Глава 1. Брахман встречает Гопу-кумара

18 января 2011
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:37:30 | качество: mp3 64kB/s 17 Mb | прослушано: 61 | скачано: 22 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 1. Браман встречает Гопу-кумара

00:00:24 «Брихад-бхагаватамрита» содержит много прекрасных историй, посвящённых бхакти. Если слушать их с большим вниманием и интересом, то, несомненно, в нас пробудится сильное желание, которое в конце концов приведёт нас во Враджу. «Брихад-бхагаватамрита» очень полезна всем садхакам, которые стремятся к рагануга-бхакти. Эта книга подробно рассказывает, какова природа бхагавад-бхакти и как его обрести.
После того как Махарадж Парикшит выслушал Шримад-Бхагаватам, его мать, Уттара, сказала ему: «Повествования Шукадевы Госвами изобилуют философией, и мне, женщине, трудно понять сердцем всю эту сложную сиддханту. Пожалуйста, объясни мне суть сказанного им, но только покороче и попроще, чтобы я могла понять».

00:01:19 Тогда Махарадж Парикшит рассказал матери, как Нарада раскрыл миру величие Бхагавана, показав всем величие Его дхамы и вечных приближённых. Путешествуя по различным святым местам и разным мирам, Нарада постиг бхагават-таттву (науку о Бхагаване) и увидел, как Бхагаван, оставаясь единым, являет Себя во множестве образов. Подобно этому, единая дхама, обитель Господа, изначальная дхама – Вриндаван – распространяет себя во многие дхамы. Жители Вриндавана, изначальные спутники Бхагавана, становятся спутниками Господа в других мирах. Такова сиддханта. Один проявляется во многих. Бхагаван один, а не два, три, десять или двадцать. Нарада – это лучший среди мудрецов, познавших эту таттву. Он – расика, великий знаток расы, способный наслаждаться ею. Однако он начал своё путешествие, делая вид, что ничего этого не знает.

00:02:30 Сначала он встретил брамана, который поклонялся шалаграма-шиле. Нарада сказал браману: «Ты один из самых удачливых людей в этом мире». Оттуда он направился в Двараку, где понял, что величайшие преданные – это гопи. Гопи Вриндавана на порядок выше не только тех великих душ, что находятся в других расах, но даже цариц Двараки. А среди всех гопи лучшая – это Шримати Радхика.
В «Падма-пуране» говорится:
арадхананам сарвешам
вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви
тадийанам самарчанам

00:03:14 «Махадева сказал Дурге-деви: «Из всех видов поклонения лучший – это поклонение Вишну. Однако ещё лучше поклоняться преданным Вишну»». Слово тадийанам в этом стихе указывает на тех, кто так или иначе связан с Бхагаваном. Таких много, но Шримати Радхика – лучшая из них. Когда Нарада услышал это, сердце его наполнилось премой. Величие гопи раскрылось ему, особенно когда он наблюдал лилу возведения Нава-Вриндавана в Двараке. Сатьябхама, Рукмини, Джамбавати и другие были поражены, увидев, какие чувства испытывает Кришна в разлуке с гопи. Сначала Нарада обрадовался, но потом устыдился. Он подумал: «Придя сюда и напомнив Кришне о гопи, я причинил Ему такую боль, что Он лишился чувств». Но Кришна сказал ему:

00:04:13 – Проси у Меня любое благословение.
– Благословение? Я так провинился перед Тобой. Я причинил Тебе столько боли, что Ты упал без чувств.
– Если бы ты не сделал этого, никто бы не узнал о славе Моих вечных спутников, жителей Враджи. Поэтому ты заслужил Моё благословение. Проси у Меня чего хочешь.
– Прабху, я хочу всегда помнить Твои развлечения с гопи во Вриндаване. Я хочу посетить все места ваших игр и посыпать голову пылью с этих мест. Я хочу вечно петь киртану, прославляющую эти игры. О, если бы Ты был так милостив и даровал мне прему, которую испытывают гопи.

00:04:57 – Пусть будет по-твоему, – сказал Кришна. – Отправляйся в места Моих игр во Врадже. Обязательно посети Нанда-грам, Варшану, Говардхану, Яват, Тера-кадамбу, Уддхава-кьяри, Вамшиват и Радха-кунду. С огромной любовью поклонись этим местам и моли их о милости. Так ты легко обретёшь редчайшую прему, о которой мечтает даже Брахма.
Разные преданные Бхагавана хотят общаться с Ним по-разному, и Он проявляет Себя сообразно их желанию. Есть много разных категорий преданных, разных видов лил и разных рас. Для четырёх Кумаров Кришна являет Себя в образе Брахмы, для Ханумана – в образе Господа Рамачандры. Для Вишваксены и преданных на Вайкунтхе Он – Нараяна, а для Сатьябхамы, Рукмини и Уддхавы – Дваракадхиша. Для гопов Он – друг, для тех, кто находится в ватсалья-расе, – сын, а для гопи – дорогой возлюбленный. И всё это один и тот же Кришна. Возможно ли постичь это? Познать эту истину во всей полноте можно только по милости Бхагавана и Его преданных и никак иначе.

00:06:18 Рассказывая матери историю Гопы-кумара, Махраджа Парикшит очень просто и привлекательно объяснил, как достичь уровня премы. Его невозможно достичь, если пренебрегать шраванам и киртанам или полагаться только на собственные силы. Не служа гуру и вайшнавам, мы не сможем обрести прему и через тысячи жизней, даже если прочтём тысячи священных писаний. Подняться на уровень премы можно только благодаря предписанной шастрами садхане. Говорится, что тот, кто игнорирует предписания шрути, смрити и «Нарада-панчаратры», никогда не обретёт чистое бхакти, а лишь зайдёт в тупик. Поэтому надо строго выполнять предписания шастр. Что это означает? Необходимо получить дикшу, или посвящение от истинного гуру, служить гуру, исполняя его сокровенные желания, и следовать его наставлениям. Надо служить гуру и вайшнавам и всячески избегать высокомерия, а для этого необходимо развивать смирение и не считать себя выше других.

00:07:27 тринад апи сунйчена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих
«Повторять Харинаму нужно очень смиренно, считая себя ниже соломы, лежащей на дороге. Надо стать терпеливее дерева, избавиться от гордыни и ко всем относиться почтительно. Лишь с таким умонастроением можно повторять Святое Имя Шри Хари беспрерывно» («Шикшаштака», 3 стих).
Чем лучше мы следуем этим наставлениям, тем скорее по милости Бхагавана, а также по милости вайшнавов, которая, по сути, и является милостью Бхагавана, в нашем сердце появится бхакти.

00:08:13 Итак, бхакти обретает тот, кто удостоился милости Бхагавана. Господь способен одарить милостью каждого. Но почему одним Он дарует милость, а другим нет? Большинство людей в этом мире не совершают бхагавад-бхаджан, и им Господь не оказывает милости. Он дарует милость лишь небольшому числу людей. Почему? Потому что для Него не все равны. Когда кто-то один получает милость, а кто-то другой нет, кажется, что здесь какая-то несправедливость, пристрастность. Если преданный оказывает милость одним и пренебрегает другими, кто-то может обвинить его в пристрастности. Одному давать больше любви, а другому меньше; одному давать больше наставлений, а другому меньше; одному давать глубокие наставления, а другому лишь поверхностные – может показаться, что это пристрастность.

00:09:12 Однако следует понимать, что есть три уровня вайшнавов: уттама, мадхьяма и каништха. Вайшнав уттама обладает почти всеми качествами Бхагавана. Он не страдает, как обычные люди. Он – атмарама (самодостаточный) и аптакама (свободный от мирских желаний). Его не беспокоят никакие соблазны, он всё время погружен в медитацию и поклонение Господу. Такие возвышенные души обычно ни к кому не проявляют особой доброты и не скорбят ни о чьей смерти. Они обладают совершенной атма-гьяной (знанием о душе) и не отождествляют живые существа с их телами. Вайшнав каништха не обладает глубоким знанием таттвы и потому не способен давать милость другим. Вайшнава категории мадхьяма можно распознать по четырём признакам:
ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча према-маитри-крипопекша йах кароти са мадхйамаха

00:10:23 «Мадхьяма испытывает любовь (прему) к Бхагавану и поддерживает три вида дружеских отношений с вайшнавами: он служит вайшнавам уттама, дружит с равными ему и проявляет сострадание к вайшнавам каништха. Он избегает злонравных и милостив к тем, кто пребывает в невежестве, но при этом обладает некоторой верой». Этот стих приводится в Шримад-Бхагаватам, 11.2.46.

00:10:59 Мадхьяма-адхикари проявляет четыре вида пристрастности, но уттама-адхикари это не свойственно. Уттама-адхикари ко всем относится одинаково. Он не видит разницы между обусловленной и освобождённой душой, он всех считает освобождёнными. Поэтому у него нет никаких обязанностей. Но вайшнав мадхьяма обязан проявлять пристрастность, а иначе кто будет давать людям милость и пробуждать в них бхакти? Такую милость дают вайшнавы мадхьяма и особенно те, кто находится на высшей ступени мадхьяма. Наиболее добры и милостивы те вайшнавы, которые уже развили качества, позволяющие достичь уровня уттама, но ещё не пересекли верхнюю границу уровня мадхьяма. Такой вайшнав хочет поделиться богатством, которое хранит в своём сердце. Когда он раздаёт милость, его нельзя обвинять в пристрастности, потому что, согласно «Бхагаватам», пристрастность свойственна уровню мадхьяма.

00:12:04 Если нам посчастливилось встретить такого вайшнава, нужно вручить себя ему и служить ему не жалея сил, как об этом говорится в пятом тексте Упадешамриты: «Надо служить вайшнаву, который достиг высот бхакти и чьё сердце свободно от желания хулить кого-либо». Встретив такого вайшнава, надо со всей искренностью склониться к его стопам и предаться ему. Если наше служение не бескорыстно, если в нём есть примесь обмана, он обязательно увидит это. Так же как и Бхагавану, такому преданному совсем не трудно заглянуть нам в сердце. Он видит людей насквозь. Он может наказать нас, и в этом проявится его милость. Или же, заметив нашу неискренность, он просто не обратит на нас никакого внимания. Поэтому надо служить ему с открытым сердцем.

00:13:03 Милость вайшнавов бывает двух видов: обретённая в прошлых жизнях и обретённая в этой жизни. Плоды благочестия, накопленные за миллионы жизней, могут помочь человеку снискать милость расика-вайшнавов, очень сострадательных по природе и сведущих в таттве. Благодаря этому он получит посвящение у настоящего гуру и начнёт совершенствоваться в бхаджане. Это называется практана-самскара, или опыт, накопленный в прошлых жизнях. В некоторых редких случаях человеку, который имеет такой опыт, нет необходимости формально принимать гуру. Например, Харидас Тхакур и многие другие спутники Шри Чайтаньи Махапрабху находились на высочайшей ступени бхакти и не нуждались в формальном посвящении. И всё же они получили его, чтобы подать пример обыкновенным людям.

00:14:00 Известна также история Махараджи Бхараты. В первой жизни у него был гуру, но во второй и в третьей он не принимал гуру и, несмотря на это, без особых усилий достиг уровня бхавы. Родившись как Джада Бхарата, он не слушал своего отца и всех остальных, кто пытался увести его с пути бхакти. Это практана-самскара, благодаря которой человек естественным образом встречает очень возвышенного гуру и обретает садху-сангу. В нём очень быстро пробуждается преданность к Господу. Он может услышать всего лишь один стих из шастры и из него понять всю таттву, всю истину. У таких людей уже есть вкус к преданному служению, и они сознательно получают посвящение у расика-вайшнава. У них пробуждается сильная жажда бхакти, и они быстро совершенствуются в бхаджане.

00:14:57 Тот, у кого нет такого опыта из прошлых жизней, тоже может постепенно развить жажду к бхакти, если будет общаться с вайшнавами и слушать об играх Кришны, описанных в «Бхагаватам». Затем он примет гуру. Однако его гуру может не обладать правильным пониманием сиддханты, и тогда рано или поздно преданный оставит его и найдёт истинного гуру, который понимает сиддханту совершенным образом. Возможно также, что такой преданный примет истинного гуру с самого начала. Но если гуру покинет этот мир, что ему делать? Принять шикша-гуру, расика-вайшнава, в ком жажда бхакти необычайно сильна.
Таковы два вида милости, исходящей от вайшнава.

00:15:47 В «Шри Брихад-бхагаватамрите» Гопа-кумар объясняет эти истины браману на примере собственной жизни. Этот браман был жителем Матхуры, но потом пришёл в Прагджьотишапуру, в штате Ассáм. Он странствовал, зарабатывая на жизнь публичным чтением писаний, как это до сих пор делают многие пандиты в Гуджарате. Он думал, что в Ассáме много богатых людей и там можно неплохо заработать. Однако у него ничего не вышло, и тогда он стал поклоняться Камакье-деви (Парвати). Богиня была очень довольна им и, поняв его намерения, подумала: «Кажется, у него есть какое-то сукрити из прошлых жизней. Если я помогу ему, он достигнет многого. Но прежде его нужно избавить от стремления к деньгам, тогда он сможет идти дальше».

00:16:44 Она предстала перед браманом и сказала: «Ты хочешь богатства? Я дам тебе самое великое на свете сокровище».
Что это за великое сокровище? Бхакти. Любой, кто обратится к истинному гуру, будь то невежественный юноша или девушка, неспособная понять сиддханту, – постепенно получит от него бхагават-прему. Но лжегуру скажет: «Поклоняйся Деви, Ганеше или Шанкаре и ты умилостивишь их, они исполнят твоё желание».
Камакья-деви видит природу тех, кто ей поклоняется, и поступает с ними соответствующим образом. Поняв, что браман был жителем Матхуры, она решила, что он не должен быть обманут. Она увидела его простодушие и дала ему гопала-мантру.

00:17:41 Эта мантра особенно важна для тех, кто хочет войти в мадхурья-расу. По милости Санатаны Госвами и других возвышенных вайшнавов гопала-мантра сейчас широко распространена в нашей сампрадае. Но до прихода Чайтаньи Махапрабху она была доступна далеко не всем. Её давали только тем, кто обладал возвышенными качествами, обретёнными благодаря духовным заслугам в прошлых жизнях.

00:18:10 Итак, явив себя браману, Деви дала ему эту мантру. Повторяя её, он утвердился в преданном служении и в конце концов избавился от стремления к богатству. Он почувствовал, что нашёл источник всех богатств. Браман покинул Ассáм, пришёл к океану и омылся в месте Ганга-сагара. Однако там его ничто не привлекало, и он направился в Гаю. Но и там он почувствовал безразличие. Тогда он пошёл в Варáнаси, где его немного привлекла идея мукти, освобождения. И снова перед ним явилась Парвати-деви, на этот раз вместе со своим мужем, Шанкарой, который сказал:

00:18:59 – Будь осторожен! Тебе нельзя здесь оставаться. Немедленно уходи отсюда!
Шива и Парвати дают такое наставление только тем, кому хотят явить особую милость. А иначе брахман остался бы в Варáнаси, обрил голову и стал повторять ахам брахмасми тат твам аси сарвам кхалв идам брахма, желая раствориться в безличном Брамане.
Сжалившись над ним, Махадева и Парвати сказали ему:

00:19:33 – Быстрей беги отсюда! Ты не должен здесь оставаться! Мукти – это тигрица, которая проглотит тебя, и ты никогда не вырвешься из её пасти. Беги быстро и не оглядывайся! Приди в Матхуру, омойся в Ямуне у Вишрама-гхаты и отправляйся прямиком во Вриндаван.
На пути во Вриндаван брахман на несколько дней остановился в Праяге и увидел там огромное скопление народа. Там было много аскетов, отрёкшихся от мира. Их волосы были завязаны в узел на макушке, а тела посыпаны пеплом. Они сидели вокруг жертвенного огня и совершали ягью. Там были также люди, которые читали и слушали о Господе Рамачандре и громко повторяли: «Джая Шри Рама! Джая Шри Рама!»

00:20:24 В месяц магха в Праяг приходит множество самых разных садху, чтобы омыться в священных водах. В Праяге находится ашрам Бхарадваджи Риши, в котором жил Вальмики. Именно в том месте Рамачандра переправился через Гангу. Это очень чистое, святое место, там Чайтанья Махапрабху давал наставления Рупе Госвами.
Увидев всё это, брахман подумал: «Вот бы мне стать таким, как они». Люди там очень почтительно кланялись всем святым, собравшимся в Праяге. Брахман получил даршан Божества Бинду-Мадхавы, посетил арати и послушал проповедь.
Затем преданные начали петь киртан и браман спросил:

00:21:13 – Что это вы кричите? И в чём смысл того, о чём говорилось на ваших собраниях?
– Брат, не говори так дерзко, – ответили преданные. – Это апарадха.
На собраниях махатмы говорили о величии Бхагавана Шри Вишну.
Снова браман почувствовал безразличие и покинул это место. Следуя наставлению Шанкары, он пришёл в Матхуру и омылся в Ямуне у Вишрам-гхата.
В Варáнаси Шанкара сказал ему: «Если ты будешь регулярно повторять мантру, ты сможешь увидеть Божество, которому поклоняешься».

00:21:54 Кто Божество гопала-мантры? Это Гопала-Кришна. Какой Гопала-Кришна? Это зависит от чувств, которые испытывает преданный. Для одних – это пастушок, который гонит коров на пастбище, для других – маленький Кришна, сидящий на коленях у Яшоды, а для тех, кто находится в мадхурья-расе, – это Кишора-Гопал. Наш браман поклонялся Кришне, который пасёт коров, играет на флейте и гуляет в лесах Вриндавана со Своими друзьями-пастушками.

00:22:29 Если, повторяя мантру, мы в своей медитации не видим Кришну, надо понимать, что, строго говоря, наша медитация бесполезна. «Когда это случится? Когда это случится?» – надо страстно жаждать этого момента. Надо повторять мантру всем сердцем, и тогда она дарует нам возможность лицезреть Господа. Иначе можно повторять её жизнь за жизнью, но так и не получить никакого блага. Если во время повторения мантры мы отвлекаемся, о чём-то беспокоимся, засыпаем или теряем воодушевление, мы не получим полного блага от повторения. Когда же мы получим полное благо? Когда будем повторять так, как учил нас Гурудев и как Парвати учила брамана, то есть полностью сосредоточив ум, изгнав из сердца все мирские желания, со смирением и со слезами, текущими из глаз при воспоминании о Господе, – тогда Гопал предстанет перед нами. Этого не произойдёт, если колокольчик, зовущий на обед, прерывает нашу медитацию и, спеша поесть, мы повторяем последние слова на ходу. Повторять мантру надо очень сосредоточенно, с чистым, искренним чувством, тогда мантра в конце концов позволит нам лицезреть Самого Шри Кришну.

00:23:56 В «Шри Манах-шикше» в первом стихе говорится: гурау гоштхе гоштхйлайишу суджане бхусура-гане сва-мантре.
«Повторять мантру нужно спокойно, с любовью и твёрдой верой, тогда она позволит нам увидеть образ Божества и гуру».
Омывшись в Ямуне у Вишрам-гхата, брахман пришёл во Вриндаван. Он снова спустился к берегам Ямуны. В то время там не было ни города, ни деревни. Из кунджи неподалёку раздавался грустный, но очень приятный голос. Брахман не мог разобрать, был ли это плач или киртан, принадлежал ли этот голос мужчине или женщине, но голос словно звал его. Медленно он пошёл на этот голос, пока не очутился в густой кундже посреди садов, что тянулись вдоль берегов Ямуны близ Кеши-гхаты. Он вошёл в кунджу и увидел сияющего и прекрасного юношу. Это был Гопа-кумар, который на сладостную мелодию пел такой киртан:

00:25:08 шри-кришна гопала харе мукунда говинда хе нанда-кишора кришна ха шри-йашоди-танайа прасида шри-баллави-дживана ридхикеша
В киртане он особо выделял строку ха шри-йашода-танайа прасида. Из его глаз лились слёзы, а изо рта капала слюна. Брахман не мог с уверенностью сказать, сознавал ли в это время Гопа-кумар окружающее или нет. Брахман принёс воды из Ямуны и омыл Гопу-кумару рот, а потом стал обмахивать его и постепенно привёл в чувство.
Спустя какое-то время Гопа-кумар поднялся и спросил:

00:25:54 – Ты пришёл из Ассáма, из Праджьотишпура? И Деви дала тебе мантру?
Брахман изумлённо молчал.
– Она дала тебе гопала-мантру? – снова спросил Гопа-кумар. – Оттуда ты пошёл в Ганга-сагару, потом в Гаю и Варáнаси. Там Шанкара и Парвати дали тебе наставления. А потом через Праяг ты пришёл сюда.
Чем больше Гопа-кумар говорил, тем больше браман удивлялся. В нём пробудилась глубокая вера в Гопу-кумара. «Откуда он всё это знает?» – думал браман, застыв в изумлении. Это очень сильно повлияло на него. Подобный опыт рождает в нас веру, которая сохранится до конца жизни. Если нам посчастливится встретить такого гуру, это изменит всю нашу жизнь. Но встреча с неистинным гуру вызовет в нас совсем другие чувства.

00:26:54 Лжегуру скажет:
– Дорогой друг, я хочу дать тебе посвящение в Харинаму.
Человек, возможно, ответит:
– Нет, не сейчас. Может быть, завтра или послезавтра.
Но, видя, что человек богат, влиятелен, что у него хороший дом, большая собственность, такой «гуру» думает: «Он может быть нам полезен. Против нас возбудили судебное дело, а этот человек занимает пост в правительстве, он нам поможет». Поэтому этот «гуру» скажет:

00:27:27 – Не надо ждать. Прими посвящение прямо сейчас, пока ты не передумал. Принеси гирлянду из цветов.
И хотя человек не хочет приносить гирлянду, лжегуру скажет:
– Хорошо. Тебе нет необходимости ограничивать себя в чём-либо, становиться вегетарианцем или отказываться от вина. Какую мантру ты хочешь? Хочешь мантру Ганеша?

00:27:55 Чистый, истинный гуру никогда не станет устраивать подобную торговлю мантрами. Он тщательно изучит умонастроение будущего ученика и, если тот действительно искренне желает Кришна-бхакти, даст ему надлежащую мантру. В противном случае гуру под тем или иным предлогом отложит церемонию посвящения и отправит неискреннего ученика восвояси. Особенно если гуру находится на уровне мадхьяма-адхикари и недостаточно могущественен, он какое-то время будет держать кандидата в ученики возле себя и даст ему мантру, лишь убедившись в чистоте его намерений.
Большинство гуру – мадхьяма-адхикари, а не уттама-адхикари. Чтобы действовать как гуру, уттама-адхикари должен низойти до уровня мадхьяма-адхикари, уттама-адхикари, как правило, не принимают учеников.

00:28:55 Нарада стал духовным учителем для многих, но он никогда не устраивал формальных церемоний посвящения в ученики. Он просто пробуждал бхакти в сердце ученика и давал ему наставления.
Один человек по имени Кабир хотел получить посвящение у Рамананды Ачарьи, вайшнава в сампрадае Рамануджи. Но когда бы он ни обращался к нему с этой просьбой, Рамананда отказывал ему. Рамананда видел, что Кабир был самым настоящим майявади, нирвишеша-вади, и потому не хотел давать ему посвящение. Однажды поздно вечером Рамананда пошёл на реку омыться, и Кабир, зная об этом, лёг у него на дороге. Было очень темно, Рамананда не заметил Кабира и наступил на него.

00:29:47 Думая, что таким образом он оскорбил кого-то, Рамананда воскликнул:
– Рама! Рама!
Обрадованный Кабир поднялся, схватил Рамананду за стопы и сказал:
– Это моё посвящение, гуруджи. Теперь ты мой гуру. Рама, Рама, Рама...
Хитростью можно получить посвящение, но преданность обрести таким способом невозможно. Кабир так и остался майявади.
Итак, слова Гопы-кумара пробудили в сердце брамана твёрдую веру, браман спросил:

00:30:21 – Я пришёл издалека, и в сердце моём есть сильное желание узнать одну истину: какова, конечная цель, садхья, и практика, позволяющая достичь её, садхана?
Если у садхаки, ученика, не возникает такого вопроса, он никогда не достигнет желанной цели. Когда Махапрабху пришёл в Восточную Бенгалию, Тапана Мишра спросил Его: «Какова наша садхья и садхана?» Гуру будет очень рад такому вопросу и скажет: «Какой замечательный вопрос ты задал». Ученик должен думать: «До сих пор я не понял, в чём заключается наша садхья. Кому нужно поклоняться и как? Что для этого нужно? К кому мы должны прийти и как попасть к Нему?»

00:31:16 С самого начала духовной практики следует твёрдо усвоить, какова наша садхана и садхья. «На какой путь мне встать? Чего я достигну, идя этим путём?» Это знание можно получить только в истинной сампрадае. Есть сампрадаи, в которых мы не найдём ответа на эти вопросы.
Гопа-кумар ответил браману:

00:31:42 – Дорогой друг, у нас не так много времени. Я расскажу тебе кое-что из своей жизни. Ты уже получил мантру, а также встретил Махадеву и Парвати. В некоторых особых случаях можно достичь совершенства, просто повторяя мантру. Но, как правило, без постоянного общения с вайшнавами, невозможно познать истину, о которой ты спрашиваешь. Поэтому я постараюсь попроще объяснить тебе, что такое садхья и садхана. Я буду объяснять постепенно, один уровень бхакти за другим. Если я расскажу тебе о враджа-преме – преме, которую испытывают гопи и Радхика, – или скажу, что мы должны поклоняться только Шри Кришне, который проявляет Себя как Нанда-нандана, Натавара, Шьямасундара и Радха-канта, ты не поймёшь меня. Если я сразу начну описывать сокровенные игры Шри Радхи и Кришны, ты не сможешь оценить их по достоинству. Поэтому я опишу тебе различные уровни любви к Богу, и, по мере того как ты будешь слушать, в тебе пробудятся чувства, соответствующие твоей истинной природе.

00:32:58 Гопа-кумар стал рассказывать историю своей жизни:
– Я родился в доме молочника возле Говардхана.
Вот пример практана-самскары, обретённой в прошлых жизнях. Родиться на Говардхане, во Вриндаване или в Матхуре, – это великая удача. Для того, кому выпала такая удача, бхакти становится неотъемлемой частью жизни. Его родители тоже преданные. Впрочем, в наши дни даже во Вриндаване нередко рождаются современные хираньякашипу и раваны.

00:33:37 Гопа-кумар продолжал:
– Маленьким мальчиком родители посылали меня пасти коров. Я пил молоко и играл с друзьями. Это была беззаботная жизнь пастушка. Мы с друзьями ничего не боялись. Часто мы устраивали настоящие сражения, не боясь, что нас за это накажут. Отношения между людьми были тогда близкими и естественными. Так я вырос.
Однажды я встретил брамана, который был очень добр ко мне. Он постоянно совершал киртан, повторяя имена Бхагавана. Он был очень отрешённым, и ничто не привлекало его в этом мире. Я почувствовал веру в этого брамана. Моя мать часто посылала меня отнести ему молока, и я приходил к нему. Я сказал ему, что он может всегда обращаться к нам, когда проголодается. Каждый день, выходя пасти коров, я навещал этого брамана и постепенно очень полюбил его. В конце концов я полюбил его всем сердцем, настолько, что забыл о любви к отцу, матери и к кому бы то ни было.

00:34:50 Я видел его в разных состояниях: иногда он смеялся, иногда бегал, а иногда катался по земле на берегу Ямуны и кричал: «Кришна! Кришна!» Видя это, я чувствовал, как моя вера в него крепнет. Мои отношения с ним были очень нежными. Словно мать, я то и дело приносил ему лепёшки или ещё какую-нибудь еду, но в основном он пил молоко. Когда я приходил и садился рядом с ним, он клал мне руку на голову, гладил по спине и относился ко мне с большой любовью. В конце концов, общаясь с ним, я ощутил безразличие к мирской жизни и пожелал получить у него посвящение.

00:35:38 Я стал настойчиво просить его дать мне посвящение. Тогда он велел мне пойти омыться в Ямуне. Я послушался, и, когда я вернулся, он произнёс мне в ухо ту самую мантру, которую дала тебе Парвати-деви.
Затем мой Гурудев начал объяснять мне правила повторения этой мантры:
– К какому Божеству обращена эта мантра? Какие чувства пробудятся в твоём сердце, когда ты будешь повторять её? Слушай же: с флейтой в руках и павлиньим пером в волосах несравненно прекрасный Шьямасундара...

00:36:20 Тут моего Гурудева охватила бхава, и он упал без чувств, так ничего и не сказав ни о правилах, ни о садхье и садхане. Он лишь дал мне мантру, не объяснив её смысла и не сообщив, сколько раз её надо повторять и как правильно сидеть во время повторения. Слезы текли у него из глаз, тело трепетало, и все волосы на теле поднялись дыбом.
Я побежал к Ямуне за водой, чтобы привести его в чувство, но, когда вернулся, его уже не было. Я стал искать его повсюду, во всех кунджах Вриндавана. Я искал до полного изнеможения и, не найдя нигде, очень расстроился.

00:37:05 Когда я получил посвящение у моего гуру, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа, я тоже спросил его:
– Пожалуйста, объясните смысл гопала-мантры и кама-гаятри.
Он ответил мне:

00:37:19 – Гопала-мантра и кама-гаятри – это Шри Радха и Кришна. Если ты будешь повторять эти мантры, Радха и Кришна со временем явят Себя тебе. Сейчас тебе нет нужды знать их полный смысл. В нужное время мантры проявятся у тебя в сердце и всё откроют.
С тех пор я всегда следовал этим наставлениям, и у меня больше не возникало таких вопросов.