Глава 3. Превосходство нама-санкиртаны

18 января 2011
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:18:02 | качество: mp3 64kB/s 8 Mb | прослушано: 11 | скачано: 6 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 3. Превосходство Нама-санкиртаны

00:00:24 Описывая Гопу-кумару садхану, позволяющую достичь Вайкунтхи, четырёхрукие вечные спутники Нараяны сказали:
«Мы считаем, что для тех, чей ум неустойчив, киртан лучше попыток помнить Господа, потому что в киртане, помимо ума, участвуют голос и слух, а также потому что он привлекает всех, кто его слышит» («Брихад-бхагаватамрита» 2.3.148).

00:00:54 Существует много видов садханы, позволяющей достичь Вайкунтхи, и не только самой Вайкунтхи, но и всех остальных областей духовного мира вплоть до Вриндавана. Обычно среди видов садханы, позволяющей достичь Вайкунтхи, называют девять видов бхакти, пять видов бхакти или шестьдесят четыре вида. Среди них главными являются три: шраванам, киртанам и смаранам, а из них особенно важны киртанам и смаранам. Что такое смаранам? По словам Рупы Госвами, смарана – это когда, повторяя ваше любимое имя Бхагавана, вы вспоминаете игры Кришны.

00:01:41 В нашей сампрадае многие считают, что для достижения совершенства надо практиковать только дхьяну (медитацию), а от всех остальных видов садханы нужно отказаться. Чтобы развить рагануга-бхакти, особенно рекомендуется сделать объектом своей медитации игры Кришны и постоянно помнить Его ашта-калия-лилу, что является лучшей формой смараны. Но здесь Санатана Госвами устами Гопы-кумара и вечных спутников Нараяны говорит, что самым лучшим видом садханы является санкиртана. Почему? Потому что наш ум беспокоен и обуздать его очень трудно. Это прекрасно, если кто-то может созерцать в медитации игры Кришны и ум его при этом остаётся непоколебимым. Но в подавляющем большинстве случаев ум не знает покоя, поэтому есть только один путь, который описан в «Бхагаватам» 11.2.40.

00:02:44 С искренним чувством в сердце надо громко прославлять имя, образ, качества и игры Бхагавана. Когда преданный искренне повторяет то имя Бхагавана, к которому особенно привязан, с языка это имя войдёт в ум, а затем в сердце и успокоит все его чувства.
Обуздать беспокойный ум каким-либо иным способом невозможно. Чтобы обрести способность сосредоточивать ум, необходим киртан, особенно в Кали-югу, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху дал нам нама-санкиртану как юга-дхарму.
харер нама харер нама харер намаива-кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

00:03:35 «В Кали-югу хари-киртана – это единственный путь, ведущий к освобождению. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути» («Брихан-нарадия-пурана», 38.126).
Только нама-санкиртана позволяет успокоить ум, поэтому она является самым лучшим методом. Эффективнее всего практиковать смарану, которая основана на киртане. Появившись на языке, нама-санкиртана подчинит себе все остальные чувства и ум. Иначе ум будет подобен коню без всадника. Что делает конь без узды и всадника? Бежит куда хочет. Но если на коня нашего ума сядет всадник – киртан – и натянет вожжи, то конь побежит туда, куда направит его всадник. То, о чём говорили вечные спутники Нараяны, очень полезно для тех, кто хочет развить бхакти и в конце концов попасть во Враджу. Именно поэтому гуру велел Гопу-кумару повторять эту мантру:

00:04:48 шри-кришна гопала харе мукунда говинда хе нанда-кишора кришна ха шри-йашода-танайа прасида шри-баллави-джйвана радхикеша
С одной стороны, говорится, что тот, кто повторяет только гопала-мантру и не совершает киртан, состоящий из имён Бхагавана, не сможет войти на Голоку Враджу. Но с другой стороны, известно, что шестьдесят четыре тысячи великих мудрецов, которые в Сатья-югу стали свидетелями игр Господа Рамы, совершали садхану, повторяя гопала-мантру, и в результате в следующей жизни стали гопи. Поэтому кто-то скажет: «Разве можно считать гопала-мантру второстепенной? Или кама-гаятри? Разве эти мантры не приводят на Голоку? Гопала-мантра и кама-гаятри – это мантры, дающие совершенство. Всякий, кто совершает садхану, повторяя их, непременно достигнет Голоки».

00:05:58 Как разрешить это противоречие? Это представляется очень трудным, поскольку кажется, что данное противоречие и в самом деле присуще нашей сиддханте, нашему учению. Одни говорят, что только нама-санкиртана приведёт нас на Голоку, а другие пишут, что так много мудрецов достигли Голоки Враджи, просто повторяя гопала-мантру. Как же нам быть?

00:06:27 Очень просто. Где мудрецы достигли совершенства? Где они совершали садхану? В материальном мире, в лесу Дандакаранья. Их садхана состояла из повторения гопала-мантры. Из мантры родилась самбандха-гьяна, которая в конце концов переросла в стхаи-бхаву (постоянное чувство), и они достигли совершенства, которое отвечало их внутренней природе. Они достигли пределов этого мира и получили право пойти дальше. Затем под влиянием Йогамайи эти достигшие совершенства души родились в семьях гопи в одной из вселенных, где Кришна являл Свои игры. Родившись во Врадже из чрева гопи, они стали либо сакхами, которые, словно отец и мать, заботились о Кришне, либо гопи. Но для этого им было необходимо родиться в Гокуле и утвердиться в этой роли.

00:07:30 На этом уровне необходимость повторять мантру отпадает. Слушая и рассказывая об играх Кришны, а также общаясь с Самим Гопалом, гопи и всеми остальными вечными спутниками Господа, преданный сам входит в их число и только тогда попадает на Голоку Вриндавану. Туда невозможно попасть сразу. Таким образом противоречие разрешается: сначала преданный обретает сварупа-сиддхи, а затем, оставив материальное тело, – васту-сиддхи. Мантра необходима только на уровне садханы. В ней нет необходимости на уровне совершенства.

00:08:15 Итак, утверждение о том, что гопала-мантра приводит на Голоку Враджу, совершенно справедливо: она подводит нас к входу в обитель Кришны, и там уже необходимость в ней отпадает. Оба мнения насчёт этой мантры истинны. Но если мы отвергаем гопала-мантру и кама-гаятри и станем практиковать только нама-санкиртану, будет ли наша садхана полной? Нет, потому что, практикуя одну лишь нама-санкиртану, мы не сможем повторять шуддха-наму, чистое имя Кришны. Сначала под влиянием дикша-мантры к нам должна прийти самбандха-гьяна, затем в сердце пробудится определённое чувство преданности Господу, и наконец проявится наша вечная сварупа. И только тогда, глубоко погрузившись в нама-санкиртану, мы достигнем высшего совершенства.

00:09:18 Допустим, мы косим траву и кто-то предлагает нам воспользоваться золотой косой. Станем ли мы косить траву золотой косой? Нет, для этой цели больше подходит железная коса. Подобно этому, поскольку мы находимся в обусловленном состоянии, нам, помимо Харинамы, необходимо также повторять гопала-мантру и кама-гаятри. На разных уровнях бхакти требуются разные методы, но нама-санкиртана – лучший из них как на уровне садханы, так и на уровне совершенства, а гопала-мантра необходима только на уровне садханы.

00:10:01 Достигнув совершенства, преданный перестаёт повторять её, потому что эта мантра уже сделала своё дело. Надо хорошо понимать: в обусловленном состоянии нам необходима нама-санкиртана, но вместе с тем нужно повторять гопала-мантру, мантру, обращённую к Махапрабху (гаура-гаятри), и все остальные мантры, полученные от гуру. Эти мантры развивают в нас самбандха-гьяну и позволяют избавиться от привязанности к чувственным наслаждениям.

00:10:34 Тот, кто искренне повторяет их год или хотя бы шесть месяцев, непременно ощутит результат такого повторения. Если же результата нет, значит, что-то не так. Может быть, в самой мантре не заложено достаточно могущества, потому что тот, кто дал её нам, не был вполне чист. Возможно также, что наше повторение исходит не из сердца или что мы притворяемся. Мы должны повторять мантру с глубокой верой и твёрдой решимостью, отдавая этому всё сердце.

00:11:15 В «Брихад-бхагаватамрите» 2.3.158, говорится:
«Среди множества видов киртана во славу Кришны самый лучший – это киртан, состоящая из Его имён. Он считается наилучшим, ибо очень быстро дарует богатство чистой любви к Нему».
Есть много видов кришна-киртана: прославление качеств Кришны, Его образов, игр. Но прославление Его имени превосходит их все.

00:11:50 Если я просто скажу: «Иди сюда» – кто придёт на мой зов? Может прийти много разных людей. Если я скажу: «Иди сюда» – и назову качества человека, которого хочу увидеть, всё равно многие могут прийти. Но если я позову кого-то по имени, то придёт именно он, и никто другой. Подобно этому, можно прославлять качества Бхагавана, Его игры и образы, но лучший метод, позволяющий взывать к Бхагавану и помнить Его, – нама-санкиртана. Она включает в себя прославление качеств, игр и образов Бхагавана. Если мы будем петь: «О Говинда, о Гопинатха, о Мадана-мохана!» – наш киртан будет целиком состоять из Его имён. А среди Его имён лучшие те, что указывают на отношения Кришны с гопи.

00:12:46 Если мы хотим быстро достичь лотосных стоп Шри Кришны и обрести враджа-прему, нам следует воспользоваться нама-санкиртаной – самым лучшим и могущественным методом. Таков метод Санатаны Госвами: очень искренне совершая нама-санкиртану, можно быстро обрести кришна-прему.
Как об этом говорится в «Брихад-бхагаватамрите» 2.3.164:

00:13:14 «Говорится, что нама-санкиртана – лучший и самый могущественный метод, позволяющий обрести сокровище кришна-премы: словно мантра необыкновенной магнетической силы, нама-санкиртана привлекает к садхаке внимание Кришны».
Поэтому Гопе-кумару было велено возвращаться в материальный мир, где гуру обучил его киртану и дал ему эту мантру:
шри-кришна гопала харе мукунда говинда хе нанда-кишора кришна ха шри-йашода-танайа прасида шри-баллави-джйвана радхикеша
Здесь может возникнуть сомнение. Санатана Госвами и Чайтанья Махапрабху жили в то время, когда была широко распространена маха-мантра.

00:14:11 Махапрабху начал распространять маха-мантру в Навадвипе и продолжал делать это в Пури. Однако в «Брихад-бхагаватамрите» Санатана Госвами ничего не пишет о маха-мантре, напротив, он даёт мантру шри-кришна гопала харе мукунда. Значит ли это, что он не знал маха-мантру? Почему он не дал её?
Маха-мантра предназначена специально для Кали-юги, тогда как мантра шри-кришна гопала харе мукунда – на все времена, так же как гопала-мантра и гаятри-мантры. Но ещё важнее то, что Гопа-кумар пребывал в настроении пастушка, и потому гуру дал ему для медитации более конкретные имена: Шри Яшода-таная и Нанда-кишора Кришна.

00:15:04 Шри Чайтанья Махапрабху и шесть Госвами повторяли маха-мантру, зная, что она – это Сами Радха и Кришна, но обычный человек не понимает этого. Они повторяли эту мантру, испытывая сильное чувство разлуки, погрузившись во враджа-расу. Всякий, кто раскроет для себя смысл этой маха-мантры, несомненно, отдаст ей предпочтение перед мантрой шри-кришна гопала харе мукунда. Но, поскольку Гопа-кумар был простым пастухом и не знал таттву, он не смог бы увидеть в маха-мантре настроение Враджи.

00:15:43 Мы не видим в семени могучее дерево, однако знающий человек может посмотреть на семя и определить, что из него вырастет. Или, глядя на йогурт, можно определить, разбавленный он или нет. Если он розоватый и стоит около трёх рупий за килограмм, значит, с него сняли сливки, разбавили и подсластили сахаром. Но неразбавленный йогурт стоит десять рупий за килограмм. У него естественные цвет и сладковатый вкус, потому что он сделан из цельного молока и в каждой своей капле содержит масло.

00:16:21 Подобно этому, Госвами изучили шестнадцать имён, из которых состоит маха-мантра, определили их значение и насладились этим нектаром. Когда мы повторяем маха-мантру, Божество, которому мы хотим служить, присутствует в произносимых нами именах. Например, когда мы произносим: «Харе Рама», «Рама» для нас означает только Радха-рамана, Кришна, а «Харе» – Шримати Радхику, которая крадёт Шри Кришну, уводит Его в кунджу и дарует Ему высочайшее блаженство, служа Ему с према-бхавой. Произнося «Харе», мы взываем только к Шримати Радхике. Если преданный по милости сад-гуру или расика-вайшнава понял это и повторяет маха-мантру с таким чувством, очень скоро проявится его вечная сварупа. Иначе, если мы получим мантру каким-то другим путём, мы не поймём этого её смысла и будем думать, что она обращена не к Самим Шри Радхе и Кришне, а к кому-то другому.

00:17:34 Итак, в «Брихад-бхагаватамрите» Санатана Госвами даёт мантру шри-кришна гопала харе мукунда, потому что кому-то нужна именно эта мантра, но, как правило, в Кали-югу всем дживам даётся маха-мантра. Нужно быть верным этой мантре и всегда повторять её, как нас призывают шастры.