Глава 6. Непостижимое величие Кришны

18 января 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:28:13 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 14 | скачано: 18 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 6. Непостижимое величие Кришны

00:00:21 Все воплощения Бхагавана обладают одинаковыми качествами, так же как десять свечей, зажжённых от одной свечи. Трудно определить, какая из них была первой, от которой зажгли все остальные.
В «Брихад-бхагаватамрите» 2.4.164, Нарада Муни говорит:
«Когда Брахма украл из Вриндавана пастушков и телят, он увидел, что Шри Кришна, убивший демона Агху, распространил Себя во множество форм, но при этом остался единым. Я тоже наблюдал это, когда посещал Его дворцы в Двараке».

00:01:03 Родители гопи и гопов во Вриндаване видят красоту Кришны, чарующую сладость Его слов и поступков, и у них пробуждается желание стать Его родителями. Когда коровы кормят молоком своих телят, они думают: «Иногда Кришна приходит и пьёт наше молоко. Мы хотим, чтобы Он стал нашим телёнком».  Во Враджа-мандале очень много коров и женщин, у которых уже есть сыновья, но все они хотят, чтобы Кришна стал их сыном и они могли кормить Его молоком и изливать на Него свою материнскую любовь – не только когда Кришна тайком пробирается к ним в дом и крадёт молоко, но и после обеда, когда Кришна гонит коров с пастбища домой. Все эти часы Яшода с материнской любовью вытирает Ему пыль с лица, и все женщины и коровы Враджи в глубине сердца страстно желают окружить Кришну родительской заботой. Оставив своих детей, они первым делом спешат взглянуть на Кришну, а уже потом возвращаются к собственным детям, берут их на колени и с любовью вытирают им лица.

00:02:11 Кришна знает об этом их желании. Откуда? В Шримад-Бхагаватам говорится, что, танцуя с гопи, Кришна полностью погружается в лилу и забывает всё на свете. В такие минуты Он не сознаёт, где находится, и для Него не существует потерь и приобретений. Он забывает обо всём. Что произойдёт, если в этот момент нападёт какой-нибудь демон? Могут появиться ракшасы – Агхасура или Бакасура – но Кришна и гопи забыли обо всём: о еде, сне, омовении, о своих домашних обязанностях. Кришна настолько поглощён любовью гопи, что для Него всё перестало существовать – любовь Его матерей, любовь Его друзей.

00:02:58 В этой связи Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: «Преданные молятся: «О Кришначандра, позволь мне увидеть Твои лотосные стопы». Они всё плачут и плачут, но кто услышит их молитвы? Ведь Кришна забыл обо всём. Когда Кришна находится в таком состоянии, Его сарвагьята, или способность знать всё, что происходит в сердце каждого, уменьшается. Эта способность является проявлением айшварьи, одного из Его совершенств. Когда Кришна припадает к стопам гопи, пытается их утешить, служит им и принимает от них служение, Он настолько поглощён этим, что забывает всё на свете. Он утрачивает Свою сарвагьяту (всезнание) и забывает Свои шесть совершенств. Кто же тогда услышит молитвы преданных?

00:03:54 Поскольку всеведение – это разновидность айшварьи, если оно проявится в этот момент, то помешает мадхурье. Кто же услышит наши молитвы? Неужели они напрасны? Если никто их не слышит, какой тогда смысл молиться? Параматма – это экспансия Кришны. Она пребывает повсюду и видит всё. Услышит ли Она? Но если мы обращаемся к Говинде, а это слышит только Параматма, какой в этом смысл? Мы обращаемся к царю, а слышит нас только привратник – получим ли мы от этого благо? Нет, нас это не устроит. Что же тогда делать? Неужели наша молитва не достигает ушей Кришны? Неужели мы не можем обратиться прямо к Нему? Если Кришна не слышит нашу молитву, значит, мы плачем напрасно. Кто же утешит нас? Если маленький ребёнок плачет, но никто не слышит его и не даёт ему молока, что ему делать? Мы плачем точно так же. Но не печальтесь, не волнуйтесь – Кришна услышит».

00:05:14 Мы можем подумать: «Как это возможно? Если Он услышит, это уже будет айшварья». Но на самом деле Кришна одновременно проявляет два качества: мугдхата и сарвагьята. Что значит мугдхата? Он настолько покорён любовью Своих преданных, что кажется, будто Он забыл обо всём. Яшода берёт Его за ухо и говорит:
– Ну-ка, иди в угол и там в наказание приседай! Не смей больше воровать!
И Кришна повинуется.
Яшода берёт розгу и говорит:

00:05:50 – Сегодня Тебе не избежать порки!
И Кришна со слезами на глазах просит:
– Мама, не бей Меня!
Это называется мугдхата, то есть «поглощённый чувством». Кришну боится сам олицетворённый страх, но Кришна по-настоящему напуган, когда мать приближается к Нему с розгой в руке. Она не ударит Его, она только говорит, что ударит, но Кришна начинает плакать. На самом ли деле Кришна плачет или это только игра? Обыкновенные люди скажут: «Разве Бхагаван плачет? Он не может плакать. Чего Ему бояться?» Но преми-бхакты скажут, что Кришна не притворяется: это проявление мугдхаты.

00:06:39 Когда появляются Путана, Агхасура, Бакасура, Камса, Джарасандха или Наракасура, этот мальчик Кришна убивает их, проявляя Своё безграничное могущество, сарва-шактиматта. Его прославляют за это, так же как и за то, что Ему известно всё, но в то же время Он погружён в Свою лилу. Так, однажды Кришна позвал Уддхаву:
– Уддхава, сегодня нам нужно принять серьёзное решение.
– Какое?

00:07:12 – Мы только что получили из Хастинапура приглашение на Раджасуя-ягью. Она начнётся завтра, и мы должны быть там. Но кроме того, на нас готовится напасть Джарасáндха и его надо убить. Нам необходимо сделать и то и другое, но Я не знаю, как нам быть. Ты очень умён, ты – Мой министр и друг, скажи, как поступить? Сначала нужно пойти на Раджасую к Пандавам или вступить в бой с Джарасáндхой?

00:07:44 Уддхава подумал: «Надо же! Сваям Бхагаван, всеведущий и всемогущий Господь, спрашивает моего совета. Не похоже, что Он просто играет роль царя и, отдавая дань этикету, советуется со Своим министром. Интересно, Кришна притворяется или по-настоящему советуется со мной? По Его лицу можно сказать, что Ему и в самом деле нужен мой совет».
Тогда Уддхава ответил:

00:08:14 – Прабху, я считаю, что нам лучше сначала отправиться в Хастинапур на Раджасуя-ягью. Так мы сразу достигнем обеих целей. В конце жертвоприношения по всем царствам пустят коня, чтобы любой царь мог бросить вызов тем, кто совершает ягью. Вы с Арджуной будете сопровождать коня. И ещё возьмите с собой Бхиму. Когда конь придёт в Магадху, царство Джарасáндхи, там Ты сможешь покончить со Своим врагом. Таким образом, Раджасуя-ягья успешно завершится и Джарасáндха будет убит.
Кришна похлопал Уддхаву по спине, Он был очень доволен им. Сам Господь не смог принять решения, но Его главный министр дал Ему мудрый совет, и Он очень обрадовался.

00:09:05 Итак, Бхагаван одновременно мугдха и сарвагья. Здесь нет ничего странного. Это одно из непостижимых качеств Господа. «Веданта-сутра» гласит, что Кришна идеально совмещает в Себе все несовместимые качества. Кришне присущи качества мугдхата и сарвагьята, и здесь нет никакого противоречия. Это недоступно никакому другому существу. Любой человек, заявляющий, что обладает этими качествами, – просто обманщик.

00:09:40 Качество сарвагьята проявляется у Кришны следующим образом. Когда начинается танец раса, Кришна встречается со множеством гопи, и каждая из них думает: «Я хочу, чтобы Кришна был только со мной, чтобы Он порадовал меня и я стала самой счастливой на свете». Кришна знает об этом их желании и, чтобы исполнить его, танцует так, чтобы между каждыми двумя гопи находился один Кришна. Таких проявлений качества сарвагьята не бывает даже у Рамы или Нараяны. Но в то же время, когда Шримати Радхика исчезает с места танца раса, Кришна недоумевает: «Куда Она исчезла?» Он не знает, где Она. Хотя Он сарвагья, Он огорчается и тоскует в разлуке с Ней. Как Рамачандра по-настоящему грустил в разлуке с Ситой, Кришна по-настоящему тоскует по Радхе. А когда Они снова встречаются, Он принадлежит только Ей. Она говорит: «Укрась Мои волосы», – и Кришна, взяв цветы, покорно идёт за Ней. Она говорит: «Я устала и не могу больше идти», – и Он берет Её на руки. Всё это мугдхата. Такие лилы являются высшим проявлением как расы, так и бхагаватты, высшей природы Бхагавана.

00:11:06 Все старшие гопи хотят, чтобы Кришна стал их сыном, а все коровы хотят, чтобы Он стал их телёнком. Кришна знал, что Ему будет мало молока одной матери и любви одной матери тоже будет недостаточно. Точно так же Ему недостаточно любви одной гопи. Ему нужны миллионы гопи. Он желает любви миллионов матерей, только так Он «насытится». Поэтому однажды Он подумал: «Сегодня во Врадже Я стану сыном миллионов матерей, мужем миллионов гопи и телёнком миллионов коров. Посмотрим, как Я с этим справлюсь. Это легко сделать с помощью антарьями, Сверхдуши, но в нара-лиле, в человеческом образе, это не так-то просто».

00:11:53 Тогда, чтобы осуществить Свой замысел, Кришна ввёл в заблуждение Брахму. Из сердца Он побудил Брахму прийти во Враджу. Увидев победу над Агхасурой, Брахма подумал: «Чудеса! Как мог этот маленький пастушок даровать этому демону освобождение?» Желая увидеть другие лилы Кришны, Брахма вполне мог бы обратиться к Господу с молитвой и попросить Его явить их. Это обычная молитва и Кришна исполнил бы её, но Брахма не стал молиться. Вместо этого он подумал: «Ну ладно, я сам посмотрю другие Его игры».

00:12:36 Один способ узнать то, что вас интересует, – это кого-нибудь спросить. Другой способ – терпеливо сидеть и ждать, пока кто-нибудь сам не объяснит вам. Кто-то может подумать: «Если я достоин узнать это, все мне объяснят». Но Брахма решил всё узнать сам и подумал: «Создам-ка я для Кришны препятствия». Как такая мысль могла возникнуть у него в голове? Бхагаван в образе чайтья-гуру управляет движениями нашего сердца. Это Он навёл Брахму на эту мысль, и Брахма помешал Его лиле. Это позволило Кришне осуществить задуманное, не нарушая хода нара-лилы.

00:13:22 После полудня того же дня, когда Он даровал мукти Агхасуре, Кришна проводил время с пастушками. Мальчики сильно проголодались и сели пообедать. Они ели с большим аппетитом, с любовью друг к другу, смеясь и перешучиваясь. Брахма увидел это и подумал: «Сейчас самое подходящее время». Телята паслись на лугу. Под влиянием Йогамайи они увидели вдалеке особую, очень сочную траву и пошли туда. Они шли и шли, пока не забрели совсем далеко. Пастушки продолжали обедать, и, когда телята совсем скрылись из виду, Брахма похитил их. Одни говорят, что он унёс их на Брахмалоку, другие – что он спрятал их в пещерах Говардхана. Холм Говардхан довольно большой, и в нём много пещер.

00:14:16 Потеряв из виду телят, пастушки забеспокоились:
– Куда девались телята?
– Я приведу их, – сказал Кришна. – Я начну играть на флейте, и они сами прибегут. Продолжайте обедать, Я скоро вернусь.
Почему Кришна так поступил? Чтобы перехитрить Брахму. Ради этого Он Сам стал пастушками и телятами. Он всё устроил так, как хотел Брахма, и нашёл способ уйти от пастушков. Брахма увидел это и подумал: «Именно этого и ждал! Я хотел похитить пастушков незаметно для Кришны, и сейчас мне выпала такая прекрасная возможность. Кришна Сам ушёл».

00:14:59 Кришна ушёл с беззаботностью пастушка, держа в руке сладость из риса и простокваши. Он искал телят, но Его поиски оказались безуспешными. Он думал: «Куда же девались телята?» Это тоже проявление качества мугдхата. Вскоре Он ни с чем вернулся туда, где оставил друзей, и увидел, что они тоже исчезли. Брахма похитил их и тоже спрятал в пещере. Кришна и в самом деле ничего об этом не знал. Он стал повсюду искать Своих друзей и телят, но не мог найти. В руке у Него оставался недоеденный рис, лицо Его омрачилось. Неожиданно Его охватил страх. Он подумал: «Что Я скажу матерям Моих друзей? Сначала пропали все телята, а теперь Я не могу найти и пастушков. Что же Я скажу всем матерям и жителям Враджи?» Кришна очень обеспокоился. Он был весь в пыли, а лицо казалось измождённым от голода, жажды и страданий. В это время Его качество сарвагьята не было проявлено.

00:16:05 Прошло немного времени, и Йогамайя подумала: «Я могу послужить Кришне». Она предстала перед Ним, и Он вспомнил: «Ведь Я же Сам устроил эту лилу с помощью Йогамайи, чтобы исполнить желание жителей Враджи».
Тогда Кришна Сам принял облик пастушков и телят, и все они были точно такими же. Он так же рассадил Своих друзей, Сам накормил их, и все были счастливы. Пастушки ели, пили и смеялись в точности также, как и прежде, а вечером все они вернулись домой. Каждая мать подумала: «Мой сын вернулся».

00:16:46 Прежде матери пастушков сначала спешили увидеть Кришну и отдавали свою материнскую любовь Ему, а уже потом шли к собственным детям, но в этот день они забыли о Кришне и не сводили глаз со своих детей. Только Яшода смотрела на Кришну, а остальные матери смотрели каждая на своего сына. В тот день коровы не обращали внимания на своих младших телят и отдавали всю материнскую любовь старшим, которые вернулись с Кришной из леса. Они кормили их молоком и облизывали. Так эта лила продолжалась целый год.

00:17:23 В конце концов Баладева Прабху подумал: «Что происходит? Коровы отдают свою любовь старшим телятам и не заботятся о младших. В чём тут дело? Почему все матери, прежде спешившие взглянуть на Кришну, теперь не смотрят на Него, а бегут к собственным детям? Что случилось?» Поскольку Кришна Сам стал пастушками и телятами всей Враджи, Он получал ещё больше любви, чем раньше. Все женщины и коровы мечтали, чтобы Он стал их сыном или телёнком, и Он исполнил их желание и обрёл любовь миллионов матерей. Кроме того, в тот же год Кришна стал мужем миллионов юных девушек Враджи. Приняв образ всех пастушков Враджи, Он женился на всех юных девушках и достиг всего, чего желал.

00:18:15 Когда все эти цели были достигнуты, Кришна, решив завершить эту лилу, изнутри побудил Баладеву раскрыть тайну, а иначе Баладева так ничего бы и не узнал.
Баладева сказал:
– Дорогой брат, Я не понимаю, что это за майя? Майя полубогов или маха-майя? Это не Моя майя. А если бы это была майя полубогов или маха-майя, Я сразу бы всё понял.
Потом Он подумал: «Неужели Кришна Сам превратился в пастушков и телят? Зачем Он это сделал?»
Он спросил Кришну:

00:18:54 – Дорогой брат, что это значит? До сих пор Я ничего не понимал, но сейчас Я вижу нечто небывалое. Зачем Ты распространил Себя в пастушков и телят?
Кришна улыбнулся. Он затеял эту лилу, чтобы исполнить желания многих преданных и в то же время с помощью Йогамайи перехитрить Брахму.
Вскоре Брахма вернулся со своей планеты. Он был очень обеспокоен, узнав, что для него нет места на его собственной локе. Кришна принял также образ Брахмы и, придя на Брахмалоку, сказал привратнику:
– Если появится кто-нибудь похожий на меня, Брахму, не пускай его.

00:19:38 Прошёл год с тех пор, как Брахма похитил пастушков и телят. Одна минута по времяисчислению Брахмы равна шести земным месяцам. Брахма похитил друзей Кришны и телят и уже через минуту был на Брахмалоке. На Земле за это время прошло шесть месяцев.
Привратник спросил его:
– Ты кто такой? Наш праотец Брахма у себя во дворце. Он сказал, что если придёт какой-нибудь другой четырёхглавый Брахма, он не примет его. Я не могу тебя впустить. Наверное, ты – порождение майи.

00:20:16 Брахма подумал: «Неужели Кришна Сам приходил на Брахмалоку? Я нанёс Ему оскорбление. Надо немедленно вернуться на Землю». Когда он вернулся, на Земле прошло ещё полгода, так что эта лила в целом длилась год.
Украв пастушков и телят, Брахма увидел, как Кришна, оставаясь единым, в то же время принимает множество образов. Один Кришна становится многими, но в то же время остаётся единым. Сначала Брахма увидел: «Кришна сидит и держит в руке рис в точности, как год назад. Вокруг Него множество пастушков и телят. Они не отличаются от тех, что я украл, или же это другие? Может быть, Кришна силой Своей майи освободил их из пещер. Настоящие ли эти пастушки и телята или нет?»

00:21:14 Чтобы проверить это, он отправился к холму Говардхан и увидел, что пастушки и телята спят, погружённые в йога-нидру, в тех же позах, что он оставил их год назад. Мгновенно вернувшись к Кришне, он увидел там тех же пастушков и телят и подумал: «Похоже, Кришна переносит их туда, где я появляюсь: когда я на Говардхане – Он переносит их на Говардхан, а когда я на берегу Ямуны – Он переносит их сюда».

00:21:47 Тогда Брахма двумя своими головами и четырьмя глазами стал смотреть в сторону пещеры, а другими двумя головами и четырьмя глазами – в сторону Кришны. Он увидел, что пастушки и телята спят в пещере и в то же самое время едят вместе с Кришной и предаются забавам. А потом он вдруг увидел, что каждый пастушок и каждый телёнок принял образ четырёхрукого Нараяны. Кроме того, Брахма увидел бесчисленные вселенные, и в каждой из них все люди, Брахма, Шанкара, полубоги, животные, растения – все возносят молитвы этим четырёхруким Нараянам и поют киртаны.

00:22:29 Брахма увидел, что каждое из этих четырёхруких проявлений наделено всеми качествами изначальной Личности: все они сач-чид-ананда, сарва-антарьями, все в полной мере обладают шестью совершенствами и шестьюдесятью четырьмя качествами Бхагавана. У них не было лишь тех четырёх качеств, которые присущи только Самому Кришне. У пастушков были накидки, посохи, рожки, флейты, и в то же время у каждого из них – четыре руки. Брахма изумился и стал мысленно возносить молитвы: «О Бхагаван! Сначала Ты показал, что Ты один, затем – что все пастушки и телята – проявления Бхагавана, и наконец – что всё сущее есть Бхагаван. Нет ничего помимо Бхагавана, ни одна джива, ни один материальный объект не сможет существовать независимо от Него, однако Сам Он при этом стоит в стороне от всего. Но я своими глазами видел, что все пастушки и телята – это Ты и только Ты. Все они были в равной степени наделены качествами Бхагавана. Но потом я увидел, что все эти проявления исчезли и остался только Ты, Кришна».

00:23:48 Став свидетелем этой лилы, Брахма сказал:
– О Бхагаван, кто способен описать могущество Твоей ачинтья-шакти?
«Бхагаватам» 10.14.38 говорит:
«Те, кто говорят, что постигли Бхагавана и Его величие, на самом деле пребывают в неведении. До этого дня я тоже думал, что знаю Его, но сейчас я понял, что не способен описать Его величие».
Что говорить о Брахме, если даже Сам Кришна не может описать Своё величие. Он не в силах проникнуть в глубину Своего имени, образа и качеств. Он перенял настроение Шримати Радхики, цвет Её тела и нисшёл в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, и всё же Он не смог до конца постичь Своё величие.

00:24:44 Таким образом, Кришна непостижим. Он один, но становится многими. Он – мугдха и в то же время – сарвагья. В Нём прекрасно сочетаются все несовместимые качества. Не пытайтесь постичь эту истину в споре. Величие Господа до какой-то степени откроется только тому, кто всецело предался Господу. Думайте лишь о служении Ему. Попытки самому постичь Его величие не принесут ничего, кроме беспокойства. Поэтому Брахма говорит: «Я не вижу предела Твоему непостижимому величию».

00:25:25 Величие Бхагавана безгранично. Может ли кто-нибудь измерить его? Брахма не смог, Баладева Прабху не смог, даже Сам Кришна не может. Так что не пытайтесь в споре постичь величие Бхагавана. Мы сможем отчасти понять Его, только если будем преданно служить Господу, поэтому нужно стремиться обрести бхакти и ничего больше.
Кришна явил эту лилу, чтобы ввести в заблуждение Брахму. За свою жизнь Брахма несколько раз впадал в иллюзию. Подобно этому, мы пребываем в невежестве, но гуру пробуждает в нас желание обрести бхакти и рассеивает все наши сомнения.

00:26:10 Однажды Брахма, считая себя повелителем вселенной, пришёл в Двараку, чтобы встретиться с Кришной. Он подошёл к воротам и сказал привратнику:
– Я хочу увидеть Кришну.
Привратник сообщил об этом Кришне:
– Некто по имени Брахма хочет Тебя видеть.
– Спроси, какой именно Брахма?

00:26:33 Привратник так и сделал. Брахма недоумённо ответил:
– Я – четырёхглавый Брахма, праотец вселенной.
Привратник вернулся и передал Кришне слова Брахмы. Кришна улыбнулся и подумал: «Я позволил ему занять это положение, а теперь посмотрите, как он возгордился»:
– Позови его.

00:26:56 Брахма вошёл во дворец собраний Судхарма. В этот удивительный дворец могло войти миллионы людей, и всем хватало места. Он то становился большим, то маленьким. В жару в нём было прохладно, а в холодные дни – тепло. Этот дворец исполнял все желания тех, кто в нём находился.

00:27:18 Брахма вошёл и увидел посреди огромного зала Кришну на троне, а вокруг Него были миллионы Брахм. Самый маленький из них, восьмиголовый, сидел позади всех, а впереди сидели Брахмы с тысячами голов. Каждую из голов украшала драгоценная корона, и когда Брахмы стали кланяться Кришне, звон от их корон разносился во всех направлениях. Четырёхглавый Брахма увидел Брахм, у которых было шестнадцать голов, шестьдесят четыре головы, и все они во много раз были больше его. От его гордыни не осталось и следа, и он упал ниц перед Кришной. Когда он поднялся, то увидел, что всё исчезло и перед ним сидит лишь улыбающийся Кришна.

00:28:05 Таково безграничное могущество Бхагавана. И тот, кто отправится на Вайкунтху, подобно Гопу-кумару, увидит, что все экспансии Кришны обладают таким же безграничным могуществом.