Для чего нужны жертвоприношения?

01 January 2008
Почему Истина не открывается нам? Для каждого поведения предписаны определённые правила. Что делает человека счастливым? Для чего нужны ограничения? Деятельность ради знания. Притча о довольном слоне. Как найти счастье? В чём секрет щедрости? Почему трудно принять чужую точку зрения? Что такое жертвоприношение? Ответы на вопросы: В чем заключается идея воспитания? Виды жертвенности.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:02:30 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 582 | скачано: 792 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Вопросов нет. Хорошо. Следующие 2 стиха я прочитаю, если мне книгу даст кто-нибудь, будет много пользы от этого. Уже примерно 100 лекций мы прочитали, не выработался навык. Следующие стихи, 4 глава, пожалуйста, откройте учебник, 31 стих. Я просил всех прочитать до конца главы, все прочитали, 31 стих, 247 страница:
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая

00:01:13 31 стих, посмотрите, здесь в общем-то 2 строчки всего. Звучит так:

найам локо 'стй айаджнасйа
куто 'нйах куру-саттама

Переводится так:
«О лучший из рода Куру, тот, кто не совершает жертвоприношений, никогда не будет счастлив на этой планете или в этой жизни, что же тогда говорить о следующей?»
32 стих:

эвам баху-видха йаджна
витата брахмано мукхе
карма-джан виддхи тан сарван
эвам джнатва вимокшйасе

00:01:55 Переводится так:
«Все эти жертвоприношения предписаны Ведами, и каждое из них порождено определённой деятельностью. Зная об этом, ты обретёшь освобождение».
И 33 стих, завершающий в этом ряде:

шрейан дравйа-майад йаджнадж
джнана-йаджнах парантапа
сарвам кармакхилам партха
джнане парисамапйате

«О покоритель врагов, жертвоприношение, совершенное в знании, лучше, чем просто принесение в жертву материальной собственности. Но, в конечном счёте, все жертвенные обряды приводят человека к трансцендентному знанию, о сын Притхи».

Почему Истина не открывается нам?

00:02:40 Завершающие стихи, которые закрывают эту тему в данной главе. Разобрали мы это достаточно серьёзно. Целый ряд лекций у нас прошёл на эту тему. И что здесь подводится как итог? Говорится о том, что знание об Истине не открывается нам, не открывается человеку по одной простой причине - нам мешают последствия нашей деятельности, нам мешают последствия того, что мы понасовершали в прошлом, мешают последствия греховной деятельности, то есть приходят эти последствия и не дают нам приподнять голову. Как, например, в трактатах о психологии говорится, что если человек смотрит вниз все время, значит его голову придавили последствия его деятельности и он находится в суровых размышлениях, постоянно думает о чем-то прошлом, прошедшем, на него давит это. Если человек смотрит прямо, он думает о настоящем, у него сегодняшние задачи, он ставит перед собой цель какую-то сегодняшнюю, в настоящем, решает какую-то актуальную задачу. Если человек смотрит вверх, то его какие-то мысли, мечты о будущем обуревают.

00:04:19 И вот так прошлое придавливается, знание придавливает мышление, придавливает даже видение и человек все время вниз устремлён. Его задача с чем-то прошлым разобраться, как-то расквитаться, убежать от него, в конце концов, чтобы это прошлое не достало. Человек пытается спрятаться от последствий своих действий. Если человек что-то украл, он должен прятаться. И он боится встретиться с теми, у кого он украл. Поэтому вор-профессионал старается не воровать в своём городе, он не сможет в нём жить, он не сможет на улицу выйти, иначе его узнают просто. Поэтому он едет куда-то, в какой-то другой город, в какое-то другое место, иначе его настигнут последствия его деятельности. Поэтому какая-то схема отлова воров достаточно проста, нужно на выходе вора искать. Он должен убегать из этого места. И он боится, на воре и шапка горит, боится. Если закричать вор, то вор вздрогнет.

00:05:36 И причина этой неправильной деятельности, причина самих этих греховных поступков, нехороших поступков, основная причина является незнание Истины, посмотрите как интересно получается. То есть познать Истину не дают последствия прошлой глупой деятельности, и совершать эту глупую деятельность заставляет незнание Истины. Это называется калачакра или самсара, бесконечный круговорот, белка в колесе. Вот то, что изображается как колесо, на всевозможных открытках, плакатах, вот это есть бесконечная запутанность, некоторый заколдованный круг. И душа крутится в этом беличьем колесе миллионы рождений.

00:06:37 И всё было бы очень грустно, если бы не было выхода. Но выход есть. И в этих стихах говорится об этом выходе, который возможен только в человеческом рождении. О чем говорится? О жертвенности. Что методом выхода из этой ситуации является система щедрости, система жертвенности, жертвенного настроения, особого настроения. В общем-то, единственная лазейка, через которую можно выбраться из этой западни, из этого бесконечного круговорота запутанности, то, что мы обсуждали на прошлой лекции. И выход лежит через правильное поведение, мы говорили об этом, что необходимо точно разобраться, что такое правильное поведение, которое называется ягьей или жертвенностью.

Для каждого поведения предписаны определённые правила

00:07:39 Для каждого поведения предписаны определённые правила. И когда человек действует по правилам, это называется жертвенностью. То есть человек отдаёт часть своей свободы, отдаёт часть своей глупости, отдаёт часть своего желания наслаждаться свободой, он отдаёт в пользу правильности действий. Как хочется водителю, так сказать, поездить налево направо. Но он жертвует этой своей свободой в пользу правильного движения, в пользу правил дорожного движения, в этом его жертвенность. Ему хочется ехать 150, но знак ограничивает до 80. И он жертвует это, он жертвует своим счастьем, кажется счастьем жертвует, но ради чего? Ради правильности поступка, ради того, чтобы потом в будущем не было глупых последствий, а то и крайне ужасных последствий. Он готов на это пойти, в этом принцип. То есть выход через правильное поведение.

00:08:37 Поэтому для каждого поведения предписаны определённые правила, которые позволяют человеку вести себя возвышенно. Не глупо, а возвышенно. То есть глупо - это когда мы жертвуем всем ради собственного наслаждения, это глупое поведение. Возвышенное поведение - это когда мы готовы отречься от своего временного счастья ради будущих хороших последствий, ради своего же хорошего будущего, посвящая свою деятельность духовному самосовершенствованию. То есть чем-то от чего-то человек отрекается, от какого-то удобства. Мы должны это делать, иначе мы теряем результат. Необходимо быть достаточно готовым к жертвенности.

00:09:34 Сегодня плохая погода, и когда ехал я встал в какую-то жуткую пробку вообще и не было шансов, в принципе. Я сидел, уже взял телефон, чтобы позвонить секретарю, сказать сегодня не будет лекции. Перед юго-западным я встрял в пробку в жуткую, бесполезно было. И потом я подумал: ну надо, в конце концов, применить принцип жертвенности, не зря стихи проходим, нужно что-то сделать хотя бы попробовать. Я вышел из микроавтобуса и попробовал через поле пешком пройти. Ну подумал, почему не попробовать. Получится получится, ну упрусь куда-нибудь ну ладно, потому что трасса рядом в общем-то, а пробка не даёт этот поворот пройти и поле. В общем-то, приятно сидеть в микроавтобусе и осознавать, что не получилось, поеду домой отдыхать, в общем-то здорово. Ну и подумал, ну надо же какое-то усилие приложить в этом плане. Пошёл и за мной какая-то толпа увязалась и мы радостно вышли на трассу и сели, спокойно доехали.

00:10:33 В общем-то, должна быть какая-то готовность во всяком случае теоретическая, что хотя бы попробую как-то, пожертвовать чем-то, своими удобствами ради какого-то результата, почему нет, ради совершения действий. Очень легко взять и сослаться на собственную чувственную радость. Так легко сидеть и наслаждаться теплотой. Я заметил, что всегда, когда плохая погода, у нас резко уменьшается некоторая посещаемость. То есть мы иногда не готовы на какую-то жертву. Это нормально, это постепенный процесс. Ну хотя бы попробовать человек должен, так сказать. Даже если плохая погода, нужно все равно, как минимум, выйти на улицу, посмотреть: а так ли она плоха. Знаете, из окна погода всегда страшная, замечали, нет? Вот смотришь, ужас. Но выходишь, нормально, тепло, и весело, и ветерок, и можно идти. То есть страх всегда больше, чем реальность. У страха глаза велики. И жертвенность позволяет преодолеть эту собственную глупость. Если мы готовы к жертве, то мы должны выйти, как-то проверить, так ли это действительно, попробовать, сам принцип в этом находится.

Что делает человека счастливым?

00:12:00 Человек должен тренироваться. У него должна быть какая-то активность. Иногда сама природа, сама ситуация заставляет человека к этой жертвенности привыкать. В общем-то, мы должны даже радоваться в какой-то мере тем трудностям, которые выходят перед нами, мотивируя нашу жертвенность. Потому что, в конце концов, мы выясняли, жертвенность приводит человека к счастью. Мы в этом разберёмся. То есть для каждого действия предписаны какие-то правила поведения. Такой человек учится действовать без глупостей, фактически учится действовать без греха и подымается до духовного мировосприятия, до возвышенного мировосприятия, до такого уровня, который не так часто можно встретить в обыденной реальности, особое мышление. Он не греховно зарабатывает себе на жизнь, он не греховно отдыхает, не греховно общается.

00:13:13 Всё это приводит к тому, что его жизнь естественным образом налаживается, перестают приходить плохие последствия. Вот эти не греховные советы мудрецов, которые мы изучаем, приводят человека к естественному процветанию, если применять современное слово. Такое процветание состоит в том, что человек естественно получает то, что ему необходимо, то есть он естественно получает позитивные последствия. Негативные последствия отнимают позитивные последствия, такой плюс на минус. То есть что-то пришло, но минус всё это аннулировал. Когда с минусами более менее покончено, приходит плюс, нормальный, так сказать, человеческий плюс. Минус его не аннулирует. А иначе человек вынужден постоянно тратить свой плюс на минус, плюс на минус и у него появляется некоторое состояние недостаточности. Поэтому человек естественно получает то, что ему нужно для спокойной жизни, питание уж точно он получает, абсолютно спокойно.

Для чего нужны ограничения?

00:14:26 Поэтому следуя разумным правилам, ограничениям, можно по-настоящему решить свои первичные экономические проблемы. Современная новомодная идея процветания состоит в том, что человек пытается прилагать сверхусилия. В результате не наладив правильность деятельности, он совершает ещё больше глупых поступков и всё равно полученный сверх плюс аннулируется сверх минусом. Он не изучает правила самого поведения, он изучает только результат. Но если поведение само выходит за рамки разумного, то в результате минус убирает плюс и опять результат нулевой. Нужно быть крайне аккуратным в этом плане.

00:15:24 Но после того, как у человека перестаёт болеть голова о насущных проблемах, скажем так, он смог этого достичь и достаточно легко. Я могу сказать, что если человек примерно год действует на правильной основе в разумных рамках и ограничениях, он понимает, что он делает, то за год все его проблемы разрешаются. За один день, конечно, не получится, но насколько я наблюдал реальную активную деятельность в этом направлении, примерно за год, ну за два, за три точно. То есть у человека налаживается первичное спокойствие. Но дальше получается, однако появляется следующая проблема. Когда насущные проблемы уходят, у человека естественным образом просыпается желание чувственных удовольствий. Когда жизнь наладилась, хочется отдохнуть, понаслаждаться, то есть естественным образом.

00:16:22 По этой же причине, например, монахам не рекомендуется жить в комфорте. Видите, они себя естественно ограничивают. То есть какая-то келья, в разных традициях разные кельи, минимальная одежда, работа, минимальное питание, все очень хорошо продумано, именно для этого. Потому что успокоенность в плане уюта, комфорта и процветания, естественным образом, приводит к желанию наслаждения, что противоречит, например, монашескому образу жизни. Поэтому есть это ограничение. И если человек идёт по этому пути, по пути решения своего экономического какого-то состояния, то он должен понимать, что в этом плане ему нужно продолжать свой контроль и для контроля ему рекомендуется семью создать. Если он не создаст семью, то это потянет его на ужасные какие-то поступки, он превратится в озорного гуляку, да? Есенина я помню, он так красочно всё это описывал, достаточно некрасиво, что и превращается в ночную жизнь, то есть он попадает в категорию ночных жителей. Вот у него все хорошо, у него есть время на ночную жизнь, всё, он пошёл.

00:17:47 Поэтому трактаты рекомендуют, если жизнь налаживается, необходимо строгие условия семейной жизни. То есть раз уж ты не пошёл в монахи, раз уж ты решил жить как человек свободный, вперёд, тебе нужна семья, побольше детей, побольше родственников. Что это естественным образом отнимает? Время на глупость. То есть время на глупости нет, правила семейной жизни не позволяют быть ночным покорителем сердец, все очень грустно закончится в первое же утро. Поэтому человек должен ограничить себя семейной идеей, одухотворить свою семью и жить по правилам ограничений семейной жизни. Опять-таки, семья - это тоже правило, которое ограничивает поведение, правило ограниченного удовлетворения чувств, буквально. Так постепенно человек проходит все уклады жизни. Опять-таки видите деятельность она ограничивает как-то человека. Он проходит и поднимается на высокие уровни духовного развития.

Деятельность ради знания

00:18:59 И этот подъем по ступенькам развития зависит от того, насколько глубоко знание человека. Видите, теперь мы к знанию вернулись. То есть как-то вырвались из этого круговорота, опять к знанию возвращаемся, чтобы не вернуться обратно. Если человек действует ради плодов труда, помните, эта деятельность называется карма-канда, когда человека только плоды интересуют. Если человек погружён в философский поиск истины, такая деятельность называется гьяна-канда, гьяна - знание, деятельность. Духовной его деятельность станет только тогда, когда человек будет действовать, осуществлять свою жертвенность, руководствуясь духовным знанием.

00:19:49 Одним словом, если человек действует ради знания, он постепенно развивается. В любом случае, чтобы человек ни делал, целью должно быть знание, должен действовать на основе знания. Он должен понимать для чего я это делаю, зачем я это делаю, по каким законам я это делаю, что будет в результате? То есть целью должно быть знание. Если цель знание, человек постепенно развивается, это считается лучшая цель. В йоге это объясняется как лучшая цель, деятельность ради знания. Эта цель - лучшая цель, которую можно выбрать. Если цель деятельности – не знание, а любое из эгоистических чувств, такое, как гордость, слава, жадность, зависть, то есть любое чувство, кроме желания знания, результатом соответственно тут же является материальный эффект, то есть скорбь, разочарование в лучшем случае, бывают и похуже. Человек должен точно понимать что и зачем делается, он не должен попадать под влияние вот этих временных чувственных эффектов гордости, славы.

Притча о довольном слоне

00:20:50 Помните притчу о довольном слоне? Сегодня я прочитал. Стая шакалов однажды проголодалась. И рядышком ходил довольный слон. Шакалы смотрели на него голодные и думали: «Что-то слишком большая гора еды, надо как-нибудь с ним разобраться.» Слон большой, с ним очень трудно разобраться, кожу у него так просто не прокусишь. Да и вообще с ним лучше не шутить, достаточно активное животное. И подумали: «Вот это был бы хороший ужин, не плохой, но как, что с ним делать?» И самого хитрого выбрали: «Вот давай, решай, как-то нужно все-таки ужин обеспечить.» Говорит: «Ну попробуем на чувства ему воздействовать. Бороться с ним бесполезно, не получится. Он просто будет по земле кататься, от нас ничего не останется. Попробуем на чувства.»

00:21:58 Они подошли к нему, говорит: «Здравствуй великий слон! Величайшее из всех животных!» И слон обрадовался, ответил: «Да, действительно. А ты кто?» Говорит: «Я шакал. Меня послали к вам сообщить, что совет нашего леса избрал вас единогласно царём леса, все. Поэтому примите корону, почёт, славу, мы вас приглашаем на собрание, на коронацию. Вы самый сильный, самый умный, самый большой! Поэтому праздник в честь вас праздник сегодня вечером. Пойдёмте.» И слон так обрадовался, задрал хобот, стал смотреть в небо, подпрыгивать и, не задумываясь, побежал за шакалом и вперёд, куда идти? И тот его повёл, повёл через топья. И шакал-то идёт, а слон провалился легко, провалился и закричал: «Шакал! Что теперь делать? Я попал в болото! Как же праздник?» И шакал, смеясь, ему говорил: «Ну раз ты поверили моим словам, что тебя избрали царём леса, тогда хватайся за мой хвост и вылазь из болота.» Так слон погиб. То есть видите цель, потерял идею, что необходимо точно помнить зачем, почему, к чему все это, таковы правила.

00:23:24 Как только нас ведёт чувство, мы тут же попадаем в ловушку материи, материя засасывает, тут же засасывает гордость, зависть, жадность, слава, тут же раз и засосало. Провалился, все. И шакалы набросились и съели. Как только довольный, сразу готовы съесть, тут же помогут. Поэтому некоторый интересный вывод мы можем сделать: когда деятельность доводится до истинного завершения, она должна приводить к знанию. У слона, конечно, это тоже дошло до знания, но так немножко посмертно, понимаете. Пораньше надо чтобы как-то приводило, слишком поздно знание пришло, знание должно пораньше прийти. Поэтому незнание – это источник всех страданий человека, именно незнание, авидья, источник всех страданий человека. И рассеять его можно только с помощью жертвенности, жертвенности.

Как найти счастье?

00:24:30 Вот то есть счастье и знание напрямую связаны друг с другом. Видите, если мы ищем счастье, мы должны искать знание. Почему мы все здесь? Мы пытаемся разобраться. Счастье невозможно искать методом развлечения, будет только страдание. Если мы пойдём по чувственной дороге, будет только страдание. В действительности, счастье можно через знание обрести. Без знания просто невозможно быть счастливым, так как, в конце концов, не понимая бессмертность души, вот эту концепцию бессмертности души, человек будет просто обязан бояться старости и смерти. Потому что знание как мы выясняли первым делом открывает бессмертность души, факт. Если человек не получает это знание, он просто вынужден бояться старости и смерти, какое же счастье в страхе? Какое счастье вообще может быть в страхе, если каждую секунду мы можем умереть, это факт. Какое может быть счастье? Не может быть счастья в этих условиях. Пока есть страх смерти, не может быть счастья. Поэтому знание с этого начинается.

00:25:41 Посмотрите, вторая глава Бхагавад-гиты именно с этого начинается, со 2 главы, рассеивает непонимание по поводу отличия вечного от временного, мы говорили. То есть человека можно называть знающим, если он понимает, чем отличается временное от вечного. Это считается знающий человек, учёный человек. А, вопрос?
[Вопрос]: «Да нет, я говорю, что страх [неразборчиво] не смерть страшна, рождение страшно».
[Рузов В.О.]: Ну это уже духовные страхи. Духовные страхи тоже есть. Это другая категория страха. Духовные страхи защищают человека на пути развития, а материальный страх делает человека или пассивным, или агрессивным.

00:26:38 Например, если человек встаёт на материальную концепцию того, что все закончится и все временное, и все разрушится, то он или пассивно опускает руки и наслаждается как может в своей пассивности, он не хочет вообще думать об этом, или он становится агрессивным, пытается взять от жизни все, опять-таки совершает какие-то ужасные действия, понимаете. А в духовном развитии существует страх возвращения в материальную реальность, возвращения в этот закон постоянного перерождения, вот в эту калачакру, самсару, то есть бесконечный круговорот рождений и смерти. И это позитивный страх. Он просто необходим в духовной жизни, иначе духовное развитие будет протекать расслаблено, а это крайне опасно, потому что духовное развитие всегда восхождение и любое восхождение оно опасно по своей природе, то есть велик риск соскальзывания вниз. Поэтому существуют духовные страхи, но это уже к другому имеет отношение.

В чём секрет щедрости?

00:27:52 В простом переводе мы переводили этот термин ягья или жертвенность, как щедрость. То есть скупость приводит к обеднению, мы это разбирали, щедрость приводит к изобилию. Однако это не столько внешние действия человека, сколько его внутреннее состояние. В чём секрет щедрости? Секрет состоит в том, в конце концов, если сейчас мы заберёмся на самую высоту щедрости, обычно щедрость воспринимается как нечто материальное. Там игрушками поделился, так конфетами поделился, тут печенюшку напополам разломал, отдал папе, щедрость на уровне Голливуда, так вот. И все прослезились, понимаете? Печенюшку напополам: «А!» и все плачут. Это низкий вариант щедрости. В действительности, культурная щедрость, на ней можно очень долго развиваться, несколько тысяч жизней можно развиваться на такой щедрости, очень медленное развитие.

00:28:58 В действительности, нужно понимать, как мы говорили, знанием, то есть знание должно дать понимание, что такое щедрость. Поэтому мы сейчас на самый верх заберёмся, на самую вершину. Секрет щедрости состоит в том, что для того, чтобы достичь истинного результата в жертвенности, высшего результата, человек должен пожертвовать своим мировосприятием, отдать своё мировосприятие и принять то видение, которое ему даётся в священных трактатах. Человек должен пожертвовать своё видение ради того, как видит этот мир Бог, в конце концов. То есть уйти со своей точки зрения, встать на точку зрения Абсолютной Истины. Вот это вызывает трудность. Человеку легче последнюю рубаху отдать, чем сменить своё мировосприятие.

00:29:54 То есть наше сознание постоянно этому сопротивляется. То есть мы не можем эту точку перейти. Мы все время принимаем только то, что как-то связано с нашей точкой зрения. Вот это да, с этим я согласен, то есть внутри идёт процесс материальный, соглашение: с этим я согласен, а вот это ерунда. И мы не можем перейти на другую точку, на точку Абсолютной Истины невозможно перейти. То есть духовный трактат даёт это видение. Но мы привязаны к каким-то терминам, к каким-то определениям обусловленности, понимаете. Как это мир плоский? Да плоский мир, любой физик вам расскажет, что есть разные мировоззрения, понимаете, абсолютно никакой проблемы, смотря с какой точки смотреть. Мы со своей точки смотрим, мир так устроен. Но можно увидеть множество описаний, двухмерный, трёхмерный, четырёхмерный, какие угодно, и уже будет другое восприятие, какая проблема? Никакой проблемы.

00:30:55 Что вы двухмерное мировосприятие не видели? На телевизор дома придите посмотрите, двухмерное. Двухмерное, какая проблема? Действует? Действует. Видно что-то? Видно. Многие живые существа двумерно мир воспринимают, кто-то трёхмерно, кто-то четырёхмерно, разное, и на каждом уровне другая точка видения и по другому всё это видится, какая проблема? Никакой проблемы нет. Но человек очень так все обыденно воспринимает, думает: «Я же этого не вижу, поэтому этого нет». Ну ты многого чего не видишь мы говорили об этом, даже воздуха не видишь, что ж там говорить. Ты затылок свой никогда не видел. Кто знает что там? Никто не знает. Может быть там рога растут.

Почему трудно принять чужую точку зрения?

00:31:40 Вот это умение встать на чужую точку зрения это даже культурный момент: как стать другом другого человека? Нужно его понять. Как понять другого человека? Нужно встать на его место. И это тут же приводит к улучшению взаимоотношений. И для этого тоже нужно быть жертвенным. Это нужно выслушать его. Как трудно выслушивать другого человека, замечали? Каким нужно быть жертвенным, чтобы выслушать другого человека. Это величайшая жертва. В основном человек отключается, не хочет слушать. А он рассказывает и рассказывает, 2 часа, 3 часа рассказывает. И вот встать на чужую точку зрения даже в материальном плане очень трудно, понимаете. Но приходится. Например, мы говорили, такой пример материальной жертвенности мать проявляет. Она встаёт на точку зрения ребёнка и она его понимает, понимаете. Она его начинает понимать, понимаете. А если отец, например, не хочет вставать на точку зрения ребёнка, он его не понимает: «Что он хочет, что ему надо, что он орёт?» А мать понимает, что он хочет, она встаёт на его точку зрения. И она с ним также разговаривает, также ест, то есть на этом же языке. Видели, она встаёт на его точку зрения, это её жертвенность. Её сознание другое, но она встаёт на тот же уровень с ребёнком, чтобы было взаимопонимание, появляется взаимопонимание, они понимают друг друга, понимаете.

00:33:10 Также и даже животное можно понять в какой-то мере, что оно говорит, как оно общается. На Востоке очень много таких товарищей, они дрессируют животных и абсолютно взаимопонимание. Они говорят что делать, животные идут делают, никакой проблемы нет. Это у нас воспитание через палку. Так как дрессировщик не хочет вставать на уровень животного, на его миросозерцание, то он просто бьёт его и все, понимаете. А на Востоке другое воспитание может быть, вполне. Они понимают друг друга, могут разговаривать, такое традиционное искусство на Востоке поговорить с животным, обезьяна понимает, в этом же настроении, наверняка вы с этим сталкивались, даже здесь можно это увидеть. То есть сам принцип, что для развития необходимо пожертвовать своей точкой зрения низкой ради высокой. Иначе нет никакого развития, мы не готовы отдать себя, своё мировосприятие.

00:34:20 Я постоянно получаю письма и в них разными словами одно и тоже пишется, в общем-то. То есть люди в надежде спрашивают меня: а может всё, что написано в трактатах, это просто притчи или аллегории? Может этого ничего в действительности не было? Может какие-то умные люди просто собрались, придумали красивые истории, чтобы дать нам понимание общечеловеческой культуры? То есть вот так постоянно вот, человек лелеет эту надежду. Может всё это просто сказка какая-то? Может какой-то дядька всё это написал? Просто они не читали. Если человек хотя бы чуть-чуть почитал духовные трактаты, он понимает, что это просто другая реальность, ради которой нужно что-то пожертвовать. Может это просто сказка для самоуспокоения? И если человек не хочет с этой точки зрения уходить, ему помочь просто невозможно, это потерянный человек для развития. То есть он нашёл оправдание своему нежеланию вставать на чужую точку зрения. Также, знаете, в разговоре, когда 2 человека общаются, один человек что-то рассказывает, а другой слушает, потом говорит: «Да ерунда все это, выкинь из головы.» Вот это тоже самое. Все, шансов нет для общения. Я уверен, что вы слышали такие слова. Вот все, человек не готов принять другую точку зрения, общение закрыто. Также и развитие: если человек не готов встать на другую систему мировосприятия, все, развитие для него закрыто, к сожалению.

00:35:53 Но Веды – это не просто истина, трактаты не просто истина, это Абсолютная Истина, мы говорили, нечто действительно высокое. Поэтому человеку, не желающему отказываться от своих иллюзий, истина просто не открывается. Чем отличается моё видение от его видения Абсолютной Истиной, от видения Бога, чем? Очень простое отличие, в действительности. Я вижу себя в центре мироздания, эгоцентричная система, это моё мировосприятие, я в центре, все крутится вокруг меня, понимаете, вот моё восприятие, я - восприятие, эгоцентричное восприятие. Соответственно что за восприятие от Абсолютной Истины? Истина в центре, понимаете, богоцентричное восприятие, Истина в центре, не я в центре. Кто из нас прав?

Что такое жертвоприношение?

00:36:54 Если мы соглашаемся с этой точкой зрения, что Истина в центре, перед нами открывается дверь к Истине и мы начинаем Истину осознавать, понимать её, духовные идеи раскрываются перед нами, если мы встаём на эту точку, понимаете. Вот так совершается настоящее жертвоприношение, именно об этом идёт речь, именно это называется жертвоприношением. Все остальное это, скажем так, какая-то форма благородства, какая-то форма культуры. Это называется в этих стихах великим жертвоприношением, которое может человек только в своей жизни совершить. Почему? Потому что оно самое трудное. Самое трудное перестать видеть мир так, как нам этого хочется, с точки зрения наслаждения. Если я в центре, то все должны мне служить, все должны меня наслаждать.

00:37:51 То есть почему так трудно уйти с этой платформы эгоцентризма? Потому что это дает мне право наслаждаться, я в центре, все должны мне оказывать уважение, чтобы я ни делал, понимаете. Все должны радоваться тому, что я делаю. Все должны хлопать в ладоши тому, что я делаю. В этом именно трудность. То есть, отказавшись от центра мироздания, мы отказываемся от иллюзии, к которой так привыкли, от идеи наслаждения, от Абсолютной Истины. Посмотрите, как человеку не хочется просыпаться, когда ему снится красивый сон. Вот это та же самая ситуация, мы так не хотим просыпаться: отстаньте от меня, не трогайте меня, дайте хотя бы ещё немножко поспать. Человек не хочет вставать на другую точку зрения. Есть вот эта точка зрения во сне, и точка зрения в реальности. И там все время работа какая-то, идти куда-то надо, надо вставать, убираться. А там так хорошо, я летаю, сюда летаю, понимаете.

00:38:58 Сегодня мне снился такой сон. Я стоял между гор и смотрел на горы. И потом зазвонил будильник, я проснулся: да что такое? Это надо куда-то идти, что-то делать, то есть вот это ощущение оно появляется, когда из чего-то красивого просыпаешься. Эх, вот такая точка зрения была хорошая. А тут работать надо, куда-то идти, что-то делать, почему так? То есть наше сознание сопротивляется, не хочет из чувственного мира выходить, сон -это мир чувств, чувственный мир, переходить в другой более возвышенный мир, это уже мир деятельности, тут действовать надо, понимаете. Не хочет, сопротивляется, там лучше, там веселее. Очень просто. Поэтому человек думает: я же всегда хотел, чтобы мне служили, почему я должен менять свою точку зрения, почему я кому-то должен служить, почему?

00:39:55 Такое жертвоприношение, такая ягья является настоящей работой для нашего сознания. То есть это работа, духовная работа. Это тяжкий труд, но результат этого труда приходит, настоящая награда приходит. В одном из трактатов говорится, что из капелек пота великих мудрецов вырастают цветы, которые никогда не увядают. Такая интересная цитата. То есть знание, вечность и блаженство – это результат настоящего духовного труда, настоящей жертвенности, настоящей ягьи. Поэтому так много стихов на эту тему мы разобрали, так много говорится об этом моменте. Потому что не начав трудится в этом плане, фактически остальные моменты уже не так актуальны. Человек должен начать работать над собой в этом плане, он должен уметь жертвовать своим пониманием ради точки зрения более высокой.

00:41:18 То есть для этого необходимо некоторое смирение. Мешает этому гордость. Смирение - это когда человек готов принять более высокую точку зрения. А гордость - это когда человек требует, чтобы принимали его точку зрения. Поэтому все духовные направления акцентируют этот момент смирения, без которого очень трудно принять одну из самых высоких точек, высочайшую точку, точку Абсолютной Истины, как её так просто принять? Необходимо развить в себе это качество. Ага, вопросики по этом стихам пожалуйста, окончательные уже, потому что на следующей лекции уже тема сменится, мы уйдём с неё, чуть-чуть уже осталось. Ага, пожалуйста.

Ответы на вопросы

В чем заключается идея воспитания?

00:43:32 [Вопрос]: «Патита Павана, вопрос. Вот получается, человек все время должен жертвенной деятельностью заниматься, потому что [неразборчиво]»

[Рузов В.О.]: То есть как это увидеть на практике, да? На практике это проявляется так, что человек принимая какое-то решение, принимая какой-то план, принимая какую-то задачу, он обращается к старшим, чтобы это перепроверить. То есть вот простое. На уровне культуры это выражается как перепроверка своей идеи у старших, то есть уважение старших. Вот это выражается в культуре, как принцип жертвенности. То есть у меня возник какой-то план, очень хороший, замечательный. Но пока я не проверил свою точку зрения с более высокой, что это может быть? Это может быть действием моих чувств, моей гордости, моего эго, моего желания наслаждаться, то есть я хочу быть миллионером, все. Я поэтому себе нашёл друга, у него тоже есть 10 рублей и мы вместе открываем предприятие по производству космических аппаратов, все, это очень выгодно, билеты очень дорогие, вот, займёмся. Уже первый чертёж нарисован. Очень все здорово, весело, замечательно, иллюзия, моя точка зрения она основана на чувствах.

00:45:00 Поэтому я должен пойти и пожертвовать это. Кому? Более разумному. Допустим ребёнок идёт к своим родителям, говорит: «Мама, так здорово, буду космонавтом.» Говорит: «Ну, конечно, хорошо, но может мы хотя бы для начала в институт поступим, то есть вот что-то остальное?» То есть и мы выслушиваем точку зрения старшего. И вот готов ли я пожертвовать своим уже сложившимся красивым планом, своей чувственной радостью, своими идеями ради, точки зрения более старшего. Если я готов, это делает меня действительно эффективным, я выхожу из-под влияния своих чувств, потому что меня заставляют действовать мои чувства. То есть в любом случае более разумное какое-то мировоззрение оно, скажем так, менее подвержено влиянию чувств, оно больше подвержено влиянию разума. Функция разума больше развита, чем давление чувств. Поэтому любая менее разумная платформа она больше находится под влиянием чувств. Соответственно, чем больше неразумности, чем больше желания наслаждаться, тем более грустные последствия приходят в результате.

00:46:12 То есть это происходит фактически постоянно в реальной жизни. Если человек готов к этому, он становится каким? Послушным. Вот это есть идея воспитания. Идея воспитания - научить человека жертвовать своим видением по отношению в видению его учителя, к видению старших. Если он готов, он становится хорошим учеником, он становится послушным, он доходит до самого верха. То есть послушные доходят до самого верха. Гордые доходят до самого низа, вектор развития. Так как гордый он не хочет принимать более разумную точку зрения, поэтому он постоянно деградирует. Его чувства обманывают его, он идёт и тонет, как слон. А послушный человек он способен возвышать постоянно свою точку зрения, он её способен принимать. И он идёт, переходит по этим ступенькам, то есть каждый раз он принимает чью-то ещё более высокую сторону. То есть он никогда не оказывается самым умным, ему всегда есть чью более высокую точку принять, понимаете.

00:47:10 Поэтому помните да эту пословицу: зелёный плод всегда зреет, а зрелый плод всегда гниёт. Вот это как раз именно об этом говорится. Что у нас должно быть состояние зелёности, то есть мы должны быть готовы принять реальность, то, что мы зелёные от более зрелого фрукта и тогда мы будем зреть. А иначе раньше времени, так сказать, о себе подумаем как о спелом и ничего не получится, понимаете. Вот во фруктах это состояние, оно может на несколько дней всего отличаться, зелёный и спелый, несколько дней между этими состояниями, буквально. Пока оно зелёное, ещё есть невозможно, бананы, манго, невозможно есть вообще, вяжущий этот эффект появляется. Но буквально один день иногда все решает. Иногда можно просто на подоконник положить и он дозревает за один день, за два и тут же появляется сладость.

00:48:12 Вот эта вот вязкость это один из таких сравнительных моментов. Наше сознание вязкое, когда мы не развиты, когда мы не готовы развиваться, иногда очень вязки: ну что это, да как это, и так нормально. Но всегда есть более разумная точка и культура основана на этом, на отношении младших и старших. Поэтому если культура действует, младшие уважают старших и они очень быстро прогрессируют. Если вместо уважения старших процветает культура гордости, эгоцентричности, тогда все, уважения старших нет, нет развития, все умные, все сами знают как, и соответственно идет деградация в сознании, в этом случае. Поэтому в культуре воспитания происходит ежедневное применение идеи жертвенности.

00:49:11 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

[Рузов В.О.]: Приходится, что делать. То есть ребёнку всегда хочется остаться дома и не идти в школу. Но мать ему говорит: надо, надо. Он все время строит планы как не пойти, а мать ему объясняет, что надо, она видит больше. Он видит меньше, он видит сегодняшний день, у него своё мировоззрение: я, мои игрушки, школа. Я, мои игрушки здорово, школа какой-то кошмар. Мама видит другое: он, его игрушки какой-то кошмар, школа тоже кошмар на самом деле, ещё и свадьба будет тоже кошмар, то есть у неё уже более высокое мировозрение. Он даже не представляет, как высоко видит его мать. Также и мы сейчас не представляем, насколько высокие мировоззренческие идеи находятся на уровне мудрости, мы даже не представляем себе, то есть куда мы дальше пойдём и какие будут откровения перед нами открываться.

00:50:08 Сейчас мы находимся в этом состоянии борьбы за свою точку зрения. В некоторых учебных заведениях это даже культивируется, человек должен уметь до конца отстаивать свою точку зрения. Идея на вид хорошая, то есть человек должен быть целеустремлён, радостен. Но она иногда переходит все мыслимые границы, потому что человек просто в скептика превращается, в циника и скептика. Он просто ради спортивного интереса отстаивает свою точку зрения и неважно какая она, то есть он не готов настроится на получение лучшего, не готов. Поэтому приходишь в такой зал и все сразу принципиально настроенные такие свободомыслящие студенты сейчас, просто «ну ну» и слово не успеваешь сказать, уже все против. Я говорю: дайте мне поговорить, у меня идея на час, дайте я выскажу, потом поговорим. И когда час уже рассказываешь, потом уже руки не поднимаются, потом уже все: не поняли, надо было сразу ругаться.

00:51:22 Поэтому если человек изначально пессимистичен, то хотя бы выиграйте часик, расскажите свою идею на час и она всё равно протолкнётся хоть как-то, хотя бы это не будет восприниматься как нечто поверхностное. Потому что этот принцип скандала, скандальный принцип: к первому же слову прицепиться и начать от него... то есть орать, от первого же слова. Вот очень трудно в такой среде что-то дать, какую-то концепцию более высокую, просто агрессивно-цинично настроенный человек, фактически он закрыт для развития, это очень трудная платформа, такая скептическая платформа, ничего не сделаешь, не пробьёшь её. Ага, ещё пожалуйста. Нет вопросов? То есть тему можно нам закрыть, да? Разобрались с темой? Все довольны? Потому что последние 5 лекций было посвящено, нет сомнений. Есть.

Виды жертвенности

00:53:33 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

[Рузов В.О.]: Мы говорили сейчас, что есть три вида жертвенности: это жертва ради материальных плодов - карма-канда, жертва ради знания - гьяна-канда и жертва ради духовного возвышения. Поэтому во всех трёх моментах человек может тренироваться, то есть все они дают плоды. Если человек щедр, к нему приходит процветание, очень просто. Вот он просто щедр, щедрость делает человека процветающим, то есть проверенная культурная концепция. Начальный уровень жертвенности, затем он жертвует, как мы говорили, своим знанием ради более возвышенного знания, да? Это его обучение. То есть если человек хочет идти учится, он обязан просто это делать, иначе его выгонят из института, если он будет все время спорить. Такой ученик никому не нужен, то есть он готов это жертвовать.

00:54:50 И в конце концов, жертва ради духовного развития, когда мы говорили, человек готов менять свою точку мировоззрения на более высокую точку мировоззрения. Вот такие 3 жертвы разбираются - с культуры переходя на знание и переходя на духовное развитие. Все это жертвенность, всё это называется ягья. Просто они имеют некоторые разные особенности, которые мы разбирали на этих лекциях. То есть материальная жертва даёт материальный результат, жертва в знании даёт знание, жертва в духовности даёт понимание Абсолютной Истины, даёт другое мировоззрение.

00:55:30 [Вопрос]: «Они как бы включают в себя?»

[Рузов В.О.]: Ну да, они перемешиваются, в реальности они перемешиваются, конечно. Но мы их разобрали, 3 платформы, которые приводят к результату, как минимум к очищению, мы говорили. Но в любом случае наивысшего результата какой бы вид жертвенности не происходил, целью должно стоять знание, сегодня мы это разбирали. То есть человек должен стараться понять, что и как происходит, должен понять зачем, почему, к чему я всё это делаю. Если это просто тупо совершается, потому что другие так делают, это не приводит к идеальному результату. Это может приводить к корысти, это может приводить к разочарованию. Человек говорит: я им столько отдал, они все потратили. Видели разочарованных людей? Я дал деньги на такое хорошее дело, где мои деньги, что вы сделали? Человек не понимает, что мало денег, чтобы дело осуществить. Чтобы дело осуществить, деньги это не самое главное. Это конечно хорошо, но и с деньгами не получается дела осуществлять. Необходимо ещё целый ряд условий для того, чтобы дело осуществилось. Как говорится: любая смета всегда увеличивается на 2 в процессе строительства.

00:57:01 И поэтому человек, который пытается действовать без знания, он не пытается понять, для чего всё это делается и как, он в результате разочаровывается. Он говорит: «Где мои деньги, куда дели мои пожертвования? А я столько всего сделал, где результат?», понимаете. Или на лекции человек говорит: «А вы тему не полностью раскрыли», понимаете. То есть такие претензии, понимаете. Мне кажется полностью. То есть человек чем-то недоволен. Ему кажется, что он отдал свою жертву, время, деньги, какие-то вещи иногда, ещё что-то, а результат недостаточно хорош. То есть он не ради знания действовал, он действовал ради какого-то чувственного удовольствия, чувства были первичны, хотел получить чувственный результат. А чувства всегда недовольны, чувствам всегда мало, поэтому он недоволен, понимаете. Поэтому может приводить к разочарованиям. Если целью не является знание, то может приводить легко к чувственному разочарованию, к циничности, к таким проблемам на уровне чувств это приводит, от незнания. То есть как мы говорили, если элемент знания отсутствует, к человеку приходит страдание, он начинает страдать от этого. То есть всегда можно это связать.

00:58:26 Мы говорили, знание напрямую связано со счастьем. Поэтому если в какой-то мере, в каком-то месте по какой-то причине счастье вдруг уходит, то значит, что мы чего-то не понимаем, что мы что-то делаем без знания, что-то делаем неосознанно, что-то делаем по привычке, не понимая, что в действительности происходит. Вот можно точно, так сказать, запараллелить эти вещи. Вот это как раз мы сегодня вот этот момент и проходили. В этом принцип. Поэтому все проблемы решаются с помощью знания. Вот тот же самый культурный момент, когда у нас есть какая-то проблема, мы идём к старшему. К чему мы обращаемся? Мы не к самому старшему обращаемся. в принципе. Мы обращаемся к знанию. И знание решает проблемы, потому что все проблемы от незнания, понимаете. Ага, что ещё? Разобрались?

01:01:02 То есть вот эти вот моменты, которые по деятельности разбираются, они находятся на уровне высочайшей мудрости. То есть вы просто можете говорить на эту тему, рассуждать, с людьми беседовать. Можете увидеть, что это достаточно максимальный уровень, для сегодняшнего состояния философии это максимальный уровень философствования: чётко понимать концепцию счастья, страданий, развития, жертвенности. Вот это вот такие концептуальнейшие моменты, то есть выше некуда. Поэтому в общем-то не стесняйтесь. Если вас пытаются как-то переубедить, в чем-то можете спокойно поднимать эту тему и вы увидите, насколько эта тема глобальна. Сразу все будет расставлено по своим местам, очень такие серьёзные вещи. Хорошо, спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 05 February 2013
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 26 March 2014
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 30 March 2014