Духовность в материальном мире

01 January 2008
Ачарьи - кто это? Духовность в материальном мире. Для чего нужен Бог? Закон кармы. В чем опасность материализма? В чем сущность появления Абсолютной Истины? Как проявляется жадность? Три вида богатства. Ответы на вопросы: Почему традиции теряются? Откуда берутся хулиганы? Мы получаем то, что хотим. Любой бизнес - это игра. Умение сделать правильный выбор. Что происходит с душой в материальном мире? В чем главная задача передачи знаний? Три вида желаний.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:30:17 | качество: mp3 24kB/s 15 Mb | прослушано: 758 | скачано: 923 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ачарьи - кто это?

00:00:00 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

00:00:10 [Рузов В. О.]: Посчитали. Это описано ачарьями, есть разные виды учителей. Ачарьи - это те, кто задавали определённый вид осмысления трактатам для данного периода времени. То есть промежуточные ступени описаны. Они есть, их можно восстановить, никакой проблемы нет. Они описаны в других источниках. Но здесь приводятся ачарьи. То есть ачарья, в общем-то, можно перевести как великий комментатор, то есть те, кто оставили некоторый значительный след. К сожалению, всех мудрецов невозможно перечислить, это нужно было бы отдельный восемнадцатитомный трактат составить. Поэтому перечисляются обычно ачарьи. То есть, если мы возьмём какую-то традицию, перечисляются великие личности.

00:01:06 Как знаете, доска почёта. То есть как доска почёта города, наверняка в Москве есть какая-нибудь доска почёта. Я её правда не видел ни разу. Где-то есть точно, обычно есть доска почёта, там великие люди какие-то висят. И их там обычно 40-50, не так уж много. Но это не значит, что это все люди Москвы. То есть точно также и цепь учителей - это больше цепь основателей, цепь ачарий, на кого ссылаются предыдущие, на кого ссылаются в комментариях, то есть это такие уважаемые личности, на которых ссылаются, те, кто оставили значительный след. А между ними уже есть некоторое ещё пространство временное, поэтому это не историческая цепь, она не несёт в себе какое-то историческую значимость. Это скажем так больше философская цепь.

00:02:09 Поэтому в задачу духовного развития даже не входит какой-то исторический аспект. Поэтому есть некоторые особенности, тонкости, если вы будете изучать эту историю, вы встретитесь с этими особенностями. Поэтому есть особые книги по изучению всех этих цепей. Но сам принцип сохранен. То есть есть вот эта последовательность, каждый из последующих ссылался на предыдущего и, так сказать, все эти идеи они прослеживаются на протяжении всей этой цепи. То есть вот это та самая электрическая цепь, которая соединена. То есть есть эта реальная последовательность и можно взять эти реальные комментарии и почитать, и увидеть, что соблюдается эта цепь, в общем-то.

00:03:03 Поэтому даже когда мы говорим сокращённее, мы говорим Брахма Мадхава Гаудия Прабхупада сампрадая, то есть сокращаем. Потому что если каждого спрашивать: «А ты какой сампрадае принадлежишь?», он будет даже основных личностей перечислять, язык сломаешь, то есть устанешь. Потому что в действительности даже не полное имя написано. Например, Шрилу Прабхупаду зовут Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачария Ашоттара-Шата Шри Шримад Абхая Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада. Это все титулы перечисляются. Повторите сейчас за мной, понимаете, да. И также у каждого из великих личностей, есть некоторый титул. Как когда выходит какая-то великая личность, награждённый третьей степени, пятого ранга, шестого колена, трижды орденоносный, дважды краснознамённый. И точно также каждая великая личность тоже на протяжении своей жизни получает особые степени, которые перечисляются обязательно. В принципе, в культуре говорится, что нельзя избегать этого перечисления, если есть такая возможность.

00:04:31 Поэтому для простоты опознаваемости, в философском плане свой-чужой есть некоторое такое сокращение, чтобы мы могли понять кто к какой сампрадае принадлежит. В принципе, сейчас такой проблемы нет, потому что мало кто к какой сампрадае принадлежит. Мало кто знает такое слово вообще, сампрадая. Поэтому редко задашь такой вопрос и редко услышишь вразумительный ответ. Если вам ответят, то обычно что человек скажет, что я принадлежу к учителям с Венеры или с Альфа-Центавра и понятно, что он принадлежит к ближайшему районному отделению психиатрической поликлиники. Цепь его не из учителей, а из врачей, как правило. Уже у него будет легче спросить у кого он лечился, а не у кого учился. То есть поэтому достаточно редкое явление и это то, чем можно гордиться. Можно гордиться сампрадаей, потому что она известна.

00:05:34 Например, когда мы находимся в каком-то святом месте, в другой стране, когда мы приходим в какой-то храм, то в храме положено спрашивать к какой семье вы принадлежите. И в физическом плане мы ни к какой семье не принадлежим, то есть у нас ни родословной, ничего, мы так сказать, потерянные в пространстве, нам это не интересно. Это некоторый признак нашего времени, у человека теряется вот эта родословная, теряется некоторая последовательность того, из какой системы человек произошёл, из какой системы его мышление, из какой системы его мировосприятие. Сейчас человеку этого не нужно, он больше этого стесняется, чем гордиться, так как гордиться особенно нечем. Человек этого стесняется, поэтому ему и сказать нечего, в общем-то. Он не может сказать из семьи кого он произошёл.

00:06:41 Но нам есть что сказать, мы можем сказать. Например, если вас спрашивают в каком-то месте про то, какая у вас семья, вы можете сказать, что у вас ачьюта-готра, это философская семья, и все понимают сразу. Знающие люди сразу понимают: «Понятно что за семья, ачьюта-готра». Сразу всем понятно: «Ага, ясно, что за философия, ясно, что за мировосприятие, ясно, какое поведение ожидать, ясно, кому жаловаться в конце концов, ачьюта-готра, запишите себе». Это некоторый пропуск в мир уважения старших, ачьюта-готра, да. Ага, ещё вопросики, пожалуйста, по предыдущим темам, какие возникли. Вопросики? Нет вопросов.

Духовность в материальном мире

00:08:32 Хорошо, тогда откроем Бхагавад-гиту, страница 219, текст восьмой мы должны сегодня прочитать. Страница 219, это тем, кто открывает. Пожалуйста, повторяйте за мной.

Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[зал]: Ом Намо Бхагавате Васудевая.
Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[зал]: Ом Намо Бхагавате Васудевая.
Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[зал]: Ом Намо Бхагавате Васудевая.

Так, восьмой стих звучит так, я прочитаю сейчас на санскрите:

паритранайа садхунам
винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа
самбхавами йуге йуге


Что буквально переводится так: «Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».

00:09:49 Один из концептуальных стихов Бхагавад-гиты, поэтому сегодня мы восстановим, вспомним немного, что мы говорили на эту тему, потому что этот момент обсуждался постоянно на протяжении предыдущих лекций. Мы говорили о том, что есть некоторый уровень погружённости в духовность, есть некоторый уровень исключительности. То есть духовность сама по себе требует некоторого переосмысления своего поведения. Если человек не переосмысливает своё поведение, то, в принципе, незачем ему открывать какие-то глубокие духовные аспекты, так как нечем понимать эти духовные аспекты. То есть для понимания духовного аспекта должно быть некоторое переключение разума из материальной функциональности в духовную функциональность. То есть должна отключаться логика, должны подключаться какие-то более духовные системы мировосприятия.

00:11:10 И если человеку трудно контролировать себя, если человеку трудно совершать какую-то даже простейшую аскезу на уровне питания, например, то есть если человек не способен отказаться от каких-то грязных продуктов питания, какого-то грязного поведения, то есть такой уровень принципов, уровень заповедей, уровень ограничений, то нет никакого смысла раскрывать человеку тонкости духовной реальности, потому что нечем воспринимать, нет инструмента. Разум должен быть одухотворён. То есть вот это мышление должно быть одухотворено, должен быть некоторый инструмент, которым мы должны воспринимать другую реальность.

00:12:03 Несмотря на то, что её можно описать, но нечем воспринимать. Мы можем взять духовную книгу, которая напрямую описывает духовную реальность, попробовать её почитать, но мы увидим несварение некоторое, философское несварение, потому что нет инструмента, в разуме не появились эти инструменты. Они выдаются на определённом уровне очищения. Когда сознание очищается, выдаются эти инструменты восприятия. Поэтому, что мы встречаем в ведической литературе, в общем-то, сама по себе вот эта концепция йоги, концепция развития она и начинается с того, что человек встаёт на достаточно высокий уровень чистоты, который в йоге называется яма-нияма. То есть даются эти принципы, ограничения, правила, следуя которым человек даёт знать, что он готов воспринимать духовность как таковую.

00:13:18 Поэтому Веды эксклюзивны в этом плане. Веды дают настолько широкий диапазон восприятия, что человеку, незнакомому с этим диапазоном, становится просто не по себе. То есть, как мы говорили, в основном, в духовных традициях разбирается даже не приход Абсолютной Истины как таковой, разбираются приходы пророков или какие-то такие знамения, то есть явления жития святых, ещё что-то. Но как только мы открываем ведическую литературу, тут же с самых первых страниц разбираются прямые явления Бога в этот мир. То есть причём настолько многочисленные, что диву даёшься. То есть один за одним, один за одним, подробнейшим образом, различные предназначения, различные истории, исторически описана вся последовательность, почему, зачем. То есть, например, Вишну Пурана описывает эту последовательность от начала до конца, кто, за кем, почему, какова последовательность. То есть очень глубокий подход в этом плане.

00:14:33 Потому что у материалистично настроенного человека всегда однообразное восприятие духовности. Думает, что Абсолютная Истина, Она вот какая-то одна. И вот её нужно принять в каком-то варианте, в какой-то конфессии, и все будет дальше грустно, скучно и непонятно. Но, в действительности, все не так. Это абсолютный материализм, так как одно из основных качеств духовности это бесконечное многообразие, поэтому и проявление духовной природы также бесконечно разнообразно. Если мы процитируем трактаты, то буквально это будет звучать как волны, приходящие на берег. Так же и проявления духовности также разнообразны, поэтому представьте себе насколько нужно широкое мышление иметь, чтобы вообще об этом говорить, об этом думать. Поэтому этот стих он начинает говорить об этой природ. Восьмой стих он уже затрагивает этот элемент, элемент проявления духовности в этом мире.

Для чего нужен Бог?

00:15:54 То есть это событие настолько необычно, это событие настолько многозначно, что понимание этого события способно раскрыть все тонкости философии духовного развития. Если человек разбирается хотя бы в этом, почему в этом мире появляется духовность, Абсолютная Истина, то он способен понять и все остальное, он способен разобраться во всех других моментах, почему это происходит. Поэтому, как мы выяснили, во многих традициях эта идея просто не раскрывается. Более того, она находится под строжайшим запретом, об этом просто говорить невозможно, просто закрытая тема. Но Бхагавад-гита говорит об этом достаточно прямо и открыто. Поэтому сегодняшней темой будет вот это появление Абсолютной Истины, как Она приходит к нам, в мир, где все прячутся, как мы выясняли. Здесь никто не хочет истины, никому не нужна истина, все прячутся от неё. То есть мир, где все спрятались, такая большая игра в прятки. Наверное по традиции, она становится первой детской игрой, любимой, все играли, да? Проявляется.

00:17:10 Итак, неважно в каком возрасте, неважно в каком сознании, всё равно все немножечко играют в эту игру, в прятки, потому что это изначальное состояние нашего сознания, мы прячемся здесь. Это место, где все прячутся. А прятаться где надо, кто помнит? В темноте надо прятаться, там не найдут, да? Нам надо куда-то залезть подальше, поглубже, желательно под кровать, или в шкаф. И вот мы залезли в самый дальний шкаф, в материальный мир, очень тёмное место, темнющее, специальный такой шкафчик с толстыми стенами, где все спрятались. И неважно, как мы выяснили, какой возраст. В детстве все прячутся, взрослые люди тоже все прячутся, все от кого-то прячутся. Можете любого на улице остановить, он от кого-нибудь прячется, кого-нибудь он не хочет видеть точно, может даже нас.

00:18:10 То есть, в принципе, Абсолютной Истине, Богу не нужно сюда приходить, потому что никто Его видеть тут не хочет, никому Он не нужен, собственно говоря, все от Него прячутся. И также не особенно-то нужно приходить, чтобы кого-то наказывать, как мы выясняли. Вот эта наказательная функция тоже не является главенствующей, так как человек сам себя наказывает, экспериментируя с незыблемыми законами. То есть незыблемый закон он сам по себе является наказанием. Не нужно для этого приходить каким-то особенным духовным проявлениям, каким-то особенным чудесам происходить, не нужно. Закон сам себя наказывает. То есть если уж человек бьётся головой об стену, сама стена его наказывает. Не нужно для этого появляется какому-то чуду, объяснять весь процесс, объявлять приговор: ты будешь наказан синяком на голове, то есть из стены не выходит кто-то и не говорит: «Я представитель божественного закона наказываю тебя огромным синяком и шишкой» Нет. Все происходит автоматически естественным образом. Если человек бьётся головой об стену, у него появляется шишка.

00:19:22 То есть для этого не нужно появляться чему-то особому, не нужно появляться представителю закона. То есть не нужно приходить всем министрам, тем, кто принимал какой-то закон. Нет, достаточно представителю судьи прийти, как их там зовут. Попроще.
-Судебный исполнитель.
-Судебный исполнитель, попроще, да, судебный исполнитель. Вот как раз им не нужно приходить, вот кого вы сейчас перечислили. Не нужно лично Ямараджу приходить и разбираться с нами, не нужно. Достаточно, так сказать, последним звеньям в этом принять участие или прямо стене, или на крайний случай судебным приставам или ещё кому-то, то есть вполне достаточно. То есть сам по себе закон является наказанием, потому что он незыблем по своей природе.

Закон кармы

00:20:18 Если человек экспериментирует с энергиями, с энергией причинно-следственной связи, он получает эту причинно-следственную связь. Человек хочет с этим поэкспериментировать, пожалуйста, экспериментируй, то есть естественным образом приходят последствия, всё это уже поняли, всем все понятно. В общем-то, хочешь эксперимента, хочешь потрогать, так сказать, огонь рукой, потрогай. Тебе уже объяснили, что такое огонь, уже перечислили. Культура, всё это перечисляет огонь, это не делай, то не нужно, ай-ай-ай, ой-ой-ой, кака, да, уже перечислили, помните, нет? То есть уже понятно, доступно перечислили. Хочешь дальше экспериментировать, пожалуйста, то есть получишь причинно-следственную связь, никакой проблемы нет. То есть не нужно для этого чему-то особенному происходить.

00:21:18 Никакое усилие не может исчезнуть бесследно, оно вызывает ряд последовательных событий, которые сохраняют энергию действия и возвращают к тому, кто был инициатором этого действия, то есть очень просто все возвращается, всё это уже проверяли тысячу раз. Фактически даже равномерно распределяется между теми, кто принимал участие, между теми, кто хотел, кто осуществлял, кто не мешал, между всеми ними торжественно всё это распределяется, по закону, даже процентность расписана, в общем-то не так все сложно.

00:22:02 Этот закон, закон причинно-следственных связей, закон кармы подобен зеркалу со стопроцентной отражающей способностью, такое стопроцентное отражение. Его задача проста до неумолимости. Она состоит только в одном – вернуть источнику действия все последствия, вот и все, вернуть все последствия, то есть закон справедливости, не больше, не меньше. Все, что возникает в результате его действий, честно возвращается в полном объёме. То есть зеркало должно быть честным по своей природе, вот оно честное зеркало, это вот идеальный закон кармы. Ему самому ничего не надо, оно просто отражает то, что попадает в зону его отражения, просто отражает. Поэтому закон кармы – это просто закон честности, мы честно получаем то, что сами заслужили, сами заработали, чего сами хотели в конце концов, всё это честно возвращается. Достаточно простые вещи. Можно с этим экспериментировать сколько угодно, принцип всё равно сохраняется.

00:23:09 И честность по своей природе делает человека счастливым, так как человек принимает закон кармы, то есть честность - это принятие закона кармы. Так как честный человек понимает, что всё, что происходило с ним в его жизни, и всё, что с ним ещё должно произойти, это честно приходит к нему как его собственные последствия, как последствия его собственной деятельности. То есть поэтому он становится счастливым, он в общем-то, трезво воспринимает эту реальность. Это трезвенник по своей природе. То есть нельзя назвать человека трезвым до тех пор, пока он не принимает, что всё, что в его жизни происходит, это однозначные последствия его собственной деятельности. До этого он немножечко алкоголик, до этого он немножечко в иллюзии находится.

В чем опасность материализма?

00:24:03 В принципе в этом и является некоторая проблема материализма. В чем опасность, в чем вообще боль материализма? Боль материализма в том, что человек не согласен принять на себя ответственность за те поступки, которые он совершает, он все время ищет кого-то другого, кого-то крайнего, кто-то все время виноват, кто-то виноват. Поэтому в таком мире жить просто невозможно. Когда все все время ищут виноватых, и никто не виноват, конечно это такая в общем-то уже по своей природе негативная среда, которая вызывает депрессивное состояние. Представьте себе такой классический коллектив, где нет виноватых, но виноватые все вокруг. Приходится играть по этим правилам, что опять-таки делает жизнь несчастной, в этом принцип.

00:25:09 Поэтому нет никакого обмана в том, что происходит, нет никакой несправедливости, нет никакого перевеса, никакой ошибки, как мы выясняли. Мы все получили честно, поэтому не о чем тревожиться, в жизни все честно. Единственное, что нас удивляет в этом случае, это то, как мы умудрились насовершать столько дел, что теперь приходится пожинать вот все эти некрасивые и стыдные плоды. Как мы умудрились посадить такую штуку, которая выросла и дала такие плоды. Почему мы цветы не посадили, почему мы посадили кактусы, почему мы посадили вот это. Оно выросло. А представьте себе, что на нашем огороде вырастали бы последствия наших размышлений. Дерево раз, цветочки распустило, потом вместо груши то, о чем человек думал, да. Ночью бы срезали, чтобы никто не видел. Не дай Бог кто-то увидит, о чем человек думал.

00:26:22 Вот оно проявляется, оно именно приходит в нашу жизнь, эти плоды приходят как ситуации, которые происходят в нашей жизни и мы не хотим это принять. Нет, не может быть такого. У меня украли. Это что значит? Это значит, что я раньше воровал? Не может быть такого. Этого точно. Меня пнули. Это что, я кого-то пнул? Я не помню. Есть что вспомнить в действительности. Человек не хочет этого помнить, не хочет нести ответственность. Много что происходило в нашей жизни. Мне кто-то портит жизнь, неужели я кому-то портил жизнь. Но в действительности так и было. Если человек способен это принять, то его сознание готово к восприятию духовной реальности. Если нет, он просто остаётся биться насмерть за свою невиновность. Но, в действительности, последствия приходят и приходят, он не может им противостоять. Они приходят только для одного, чтобы разбудить его от этой спячки, чтобы он наконец пришёл к этому пониманию.

00:27:43 Поэтому мы видим, Абсолютная Истина, как объясняется в этом стихе, приходит в этот мир не для того, чтобы наказывать, собственно говоря, нет этой наказательной функции. Люди говорят: «Вот, за что Бог меня так наказал?» Да никого Он не наказывает. Есть закон для этого, закон причинно-следственных связей, никто никого не наказывает. Человек сам получает то, что честно получил. Вот эта фраза абсолютный материализм. Кажется в этой фразе есть слово Бог, какое-то понимание. В действительности, эта фраза как раз символ жуткого материализма, такого махровейшего материализма. Никакой Бог никого не наказывает. Человек сам получает то, что заслужил. Человек разбегается, со всей силы головой об стену, у него шишка, кровь, и он орёт, на небо машет кулаками: «За что Бог меня так наказал?» Ну извини, никто никого не наказывал. Это вот абсолютно такое материалистичное восприятие реальности. Человек не готов принять, что он сам разбежался и сам головой об стену. Всё, что угодно, на кого угодно это свалить: на стену, на кого угодно.

00:28:57 Очень интересно посмотреть, когда что-то происходит. Я много знаю разных ситуаций. И когда что-то происходит, и явно человек в этом виноват, он начинает кого угодно искать виноватым: правительство там, всё, что угодно, мэра города, ещё кого-то, пятое, десятое. Кого угодно, кто угодно виноват, но только не сам человек. Лишь бы на кого-то перевести вину. Это какое-то такое дело чести современного человека всеми силами отбелить свою репутацию. Всеми силами доказать, что я ни в чем не виноват. Все это приходит к такому к завершению: «Не мы такие, жизнь такая». Это значит, человек готов, на нем можно ставить большой, фиолетовый крест. Он просто на всех свалил, жизнь такая, все. Уже не будем даже искать, просто все однозначно виноваты, я бедный, несчастный, распушистый, а мне все перья повыдёргивали, а я такой лебедь родился.

В чем сущность появления Абсолютной Истины?

00:30:14 Поэтому не в этом-то задача проявления духовности в этом мире. Мы видим, эта задача уже осуществлена через закон кармы. Нет, Абсолютная Истина появляется в этом мире для того, чтобы помогать тем, кто готов приступить к изменениям в собственном сердце. Абсолютная Истина появляется как помощь, с целью помощи, с целью помогать тем, кто хочет помощи, с целью помогать тем, кто хочет этого. Вот для этой задачи необходимо личное присутствие Абсолютной Истины, вот эта вот некоторая божественность. Зачастую, если человек желает пойти против сложившихся в обществе стереотипов, а стереотип, как мы выяснили, некоторое такое эгоистичное мировосприятие, если человек готов в действительности изменить свою точку зрения на то, что происходит, то с этим не согласна внешняя среда. Человек чувствует некоторое сопротивление, иногда может быть реальное противостояние.

00:31:31 То есть вся негативность материального мышления проявляется в очень интересном явлении, в противостоянии близких людей, разошедшихся друг с другом во взглядах на путь развития. Вот в этом именно проявляется вся негативность материального мышления, то есть начинается противостояние путей. Вот в этом весь кризис мышления современного века, противостояние. Посмотрите, о чем все люди спорят. О том, как правильно, о том, как надо. И каждый думает: «Они все с ума сошли. Что они делают? Они все сумасшедшие» Все так думают обо всех. Вот так надо, я знаю, как надо. А они все сумасшедшие. Человек говорит что-то, рассказывает своим друзьям, и все друзья над ним смеются: «Что он говорит, что он делает сумасшедший?» Родственник рассказывает своим другим родственникам свои идеи, все думают: какой-то сумасшедший родственник вообще. То есть каждый считает, что он прав. Поэтому начинается противостояние путей. Вспомните, сколько вытерпел Прахлад от своего отца Хираньякашипу.

00:32:52 И поэтому что может быть лучшим подарком для человека, во что-то верящего свято, человека, который в действительности развивает какую-то концепцию. Нет ничего лучше, чем публичное появление этого объекта, о котором идёт речь. Нет ничего лучше. То есть прямое публичное появление. Такой человек абсолютно счастлив становится. Ему уже все равно, в принципе. Он получает это некоторое последнее доказательство. Так как мы находимся все-таки под влиянием физического мышления, нам необходим некоторый физический пример. Как мы говорили, Истине не обязательно являться в этом мире. Но Она появляется именно для этого, чтобы дать защиту сознанию, которое хочет идти к Истине, то есть даётся реальное прямое доказательство. То есть когда у человека появляется желание измениться, тогда ему даются эти доказательства. Ты хочешь измениться, они даются. То есть это принцип причинно-следственной связи: чего человек хочет. Если человек хочет доказательства изменения, он получает доказательства изменения. Если человек хочет доказательства того, что изменений нет, он получает доказательства того, что изменений нет. Та же самая причинно-следственная связь. Он получает то, что он хочет, почему нет.

00:34:21 Поэтому, когда появляется человек, желающий изменить своё сердце, то ему даётся это проявление Истины в этом мире, даётся это личное присутствие. Оно происходит не часто, но в полном объёме, поэтому хватает на несколько тысяч лет. Посмотрите Бхагавад-гита сколько перетрясает весь мир, Библия сколько перетрясает весь мир, Коран посмотрите просто, да? Какое-то явление, и на сколько тысяч лет хватает. Поэтому не так часто это все должно происходить, потому что достаточно серьёзные впечатления остаются, так как это действительно нечто исключительное, не имеющие аналогов.

00:35:17 Поэтому и невозможно взять и написать вторую часть Библии или там вторую часть Бхагавад-гиты или вторую часть Корана, просто невозможно, то есть нет никакого ни таланта, ни знаний, ничего, невозможно взять и сымитировать такое произведение, просто невозможно, можете попробовать, ничего кроме сумасшествия не получится, просто невозможно. В этом принцип, дай-то Бог понять хоть что-то. Но это проявление происходит в полной мере, любое проявление, полноценно по своей природе, без минусов полноценное проявление, даёт возможность помнить об этом все оставшееся время. Так происходит в каждую эпоху. Какие-то более известные проявления, какие-то менее известные проявления. Мы говорили, вот эта ачьюта-готра. Ачьюта-готра идет от явления Господа Чайтаньи, которое было 500 лет назад, идёт от этого. И на востоке, например, все знают это явление Чайтаньи, поэтому ачьюта-готра очень известно. Например, вот эта философия, которую мы изучаем, она находится вот в этой традиции ачьюта-готры, поэтому, а?

00:36:38 [Вопрос]: «[неразборчиво] название самой философии?»

00:36:41 [Рузов В. О.]: Нет, ачьюта-готра - это семья Господа Чайтаньи. Готра - это семья. А философия, мы говорили, Брахма Мадхава Гаудия сампрадая. Сама философия, если хотите её записать, называет «ачинтья бхеда-абхеда-таттва». Не хотите, ну ладно. Хотите, ну запишите тогда. Ачинтья, тире, бхеда, тире, абхеда, тире , таттва. Объяснять сегодня не буду, потом сами, ачинтья, тире, бхеда, тире, абхеда, тире, таттва, да. То есть прежде, чем изучать философию, сначала выучите её название, потом будем изучать саму философию. Это как в институте: «А ты на какой факультет-то поступил?» Студент: «Не знаю, не помню, как называется. Как-то называется. Буквы сказали, а как расшифровывается, не сказали. Ну главное, что поступил, нормально.» Потому что он сразу на 8 факультетов поступал, на тот, на который приняли. Так же и для нас в принципе не важно пока, всё это уже такие тонкости. Потому что, как я уже говорил, большинству это ничего не скажет. Если вы сейчас даже на собрании великих философов встанете и скажете, что вы изучаете ачинтья-бхеда-абхеда-таттву, то вряд ли это на кого-то произведёт большое впечатление. Ну сам принцип, хотя бы запишите.

Как проявляется жадность?

00:38:12 Поэтому Абсолютная Истина появляется не для того, чтобы проявить какую-то в общем-то наказательную функцию. Нет, наоборот, для того, чтобы дать надежду, чтобы дать медитативную функцию, чтобы было о чем подумать, о чем поговорить, чтобы было что вспомнить, чтобы было куда съездить в конце концов, даётся вот это физическое проявление. И как же нам правильно себя вести в этом мире, понимая, что Истина приходит к нам для того, чтобы именно помочь? Мы же себя должны ещё и вести как-то определённым образом. И в первую очередь, надо избавиться от настроения жадности.

00:38:54 Духовная культура предупреждает нас, что если человек при встрече сразу что-то просит, это не приносит ему большого результата. Это некультурно, сразу что-то просить. Когда мы с кем-то встречаемся, если мы сразу что-то просим, это некультурно. Вы кого-то встречаете, он сразу: «Дай 10 рублей» То есть это некультурно, надо хотя бы сначала о погоде поговорить, какая тёплая зима, сколько дней это ещё продлится и как хорошо, что я уехал из Сибири, да. А на юге Индии сейчас вообще 30 градусов, так здорово. «Ну дай 10 рублей, ладно.» То есть о чем-то нужно поговорить немного. Сразу просить некультурно. Необходимо какое-то общение. То есть просить, в принципе, не вредно, это нормально. Все что-то просят друг у друга, почему нет, это нормально. Но некультурно, когда сразу просят. Поэтому и культура взаимоотношений с Истиной примерно такая же.

00:39:58 Такое вот действие называется пратиграха, запомните, пратиграха, когда кто-то подходит и сразу говорит: «Дай 10 рублей», вы говорите: «А ну-ка пратиграха, иди отсюда». То есть это пратиграха. Прати, от этого слова противный, противоположный, то есть противостояние. То есть граха - это результат. Пратиграха - это то, что даёт противоположный результат. Не то, что 10 рублей тебе дам, вообще больше ко мне не подходи. То есть реально появляется желание с таким человеком больше не встречаться, да? Который все время подходит и что-то сразу просит. «Дай 10 рублей, как тебя зовут не помню» С ним просто больше не хочется встречаться. Вот это действие называется пратиграха, то есть приносит только одни проблемы. Когда человек сразу что-то просит, это приносит только одни проблемы. И в некоторых местах такое проявление считается не только некультурным, оно считается откровенно греховным. То есть это вообще в принципе раздел греховных действий. Это греховно.

Три вида богатства

00:41:01 Сейчас мы разберём это чуть по подробней, немножко отойдём в сторону. А разбирается 3 вида богатства, очень интересно. Лучшее называется белое богатство, среднее называется смешанное или пёстрое богатство, а низкое богатство называется чёрное, тёмное богатство. Три вида: белое, смешанное и чёрное. И то, которое получается от ученика за обучение, когда передаётся какое-то великое знание и человеку приходит эта благодарность, это называется белым богатством. То, что получается от дочери как приданое, занятое или пришедшее через продажу, через земледелие также, это считается смешанным видом богатства, то есть через торговлю. И если что-то выиграно в азартную игру, похищено, получено обманом, то есть как-то незаконно, считается тёмным богатством, чёрным богатством.

00:41:57 И соответственно результат разный. То есть, если человек использует в своей деятельности высшее богатство, светлое богатство, белое богатство, то человек получает максимальное благо от этой деятельности, к нему приходит максимальный результат. Его уровень счастья будет уровень божественного счастья, то есть он будет испытывать небесный уровень счастья. Если человек использует средний вид богатства, он также получает средний уровень радости, такое простое человеческое счастье. Но если он использует тёмное богатство, вот это греховное богатство, низкий уровень, то он будет наслаждаться как животное, то есть он животную форму радости получит. Животная радость, соответственно родится в следующей жизни животным. Есть разница.

00:42:51 Поэтому прежде чем что-то просить, и тем более у Абсолютной Истины, надо сначала что-то сделать. Это и есть культура взаимоотношений. В идеале вообще, культура описывает этот момент, в идеале культурный человек может взять только то, что ему предложили, и то потому, что некультурно отказываться от подарка. То есть культурный человек берет только то, что ему предложили, потому что некрасиво отказываться от подарка. А любое прошение, то есть попрошайничество наказывалось всегда, по культуре наказывается. То есть для себя просить нельзя. Была только одна форма прошения, это прошение для своего учителя, монашество называлось. То есть монах имел право пойти и просить для своей церкви, для своего учителя, он имел право это контролировалось. Сейчас мы видим такие тоже лжемонахи, они стоят где-нибудь в метро и обманно просят. На самом деле большинство из них тоже обманщики. Просто так по лицу видно, что человек не имеет никакого отношения к духовной традиции. Есть другие способы. Очень подозрительные церкви, которым нужно выходить и просить, понимаете, очень подозрительная церковь. В этом принцип.

00:44:27 Поэтому отказываться от подарка это тоже в своём роде . Поэтому, когда человеку что-то дают, он не может от этого отказываться. Вот это в общем-то некоторая культурная составляющая взаимообмена. И тонкость состоит в том, что отношения с Абсолютной Личностью тоже носят эту абсолютную природу. Когда мы с Абсолютной Истиной имеем дело, тоже появляется абсолютная природа. Поэтому духовное развитие – это не просто посвятить Истине пару дней своей жизни, нет. Духовное развитие – это посвятить Истине всю свою жизнь. В этом тоже есть некоторый абсолютный подход. Если мы хотим получить Абсолютную Истину, то мы должны что-то абсолютное предложить. Мы должны потратить на изучение этого всю свою жизнь. Посмотрите, даже какая-то материальная наука требует всей жизни, чтобы в ней разобраться. И чем больше человек в ней разбирается, тем больше он понимает, что он только в начале своего понимания этой науки. Посмотрите, это в общем-то и признак того, что человек в ней разобрался, он понимает, что он ничего не понимает в этой науке. Поэтому он продолжает и продолжает год за годом развиваться, фактически жизнь за жизнью. Мы говорили, чтобы стать настоящим профессионалом, нужно 3 жизни провести в какой-то науке, тогда она полностью раскрывается, становится понятной.

00:45:46 И в этом принцип отношений с Истиной. И каждый раз это происходит немного по-разному, каждый раз это происходит в разной ситуации. И есть вот эта некоторая скидка на то, как кому даётся какой-то вариант Абсолютной Истины. Поэтому мы говорили, есть ачарьи, да ещё. Даже когда даётся какая-то традиция, всё равно есть ачарья. Ачарья - это тот, кто объясняет как практично использовать Абсолютную Истину в этот конкретный промежуток времени. Ачарья дает примерно, это может быть на достаточно длительный период, может на несколько тысяч лет даваться даваться понимание. То есть практичность может поддерживаться несколько тысяч лет. Практичность это не дело одного года. Практичность имеет более широкие промежутки времени. Поэтому такие основательные личности могут задавать какие-то концепции на достаточно длительные сроки, пока это все полностью не разрушится. Когда разрушилось, опять приходится давать заново.

00:46:53 Поэтому мы видим, происходят эти явления в разные времена. Приходят святые, пророки, ещё кто-то, дают какие-то концепции. Нужно всё это уметь воспринимать вот в этом общем виде, немножечко со стороны посмотреть на это, чтобы понять саму суть данного явления, которое в этом стихе и раскрывается. Вот по этой части сейчас мне вопросы задайте. Это первая часть сегодняшней лекции. Такой концептуальный стих. Его тоже обычно наизусть учат. Один из таких основных стихов.

Ответы на вопросы

Почему традиции теряются?

00:47:43 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а с чем связана [неразборчиво] сама идея [неразборчиво], что учителя тоже деградируют или как, что некому передать эту идею. Куда она уходит? Люди не в состоянии длительное время сохранять вот эту высокую духовность, которая приносится [неразборчиво]?»

00:48:05 [Рузов В. О.]: К сожалению, да. Существуют ряд ситуаций, которые создаются исторически, что очень сужается канал передачи знания. Посмотрите, то есть тираны приходят, войны столетние идут, ужас. То есть передача знания требует достаточно серьёзного погружения, да, вот мы выяснили, да, что всё это передавалась. И когда наступают суровые времена, часто теряются какие-то традиции.

00:48:48 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

00:48:43 [Рузов В. О.]: Это последствия нашей деятельности.

00:48:47 [Вопрос]: «То есть это наш духовный выбор. Как мы идём по духовному пути, совершаем какие-то ошибки, да. То есть мы здесь свободны, когда [неразборчиво]»

00:48:54 [Рузов В. О.]: Последствия деятельности. Люди понаделали столько делов, что началась война, и все уничтожилось.

00:49:00 [Вопрос]: «Ну разве Бог это не предусматривает [неразборчиво]?»

00:49:02 [Рузов В. О.]: Нет, Бог говорит: «Ом шанти шанти шанти. Да будет мир, мир во веки веков и мир» Вот божественная мантра. А человек говорит: «Все мне мешают жить, надо всех поубивать» Посмотрите, противостояние стопроцентное. Бог говорит: «Шанти шанти шанти. Успокойтесь». Это Бог говорит: «Ом шанти шанти шанти хи. Мир, успокойся, успокойтесь все, успокойтесь». Как учитель в школу приходит и говорит ученикам: «Успокойтесь балбесы, успокойтесь». А они что делают весь урок? За косички дёргают, в рогатки стреляют, и в учителя ещё плюёт. Факт? Факт. Вот тоже самое происходит в мире, только в более серьёзном масштабе, понимаете? Кораблики в то море послали, ракету туда выпустили. Все тоже самое, только на уровне больших мальчиков и девочек, а принцип тот же.

00:49:59 Посмотрите новости, мальчики и девочки играют в войнушку, противостояние. Что делить-то? Все давно уже поделено, делить уже нечего, заметили? Уже делить нечего, уже все что можно разделили и попрятали, нет все равно, делят что-то, понимаете. За лучшее место все бьются. Ты у окошка сел, я тоже хочу у окошка сидеть, не помните, нет? Все начинают за места драться, за [неразборчиво], за то, за се, и начинается. То есть абсолютно детское поведение. Поэтому приходят проблемы, синяки, не хочется в школу ходить, [неразборчиво] проходит, тоже самое. Это не входит в задачу директора школы, чтобы все передрались. Наоборот, он ходит и всех успокаивает. Вы заметили, даже учителям не удаётся иногда успокоить детей, замечали? Вот не хватает. Поэтому и пророки приходят, такие трактаты пишут, там святых оставляют. А посмотрите, от церквей деться некуда, а народ не успокаивается. Посмотрите, на каждой улице уже церковь стоит, а народ не успокаивается. Но хотя все время говорится: шанти, шанти, шанти, успокойтесь, успокойтесь, успокойтесь. Но происходит конфликтность. Хулиганы, планета хулиганов, понимаете?

Откуда берутся хулиганы?

00:51:34 [Вопрос]: «А откуда они берутся эти хулиганы?»
[Рузов В. О.]: Это наши желания.
[Вопрос]: «Наши желания?»
[Рузов В. О.]: Наши желания, вот мы такие, хулиганье.
[Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а как весь вот этих [неразборчиво] в Кали югу там и так далее. А люди которые, это ну мы делаем или Кали юга нас превращает?»
[Рузов В. О.]:Не мы её не делаем, ни она нас. Это просто урок, определённый урок, пара, пара началась. Вот четыре пары.
[Вопрос]: «По расписанию.»

00:52:03 [Рузов В. О.]: Да, четыре пары по расписанию. Первая пара - Сатья юга, вторая пара - Трета юга, третья - Двапара юга, и четвёртая - Кали юга. На четвёртой видите, все уже уставшие, всем надоело все, всем хочется домой. Все ленивые, да. То есть даётся возможность каждому поприсутствовать на своей паре, в принципе. Поэтому мы достойны того времени, в котором родились, мы его достойные представители. Мы не случайно сюда попали, а вообще должны были не в это время жить и не в этой стране, не в этом городе и не с такой зарплатой. Нет, все достойно. То есть, как мы говорили с самого начала, первое, что мы должны понять,то, что все честно.

00:52:50 [Вопрос]: «То есть мы ждали этого времени, чтобы прийти именно в своё»
[Рузов В. О.]: Ну там ждали - не ждали, это уже, так сказать, другой момент. Но то, что все достойно и честно, это вот я могу гарантировать, все честно.
[Вопрос]: «[неразборчиво] »
[Рузов В. О.]: Да, все абсолютно честно, никакого обмана. Никто нас не подставил, не подхитрил. Никто нас не обманул, понимаете. А то эти там в Сатья югу понарожались, а нас сюда вот, а мы тут должны рождаться. Нет, никакого обмана нет. А они сейчас отсиживаются все в Гималаях, чаран дживы, те, кто жили в Сатья югу. Ждут следующей Сатья юги, понимаете? Да, дураков было мало. Поэтому они все сейчас отсиживаются, есть специальные места. Поэтому достаточно честно все происходит. Вот с этого и начинается раскрытие духовности, с того, что все честно. Вот если мы принимаем, что все честно, мы поймём Абсолютную Истину, то есть наше сознание раскроется в духовном направлении. Если мы не принимаем, что все честно, сознание будет раскрываться в материальном направлении, мы станем прожжёными материалистичными логиками, в этом принцип. Поэтому есть это некоторое непонимание друг друга, то есть человек с материалистичным сознанием не понимает человека с духовным сознанием, потому что абсолютно разные цели и задачи, то есть есть вот это непонимание, к сожалению.

Мы получаем то, что хотим

00:54:31 [Вопрос]: «[неразборчиво] если [неразборчиво] если человек ищет доказательства, что Бога нет, он их находит. И утверждается. А что тогда, его поворачивает на духовный путь, милость Бога?»

00:54:49 [Рузов В. О.]: Почему его должно что-то туда поворачивать? Не хочет и не поворачивается, это его личное желание. Тут никого не заставляют, тут никого хитростью не обманывают. Тут есть отклик на желание, тут исполняется желание. В принципе, материальный мир - это мир, где должны исполняться наши желания, вот они и исполняются, кривовато правда, но исполняются, понимаете? Мы хотели вот такого огромного, здорового и всеобъемлющего, мы получили маленькое, захудалое, хилое и облезлое. Ну что делать. Так сказать, чего достойны, того и получили. Но, в принципе, получили, чего хотели. И мы потом говорим: «Я же не об этом мечтал. Говорила мне мама», да? «Не может быть, чтобы я своими руками да замуж за этого человека» Мы получили, но мы получили достойный вариант, понимаете? Мы достойны того, что мы получили. Но, в принципе, из того, что хотели, понимаете. Это как магазин, мы идём в магазин, и там все виды игрушек, но мы получаем настолько, насколько у нас есть деньги. Но вот извини, тебе вот зайчика с барабаном. Я же хотел вон мишку десяти-метрового, плюшевого. Нет, зайчик с барабаном, такого, с батарейками, такого сумасшедшего зайца из рекламы, который на гору лезет. Очень похоже кстати, такая страшная реклама, очень похоже на современного человека: орёт, кричит, лезет куда-то, батарейки кончились, уснул. Ага, да.

00:56:48 [Вопрос]: «То есть наши желания осуществляются. Мы желаем, не понимая того, что мы желаем, что мы с этим потом будем делать. Нам дают и мы не знаем, что с этим делать, то есть [неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, это тема, я буду рассказывать в следующую субботу, как осуществляются желания.
[Вопрос]: «Я вот хотела спросить, [неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, вот это я расскажу в субботу, там много тонкостей есть интересных. Как они осуществляются, что, как. Это вот в субботу я расскажу, интересно там. Я уже приготовил её, никак не могу рассказать, буду стараться к субботе рассказать. Ага.

00:57:27 [Вопрос]: «[неразборчиво] биржевая торговля, к какому виду богатства относится - к смешанному или к чёрному?»
[Рузов В. О.]: Ну уже в ваших словах есть такая правильная нотка размышлений. Ну я не буду вас расстраивать.
[Вопрос]: «[неразборчиво] вы меня не расстроите, я этим не занимаюсь, [неразборчиво]».
[Рузов В. О.]: Вот тогда лучше и не спрашивайте. Много зависит от того человека, который этим занимается. Поэтому пусть он ко мне придёт, я с ним поговорю. Да, если хочет. Много зависит от человека. Ну в основном, конечно сейчас в общем-то, к среднему или к нижнему типу относится, слишком много обмана в этой среде, прямого обмана такого. То есть слов много, но иногда это ничем не подтверждается. Слова, вот все эти операции они могут не подтверждаться ничем. То есть всё это на некотором таком запредельном риске строится, что такое количество трагедий происходит в этом сегменте. Потому что все не подтверждено.

00:59:02 То есть всё это в общем-то началось тогда, когда перестала подтверждаться сама идея этого обмена, она ничем не подтверждена, понимаете. То есть мы обмениваемся бумагой. Поэтому я не хочу даже эту тему развивать, от неё голова сразу начинает болеть. Человек, который этим занимается, он знает всю эту подноготную, то есть все эти огромные сделки, они ничем не подтверждены. То есть если в действительности, как это тысячу раз происходило, если клиенты начинают требовать подтверждение, оказывается, что все эти сделки, это просто мыльный пузырь. То есть всё это так, на уровне взаимного молчания и понимания того, что всё это дутое, проводится. Не хочу даже вот эту тему подымать, просто голова начинает болеть и всем плохо становится. Поэтому те, кто понимают, они и так понимают, те, кто не понимают, пусть лучше не знают и спят спокойно. А иначе им не захочется деньги нести в банк. Пропадёт вера в банковскую ячейку. Лучше ему и не знать.

Любой бизнес - это игра

01:00:10 Те, кто профессионально занимаются, они много чего расскажут на эту тему. Когда мне рассказывают, мои друзья миллионеры, у меня волосы дыбом встают, как это все в реальности выглядит. То есть абсолютно не реальная игра, просто игра, как вот помните дети в фантики играли, вот сейчас бизнес - это игра в фантики. То есть эти фантики они не подтверждены реальными конфетами, в них нет конфеты, это просто фантик, а конфет нет. Поэтому сейчас сколько угодно фантиков заработать, а конфеты вы на них не обменяете так просто, тут же будет кризис банковский. Ну это так, если коротко, чтобы грустно не было, а то в начале нового года о грустном. Все говорят: «Когда будет кризис, когда?» Но как только ввели фантики в игру, вот кризис начался с этого момента.

01:01:10 Помните царский червонец, нет? Золотой, не помните? Такая маленькая монетка, как 10 копеек, чуть больше. Вот она была подтверждена. Она была прямо сделана из золота. А рубль помните? Помните, Пётр Первый дал рубль своему как его там, я уже забыл. Дал ему рубль, так тот купил своим родителям дом, корову, землю, поданных, на рубль, помните? Он ему просто из кармана кинул рубль с мелочью: «А на, иди». «Дай что-нибудь для родителей» «На рубль» И тот на рубль дом, корову, все купил. Вот подтверждённое было, ещё совсем недавно, в принципе. То есть реально, обмен должен быть реальный. Как только реальный обмен прекратился, все.

01:02:11 Поэтому, если скажем так, финансовые советы кому-то давать, то давайте всегда совет иметь в чем-то реальном, в своих сбережениях, что-то в чем-то реальном, в то, что хотя бы соответствует немножко этой идее обмена, то что, то что находится в схеме обмена. То есть вот на этот кусок чего-то можно купить вот столько килограмм сахара, столько килограмм соли, вот столько зерн. То есть это может меняться, но в любом случае, если какая-то штука, она связана на этом обмене с другими штуками, то это более менее честно. А когда это просто набор красивых японских фантиков от жвачки, или пробок от бутылок, дети играют в пробки, там шарики стеклянные, то есть всё это невозможно обменять. Если он пойдёт к родителям, он это уже не обменяет. И так же когда этих фантиков много накапливается и человек идёт к карме, чтобы это обменять, начинается великий кризис и все. Эти фантики забирают, и выдают другие фантики. Ну вот так обменные пункты, фантики на фантики. То есть абсолютно детское..., взрослые дядьки, тётьки, извините за выражение. Вот как вот мы лекцию начали, абсолютно детские вещи, настолько детское, вот просто смешно.

01:03:35 То есть абсолютно нереальные отношения. Бизнес-среда - абсолютно нереальные отношения. Все подвешено на ..., но убивают по-настоящему, вот в чем грусть. Убивают взаправду. Играют на фантики, убивают взаправду. Особенно это понятно, когда в какую-то другую страну приезжаешь на натуральные фантики. Видели вот когда незнакомые деньги, натуральные фантики. Абсолютно чувствуется фанты, вот натуральные. К своим ещё как-то привыкаешь, начинаешь их вес ценить, как-то а с ними сживаешься, свои родные фантики. А когда на чужие смотришь, абсолютно видно вот это вот. Это называется маха-моха, великая иллюзия. Даже так звучит нехорошо, маха-моха. То есть мхом покрытые фактически [неразборчиво]. Маха-моха, великая иллюзия.

01:04:36 Поэтому, если вы даже обратитесь к бизнес-среде, то вы найдёте множество документальных фильмов и того, и сего, и пятого, и десятого, где всё это раскрывается. То есть каждые полгода снимается новый фильм на эту тему, потому что время от времени кто-то выходит из иллюзии, пытаясь свои фантики обменять на конфеты, ему их не меняют, он удивляется. Когда фантиков мало, это как-то не сильно затрагивает, немножко фантиков, не страшно. Но много фантиков не держите, меняйте на конфеты все-таки.

Умение сделать правильный выбор

01:05:15 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, вы говорили про подарки. Вот то, что касается подарков, допустим в одном случае мне принесли подарок и я знаю, что человек вот просто нечестным путём добыл этот подарок. С одной стороны [неразборчиво] мы должны брать, с другой стороны, я знаю, что мне не хочется брать этот подарок. Как в этом случае нужно поступить, что нужно?»

01:05:44 [Рузов В. О.]: Это ваше решение. Если вы явно видите, если вы явно знаете, что это украдено или ещё что-то, вы можете сказать: «Я украденное не беру»
[Вопрос]: «Прямо так сказать?»
[Рузов В. О.]: Ну а что делать? Вот я бы сказал. Я вообще не хочу иметь дело с такими, то есть чтобы меня считали, что я готов в этом принять участие. Это ваш выбор. Это будет культурно. Последствия будут в любом случае. Возьмёте вы или не возьмёте, последствия будут. Как вы хотели, без последствий что ли? Последствия будут, чтобы вы не сделали в этом мире, будут последствия, понимаете? Поэтому просто ваш выбор, какие вы хотите последствия.

01:06:22 [Вопрос]: «[неразборчиво] я ещё скажу, что я не нуждаюсь в краденном»
[Рузов В. О.]: Это ваш выбор, я и говорю. Вы должны сами выбрать то, как вы поступите. Но если вы примите краденное, вы станете соучастником краденного. Вас в принципе могут и посадить даже. Почему вы думаете, что нет? Причём у некоторых людей, я не хочу даже вашу руку смотреть, у некоторых людей в карме написано, что если они примут участие в какой-то некачественной сделке, то все как-то выкрутятся, а он останется крайним. Есть такая карма. Поэтому когда такой человек один раз в жизни думает: «Ну ладно, ничего страшного, один раз в жизни» и ввязывается в какую-то цепь, то он крайним остаётся, все на него сваливают. И он ещё потом и как организатор идёт, понимаете.

01:07:28 Думаете мало таких историй? Очень много. Это я так просто, не глядя на вашу карму, просто. Поэтому если вы осознанно вступили в незаконное, вы понесёте наказание как соучастник. Поэтому как уже вы будете отказывать, ваше дело. Отказывайте прямо, косвенно, убегайте, говорите, что у вас уже такое есть, что угодно. Но если вы готовы быть соучастником, тогда приготовьтесь, карма придёт, ей не жалко, она не ленивая. Карма не ленивая, она сразу приходит, ей не лень, понимаете. Таких много ситуаций возникает.

01:08:22 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Не усугубляйте ситуацию, не усугубляйте. Ну [неразборчиво] не понятно как, не усугубляйте. Сам принцип, что если мы явно чувствуем, что мы становимся частью этого звена, вот не нужно. Это как знаете: «Ты просто постой, а мы все сделаем сами. Ты просто постой, чтобы никто не шёл, посмотри» Все вместе будем сидеть в конце концов. Поэтому ничего в этом приятного нет. Если даже кончиком своей одежды карма нас заденет по уголовному процессу, упаси Бог вообще. Это столько ужасов насмотритесь, упаси Бог. Те, кто попадали, те знают. То есть ничего весёлого нет, даже кончиком заденет, просто как свидетели пойдёте. А как вы хотели? Чтобы я вам конфетки дал? Нет, всю правду как она есть. Ещё вопросики?

Что происходит с душой в материальном мире?

01:09:45 [Вопрос]: «А вот когда душа падает из духовного мира, если вообще можно так сравнить, то она в какой части попадает материального мира, есть какая-то там последовательность, или это от желания там души [неразборчиво]»

01:10:03 [Рузов В. О.]: Она есть, но знание об этом не входит в раздел знания о возвращении в духовный мир. То есть это знание есть, но оно не является частью знания о возвращении в духовный мир. Поэтому оно не практично. То есть оно не приводит к возвращению. Ну как знание о том, как человек напился, не приводит к тому, чтобы головная боль прошла. Поэтому лучше и не надо это все вспоминать. Это не интересная история, это грустная история.

01:10:41 Поэтому в Ведах даётся предупреждение, что о старом, о прошлом человека нет смыла рассуждать. Есть смысл рассуждать о настоящем, потому что коррекция настоящего приводит к изменению в будущем. Размышления о прошлом в конкретной форме может быть изложено как было грустно, поступили неправильно. Ну и Бог с ним. Иначе это приведёт к критике, с самоуничижению и так далее, то есть ничего полезного в этом нет. Никаких вдохновляющих факторов в этом нет точно. То есть наше прошлое не имеет ничего вдохновляющего, оно грустное. Поэтому лучше думать о будущем, оно прекрасно. Прошлое грустное, а будущее прекрасное. А мы сейчас посерединке, то нам грустно, то весело, заметили? Потому что посерединке, между прошлым и будущем. Ну хотя бы уже чётко определились к какому будущему идти. Но ещё сзади немножечко морозит, а спереди обжигает, поэтому так вот посерединке между двух стихий.

01:11:51 [Вопрос]: «А я правильно поняла, что даже в отношениях о прошлом вспоминать [неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, это некультурно, потому что. в принципе, ничего не решает. Поэтому кто старое помянет - в этом принцип. Ага, ещё какой-то вопросик по сегодняшнему стиху? Что было не понятным? Не по этому стиху можно спросить.

В чем главная задача передачи знаний?

01:12:32 [Вопрос]: «А вот такой вопрос. Слушая, читая книги, в том числе [неразборчиво] я обратила внимание на то, что в разных религиозных традициях играет роль не столько истиность какая-то, фактор истинности, сколько то, что человек, погружающийся в это учение, хочет именно такого вкуса, именно такого вида знания, и он его получает».
[Рузов В. О.]: В чем вопрос?
[Вопрос]: «Вот как бы правильно [неразборчиво]?»
[Рузов В. О.]: Что человек хочет, то и получает. Но если это не будет истина, он получит не истинное. В чем вопрос?

01:13:25 [Вопрос]: «[неразборчиво] религия она же должна очищать человека, она должна вести его к Абсолютной Истине, но даже религии не всегда ведут к Истине.»
[Рузов В. О.]: Не понял. В религии не всегда ведут?
[Вопрос]: «Да».
[Рузов В. О.]: Вы о ком говорите, о религии или о религиозных деятелях? Определитесь.
[Вопрос]: «Ну о конкретных, наверное, идеях [неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: О идеях религии или о идеях религиозных людей? Определитесь.
[Вопрос]: «Наверное, тогда людей»

01:14:04 [Рузов В. О.]: Ну вот люди весёлые да все. Люди хотят прийти к Истине, но люди не всегда несут истину. Поэтому главная задача в передаче знания - это ничего не добавлять, не менять и не радостно доводить свои весёлые идеи. Никому не нужно наше весёлое понимание, потому что нас оно уже привело сюда, в это грустное место, понимаете. То есть мы со своими идеями уже сюда попали. Поэтому в задачу человека, передающего духовное знание, входит просто его передавать, именно передавать. Он не несёт, он его передаёт, понимаете, вот в этом некоторая разница. Если человек несёт знание, это опасно, потому что где он его взял, Бог его знает. А вот если он его передаёт, то просто осталось узнать от кого собственно говоря. Вот то, с чего начали, это называется цепь ученической преемственности. Тут уже можно узнать, поэтому есть традиционные школы, которые более менее за это отвечают, понимаете.

01:15:08 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, он должен быть в традиции, да. Как знаете сейчас в институты поступают. Человек идёт, и он читает объявление в газете: «Готовлю по математике к поступлению в МГУ». И вы звоните, и вам говорят: «Вот я преподаватель математики в МГУ, готовлю к поступлению» Все, осталось узнать цену вопроса. Все понятно, человек аккредитован, да. Он оттуда, поэтому куда попадет этот студент, если будет заниматься у этого преподавателя математики? Он попадет в этот институт: «Вы этого хотите?» «Этого» Все очень просто. Поэтому вы видите какого-то человека, он несет какое-то знание, вы его спрашиваете: «А в каком институте, в какой духовной традиции вы состоите? Как называется?» Если он может это вам четко объяснить и вы понимаете, что это такое, вы можете понять куда вы попадете. Все очень просто, никакой сложности нет. Если человек сам по себе, пуп земли, таких на каждой улице по 5-6, вот тогда он приводит к себе в институт, имени меня. Это называется институт моего великого эго, понимаете. Вы пришли к нему, на этом все закончилось. А он уже давно пришел сюда, и ему тут грустно. Это очень тупиково выглядит, понимаете. Поэтому все элементарно, ничего сложного. По аналогии можно все понять. В общем-то духовность дает возможность все понимать по аналогии, поэтому есть система притч, есть система историй, рассказов, аналогий, что дает возможность понять духовную систему развития, по аналогии можно понять.

Три вида желаний

01:16:58 [Вопрос]: «Вот что касается выбора учителей, то мы были очень не правы [неразборчиво] просто анализируя прошлое невозможно [неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Мы сваливаем это на прошлое, в действительности мы этого хотели. Вернемся к началу лекции. Мы это честно заслужили, мы этого хотели, мы это получили. Не нужно сваливать на прошлое, на отсутствие выбора или знаний. То, что мы хотели, мы честно получили. Поэтому нужно честно дальше с этим жить, и можно это даже не вспоминать. И никто вам этого не вспомнит.

01:17:43 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Не то, что улучшение, причём тут улучшение? Нужно работать над качеством своих желаний.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да. конечно. Но исполнятся они соответственно тому, чему мы заслуживаем. Поэтому не обижайтесь.
[Вопрос]: «Нужно [неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Вы не можете быть с ними осторожными. Они есть.
[Вопрос]: «Они есть, да?»
[Рузов В. О.]: Они есть. Поэтому вы должны просто знать, что с ними делать. Греховные желания вы должны терпеть и не планировать, понимаете. Человеческие желания, которые не греховные, вы должны осуществлять культурно, не причиняя никому вреда. А высоко духовные грамотные развивающие желания вы должны планировать и под руководством знающих опытных мудрецов приводить в жизнь так, чтобы не причинить никому опять-таки вреда. Вот примерно так вот.

01:18:38 Поэтому вы не можете контролировать само поступление желаний, к сожалению, потому что душа состоит из желаний. Поэтому они придут все, ваша задача их квалифицировать и вести себя в соответствии с этой квалификацией, понимаете. Вот на эти три группы их можно разделить. Греховные, не греховные и духовные, очень просто. Поэтому ещё раз это себе отметьте: греховные мы не планируем и не обдумываем, скажем так, не греховные мы осуществляем по всем правилам. Ну скажем, если йоги, то яма-нияма, если духовных традиции, то по правилам принципов или заповедей, да? Если это духовные желания, то мы обращаемся к мудрецам за советами, как правильно их осуществлять и их уже планируя, мы свою жизнь на это тратим. Вот примерно так это выглядит. А уже чтобы не перепутаться, можно, в принципе, советоваться время от времени. Ну я думаю, что в этом нет большой сложности.

01:19:42 [Вопрос]: «А не греховные что это?»
[Рузов В. О.]: Вот поесть, например, вам хочется, это же не греховно, поспать хочется, не греховно.
[Вопрос]: «А что значит не греховно?»
[Рузов В. О.]: Ну это значит, что их надо осуществлять культурно, по правилам, с ограничениями. Поэтому поесть - это одно, понимаете, да. А вот пожрать - это уже другое. Я думаю, что все прекрасно знают эту границу.
[Вопрос]: «Но почему-то переходят»
[Рузов В. О.]: А вот тут оно становится греховным. Греховное значит что? Тут же включается закон кармы, тут же приходят последствия. То есть тут же ну человек разбегается и бьётся головой об стенку.

01:20:26 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, вот в этом. Потому что если вы поели, все хорошо, если переели живот болит, тут все очень просто, не сложно. Если вы выспались - все хорошо, если вы переспали - голова болит.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, все очень просто. А в крайнем случае СПИД.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, то есть много разных грустных последствий.

01:20:58 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Сампрадая, да.
[Вопрос]: «Вот Брахма Мадхава Гаудия Чайтанья Прабхупада, да? С Брахмой понятно. Кто такой Мадхава?»
[Рузов В. О.]: Мадхава - ачарья.
[Вопрос]: «А Гаудия?»
[Рузов В. О.]: Гаудия - это Чайтанья. Гаудия Чайтанья. Мадхава, Брахма Мадхава Гаудия Прабхупада сампрадая, да»
[Из зала]: «Спасибо».
[Рузов В. О.]: Чайтанья лишнее будет. Это Мадхава, Гаудия уже значит Чайтанья.
[Вопрос]: «Это не нужно, да?»
[Рузов В. О.]: Это одно и тоже. Ну да, можно хоть вместе, не страшно, но это одно и тоже значит, просто другими словами.
[Из зала]: «Спасибо».
[Рузов В. О.]: Гаудия - это Чайтанья сампрадая. Это разными словами называется.

01:21:46 [Вопрос]: «А можно спросить. Вот вы говорили, что Абсолютная Истина защищает сознание. А сознание защищает на уровне того, что появляются трактаты новые [неразборчиво] или каждого человека ведёт Бог, для того, чтобы объяснить, ну хотя бы единомышленников».

01:22:06 [Рузов В. О.]: Я понимаю, да. Речь немножко не о том шла. Защищённое сознание - это сознание, у которого есть возможность думать о возвышенном, вот это защищённое сознание. То есть о чем мы думаем, туда мы и идём. Поэтому сознание защищено, если есть о чем-то возвышенном думать. Соответственно, если нам не о чем думать, сознание не защищено, мы думаем о всякой гадости, очень просто. Поэтому вот даётся эта защита, даётся много о чем думать. Например, посмотрите как Веды даны, сто тысяч произведений, есть о чем подумать, явно.

01:22:39 [Вопрос]: «[неразборчиво] эта книга, она и дает [неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Да, конечно. Бхагавад-гита - это защита ума. Если мы думаем о Бхагавад-гите, мы идём к чему? К решению жизненных проблем. В конце Бхагавад-гиты говорится, где присутствуют Кришна, великий йог и Арджуна, великий лучник, обязательно будет победа. То есть эта книга для победителей. Хорошо звучит, в современном духе, книга победителей, факт абсолютный. То есть это знание предназначено для победы, абсолютный факт. И Бхагавад-гита дает эту гарантию. Если человек будет пользоваться этим знанием, он будет побеждать. Поэтому что если мы хотим победить, то мы и победим. Но это знание о победе.

01:23:32 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Что хотите, ваш выбор. Каждый с чем-то своим борется.
[Вопрос]: «Ну себя победить».
[Рузов В. О.]: Ну себя победить.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Над чем хотите. Знание о победе - это знание о победе. А уж куда вы его направите. Поэтому все изучают Бхагавад-гиту, добрые люди, не добрые люди тоже изучают.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Что значит разрешается? Никто никого не спрашивает.

01:24:09 [Вопрос]: «Можно тоже вопрос? [неразборчиво] сегодня первый раз [неразборчиво] впервые познакомилась с вами. А вот у меня такой вопрос. Вы очень много говорите о карме. И я хотела бы узнать, а какие есть выходы из кармического круга. Вот йоги, например, это практики, да, [неразборчиво], мантра йога, прочие йоги. А вот как вы считаете, какие ещё есть?»

01:24:36 [Рузов В. О.]: Йога дает выход из кармы в состояние акарма. Акарма - это значит нет кармы. И йога, что такое йога? Йога - это память о Боге, вот это йога. Если человек помнит о Боге, он в йоге находится. Если человек не помнит о Боге, он в Майе находится, в иллюзии. Поэтому йога - это поступенчатое развитие в себе памяти о Боге. Поэтому если человек помнит о Боге на 100%, он на 100% вышел из состояния кармы, это называется акарма, или ещё есть другое название Кришна-карма, понимаете. Если есть какая-то память о материальном, если есть какие-то материальные желания, материальные мечты, значит настолько скажем одной ногой или по пояс человек находится в карме и получает эти последствия. Так объясняет теория йоги. Поэтому есть эта поступенчатость, человек должен успокоиться, то есть перестать совершать глупости. Поэтому йога сутры начинаются с этого, чита вритти ниродха, говорит нужно успокоить своё сознание. Что это значит ? Перестать совершать грех. Поэтому йога начинается с уровня яма-ниямы. Человек должен перестать совершать грех. Он должен успокоить своё сознание по средством практик, пусть это будет асана, пранаяма.

01:25:56 [Вопрос]: «[неразборчиво] А вот ваше мнение какое?»

01:25:58 [Рузов В. О.]: Я объясняю, и дальше он должен приступить к медитации. К медитации на что? На Бога. Вот йога. Поэтому если он сможет это достичь за все последующую стадию, он достигает высших ступеней самадхи. Самадхи - это 100% концентрация на Боге. В этот момент происходит даршан - он видит Бога в своём сердце и достигает совершенства восьми-ступенчатой йоги. В этом принцип. Поэтому в общем-то в любых трактатах об этом рассказывается, ничего сложного, нет другого варианта, его просто нет. Потому что трактаты одни и те же, написано одно и тоже. Есть, иногда есть стойкое нежелание не замечать того, что описывается в трактатах о йоге из-за нежелания следовать яме-нияме. Как правило проблема современной йоги - человек не хочет следовать яма-нияме, поэтому пытается найти другую цель йоги, например, здоровье.

01:26:59 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Ну да, вот видите.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В. О.]: Любой человек, который пришел в йогу, всё равно умрет, не хочу вас расстраивать. А причём будет болеть и умрет, да. Но то, что дает здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни дает ясность сознания на глубоких этапах старости, вот это действительно дает, если мы говорим об эффекте здоровья. Очень интересно, да. Поэтому главная цель все-таки медитация. Поэтому первые ступени человек должен очень быстро пройти, чтобы подойти именно к стадии медитации. Для медитации должен быть успокоенный ум. Но если есть материальные желания, человек не может медитировать, ему некогда, он по часам медитирует, когда закончится медитация, столько дел, фильм вечером интересный, когда закончится, йоги нервные все сидят.

01:28:16 Самая большая проблема, мне рассказывали, в йоге это то, что когда большие клубы йоги, в общем-то самая большая проблема это попросить их оставить часы в раздевалке. Йоги не соглашаются без часов идти на занятия, нервничают все время. Поэтому не просто часы не оставляют, нужно им вешать на занятиях большие настенные часы, и тогда они успокаиваются, все нормально. Поэтому успокоить ум может только приступив сразу к размышлениям о Боге. Поэтому в этом была идея сегодняшней лекции, что для этого Бог и приходит в этот мир, чтобы дать это размышление, чтобы дать эту медитацию, чтобы было о чем подумать, в этом принцип. Спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 20 June 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 07 January 2014