Глава 10. Разновидности преданного служения

18 января 2011
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:14 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 27 | скачано: 16 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 10. Разновидности преданного служения

00:00:24 Иногда садхака не понимает, что происходит в его собственном сердце. Как больной не может сам поставить себе диагноз, так и садхака из-за своей слабости и недостатков не способен понять природу своих духовных чувств. Но опытный врач по пульсу и симптомам поймёт то, что неведомо больному. Он определит причину болезни. Если у больного высокая температура, врач не станет сбивать жар, но попытается устранить его причину. Не каждый способен лечить, а только тот, у кого есть необходимый опыт.

00:01:03 Подобно этому, иногда, совершая бхаджан, мы чувствуем себя несчастными, и тот, для кого бхаджан – сама жизнь, может показать нам, что творится в нашем сердце: все наши слабости и анартхи, а также их причину. Он научит нас, как преодолеть эти препятствия, он скажет: «Ты должен слушать хари-катху. Но сначала с великой верой служи Гурудеву». Если мы ответим: «Я пытаюсь служить, но мой ум очень беспокоен, как мне обуздать его?», он скажет: «Будь уверен: по милости Гурудева ты его обуздаешь».
Умный, проницательный гуру понимает, какие чувства живут в сердце ученика, даже если тот не может этого понять. Гопа-кумар хотел спросить: «Почему я не чувствую удовлетворения в сердце, хотя знаю, что нет более возвышенного места, чем это?» Но ему было неловко об этом спрашивать.

00:02:05 Нарада, лучший из духовных врачей, распознал симптомы болезни Гопы-кумара и поставил диагноз, даже не задавая вопросов. Он собирался дать ему несколько советов, каждый на определённом уровне, так как понимал, что слова Гопа-кумара могут не иметь прямого отношения к истинной причине болезни. Поэтому он даст ему ценные наставления о садхане и о служении на уровне сиддхи (совершенства). Если, получив наставления от возвышенной души, мы не отводим им место в своём сердце и не следуем им, то не обретём хари-бхакти не только в этой или в следующей жизни, но и спустя миллионы жизней.

00:02:51 Понимая состояние Гопы-кумара и причину его неудовлетворённости, Нарада даст ему наставления по поводу бхаджана, которые на самом деле обращены к нам. Поэтому мы должны быть готовы принять его мнение. Недостатки, на которые Нарада укажет Гопу-кумару, на самом деле наши недостатки, и когда мы искренне постараемся избавиться от них, то сможем по-настоящему посвятить себя бхаджану. Прислушавшись к словам Нарады, мы быстро достигнем уровня истинного бхаджана.
В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.194) говорится:

00:03:35 «Часть жителей Вайкунтхи – это нитья-сиддхи, другая часть – садхана-сиддхи. Нитья-сиддхи – это вечные спутники Господа, а садхана-сиддхи – те, кто практиковал садхану и по милости Бхагавана достиг совершенства».
На Вайкунтхе есть разные виды служения. Одни преданные находятся подле Бхагавана и обмахивают Его чáмарой, другие выполняют Его распоряжения. Например, Васиштха Риши служит Рамачандре в Айодхье, и его служение заключается в том, чтобы произносить «мангалам-бхавату» и давать благословения. Он также даёт советы, как правильно совершать жертвоприношения и другие ритуалы. Лакшман тоже служит Раме.

00:04:23 Однажды ночью, пока Рама спал, Лакшман вместе с Нишадараджей всю ночь прославлял Раму, и Нишадараджа наслаждался экстатической божественной любовью. Лакшман служит Раме день и ночь, так же как и Хануман, но когда Ему служит Сита, она просит остальных удалиться и они подчиняются её просьбе.
В преданном служении всегда существуют градации. Пытаясь понять эти градации, мы не должны думать, что одно служение более возвышенно, а другое менее. Такие мысли – апарадха. На Вайкунтхе каждый слуга обладает особыми, присущими лишь ему одному качествами. Например, там тоже готовят для Господа. Каушалья (мать Рамы), Урмила (жена Лакшмана) и Ситадеви готовят для Рамы. Можно ли считать это служение обычной работой повара? Нет. Приготовление пищи – это часть арчаны, так что не думайте, будто есть более или менее возвышенная сева. Иначе это породило бы множество беспокойств. Думать: «Я – возвышенный слуга, а это просто повар», – оскорбительно.

00:05:45 Есть разные виды преданного служения, и все они проникнуты премой. Возможно, в одной разновидности бхаджаны больше премы, а в другой меньше, но, попав на Вайкунтху, вы обнаружите, что служение каждого там уникально и его према тоже уникальна. Надо хорошо усвоить эту истину. На Вайкунтхе нет высших и низших, есть лишь различные виды и особенности служения Господу.
Когда Хануман, Джамбаван, Сугрива, Áнгада и остальные слуги Рамы собрались нараджа-абхишеку Рамачандры, тот с огромной премой принимал их служение, а затем простился с каждым. Он подозвал Сугриву, надел ему на шею прекрасное драгоценное ожерелье, обнял и сказал:

00:06:37 – Я в долгу перед тобой. Если бы не ты, если бы ты не пошёл искать Ситу, мы не одержали бы победы. Поэтому правь царством и наслаждайся плодами своего служения. Иногда Я буду звать тебя, чтобы увидеться с тобой, а иногда буду Сам приходить к тебе.
Когда Рама прощался с ними, у всех на глазах были слёзы. Он подзывал к Себе каждого и одаривал одеждой, украшением или чем-нибудь ещё. Но Áнгада спрятался. Почему? Он думал: «Если Рама позовёт меня проститься, я должен буду уйти. Но я не хочу расставаться с Ним».
Рама простился со всеми, кроме Áнгады.
– Где Áнгада? – спросил Он.

00:07:29 Áнгада спрятался за спиной у Ханумана: он знал, что Рама не позовёт Ханумана прощаться. Рама прощался со всеми, но не с Хануманом. Почему? Сугриву дома ждали жена и дети, и Рама сказал ему:
– Теперь возвращайся к семье.
У Áнгады была мать, но у Ханумана не было никого – он оставил всех. Остальные любили ещё кого-то, помимо Рамы. У всех были ещё какие-то привязанности, но не у Ханумана. Его единственной собственностью и единственным объектом служения были стопы Рамы. У него не было даже своей хижины. У каждого была семья, царство или хотя бы дом. У Джамбавана была пещера в горе Виндьячала, поэтому Рама сказал ему:
– Ступай, тебя ждёт жена.

00:08:24 Но если бы он сказал Хануману: «Иди», – Хануман ответил бы: «О мой Господь, куда мне идти? У меня нет даже хижины. Ты – моя мать и отец. Ты – всё для меня! Твои стопы – моё единственное прибежище. Кроме Тебя у меня ничего нет».
Рамачандра видел, что Хануман был акинчана, тогда как другие не обладали этим качеством. До тех пор пока у нас будут сохраняться ещё какие-то привязанности, помимо привязанности к Кришне, Он не оставит нас возле Себя. Он скажет: «Ну хорошо, ступай», – и отправит нас туда, откуда мы пришли. Он отослал назад жён браманов, у которых был дом, мужья и дети. Но хотя у некоторых гопи были мужья и даже дети, встретившись с Кришной, они навсегда избавились от привязанности к ним. Если мы акинчана, если в нашем сердце нет привязанности к родным, друзьям или к кому-либо ещё, мы не услышим приказа Господа возвращаться туда, откуда пришли.

00:09:36 В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.195) говорится:
«Все вечные спутники Бхагавана наслаждаются одинаковой бхаджа-нанандой, счастьем служения Ему, но некоторые считают, что есть разница между непосредственным служением Господу и служением на расстоянии от Него».

00:09:57 Каништха-адхикари, совершая бхаджан, думает: «Нет никого лучше меня. Я получаю такое огромное наслаждение от своего бхаджана. Я выгляжу так эффектно». Он играет на мриданге и думает: «Я играю так искусно, я знаю столько разных ритмов». Подобным же образом может думать тот, кто играет на караталах, или тот, кто красиво поёт и наслаждается звуками собственного голоса. Но если посмотреть на этот киртан с духовной точки зрения, станет ясно, что искусная игра на мриданге и караталах сама по себе не делает киртан настоящим. Для чего мы играем на караталах? Группа музыкантов может целый день красиво петь и играть на мридангах и золочёных, начищенных до блеска караталах, но в другом месте сидит один преданный, без мриданги и караталов, и просто поёт:
гурудев крипа-бинду дийа коро и даси тринапекша ати хина

00:11:02 «О Гурудев, пролей на своего слугу каплю милости, позволь ему понять, что он ничтожнее пучка соломы. Дай мне силу, чтобы терпеливо сносить все трудности, и избавь от стремления к славе и почестям. Только когда ты одаришь меня способностью должным образом почитать живые существа, я избавлюсь от оскорблений и смогу в блаженстве повторять Харинаму».
Он поёт с настоящей любовью, всё тело его трепещет, из глаз текут слёзы. Есть ли разница между счастьем, которым наслаждаются те музыканты, играющие на мридангах и караталах, и которое испытывает преданный, поющий киртан с таким глубоким чувством? Безусловно, разница огромная. Этот преданный совершает истинный киртан, хотя у него нет ни мриданги, ни караталов. А в том так называемом киртане с прекрасными звуками мриданги и красивой мелодией нет ни капли истинного чувства, потому что он фальшив. Для киртана необходимо искреннее чувство.

00:12:16 Подобно тому как есть разные уровни бхаджана, есть и разные уровни арчаны. Один преданный совершает арчану с чистым чувством, другой вообще без всяких чувств, а третий совершает арчану и при этом оскорбляет вайшнавов. Можно ли считать, что их поклонение Божество принимает одинаково? Конечно, нет.
В духовном мире среди вечных спутников Бхагавана есть разные виды преданного служения. Один слуга собирает цветы, другой делает из них гирлянду, третий отдаёт её Лакшми-деви, четвёртый готовит пищу, пятый подносит её Господу. Один всегда рядом с Господом, а другой служит Ему, находясь на расстоянии от Него. Если тот, кто всё время остаётся возле Господа, думает, будто превосходит тех, кто служит Господу на расстоянии, он ошибается. Главное в служении – это чувство (бхава).

00:13:18 Говинда дас, слуга Чайтаньи Махапрабху, мог думать, что Сварупа Дамодара и Рая Рамананда – это слуги, которые находятся на расстоянии от Господа, а когда приходят к Нему ненадолго, то расстраивают Его до слёз. Всякий раз после их ухода Говинда дас вытирал Махапрабху слёзы, а потом они снова приходили, и Господь снова плакал. Говинда мог думать: «Зачем они приходят и заставляют Его плакать?»
Он всегда говорил Господу:
– О Господь, пожалуйста, не плачь.

00:13:52 Но придёт Сварупа Дамодара, и Махапрабху снова заплачет, что же подумает Говинда?
Совсем не обязательно, что лучшие слуги те, которые всегда находятся рядом. В данном случае слуги, которые находились на расстоянии от Махапрабху, были более возвышенными. Близость к Господу измеряется не физическим расстоянием, а тем, насколько близко к Нему ваше сердце. Лучшим является то служение Хари, гуру и вайшнавам, в котором больше любви.
Когда четыре Кумара пришли на Вайкунтху, привратники Джая и Виджая преградили им путь:
– Вам сюда нельзя!

00:14:36 Чувствуя себя хозяевами положения, они не впустили четырёх Кумаров. Привратники подумали, что Кумары пришли издалека и не знают, что Господь сейчас отдыхает. Но Кумары всё знали, хотя стояли, смиренно сложив ладони. Джая и Виджая не поняли чувств и премы, которые Кумары испытывали к Бхагавану. Думаете, такое случается редко? Нет. Это происходит постоянно. Слуги, приближённые к Господу или к гуру, не понимают чувств тех, кто служит на расстоянии. Поэтому мы должны вести себя очень осторожно и не быть о себе слишком высокого мнения, помня, какая неудача постигла Джаю и Виджаю.
Нужно понять, как правильно вести себя, и всегда избегать высокомерия. Обычно такие наставления относятся к уровню садханы, однако подобные ошибки случаются и на уровне совершенства. Эта история произошла на Вайкунтхе, но предназначена она в назидание нам, тем, кто совершает садхану. Её мораль в том, что ни при каких обстоятельствах не следует выказывать неуважение к вайшнавам или говорить о них плохо.

00:15:54 У Кришны множество вечных спутников, и каждого из них отличают особые, уникальные качества. У всех многочисленных воплощений Бхагавана тоже есть вечные спутники. Но спутники Кришны своими исключительными качествами превосходят их. Преданные различных аватар служат каждый своему Господу очень смиренно, со сложенными ладонями, тогда как преданные Кришны иногда ссорятся с Ним и ругают Его, проявляя ман (ревнивый гнев). Их служение Господу окрашено столь удивительными чувствами, поэтому они более возвышенны.
В «Брихад-бхагаватамрите» (2.4.200), говорится:
«Известно, что Кришна и Его многочисленные воплощения едины с точки зрения таттвы. Но с точки зрения расы и проявления шакти между Ними есть определённые различия. Их слуги тоже отличаются друг от друга своими качествами, но означает ли это, что одни из них менее возвышенны, чем другие?»

00:17:04 Не допускайте подобных мыслей. Будь то нитья-сиддха или садхана-сиддха, все спутники Господа полностью освобождённые души.
В «Брахма-самхите» (5.1), говорится:
ишварах парамах кришна сач-чид-ананда-виграха анадир адир говинда ха сарва-карана-каранам
Иногда Кришну называют Парабраманом, а Его вечных спутников – брама-сварупой. Такое утверждение справедливо, ибо оно есть в шастрах. Что такое брамананда? Это ананда, которую испытывает джива. Дживу называют брахма, но её нельзя назвать Парабраманом, Парабрахман – это Кришна. Мы не считаем, что Браман и Парабраман едины и не ставим их на один уровень. Мы считаем дживу слугой: дасо сми дасо сми.

00:18:09 В шастрах сказано: брахма эвам бхавати.
В «Гите» есть слова: вишате тад анантарам.
Подобные шлоки, описывающие освобождение, есть и в «Бхагаватам».
В Пури Сарвабаума Бхаттачарья почувствовал отвращение к брамаваде. Однако не ко всякому освобождению стоит испытывать отвращение. Мукти может означать также служение стопам Бхагавана. Но Сарвабаума больше терпеть не мог слово мукти и отказывался даже называть дживу Браманом.
Выслушав слова Нарады, Гопа-кумар спросил.

00:18:53 В этом мире есть много проявлений Бхагавана в образе виграхи. В Пури поклоняются Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре, в Шри Рангаме – Ранганатхе. Люди там принимают любой прасад Божества, не выбирая, и Божества милостиво дают им Свой даршан.
Гопа-кумар спрашивает: «Прабху, в этом мире много мурти Бхагавана, таких, как Джаганнатха и Ранганатха, как следует правильно почитать Их? Все ли Они являются осязаемой формой сач-чид-ананды? Можно ли считать поклонение каждому из Них поклонением Бхагавану?»

00:19:35 Итак, в этом мире есть много разных мурти Господа, и все они – сач-чид-ананда. Единый Бхагаван являет такую лилу и предстаёт во множестве образов, чтобы явить милость Своим преданным. Ведь мы не способны служить Ему непосредственно. Если мы попытаемся служить Ему, как Лакшми-деви служит Нараяне, как гопи служат Кришне или как Махарадж Прахлада служит Нрисимхадеве, в конце концов мы скажем: «Прабху, давно пора спать. Полночи прошло, а я ещё не ложился. Я уже засыпаю». Возможно, Бхагаван ответит: «Хорошо, ложись», – и мы оставим Его и пойдём спать. Но если Он вместо этого скажет: «Разотри Мне стопы» или «Это блюдо плохо приготовлено, приготовь другое», – наше желание служить Ему легко может пропасть.

00:20:31 Мы хотим служить Господу так, как нам больше нравится. Если мы даже гуру не служим, как он того желает, то как же мы будем служить Самому Бхагавану? Мы предстанем перед Бхагаваном, и Он скажет: «Делай для Меня это». Сможем ли мы? Сможем ли мы делать всё, что Он просит, и в любое время? Нет, мы на это не способны. Поэтому Божество ни о чём нас не просит. Что бы мы ни делали, Оно молчит.
Итак, Бхагаван предстаёт в образе мурти, чтобы оказывать милость преданным. Он знает, что в обусловленном состоянии у нас нет другого способа служить Ему, и потому являет Себя в образе виграхи и молча принимает наши пранамы. Именно для этого Он принял этот образ.

00:21:24 Разные дживы испытывают разные виды ручи, и Господь предстаёт в различных образах, чтобы принимать служение каждой дживы сообразно её ручи. Одни служат Ему в дасья-расе, другие – в сакхья-расе, третьи – в ватсалья-расе. Зачем Кришна стал Ладду-Гопалом? Чтобы люди служили Ему как сыну. Многие женщины в старости хотят по-прежнему проявлять о ком-нибудь родительскую заботу, хотя их дети давно выросли. Многие женщины так любят служить детям, что не только забывают о служении своим мужьям, но даже мужей вовлекают в служение детям. Жена часто говорит мужу: «Помоги мне, подержи ребёнка. Принеси детям молока. Дети больны, позови врача. Отведи детей в школу». В служении детям проявляется их ватсалья-бхава, и для них Кришна становится Бала-Гопалой.

00:22:27 Для других Он принимает другой образ, но при этом все Его мурти вечны. Кришна являет множество обликов и становится Божеством, чтобы принимать служение преданных. В этом образе Он обычно молчит, так как если бы Он говорил, мы не смогли бы служить Ему как следует. Ночью в час или в два Ему может стать холодно, и надо будет Его укрыть, однако Его слуга в это время крепко спит. Что было бы, если бы Господь всё время сообщал нам о Своих желаниях? Поэтому Он принимает наше служение молча.

00:23:10 Но если мы думаем, что Он молчит потому, что ничего не знает, это будет оскорблением. Он не говорит и не двигается, но надо понимать, что Он всё видит. Ему известно всё, что мы делаем, и нам не избежать последствий своих поступков. Поэтому перед Тхакурджи не следует вытягивать ноги, болтать, сердиться на кого-то или выказывать кому-либо чрезмерную любовь. Перед Тхакурджи нельзя никому кланяться и говорить слишком громко. Нужно быть очень осторожным, чтобы избегать этих оскорблений. Если в комнате, где находится Божество, люди ссорятся или спорят и пуджари совершает пуджу с возбуждённым умом, это будет оскорблением. Мы не должны совершать пуджу, когда чем-либо обеспокоены. Но Божество в любом случае хранит молчание. Мы думаем, что Оно ничего не видит, но Оно очень милостиво и часто прощает преданным оскорбления.
Те, кто оставил другие виды садханы ради поклонения Божеству, обретут какое-то благо. Но здесь Гопа-кумар говорит Нараде, родоначальнику пуджи:

00:24:23 – Прабху, в шастрах сказано, что есть люди, которые поклоняются Божеству, но не уважают вайшнавов.
В «Бхагаватам» (11.2.47), говорится:
«Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но не оказывает должного почтения другим преданным и обыкновенным людям, находится на материальном уровне и относится к низшей категории преданных».
В «Бхагаватам» (3.29.22), говорится:
«Тот, кто поклоняется Божеству в храме, но не знает, что Бхагаван в образе Параматмы присутствует в сердце каждого живого существа, пребывает в невежестве и подобен человеку, возливающему жертвенное гхи в золу».

00:25:11 Кришна находится в сердце каждой дживы. Нет души, рядом с которой не было бы Бхагавана. Тем не менее во многих писаниях, таких, как «Нарада-бхакти-сутра» и «Нарада-панчаратра», говорится, что есть люди, которые поклоняются Божеству в храме, но при этом не уважают другие живые существа и даже вайшнавов. Внешне они очень строго следуют всем правилам: если плод манго случайно положили в нечистое место или кто-то увидел его и захотел попробовать, они выбросят это манго и не станут предлагать его Божеству. Во время приготовления пищи они закрывают лицо одеждой, а замешивая тесто, не разговаривают. Они соблюдают все правила, однако не уважают преданных. Они судят о них с мирской точки зрения, и шастры говорят, что арчана таких людей подобна возлиянию гхи в золу. И ещё, в «Бхагаватам» (3.29.24), Господь Капиладева говорит:

00:26:17 «О безгрешная мать, тот, кто не знает, что Я пребываю в сердце каждого живого существа, никогда не доставит Мне удовольствия, даже если поклоняется Божеству, совершая все необходимые ритуалы и поднося богатые дары».
Каждое живое существо является обителью Бхагавана. Прежде всего эти наставления относятся к преданным. Те, кто полностью посвятил себя бхаджану, не должны обижать ни одно живое существо. Если мы старательно поклоняемся Божеству, но при этом обижаем других, Бхагаван будет недоволен. Пусть даже мы выражаем почтение вайшнавам, Бхагаван всё равно будет недоволен, если при этом мы не выражаем почтения всем дживам (пратима-манда-буддхимам). Так поклоняются Божеству лишь недалёкие люди.
В «Падма-пуране» сказано:

00:27:19 «Некоторые считают, что Бхагаван находится внутри Божества. Можно считать, что в разных предметах Бхагаван проявляется в разной степени, однако эти люди не понимают, что шила – это и есть Сам Бхагаван. Они думают, что чаринамрита Бхагавана, способная уничтожить влияние Кали-юги, – обычная вода».
Они также считают, что одни Божества сделаны из второсортного мрамора, а другие из первосортного. Они думают: «На Говардхане очень красивое Божество, но в храмах Вриндавана Божества не такие красивые. У того Кришны нос прямее и глаза больше, поэтому Он красивее». Бхагаван не примет поклонение тех, у кого такой образ мыслей.

00:28:12 Такие люди считают пыль со стоп вайшнава обычной пылью, а воду, которой омывали его стопы, – обычной водой. У них есть вера в святые места и священные реки, но нет такой же веры в чаринамриту вайшнавов. Они верят в плоть и кровь материального тела, которому суждено умереть. В каждом теле находится душа, но они не понимают, что атма – это частица Бхагавана и что она дорога Ему. Сейчас душа скованна материальным телом, но её истинная природа – быть слугой Бхагавана. Поэтому её необходимо почитать.
Почтение следует выражать каждому сообразно его духовному уровню. Каково положение человека, который этого не делает?
Са эва го-кхараха («Бхагаватам», 10.84.13).

00:29:10 Го означает «животное», а кхараха – «осёл». Не думайте, что го в данном случае значит «корова»: корова очень чистое сознание.
Итак, такие люди не лучше животных, самым глупым из которых является осёл.
Гопа-кумар спрашивает Нараду:
– Прабху, почему в шастрах есть такие утверждения? Некоторых людей, совершающих поклонение Божеству, называют такими словами, но ты говорил, что те, кто совершает арчану, являются самыми удачливыми? Как разрешить это противоречие?

00:29:53 Это противоречие не сможет разрешить обыкновенный человек и даже мадхьяма-адхикари низшего уровня. На это способен только мадхьяма-адхикари среднего или высшего уровня, который хорошо знает шастры и обрёл милость Гурудева. Нарада является родоначальником пуджи и всех её правил, а также самым выдающимся проповедником на этом пути, поэтому кто может знать эту таттву лучше его?