Истинное желание души

01 January 2008
Что значит знающий человек? Что такое сомнения? Что является самым главным в Бхагавад Гите? Сознание - это электричество. В чем заключается истинное желание души? Для чего нужно исполнять свои обязанности? Что такое варнашрама? Что означает «Бхагаван»? История о божественном явлении Кришны. В чем проблема тела? Ответы на вопросы: Разница между смирением и тупостью.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:59:11 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 723 | скачано: 915 | избрано: 27
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что значит знающий человек?

00:00:00 Итак 4 глава, последние 2 стиха, страница 255.
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая

00:00:38 41 стих:
йога-саннйаста-карманам
джнана-санчхинна-самшайам
атмавантам на кармани
нибадхнанти дхананджайа

00:00:55 Переводится так: «Кто занимается преданным служением, избегая привязанности к плодам своего труда, чьи сомнения рассеяны божественным знанием, тот воистину познал своё истинное «Я». Поэтому, о завоеватель богатств, такой человек никогда не попадает в рабство последствий своей деятельности».

00:01:15 И 42 стих:
тасмад аджнана-самбхутам
хрит-стхам джнанасинатманах
чхиттваинам самшайам йогам
атиштхоттиштха бхарата

00:01:34 «Поэтому, о Бхарата, мечом знания разруби в своём сердце узел сомнений, порождённых невежеством. Вооружившись йогой, восстань и сражайся!»

00:01:52 Заключительные 2 стиха. И в них даётся определение человека знающего. Фактически здесь подводится итог вопроса «что делать?». И ответ даётся: получив знание, избавься от сомнений, иди и действуй. То есть, знающий – это тот, кто следует наставлениям, знающий - это следующий. Тот, кто следует, тот знает. Тот, кто знает, но не следует, это даже и не знающий, так скажем, информатированный человек, получивший какую-то информацию. Но в действительности, тот, кто знает, тот следует наставлениям, которые получены из авторитетного источника, в этом принцип знания. Знание всегда мотивирует к деятельности. И вот в этих последних стихах даётся эта концепция. Знающие действуют, тот, кто знает, тот действует.

00:03:17 И применение на практике знания об Абсолютной Истине приводит к тому, что человек избавляется от всех сомнений, его сомнения уходят, ничего не остаётся. В общем-то, нам мешают действовать сомнения, мешают действовать страхи, мешают действовать подозрения. Человек просто останавливается. Он не знает, что там впереди, поэтому он не может идти. Если мы не знаем что-то, мы не можем идти. Если свет выключить, мы встанем, мы побоимся идти вперёд, кто знает что там? Может там пропасть, может там капкан, никто не знает что там. Поэтому знания тут же рассеивают сомнения. В своём собственном доме мы не боимся идти, если свет выключен. Мы знаем что там, мы знаем что через метр, что через два, мы знаем что за углом. Сомнений нет, поэтому мы идём. Как только сомнения есть, тут же останавливаемся. Поэтому знание всегда рассеивает сомнения, и признак рассеянного сомнения - это всегда деятельность, человеку всегда хочется действовать, человеку хочется идти вперёд.

Что такое сомнения?

00:04:36 Что такое сомнения? Сомнения – это признак того, что человек уже что-то знает, но не использует это в своей жизни. Если человек ничего не знает, он даже не сомневается. Потому, чтобы быть сомневающемся, ещё и нужно что-то узнать. Поэтому человек сомневающийся - это знающий, но не действующий. Если человек не знает, он, в принципе, не сомневается. Он похож на такого самоуверенного, спокойного, уравновешенного человека, но можно увидеть он ничего не делает. Но он что-то там для себя, так сказать, деньги на хлеб заработал, хлеб купил, съел, все, довольный. В действительности, развития нет. Есть самообслуживание, не более того. Действия нет, в развитии вектора развития нет. Но он на вид спокойный: все нормально, что вы ко мне пристали, все замечательно. Знания нет, нет сомнений. Как только появляются знания, появляются сомнения. Человек думает: «Вот странно, изучая Бхагавад-гиту, вдруг сомнения появились. Наверное, Бхагавад-гита какая-то сомнительная». Нет, любое знание вызывает сомнения. Чтобы мы не узнали, мы будем немного сомневаться. А если знание абсолютное, будем сначала абсолютно сомневаться во всём. Человек проходит это. Поэтому когда мы встречаемся с человеком сомневающимся, не нужно бояться, этот человек уже знающий, он уже в процессе, у него уже мозг работает. Ему осталось просто начать действовать. Его проблема в том, что он не действует. Знание есть, но действия нет.

00:06:24 Применение знания на практике является частью санатана-йоги. Санатана-йога - это 4 глава, сегодня в благоприятный день Экадаши, мы подводим итог 4 главе. Санатана-йога, особая йога или вечная деятельность живого существа. Эта йога состоит из отречения от всего лишнего и обретения истинного знания. Такая йога быстро очищает сознание человека, быстро приводит его в норму. И он также быстро приходит к пониманию своей истиной природы, он начинает понимать своё я. Санатана-йога - осознание своего я, осознание своего предназначения, кто я, что я, зачем я, к чему это все, кто такой я, вот эту природу, свою природу, природу неотъемлемой частицы Господа. И только понимая эту вечную связь, понимая, что связь есть, есть связь меня души и Сверхдуши, можно понять все, можно понять Абсолютную Истину.

Что является самым главным в Бхагавад Гите?

00:07:54 Что можно сказать в заключении того, что мы проходили? Можно сказать, что не важно какой вид йоги использует человек, не важно какой вид развития использует человек, не важно. Вся эта деятельность развития основана на отречении, в этом заключение. Это может быть, как описывалось, обращение к полубогам, к сильным мира сего или соблюдение обета безбрачия, монашество, путь развития. Это может быть регулируемая семейная жизнь со всеми правилами, ограничениями. Или это может быть аштанга-йога, восьмиступенчатая, со всеми правилами прохождения этих этапов, то, что приводит к контролю чувств. Это может быть путь благотворительности или исполнение своего долга, исполнение своих обязанностей в соответствии со своей природой.

00:09:08 Главное, что утверждается здесь, то, что эта деятельность должна быть рекомендована и она должна ставить своей целью понимание своей истинной природы. Чтобы человек ни делал, он должен ставить своей целью осознать себя, понять себя, кто я, свою собственную душу, своё вечное я. И вывод таков: тот, кто в любой деятельности пытается себя понять, пытается понять свою природу, свою душу, свою духовную природу, такой человек считается понявшим науку, изложенную в Бхагавад-гите, считается такой человек понял Бхагавад-гиту. Вот уже на 4 главе даётся секрет понимания Бхагавад-гиты. Это тот, кто в любой деятельности старается понять свою истинную природу, старается её увидеть, увидеть связь её со Сверхдушой, проследить это, понять то ли я делаю, не то ли я делаю.

00:10:11 То есть наше вечное «Я», душа, находится в районе сердца, и связана особым механизмом с грубым телом. Связь, особый механизм, связь с грубым телом. Чем она пользуется? Этот механизм он сам по себе достаточно большой, но пользуется он системой кровообращения. Она контролирует все уголки тела человека, распространяя, перенося своё сознание туда, куда только может проникнуть кровь человека. Легко это понять. Как только мы перекрыли кровообращение в какой-то части тела, сознание покидает этот участок, уходит, уходит, и мы перестаём его чувствовать. Эту часть тела мы перестаём чувствовать, сознание уходит. Помните, как неприятно ногу отсидеть или руку отлежать? Как долго возвращается сознание, мурашки, долго сознание возвращается, пока мы в себя приходим. Процесс воплощения, сознание проникает в тело, с мурашками, больно, неприятно, сознанию не хочется. Это не природа сознания, помните, нет? Я помню. Сознанию не хочется туда, а надо в какую-то ногу, сознанию в ногу, понимаете, в руку проникло.

Сознание - это электричество

00:12:03 Но когда душа совсем уходит из тела, контроль полностью прекращается, и никакого кровообращения не нужно, оно останавливается поэтому. Это называется смертью. Как только сознание уходит, кровообращение не нужно. Нет в нём смысла, оно должно переносить сознание, основная функция. Все остальное вторично, там кислород, всё это все вторично, главное перенос сознания. Поэтому иногда, например, в трактатах сознание также называют электричеством. Электричество тоже имеет эту непостижимую природу. Электричество - это энергия Сверхсознания, поэтому оно проникает везде, везде есть электричество. Сверхсознание, Сверхдуша пронизывает весь мир, везде есть электричество. Также и в нас, в принципе везде есть электричество, душа пронизывает электричеством все тело. Через что? Через систему кровообращения, через все эти растворы пронизывает, такое понятное устройство, ничего сложного, пронизывает, очень просто. Уходит, все, система не нужна, отключается. То есть смерть это ток ушёл, рубильник выключен, тока нет, все, тока нет. Мы даже можем прикоснуться к человеку, нас током ударит, мы можем это почувствовать душой или действительно искра проскочит, мы чувствуем это прикосновение. Поэтому у электричества самая непостижимая природа.

00:13:44 Напряжение, очень интересно. Между людьми тоже сразу возникает напряжение, электричество. Раньше так и говорили «искорка пробежала», «напряжение возникло», да? Электричество - это неподдающаяся науке природа, не поддаётся. Присутствуют какие-то лёгкие формулы. Но, в действительности, мы имеем дело с прямым чудом, электричество - прямое чудо, очень необычное явление, концептуально необычное явление, все так интересно. Поэтому все время человека влекло к этим явлениям. А сейчас мы просто эксплуатируем это, вот все, любовь мы перевели в лампу. Любовь греет, факт, она греет, освещает. Электричество, в принципе, это жизнь, жизнь - это любовь. Мы видим сколько от любви всего полезного, понимаете: греет, освещает, двигает. Но мы не хотим любви, мы хотим эксплуатировать любовь. Научились идеально эксплуатировать все, все пронизывает электричество любви, но используется не по назначению. К каждой квартире подходит божественная любовь в виде розетки в 220 вольт, но никто не хочет воспользоваться самой любовью, все хотят её взять и в холодильник, чтобы грело, что-то светилось, двигалось, удивительное явление.

В чем заключается истинное желание души?

00:15:43 И истинное желание нашего «Я» – это желание служить, об этом шла речь в этой главе, желание служить. Служение также очень необычная концепция для нашего времени. Для современного человека это некоторый нонсенс. Все хотят быть господами и никто не хочет быть слугой. То есть успех в мире материальном – это стать господином всех господ, самый главный господин. Успеха добился, вырвался в люди. Успех в духовной реальности, успех в мире духовном – это стать слугой Бога. Но желание служить распространяется ещё дальше. Веды говорят, что максимальное счастье, максимальная удача человека даже не в служении самому Богу, а в служении слуге Бога, ещё глубже. Говорится, что самое возвышенное положение, которое только может достичь душа – это положение слуги слуги Бога. Это полный ступор вызывает в современном человеке, то есть даже не пытайтесь это объяснять. Это нужно как минимум до конца 4 главы добраться. Даже вот не пытайтесь эту концепцию объяснить. То есть это очень высокая концепция, до до этого состояния нужно дойти. Так опасно с этого начинать, лучше с чего-то простого.

00:17:40 И такие высокие материи человек может понять только начав практиковать это знание, вот то, с чего мы начали. Высокие материи, мы идём, высочайшие, то есть мозги концептуально плавятся от всего этого. И понять что-то, поняв эти сложнейшие материи, можно начать это практиковать. В практике появляется видение, в практике появляется сознание. Например, все молодые люди слышали, что семейная жизнь приносит много проблем. Все слышали? Все слышали. Но по-настоящему осознали они это когда? Когда сами создали семью, да? То есть сколько мама ни говорила, сколько папа ни говорил, осознали они это только когда сами попали в эту ситуацию, только когда сами начали практиковать.

00:18:41 Сейчас я хочу сделать лекцию по семейной жизни одну. И я её хочу назвать такой цитатой интересной. Эта цитата звучит так: если муж и жена перестали ссориться, если муж и жена перестали ругаться, значит они поссорились. Есть такая интересная идея в конфликтологии, что если люди перестали ругаться, то они поссорились. То есть если люди не поссорились, они естественно ругаются, спорят о чем-то, то есть процесс идёт. Но если они перестали ругаться, значит поссорились точно. Хочу даже на эту тему отдельно лекцию сделать, потому что мы неправильно понимаем иногда отношения в этом плане, то есть нужно так немножечко на эту тему будет поговорить потом. Сам принцип.

00:19:43 То есть до этого они относились к советам своих родителей с иронией, с каким-то скепсисом даже: «Да это у вас, а у нас-то нормально все будет. Мы же любим друг друга, это вы не понятно чем занимались.» То есть только тогда, когда знание применяется на практике, оно становится осознанным. Поэтому есть знание осознанное, есть неосознанное. Неосознанное знание - это ещё не применяемое на практике, а осознанное - уже применяемое. И вот осознанное знание – это и есть йога, возвышение нашего сознания до духовного состояния, очень интересно. И самое начало процесса йоги, что описывается в конце этой главы, начало процесса йоги заключается первая ступень - это исполнение своих обязанностей в социальной системе, это начало йоги в системе варнашрамы, исполнение своих обязанностей. Тот, кто начал исполнять свои обязанности с пониманием, что он делает и для чего – это уже йог, все. Он уже встал на платформу йоги. Ещё нет каких-то признаков, он ещё никак не одет, никак не причёсан, даже не знает, что он йог ещё. Но если он приступил к исполнению своих обязанностей осознанно, это уже йога.

Для чего нужно исполнять свои обязанности?

00:21:14 Поэтому культура подталкивает человека на первую ступень йоги, на первую ступень очищения, мотивируя его: давай, исполняй свои обязанности, исполняй. И в принципе, все люди этим занимаются неосознанно. Каждый друг другу говорит: «Это твои обязанности, почему ты этого не делаешь?» «Нет, это твои обязанности, почему ты этого не делаешь?» Заметили, о чем люди разговаривают? В основном об этом, 90% это все требуют друг от друга исполнения обязанностей в той или иной форме. «Ты должен посуду помыть.» «Нет ты должен посуду помыть». Чьи обязанности, понимаете, да? А сейчас интересная реклама вышла, я чуть в обморок не упал, приехал, увидел. «Женщина не посудомойка», видели нет, интересно, такая концепция. То есть женщина не посудомойка, а тогда кто интересно? Да, посудомоечная машина, видите как? То есть мы не обязаны исполнять свои долги, понимаете, нажрали тут непонятно что, понимаете. И такое освобождение показывается, понимаете. Тогда муж не шахтёр, пусть конь работает, да? Или трактор, он железный, помните, нет? Трактор пусть работает, он железный.

00:22:26 Если один начинает отказываться от своих обязанностей, другой тоже начинает отказываться от своих, все отказываются от своих обязанностей и это в рекламе уже идёт то есть, реклама. Тогда надо снять другую рекламу. Муж приходит домой, ему жена говорит, что я не посудомойка, я свободная женщина, а он ей говорит: «А я не шахтёр, денег нет, все, я занимался йогой весь день», понимаете. И дети говорят: «А мы вам кто вообще, рабы? Мы в школу не ходили», понимаете. И сантехник говорит: «А я что вам тут должен, в ваших отходах что ли копошиться, я свободный человек, я хочу стать президентом, пойду баллотироваться», понимаете. Когда все начинают отказываться от своих обязанностей, нонсенс начинается, понимаете, просто бардак. Порядок - это когда все исполняют свои обязанности. Дело не в посуде, это я так к слову просто говорю. Просто интересно уже куда зашла реклама, то есть уже против долгов пошла. То есть понятно, что есть какие-то мужские, женские обязанности, что делать, то есть так вот уже в привычку вошло. Дело-то не в этом, пусть моет кто угодно, сам принцип, что хотя бы не рекламировать отказ от долгов, понимаете. Нет, наоборот, нужно стоять на защите долга.

00:23:52 Люди думают, что йог – это такое асоциальное существо, которое живёт где-то в горах, страшно выглядит. Есть йога горная, горные йоги разные бывают. Есть горная йога, которая заключается в том, что йог всю жизнь не чистит зубы. Да, аккуратнее с йогами, йоги разные бывают, джада йога называется. То есть они не моются, зубы не чистят. И так они быстро понимают, что в теле радости нет, тело одно подозрительное явление, быстро можно понять. Мы забываем о том, что тело является источником проблем, потому что постоянно моемся, чистимся. Но если перестать хотя бы на недельку, сразу будет понятно. Такой товарищ как в метро зайдёт, так весь вагон выходит, чувствовали, русская джада йога, называется бомж, да. Сразу всем понятно, тело - это проблема, просто перестал мыть и все, началась большая проблема, практично так.

00:25:09 Но, конечно, вовсе не так, исключения только подтверждают правила. Да, есть такие красавцы, их можно даже увидеть. Возможно многие встретят, тот, кто со мной поедет, интересно, но это исключение из правил. Истинный йог – это социально адекватный человек, исполняет все свои обязанности, но понимает для чего он действует. Это человек, исполняющий свои долги для того, чтобы осознать свою духовную природу, чтобы осознать связь своей души с Богом. То есть это социально адекватный человек.

00:25:59 Исполняя свои обязанности, можно обрести совершенство жизни, об этом идёт речь. Какова главная идея этой ситуации? Арджуна не хочет исполнять свои обязанности, а ему говорят: «Хочешь стать счастливым, исполняй. Не будешь исполнять - счастливым не будешь, шансов нет». Речь идёт вокруг этого. В Ведах говорится: «Исполнение обязанностей в системе варнашрамы – это надёжный способ восстановить связь с Богом». А иногда говорится, что это единственный способ восстановить связь с Богом, очень интересно. Во всяком случае надёжный точно. Если человек исполняет свои обязанности с пониманием, что он ищет себя как душу, это надёжнейший способ. Если человек исполняет свои обязанности несмотря на то, что это только начало пути, Бог всё равно доволен им. Почему это вообще происходит? Почему он попадает в йогу? Потому что такой человек принимает своё подчинённое положение перед законами природы, что у него есть обязанности и он их должен выполнять. Он принимает своё подчинённое положение, он уже не хочет быть господином, он хочет быть слугой, хочет исполнять свои обязанности. И все, он становится йогом. Тот, кто осознанно хочет исполнять свои обязанности, становится йогом. Он принимает законы природы, а значит законы Бога принимает.

Что такое варнашрама?

00:27:34 Что такое варнашрама? Мы постепенно к этому будем подходить, это дальше будет разбираться все подробнее и подробнее. Варнашрама – это преклонение перед обязанностями. Но в наше время всё перевернулось с ног на голову. Кшатрии перестали давать деньги брахманам, поэтому брахманам приходится продавать свои знания, никуда не денешься. Вообще их должны поддерживать кшатрии. То есть кшатрий, мэр Москвы Лужков должен прийти и сказать: «Сколько денег надо, чтобы каждый день здесь продолжались лекции?» Мы должны посчитать, ему сказать и он должен выделить, это его обязанность. Он должен поддерживать образование. Государство ещё пытается делать какое-то образование, то есть какие-то вещи ещё оплачиваются, но уже все меньше и меньше, замечаете? То есть брахманы выглядят все грустнее и грустнее. Учителям жить все хуже и хуже. Все, никто их не поддерживает. Поэтому они вынуждены что делать? Брать взятки, устраивать какие-то платные занятия, то есть никуда не денешься, а что сделаешь-то? То есть они вынуждают брахманов превращаться немного в вайшьев. Вынуждают, а что делать? На завод-то брахман не пойдёт, какой ему завод? Нет, ему приходится как-то выкручиваться. Видите как начинается все интересно.

00:29:08 В результате к кшатриям приходят последствия их жадности, от них отказываются вайшьи, которые считают чиновников врагами и нахлебниками, торговцы, да? Они считают, что чиновники все портят, все не разрешают, везде все такие сложности, одни взятки, ничего не добьёшься, налоги. Начинается проблема между вайшьями и кшатриями. Так приходит карма кшатрийская. Нет никакой помощи вайшью, помощи нет, а только требуют что-то взятки, подарки, надо все пробивать. А сами вайшьи перестают заниматься благотворительностью, это задача вайшьев заниматься благотворительностью, а потому просто пропивают все излишки, которые у них остаются. Что с этим делать? Пропивать надо, нужно всю ночь гулять, чтобы пропить то лишнее, что осталось. Но его обязанность на благотворительность давать. А он это не делает, лишние деньги остаются, а они жгут, надо куда-то девать, пошли все потратили за ночь, понимаете, излишки. А шудры вообще решили, что вся власть должна принадлежать советам, состоящим из рабочих и крестьян.

00:30:29 Все эти 4 психотипа, все они забыли, что их главная обязанность – жертвовать всем, что у них есть, ради обретения знания о Боге, все забыли просто о Боге и все. Поэтому все вообще настолько перепутано, что бардак. И никто понять не может, что происходит, никто, понимаете. Что один не понимал, что второй пришёл, тоже ничего не понимает. Толку никакого в действительности. Никто не знает, как должно быть общество устроено, в чем принцип социального устройства. Принцип социального устройства в культурной жертвенности, каждый жертвует и знает ради кого и ради чего. Называется жертвенное общество, культурное общество. А так это друг друга ненавидящее общество получается, все друг друга немножко ненавидят, каждый по-своему. Вот я примерно написал вот картину, именно так все и происходит.

Что означает «Бхагаван»?

00:31:33 И нашему слову «Бог» лучше всего подходит вариант на санскрите «Бхагаван». Один в один звучит. И оно состоит из трёх частей. Так как каждый обязан изучать эту науку, он должен понять, что с чего это все начинается, нужно понять саму этимологию, то есть «Бхагаван». Из трёх частей: «Бха» – это тот, кто поддерживает всю Вселенную и тех, кто идёт за ним, тех, кто идёт к нему, тот, кто поддерживает все и всех буквально, все и всех поддерживающий. Вот это вот источник всего электричества скажем так. «Га» – это тот, кто всем указывает выход из материального мира в мир духовный, кто показывает где выход, он указывает всем путь. По одному из определений, наше предназначение - это всегда искать в этом мире то, что в этом мире найти невозможно, интересно. Это, так сказать, если встретитесь с умным человеком, можете ему эту фразу сказать, пусть думает. Но это так. То есть мы ищем здесь то, чего здесь нет. Но если мы это ищем, то мы находим выход, признак. И «Га» - это тот, кто указывает, где выход, и мы находим это, но не здесь. Выходя отсюда мы это находим. Но если мы это ищем, мы находим выход, понимаете, по запаху, как угодно, по свету, за кем-нибудь, но находим. Но здесь этого нет, очень интересно.

00:33:21 И «Ван», «Ва» – тот, кто пронизывает всё, что есть в этом материальном мире. В Ведах говорится, тоже ещё одна вот такая закавыка духовная: «Он находится во всём, а всё находится в Нём Самом», да? В Шри Иша Упанишад мы это изучали перед Бхагавад-гитой. Если человек справиться с первым постулатом, можете ему второй дать, чтобы уж точно плохо спал человек, пусть подумает об этом, интересно вот это. Такие классические сутры для бесконечных размышлений. То есть человеку, у которого ум волнуется и думает, чтобы ему такого понатворить в этом мире, вот ему нужны такие сутры, очень короткие парадоксальные вещи, чтобы у него челюсть отвисла, глаза закатились, и ум полностью задумался надолго, чтобы его активность умственную заглушить этими вещами и он заглушается. То есть это санкхья йога, йога философских изысканий. И на эту тему можно 150 томов написать, на одну из этих фраз можно 150 томов. И никогда не закончится, такие колоссальные вещи, такие точки входа в абсолютную реальность, потому что в абсолютной реальности все абсолютно. Поэтому и часть абсолютной реальности она тоже абсолютна, но содержит в себе весь Абсолют. Похоже на голограмму, то есть часть голограммы содержит в себе всё, что должно быть в этой голограмме. Так же и часть абсолютного знания содержит в себе всё, что должно быть в абсолютном знании. Поэтому мы берём только одну фразу и она содержит в себе все знание Абсолюта. Поэтому можно бесконечно на эту тему говорить, рассуждать, беседовать, но не каждый на это способен.

00:35:23 И как вы догадались, нет ничего более непостижимого, чем Абсолютная Истина, но одновременно, так как Она непостижима, то и непостижимо то, что есть способ Её постижения. И о нём мы сейчас узнаем. С Абсолютной Истиной интересно. То есть абсолютное познать невозможно. Но так как оно включает в себя все, поэтому абсолютное включает в себя и метод познания Абсолюта, да? Нормально, сегодня спаться будет хорошо? Хорошо будет спаться, будет такой детский сон сегодня, хороший. Все остальное покажется серым, грустным и простым. Духовное знание - это знание под ключ, то есть в нём все и дверь, и ключ. А если бы в нём не было метода постижения Абсолютной Истины, это не было бы Абсолютной Истиной. Как это у Абсолютной Истины нет метода постижения, это уже не Абсолютная Истина, да? Если это Абсолютная Истина, обязательно должен быть метод постижения Абсолютной Истины. Но Абсолютное невозможно постичь, потому что оно не имеет границ, да? Ну в общем подумайте, когда будете ехать в метро, будет чем развлечься.

История о божественном явлении Кришны

00:36:39 Есть способ постижения и он был показан всегда, есть какое-то показательное действие. И он был показан в Ведах, как история божественного явления Кришны в этом мире. Это уже Бхагаватам, там рассказывается эта история. Очень интересная, в ней глубочайшая философия, не просто так. Не как у нас: родился, женился, помер, все, нет, все не так. Он появился в семье отца, отец Васудева и мать Деваки. Можно даже сходить в это место. Я был, очень интересно, прямо место, где это произошло. И Васудева является представителем идеальной чистоты. Мать Деваки – представитель духовного знания. И в сочетании идеальной чистоты и духовного знания появился на этот свет сам Бог. Чувствуете философию, очень интересно, сам Бог. И он пришёл сначала в сознание Васудевы на чистоту, из сознания Васудевы Он перешёл в сознание Деваки, в знание.

00:37:54 И так Бог приходит и в нашу жизнь. Сначала необходима чистота, потом знание. Когда это все соединяется, Бог приходит в нашу жизнь, интересно, да? Чувствуете, как здорово? В сочетание чистоты, то есть духовной чистоты и духовного знания. И вот это вот божественное сочетание высшей чистоты и духовного знания призывает в нашу жизнь божественность, вот она алхимия Вот это вот духовная алхимия, вот эти материи, так они сочетаются. И тогда стоит вопрос, а кто там ещё был, помните, нехороший человек, как его звали? Камса. Есть такой город Комсомольск. Там все молятся Камсе. Камса - это безверие и сомнения. Камса олицетворяет безверие и сомнения. И что он пытался все время сделать? Он пытался всех убить, родителей, самого Бога, всех все время пытался убить, понимаете. Приходит, чтобы убить отца – чистоту и мать – знание и их сына – божественность. Приходит, чтобы убить. Поэтому когда мы боремся с сомнениями и безверием, мы боремся с Камсой, а соответственно даём жизнь божественному. Но это божественное должно поддерживаться чистотой и абсолютным знанием, да? Запомнили формулу? Формула очень простая.

00:39:31 И тогда все пройдёт. Тело – это нарост на душе, опухоль на душе, тело наросло, понимаете. Душу необходимо очистить от этого нароста посредством одухотворения тела. Что это за процесс? Процесс одухотворения тела - это использование своего тела, речи, мыслей и поступков только для высокодуховных целей. Приводится простейший пример. Если мы железо погружаем в огонь, железо принимает качества огня, ничем не отличается от огня. Эффект тот же, что огня коснитесь, что этой железяки, эффект будет одинаковый. Принимает качества, как огонь становится, обретает качества огня. Так и тело, погружённое в духовную практику, принимает качества духа, духовной природы. То есть думаем о Боге, говорим о Боге, действуем для Бога – мы одухотворены. Как только остановились, прекратили свою духовную жизнь, тело опять превращается в опухоль, все, остывает, опять.

В чем проблема тела?

00:40:46 В чём проблема тела? Материальное, не одухотворённое тело не позволяет нам увидеть форму Бога, Его личностную природу. А видеть форму Бога – это высшая ступень йоги и мы не можем этого сделать, тело мешает. Иногда, например, Господь не выдерживает и показывает всем Свою личностную природу. Бывает не выдерживает, надоедает ему все это, так все деградировано. Кто-то помнит, несколько лет назад в Индии все божества в храмах стали пить молоко, очень удивительный момент. Раз и начали все пить молоко, даже фотографии божеств пили молоко. Все прибежали в храмы: христиане, мусульмане, буддисты, индуисты, верующие, неверующие, умные, глупые, все прибежали в храм посмотреть, все смотрели, как Бог пьёт молоко.

00:41:52 Фотографии выпивали по 100 литров молока, дома стояли. И люди не верили, они покупали, прибегали, выпивал, опять бежали в магазин, молочная промышленность озолотилась за один день. Равно сутки продолжалось, все проверяли, выпивают. Все были полностью счастливы. Сутки полное было счастье. Все забыли как у кого религия называется, кто в какой сампрадае. Все были счастливы. Реальность личности Бога ощущалась целые сутки. Но потом закончилось, это не духовный мир, закончилось. И потихоньку забылось и стало казаться выдумкой, а в газетах напечатали, что это был массовый гипноз. И все, и потерялось, забылось, стёрлось, никто уже не вспоминает. Так сказать, нет желания получить эту алхимию чистоты абсолютного знания и бороться с сомнениями и невежеством. Давайте вопросики по этой главе разберём, чтобы нам торжественно на следующей лекции приступить к главе пятой.

Ответы на вопросы

00:43:58 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а можно ли эти знания практически сейчас где-то использовать? Вот то, что вы говорили про кшатриев, они уничтожат своей жадностью [неразборчиво], что вайшьи не хотят им помогать и так далее, да? Вот эти знания [неразборчиво] имеют какое-то значение практическое для [неразборчиво]».
[Рузов В.О.]: Лично для каждого человека, конечно, это имеет значение. Весь вопрос в широте применения, это уже от нас зависит. То есть например, для себя человек точно это может применять. А уже остальное насколько он могущественен. Все зависит от могущества. Поэтому если ему подчинены и свято в него верят, он может применять, почему нет. В этом и состоит.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»

00:44:58 [Рузов В.О.]: Почему локально? Все зависит от его могущества. Поэтому если у него есть чистота, у него есть это истинное знание, у него нет сомнений и его могущество велико, он может как угодно применять эти знания, понимаете. Например, мэр целого района, нескольких городов, целого штата Индии, он принял закон о вегетарианстве и все. Вот у него такие принципы, у него есть могущество. И он сказал: «Все, в моем штате вегетарианство, у меня вегетарианский штат» И все, и никто с ним не спорит, и вопросов нет, и революция не началась. Попробуйте в Москве примите. Нет могущества, нет чистоты, нет принципов, понимаете. И никто свято не верит.
[Вопрос]: « Я вот поэтому и спрашиваю».
[Рузов В.О.]: Да вот, видите как. И поэтому с себя точно можем начать. На своей семье можем попробовать, но уже аккуратно. Уже может могущества не хватить даже на свою семью, понимаете, да. Видите, нет могущества. Откуда берётся могущество, сила? Опять-таки в божественности это могущество - чистота плюс Абсолютная Истина, в двух. Если мы их соединяем, мы становимся чистыми и знающими, появляется могущество, понимаете. Мы можем говорить и нам начинают верить, понимаете. Вы можете за полчаса изменить человека, если есть сила и могущество и он будет вам верить. Нет, все, нет чистоты, нет Абсолютной Истины, нет силы,. Только в соединении появляется сила.

00:46:34 [Вопрос]: «А имеют значение другие, которым ты это объясняешь? Они ведь тоже свою чистоту и понимание не такое, как быть совершенным [неразборчиво] Может быть моей чистоты не хватает на их чистоту?»
[Рузов В.О.]: Ну у вас чистота должна быть больше. Представьте, что, например, у вас электричество. Буквально соединяется электричество. У вас 220 вольт, а у него 9 вольт, то вы сожжёте все проводники и микросхемы. Но если вы совсем слабенькие и у вас пальчиковая батарейка АА и вы подходите к танковому аккумулятору, понимаете, лучше не прикасаться.

00:47:18 Поэтому мы должны реально оценивать, как я говорил. То есть практичность - это умение оценивать свои силы и куда я могу их использовать. На себя точно могу, а уже дальше нужно быть практичным, нужно смотреть к чему это приводит, а хватает ли у меня силы, нужно понимать, на кого я имею воздействие, на кого нет. Поэтому на кого могу, на того могу, на кого не могу, ещё не время, не хватает силы и Абсолютной Истинности. Конечно, а не получится просто никак, можете попробовать. То есть тут даже и вариантов нет, то есть это абсолютно практичные вещи, понимаете. Поэтому мы начинаем с себя и, развивая свою чистоту и знания, можем увеличивать влияние, почему нет, в общем-то это возможно, почему не возможно?

00:48:21 Поэтому должно быть практичным. Нет смысла тратить время на неосуществимые идеи, нужно осуществлять то, что осуществляется. Поэтому что осуществляться, то лучше и осуществлять. То есть на себе точно можно сколько угодно осуществлять данное знание, потому что на себя сил хватит. В общем-то, мы говорим, что Бхагавад-гита - это книга рассчитанная на того, кто только начал духовно развиваться. Вот Бхагавад-гиту на себе мы можем применить, понимаете. То есть она рассчитана для начинающего человека, чтобы он взял это знание и на себе тренировался, в этом принцип. То есть не нужно сразу имитировать Арджуну, то есть идти и сражаться со всем миром. У Арджуны была сила.

00:49:20 Во-первых, он был идеально чист, идеально был чист. А во-вторых , у него было абсолютное знание, его другом был Бог и он обладал силой махаратхи, то есть тот, кто может убить любого. Поэтому свою миссию нужно не преувеличивать. То есть начинается наша миссия с себя самого, вот себя довести до кондиции. Вот нормальное миссионерство. Дай-то Бог, чтобы себя довести, понимаете. А уже ещё кого-то это уже нужно быть в 2 раза сильнее, чем над собой работать. Понимаете, если, например, я не могу справиться со своими проблемами, как я могу ещё, справиться. Поэтому выход очень простой. Если мы не можем помочь своей силой, нужно просто дать саму концепцию, само знание дайте его и все, и человек будет сам над собой эксперименты ставить, понимаете. То есть мы можем дать совет, можем дать знание, вот оно, пожалуйста, возьмите книжку, прочитайте. Можем дать совет, но мы не всегда можем кого-то поменять, вот тут уже нужно быть реалистом, не всегда это получиться.

Разница между смирением и тупостью

00:50:48 [Вопрос]: «Человек если он чистый, обладает духовными знаниями, он стал смиренным человеком и он не будет указывать другим людям [неразборчиво] какое-то ожидание да, вот это смирение, то есть [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Я понимаю, смирение - это не тупость. То есть если мы видим, что соседи горят, не нужно стесняться и бояться им позвонить, сказать: у вас что-то дым из окошка валит. Это тупость называется, понимаете. Между тупостью и смирением целая пропасть. И зачастую мы тупость воспринимаем за смирение. Человек просто туп и он не хочет ни во что вмешиваться. А смиренный человек это кто? Это тот, кто жертвует своим спокойствием ради того, чтобы кого-то спасти. Вот это смиренный человек. Он смиренно идёт и помогает другим, понимаете. То есть это тот, кто идёт и преодолевает все препятствия.

00:51:58 Определение смирения таково: это тот, кто не смотря на трудности, исполняет свой долг. Вот это определение смирения, понимаете, несмотря на трудности исполнять свой долг, а не тот, кто тупо смотрит на происходящее. Вот тут чётко надо понять разницу. Это такая классическая народная ошибка. Они думают, что смиренный человек - это по одной щеке ударили, подставь другую, да? Они думают, вот это смиренный человек, понимаете. Не всегда так. Вот Арджуну попробуйте по щеке ударить, даже дёрнуться не успеете. То есть у каждого свой долг. Арджуна пошёл, он их всех убил, это был его долг, понимаете. Его правда не по щеке ударили, а его жену публично раздели. Поэтому он пошёл и всех убил, нечего было к женщинам приставать. И так до сих пор везде культура осталась. Ну попробуйте на востоке потрогать женщину, на месте убьют и все, правильно сделают, нечего лезть куда попало, понимаете, все очень просто, в принципе. То есть все, чужое не трожь! То же самое, в карман залезь и руку отрубят на месте или камнями забьют, понимаете?

00:53:21 Принцип простой, у каждого свой долг, каждый должен свой долг исполнять, причём смиренно, понимаете. Жену обидели, пошёл смиренно и морду набил тому, кто обидел, абсолютно смирено, не умея драться. Оторвал доску от забора и пошёл смиренно бить того, кто обидел. Ну я так грубо говорю, но принцип в этом, понимаете. А не то что: «Ну что теперь делать, мы же все смиренные» У каждого свой долг и он должен исполнять свой долг, тогда он йогом становится. А так он становится преступником. Тот, кто не исполняет свой долг, тоже преступник, понимаете. Если защитник не защищает - это преступник и его нужно судить, очень просто. Как только мы не исполняем свой долг, мы становимся преступниками, называется должностное преступление. И у каждого есть свой долг - у отца есть долг, у матери есть долг, у сына есть долг, у жены, у мужа, понимаете, у всех есть долг. Как только мы не исполняем, мы преступники. Как только мы исполняем, мы йоги. Грубо я сейчас объясняю, но сам принцип, понимаете.

00:54:37 Поэтому человек должен все время, как я говорил, находиться в настроении йоги, это чтобы я ни делал, я должен думать соответствует ли это моей природе, исполняю ли я свой долг, понимаю ли я свою душу, своё истинное положение. Человек должен всё время об этом думать, анализировать, «не ошибаюсь ли я?», понимаете? Вот об этом вся Бхагавад Гита. Поэтому смирение - это сила, это встал, пошёл и исполнил свой долг смиренно. То есть смирение - это не слабость, смирение - это сила. А слабость - это глупость. Понимаете? Поэтому в чем была проблема Арджуны? В слабости, он действовал как глупец сначала. Он нам показал, он проявил слабость, выронил лук, понимаете, да. И что мы читаем в последнем стихе? «Поэтому, Бхарата, мечом знания разруби в своём сердце узел сомнений, порождённых невежеством. Вооружившись йогой восстань и сражайся». Вот сегодняшний стих, понимаете.

00:55:51 А он хотел смиренно в лес уйти, понимаете. А пойду-ка я смиренно посижу в лесу как йог. Говорят: «Ты иди смирено и всех убей, это твой долг, ты должен наказать преступников, они бандиты, иди бандитов убивай. Ты воин, ты кшатрий, это твоя обязанность бандитов убивать, все, пришло время убивать бандитов, а иначе они сейчас всех убьют», понимаете, очень просто. Что делать? Обязанность. Стал кшатрием – иди воюй! Пришло время! Твоё время! Всё! Понимаете? Обязанности! Каждый сам должен это контролировать, какими бы они не были грустными эти обязанности, но они есть. Ещё какие-то вопросики?

00:57:06 Глава осела в голове? Кто напишет изложение? [неразборчиво] все заулыбались.
[Вопрос]: «По поводу чего?»
[Рузов В.О.]: По поводу 4 главы, можете написать, мне сдать в добровольном порядке. Очень интересно, попробуйте 4 главу написать изложение «Как я понял 4 главу», студент Иванов. Первая строчка - «ничего не понял». Дата, подпись. Попробуйте очень тоненько все это. Это так мозги настраивает в принципе на анализ, аналитические функции действуют. Вообще, когда начинаешь писать, сразу же себя изнутри осознаешь, что там вообще есть. Сколько вообще слов есть внутри, даже иногда на мысли речь не идёт, иногда на слова речь идёт, понимаете. То есть достаточно практично. Поэтому хотя бы так ради себя самого это можно сделать, перечитать стихи, проанализировать. Потому что сейчас за 5 главу возьмёмся плотненько. 5 главу лучше прочитать сразу, мы её плотненько попробуем разобрать. Нет вопросов? Хорошо! Спасибо большое!

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 19 March 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 01 April 2014