Глава 7. Удивительная энергия Бхагавана

30 января 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:32:30 | качество: mp3 64kB/s 15 Mb | прослушано: 31 | скачано: 17 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 7. Удивительная энергия Бхагавана

00:00:20 Когда Брахма украл пастушков и телят, Кришна Сам превратился в них и проявил в точности все черты характера каждого мальчика и каждого телёнка. Он стал также их посохами, накидками и другими вещами – всё это было проявлением Кришны, неотличным от Него. Брахма видел это собственными глазами.
В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.165) говорится:
«Энергия Бхагавана удивительна и непостижима, но чистые преданные Господа способны проникнуть в её тайны».

00:01:00 Обычно преданные испытывают разные чувства к разным мурти Господа. Это говорит о том, что их бхава совершенна. Если все мурти для нас одинаковы, значит ли это, что к палкам пастушков, которыми стал Кришна, можно относиться так же, как к Самому Кришне? Рамачандра, Нараяна, Нрисимха, Вамана неотличны от Кришны. Обыкновенный человек, лишённый привязанности к какому-либо образу Господа, будет считать Их всех одинаковыми, подобно тому, как многие не замечают, что все листья Туласи разные: один больше, другой меньше, один с дырочками и сухой, а другой свежий. На первый взгляд они все одинаковы. Или, как некоторые говорят: «Для нас все вайшнавы равны. Мы не разграничиваем, кто из них уттама-бхагавата, кто мадхьяма-бхагавата, кто каништха. Мы видим лишь то, что все они вайшнавы, все носят шафрановые одежды, тилак, повторяют Харинаму, и потому для нас все они являются представителями Бхагавана».

00:02:09 Подобное отношение не поможет обрести бхагават-бхакти. Бхакти подразумевает особую привязанность к какому-то одному мурти. Кришна, Рама, Нрисимха, Нараяна – все Они суть одно, но у преданного должен быть один ишта-дева (почитаемое Божество). Тогда можно достичь совершенства в бхаджане. С точки зрения таттвы идея единства и равенства всех проявлений истинна, но с точки зрения упасаны (поклонения), она страдает некоторыми недостатками.
Например, Кришна крадёт масло из домов гопи и при этом лжёт. Яшода строго спрашивает Его:

00:02:55 – Ты почему крал масло?
– Я не крал, – отвечает Кришна. – Когда Я мог это делать? С раннего утра ты отправила Меня в лес пасти коров. Весь день Я провёл на пастбище, а на закате пригнал стадо в деревню и вернулся домой. Скажи, когда Я мог что-то украсть?
И всё же Он крал масло. Так проявляется мугдхата. Преданные считают это прекрасным качеством Бхагавана, а имперсоналисты – изъяном. Им этого не понять. Бхагаван исполнен многообразия, но человек, лишённый привязанности к Нему, не поймёт этого.

00:03:34 На пути бхакти такое нейтральное отношение – помеха. Отличительным признаком бхакти является сильная привязанность к Кришне, поэтому в отношениях с Кришной нет места безразличию. Подобное безразличие свойственно тем, кто погрузился в Браман, поэтому брамавади стремятся развить в себе это качество. Если кто-то говорит, что Кришне свойственно полное безразличие ко всему, значит он сам безразличен ко всему.

00:04:05 В войне Пандавов с Кауравами Кришна, чтобы встать на сторону Пандавов, Своих преданных, был вынужден прибегать к хитрости и обману. Можно сказать, что солнце беспристрастно светит на всех. Однако солнечные лучи дают свет и тепло тем, кто выходит из дома на улицу, а тот, кто остаётся в доме, не испытывает их воздействия. Где же здесь беспристрастие? И Бхагаван поступает подобным образом.
Кришну можно сравнить с хозяином дома: каждому Он даёт поручения и говорит: «Выполняй свои обязанности», а Сам лишь наблюдает за всеми. Кришне подвластны многочисленные шакти, каждая из которых самостоятельно выполняет свои функции. Эти шакти (энергии) следят за порядком во вселенной, и благодаря им всё в мире всегда идёт своим чередом.

00:05:03 Когда Кришна украл масло у соседей, Яшода, узнав об этом, рассердилась на Него. Сам Парабраман воровал и бил горшки, и мать решила Его наказать. Но поскольку Его тело было маленьким и нежным, она решила Его просто связать, чтобы как следует проучить. Взяв верёвку, она попыталась связать Кришну, но верёвка оказалась на два пальца короче чем нужно. Она принесла другую верёвку, подлиннее, однако и та оказалась на два пальца короче. С раннего утра и до десяти часов Яшода снова и снова пыталась связать Кришну. Она связывала между собой новые и новые верёвки, но сколько бы верёвок она ни принесла из дома, все они были на два пальца короче, чем нужно. Яшода ничего не понимала, а все гопи потешались, наблюдая эту сцену. До этого они жаловались Яшоде на Кришну и требовали, чтобы она наказала Его, но теперь хлопали в ладоши и со смехом говорили:

00:06:06 – Яшода, тебе никогда с Ним не справиться! Разве ты можешь Его связать?
Они принесли верёвки со всей Враджи, и все всё равно не могли связать Кришну. Все верёвки, связанные вместе, были по-прежнему на два пальца короче, чем нужно. У Яшоды была такая длинная верёвка, а талия Кришны не увеличивалась в размере. Как же могло не хватать верёвки?

00:06:34 Ачинтья-шакти Бхагавана находится в пассивном состоянии, но при этом всегда ищет возможности служить Ему. Миллионы шакти Бхагавана ожидают Его приказа, подобно слуге, который ждёт приказа своего господина. Бхагавану даже не нужно им приказывать, а стоит лишь подумать, и Его желание тотчас исполняется. Кришна подумал: «Мама хочет связать Меня, но Меня ждут коровы. Они не будут давать молоко, пока Я не приду. И телята ждут Меня. Сейчас придут Мои друзья, а Я не смогу пойти с Ними играть. Они очень расстроятся».

00:07:14 Пастушки, друзья Кришны, увидели, что Яшода пытается Его связать, и сказали:
– Сегодня мать задала Тебе!
Они очень расстроились, что не смогут сегодня поиграть с Кришной. Но они так сильно Его любили, что, просто увидев Его, испытали огромную радость. Кришна в этой лиле ещё совсем маленький, Ему три с половиной года. Другим мальчикам тоже было по три, а некоторым даже по два года, и, увидев Кришну, они сияли от счастья. В то же время они сокрушались: «Как жаль! Кришна сегодня не сможет с нами поиграть, потому что мама связала Его».

00:07:54 Это мугдхата, не сарвагьята. Так действует сварупа-шакти, или Йогамайя, – энергия, помогающая Кришне совершать Его многочисленные лилы. Йогамайя увидела, что появилась возможность послужить Кришне, и решила: «Яшоде не удастся обвязать Его талию, и Он пойдёт играть с друзьями». Поэтому сколько бы верёвок ни приносила Яшода, всегда не хватало длины двух пальцев. Благодаря сварупа-шакти, с помощью которой Бхагаван совершает Свои лилы, всё невозможное становится возможным.

00:08:32 От чего зависит, позволит ли Йогамайя преданному увидеть Бхагавана? Если она довольна преданным, то позволит. Иначе никто не сможет увидеть Кришну. Йогамайя – основа всех Его лил, и та же самая Йогамайя в своём высшем проявлении – это Шримати Радхика. Та же шакти присутствует также в Двараке в образе Сатьябхамы, Рукмини и других цариц, на Вайкунтхе – в образе Лакшми, а на райских планетах – в образе жён присутствующих там воплощений Бхагавана. На райских планетах обитает чанчала, или непостоянная, а на Вайкунтхе – ачанчала, это Лакшми, постоянная. Все они – разные проявления Шримати Радхики.

00:09:25 В материальном мире пребывает чанчала Лакшми, непостоянная Лакшми, изменчивая Лакшми. Почему её так называют? Потому что сегодня богатство у одного человека, а завтра оно перейдёт к другому. Эта Лакшми неверна своему мужу и гуляет по всему свету. Сегодня она здесь, завтра там. Кто она такая? Это тень постоянных Лакшми – Бху, Шри и Нилы. Дурга – тоже тень постоянной Лакшми; её ещё называют Видьявашини, Кáнкали, Чáмунда и другими именами. В «Рамаяне» сказано, что Ланку охраняла Лáнкини – тень постоянной Лакшми. Демоны поклонялись ей, но её природа непостоянна. Когда Хануман напал на Ланку, она в страхе убежала, думая: «Скоро он убьёт Равану. Эта обезьяна несомненно победит демонов».

00:10:24 В этом мире Лакшми очень непостоянна, она никогда не остаётся на одном месте. Богачи думают, что могут оставить богатство своим детям, однако нет никакой гарантии, что те сохранят его. Но та Лакшми, которая в образе Бхакти-деви всегда находится рядом с Бхагаваном, постоянна. Где бы она ни находилась, эта Лакшми не покидает места своего пребывания, если только её кто-нибудь не оскорбит.
Что касается бхакти, то оно не приходит само собой; обрести его очень трудно. Поэтому пара-шакти Бхагавана можно постичь не путём логических рассуждений, а лишь служа Господу. Бхакти придёт, если у нас есть ништха, особая привязанность к определённому образу Бхагавана, но если такой ништхи нет, обрести бхакти невозможно.

00:11:19 Допустим, вы хотите совершать бхаджан, посвящённый одновременно Раме и Сите, Радхе и Кришне, а также Чáндравали и Кришне. С точки зрения таттвы в этом нет ошибки, и, может быть, таким образом вы даже достигнете Вайкунтхи, но без ништхи, направленной на одно определённое Божество, вы не разовьёте расу и не обретёте ананду.
В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.165) используется слово парамешвари. Это слово обозначает ачинтья-шакти, которую нельзя познать рассудком. Она выше всякой логики. Когда же мы сможем увидеть её? Когда целиком посвятим себя бхаджану. Развить настроение гопи очень трудно. Этого достигают очень редкие души, идущие путём рагануга-бхакти. И тем не менее это доступно. То, что в этом мире считается самым низменным, в служении Бхагавану становится самым возвышенным.

00:12:24 Как об этом говорится в Десятой песни 33 главе 39 стихе Шримад-Бхагаватам:
«Тот, кто с верой слушает или пересказывает повествования о божественных развлечениях Шри Кришны с юными девушками Враджи, очень скоро обретёт чистое бхакти и таким образом победит недуг вожделения, поразивший его сердце».

00:12:50 Замечательное объяснение этого стиха даёт Вишванатха Чакраварти Тхакур в своём комментарии к «Бхагаватам». Некоторые думают, что надо сначала собственными усилиями избавиться от всех оскорблений и анартх и лишь затем посвятить себя бхаджану, однако это нелепость. Они хотят сначала обуздать ум, очистить сердце, затем совершать бхаджан и так надеются обрести бхакти. Однако у них ничего не выйдет. Можно пытаться обуздать ум миллионы жизней, но нет никакой гарантии, что вам удастся всё время держать его в повиновении. Даже такие великие мудрецы, как Вишвáмитра и Саубхáри, поддались требованиям чувств и стали жертвами беспокойного ума. Их пример доказывает, что обуздать ум собственными усилиями невозможно даже за миллионы лет. Вы будете ждать этого жизнь за жизнью, но это всё равно что ждать, когда пересохнет река, чтобы через неё переправиться. Кем бы вы ни были сейчас: вором, разбойником, хулиганом или, наоборот, человеком с чистым сердцем – начинайте совершать кришна-бхаджан и повторять Харинаму, и Бхакти-деви сама позаботится об остальном.

00:14:05 В этом мире нет большего греха, чем супружеская неверность, но тайком от мужа встречаться с Кришной – не грех. Почему? Потому что Он – супруг каждого. С точки зрения бхакти чувства, которые гопи испытывают к Кришне, – самые возвышенные как в этом, так и в духовном мире. Некоторые слушают Десятую песнь Шримад-Бхагаватам и говорят: «Это какие-то мирские истории. Гопи тайком любят Кришну, прибегают к обману, чего же тут возвышенного?»
Положение гопи столь возвышенно, что их стопы мысленно созерцают в своём сердце даже такие безупречные святые, как Нарада, Уддхава и Кумары. Преданные, развившие настроение, подобное настроению гопи, получают доступ в игры Кришны.

00:14:58 Если преданный принял гуру, совершенного расика-вайшнава, познавшего бхагават-таттву, и постоянно с верой слушает от него анушрнуйад, то есть слушает рассказы о развлечениях Кришны с гопи, постепенно в нём разовьётся настроение гопи. Это настроение – самое ценное для нас, и, пробудившись, оно принесёт нам ни с чем не сравнимое счастье. Слово ануварнает указывает на передачу этого знания от одного к другому. Вьясадева поведал эти повествования Шукадеве Госвами, тот пересказал их Махараджу Парикшиту, а Сута Госвами – мудрецам. Что происходит, когда эти повествования передаются должным образом и преданный внимает им с верой? Бхактим парам бхагавати: парам означает «Кришна, высшая таттва». Преданный обретает кришна-бхакти, и его бхакти станет настолько сильным, что принесёт плод гопи-премы. И что тогда произойдёт? Болезнь в сердце будет уничтожена, пратилабхйа камам хрид-рогам ашу. Что это за болезнь? Вожделение, которое испытывают друг к другу мужчина и женщина и которое затмевает разум человека. Эта болезнь поражает все без исключения низшие виды – животных, птиц и т. п., что же тогда говорить о человеке.

00:16:34 Вожделение – наш всепожирающий враг: стоит нам подумать о чём-нибудь, как мы уже хотим владеть этим предметом и наслаждаться с его помощью. Даже что касается еды, одежды и других предметов первой необходимости, любое связанное с ними желание, которое направлено на наше собственное удовлетворение, – это вожделение. Есть множество форм вожделения, грубых и тонких, но если мы будем слушать о трансцендентной любви гопи к Кришне, наше сердце само собой очистится от скверны мирских желаний, которые опутывали его жизнь за жизнью. И тогда мы постепенно обретём прему, которую невозможно развить и за миллионы жизней, если пытаться очистить сердце собственными усилиями. Лилы Кришны и гопи – пример того, как желания, порочные в миру, становятся чистыми, если направлены на Бхагавана.

00:17:36 Поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Все попытки избавиться от дурных наклонностей, обуздать ум и искоренить вожделение собственными усилиями – обречены на неудачу. Вы не достигните успеха даже за миллионы жизней. Вам нужно лишь одно: посвятить себя шраванам, киртанам и смаранам. Практикуйте таким образом бхагават-бхакти и ни о чём больше не беспокойтесь. Есть много рассказов о Кришне, но самым возвышенным среди них является описание танца раса, когда Кришна танцует с гопи. Если преданный погружается в эти описания и слушает их день и ночь, ему уже не захочется ничего другого. Разве сможет такой человек грешить? Он – истинный дхира, обладающий устойчивым разумом».
В Бхагават-гите (10.10) говорится:

00:18:37 «Тех, кто искренне, с любовью и преданностью служит Мне, Я наделяю разумом, который позволяет им прийти ко Мне».
В этом стихе слово буддхи означает «разум, полученный от Бхагавана». Господь очень милостив. В своём комментарии Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «О Кришна, Ты необычайно милостив. Ты говоришь: дадами буддхи-йогам. Даруй же мне буддхи-йогу. Ты можешь спросить: «Какую буддхи-йогу ты хочешь? Ту, что Я дал Арджуне?» Нет, я хочу не этого. Для Арджуны Твой дар был наилучшим, ибо он к нему и стремился. Но мне дай ту буддхи-йогу, которая даже Тебя вводит в заблуждение и заставляет забыть Себя. Дай мне буддхи-йогу, в которой Ты развлекаешься с гопи. Когда преданный поглощён такой буддхи-йогой, он полностью забывает себя. Стать слугой гопи и забыть себя и всё на свете – вот буддхи, вот истинный разум, о котором я молю. Для преданного, который служит Тебе, забыв обо всём остальном, Ты делаешь всё, принимая облик человека. Будь же милостив, пробуди во мне именно эту буддхи-йогу. Я стремлюсь обрести именно такую стойкость. Даруй мне разум, который поможет мне прийти к Тебе именно таким путём».

00:20:14 Какие прекрасные молитвы возносит Бхагавану Вишванатха Чакраварти Тхакур. Нет более возвышенных молитв.
В комментарии к вышеприведённому стиху из «Бхагаватам» он говорит: «Друзья мои, выполняйте именно такую садхану. Не молитесь постоянно: «О Кришна, я мошенник и негодяй». Просто глубоко погрузитесь в игры Кришны. «Достоин я или недостоин», – так рассуждает тот, кому эти игры безразличны».
К примеру, кто-то страстно хочет расагуллу, но у него пустой кошелёк. Тогда он украдёт её или добудет любым другим путём. Так же сильно надо жаждать бхакти. Мы должны молить Бхагавана, чтобы Он был милостив и даровал нам эту жажду. В конечном счёте буддхи-йога, к которой мы стремимся, – это милость Йогамайи.

00:21:12 Йогамайя, шакти Бхагавана, непостижима, она выше любой логики и рассудка. Не следует думать: «Другие обрели милость этой шакти, значит и я должен обрести. Почему Господь другим даёт эту милость? Билвамангала был таким грешником, почему же он получил её? По сравнению с ним, у меня чистое сознание: я никогда не лгал, не воровал. Почему бы и мне не получить бхакти?» Нет, надо лишь думать: «Когда я обрету его? Как его обрести?» Оно не подчиняется никаким правилам.

00:21:53 Силой Йогамайи Бхагаван предстаёт в бесчисленных образах. В образе Нары и Нараяны Он всегда погружён в медитацию. Это одно из Его настроений. В образе Рамы Он пребывает в другом настроении, и каждому другому Его образу соответствует определённое настроение (бхава). Всё это – влияние Йогамайи, Парамешвари. Из Парамешвары появляется Парамешвари. Хотя эта энергия непостижима, чистые преданные Господа способны проникнуть в её тайну. По чьей милости мы обретаем чистое бхакти? Только по милости Йогамайи: именно она дарует понимание науки бхакти, иначе постичь её невозможно.

00:22:44 Нужно стараться понять суть каждой лилы, каждого стиха бхакти-шастры. Если хотя бы до какой-то степени мы поймём ту или иную лилу, её описание пробудит в нас определённые чувства и наше сердце наполнится радостью. Иначе можно тысячи лет читать лилы, описанные в «Бхагаватам», и даже обрести от этого какое-то благо, но так и не войти по-настоящему в эти лилы. Но когда мы с искренним сердцем слушаем эти описания из уст вайшнава, в нас пробуждается горячее желание самому стать участником этих лил.
Нарада сказал Гопе-кумару:

00:23:25 – Чтобы отправиться на Голоку, тебе надо понять эти истины. Только тогда ты найдёшь там себе место. Иначе ты останешься здесь, на Вайкунтхе, и будешь в таких же отношениях с Нараяной, что и Кумары, которые пришли к Нему, поклонились и вернулись в свою обитель.
Теперь разберём следующий стих из «Брихад-бхагаватамриты» (2.4.166), в нём говорится:
«Бхагаван Шри Кришна одновременно вкушал все блюда, которые подавали Ему царицы, так, что каждая из них думала: «Моё угощение Он съел первым»».

00:24:06 Нарада рассказывает, что однажды в Двараке он стал свидетелем особой лилы Кришны. У Кришны в Двараке тысячи жён, главная из которых – Рукмини. Как-то раз все они приготовили для Него разные угощения, чтобы узнать, какое блюдо Ему понравится больше всех. Каждая царица пригласила Кришну в свой дворец, и все они смотрели, в чей дворец Он войдёт первым. Всем было ясно, что тот, кто в этот день примет Кришну у себя дома и угостит Его, обретёт высшую удачу. Увидев, что Кришна в сопровождении Нарады вышел из дома собраний Судхарма, все царицы с нетерпением выбежали Ему навстречу из своих дворцов. Нарада думал: «В чей же дворец Кришна зайдёт первым?»

00:24:55 Но тут Кришна распространил Себя в шестнадцать тысяч сто восемь экспансий и вошёл во все дворцы одновременно. Нарада, чтобы сопровождать Его, сделал то же самое. Великие преданные тоже обладают такой способностью. Не думайте, что им это не под силу. Радхика одна, но когда Кришна становится Нараяной, Она становится Лакшми, когда Он становится Ваманой, Она становится супругой Ваманы, а когда Он становится Махапрабху, Она проявляет Себя как Вишнуприя и Лакшмиприя. Она присутствует всюду, где Кришна совершает Свои игры. Когда Садашива становится Шанкарой, Она становится Парвати.

00:25:39 Подобным могуществом обладают и расика-бхакты. Одни преданные удовлетворены, участвуя лишь в одной лиле, а другие хотят участвовать во всех лилах и принимают различные образы, чтобы одновременно наслаждаться разными играми. Им недостаточно одной лилы. И Нарада как раз и является таким преданным. Про расика-вайшнава трудно сказать, где он находится в данный момент. Нарада посещает Нараяну и в том же образе приходит увидеть Раму. Однако этот его образ отличается от того, в котором он приходит к Кришне. Таттва у этих образов одна и та же, но бхава разная. Каждому из этих проявлений Нарады свойственна своя стхайи-бхава, постоянное чувство. Кришна говорит, что никогда не покидает Вриндаван, и это же касается Его преданных. Гопи никогда не покидают Вриндаван. Это делают лишь их экспансии. То же самое можно сказать и о гопах (пастушках).

00:26:48 Когда Нарада входит во Враджу, он становится Мадхумангалой. Он совершает аскезу и обряды поклонения у Говардхана, на Нарада-кунде, недалеко от Кусума-саровары. Зачем? Чтобы достичь исполнения всех своих желаний. Он желает: «О Кришна, я увидел, что такое сакхья-раса, ватсалья и дасья. О Прабху, что мне ещё осталось постичь?» Он хочет постичь высочайшую расу, но для этого ему нужно принять соответствующий образ.

00:27:24 Итак, Нарада рассказывает, как сопровождал Кришну, когда Тот вышел из Судхарма-сабхи. Тысячи цариц ждали Его, чтобы поднести Ему свои угощения, и Кришна распространил Себя в тысячи экспансий и одновременно вошёл во дворец каждой царицы. В одном и том же образе, с одним и тем же настроением Он одновременно отведал все угощения. Некоторые утверждают, что это был один и тот же Кришна, который мгновенно переходил из одного дворца в другой, однако Нарада не смог бы этого сделать. Они говорят, что Кришна за мгновение успел побывать у всех цариц и каждая из них думала, что первая приняла Его в своём дворце. Они считают, что если минуту разделить на миллион частей, мы получим время, за которое Кришна перемещался от одного дворца к другому. Однако такое возможно только в мадхурья-лиле во Врадже. В Своей айшварья-лиле в Двараке Кришна распространяет Себя во множество экспансий, но во Врадже Он этого не делает. Поэтому Нарада нисколько не удивился, увидев, как Кришна в Своей айшварья-лиле распространил Себя во все эти экспансии. Но он пришёл в полное изумление, когда увидел Кришну в Его мадхурья-лиле. Двигаясь с невероятной быстротой и ловкостью, один и тот же Кришна одновременно появлялся между миллионами гопи, и каждая из них думала: «Кришна так любит меня. Он любит меня больше всех!»

00:29:05 Далее Нарада произнёс такой стих:
«Дживу, которую Бхагаван наделил Своей шакти, мудрецы называют шакти-авеша-аватарой – воплощением Господа, наделённым особым могуществом».
Это стих из «Брихад-бхагаватамриты» (2.4.167).

00:29:25 Если в дживу входит особая шакти Бхагавана, такую дживу называют шакти-авеша-аватарой. Это слово буквально означает, что Бхагаван вложил в эту дживу Свою бхагаватта-шакти (божественную энергию). Бхагаван владеет всей шакти, а бхагаватта – это одно из проявлений Его шакти. Бхагаван обладает бесчисленными качествами, и эта шакти проявляет их все. Бхагаван исполнен силы, милости, знания – всех шести совершенств, и каждое из них проявляется с помощью шакти. Кто на самом деле поднял Гирирадж Говардхан? Шакти, без которой не происходит ни одно деяние Господа. Но не следует думать, что шакти существует отдельно от шактимана. Они суть одно.

00:30:20 Тех, кто наделён шакти Бхагавана, нужно почитать так же, как и все воплощения Бхагавана. Нарада, Парашурама, Капиладева – их всех нужно почитать как наделённые особым могуществом воплощения Бхагавана, ибо через Них проявилась Его шакти.
Кем является гуру? Гуру бывают разных уровней: гьяна-аватара Бхагавана, бхакти-аватара и према-аватара.
В седьмом тексте «Шри Гурваштаки» поётся:
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир уктас татха бхавйата эва садбхих кинту прабхор йах прийа эва тасйа ванде гурох шри-чаранаравиндам

00:31:05 «Гуру надо почитать как Самого Бхагавана, ибо он – самый близкий Его слуга. Так утверждают все богооткровенные писания и все знатоки духовной науки. Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам такого гуру».
Как мы будем называть вайшнава, который даёт нам бхакти? Какие чувства мы к нему испытываем? Он даёт нам шикшу, наставления, и, даже если он не произносил мантру нам в ухо, он даёт нам бхакти. Он даёт нам нечто уникальное. Рагхунатха дас Госвами получил посвящение от Ядунанданы Ачарьи, но разве можно считать то, что он получил потом от Рупы Госвами, менее ценным? Нужно всегда помнить об этом. Гуру несёт энергию Бхагавана, и потому его следует почитать как Самого Бхагавана. По сути дела, гуру мы обязаны даже больше, чем Бхагавану, так как по его милости можем постичь Бхагавана. Сами мы не можем Его познать. Махапрабху был необычайно милостив, однако нельзя сказать, что мы по-настоящему познали Его. Бхактивинода Тхакур, Вишванатха Чакраварти Тхакур, Рупа Госвами – мы слышали, что они очень милостивы и вполне могут пролить милость на нас, но особую милость нам даёт только наш гуру, потому что мы непосредственно связаны с ним. Он пробуждает в нас желание обрести бхакти и искореняет стремление к мирским удовольствиям. Поэтому жизнь за жизнью мы остаёмся перед ним в неоплатном долгу.