Вечность духовного знания

01 January 2008
Чем духовная жизнь отличается от материальной? Как происходит деградация души? Что такое внешняя и внутренняя энергии Господа? Духовное знание сжигает последствия материальной деятельности. В чём состоит жертва за духовное знание? Из чего состоит духовный путь? Кто такой духовный учитель? Ответы на вопросы: Что значит принять духовного учителя? В чем принцип огня? Как нужно обращаться к Богу? Что такое молитва?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:02 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 611 | скачано: 796 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Есть два типа людей. На каждой лекции я эту фразу повторяю. Ту главу, которую мы прошли, в ней описывается, что есть два типа людей. Одни люди думают, что все зависит только от них, понимаете, материалисты. То есть они стоят на эгоистичной платформе. Другие думают, что все зависит от судьбы, фаталисты. И в этой главе нам объясняется, что действовать нужно практично, но с высокой духовной целью. Вот этого достаточно понять, вот эту фразу, чтобы на этой главе успокоиться, что эта глава пройдена, то есть с ней и с предыдущей. В этих двух последних главах идёт речь о деятельности, то есть как действовать: решительно, то есть практично, практично значит решительно, но цель должна быть духовной, понимаете. Вот в чем идея. А если человек не решителен, то чтобы оправдать свою нерешительность, у него проявляется многоветвистость ума. Что это значит? Он находит много оправданий тому, почему он не смог сегодня пойти на лекцию, понимаете, множество оправданий, вот и все, понимаете, разобрались?

00:01:19 [Вопрос]: «[неразборчиво] единственное, что с нами остаётся, я правильно поняла, это наше духовное развитие, да? В течении жизни наше духовное развитие может подниматься и падать в зависимости от наших действий, то есть возвышаться, либо скатываться вниз в зависимости от нашей деятельности. Но в период смерти с нами остаётся именно то духовное развитие, которого мы добились именно вот на тот момент смерти, да? [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Нет, на максимальном уровне остаётся.
[Вопрос]: «На максимальном?»
[Рузов В.О.]: Да. Это объясняется в этих же стихах. Там говорится, что человек не теряет своего духовного уровня. Он с него уходит, но не теряет. Вы можете выйти из машины, но машину вы не потеряли, она в гараже стоит. Также и духовная жизнь. То есть вы машину купили, но вы можете на ней не ездить, решили: все, купил и нормально. Также человек, он просто получает посвящение, до посвящения доходит, все усилия прилагает, думает все, посвящение есть, все нормально. Эту машину в гараж, чётки на гвоздь, понимаете, фотографию в стол, в книгу закладку и пошёл своими делами заниматься, дел ещё много в этой жизни. Даже в этом случае он ничего не теряет, то есть с ним остаётся его максимальная точка развития. Поэтому говорится, тот, кто идёт по этому пути, не знает потерь. Он не может это потерять, он может этим не пользоваться, вот приятно, да?

Чем духовная жизнь отличается от материальной?

00:03:08 Чем интересна духовная жизнь, чем она отличается от материальной? Именно в этом отличие, что в материальной жизни, если вы чем-то не пользуетесь, вы это однозначно теряете, то есть ваша машина сгниёт, если вы не будете на ней ездить, это факт. У моего друга недавно права отобрали на полгода и он сразу продал машину. Зачем она будет полгода стоять, если я лучше её продам. Продал и все, пошёл дальше довольный пешком. Сейчас грустный, права отбирают. И все, и он пошёл дальше пешком, потому что, что она будет стоять, просто сгниёт. И вот это материальная жизнь. Если вы просто краном не пользуетесь, потом лучше его не трогать перед поездкой куда-нибудь, знаете. За 5 минут до отъезда кран лучше не заворачивать. Попробуйте его хотя бы за сутки попробовать завернуть, а иначе когда начнёте заворачивать, тут все и начнётся, да? Опыта не было ни у кого? Вот у меня постоянно такое. Поэтому лучше с кранами не шутить.

00:04:02 Если что-то просто стоит, оно начинает уничтожаться в материальном, но в духовном все не так. Мы что-то получаем, оно уже не теряется. Даже сейчас мы находимся в полном знании, но это знание, оно не потеряно, оно покрыто, то есть все знание полностью в нашем сердце сейчас находится, оно не потеряно. Даже попадая в материальный мир и покрываясь майей, иллюзией, мы не теряем знание. Поэтому мы его вспоминаем, мы его не изучаем. Мы не пришли сюда изучать Бхагавад-гиту, мы просто пришли вспоминать Бхагавад-гиту. Если бы это изучать, было бы столько проблем, мы бы тут с ума сошли. Но мы её просто вспоминаем, понимаете. То есть вот это вспомнил, это вспомнил, а это не могу вспомнить, сейчас напомним, напомнили. Мы это вспоминаем, это не получение знания.

00:04:57 Фактически мы не теряем даже свою духовную природу. Если говорить об очень высоких материях, чтобы с ума не сойти, я просто расскажу, то, что в действительности, нас даже здесь нет. Душа так и находится в духовном мире, просто здесь проходит наш материальный сон. Здесь она не проявлена, она не соединена с этим миром никак. То есть мы даже не потеряли духовной природы и духовный мир. Но это сложно, лучше не надо, а то будут сны страшные сниться, сам принцип. А поэтому нет потерь на этом пути. Вот что является главным вдохновляющим фактором - на этом пути нет потерь, только приобретения. А в материальном мире нет шансов на сохранение, ничего не сохранится. То, что сохранится, это карма, последствия. То есть последствия все сохранятся, все долги сохранятся и перейдут в следующую жизнь. Не только духовная жизнь переходит, а переходит и запас кармы, тонкое тело. И он весь родной переходит, тонкое тело также переходит. Поэтому мы рождаемся с этим тонким телом опять заново, достаточно весело рождаемся.

00:06:19 [Вопрос]: « Человек достигает определённого [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Людская мораль греховна по своей природе, потому что если она не ведёт человека к Богу, она ведёт человека в ад, к деградации. Поэтому мораль может выглядеть очень красиво, но в действительности ведёт человека в ад, если не основана на духовных истинах. Поэтому это никакая не мораль, это амораль, аморальность, понимаете. То есть то, что развивает, это духовность, то, что приводит к деградации, это как раз аморальность, понимаете. Поэтому позитивные качества человека - это качества, которые способны развивать его душу и развивать духовные качества тех, кто его окружают. Вот это позитивные качества человека. Остальные качества, хотя могут выглядеть красиво, но являются общечеловеческой моралью, за которой может стоять прямая деградация. Это закамуфлированная деградация зачастую, понимаете.

00:07:25 Поэтому человек, как мы говорили, должен чётко разделять. Помните мы изучали этот стих в Бхагавад-гите, что такое действие, карма, что такое бездействие, акарма, и что такое негативное действие викарма. Вернитесь к этому стиху, мы это проходили, помните этот стих? Мы чётко разбирали эти три вида действия: карма, акарма, викарма. Вот сейчас вы ушли почему-то с этих слов и перешли на какой-то другой язык. Мы эти термины разобрали очень хорошо. Давайте эти термины использовать. Есть карма - это благочестивые и не благочестивые последствия деятельности, которые приходят честно. Человек получает то, что он заработал, это называется благочестивые последствия или не благочестивые. Все они приводят к страданиям, потому что в результате они все приводят к боли. Если человек получает плохое, ему сразу больно, если человек получает хорошее, ему особенно больно, потому что ему сначала хорошо, то есть это ещё большее издевательство, это карма. Поэтому любая карма неблагоприятна по своей природе.

00:08:32 Есть акарма. Акарма - когда человек действует эффективно, но цель его высокодуховна. И на вид это может быть даже выглядит подозрительно. Например, что делал Арджуна? Он убивал, но цель его была высокодуховна. И это всех ведёт вверх. Это акарма, она не несёт за собой последствий, в ней нет последствий, в ней нет вообще кармы. Есть викарма - это полнейшая деградация, когда человек явно нарушает духовные принципы и летит вниз со скоростью метеора, деградирует за одну секунду, он может деградировать на один уровень планетных систем. Вот эти три термина, давайте на эти термины перейдём, что вот в них вас волнует? Разобрались? То есть пожалуйста, вот на понятых терминах, потому что иначе придётся все переводить, а так мы будем говорить на среднем языке. То есть ни вам не понятно, ни мне, ни людям. Надо вот на терминах, разобрались?

Как происходит деградация души?

00:09:46 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а вот что значит [неразборчиво] Брахманом, в сиянии безличного Брахмана душа теряет свою индивидуальность?»
[Рузов В.О.]: Это значит, что в этот момент она впадает в некоторое состояние духовной комы. Духовная кома - когда нет деятельности, нет служения. То есть духовная жизнь - это когда душа служит Богу. Духовная кома - это когда душа находится в духовной реальности, но Богу не служит. Это некоторое состояние выжидания. И это состояние чревато тем, что душа деградирует. То есть переотдохнув, она опять падает в материальный мир. Это некоторое желание убежать от работы. То есть это отсутствие желания действовать в материальном мире и нежелание действовать в духовном мире. Но так как это достаточно высокое желание и чтобы его достичь, нужно стать великим йогом, поэтому дается вот это серединное положение. Нас оно не интересует.

00:10:54 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Это не серединный путь. Нет. Это среднее положение между материальным миром и духовным миром и из него, к сожалению, путь вниз, а не вверх. Вверх невозможно, потому что нет желания заботиться, нет желания действовать. А поэтому долго в нейтральном состоянии находиться невозможно, необходимо действовать. Поэтому душа деградирует вниз.
[Вопрос]: «Все-таки она остаётся индивидуальностью или..?»
[Рузов В.О.]: Когда она идёт вниз, она в любом случае отделена. Но она теряет свою деятельную природу, потому что индивидуальность проявляется в деятельности. И тут она не хочет этой деятельности, поэтому превращается в такую часть, маскируется под духовную природу, сливается как карп, знаете, как он там называется, то есть он сливается с внешним миром, но всё равно остаётся отделённой частью. Но так как это достаточно долго длится, но так как это находится в духовной реальности и пребывает там в этом состоянии, то по времени это бесконечно долго, потому что время там отсутствует. Поэтому достаточно негативное состояние. И как только она опять хочет действовать, так как не хватает немножко развития для того, чтобы действовать в духовном мире, душа деградирует в мир материальный.

Что такое внешняя и внутренняя энергии Господа?

00:12:30 [Вопрос]: « А можно ещё вопрос? Вот я немножечко не понимаю разницу. Вот Кришна излучает этот свет, да?»
[Рузов В.О.]: Да.
[Вопрос]: «И там если он покрывает [неразборчиво]. А вот брахмаджьоти и сияние Кришны и это внешняя энергия Кришны, да? Я вот так понимаю, состояние Кришны - это его внешняя энергия, да?»
[Рузов В.О.]: Брахмаджьоти. Но это не внешняя энергия. То есть опять путаница терминов идёт. Тут не нужно ничего усложнять. То есть есть духовная энергия, есть материальная энергия, понимаете. Материальная энергия состоит в том, что мы думаем, что мы отделены, что Бога нет. Я думаю, что я один, что Бога нет. Я не вижу связи с Богом. Духовная энергия - это я вижу связь с Богом, я вижу Бога и свою связь, вот и все.

00:13:28 То есть иллюзия она не дана Богом. Иллюзия - это мы не хотим видеть свою связь с Богом, мы отворачиваемся от Бога. Поэтому что такое темнота? Темноты нет по своей природе, темнота - это отсутствие света, понимаете. Нет темноты. Дайте мне килограмм темноты или литр темноты. Дайте мне 100 метров темноты. Темнота не измеряется. Вот свет уже измеряется, понимаете. Свет есть. Свет измеряется, давление света, сила света, яркость, вот это измеряется. Что такое темнота? Нет темноты никакой. Темнота - это отсутствие света. Поэтому как только мы от Бога отвернулись, от света, нам стало что? Темно. То есть мы не хотим видеть свет и поэтому нам стало грустно и темно, вот и все, понимаете. Кто-то понял, что я сейчас сказал? Понимаете, вот как интересно. Поэтому вот наше желание стоять лицом к Абсолютной Истине, это духовное развитие. Наше желание отвернуться от Него - это деградация, материальная жизнь, понимаете. А все энергии, исходящие от Бога, это есть Его сияние и брахмаджьоти, Брахман. Поэтому Истина проявлена в трёх моментах: Брахман, Параматма и Бхагаван. Бхагаван - это Личность Бога, Брахман - это сияние исходящие от Личности Бога, и Параматма - это аспект Бога в сердце и в каждом атоме, всепронизывающий.

00:15:06 [Вопрос]: « Брахман - это и есть брахмаджьоти, да?»
[Рузов В.О.]: Да, добрый вечер. То есть в этом принцип. Вот эти термины, вот их достаточно использовать, это одна классификация. То, что вы говорили другие термины, это уже другая классификация. Это уже внутренняя энергия, внешняя энергия, пограничная энергия. Поэтому внутренняя энергия - это духовный мир, внешняя энергия - материальный мир, пограничная энергия - живые существа, дживы, понимаете. Вот если это все соединить, то начинается путаница. Поэтому лучше не соединять в принципе. То есть это одна классификация, это другая. Веды дают разные классификации, главное их не совмещать, а то путаница будет, понимаете. Да, вот разобрались? То есть Брахман, брахмаджьоти - это один и тот же термин. Не путайте с брахманом. Брахман - это личность, которая изучает Брахман. Разница в ударении. Разобрались? В ударении часто разница, во многих словах разница в ударении, то есть нормально. Разобрались, всем понятно, да? То есть не сложно.

00:16:30 В принципе, в философии вообще ничего сложного нет. Главное в философии не усложнять. То есть принцип такой: если вы чувствуете что-то сложное, тут же к кому-то подходите и говорите: объясните мне просто что это такое. Не пытайтесь сами что-то сложное понять, это ложный путь. Усложнять ничего не нужно, можно как-то попроще. Потому что каждый должен почувствовать свою простоту и не пытаться её ради каких-то наслаждений своего эго увеличивать, понимаете. Каждый должен почувствовать свою простоту и на этой простоте развиваться, понимаете. И, наверняка, вы это встречали, да? То есть там разные лекторы, разные какие-то специалисты, разные учёные они говорят на каком-то уровне простоты, на определённом. И поэтому так можно подбирать кого-то по своему уровню простоты, чтобы было понятно, понимаете.

00:17:28 Поэтому не все объяснения могут быть понятны или не все лекции могут быть понятны, как я говорил, потому что может уровень простоты не совпадать. Поэтому постарайтесь упростить до своего уровня то, что вы слышите или читаете. Это можно легко сделать, подрегулировав как-то. А усложнить это всегда можно, усложнить это пожалуйста, в любую секунду можно усложнить. Вот проблема как раз в упростить. В усложнении проблем нет. Проблема всегда в упрощении. Упрощать намного сложнее, чем усложнять, как ни странно, парадоксально. Упрощать намного сложнее. Усложнять всегда можно. Вот упростить, чтобы было просто и работало. А сложно это всегда пожалуйста. Ага, разобрались? Разобрались, хорошо. Сегодня оживились все, смотрите как хорошо. Прямо порадовали меня все вопросами. Вопросы это радость жизни, понимаете. Вопросов нет - смерть.

Духовное знание сжигает последствия материальной деятельности

00:18:48 Так, мы должны сейчас целый ряд стихов прочитать. С 36 по 39, да? 39, почему 39? Вообще по 40, да. Ну ладно, потом я разберусь. Сейчас по 40 да, прочитаем. Так, 36 где у нас, все прочитали дома, да? 36, страница 252.

00:19:47 Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая

00:20:04 36-й текст следите за мной, санскрит:
апи чед аси папебхйах
сарвебхйах папа-крит-тамах
сарвам джнана-плавенаива
вриджинам сантаришйаси

Перевод: «Даже если ты самый грешный из всех грешников, взойдя на корабль духовного знания, ты сможешь пересечь океан страданий»

00:20:33 37 стих:
йатхаидхамси самиддхо 'гнир
бхасма-сат куруте 'рджуна
джнанагних сарва-кармани
бхасма-сат куруте татха

Перевод: «О Aрджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности».

00:20:57 38 стих:
на хи джнанена садришам
павитрам иха видйате
тат свайам йога-самсиддхах
каленатмани виндати

Переводится так: «В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание. Это знание – спелый плод всей практики йоги. Тому, кто достиг совершенства в преданном служении, оно в свой срок открывается изнутри».

00:21:22 39 стих:
шраддхаван лабхате джнанам
тат-парах самйатендрийах
джнанам лабдхва парам шантим
ачиренадхигаччхати

Перевод: «Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, и, когда он обретает его, к нему тотчас приходит высший покой».

00:21:46 И 40 стих:
аджнаш чашраддадханаш ча
самшайатма винашйати
найам локо 'сти на паро
на сукхам самшайатманах

Перевод: «Но невежественные и неверующие люди, которые сомневаются в словах богооткровенных писаний, не способны обрести сознание Бога. Они опускаются все ниже и ниже. Сомневающаяся душа не знает счастья ни в этом мире, ни в мире ином».

00:22:15 Вот такие стихи, целый ряд об одном и то же в общем-то они говорят, поэтому я их вывел в отдельный ряд. И как мы выяснили, сейчас много чего называют духовным знанием. Однако истинно духовным знанием можно называть только знание о своей духовной природе, о том, что я есть душа. Только это знание способно дать нам освобождение. Только знание о том, что я есть душа, может дать нам освобождение, так как оно выводит нас из-под влияния материального тела. Тело давит на нас. Сейчас тело давит на всех. Оно сейчас давит, говорит: ну давай есть уже пора, спать уже пора. Давай, ты мужчина, ты женщина, давай, то есть он давит.

00:23:18 В молодости это не очень ощущается. В молодости даётся некоторая лёгкость, тело не так давит. И иногда он не чувствует, он летает, прыгает везде, через заборы перепрыгивает, пока наконец ногу не сломает, не успокоится, то есть и прыгает везде, летает, как заводной, ребёнок. То есть он не чувствует своего тела сначала. Но потом начинает чувствовать. Потом он чувствует каждый килограмм. Начинает замечать, что каблуки что-то часто стираются, понимаете, то есть давит. Одно из самых распространённых народных работ замена каблуков, нужно постоянно менять каблуки. Тело давит, пятки стираются, все, то есть все давит. Продавливает диван, в конце концов.

00:24:15 И в Ведах говорится, что тому, кто обрёл духовное знание, больше не нужно искать умиротворения вовне. Он может не искать умиротворения вовне. Он нашёл его прямо в себе, прямо внутри себя. И мы выяснили, что духовное знание включает в себя знание о душе, знание о Сверхдуше и их взаимоотношениях. Это знание сравнивается с огнём в этих стихах, так как такое знание сжигает дотла все последствия, как мы выясняли, не только греховных, но и благочестивых поступков. Как сегодня мы перечисляли, есть несколько типов кармических последствий, несколько стадий созревания кармы, но всё это превращается в пепел под воздействием истинного духовного знания, сгорает. И позитивная, и негативная карма просто выгорают в пожаре знания Бхагавад-гиты. Поэтому не каждый хочет, чтобы вся карма уничтожилась, хорошая и плохая. Поэтому часто человек пугается, послушает и убегает. А ведь сгорит же вся карма. А нам она пока нужна, карма нам нужна.

00:25:39 Духовное знание останавливает борьбу человека за существование. Нет ничего печальнее такой борьбы, которая продолжается уже миллионы жизней. Но человек вдруг раз и выходит из неё, из этой борьбы и все в шоке: как это так? Был нормальный человек, боролся за еду, за сон, за секс, за деньги, за должность, за все, за место под солнцем. Нормальный был человек, боролся за все. Вдруг раз перестал. Все, околдовали. Перестал бороться за существование, он перестал понимать зачем? Зачем бороться за существование, если мы вечны, понимаете. Зачем так сильно бороться-то? Не надо бороться, нужно жить разумно. И тоже самое будет, никакой разницы. Результат будет тот же абсолютно, потому что все, карма уже прописана, от неё не уйдёшь. А я хотел бы, не уйдёшь, понимаете. Не то, что будет тоже самое, а никуда не денешься, понимаете, деться некуда.

В чём состоит жертва за духовное знание?

00:26:58 Материальный мир сравнивается с океаном в этих стихах. Душа, упавшая в этот океан, должна постоянно бороться за свою жизнь в этом океане. Какое может быть счастье в таком положении? Бхагавад-гиту сравнивают с тем, кто протянул нам руку и вытащил нас на сушу. Что может быть ценнее такой помощи. Поэтому изучать Бхагавад-гиту нужно в такой сосредоточенности, как будто мы тонем и нас вытаскивают, как будто мы тонем, а нам протянули руку, чтобы не упустить этот шанс, как если бы мы боялись упустить руку спасателя, находясь во время шторма в океане. И духовное знание – это обязательное условие в деле избавления от страданий. Материальные страдания – это последствия нашей греховной деятельности, а сам грех – ничто иное, как результат отсутствия духовного знания. Вот это четкая цепь, мы её уже выяснили. И какова плата за духовное знание? Плата достаточно высока – это наша жертвенность. В чём состоит наша жертва за духовное знание? Она состоит в следовании правилам и ограничениям. Должна быть необходимая жертва, нужно следовать правилам, которые даются знанием. В знании всегда даются правила и жертвенность человека - это следование правилам и предписаниям.

00:28:38 Следования правилам – наша жертва, это наша плата за обучение. Знание всегда находится в нашем сердце, мы выясняли это сегодня, да? Но для того, чтобы его вспомнить, надо очистить своё сердце, а очищать сердце – это быть жертвенным. Очищает сердце жертвенность. Это мы долго разбирали, целый ряд стихов, все эти тонкости. Если знание получено, но человек не встал на путь правил и ограничений, то это не оплаченное знание. Это фактически украденное знание. Разве может знание принести счастье, которое получено путём обмана? Не может, понимаете, это невозможно.

00:29:38 Поэтому первым результатом очищения через оплату за знание приходит понимание, что я не могу развиваться без духовного наставника. Это мы также выясняли в предыдущих стихах. Это результат того, что действительно знание было оплачено. Человек вдруг понимает, что он не может сам развиваться, ему нужен кто-то, кто бы помогал ему. То есть истинное знание – это не ухищрения ума, не какая-то такая мыслительная способность. Истинное знание - это способность ограничивать себя ради духовного развития. Человек должен точно знать, ради кого он совершает все свои жертвы, ради кого он действует и указать на это может только духовный учитель, наставник.

Из чего состоит духовный путь?

00:30:35 Так в знании цели и добровольно принятых ограничениях начинается путь человека. Начинается путь, он проходит в три этапа. Первый этап в невежестве. В невежестве человек развивается в раздражённом состоянии, он раздражён, это первый этап. Его все немножко беспокоит, все немного подозрительно. Он ещё в незнании находится, раздражённый человек, его все раздражает. В страсти человек ищет наслаждений и достойного вознаграждения, он ищет какой-то награды, каких-то радостей, это вторая часть развития. А в благости человек желает только очищения. И только после очищения он начинает ясно видеть свою цель – Абсолютную Истину. Он начинает ясно видеть только после очищения. На первых двух этапах он не ясно её видит, так она где-то мерещится, где-то вдали. Вроде что-то есть, ну и нормально. Но он ещё её не видит, только после очищения, после этапа благости приходит видение Абсолютной Истины.

00:32:01 И как мы говорили, в чем эта идея Абсолютной Истины? Иллюзия – это видеть отличия, иллюзия заставляет нас видеть отличия, думать, что все отлично, мы все далеко, мы все разные. А истина – это видеть единство. Поэтому духовный путь - это умение видеть единство всего, всех живых существ, всего мира, этот пронизывающий эффект, мы говорили. Параматма пронизывает все, связывает всех нас. Абсолютная Истина – это видеть единство всех живых существ. У нас есть единая духовная природа. Мы все связаны со Сверхдушой, она присутствует во всём, в каждом атоме творения. И духовный учитель – это тот, кто видит это единство, а значит может открыть это видение другим. Раз он видит это, он может и нам дать это видение. Поэтому тот, у кого нет духовного знания, не может рассеивать сомнения, если нет света знания, невозможно рассеивать сомнения других. Они просто не рассеиваются, ещё больше затуманивается, ничего не поймёшь. То есть не может помочь, не может быть учителем, не может помогать другим.

00:33:29 Духовный мир – это место, где все служат Богу. Духовный учитель – это тот, кто знает как всех задействовать в служении Богу. Это великое искусство и обучиться ему можно только у истинного духовного учителя. Понять тонкости этой науки очень сложно. Однажды Шрила Прабхупада вышел на улицу и сказал какому-то человеку: «Доброе утро». И ученики его спросили: «Почему «Доброе утро»? Почему не «Харе Кришна!»? Почему не «Ом Намо Бхагавате Васудевая»? Почему? Почему «Доброе утро»? Почему вы так говорите?» Он ответил: «Когда люди отвечают нам этим добрым пожеланием, они начинают своё служение, так начинается их служение тем, кто уже занят служением Богу и это является началом их духовного пути, началом их духовного развития».

Кто такой духовный учитель?

00:34:32 Поэтому в Ведах говорится, духовный учитель – это тот человек, который всегда готов оказать почтение каждому и при этом не ожидает никакого почтения к себе, особое состояние сознания. Он может одухотворить каждого, показать путь каждого, задействовать каждого в служении. Духовный учитель – тот, кто стабильно идёт вперёд, ведя за собой других, это пример стабильности. Кто такой духовный учитель? Тот, кто даёт пример стабильности в развитии. Если мы стабильны, мы проходим все эти три этапа невежества, страсти, благости. Достаточно просто одной стабильности и эти этапы естественно пройдут. Для этого необходим баланс, мы говорили, баланс, который будет поддерживать наше вдохновение в нужной форме, поддерживать нашу стабильность, баланс, понимаете.

00:35:35 Мой учитель написал мне однажды, что жизнь – это всегда поиск баланса. Как только мы перестали искать баланс, это смерть. Как человек идёт по канату? Он балансирует с шестом и пока он ищет баланс, он жив. Перестал искать баланс - мёртв, разбился, понимаете. Жизнь – это поиск баланса. Это слова духовного учителя. Поэтому нужно всегда находить золотую середину между трудом и отдыхом. Это не так сложно. В конце концов, человек не может идти вперёд, если у него нет сил, чтобы вставать.

00:36:36 И духовный учитель знает то, что нам надо знать, то есть так и звучит - знает, что нам надо знать. Веды включают в себя миллионы стихов, в одной только Махабхарате 200 000 стихов, огромное количество стихов, понимаете. Никакой самой долгой жизни не хватит, чтобы их хотя бы внимательно прочитать хотя бы на один раз. Но слава Богу, у нас есть духовные учителя, которые знают, что человеку достаточно изучить, чтобы стать по-настоящему духовно развитой личностью. Что ему достаточно изучить, чтобы разобраться во всём, стать свободной личностью, счастливой личностью. Именно по этой причине нет смысла в самостоятельном изучении священных трактатов, мы просто потеряем время, слишком много всего, знания бесконечное количество. Необходимо знать, что важно, понимаете. Духовный учитель - это не тот, кто прямо знает все наизусть, нет. Он знает, что важно, что актуально, чего достаточно, в конце концов.

00:37:59 Это также является частью того, что мы несём окружающим. Если мы показываем хороший баланс своей жизни между материальным и духовным, медленно, но верно это оказывает своё воздействие на сознание других людей. Словами зачастую очень сложно что-то объяснить, но реальный пример сбалансированной жизни – это то, что не так часто встретишь в нашей реальности, не так уж это распространено, к сожалению. Поэтому тот, кто соблюдает баланс, приносит благо всем, кто его окружает. Такой несущий благо всем, даже если у него нет возможности прямо говорить о Истине, ещё что-то, но если он сбалансирован, как мы говорили да: активность в реальных действиях, эффективность и высокая духовная цель. Вот это дает самое лучшее воздействие, максимальное воздействие. Фактически этого достаточно. Вот такие примеры самые лучшие примеры. В общем-то, монашеская жизнь - это не пример, отречение это не пример. Это такие эксклюзивные виды жизни, экстремальные виды жизни, это не пример. Пример - это успешный домохозяин с высочайшими духовными целями, вот это пример, факт. Может дать очень большое воздействие, так как он вынужден общаться с людьми, это социальное положение. Поэтому он вынужден фактически давать хороший пример другим. Ага, вот по этой части мне вопросики задайте, пожалуйста.

Ответы на вопросы

Что значит принять духовного учителя?

00:40:16 [Вопрос]: «Можно вопрос? Я знаю, что многие [неразборчиво] они стремятся получить инициацию [неразборчиво] у духовного учителя. А как же они будут с ним общаться, если они [неразборчиво] часто посещать святые места. Как они будут задавать такому духовному учителю вопросы, служить ему, как это рекомендует Бхагавад-гита?»
[Рузов В.О.]: Да, чем практичнее связь, тем лучше. Поэтому наш принцип практичности. Нужно быть достаточно разумным, чтобы не идти на поводу у какого-то престижа, эзотеричности, каких-то ложных ожиданий. То есть учитель - это учитель. В общем-то, его обязанность давать пример, но если ученик не видит примеров, ему очень сложно развиваться. Тогда нужно быть очень сильным учеником. Думать о себе как о сильном ученике немножко нагловато. Лучше о себе думать как о слабом ученике. А слабому ученику нужен реальный пример. Поэтому ему будет сложнее, ему придётся искать других наставников, ему придётся просить помощи у других, могут быть противоречия, ещё что-то, то есть жизнь будет сложнее, факт. Поэтому нужно быть практичным и стараться не идти на поводу у эмоций. Нужно подождать, когда эмоции пройдут, понимаете. Должна быть какая-то связь, должно быть понимание.

00:42:05 Учителя нельзя принимать, как какую-то, так сказать, символику. Как символ, поставил дома фотографию и все, и молишься на фотографию. На стену повесил портрет, как символ, как Ленина, знаете. Нет, учитель - это связь. Да, она тоже не такая, не панибратская связь. Это не значит, что по каждому поводу нужно тревожить учителя, понимаете. Но это значит, что пример должен быть достаточно видим, то есть он должен быть на глазах более менее. Не прямо в соседней комнате, но чтобы это было как-то реально. Поэтому не стоит торопиться. Стоит хорошо обдумать, на какой основе я принимаю своего учителя.

00:43:05 То есть что такое принять учителя? Принять учителя значит служить ему. А как служить тому, кого нет? Это очень хитрое служение, так сказать, благовонием фотографии перед носом помахать. Это очень весело, здорово, очень эзотерично, но нужно реально помогать миссии своего учителя. Что такое ученик? То есть ученик это тот, кто помогает своему учителю, нужно реально как-то помогать. И нужно быть очень сильным и очень разумным, чтобы помогать на большом расстоянии. И опять-таки лучше так не думать о себе, что я такой сильный и разумный. Ну или хитрым, да. Поэтому у каждого, конечно, всё это индивидуально и нельзя оценивать, как кто это делает, это личное отношение всегда. Но сам принцип, что нельзя забывать о практичности, нельзя идти на поводу у сентиментальности. Потому что неофит - это сентименталист, то есть у него все на чувствах. У него слишком много чувств и мало разума, он идёт за чувствами. Все, у него слезы текут: «О, я увидел этого учителя, у меня слезы потекли. Все, это мой учитель» Ну и что, у тебя кошелёк украдут, тоже слезы потекут. А не дай Бог дом сгорит, такие слезы будут течь целый месяц. Это сантименты.

00:44:26 Нет, учитель - это реальное желание ему помогать. Поэтому нужно сначала тренироваться ему помогать. Если это будет получаться, вот можно принимать учителя, понимаете. То есть это нечто более реальное. У нас это как такое как чудо: гуру в Индии. Это западное влияние. «У тебя есть гуру?» «Есть» «А где он?» «Где-то на Юпитере», понимаете. И так же и тут, понимаете? Гуру где-то в Алахабаде, это как гуру на Юпитере. То есть да это, конечно, здорово все, замечательно, это связь с парампарой, но она должна практическое воплощение находить, знание должно на практике как-то проявляться. Например, мы знаем, что у нас есть гуру, а что мы делаем дальше? Что мы делаем с этим знанием? Поэтому это ворованное знание. То есть мало просто умиляться и всем говорить, никому это не интересно на самом деле. То есть человек думает, что это даёт ему какое-то предпочтение, какой-то почёт, что это делает его на какую-то ступень выше.

00:45:30 Никого не волнует, есть у вас учитель или нет, сразу предупреждаю. Всем абсолютно по мриданге, понимаете. Никого не волнует, сколько у вас инициаций, сколько вы лет духовно развиваетесь, сколько вы кругов мантры повторяете. Это волнует только тех, кто это сам плохо делает, понимаете. Вот тот, кто сам плохо мантру повторяет, его волнует, сколько вы мантру повторяете, понимаете, да. Поэтому можете не волноваться. Никого не волнует, какая у вас стадия духовного развития, всем все равно, понимаете. И поэтому ради престижа всё это делать, это глубокое разочарование. Человек думает: «Съездил в Индию, приеду, меня будут на руках носить, будут благословлять, все, я в Индию приехал.» Он был в Индии. «Ну и что?», - все скажут, - «Сколько сот раз ты был в Индии? Один? Хе-хе», понимаете. «Ну и что? И где ты был? Назови то место, правильно произнеси его. Бриндабан?», понимаете. А его именно так произносят, просто никто не знает. То есть они «в» как «б» произносят, да? Бриндабан, понимаете. Это у нас такое русское произношение. У нас все на русский манер немножечко, да? Да. Там никто понять не может, что там, да не записывайте, не надо, туда приедете, там разберётесь, да.

00:46:58 То есть сам принцип, понимаете. То есть мы думаем, что это я рассказывал, помните, по субботам анартха Абсолютной Истины, когда человек приближается к чему-то возвышенному, к чему-то высокому и огромному, то он себя считает частью этого сразу же, что он получит тот же самый эффект, что его также будут считать огромным. Что если он съездил в Индию, то его будут считать представителем Индии здесь. Что если у него есть учитель, то его будут считать представителем учителя. Э, никто, никому это не нужно. Поэтому он разочаровывается, когда получил одну, вторую, третью, сорок восьмую инициацию. Я видел человека, который 10 сампрадай сменил. Везде получил по 3 посвящения. Такой грустный человек, понимаете. «А у меня 12 посвящений», - он говорил. «Да, я во всех сампрадаях, на всякий случай, мало ли что, понимаете. Вот, везде был, все посвящения получил, все.» Знаете такое вот, эзотерика такая.

00:47:59 Люди приходят и они все время меня спрашивают, я ничего не могу понять. Когда приходят эзотерики, они спрашивают: «А когда будет посвящение? » Я говорю: «Какое посвящение?» «Ну в конце семинара должно быть посвящение, когда будет посвящение?» Я говорю: «Вы посвящены. Все, тот, кто пришёл, уже автоматически посвящён.» Когда приезжаю, мне страшно, что все приходят: «Когда? Мы только можем на посвящение прийти, а на лекции нам некогда. Мы только вот. » И у них такой склад вот этих у дипломов, все, они посвящены во все, понимаете, вот они уже даже не помнят, во что они посвящены. Нет, нужно быть практичным. Нужно понимать, что это нужно только нам. То, что мы делаем, нужно только нам, никому это больше не нужно. Это нужно делать с полным осознанием реальности, что это мне нужно. Нужно делать так, чтобы это в моей жизни действительно работало. Мы это не для кого-то делаем, не для престижа, не для тех, кто на нас смотрит, не для тех, с кем мы за одним столом сидим, нет, нет, нет. Это нужно делать для себя.

00:49:09 В этот раз мы решили на Курукшетру поехать. Поедем на Курукшетру. Раз мы Бхагавад-гиту изучаем, надо. Все едут на Курукшетру, я хочу её отснять хорошо, если получится, съездить, отснять, все могли посмотреть это поле боя, очень интересно, очень красиво. Поедем на Курукшетру, заедем обязательно. То есть сейчас мы планируем, если получится заехать на Курукшетру, поклониться святому месту. Но это не значит, что мы станем частью Курукшетры, частью этого великого события. Нет, мы просто получим личное благо, мы сможем в это слово внести уже какое-то более глубокое осознание для себя, уже при слове Курукшетра у нас будет что-то в сердце происходить. Это святая земля Курукшетры проникнет в наше сердце, если получится. Вот в этом принцип.

В чем принцип огня?

00:50:07 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, принцип взаимодействия души и Сверхдуши как бы выражается, как сравниваются [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Да.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Йога, молитвенная практика.
[Вопрос]: « Почему это выражается огнем?»
[Рузов В.О.]: Огонь, потому что духовная практика вырывает душу из плена материальной энергии. Поэтому душа, скажем так, если бы это было сравнение с океаном, то когда душа выходит из океана, выходит на берег, то под лучами солнца она высыхает, вся вода высыхает на ней. Также и карма, когда душа выходит из под влияния материи, служа Сверхдуше, общаясь со Сверхдушой, развивая свои взаимоотношения в йоге со Сверхдушой, она выходит из под влияния материи и в лучах Сверхдуши вся карма высыхает, как эти капельки сгорают, ничего не остаётся, признаков воды не остаётся. Она вся высыхает, уходит, да.

00:51:20 [Вопрос]: « Вот считается, воздействие Сверхдуши на душу [неразборчиво] как очищающее действие, сравнивается как очищающий огонь».
[Рузов В.О.]: Да. Огонь очищает все, в этом принцип огня. Поэтому и сгорают наши грехи. То есть близость к огню все сжигает. Поэтому душа вечна, то подходя к огню Абсолютной Истины, Абсолютная Истина, в Ней этот смысл, Она источник всех энергий, то есть по нашему обжигающий, энергия обжигающая. И когда мы к Ней подходим, сгорает все, кроме души, потому что душа вечна, она не сгорает в огне. Помните вторую главу? Поэтому мы подходим к источнику огня к Сверхдуше и сгорает все, кроме души, душа остаётся, отряхнулись, пошли дальше.

00:52:24 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну это огонь, просто он имеет другую природу, но это также огонь. Есть огонь реальный, да? То есть тот, кого мы видим глазами, огонь как химическая реакция, как формулой описывается. Один вид, когда, например, дерево горит. Есть огонь, например, пищеварения. Тоже горит, пища горит в желудке, тоже химической процесс, какие-то кислоты, щёлочь, я не знаю, не специалист, но тоже горит, тоже сгорает, понимаете. Есть огонь умственный, тоже горит, тоже нагревается, мозги нагреваются, замечали нет? Есть гормональный огонь, тоже у человека глаза вываливаются, начинает бежать куда-то, искать, ему срочно нужно на свадьбу куда-то жениться, жениться хочу не могу. Не хочу учиться, хочу жениться, все.

00:53:30 Этот огонь вот такой он бегает туда сюда по телу. Человек, который не контролирует себя, у него этот огонёк он бегает по телу: то в уме горит огонёк, то пищеварения огонёк, то жениться охота, то то, то сё. То есть огонёк, человек-огонёк, понимаете, да. Поэтому он ещё и зажигает, такой зажигательный человек, понимаете. В этом принцип. И также огонь духовной жизни - это духовный огонь. Поэтому, попадая в него, мы начинаем ощущать этот жар, который сжигает нашу карму, мы начинаем её чувствовать, карма сжигается. И мы даже видим это своими глазами, например, во время огненной церемонии, когда вы берете зерна и бросаете в огонь. Бросали зерна в огонь? Кто-то бросал. Вы можете увидеть, как это происходит. В этот момент в этот видимый огонь входит Сверхдуша, Вишну входит в этот огонь. Призывается тот священник, который призывает огонь, он призывает Вишну. Этот огонь язык Вишну и он сжигает карму, бросает. Мы берём зерна, карма входит в зёрна, поэтому бросаются эти зерна и карма сгорает, карма сгорает.

00:55:02 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Не страшно, процесс действует. Много всего. А ритуалы один из самых широких разделов знания. Это самый многогранный раздел знания, столько тонкостей, упаси Бог, столько тонкостей. Поэтому про это вы всю жизнь будете узнавать что-нибудь новое каждый раз, даже и не волнуйтесь по этому поводу.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ага, ещё вопросики?

00:55:55 [Вопрос]: «То есть [неразборчиво] когда огонь в груди, да, [неразборчиво] сжигать карму, да?»
[Рузов В.О.]: Ну не знаю, что там в груди.
[Вопрос]: « Нет, ну вот допустим, когда испытываешь любовь к каждому, кто вокруг тебя находится, получаются руки горячие становятся, ноги и вот тут как будто шар образуется».
[Рузов В.О.]: Да? Это у вас индивидуальная реакция. У меня вот не образуется. Руки холодеют. Это индивидуальная реакция, поэтому в Ведах рекомендуется не обращать на индивидуальную реакцию. То есть это не будет в виде потепления. То есть духовные процессы не в виде потепления в разных частях тела происходят, это материальные процессы так происходят. Это как раз вот гормональный огонь, это любовь на уровне гормональных процессов, это не духовная любовь, а гормональная, она в определённых местах как раз дислоцируется, это факт, к сожалению.

00:57:01 Поэтому это не смешно, это так, это факт, поэтому не радуйтесь сильно, так у всех, то есть это абсолютно нормально. Но не путайте материальную любовь с духовной. Духовные признаки любви это очень возвышенные признаки любви и они, так сказать, в себе не ищутся на первом этапе, они приходят на последнем этапе. Поэтому что бы в теле не происходило, не обращайте внимания, не анализируйте, на записывайте, никому не говорите.
[Вопрос]: « То есть то, что происходит, просто нужно сворачивать, да?»
[Рузов В.О.]: Оно просто происходит и пусть. Там какие-то процессы идут, пусть там все время что-то идёт, что-то булькает все время, все время какой-то процесс, понимаете. И когда мы чем-то занимаемся, чем-то необычным, чем-то новым, оно тоже все как-то по другому булькает, что-то происходит, но это телесные процессы, понимаете.

00:58:00 Поэтому не обращайте внимания, это мешает, это помеха. То есть если мы, идя по духовному пути, обращаем внимание на материальные процессы, это начинает мешать, понимаете. Например, человек пошёл на лекцию, вышел на улицу, там дождь пошёл. Он сильно расстроился, вернулся домой, понимаете, очень просто. То есть если мы идём духовным путем, на материальное не обращайте внимания. Вот если нужно что-то материальное узнать, то тогда нужно температуру мерить, пульс щупать, понимаете, на язык смотреть. Действительно, если где-то очень горячо, тут печень, там то, сё там. Мама трогает температурку. То есть, если мы хотим материальную диагностику произвести, тут врач будет спрашивать где горячо, что болит. Но духовная диагностика другая. Это будет только мешать, понимаете.

00:59:08 Поэтому не обращайте внимания ни на что. Даже если у вас изо лба вылетит красный шар и семь раз вокруг вас облетит, понимаете, громко повторяя Ом, Ом, Ом, Ом, Ом, Ом, Ом, лягте поспите и все пройдёт и никому об этом не рассказывайте, понимаете. То есть какие-то могут вещи происходить, йога - это мистический процесс, поэтому какие-то вещи происходят. Но йог на них не обращает внимания. По-настоящему мистические вещи всё равно ни с кем не произойдут, слишком дорого это стоит, поэтому не надейтесь. А то, что с нами происходит, это больше такие, знаете, побочные явления. Это эзотерики это не любят, но при пищеварении есть явление отрыжка называется. И вот когда у человека начинаются иногда галлюцинации, это вот эзотерическая проблема, это называется эзотерическая отрыжка, понимаете. Поэтому не обращайте внимание на отрыжку. Отрыжку нужно что делать? Скрывать, понимаете. Потому что духовно развитые люди они понимают в чем смысл. Очищение вещь духовная, не материальная, да? Разобрались? Ага, что-то ещё волнует?

Как нужно обращаться к Богу?

01:01:04 [Вопрос]: «Можно я ещё на всякий случай спрошу? [неразборчиво] То есть если в отношении Абсолютная Истина для нас Отец, а мы все дети, насколько ли правильно к Отцу по имени обращаться? То есть мы же к отцу не обращаемся по имени, мы просто «папа» и все, а тут столько имен и мы все время по имени».
[Рузов В.О.]: А мы не по имени обращаемся. Мы обращаемся со всеми регалиями. Как обращаться к Богу написано в самом начале Бхагавад-гиты, можете открыть, посмотреть. 17 страница, как надо обращаться к Богу. Зачитываю:
ом агьяна тимирандасья гьянанджая-шалакая
чакшур унмилитам йена тасмай шри гураве намаха
шри-чайтанья-мано бхиштам стхапитам йена бхутале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванде'хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам шри гурун ваишнавамш ча
шри-рупам сагараджатам саха-гана-рагхунатхатан-витам там са-дживам
садваитам савадхутам париджана-сахитам кришна чайтанйе-девам
шри-радха-кришна- падан саха-гана-лалита-шри-вишакханвитамш ча
хе кришна каруна-синдхо дина бандхо джагат пате
гопеша гопика-канта радха-канти намо'сту те
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари прийе
ванчха-калпатарубхьяш ча крипа синдхупьйа ева ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха
Шри Кришна Чайтанья Прабху Нитьянанда
Шри Адвайта Гададхара Шривасади Гоура бхакта вринда
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

01:02:56 Вот так вот, а не так, что: эй, Бог, есть разговор. Говорится, к Богу нужно обращаться с великим почтением. Поэтому как насколько можете, настолько почтительно обращайтесь. Ну вот хотя бы это прочитайте для начала, понимаете.
[Вопрос]: «Это как утренняя молитва?»
[Рузов В.О.]: Да, это как обращение перед какой-то деятельностью духовной, перед тем, как мы хотим что-то делать духовное, нужно прочитывать эти молитвы. Мангалачаран называется.
[Вопрос]: «Перед чтением джапы, да?»
[Рузов В.О.]: Да, можно. Ну перед любым духовным действием можно прочитывать. Просто обычно для скорости все урезается до одной предыдущей молитвы, которая перед мантрой, но в действительности, например, перед лекцией все читается да, например, вы слышали, когда я читаю в более спокойной атмосфере, я полностью прочитываю что-то или урезанный вариант читаю.

Что такое молитва?

01:04:00 [Вопрос]: «А молитва работает, если [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Молитва ни на кого не работает. Молитва - это не лопата, это не работник, понимаете. Это мы должны работать, понимаете, для Бога.
[Вопрос]: «[неразборчиво] она оказывает своё действие, если мы читаем [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Молитва ни на кого ничего не оказывает, понимаете. Молитва - это наше обращение к Богу, то есть это не инструмент. Это не сверло, которым нужно просверлить дырку в материальном мире. Молитва - это наше обращение, молитва - это наше чувство. То есть молитва, то есть буквально молитва звучит как: я люблю Тебя, скажи, что я могу для Тебя сделать? Понимаете? Поэтому что значит молитва работает? Молитва работает это значит, если это перевести, что я начинаю что-то делать для Бога реально. Но это не какой-то сверлильный агрегат или точильный, который должен нас обточить или просверлить. Нет, молитва - это реальное обращение к Богу за тем, чтобы Он сказал нам, что нам делать.

01:05:06 Поэтому если вы узнали, что вам делать, значит все хорошо, молитва сработала, понимаете. Как узнать, что нам делать? Нужно к представителю Бога обратиться. Поэтому если человек просто молится Богу и ничего не делает, вот он пытается просверлить небо, чтобы в эту дырочку увидеть Бога, нет. В действительности, молитва - это уже благодарность за то, что нам дана работа для Бога, нам дана деятельность в духовной жизни и мы просим, чтобы нам был дал разум осуществить это максимально наилучшим образом. Поэтому не говорите никогда «молитва работает», потому что молитва - это сам Бог. Не Бог на нас работает, мы работаем на Бога, понимаете. Не заставляйте Бога на себя работать, вы должны работать для Бога. Разобрались?

01:06:05 [Вопрос]: « Значит я просто неправильно поняла в лекции там тысячи имён Бога. Значит это буквально понимается».
[Рузов В.О.]: Вишну Сахасранама, 1000 имён Вишну, да. Вот представьте, к Нему обращаются из тысячи имён. Вот молитва, 1000 имён Вишну, Шри Вишну Сахасранама. Все они перечисляются. Когда мы говорили, жених несёт невесту, на каждой ступеньке имя говорит невесты. Все, он больше 10 слов сказать не может, даже назвать её нормально не может. Все, у него все сводится потом к чему-нибудь простому, дорогая - это будет самое доброе слово, которое у него останется. А тут сразу видите Шри Вишну Сахасранама - 1000 имён моего любимого Бога. У других конфессий волосы дыбом встают и они падают под стол в этот момент, да. Но это почтительное обращение к Богу, 1000 имён, просто.

01:07:11 Только чтобы прочить, в некоторых городах это такое служение у брахманов. Они рано утром выходят, садятся на какую-нибудь колокольню высокую и в рупор читают эту молитву, 1000 имён так долго, все утро, и люди просыпаются под это, самый хороший будильник, просыпаются под эту молитву. Если хотите себе дома куда-нибудь закачайте, чтобы оно по времени включалось и вас этой молитвой будило очень хорошей, просыпаешься под 1000 имён Вишну. На каком имени я сегодня проснулся? Очень интересно, да. Поэтому это не просто так, нет такого как раз панибратства, нет. Должно быть сначала уважительное отношение. Мы говорили, отношение развиваются и даже чтобы достичь дружелюбия, то есть дружелюбие - это стадия уважения. Поэтому сначала развивается с Абсолютной Истиной почтительно-уважительные отношения.

01:08:18 Вообще первая стадия страх. Но это, так сказать, не наша традиция. Но есть много традиций, которые со страха начинают. То есть сначала человеку говорят, что в ад пойдёшь и сгоришь в гиене огненной, шансов нет. Но мы начинаем уже со следующего уровня, с уважения, с почитания, с уровня айшварьи. Айшварья - это, буквально говорится, царское поклонение, то есть мы уважаем как царскую личность, как царя всего мира. И вот это уважение даёт возможность уже перейти на более близкие отношения. То есть нельзя с дружбы начинать: здравствуй Бог, вот и я, понимаете. Нет, сначала с уважительных отношений начинается, а там посмотрим, там высокие материи. Наш уровень - это уровень уважительный. Поэтому выучите какие-то уважительные молитвы. Подошли к алтарю, вы будете выглядеть очень уважительно сами, что пришли в храм, подошли к алтарю и прочитали Шри Вишну Сахасранама, пара людей точно, упадут услышав, как вы Шри Вишну Сахасранаму читаете перед открытым алтарём.

01:09:43 Преданные не утруждают себя иногда такой почтительностью. Но это тот уровень, через который нужно пройти. Нельзя им пренебрегать, это оскорбительно может быть. Нужно быть очень почтительным. Поэтому говорится, даже если вы берете трактат, нужно руки помыть перед этим, берете чётки, нужно руки помыть перед этим. Чтобы вы ни делали, нужно все какие-то хотя бы обряды чистоты совершить. Разобрались? Нет сомнений? Все довольны? Никто не обиделся? Так мы в шутку всё это говорим, вы не думайте, что я прямо так от чистого сердца. Если я буду говорить от чистого сердца, вы больше никогда сюда не придёте. Поэтому мы так в шутку, это не страшно. Спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 05 March 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 31 March 2014