Пять стадий прозрачности

10 июля 2007
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:52:04 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 396 | скачано: 814 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Пожалуйста, вопросики можно задавать.
[Из зала] [неразборчиво] Мы принимаем ограничения, а как определить кто нормальный? Что человек развивается? Какие-то признаки есть?

00:01:25 [В.О. Рузов] Да, есть признаки того, что все идет нормально. Пропадает привязанность к чувственным наслаждениям. Пропадает вожделение. Пропадает само желание получить объект для наслаждения. Объектов очень много и состояние материального сознания характеризуется тем, что постоянно строятся планы по получению каких-то объектов наслаждения. Постоянно план. Все расписано, что сейчас, что потом. Когда идет духовное развитие, то теряется ценность материальных наслаждений. Поэтому человек не отказывается от них, если они приходят, но теряется сама ценность материального наслаждения. Теряется сам эффект вожделения. Вожделение – это неумолимое желание что-то заполучить. Теряется ценность. Ну нет, так нет, какая проблема.

00:02:33 Нет Мерседеса, поедем на Жигулях, нет Жигулей, пойдем пешком. Невозможно пойти пешком, значит будем сидеть. Не во внешнем видится ценность, во внутреннем видится ценность. Из внешних ценностей, сознание переходит на внутренние ценности. Это признак. Поэтому такого человека можно увидеть. Каковы его приоритеты, что важнее внешнее или внутреннее. На что он обращает больше внимания, на внешнюю ценность или на внутреннюю. Поэтому у него теряется вкус к материальному и появляется вкус к духовному. Вот признак. Если теряется вкус к духовному, а появляется вкус к материальному, значит это деградация. Очень просто. Поэтому по реальному вкусу можно определить как меняется сознание. Например, даже на примере пищи можно видеть, что сознание возвышается. Чем к более чистой пище переходит человек, тем выше его сознание.

00:03:52 Он реально меняет вкус к низшей пищи, он вполне очевидно получает вкус к высшей пище. Можно видеть, что более здоровый образ жизни, оказывает влияние. Человеку нравится чистота. Это также признак, хотя это ещё материальные какие-то моменты, но всё равно это показывает возвышение сознания. Т.е. по вкусу, вкус является той самой лакмусовой бумажкой, которая определяет наше сознание, что нравится человеку, там его и сознание. Что ему нравится, там и наше сознание. Это есть естественное состояние нашего ума. Где ум, там и мы. Что такое наше сознание? Оно концентрируется там, что нам интересно Поэтому на чем мы сконцентрированы, там и мы все, там я весь. Это является основным критерием.

00:04:58 Это является основным признаком, по каким-то другим трудно определить. Все остально может быть обманчиво. Может быть вторично. А вот по вкусу – это факт. Поэтому если сознание материалистичное, нравятся материальные объекты, если сознание одухотворяется, уже нравится что-то трансцендентное. Что-то возвышенное, эзотеричное. Если сознание духовное, тогда нравится духовный объект. Все очень просто. Еще вопросики. Нет вопросиков.

00:05:58 Следующие стихи нужно прочитать. С 64 стиха начинаем. Откройте на 64 стихе. И следите за мной как я читаю санскрит. Достаньте все, прочитаем.
Пение мантры: Ом намо бхагаватэ Васудевайя (3 раза).
ТЕКСТ 64
рага-двеша-вимуктаис ту
вишайан индрийаиш чаран
атма-вашйаир видхейатма
прасадам адхигаччхати
ПЕРЕВОД
Но тот, кто, следуя предписаниям шастр, освободился от привязанности и неприязни и держит свои чувства в узде, может в полной мере обрести милость Господа.

00:07:08 Следующий стих 65 прочитаем.
ТЕКСТ 65
прасаде сарва-духкханам
ханир асйопаджайате
прасанна-четасо хй ашу
буддхих парйаватиштхате
ПЕРЕВОД
Для того, кто, идя этим путем, обрел удовлетворение [в сознании Кришны], уже не существует тройственных страданий. Благодаря этому удовлетворению разум человека быстро становится устойчивым.
И следующий ещё прочитаем, у них один лейтмотив. 66 стих.
ТЕКСТ 66
насти буддхир айуктасйа
на чайуктасйа бхавана
на чабхавайатах шантир
ашантасйа кутах сукхам
ПЕРЕВОД
Тот, кто не установил связь со Всевышним [в сознании Кришны], не способен одухотворить свой разум и успокоить ум. Когда ум беспокоен, человек не знает умиротворения, а без умиротворения разве может он быть счастлив?
Вот такие интересные стихи.

00:08:08 Речь идет о чем? Речь идет о том, что искусственный контроль чувств есть, можно контролировать чувства искусственным путем, насильственным путем. Можно их заставлять, можно их держать на какой-то привязи. Это приводит к определённому результату, но, этот результат временный. Вот в чем проблема. Т.е. какое-то время можно держать чувства под контролем. Можно напрячься и держать. Но если это искусственно, то к большому результату это не приводит. Можно посмотреть, например, современные виды поста. Человек поститься какое-то время, потом прерывает свой пост, он не просто переходит на более легкую пищу, а он переходит на очень тяжелую пищу. Он так прерывает этот пост, что весь этот пост аннулируется в первые 30 минут приема пищи. Он так наедается, такой еды наедается. Еще и напивается. Отыгрывается за все эти дни страданий, потому что он страдал все эти дни.

00:09:22 Он страдал, он не чувствовал радость от очищения, а он страдал эти дни, он думал об этом. Не думай о белой обезьяне, а он думал об этой обезьяне все это время, поэтому страдал, мучался, в отместку потом самому себе аннулирует все это. Т.е. результат временный, а значит, очень опасный. Только тело перегревается от всех этих усилий, перенапряжение, перегрев. Поэтому когда в сердце нет настоящей привязанности к чему-то возвышенному, духовному, к реальной духовной жизни, если нет привязанности к чему-то высокому, человек рискует в любой момент совершить какую-нибудь глупость в этих своих аскезах, усилиях, в любой момент он рискует перегреться и потерять всё, чего достиг.

00:10:24 Искусственное отречение, вынужденное отречение. В сердце такого человека нет умиротворения. Что утверждается в этих стихах. Те. результата нет. Вроде бы контроль есть, но результата нет. Временный контроль. Все равно что преступников контролировать. Да, тюрьма как-то контролирует преступников, законы, стоять лицом к стене, колючая проволока, собаки, но это искусственный контроль. Есть другие страны, где другой метод контроля, где другие методы контроля. Есть тюрьмы без колючей проволоки. Другой метод контроля, более высокий метод контроля. И мы видим, что они пытаются сделать, они все время пытаются сбежать. Это искусственно. Вроде бы он сидит в камере, вроде бы он заключенный, вроде бы тихий и спокойный, но все они мечтают сбежать.

00:11:33 Все мечтают сбежать. Искусственный контроль. И также чувства, если чувства контролируются искусственно, если для них ставятся непреодолимые преграды, то толку никакого нет, при любой возможности эти чувства вырываются на свободу и делают то, что хотят. На заре моего развития, была традиция среди недели сладкое не есть. Сладкое ели только по воскресеньям. Сейчас такой традиции уже нет. Но была очень четкая традиция. Была четкая уверенность, что это вредно для всех духовно развивающихся людей, не есть сладкое, потому что сладкое выводит ум из под контроля. Но потом поняли, что не так уж и сильно оно выводит. Другие моменты больше как-то выводят чувства из под контроля. Что сахар – это самое доброе что выводит чувства из под контроля. И не так уж сильно выводит.

00:12:35 Но сначала это было достаточно жесткое ограничение. Но что творилось в воскресенье. Сахар елся во всех вариантах. Во всех приемлемых и неприемлемых вариантах, ложками, банками сгущенки, то, что было сладкое все съедалось на корню, облизывалось, все емкости облизывались, где было сладкое. Есть такое блюдо [?]. Знаете, пробовали? Оно очень сладкое, очень вкусное блюдо. [Гаджемун] – это блюдо, в котором соки вымачиваются, в сладком сиропе, такой жутко концентрированный сироп, он не течет, сильно концентрированный сироп. Его не употребляют в пищу, это сироп для вымачивания сладостей. Когда были такие аскезы, этот сироп выпивался весь. Это было лучшим блюдом.

00:13:34 Абсолютно сахарный сироп, просто выпивался и потом все себя вели, будо они водки напились, они были абсолютно пьяные. И потом опять вся неделя аскез, йоги, с ожиданием воскресенья, когда придёт воскресенье. Это ложная аскеза, аскеза страсти. Толку никакого, все кто этому следовал, все об этом уже давно забыли. Живут нормально. Сладкое едят каждый день. И все нормально, ничего страшного. Надо через это пройти, через эти ложные аскезы, чтобы понять, что такое ложная аскеза, пока сам не прошел через это не понимал что такое ложная аскеза. Кажется, что если больше напряжешься, больше будет результат, нет, нужно ровненько напрягаться, нужно знать свою середину. Потому что если перенапряжешься будут проблемы. Недонапряжешься тоже будут проблемы. Необходимо, чтобы аккуратненько все было. Поэтому в сердце нет умиротворения, человек не успокаивается от аскезы, он наоборот, постоянно напряжен, постоянно себя контролирует, боится сорваться, потом всё равно срывается. Поэтому даже утвердившись в каком-то аспекте Абсолютной Истины, человек не успокаивается, он начинает искать противников данной концепции, он врагов ищет.

00:15:01 Ищет врагов. Пытается найти того, кто против и разобраться с ним, повоевать. В этом принцип, если человек утверждается в Истине, он пытается найти что-то против. Находит того, кто против и борется с ним насмерть. Какой-нибудь слушатель моих лекций, читатель моих книг находит что-нибудь и начинает со мной бороться. Вы не представляете как люди борются. Пишут: «Нет, Вы не правы». Потом объясняю что я тут прав. Находят что-то дугое и опять борются в том, что тут не прав.

00:16:11 В этом идея, человеку нужен какой-то противник, если он искусственно утвердился в своей идее. Ему нужен противник, он борется, пишет письма, такой борец за чистоты рядов. И он все время ко всем присматривается, у кого что не так, кто враг, кто диверсант, кто свой, кто чужой. И он находит этого чужого и начинает с ним бороться, он всем отрывает глаза, Это не наш, это враг. Все нужно бороться. Ко мне постоянно подходят и говорят, а Вы знаете, что этот человек враг. Вы просто не знаете, что он враг, хотите я сейчас про него Вам все расскажу. Я говорю: «Не надо». Мне он друг. Такой человек становится своим среди чужих, чужим среди своих, он борется, борется, в результате он теряет отношения, в результате он остается один. И оказывается, что все враги, кроме него. В конце концов, он доходит до такой ситуации, что все враги, кроме него.

00:17:24 Так везде происходит. В организациях такое происходит. Это тенденция. Это значит, что нет умиротворения в сердце. Такой спорщик. Такого человека можно узнать по спорам, по оскорблениям. Он проклинает всех подряд. Мне иногда приходится человеку отвечать, что я не могу с Вами столько спорить. Поспорьте с кем-нибудь другим. Но нет у меня времени отвечать на 100 Ваших писем об одном и том же с разных сторон. И человек меня проклинает в ответ. Я так и знал, что Вы наш враг. Вы не хотите ответить на все вопросы. Но могу я, времени нет, извините. Если бы Вы ещё слушали мои ответы, я бы отвечал. Вы просто их не слушаете, иногда даже на лекциях так происходит, с этим невозможно ничего сделать. Просто самосознание спорщика. Он проклинает всех.

00:18:26 Такому человеку кажется, что он обрёл свободу, но это свобода ложная, иллюзия просто приспустила поводок... Есть длинные поводки и собака бегает и ей кажется, что здорово. Не свобода – просто длинный поводок. В этом мире все хотят свободы, дети от родителей. Родители враги, курить не дают, на дискотеку на всю ночь не дают сходить, денег на карманные расходы не дают. Домой друзей не приведешь. Ученики хотят свободы от преподавателей. Не поговоришь на уроке, не посписываешь нормально. Преподаватели враги. Рабочие от директоров хотят свободы. Директора всегда мешают. Верующие хотят свободу от законов Бога. Говорят, что у меня Бог в сердце, а остальное ерунда. А законы Бога – это не для меня. Это для кого-то другого.

00:19:53 Раз у меня Бог в сердце, законы Бога мне больше не нужны. Тоже хочет свободы. Свобода провозглашается главной ценностью современной цивилизации, мы свободные люди. Но, в первую очередь, как мы говорили, необходимо определиться в одном моменте: а свобода ОТ ЧЕГО, собственно говоря?
Ответы будут какие угодно, от гнета, порабощения, рабства, столько лозунгов красивых, и только мудрец скажет, что истинная свобода – это свобода от вожделения, гнева и зависти. Если эта свобода? Нет этой свободы. В ведах известна история о йоге, был один известный йог, который распространил себя в 50 отдельных личностей, это очень сложно. Очень популярная сидха. Популярное мистическое совершенство. Представьте 50 Вас. 20 человек работает на разных работах, 20 дома сидит, 20 отдыхает. Так удобно. Один туда пошел, другой туда. Столько можно всего сделать. И распространил себя в 50 отдельных личностей. И решил жениться на 50 красивых девушках. Он решил в 50 раз больше испытать удовлетворения. В 50 раз больше сексуального счастья испытывать.

00:21:43 Но ничего не получилось. Он в 50 раз больше разочаровался. В 50 раз больше проблем получил. Так одна жена, а так 50. Ничего не получилось. Вот известный пример. Поэтому нужно быть аккуратным в этом деле. Нет, удовлетворение приходит тогда, когда мы чувствуем свою свободу от материальных желаний. Тогда приходит удовлетворение, когда у нас появляется свобода от материи, материальных желаний. Поэтому йога – это не просто медитация на Бога, йога – это переключение сознания с одной медитации на другую. На самом деле мы постоянно находимся в медитации. Йога – это переключение нашего сознания с одной медитации на другую. Мы можем либо медитировать на материальные желания, либо медитировать на духовные ценности. Либо медитируем на материю, либо медитируем на духовность. Постоянно в медитации находимся, медитация – это полная сосредоточенность.

00:22:55 Посмотрите как сосредоточены люди, они постоянно медитируют на материальные желания. Они очень хотят, чтобы они исполнились. Это медитация. Поэтому мы не учимся медитации, мы переключаем свою медитацию с материальных объектов на духовные объекты. А медитировать мы умеем. Все умеют медитировать, е нужно учиться медитировать. Все профессиональные медитаторы, ещё какие. Еще попробуй также медитировать на духовные объекты, как раньше медитировал на материальные. Вся наша жизнь – медитация, весь вопрос: на что медитация? Медитация на материальные желания приводит к деградации, а медитация на Бога приводит к возвышению.

00:23:53 Теперь понятно, что такое иллюзия. Иллюзия – это когда мы забываем, что у нас есть выбор, на что медитировать. Это иллюзия. Тот, кто медитирует на материю, перестаёт видеть Бога, перестает видеть Истину, а тот, кто медитирует на Истину, на Бога, перестаёт видеть материю. Такой закон, т.е. если мы на чем-то сосредоточились, остальное мы уже не видим. Все остальное теряет свою значимость для нас. Так душа избавляется от страданий. Она просто перестаёт их замечать. Если на окна поставить решетки и глаз сосредоточить на решетке, то будет плохо видно что на улице. Но если сосредоточить своё видение на улице, то решетка не будет видна. Можете проверить. Она начнет терять свои контуры и потом исчезнет. В определённый момент вообще не будете её замечать. На чем сосредоточен человек, вот в чем вопрос.

00:25:05 Поэтому когда мы сосредотачиваемся на духовном, материальные сложности теряют своё значение. Душа избавляется от страданий. Мы просто перестаем замечать. Так медитация на Абсолютную Истину позволяет нам выйти из-под контроля зависти, гнева и вожделения. Это и есть йога разума. Выйти из под их влияния.
Йога разума – это использование разума для достижения высшей цели. Есть разные цели. Есть низкие цели, есть возвышенные, а есть высшие, абсолютные цели. Только высшая цель способна дать душе счастье и удовлетворение. Вот в чем секрет. Все подцели, какие-то низкие цели приносят только одни беспокойства. Фактически в этом и состоит наша проблема, мы тратим своё время на вторичное, мы тратим своё время на невысшие цели. На средние или низшие цели. И в этом задача общения с мудрецами, со святыми личностями, в этом задача изучения трактатов: они способны направить нас на осуществление высшей цели жизни. Они способны дать нам эти высшие цели.

00:26:32 То, на что не жалко время потратить. На высшие цели не жалко время потратить. Они напоминают нам о задаче человеческой жизни, на нечто более высокое. Не просто решение проблем с питанием, обороной, отдыхом и размножением, на нечто более высокое, на поиск Истины. На поиск высшего понимания. Этот поиск Абсолютной Истины способен переключить наш разум с поиска материального счастья на поиск счастья духовного. Когда мы изучаем Абсолютную Истину, это переключает наш поиск, с поиска материального на поиск духовный. Все равно мы ищем. Разум всё равно будет искать счастье, вот только в чём? В высшем или низшем. Йога разума – это направить разум в высшие участки, на высшие цели, на высшие уровни сознания.

00:27:48 Поэтому духовное развитие – это не отключение функции разума, это его переключение. Мы должны быть очень аккуратны и не попадаться в направления, которые пытаются отключить разум человека. Очень много таких направлений, псевдодуховных, которые отключают разум. Не думай ни о чем, все будет нормально. Мы о тебе позаботимся. Наша задача не отключить разум, не наш путь. Бхагавад-гита не отключает разум, а очищает его, наша задача очистить разум. Отвечает на все вопросы человека. Разум требует ответов на свои вопросы, и веды способны дать, в отличии от многих, тут я осмелюсь прорекламировать веды, веды в отличие от многих других направлений способны дать ответы на все вопросы человека. Это я по себе могу точно сказать. Я в этом плане очень пытливый товарищ. И много лет я так нагло проверял веды на то, как они могут ответить на мои вопросы.

00:29:18 Я пытал лекторов много лет подряд, был очень раздражающим слушателем. Я задавал очень много вопросов, у меня было много вопросов. На определённом моменте я понял, они ответили. Потом я понял, что это очень нагло задавать вопросы, надо искать ответы самому. Пошел искать, нашел все. И даже нашел столько, у меня даже вопросов столько никогда не было в жизни. Поэтому точно могу сказать по своему опыту, веды в этом плане уникальны. Они отвечают. другие трактаты не всегда отвечают. Я читал много разных трактатов, они не всегда отвечают, иногда они уходят от ответа. Веды ответят точно. Причем так ответят, что жить будет не просто. Когда точно знаешь ответ, что-то надо делать.

00:30:23 Веды в этом плане уникальны, отвечают. Тут аналогов нет. Разум требует этих ответов и веды способны их дать. Осталось просто внимательно их выслушать, со смиренным выслушать, потому что если нет смирения, не будет понято. Необходимо просто со смирением внимательно их выслушать. Обычно проблема не в ответах, обычно проблема в нежелании выслушать эти ответы. Я не встречал ещё ни разу проблемы с ответами, всегда можно в той или иной мере что-то объяснить. Я всегда встречал проблемы с выслушиванием ответов.
Современному человеку может показаться, что духовная практика отнимает у человека то, что делает его счастливым, что она запрещает ему наслаждаться, может так показаться. Что она запрещает ему что-то, что духовная практика состоит из запретов, рамок, ограничений. Так может показаться, что духовная практика что-то отнимает, чего-то лишает какого-то счастья. Какого-то кусочка счастья, что она запрещает что-то. ограничивает. Нет, духовная практика учит человека как наслаждаться по-настоящему, как наслаждаться полноценно. Как наслаждаться правильно, чтобы это наслаждение не заканчивалось.

00:32:22 Что мы наблюдаем в мире? Мы наблюдаем, что неправильные суждения приводят к тому, что наслаждение заканчивается. И духовная практика учит наслаждаться так, чтобы наслаждение только увеличивалось. Любому предложите, никто не откажется. Кто откажется от такого предложения? Все хотят наслаждаться, кто откажется, чтобы наслаждение только увеличивалось? Никто. В этом суть духовной практики. Она концентрирует наслаждение, делает его особенно сильным, хотя и через ограничения. Простой пример горная река. Чем отличается горная река от равнинной реки? Река та же самая. Но чем она отличается? Берегами. Берега ближе, и что становится с этой рекой? Концентрация реки меняется, сила реки меняется. Да, ограничили немножко, горная река среди скал течет, но какова сила горной реки. На равнину выпал переход с горной реки на равнинную реку и все, по рукавам разошлась.

00:33:32 Уже можно босиком по ней ходить. Уже силы нет такой. Тоже самое происходит с духовной жизнью. Эти ограничения они есть. Но они дают силу, концентрацию, совсем другую эмоцию, очень необычный опыт. Поэтому, это некоторая наука, которая дает эти принципы правильного наслаждения. Т.е. не запрещает наслаждаться, а, наоборот, учит наслаждаться в полную силу. Великий Прахлад говорил интересные вещи. Одна из самых интересных цитат Прахлада состоит в том, что он объяснял теорию счастья. Одно из самых глубоких объяснений теории счастья. Он говорил, что секрет счастья в том, что как только человек перестаёт хотеть счастья – и оно тут же само к нему приходит. Пока человек хочет счастья, оно от него разбегается.

00:34:46 Как только он перестает его хотеть, оно тут же приходит. Очень необычное объяснение. [Лотеральное] объяснение, это дает некоторую почву для десятилетних размышлений. Счастье немного похоже на женщину. Сравним с женщиной. Очень будет интересное сравнение. Если мужчина бегает за женщиной, то она горда и неприступна. Товарищ под контролем, все хорошо. Но стоит ему успокоиться и снизить свой интерес. Она начинает волноваться, непонятно, что такое, беспокоится и приступает к более активным действиям. Некоторая природа. Есть мужская природа, есть женская. У счастья такая же природа. Счастье имеет женскую природу. Точно также пока мы находимся в погоне за счастьем, счастье довольно, все нормально, и само придет. Как только мы перестаем интересоваться счастьем, счастье начинает волноваться.

00:36:44 Это правило так же действует с другой стороны. Когда йог отрекается от своих материальных желаний, тогда сам Бог начинает исполнять его желания. Поэтому есть два пути: это попытаться исполнить их самому, положившись на свой сомнительный разум и свою подозрительную удачу, а можно оказаться от них, и они исполнятся в должное время наилучшим образом. Это парадоксальный секрет духовной жизни, и познавший его сразу же успокаивается. Это признак настоящего трансценденталиста: он не беспокоится по поводу своих желаний, он наблюдает, как они исполняются одно за другим в должное время и правильным образом. Он наблюдает, что были такие желания и смотри-ка интересно и правильно исполняются.

00:37:53 Это похоже на поиск жены. Меня постоянно спрашивают на консультациях: «Как мне найти жену?». Как начинают описывать, я понимаю, что таких вообще в природе нет. Обычно я спрашиваю, что для Вас такое жена. И там такой список, что я даже не знаю чем помочь. Не в то время родились. Вам не жена нужна, а какое-то ротообслуживание, департамент обслуживания, желательно 4-ех этажный, 400 человек. Один человек вряд ли сможет Вам помочь чем-то. Но есть один секрет. Жена очень легко находится. Принцип такой. Мужчина должен стать успешным, и тогда жена сама его найдет. Как только появляется успех, жена его тут же находит. Поэтому обычно жен ищут неуспешные люди. Когда есть успех, тогда очередь стоит из желающих помочь ему разделить его успех в обмен на сердце.

00:39:20 Так и у йога, ставшего успешным в контроле желаний, не будет отбоя от их постоянного исполнения. Сами желания будут стоять в очереди, чтобы у него исполниться. Так приходит умиротворение. Умиротворённый человек находится под личным контролем Бога, что, собственно говоря, и делает его удовлетворённым. Такого человека больше не волнуют проблемы материального мира. Т.к. он понимает, что они итак наилучшим образом исполнятся. Ему всё равно, как его воспринимают окружающие. Это признак духовного просветления, когда нас перестает волновать то, как нас видят другие. Пока нас волнует то, как нас воспринимают другие это некоторый признак эгоизма. Но когда нас перестает волновать собственное величие, то это признак того, что мы поняли величие Абсолютной Истины.

00:40:32 Когда мы поняли величие Абсолютной Истины, тогда нас перестает волновать собственное величие. С этого, собственно говоря, и начинается путь к счастью: мы начинаем думать об Абсолютной Истине, перестаём думать о себе. И разум должен соединить нашу душу со сверхдушой. Он должен стать прозрачным, суперпроводником. Поэтому его нужно очистить. Такая оптоволоконную связь, можно много света передать по минимальному объему.

00:41:23 Есть пять стадий прозрачности нашего ума:
Кшипта – разрушенный ум. Такое состояние требует постоянного допинга. Постоянно что-то нужно, постоянно что-то не хватает. Ум разрушен на кусочки и не способен приносить умиротворение. Необходимо замещение его функций, и ничего не остаётся, как воспользоваться чем-то одурманивающим, так появляются дурные привычки. Чтобы хотя бы на какое-то время создают иллюзию удовлетворения, спокойствия. Дыма надышаться и хоть на какое-то время успокоится. Ум настолько разрушен. Если в доме треснули фундамент и стены, крыша пошатнулась, ничего что можно сделать? Человек просто пьет и как-то живет. Ну да все треснуло, ну нормально, есть где выпить, а главное есть что выпить.

00:42:42 Второе состояние чистоты ума или прозрачности ума называется Мудха – одурманенный ум. Это состояние остановившегося ума. Нет знания, нет желания действовать. Уже сделано столько ошибок, что просто не хочется даже шевелиться, потому что все что делал все плохо заканчивалось. Потому что деятельность не приносит в этом состоянии ничего, кроме боли. Уже пробовали, уже не надо. Сознание уже остановлено.
Третья степень прозрачности называется Викшипта – обеспокоенный ум. Это ум, начинающий метаться от беспросветности. Он бьётся головой об стенку в надежде хоть что-то изменить, но толку никакого нет. Это похоже на метание бабочки, которая, перелетая с места на место, так места себе и не находит. Это сумасшедший ум...

00:43:54 На этих трех этапах тяжелые стадии сознания заканчиваются, далее уже более-менее прозрачные. Экагра – однонаправленный ум. Это уже начало духовного развития, ступень йоги, цель самоосознания. Оно достигается за счёт концентрации и медитации. Йога – это система достижения такого состояния ума, однонаправленного ума. Осталось только его направить на духовный объект. И, самое главное, цель йоги поддерживать это состояние. Потому что концентрация – это часто встречается. Мы можем на чем-то сконцентрироваться, почему нет? Но весь вопрос в том, что мы не можем удержать это состояние концентрации. Поэтому йога – это умение удержать состояние концентрации и направить на правильный объект. Чем устойчивее это состояние, тем выше уровень развития человека, тем чище его сознание. На этом этапе ум превращается из врага в друга. На предыдущих трех этапах ум был врагом. Он действовал против нас.

00:45:15 Наш собственный ум действовал против нас. А на четвертом этапе, когда он становится сконцентрированным, направленным, и на правильный объект, эта концентрация не уходит, и тогда ум становится другом. У него появляется высшая цель и способность идти к этой цели,. Он не уводит нас от цели, не заставляет нас бродить по лабиринтам этого мира, а ведет нас к этой цели, несмотря ни на что. И пятое состояние Нируддха – управляемый ум. Это достижение полной чистоты, когда истина понимается на все 100%, сознание просвечивается полностью. Нет никаких препятствий для понимания истины. Так ум одухотворяется и становится возвышенным, полностью становится нашим другом.

00:46:15 Он 100% передает Абсолютную Истину, является связующим мостиком между нами и Абсолютной Истиной. так и проходит духовная практика. Такие этапы наблюдаются. И мы можем это наблюдать как в себе, так и в тех, кто нас окружает. Вопросы, пожалуйста, по этим стихам можно задать.
[Из зала] [неразборчиво] Состояние, когда ничего не происходит, просто живешь и живешь. Это ко второму относится?
[В.О. Рузов] Второе, да. Нет желания действовать. Некоторая обыденность. Т.е. сознание не используется. Нет знаний, нет желания действовать, поэтому надежда на то, что так и будет, нет желания трогать, ничего менять, такие люди становятся гипер подверженными всяким приметам. Потому что оно как-то устоялось, нельзя трогать, потому что не знаем как действовать, куда действовать, на работу, домой. Обычно начинаются претензии к сглазам, приворотам, если есть хоть чуть-чуть эзотерическая направленность у человека, он начинает соседку обвинять, что она на детей плохо посмотрела.

00:48:02 Обычно все около магические вещи они все из второго состояния ума. Человек боится, что все нарушится, что кто-то все собьет. У него все нормально, просто кто-то плохой, какого-то вреда желает. Они начинают сканировать Вас, искать какие-то порчи, обязательно найдут, порч 60 не меньше. В Ведах говорится, что главное проклятие – это материальное тело. Оно уже есть, с ним уже надо жить спокойно, кормить его, ухаживать за ним, мыть его, и стараться, чтобы оно спокойно умерло, это проклятие. Чтобы оно спокойно, радостно в своё время умерло. Потому что если раньше оно умрет – вернется. Чтобы оно в своё время умерло. Оно уже есть. Мы уже в этом проклятии находимся.

00:49:07 Вот представьте, если взять ещё одно такое же тело и надеть на нас ещё раз. Например представьте, взять труп лошади и его на нас одеть. Как Вы думаете будет весело? Не будет весело. Вот тоже самое, на нас уже одели это тело. Это уже неприятная ситуация. К сожалению, мы не можем никак от него избавиться, это уже пожизненно, называется прарабдха-карма, пожизненное проклятие и кто нас проклял? Мы сами, своими материальными желаниями, каждое материальное желание – это проклятие. Оно ещё раз проклинает нас на ещё одно рождение в этом материальном мире в следующем материальном теле. Оно весело устроено. Кто анатомию изучал, тот знает как оно весело устроено.
[Из зала] [неразборчиво] Контроль желаний…
[В.О. Рузов] Нет, он не перестает желать. Он перестает исполнять негативные желания. Он разделяет желания на позитивные и негативные. На основе знания он понимает, чего следует избегать, а что в принципе не мешает. Т.е. желание попить в принципе не греховно. Но желание выпить, уже соответственно отличается. Поэтому не мешает телу попить, а вот выпить он ему не дает.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Не то, что есть, он обязан. У нас много желаний. В наш ум такие сумасшедшие желания приходят. Попробуйте хотя бы одни сутки взять и записать все свои желания. А потом я их здесь прочитаю. Вряд ли Вы придете. У каждого они возникают. Почему? Потому что они из прошлого идут.

00:51:38 И в прошлом мы все вели веселую жизнь, иначе почему мы здесь? Мы не просто так сюда попали, мы попали за веселые поступки. И эти поступки создали самскары, привычки сознания. Что это значит? Они время от времени говорят, может ещё разок, ведь нормально же было. Т.к. мы уже к этому привыкли, мы говорим ерунда, не буду, уже есть какой-то опыт, но какие-то пробиваются. В нас уже реальный разум начинают требовать исполнения, давай все-таки попробуем. Просто в тот раз мы это неправильно сделали. Мы ошиблись, нам помешали. В этот раз будет точно нормально. В этот раз будет все хорошо. Или он ещё говорит так, ладно плохая штука, но у нас же есть это желание, поэтому давай это сделаем в последний раз. И больше не будем, даю обет. Такой вот ум нехороший. У него много разных вариантов. Это все идет из нашего прошлого. И задача нашего разума четко разделять: это хорошее, а вот это нехорошее.

00:52:52 Поэтому нехорошие желания будем терпеть, а хорошие желания правильно исполнять. То, что хорошее желание исполненное неправильно становится плохим. Очень часто мы хотим как лучше, а получается как всегда. Поэтому нужно правильно исполнять хорошие желания. Да, это контроль, это очень тяжело. Нужно терпеть. Хочется сейчас плюнуть, не надо плевать. Нужно терпеть. Есть много желаний и культура регулирует эти желания. Культурный человек так не делает. Поэтому культура стоит на страже этого. Если мы все-таки совершаем ошибку и делаем, то начинаются проблемы. Это все равно, что на красный свет дорогу перейти. Посмотрите сколько людей бегают на красный свет. Почему они бегают? Здоровые же люди. И опыт есть, что это вредно. Ум их заставляет. Он говорит, ну давай последний раз перебежим, завтра уже не будем. Стынет обед или ужин. Это очень актуально. Сейчас мы ехали и видел как все торопятся на ужин. Мы разворачивались не в том месте, меня везли, я тоже опаздывал, и все с такой ненавистью нам бибикали, я понял, что на них даже обижаться нельзя, у них уже тарелка на капоте мерещится.

00:54:38 Я их понял, я сам целый день не ел. Тяжелый день был, весь в делах. Обижаться на них не надо. Такая вот медитация. Поэтому ум нас заставляет вот так вот, ну один раз, ну последний.
[Из зала] [неразборчиво] В каждой культуре свои запреты.
[В.О. Рузов] В каждой, да. В этом культура и отличается. Но мы не говорим о культурах. Мы говорим о разуме. А разум – это принятие духовных обетов.
[Из зала] [неразборчиво] Возможно ли в зависимости в попадание ситуации изменение статуса ума как вверх так и вниз? Например, переход разума из концентрированного состоянии в мечущиеся, как только увеличивается количество искушающих факторов. Ум становится мечущимся.

00:55:47 [В.О. Рузов] Да, это возможно. До тех пор пока мы зависим от материального мира, это зависимость достаточно долгое время сохраняется. Есть осквернение внешними факторами. Попробуйте во Владивосток съездить, 7 дней на поезде и станет понятно как человек превращается в медведя. Сознание деградирует. И когда под конец приезжаешь, чувствуешь, что сознание в самом низу. Запах пива становится приятным. Уже готов съесть то, что ест сосед. Уже забыл, что мыться надо 3 раза в день. И уже не чешется даже. Т.е. уже можно мишкой, уже даже не замечаешь, что пахнешь. Просто почему-то люди в автобусе расходятся. Никогда не ездили 7 суток?

00:56:49 Не рекомендую. Я ездил. Очень подозрительное занятие. Лучше накопить денег на самолёт и самолете слетать, намного интереснее и проще. Но сознание реально деградирует от этих внешних условий. Мы подвержены. На определённом этапе сознание выходит из под влияния внешних условий, это очень высокий уровень. И то Веды предупреждают, что нам нельзя расслабляться. Они говорят такие слова, что даже разум Великого мудреца может быть временно сбит ветром материальных желаний. Поэтому ни на каком этапе расслабляться нельзя. Все время нужно контролировать, что происходит вокруг и все время занимать какую-то безопасную позицию в этом мире. Не нужно экспериментировать и идти в явно вредную ситуацию. Нужно стараться всегда находить что-то более-менее спокойное, где можно держать себя в рамках.

00:58:06 Тогда будет нормально. Тогда будет спокойно. Т.е. всегда должна быть своя келья в которую всегда можно уйти. Должен быть запас.
[Из зала] [неразборчиво] Бог исполняет часто не те желания, которые были?
[В.О. Рузов] Все исполняет. И так красиво исполняет. Что аж стыдно становится.
[Из зала] [неразборчиво] Т.е. догонит и добавит?
[В.О. Рузов] Догонит и добавит и все исполнит. И мы уже будем отказываться. Ничего не знаю, заказывали. Это как в ресторане, долго очень готовят, час. Уже посидел, уже надоело, уже есть не хочется, уже напитков принесли, уже понаелся, уже нанюхался еды, уже уходить надо, уже времени нет, чтобы это есть, а заказывали. И принесли, и ты понимаешь, что это уже не съешь, что это уже превратилось в трату денег. А все, заказывали. Поэтому вот так нужно аккуратненько с желаниями, заказали, исполнится. Весь вопрос в том, что уже безопасно исполнится.

00:59:32 Это уже хорошо, это как-то уже успокаивает. Потому что если мы сами пытаемся исполнить свои желания, мы их исполним как попало, будут одни проблемы. А когда Бог исполняет наши желания, все так попроще, поспокойнее. Еще вопросик какой-то.
[Из зала] [неразборчиво] Какая движущая сила при переходе от одного состояния ума до другого? Сам рычажок откуда берется?
[В.О. Рузов] Желания стать таким же, поэтому когда мы получаем хорошее общение, нам хочется стать таким же и это движет нами вперед. Все в этом мире движется желанием стать таким же. Материальные желания: такое же хочу. Увидел машину: такую же хочу. Увидел одежду: такую же хочу. Так дальше и продолжается. Увидели святого, таким же хочу стать.
[Из зала] [неразборчиво] Желание стать Богом.
[В.О. Рузов] Обычно, если человек развивается, у него такого желания не появляется. Оно в процессе отпадает. Во-первых, хорошее желание. Но у нас уже есть материальный опыт. Что такое материальный мир? Это исполнение наших желаний, стать таким же как Бог. Мы уже попробовали. Что-то как-то плохо получилось. Заметили? Как-то не очень божественно вышло. Поэтому это желание уже было и все-таки духовный рост – это уход от этого желания стать Богом, это желание стать слугой Бога.

01:01:29 Креатив. Желание стать Богом. Так модно сейчас быть Богом, креативный человек. Желание служить, желание сделать как просят – вот что развивает. Вот что сейчас редкость. Вот то, что востребовано. Это редкость. Это настоящая ценность. Разобрались. Хорошо, спасибо большое.

транскрибирование: Анна Жмаева | Челябинск | Россия | 23 ноября 2012