подарком. Он вам напоминает, что он вам должен?

01:31:03 Как он напоминает, объясните мне. Реально расскажите, как он напоминает.
[Из зала] «Когда у тебя не будет, я тебе их отдам, но я вижу, что они у тебя есть. Смысл их тебе отдавать. У меня их меньше чем у тебя». Вот такого вот плана.
[Ответ] веселые у вас дружеские отношения! Хорошо. Правильнее будет понять нам, что это все-таки больше немножечко наше некоторое неправильное отношение к тем, кто нас окружает.

01:32:03 Раз мы сами создали такую ситуацию, значит, мы в ней виноваты. Это мы её создали. Вы не стояли вдалеке, вы были прямым участником этой ситуации. И она создалась, она докатилась до такой ситуации и теперь радостно существует. Поэтому, примите то, что вы сами её создали и радостно с ней живите.
[Из зала] я живу радостно, но он напоминает все время
[Ответ] ну и хорошо, это же его жизнь. Вы хотите его жизнь изменить? Поэтому, просто поймите, что вы сами создали эту ситуацию и живите в доме, который вы построили. Вот дом построился из этих отношений. Вы же его построили. Зачем менять? Что вы хотите изменить? Забрать у него деньги? А что? Вы же ему их уже подарили.

01:33:06 [Из зала] я их от себя подарил
[Ответ] вы их подарили? Ну всё, что вы можете ещё сделать? Только забрать назад. Какие есть ещё варианты? Объясните. Т.е. элемент долга существует только в том случае, если вы с ними не расстались, с этими деньгами. Если вы расстались, вас это проблема вообще больше не трогает. Вот если из вашего сердца эта сумма ушла, она вас вообще больше не должна беспокоить. Если беспокоит, значит, деньги не ушли из сердца. Значит, вы их себе ещё оставили, к сожалению. Потому что, если они ушли, все - их нет. Как она может беспокоить, эта проблема? Значит, все-таки деньги ещё остались. Тогда заберите деньги. Потом заново подарите. Просто не занимайте больше своему лучшему другу. Другу нельзя занимать, но когда мы занимаем деньги - это немножко другие отношения.

01:34:00 Другу нужно отдавать, поэтому дружить трудно. Другу нужно не только деньги отдавать, другу нужно время отдавать, иногда жизнь нужно за друга отдать. Деньги – это самое простое, что можно отдать, это фактически, откупиться. Когда мы даем деньги, мы просто откупаемся, что, на самом деле, нужно другое немножко. Деньги – это такой, просто некоторый заменитель, идентичный натуральному. «Вкус, идентичный натуральному». Поэтому, в дружбе или вообще не занимаете или просто уберите из сердца эту сумму. Подарите ее. А он уже пусть живет, как ему надо. Его вы всё равно не измените. А для себя вы тогда не будете волноваться. «Ну он вспомнил, ну и ладно, я то уже подарил». Какая проблема? Никакой проблемы нет. С людьми сложно, у людей есть память, есть своё понимание происходящего.

01:35:03 Понимаете? У них есть своя философия, есть своё отношение ко всему. И поэтому, если, в общем-то, мы попали в очередной раз в очередное непонимание друг с другом, значит, просто мало об этом говорили. Это ещё одна проблема. Если мы мало говорили об этих деньгах, поэтому такая ситуация и возникла. Если мы сразу об этом много поговорили, то потом, как правило, вопросов не возникает. Обычно быстро все: раз-раз-раз, а потом оп – и проблема! Поэтому, принцип такой: если мы хотим что-то разрешить, нужно на эту тему говорить. Это мой прямой совет. Если вас ситуация беспокоит, все! Покупайте торт, заваривайте восемь литров кипятка, и сидите, пейте чай и разговаривайте до тех пор, пока эта ситуация не будет перевыговорена. Ее нужно переговорить, перезаключить этот договор.

01:36:02 И так как это уже затянутая ситуация, она уже долго длится, поэтому и долго надо говорить. Нужно говорить и говорить, и через разговор ситуация уйдет. В отношениях никаким другим способом решить ситуацию невозможно, только разговаривать. Потому что драться смысла нет. А все остальное – это просто разговор. Поэтому разговаривайте. Вот сядьте и говорите. Может за хороший вечер с ночью можно разрешить любую проблему. Даже очень сложную проблему, поэтому говорите и - проблема решиться.
[Вопрос неразборчиво]
[Ответ] я понимаю. А кто сказал, что нужно говорить с тем человеком, с которым проблема?

01:37:04 Можно с мамой, например. С подружкой другой. С психотерапевтом, с кем угодно, нужно выговаривать проблему. Когда её выговариваете, вас кто-то понимает, слушает, то вы для себя хотя бы эту тему проговариваете. Вам, хотя бы, для себя становится понятным. Вы как будто это ему сказали, т.е. на плане сознания вы на эту тему уже все выговорили. Оно не должно расти внутри, а то там сорняк вырастет. Поэтому с кем-то нужно говорить. Дружба – это умение выслушивать своего друга. Именно так определяется дружба. Дружба – это умение слушать. Поэтому, если у вас есть другой, который любит вас слушать, у вас есть хорошая возможность. Но знайте, он тоже к вам придёт в следующий раз. Что-то рассказать, так и будете друг к другу ходить.

01:38:02 [вопрос неразборчиво].
[Ответ] да. Он должен быть адекватный. Человек должен ему обрадоваться. Поэтому например, богатым людям дарить подарки легче, потому что им можно купить какую-нибудь абсолютно несусветную вещь. И он будет счастлив. А бедному человеку очень трудно сделать подарок. Потому что он все считает. Я просто говорю. Поэтому бедному человеку лучше дарить дорогие подарки, а богатому – лучше дарить необычные подарки.

01:39:04 Простая техника. Но каждый раз он должен быть адекватен. Он должен соответствовать тому психотипу, которому вы дарите. Вы должны хотя бы примерно оценить, что это за прослойка. Что это за категория. Если вы не знаете, что дарят этим людям, вы должны пойти, спросить. Я однажды приехал в Индию, и мне нужно было сделать подарок одной семье, символический. И подумал, что я не знаю, что в этой стране дарят, я подумал, по традиции куплю большую корзину фруктов. У нас это хороший подарок. Да? Я купил большую корзину фруктов, на меня так посмотрели подозрительно. Я понял, что сделал что-то не то. Пошел, спросил, мне сказали, это всё равно что в России корзину картошки подарить. Т.е. это некрасиво. Так нельзя, нужно сладости дарить, покупать дорогие сладости. В Индии. А фрукты не надо дарить, они там как картошка. Вот не спросил, положился на свой опыт. Купил мандаринов, бананов.

01:40:07 У нас за это целовали бы в лоб весь вечер. А там мешок картошки притащил. Сумасшедший человек абсолютно. Нужно быть адекватным. Особенно, когда другая традиция, ещё что-то. Нужно спрашивать: «Что у вас дарят обычно?». Лучше взять кого-то и пойти купить с кем-то из этой прослойки, чтобы было ясно, понятно, потому что сложно все это. Как я сказал, богатым людям проще всего делать подарки. Какую-нибудь самую замысловатую штуку нашел, самую несусветную. И все будут довольные. Т.е. там уже только на удивление этот подарок работает. Потому что все остальное он себе сам купит. Не бойтесь. Так примерно, хотя бы чуть-чуть понимать, что должно быть.

01:41:03 И все будет нормально.
[Вопрос не разборчиво] у меня есть долг, и я его тяну, не отдаю, как здесь правильно поступить? Отдать?
[Ответ] с вашей стороны лучше отдать, во всяком случае.
[Вопрос] а дальше как себя вести?
[Ответ] а дальше - больше не брать. Берите у государства. Государство - самый лучший родственник. С ним невозможно испортить отношения. С ним все прост, оно простое и у него все понятно. Поэтому, с ним отношения сразу становятся простые и понятные. Сразу понимаешь, что все нужно во время отдавать. Если не понимаешь, то легко объяснят, легко и доступно, понятно. Все просто, а вот с родственниками все сложно.

01:42:08 Поэтому, лучше всего…Всегда старались брать у ростовщиков, у кого-то еще. В культуре всегда были структуры, которые давали в долг. Но у родственников - это всегда очень тяжело. Я бы сильно не рекомендовал брать у родственников. Можно семью разрушить. Отношения родственные можно разрушить.
[Вопрос неразборчиво] Допустим, человек заболел, лечится и все время молится, допустим, мантру повторяет. Либо человек ничего не делает и говорит, что просто пришло время.
[Ответ] зуб давно у вас болел?
[Из зала] недавно
[Рузов В.О.] вы что делали? Читали защитные мантры?
[Из зала] В том числе
[Рузов В.О.] это в том числе, а что вы конкретно делали?

01:43:08 Пошли к доктору. Поэтому, если не сильно болит, можно защитные мантры читать, Богу молиться. Значит, ещё не сильно болит. Когда сильно заболит, пойдете лечиться, поэтому, лучше сразу идти лечиться.
[Из зала не разборчиво]
[Рузов В.О.]Нужно довести себя до такого состояния. Это после 70-ти рекомендуется делать. До 70 нужно бежать на полусогнутых к врачу и сильно молиться врачу, Богу и всем остальным. Это не ваша жизнь. Вашу жизнь вы не можете потерять. Вы себя убить не можете, вы себя потерять не можете, вы, как душа, вечна. А вот тело, которое вам дали, вы его должны защищать, оборонять. Лелеять и хранить, потому что вам его дали во временное пользование.

01:44:01 [Вопрос] откуда вы знаете, когда умирать?
[Ответ] вам скажут. Не бойтесь. В хорошем случае вам скажут. А в нехорошем случае поздно будет. И вас уже это не будет волновать, вам сказали или нет. Если карма хорошая, вам сказали, и вы сможете перед смертью с собой ещё пару десятков людей забрать. Не в прямом смысле, а помочь. Если, так сказать, другая карма, то можно смерть свою не заметить. Бух – и все. Был человек. Нет человека. Моментально. Сердечко хлоп, и – все. Поэтому, какая будет ситуация, так её и будем решать. Не бойтесь, приходите, носилки найдем.

01:45:01 Я думаю, сначала со мной как-то разберемся. Потом уже с вами. Это факт. Нужно всей своей жизнью показать пример героизма, всей. Нельзя умирать позорно, Нельзя умирать так вот: в одиночестве, грустно, позорно и борясь со своим страхом. Нет. Раз уж тем более понятно, что дни сочтены, нужно идти, и вообще ничего не боясь, нести людям правду-истину. Вообще боятся нечего. «Что вы можете мне сделать? Уже Бог сказал, что мне пора послезавтра. А вы что мне можете сделать?» Наоборот, уйти красиво. Есть всего две возможности уйти из этого мира: позорно и героически. Поэтому, лучше героически. А болезнь лечить до конца. С таблеткой под языком героически пойти на последний бой.

01:46:04 Это интересно. Это перспективно, это красиво, это радует. Знаете, вот лежать и угасать - это некрасиво. Нет, некрасиво. Это поражение. Это значит, что будет следующая жизнь. Поэтому в Бхагават-гите приводится пример, что воин, даже когда его смертельно ранили, он, лежа, умирая, ничего не видя от боли, пытался мечом махать вокруг, чтобы ещё кого-нибудь задеть. Умирая на последних движениях. Кого-нибудь задеть. Притворялся умирающим, ждал, когда враг подойдет ближе и пытался его хотя бы поцарапать. Вот это воин.

01:47:02 [вопрос неразборчиво]
[Ответ] кто вам сказал, что он выжил? Он не выжил, он также умер все равно. Он не выжил, он умер.
[Вопрос неразборчиво]
[Ответ] в последний раз это было две тысячи лет назад, или сколько там тысячу лет? Когда это было в последний раз? Иисус уже давненько приходил. Поэтому, очень трудно кого-то при смерти взять и поднять.

01:48:05 [вопрос неразборчиво]
[Ответ] зачем тогда вообще валяться, я не понимаю. Тогда иди, довольный, радостный и ещё 50 лет проповедуй, какая проблема? На кого ты вообще тогда жаловался? Очень здорово - пошел умирать и не вернулся. Так и пошел, и ещё 50 лет проходил, и нормально. Вполне, почему нет. Но это всё равно исключение. В любом случае – это исключение. Мы не должны рассчитывать на исключение. Да и не надо, ну пришел срок и пришел. Как знаете, брошенные машины стоят у подъездов. В Москве очень много брошенных машин, вы заметили? Вот он ездил-ездил, потом уже понял, что все. И она так и гниет. С нее колеса откручивают, потом куда-то её оттаскивают.

01:49:04 Время пришло: кому она уже нужна? Поэтому мы должны понимать - тело выработало свой ресурс, и пришла пора потихоньку уходить. Так уйдем красиво. Парадом, стройными рядами с весельем. С радостью, с песнями, какая проблема? Красиво. Это не грустная ситуация. Это вообще веселая ситуация. Как воины – они все с парадом, с криком «Ура», вперёд с мечом, понимаете? Красиво все. Красотища. Никто не сказал, что это спокойно и приятно, но когда мы действительно погружены в идею, это все очень красиво и возвышенно. У меня был такой опыт, я такое видел. Могу поделиться. Это не какая-то шутка, я это видел своими глазами и сам так очень хочу.

01:50:00 И вам желаю умирать красиво, потому что, в любом случае, все будем умирать. Весь вопрос - как? Но если человек умирает красиво, его помнят сотни поколений. Факт. Разобрались? Спасибо большое.

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 22 October 2012