Любовь к врагам

12 июля 2007
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:19:50 | качество: mp3 24kB/s 13 Mb | прослушано: 609 | скачано: 945 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Пожалуйста, с вопросов можно начинать потихонечку. По всем лекциям второй главы. Сегодня праздничный день – последняя лекция второй главы. Кто дожил – те, счастливые. Последние вопросики, потому что в следующий раз мы начнем третью главу, ко второй уже не будем возвращаться.

00:01:01 [Вопрос неразборчиво]
[Ответ] Законы Ману – это законы для человечества в предыдущий период времени. Это некоторый Вселенский уголовный кодекс, когда вся Земля была под единым руководством более-менее, поэтому были единые законы для всей Земли. Т.к. сейчас Земля разделилась на страны, не знаю, сколько сейчас стран, очень много, поэтому каждая придумала себе свои законы назло всеобщим. Поэтому и специфика утеряна, т.к. уже другая ситуация, поэтому специфика утеряна какая-то. И не применима в данной ситуации, но поучительна.
[Вопрос неразборчиво]

00:02:00 [Ответ] что значит, откуда? Ну, вот законы для Земли. Законы дал Ману. Ману – прародитель человечества, он дал эти законы для земли. Вот жили, пока Земля была едина. Когда распались, перестало действовать. Очень просто. Как Россия: был общий закон для СССР, все распались, сделали свои законы, всем на всех все равно. Точно также и Земля. Был единый закон, потом все разбежались в разные стороны, всеобщего закона нет. Все просто.
[Вопрос] т.е. они не опубликованы, не записаны…
[Ответ] опубликованы, записаны, их все могут прочитать, они изучаются в аюрведических институтах. Я их лично изучал. Как? Точно также, как римское право изучается. Также же законы Ману тоже изучаются. Как история. История нашего закона. Очень даже известная вещь.

00:03:03 [Вопрос] на каком языке они написаны?
[Ответ] на санскрите. Очень просто. На первом курсе изучаются или на втором. Просто это изучение не дает какую-то пользу. Потому что это больше сейчас имеет культурологическое значение. Т.е. нужно понимать, какая культура поддерживалась этим законом. Если не понимать, какая культура поддерживалась, тогда и закон тоже будет непонятен.
[Вопрос] а какая культура поддерживалась?
[Ответ] нормальная культура поддерживалась. Культура варнашрама-дхармы.
[Вопрос] т.е. ведическая культура?
[Ответ] что значит ведическая? Космическая традиция. Т.е. определённый закон для этой Земли. Ведическая – слово очень узкое. Веда – значит знание. Что значит ведическая традиция? – Традиция знания. Все, что дает знание – это Веда.

00:04:07 Ведическая - несколько сектантское выражении. Не ведическая, а космическая традиция. Ну, закон притяжения – это ведический закон или какой? Он в Ведах описан. Дело не в ведическом. Причем тут ведическое? Нет. Эти законы были даны для этой Земли, и все им следовали. Потом перестали. Не захотели, поэтому проблемы. Как только человек перестает следовать законам, начинаются проблемы. Мы знаем, что есть закон притяжения, потом я решаю, что закона притяжения нет. Беру стакан и отпускаю. И что с ним происходит? Он всё равно подчиняется закону притяжения. Поэтому есть законы кармы. Поэтому законы Ману переводят на бытовой язык законы кармы.

00:05:01 Аннулируют законы кармы: поступишь так – правительство должно тебе голову отрубить. Если ты другому в глаз – тебе тоже глаз, на всякий случай. Если это сделаешь – столько лет тюрьмы, если это сделаешь – вот так вот тебя накажем. Т.е. это уголовный кодекс, приравненный к законам кармы. Законы Ману. И т.к. люди не принимают закон кармы, то им законы Ману кажутся жестокими. Они не жестокие, они равноценны. То, что сейчас – сентиментальные законы. Т.е. он может убить 40 человек, а ему 20 лет условно дадут. И он их отсидит, пока этот суд будет идти. И потом ещё через 6 амнистий выйдет. Т.е. не равноценные законы, они не соответствуют законам кармы. Закон кармы простой - глаз за глаз, зуб за зуб. Все очень просто. Поэтому, убил – вперед. Двух убил – это уже два раза можно умереть. Т.е. закон кармы очень простой – это закон сохранения энергии. Что сделал, то и получи, все очень просто. И законы Ману максимально приближены к законам кармы, поэтому они позволяют совершившему в этой жизни грех, аннулировать его в течение этой жизни.

00:06:15 И в следующей уже дальше продолжить своё развитие. Современный закон не позволяет грех аннулировать в этой жизни, поэтому приходится рождаться и снова страдать-мучиться. Понимаете? Поэтому сейчас может показаться, что это нечеловечные законы. Он не человечный, он кармический закон. У нас человечность очень странная, у нас человечность до тех пор, пока с тобой это не случится. Мы человечны, пока с нами что-то не случилось. Как только с нами что-то случилось, вся человечность пропадает, все всё сразу забывают о всякой человечности и требуют равноценного наказания. Так же? Факт. Поэтому да, с одной стороны мы должны прощать того, кто нас обидел, факт, мы его в душе прощаем, потому что мы понимаем, что, в конце концов, мы просто получили последствия своей собственной деятельности.

00:07:05 Поэтому самого деятеля мы прощаем, но т.к. это была его личная свобода воли, закон должен его покарать, чтобы аннулировать его карму. Чтобы он дальше продолжил своё развитие спокойно. Понимаете? Просто закон Ману максимально приближен к закону кармы. А закон кармы – закон суровый. Поэтому людям кажется закон Ману жестоким. А не жестокий он, он честный. У нас, когда честно, кажется жестоко, нет. Просто честно. Если человек не честный, то честность ему кажется жестокостью. А если человек честный, то честность ему кажется справедливостью. Поэтому т.к. сейчас преступность стала модной… просто модно. Посмотрите - деться некуда? Шансон везде, телесериалы про все. Т.е. преступность просто в моде.

00:08:02 Наколки, посмотрите, как вошли. Это преступная культура. Все эти наколки, то-се. Каждый сейчас себе уже… Чуть ли не каждая вторая девушка себе что-нибудь наколола, штуку, сама не знает, что. Просто преступная мода. Т.е. и соответственно входит такое преступное отношение к закону, что закон должен быть символический. Что преступников жалко. Это же романтика! Они же ради романтики пошли! Романтика – попасть на зону, обокрасть кого-нибудь. Поэтому и закон должен быть легкий. Поэтому сейчас преступное отношение к закону. Сейчас закон воспринимается с точки зрения преступника. А значит вот такой закон, к сожалению. Сам учился в юридическом, очень сильно устал учиться, потому что очень сразу все понятно.

00:09:03 Поэтому в народе ходит веселая поговорка, что закон, что дышло, куда повернешь… да. В этом идея. Поэтому законы Ману были достаточно жесткие законы, было четко прописано: украл – руку отрубить. Все, воровать не хотелось. Вот, не хотелось. Просто не хотелось, очень просто. Очень простая система. В другом законе ставили клеймо на лоб «вор» и все, не больно, в принципе, и живешь спокойно. Хочется жить с таким клеймом? Не хочется. Сто раз подумаешь: воровать или нет. Просто клеймо на лоб «вор». И все. Очень простые законы, простейшие. Клеймо на лоб и пошел дальше. Даже, в общем-то, и в наказание не садили на 5 лет за воровство. Клеймо на лоб - и вперед. А что его садить? Уже на лбу все написано.

00:10:06 От этого пошло выражение: «на лбу написано», потому что на лбу писали «вор» или «насильник». Все. Да кто к нему подойдет? Какая женщина? Никто не подойдет. На лбу написано «насильник». Очень простой закон. И карма на всю жизнь, и можешь каяться, можешь извиняться: «Да не вор я». На лбу написано «вор», все будут расходиться, пустое метро будет. Заходят, а тут написано «вор, насильник, убийца». Весь вагон выйдет и в следующем поедет. Зачем с ним ехать правильно? На всю жизнь! Хочется? Не хочется. А то он сидит эти 6 лет – толку-то какого? Никакого толку, он тут сам себе вор, главный вор, великий вор, все пальцы, везде написано «вор». Это сейчас гордо звучит - вор. Вор – это гордо. Очень гордо - вор. Это, фактически, царь. Каста воровская. Нет, просто на лбу «вор», и все сразу разбежались во все стороны.

00:11:11 Ты на лбу напиши, а не на плече наколи. Поэтому да, законы были жесткие, было все просто, ясно и понятно. А сейчас это не человечно – на лбу накалывать нечеловечно. А то, что он спокойно в автобус сел и у бабушки пенсию украл, и ей потом неизвестно как жить месяц, это никого не волнует. Никого не волнует, а он заходит и сразу украдет, и его не поймаешь, этого щипача. У меня был друг-щипач, его так и не поймали, он всю жизнь ворует. На Пасху в церкви ворует, и так никого и не поймали. Вот на лбу надо было наколоть. Причем какой-нибудь флуоресцентной краской. Чтобы ночью светилось еще, и мигало-переливалось. Факт. Воруют и воруют, сколько их в метро, посмотрите. Очередь стоит на кошелек, ужас!

00:12:06 Даже я, уже насколько опытный, и то у меня уже все украли. Уже не знаю, куда прятать в метро, воруют в этой давке. Лето, жарко, ну куда все это прятать? Сейф с собой на каталке катать? Страшно. Попробуй: паспорт, деньги. Это ужас. Мне потерять паспорт, - это нужно ехать на Дальний Восток, все это делать. Так я вот все время и хожу, нервничаю. От всех подальше. А так понятно - на лбу «вор». «А, понятно, здрасьте». Все просто. А второй раз украл – руку бух, и отрубили. И нечем уже воровать. Ногами трудно уже, пока научишься ногами воровать. Уже все. Потом другую. с одной уже трудновато.

00:13:04 Т.е. тут это сочетание, что мы должны прощать и того, что служители закона должны наказывать. Вот это должно сочетаться в разумном понимании ситуации. Да, мы должны прощать, но служители закона должны наказывать. А иначе будет беспредел. Это их работа – наказывать ради блага всех других. Да, со слезами на глазах. На лбу наколоть «вор». Хочешь наколку? Вот наколем «вор». А любая наколка вообще переводится как «дурак». Вот наколол, дурак значит. Все равно, что взять гвоздь и на стенке на своей на новой нацарапать «дурак».
[Вопрос про индейцев]
[Ответ] у них своя культура. У них тоже, так сказать, некоторая традиция. Ну, если человек просто так берет и на не своем теле делает дырки, то очень странно. Вот вы возьмете гвоздь и на своей новой машине нацарапайте что-нибудь.

00:14:19 Не будете царапать. Индейцы делают тюнинг. У них, так сказать, искусство. А тут явно «дурак», он сам не знает, что это такое. Сам не знает. Потом очень сильно удивляется, когда специалиста встречает. Сейчас очень модно восточные наколки. А когда он встречает специалиста, и ему это переводят, что он там себе наколол, ужас какой-то. Т.е не нужно в это лезть. Не наше дело колоть чужое тело. Нам его дали в пользование, не нужно в нем ничего колоть.

00:15:00 Как в библиотеке - книжку вернуть в том же виде, поэтому есть обложка, чтобы книжку не испортить, а на теле есть одежда, чтобы тело не испортить. Потом тело нужно вернуть таким, какое оно было. Не нужно.
[Вопрос про украшения]
[Ответ] ну это рекомендованные вещи. Это описано специально. Когда на носу прокалывается точка, эта точка снимает вожделение. Она специально прокалывается, эта точка вожделения, чтоб его не было. Это рекомендованная вещь. Главное знать, на какой ноздре, потому что сейчас все глупенькие и почему-то другую ноздрю прокалывают, и полностью, абсолютно другой результат.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] не надо уши прокалывать. Лучше не прокалывайте просто так.

00:16:03 Дело такое…не торопитесь что-либо прокалывать. С мужем посоветуйтесь. Может он не захочет, когда узнает в чем секрет. Еще какие-то вопросики.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] да. Это энергия души и от нее не возможно избавиться, её можно одухотворить. Одухотворить. Как воздух. От воздуха в квартире не возможно избавиться.

00:17:02 Его можно очистить. Благовония зажечь. Фильтр поставить.
[Вопрос про желания]
[Ответ] Да, пусть приходят. Они приходят, и если они не греховны, мы можем их исполнять. Так, чтобы это помогало нашей духовной жизни. Почему нет? Какая проблема?
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] если греховные, тогда, да. Тогда пришли-ушли. Ну, просто мы понимаем, что у нас там. Какой там у нас набор.
[Вопрос не разборчиво] про желания
[Ответ] они в очереди стоят, такая длинная очередь, причём заходит за угол. У когда очередное выходит, мы удивляемся: «Неужели мое? Нет, это кто-то наслал на меня порчу.

00:18:05 Сам бы я никогда, сам я - нормальный человек». Там за углом такая очередь стоит! Индейцев. Такие там красавцы за углом. Потому что мы много что совершали. И если, не дай Бог, человек скатывается до употребления одурманивающих веществ, то он теряет контроль и может совершить что-то. Может совершить что-то. Что поделать? Посмотрите, время от времени президентов стран судят за всякие такие глупости, вообще! Ужасные. Даже великие личности, время от времени, не способны контролировать свои чувства. Поэтому нужно быть крайне бдительным. Т.е. даже в трезвом состоянии сознания трудно контролировать свои чувства. А чуть-чуть в сторону и – все. В этом контроль. Вот так вот.

00:19:07 Еще вопросики.
[Вопрос не разборчиво] о принятии ситуации
[Ответ] ну и пусть вылетает, ну что делать. Раздражение – это лучше, чем греховная деятельность. Потом понимаешь, что это плохо, это просто недовольный ум. Ему не нравится, что мы не исполняет его желания. Это даже не мы, это наш ум. Он очень недоволен таким обращением. Жизнь за жизнью мы исполняли его желания покорно. А теперь отказались. Это как ребенок, который бьется головой об стенку. Вот вы ему не купили мороженое, он начинает биться головой об стенку, орать, истерику закатывать. Также ум, он как ребенок закатывает истерику. Орет, кричит, слюнями брызжет. Ну что делать?

00:20:14 Мамы знают, что делать – не обращать на него внимания. Успокоится. А если начнешь его успокаивать, уговаривать – ещё больше будет. Просто нет его, и все. А долго невозможно - скучно. Так же и с умом - ну бесится и бесится, ну что поделать? Перебесится. А мы не обращаем внимания, мы не идем у него на поводу. Ну и бесись. Это современная психология, она думает, что это требование тела, нужно идти на поводу у тела. Нет, не нужно идти на поводу у тела. Нужно контролировать своё тело. Как это – идти на поводу? Мы всю жизнь учились контролировать своё тело, учились ходить, учились говорить, учились общаться, всю жизнь учились контролю, а теперь нам заявляют – контроль не нужен, нужно делать то, что хочется. Как это – то, что хочется? Мне много, что хочется.

00:21:07 Если я буду делать то, что хочется, вы вообще никогда больше на лекцию не придете, мало ли, что хочется. Всем чего только не хочется! Не нужно. Контроль. Мы для этого родились, чтобы контролировать своё тело. Это похоже на машину. Мы должны научиться водить машину. Нужно контролировать свою машину. Потом раз, въехали, людей задавили, спрашивают: «Что такое?». «Ну не знаю, машине захотелось туда, ну пусть едет, а я что?». Странно. В тюрьму посадят. Также и душа. Если мы не будем контролировать греховные позывы нашего тела, то все. Душу опять в животную форму. Не хочешь – не надо. В тюрьму. Т.е. животная форма – это тюрьма, тюрьма для души. Клетка. Невозможно ничего сделать. Вот так вот. Еще вопросики.

00:22:08 [Вопрос не разборчиво] про раздражение.
[Ответ] может. Нужно за угол зайти побиться головой об стенку и выйти уже веселым. Поэтому если человек в гневе, не нужно с ним ругаться. Нужно дать ему одному выругаться. Пусть поругается, какая проблема? Сам на себя в воздух поорет. А что делать? Ничего не поделаешь. Токсины выходят.
[Вопрос] это даже лучше, чем молчать?
[Ответ] ну как лучше? Это просто выходят токсины. Как лучше - молчать? Это, похоже с выводом токсинов из организма. Если мы захотели в туалет, то терпеть – не лучше.

00:23:15 Уже все - токсины накопились, нужно идти в туалет. Ну, потерпеть можно, чтобы дойти до туалета, а дальше терпеть невозможно. Поэтому если уже накопилось это недовольство, ну, просто уйти куда-нибудь в лес и поваляться в траве, побиться головой о землю. Ну, поплеваться в небо, ну что делать? Ну, уже все, полезло, ну что сделаешь? Токсикоз. Есть телесные токсины, есть умственные токсины. Ну, все. Что делать? Если они внутри останутся - тоже проблема. Поэтому просто культурненько выйти и разругаться, как следует, сам на себя. Что делать? Видели, люди идут и ругаются сами на себя?

00:24:08 А что делать? Лучше на себя. Ну выходит и выходит. Пусть выходит. Дело естественное, в принципе. Понятно, что запущенное, но в принципе, естественное. Давайте следующие стихи, окончательные, разберем. 70, 71, 72 стих. Откройте. 70 стих, следите за мной, я прочитаю на санскрите.

00:25:03 апурьяманам ачала-пратиштхам самудрам апах правишанти ядват тадват кама йм правишанти сарве са шантим апноти на кама-ками. Переводится так: «Тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворить все свои желания». 71 стих: вихая каман йях сарван пумамш чарати нихсприхах нирмамо нираханкарах са шантим адхигаччхати. Перевод: «Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо, и избавился от ложного эго».

00:26:01 И последний стих 72: эша брахма стхитих партха наинам прапья вимухьяти стхитвасьям анта-кале пи брахма-нирванам риччхати. Перевод: «Таков путь духовной жизни, посвященной Богу. Вступив на него, человек освобождается от оков иллюзии, и, даже если божественное сознание придёт к нему лишь перед самой смертью, он получит право войти в царство Бога». Заключительный стихи 2 главы, и речь идет о том, что жизнь в человеческом теле - это подарок от Бога на наше день рождения. Мы родились в человеческом теле – это первый подарок. Мы могли бы родиться в одном из 8 миллионов 400 тысяч тел, гусеницей, например, кем угодно. Но родились человеком, и более того, в этом человеческом теле нам удалось по абсолютно беспричинной милости Бога и Его преданных привлечься к духовному пути.

00:27:11 Заинтересоваться Абсолютной Истиной – это второй подарок. И все ж нам осталось, чтобы навсегда вырваться из плена материальной иллюзии, просто не потерять этот бесценный шанс. Просто не потерять его. На Земле нет столько денег, чтобы оценить эту возможность встречи с Абсолютным знанием. Понимая это, как мы говорили, человек должен стать бдительным и стараться изо всех сил, не совершать глупости, которые могут разрушить наш путь духовного развития. Одна секунда неправильного поведения может аннулировать тысячи лет развития, мы говорили об этом раньше, на предыдущих семинарах.

00:28:05 Могли прожить всю жизнь в счастливом браке, но, расслабившись на одну секунду, останемся не верным семьянином, а двуличным ловеласом. Все. Мы можем всю жизнь проработать на какой-то престижной должности, потом украсть один рубль и войти в историю как вор. Причем, на нас ещё спишут все, что было украдено на этом заводе. Обычно списывают на таких все, чтобы ему было веселее. Со славой вора уйти из этой жизни. Можно пройти всю войну, напоследок расслабиться, высунуть голову из окопа и получить пулю в лоб, вместо того, чтобы вернуться героем – похоронку пришлют родителям. Так и в духовной жизни - можно приложить огромное количество усилий, но однажды, оскорбив кого-то, просто поведя себя глупейшим образом, можно уничтожить все свои достижения, поэтому называется оскорблением бешеного слона.

00:29:08 Бешеный слон абсолютно неуправляемым становится и топчет все подряд. Просто топчет. Так-то слоны обычно добрейшей души животные. Но если он сходит с ума – это все. Его так просто не остановишь. Это танк на четырех ногах. Носится он очень быстро. Так просто его не убьешь, поэтому большие проблемы начинаются. То же самое, такие глупости могут все уничтожить. Оскорбление бешеного слона. Так вот ругая, критикуя духовно развитых личностей, мы просто топчем двумя ногами сердце Бога. Плюем Ему в душу. Преданные - это духовно развитые люди, это самое дорогое, что есть у Бога. Самое дорогое. Поэтому нужно быть очень аккуратным в обществе развивающихся. Нужно быть очень аккуратным с духовно развивающимися людьми.

00:30:19 Бог защищает тех, кто идет к Богу. Он защищает тех, кто идет к Нему. Очень простая концепция. В соответствии, если мы становимся врагами людей, развивающихся духовно, то мы автоматически становимся врагами Бога. Так за одну секунду можно из духовно развивающего превратиться во врага Бога, что может быть страннее и страшнее этого поступка?

00:31:01 Духовное развитие – это избавление от стремления к чувственным удовольствиям, и самое опасное чувственное удовольствие – это наслаждение чужой болью. Это самое опасное чувственное удовольствие. Самое низкое, самое вредное. Наслаждение чужой болью. Как мы говорили, признак развития сознания - это увеличение сострадания. Т.е. мы все больше и глубже ощущаем чужую боль, чувствуем её как свою. Поэтому, каким же нужно обладать жестоким сердцем, чтобы радоваться чужой боли, которую испытывают другие живые существа. Это признак деградации – когда мы радуемся чужой боли. Совершенства в духовной практике достигает тот, кто осознал своё истинное положение, положение слуги, слуги Бога. Это совершенство. Мы тем более совершенны, чем более понимаем своё положение слуги Бога. А слугой Бога становится тот, кто становится слугой слуги Бога. В этом секрет.

00:32:03 Веды объясняют эти тонкости. Такой человек понимает, что все в этом мире принадлежит Богу и соответственно, духовно развивающиеся люди – это любимые дети Бога. Это Его любимые дети. Поэтому он старается доставить им что-то приятное, послужить им. Позаботиться о них, и этим самым он доставляет удовольствие Богу. В этом секрет. Т.е. максимальное удовольствие Бог получает не от того, кто Ему пытается доставить удовольствие, а от того, кто пытается удовлетворить Его любимых детей. В этом секрет. Т.е. это некоторое особое состояние сознания. Часто меня спрашивают, как вести себя с оскорбителями, которые борются насмерть за свои философские убеждения, у которых какие-то свои идеи. Они борются насмерть.

00:33:02 Есть две категории сознания – это когда мы пытаемся понять, и когда мы пытаемся победить. Две категории сознания. Когда мы пытаемся понять - борьбы нет, все здорово, все счастливы, все радостны, но когда мы пытаемся победить, то, слушая, мы ищем слабые стороны, чтоб использовать это в своей войне. И поэтому появляются такие личности, которые пытаются послушать, найти слабую сторону, начать биться на этой основе, найти слабое место и туда, так сказать, ударить. Поэтому принцип поведения в этом случае аккуратно, но решительно необходимо прекратить общение с такой личностью. Просто прекратить. Почему? Потому что, как правило, такие споры не приносят никакой пользы. Абсолютно никакой. Ни тем, кто спорит, ни уж тем более тем, кто слушает, толку никакого нет, фактически это даже не спор. Это драка. Драка с ударами ниже пояса.

00:34:01 Просто драка. Ничего красивого нет. А философский спор – это должно быть красиво. Философские споры должны раскрывать истину с разных сторон. Философские споры не должны унижать противоположную сторону. Это некрасиво. Как эта сумасшедшая передача «К барьеру». Т.е. вроде бы хорошая идея - с разных сторон поговорить об одной идее, но что вы видим? Мы видим просто оскорбления. Еще бы вынесли ведро с какими-нибудь отходами и ковшик, чтобы они друг друга поливали, т.е. словесно примерно то же самое происходит. Нет, в этом толку никакого нет, абсолютно бесполезные вещи, никто не получает пользы. Никто. Никакого толку нет. Разумный человек не будет ввязываться в такие ситуации. Не будет. Да, философские споры в принципе способствуют развитию сознания. Почему нет?

00:35:02 Философские споры способствуют развитию, но если они ведутся в уважительной манере. Если они ведутся в уважительной манере – это очень полезно, почему нет? Очень полезно. Фактически то, чем мы занимаемся – мы пытаемся поспорить, вопрос-ответ – это некоторый такой спор. Просто это культурный спор, он уважительный. Поэтому интересно: с этой стороны, с той, а как же так, а как же этак. Это уважительный спор, это очень интересно, почему нет? Наоборот - одна только польза. Но, к сожалению, это высокий уровень отношений. Потому что для этого необходимо уважение. Взаимоуважение встречается редко, поэтому в основном спор с неуважительным настроением приносит только вред. Просто вред. Грязный спор. Даже бой может быть чистый. Как в боксе: есть чистый бой, когда они честно бьются, а есть грязный бокс: по затылку, ухо откусить, головой челюсть разбить. Это грязно. И то же самое спор, может быть даже на предельных тонах.

00:36:13 Он может быть на грани. Но если он уважительный, то это красиво. А когда начинается подлость - это некрасиво, это грязно, просто грязно. Поэтому лучше в этом не участвовать. Да, конечно, в этом случае расставаться немножко неудобно, немножечко больно, не так просто. Нужно понять одну такую вещь, что мы должны уважительно относиться не только к друзьям Бога, не только к друзьям Абсолютной Истины, не только к тем, кто уважительно настроен. Но и к тем, кто ещё не смог это все понять.

00:37:02 Это называется благородство. Т.е. благородство – это уважительно относиться к тем, кто не достоин этого. А что делать? Это благородство. Любовь к Богу находится в сердце всех живых существ. Но не у всех сначала она принимает позитивную форму. Вот в чем проблема. Не у всех эта любовь принимает позитивную форму. Очень легко любить друзей. Т.е. друзей любить легко. Но сердце настоящего духовно развитого человека способно любить даже тех, кто сейчас находится под влиянием иллюзии. Т.е., фактически, врагов. Сделать человека своим другом – очень трудно, другом сделать очень трудно. На это уходят годы жизни, литры крови. А вот сделать человека своим врагом на всю жизнь – очень легко. Одной наглой фразы достаточно, чтобы человек превратился во врага. Поэтому нужно быть крайне аккуратным и не увеличивать страдания другого живого существа.

00:38:01 Т.е., если он ощущает себя таким прямо борцом за истину и оскорбляет всех подряд, он сильно страдает, он сильно мучается. Посмотрите на такого человека, он страшно мучается. Но не нужно увеличивать его страдания. Ему и так плохо. Зачем его добивать? Не нужно добивать, ему и так плохо. Нужно постараться расстаться так, чтобы ещё больше его не задеть. Не обидеть. Это тоже некоторая стадия любви к Богу. Такое фанатичное отстаивание своих интересов - тоже стадия любви. Поэтому, понимая, что это тоже форма любви, нужно стараться не обидеть. Точно также, как в мирской любви…Если кто-то признается кому-то в любви, не нужно ему сразу говорить: «Пошел вон отсюда, я тебя не люблю». Нет. Нужно как-то аккуратно: «Давай подождем ещё лет 15, посмотрим на ситуацию.

00:39:06 Пока порешаем, у меня тут дела ближайшие 5 лет. Я пока подумаю 5 лет, ты пока тоже посмотри, как ситуация выровняется, и - будет ясно». Т.е. не нужно сразу плевать в лицо человеку: «Пошел вон, любишь ты меня!». Это не культурно. Точно также, если человек не может себя адекватно вести, но он всё равно как-то вот пытается за истину… Но не умеет он по нормальному. Ну, вот так воспитали. Мы все так воспитаны странно. И вот он так пытается доказать свою правоту, нужно понимать, что живет у человека в сердце любовь, но она странная любовь такая. Странная. Поэтому нужно так, не обидев человека, расстаться с ним. Не обидеть. Люди стучатся в квартиру, говорят: «Не хотите почитать журнальчик?». Не нужно им говорить: «Пошли вон отсюда». Сказать: «Извините, я сейчас занят, не могу. Никого дома нет. Родители ушли». Помните? «Меня закрыли, я не могу открыть, у меня ключей нет».

00:40:12 Так милиционеры сейчас ходят по подъездам, проверяют, кто у кого квартиру снимает. А им все говорят: «А меня закрыли, я не могу открыть, у меня ключей нет». И он уходит дальше, и ему так весь подъезд говорит. Сейчас пол-Москвы съемное. И он так проходит все квартиры, и ему никто не открывает. «А меня закрыли, ключа нет, поэтому извините». И ничего сделать невозможно, никаких претензий и не отказал, и не поругался. Так тоже наивный такой подход немножко. А что делать? Ничего не поделаешь. Состояние сознание духовно развитого человека абсолютно спокойно. Т.к. не смотря на то, что к нему приходят материальные желания, он не беспокоится по поводу их осуществления.

00:41:05 Приходят, ну и что? Он не беспокоится по поводу их осуществления, т.к. знает, что его жизнь находится в руках Бога. Если какое-то желание полезно, оно исполнится. Если нет – и Бог с ним. И хорошо. Нам же лучше, и такой человек не лежит на диване, сложив руки, нет. Его активность максимальна. Т.к. все свои усилия он направляет на своё духовное развитие. И в этом его совершенство. В этом состоит высшая ступень йоги, которая называется самадхи, т.е. между служением Богу в духовном мире и служением Богу в материальном мире фактически нет никакой разницы. Поэтому, хотя тело такого человека, как мы говорили, ещё находится в мире материальном, его сознание находится уже в мире духовном.

00:42:05 Потому что он делает то же, что делают в мире духовном, поэтому тот, кто находится в сознании Бога, он находится в духовном мире. Это уже духовный мир. Поэтому традиция, которую мы изучаем, так и называется «Сознание Кришны», «Сознание Бога». То, что позволяет жить уже в материальном теле, находясь сознанием в духовном мире. Слово «Кришна» говорит само за себя, и каждая буква несет в себе определённое значение. Даже в словаре не найдешь. Очень интересно. Можно по каждой букве увидеть, что значит это слово. К – относится к супругу богини процветания, Лакшми. Тот, кто обладает всеми богатствами. Бог – богатства. Богиня процветания, или богиня удачи исполняет желания человека.

00:43:06 Она исполняет желания, но как? В соответствии с заслугами человека. Желания исполняются в соответствии с заслугами. Но если человек поклоняется её мужу, супругу, тогда она готова исполнить любое его желание, почему нет? Не смотря на то, заслуживает он его или нет. Почему нет? Друг! Друг мужа. Все. Особое положение. Вот это и есть настоящая удача. Поклоняться Богу – это настоящая удача, потому что Бог – это супруг богини удачи. Поэтому удача на стороне такого человека. Это значит буква К. Буква Ри – это Шри Рамачандра. Рама, который показал всему миру пример того, как должен вести себя человек попавший в испытания. Он объяснил, что у человека должна быть одна жена, например, эка-пати.

00:44:10 Этот принцип - чтобы не случилось, он должен её защищать и любить. Чтобы ни произошло – у него должна быть одна жена. Ни в мыслях, ни делом не изменять ей. Показал пример разума, который состоит в том, чтобы достигать цели с первого раза. Обдумав свои поступки заранее. Чтобы действовать аккуратно, а не после того, как все плохо закончилось. Т.е. нужно думать до того, как поступить, а не после. Может быть, в то время появилась поговорка – семь раз отмерь, один раз отрежь. Ведический принцип. Также Рамачандра всегда держал своё слово и никогда его не менял. Этот принцип до сих пор является основой хороших взаимоотношений – держать своё слово. Все пошло с тех времен. Рамачандра. Слово – не птица, вылетит – не поймаешь. Ш – властелин 6 достояний.

00:45:11 Властелин 6 достояний: силы, красоты, богатства, славы, отрешенности, знания. Также ещё это относится к тому, кто обитает на Шветадвипе. Это все категории желаний, которые могут возникнуть у обусловленной души – шесть категорий желаний. И каждый хочет стать самым сильным, самым богатым, самым знаменитым, самым знающим, самым умным. Дети, Господи, им по 5 лет, и они уже хотят быть самыми умными. Как может быть ребенок 5-ти лет самым умным? Зачем в таком возрасте будить такие дурацкие чувства, извиняюсь за выражение?! Абсолютно вот даже для взрослого это не красиво. Считать себя самым умным. Ну, кто из взрослых назовет себя самым умным? Это вот нужно быть, ну вот совсем, с расстроенными чувствами.

00:46:05 А зачем ребенку это развивать? Посмотрите на этих детей – их выключают на этой передаче. Я когда смотрю, мне страшно становится.. Дети-зомби. Посмотрите один раз. Ужас. Фильм ужасов. Просто фильм ужасов. Нельзя это делать. Это опасная вещь. С самого детства прививать эго. Даже собака становится гордой, когда ей медаль вешают. Видели собак с медалями, как она идет? Не видели? Другие собаки в поклоне перед ней. Она даже не гавкает, на них плевать она хотела, на всех собак, у нее медали. Не видели? Это очень интересное зрелище. По кругу их водят. Собака даже понимает, что она лучшая из лучших. Такая спесивая становится.

00:47:08 Аккуратней нужно. Каждый раз проводятся какие-то состязания по выявлению самого-самого. Но, к сожалению, первое место уже занято. Поэтому все обладатели золотых медалей не только не первые /я открою страшную тайну для всех обладателей всех медалей/. Они не входят даже в первые тридцать три миллиона. Есть тридцать три миллиона полубогов, которые по всем параметрам превосходят людей. По всем. Т.е. достаточно способные личности этого мира. Поэтому чемпион мира занял лишь тридцать три миллиона первое место. Такая медаль: домой придешь, тридцать три миллиона первое место занял на соревнованиях, и всего лишь тридцать три миллиона первый. И то не в первый раз. Поэтому есть книга Гиннеса, это для особо извращенных. Чтоб быть первым вообще, самым первым. Да. Самым первым. Да пусть я через 4 дивана перепрыгнул, но зато я первый через 4 дивана перепрыгнул.

00:48:14 Пусть я ем другой стороной вилки, зато я первым съел другой стороной вилки 150 пельменей. Зато первый, первый из первых. Первый дурак. Вот «Книга рекордов Гиннеса» - это книга первых дураков. Пусть они меня все простят, но это абсолютно глупое желание. Потому что первый – Бог, Он уже есть. И Ему это очень смешно. Настолько смешно, смешнее некуда. К сожалению. Причем ещё и не учитываются способности мира животных. Потому что они и бегают быстрее, и плавают быстрее, и видят дальше, и слышат лучше, и нюх - как у собаки, и глаз - как у орла. Поэтому даже не тридцать три миллиона первый.

00:49:02 Если ещё учесть животный мир, то это вообще не понятно какой. Но зато сколько радости. Много-много радости! Н – это Нрисимхадев. Нрисимхадев - это Господь, проявляющий Свой гнев на тех, кто доставляет беспокойство Его детям. Гнев Бога. Даже сам страх боится Его. Это тот, кого боится сам страх. Смерть боится Его. Мритью мритьюм нахамй ахам. Сам страх Его боится, сама смерть Его боится, когда Он разгневан. Гневная форма называется Угра-Нрисимха. А добрая форма называется Шанта-Нрисимха. Угра-Нрисимха, Шанта-Нрисимха. Две формы, и преданные поклоняются этим формам, поэтому ничего не боятся. Угра и Шанта.

00:50:03 Шанта-Шрисимха. Мир – шанти. Поэтому тот, кто поклоняется этой форме, ничего не боится. Скорее, всем остальным надо его бояться, потому что он ходит в друзьях у Нрисимхадева. Мало у кого есть такой друг, которого боится сам страх. Поэтому - особые личности. И А значит – вечный. И также наслаждающийся дарами всех жертвоприношений, всех аскез. И Бог не только Сам вечен, вечны Его отношения к нам. Вот о чем говорит эта буква. Вечны Его отношения к нам, не смотря на то, что мы, фактически, предали Его, отправившись в материальный мир, чтобы попробовать самому стать Богом, Он не обиделся на нас и всегда ждет нашего возвращения, и готов нас простить в тот момент, как только мы искренне обратимся к Нему. Т.е. Он не меняет Своего отношения к нам. Мы меняем своё отношение к Нему, Он – нет.

00:51:09 Называется - вечный друг. Просто мы перестали это ценить и ищем себе друзей ненадежных, временных, подозрительных. И в конце есть не произносящаяся буква Ха. Х не произносится в санскрите, не произносящаяся буква, и она означает Нара-Нараяну. Это не произносящаяся буква. Это олицетворение идеального умиротворения. Полное умиротворение, которое достигается аскезами. Суровыми аскезами. Нара-нараяна показывает пример, как надо вести себя, когда приходят сильные желания. Они могут быть очень сильными, очень соблазнительными, но если у нас есть привязанность к духовному, привязанность к возвышенному, к Абсолютной Истине, тогда наш разум не выйдет из равновесия. В этом случае разум не выходит из равновесия, потому что привязанность к Абсолютной Истине сильнее, чем любое желание. Т.е. мы должны быть удовлетворены внутренне,

00:52:18 тогда никакие внешние соблазны не затронут наш ум. Если мы удовлетворены внутренне, то внешнее уже не влияет на наше сознание. В этом идея. Из этих шести букв слагается Имя Верховной Личности Бога, который является в общем-то отцом нашей большой семьи, семьи всех живых существ. И покидая эту идеальную семью, мы пытаемся здесь создать семью, и она тоже не получается идеальной. Поэтому, опять-таки, могут нас спросить, как наладить отношения в семьях.

00:53:03 В семье. И секрет очень простой, что не отношения в семье надо налаживать, а надо свою духовную жизнь налаживать, а не отношения в семье. Почему? Потому что духовная жизнь – это и есть понимание идеальной семьи, это и есть идеальные семейные отношения. Если мы с одной семьей уже разрушили отношения, с Богоматерью, Богоотцом, если мы с Ними разрушили свои отношения, и всех своих братьев и сестер за братьев и сестер считать не хотим, то, как же можем что-то подобное создать? Такое же и получится все. И с родителями будут проблемы, и с братьями-сестрами будут проблемы, ничего не получится опять. Поэтому духовность нужно восстанавливать. В этом идея. Поэтому духовность – это понимание духовной семьи, в которой все любят друг друга.

00:54:00 Духовная семья – это где все любят друг друга. Поэтому, как понять, что человек любит Бога? Потому, как он относится к Его детям. Любит ли он детей Бога, заботится ли он у них. Заботится ли он о других живых существах. Например, мы приняли обет вегетарианства, потому что не желаем съедать своих младших братьев и сестер. Младшие живые существа – факт. Очень странно - съедать своих братьев и сестер. Очень подозрительно. И вот эта категория оправдания - что у них мало разума - также можно сказать, что у младенца тоже мало разума. У него меньше разума, чем у собаки. Он вообще ничего не понимает, ну что теперь, младенцев есть? У них же тоже мозгов нет. Ну что, их теперь есть? Очень странное оправдание. Ну, мозгов нет, ну и что? У взрослых людей иногда мозгов нет, абсолютно бывают без мозгов, и что делать?

00:55:02 Теперь надо его IQ измерить, и у кого мало – съесть? Или что? Какая категория, очень странная. Мало мозгов – съели, много мозгов – нет. Или как? Очень странная концепция. Поэтому мы забыли принять обет вегетарианства по отношению к близким. К нашим близким, поэтому достаточно часто съедаем друг друга, вызывая своим неправильным отношением состояние опустошения и безысходности. То же самое – съесть другого человека. Фактически, убив его сознание. Убив его душу своим негативным отношением. Мы говорили, что Россия – вторая страна по числу самоубийств на душу населения. Но мало кто говорит, что все эти самоубийства были вызваны негативными отношениями в семье.

00:56:05 Негативные отношения в семье. Эта гордость – это желание служить только тому, кто очень велик. Вот это гордость. Такой вариант гордости - желание служить тому, кто велик. Так мы опять становимся гордыми. Нежимся в лучах славы того, кому служим. А смирение – это желание служить всем, кого нам посылает Бог. А посылает Он нам много кого. Вот это смирение – желание служить всем, кто нам послан. Это и есть проверка нашего сознания на духовность. Поэтому недаром в культуре принято к гостю относиться к Самому Богу. Это проверка нашего сознания. Гость пришел, а тем более, если это не гость. Почему в семье начинаются проблемы? Потому что мы забываем о своем предназначении, предназначении служить.

00:57:01 Наше предназначение – служить. А как только мы забываем, что являемся слугами, материальная энергия опять приходит к нам в виде вражды, зависти, гордости и вожделения. Мы начинаем требовать к себе какого-то отношения. Эта современная бизнес-цивилизация строит отношения в семье по принципу взаимослужения. Очень хитрое слово. Кажется, красиво звучит: создадим семью на принципах взаимослужения. Взаимозаботы. Очень хитро. Но, на самом деле, – это принцип: ты – мне, я – тебе. Не более того. Нет. Духовность, духовная культура учит нас другому, она учит нас бескорыстному служению. Я тебе все, а ты мне – если ничего, то значит, я этого заслуживаю, что поделаешь? Все честно.

00:58:01 Значит, я это заслужил. Значит, я готов к бескорыстности. Поэтому семья в духовном отношении – это бескорыстное служение тому, кого нам послал Бог. А не обыкновенное материалистическое взаимослужение. Ты – мне, я - тебе. Это нечто большее. Поэтому и решать надо не проблемы в семье, потому что и семьи то у нас никакой нет, обыкновенное сожительство. Решать надо проблемы с недостаточным пониманием Бога, с недостаточным пониманием духовности. С недостаточно интенсивной духовной практикой проблемы надо решать. Надо решать проблемы с недостаточно глубоким изучением священных трактатов, нужно решать. С недостаточно внимательной молитвенной практикой проблемы нужно решать. С недостаточно смиренным отношением к своей жизни нужно решать проблемы. Не с симптомами нужно бороться, а с корнем нужно бороться. Времени уже много, вопросики, пожалуйста, задайте

00:59:12 завершающие. И перейдем к третьей главе. Очень интересной. Кто знает, как называется третья глава? Карма-йога. Интересно. Я надеюсь, вы её прочитаете до моего приезда. Удивитесь, выпишите все вопросы по каждому стиху, и мы начнем её мучить. А она начнет открываться. Духовные трактаты очень радуются, когда их мучат. Это единственное наше желание - кого-нибудь помучить, можно воплотить в изучении священных трактатов. Замучить их, затрите до смерти каждую страницу.

01:00:08 Замучайте каждое слово, каждое предложение. Зачитайте до смерти эту книгу, чтобы полностью избавиться от этого желания - мучить кого-то другого.
[Вопрос про Нрисимхадева не разборчиво]
[Ответ] для тех, кто мешает жить духовно развитым людям. Кто становится врагом духовно развитых личностей.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] нет. Это не так, потому что они неидеально развиты. А раз есть неидеальность, значит, происходят на основе этой неидеальности неидеальные события. Неидеальные отношения. Поэтому просто уже уровень этой неидеальности другой. Уровень неидеальности другой, уже другой тип скандалов. Уже другой тип. Если вы послушаете, как ругаются люди в духовных семьях – они уже по-другому ругаются. «А мне мой гуру вот что сказал, тебе он это сказал, а мне мой гуру другое сказал». «А я сегодня вот что прочитала», «Ну и что, а я вчера такое прочитал». Это другой уровень скандалов.

01:02:04 Другой уровень. А если слова убрать и на незнакомом языке послушать, в принципе, очень похоже. Но категория другая. Качество другое. Т.е. проблемы на разных уровнях другого качества. Другого качества проблемы. Поэтому это мир проблем, тут так просто от проблемы не уйдешь, но качество проблемы можно изменить. Почему нет?
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] мы попадаем по карме в одну семью. А карма у нас веселая, поэтому и семьи веселые бывают. Могут быть абсолютно разные люди. С абсолютно разными желаниями, поэтому трудно рассчитывать на идеальные взаимопонимания. Но если есть этот рост, то уже другой уровень проблем.

01:03:06 Другой уровень проблем.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] его отношение к другим меняется. Для него меняется уровень проблем. Он уже на все это... по-другому воспринимает. Для них тоже. Это уже не алкогольная драка с ножами, это уже нечто другое.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] это уже не от нас зависит, это уже как там на роду написано, много факторов. Нет какого-то четкого закона, и т.к. каждая ситуация индивидуальна, поэтому в каждом конкретном случае все по-своему протекает.

01:04:09 Разница - в качестве проблем. Проблема, что сухари все время не можешь высушить, они все время пригорают, и проблема, что торт не совсем таким получается как надо. Уровень проблемы. Поэтому семья духовно развитых людей – это уровень «Торт не очень хорошо получается. Слишком много крема». Поэтому качество другое. Совсем другое качество. Еще вопросики.

01:05:00 [Вопрос не разборчиво]
[Ответ] а в чем проблема? Ну-ка давайте посмотрим. Страница 107. Где? Слева-справа? Комментарий. «Существует потребность в сословии добродетельных разумных брахманов…».

01:06:16 201 страница, 53 текст. Когда полубогам, управляющим этим материальным миром слишком досаждают асуры, которые завидуют не только Господу, но и Его преданным, Господь нисходит из Своей обители с высочайшей планеты духовного неба Кришналоки, чтобы помочь полубогам. Как говорилось выше, обусловленные живые существа вступают в контакт с материей по собственному выбору, движимые желанием эксплуатировать ресурсы материального мира». А где про животных? Не вижу. А, ещё дальше? «Каждый старается имитировать Бога. Между этими мнимыми богами постоянно существует жестокое соперничество, и таких соперников обычно называют асурами. Когда в мире становится слишком много асуров, для преданных Господа мир превращается в ад. Из-за того, что асуров становится все больше, люди, большинство из которых по природе являются преданными Господа, а также Его чистые преданные, в том числе и полубоги с высших планет, молят Господа о помощи, и Господь нисходит из Своей обители Сам или посылает кого-то из Своих преданных, чтобы исправить положение в деградировавшем человеческом или даже животном обществе. Такое падение в обществе наблюдается не только у людей, но и у животных, птиц и у других живых существ, включая даже полубогов на высших планетах.

01:07:25 …Нисходит Сам, чтобы уничтожить асуров, среди которых были Камса, Джарасандха, Шишупала, и за это время…». Я понял, о чем идет речь. Речь идет о планетах, где другая форма жизни. Например, есть планеты нагов. Это форма жизни змей. И туда Он приходит в такой форме, для них естественной, чтобы они могли Его воспринять в этой форме.
[Вопрос] я так поняла, что коты и собаки бездельничают, [дальше неразборчиво].
[Ответ] нет, сейчас все-таки человеческий мир рассматривается. Это рассматривается мир, где проявлены другие формы.

01:08:07 Другие формы. Поэтому есть специальные формы, которые имеют сходство с формами животных. И в этих случаях происходят подобные явления, но они не описываются. Не описываются, потому что для нас это неактуально. И есть многие вещи. Есть Шримад-Бхагаватам разного типа направленности. Вот этот Шримад-Бхагаватам, который мы изучаем, это Шримад-Бхагаватам для Земли. Известен Шримад-Бхагаватам для райских планет. Он в сто раз больше. Не для наших мозгов, поэтому есть трактаты для других мест. И просто это встречается, это описание, но сами эти концепции не описываются, т.к. это не наш уровень сознания.

01:09:06 Не наш уровень сознания. А эти планеты… описание можно встретить в разборе разных планетных уровней, они встречаются. В 7 Песни, они описываются, кажется. Там много кто живет. Вот эта восточная культура со всеми этими драконами - это просто был у них доступ, память из прошлых жизней, т.к. это занесенная цивилизация, мы говорили, было у них близкое общение с этим уровнем нагов. Наги – это полузмеи-полудраконы. Действительно многоголовые, самосветящиеся, у них капюшоны. И вот эта культура ещё осталась. Поэтому это национальная традиция – пляски драконов, то-се. Ну, просто близкие контакты четвертого уровня. Сильно не загружайтесь. Просто, другие уровни, другие контакты.

01:10:11 Мы тут контактируем с комарами, с мошкой. С собаками. Очень близкие контакты. Целуют в лоб своих собак люди, видели? С кошками спят. Кошка прямо задом ложится на голову человека и спит, не видели? Близкие контакты шестого уровня. С другими формами жизни. Едят из одной миски. Это близкие контакты. А у тех живых существ были близкие контакты с нагами. Со змеями близкие контакты. Вот они с ними целовались, на них летали, у всех свои близкие контакты, у нас свои, у них свои. Они удивляются тоже: «О, ничего себе!». Но сейчас они сюда попали и тут им грустно. Но метро их успокоит. Это будет их ностальгия. Можно приходить в метро и радоваться, как змей вылетает из туннеля.

01:11:06 И кататься на нем. Хоть целый день. Ностальгия.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] в основном берется какая-то практичность. А духовность уходит. Какая-то практичность осталась: фэн-шуй взяли, тайцзыцуань взяли, то взяли, се взяли, а что к чему - никто объяснить не может.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] это есть у всех. Весь вопрос - что осталось. Поэтому что-то осталось, но не все. В Индии тоже мало что осталось. В России легче найти Шримад-Бхагаватам, чем в Индии. Попробуйте найти в Индии Шримад-Бхагаватам.

01:12:00 Не купите. Попробуйте купить. Т.е. придется прийти в точно такой же храм и найти русского человека, который продает эти книги и купить. Так просто не купите.
[Вопрос] почему русского?
[Ответ] потому что так вам легче будет объяснить. А зачем вам книги на бенгали? Вряд ли прочитаете. Надо нашего найти и на русском языке купить. И всё равно он будет из Москвы, свой. Я так приехал, долго что-то искал, мне нужно было какую-то книгу купить. Я увидел человека, он был уже абсолютно черный с бенгальским выражением лица, но когда я его спросил на ломаном английском, сказал: «Да ладно, нормально. Я из Москвы, говори мне по-русски», и все мне продал, объяснил, и я пошел дальше. Не от места зависит, где проявлено знание, это, буквально, от человека зависит. Вот нашли человека, который этим знанием обладает. Все.

01:13:01 Не важно, какое место, нужно ухватиться за него и знание получать. А Индия, Франция, Италия - какая разница? Япония, Китай. Все. Нашли человека - нужно ухватиться за него, а место абсолютно не имеет значения. Человек имеет значение. А человек может быть где угодно, сегодня здесь, а завтра там. Все. Нашли, схватились и получили столько знания, сколько можно. Потому что через место знание не найдешь. Через место не найдешь, через личность. Поэтому у нас личностная философия. Все через личность постигается.
[Вопрос] 33 миллиона полубогов - это здесь?
[Ответ] это космическое министерство. Это 33 миллиона основных сил природы. Есть основные силы. Ну, самые простые: электричество, ветер, вода, огонь.

01:14:06 Основные, а ещё тонких 33 миллиона. Подсил, подкатегорий. И вот такие главные электрики вселенной, они отвечают, у всех свои подстанции, все регулируется.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] полубогов. Министров. 33 миллиона. Совет министров. Там какие-то есть ещё замы, я не знаю. Дай Бог с этими разобраться. Не очень то надо. Так, основных знаем.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] поэтому если точно знать. На этом основана медицина, на этом основано земледелие, на этом основана любая наука, которая пытается что-то поменять. Она просто знает, к кому обращаться. Просто знает и обращается. Просто. Вот и все. Не работает какой-то орган, нужно знать, кто за этот орган отвечает, и молиться ему. «Ну, включи почку, ну включи, ну что ты». Если знать, то, в принципе, включит, почему нет?

01:15:15 Это нужно идти оббивать пороги.
[Вопрос не разборчиво].
[Ответ] Он говорит да. Но Он не обещает вылечить. Почему? Потому что если мы вылечимся просто так, если мы обратимся к Богу ради того, чтобы вылечиться, то, когда мы вылечимся, мы уйдем от Бога. Это корыстное желание. Поэтому Он не занимается лечением, это не Его задача. Он приходит в виде Дханвантари, чтобы лечить. Вот это специальный вариант Бога для врачей. Дханвантари.
[Вопрос] о полубогах
[Ответ] ну я там не специалист, но сам принцип.

01:16:00 Но нужно лучше всего к Дханвантари обращаться в этом случае. Потому что вот он – наш. Он все это будет решать с духовной точки зрения. Поэтому вот он специально пришел, чтобы дать всю Аюрведу, дать принципы лечения. Он дал все направления медицины, поэтому с ним ближе. К Богу мы обращаемся с другими идеями. Чтобы отдать Ему свою жизнь. Чтобы не продолжить свою жизнь, а отдать Ему свою жизнь. «Возьми все! Хочешь, чтобы я болел? Я буду болеть. Хочешь, чтобы я умер? Я готов умереть». Страшно очень! Нет. «Что хочешь, делай со мной что хочешь. Я просто твой слуга». Это обращение к Богу.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] это молитва к Богу, который отвечает за медицину.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] это не по частям, это прямо к нему.

01:17:05 [Вопрос не разборчиво]
[Ответ] это министр здравоохранения. Скажем так. Мантр не дают. Мантры никакие не существуют. Мантры получаются от духовного учителя.
[Вопрос] а Дханвантари?
[Ответ] нет, она не получается самостоятельно. Ее должен дать учитель. Если он не дал, значит, не дал. Все. Духовный учитель, дикша-гуру. Он имеет силу дать. Захочет, даст, не захочет, не даст.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] дикша-гуру – это тот, кто дает вам посвящение в духовную традицию.
[Вопрос] а шикша-гуру, если он дает, это не работает?
[Ответ] нет. Потому что это нужно опять-таки пойти к дикша-гуру и спросить у него разрешение.

01:18:09 Пожалуйста, вы можете получить у шикша-гуру, но потом сходить к дикша и спросить у него разрешение.
[Вопрос] если нет дикша-гуру?
[Ответ] значит, ждите. Мантры не получаются самостоятельно, мантры даются от учителя.
[Вопрос] про мантру
[Ответ] нет. Мантра должна даваться от нашего прямого учителя. А так знаете, сколько этих мантр? Все Веды состоят из мантр. Каждая строчка Вед – это мантра. Вот я сегодня целых три стиха прочитал. Но их не нужно повторять. Хотя в них много какой пользы. Такие хорошие мантры. Но их не нужно повторять. Поэтому суть, как мы говорили, учителя в том, чтобы направить нас как можно более ближним путем к Богу.

01:19:21 Чтобы мы не тратили время на окольные пути. Поэтому духовный учитель не обязательно должен давать нам лечебные мантры. Он дает нам маха-мантры. То, что очень быстро вернет нас к Богу, потому что никакая медицинская мантра не изменит дату нашей смерти, а она может быть прямо сегодня. Зачем нам эта медицинская мантра, если мы останемся здесь и опять родимся, и будем болеть всеми детскими болезнями? Нам нужна маха-мантра.

01:20:00 То, что решит саму проблему смерти. То, что переведет нас в духовный мир. А все остальные мантры для тех, кто тут жить собрался. Жизней сто. Конечно.
[Вопрос] они не меняют сознание?
[Ответ] не меняют сознание. Они меняют ситуацию, но не меняют проблему с реинкарнацией. Сознание не меняется.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] но если вам гуру дал эту мантру и сказал вам ей пользоваться, пожалуйста. Но вот вы уже с ним об этом и поговорите. Вот для этого и нужен гуру. Чтобы прийти и поговорить с ним об этом. Что надо сейчас, что не надо, что решит мои проблемы, что - нет. Он уже и расскажет.

01:21:02 [Вопрос не разборчиво]
[Ответ] ну вот с ним и поговорите, он на то и нужен, чтобы решить все наши проблемы. И точно сказать, нужно это вашей профессии или нет. Он для этого нужен. Чтобы полностью все наши сомнения разрешить. Для этого мы его и принимаем, чтобы был тот, с кем можно было просто взять и посоветоваться. Поэтому люди не любят принимать гуру, почему? Потому что, что хочу, то и ворочу. Сам себе велосипед. А когда гуру принял, надо пойти и спросить: «Скажите, пожалуйста, как лучше поступить?». Он скажет: «Чтобы быстрее вернуться к Богу, лучше вот так поступить». И мы так и будем поступать. Очень просто. В жизни все очень просто. А окольных путей очень много, мы их можем как угодно красиво назвать. Наш ум может найти кучу оправданий, что это очень нужно, очень полезно.

01:22:01 Понимаете? Прямой путь к Богу – это маха-мантра.
[Вопрос] это личное дело… [не разборчиво]
[Ответ] ну и что. Не обязательно помогают. Ну и что, а мы тут при чем? Мы же не ведические врачи, мы не можем быть ведическими врачами, в принципе. Мы можем быть аюрведическими медсестрами. Но не врачами. Нет, это не наша профессия. Это уровень медсестры, медбрата. Вот тут что-то заварить, там немножечко специями присыпать, это некоторое минимальное воздействие. Полностью, чтобы разобраться, нужно всю жизнь этим заниматься. Всю жизнь. А поэтому вот гуру уже и скажет. «Мне нужно столько-то лет, я хочу это изучать, насколько мне можно в это погружаться и до какого уровня доходить,

01:23:06 чтобы не забыть о главном своем пути, о духовном развитии?». И он скажет, что в этом случае достаточно вот это понять, вот этим заниматься. Понимаете? А время все полное посвятить прямой духовной практике. Потому что с каждым днем смерть все ближе и ближе, нужно себе помочь больше. Поэтому гуру – тот, кто реальную ценность понимает того, что мы хотим. Нам может казаться что-то очень ценным, но он эту ценность для нас уже точно определяет. Что для нас ценно, что для нас – нет. Вот в этом вопрос разума. Разум – это довериться идеальному разуму. И т.к. духовный учитель знает, чего хочет Бог, то он может нам помочь, объяснив нам, чего от нас хочет Бог. И он это объясняет, что сначала помоги себе. Если мы не помогли себе, и не встали твердо на путь духовного развития, мы не можем помочь другим.

01:24:11 Мы только усилим их сомнения, их проблемы. Мы не понимаем, как помочь другому человеку, это сложно – помочь другому человеку. Сложно, и тем более, эзотерическими способами. В них очень много подводных камней. Очень много. Поэтому аккуратненько с этим нужно. Лучше вот... Лекарств достаточно. Их много, техника сложная. Эзотерические методы очень опасны. Как правило, они вызывают сомнения того, кто пользуется этим. И того, и другого. Они видят, как оно помогает. И помогает не Бог. И думают: «Зачем вообще Богу поклоняться? Можно же мантру Сарасвати прочитать.

01:25:06 Мантру тому-сему». Т.е. у него начинает вера теряться. Поэтому нужно быть очень аккуратным во всех этих традициях. Потому что, как правило, они колеблют веру человека. Все должно быть так обдуманно. Оговорено, обсуждено, чтобы действительно врач стал врачом. Т.е. тот, кто приводит человека к Богу. А не возвращает ему здоровье, чтобы он ещё больше грехов совершил. Потому что в здоровом состоянии человек совершает много грехов. Поэтому Бог посылает ему болезнь, чтобы остановить его от совершения грехов. В больном теле грехи не посовершаешь. Нужно лечиться. Понимаете?

01:26:00 Если врач этого не понимает, он просто возвращает здоровье, а тот с большим усилием, обрадовавшись, совершает ещё больше грехов, и идет ещё глубже в ад. Он помог или нет? И врач за ним пойдет туда. Да, т.е. врач – этот тот, кто говорит. Врач – это проповедник.
[Вопрос] лечит душу.
[Ответ] конечно. Поэтому тут нужно все четко понимать. В чем помощь. А то знаете, человек на пожаре горит и к нему пожарник забирается, и ему дает стакан воды выпить. «Выпей!». Он горит, его спасать надо. Он говорит: «Выпей. Может тебе пельмени принести поесть? Может тебе дать закурить? А то тут один горишь, скучно». Т.е. это может быть мертвому припарка.

01:27:14 Т.е. нужно уметь действительно грамотно помогать, это не так просто. Помогать тоже не так просто. И достаточно близкое общение с кармой человека подразумевает, что мы должны в карме очень хорошо разобраться. Не в способах лечения – это вторично, лечить можно чем угодно. Ядами можно лечить. Ядотерапия – это часть аюрведической медицины. В градусниках, как называется? Ртуть. Это очень древняя система аюрведическая, и она входила в разряд омоложения. Очень крепкая, и сейчас об этом догадались. Но ядотерапия всегда была.

01:28:01 Т.е., что такое лекарство? Лекарство – это то, что убивает болезнь без пациента. Поэтому - это яд. Фактически яд. Поэтому можно лечить чем угодно. Какую специализацию получили, тем и можно лечить. Главное - понимать, как в действительности душу вернуть к Богу. А вот чем лечить – это вторично. А когда методы лечения на первый план выводятся, что все, - лечимся Аюрведой, и теперь все это нам поможет… Да оно также и поможет, как и аспирин. Никакой разницы нет абсолютно. Потому что душа не меняется. Суть Аюрведы в том, чтобы о Боге человеку рассказать. О Боге рассказать, а не масляный массаж ему сделать. Шанкхапракшалану какую-нибудь или ещё что-то. Поэтому, в общем-то, что первично, что вторично - для этого нужен гуру.

01:29:01 Он должен объяснить, что первично, что вторично. Если мы это поняли, тогда все поможет. И мантры Дханвантари, и все остальное поможет. Если мы четко понимаем, что первое, что второе, что третье. На что упор, а чем мы пользуемся, как вторичными способами. Упор на душе. Душа важнее тела – это суть второй главы. Мы состоим из души и тела. Это наша связка. Мы - душа, находимся в этом теле, душа первична, тело вторично. Поэтому о душе позаботиться, тело всё равно умрет. А вот у души есть два варианта – или опять сюда, или вернуться к Богу. Вот это помощь действительно. Помощь. Разобрались?
[Вопрос не разборчиво]

01:30:11 [Ответ] не всегда. Нет. Потому что есть разные виды кармы. Это называется - разные стадии болезни. И поэтому есть некоторые вещи, которые невозможно изменить, просто невозможно. Например, какая-нибудь четвертая стадия болезни. 4-я, 5-я, 6-я - последние стадии болезни, они просто становятся хроническими. Вот это урок на всю жизнь. И не обязательно они должны проходить. А почему появляются хронические болезни? Потому что есть хронические проблемы. Т.е. есть тенденция к возвращению. Поэтому человеку дается хроническая болезнь, чтобы он уже не возвращался к этому. Чтобы он понял: вот повеселился слишком весело, вот тебе хронический простатит, вот, понял? Все! И он каждый раз понимает, что лучше туда не лезть, не надо. Факт. Ну, нужно это. Это для нашего же блага дается. Понимаете? Потому что есть у нас тенденция к возвращению.

01:31:12 Не все мы с первого раза понимаем. Поэтому разные типы кармы даются. Есть карма приходящая – пришла-ушла. Мы поняли: все, больше не буду. Зубик так прихватило, что мы ночь поорали, поняли, все, больше не буду вот этого, все ясно. А есть так: пришло, что на всю жизнь пришло. И понятно, что вот с этим уже нужно жить. Потому что могу к этому вернуться ещё сто раз. Потому что есть сильное желание, и оно сейчас спряталось от страха, а уйдет болезнь, и оно опять придёт во всеоружии. Поэтому даются какие-то хронические проблемы, которые прямо с рождения, прарабдха-карма. Уже понятно, что в этой жизни это будет пожизненная тенденция. Поэтому сразу дается. Поэтому какие-то… Врач должен определить карму болезни: вот это - да, эту можно вылечить, эта проблема легенькая, можно с человеком поговорит, он поймет, все осознал, пить бросил, курить бросил, все понятно.

01:32:04 А ту уже надолго, надо с ним работать пожизненно. Поэтому давайте с вами дружить. Все. В этом году так полечимся, на следующий год… расписываем на десять лет, и пошли работать.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] принцип тот же. Есть хронические заболевания. Просто по-другому называется. Принцип тот же. Вот хроника, вот просто полежи дома спокойно и само пройдет. За 7 дней с лекарствами вылечишься, а без лекарств - само пройдет. Все равно приходит видение кармы в любом случае. И сразу понятно – умрет, не жилец. Что врач не видит, что ли, что не жилец? Видит, конечно. Что делать? И деньги возьмет, потому что видит без иллюзий. А что делать? Профессионал всегда берет деньги, что делать? Ну умирает, а что делать?

01:33:11 Ну ему дается некоторое спокойствие. Тоже знаете, людям говорить, что они умрут, тоже не приятное занятие, за это можно и деньги попросить. Это, знаете, литры крови. Это очень сложно – людям правду говорить.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] люди хотят надежду, он дает им надежду, и т.к. он понимает, что пациент умрет, он скорее мертв, чем жив, поэтому он берет деньги за то, что его потом ещё будут ругать за то, что он дал надежду. Но люди хотят надежду. Что делать? И он не может отказать, потому что это будет преступление. Он не может отказать. Он должен помогать – это его закон. И он берет эти деньги за то, что потом несет эту ответственность. И они же, эти люди, потом придут и скажут, что он враг такой нехороший.

01:34:08 Поэтому человек, который тяжело болен, он должен сам определить, когда отказаться от лечения. И в определённый момент он отказывается ради врачей, даже ради врачей он отказывается. Чтобы они не лечили безнадежно больного. Просто спокойно и честно умирает. А так они обязаны до конца. Обязанность такая. Поэтому это такая… Мы говорили, что врачи находятся по качеству своей деятельности на уровне священника. Т.е. это высокая материя. Точное понимание кармы, точное понимание законов Бога, точное понимание, что кому, когда, где. Это очень высокое служение. Т.е. есть клятвы, есть обеты, тяжелая ответственность, по уровню деятельности это находится на уровне священника.

01:35:18 [Вопрос не разборчиво]
[Ответ] каждый находит свой стиль, но сам принцип мы разобрали. Хорошо, большое спасибо.

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 14 ноября 2012