Глава 9. Кришна дарует прему даже Своим врагам

30 January 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:48 | качество: mp3 64kB/s 9 Mb | прослушано: 255 | скачано: 208 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 9. Кришна дарует прему даже своим врагам

00:00:23 Гопа-кумар не чувствовал полного удовлетворения на всеми желанной Вайкунтхе, обители прекрасного бхакти, которой так трудно достичь. Нараяна просил Гопу-кумара обмахивать Его чáмарой, а иногда даже являл ему образ Гопалы и лилы Кришны и пастушков, и всё же Гопа-кумар не был счастлив.

00:00:46 Я знал одного человека в Бихаре, который с детства мечтал попасть во Вриндаван. Он всё время думал: «Когда же я смогу поехать во Вриндаван? Там я бы омывался в Ямуне и катался в пыли в кунджах, ходил бы на Радха-кунду и Шьяма-кунду». Прошло немало времени, пока, наконец, его мечта исполнилась. Он оставил всё и ушёл во Вриндаван. Сначала он с великим волнением ходил по всему Вриндавану и осыпал себя его пылью. Но спустя какое-то время произошло нечто удивительное: его «горячка» стала спадать. Это подобно горячке, не правда ли? «Я пойду во Вриндаван, я пойду на Говардхан, на Радха-кунду». Сначала его «горячка» была очень сильной, и он бросил всё, чтобы прийти во Вриндаван. Он регулярно обходил все места игр Кришны и каждый день посещал множество храмов и совершал парикраму. Иногда он даже совершал две или три парикрамы в день. Он делал всё, что только возможно физически, но потом его «горячка» спала и он уже больше не посещал храмы и не совершал парикраму.

00:02:04 Одни приезжают во Вриндаван и, ничего там не поняв, говорят: «И ради этого стоит целую жизнь, а то и две посвятить ?» А другие приходят и видят, что Вриндаван полон расы. Они живут здесь, и очень скоро их сердце наполняется бхавой. Но что увидят в пыли и камнях Вриндавана те, кто пришёл сюда впервые и не имеет столь глубоких духовных чувств? Всё, что они увидят, будет вызывать у них лишь недоумение и беспокойство – именно такое впечатление останется у них от Вриндавана.

00:02:45 Однако Гопа-кумар испытывал беспокойство на Вайкунтхе по другой причине. Его сердце было охвачено страстным желанием, которое может вызвать только сильная духовная жажда. Откуда возникла в нём эта духовная жажда? Он совершал садхану миллионы лет, побывал на Брамалоке и во многих других мирах, а затем вернулся на Землю. Такое горячее желание развилось у него не за один день и не само собой. Оно появилось только благодаря бхаджану, который он совершал, повторяя гопала-мантру, подобно Брахме. Это одна из главных мантр в нашей сампрадае. И всё же он не чувствовал полного удовлетворения.

00:03:32 Достичь Вайкунтхи – это вершина практики вайдхи-бхакти, и наши писания нисколько не принижают эту обитель. Шримад-Бхагаватам до Десятой песни провозглашает Вайкунтху высшей целью. Куда попали Аджамила и Прахлада? На Вайкунтху. Какой обители достиг Дхрува? Дхрувалоки, которая является частью Вайкунтхи. Поэтому говорится, что нет более возвышенной цели на пути бхакти. Хотя в шастрах можно встретить одно-два упоминания о славе Голоки Враджи, они столь кратки, что обыкновенный человек не поймёт истинного величия Голоки. Эта сокровенная истина раскрывается далеко не каждому, а лишь тем, кто способен извлекать самую суть. Редко кому посчастливится попасть на Голоку. И в сердце Гопы-кумара жило это редкостное желание обрести даршан Гопалы, обрести неукротимую кришна-прему, подобную коню, который мчит, закусив удила.

00:04:41 Что такое «неукротимая према»? Родственники Шримати Радхики держат Её дома, так же как и родственники других гопи. Они говорят Ей: «Если пойдёшь на встречу с Кришной, мы накажем Тебя. Служи мужу, а не то мы побьём Тебя! Мы опозорим Твоё имя на всю деревню!» Према, смешанная со страхом быть осуждённым всем миром, со страхом нарушить свою дхарму, ограниченна. Но гопи бесстрашно оставили своих мужей ради Кришны. Их према ничем не ограничена, наоборот, она проявляется во всей полноте и всё время усиливается. Какие бы препятствия ни возникали, такая према всегда преодолевает их и усиливает желание встретиться с Кришной. Многие преданные сталкивались с препятствиями на этом пути, но их желание встретиться с Кришной только усиливалось и в конце концов приводило к Нему. В айшварья-бхаве нет места такой преме. Проявляя природу Всевышнего, Бхагаван не станет свободно общаться с женщинами и юными незамужними девушками.

00:05:53 Смотрел ли Рамачандра в лицо незамужним девушкам? Делал ли это Шри Чайтанья Махапрабху после того, как принял санньясу? Махапрабху не обращал внимания не только на украшения, которые они носили на шее или на запястьях, но даже на ногти у них на ногах. Хотя это Сам Бхагаван, каждое из Его воплощений проявляло стыдливость и качество дхармагья, что значит постоянно помнить о своей дхарме.
Такое чувство ограничивает прему и является препятствием, однако это препятствие связано с Божеством, которому поклоняется преданный. Препятствия, чинимые другими людьми, легко преодолеть. С такими препятствиями столкнулся Гопа-кумар. Обитатели Вайкунтхи дразнили его:

00:06:46 – Ты всё время повторяешь: «Гопала, Гопала, Кришна», – и говоришь, что Кришна, держа бамбуковую дудочку, танцует с гопи танец раса. Какой позор! Разве Нараяна позволит Себе это?
Это незначительное препятствие. Но почему же Гопа-кумар не чувствовал удовлетворения? Нарада объяснил ему:
– В образе Нараяны Господь не явит той премы, которой ты жаждешь. Он просто не даёт её. Ты не сможешь с Ним шутить, свободно беседовать – это невозможно на Вайкунтхе, где всё препятствует такой преме.

00:07:25 Прежде всего Гопа-кумар должен был постичь эту истину, и потому Нарада попросил его какое-то время оставаться на Вайкунтхе. У Нараяны шестьдесят божественных качеств – на пять больше, чем у полубогов. Первое из этих пяти – хатари-гати-дайака: Он дарует освобождение тем, кто принял смерть от Его руки. Второе – Он обладает высшей айшварьей. Третье качество – Он является изначальным источником всех воплощений. Четвёртое – Он привлекает даже освобождённые души, и пятое – Он вечно пребывает в миллионах вселенных.

00:08:09 Поэтому Нараяна – это Бхагаван и аватари, источник всех воплощений. Кришна тоже аватари. Какая же разница между Ними? Говоря, что Нараяна не приходит в этот мир как аватара, мы имеем в виду, что Он не приходит в том образе, в котором пребывает на Вайкунтхе. Хаягрива и другие аватары нисходят в Своём изначальном образе, но Нараяна с булавой, цветком лотоса, диском и раковиной в четырёх руках, с камнем каустубха на груди и другими божественными знаками, нисходя в этот мир, принимает образ чьего-нибудь сына, мужа, брата или друга и в этом образе совершает Свои игры. А как приходит Кришна? В Своём изначальном образе, вместе со всей Вриндавана-дхамой. Он играет на флейте и танцует с гопи.

00:09:10 Нараяна, живущий в Бадаринараяне в образе Нары и Нараяны, отличается от вайкунтха-адипати Нараяны, повелителя Вайкунтхи. Когда Нараяна воплотился в образе Ваманы, вместе с Ним пришла Лакшми, однако это был Вамана-Нараяна, а на Вайкунтхе оставался вайкунтха-адипати Нараяна. Каранодашайи Вишну, возлежащий на Шеше, – это тоже Нараяна, у которого особый образ и деяния.
Итак, Нараяна, владыка Вайкунтхи, не приходит в этот мир в Своём изначальном образе и не являет Своих вечных деяний. Поэтому говорится, что Сам Нараяна не воплощается. Но Кришна нисходит на Землю в Своём изначальном облике кишоры. Он берёт с Собой всех Своих спутников, Свою дхаму, Радха-кунду, Шьяма-кунду, Гирираджу Говардхана, Нандаграм, Варшану – одним словом, всю Враджа-мандалу – и являет Свои игры. Таково Его особое качество, которого нет у Нараяны. В этом исключительность Кришны как аватари.

00:10:23 У Бхагавана множество воплощений, и каждое из Них – хатари-гати-дайака. Что это значит? Все демоны, убитые Господом, поднимаются на более высокую ступень бытия. Рамачандра, Нрисимха, Вараха, Парашурама – все эти воплощения обладают качеством хатари-гати-дайака. Но в наибольшей степени эти пять качеств, которые присущи Бхагавану и отсутствуют у полубогов, проявляются у Кришны. У Нараяны и Его аватар они проявлены во всей полноте (пурна), но у Кришны они достигают высшей степени полноты (пурнатам). Когда та или иная аватара Нараяны, например Нрисимха, убивает демона, куда тот отправляется? На Суталу, Сваргу, Брамалоку, а некоторые даже обретают мукти (освобождение). Каждый, кто обращается к Господу, получает по своему желанию.

00:11:26 Так, во времена Господа Рамы жил мудрец Шарбанга Риши, который поклонялся безличному Браману. Он слышал о явлении Рамачандры и ждал Его, думая, что Он – воплощение Брамана. Спустя какое-то время Рамачандра даровал Шарбанге Риши Свой даршан. Очень довольный, мудрец попросил: «Прабху, позволь мне достичь желанной цели». И в тот же миг из тела Риши изошёл свет и растворился в теле Рамачандры. Так Риши получил освобождение. Какой несчастный человек! Он видел Самого Господа Рамачандру и попросил Его лишь об освобождении. Рама и другие аватары дают освобождение, однако Своим врагам Они не дают прему.

00:12:16 Что есть истинное освобождение? Согласно Шримад-Бхагаватам, высшее освобождение то, которое дарует право служить стопам Бхагавана. Аватары Господа не дают такое мукти убитым Ими врагам. А как же Кришна? Он убивал врагов одним пальцем, и что Он им давал? Прему. Нрисимха убил Хираньякашипу, Вараха – Хираньякшу, однако поверженные демоны не обрели освобождение в той жизни. Но Кришна убил множество демонов и даровал им всем освобождение, а некоторым даже прему.

00:13:01 Путана пришла к Нему, изображая материнские чувства, и Он даровал ей положение матери во Врадже. Она не стала непосредственно матерью Кришны, но обрела тело старшей даси на Голоке и получила право кормить Кришну своим молоком. Безусловно, она не могла стать равной Яшоде, она отправилась на Голоку как старшая гопи. Такое освобождение может дать только Кришна, и никто другой.
Но, как правило, Своим врагам Бхагаван даёт освобождение, а прему – преданным. Махарадж Читракету не искал освобождения. Он молил Господа:

00:13:44 «О Господь, я не желаю попасть на Дхрувалоку или Брамалоку, я не желаю править средними или низшими планетными системами и не стремлюсь обрести мистическое могущество или освободиться из круговорота рождений и смерти, если это разлучит меня с Тобой».
Нрисимхадев предлагал освобождение Прахладе, но тот отказался. Преданные не стремятся к освобождению, но тем, кто желает, Бхагаван даёт мукти. Тем же, кто поклоняется Ему, желая обрести прему, Он дарует прему. Например, царевны из Джанакапури. Они хотели, чтобы Рама взял их в жёны, и Он указал им путь. Он сказал: «У Меня может быть только одна жена. Поэтому вы родитесь во времена кришна-лилы в семьях гопи, и тогда ваше желание исполнится». Мудрецы из Дандакараньи тоже сначала родились как гопи в Гокуле, они не могли сразу отправиться на Голоку. У них тогда ещё не развилось настроение гопи, поэтому они должны были сначала прожить жизнь во Врадже этого мира.

00:15:07 Когда студент изучает право и сдаёт экзамен, может ли он сразу после этого стать судьёй? Нет. Сначала он должен набраться опыта, какое-то время поработав в суде под руководством опытного судьи, и только потом сможет стать судьёй. И точно так же, родившись в праката-Вриндаване, преданный проходит подготовку.

00:15:31 Когда невестка впервые приходит жить в дом свекрови, она ещё не умеет готовить, мыть посуду, подавать на стол, и поэтому её каждый день отчитывают. Но постепенно, живя в семье, она научится всему, чему надо. Свекровь скажет ей: «Дочь моя, сегодня мне нездоровится, так что готовить придётся тебе. Потом надо будет помыть посуду и подмести пол. Я хочу сегодня отдохнуть, а ты испеки хлеб. Это делается так...» Таким образом её научат вести хозяйство. Подобно этому, каким образом можно научиться служить Кришне, как это делают гопи? Только участвуя в проявленных играх Бхагавана в Гокуле Врадже, и никак иначе. Там, общаясь с нитья-сиддхами, преданный пройдёт необходимое обучение. Если бы он сразу отправился на Голоку, его настроение не было бы развито полностью. Поэтому сначала надо родиться в праката-Врадже, будь то в дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья-расе, – и научиться всем своим обязанностям.

00:16:48 Затем Нарада, обращаясь к Гопу-кумару, произнёс следующий стих:
«Кришна обладает уникальными качествами, и Его спутники, которые служат Ему, также наделены особыми качествами. Кришна лучший из аптакам и атмарам. Он подобен белой раковине. Если в белую раковину положить розовый цветок, она будет выглядеть особенно прекрасной, также как и этот цветок в белой раковине выглядит необычайно красивым».
Так и Кришна проявляет Свои уникальные качества в ответ на проявление уникальных качеств Его вечных спутников. Каждый из них находится в определённой расе и обладает определённым настроением, и Кришна принимает его служение, выражая соответствующие чувства.

00:17:45 Например, преданные Господа Варахи служат Ему на Вайкунтхе, исполняя Его желания. Варахадева воплощается также в пракрити, в восьмой материальной оболочке. Там Он принимает очень красивый образ, и Ему служат миллионы душ. А сколько вечных спутников у Рамачандры? Тоже миллионы. Несколько из них находятся в сакхья-расе, но большинство – в дасья-расе. А у Ваманадевы? Тоже миллионы.
Итак, Кришна – это изначальный источник всех воплощений, а дживы – Их слуги. Однако одни души служат воплощениям, а другие – Самому Кришне.

00:18:31 Почему Кришна так несправедлив? Настроение Враджи бесконечно прекрасно, и высшая из рас – мадхурья, почему же Он не даёт её всем? Он даёт каждому сообразно его вкусу (ручи). Одной душе Кришна даёт освобождение, и она будет думать: «Он так милостив ко мне. Нет ничего лучше этого». Захочет ли Хануман стать отцом Бхагавана и служить Ему в ватсалья-расе? Никогда. И те, кто служит Господу Варахе, полностью удовлетворены своим служением. Слуги каждого воплощения считают Его милость высочайшим достижением.

00:19:18 Гопа-кумар увидел на Нараяналоке множество счастливых преданных. В Айодхье Господь Рама также очень милостив к Своим преданным, но был бы Гопа-кумар счастлив в Айодхье? Увидел бы он там коров? Да, возможно брахманы Айодхьи держат коров, чтобы совершать поклонение Господу, но они не пасут их, как это делает Кришна во Вриндаване. В Айодхье повсюду совершают пышные жертвоприношения, и если бы пастушок попал туда, ему просто стало дурно бы от этого дыма. Ему бы не понравилось в Айодхье ни при каких обстоятельствах.
Нарада молча смотрел на Гопу-кумара, хорошо понимая, что творится в его сердце.