Кто всем нам мешает
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Рузов В.О.] Это называется слепая вера. Слепая вера — когда человек сам не понимает того, что он говорит, не может этого понять. Его знание не основано на его опыте, его знание не основано на философии, его знание не основано на каких-то достаточно глубоких аспектах. И это определённая стадия. Это определённая стадия, это не является какой-то проблемой. Это определённая стадия, когда человек просто верит в то, что это хорошо. Вариант такого пострекламного состояния. То есть какая-то реклама сработала, мы поверили в какой-нибудь «Актимель», и мы идём в магазин в точной уверенности, что нам это поможет поднять наш иммунитет. Потому что, несмотря на всю нашу греховную деятельность, вот «Актимель» однозначно это вот главное аюрведическое средство, такой современный чаванпраш. Продвигается на уровне чаванпраша.
00:01:09 И человек верит, и он выпивает под радость всех изобретателей данного бренда. То есть мне кажется, что пол-литра кефира окажет не меньшее благоприятное воздействие, чем маленькая-маленькая баночка «Актимеля» за такую же самую цену. Ничего волшебного изобрести невозможно. Нет какой-то волшебной такой бактерии. Нет. То есть это такое просто некоторый бренд. И, да, в этом есть что-то хорошее, факт. Почему нет? Кисломолочные продукты очень хороши. И человек находится под воздействием этой рекламы, то есть он принимает вот свой этот кисломолочный продукт как однозначную панацею. Но почему — он не может объяснить. Он называет эти слова непонятные ему, что «вот два вида вот кисломолочных бактерий, они вот лучше, чем один».
00:02:06 Но тогда выпей ряженку. Или что там? Простаквашу, да, извините. В ней вообще там, не знаю, сколько сотен видов разных вариантов этих бактерий. Обыкновенная простокваша — в ней всё. То есть там просто целый мир этих бактерий, каких хотите. Она на то и простокваша, потому что нет определённой культуры. Остальные кисломолочные продукты, они доводятся до определённой температуры, в них всё умирает. А молоко доводится до определённой температуры, пастеризуется, всё умирает живое, и потом туда заносится определённая какая-то живая субстанция, и она уже там развивается индивидуально. Такая некоторая кисломолочная секта образуется. И на основе этого появляется вкус какой-то, какое-то действие определённое, поэтому уже все эти продукты делятся по тому, какой определённый замещён в него элемент. Поэтому все йогурты разные, неодинаково полезные, я не знаю. Но это факт, они разные. Они разные и абсолютно по вкусу другие.
00:03:14 И человек, который изучает кисломолочные продукты, он видит, насколько они разные. Пробовал кто-нибудь финляндский йогурт «Валио»? Его сюда завозят, он в Питере больше распространён, там ближе, но вы здесь можете его найти, просто попробуйте однажды, возьмите. Вот попробуйте. Я не буду плохое рекомендовать . Вот попробуйте и сравните с каким-то другим, и вы увидите, насколько они отличаются, потому что в одной стране одни и те же какие-то используются варианты. А когда вы попробуете явно отличающиеся, вы увидите, насколько разнообразен этот мир вкусов, насколько всё разное, интересное. Вообще-то этим и интересно. Например, если путешествуешь по Востоку, то в каждом городе свой йогурт, какой-то свой вариант. И это культивируется из поколения в поколение, как-то сохраняется, то есть, есть определённая технология.
00:04:08 Там люди, которые разбираются, они специально ездят куда-то, берут эту какую-то там себе маленькую пробирочку, потом сами это культивируют. Это интересно, да, факт. И у человека есть в это вера. Он не может ничего объяснить, не может ничего понять. У него есть вера, он верит в это. И поэтому веру свою он разрушать не хочет, поэтому боится тех, кто его поподробней об этом спрашивает. Это нормально, не надо его пугать, нужно отпустить. Пусть идёт и набирается знаний по своему вопросу. Пусть хотя бы там состав прочитает продукта. Пусть хотя бы поймёт, что это за слово такое интересное и что оно значит. Пусть он хотя бы узнает, чем слово «йогурт» от «кефира» отличается. Это будет у него много больших открытий в его жизни, он столько всего узнает по этому вопросу. Поэтому да, это нормальное состояние. Нормальное, достаточно стабильное, позитивное.
00:05:07 Поэтому такого человека иногда вот пугает активность потребителя, активность слушателя. Пугает. Потому что многие вопросы непонятны. Многие вопросы непонятны. Никто до конца не знает священные трактаты, знают очень мало, а то, что знают, в общем-то, не могут понять. Потому что, как мы говорили, в наше время мало комментариев. Мало комментариев. А тот, кто комментирует, он должен быть чист. Поэтому ещё найдите комментатора, который ведёт чистую жизнь. Поэтому это проблема. И нужно, так сказать, сострадать людям. Сегодня я читал святого Франциска. Знаете, что он писал? Он писал, что «во время одной из молитв между нами появился наш Господь в форме прекрасного юноши». Сегодня я читал цитаты из святого Франциска. Даётся конкретное описание Бога. Святой Франциск описывает: «Он появился среди нас в форме прекрасного юноши в цветах».
00:06:05 В чём вопрос? Просто пусть изучают свои трактаты, пусть действительно их изучают. Каждый должен изучать свои трактаты, свои традиции. И много всего интересного можно найти. Потому что вещи сокровенные не так быстро открываются. Они не должны так просто брать и открываться. Нельзя метать бисер, да, так просто перед любителями сервелата. То есть нужно быть аккуратным. Аккуратным. И поэтому священные трактаты тоже закрыты. И они написаны специальным языком, вы заметили? Очень сложный язык. Если вы просто возьмёте священный трактат из какого-то направления, какое-то такое более-менее сложное, вы увидите, что понять его невозможно. Просто невозможно без соответствующей подготовки. Просто невозможно. То есть абсолютно такой слог, рассчитанный на человека искушённого в духовной жизни. Термины, понятия, очень глубокие такие идеи — ничего понять невозможно.
00:07:08 Почему? А потому что нельзя вот эти вот аспекты любви к Богу, а любая любовь требует некоторой защиты, то есть любовь нельзя выносить напоказ. Что это за издевательство? Посмотрите, что сейчас в мире происходит. То есть в телепрограммах, где чья-то любовь выносится напоказ, какой-нибудь там «Дом» — какой-то ужас вообще, однозначно. То есть когда любовь напоказ — это бескультурщина. Всегда и всю жизнь любовь напоказ считалась бескультурщиной. То есть за руки мужчина и женщина не могли на людях взяться, даже муж и жена не брались за руки. Даже муж и жена за руки не… Это некрасиво. И сейчас нормальные муж и жена не будут за руки браться. Если они нормальные. Что браться-то за руки? Что, на ногах, что ли, устоять не можешь? Вроде здоровые все. Что ходить-то, как первоклассники? То есть это некультурно, нехорошо. Это проявление на людях очень сокровенных эмоций.
00:08:08 И то же самое в любви к Богу — нельзя проявлять сокровенные эмоции раньше времени. Поэтому это всё так завуалировано, скрыто за специальной терминологией, за сложными словами. Это скрыто. Но если человек идёт вглубь и понимает о чём речь, то он открывает для себя любовь к Богу. Он понимает: «Ух, ты! Ничего себе. Как интересно!». И он видит, что в действительности есть эта связь. То есть речь идёт об одном и том же. Одну и ту же личность все любят, просто по-разному. Ничего себе. Так вдруг происходит. У меня был смешной случай в жизни: у одного моего знакомого ушла жена. И она ушла, уехала заграницу.
00:09:00 И другой мой знакомый (то есть все они знали друг друга), он поехал в путешествие в эту страну. И когда он приехал, он стал рассказывать этому человеку, что познакомился там (очень интересно), встретился с русской девушкой. И они познакомились, и у них была любовь, но им пришлось расстаться. Но когда он показал ему фотографию этой девушки, начался лёгкий мордобой . Потому что по весёлому закону кармы, он умудрился познакомиться с его женой в этой стране. Удивительные вещи происходят! Просто вот поразительные. И мы даже особенно не стали волноваться по этому поводу, потому что опыт уже есть в жизни, что вот никуда не скроешься, вот невозможно просто скрыться. Просто невозможно скрыться. То есть если вот началась весёлая жизнь, то весёлая жизнь устроит и соответствующие приключения. Все об этом узнают, все догадаются, всё тайное станет явным однозначно. То есть карма весёлая.
00:10:02 Это вот натуральная история, я вот своим глазам не верил. То есть я много слышал до этого, но когда вот это в моей жизни произошло, то есть я даже не знал, смеяться или плакать. Ну попробуйте в целой стране так вот найти кого-то , попасть в такой вот… И даже непонятно, кто больше расстроился во всём этом деле. А причём эта женщина, она до сих пор не знает , чем всё закончилось. Но я думаю, что в будущего у неё уже нет, у этих отношений . Но смешно, да, смешно. Так немножко, конечно, лицо побили друг другу, но жить можно, нормально. Разобрались.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Вечность, знание, блаженство. Да, да.
00:11:00 [Из зала] И плюс ещё обусловленная душа, она завистлива. Единственный, какой можно получить опыт в материальном мире, — это просто избавиться от нашей зависти и гордости. Но сами мы не можем избавиться, поэтому нам надо [неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да. В чём вопрос?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Об этом сегодня поговорим? Хорошо. Ещё какие-то вопросики?
[Из зала] ] [Неразборчиво].
00:12:02 [Рузов В.О.] Здесь может быть как угодно. Да, но это до той степени, пока идёт процесс очищения. То есть так проще, так понятнее. Это мы, как я говорил, пытаемся поставить Бога в некоторую материальную позицию. То есть мы пытаемся Его воспринимать с точки зрения нашей сегодняшней обусловленности. Это нормально, пока мы очищаемся. Но когда мы очистимся, мы поймём, что происходит. Мы поймём, что происходит. Мы поймём, в чём наша реальность. То есть всё встанет на свои места. Всё встанет на свои места. Поэтому можно этого не бояться, это нормально, то есть это некоторая стадии пробуждения. И сейчас невозможно сказать, чем всё закончится. Как мы говорили, вот эта вот реставрация иконы: каждый раз пласт за пластом снимается, и каждый раз у нас некоторый шок. То есть мы не представляли, что будет именно так. Поэтому, в общем-то, много всего интересного предстоит испытать. Но принцип в этом, да, что есть некоторое такое обусловленное в этом плане развитие и оно до поры, до времени будет сопутствовать нашему пониманию какому-то. То есть так проще. Так проще.
00:13:16 Поэтому чтобы это не заходило слишком далеко, необходимо сохранять уважительно-почтительное отношение, не экспериментировать с другими. Уважительно, почтительно [достаточно для начала].
[Из зала] [Влияние вечной души ощущает в каждой точке тело, оно проявляется как сознание, параматма, да? Как вечная душа].
[Рузов В.О.] Нет, речь идёт об атме. Об атме, которая пронизывает тело и контролирует всё, что происходит в теле, наполняет этим контролем.
[Из зала] [То есть она в каждой точке тела ощущает?].
[Рузов В.О.] Да, ощущает, факт. Можете попробовать иголочкой.
00:14:01 Сознание пронизывает. Поэтому нужно отключить какую-то часть сознания, чтобы не было этого контроля, тогда можно уже делать какую-то операцию, например.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, общее сознание. Иногда это разрывается, то есть это ощущение, пронизывающий фактор, он может уходить. Мы можем уснуть, и это ощущение уходит — всё, человек упал прямо в метро: уснул и всё . Нет контроля.
[Из зала] [Мы теряем это ощущение при наркозе, да?].
[Рузов В.О.] Да
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Связь теряется с телом.
[Из зала] [Со всем телом?].
[Рузов В.О.] Да, поэтому сердце может остановиться, поэтому самое вот такое напряженное. Это вот все эти врачи, которые заняты расчётами, там доза наркоза, ещё что-то, то есть всё это достаточно так опасно, потому что чуть-чуть переразорвёшь связь души с телом и всё, можно не откачать, так часто это происходит, факт.
00:15:09 А врачи вам расскажут, насколько это опасно: чуть-чуть какая-то ошибка в наркозе, и всё, начинаются проблемы. То есть слишком разорвали связь. Вот нужно умудриться, чтобы связь не разрывалась, но в то же время, чтоб болевые ощущения также были отключены. Вот попробуй так точно рассчитай. Поэтому это достаточно такая тонкая наука. Всё это связано с телом. Нужно вес тела знать, особенности. Что я буду рассказывать? Сам принцип. Вам это известно.
[Из зала] [Неразборчиво]. Если можно ещё вопрос о связи души с телом. Красные кровяные тельца, которые получают [неразборчиво], получают энергию от души. Это «Бхагавад-гита». Вот наши кровяные тельца получают энергию непосредственно от души.
00:16:00 [Рузов В.О.] Любая энергия в теле исходит из души. Само сердце, оно функционирует, потому что есть эта батарейка — душа. Поэтому мы вынимаем батарейку, деятельность останавливается. Вставляем батарейку, деятельность продолжается. Поэтому, конечно же, вся энергия, так как есть этот кровоток, он проходит через сердце, поэтому энергия идёт из этого же источника. Насколько вообще можно связать духовную энергию с материальной реальностью, поэтому такое объяснение, в принципе, вполне достаточно. Но это факт, это и есть эта движущая сила. Движущая сила. А иначе где этот источник жизни? Где он? Где он? Что-то же должно, то есть должен кто-то всё это контролировать, какой-то процесс должен идти, с чего-то должно быть, вот это, всё это движение должно чем-то поддерживаться. Поэтому поддерживается вот этим, духовной энергией, конечно же.
00:17:02 Ещё вопросики по предыдущим лекциям? Разобрались?
[Из зала] [Я подготовила этот вопрос дома. Слово матма означает энергия].
[Рузов В.О.] Ну-ка дайте [цитату]. Какая страница?
[Из зала] [Я выписала, но не указала].
[Рузов В.О.] Вот укажите мне. Нужно всегда обязательно сохранять, чтобы я посмотрел.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Хотя бы где? В какой главе «Бхагавад-гиты»?
00:18:02 [Из зала] [Перед шестой главой было указано, но точно не знаю].
[Рузов В.О.] Перед шестой главой? Найдите точно.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Всегда, когда вы выписываете вопрос, всегда записывайте страницу, точное место, потому что чтобы я мог разобраться. Я не могу с ваших слов разобраться, мне нужно посмотреть, что это такое, тогда я вспомню, о чём идёт речь. Для меня трудно вспомнить по маленькой цитате, мне нужно посмотреть вверх-вниз несколько слов, чтобы я мог точно понять, о чём идёт речь. Поэтому обязательно всегда давайте точную сноску. Потому что очень тонкая наука и отдельно вырванная фраза мне ничего не скажет. Слишком много всего. То есть огромные трактаты, много трудов, и мне нужно посмотреть на то, что рядом написано. Потому что контекст, он необходим. Контекст. То, что вырвано из контекста, — всё, невозможно уже понять, о чём идёт речь. Мне нужно точно посмотреть, где это сказано. Разобрались, да?
00:19:10 Сегодня мы должны разобрать следующий стих. Текст 13, страница 97. Пожалуйста, откройте. Страница 97. Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Рузов В.О.] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Рузов В.О.] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Рузов В.О.] Посмотрите на текст и следите за мной, как я буду читать санскрит. Тринадцатый стих: «Дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйати».
00:20:05 Переводится это так: «Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает». Как мы говорили, целый ряд стихов будет говорить об одном и том же с разных сторон. И в этом стихе нам объясняется, что этот мир — это мир метаморфоз. Метаморфоз. Постоянно что-то видоизменяется. То есть все мечтают увидеть чудо, всем очень нравится чудо. Но мы прямо живём в чуде. Чудо постоянно происходит вокруг нас. Постоянные чудесные изменения. И это чудо называется реинкарнация.
00:21:00 Самая простейшая реинкарнация, которую вы можете пронаблюдать научным способом — это, например, переход гусеницы в бабочку. Вот явно отличаются, да? Согласитесь. Гусеница и бабочка концептуально отличаются. Вы заметили? И переход происходит прямо на глазах. Вот реальный вариант реинкарнации, пожалуйста, посмотрите. То есть абсолютно другое тело. Никак не похоже. Лицом они точно не похожи . Посмотрите в увеличительное стекло, лица разные. Всё равное, всё другое. Происходит прямо на глазах. Прямо на глазах. И то же самое мы видим в своей собственной жизни. На протяжении её мы меняем несколько видов тела. Одно тело меняем на другое. Мы меняем тело ребёнка. Несколько тел. Одно из них называется тело ребёнка, абсолютно одно тело, но свои все чувства, свои характеристики, свои качества, своё сознание, своё мироощущение.
00:22:07 А в теле ребёнка добавлено немножко такого, знаете, материального кокаинчика. То есть ребёнок не воспринимает мир реально. Ему нечего делать в этом мире, он должен просто вырасти, поэтому добавлено такого кокаинчика немножко психологического. То есть для него всё сказочно. Помните детство, нет? Всё блестит, всё так романтично, загадочно, всё такое… Сказка, да? То есть одна сплошная игра. Добавлена иллюзия, иначе жить тут… То есть дети бы кончали жизнь самоубийством. Если слишком рано отключается вот эта функция тела вырабатывать внутренний наркотик, ребёнок просто кончает жизнь самоубийством. Сейчас ребёнка пытаются быстрее очеловечить, и детское самоубийство растёт, то есть количество детский самоубийств возрастает. Почему? Слишком рано человек понимает реальность этого мира.
00:23:01 Поэтому вы видели детей, они абсолютно в балдёжном состоянии. Видели? То есть абсолютно не воспринимают реальность. Не надо ещё, мир слишком весёлый, чтобы раньше времени его воспринимать. Поэтому это детское тело, оно такое уже накокаиненное хорошо. Поэтому потом, когда иллюзия приходит, дети сразу же, если есть наркотики, они сразу же подсаживаются на наркотики, чтоб продолжить это состояние детское. Но уже, конечно, тело будет разрушаться, другое тело уже не предназначено, чтобы находиться в этом состоянии. Уже тело юноши. Уже приходят другие проблемы. Уже вожделение приходит, да, наглость приходит, самостоятельность, уже всё, другие гормональные функции, органы все по-другому работают — всё переключается. Переходный возраст: вжик, всё переключилось. Абсолютно другое тело. Абсолютно другое тело, другое мировосприятие. Затем тело старика. Приходит старость. И абсолютно всё другое, опять всё переключается, опять приходит кокаинистость некоторая, потому что старость — тоже ужасное состояние.
00:24:09 Если нет духовного развития, нужно опять отключить краник кокаина внутреннего и опять впасть в маразм какой-то. А иначе как? То есть вот эта первая часть и последняя часть жизни без истинного мировосприятия, без нормального понимания в действительности, что происходит, просто сможет свести человека с ума. Просто свести человека с ума. Поэтому есть эти функции внутренние, которые отвечают за некоторое такое успокоение сознания, такой внутренний успокоитель: «Всё нормально». А остальное уже заменитель, то есть всё остальное уже придумано народом. Но принцип в этом, что мы меняем тела и функции абсолютно разные. Они все концептуально отличаются друг от друга, абсолютно разные тела. Просто переходит, может быть, не так заметен, но в один прекрасный день мы понимаем: «Да, уже не поспоришь, мы тело сменили, факт».
00:25:04 Однако сама душа при этом остаётся неизменной. Сама душа. И если в этой жизни мы меняем тела, в какой-то мере похожие друг на друга, то смерть — это смена тела на абсолютно непохожие. Вот в чём проблема смерти — это смена тела на абсолютно не похожее. Если тут хоть как-то по фотографии можно догадаться, что, в принципе, похожи даже, что-то есть. Даже если мы возьмём нашу фотографию с самого детства, что-то вот такое осталось, какая-то хитринка. Да? . То смена тела в виде смерти, то есть мы получаем абсолютно другое тело, можно получить абсолютно другое тело. Это некоторый шок поэтому. Некоторый шок. Очень необычно ощущать себя в теле с другим набором глаз, рук, ног. Необычно. Другой набор: «О, шесть. Интересно. . Было вроде четыре, теперь шесть. Ого! . Было вроде два глаза, теперь сто. О!». То есть другой набор. Другой набор. Это необычно. Это необычно, конечно.
00:26:17 Поэтому как только мы рождаемся, мы начинаем орать. Почему сразу орёт? От неожиданности орёт: «Не понял!». . Слишком резкая смена. То есть мы не ожидали, что вот такая смена происходит, поэтому необычно всё, поорать надо немножко: «Ничего себе!». Такой некоторый шок. Шок. Вот это вот неожиданное устройство нового тела, вот эта неожиданность некоторая, вот эта беспомощность, потому что мы не можем этим руководить, что-то новое, непонятное. Некоторый даже ужас. И с другой стороны некоторое оповещение. Оповещение о том, что мы явились и скоро во всём разберёмся, и всем покажем, как следует, кто здесь главный. . Оповещение: «Всё, я пришёл, теперь у вас спокойной жизни не будет. Я есть. Всё».
00:27:17 И на привыкание обычно уходит какое-то время. У кого-то год, я не знаю, у кого-то больше. И потом душа опять себя чувствует, как дома, привыкла к новому набору. Только желания из прошлой жизни преследуют душу. Они преследуют. Мы говорили, да, на прошлой лекции? И так, попав сюда из-за своих глупых желаний, мы изо всех сил пытаемся делать вид, что нас устраивает наше положение. Вот в этом иллюзия мира. Человек изо всех сил пытается сделать вид, что всё нормально, его это устраивает. И он пытается это всем доказать, что мы не жалеем о своём решении провести остаток жизни на этой планете, что нас всё устраивает, всё нормально, всё хорошо, всё окей. Окей.
00:28:05 Человек улыбается изо всех сил, делая вид, что ничего особенного не происходит, но оно происходит: с счастьем проблемы, тело стареет, окружающие нас недолюбливают, смерть не за горами — что-то происходит. Происходит. Но человек изо всех сил пытается делать вид, что всё нормально. Хотя, конечно же, как мы разбирали раньше в этих стихах, мы понимаем, что в самой смерти нет чего-то страшного или обидного — наоборот. Даже если мы берём эту концепцию реинкарнации, то мы видим, что человек разумный даже немножко радуется этому. Почему? Потому что взамен старого и больного тела, что он получает? Молодое, здоровое, сильное. Но, конечно, так не всегда везёт, но, в принципе, в любом случае так помоложе будет. И смена тела позволяет живому существу испытывать разнообразные радости, страдания, в зависимости от того, что он натворил в своей прошлой жизни.
00:29:09 И человек, который понимает все эти законы, все эти перемены, его называют Дхирой. Дхира, мы уже вы учили это слово. Дхира буквально переводится как трезвенник, трезвомыслящий. Трезвомыслящий — Дхира. Трезвомыслящий. Трезвомыслящий. И трезвомыслящий человек изучает мироустройство с точки зрения Бога. Любое другое мировоззрение несовершенно. Причём так концептуально несовершенно и очень похоже на такое, знаете, объяснение ребёнку, что его нашли в капусте. То есть никто нормально объяснить ничего не может. Никто не может объяснить, потому что невозможно здесь ничего увидеть. То есть что мы можем здесь разглядеть? Что можем разглядеть? Это всё равно, что муравей пытается понять, как устроен башенный кран. Что он может понять? Ничего не может понять. Слишком большое всё это, то есть другие пропорции.
00:30:12 И материальные тела. Что такое материальное тело? Материальное тело — это скафандр, который позволяет нам находиться во враждебной атмосфере определённой планеты. А атмосфера Земли вовсе недоброжелательная к духовной природе, ничего доброжелательного нет. Всё это химические элементы. И этот скафандр, он позволяет тут вообще находиться, то есть он устроен так, чтобы мы могли здесь находиться. Скафандр, всё нормально. Если бы мы смогли попасть прямо сейчас на другую планету, то без соответствующего скафандра ничего б не получилось, мы погибли бы сразу же, моментально. Поэтому существуют вот эти тела, которые приспособлены для определённой атмосферы. В Ведах есть интересное описание разных мест.
00:31:01 Эта Вселенная описывается, одно интересное место, в котором находится Шива. Очень интересное место. И правила посещения этой планеты. Есть правила посещения этого места. У каждой страны есть правила посещения, свои некоторые такие нормы. И правила посещения той планеты, они состоят в том, что попасть туда можно только в женском теле. В мужском теле попасть невозможно. Только в женском теле можно попасть. Поэтому, как только мы попадаем в эту область Вселенной, тут же автоматически мужское тело превращается в женское. Меняется скафандр: поменялся. Там только женщины. Интересное место, необычное. Вообще много интересных мест. Увидеть их невозможно, но о них можно прочитать, много описаний есть. Поэтому если у нас есть желание увидеть Бога, наше материальное тело тоже смениться на духовное, потому что увидеть Бога в материальном теле невозможно, оно не приспособлено для того, чтобы видеть духовную реальность. Поэтому необходимо сменить, одухотворить. Необходимо эту реинкарнацию провести. Это последняя реинкарнация — материальное тело сменить на духовное.
00:32:12 Но проблема в том, что мы пришли на эту планету не для того, чтобы встретиться с Богом на этой планете — вот в чём проблема. Мы пришли сюда, чтобы от него спрятаться. Тут все в прятки играют. Вы заметили, все прячутся? В квартире шторы. Вот что мы сейчас сделали? Все спрятались. Надо спрятаться ото всех. Тут все постоянно прячутся, никто никого видеть не хочет. Спрятаться. И поэтому вот такая главная игра этой планеты — это прятки. И каковы же правила? Мы пытаемся спрятаться от смерти, одевая различные костюмы, думая, что она нас в очередном костюме не узнает. Это похоже на карнавал. «О, я спрятался в костюм паука, всё, теперь меня никто не узнает». Но смерть узнаёт всех по походке, по выражению глаз, по нашим желаниям. Всё в глазах написано.
00:33:07 И блеск глаз остаётся тот же. Какое бы тело вы не взяли, блеск глаз остаётся тот же. То есть какой бы костюм… Всего есть 8 400 000 костюмов в этой костюмерной. Костюмерная большая достаточно, звёзды пытаются имитировать это, но, я думаю, столько ни у кого нет явно. Столько ни у кого нет. Учёные ещё не всё посчитали. Сейчас идёт перепись населения Земли, и посчитали где-то полтора миллиона. Полтора-два миллиона зарегистрировано живых существ. Но наука пришла примерно к такому же выводу, что примерно в районе 8-10 миллионов вот всего должно быть примерно.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] А? Миллиардов? Да? Я читал, миллионов. Видов.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Видов. Вы про людей говорите?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Я про животных говорю.
00:34:02 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Нет, я говорю про каталог видов живых существ. Я помню, что миллионов.
[Из зала] Миллионов, да.
[Рузов В.О.] Миллионов, да. У меня сердце ёкнуло: неужели я ошибся? Миллионов, я точно помню, да. То есть сейчас идёт такая перепись. Всем захотелось узнать, сколько же действительно реинкарнированных форм. И вот сейчас где-то полтора миллиона, но где-то в районе 8-10 ожидается, что если всех переписать. Поэтому сейчас все активно пытаются переписывать. Не знаю, как у них это получится и насколько правильно вот это разбиение на виды, подвиды, я не знаю, это всё достаточно сложно. Но принцип в этом, что примерно да. То есть примерно, проблем нет, примерно те же самые цифры называются. Только заметьте, эта цифра прозвучала в 2007 году. Мы берём «Бхагавад-гиту», которой неисчислимое количество лет, и та же самая цифра приводится. Это успокаивает. Успокаивает. Человека материалистичного это успокаивает. Человека духовного это даже не удивляет, потому что действительно интересно.
00:35:11 Поэтому какой бы костюм мы из этих 8 миллионов 400 тысяч ни одели, спрятать глаза не получится. Спрятать глаза не получится, всё равно нас узнают. Всё, будут написаны наши желания, которые очень далеки от желаний духовного совершенства. И почему мы не видим Бога? Почему мы не видим Бога, неужели его нет? Ведь это мир Бога, творение Бога. Мы знаем, в каждом атоме находится Бог, даже в нашем сердце. Секрет очень прост. Секрет очень прост и секрет в устройстве нашего видения. Не зрения, а именно видения. Видения. А видим мы только то, чем хотим наслаждаться, вот это мы видим. Мы видим то, чем можем наслаждаться, мы видим то, чем пытаемся наслаждаться.
00:36:02 А то, чем мы не способны сейчас наслаждаться, нас абсолютно не интересует, нам это просто неинтересно, мы это не видим, оно просто уходит от нашего зрения. Нас это не интересует и мы это не видим. Например, мужчина не видит магазин косметики, ему это абсолютно всё равно, он мимо проходит, он не замечает. Факт? Мужчины, да? И наоборот, женщина не видит магазин запчастей, если она не водитель. Ей всё равно, она прошла, не заметила. Она не заметит, что новый магазин открылся, ей всё равно: «Ну и ладно». Не видит. Она не может этим наслаждаться, а он не может этим наслаждаться. Не может, ни одной эмоции не происходит. Сегодня мне жена полчаса рассказывала, как она какую-то штуку купила и очень довольна, которую она не могла даже в Москве купить, туда приехала и там купила. И очень долго (полчаса) мне свою радость выливала, я радостно поддакивал, но у меня ни одной эмоции не возникло, то есть никакой радости я не испытал. Ну, женщин надо выслушивать, никуда не денешься. Сам принцип.
00:37:09 Я ей пытался что-то рассказать, она никакой эмоции не испытывала в ответ, так вот и живём. Видим всё разное. Видим всё разное. То есть то, чем можем наслаждаться, то и видим, оно аж высвечивается. Знаете, подсвечивается немножко, так люминисцирует, подсветочка возникает. Человек, как завороженный идёт. В магазинах интересно смотреть: человек увидел что-то и всё — он идёт, как зомби. Всё, увидел. В этом секрет. В этом секрет очень интересный. Каждый считает свою телепрограмму интересной, а другие вообще не понимает: «Что там смотреть? Абсолютный ноль». Поэтому все борются, воюют.
00:38:00 И что же нам мешает? И в этом идея, что мы пытаемся тут наслаждаться, видим свои вот эти наслаждения и Бог больше всех мешает нам наслаждаться материей. Он нам мешает, он сразу развеивает все наши иллюзии. Поэтому мы не просто не видим Бога, мы не хотим его видеть, он мешает нам. Он всем мешает. Поэтому мы стараемся изо всех сил сделать всё, чтобы его вообще не было видно: «Уйди с глаз наших». Наконец мы дошли: «Религия должна быть отделённой от государства». Объявили: «У нас светское государство». Но где мы все живём? В государстве живём. Вы заметили, нет? Мы живём в государстве, в рамках государства. Мы не от государства хотим отделить Бога, мы хотим его от себя отделить. Мы хотим его от себя отделить на уровне закона, на уровне идеи. Мы не хотим его видеть в нашем государстве.
00:39:01 В нашем государстве могут жить все: китайцы, японцы, русские, нанайцы – кто угодно. Все могут жить. Русских меньше всего уже осталось — неважно, любой может жить. Комары могут жить, мухи. Мы беспокоимся, что там оленей каких-то мало осталось, бабочек, но Бога мы отделили: «Всё, въезд закрыт». Нон грата персона: не имеет права находится в нашей стране. Любой может находиться! Факт? Всё. Мы терпимы ко всему. Мы всё стерпим, всё, что угодно. Россия — самая терпимая страна. В любой другой стране намного больше проблем в этом плане, терпимости меньше. У нас очень терпимая страна. У нас абсолютно нормально все друг к другу относятся. Так, бывают, конечно, люди без мозгов, но они везде без мозгов. Но так, люди терпимы. Жить нужно спокойно, факт. Но вот к Богу все нетерпимы. Всё, отделили от государства.
00:40:01 Взяли, отделили очень просто с помощью закона, с помощью Конституции. Такая Конституция ненависти к Богу, Конституция нежелания видеть Бога. Если б можно было запретить Бога, его б давно уже запретили. Не получается, просто не запретишь, слишком известная личность. Слишком известная. В одном известном мне городе в каждую школу раздали такой план боевых действий, на котором были отмечены все религиозные организации, находящиеся с этой школой в одном районе. Чтоб знать врага в лицо, чтоб все их знали. Врага надо знать в лицо, да. Жалко, что фотографию Бога-преступника никому не раздают, что «будьте аккуратны, может явиться Бог-преступник».
00:41:00 Бояться раздавать фотографию Бога-преступника, бояться, что, может, проблемы начнутся. Опасно, ведь всепривлекающий, не похож на бен Ладена-то, поприятней как-то выглядит . Одним словом, что мы любим, то и будем видеть повсюду — вот в чём секрет видения. Что мы любим, то и будем видеть. Если мы любим кефир, будем видеть кефир повсюду. Что б мы ни любили, мы это будем видеть. Так и произойдёт, в этом идея. Поэтому если человек любит Бога, он будет видеть Бога повсюду. В этом нет большой проблемы. Поэтому у нас есть проблема с нашим видением. Что же нам делать? То есть мы не любим Бога, поэтому мы не видим его, какой шаг нам предпринять?
00:42:02 И мы уже выясняли раньше, что ответ даётся в Ведах очень простой: его надо увидеть ушами. Увидеть ушами. Для этого и даются ведические трактаты. Сейчас я открою некоторую тайну. Люди читают трактаты, да, духовные трактаты, божественные трактаты, люди читают, но опять ничего не видят. Что ж такое? Читают, но не видят. Вроде есть книга. Смотришь в книгу, да, Бога не видишь. Опять всё та же мудра традиционная — видишь фигу. Почему? Потому что духовные трактаты, любые духовные трактаты, Веды, не читают — над ними размышляют. Их нельзя читать, как роман. Их нельзя читать просто, как какое-то произведение, как «Войну и мир». Нет, надо над ними размышлять. В этом секрет.
00:43:02 Размышлять — вот в чём божественный секрет, тайный секрет йоги. Над йогическими трактатами надо размышлять, осознавать. Размышлять и осознавать. Невозможно посмотреть сразу в конец «Бхагавад-гиты» и понять, в чём дело, как в каком-то там детективе. Всё, раз, раз, понятно: убийца слесарь. Нет, тут так не поймёшь. Если бы это было простое произведение, мы бы сразу в конце посмотрели и сказали: «Ну, всё понятно, мы разобрались в йоге». Нет, нужно каждую буквочку осознать, над каждым стихом поразмышлять. Поэтому я прошу, например, перед каждой лекцией: «Прочитайте заранее стих», – чтобы размышление было. Поразмышлять надо над каждым словом, над каждой буквой, над каждой строчкой. Не читают — размышляют.
00:44:01 Поэтому наша задача не прочитать «Бхагавад-гиту», упаси Бог, наша задача — начать жить по принципам «Бхагавад-гиты», а это возможно, только если мы размышляем над ней. Есть два способа духовного развития, которые описываются в «Бхагавад-гите», мы должны их знать. Первый называется садхана-сиддхи. Красиво звучит. Садхана-сиддхи. Что это такое? Это достижение совершенства через строгое следование всем правилам и ограничениям. То есть человек строго следует всем правилам и ограничениям. К нему приходят волшебные способности, он достигает совершенства, может видеть Бога. Почему нет? Второй способ называется гуру-крипа. Гуру-крипа, то есть это совершенство через удовлетворение своего учителя. Как обрести гуру-крипа?
00:45:00 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Очень интересно. Да, конечно, сначала нужно как минимум учителя. Мудрецы говорят, что это совершенство достигается только посредством развития истинного смирения. Только через смирение. Когда ученик становится совершенно смиренным, к нему приходит совершенство от его учителя, оно переходит. Происходит чудо — переходит. Мы знаем эти строчки из Вед: «Мукам кароти вачалам пангум лангхайате гирим йат-крипа там ахам ванде шри-гурум дина-таранам». Как это переводится? «Я с почтением склоняюсь перед духовным учителем, освободителем всех падших душ, по милости которого немой может стать красноречивым, а хромой может преодолеть гору. То есть приходят все совершенства. И каким способом мы воспользуемся, кто мне скажет?
[Из зала] Вторым.
[Рузов В.О.] Вторым, есть вариант.
00:46:01 Ещё какой есть вариант?
[Из зала] Комбинированным.
[Рузов В.О.] Комбинированно. Это будет более верно. Обеими. Не будем отвергать ни тот, ни другой, воспользуемся одновременно этими способами, не пренебрегая никаким из них. Совершенство состоит в том, что человек начинает помнить о Боге. Это совершенство. Человек начинает помнить о Боге, и если он помнит его в момент смерти, то возвращается домой в духовный мир, так утверждает «Бхагавад-гита». Но если всё-таки тень материальных желаний остаётся к моменту смерти, тогда после смерти, например, такая душа попадает на райские планеты, на небо, скажем так, на райский планеты, и живёт там среди полубогов в течение многих тысяч лет, наслаждаясь всей роскошью материального мира. И оттуда она может, постепенно возвышаясь, попасть в духовный мир.
00:47:06 И это не всегда происходит. Поэтому если у неё не получается перейти в духовный мир в этом случае, она вновь рождается на Земле, но уже в очень благородных условиях: в семье трансцендеталиста, где будут все возможности, чтобы продолжать своё развитие. И общаясь с по-настоящему продвинутыми трансценденталистами, когда у нас появляется такая возможность (поэтому очень хорошо родиться в такой семье), если мы общаемся по-настоящему развитыми трансценденталистами, мы можем понять очень простые решения всех своих проблем. Без помощи мудрецов невозможно очиститься от кармы, понять, как это происходит, в чём идея. И за миллионы жизней невозможно очиститься без помощи трансцендиталистов. Мы не можем понять, как себя правильно вести. Вроде бы поняли, и каждый правильный шаг совершается тремя неправильными шагами. Каждое решение проблемы приводит к возникновению ещё двух проблем. Таков материальный мир.
00:48:07 Не получится так просто, не получается, сил не хватает. Но, прислушавшись к советам духовно развитых личностей, мы можем узнать секреты духовного развития, простейшие решения каких-то проблем. И один из секретов состоит в том, что мы можем очень просто избавиться от кармы. Можно очень просто избавиться от кармы. Чтобы очень просто и легко избавиться от кармы, а это задача сложнейшая, сложнейшая задача, но чтобы это сделать просто, достаточно помнить о Боге в состоянии беспомощности. Вот это секрет: помнить о Боге в состоянии беспомощности. Сейчас я объясню, что это такое. Именно беспомощное обращение к Богу приводит к тому, что Бог решает взять нашу судьбу в свои руки. Именно беспомощное обращение.
00:49:03 В основном мы обращаемся к Богу как? Самонадеянно: «Ты мне деньгами помоги, а уж я-то знаю дальше, как что уже, как распорядиться. Ты вот эту проблему реши, вот денежную, а я дальше сам уже». Самонадеянное обращение. Это значит, что мы не собираемся вручать свою жизнь Богу. Мы не собираемся отдавать ему свою карму, нам нужна наша карма. Богатство — это тоже карма, она нам нужна. Поэтому «…Ты там подправь, а я уже дальше сам, я-то разбираюсь». Все люди думают, что «...Были бы деньги, а потратить — проблем нет», да? У любого спросите. Большая иллюзия. Большая иллюзия. Большая иллюзия. Нам не нужен Бог, нам нужны его богатства — в этом проблема, вот в этом секрет. Очень интересный секрет. Миллионы людей съезжаются на Кунхамелу, очень известный праздник, раз в 12 лет проводится. Я был. Для чего? Чтоб получить микроскопическую часть капельки нектара полубогов. Нектар бессмертия, который разбавлен в целой реке.
00:50:11 Миллионы людей съезжаются. В этот день эта капелька нектара падает из космоса. Бульк . И все бросаются туда, в реку, давят друг друга. Но никто не хочет пальцем пошевелить, чтобы с истиной беспомощностью хотя бы один раз повторить святое имя Бога и получить бесконечное количество нектара любви к Богу. Бесконечное количество. В этом маразм некоторый. Человеку намного интереснее получить какое-то чудо, понадеяться на чудо, на какие-то мистические совершенства, научиться ходить по воде, останавливать своё сердце, жить без пищи и воды. Но всё это только для того, чтобы денег побольше заработать, всё это потом просто продаётся. Йога сейчас превратилась в профессию. Такая профессия — йог. «Я выучился на йога».
00:51:10 «Кем работаешь?». — «Йогом». Легко можно встретить таких людей сейчас. «Йогом работаю. Нормально, хорошо платят». Учителя, йоги в Индии мечтают заполучить учеников Запада, приехать жить в Западные страны, чтоб продавать йогу за большие деньги. Сейчас йога дорого продаётся. В Индии за это много денег не получишь, там все йоги. Там все с самого детства в позе лотоса сидят, никакой проблемы нет. Никакой проблемы нет, любой человек с самого детства сидит. В этом мире есть много различных сил — это и мистические силы и силы природы, и божественные силы, но высшая сила во всех трёх мирах... Есть высшая сила, она описывается в Ведах, кто знает, что это за сила?
00:52:04 Есть высшая сила, самая высшая сила. Много разных сил есть, но есть высшая. Кто знает, что это за сила? Очень интересно. Это сила святого имени. Это сила святого имени, она наивысшая. Наивысшая сила — сила святого имени. Представьте себе, что избавление от всех грехов — это просто побочный продукт повторения святого имени Бога, просто побочный продукт. Что же мешает, в общем-то, человеку достичь совершенства, не привлекаясь этими побочными явлениями? Что мешает ему? Почему он так поступает, почему он отвлекается?
00:53:02 Человек не очень понимает, что он ищет. Он не очень понимает, что он может получить, он не очень понимает, в чём смысл деятельности. Поэтому «Бхагавад-гита» так подробно объясняет это. Человек может очень легко в своей жизни достичь величайшего богатства. Вот эта величайшая энергия, величайшее богатство состоит в том, что человек может получить служение самому Богу. Он может получить это. Да, не увидеть Бога, а получить служение Бога — в этом также секрет йоги, также секрет духовных трактатов. Все хотят видеть Бога, но это материальное желание. Увидеть Бога — это материальное желание, это ничем не отличается от желания увидеть Путина. Поглазеть, поглазеть. Материализм — это на что-нибудь глазеть. Заметили? То есть глаза находятся в постоянной активности, надо на что-нибудь глазеть.
00:54:03 Глазеть — это форма материального сознания. Поглазеть. На Бога поглазеть, интересно же? Тут так уже всё надоело, на Бога поглазеть. А, одно очередное материальное сознание. Нет. Просто развлечение, так, знаете: «Было бы прикольно на Бога поглазеть». «Сегодня на стадионе будет выставка Бога», — Бог придёт. Интересно. Нет, настоящая мудрость — это ни желание увидеть Бога, настоящая мудрость — это желание служить Богу. Служить Богу — вот в чём идеал сознания, высота сознания, вот в чём развитость сознания. Это последняя ступень в йоге, желание служить Богу. Как служить Богу? Очень интересно, сейчас разберёмся. Бог знает, что мы хотим в то или иное время и даёт нам служение по нашему состоянию, по нашим предпочтениям.
00:55:02 Есть четыре юги, мы знаем, четыре концептуальных периода времени. Сатья-юга, давно было дело. В Сатья-югу людям нравились аскезы и медитация, людям это нравилось. Потом была Трета-юга. В Трета-югу всем нравились огненные церемонии, ягьи, жертвоприношения — здорово, интересно. В Двапара-югу всем нравилось приходить в храм. Приходить в храм, молиться, всё посещать. Сейчас идёт Кали-юга. Кто знает, что всем нравится в Кали-югу? Вот всем нравится.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Близко. А чем конкретно, как вы думаете? Очень интересно, всем нравится одно и то же действие. Всем это нравится в той или иной степени. Кто знает? Этот секрет в Ведах описывается. Кто знает, что всем вот однозначно нравится? А тот, кто скажет, что ему не нравится, — врёт он. Нравится ему. Это не то, о чём вы все подумали. Как вы думаете, что это такое?
00:56:12 Кто попробует сказать?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] А что нравится-то? Это не нравится всем. Не всем нравится.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Нет. Вот что всем нравится?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну это слишком так философски. А попроще, попроще, вот что всем нравится?
[Из зала] Кушать, наверное.
[Рузов В.О.] Близко. Вот уже близко. А когда все покушают, что делают?
[Из зала] Вожделение.
[Рузов В.О.] Вожделение, я сказал, мы не об этом говорим. Не то, о чём вы все подумали. Ещё. Вот близко. Вот после вожделения, после еды, вот после, как вот выспались.
[Из зала] Отдыхать.
[Рузов В.О.] Кино посмотрели, отдохнули. Что ещё всем нравится? Вот это вот очень тонкая нить, которая через каждого проходит, всем это нравится, просто одни себе дают отчёт, другие нет, но всё равно всем это нравится. Все это делают время от времени. Догадайтесь, очень интересно.
00:57:15 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Близко, вот вообще близко.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Но это уже далеко. [Смех в зале]. Вот очень близко к чтению.
[Из зала] Мечтать.
[Рузов В.О.] Мечтать — вот тоже близко. Вот кто сегодня приз получит? Слушать — вообще близко. Читать, слушать — близко.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Смотреть.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Вот вообще близко, болтать. Вот вообще близко — говорить.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Вот вообще близко.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Вот очень близко.
[Из зала] Петь. Рассуждать.
[Рузов В.О.] Петь! Конечно, петь. Кали-юга — это время, когда всем нравится петь. Петь! Петь. Всем нравится петь! Это очень тонкая составляющая нашего времени. Всем нравится петь. Осознанно, неосознанно, все что-нибудь напевают, всем какая-нибудь мелодия в голове крутиться.
00:58:12 Это качество Кали-юги — нравится петь. Это описывается в Ведах. Остальное все по-разному как-то воспринимают. Но вот петь так или иначе всеми одинаково воспринимается. Просто, может быть, мелодии разные нравятся, разные мотивчики, в разных ситуациях человек поёт, но это есть. Музыка души, она звучит, она есть в сердце. Петь. Очень интересно. Да, это редко встречается в Ведах, но я сегодня это прочитал. Вот взял и прочитал, мне было интересно, я сам обрадовался. Очень интересно. Мне это многое дало понять. Петь нравится. Всем нравится. Что бы человек ни делал, он начинает напевать какую-то мелодию, и Бог исполняет наше желание. Желание людей нашего времени исполняется, он даёт служение в виде песни.
00:59:03 Он даёт служение в виде песни. Он даёт мотив песни, рага называется, рага. Мотив песни даёт. Много раг есть: вечерняя, утренняя — какие хотите раги. Он даёт ритм, тал, и он даёт слова, мантру. И когда всё это соединяется, человек получает служение, подходящее для его настроения, для его жизни, подходящее. Классическая йога даёт многолетний метод, тот же самый метод, но многолетний, с помощью которого можно слушать песню прямо в своём сердце. У каждого в сердце звучит песня. Сейчас расскажу, как это сделать. Нужно заткнуть уши большими пальцами. Пока не делайте, а то вы больше ничего не услышите. Есть такое форма медитации, вы закрываете уши большими пальцами, этими пальцами вы закрываете глаза, а эти ложите на лоб. И после этого нужно повторять мантру Ом про себя. Называется Брамари-медитация.
01:00:12 В йоге она описывается, целые трактаты описывают эту форму медитации. Дома попробуете. Я расскажу, что происходит. Когда человек повторяет это много-много лет, не минут, много-много лет, начинается очищение. И через некоторое время, когда внешний слух полностью уходит, внешние звуки отходят на какое-то расстояние, йог начинает слышать звук внутренний. Он появляется в правом ухе сначала. В правом ухе. Первым приходит звук прибоя. Шум прибоя вы слышите. Поэтому многим нравится жить у моря. Вообще всем нравится у моря, да? Звук прибоя — это первый звук, который приходит к йогу. Он начинает слышать шум прибоя. Если вы услышите, скорее всего, это шизофрения, потому что приходит через много-много лет такой определённой практики.
01:01:08 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да. Или уже, да, надо лечиться, на всякий случай. Но если это йога действительно, это настоящая практика (сейчас её невозможно просто осуществить, просто я описываю, как это происходит), сначала приходит шум прибоя, затем приходят звуки неба, обычно такие далёкие раскаты грома. Раскаты грома, очень красиво, на самом деле. Далекие раскаты грома очень красивы, очень так изотерично. Раскаты грома. Затем шум водопада. Водопад. Вы слышите водопад. Очень удивительно. Затем начинает звучать барабан. Звучит барабан. Затем колокольчики начинают звучать. Бронзовый инструмент начинает звучать. И затем он слышит мелодию, то есть вступают инструменты по очереди: сначала звуки природы, затем инструменты вступают по очереди. Он слышит мелодию. Вина играется. Мелодия на вине исполняется очень красивая. И в конце флейта вступает. Флейта. Такой концерт начинает играть в сознании человека.
01:02:28 Одним словом, за много лет он приходит к тому, что слышит песню в своём собственном сердце. А в нашем случае мы начинаем слышать её с самого начала без многодесятилетней практики. С самого начала. Просто берём песню, начинаем исполнять. Очень просто и понятно. Это очень практично для нашей нетерпеливой эпохи. Метод мелодичной мантра-медитации очень практичен, поэтому есть её разные формы. Одна называется киртан, другая называется баджан.
01:03:02 Но когда человек практикует это, то он сразу попадает на высшую ступень йоги. Он считается совершенным йогом, если он способен практиковать эту форму медитации. Поэтому все остальные ступени перечёркнуты. Просто перечёркиваются, они уже не нужны, потому что он достигает самого верха совершенства. Так интересно. Вопросики давайте, я поотвечаю на эту тему.
[Из зала] Чем отличается киртан и баджан?
[Рузов В.О.] Киртан — это пение с минимальным количеством музыкальных инструментов и это пение стоя. Баджан — это пение с максимальным количеством инструментов и это пение сидя. Разные формы. То есть киртан активнее, чем баджан. Разные формы активности. Так же, как в мантра-медитации: есть громкая мантра-медитация, есть тихая мантра-медитация, есть мантра медитация про себя (мана-сика-медитация или медитация в уме).
01:04:06 Поэтому и так же и форма мелодичного повторения мантры, они тоже различаются вот этой степенью активности. Ну и, соответственно, разные мантры употребляются в том или ином случае. Так интересно. Это называетя юга-дхарма. Запишите себе, юга-дхарма, то есть рекомендованный метод совершенства в определённую эпоху. Это юга-дхарма. Так и называется — воспевания имён Бога. Двадцать лет назад, когда я узнал об этом, мне никто не мог ничего объяснить, я просто прочитал в книге и никого не знал. Я был тогда таким музыкантом весёлым. И я прочитал: воспевания имён Бога. И было написано, что нужно 108 раз пропеть имена Бога. Я не знал, что делать, думал: «Как я могу петь?». И подумал: «Ну, на гитаре надо петь». Я взял гитару, взял 108 спичек, пел на гитаре мантру, одну спичку перекладывал, пел вторую. Жена целый день работала, я целый день пел, вот такой был весёлый человек. Потом всё поменялось . Теперь она не работает, а я работаю . Всё честно.
01:05:35 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Приведёт, да. Так как это рекомендованный метод, он очистит. Например, неважно в каком состоянии мы пошли мыться. Если мы продолжаем мыться, мы будем чистыми. Поэтому никто трезвым утром мыться не идёт, все немножко спящие, да? Но когда мы стоим под душем, что происходит? Мы приходим в себя. Знаете, вот прям просыпается активность. То есть встаём совсем убитые, начинаем себя поливать и приходит активность. Уже из ванны выскакиваем торопясь, спотыкаясь, уже активность максимальна. Поэтому неважно, в каком сознании мы начинаем очищать своё сердце, важно, что мы его не прекращаем очищать. Вот в чём идея. В этом принцип юга-дхармы — просто делать это и очищение придёт. В процессе еды . Вопросики?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну, тоже идёт от сердца. Просто так как сердце весёлое у этих людей, то и музыка весёлая идёт, поэтому есть рага — это уже мелодии, данные Богом.
01:07:13 Если вы послушаете действительно известные и популярные мелодии и вы знаете раги, то вы увидите элементы раги в этих популярных мелодиях. Я знаю раги, знаю популярные мелодии, то есть там всё равно есть какой-то элемент раги, то есть это уже изначально мелодия из сердца. Мелодия из сердца. Поэтому, смотря какое сердце у человека, такая у него и мелодия изойдёт. Но в музыкальной классике не принято придумывать мелодию, принято импровизировать на основе уже данной Богом мелодии, это считается совершенством. Когда даётся мелодия, она обыгрывается. Но это мелодия дана Богом, вот это интересно. Когда мелодия придумана, это немножко подозрительно. Чего это мелодия? Мелодия эгоизма? Мелодия зависти? Мелодия вожделения? То есть она проходит через этот спектр, как свет. Свет от лампочки, может быть, и белый идёт, но если мы оденем плафон зелёный, будет зелёным светить.
01:08:11 Также на нечистое сердце одеть некоторый плафон вот этого своего мировосприятия, поэтому и мелодия иногда исходит… Но если она становится популярна, значит, он какую-то часть там, знаете, угадал. Угадал.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] В Ведах описывается, что для того, чтобы стать музыкантом, необходимо три жизни заниматься музыкой. Если человек уже с рождения, значит, это уже третья жизнь, он уже знает, он уже со скрипкой родился .
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Это третья жизнь, да, то есть это некоторый профессионализм, который нужно развивать. Поэтому если вы хотите стать музыкантом, то в этой жизни нужно начать пробовать.
01:09:04 Но так как слух, ритм — это вещи такие, от тела зависящие, то в этой жизни может не получиться стать известным музыкантом, но таким работягой можно стать в этом плане. Но в следующей жизни вы сразу уже со слухом родитесь, с ритмом, никакой проблемы не будет. Но не в этом задача, потому что вот эта любовь к раге, любовь к истинной мелодичности, она находится в сердце любого человека и неважно, какие там механические способности.
[Из зала] А художники?
[Рузов В.О.] Ну, мы сегодня не о художниках говорим. Но то же самое, принцип тот же, тоже три жизни. То есть любой деятель искусства — танцы, музыка, художественное искусство — всё три жизни. Три жизни. То есть с первого раза не получается. Первый раз, может, придётся всю жизнь учиться, знаете, японские мультики рисовать.
01:10:00 Но во второй жизни уже, может быть, сразу рука будет выводить нужную линию. Не так это просто, то есть это некоторая наработка из прошлого. И такие виды искусства, чтобы дойти до божественного уровня, необходимо долго заниматься. Три жизни, описывается. Но это не входит в наши планы. То же самое танцы, вообще деятели искусства, театральное искусство. То есть человек уже рождается с любовью к сцене, он уже лезет на сцену, он не может за сценой сидеть, на сцену вот на четвереньках вылезает, мешается играть Поэтому да, это некоторые вещи, в общем-то. Он уже рождается в семьях соответствующих, где уже такая ненормальная жизнь идёт. Жизнь деятелей искусства всегда немножко ненормальная, то есть нужно полностью в это погружаться. Полностью. Поэтому он рождается в такой ненормальной семье. Потому что если вы будете в нормальной среде идти по этому пути, вне среде искусства, то начнутся проблемы, будут все против. Это да, где-то на три жизни расписывается.
01:11:16 [Из зала] Вячеслав Олегович, по поводу раги. Чтобы она звучала в сердце, её надо активировать, слушая [неразборчиво].
[Рузов В.О.] Нужно просто слушать и петь. Петь и слушать, да. А то, знаете, есть такие активаторы в автобусах всевозможные, в разных маршрутках. Проехал минут 20 и всё, выходишь уже активированный, уже идёшь и напеваешь. Активировали какую-то мелодию. Они же созвучны нашим желаниям, наши желания ещё низкие. Поэтому что такое популярные композитор и певец? Он просто пишет созвучно нашему сегодняшнему сердцу и всем это нравится, и у всех она наигрывает там: «Ты морячка, я моряк». . Ты собачка, я собака. То есть все и всё. Идёт и напевает, а что делать?
01:12:21 [Из зала] [А вот музыка, откуда они черпают? Неужели это тоже из раги?]
[Рузов В.О.] Всё оттуда же, да.
[Из зала] Да?
[Рузов В.О.] Конечно. Просто это такие, знаете, орать басом и фальцетом.
[Из зала] [То есть неразрушительная она?]
[Рузов В.О.] Она не разрушительная, она чему-то соответствующая. То есть она находит отзвук к сердцу определённой категории людей, у которых такие же желания. Желания очень простые, обычно немножко пива надо, чтобы войти в этой состояние радостное. Немножко веселья какого-то такого. Поэтому это просто соответствие, то есть это музыка сердца человека, у которого сердце находится в этом состоянии. То есть вот он сам в этом состоянии и товарищи с таким же сердцем, они находят друг друга и им очень весело вместе. Они собираются на стадионе, правда, его нужно охранять ОМОНом, чтобы это состояние не вылилось в город.
01:13:28 Кому-то нравится спорт, тоже люди весёлые. Они тоже находят общее состояние, тоже надо ОМОНом охранять. То есть почему-то всё вот такое прекрасное нужно ОМОНом охранять, это вызывает некоторые сомнения в прекрасности данных явлений, уж слишком много охраны надо, чтобы это прекрасное горя никому не принесло. Поэтому так, на всякий случай на входе и на выходе всех постукивают милицейскими дубинками, чтоб помнили, что нужно держать под контролем свои прекрасные эмоции.
01:14:03 Всё-таки как-то там «Третьяковку» ОМОНом не охраняют, как-то всё-таки повыше искусство. И конкурс Чайковского я не помню, чтобы охраняли с ОМОНом и чтобы там рамку ставили на входе. Я не помню, чтобы на более-менее высокую культуру была какая-то охрана, но тут мы можем догадаться, что там танки приходится пригонять время от времени. Поэтому да, есть эта разрушительная, конечно, эмоция, поэтому им хочется время от времени… Чтобы классический музыкант разбил свой инструмент на сцене, это, извините, но это будет его последний концерт. Всё-таки как-то, знаете, у классического музыканта есть любовь к своему инструменту. А когда он его берёт и разбивает на сцене, ну как-то не считаю я его музыкантом тоже вот. От имени всех музыкантов хочу сказать, что если ты любишь свой инструмент, даже если ты, ну, музыкант, даже если ты играешь достаточно весёлую, современную какую-то концепцию, никогда нормальный музыкант не будет издеваться над своим инструментом, никогда. Он его будет целовать и тряпочкой протирать, факт. И, не дай бог, вы тронете его инструмент.
01:15:21 А если вы поставите его инструмент и к батарее прислоните, очень удобно, знаете, батарея, она рифлёная, и люди неопытные, они так на батарею ставят, он с этим будет гнаться за вами всю жизнь и никогда вас больше к себе домой не пустит. И никогда он не положит её под ноги на сцену, чтоб кто-нибудь наступил. Всё в футлярчик, подальше от людей. Даже на гвоздик не повесит, нельзя на гвоздик вешать, потому что меняется геометрия инструмента. Футлярчик и с собой везде. А когда всё в клочья разбивается, ну как-то не верю я в музыку такую, как-то вот веры нет. Не музыка это, это такое невежество, тяжёлое невежество. Некрасиво это.
01:16:13 Поэтому если действительно что-то достойно какого-то нашего внимания, там всегда есть какая-то чистота, всегда есть какое-то уважение к своему рабочему месту, всегда есть какая-то некоторая такая вот грамотность. Грамотность. Ну не будет нормальный повар стучать ложкой по боку кастрюли, не будет. Это очень подозрительный повар, который молотит по краю кастрюли, и там отламываются кусочки эти... Мы можем увидеть качество действия, поэтому человек должен искать, конечно, более чистые проявления. Более чистые проявления. Во всяком случае, не нужно идти в место, которое охраняется ОМОНом, танками и милицией. Просто ради собственного разума не нужно туда идти, нужно в другое место сразу же идти. Сразу разворачиваться и идти полностью в противоположное место. Очень рекомендую .
01:17:18 Ещё какие-то вопросики?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну вот так мы празднуем. Вот так мы празднуем.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Такие празднества. Мы можем увидеть качества праздника, да, по тому, насколько его надо охранять, насколько люди общительны, насколько их общение возвышено.
01:18:03 Интересно наблюдать праздники в культурной части Востока. Могут собираться тысячи людей, десятки тысяч людей. Я был на таких праздниках. И праздники продолжаются много часов, но я ни разу на таких праздниках не видел каких-то стычек. Ни разу не видел каких-то стычек. На Востоке даже драки нет в нашем понимании. Драки нет. На Востоке толкаются в грудь. То есть нет вот удара по морде, нет такого явления, что кто-то подошёл и ногой в лоб, знаете, кулаком в нос — такого явления нет. Да, ругаются, да, есть проблемы иногда, ну есть, тоже выпивают, народ весёлый. Но ругаются — вот толкаются, знаете, вот как вот дети. Толкаются. Максимум что — это пощёчину дадут, то есть это очень обидно вообще. Это всё, это вообще, сразу все всё, это страшная обида. То есть нет вот такого, чтоб забор разломали на доски и долго били друг друга. Я никогда такого не видел. Никогда.
01:19:13 Если это массовые гулянья, никогда такого нет, никто никогда не будет вот так вот драться никогда. То есть всё зависит от культуры. От культуры. Но сумасшедшие люди есть везде, поэтому не без этого. Весело. Сам принцип, что всё зависит от того, насколько мы культурны. Поэтому люди культурные, даже если возникает проблема, на празднике они не будут вести себя безкультурно. Зачем портить праздник другим? Ну, у тебя он испортился, но другим, зачем портить? Это культура. Разобрались? Как раз у нас праздники идут.
01:20:09 [Из зала] Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых.
[Рузов В.О.] Да.
[Из зала] Но настоящие святые, они же всё равно о живых скорбят.
[Рузов В.О.] Они не скорбят о рождении и смерти, они скорбят о том, что живое существо имеет возможность изменить своё положение, но не хочет этим воспользоваться. Имеет возможность, но не хочет, не может, поэтому скорбит. Но не скорбит о смерти живого существа, потому что понимает, что смерти нет. Просто есть потерянный шанс — вот о чём. Это сострадание называется. Когда мы видим шанс другого человека, но он им не пользуется, и мы сострадаем, да, это очень обидно. И мы понимаем это горе. Это самое великое горе — иметь шанс и им не воспользоваться. Даже в материальной жизни это считается горем.
01:21:01 Человек так переживает, когда у него был шанс, а он не воспользовался, вот он всю жизнь потом переживает. Всю жизнь. И у каждого человека в наше время есть шанс. Но он может им не воспользоваться и перейти в форму кузнечика, а там уже шансов нет. В теле кузнечика шансов нет. Там главная задача — вовремя прыгнуть. То есть уже больше задач нет, всё. Поэтому это, конечно же, сострадание, потому что такого шанса может не быть. Последний шанс потому что.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Можем не успеть, да, но то, что мы успеем вспомнить, оно не аннулируется, оно останется с нами.
01:22:03 Духовные достижения не аннулируются в момент смерти, нет, они сохраняются. Всё остальное аннулируется. Все материальные достижения аннулируются. Почти все аннулируются. Мы говорили только вот какие-то такие наработки в плане искусства могут оставаться, потому что так как это рассчитано на три жизни подряд, поэтому да. А всё остальное может уничтожаться, оно просто уничтожается. А вот духовные наработки остаются в полной мере, все 100 процентов. Поэтому это путь самый эффективный. То есть это самое эффективное в этой жизни, что можно делать. Потому что не о трёх жизнях речь идёт, вообще они остаются с нами навсегда. Вот ровно на сколько мы продвинулись в своём развитии, ровно в этом моменте мы останавливаемся, если можно, начинаем дальше. То есть потерь нет. На духовном пути потерь нет. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится, что человек развивающийся никогда не погибнет. Что это значит? Это значит, что его развитие никогда не аннулируется. Он может сменить тело даже, да, но он встанет и пойдёт с той же самой точки дальше. То есть это вот аннулирование не произойдёт. Не произойдёт аннулирование. То есть не придётся заново начинать. Поэтому, конечно же, это интересно.
01:23:26 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, есть такое описание в Ведах. Есть.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Просто наша духовность ещё максимальна, так как мы только вчера ещё... Это как из института, то есть молодой специалист, он вышел, у него ещё максимальные какие-то знания остались и поэтому ему стараются дать, задействовать по его специальности сразу же. Но если он погружается во все тяжкие, то, соответственно, происходит деградация. Поэтому да, есть такое описание, что можно в этом случае даже получить такую великую должность, как архитектор.
01:24:20 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Но не могу я прямо дать какое-то 100 процентное заверение, что прямо всегда и однозначно, но таков путь описан. Таков путь описан. То есть боюсь я в чём-то зарекаться, но таков путь описан, он есть, факт. Разобрались, да? Завтра у нас на этой неделе завершающая лекция, да, правильно я понимаю? Завтра пятница, да? Поэтому завтра завершающая лекция на этой неделе. Спасибо большое, что вы сегодня пришли [аплодисменты]. На следующей неделе мы также продолжим наши занятия, вплоть до 11 числа всё будет продолжаться.