Глава 8. Величие Йогамайи
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Глава 8. Величие Йогамайи
00:00:21 Нарада Риши объяснил Гопу-кумару, что как единый Бхагаван являет Себя во множестве проявлений, так и единая пара-шакти может принимать разные формы. Её называют по-разному в зависимости от того, как она действует. Одна и та же шакти принимает разные формы в Дварака Пури, на Вайкунтхе, где обитают различные экспансии Нараяны, а также в обители полубогов.
В шастрах сказано, что преданные не ищут милости Лакшми, богини айшварьи (богатства). Следует понимать, что это не относится к Маха-Лакшми, супруге Нараяны в духовном мире. Маха-Лакшми не имеет качества чанчала (непостоянства). Будучи постоянной, она вечно служит Нараяне.
00:01:12 Чанчала Лакшми появилась на свет из молочного океана, когда полубоги и демоны вспахтали его. Эта Лакшми олицетворяет все деньги и богатства вселенной, и её милости преданные не ищут. Даже если она сама хочет послужить им и исполнить их желания, преданные лишь кланяются ей и уходят. Что говорить о возвышенных вайшнавах, если даже начинающие преданные дороже Бхагавану, чем она. Кришна говорит в «Бхагаватам» (11.14.15):
«Дорогой Уддхава, ни Брахма, ни Шанкара, ни Санкаршана, ни богиня процветания Лакшми, ни даже Я Сам не дороги Мне так, как ты».
00:02:00 В этом стихе Он говорит о чанчала Лакшми. Что бы сделала Лакшми, которая служит Нараяне на Вайкунтхе, если бы услышала это? Не думайте, что этот стих о ней. Кришна здесь имеет в виду Лакшми, которая явилась как дочь Бхригу. Такие тонкости в шастрах понятны только тем вайшнавам, которые внимательно слушают наставления, нисходящие по гуру-парампаре. Все остальные этого не поймут.
Кто-то может сказать, что имя Шри, упомянутое в этом стихе, указывает на Радхику. Однако это означало бы, что Уддхава – более возвышенный преданный, чем Радхика. Уддхава Сам жаждет посыпать себе голову пылью со стоп гопи, так что думать, будто кто-либо более велик, чем сарва-лакшми-майи Радхика, просто нелепо. Чтобы понять, о какой Лакшми идёт речь в этом стихе, надо хорошо разбираться в сиддханте, а это возможно, только если находиться в обществе вайшнавов. Попытки самостоятельно понять смысл подобных стихов являются анартхой.
00:03:12 Этот стих относится к Лакшми, которая даёт анима-сиддхи, которая даровала богатство Брахме и полубогам и которая появилась на свет из молочного океана. Не только возвышенные, но даже начинающие преданные занимают более высокое положение, чем она. Преданные-освобождённые души и те, кто стремится к освобождению, не поклоняются этой богине процветания, чанчала Лакшми. Однако данный стих не относится к Лакшми, которая всегда пребывает на груди Бхагавана, растирает Ему стопы и всячески служит Ему. Маха-Лакшми свойственно постоянство, и она очень дорога Бхагавану. Ни один преданный не станет относиться к ней безразлично. Но те преданные, которые хотят, чтобы на них посмотрел краешком глаза Сам Шри Кришна, источник всех воплощений, а также Его дорогая Шримати Радхика, лишь выразят Маха-Лакшми почтение и не станут просить её о милости. Такие преданные молят о милости Саму Шримати Радхику.
00:04:22 В этом нет никакого неуважения; все вайшнавы достойны почитания. Особенно надо почитать вайшнавов расика и таттвагья (знатоков таттвы). Это не значит, что к остальным вайшнавам можно относиться неуважительно: это апарадха. Но прежде всего следует избегать оскорблений лотосных стоп расика и таттвагья-вайшнава, величайшего преданного Кришны. Нужно стараться всем сердцем служить такому вайшнаву.
Например, на какой-нибудь праздник собираются сотни преданных: уттама-адхикари, мадхьяма-адхикари и каништха-адхикари. Если среди них есть возвышенный рагануга или даже рупануга-вайшнав, ему нужно оказать особое почтение, но сделать это так, чтобы обыкновенные люди не подумали, будто можно пренебрегать преданными каништха и мадхьяма. Всех вайшнавов следует почитать сообразно их духовному уровню, но делать это надо деликатно. Каждому надо оказывать соответствующее почтение, как учит Рупа Госвами в пятом тексте «Упадешамриты».
00:05:34 Уттама-вайшнаву нужно служить с любовью. Такой возвышенный преданный никого никогда не хулит. Он всегда удовлетворён – и в счастье, и в страдании. Он служит Кришне, целиком погрузившись в уджвала-расу, и достоин особого уважения, но это не предполагает, что можно пренебрегать остальными: одних критиковать, других не слушаться, на третьих вообще не обращать внимания. Чтобы избежать подобных ошибок, надо должным образом почитать всех и с любовью служить возвышенному расика-вайшнаву.
00:06:11 У Йогамайи много проявлений, и ни к одному из них нельзя относиться неуважительно. Каждое проявление Йогамайи достойно почитания, ибо это шакти Бхагавана, но вступать с ними в отношения «ты – мне, я – тебе» не следует. К Йогамайе можно обращаться только так: «Пожалуйста, пролей на меня милость, избавь от жажды мирских удовольствий», – тогда как стремление использовать её в корыстных целях ввергнет нас в пучину материальных наслаждений. Ко всем проявлениям Йогамайи мы обращаемся именно с такой молитвой, а по отношению к гопи, нашим главным богиням, развиваем настроение служения и следования.
00:06:58 В одних шастрах эта шакти Бхагавана называется маха-вибхути, в других – Йогамайя, в третьих – атма-майя.
В «Гите» (4.6) сказано: самбхавами атма-майайа – «Я нисхожу в этот мир силой Моей внутренней энергии».
Что значит атма-майя? Это шакти Бхагавана, которой Он обладает в Своём изначальном облике. Откуда возникает атма-майя? Где её источник? Это Шримати Радхика. При помощи этой энергии Бхагаван наслаждается сач-чид-анандой. Йогамайя вечна (нитья), реальна (сатья), безначальна (áнади) и безгранична (ананта). Но если она родилась в одно время с Кришной, как может она быть áнади, безначальной? Прежде чем родиться самой, она устраивает так, чтобы седьмым сыном из чрева Деваки появился Баладева Прабху, а затем она рождается из чрева Яшоды. Она действует ещё до собственного рождения – это означает, что она нитья (вечна). Поэтому её ещё называют Сáнатани.
00:08:15 Йогамайя усиливает бхаджанананду, счастье, которым наслаждаются слуги Кришны. Сочетая в себе суть энергии хладини и самвит, она ведёт преданных по пути бхакти через шраддху, бхаву и прему вплоть до маха-бхавы. Она всячески поддерживает преданных, словно вскармливая их молоком, и позволяет душе, достигшей совершенства в садхане, родиться из чрева гопи.
Олицетворением Йогамайи является Пурнамаси, мать Сандипани Муни; она живёт в Нандаграме. Она усиливает расу самыми разными способами: создаёт различные стимулы или делает это лично, в образе Пурнамаси. Она усиливает ватсалья-расу Яшоды, сакхья-расу пастушков, дасья-бхаву слуг Кришны. Она усиливает все расы и поддерживает все дживы. Она – мать всех видов бхаджанананды, и если преданный не ищет её покровительства, его бхакти не будет развиваться.
00:09:25 Все многочисленные воплощения Бхагавана, нисходя в этот мир, прибегают к помощи Йогамайи. Она создаёт одежды и украшения Бхагавана, определяет внешний вид того или иного воплощения и устраивает Его лилы.
Кришна часто играет на флейте, и однажды Его игра заставила гопи забыть всё на свете: одни из них надели украшения не так, как надо, другие накрасились беспорядочно. Все они выглядели совершенно нелепо. Кто всё это устроил? Йогамайя. Их украшения были не на своих местах, но это лишь в сотни раз усиливало их красоту. Всё это сотворила Йогамайя. Так, одна гопи надела ножной браслет на шею, а ожерелье – на лодыжку. Кришна, увидев её, сказал: «Как изумительно ты сегодня надела украшения». Насколько же драгоценнее они стали. Всё это устраивает Йогамайя.
00:10:30 Эта энергия Бхагавана непостижима (дурвитаркйа). При помощи Йогамайи Кришна совершает лилы со Своими преданными, также благодаря ей существует Его мугдхата (полная поглощённость чувством), мугдхата Яшоды и всё разнообразие лил. Всё это от начала и до конца создаёт Йогамайя ради удовольствия Бхагавана и Его преданных. В другом своём проявлении – как Махамайя – она позволяет асурам вершить свои дела и держит все дживы в плену материального бытия.
00:11:08 Когда Васудева принёс Кришну в Гокулу, он положил Его рядом с Яшодой и взял девочку Йогамайю. В руках Васудевы она оставалась Йогамайей, но, когда он принёс её в тюрьму Камсы и когда Камса прикоснулся к ней, желая её убить, её место заняла Махамайя, а Йогамайя продолжала действовать, оставаясь невидимой. Никто не знает, когда именно она ушла со сцены, уступив место собственной тени. Поэтому многие склонны думать, что Йогамайя и Махамайя – одна и та же энергия, но это неверно. Когда Камса в тюрьме схватил её, она приняла образ восьмирукой Дурги. Камса изумился и в страхе воскликнул: «Это же та самая богиня, которой я поклоняюсь!» Но в какой момент она перестала быть Йогамайей и как это сделала – остаётся непостижимым.
00:12:07 Слушая и читая об этом с глубокой верой, мы сможем что-то понять. Слова писаний надо принимать на веру, не подвергая сомнению. Большинство людей усомнится в этой истории: «Она родилась как дочь Яшоды, она же предстала в образе Йогамайи, а затем превратилась в Махамайю. Как такое возможно?» Как мы это поймём? Возможно ли вообще это понять? Не стоит объяснять все эти тонкости тем, кто пытается постичь духовные истины мирским умом, без веры в сердце.
Энергия Бхагавана обладает качествами нитья, анади, сатья и ананта. Её действия невозможно объяснить. Её не описать словами в полной мере. Обыкновенный человек вообще ничего не сможет сказать о ней. Только возвышенная, освобождённая душа может описать её до какой-то степени и больше никто.
00:13:08 Мы знаем, что мы не тело. Сотни раз мы объясняли это другим, и тем не менее, вовлечённые в деятельность чувств, снова и снова забываем об этом. Стоит на секунду забыть, что мы не тело, как от нашей решимости совершать бхаджан не останется и следа. Это произошло даже с такой великой освобождённой душой, как Нарада. В «Рамаяне» рассказывается, что именно Нарада послужил причиной явления Господа Рамачандры.
Однажды Нарада пожелал жениться на царевне и, чтобы одержать победу на сваямваре, стал молить Вишну дать ему такое же прекрасное лицо, как у Господа. Желая спасти бхакти Своего преданного, Вишну вместо этого дал Нараде лицо обезьяны. Не понимая почему все на сваямваре смеются над ним, Нарада побежал к пруду посмотреть на своё отражение. Он понял, что Вишну обманул его. В гневе Нарада проклял Вишну, что в следующем воплощении тот потеряет Свою жену и, чтобы вернуть её, Ему придётся обратится за помощью к обезьянам. Так Нарада побудил Шри Рамачандру явится в этот мир.
00:14:28 Малейшее проявление эгоизма и корысти, даже если мы хотим для себя всего грош, ввергнет нас в пучину мирского сознания. Нужно быть стойким в садхана-бхаджане и совершать его, всегда оставаясь смиренным. Только когда Йогамайя войдёт в сердце дживы, в нём пробудится бхакти и мы сможем по-настоящему совершать шраванам, киртанам и другие виды бхакти. Как это происходит? Бхакти в сердце дживы пробуждается под влиянием энергии хладини и самвит. Это называется вишуддха-саттва. Таково влияние Йогамайи. Она совершает бесчисленные духовные деяния на Вайкунтхе, в Двараке, Матхуре и Вриндаване.
00:15:18 В бхакти и в расе есть различия. Что это значит? Существует разные виды бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти, вайдхи-бхакти, рагануга-бхакти; есть разные стадии бхакти: ништха, ручи, асакти, бхава и т. д.; есть разные уровни преданных: нитья-сиддха или садхана-сиддха; и есть разные уровни премы: снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и маха-бхава. Всё это многообразие создаёт Йогамайя. Бхакти одно. Это одно чувство, хотя мы знаем, что в нём выделяют шестьдесят четыре вида бхакти, а также девять видов, пять или три. Раса тоже одна, но она проявляется в разных формах сообразно различной деятельности садхаков.
00:16:17 Шрингара – это одна совершенная раса, мадхурья-раса. И из неё проявляются ватсалья, сакхья и дасья, то есть она воплощается в этих формах. Подобно этому Бхагаван один, но Он являет Себя как Браман, Параматма, Бхагаван и предстаёт в образе Кришны и многих других образах в зависимости от уровня бхакти и гьяны того, кто Ему поклоняется. Так, например луна в зависимости от угла нашего зрения предстаёт в форме двитья, трайодаши, панчами и т.д., но сама луна при этом не меняется. Луна одна, но мы смотрим на неё под разными углами. Поэтому бывает ночь новолуния или ночь полнолуния. Точно так же Бхагаван являет Себя согласно уровню садханы преданного, и то же самое можно сказать о шакти Бхагавана. Всё это многообразие – творение Йогамайи, поэтому есть так много молитв, обращённых к ней:
00:17:30 «Я склоняюсь к лотосным стопам Шри Пурнамаси-деви, олицетворению Йогамайи, шакти Бхагавана. Она усиливает чистую према-бхакти, любовную привязанность к стопам Шри Радхи и Кришны, и сама всегда погружена в океан игр Кришны».
Гопи также поклонялись Йогамайе, повторяя следующую молитву:
катйайани маха-майе маха-йогини адхишвари нанда-гопа-сутам деви патим ме куру те намаха
Она приводится в «Бхагаватам» (10.22.4), в ней говорится:
«О богиня Катьяяни, мы выражаем тебе почтение. Ты – великая внутренняя энергия Бхагавана, верховного владыки, обладающего всем мистическим могуществом. Устрой так, чтобы сын Нанды стал нашим мужем».
00:18:26 Йогамайя делает игры Бхагавана бесконечно разнообразными. Хотя её влияние непостижимо, чистые преданные знают его и могут объяснить. Величие этой энергии неописуемо, как неописуемо величие Самого Бхагавана, но чистые преданные до какой-то степени могут описать её величие, как это сделали Шукадева Госвами, Вьяса, Парашара, Нарада, Рупа и Санатана Госвами, Джива Госвами и многие другие ачарьи.
В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.178) говорится:
«Энергия Бхагавана делится на высшую и низшую. Йогамайя – это Его высшая, внутренняя энергия, и поскольку она обладает той же природой, что и Он, иногда её называют пракрити».
00:19:17 Йогамайю и майя-шакти называют соответственно пара (высшая) и апара (низшая). Это два разных проявления одного целого. Изначальная энергия называется пара, а её тень – апара. Что значит «тень»? То, что неотлично от предмета, но при этом не обладает всеми его свойствами. Однако тень Йогамайи отличается от тени дерева, которая бездействует. Наша тень тоже бездействует, но этого нельзя сказать о тени энергии Бхагавана. Всё на Голоке: раса-лила Кришны, служение преданных, украшения Кришны, украшения гопи, деревья – проявляется под влиянием Йогамайи. Эти проявления реальны и вечны. Но как действует апара-шакти (низшая энергия)? Всё, что возникает в природе под влиянием этой энергии, нереально либо временно. Одно является – сатья (реальным), а другое – асатья (иллюзорным). Все отношения, созданные нами в материальном мире, иллюзорны, а все объекты этого мира реальны, но временны.
00:20:35 Перламутровая раковина реальна, так же как и серебро, но когда мы принимаем раковину за серебро, это представление нереально (асатья). Раковина блестит, как серебро, и оба предмета реальны. Тот, кто видит их, тоже реален, но принимать раковину за серебро – иллюзия. Другой пример – это верёвка и змея, а также тот, кто их видит, все они реальны, но иллюзия, заставляющая принимать верёвку за змею, нереальна. Ночью, в темноте, мы наступаем на верёвку, она обвивается вокруг нашей ноги, и мы в страхе кричим: «Змея! Змея!» Но стоит посветить фонарём, как от страха не останется и следа. Минуту назад мы думали, что нас укусила змея и мы умрём, но свет рассеял иллюзию.
00:21:31 Все мы, несомненно, реальны, но отождествление себя с телом – иллюзия. Думать: «Всё это принадлежит мне», – тоже иллюзия. Что здесь на самом деле принадлежит мне? «Я принадлежу Кришне, я – Его слуга», – вот истинное самоотождествление. Все предметы, находящиеся в нашем распоряжении, следует рассматривать как инструменты в служении Бхагавану. Иначе, если мы будем считать их своей собственностью, это вызовет лишь бесконечные ссоры и вражду. Как правило, садху знают, что им ничего не принадлежит, но стоит им забыть об этом, как даже они начинают считать что-то своей собственностью и ссорятся из-за неё.
00:22:20 Итак, майя-шакти действует особым образом. Она едина, однако её внешнее проявление, Махамайя, опутывает дживу сетями иллюзорных представлений о себе и окружающем мире, а внутреннее проявление, Йогамайя, дарует дживе знание обо всём, что связано с Бхагаваном и бхакти. Мы можем молить Махамайю: «Будь милостива ко мне. Я попал в ловушку твоей иллюзии, но, несмотря на это, молю тебя о кришна-бхакти». Именно Махамайя, Камакья-деви, с почтением и любовью дала браману гопала-мантру. Даже в образе Махамайи она иногда действует как Йогамайя. Обычно эта энергия помогает преданным в образе Йогамайи, но, если преданный искренне просит о помощи, она может явить ему свою милость и в образе Махамайи. Во всех остальных случаях Махамайя обманывает обусловленную душу.
00:23:26 Какая энергия пришла к Харидасу Тхакуру в образе блудницы? Махамайя. Но «став преданной», она действовала уже как Йогамайя. Мы должны понимать это как одновременное единство и различие, согласно сиддханте Шри Чайтаньи Махапрабху, ачинтья-бхеда-абхеда-таттве.
Дживу тоже называют пара-шакти (высшей энергией). В «Гите» (7.5) говорится:
«Помимо этой, низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией».
00:24:11 Сколько пракрити, или природ, у Бхагавана? Одна. Это внутренняя энергия Бхагавана, или пара-шакти. Но обычно под пракрити мы подразумеваем низшую энергию, которая творит временный мир, состоящий из восьми элементов. Слово майя указывает на атма-майю, внутреннюю энергию, но большинство людей не знают об этом и называют майей материальный мир. Действия Майи, или тени, как правило, либо нереальны, либо временны, тогда как все многообразные действия Йогамайи вечны.
00:24:54 Где находится обитель самой Махамайи, богини, олицетворяющей эту энергию, которая заставляет души отождествлять себя с телом? В восьми оболочках материальной вселенной. У неё тело цвета шьяма, как и вся её обитель, и необычайно привлекательный облик. Именно там она встретила Гопу-кумара. Она предстала перед Гопа-кумаром с различными дарами и сказала: «Скажи мне, чего ты хочешь? Бхакти? Я дам тебе бхакти. А может, ты хочешь материального счастья? Тогда я дам тебе все материальные блага. Я могу даровать тебе всё, в том числе и бхакти, потому что я – сестра Бхагавана. Можешь просить у меня всё, что пожелаешь».
00:25:43 Только по её милости Гопа-кумар вышел из оболочек вселенной и вернулся на Землю. Иначе это невозможно. Если мы будем пытаться преодолеть иллюзию собственными усилиями, то ещё больше запутаемся в её сетях. Поэтому надо всегда полагаться на милость гуру, вайшнавов и Бхагавана и не пытаться освободиться из материального плена собственными усилиями.
Далее Нарада сказал Гопу-кумару:
– На Вайкунтхе ты увидишь множество различных воплощений Бхагавана. Одни из Них называются вьяшти, а другие – самашти.
00:26:22 Кто является самашти-аватарой? Это Сам Кришна. Для нас самашти-джива – Хиранья Брахма, а мы – его экспансии, вьяшти-дживы, и точно так же есть множество экспансий Господа: Курма, Вараха, Нрисимха, Парашурама, Вамана. Но Кришну нельзя считать одним из Них. Кришна – это самашти, семя, источник всех воплощений. Из этого изначального семени возникает множество проявлений. Из семени манго не вырастет дерево ним или банановая пальма. Но Кришна – семя всего сущего. Силой Своей ачинтья-шакти Он являет Себя во множестве воплощений. На это способен только Кришна, и никто другой. У Нараяны также много воплощений, каждое из которых нисходит в материальный мир с определённой целью, но, в отличие от Кришны, Нараяна в Своих воплощениях не совершает столь разнообразных игр. Кришна является аватари, источником всех воплощений, и потому во всех Своих воплощениях Он совершает бесконечно разнообразные игры. Кроме того, Кришна обладает четырьмя особыми качествами мадхурьи, которых нет у Нараяны.
00:27:43 Всё это Нарада объяснял Гопу-кумару:
– Ты хочешь увидеть все эти игры, но разве здесь это возможно?
Нарада перешёл на шёпот и сказал:
– Кришна может сделать всё, что сделал Вамана. Кришна один может выполнять обязанности всех воплощений Вишну, манвантара-аватар, шакти-авеша-аватар, лила-аватар. Он может делать всё, что делает Нараяна. На это никто, кроме Него, не способен. Это особое качество Кришны.
00:28:17 Что означает слово Бхагаван? Бхага значит «совершенства», все шесть, а ван – «тот, кто владеет ими». Многие в этом мире до какой-то степени обладают некоторыми из этих совершенств, но всеми совершенствами в полной мере обладает только Нараяна и Его воплощения. Но в ком эти совершенства достигают наивысшей степени? В Кришне Двараки и Матхуры. А в ком ещё большей степени? Во Враджендра-нандане. В Нём мы находим во всей полноте айшварью (богатство), вирью (силу), яшу (славу), шри (красоту), гьяну (знание) и вайрагью (отрешённость).
В Вишну-пуране (6.5.74) говорится:
00:29:11 аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах гьянана-ваирагйайош чапи шанам бхага итингана
Все эти качества присущи также Нараяне и Его воплощениям. В чём проявилась айшварья у Ваманадевы? Он был очень маленьким, но, отмеривая землю, вдруг принял гигантские размеры и тремя шагами покрыл всю вселенную. Это айшварья. Рамачандра вместе с обезьянами и медведями напал на Ланку и снёс Раване голову. Но в тот же миг на плечах у Раваны появилась новая голова. И всякий раз, когда Он сносил Раване голову, на её месте появлялась новая. Наконец Он придумал, как отрубить все десять голов Раваны так, чтобы они больше не появлялись, и таким образом убил его. Это тоже проявление айшварьи. Дваракадиша Кришна владеет безграничной айшварьей, так же как и остальные воплощения, но айшварья Кришны особенно удивительна.
00:30:27 Маленьким мальчиком Он сосал грудь Путаны, и никто не знал, что Он на самом деле делает. Он не отпускал её грудь, и гопи подумали, что Он просто играет. А Он с молоком высосал всю её жизненную силу. Он думал: «Я не хочу, чтобы кто-то, придя во Вриндаван, потом покидал его. Она вошла в пределы Враджа, поэтому Я не позволю ей уйти». Такова айшварья Господа, и в Кришне она достигает апогея.
00:31:01 Рама проявлял вайрагью (отрешённость) – Он покинул Своё царство. Однако Он не расстался с Ситой и ушёл из царства вместе с ней. Но вайрагья Кришны такова, что в одно мгновение Он оставил сотни тысяч гопи. Все они собрались в прекрасном чистом месте, дул приятный ветерок, но Кришна вдруг исчез. Его вайрагья столь велика, что когда у Него на глазах все пятьдесят шесть миллионов членов рода Яду, тростниковыми палками избивали друг друга и даже когда Его родной сын замертво упал на землю, Кришна не улыбался, не печалился, не спасал никого, а спокойно сидел, скрестив ноги. Почему? Он видел, что вся эта битва и братоубийство – не более чем индраджала (магическая иллюзия). Поэтому мы говорим, что в Кришне шесть совершенств достигают предела.
00:32:03 эте чамша-калах пумсах кршнас ту бхагаван свайам
Как об этом говорится в «Бхагаватам» (1.3.28):
«Все эти воплощения являются полными либо частичными проявлениями пуруша-аватар, но Кришна – это Сваям Бхагаван».
Нарада сказал Гопу-кумару:
– Игры Сваям Бхагавана Кришны бесконечно многообразны, так же как Его любовные отношения, Его према и Его спутники. Тот, кто, услышав об этом многообразии, почувствует хотя бы каплю вкуса к нему, просто не сможет оставаться на Вайкунтхе.