Глава 11. Правильное настроение для арчаны

18 января 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:32:08 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 12 | скачано: 14 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 11. Правильное настроение для арчаны

00:00:22 Услышав вопрос Гопы-кумара об арчане, Нарада возликовал и обнял его. Почему он так обрадовался? Потому что ему известны все наши сомнения на этот счёт. Будем ли мы довольны, если кто-нибудь спросит нас: «Это Божество из настоящего мрамора или из искусственного?» или «Это мурти сделано из чистого металла или из сплава?» Скорее, мы подумаем: «Я совершу грех, если буду просто смотреть на этого человека». Но на Вайкунтхе подобные сомнения невозможны, значит, Гопа-кумар спрашивает не для себя, а для нас, идущих путём садханы. У него не было сомнений, но у нас они есть, и он спросил об этом ради нашего блага. Нарада понял, что он задаёт этот вопрос ради блага других. Очень довольный, он обнял Гопу-кумара и начал отвечать.

00:01:24 Нарада сказал:
– Божество – это Сам Бхагаван. Господь Ранганатха, Пандхарпура в Махараштре, Венкатешвара, Джаганнатха в Пури, Божества в Майяпуре и главные Божества ВриндаванаГовинда, Гопинатха и Мадана-мохан – всё это Сам Бхагаван.
Иногда Божество говорит: «У Меня в носу маленькая дырочка, вставь в неё украшение, затем покорми Меня и возьми на прогулку, а то Я совсем никуда не хожу». Преданный думает: «Он не может говорить и двигаться. Почему Он разговаривает? Но если Он говорит, значит, Он может и двигаться, так что мне нет нужды беспокоиться».

00:02:15 Иногда Божества совершают такие лилы. Иногда Они просят надеть на Них украшения, а иногда по ночам приходят к преданным во сне и разговаривают с ними. Преданные в Пури поют в киртане стихи из «Гита-Говинды», и иногда Божество хочет присоединиться к ним. Оно спрыгивает с алтаря, разрывает на Себе одежды и сбрасывает украшения. Обычное ли это явление? Нет. Поэтому не следует смотреть на Божество с мирской точки зрения. Это Сам Бхагаван.

00:02:54 Кроме того, что значит «это старое Божество», «это новое Божество» или «Божество мы сделали сами»? Мы поклоняемся Гирираджу, который пришёл с Говардхана, или шалаграма-шиле. Можно также самому сделать мурти из металла или другого материала и поклоняться Ему с огромной радостью. Если человек оставляет свои обязанности в системе варнашрама-дхармы ради того, чтобы с глубокой верой служить Божеству, здесь нет ошибки. Следует отказаться от мирского взгляда на Божество, ибо это Сам Бхагаван.

00:03:32 Никто не создавал Божество Банки-бихари, Оно появилось Само. Другие Божества проявились благодаря преданным: Мадан-мохан – благодаря Санатане Госвами, Говиндаджи и Дамодара – благодаря Рупе Госвами, а Гопинатха – благодаря Мадху Пандиту. Все эти Божества проявились Сами и были установлены великими преданными, поэтому насчёт Них не может быть никаких сомнений. Но если вы будете искренне служить другим Божествам, которые вы сами установили с помощью мантры и абхишеки, вы тоже достигнете вершины бхакти. Этот метод лишён недостатков.
В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.209) говорится:

00:04:23 «У пуджи есть огромное преимущество: посвятив себя ей, человек достигнет величайшего результата – высшего уровня бхакти. Если кто-то оставил свои обязанности в системе варнашрамы, чтобы посвятить себя пудже и обрести бхагават-бхакти, и по-настоящему погрузился в бхаджан, но в этой жизни не сумел достичь совершенства, потому что по какой-то причине его духовное развитие остановилось, что он теряет? Ничего. А что обретает тот, кто всю жизнь остаётся в системе варнашрамы, но не совершает бхаджан и не служит Бхагавану? Следуя предписаниям варнашрамы, он всю жизнь служил родителям, семейному гуру, раздавал милостыню, омывался в священных реках, однако не совершал бхаджан. Что же он обретёт? Махарадж Харишчандра обрёл благо только потому, что общался с великим мудрецом Вишвáмитрой, и под его влиянием стал возвышенным преданным. Иначе его ревностное соблюдение законов дхармы не принесло бы ему пользы.

00:05:35 Если кто-то на начальных ступенях бхакти нарушает обет брахмачарьи и по какой-то причине не достигает совершенства, он ничего не теряет. Почему? Потому что в следующей жизни он начнёт с того уровня, которого достиг в этой жизни, и продолжит своё духовное развитие. Это подобно тому, как ученик, закончив учебный год, сдаёт экзамены и переходит в следующий класс.

00:06:01 Посвятив себя бхаджану, поклоняясь Тхакурджи и повторяя Харинаму, человек разрывает все связи с миром и варнашрамой. Это называется криялопа (прекращение деятельности). Обычно те, кто пренебрегает своими мирскими обязанностями, потом просят многих великих душ совершить за них обряды искупления грехов, чтобы исправить эту ошибку, но тот, кто вступил на путь бхаджана, не нуждается в искуплении грехов. Обыкновенный человек, оставивший свои мирские обязанности из корыстных побуждений, несёт на себе пятикратное бремя долга: перед полубогами, мудрецами, предками, своими родственниками и всеми остальными живыми существами.

00:06:55 В чём заключается долг сына? Как ему исполнить долг перед предками? Отец вырастил его и научил жить в этом мире, и точно так же он должен жениться, произвести на свет детей и научить их жить в этом мире. Тогда он исполнит свой долг перед предками. Не ведя семейную жизнь, этого сделать невозможно. А как дочери исполнить свой долг? Служить семье, как это делала мать. Мать воспитывала её, ухаживала за ней, и дочь тоже должна служить своему мужу, родить сыновей и дочерей, воспитывать их до зрелого возраста, и тогда её долг будет исполнен. Подобно этому, человек должен исполнять долг перед полубогами и прочие обязанности. Пока жена не позволит мужу оставить семью и посвятить себя бхаджану, он не должен покидать дом.

00:07:57 И тем не менее Махапрабху нарушил все эти предписания и покинул дом. Он оставил престарелую мать, не позаботившись о её нуждах, и все семейные обязанности. Он нарушил указания шастр, но ради чего? Ради служения Говинде. Именно такое оставление обязанностей называется криялопа.

00:08:21 Согласно Ведам, человек должен пройти ступени брахмачарьи, грихастхи, ванапрастхи и санньясы. Но некоторые брахмачари сразу становятся санньяси, минуя грихастха-ашрам, и потому их долг перед предками остаётся неисполненным. Если человек делает это ради того, чтобы совершить бхаджан, посвящённый Мукунде, ему нет необходимости в искуплении грехов. Но тот, кто пренебрегает своим долгом ради какой-то другой цели, должен, согласно шастрам, просить три миллиона браманов – настоящих ведических браманов с волосами, завязанными в узел, и длинной бородой, браманов, которые питаются только молоком и целый день повторяют ом сваха, ом сваха, – просить их совершить за него обряд искупления грехов. Иначе такой человек будет наказан по законам Бога. Но преданные, которые оставили мирские обязанности и посвятили себя бхагават-бхаджану, не нуждаются в искуплении грехов.

00:09:26 Существует шестьдесят четыре вида бхакти, и если человек полностью посвятил себя хотя бы одному из них, он тоже не нуждается в искуплении грехов. Но надо быть очень осторожным: посвятив себя поклонению Божествам или повторению Харинамы, преданный должен всеми силами избегать оскорбления уттама-вайшнава. Кришна стерпит всё, но только не это.
Об этом говорится в одиннадцатой Песни «Бхагаватам» 20 главе 9 стихе:
«Человек должен идти путём карма-канды лишь до тех пор, пока он не отрёкся от мира. Когда в нём пробуждается отрешённость и он понимает, что мирские привязанности являются источником страданий и что его истинное «я» – это атма, ему уже нет необходимости идти путём кармы. Тогда он может вступить на путь гьяны. Или, если благодаря шраванам, киртанам, смаранам, пада-севанам либо как-то ещё он обретёт бхакти, ему тоже нет нужды идти путём кармы.

00:10:45 Например, Рабиндранат Тагор никогда не учился в школе или институте. Он получил домашнее образование. Сначала его учили родители, а позже к нему на дом приходил учитель. Просто благодаря благочестию, накопленному в прошлых жизнях, он стал высокообразованным человеком. Он не нуждался в школьном обучении. Подобно этому тем, кто отдал своё сердце слушанию и повторению имени Кришны и рассказов о Кришне, нет нужды идти путём кармы. Такие люди могут совершать обряды, относящиеся к карма-канде, но они делают это не для себя, а лишь ради блага других. Там где есть вера в бхакти, нет нужды в карме.

00:11:37 Есть множество книг, которые учат людей совершать кармические обряды и ритуалы – это «Ману-смрити», «Артха-самхита», книги Ягьявалкьи и т. д. В обществе существует много разных правил на этот счёт. Но они необязательны для тех, кто посвятил себя бхаджану. Садхаки могут следовать этим правилам, но если они не следуют им, в этом тоже нет ничего дурного.

00:12:07 Некоторые, прочитав в «Гите» стих сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа, понимают его так: «Оставь все мирские привязанности, иди путём кармы, и ты придёшь ко Мне». Но как понимают этот стих наши Госвами? Надо оставить не только привязанности, но и карму, как сделали все ачарьи прошлого и многие другие преданные. Рагхунатха дас Госвами, полностью предавшись Бхагавану, оставил дом. Совершал ли он какие-либо кармические обряды? Нет. Эти обряды привлекают лишь недалёких людей, которые ничего не знают о бхакти-расе. Те же, кто постиг истинную природу бхакти, не питают никакого пристрастия к кармической деятельности. Они выше кармы и искупления грехов. Иногда Сам Бхагаван совершает обряды, относящиеся к карма-канде, но так же как и возвышенные преданные, Он делает это лишь ради блага этого мира.

00:13:19 Об этом говорится в Бхагавад-гите (3.21):
йад йад ачарати шрештхас тад тад эветаро джанаха сайат праманам куруте локас тад анувартате
«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир».
Что такое карма? Если, совершая те или иные действия, мы стремимся наслаждаться их плодами – это карма: мы запутываемся в последствиях таких действий. Например: «Я совершаю обряд поклонения Божеству, чтобы за это меня прославляли и мне жертвовали много денег». Такая пуджа – не более чем карма. То, что делается для Бхагавана, – это бхакти, а то, что делается ради освобождения, – гьяна. Бхагаван примет только ту пуджу, которая совершается с целью доставить Ему удовольствие.

00:14:28 Если мы думаем: «Бхагаван будет доволен моим служением и в награду даст мне хорошую жену или мужа, сына, дочь или много денег», – наше служение Ему является кармой. Но если преданный совершает пуджу исключительно ради удовольствия Бхагавана, пусть даже он совершает ошибки, такая пуджа будет проявлением истинного бхакти, и Бхагаван, несомненно, примет её.
Далее Нарада сказал:
«Если человек обладает бхагават-буддхи, то есть понимает, что Бхагаван присутствует повсюду, он может кланяться и с любовью делать подношения даже пучку соломы, и это поможет ему достичь совершенства».

00:15:19 Аджамила перед смертью произнёс имя сына и неосознанно обрёл духовное благо. Есть ли смысл давать своим детям имена Радха даси или Кришна дас? Несомненно. Это принесёт благо, даже если мы будем произносить эти имена неосознанно. Нарада говорит, что человек, обладающий бхагават-буддхи, может выражать почтение даже пучку соломы. Почему? Потому что в этом мире нет ничего, не связанного с Бхагаваном.
Если мы видим, что Бхагаван присутствует даже в теле осла, заставит ли это нас родиться ослом? Нет, этого не случится. Где-то писали, что какой-то преданный нанёс ослу на лоб тилак, а на шею надел туласи-малу, и что если бы он не выражал почтение ослу, то не обрёл бы бхакти.

00:16:12 Итак, мы видим, что кто-то с преданностью кланялся даже ослу. Если делать это, сознавая, что Бхагаван находится повсюду, это принесёт благо, но если кто-то думает, что осёл – это и есть Сам Бхагаван, значит, его разум осквернён.
Прахлада Махараджа выражал почтение всем: птицам, зверям, насекомым, соломе. Почему? Потому что понимал: без присутствия Бхагавана мир не будет существовать – но вовсе не потому что «это Сам Бхагаван».
Если мы увидим павлинье перо, лежащее в пыли, что мы сделаем? Сразу же поднимем его, отряхнём, почтительно прикоснёмся им ко лбу и положим в чистое место. Почему мы так поступим? Потому что перо – это Кришна? Нет, потому что оно дорого Кришне. Он носит павлинье перо в волосах. Понимание этого и есть бхагават-буддхи. Если мы, обладая таким пониманием, выражаем почтение пучку соломы, это поможет нам обрести бхагават-бхакти. Что же говорить о том, если мы будем выражать почтение Божеству Бхагавана.

00:17:34 Все неподвижные существа и неодушевлённые предметы – это проявления шакти Бхагавана, и им можно выражать почтение, как это делал Прахлада Махарадж. Надо понимать, что каждый объект этого мира является частицей Бхагавана. Если видение в связи с Бхагаваном даже пучка соломы или других незначительных предметов помогает обрести совершенство, то насколько же быстрее можно достичь этого результата путём памятования шри виграхи (Божества).
Метод поклонения Божеству, установленному по всем правилам, то есть с огненной ягьей, абхишекой и чтением ведических мантр, Божеству, которое установлено в храме или дома, такой метод свободен от недостатков. Поэтому поклонение мурти Бхагавана описано во всех священных текстах, и теперь Нарада объяснит, что имеется в виду, когда шастры говорят о тех или иных несовершенствах пуджи.
В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.212) говорится:

00:18:45 «Любой настоящий преданный, будь то даже каништха-адхикари, который не знает таттву, но искренне поклоняется Божеству, не может не уважать вайшнавов».
Пракрита-бхакта – тоже бхакта, не так ли? И он никогда не станет выказывать неуважение к какому-либо вайшнаву. Увидев вайшнава, он поклонится ему и скажет: «Пожалуйста, получи даршан нашего Божества, прими Его прасад». Если кто-то непочтительно обращается с вайшнавами, значит, он ещё даже не достиг уровня каништха. Нарада говорит, что если преданный действительно совершает арчану, он никогда не будет непочтительным с вайшнавами, пусть даже он ещё начинающий преданный, каништха-адхикари.

00:19:40 Может возникнуть такая ситуация. Преданный начал пуджу, но вдруг пришёл старший вайшнав. Пуджари не может немедленно оказать ему должное почтение. Однако вайшнавы очень милостивы. В таком случае они скажут: «Нет, нет, не отвлекайся. Продолжай пуджу». А если пуджари, поглощённый служением Божеству, вообще не заметит вайшнава, тот отнесётся с пониманием и не обидится на него. Если бы вайшнав решил, что, не заметив его, пуджари совершил вайшнава-апарадху, он не был бы вайшнавом. И всё-таки здесь есть опасность совершить апарадху. Когда Господь Баладева появился в собрании мудрецов, Ромахаршана сознательно не поднялся и не выразил Ему почтения. В тот момент он ничем не был поглощён и думал: «Все должны поклоняться мне». За это Господь покарал его.

00:20:41 Итак, если преданный, поглощённый пуджей или молитвой, не замечает вошедшего вайшнава, тот сочтёт невнимание к себе достоинством, а не оскорблением. Однако если кто-то знает о приходе вайшнава и намеренно пренебрегает им, считая его недостойным внимания, это будет апарадхой. Божество не примет поклонения такого человека.
Предположим, мы потратили сотни тысяч рупий на то, чтобы устроить праздник в честь Божества, и целый месяц готовились к нему. Мы приготовили прасад на много тысяч человек, роскошно украсили храм и подготовили богатую, праздничную пуджу. Но если за всем этим стоит стремление к славе и почестям, наша пуджа будет бесполезной. Божество просто не примет её. Если мы совершаем пуджу ради славы, Тхакурджи не примет наше поклонение.

00:21:37 От того, кто искренне хочет доставить Кришне удовольствие, Он примет даже очень простую пуджу. Но если кто-то хочет совершать пуджу из корыстных побуждений, Кришна отвергнет её. Поэтому во время пуджи в нашем сердце должно быть искреннее чувство, и то же самое чувство во время повторения Святого Имени.

00:22:01 Иногда мы зовём кого-нибудь: «Эй! Иди сюда!» Если мы так обратимся к Кришне, отзовётся ли Он? Если мы зовём Его по имени, но в нашем сердце нет искренности, Он не услышит нас. Но если мы искренне, с любовью молим Бхагавана: «Пожалуйста, приди и прими это подношение», – Он придёт. Как вы думаете, придёт ли Он, если мы запаздываем с подношением и потом наспех повторяем ом кришнайа намаха? Бхагаван примет наше подношение, только когда в нашем сердце есть искреннее чувство. Иначе Он не примет его, потому что не почувствует голода. Нужно помнить это, каким бы видом бхакти мы ни занимались. Если мы готовим пищу без искреннего желания доставить удовольствие Господу, мы находимся в неправильном настроении и Божество не захочет принять наше подношение, потому что Ему ничего не нужно, кроме нашей премы. Поэтому надо с любовью, с премой, совершать шраванам, киртанам, смаранам, ванданам и так далее. Тогда Бхагаван непременно примет наше подношение.

00:23:19 Например, искусные музыканты поют киртан на очень красивую мелодию. Они знают все традиционные ритмы и мелодии, и эта чудесная музыка привлекает многих. Однако, если они играют и поют не для удовольствия Бхагавана, такой киртан будет лишь ублажать слушателей. Он не принесёт духовного блага певцам и музыкантам, если они не думают о том, чтобы доставить удовольствие Бхагавану.
Однако это не так-то просто – все свои действия посвящать Бхагавану. Когда преданный действует только для удовольствия Бхагавана, это называется шуддха-бхакти.

00:24:03 В наши дни мы видим, как под влиянием века Кали всё постепенно приходит в упадок. Некоторые присваивают себе собственность Божества и, совершая пуджу, думают: «Я великий преданный» или «Я господин». Это порождает судебные тяжбы, ссоры, а иногда даже доходит до кровопролития. Такие люди предпочитают бороться, вместо того чтобы передать служение более достойному человеку. В сердце у них живёт злоба к другим. У них много денег, учеников, они стремятся любым путём умножить своё богатство и расширить сферу влияния и при этом непочтительно относятся к другим преданным. Ясно, что к таким людям не придут плоды поклонения Господу: они не смогут развить любовь к Бхагавану, получить даршан Бхагавана и в конце жизни достичь Вайкунтхи.
Однажды Нарада сказал Бхагавану:

00:25:06 – Прабху, я вижу, что многие не почитают преданных. Почему так происходит? Все должны уважать преданных.
– Что говорить о преданных, если они не уважают даже Меня! – ответил Бхагаван.
В подтверждение Своих слов Он добавил:
– Я покажу тебе кое-что. Завтра будет большая бхандара (раздача пищи святым). Я Сам приду туда, и ты увидишь, как со Мной поступят.

00:25:39 Бхагаван пришёл на раздачу пищи. Это было большое мероприятие. Попасть туда можно было только по пригласительным билетам, которые были разосланы всем известным садху. Вдруг у входа появился темнокожий старик и стал просить милостыню. Он был такой худой, что казалось, его живот прилип к спине.
– Пожалуйста, пустите меня. Я ничего не ел четыре дня, – сказал он.
Он попытался войти, но стражник остановил его:
– У тебя есть билет?

00:26:16 В конце концов старик оттолкнул стражника и вошёл. Стражник рассердился и пожаловался своему начальнику, но старик не обратил на это внимание. Он пробрался сквозь толпу, взял тарелку из пальмовых листьев и сел в самом дальнем углу. Тогда начальник подошёл к нему и сказал:
– Где твой билет? Ты нарушаешь правила. Вышвырните его вон!
Старик не поднимался, и тогда четверо или пятеро человек силой вытолкали его на улицу и захлопнули дверь.
Нарада наблюдал всю эту сцену. «Прабху, – сказал он, – теперь я понимаю: несмотря на все Твои попытки, они силой выгнали Тебя».

00:27:03 Итак, мы не должны никому выказывать неуважения. Надо быть очень осторожным. Кто бы ни пришёл к вам в дом или в ваш храм, обязательно дайте ему что-нибудь – ведь это может быть Сам Господь! Он может прийти даже в облике майявади, и вы должны дать ему что-нибудь и оказать почтение. Если приходит садху, примите его почтительно. Помня, что Бхагаван находится в сердце каждого, выразите ему почтение и скажите несколько приятных слов.
В основе бхагават-бхакти лежит прекрасная философия, и если мы не будем следовать ей, то сами пострадаем от этого. Нужно служить Божеству с правильным настроением и каждому выражать должное почтение.

00:27:54 В Праяге Гопа-кумар видел, как совершают различные виды жертвоприношений, и там прасад давали каждому, даже воронам и обезьянам.
Нарада использовал слово авидуша. Видуша означает «знаток», а авидуша – «невежда» или «глупец». От глупца Бхагаван не примет пуджу. Если же человек не блистает знанием, но обладает твёрдой верой, Господь примет его поклонение. В данном случае слова видуша и авидуша не указывают на то, знает ли человек Веды или нет. Глупцом можно оставаться, даже изучив все Веды и другие шастры. Если, прочитав «Гиту», «Бхагаватам», «Рамаяну» и все Пураны, человек, тем не менее, не развил веру в Божество, он просто глупец.
Однажды в наш храм пришёл преданный, сел перед Божествами и полчаса смотрел на Них. Мы подумали, что, наверное, он испытывает какие-то возвышенные чувства. Наконец, он позвал кого-то и сказал:

00:29:07 – Откуда у вас это мурти? В Нём есть дефект.
Вот пример авидуши, хотя этот человек был членом нашего Общества по меньшей мере сорок или пятьдесят лет.
Такие люди не способны оказать должное почтение ни вайшнавам, ни остальным. Бхагаван не примет их пуджу. Если же человек невежественен, но искренен, Господь примет его пуджу, потому что в ней нет апарадхи.

00:29:38 Что во время арчаны предлагается первым? Бхога. А потом? Лампада, вода в раковине, платок, цветок и чáмара. Если преданный случайно изменит порядок и не вовремя станет обмахивать Божество чáмарой, отвергнет ли Господь такую пуджу? Нет, Он примет её. Если же кто-то совершает пуджу, используя шестнадцать предметов, но при этом не имеет веры, а думает лишь о деньгах, если пуджари думает, что на этой неделе он заработал тридцать рупий и на следующей заработает ещё тридцать, вся его пуджа – это апарадха. От таких людей Бхагаван не примет поклонения. В то же время кто-то может находиться в невежестве, но если он искренен, Господь примет его пуджу, даже если это сакама-бхакта, то есть преданный, у которого есть материальные желания. Если такой преданный обладает верой, со временем Бхагаван даст ему бхакти, при условии, что тот не совершал оскорблений, не богохульствовал, не совершал насилия над живыми существами.

00:30:53 Итак, милость Бхагавана не знает предела. Но если преданный кого-то обижает, он не обретёт бхакти даже через сотни тысяч жизней.
Мы должны стараться действовать сообразно своей природе и все свои действия посвящать Бхагавану. Тогда Он будет доволен нами, гуру будет доволен, все вайшнавы будут довольны, и все наши действия станут совершенными. Помните, что все действия мы совершаем не ради себя, а ради удовольствия Гурудева – только тогда они будут совершенными.

00:31:33 Это очень важная тема, и садхака обязательно должен слушать об этом. Мы желаем слушать о расе, о лилах, а эти наставления нам не очень интересны. Однако они чрезвычайно важны, ибо это основа садхана-бхаджана. Если, пренебрегая ими, мы будем совершать апарадхи, мы оставим путь бхакти, и тогда наша жизнь лишится смысла. Нужно подготовить сердце для служения Божеству, Гурудеву и вайшнавам в правильном настроении, и это позволит нам достичь успеха в садхане.