Глава 12. Прему невозможно описать словами

10 декабря 2011
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:25:25 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 14 | скачано: 16 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 12. Прему невозможно описать словами

00:00:24 Хари-катху надо слушать всем сердцем, чтобы она осталась в сердце. Иначе уши будут слушать, но ничего не расскажут сердцу. Так не должно быть. То, что мы слушаем, должно проникнуть глубоко в сердце, и потом надо стараться применять это знание на практике. Тогда наше слушание принесёт плоды. Если мы не способны правильно слушать хари-катху и хранить её в сердце, духовная жажда, которая должна развиваться в процессе слушания, не пробудится в нас ни в этой жизни, ни в следующей.

00:01:03 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорил, что этот мир несовершенен. Наше тело несовершенно, и всё вокруг несовершенно. Но что бы мы ни претерпевали в этом мире, с какими бы несовершенствами не сталкивались, наша цель не в том, чтобы устранить эти несовершенства. Не стоит к этому стремиться. Несовершенства есть сейчас и будут через миллионы лет. В чём истинная цель человеческой жизни – на этот вопрос непременно нужно найти ответ. Каково моё предназначение? Что я должен делать?

00:01:41 Человеческая жизнь очень ценна, потому что человек может постичь Бхагавана. Вот к чему надо стремиться. Желательно поставить перед собой эту цель, пока нам ещё не исполнилось сорок лет. После сорока, как правило, желание и способность человека изменить свою жизнь значительно уменьшаются. В молодости мы можем пытаться принять новые идеалы, но с возрастом наша решимость может безвозвратно исчезнуть. Безусловно, изменить свою жизнь можно и после сорока, и многие сделали это, однако всегда есть риск увязнуть в сложившихся стереотипах. Поэтому, в каком бы положении вы, молодые люди, сейчас ни находились, старайтесь жить в соответствии с идеалами, которые приведут к высшей цели жизни. Этой цели можно достичь довольно скоро или не очень скоро – это уже другой вопрос. В любом случае молодость даёт большие преимущества.

00:02:47 Итак, до сорока лет мы должны твёрдо решить посвятить свою жизнь достижению высшей цели, потому что в пятьдесят это сделать будет, скорее всего, слишком поздно: даже получив много важных наставлений, мы не найдём в себе решимости следовать им.
Что означает слово кумар в имени Гопа-кумар? Он встретил своего гуру  будучи ещё совсем мальчиком и остался в этом возрасте кумара даже спустя миллионы лет, когда наконец встретил Бхагавана. После встречи с гуру он постепенно понял сидханту и преисполнился решимости. Он никогда не переставал повторять гопала-мантру. Куда бы он ни отправился, он всегда хранил эту решимость и никогда не изменял своей цели. Мы должны следовать его примеру.

00:03:42 Если мы стремимся к истинной цели, Кришна в образе дикша или шикша-гуру, вайшнава или в каком-нибудь другом образе поддерживает нас на этом пути и пошлёт кого-нибудь к нам на помощь.
Кто послал Нараду к Гопу-кумару? Сам Господь. Так Бхагаван, находясь в сердце в образе Сверхдуши, помогает преданному достичь высшей цели жизни. Тот, кто учит других, как постичь Бхагавана, является гуру. Именно с этой целью Нарада странствует по миру, и именно через таких вайшнавов Бхагаван помогает нам. Бхагаван подобен отцу и джагад-гуру. Дикша-гуру – тоже джагад-гуру и отец. Но отец не станет учить дочь, как ей служить мужу или как вести себя с мужем наедине. Мать тоже не скажет ей об этом. Кто же скажет? Близкая подруга.

00:04:42 Или другой пример. Кришна – это возлюбленный сын Нанды. У Нанды есть младший брат Сунанда, которого Кришна очень любит. Говорится, что с Сунандой Он общается даже больше, чем с отцом. Сунанда старше Кришны, но младше Нанды Махараджа, поэтому он может общаться с Кришной и как друг, и как отец. Он может бороться и даже ссориться с Кришной, но когда Кришна хочет добиться чего-нибудь от отца, Он обращается к Сунанде, и Сунанда уговаривает Нанду Махараджа. Они очень близки с Кришной.

00:05:22 Подобно этому Бхагаван, словно отец, даёт не слишком много наставлений. Но Он разъяснит их во всех подробностях, послав к нам того, кто дорог ему. Такой преданный расскажет нам всё. В образе шикша-гуру Бхагаван откроет нам все истины. Нарада, шикша-гуру Гопа-кумара, объяснил ему всё, о чём не знал Джаянта, его дикша-гуру. В «Чайтанья-чаритамрите» и других шастрах шикша-гуру прославляется так же, как и дикша-гуру.
Любовь преданных бывает окрашена випраламбха-бхавой (чувством разлуки). Это особое чувство известно только тем, кто обладает премой. Другие не поймут его и, увидев проявления этого чувства, даже испугаются.

00:06:14 В Пури Махапрабху бросился в океан, приняв его за Ямуну. Рыбак поймал Его в сети и вытащил из воды. Ослабший и исхудавший, Махапрабху выглядел так, будто давно голодал. Вытягивая из воды тяжёлые сети, рыбак думал: «Какая большая рыба!» – и был очень доволен. Собрав сети в лодку, он вернулся на берег. Но когда он поближе разглядел свой улов, то перепугался: «Что это? Ко мне в сети попал труп!»
Прикосновение к Махапрабху даровало рыбаку прему, но он, не поняв этого, решил, что в него вселилось приведение. В великом страхе он бросил сети и убежал.

00:07:00 Тем временем Сварупа Дамодара, Рая Рамананда, Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья и все остальные преданные искали Махапрабху. Они увидели на берегу океана безумца, который то смеялся, то плакал и всё время повторял: «Хари! Хари!»

00:07:17 – Что случилось? – спросил его Сварупа Дамодара.
– В меня вселилось привидение! – ответил рыбак.
Распознав у него признаки премы, Сварупа Дамодара сказал:
– Я знаю, как изгнать из тебя это привидение. Я знаю мантру.
Он пошлёпал рыбака по щекам, прочитал мантру, и рыбак немного пришёл в себя.
– Друг мой, – снова заговорил Сварупа Дамодара, – можешь нам показать, где ты видел это привидение?
– Я покажу, только издалека!
– Хорошо.

00:07:52 Вместе они отправились на берег океана, где в сетях лежал Махапрабху, свернувшись, словно младенец в утробе. Его суставы расчленились, и всё обмякшее тело вытянулось.
Сварупа Дамодара сказал рыбаку:
–  Хорошо, теперь иди, это «привидение» больше не будет беспокоить тебя.
Преданные освободили Махапрабху из сетей, положили на берег и стряхнули с Него песок. Окружив Его, они стали петь киртан и вскоре Он пришёл в Себя.

00:08:29 Увидев состояние Махапрабху, рыбак ужаснулся. Точно так же обыкновенный человек воспринимает проявление высочайшего бхакти. Захочет ли он обрести бхакти? Но преданный, обладающий премой, понимает это состояние. Они думают: «Когда же в своей медитации я смогу увидеть Кришну, как видел Его Махапрабху? Когда настанет этот день?» Чтобы увидеть Кришну, преданный должен переживать сильнейшее чувство разлуки с Ним. Оно в миллионы раз сильнее любых страданий в этом мире, и испытать его преданному придётся не один раз, а много. И тем не менее он не способен выразить его словами. Сам Бхагаван не может описать это чувство. Никто не сможет описать словами чувство разлуки с Господом.

00:09:22 В шастрах невозможно найти полного описания признаков премы. В Шримад-Бхагаватам состояние гопи описано лишь вкратце: безумие, бессвязная речь – больше там ничего не сказано, ибо это невозможно описать. Однако следует понимать, что чувства Шримати Радхарани и гопи в разлуке с Кришной – это высшее проявление счастья, апогей наслаждения.

00:09:50 Так лёгкий дождь в жару очень приятен, нам также очень нравится начало месяца картика, когда жара начинает спадать. Таким образом, прохлада приятна, но когда становится слишком холодно – это совсем не приятно, особенно когда после ночных заморозков всё покрывается льдом. Хотя холод и жара прямо противоположны друг другу, когда мы берём в руку кусочек льда – кажется, будто он обжигает. Эффект жжения является высшим проявлением холода.

00:10:27 Нечто подобное происходит и в царстве бхакти: когда кришна-према становится очень сильной и преданный испытывает випраламбху – кажется, что он глубоко несчастен, но на самом деле он находится на вершине блаженства. Мы неспособны описать это. Никто не способен описать, что испытывает преданный в такие минуты.

00:10:51 Какие чувства к Шримати Радхике испытывал Чайтанья Махапрабху, когда, запертый в Гамбхире, разбивал Себе лицо о стены? Описаны ли где-нибудь чувства Радхики или бхава, которую испытывал Махапрабху? Нет. Поэтому их называют сва-самведия-даша – это можно испытать, но нельзя описать. Мы не сможем рассказать, какое блаженство, какую ананду почувствуем в сердце, когда встретимся с Кришной. Поэтому Нарада говорит Гопу-кумару:
– Дорогой друг, желание встретиться с Кришной, которое пробудилось в твоём сердце благодаря повторению мантры – это сва-самведия-даша. Вот причина твоей печали. Я не в силах полностью это объяснить, но я попытаюсь.

00:11:44 Такова природа премы. На Вайкунтхе твоё желание обрести прему, отвечающую твоей вечной сварупе, никогда не исполнится. Твоя сварупа в сакхья-бхаве, причём чистая вишрамба-сакхья-бхава, такой вишрамбы-сакхья-бхавы не найти не на Сиддха-локе, ни на Садашива-локе, ни на Вайкунтхе, ни в Айодхье, ни в Матхуре или в Двараке. Она есть только во Врадже.
Сказав это, Нарада оглянулся по сторонам. Лакшмидеви и других вечных спутников Нараяны не было видно, так что никто не слышал их беседы.

00:12:24 Услышав о более возвышенных чувствах, преданный, которому эти чувства неведомы, скажет: «Ты оскорбляешь нашего Господа!» Поэтому такие вещи следует говорить не каждому, вот почему Нарада оглядывался, смотря, нет ли поблизости Гаруды, слуг Лакшми или кого-нибудь ещё. Затем он продолжил:
– В твоём сердце живёт огромная бхакти. Ты мог без труда получить все райские удовольствия или освобождение. Тебе доступна вайкунтха-према, но любовь к Шри Радхе и Кришне, которую ты ищешь, очень трудно обрести. Это необычайно редкий дар. Совершая необходимые жертвоприношения, можно легко достичь райского царства, освобождения или даже Вайкунтхи.

00:13:15 Путь гьяны ведёт к освобождению, а путь карма-йоги – в рай. Но бхакти, которое ты ищешь, нельзя получить даже в результате миллионов усилий. Ты никогда не обретёшь его собственными усилиями. Это возможно, только если ты безраздельно предашься Шри Радхе и Кришне и удостоишься Их милости. Наши усилия выражаются в том, что мы постоянно молим Их о милости. Надо молить Их только о том, чтобы Они позволили нам так или иначе отдать Им душу и сердце. Разве можно развить такую прему собственными усилиями? Никогда. То, что ты желаешь, – большая редкость. Её можно обрести, но это невероятно трудно.

00:14:03 Если преданный хочет развить враджа-прему, он обретёт её только тогда, когда в его сердце пробудится истинная духовная жажда. Иначе это невозможно. Когда человек по-настоящему чего-то хочет, он добивается этого любыми средствами: воровством, хитростью, взяткой или борьбой. В духовной жизни из такой жажды рождается према-бхакти, эту трансцендентную жажду можно обрести только по милости Бхагавана и Его расика-преданных, обладающих премой. Кришна даст величайшее сокровище премы только тому, у кого есть эта особая жажда, и никому другому.

00:14:46 В чём выражается эта жажда? «Я хочу служить Кришне, как Субал, Мадхумангал, Шридама или другие жители Враджа». Есть ли разница между служением Шридамы и Субала? Есть, и очень большая. Шридам очень любит Кришну, как Субал или даже сильнее. Но есть одна тонкость: Шридам – это брат Шримати Радхики, и Кришна не всё может ему говорить, так как через него Радхика может узнать то, что Кришна не хотел бы Ей рассказывать. Но с Субалом Кришна может говорить прямо и откровенно, полностью раскрывая ему Своё сердце. Между Кришной и Субалом нет никаких секретов.

00:15:33 Таким образом, между сакхами есть разница, и Гопа-кумар находился в том же настроении, что и Субал. Он хотел служить Господу так, как служит Субал, всегда быть рядом с Кришной и пасти с Ним коров.
Предположим, Кришна раздаёт чинтáмани (философский камень). Кому Он его даст? Тем, кто достоин получить этот дар. А если придёт кто-нибудь недостойный, что даст ему Кришна? Другой камень, ещё красивее чинтáмани, но не чинтáмани. Самый ценный дар Кришна даст только тому, кто страстно этого жаждет. Поэтому Он послал Нараду к Гопу-кумару и сказал: «Усиль его жажду». Непродолжительной жажды здесь недостаточно. Эта жажда подобна лиане, её надо поливать, оберегать, и тогда она будет расти, пока не достигнет Вриндавана.

00:16:34 Как Кришна усиливает жажду преданного?
Когда Нарада, повторяя мантру, обрёл сварупа-сиддхи, перед ним предстал Господь в прекрасном четырёхруком образе. Он появился на миг и исчез. Насколько же усилилась жажда Нарады! Он стал сокрушаться и плакать, и тогда голос с небес сказал ему: «Пока у тебя материальное тело, ты не сможешь непосредственно общаться со Мной. В этой жизни ты останешься на уровне сварупа-сиддхи и не изменишь своего облика, но в конце жизни, оставив тело, обретёшь васту-сиддхи и будешь вечно общаться со Мной».

00:17:17 Бхагаван Сам приходит к нам, чтобы усилить нашу жажду. Сначала в образе дикша-гуру, затем в образе шикша-гуру.
У Гопы-кумара хватило жажды, чтобы достичь Вайкунтхи, но теперь Нарада усилил его жажду, чтобы он шёл дальше. Его жажда будет непрестанно расти, пока Кришна, наконец, не даст ему высшее сокровище, доступное лишь тем, кто воистину жаждет его.

00:17:47 Према-бхакти вызревает подобно манго. Есть разные сорта манго, некоторые из них такие сладкие и ароматные, что сколько бы вы ни ели, вы не пересытитесь. Один за одним вы будете поглощать эти плоды и обсасывать косточки, пока на них есть хоть немного мякоти.
Когда према достигает высшей зрелости? Когда преданный попадает в общество вечных жителей Вриндавана. Только общаясь с нитья-сиддхами, вечными спутниками Кришны, преданный может достичь вершин премы. На Вайкунтхе према Гопы-кумара ещё не достигла зрелости. Что значит незрелый? Бывает, что манго уже жёлтое, но внутри ещё недостаточно мягкое и сочное, если его сдавить, из него не потечёт сок.

00:18:40 Нарада говорит, что полностью созревшую прему никто не способен описать. Почему?  Потому что на это не способна даже Шримати Радхика. На самом деле, Она даже менее способна объяснить эту истину чем кто-либо, ибо Она полностью погружена в расу. Она не может описать то, что испытывает. Это лишь до какой-то степени могут сделать те, кто наблюдают за проявлением премы со стороны. Когда преданный погружается в расу, что он может сказать о ней? Ничего. Ни в одном описании премы Махапрабху мы не найдём, чтобы Он Сам объяснил это состояние. Где-то его в стихах описывает Сварупа Дамодара, где-то вкратце Рупа Госвами или Кришнадас Кавирадж Госвами со слов Рупы и Рагунатхи. Но во всей полноте описать это чувство не способен никто. Поэтому Нарада говорит:

00:19:42 – Как описать эту прему? Я могу назвать лишь некоторые её признаки, но большинство людей не поймут этого. Я могу сказать – Радхика умирает от разлуки с Кришной, плачет от боли. Она совсем лишилась чувств и долго не приходит в себя. Её одежда вымокла от слёз. Она посыпает свою голову и одежду пылью, которой касались стопы Кришны. Из-за слёз, которые она проливает по Кришне, и пыли со стоп Кришны одежды Радхики становятся грязными, но Она не хочет их менять. Она дала обет носить только одежды, пропитанные слезами по Кришне и пылью со стоп Кришны. Услышав об этом, большинство людей скажут: «Какие ужасные страдания!»

00:20:36 Когда Уддхава приехал во Вриндаван, чтобы передать жителям Враджа послание Кришны, увидев их состояние, он сказал: «Я слышал, что их любовь к Кришне безмерно велика, но они, оказывается, просто умирают! Яшода вот-вот расстанется с жизнью».
Но оставят ли Вриндаван Радхика, Нанда или Яшода? Оставят ли Вриндаван гопи? Никогда. Находясь в экстазе, они испытывали особые чувства, непонятные даже Уддхаве. Поэтому служанки, подметающие дом Радхики, считаются более возвышенными чем Уддхава. Уддахаве недоступны столь высокие чувства. Гопи всё время плачут, служанки пытаются их утешить, но ни одна из них не покинет Вриндаван. В конце концов Уддхава уехал из Вриндавана, так до конца и не поняв эти возвышенные чувства.

00:21:39 Признаки зрелой премы невозможно выразить словами, и шастры не являются в этом смысле исключением. Даже если бы в них содержались такие описания, каков бы был результат?  «Бхагаватам» всего в нескольких словах описывает встречу Шри Радхи и Кришны, но многие говорят, что это нечто порочное, предосудительное. Очень многие так считают. Как таким людям понять «Бхагаватам»? Совсем краткое описание вызывает у них такую реакцию. А что было бы, если бы они прочли более подробное описание? Но если бы «Бхагаватам» вообще не было, преданные не смогли бы жить в этом мире, потому что «Бхагаватам» им дороже жизни.

00:22:26 Если дать обезьяне кусочек имбиря, что она сделает с ним? Посмотрит на него и выбросит. Обезьяна не знает, что имбирь очень полезен для здоровья. Подобно этому возвышенные чувства, описанные в «Бхагаватам», не следует раскрывать невеждам. Об этих чувствах не рассказывают даже Рукмини и Сатьябхаме, что уже говорить о других.
Хотя расика-бхакты, которые находятся на уровне сва-самведья-даша и наслаждаются премой, не могут описать её, они могут сразу распознать признаки премы.

00:23:03 Чувства Чайтаньи Махапрабху не мог понять никто, кроме Сварупы Дамодары, он понимал их, но никогда не говорил об этом. Однажды Махапрабху, стоя перед колесницей Джаганнатхи, дрожащим голосом произнёс такой стих: «Мой возлюбленный, который в юности украл моё сердце, снова здесь. Стоят те же лунные ночи месяца чáитра, и тот же ветер, покачивающий ветви кадамбовых деревьев, разносит тот же самый аромат цветов мáлати. Я люблю, как и прежде, но сердце моё печально. Я хочу вернуться с ним на берег Ревы, под дерево Ветаси». Этот стих можно найти в «Падьявали», 382 стих.

00:23:54 Когда Махапрабху произнёс этот стих, Его понял только Сварупа Дамодара. Но потом оказалось, что его ещё понял Рупа Госвами. Он проникся чувствами Махапрабху и написал стих, созвучный этому. Этот стих Рупа Госвами записал на пальмовом листе и положил на соломенную крышу своей хижины, а сам отправился совершить омовение.
В этом стихе он написал: «Дорогая подруга, на этом поле Курукшетра Я снова встретила Моего возлюбленного, Шри Кришну. Я – та же самая Радха, и Мы очень рады этой встрече. И всё же Мне хочется вернуться с Ним на берег Ямуны, под сень густого леса, туда, где Я снова смогу услышать Его сладостную игру на флейте». «Падьявали» (383).

00:24:52 Махапрабху и Сварупа Дамодара думали, что только они могут понять это чувство, но, прочитав этот стих, поняли, что Рупа Госвами тоже постиг его. Это и есть – сва-самведия-даша.
Поэтому Нарада сказал Гопу-кумару:
– Ты – вечный житель Враджи, а не Вайкунтхи. Манго уже зреет и нежно благоухает. Через несколько дней оно дозреет – станет сочным и ароматным. Ты возьмёшь это манго и насладишься им. Этот день приближается. Скоро ты вступишь во Враджу, и там исполнятся все твои желания.